Воспитательно-образовательный потенциал метода проекта в развитии графических способностей студентов технических специальностей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Мирзоева, Малика Пулодовна

  • Мирзоева, Малика Пулодовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 197
Мирзоева, Малика Пулодовна. Воспитательно-образовательный потенциал метода проекта в развитии графических способностей студентов технических специальностей: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2012. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мирзоева, Малика Пулодовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретические аспекты реализации воспитательно-образовательного потенциала метода проекта с целью развития графических способностей студентов технических вузов.

1.1. Стратегические цели определения и использования образовательно-воспитательного потенциала метода проекта с целью развития графических способностей студентов.

1.2. Базисные воспитательные принципы и основные требования метода проекта в развитии графических способностей студентов в условиях инновационной деятельности вуза.

1.3. Идеология эстетического воспитания и интеллектуального развития студентов в процессе проектно-графической деятельности.

1.4. Основные компоненты инновационной деятельности преподавателя в организации мотивации студентов к повышению и совершенствованию графических способностей.

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. Педагогический эксперимент по реализации и проверке эффективности развития графических способностей студентов на основе воспитательно-образовательного потенциала метода проекта в системе высшего технического образования.

2.1. Педагогические условия организации проектно-графической деятельности студентов, основанные на педагогических доминантах воспитательно-образовательного потенциала метода проекта.

2.2. Профессионально-нравственное становление личности студента в процессе проектно-графической деятельности

2.3. Формирование творческой и интеллектуально-развитой личности студента путем рационального использования воспитательно-образовательного потенциала метода проекта

2.4. Экспериментальный метод и средства оценки развития графических способностей студентов в контексте внедрения воспитательно-образовательных принципов метода проекта.

Выводы по второй главе.

3-22

23-69

23-31

32-41

42-51

52-65 66-69

70-147

70-97 98-104

105-114

115-142 143-147

Заключение

Библиография

Приложения

148-154 155-166 167-197

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитательно-образовательный потенциал метода проекта в развитии графических способностей студентов технических специальностей»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Современные инновационные преобразования в вузах нашей страны представляют собой деятельность, основной целью которой является внедрение передовых технологий, направленных на формирование духовно-нравственной, интеллектуальной личности и развитие конкурентоспособного специалиста новой формации. Поэтому актуальность выбранной темы определена, с одной стороны неослабевающим научным интересом к проблемам профессионального становления специалиста, с другой -потребностью в педагогических и психологических рекомендациях по формированию и развитию духовно-нравственной, интеллектуальной личности, способной к широким и разнообразным активно-творческим действиям.

Согласно государственным нормативно-правовым документам, таким как «Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан», «Национальная концепция образования в Республике Таджикистан», «Государственный стандарт образования Республики Таджикистан», «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы», принятыми в целях усиления государственной поддержки развития науки и инноваций в высшей школе и повышения качества высшего образования, отказ от утвердившего спектра функциональных критерий образования требует поиска новых путей повышения эффективности обучения, выявления зарождения новой формы деятельности студентов и определения их роли и значения в формировании личности всесторонне развитого человека.

С этой целью в условиях инновационной деятельности вуза введены новые принципы обучения, основанные на демократизации и гуманизация, предполагающие единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности.

Изменения такого рода в техническом вузе не могли не коснуться

системы графического обучения, являющегося основой формирования современного специалиста технического профиля. Роль графической подготовки студентов определяется потребностью технической переработки большого потока графической информации: учебной, научной, производственной, экономико-статистической и т. п.

Одной из важнейших задач преподавателей графических дисциплин технического вуза является качественная профессионально-графическая подготовка современного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда. Большое влияние на квалификацию будущих специалистов, развитие их пространственного воображения, мышления и интеллекта оказывают графические дисциплины, изучение которых закладывает основы знаний, необходимые для освоения других технических предметов. К графическим дисциплинам, формирующим способности к профессионально-графической деятельности в техническом вузе относятся: начертательная геометрия, инженерная, компьютерная, проектная графика, конструирование, моделирование, технический рисунок, архитектоника в структурном пространстве, графическая композиция, макетирование, детали машин и др.

Определенный цикл графических дисциплин занимает особое место в формировании личности специалиста, владеющего профессиональной компетенцией в области графической деятельности. Между тем, ситуация, сложившаяся с преподаванием графических дисциплин в технических вузах за последние годы, не способствует даже традиционному репродуктивному усвоению знаний, а тем более решению подобных задач. Практически полное отсутствие графической подготовки в школе, малое количество часов аудиторных занятий в вузе привело к формированию у студентов отношения к графическим дисциплинам как к второстепенной дисциплине и негативно сказывается на их готовности к графической деятельности. И это в то время как современный этап развития науки и техники, а также информационных технологий требует высокопрофессиональных инженеров различного профиля. Главным критерием профессионализма инженера является

потенциал его графической подготовки, т.е. уровень его графической грамотности. А основными структурными компонентами графической грамотности являются графические способности специалиста.

Таким образом, была определена цель - в условиях инновационной деятельности технического вуза (на примере Технологического университета Таджикистана), направленной на совершенствование системы обучения, применить педагогическую технологию с инновационными компонентами, способствующими успешному развитию графических способностей студентов, изучающих курс графических дисциплин.

Следует отметить, что качество подготовки специалиста определяется не столько уровнем и объемом знаний, которым он владеет, сколько нравственно-духовным, интеллектуальным, профессионально-творческим потенциалом, нестандартностью мышления, умением ориентироваться в потоке постоянно меняющейся информации. Студент получает возможность активно, качественно, аргументировано и самостоятельно принимать решения и проводить сравнение и самооценку достигнутых результатов, полученных путем графических преобразований в ходе проектной деятельности. Кроме того, это еще и диагностика уровня графических способностей и знаний как поверхностного, так и глубокого характера. Безусловно, уровень графических способностей, доступный для проектных исследований студентов, определяет шкалу возможностей воспитательно-образовательного потенциала метода проекта.

Кострюков A.B. отмечает, что современная наука и техника требуют от специалиста высокого уровня выражения графической информации, исключительно важным при этом является использование современных средств обработки информации (технических и программных средств компьютерной графики), расширяется предметная область иллюстративной и деловой графики. Уровень графической подготовленности в большой степени определяется объемом знаний, умений и навыков, необходимых для технически грамотного представления любой информации средствами

графики. Эти качества должны быть заложены при изучении графических дисциплин на протяжении всего образовательного маршрута: дошкольное образование - школа - лицей - вуз - послевузовское образование (повышение квалификации, стажировки и др.) [65].

