Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Урусова, Зурият Магометовна

  • Урусова, Зурият Магометовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 200
Урусова, Зурият Магометовна. Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2005. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Урусова, Зурият Магометовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Историко-педагогическис основы становления традиционной педагогической культуры карачаевской семьи.

1.1. Сущностные характеристики традиционной педагогической культуры карачаевского народа.

1.2. Становление и развитие традиционной педагогической культуры карачаевской семьи.

1.3. Традиции семейного воспитания в педагогике карачаевского народа.

Выводы.

ГЛАВА II. Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи и ее влияние на формирование личности младшего школьника.

2.1. Этнопедагогическое пространство карачаевской семьи.

2.2. Идеал совершенного человека в карачаевской семейной педагогике.

2.3. Труд - как основное средство в формировании личности младшего школьника в карачаевской семье.

2.4. Взаимодействие семьи и школы в формировании личности младшего школьника.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника»

Актуальность исследования. Решение современных социально-экономических, политических и образовательных задач, вставших перед современной Россией, актуализировало проблемы культуры и человека как ее носителя, усиление роли культуры в воспитании подрастающего поколения. Это связано с тем, что человек информационной цивилизации XXI в. может руководствоваться разными ценностями, вместе с тем главным регулятором его поведения, жизнедеятельности должна стать культура, проявляющаяся в образованности, профессионализме, этнокультурной и социокультурной активности. В этом процессе особая роль отводится современному осмыслению этнических ценностей культуры, рассмотрению их в качестве оздоровляющего компонента культурно-воспитательных систем. Современному человеку необходим возврат к истокам своих культур, приобщение к их традициям, позволяющим осознать принадлежность к своей нации. В обращении к культуре своего народа его привлекает ощущение глубинной связи между собственной судьбой и судьбой этнокультуры, пока жив народ, жива и его культура и опора на родную культуру порождает веру и надежду человека, чувство уверенности и защищенности.

Семья как общность людей, связанных отношением супружества, роди-тельства и родства, как основная ячейка нашего общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении социализации. Семья является тем уникальным социальным институтом, посредником между человеком и государством, транслятором фундаментальных, общечеловеческих, национальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на такие процессы как воспитание и образование подрастающего поколения, развитие национальной культуры и языка, формирование целостной личности, демографические изменения, здоровье общества, становление гражданских позиций. Она является «институтом экологии личности, экологии души человека». Поэтому сегодня актуальной проблемой является не только определение социальной роли семьи в обществе, но и раскрытие ее педагогического потенциала, разработка стратегических направлений интеграции семьи и школы, внедрение тех технологических механизмов в систему образования, которые бы принесли положительные результаты.

Время требует возвращения к воспитательному опыту народа, к духовным корням развития этнической культуры, и это возможно лишь на основе глубокого изучения общего и специфического в культуре разных народов, самобытности и уникальности каждого народа, на основе познания закономерностей развития национального самосознания, народного опыта и традиций воспитания.

Актуальным становится обеспечение единства процессов воспитания осуществляемых в образовательных учреждениях и в семье, этнической среде, средствами народной педагогики. Оно важно для формирования этнического менталитета подрастающего поколения, развития любви к родному народу, гражданственности.

Сегодня остро ощущается потребность в разработке этнопедагогических проблем семейного воспитания и, в частности, в карачаевской семье. Обращение ученых и учителей к традиционной народной педагогике, критическое осмысление жизни и педагогического опыта предшествующих поколений позволяют выявить наиболее эффективные методы и средства, способствующие воспитанию молодого поколения. Особенно важно осуществление целенаправленного воздействия традиций на детей младшего школьного возраста, ибо основы формирования цельной личности закладываются именно в этом возрасте.

