Социокультурные аспекты феномена музыкального языка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Брылева, Наталья Анатольевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат культурологии Брылева, Наталья Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. МУЗЫКА КАК КУЛЬТУРНО-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА.
1.1. Музыкальный язык в контексте знаково-языковой теории.
1.2. Системность музыкального языка.
1.3. Коммуникативность музыкального языка в культуре.
ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОДА ЭПОХИ.
2.1. Художественная картина мира и стилистические особенности музыкального языка.
2.2. Универсум времени в музыке.
2.3. Музыка в социокультурном бытии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Музыкальный текст как культурно-исторический феномен2001 год, кандидат культурол. наук Инкижекова, Мария Сергеевна
Темпоральность музыки как предмет философско-культурологического исследования2005 год, кандидат философских наук Петинова, Марина Александровна
Онто-гносеологические и аксиологические основания языка музыки2009 год, доктор философских наук Лазутина, Татьяна Владимировна
Процесс символизации в музыке2003 год, кандидат философских наук Лазутина, Татьяна Владимировна
Музыка и слово: проблема синтеза в эстетической теории и художественной практике2010 год, кандидат философских наук Алексеева, Мария Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурные аспекты феномена музыкального языка»
Актуальность темы исследования обусловлена особенностями понимания языка музыки в пространстве культуры. Музыкальные звуки это не только способ восприятия и осознания содержания музыкального творчества, но и осознание человеком самого себя, своей сущности и своего предназначения.
В современном музыковедении представлен обширный материал по исследованию конкретных форм проявления музыкального языка, требующий обобщения и систематизации. Выявляется потребность в анализе феномена музыкального языка, включающего процесс создания и потребления знаков. Созрела необходимость выявления роли музыкального знака как элемента музыкальной культуры, составляющей значительную часть культуры как таковой, а также выявление особенностей отражения музыкального языка в социокультурных реалиях.
Музыка выражает разнообразие мира человеческих чувств, эмоционально-духовную сущность человека, при помощи сложной системы знаков, эволюционирующих при определенных обстоятельствах в устойчивую символику. В музыкальном искусстве представлены различные знаковые совокупности, в которых обнаруживаются как единичные знаки, так и знаковые системы. Они репрезентируют как пространственно-временные формы бытия музыки, сопряженные с другими формами бытия культуры. В результате представляется необходимым рассмотреть музыкальный язык в его различных аспектах - семиотическом, коммуникативном, а таюке информационном. В настоящей работе большой акцент делается на семиотический аспект музыкального языка. Семиотика музыкального языка во многом детерминирует глубину содержательность взаимосвязи музыки и культуры в целом, реализуемую через коммуникативные и информационные каналы.
Каждая культурная эпоха порождает свой язык, свои социокультурные нормы, и музыка не является исключением. Г.Г. Гадамер в работе «Язык и понимание» отмечал, что когда история, всякий раз надевает сапоги-скороходы, возникают явные приметы нового языка. Подобные механизмы задействованы и в музыкальной культуре. Например, сочинения Ф. Шуберта, Ф. Листа, Ф. Шопена, Ф. Мендельсона, Р. Вагнера порождают новый взгляд на музыку, со своим эпохальным музыкальным языком, формой, сюжетикой, семантикой. При этом формирование новых тенденций в языке музыки не всегда безболезненно воспринималось обществом, в котором уже сложились определенные стереотипы восприятия. Новый язык вносит помехи во взаимопонимание. Но в процессе коммуникации проблема нового музыкального языка, новых выразительных приемов, оборотов и смыслов устраняются. В общем семантическом и культурном- поле происходит формирование единого смыслового пространства, которое позволяет «поднять» на востребованный уровень понимания музыкального языка в культуре.
Важной проблемой является так же поиск критерия для выделения музыкальных интонаций, знаков, символов в определенную систему, которую общепринято определять как музыкальный язык. К настоящему времени еще не до конца понят механизм детерминации музыкального знака в разных исторических эпохах, традициях, стилях. Часто и много говорится о функциях, свойствах музыкального знака (реже символа), но не всегда раскрывается его зависимость от изменений, происходящих в музыкальном искусстве. Рассмотрение соотношения инвариантных и уникальных черт, присущих музыкальному символу в разные исторические эпохи. Не может быть плодотворным без обращения к различным наукам, в том числе и к культурологии.
Культурологический подход в анализе феномена музыкального языка в социокультурном контексте времени предполагает обоснование взаимообусловленности характерных черт музыкальной культуры в процессах культурогенеза и его ценносто-смыслового содержания в конкретных исторических формах бытия культуры.