Графика сегодня рассматривается как международный язык информационного общения, средство развития образно-пространственного мышления и способ уплотненной записи графической информации. Графический язык является уникальным средством представления научно-технической информации. Любые объекты, процессы, явления возможно реализовать с помощью графического языка, алфавитом которого является ряд графических образов - точек, отрезков прямых, плоских кривых линий и т. д. Грамотное владение этим языком является одной из составляющих профессиональной инженерной компетентности.

Проанализировав значительное количество научных трудов, освящающих современный уровень преподавания графических дисциплин и на основании собственного педагогического опыта, мы пришли к заключению, что в сложившейся ситуации приемлемо и значимо внедрение воспитательно-образовательного потенциала метода проекта в практику графической подготовки студентов с целью эффективного развития их графических способностей.

Проектная деятельность, в той или иной форме, была, есть и будет одним из наиболее эффективных методов подготовки профессионалов любого плана. С одной стороны, проект, как результат проектной деятельности - это первый наглядно-информационный продукт, самостоятельно созданный студентом, что повышает уровень его самооценки и значимости, с другой - создает положительную мотивацию в графической деятельности. Казалось бы, научные студенческие кружки, олимпиады, учебно-исследовательская работа студентов могли бы эффективно решать эту проблему. Но это не всегда так, так как зачастую это просто система отчетности и, за редким исключением, имеет реальный практический

результат.

Под проектом в цикле графических дисциплин мы понимаем учебно-графическое задание с элементами творческого геометрического моделирования, проектно-конструкторских, творческо-поисковых решений, в результате выполнения которых студенты самостоятельно овладевают графическими способностями и определенным творческим потенциалом. Обучение графическим дисциплинам методом проектов опирается на возможности развития графических способностей студентов в рамках формирования нравственно-духовной, интеллектуальной личности, так как именно в них сочетаются разнообразные методы познания - от логического анализа до наблюдений, представлений, воображения, построения мысленных моделей и конструкций. В процессе графической деятельности, при наличии оптимальных (благоприятных) условий, у студентов формируются конструктивно-пространственное, творческое мышление, воображение, зрительная память, т.е. те качества, которые характеризуют профессиональную направленность личности.

Степень разработанности проблемы.

Среди отечественных ученых, исследовавших вопросы графического образования, изучены работы Джураева Т.К., посвященные качеству обучения графическим дисциплинам, становлению отраслевой технической и графической терминологии в современном таджикском языке. К сожалению, в отечественной педагогике еще не разработаны общие научные основы проектирования и моделирования целостного процесса обучения графическим дисциплинам как педагогической системе, обеспечивающей развитие графических способностей студентов в техническом вузе. Фундаментальная основа для этого в основном создана трудами российских педагогов-учёных, определивших общие закономерности становления высшего профессионального образования (В .А. Сластёнин, М.М. Левина, Н.Ф. Талызина, С.И. Архангельский и другие).

Педагогические технологии графического образования рассмотрены в

трудах В.А. Сластёнина, Б.Т. Лихачёва, М. Благовещенской, Д.Г. Левитеса и других. Все эти учёные, несомненно, внесли свой вклад в решение задачи усовершенствования методов и технологий обучения графическим дисциплинам.

Исследований психолого-педагогического характера относительно способов развития графической, конструкторской, изобретательской деятельности и других значимых качеств будущих инженеров в настоящее время не достаточно. Этой проблеме и задачам графического обучения посвящены работы Бабулина H.A., Курдюмова В.И., Лагерь А.И., Рынина H.A., Севастьянова Я.А., Федорова Е.С., Четверухина Н.Ф., Якунина В.И. и др. Вопросами разработки и внедрения компьютерной графики в учебный процесс графических дисциплин занимались Г.Ф. Горшков, И.И. Котов, С.А. Фролов, В.И. Якунин и др. Проблемам визуализации и наглядности в обучении начертательной геометрии и инженерной графики посвятили свои труды такие исследователи, как В.Н. Березин, Р.Л. Грегори, Т.Н. Карпова, Е.И. Машбиц, Л.М. Фридман, Ю.Е. Шаболин, И.С. Якиманская и др.

Основоположником педагогического метода проекта считается Дж.Дьюи(1859-1952) американский философ, психолог и педагог. Последователь и ученик Джона Дьюи Килпатрик В.Х. выделяет достоинство метода проектов в том, что он характеризуется как «метод планирования целесообразной (целеустремленной) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-самостоятельного задания в реальной жизненной обстановке» [60].

Особенности использования метода проекта исследовались в работах И.Д. Чечель, В.В. Гузеева, Е.А. Крюковой, Е.С. Полат, С.Т. Шацкий, Полат Е.С., Гузеев В.В., Карпов Е., Кострюков A.B., Иляева Л.М., Селевко Г.К., Ботвинникова А.Д., Боголюбова С.К., Кудрявцева Т.В., Олькерс Ю., и др. По мнению И. Д. Чечель, цель проектного обучения ориентирует обучение не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения в проектную

деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в

социокультурной среде [117].

В.В. Гузеев в своих исследованиях раскрывает деятельностный компонент проектного обучения, отмечая, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. По его мнению, суть проектного обучения заключается в том, что педагог представляет исходные данные и очерчивает планируемые результаты учебной задачи; учащиеся самостоятельно намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым, корректируют деятельность [36].

Акцентируя внимание на практико-прикладную направленность проектного обучения, Е. Карпов определяет его как «образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска» [58].

Вопрос о развитии конструктивно-пространственного мышления, формирование творческой деятельности, профессионального роста студентов через организацию системы обучения графическим дисциплинам, рассматривается в трудах ученых И.Г. Попова, В.И Каменева, А.М. Иерусалимского, Н.Ф. Четвертухина и других. Основы практической значимости графического обучения изложены в трудах О.В. Власова, О.В. Локтева, С.К. Боголюбова, B.C. Левицкого, Л.А. Барановой, С.А. Фролова, P.C. Чекмарёва, Б.Г. Миронова и других. Описана методическая работа с графическими пакетами для выполнения чертежа детали в трудах А.Г. Горелика, Т.Э. Романычевой, Т.Ю. Трошиной, A.C. Куликова, А.С.Сидоренкова, К. Д. Басова, М. Мадельбрука и других. Плодотворную работу по совершенствованию методики преподавания предмета графики провели СВ. Розов, Н.С. Дружинин, С.К. Боголюбов, Ю.Э. Шарикян,

P.C. Миронов и другие.