В разработке этнических проблем семейного воспитания мы опирались на труды Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, А.С.Макаренко, .Сухомлинского,

Л.Н.Толстого,К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, И.Я.Яковлева, Н.М.Охотникова, Г.Т.Тимофеева, а также на современные исследования. Это труды по общим вопросам педагогики (В.П.Борисенков, Б.З. Вульфов, Т.С.Комарова, В.М.Коротов, Г.Б.Корнетов, Б.Т.Лихачев, С.В. Мягченков, В.И.Петрова, Ю.П.Сокольников), исследования по проблемам этнопедагогики (И.А.Арабов, А.Л.Бугаева, В.И.Баймурзина, Х.Х-М. Батчаева, Г.Н.Волков, А.Г.Гашимов, АЛО. Гранкин, М.Б.Гуртуева, В.Г.Закирова, А.Э.Измайлов, Б.А Кадыров, Ш.А.Мирзоев, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, К.Б.Семенов, Э.И.Сокольникова, М.И.Стельмахович, С.Б.Узденова, Я.И.Ханбиков, И.А.Шоров), труды, посвященные истории, культуре и быту народов Северного Кавказа, Карачаево-Черкесии (У.Д.Алиев, Е.П.Алексеева, Х.Х.Биджиев, М.Д.Каракетов, А.И.Караева, М.А.Мизиев, К.Т.Лайпанов, В.П.Невская, Р.А-К.Ортабаева, Е.Н.Студенецкая, К.М.Текеев, М.А.Хубиев, К.И.Чомаев, И.М.Шаманов, Ф.С.Эфендиев).

Необходимо отметить, что на сегодняшний день отсутствует комплексное исследование традиционной педагогической культуры карачаевской семьи и ее влияния на формирование личности младшего школьника.

Вместе с тем родители, педагоги, общественность все более остро ощущают потребность в научно обоснованных рекомендациях, направленных на усиление влияния семьи на подрастающее поколение на основе использования богатств народной педагогики.

Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия между: •отмечаемой тенденцией к повышению статуса этнонациональных культур в общецивилизационном масштабе и недостаточным научно-практическим обеспечением наблюдаемого процесса как в теории педагогики, так и в практике воспитания и образования;

• воспитательной функцией семьи по приобщению к общечеловеческой и этнонациональной культуре подрастающего поколения и отсутствием знаний механизмов трансформации этих ценностей в новых социокультурных условиях;

•объективной социальной потребностью в формировании подрастающих поколений как носителей этнических культур в системе семейного воспитания и недостаточной разработанностью педагогических технологий реализации воспитательной парадигмы в этом направлении;

•богатством потенциальных возможностей традиционной педагогической культуры карачаевской семьи по формированию личности младшего школьника с выраженным национальным самосознанием и этнической идентификацией и недостаточной разработанностью этнопедагогических инстру-ментариев данного воспитательного процесса.

Проблема исследования в этой связи сформулирована таким образом: каков воспитательно-образовательный потенциал традиционной педагогической культуры карачаевской семьи и возможности ее использования в формировании личности младшего школьника. Решение этой проблемы и составило цель исследования.

Объект исследования - воспитательные идеи и опыт традиционной педагогической культуры карачаевского народа.

Предмет исследования - традиционная педагогическая культура карачаевской семьи и ее влияние на формирование личности младшего школьника.

Гипотеза исследования заключается в том, что традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как этнически целостная и самобытная система воспитания будет служить обогащению практики семейного воспитания, способствовать становлению национального самосознания, сохранению этнической общности, возрождению и развитию ее самобытности, формированию этнического менталитета подрастающих поколений, если:

• раскрыта общечеловеческая и национальная сущность традиционной педагогической культуры карачаевской семьи, ее общность и взаимосвязь с педагогическими культурами горских народов Северного Кавказа;

• выявлена и проанализирована система формирования идеала совершенной личности в карачаевской семейной педагогике;

• выявлены и раскрыты особенности содержания воспитательного потенциала карачаевской семьи, направленного на формирование личности младшего школьника;

• выявлены факторы, средства и методы воспитания детей младшего школьного возраста в карачаевской семье.

Задачи исследования:

1. Изучить и обобщить опыт традиционной педагогической культуры карачаевской семьи как этнически целесообразной системы воспитания.

2. Раскрыть современную традиционную систему воспитания, обосновать пути и средства достижения идеала совершенной личности в карачаевской семье,

3. Вычленить воспитательные ценности традиционной педагогической культуры карачаевской семьи, направленные на формирование личности младшего школьника.

4. Обосновать структуру этнопедагогического пространства карачаевской семьи.

5. Охарактеризовать факторы, методы и средства воспитания в семейной педагогике карачаевцев.