Степень разработанности проблемы. Вербальный и музыкальный языки являются одной из важнейших культурных составляющих многообразных форм самовыражения человека. Феномен музыкального языка опосредован ценностным и семантическим содержанием культуры как способом человеческого существования. В музыке и. музыкальном языке отражаются процессы изменения мироощущения и миропонимания. Культурологический подход в исследовании музыкального языка и форм его конкретного социокультурного выражения предполагает выявление сущностных значений в поле ценностных и других смыслов человека культуры.
Спектр работ, посвященных специфике языка, знака и символа очень разнообразен. Следует отметить, что роль вербального языка в культуре состоит в его фундаментальном значении для бытия культуры. Язык здесь выступает как саморегулирующееся, самопорождающееся и самодостаточное явление, и вместе с тем как социальное образование, отражающее быт, нравы и традиции его носителей.
Знаково-символические исследования природы языка становятся центральными в работах И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга. И.Г. Гердер вошел в историю лингвистики как создатель первой исторической теории языка, повлиявшей в дальнейшем на теорию языка В. Гумбольдта. Идеи В. Гумбольдта, о связи языка с мировоззрением народа, нашли отражение в дальнейшем в психологическом направлении языкознания. По мнению JI. Нуаре и Г. Гейгера, именно восприятие лежит в основе возникновения языка, а мимика явилась праосновой для этого. Французский исследователь Б. Дадье отмечал, что в языке воссоздается чувственная картина мир, окружающая человека. В подобном ключе высказывался и JI. Леви-Брюль, указывая на чувственно-наглядое мышление первобытного человека.
В XIX - XX вв. повышенный интерес к языку, знаку и символу проявляют Ф. Ницше, О. Шпенглер, Э. Кассирер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, Ч. Пирс, К. Леви-Стросс, М. Фуко, К. Ясперс, Г. Спенсер, Г. Риккерт, Э. Бенвенист, Ч. Моррис, Э. Тэйлор. Ф. де Соссюр считал необходимым изучение знаков, законов по которым они «действуют» внутри общества. Как следствие он выделяет в языке дихотомию «язык - речь», тем самым, разделяя функции и качества языка. Ч. Пирс в качестве основы для систематизации знаков и символов предлагает взять характер смысловой нагруженности и способность выражать определенное значение.
В русской философской мысли понятие языка, знака, символа исследовалось П. Флоренским, Ю. Лотманом, Д. Лихачевым, Б. Успенским, Г. Шпетом, А. Лосевым. М. Бахтин развил теорию речевых жанров. Как новую ступень культуры понимал символизм А. Белый. А. Потебня видел в языке посредника между миром и человеком
Язык представляет собой одно из средств передачи информации, заключающей в себе смыслы и ценности культуры. Об этом писали Э. Пропп, В. Гумбольдт, Г. Гадамер, Э. Кассирер, Г. Спенсер, Г. Лессинг отмечал, что по отдельности звуки не являются знаками, ничего не выражают, но «выстроенные» в последовательность, они способны вызывать определенные чувства (удовольствие, тревогу). Теоретико-информационный подход к искусству представлен в работах А. Моля, И. Рудь, И. Цуккермана.
Знак и символ рассматриваются как единицы коммуникации в работах А. Лосева, Ю. Лотмана, Э. Лича, Как неотделимую часть контекста рассматривал слово Г. Шпет. Э. Лич относит музыку, архитектуру, моду к невербальным параметрам культуры, организованным -в так называемые «модельные конфигурации», заключающие в себе закодированную информацию. Статус деятельности приобретает знак у М. Петрова.
А. Пятигорский рассматривает знак как неотделимую составляющую процесса интерпретации, где знак не существует вне этой интерпретации. Б. Успенский определяет понятие знака его местом в системе языка, его отношением к другим единицам этого же языка.
Коммуникативную роль искусства и эстетического в культуре выделяли М. Бахтин, В. Библер, М. Каган, Г. Гадамер, Ю. Борев. Ю. Лотман предлагал взглянуть на культуру как на текст или как на совокупность языков, где каждый представитель культуры выступает своего рода «полиглотом».
Проблема музыкальной семантики может рассматриваться только в контексте культуры. Такой точки зрения придерживается Г. Орлов. Как разновидность художественного символизма рассматривает музыкальный язык С. Лангер. М. Вейц считает, что музыка это система представляющая определенный элемент человеческого опыта. А. Сохор указывал на определенную социокультурную обусловленность музыкального языка. В этом же ключе высказывается Г. Тараева, предлагая рассматривать язык как некоторый код, выработанный социальной и художественной культурой общества. Как «незнаковую семиотическую систему» основанную на стереотипных связях предлагает рассматривать музыкальный язык М. Арановский. Подобной точки зрения придерживаются Б. Гаспаров, Ю. Степанов, Л. Березовчук, Ю. Борев. Со стороны эстетической ценности слова и тона рассматривает музыку Л. Мазель, опираясь на тезис, выдвинутый Б. Асафьевым об интонационной природе музыки.