Руководитель производственного предприятия, а в последствии инженер-педагог В.В. Соболев подтверждает в своих трудах несоответствие качества графической подготовки специалистов с высшим образованием требованиям производств, их длительную адаптацию к современным производственно-техническим условиям: «...Современное техническое производство требует от специалистов владение навыками решения производственных и управленческих задач: свободно бы ориентировались в потоке научно и технической информации, постоянно пополняли бы свои знания, а также были способны предвидеть тенденции развития научно-технического прогресса, умели бы творчески мыслить и защищать свою

точку зрения» [110, с.23].

Инновационные технологии обучения, применяемые в настоящее время в Технологическом университете Таджикистана, позволяют создать оптимальные педагогические условия для формирования и развития элементов творчества в преподавании, увеличения доли самостоятельной конструктивной работы, различным формам контроля, индивидуализации всех форм занятий и заданий, игровым формам обучения, использованию современных компьютерных технологий, целью которых является качественная подготовка специалиста к производительному труду и т.д.

До сих пор технология применения воспитательно-образовательного потенциала метода проекта в обучении графическим дисциплинам в полной мере не рассматривался как важный фактор развития графических способностей студента технического вуза, как фактор успешной графической подготовки с целью повышения профессиональной зрелости будущего инженера.

В научных трудах Шоева H.H. отмечается, что успешность деятельности специалиста в будущем определяется не только знаниями и умениями, но и степенью сформированности его профессиональных качеств. Для инженера - это, как правило, инженерно-техническая грамотность, творческий подход к выполняемой работе, развитое пространственное

мышление, умение ориентироваться в конструкторской и технологической документациях, использование возможностей компьютерной техники, готовность к постоянному самообразованию [131, с.126].

Анализ ряда исследований ( JI.K. Веретенникова, П.Ф. Кравчук, М.Г. Мерзлякова, В.Г. Рындак, Н.Д. Ряховских, O.K. Черепанова, Н.М. Яковлева) позволил сделать вывод о том, что проблема графического обучения студентов рассматривается в различных сферах образования, однако, нам не удалось найти научных разработок, связанных с развитием графических способностей методом проектного бучения.

В имеющихся исследованиях нет целостного педагогического подхода к системе развитию графических способностей студентов технического вуза; не определены функции воспитательно-образовательного потенциала метода проекта в педагогической деятельности с целью развития этих способностей; не обоснованы теоретические подходы к данному процессу; не выявлены условия, обеспечивающие повышение эффективности овладения графическими навыками и умениям; не создано методическое и технологическое обеспечение процесса развития графических способностей; не разработаны критерии и показатели их оценки.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что в настоящее время недостаточно разработаны методологические основы развития графических способностей у студентов инженерных специальностей технического вуза, а также профессионально-нравственное становление личности будущего специалиста, востребованного в современном обществе.

В ходе исследования выявлены противоречия между:

• традиционным способом обучения инженерно-графическим дисциплинам и требованиями, диктуемыми современными тенденциями модернизации высшего образования;

• между сложившейся общественной потребностью в профессиональных инженерных кадрах, владеющих не только определенным объемом знаний и умений, но и высоким потенциалом профессионально-графической

подготовки, и отсутствием в системе высшего технического образования педагогических условий и технологии развития графических способностей как показателя степени графической грамотности;

• воспитательно-образовательным потенциалом метода проекта и недостаточным учётом его реального вклада в развитие графических способностей студентов, направленных на становление профессионально-грамотной личности будущего специалиста;

• учебно-методической направленностью графической деятельности студентов и отсутствием научно-педагогических подходов к самообразовательной, творческо-поисковой, изобретательской деятельности студентов технических специальностей на основе духовно-нравственных и интеллектуальных принципов.

Неразрешенность данных противоречий определила необходимость научно-исследовательской работы в этом направлении.

Проблема исследования заключается в научном обосновании вопроса, какими должны быть содержание, методы, формы проектно-графической деятельности студентов, стимулирующих развитие их графических способностей и определяющих мотивацию становления профессионально грамотной личности на основе духовно-нравственных, художественно-эстетических принципов и интеллектуальных интересов.

В практическом плане решение этой проблемы предполагает разработку и научно-практическое обоснование воспитательно-образовательного потенциала метода проекта в современной модели обучения, ориентированного на развитие графических способностей студентов технических специальностей в условиях инновационной деятельности вуза (на примере Технологического университета Таджикистана).

Проблемным вопросом в данном направлении является низкий процент охвата контингента студентов. Это связано с тем, что графические дисциплины изучаются на первом курсе, а для некоторых специальностей -

за один семестр. За такое короткое время весьма сложно выделить студентов, склонных к самостоятельной, творческой, исследовательской работе на основе проектной деятельности. Нам видится целесообразным включать студентов в проектную деятельность со второго семестра первого курса, когда он уже прошел процесс адаптации к вузовской системе образования, сформулировал свои личные установки, ознакомился с организацией учебного процесса в вузе и приобрел некоторые навыки самостоятельной работы.

Исследования проблем графического образования показали, что в настоящее время уделяется недостаточно внимания к разработке современного подхода формирования структуры и содержания графической деятельности студента, профессионально-направленной на развитие основных личностно-профессиональных качеств.

Решение указанных проблем в научно-педагогическом аспекте и является целью исследования - на основе воспитательно-образовательного потенциала метода проекта разработать структуру, содержание и форму проектно-графической деятельности студентов, обеспечивающих средства и условия развития их графических способностей.

Объектом исследования является процесс проектно-графической деятельности студентов в условиях инновационной деятельности вуза.

Предмет исследования - комплекс педагогических условий и средств достижения программных целей развития графических способностей студентов в процессе их проектной деятельности.

Гипотеза исследования. Процесс развития графических способностей студентов, обучающихся методом проекта в условиях инновационной деятельности вуза, будет проходить успешно если:

■ научно и практически обосновать принципы воспитательно-образовательного потенциала метода проекта с целью развития графических способностей студентов на основе профессионально-нравственных качеств в условиях инновационного процесса обучения;

■ реализация структурно-содержательных компонентов графических способностей в процессе проектной деятельности приобретает для студентов личностную и профессиональную значимость и является важнейшим основанием для профессиональной графической подготовки;

■ источники информации о развитии современных технологий, привлекаемые в процессе изучения графических дисциплин, работают на совершенствование графических способностей студентов;

■ определены структура и содержание готовности студентов к профессионально-графической, творческой деятельности в процессе проектного метода обучения графическим дисциплинам;

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования с целью определения направления и содержания исследуемой темы.