Методологическую основу историко-педагогического исследования составили: аксиологический (ценностный) подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность в обществе и самоцель общественного развития; системный анализ, принцип единства логического, исторического и культурологического в педагогическом познании, системный, деятельност-ный и личностный подходы. Особое место в методологии заняли положения общей и этнической педагогики карачаевского народа, этнопсихологии, этнолингвистики, этнографии, этнологии и педагогической антропологии, идеи гуманизации и этнопедагогизации воспитания.

В процессе исследования в соответствии с его задачами использовались методы: теоретические - логико-исторический педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемы; теоретическое обобщение результатов исследования с учетом всех факторов и конкретных условий; изучение ретроспективной информации по теме; теоретический анализ и обобщение литературных педагогических, этнографических, исторических источников, документов и архивных материалов по традиционной педагогической культуре карачаевского народа; сбор текущей информации: педагогический анализ и оценка; наблюдение, интервью, сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение фактического материала, опыта работы школ; беседы с учащимися, учителями и родителями; пилотажный опрос, методы математической обработки материала.

Организация, база и этапы исследования.

Исследование проводилось в 1999-2005 гг. на базе общеобразовательных школ г. Карачаевска и Карачаевского района.

Первый этап (1999 - 2001 гг.) - изучение и анализ философской социологической, этнографической, этнопедагогической, этнопсихологической, лингвистической, фольклорной литературы по традиционной педагогической культуре карачаевского народа; исторических и архивных документов; выявление уровня разработанности проблемы; определение цели, задач, гипотезы исследования.

Второй этап (2001-2003 гг.) — систематизация и определение наиболее эффективных путей использования традиционной педагогической культуры карачаевской семьи в формировании младших школьников в современной этнокультурной среде;

Третий этап (2003-2005гг) — анализ роли семьи и школы в формировании личности младшего школьника; уточнение и систематизация полученных результатов, обобщение теоретических положений и выводов, оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования выявлена зависимость и взаимообусловленность исторической эволюции традиционной педагогической культуры карачаевской семьи от уровня развития общественно-педагогической мысли, научных, философских, религиозных, и нравственно - эстетических представлений народа; определены этапы в истории развития традиционной системы воспитания в карачаевской семье как одного из важных элементов в раскрытии особенностей педагогической культуры народа; дана научная характеристика этнопедагогического пространства карачаевской семьи как одной из категорий современной педагогической науки; раскрыты особенности организации (соблюдение этикетных норм поведения «Тау адет», традиции фамильной (родовой) чести, воспитание детей в совместном труде, взаимопомощь, культ почитания старших, традиции родной земли) воспитательной деятельности карачаевской семьи в формировании личности младшего школьника.

Теоретическая значимость исследования обоснованы сущностные характеристики традиционной педагогической культуры карачаевской семьи, которые заключаются в раннем начале домашнего воспитания; природосообразности, преемственности, иерар-хизированности, инвентаризуемое™ и импровизируемости; выявлены факторы (природа, труд, общение, быт, искусство, детская этническая среда, пример-идеал) и средства карачаевской народной педагогики (традиция, обычаи, ритуалы, игры, праздники, фольклор) в воспитании детей младшего школьного возраста; уточнены педагогические условия (усиление этнокультурной направленности содержания образовательно-воспитательного процесса; создание целостной педагогической системы на базе консолидации семьи, школы, общественности в этом направлении; изучение учащимися прошлого и настоящего родного края, местной среды и др.) использования традиционной педагогической культуры карачаевской семьи в формировании личности младшего школьника.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что его результаты способствуют пополнению релиогональной системы образования новым фактическим материалом относительно самобытной системы воспитания карачаевской семьи; они могут быть использованы родителями в деле совершенствования семейного воспитания, а педагогами образовательных учреждений в просветительской деятельности родителей, в организации этнопедагогизации процесса воспитания, в пропаганде идей народной педагогики среди карачаевского населения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются целостным подходом к анализу проблемы, адекватностью методов исследования его цели и задачам, обобщением (анализом и синтезом) многообразного материала, взятого из научно-литературных, архивных источников, современной практики воспитания подрастающих поколений, научной апробацией важнейших идей, гипотетических утверждений и выводов в начальных национальных школах.