Процесс знакообразования инициирует проблему интонации в музыке. Вопросами интонации занимались А. Лосев, П. Флоренский, М. Михайлов, Е. Назайкинский, М. Арановский, Е. Герцман, В. Холопова, Л. Березовчук, Т. Чередниченко, В. Медушевский И. Стогний, Ф. Арзаманов. П. Флоренский трактовал понятие интонации как мыслеформу. Об интонационной природе музыки писал Б. Асафьев.
Еще одной важнейшей составляющей музыки является время. Оно является имманентной характеристикой музыкального произведения. В XX веке категория времени приобретает в музыке новое качество, позволяющее говорить о специфическом музыкальном времени, в котором раскрываются суть звуковых процессов, смысл музыкального произведения. Временная сторона музыки раскрывает качественное отношение ко времени, представленное в культуре. В свою очередь проблема времени в музыке связана с проблемой отражения действительности в музыкальном творчестве, что выражается через ее язык. Сфера музыкального диалога ставит перед лицом необходимости анализа музыкальной коммуникации в социокультурном контексте.
Вопросы структуры музыкальной культуры, стилистики, категории музыкального времени и пространства рассматриваются в работах В. Холоповой, JI. Мазеля, В. Цуккермана.
Социокультурный аспект времени представлен в работах М. Бахтина, А. Гуревича, Д. Лихачева, А. Лосева, М. Кагана, Н. Джохадзе. Особенности взаимоотношения культуры и музыки невозможно раскрыть во всей полноте без обращения к проблематике культурной картины мира, формирующей общие закономерности художественного процесса и стиля. Эти вопросы затрагивали в своих работах Ю. Барабаш, Э. Лич, Ю. Степанов, А. Лосев, Г. Гегель, Э. Гуссерль, С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, X. Ортега-и-Гассет, М. Вебер, О. Шпенглер, К. Леви-Строс, Ж. Фуко, О. Кривцун, П. Сорокин, Е. Кукушкина, А. Соколов. Проблемами музыкального стиля занимались В. Конен, М. Лобанова, В. Медушевский, М. Михайлов, Е. Назайкинский.
Как часть трудового процесса рассматривал музыку Р. Грубер. С «теорией выкриков», ритмикой или пластикой движения связывали возникновение музыки К. Бюхер, К. Штумпф, Р. Валлашек, Ж. Комбарье, Г. Спенсер. Музыка как магия, как показатель гармонии мира представлена в мифологии как западных, так и восточных народов. Это отмечал в своей работе Золтай Денеш и М. Кравцова.
Проблема настоящего исследования заключается в том, что музыкальный язык как феномен социального бытия и культуры представлен двумя пластами: знаковым, который со времени изобретения нотной записи остается достаточно устойчивым, и семантическим, который изменяется в зависимости от характера конкретно-исторической эпохи. Отсюда противоречие между семиотикой и семантикой музыкального языка, которое необходимо раскрыть, и которое опосредуется в сознании исследователя уровнем развития науки в целом, и культурологии в частности.
Объектом исследования является феномен музыкального языка и его эволюция в истории культуры.
Предметом исследования выступают мировоззренческие, семиотические, коммуникативные, информационные и аксиологические аспекты музыкальной культуры в социокультурном бытии.
Цель исследования заключается в исследовании форм выражения музыкального языка в социокультурном контексте эпохи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:
1. Эксплицировать основные концепции и теории в изучении феномена музыкального языка.
2. Проанализировать коммуникативную и информационную природу музыкального языка.
3. Выявить стилистические формы бытования музыкального языка в культуре как способов восприятия и отражения художественной картины мира.
4. Исследовать специфику времени в музыке как имманентной части художественной культуры.
5. Раскрыть особенности отражения музыки и музыкального языка в социокультурном бытии.
Методологическая основа исследования заключается в использовании метода системного анализа, методов исторического и логического, категорий целого и части, герменевтических процедур. Это позволяет выявить взаимосвязи музыкального языка и социокультурной реальности, что является основанием для форм закрепления и хранения музыкального творчества в памяти культуры, а также детерминировать конкретные формы музыкальной культуры в различные исторические эпохи.