2. Определить сущность, структурно-содержательные компоненты и диагностику уровня развития графических способностей студентов в процессе реализации воспитательно-образовательного потенциала метода проекта.

3. На основании важнейших требований инновационной деятельности высшего технического образования разработать и теоретически обосновать педагогическую модель проектно-графической деятельности студентов, обеспечивающей условия и средства успешного развития графических способностей студентов.

4. Определить компоненты инновационной деятельности преподавателя в организации мотивации студентов к проектной деятельности с целью развития их графических способностей.

5. Экспериментально проверить ведущие факторы воспитательно-образовательного потенциала метода проекта, направленные на развитие графических способностей студентов и становления профессионально-

нравственных качеств личности в условиях инновационной деятельности

технического вуза.

6. Разработать и экспериментально проверить блок проектно-графических заданий с элементами дизайнерского, конструкторского, поисково-исследовательского творчества.

Методологическую основу составляют: положения о необходимости модернизации высших учебных заведений в условиях бурного технического прогресса, о ведущей роли графической деятельности как факторе профессионального развития специалиста новой формации; педагогические основы связи профессии и личности; учения о сущности и закономерностях развития личности, ее активности, деятельности, творчества как атрибута сознания и преобразования; концепции гуманистической педагогики, раскрывающие понятия самоутверждения и самооценки личности студента.

Методологическая основа исследования базируется на законах Республики Таджикистан «Об образовании», «О высшем и профессиональном послевузовском образовании», Концепции национального образования и воспитания в Республике Таджикистан, Государственном стандарте образования, а также на фундаментальных трудах по философии, педагогике и психологии о закономерностях развития личности и познания, на исследовательском опыте изучения проблем и перспектив инновационного обучения в разных странах.

Теоретической основой диссертационного исследования являются:

■ Исследования сущности понятий способность, одаренность, талант, знания, умения и навыки в отечественной и зарубежной науке (Н.Н.Шоев, М.Б., P.A. Абдурахмонов, М.Б. Теплов, В.Д. Щадриков, Е.С. Полат и др.).

■ Результаты теоретических исследований в области теории и методики графического обучения (М.М. Белозерцев, Н.В. Романов, О.В. Долженко, С.К. Боголюбов и др.).

■ Теория формирования и развития познавательных умений в процессе изучения графических дисциплин (А.А.Бобров, A.A. Чекмарев

А.В.Усова и др.).

■ Результаты методических исследований в области теории и методики обучения графическим дисциплинам с использованием компьютерного моделирования (O.K. Лазарев, А.П. Лихачев, A.A. Самарский и др.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мирзоева, Малика Пулодовна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абдурахмонов P.A. Инновации в образовательном процессе и стресс //Инновации в образовании. 2001. №1. -С.93-97.

2. Амонашвили Ш. А. Культура педагогического общения. -М.:

Наука, 1990. -123с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001.

4. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. -Казань: Центр инновационных технологий, 2004. -468с.

5. Анисимова Л.Н. Теория и практика профессиональной графической подготовки учителя технологии в педагогических вузах. -М.: Наука, 1998.-360с.

6. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. -Л., 1974. № 2. -С7.

7. Асмолов А. Г. Психология личности. -М.: Политиздат, 1986. -96с.

8. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение: Вопросы теории и технологии / «Мектеп». Алма-Ата, 1980. -207с.

9. Архангельский С.И. О некоторых закономерных положениях теории обучения в высшей школе. // Современная высшая школа. Варшава,

1977. №4(20). -67с.

10. Асадуллаев Р.Н. Молодежь в процессах демократизации общественной жизни страны. - М., 1999. -С. 104-109.

И. Атутов П.Р. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. -М.: ИОСО РАО, 1997. -230с.

12. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследовании / Ю.К. Бабанский. -М., 1982. -264с.

13. Бабанский, Ю. К. Педагогический эксперимент / Ю. К. Бабанский // Введение в науч. исследование по педагогике. -М., 1988. -78с.

14. Барыкова H.A. Метод проектов в преподавании информатики в

системе общего среднего образования. Сб. трудов «X международная конференция «Информационные технологии в образовании, часть II». -М.,

МИФИ, 2000. -С.60-65.

15. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Изд-во

Педагогика, 1989. -192 с.

16. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков. - Педагогика, 2003. № 10. -С. 8.

17. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы.// Вопросы алгоритми зации и программирования обучения/ Под ред. Л.Н.Ланды.-М., 1973. -Вып. 2.

18. Ботвинников А. Д. Графическая деятельность: (дидактическое исследование процесса формирования графических знаний, умений и навыков у учащихся средней общеобразовательной школы): Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1958. -54 с.

19. Ботвинников А.Д. Пути совершенствования методики обучения черчению. М.: Педагогика, 1983. -265с.

20. Брушлинский A.B. Педагогическая наука в России 20 столетия: проблемы теории и истории. М.: Педагогика, 1997. -348с.

21. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Питнр, 2002. -528 с.

22. Ваисова, Л.М. Информационные технологии в проектной деятельности по истории и обществознанию //Преподавание истории в

школе. 2007. №5. -С.22-25.

23. Вербицкого A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1999. -208с.

24. Вербицкий A.A. Контекстное обучение в компетентностном подходе// Высшее образование в России, 2006. №11. -С.72-76

25. Виноградов В. Н. Проблемы графической подготовки в вузе: Педагогическое творчество учителя. - М., 1998. -82с.

26. Висленко, Л.П. Метод проектов при чтении произведений современной литературы. Литература последнего пятнадцатилетия. 11 класс/ Л.П. Висленко, С.П. Белокурова // Литература в школе. 2008. №11. -С.38-41.

27. Гервер В. А. Развитие творческой графической деятельности школьников (на примере обучения черчению): автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1992. -48 с.

28. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. -144с.

29. Гнездина С.Б. Дидактические основы обучения учащихся решению творческих задач и проектов с физико-техническим содержанием (на примере технологической подготовки): Автореф. дис. к.п.н. Брянск, 1996.

30. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей

учащихся». Самара, 2003. -46с.