На защиту выносятся следующие положения: традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как ценный педагогический опыт, целостной этнической системы воспитания, сложилась под воздействием исторических, политических, социально-экономических условий жизни карачаевского народа в течение длительного периода; этнопедагогическое пространство карачаевской семьи, представляет собой единство общечеловеческого и этнического в формировании личности младшего школьника; эффективность использования традиционной педагогической культуры карачаевского семьи в формировании личности младшего школьника определяется уровнем взаимодействия родителей и учителей, развитием у них профессиональной и педагогической культур.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкеского государственного университета; докладывались на всероссийских, региональных научных и научно-практических конференциях: Карача-евск (1998-2005), Казань (2005), Майкоп (2004), Ставрополь (2005), Волгоград (2005).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Урусова, Зурият Магометовна

выводы

Народная педагогика воспитывает людей в духе сложившихся традиций во времени и пространстве. Все имеющиеся воспитательные институты: семья, дошкольные, школьные и внешкольные учреждения, средние специальные и высшие учебные заведения и т.п. занимают определенную территорию, пространство, где осуществляется процесс воспитания во взаимодействии между собой и другими институтами, участвующими в воспитании, а именно: культурно-просветительными учреждениями, средствами массовой информации, учреждениями здравоохранения, правопорядка, различными общественными организациями. Они входят в структуру тех или иных воспитательных пространств как своеобразные территориальные социально-педагогические целостности, под суммарным, обобщенным влиянием которых и происходит развитие подрастающих поколений.

В педагогике выделяются 3 группы воспитательных пространств: 1) территориально-административных образований (страны, ее регионов, их районов); 2) поселений - городских и сельских; 3) пространств, занимаемых педагогическими системами, - дошкольными, образовательными учреждениями, семьи и т.п. .

В воспитательном пространстве семья относится к третьей группе. Она рассматривается как педагогическая система, в процессе функционирования которой порождается целенаправленный процесс воспитания.

Под этнопедагогическим пространством карачаевской семьи мы понимаем часть макропространства, занимаемой карачаевской семьей, в которой реализуется главнейшая из этнических целей, состоящая в воспроизводстве и воспитании потомства, верного национальным идеалам и воплощающего в себе присущий карачаевцам менталитет.

Ядро этнопедагогического пространства карачаевской семьи составляет традиционная система семейного воспитания. Этнопедагогическое пространство карачаевской семьи - частица, элементарная клетка этноса, общества. Вместе с ними оно изменяется, развивается, переживает кризисные и иные ситуации.

Педагогическая культура семейного воспитания карачаевского народа позволяет успешно реализовать все ведущие направления формирования личности - забота о здоровье и физическом развитии ребенка, умственная, трудовая подготовка, нравственно-эстетическая ориентация сознания, регулирование поведения каждого человека, самовоспитание и перевоспитание.

Решая задачу выявления воспитательных возможностей карачаевской народной педагогики, мы рассматривали их с точки зрения направленности на формирование цельной личности детей младшего школьного возраста. В результате были выявлены следующие традиции: воспитание детей в совместном труде, в процессе которого формировались навыки сотрудничества, взаимной помощи, взаимной поддержки, уважение к окружающим людям -культ родителей проявление особой заботливости и почтительности к старшим, любовь к родине, к родному очагу; воспитание на положительном примере взрослых; соблюдение традиционного горского этикета; дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек по полу и возрасту; воспитание общественным мнением; воспитание на семейных реликвиях, традициях фамильной /родовой/ чести.

Методами воспитания выступают этическая беседа, показ, разъяснение, пример, упражнение, поручение, требование, внушение, осуждение, похвала, поощрение, испытание и т.д., то есть то, каким путем достигается народом воспитательная и образовательная цель. Важнейшими средствами народной педагогики служат родной язык, конкретные виды домашнего, обслуживающего, сельскохозяйственного и ремесленного труда, игры, музыка, традиции и т.д.

Анализ состояния и обобщение опыта семейного воспитания подвели нас к выводу, что в настоящее время необходимы: признание приоритета семьи и образовательного учреждения. Главный момент в контексте «семья — образовательное учреждение» - это личное взаимодействие педагога и родителей.

Результативность воспитательного процесса во многом зависит от установления тесной связи воспитательных коллективов — школ, семьи и общественности. Школа без активной помощи семьи и общественности не может решить задачи, стоящие перед ней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее исследование является первым итогом комплексного изучения проблемы истории развития и современного функционирования традиционной педагогической культуры карачаевской семьи и ее влияние на формирование личности младшего школьника.