Музыкальное творчество выступает как целостный-феномен культуры. На различных стадиях проведения исследования использовались также общенаучные методы - анализ и синтез, обобщение и др.
Сравнительно-исторический подход, с одной стороны, позволил подойти к анализу предпосылок процесса формирования и развития музыки, музыкального языка и его функций, а, с другой, представил общее и особенное в музыкальном языке в системе художественной культуры.
В работе широко использовался аксиологический метод в анализе музыкальной культуры как составляющей культуры в целом.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Выявлены и проанализированы функциональные особенности и характер музыкального языка: самоценность музыкальной мысли; тенденции от тональной к атональной музыке, обусловленные дискретностью социокультурного пространства XX в.; противоречивость между формой и содержанием музыкального произведения, возникающее при использовании устойчивых традиционных форм и трансформации их содержания в XX в; и выражение социальной нестабильности в реминисцентности и цитированности музыкального творчества и языка.
Характер его взаимодействия с вербальным языком в культуре обнаруживается через контекстуальность художественной речи, отсутствие четко закрепленного знака в музыкальном языке, что увеличивает его семантические возможности.
2. Продемонстрировано, что особое значение имеют такие эвристические возможности музыкального языка как семантическая вариабельность или полисемантизм, открытость (например, использование 12-ти тоновой системы у А. Шенберга, А. Веберна, А. Берга), как важного фактора раскрытия сущности художественной культуры в целом.
3. Выявлено, что в процессе формирования и функционирования социокультурных систем востребованы новые формы и функции культуры -«поп-музыка», «музыкальный авангард», использование фольклора в «роковой обработке» и пр., которые отражаются в произведениях музыкального искусства, выражающих культурную динамику.
4. Обоснован статус музыкальных коммуникаций в культуре заключающейся в том, что: музыкальное произведение признается как информационная система; наличествуют технологические основания музыкальных информационных каналов; распространенность музыкального образования есть условие эффективной передачи музыкальной информации; расширяются формы психо-музыкальных потребностей в оформлении различных видов информации.
5. Аргументировано, что адекватное восприятия музыкального сообщения достигается путем «декодирования» через художественный контекст разнообразных музыкальных направлений, школ, стилей в рамках определенного типа художественной культуры.
Положения выносимые на защиту.
1. Исследования искусствоведов, музыковедов, ограниченные методологией соответствующих наук, не позволяют выделить музыкальный язык в его всеобщности как объект для исследования. Обращение к семиотике и семантике музыки как одной из форм культуры создают условия для выявления устойчивых единиц художественных смыслов и говорить о музыкальном языке как о феномене культуры.
2. Культурная картина мира строится на основе специфических языков культуры данной эпохи - архитектуры, живописи, скульптуры, литературы и др., и языка музыки в том числе. Музыкальный язык в этом случае выступает как средство для раскрытия особенностей музыки как формы культуры.
3. Обусловленность эволюции музыкальной практики от традиционных форм художественной культуры определяет конкретику выражения смыслов музыкального языка.
4. Диалог и коммуникация являются основными средствами передачи информации в культуре. Однако в музыкальной коммуникации помимо передачи смыслов присутствует и передача эмоций.
5. Основной формой трансляции информации в музыке является интонация.
Теоретическая значимость определяется результатами анализа социокультурных аспектов музыкального языка. Они вовлекают в сферу культурологического исследования представления о специфике музыкального языка, его функционирования в культуре, посредством чего конкретизируется содержание основных позиций семиотики и семантики, их значимости и их функций в культурологии. Как следствие расширяется понятийный аппарат культурологии, музыковедения, истории и педагогики. Использование традиционных методов исследования - системного, аксиологического, герменевтического, подтверждает их эффективность в научных исследованиях, раскрывает их методологический потенциал в науке, искусствоведении, музыковедении. Это способствует интегральным процессам в науке и искусстве, науке и культуре в целом.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования его материалов в преподавании культурологии, музыковедения, а так же при подготовке спецкурсов по культурологии, истории и теории музыки, педагогике и проблемам музыкального образования.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на Всероссийской научно - практической конференции «Наука, образование в системе культуры» (Красноярск, 2003); Всероссийской конференции «История, культура, общество» (Красноярск,2004); «Молодые ученые - науке Сибири» (Красноярск, 2006); Всероссийской научной конференции «Наука, образование в системе культуры: Сибирь и Россия: Освоение, развитие, перспективы» (Красноярск, 2006)
Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре культурологии и философии науки Красноярского государственного • аграрного университета.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Информация, коммуникация, трансляция в социокультурных процессах современного общества2001 год, доктор культурол. наук Саяпина, Ирина Анатольевна
Музыкальный текст как знак культуры2002 год, кандидат культурологии Лисенко, Ирина Юрьевна
Герменевтические возможности музыкальной коммуникации2010 год, кандидат философских наук Бабич, Ирина Анатольевна
Комическое в музыке как феномен истории художественной культуры2009 год, кандидат философских наук Горячева, Татьяна Анатольевна
Звукоорганизация музыки XX века как объект семиотики2009 год, доктор искусствоведения Саввина, Людмила Владимировна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Брылева, Наталья Анатольевна
Заключение
Результаты диссертационного исследования видятся прежде всего в раскрытии значения культурологического подхода в формировании представлений о феномене музыкального языка и его отражения в социокультурном контексте эпохи. Это позволяет сформулировать следующие выводы:.