31. Гончаров, С.А. Последовательно развивая самостоятельность и инициативу / С.А. Гончаров // Вестник высшей школы. 1986. № 3. -С.59-62.

32. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. -С.21-27.

33. Грашин A.A. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Учеб. пос. М.: Архитектура, 2004. -232 с.

34. Гребенщиковой O.A. Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса старшеклассников: Педагогическое творчество

учителя.-М., 1998.-122с.

35. Гребенщиковой O.A. Информационно-образовательные технологии как фактор развития творчества учащихся в проектной деятельности: Автореферат к.п.н. - Великий Новгород, 2003. -24с.

36. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. -128с.

37. Гузеев В.В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 .-48с.

38. Гузеев B.B. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003-74с.

39. Гугнина, О.В. Метод проектов в воспитании толерантности / О.В. Гугнина //Преподавание истории в школе. 2007. №3. -С.18-24.

40. Давыдов В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности// Психологический журнал. 1999. №2. -С.3-13

41. Денисова, H.A. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования / Н.А Денисова//Дополнительное образование

и воспитание. 2007. №10. -С. 14-22.

42. Деревянко, И. От проекта к проекту - путем самостоятельного

поиска знаний/ И. Деревянко //Директор школы. 2007. №5. -С.69-75.

43. Донцова, О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы/ О.В. Донцова //Литература в школе.

2008. №11.-0.36-37.

44. Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974; Социальная сущность, структура и функции морали М., 1977; Марксистская этика: Учебное пособие для вузов/ Под общ. ред. А. И. Титаренко. М.: 1980. -86с.

45. Дьяков A.A., Зайцев Н.И., Машненкова Л.П. Культура как способ реализации творческих возможностей человека // Введение в культурологию. -М.: Владос, 1995. -112с.

46. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М., 1922.

47. Дьюи Дж. Школа будущего / Дж. Дьюи. - М.: Госиздат, 1926.

48. Журнал - Дополнительное образование. №3/2005. ООО «Витязь -М»., 2005. статья - Роль проектных технологий в процессе социализации личности. С.42.

49. Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В2т. - Т. 1. - М., 1986. -216с.

50. Захаров А.Г. Использование метода проектов в обучении географии / А.Г. Захаров //География и экология в школе XX века. 2007. №4. -С.39-42.

51. Захарова С.А. Содержание и реализация музыкально-проектной деятельности учащихся в условиях интеграции базового и дополнительного образования/ С.А.Захарова//Методист. 2008. №9. -С.37-40.

52. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии. 1998. № 2. -С.87-92

53. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д,

1997. -242с.

54. Зимняя И.А. Малахова В.А., Путиловская Т.С., Хараева Л.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач//Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/Под ред. А.А.Бодалева, ВЛ.Ляудис. М., 1980. -344с.

55. Зонина О.Ф. Графические способности школьников и диагностика уровней их развития в процессе обучения черчению. Старооскольский

филиал - МГИСиС., 2010, -С.8.

56. Иванов Д.И. Метод проектно-проблемного обучения/ Д.И. Иванов //Биб-ка ж. «Директор школы».-2007.-№6.-С.97-103.

57. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. -С. 18.

58. Карпов Е. Учебно-исследовательская деятельность в вузе. // Экономика в вузе. 2001. № 2. -С.79.

59. Катханова Ю. Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности: Автореф.дис. д-ра пед. наук. М., 1993. -53с.

60. Килпатрик У.Х. Основы метода. М.-Л., 1928.

61. КлимовЕ.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

62. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М., 1926.

63. Колотилов В .В., Мелихина С.И. Педагогическая оценка результатов обучения учащихся проектной деятельности // Технология 2000. Самара, 1999.

64. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. - М., 1976. -175с.

65. Кострюков A.B. Теоретические основы и практика формирования графической культуры у студентов технических вузов. М.: Народное

образование, 2000. -С. 128.

66. Кострюков A.B. Теоретические основы и практика формирования графической культуры у студентов технических вузов в условиях модернизации высшего профессионального образования (на примере начертательной геометрии и инженерной графики): Автореф. д-ра пед.

наук. - Оренбург, 2004. -С48.

67. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория

и практика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.-Волгоград:

Перемена, 2001. -422с.

68. Курина В.А. Формирование графической культуры у будущего

учителя технологии: - Брянск, 1997. -28с.

69. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с.

70. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10,1999. -С.81.

71. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание,

1976.-64с.

72. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной

психологии. М.: Наука, 1984. - 444с.

73. Макаренко А. С. Соч. в 7-ми т. Изд. 2-е. М., 1957-1958.

74. Мирзоева М.П. Графическая деятельность студентов, изучающих курс начертательной геометрии и инженерной графики в условиях проектного обучения // «Ученые записки» Худжанд. 2010г. №4. -С.84-91.

75. Мирзоева М.П. Метод проектов и возможности его использования в развитии графических способностей студентов // «Известия» Академия наук республики Таджикистан. 2011. №1. -С.181-185.

76. Мирзоева М.П. Подготовка конкурентоспособного специалиста

инженерного профиля в условиях проектно-графической деятельности // «Вестник». Национальный университет Таджикистана.2011. №11. -С 134-138.

77. Мирзоева М.П. Применение метода проектов в обучении начертательной геометрии и инженерная графика// Сборник научных трудов Технологического университета Таджикистана. Выпуск. Душанбе. 2005г. №2 -С.211-216.

78. Мирзоева М.П. Формирование графической культуры в процессе обучения начертательной геометрии и инженерной графики // Сборник научных трудов Технологического университета Таджикистана. Душанбе.

2007 г. №9. -С.136-140.

79. Мирзоева М.П. Воспитательно-образовательный потенциал курса начертательной геометрии и инженерной графики в условиях инновационной деятельности технического вуза. Монография. «Эр-граф». Душанбе, 2007 г. 102с.

80. Мирзоева М.П. Творческий потенциал в решении графических задач // Журнал «ВЕСТНИК» Технологического университета Таджикистана. Душанбе. 2010г. №4. -С. 196-202.

81. Мирзоева М.П. Инновационная деятельность преподавателя в организации мотивации студентов к проектным действиям в процессе графической подготовки на основе метода проекта // Материалы международной научно-практической конференции (часть2-ая). Душанбе, 2010г. -С.15-19.

82. Мирзоева М.П. Развитие графических способностей студентов через организацию самостоятельной работы в инновационном процессе обучения // «Вопросы психологии и педагогики». Курган-Тюбе. 2010г. №5. -С.47-51.