За последние тысячилетия традиционная педагогическая культура карачаевского народа прошла очень сложный разнообразный по условиям общественной жизни, этногенезу исторический путь.

В результате целостного анализа традиционной педагогической культуры следует признать, что она представляет собой ту сферу материальной и духовной жизни любого народа, которая непосредственно связана с воспитанием подрастающего поколения. Она включает отобранные и апробированные практикой эмпирические знания, религиозно-культурные идеи, нравственные и эстетические воззрения и осуществляет функцию приобщения подрастающего поколения к общественной жизни, способствует становлению национального самосознания, менталитета и сохранению целостности этнической общности.

В истории развития традиционной системы воспитания в карачаевской семье нами выделены следующие периоды:

1. Становление традиций воспитания в карачаевской семье в период развития сложной, многокомпонентной педагогической культуры скифо-сармато-аланских племен, включающих в себя и кавказские элементы (с глубокой древности до IX-X вв.);

2. Становление традиционной системы воспитания в карачаевской семье в период развития интенсивных духовно-культурных, межэтнических взаимосвязей в доисламский период (XI-XVII вв.);

3. Развитие и обогащение традиционной системы воспитания с принятием ислама и во взаимодействии с русской культурой (XVII-XIX вв.);

4. Период развития традиционной системы воспитания во взаимодействии со школьным образованием и педагогической наукой (XIX-XX вв).

Как видно из предлагаемой нами периодизации становление и развитие воспитательного пространства карачаевского народа уходит своими корнями далеко в глубь тысячелетий.

Сохраняясь в своих основах многие столетия, традиционная система воспитания карачаевцев развивается, обогащаясь под влиянием самоотверженного труда карачаевского народа, социально-экономических условий его жизни - во взаимодействии этой системы с педагогической культурой других народов, образовательной системой, наукой.

В ходе исследования нами выявлены особенности традиционной педагогической культуры, которые служили в качестве базы ее сохранения и одновременно передачи другим поколениям. Эти особенности обрели закономерный характер и перешли в научную педагогику как принципы воспитания.

Важнейшей особенностью традиционной педагогической культуры воспитания является ее естественность. Народная педагогика - явление естественное, неотъемлемая часть жизни народа. Процесс народного воспитания перманентен во всех сферах, его главный результат — обеспечение естественного, длительного, многообразного, богатого общения поколений как сущностного содержания самой жизни, что прослеживается и в тысячелетней истории карачаевского народа.

Следующей особенностью является природосообразность, под которой понимается выявление и осмысление народом закономерностей природы, одинаково проявляющихся и в жизни растений, и животных, и человека. По логике этих закономерностей и строится стратегия педагогического воздействия.

Преемственность, являющаяся, пожалуй, главной особенностью традиционной педагогической культуры, характеризуется перманентностью педагогического процесса в рамках этнической общности. Смысл ее заключается в непрерывном и ненасильственном характере педагогического воздействия со стороны не только семейного окружения, но и всех членов общности. Естественность и перманентность воспитания предполагают связь поколений, единую цепь между прошлым, настоящим и будущим.

В преемственности традиционного воспитания следует отметить ин-вентаризуемость (прослеживание и отбор устоявшихся моментов педагогической мысли и опыта) и импровизируемость педагогических воздействий, осуществляемых без предварительного обдумывания, т.е. мгновенное реагирование на возникшие конкретные и непредвиденные обстоятельства.

Особенностью традиционной педагогической культуры является также ее синкретичность, потому что она включает такие элементы духовной и материальной культуры, которые способствуют духовному обогащению новых поколений. В ней соединены важнейшие достижения человеческой культуры: наука, философия, искусство.

Традиционная педагогическая культура тесно связана со всеми институтами социальной жизни народа, с его культовыми верованиями, традициями, обычаями, обрядами, видами хозяйственных занятий, нормами общественного поведения. Поэтому воспитание в традиционной педагогической культуре имеет коллективный характер. Сама природа наделила его чувством коллективизма, который является одним из проявлений массовости. Все воспитывали, все воспитывало, в том числе и коллектив: детский, взрослый, семья, община.

