Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Темирджанова, Мадина Акбузоуовна

  • Темирджанова, Мадина Акбузоуовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 170
Темирджанова, Мадина Акбузоуовна. Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2004. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Темирджанова, Мадина Акбузоуовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.:.

1.1 Общие вопросы воспитания детей, средствами народной педагогики.

1.2 Психолого-педагогические аспекты воспитания эмоционально-положительного отношения детей младшего школьного возраста к сверстникам.

1.3 Воспитание взаимоотношений детей в полиэтнической среде как педагогическая проблема.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В

ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ.

2.1 Модель воспитания культуры межнационального общения детей в полиэтнической среде средствами народной педагогики.

2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы.

2.3Результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде»

Мировой процесс социально-экономического, политического, культурного развития все больше и больше интегрирует нации, народы и охватывает не только многонациональные страны, но и относительно одноязычные государства. В современном мире интенсивно развиваются две противоречивые тенденции. Первая характеризуется возрастанием интереса народов к своим историческим корням, возрождением самобытных культурных традиций. Это свидетельствует не только о желании этносов обрести культурную идентификацию, но и о попытке использовать духовное наследие как средство выхода из: гуманистического кризиса. Вторая тенденция выражается в усилении взаимовлияния, взаимозависимости стран и народов, в культурной конвергенции. В этих условиях актуальной педагогической задачей становится подготовка личности к жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде.

Проблема воспитания детей представителей разных народов в полиэтнической< среде не новая, основным положением в решении, данной проблемы является современная трактовка понятий «национальное» и «интернациональное» воспитание. В настоящее время происходит теоретическое переосмысление сущности названных понятий в трудах известных философов, этнографов, социальных психологов и педагогов (Ю.В.Арутюнян, Х.Х-М.Батчаева, К.И.Бузаров, Б.В.Бромлей, З.Т.Гасанов, M.G.Джунусов, Л.М.Дробижева, А.Г.Здравомыслов, И.С.Кон, М.В.Осорина, К.Б.Семенов, И.А.Шоров и др.). Появился новый термин «национальное воспитание», который понимается как воспитание стремления личности к самовыражению, т.е. к свободе через проявление собственного «Я» в особенностях языка, мышления^ культуры, традиций, норм поведения, образа жизни родного народа.

Воспитание культуры гуманистических отношений и формирование социально-этических знаний у подрастающего поколения во все времена строилось на принципах взаимосвязи и взаимодополнения культур представителями разных национальностей. В условиях многонационального коллектива задача формирования у учащихся этнического сознания; культуры нравственных межэтнических отношений может быть решена только на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего народа,, но и других этнических групп.

Нравственные нормы поведения людей на основе национальных и общечеловеческих ценностей формируются в процессе коммуникации с окружающей действительностью. Она включает на современном этапе такие компоненты, как стремление к возрождению этнической культуры и этнической самоидентификации, социальную обстановку разнонаправленной политизации масс, рост национального самосознания людей всех этносоциумов и др. Все это требует на современном этапе продуманного взвешенного подхода к организации учебно-воспитательного процесса школьников.

В прежнем, упрощенном понимании, интернациональное воспитание понималось, как формирование и развитие чувства дружбы между народами и уважения к трудящимся всех национальностей. В такой формулировке отсутствует упоминание о своеобразии национального характера и его самовыражении. В сущности, это необходимость преодоления национального, подчинение его общечеловеческому идеологизированному компоненту. В? новом понимании - это расширение национального до осознания своей: общности с другими нациями. На данную трактовку термина «интернациональное» опирается «Закон Российской Федерации об образовании», согласно которому «содержание образования» должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами,-различными расовыми, национальными, социальными группами». Принципиально важной методологической установкой новых концепций и программ обучения и воспитания детей выступает ориентация педагогов на то, чтобы национальные ценности гармонически сочетались с общечеловеческими, исключая национальную обособленность. Согласно данной установке,. путь к достижениям мировой культуры лежит через закрепление и развитие национального самосознания этносов.

В масштабе каждого отдельного региона: воспитательная. работа должна • опираться на знание культурных традиций проживающих здесь этносов. Социальная среда городских детей Карачаево-Черкесской Республики: имеет свои региональные особенности. В" городах республики, а также в промышленных поселках проживают люди многих национальностей. Среди них наиболее многочисленными по отношению к представителям других этносов являются; карачаевцы и русские. Культуры этих народов постоянно взаимообогащались и продолжают благотворно влиять друг на друга. Процесс взаимовлияния культур объективно имеет и положительные, и отрицательные стороны. Положительным явлением можно считать, что близкое общение людей разных национальностей духовно обогащает их, создает условия для уважения их этнических культур. В городах больше встречается интернациональных семей, благоприятно воздействующих на взаимоотношения этих народов. В то же время5 здесь, в отличие от села, наблюдается психологическая; индифферентность в отношениях людей: Равнодушие, безразличное отношение к человеку, оторванность от благотворного влияния природы родного края, резкое- шумовое «безличное» общение через компьютерную, видео- и телепродукцию, рост авторитета денег для удовлетворения потребительских нужд вырабатывают в детях и молодежи акультурные стремления. А в полиэтническою среде любое: нарушение общественных правил и норм поведения: невольно приобретает национальную интерпретацию, что может привести к негативным стереотипным представлениям об этносах.

В нынешних условиях развития нашего общества большие надежды возлагаются на: силу народной; педагогики. Известно, что в последнее время: обострилась тяга в обществе к своим корням, культуре предков. Забывая свои корни, мы разрываем: связь времен и поколения, говоря? словами: Чингиза Айтматова: «.человек без памяти прошлого, поставленный: перед необходимостью5 заново* определить свое место в мире, человек, лишенный* исторического опыта своего народа и других народов, оказывается; вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем».