83. Мирзоева М.П. Воспитательно-образовательные аспекты проектной технологии в графическом обучении студентов, ориентированные на профессионально-качественную подготовку специалиста // Материалы международной научно-практической конференции (3-5 ноября). Душанбе,

2011г. -С.87-91.

84. Молочков В.П. Концептуальная модель форирования графической культуры в вузе //Высшее образование сегодня. 2003. № 4. -С.23-28.

85. Молочков В.П. Формирование графической культуры будущих учителей на основе использования информационных технологий обучения. -Великий Новгород, 2004. -152с.

86. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. -286с.

87. Нагель О.И. О критериях оценки проектной деятельности учащихся/ЯИкола и производство, 2007. №6. -С. 12-20.

88. Насонкина Л. В. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков - статья на сайте Ярославского педагогического вестника.

89. Нестерова Н.Б. «Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности» - М., 1984.

90. Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. - Орел, 2000.

91. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. д-ра психол. н. - М., 1984.

77. Орлова, О.Ф. Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства/ О.Ф. Орлова //Изобразительное искусство в школе. 2008. №4. -С.49-58.

92. Орлов Е.В. Управление проектами в социальной сфере: Методика разработки, выполнения и оценивания проектов: - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007. -60с.

93. Павлова А.А. Методические основы графической подготовки учителя труда и общетехнических дисциплин: Автореф. д-ра пед. наук.-М., 1992.

94. Пасернак М.П. Дидактические основы применения проектного

обучения учащихся техническому творчеству в процессе изучения образовательной области «Технология»: Брянск, 1997. -С.337.

95. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. / Учитель.

2000. № 4. -С.52-58.

96. Петров Ю.Н., Червова А.А, Лагунова М.В. Теоретические основы

формирования графической культуры инженера-педагога. - Н. Новгород,

2001. -204с.

97. Подстригич А.Г. Проектная деятельность учащихся по созданию учебных текстов при изучении математики: Автореф. к.п.н. - Томск, 2004. -207с.

98. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов /Е.С.Полат, Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Перов М.В./ - М.: Академия, 2005.

99. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие - М.: Издательский центр «Академия», 2007. -433с.

100. Полат Е. С.. Метод проектов— статья на сайте Российской

Академии Образования.

101. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя: К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008. -192с.

102. Поляков А.А. Новый подход к инженерному образованию. - М.:

Центр-Пресс, 2000. -238с.

103. Похолков, Ю.П. Инновационное инженерное образование / Ю. П. Похолков // Инженерное образование. 2005. № 1. -С.4-7.

104. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе (методическое пособие): [современные подходы к содержанию и организации проектной деятельности школьников в процессе модернизации системы образования] / М.Б. Романовская. - М.: Центр «Педагогический

поиск», 2006. -160с.

105. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика

отношений в паре - СПб.: 2006. -С.82-103.

106. Самоукина Н.В., Богдановой О.С. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебник. / Н.В. Самоукина. - М.: ЭКМОС, 1999. -351 с.

107. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. -255с.

108. Семенова М.С., Зернова И.Р. Самостоятельная работа студентов. -

КГТУ Педагогика, 2003.-С.8.

109. Слободчиков, В.И. Проблемы становления и развития

инновационного образования // 2003. № 2. -С.4-10.

110. Соболев В.В. Проектная деятельность молодежи в рамках изобразительного исскуства - М.: Просвещение, 2002. -86с.

111. Соколов В.М. Начала элементарной теории управления образовательными системами: Учебное пособие. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. -33с.

112. Соловьев И. М.. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе. 1929.

113. Степакова В.В. Методическое пособие по черчению. Графические работы: Кн. для учителя./ В.В. Степакова. - М.:

Просвещение, 2001. -93с.

114. Ходырева A.B. Проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании учащихся: М., Педагогика, 2005. -233с.

115. Теплов М. Б. Проблемы индивидуальных различий. М.: ИНФРА, 2004. -574с.

116. Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.) М. Просвещение, 2001.-648с.

Ушинский К. Д. Теоретические проблемы воспитания и образования. О пользе педагогической литературы. Собрание сочинений, М., 1974.

117. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Педагогический обзор. 1998. № 3.

118. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.//Педагогический обзор. 1998. №6.

119. Шадриков В.Д . Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996. -320с.

120. Шаповалова, Н.Г. Метод проектов: практика применения / Н.Г. Шаповалова //Начальная школа плюс до и после. 2007. №9. -С.3-9.

121. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1980. -302с.

122. Швецова О. «Звездочки обдумывания», или Введение проектную деятельность//Директор школы. 2008. №9. -С.56-62.

123. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Мн.: Амалфея, 1997. -384с.

124. Шепель В.М. Управленческая этика. - М.: Экономика, 1989. -113с.

125. ШоевН.Н Метода и источники повышения качества воспитания и обучения в системе высшего образования. - Душанбе: Ирфон, 2004. -304с.

126. Шоев H.H. Педагогические доминанты воспитательно-образоваетльных технологий в системе высшего образования. - Душанбе.: «Ирфон», 2004. -302с.

127. Шоев Н.Н Патриотическое и интеллектуальное воспитание студенческой молодежи в условиях инновационной деятельности вуза. -Душанбе: Ирфон, 2005. -308с.

128. Шоев H.H. Вариативные воспитательно-образовательные технологии и инновационные модели обучения в высшей школе. - Душанбе, «Ирфон», 2005. -309с.

129. Шоев H.H. Воспитательные ресурсы и их оценочно-прогнозные регулятивы в системе высшего образования // Наука и школа. 2006. №1. -С.51-55.

130. Шоев H.H. Воспитательные ценности взаимооценки и презентации интеллектуально-творческого достижения студентов в процессе реализации

воспитательно-образовательных технологий в высшей школе// Материалы республиканской научно-практической конференции.- Душанбе, 2007. -С.94-96.

131. Шоев Н.Н. Инновационные воспитательно-образовательные технологии в контексте подготовки специалистов новой формации в высшей школе. - Душанбе: ИРФОН, 2010. -621с.

132. Щадриков В.Д. Философия образования и образовательные

политики. -М., 1993.

133. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант//Развитие

и диагностика способностей. -М.: Наука, 1991.

134. Щедровский П.Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.

135. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С .Я. Батышева. М.: АПО, 1998, т.1. -С.362.