Одной из важнейших особенностей существования традиционной педагогической культуры является ее действенность, которая проявляется не только в выдвижении образа идеального или совершенного человека, но также в выборе и отработке средств его воспитания. В конечном счете действенность является своего рода венцом сущностной черты народной педагогической культуры, занимая особенное место в иерархии сущностных характеристик и придавая народной педагогике жизненность.

Народная педагогика воспитывает людей в духе сложившихся традиций во времени и пространстве. Все имеющиеся воспитательные институты: семья, дошкольные, школьные и внешкольные учреждения, средние специальные и высшие учебные заведения и т.п. занимают определенную территорию, пространство, где осуществляется процесс воспитания во взаимодействии между собой и другими институтами, участвующими в воспитании, а именно: культурно-просветительными учреждениями, средствами массовой информации, учреждениями здравоохранения, правопорядка, различными общественными организациями. Они входят в структуру тех или иных воспитательных пространств как своеобразные территориальные социально-педагогические целостности, под суммарным, обобщенным влиянием которых и происходит развитие подрастающих поколений.

В педагогике выделяются 3 группы воспитательных пространств: 1) территориально-административных образований (страны, ее регионов, их районов); 2) поселений — городских и сельских; 3) пространств, занимаемых педагогическими системами, - дошкольными, образовательными учреждениями, семьи и т.п.

В воспитательном пространстве семья относится к третьей группе. Она рассматривается как педагогическая система, в процессе функционирования которой порождается целенаправленный процесс воспитания.

Под этнопедагогическим пространством карачаевской семьи мы понимаем часть макропространства, занимаемой карачаевской семьей, в которой реализуется главнейшая из этнических целей, состоящая в воспроизводстве и воспитании потомства, верного национальным идеалам и воплощающего в себе присущий карачаевцам менталитет.

Ядро этнопедагогического пространства карачаевской семьи составляет традиционная система семейного воспитания. Этнопедагогическое пространство карачаевской семьи - частица, элементарная клетка этноса, общества. Вместе с ними оно изменяется, развивается, переживает кризисные и иные ситуации.

В работе представлен идеал совершенной личности. В традиционной педагогике воспитание совершенного человека (идеального) представлялось вполне конкретно и определенно. Доминантные стороны идеала — человечность, трудолюбие, знание и соблюдение «Тау адет» (Закона гор), свидетельствующие о стержневом свойстве личности, нашли отражение в содержании героического эпоса «Нарты», сказок, мифов, песен, загадок, пословиц. В контексте семейно-родовой гармонии раскрыты народные воззрения на труд как ведущий фактор формирования всех качеств личности ребенка и на трудолюбие как главный результат самого воспитания.

Педагогическая культура семейного воспитания карачаевского народа позволяет успешно реализовать все ведущие направления формирования личности - забота о здоровье и физическом развитии ребенка, умственная, трудовая подготовка, нравственно-эстетическая ориентация сознания, регулирование поведения каждого человека, самовоспитание и перевоспитание.

Решая задачу выявления воспитательных возможностей карачаевской народной педагогики, мы рассматривали их с точки зрения направленности на формирование цельной личности детей младшего школьного возраста. В результате были выявлены следующие традиции: воспитание детей в совместном труде, в процессе которого формировались навыки сотрудничества, взаимной помощи, взаимной поддержки, уважение к окружающим людям -культ родителей проявление особой заботливости и почтительности к старшим, любовь к родине, к родному очагу; воспитание на положительном примере взрослых; соблюдение традиционного горского этикета; дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек по полу и возрасту; воспитание общественным мнением; воспитание на семейных реликвиях, традициях фамильной /родовой/ чести.

Методами воспитания выступают этическая беседа, показ, разъяснение, пример, упражнение, поручение, требование, внушение, осуждение, похвала, поощрение, испытание и т.д., то есть то, каким путем достигается народом воспитательная и образовательная цель. Важнейшими средствами народной педагогики служат родной язык, конкретные виды домашнего, обслуживающего, сельскохозяйственного и ремесленного труда, игры, музыка, традиции и т.д.

Основными и решающими факторами, способствующими формированию личности младшего школьника, являются природа, игра, общение, труд, пример - идеал.

Анализ состояния и обобщение опыта семейного воспитания подвели нас к выводу, что в настоящее время необходимы: признание приоритета семьи и образовательного учреждения. Главный момент в контексте «семья -образовательное учреждение» - это личное взаимодействие педагога и родителей.