Народная педагогика, по определению Г.Н.Волкова, - это совокупность представлений, взглядов,, суждений, идей, навыков и приемов в области воспитания, отраженных в народном творчестве. Народное творчество включает в себя различные виды трудовой деятельности: ремесла, традиции, обычаи, праздники, обряды, искусство, фольклор, игры, музыку, танцы, одежду, изобразительное и декоративно-прикладное искусство и т.п.

В настоящее время все больше педагогов и психологов присоединяются к мысли о том, что народная педагогика является тем средством, которое в состоянии воздействовать одновременно на сознание, чувства и поведение ребенка и положительно влиять на отношения между сверстниками разных национальностей (Д.Х.Азимова, В.Ф.Афанасьев, Х.Х-М;Батчаева, Б.М.Борлакова, К.И. Бузаров, В.Д.Ботнарь, Г.Н.Волков, Л.С.Выготский, Т.И.Ерофеева, Р.И.Жуковская; Л.П.Ильченко, Л.А.Мамедова, Л;Е.Никонова, Л.Н.Павлова, К.Б. Семенов,,Э.К.Суслова, И.А.Шоровг и др.). Первые крепкие, ростки: добра4 и миролюбия, несомненно; должны быть заложены на родной почве.

Можно; утверждать, что в нашей; республике вплоть до настоящего времени встречаются: случаи: нарушения гармонии национального, интернационального и общечеловеческого компонентов содержания воспитательного процесса. Наблюдаются' две полярные тенденции: с одной стороны, вынужденное игнорирование национального в силу обнаруженных пробелов в знаниях самих педагогов о культуре, обычаях и традициях родного народа и, с другой, - чрезмерное увлечение национальным компонентом в воспитании детей. Причиной второй тенденции, по нашему мнению, является, односторонний подход педагогов к приобщению детей к национальной культуре, когда происходит простая передача продуктов, созданных предыдущими поколениями. Далеко не все работники народного образования в республике достаточно хорошо усвоили мысль о том, что в основе своей процесс приобщения детей к национальным культурам — это обучение человеческому поведению.

Таким образом, возникла потребность в теоретическом обосновании и методической разработке проблемы воспитания основ личностной культуры детей разных национальностей, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями.

Педагогика воспитания межличностных отношений детей младшего школьного возраста должна1 учитывать региональные особенности такой полиэтнической республики, как Карачаево-Черкесия, которая является частью России. Необходимо' всесторонне изучить и использовать бесценный опыт человеческого общежития, накопленный народами нашей республики в результате векового совместного проживания.

Интегрирующим началом, объединяющим народы данного региона, можно назвать взаимную симпатию, любовь к родному краю и подлинный интернационализм,. понимаемый; в парадигме мировоззрения. В то же время, представляется, что культура республикообразующего этноса недостаточно пропагандируется среди инокультурного населения. Все еще мало переводной художественной литературы, детских мультфильмов, телевизионных передач на русском языке об обычаях, традициях, играх карачаевского народа. Для той части русскоязычного населения, которая не знает карачаевского языка, многое в культуре коренного народа чуждо, потому что непонятно.

Проблема состоит в том, что на самом ответственном — начальном этапе воспитания культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста в республике пока нет преемственности между русскоязычным дошкольным учреждением и начальной школой из-за отсутствия научно обоснованного дополнения к типовой программе по приобщению детей дошкольного возраста к русской национальной культуре, как к родной, и одновременно к культуре карачаевского народа, как к культуре народа совместного проживания.

Необходимость восстановления недостающего звена воспитательной программы Концепции обновления и развития национальных школ Карачаево-Черкесской Республики на начальном этапе непрерывного образования, включая младший школьный возраст, несомненная актуальность и значимость ее для воспитания детей в поликультурной среде послужили основанием выбора -темы исследования «Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде».

Сложившееся в городских условиях противоречие в процессе взаимовлияния культур, когда, с одной стороны, происходит интернационализация, а с другой - денационализация детей, обезличивание их чувства национального самосознания, явилось проблемой исследования.

Объект, исследования: процесс воспитания культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста в полиэтнической среде.

Предмет исследования: педагогические условия воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде.

Цель исследования:: определение рациональных условий воспитания культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста в полиэтнической среде.

Гипотеза исследования: воспитание младших школьников средствами народной педагогики в Карачаево-Черкесской республике будет успешным, если:

- вводится постепенное усложнение нравственного содержания элементов национальных культур, предлагаемых для усвоения детьми разных национальностей младшего школьного возраста;

- используются методы приобщения к разным культурам, ставящие ребенка в позицию субъекта деятельности со своими интересами и правами;

- методика приобщения к культурным ценностям учитывает единство когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов личности ребенка.

Задачи исследования:

1. Разработать доступные освоению детьми младшего школьного возраста направления содержания национальной культуры русского и карачаевского народов.

2. Обосновать выбор оптимальных методов приобщения детей к разным культурам.

3. Выявить влияние эмоциональных представлений детей других национальностей о культуре карачаевского народа и позитивного личностного опыта общения на реальное эмоционально-положительное отношение этих детей к детям других национальностей.

Методологической основой исследования являются философская концепция о гармонии национального, интернационального и общечеловеческого, ведущие теоретические положения о роли эмоционального фактора в развитии личности ребенка дошкольного возраста, о единстве сознания и деятельности, положения гуманистической теории развития личности о потребности в самооценке и самореализации.

Методы исследования: изучение первоисточников, сравнительно-исторический и ретроспективный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, наблюдение, беседы, изучение и обобщение опыта традиционного воспитания народа.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

- сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, С.А. Смирнов, В;А. Сластенин, К.Д. Ушинский);

- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, А.Э. Измайлов, З.Б. Цаллагова и другие);

- этнопедагогическую направленность воспитания и развития личности (И;А. Арабов, К.И. Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, В.К. Кочисов, Ш.А. Мирзоев, А.Н. Нюдюрмагомедов, Б.А. Тахохов, И.А. Шоров);

- концепции, идеи и подходы к семейному воспитанию (Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.Ю. Гранкин, К.Б. Семенов и др.).