136. Якиманская И. С. психологические основы математического образования: учеб. пособ. для студ. пед. вузов. М.: Академия, 2004. -320 с.

137. Яковлев, В.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе/ В.В. Яковлев, С.Ф. Пачко //Образование в современной школе.

2008. №1. -С. 15-22.

138. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994.

139. Ярошевич О.В. Формирование творческой познавательности студентов в процессе изучения инженерной компьютерной графики. БГАУ. 2006. №6. -С.42.

140. Ясенева М.Н. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) /Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре - СПб.: 2006, -С.82-103.

Анкета

Ознакомление студентов с проектной деятельностью в ходе графического

обучения

Студент_ курс_группа_

1. Необходимо ли овладение графическими способностями для Вашей

будущей профессии?

а) да □ б) нет □ в) не знаю □

2. С какими способами графических изображений Вы знакомы?

3. Знакомо ли Вам понятие «проектная деятельность»? а) да □ б) нет □

4. Использовался ли метод проектов при изучении Вами учебных предметов в школе (колледже)?

а) да □ б) нет □

5. Как Вы думаете, что такое проект?

6. Пробовали ли Вы себя в роли проектировщика?

а) предметов быта □ б) интерьера помещений □

в) техники □ г) окружающей среды □ д) другое □

7. При помощи каких графических изображений Вы чаще всего представляете свои идеи?

а) схема □ б) технический рисунок □ в) эскиз □

г) чертеж □ д) аксонометрия □ е) другое □

8. Назовите основные этапы проектной деятельности?

1 _

2___

3__

4 _

9. Хотели ли Вы спроектировать какие-либо предметы, объекты, красивые, удобные вещи?

а) да □ б) нет □ в) не знаю □

10. Сталкивались ли Вы с понятием «дизайн» (в каком случае?) Какую роль играет дизайн в Вашей жизни?

12. Назовите имена известных конструкторов, изобретателей? В чем их заслуга?

13. Какими видами творчества Вы интересуетесь (подчеркнуть): художественные, изобретательские, конструирование, моделирование, музыкальные, научно-интеллектуальные, спортивные, другие (указать)?

14. Как часто Вы стремитесь создать что-то новое, необычное в любой сфере деятельности?

а) всегда □ б) иногда □ в) никогда □

15. Считаете ли Вы, что умение проектировать необходимо для Вашей будущей профессии?

а) да □ б) нет □ в) не знаю □

16. Считаете ли Вы, что навыки проектирования необходимы в обыденной жизни человека?

а) да □ б) нет □ в) в редких случаях □ г) не знаю □

Анкета

Выявление уровня познавательного интереса студентов к проектной деятельности в процессе графической подготовки

Студент_курс_группа

Ваше отношение к проектной деятельности да иногда нет

А Занятие с использованием проектных заданий проходит интересно

Нравится преподаватель

Стремлюсь больше узнать о способах графических действий

Проявляю интерес к отдельным этапам проектной деятельности

Б Стараюсь ответственно и добросовестно выполнять графические задания по проекту

В процессе проектирования легче овладеваю графическими способностями и навыками, узнаю много нового

Заставляют учиться

Учусь только из чувства долга перед родителями

В Получаю моральное удовольствие, чувство гордости и самоуверенности от выполнения проекта по графическим дисциплинам

Процесс выполнения графического проекта заставляет мыслить, рассуждать, анализировать свои действия

Легко даются графические действия по оформлению и представлению проекта

Владение навыками проектной деятельности необходимо для профессиональной деятельности

Уровни познавательного интереса

А - ситуативный интерес к проектной деятельности

Б - изучение проектной деятельности по необходимости

В - устойчивый познавательный интерес к проектной деятельности

Количество баллов за ответ: да - 2 балла

иногда -1 балл нет - 0 баллов От 0 до 8 баллов - низкий уровень От 8 до 16 баллов - средний уровень От 16 до 24 баллов - высокий уровень

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Контрольно - оценочные задания для определения базового уровня графических знаний студентов 1-го курса

1. К объемным изображениям объектов относят:

1. Комплексный чертеж 2. Спецификация 3. Схема 4. Технический рисунок 5. Аксонометрическая проекция

6. Сборочный чертеж 7. Генеральный план 8. Перспектива

2. Что из перечисленного относится к ... ____

инструментам__Материалам и приспособлениям

1. Транспортир 2. Чертежная бумага 3. Циркуль 4. Угольник 5. Чертежная доска 6. Ластик 7. Рейсфедер 8. Лекало 9. Кульман 10. Карандаш 11. Тушь

3. Заполните таблицу:

№ Наименование линии Основное значение Начертание

1 Сплошная толстая линия

2 Штриховая

3 Сплошная тонкая

4 Штрихпунктирная

5 Сплошная волнистая

6 Разомкнутая

4. Что такое масштаб и для чего его применяют?

5. Какие из масштабов относятся к масштабам увеличения?

в) 3:1 б) 5:1 в) 1:2 г; 1:60 д;10:1 е) 4Л ж)\:50

6. Проецированием называют процесс_

7. Укажите виды проецирования

8. Назовите основные плоскости проекций:

9. Что называется видом предмета на чертеже...

10. Укажите порядок расположения основных видов на чертеже

11. Назовите виды аксонометрических проекций

1.___

2.____

12. Продолжите предложение. Изометрической проекцией окружности является

13. Согласны ли Вы с тем, что...

_утверждение

1. Все оси прямоугольной изометрическои проекции располагаются под углом 120° друг к другу_

2. Можно ли выполнять технический рисунок детали от руки, т.е. без линейки

3. Параллельные линии пересекаются под углом 90

4. Призма - это плоская фигура___

да

нет

14. Что называется сопряжением?

15. К телам вращения относят:

а) конус б) пирамида в) шар г) цилиндр д) призма е) куб

16. Заполните таблицу:

наименование Условное обозначение

Предмет имеет форму квадрата

Знак диаметра

Знак радиуса

Знак толщины симметричной детали

Знак плоской грани

17. Линии сгиба на чертежах развертки изображают

18. Разрез-это..........

19. Сечение - это...___

20. Разрез отличается от сечения тем, что___

21. Укажите пары: по главному виду найдите изображение сечения

22. Назовите виды сечений______

23. Составьте пары: по фронтальному разрезу найдите вид сверху

24. Местный разрез - это

25. Согласны ли Вы с тем, что...__

_утверждение_

1. Соединение вида и разреза производят при помощи сплошной толстой линией_____

2. На разрезе необходимо наносить размеры__

3. Если секущая плоскость проходит вдоль тонкой стенки детали, то на разрезе ее показывают рассеченной, но незаштрихованной_____

26. Какие из соединений относят к резьбовым ....