1 Музыкальный язык предстает одной из знаковых систем культуры. Формы музыкального мышления базируются на понятии «музыкального языка», отличающегося как от вербального, так от формального, и от других форм языка. Музыкальный язык представляет собой систему со сложной формой организации музыкальной ткани. Музыкальная знаковость имеет ряд особенностей, обусловленных специфическим характером материала, что позволяет говорить об особой знаковой системе, с определенными закономерностями. Являясь самоорганизующейся системой, в музыкальном языке трудно выделить дискретные единицы, тождественные словам в вербальном языке. При этом существует возможность формирования музыкальных стереотипов, имеющих устойчивое семантическое значение, но они во многом будут зависеть от контекста. Невозможно изъять часть музыкального текста, не разрушив смысловое содержание всего произведения в целом, так как элементы музыкального целого функционируют в постоянной взаимосвязи друг с другом, и контекстом в целом. В результате невозможно создать «словарь музыкального языка». Таким образом, использование термина «музыкальный язык» возможно в метафорическом плане.
2 Музыкальная культура - сложный системный объект, определение и изучение которого не может ограничиться ни сферой техники музыкально-творческой деятельности, ни областью психологических закономерностей восприятия музыкального смысла. Лишь в контексте социокультурного бытия человека возможно раскрытие особенностей трактовки музыкальной культуры.
3 Эвристические возможности музыкального языка раскрываются в широких и емких кодах, в виде отдельных приемов, синтаксических конструкций, жанров, стилей. Эвристические функции музыки заставляют слушателя «заполнять информационные лакуны», додумывать, достраивать в своем воображении ту картину, которую раскрыл в своем произведении композитор.
4 Общественно-музыкальные практики имеют важное значение в процессе формирования и функционирования социокультурных систем. Они во многом зависимы от традиционных форм художественной культуры, от конкретной музыкальной практики, бытующей у того или иного народа. Эти смыслообразующие формы определяют конкретику выражения в произведениях искусства.
5 Музыка является одной из форм коммуникации. Но сложность заключается в том, что музыка не материальна, и музыкальный язык, в силу своей специфики, не имеет таких возможностей в плане передачи информации, как вербальный язык. Музыкальная коммуникация всегда представляется как сообщение, которое невозможно перевести на другой язык в силу специфичности музыкального языка. Интонация является основной формой отражения информации в музыке. Совокупность ресурсов, обеспечивающих музыкальную коммуникацию как способ художественного отражения и выражения, представляет собой гибкую систему, тесно связанную с конкретным многомерным содержанием социокультурного процесса.
Поставленные в работе задачи о теоретической и практической значимости культурологического метода в исследовании феномена музыкального языка и его отражения в социокультурном контексте эпохи, диссертант считает выполненными, так как: 1) анализ основных концепций, связанных с вопросом рассмотрения музыкального языка с культурологических и мировоззренческих позиций показал свою эффективность; 2) исследование информационных и коммуникативных аспектов музыкального языка выявило практические сферы его применения; 3) имманентная составляющая бытия музыки определена временным фактором; 4) показано, что особенности восприятия и отражения художественной картины мира преломляются в музыкальных произведениях и языке музыки; 5) представлено, что основной системой, в рамках которой может рассматриваться феномен стиля, выступает соотнесенность содержания и формы ценностно-смысловых категорий человека и социокультурной среды, как в историческом, так и в личностном аспектах. И какими интонациями «насыщена» эпоха, те же интонации будут отражены в музыке.
Становление культурологической концепции позволяет наметить перспективные пути дальнейшей работы в рамках поставленной проблемы. Предметами специальных культурологических исследований могут стать: язык и текст как механизмы отражения и закрепления социокультурного опыта; особенности восприятия художественной культуры в информационно-коммуникативном поле культуры; возможность деформализации социогуманитарного знания при использовании культурологического подхода в обнаружении семантико-аксиологических характеристик текстов культуры.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Брылева, Наталья Анатольевна, 2008 год
1. Абсалямов, М.Б. Мифы Древней Сибири / М.Б. Абсалямов. -Красноярский гос. агр. ун-т. Красноярск, 2004. - 304 с.