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

- выявлены особенности взаимоотношений детей разных национальностей младшего школьного возраста;

- разработаны доступные для русскоязычных детей разных национальностей младшего школьного возраста направления комплексного содержания русской национальной культуры во взаимосвязи с элементами культуры карачаевцев, помогающие детям познать особенности быта, природы, труда, традиций, характера карачаевского народа.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

- выявлены основные тенденции использования1 средств народной педагогики в современной воспитательной практике;

- опыт народного воспитания, накопленный карачаевцами представляет собой совокупность понятий и идей, составляющих фундамент народной педагогики, а также результаты воспитательного процесса в этой сфере;

- обоснована необходимость соблюдения преемственности содержания и методов приобщения детей к национальной культуре на начальном этапе непрерывного образования.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования успешно внедрялись в практику школ г. Черкесска и г.Карачаевска, а также могут быть использованы для совершенствования национальной республиканской программы по приобщению детей к разным культурам.

Концептуальные подходы к воспитанию, ориентированные на русскоязычные школы, могут послужить основой для творческого использования педагогами в практической работе с детьми с целью приобщения к национальным культурам народов КЧР.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, педагогическая и документально-художественная литература, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература.

Этапы исследования: Первый этап- (2000-2002гг.) - разработка теоретико-методологических подходов к исследованию, сбор, изучение и анализ материалов. Второй этап (2002-2004гг.)- осмысление и обобщение полученных результатов, проводилась их апробация, оформлялся текст диссертационной работы.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам работы, апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

- направления содержания- национальных культур, объединяющие в себе произведения художественной литературы, устного и музыкального народного творчества, элементы декоративно-прикладного искусства, народные игры и праздники, должны соответствовать принципу вариативности с учетом возрастных особенностей, интересов и желаний детей;

- интерес к культуре народа совместного проживания может пробудиться: в младшем школьном возрасте при активизации эмоционально-чувственной сферы ребенка и в последующем развиться в чувство симпатии < к людям < этой национальности;

- успешное решение задачи: воспитания культуры межнационального общения достигается при: таком построении педагогического процесса,, который исключает жестко регламентированные, авторитарные методы работы педагогов и обеспечивает позитивное общение ребенка со сверстниками.

Обоснованность и. достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам работы, апробацией полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные положения и результаты исследования; обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий КЧГУ,. кафедр педагогики КЧРИПКРО, АТУ, КБГУ, докладывались на городской практической конференции учителей по вопросам теории воспитания (г. Черкесск, 2001, г. Карачаевск, 2002), на XIX и XX Региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (г. Майкоп, 2002).

Опубликованные материалы: использовались кафедрой педагогики и педтехнологий КЧГУ, Карачаево-Черкесским республиканским институтом повышения квалификации работников ; образования (КЧРИПКРО), кафедрой педагогики КЧГУ в учебном процессе со слушателями, студентами, а также в работе средних общеобразовательных школ г. Карачаевска. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Темирджанова, Мадина Акбузоуовна

Выводы по второй главе в результате изучения литературы и анализа практики по проблеме исследования, была создана практическая модель воспитания культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста в условиях городских школ с полиэтническим составом групп и классов.

Социальные условия, вызвавшие необходимость внедрения данной модели:

- полиэтнический состав городских начальных школ Карачаево-Черкесской республики, где без специального воспитания национальная принадлежность детей может оказаться значимой;

- владение детьми разных национальностей материнским русским языком, являющимся языком межнационального общения;

- постепенное расширение круга общения детей в процессе социализации от мононациональных объединений до интернациональных.

Основная цель данной модели: формирование эмоционально-положительного отношения детей к сверстникам другой национальности и интереса к их культуре. Особое место в нашей модели занимает создание эмоционально-положительного отношения детей к своим сверстникам независимо от их национальной принадлежности. Мы обращаем на это внимание, исходя из того, что эмоционально-положительное отношение является составной частью культуры межнационального общения.

Для выработки эмоционально-положительного отношения детей других национальностей к карачаевским детям нами предлагается дополнительный материал о Карачаево-Черкесии. Национальная культура карачаевского народа отражает красоту родного края и характера его жителей. В ней заключается огромный педагогический заряд, интернациональный по содержанию и экзотически привлекательный по форме. Программный материал призван помочь детям освоить доступные их возрасту общечеловеческие ценности эмоционального (юмор), нравственного (добро, любовь, согласие) и поведенческого (забота, взаимопомощь, этикет, гостеприимство) плана. Все элементы национальных культур русского, карачаевского и других народов представляют собой тщательно отшлифованные временем образцы речевого, изобразительного и музыкального таланта многих поколений. В программу модели вошли произведения малых фольклорных жанров, народные песни, подвижные и хороводные народные игры, ознакомление детей со сказками, обычаями и традициями разных народов.

Стабильное повышение общего уровня культуры межнационального общения детей экспериментальной группы, отмеченное нами на промежуточных этапах опытно-экспериментальной работы, могло быть обеспечено, на наш взгляд, благодаря последовательному соблюдению следующих основных психолого-педагогических условий:

1. Целенаправленный отбор доступного для детей младшего школьного возраста фольклорного, литературного, декоративно-прикладного, музыкального и этносоциокультурного материала с постепенным усложнением их нравственного содержания:

2. «Субъект-субъектные» отношения между значимым взрослым - и ребенком, основанные на взаимном доверии, приводящие к представлению об уникальности и достоинстве личности.

У. Стремление к единству когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов^ отношенческой сферы личности ребенка в любых формах его деятельности и общения.

Исследование показало, что дети младшего школьного возраста со всей непосредственностью способны подражать как положительным,, так и отрицательным проявлениям национального характера взрослых. Поэтому специальное воспитание общей культуры поведения и, в частности, культуры межнационального общения, начиная именно с данного возраста детей представляется чрезвычайно важным направлением нравственного и духовного развития будущего гражданина Карачаево-Черкесской Республики и России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем исследовании проблемы воспитания культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста в многонациональной школе Карачаево-Черкессии' мы исходили из ее актуальности в современном российском обществе. Диссертационное исследование позволило увидеть необходимость совершенствования воспитательной работы на начальном этапе непрерывного образования в сфере межличностных отношений детей разных национальностей в общественных образовательно-воспитательных учреждениях.