1. Штифтовое 2. Шпоночное 3. Шпилечное 4. Винтовое 5. Болтовое 6. Сварное

27. Спецификация - это ...__

28. Что представляет сборочный чертеж

29. План участка земной поверхности с размещенными на нем объектами, насаждениями и постройками - это ... ---_-

30. Что такое ЕСКД ---

От 0 до 10 баллов - 2 самый низкий уровень От 10 до 17 -3 низкий уровень От 17 - 24 -4 средний уровень От 24 - 30 - 5 высокий уровень

КЛЮЧ (правильные ответы к приложению №3)

№ ответы

1 4. 5.8

2 инструментам Материалам и приспособлениям

1, 3,4,7,8,10 2, 5, 6,9

3 Сплошная толстая линия

Штриховая

Сплошная тонкая

Штрихпунктирная

Сплошная волнистая

Разомкнутая

4 Масштаб - это отношение линейных размеров предмета на чертеже к действительным размерам этого предмета. Масштаб применяют с целью уменынени или увеличения изображения предмета на чертеже. я

5 Масштаб увеличения а, б, д, е

6 Проецированием называете* проекций при помощи прое1 процесс пол] щрующих лу учения изображений предмета на плоскости 1ей

7 Центральное, параллельное

8 Фронтальная, горизонтально ш, профильна ценной к наб.) я

9 Вид - это изображение обра) предмета подателю видимой части поверхности

10 снизу

справа Вид спереди слева сзади

сверху

11 Прямоугольная изометрическая проекция Фронтально - диметрическая проекция

12 Эллипс

13 1 - да. 2 -да, 3 -нет, 4 -нет

14 Сопряжением называется плавный переход одной линии в другую

15 а. в, г

16 Предмет имеет форму квадрата □

Знак диаметра 0

Знак радиуса Я

Знак толщины симметричной детали 8

Знак плоской грани поверхности 1-ХС1

17 Линию сгиба на чертежах развертки изображают штрихпунктирной тонкой с двумя точками линией

18 Разрез - это изображение предмета, полученное при мысленном рассечении его одной или несколькими плоскостями

19 Сечение - это изображение предмета, полученное при мысленном рассечении его одной или несколькими плоскостями, но при этом показывают только то, что попало в секущую плоскость.

20. В разрезе показывают все что попало в секущую плоскость и то что за ней при мысленном рассечении предмета, а в сечении показывают только то изображение, котооое попало в секущую плоскость.

21

22 Вынесенные. Выполняются на свободном месте поля чертежа Наложенные. Выполняются непосредственно на изображении детали

23

24 Местный разрез - это изображение отдельного ограниченного места поверхности предмета

25 1. Нет 2. Нет З.Да

26 3,4,5

27 Спецификация - это конструкторский документ, определяющий состав сборочной единицы.

28 Сборочный чертеж содержит изображение сборочной единицы, дающее представление о расположении и взаимной связи составных частей и способах их соединения, обеспечивающих возможность сборки и контроля сборочной единицы. Сборочный чертеж представляет рабочую документацию, служащую для сборки и контроля изделия.

29 Генеральный план застройки территории

30 Правила устанавливают стандарты Единой системой конструкторской документации

Анализ результатов компонентов проектной деятельности.

Оценочный лист проекта

¡г I ..................................... и ФИО студента 1 Баллы

.......................................... !| : { 1020 2035 35- | 50

1 Актуальность выбранной темы 1

2 ...............................................-.............—........ Глубина раскрытия темы !|

3 Практическая ценность проекта ....,.......

4 Композиционная стройность |

5 Соответствие плану |

6 Обоснованность выводов

7 Правильность и грамотность оформления 1 Я

8 Аккуратность и дизайн оформления

9 | Содержательность приложения

1Г • 10 Выступление на защите

11 Умение изложить самое интересное и ценное

¡12, Умение отвечать на вопросы

[—г--—-_____......................................................................................................................,г • 13 Умение защищать свою точку зрения

[14 ............................................. ¡1 1 Итоговая оценка !

Оценочный лист

№ Графические действия самооценка оценка преподавателя « § § £ £ § э аг ,5 Л ^ О в

1 Правильно организовывать рабочее место

2 Рационально работать чертежными и измерительными инструментами

3 Выбирать формат и рамку чертежа

4 Выполнять надписи чертежным шрифтом

5 Выполнять геометрические построения

6 Выбирать необходимый масштаб изображения

7 Осуществлять поиск идей средствами графики

8 Выбирать, располагать и обозначать изображения (виды, разрезы, сечения)

9 Заполнять основную надпись чертежа

10 Рационально использовать поле чертежа

11 Применять линии чертежа согласно ГОСТ и выбирать соотношение их толщины

12 Соблюдать правила нанесения размеров

13 Применять условности и упрощения на чертеже

14 Анализировать конструктивную форму предметов и мысленно воссоздавать их образ

15 Представлять оригинальное решение конструкции

16 Самостоятельно работать с учебными пособиями, стандартами и справочными материалами по графике.

Высокий уровень - от 87 до 96 баллов Средний уровень - от 77 до 87 баллов Низкий уровень - от 68 до 77 баллов Самый низкий уровень - от 0 до 68 баллов

Контрольно-оценочные задания для выявления базового уровня графических способностей студентов 1-го курса

1. Используя представленные в условии элементы, найдите оригинальную

форму:

Настольного прибора для канцтоваров; Кашпо для цветов;

Сушилки для столовых приборов и др.

Итог графической работы подать в достаточном количестве видов. Нанести размеры с учетом формы объекта и особенностей его составных

элементов.

2. Указанными видами сопряжения построить геометрическую фигуру кувшина. Возможно изменение геометрической фигуры на основе самостоятельного творческого решения

3. Найдите соответствие

1.Вид слева А.Горизонтальная плоскость проекций Н

2.Вид спереди Б.Профильная плоскость проекций V

З.Вид сверху В. Фронтальная плоскость проекций

4. Плавный переход одной линии в другую выполняют методом

5. Отношение линейных размеров предмета к действительным

6. Укажите три последовательных этапа построения сопряжений 1._____

2.__

3.___

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.