Результативность воспитательного процесса во многом зависит от установления тесной связи воспитательных коллективов - школ, семьи и общественности. Школа без активной помощи семьи и общественности не может решить задачи, стоящие перед ней.

На основе вышеизложенного сделаны следующие выводы:

1. Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи складывалась на протяжении всего процесса формирования народа. Она приобрела свой самобытный этнический облик, сохранив общие черты с северокавказскими педагогическими культурами, сочетая в себе лучшие традиции прошлого и настоящего, этнического и общечеловеческого, собственно педагогического и достижения других наук. В силу этого традиционная педагогическая культура карачаевского народа является достоянием и составной частью педагогической культуры народов Северного Кавказа.

2. Обоснование сущностных характеристик традиционной педагогической культуры, таких как естественность, природосообразность, массовость, коллективный характер воспитания, иерархизированность выводов и отношений, импровизируемость педагогических приемов воздействия и инвента-ризуемость опыта, ориентация на образ идеального (совершенного) человека, действенность, а также рассмотрение активного взаимодействия важнейших факторов народного воспитания показывает, что они носят общечеловеческий характер и присущи любому этносу.

3. Как целостная этнически целесообразная и самобытная система воспитания педагогическая культура карачаевской семьи позволяет обеспечивать на протяжении многих веков мирное сосуществование многих народов в условиях полиэтнической среды. Идеи и опыт традиционной системы воспитания в карачаевской семье свидетельствуют о больших возможностях в области культуры общения народов и наций в общечеловеческом аспекте.

4. В семье факторы и средства карачаевской народной педагогики позволяют успешно реализовать все ведущие направления формирования личности младшего школьника - забота о здоровье и физическом развитии ребенка, умственная, трудовая подготовка, нравственно-эстетическая ориентация сознания, регулирование поведения, самовоспитание и перевоспитание.

5. В современной практике семейного воспитания пока еще недостаточно учитываются духовно-нравственные ценности традиционной педагогической культуры в формировании личности младшего школьника, отсутствует целостная концепция использования данного феномена в содержании домашнего воспитания и практике общеобразовательной школы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Урусова, Зурият Магометовна, 2005 год

1. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании челдо-века. -Махачкала, 1958. - 158 с.

2. Абакарова P.M. Адат как нравственный принцип в системе этнокультуры //Мир на Северном Кавказе через образование и культуру. Симпозиум 1. -Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. С. 78-79.

3. Абдульханова Славская К.А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980.-336 с.

4. Аджиев A.M. Многообразие и единство в фольклоре народов Северного Кавказа// Семейная обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985.- 130 с.

5. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII-XIX вв. Нальчик, 1974. - 688 с.

6. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М., 1985. 117 с.

7. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. - 607с.

8. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1992. - 258 с.

9. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы.- М, 1993.- 156 с.

10. Ю.Айдемиров Н.Г. Эстетическая культура народов Северного

11. Кавказа и ислам. Ставрополь, 1992. - 132 с.

12. Айтматов Ч.//Литературная газета.- 1986 — 13 сент.

13. Алексеев В.П. О происхождении карачаевцев и балкарцев: Мат. науч. сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народа/ 22-26 июня 1959 г/- Нальчик, 1960. С. 310.

14. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево

15. Черкесии. М., 1971.-201 с.

16. Алексеева Е.П. Карачаевцы и балкарцы — древние народы Кавказа. —1. Черкесск, 1963.-92с.

17. Алексеева С.А. Место этнических традиций в цивилизованном процессе: Дис. . канд. филос. н. М., 1996. - 198 с.

18. Алиев P.M. Роль устного народного творчества в воспитании детей. Карачаевск, Изд-во КЧГУ, 2003. - 155 с.

19. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании человека. — Махачкала, 1986. — 290 с.

20. Алиев С.Ч. Къарачай нарт сезле. Черкесск, 1963.-481 с.

21. Алиев У.Д. Карахалк: Очерки исторического развития горцев Северного Кавказа.- Ростов на Дону. 1927.- 136 с.

22. Алиев У.Д. Карачай. Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. Черкесск, 1991. - 308с.