Материальное и социальное неблагополучие многих семей в настоящее время привело к девальвации духовных общечеловеческих ценностей; в том числе к сокращению простого ежедневного эмоционально насыщенного общения с ребенком. Тем не менее, начиная, в основном, с младшего школьного закладывается фундамент личности, появляется сознание собственного «Я» ребенка и понимание внешних отличий между разными этносами.

В процессе обучения в многонациональной школе ни один ребенок не должен чувствовать свою «униженность» или превосходство в зависимости от национального признака. А как добиться этого в полиэтническом коллективе. Это архисложная задача, которая безусловно требует, цивилизованного решения. Чтобы растущий человек в условиях полиэтнической среды не чувствовал свою «униженность», «ущемленность» он, прежде всего должен осознать свое «Я», свои корни, культуру, традиции. Именно через познание своей культуры происходит осознание чувства «Мы», хотя в полиэтническом коллективе чаще всего происходит ассимиляция.

Экспериментальное исследование выявило, что у некоторых старших дошкольников и младших школьников, как правило, лишенных личностного партнерского общения со значимыми взрослыми в семье, складывается стерсотипизированное представление о людях другой национальности, которое без специального воспитания может перейти в неадекватное поведение. Эти данные привели к осознанию роли субъективного фактора в национальном воспитании.

Теоретический анализ философской, этнографической, психолого-педагогической и социально-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам; определить в качестве принципиальных позиций организации успешного воспитательного процесса,, во-первых, повышение этнографической грамотности значимых взрослых как необходимое условие лучшего понимания детьми человека другой национальности в полиэтническом обществе. Во-вторых, только взаимная толерантность сосуществующих культурных образцов может служить в качестве научной основы межкультурной гармонии. В-третьих, психологической основой; воспитательного процесса должно стать движение от личности ребенка к обществу, от осознания собственного «Я» к неэгоцентрическому восприятию другого человека.

Разработанная нами на основе этих позиций модель взаимодействия детей разных национальностей как субъектов деятельности подтвердила целесообразность приоритетного приобщения; детей' к национальной культуре родного народа: в контексте взаимосвязанной культуры народа совместного проживания и других народов мира.

Анализ исследования позволяет установить, что народная педагогика рассматривает общение детей с родителями, взрослыми, сверстниками как непринужденную, свободную деятельность, в процессе которой ребенок выступает как самостоятельная, самоуправляемая личность. Общение родителей и детей способствует взаимопониманию между ними, а также является важнейшим средством сближения старшего и подрастающего поколений. Изучение источников устного народного творчества позволил охарактеризовать и выявить специфику педагогического общения родителей именно как целенаправленного педагогического воздействия, с помощью которого дети усваивают необходимую информацию об окружающей действительности, у них развивается речь, мышление, эмоционально-волевая сфера и вырабатывается жизненно важные стимулы поведения. Педагогическое общение для родителей выступало также средством изучения детей, их индивидуальности. Выявлена специфика таких форм общения, как общение у домашнего очага, у костра в поле, гостеприимство. Охарактеризованы особенности детского труда в сфере самообслуживания и производительного труда, раскрыты выработанные народом педагогические требования к труду детей, показана воспитательная сила таких средств педагогического воздействия, как игра, народная музыка, песни, сказка.

Самым ответственным моментом, на наш взгляд, является продуманный отбор содержания художественной литературы и фольклора для детей. Случайно отобранный фольклорный материал на практике может не вызвать интереса детей, а непонятное, порождает отчуждение. Выяснилось, что важнейшими критериями отбора должны стать доступность содержания, художественность, возможность эмоционального отклика со стороны детей.

Опытно-экспериментальная работа по апробированию модели воспитания культуры межнационального общения детей показала эффективность педагогических приемов, в которых присутствуют сочувствие, сорадость и содействие, понимаемые нами как отзывчивость на дискомфорт другого человека, умение радоваться вместе с детьми и совместная активная* деятельность.

В ходе исследования стала очевидной необходимость соблюдения преемственности содержания и методов приобщения детей к национальным культурам на начальном этапе непрерывного образования в нашей республике. Постепенное расширение этнического круга общения детей, начиная, от семьи до школы, требует соответствующего усложнения их нравственных эталонов -представителей того или иного этноса. Первоначальные представления детей о собственной национальности, чувство достоинства и гордости за своих предков и свой народ закладываются; в семье. Естественный интерес детей к культуре другого народа, их потребность в новых знаниях и представлениях удовлетворяет детский сад. Чувство симпатии: к людям иной национальности, заложенное в младшем школьном возрасте, перерастает в старших классах в терпимое отношение к чужому этикету и обычаям, в признание права любой личности на самореализацию.

Оптимальными методами повышения культурного уровня личностных связей в полиэтнической среде зарекомендовали себя методы, рассчитанные на проникновение во внутренний мир ребенка: одобрение, похвала, поощрение, разъяснение ситуаций с целью предупреждения конфликтов, ознакомление с обычаями, традициями и этикетом своего и другого народа, доверительное общение взрослого с ребенком. При этом установлено, что метод сравнения разных этносов и соревнования между ними не должен допускаться: в многонациональные дошкольные учреждения в связи с негативными последствиями соперничества между детьми. Сравнение должно выявлять, прежде всего, общечеловеческие начала в том или ином своеобразном компоненте национальной культуры.