2. Адорно, Т. Избранное: Социология музыки / Т. Адорно. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - 445с. - (Книга света)
3. Акопян, К.З. Феномен творчества: историко-лингвистический аспект/ К.З. Акопян // Философские науки. 2006. - № 6. - С.61-70. -
4. Андреев, Л.Г. Импрессионизм / Л.Г. Андреев. М.: Московский университет, 1980. - 250с.
5. Античная музыкальная эстетика / Вст.очерк и собрание текстов А.Ф.Лосев; предисловие и общ.ред. В.П.Щестаков. М.: Гос.муз.издательство, 1960. - 304с. - (Памятники музыкально-эстетической мысли)
6. Арановский, М. Г. К изучению музыкальной логики как явления культуры / М. Арановский // Методологические проблемы науки и культуры. Вып. 4. Куйбышев.: 1979. - С .140 - 150 .
7. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления; сост и ред. М.Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. - С. 90 - 129.
8. Арановский, М.Г. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 гг. / М.Г. Арановский; исслед. очерки. -Л.: Сов. композитор, 1979. 287 с.
9. Арзаманов, Ф. О некоторых особенностях новаторства в музыкальном творчестве / Ф.О. Арзаманов // С.С. Скребков: Статьи и воспоминания. М.: Сов .композ., 1979. С .92-115.
10. Аристотель, Сочинения: в 4х т./ Аристотель; пер.с древнегреческого; общ. ред. А.И. Доватура, т. 4 М.: Мысль, 1983. - 830с. -(Философское наследие.Т.90)
11. Асафьев, Б.А. Избранные труды в 5 т / Б.А. Асафьев. М.: АН СССР, т. 1,1952.-400 с.
12. Асафьев, Б.А. Музыкальная форма как процесс. В 2-х книгах; кн. 2 / Б.А. Асафьев. Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
13. Асафьев, Б.В. Книга о Стравинском / Б.В. Асафьев. Л.: Музыка, 1977. -280 с.
14. Асафьев, Б.В. Об опере / Б.А. Асафьев; избр. статьи. Л.: Музыка, 1976. -336 с.
15. Барабаш, Ю.Я. Искусство как объект комплексного изучения. К 4 • методологии вопроса / Ю.Я.Барабаш //Вопросы философии. 1974. - №10. С.106-118
16. Барабаш, Ю.Я. Искусство как объект комплексного изучения. К методологии вопроса / Ю.Я.Барабаш //Вопросы философии. 1974. - №11. С.134-140
17. Бахтин, М. М. Собрание сочинений. Работы 1940-х нач.1960-х годов. Т.5 /М.М. Бахтин. - М.: «Русские словари», 1997. - 735 с.
18. Бахтин, М. М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1986. - 543с.
19. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин; сост. С.Г. Бочаров; текст подг. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина, прим. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. - 424 с. - (Из истории советской эстетики и теории искусства)
20. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. М.: Худ.лит., 1975. - 504с.
21. Белый, А. Символизм как миропонимание / А.Белый; сост.,вступ ст.и прим. Л.АСугай. М.: Республика, 1994. - 538 cv - (Мыслители XX века)
22. Бенвенист, Э. Общая лингвистика. / Э. Бенвенист; пер с фр, под. ред., с вст.ст. и комм. Ю.С. Степанова. М.: Прогресс, 1974. - 447 е., (Языковеды мира)
23. Бенуас, Люк Знаки, символы и мифы / Люк Бенуас; пер.с фр. А. Калантарова. М.: Астрель: ACT, 2006. - 158,2. с. - Cogito, ergo sum: «Университетская библиотека».
24. Бергер, Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля / Л.Г.Бергер //Вопросы философии. -1994.-№4.-С. 114-128.
25. Бердяев, Н. Философия неравенства / Н. Бердяев; сост. авт. предисл. и примеч. Л.В. Поляков. М.: ИМА-Пресс, 1990. - 285 с.
26. Бердяев, Н.А. Кризис искусства (репринтное издание) / Н.А.Бердяев. -М.: Наука, 1990.-48 с.
27. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1993. - 382 с. (Библиотека-эстетической мысли).
28. Бердяев, Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии)/ Н.А. Бердяев. -М.: Книга, 1991. -445с.
29. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А Бердяев. -М.: Правда, 1989. 607с. (Из истории отечественной философской мысли)
30. Березовчук, Л. О специфике периодов изменения системы музыкального языка (к постановке проблемы) / Л. Березовчук // Эволюционные процессы музыкального мышления. Л.: ЛГИТМиК, 1986.-С.3-21.
31. Библер, B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения) / B.C. Библер //Вопросы философии. 1989. - № 6. - С.31-42.
32. Борев, Ю. Художественное общение и его языки. Теоретико-коммуникативные и семиотические проблемы художественной культуры / Ю. Борев // Художественная коммуникация и семиотика. Теории, школы, концепции (Критический анализ). М.: Наука, 1986. -С.5-43.
33. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.В. Борев; Изд.4-е, доп. М.:Политиздат,1988. -496 с.
34. Босенко, А.В. Становление, история, культура / А.В. Босенко // Проблемы философии, вып. 72. Киев: Наука, 1987. - С. 96 - 103.
35. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В.Бромлей. М.: Наука, 1983. -416 с.
36. Вагнер, Рихард Избранные работы / Рихард Вагнер; сост. и коммент. И.А.Барсовой и С.А. Ошерова, вст.ст. А.Ф. Лосева. Пер.с нем. М.: «Искусство», 1978. - 695с. - История эстетики в памятниках и документах.
37. Валькова, В. Рождение темы из духа новоевропейского рационализма / В. Валькова // Музыкальный язык в контексте культуры; сб.труд. ГМПИ им. Гнесиных, вып. 106. М.: 1989. - С. 77 - 96.
38. Ванслов, В.В. О понятиях и терминах «стиль» и «направление» / В.В. Ванслов // Человек Искусство - Общество: закон целого / отв. ред. Б.Л. Рифтин.; Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького РАН. - М.: Наука, 2006.-С. 102-110.
39. Вебер, Макс Избранное. Образ вещества / Макс Вебер. М.: Юрист, 1994. - 704 с. (Лики культуры)
40. Волкова, И.С. Язык как проблема музыкознания / И.С. Волкова // Вопросы интонационного анализа и формообразования в свете идей Б.В.Асафьева. Л.: ЛГК, 1985. - С. 63 - 77.
41. Всеобщая история искусств. Т.2, кн.1. -М.: Искусство, 1960. 508 с
42. Выготский, JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский; под. ред.М.Г.Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 344 с.
43. Гадамер, Г.- Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер; пер.с нем. -М.: Искусство, 1991. 367с. - (Серия «История эстетики в памятниках и документах»)
44. Глушко, В.Г. Логические аспекты построения христианской догматики / В.Г. Глушко // Философские науки. 2006 - № 3. - С . 60 - 68.
45. Голенищев-Кутузов, И.Н. Вступительная статья к разделу «Италия» / И.Н. Голенищев-Кутузов // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 2. М.: Искусство, 1964. - С .601 - 611.
46. Горович, Б. Оперный театр / Б.Горович; пер. с польск. М.Малькова. -Л.: Музыка, 1984. 224 е., ил.
47. Григорьев, А. А. Концепт и его лингвокультурологические составляющие / А.А. Григорьев // Вопросы философии. 2006. - № 3. -С. 64-76.
48. Григорьева, Т.П. Эстетика целого в японской традиции / Т.П. Григорьева// Человек Искусство - Общество: закон целого / отв. ред. Б.Л. Рифтин.; Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького РАН. - М.: Наука, 2006.-С. 72-88.
49. Грубер, Р. Всеобщая история музыки. ч.1. / Р. Грубер М.: Музыка, 1965.-484 с.
50. Грубер, Р. История музыкальной культуры / Р.Грубер. М.-Л.: Музгиз, 1941.-593 с.
51. Гумбольдт, В. Язык и философия культуры / В. Гумбольдт. М.: Наука, 1983.-460с.
52. Гуревич, А.Я. Время как проблема культуры / А.Я. Гуревич // Вопросы философии.-1969.-№4.-С. 105-116.
53. Дадье, Бернард Люди между двумя языками / Бернард Дадье // Иностранная литература. 1968. - № 4. - С. 238 - 254.
54. Денеш, Золтай Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля / Золтай Денеш. М.: Прогресс, 1977.- 376 с.
55. Джохадзе, Н.И. К методологии исследования проблемы времени в искусстве и эстетике / Н.И. Джохадзе // Вопросы философии. 1983. -№ 1. - С. 130-138.
56. Зеньковский, В.В. История русской философии. В 2-х томах. Т. 1,2 /
57. B.В.Зеньковский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 544 с.
58. Зинченко, В.Г Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме: учебное пособие / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. -М.: Флинта: Наука, 2007. 224с.