Общечеловеческие ценности, заложенные в произведениях классиков русской и зарубежной литературы, несомненно, составляют содержательную основу воспитания гуманных качеств личности и культурного поведения. Произведения А.Пушкина, А.Фета, Ф.Тютчева, Л.Толстого, Н.Некрасова, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и других как нельзя лучше подходят для продвижения ребенка, по определению Л.П.Стрелковой, «по ступенькам нравственности». Раннее привитие любви к книге и к чтению - залог гармоничного развития личности ребенка и, в особенности, его эмпатийных качеств, необходимых для понимания другого человека.

Содержание, формы, методы и средства воспитания культуры межнационального общения являются важной составной частью системы комплексного учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Совершенно очевидно, что при этом необходимо учитывать региональные особенности этнического окружения детей.

Совокупность данных опытно-экспериментальной работы позволяет сформулировать вывод о том, что стереотипизированные представления людей разных национальностей друг о друге оказывают вредное влияние на неокрепшее сознание маленького ребенка. Здесь необходимо проявить чуткость и педагогический такт, чтобы исправить положение.

По нашим данным, стабильно высокий уровень культуры межнационального общения бывает у тех детей, которые овладели к 9 годам карачаево-русским или русско-карачаевским двуязычием. Это обстоятельство подтверждает правомерность обучения русскоговорящих детей карачаевскому языку, начиная с первого класса, что будет способствовать лучшему взаимопониманию детей.

Проведенная нами исследовательская работа послужила основанием для определения рациональных педагогических условий воспитания культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста в полиэтнической среде:

1. Создание естественных условий в организации предметно-игровой среды для свободы выбора деятельности детей соответственно «принципу приоритетного старта» А.В.Петровского.

2. Предпочтительный выбор методов, рассчитанных на переживание каждым ребенком чувства собственной ценности и на другие возрастные психологические новообразования (самооценка, самоуважение, самоконтроль).

3. Активизация эмоционально и информационно насыщенных форм работы с родителями, повышающих их педагогическую культуру и этнографическую грамотность.

4. Использование традиционных средств этнопедагогики и лучших достижений научной педагогики в эмоциональном сближении детей разных этносов.

5. Постепенное расширение игровых объединений детей от мононациональных до интернациональных.

6. Акцент на общечеловеческие ценности в единстве когнитивного (представления об особенностях национальных культур, о добре и зле, о хорошем и плохом), эмоционального (любовь, сочувствие, сопереживание, юмор) и поведенческого (забота, взаимопомощь, гостеприимство) аспектов.

7. Побуждение детей к проявлению любви и доброты по отношению к родным и близким, к сверстникам, ко всем людям независимо от их национальной принадлежности.

8. Опора на богатство и выразительность русского языка, как языка межнационального общения, в создании благоприятной творческой атмосферы взаимоотношений взрослого с детьми полиэтнической группы.

9. Учет появления положительной мотивации детей к изучению второго и третьего языков.

10. Разъяснение непонятного и поэтому чуждого в культуре иного народа.

11. Создание в педагогических коллективах здоровой нравственно-психологической атмосферы доверия, доброты и терпимости к инокультурным ценностям, способствующей появлению таких же качеств у детей.

Данное исследование далеко не исчерпало всей поставленной проблемы. Предстоит дальнейшее глубокое теоретическое изучение вопросов национального и интернационального воспитания для разработки определенной части целостной концепции духовного развития детей в полиэтнической среде. Труды такого характера требуют интеграции таких смежных наук, как философия, социология, психология, общая и социальная педагогика в выработке научно обоснованных рекомендаций для практической работы по повышению уровня культуры межнационального общения граждан цивилизованного общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Темирджанова, Мадина Акбузоуовна, 2004 год

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299с.

2. Авдуевская Е.П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности //Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 144-150.

3. Агеев В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком //Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 135-140.

4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М., 1985. -418 с.

5. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993, 608с.

6. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителей / Под ред. М.А.Каирова, О.С.Богдановой. М.: Просвещение, 1979. 320 с.

7. Алейников М. Карачаевские сказания. Вып. 3, отд. 2.- СМОМПК, 1883.

8. Алиев P.M. Роль усного народного творческтва в воспитании детей. -Карачаевск, изд. КЧГУ, 2003. 155с.

9. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. - 559 с.

10. Ю.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.-224с.

11. П.Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками//Дошкольное воспитание. 1975. № 10. С.35-40.

12. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1996, 104С.

13. И.Артёменкова Л.Ф. Педагогические условия диалогического общения старших дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Дисс. канд. пед. наук Ставрополь, 2002, -160с.

14. Н.Асланов Н.И. Воспитание школьников в многонациональном коллективе, Махачкала: Кн. изд-во, 1982. 145 с.

15. Асланов И.Д. Педагогические проблемы формирования коллектива с многонациональным коллективом учащихся. Афтореф. дисс. канд.пед. наук. М., 1965.

16. Афанасьев И.Н. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1995. -196 с,

17. Бабаева Т.И. Об индивидуальном подходе в формировании положительных взаимоотношений дошкольников со сверстниками // Нравственное воспитание дошкольников: Сб. науч. тр. (ЛГПИ им. А.И.Герцена). Л., 1975. С. 70-84.

18. Белкин А.С. Ситуация успеха, как ее создать. -М.: Просвещение, 1991. -168с.

19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

20. Бердяев Н.А. Судьба России / Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990. 269 с.

21. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.236 с.

22. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Под ред. ВЛ.Пилиповского. М.: Прогресс, 1996. 312 с.

23. Берулаева М.М. Гуманизация образования: проблемы и перспективы.1. Бийск, 1995.

24. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. № 1. С. 9-11.

25. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат, 1991.297с.

26. Богомолова М.И. Воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей (старший дошкольный возраст ): Дисс. канд.пед.наук. М., 1971.224 с.

27. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. М.:1. Просвещение, 1988. 112 с.

28. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. 199с.

29. Бодалев А.А. Личность и общение. -М.: Педагогика, 1983. 273 с.

30. Бодалев А.А. О формировании отношений // Советская педагогика.1997. -№8.- С. 39-44.

31. Бодалев А.А. Психология общения. -М., 1996.

32. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

33. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. №4. С. 23-35; 1979. №2. С. 47-56.

34. Болынунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 39-43.

35. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. //Педагогика. -1995. №4, - С.29-36.

36. Ботнарь В. Д. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей посредством игры-драматизации. Дисс. канд.пед.наук. М., 1992. 216 с.

37. Бромлей Ю.В. Человек в этнической ( национальной ) системе // Вопросы философии. 1988. № 7. С. 25-32.

38. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Мысль, 1973. 216с.

39. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание. -Ставрополь. -1997. -С.86.

40. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., Педагогика, 1988. - 160 с.

41. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М.: Просвещение, 1986. 32 с.

42. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Просвещение, 1983. 75 с.

43. Введение в начатое исследование по педагогике / Ю.К. Бабанский и др. Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 239 с.

44. Вердян JI.A. Детская литература как средство формирования нравственных качеств дружбы и товарищества детей 6 года жизни: Дисс. канд. пед.наук. Ереван, 1973. 23 с.

45. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во,1989. 278с.

46. Волков Г.Н. Проблема взаимодействия национального и интернационального в воспитании // Интернациональное воспитание молодежи. Орджоникидзе, 1973. С. 113-133.

47. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. чл. кор. АПН СССР, проф. И.Т.Огородникова. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1974. 376 с.

48. Волков Г.Н.Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. -Чебоксары.;1993.-89 с.

49. Волков И.П. Учим творчеству // Педагогический поиск.-М.: Педагогика, 1989.

50. Вопросы искусства народов Карачаево-Черкессии // Сборник научных трудов. Черкесск, 1993. - 139 с.

51. Вопросы фольклора Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1983. - 186 с.

52. Воспитание гуманных чувств у детей / Под ред. П.Н.Прокопченко, В.К.Котырло. Киев: Радянска школа, 1997.192 с.

53. Выготский JI.C. Игра и ее значение в психической жизни ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 36-42.

54. Выготский JI.C. Развитие высших психологических функций. -М.; 1960.-420 с.

55. Выготский JI. С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991.-480с.

56. Выготский JI.C., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. -М.: Педагогика, 1993.-182 с.

57. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. -М.: Искусство, 1991.

58. Гарданов Р.Т. Педагогические условия интернационалистского воспитания школьников (на материале школ Республики Башкортостан): Автореферат дисс. канд.пед.наук. Уфа, 1993. 19 с.

59. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 1996. №1. С. 51-55.

60. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка. М.: Фолиум, 1994. 59 с.

61. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Масс медиа, 1995. 240с.

62. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии: (о психологии межличностного отношения) // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 61-68.

63. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995. №2. С.137-149.

64. Гордин Л.Ю.Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе. -М.: Просвещение, 1977. -150 с.

65. Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995.214с.

66. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин. М.: Правда, 1990.220 с.

67. Гусинский Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателя. М.: Интерпракс, 1994. 134 с.

68. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: НПО Образование, 1996. 160с.

69. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. -М.: Просвещение,1990.-142 с.

70. Гришина Г.Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье. Автореферат дисс. канд.пед.наук. М., 1990. 20 с.

71. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М., 1986. 240 с.

72. Джанибеков С.Ю. Использование национальных традиций и обычаев горцев в воспитании школьников // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа Ч.П. -Черкесск, 1994, 9 с.

73. Детские народные подвижные игры: Книга для воспитателя детского сада и родителей / Сост. А.В.Кенеман, Т.И.Осокйна. М.: Просвещение, 1995.224 с.

74. Дробижева JI.M., Сусоколов А. А. Межэтнические отношения и этнокультурные процессы / По материалам этносоциологических исследований в СССР // Советская этнография. 1981. № 3. С. 11-22.

75. Евмененко Е.В. Программа формирования национального самосознания младших школьников. — Ставрополь, 2003.

76. Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимодействий у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд.пед.наук. М., 1986. -162 с.

77. Ибрагимова J1.А. Формирование духовного мира младших школьников натрадициях народной педагогики ханты и манси. Авто-реф.дисс.канд.пед.наук. М., 1995. 19 е.,

78. Ильин Е.Н. Искусство общения//Педагогический поиск. -М.: 1989.

79. Ильин В.С Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Автореферат доктора педагогических наук. -М., 1971.

80. Ильясов И.О. Подготовка студентов педагогических вузов к нравственному воспитанию школьников. // Перестройка школ и проблемы подготовки учителя. -Махачкала: 1989. с. 92.

81. Ильин Е.Н. Рождение урока. -М.: Педагогика, 1986. 173 с.

82. Камаева Т.Ю. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. М.: 1994. 32 с.

83. Камалдинова Э. Социальному становлению детей нужна защита // Народное образование. 1993. № 5. С. 40-43.

84. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. 224 с.

85. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.: Изд-во МГУ, 1986. 142 с.

86. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. 367 с. ^

87. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. Алма-Ата: Мектеп, 1975. 40 с.

88. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: 1996. 240 с.

89. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971. 91 с.

90. Коломинский Я. Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детейшестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.190 с.

91. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива : Система личных взаимодействий. 2-е изд., дополн. и перераб. Минск: Народная ас-вета, 1984. 239 с.

92. Комаров В. Культура межнационального общения: О постановке воспитательной работы в школе // Народное образование. 1993. № 5. С. 65-67.

93. Кон И.С. Ребенок и общество: ( историко-этнографическая перспектива) / АН СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.; Наука, 1988. 269 с.

94. Кон И.С. Этнография детства. Проблемы методологии // Советская этнография. 1981. № 5. С. 1-14.

95. Контаутене З.Б. Народные детские игры и их педагогическое значение: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1977. 21 с.

96. Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В.В.Давыдова, В.А.Петровского. М., 1988. 56 с.

97. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М., 1955. -с. 208-210;-С. 600.

98. Коменский Я.А. Правила поведения. //Избранные педагогические сочинения. Т. 2. -М., 1982. 165 с.

99. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1989,-416 с.

100. Концепция воспитания школьников в современных условиях. / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой и др. -М.: Новая школа, 1993, -С. 78.

101. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. -Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского педуниверситета, 1997, 80 с.

102. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. -Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского педуниверситета, 1997, -144с.106. «Круглый стол» : национальные культуры и языки в школе // Педагогика. 1992. № 5-6. С. 10-15.

103. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. —М.: Просвещение, 1975. -303с.108.

104. Крысько В.Г., Саранцев Э.Я. Введение в этнопсихологию: Учебно-методическое пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1996. 344 с.

105. Культурология XX века: Акцентология или философское исследование природы ценностей. М.: РАН, 1996. 360 с.

106. Куранов М.А. Культура межнационального общения // Педагогика 1992. № з. С.40-48.

107. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. -М.: Просвещение, 1990,- 159 с.

108. Леви В.Л. Охота за мыслью. 1967, 60с.

109. Леви В.Л. Искусство быть собой. -М.: Знание, 1973, 274 с.

110. Левитан К.М. Культура педагогического общения. —Иркутск, 1985, -180с.

111. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. -М., 1979, 48 с.

112. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.304 с.

113. Лихачев Б.Т. Лекции по педагогике. М.: Педагогика, 1995. 450с.

114. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 3-6.

115. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978.48 с.

116. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Т. 5. М., 1994.

117. Матвееикова Е.П. Я живу среди людей. Программа воспитательной работы с младшими школьниками Москвы // Начальная школа. 1992. № 910. С. 21-24.

118. Меретукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп, 1994, - 228 с.

119. Мижаев М.И. Детский песенный фольклор адыгов.- Майкоп, 1980. -160 с.

120. Мирзоев 111.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986. -124 с.

121. Мирзоев Ш.А. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., НИИНШ, 1987.-22 с.

122. Мосолов В. А. О личностно-ориентированных историко-педагогических исследованиях // Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт. Тезисы докладов. М.: РАО, 1993, С. 38-40.

123. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Наука, 1988.429 с.

124. Миронова М.И. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя. //Вопросы психологии 1998.- №1.-с. 44-45.

125. Михайлов В.Д. Философия согласия. М.: Гуманитарий, 1995. 248с.

126. Мы живем среди людей: кодекс поведения / Автор-составитель И.В.Дубровина. М., 1989. 78 с.

127. Мыльников А.С. Народная культура и генезис национального самосознания//Советская этнография. 1981. Ха 6. С. 3-13.

128. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1990.175 с.

129. Непомнящая Н И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1992.160 с.

130. Нижегородский детский фольклор / Сост. К.Е.Корепова. Нижний Новгород, 1993. 63 с.

131. Новиков А., Эргис Г. Национальная культура как способ бытия этносаУ/Полярная звезда. 1994. №2. С. 147-154.137. ' Нудюрмагомедов А. Н. Технология конструирования и решения педагогических задач. Махачкала, 1994.

132. Нудюрмагомедов А. . Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании. Махачкала, 1998.

133. Ортабаева Р.А.-К. Инары как фольклорный жанр // Традиции и современность / Фольклор и литература народов Карачаево-Черкесии /. -Черкесск, 1980, С. 19-21.

134. Ортабаева Р.А.-К. Карачаево-балкарская сказочная традиция // Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986, С. 117-132.

135. Ортабаева Р.А.-К. Карачаево-балкарские нароДные песни. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1977. 150 с.

136. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. Первая половина XIX в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. М.:1. Педагогика, 1973, С. 34.

137. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. С древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 1989, С.25.

138. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / *

139. Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М.: Педагогика,19&8. 136 с.

140. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований // Советская этнография. 1983. № 3. С. 34-45.

141. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональые отношения. Взаимодействие и особенности эволюции: (На примере Западного Кавказа). СПб: Европейский Дом, 1996. 302 с.

142. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности лю-дей//Вопросы психологии. 1974. №2. С. 59-65.

143. Педагогическая энциклопедия. Т.2. М., 1965.149. " Петровский А.В. Психология межличностных отношений в группах и коллективах // Советская педагогика. 1974. № 4. С. 28-35.

144. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1990, 365с.

145. Проблема формирования ценностных ориентации и социальной активности личности / Под ред. В.С.Мухиной. М., 1981. 226 с.

146. Приходько ЮА. Формирование положительно-эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности: Дисс. канд. психол. наук. Киев, 1980. 215с.

147. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А.Коссаковски, Х.Кюна, И.Ломпшера, Г.Розенфельда. М.: Просвещение, 1981. 224 с.

148. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1987. 240 с.

149. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. 232 с.

150. Ронгинский М., Тутушкина М. Социальный интеллект: Возможен ли нормальный цивилизованный человек вне этого качества? // Диалог. 1992. №3. с. 12-14.

151. Русские обрядовые праздники: Пособие для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, Новокузнецк, 1992. 51с.

152. Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловия / Сост. В.Аникин. М.: Худож. литература, 1986. 499 с.

153. Салимханова Х.И. Влияние образцов устного народного творчества на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. н аук. Баку, 1990. 210 с.

154. Свадебная обрядность народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое. Черкесск, 1988, - 162с.

155. Сенько Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения // Вопросы психологии. 1991. №5. С. 23-28.

156. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. - 319 с.

157. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика (на примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). -Майкоп: АГУ, 2000. 307с.

158. Семенов Л.П. Нартский эпос и памятники материальной культуры // Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957. - 280 с.

159. Скворцова Л. Формирование у детей интереса к русскому фольклору // Дошкольное воспитание. 1993. № 5. С. 33-36.

160. Сказки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1992. 336с.

161. Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М.: Наука, 1969. - 548 с.

162. Словарь по этике / Под ред. И.С.Кона. М.: Политиздат, 1975.

163. Снежкова И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества: Автореф. дисс. канд. истор. наук. М.,1983. 24 с.

164. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.; Просвещение, 1995.192 с.