59. Зись, А.Я. Некоторые методологические проблемы современного искусствознания /А.Я. Зись // Вопросы философии. 1982.' - №5.1. C.108-119.
60. Зись, А. К проблеме «философских жанров» искусства / А. Зись // Советская музыка. 1987. -№ 11. - С. 102 - 109.
61. Искусство в системе культуры / Сост. и отв. редактор М.С. Каган. Л.: Наука, 1987.-272 с.
62. Каган, М.С. Морфология искусства /М.С. Каган. Л.: Искусство, 1972.- 440 с.
63. Каган, М.С. Музыка в мире искусств / М.С. Каган // Советская музыка.- 1987. -№ 1. С. 26-32.
64. Каган, М.С. Музыка в мире искусств / М.С. Каган // Советская музыка. 1987.-№3.-С. 56-66.
65. Каган, М.С. Целостная концепция / М.С. Каган // Советская музыка. -1985.-№1.-С. 71-79.
66. Кассирер, Э. Опыт о человеке / Э.Кассирер // Человек 1990. - № 3. -С. 93 - 105.
67. Кон, Ю. К вопросу о понятии музыкальный язык / Ю. Кон // От Люлли до наших дней; сост. В.Дж.Конен, ред. И.Слепнев. М.: Музыка, 1976. - С. 93 - 104.
68. Кон, Ю. Вопросы анализа современной музыки: статьи и исслед / Ю. Кон. Л.: Сов.композитор , 1982. - 150 с.
69. Кондаков, И.В. Прорыв к полистилистике (Творчество Альфреда Шнитке и искусство XXI века) / И.В.Кондаков// Общественные науки и современность. 2006. - № 1. - С. 147 - 159.
70. Конен, В.Д. Проблемы Возрождения в музыке / В.Д. Конен // Ренссанс. Барокко. Классицизм. -М.: Музыка, 1966. С. 143 - 165.
71. Конен, В.Д. Театр и симфония (роль оперы в формировании классической симфонии) / В. Д. Конен; Изд. 2. М.: Музыка, 1974. -376 с.
72. Конен, В.Д. Этюды о зарубежной музыке / В. Д. Конен; изд.2-е, доп. -М.: Музыка, 1975. 480 с.
73. Кравцова, М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая / М.Е. Кравцова. СПб.: «Лань»; «ТРИАБА», 2003. - 960 с. -(Мир культуры, истории и философии)
74. Кребер, А.Л. Избранное: Природа культуры / А.Л. Кребер; пер.с англ. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. -1008 с. (Серия «Культурология.ХХ век »).
75. Кремлев, Ю. Очерки по эстетике музыки / Ю.Кремлев. М.: Сов.композитор, 1972. - 272 с.
76. Кремлев, Ю.А. Познавательная роль музыки / Ю.А. Кремлев. М.: Музгиз, 1963. - 61 с.
77. Кремлев, Ю.А. Прошлое и будущее романтизма / Ю.А. Кремлев. М.: Музыка, 1968. - 80 с.
78. Кривцун, О. А. Ритмы искусства и ритмы культуры: формы исторических сопряжений / О.А. Кривцун // Циклические ритмы в истории,культуре и искусстве; отв.ред. Н.А. Чренов. М.: Наука, 2004. - 621 с. - (Искусство в исторической динамике культуры)
79. Кукушкина, Е.И. Познание, язык, культура / Е.И. Кукушкина. М.: Изд. Моск. ун-та, 1984. - 264 с.
80. Культурология.ХХ век: Антология. М.: Юрист, 1995. - 703 с. - (Лики культуры)
81. Левая, Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи: Исследование / Т. Н. Левая. М.: Музыка, 1991.-166 с.
82. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль// Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова М>: Изд-во МГУ, 1980.-С. 130-140.
83. Леви-Стросс, К. Увертюра к первому тому «Мифологики». «Сырое и печеное» / К. Леви-Стросс// Социальные и гуманитарные науки отечественной и зарубежной литературы; Сер.З. Философия; ИНИОН РАН. 1998. - №1. - С. 79 - 115.
84. Лессинг, Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии / Г.Э. Лессинг; общ.ред., вст.ст.и примеч. Г.М. Фридлендера. М.: Худ. литература, 1957. - 520 с.
85. Ливанова, Т.Н. Западноевропейская музыка XVII-XVIII в. в ряду искусств / Т.Н. Ливанова. М.: Музыка, 1977. - 528 с.
86. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев. М.: Наука, 1979. - 372 с.88.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.