165. Соколова Т. Формирование у школьников ценностного отношения к себе и другим людям // Воспитание школьников. 1994. № 4.С. 15-18.

166. Соловьев Н.Я. Семья в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1981. - 64 с.

167. Субботский Е.В. Детство в условиях разных культур // Вопросы психологии. 1979. № 6. С. 142-151.

168. Субботский Е.В. Исследования морального развития ребенка в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 6. С. 149-155.

169. Суслова Э.К. Интернациональное воспитание детей 6 лет посредством сказки // Воспитание умственной активности детей дошкольного возраста: Сб. науч.тр. М., 1983. С. 53-65.

170. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских.-Харьков,1881, С.66.

171. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1972. 244.

172. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. -М., 1969. С. 13.

173. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. -М., 1971. С. 106-107.

174. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. -Киев, 1972. С. 152.

175. Тарасович Н.Н., Кривонос И.Ф. Обучение будущих учителей основам педагогического мастерства // Сов. Педагогика. 1983. - № 7. - С. 11-12.

176. Тарасюк В.Н. Педагогические технологии. Программа и методические рекомендации. -Карачаевск: КЧГПУ, 1995. 35 с.

177. Тарасюк В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования. Дисс. доктора пед. наук. -М., 1997. -368 с. 182

178. Таршина К.А. Современные исследования проблемы креативности взарубежной психологии. // Вопросы психологии. 1995. - С. 42-46.

179. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная системажизнеобеспечения. М., -448с.

180. Тишков В.А. Что есть Россия? // Вопросы философии. 1995. №2.С.15-18.

181. Товгазова С.С. Воспитывающее и развивающее общение в процессе обучения старшеклассников. Дис. канд. пед. наук. Карачаевск: КЧГУ, 2003. -187с.

182. Товгазова С.С. Воспитывающее и развивающее общение в процессе обучения старшеклассников. Автореф. канд. диссерт. -Карачаевск: КЧГУ, 2003.-23с.

183. Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / под ред. Л.А.Парамоновой. М.: МИПКРО, 1994. 120 с.

184. Узденова С.Б. Самообслуживание как средство трудового, нравственного и гигиенического воспитания младших школьников. -Автореф. дисс. канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1988. - 24с.

185. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1972. 78с.

186. Урусбиева Ф.А. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1979. -320с.

187. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6 томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1988. 414 с.

188. Ушинский К.Д. Биографические материалы /Собр. соч., т.11. М.-Л., изд. АПН РСФСР, 1952, С.11-136.

189. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании /Собр.соч. М. - Л., изд. АПН РСФСР, 1948, т.2, С.69-167.

190. Ушинский К.Д. Родное слово /Собр.соч. М., - Л., изд. АПН РСФСР, 1948, т.2., С.554-574.

191. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении /Собр.соч. М.-Л., изд.АПН РСФСР, 1948, т.2., С.333-361.

192. Философия детства. Международная конференция «Ребенок в современном мире»: Тезисы конференции. Т. 1. СПб.: Научный центр проблем диалога, 1993. 130 с.

193. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1987.

194. Философское образование для XXI века. М.: Школа, 1992. 310с.

195. Фокина Э.Д., Скворцова Л.Н. Русский фольклор — детям. СПб.: СПбГУ, 1993. 43 с.

196. Фольклор народов Карачаево-Черкесии /Жанр и образ/: сб.научных трудов. Черкесск, 1988. - 144с.

197. Фридман Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов, -М.: Просвещение, 1988. 206 с.

198. Халикова Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей дошкольников: Дисс.канд.пед.наук. М., 1984.187с.

199. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Нард.педагогика, 1993. - 132с.

200. Хейнз У. Нравственное воспитание и развитие личности. М.: Фонд духовного и нравственного образования, 1997. 12 с.

201. Хобсон К.Ф., Робинсон Б.Е., Спин П. Мир входящему. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. 510 с.

202. Холаев А.З. К вопросу о балкаро-карачаевском нартском эпосе //Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М.:Наука, 1969, С.282-294.

203. Хохлова Л.П. Формирование межличностного восприятия у детей и подростков. Ташкент: ФАН, 1990. 84 с.

204. Чепель Т., Яковенко Т. Новые подходы к проблеме преемственности детского сада и школы в современных условиях // Дошкольное воспитание. 1993. № 9. С. 18-22.

205. Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка /XIX -нач. ХХвв./. Проблемы этической истории народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1980. -80с.

206. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве //Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1977. - 78с.

207. Шоров И.А. Идеи умственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов-на-Дону, 1987. - 90с.

208. Шоров И.А. Идеи физического воспитания в адыгском народном творчестве //Из истории народного образования Адыгеи. Ростов н/д, 1975, С.66-96.

209. Шоров И.А. Народные детские игры в системе физического воспитания адыгов //Учен.зап. Адыгейского НИИЭЯЛИ. Этнография. -Майкоп, 1968, т.8, С.189-203.

210. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.560 с.

211. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.

212. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 268 с.

213. Якобсон С.Г. Анализ психологических механизмов регуляции этического поведения школьников // Вопросы психологии. 1979. № 1. С. 38-46.

214. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников // Вопросы психологии. 1985. №3. С. 55-61.

215. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. 144 с.

216. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. М.: Детская литература, 1990. 159с.

217. Яницкая Е.Ю. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада (7-й год жизни): Автореф. дисс. канд.пед.наук. Киев, 1994. 20 с.

218. Яновская М. Эмоциональное обогащение процесса воспитания школьников // Воспитание школьников. 1991. № 3. С. 22-25.

219. Программа-руководство по воспитанию культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста Объяснительная записка

220. Наблюдения показывают, что культура карачаевского народа недостаточно пропагандируется среди русскоязычного населения. Непонятное рождает отчуждение и неприятие.

221. Рекомендациями данной программы могут пользоваться родители, учителя начальных классов городов Карачаево-Черкесской Республики.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.