23. Алфеев Н.Я. Материалы для изучения быта и социально-гигиенических условий жизни карачаевского народа //Зобатость в Карачае. Ростов-наДону/., 1929.-С.304.

24. Алферова Г.В. Формирование у студентов педвуза готовности к профессиональному общению с родителями. Дисс. канд. пед. наук.-Волгоград, 1996.-С.З5.

25. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1996. — 171с.

26. Античные источники о Северном Кавказе. Нальчик, 1990.

27. Антонов А.И. Семья на пороге третьего тысячелетия. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. - 210 с.

28. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. -М.: ИСИ АН СССР, 1990. 170 с.

29. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996.- 189 с.

30. Арабов И.А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика (культурологический аспект).- Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1999.-2 15с.

31. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. - Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1996. -104 с.

32. Арабов И.А. Воспитание семьянина в педагогике таджикского народа. (Историко-педагогические исследования). 1992. -210 с.

33. Арабов И.А. Воспитание семьянина в педагогике таджикского народа. (Историко-педагогические исследования). 1992. -210 с.

34. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. -Карачаевск, 1996. 104с.

35. Арзаканьян Ц.Г. Культура и цивилизация: проблемы теории и исто-рии//Вестник истории мировой культуры. 1966. — № 3.

36. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.- М.: Наука, 1989.-204 с.

37. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа, 1996. - 242 с.

38. Баймурзина В.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики: Дис. .-д-ра пед. н. Казань, 1988. -400с.

39. Баймурзина В.Э. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. Уфа, 1996. - 153 с.

40. Балкаро-карачаевский эпос.- Нальчик, 1973.- 330 с.

41. Беллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. - 194 с.

42. Батчаева Х.Х.-М. Народная педагогика и современная национальная школа. Учеб. Пособие.- Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2002, 207с.

43. Батчаева Х.Х.-М. Нравственное воспитание в карачаевской народной педагогике. Монография:- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001.- 301 с.

44. Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). — Казань: Изд- во Казан.ун-та. —417с.

45. Батчаева Х.Х.-М., Узденова М.М. Умственное воспитание и развитие младших школьников средствами народной педагогики. Монография: -Карачаевск. Изд-во: КЧГПУ, 1999. 145 с.

46. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М., 1988.- 106 с.

47. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь: Кн.изд-во, 1992. -с. 132

48. Бовтун B.C. Культура региона: история, управление, проблемы развития: Учеб. пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ГТУ, 1996. - 290 с.

49. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность. М.: Наука, 1987. -333с.

50. Бромлей Ю.В., Подольный Н.Г. Человечество — это народы. М., Мысль, 1990.-390с.

51. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество — это народы.- М.: Мысль, 1990.-390 с.

52. Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура народов Севера: Дисс. .докт. пед. наук. М., 1996. - 370 с.

53. Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура народов Севера: Автореф. дис. .докт. пед наук. М., 1997. — 40с.

54. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра,- М., 1988.- 98 с.

55. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983.- 144 с.

56. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. — Чебоксары, 1958.-312 с.

57. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. Г.Н.Огородникова. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. - 376 с.

58. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа.-Чебоксары, 1966. с. 340.

59. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999. - 168 с.

60. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV- X вв. JI., 1979. -212с.

61. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа Х- XIII вв. СПб., 1994.-238с.

62. Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, 2000.- 324 с.

63. Гамзатов Р.Г. Берегите матерей// Комсомольская правда. — 1979. — 26 авг.

64. Гамзатов Р.Г. Мой Дагестан. Махачкала: Дагиздат, 1985. - 247 с.

65. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.- 146 с.

66. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. — М.: Наука, 1977.- 703 с.

67. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30-ти т. — М.: Изд-во АН СССР, 1954.-Т.1.

68. Глазечев С.И., Грехова Л.И. и др. Культура мира: взгляд из России. -М., 1999.-87 с.

69. Городецкий Б.М. Очерки по Кубановедению.//Кубанская школа. — Екатеринодар, 1915.5.-С. 304.

70. Гранкин А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (19171991. Монография.- Москва-Пятигорск: Гос НИИ семьи и воспитания, ПГЛУ, 2002.- 450 с.

71. Гребенников И.В. Семья: воспитательные возможности.- М.: Знание, 1985.-40 с.

72. Гребенников И.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа соврешенстввоания семейного воспитания школьников. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1971.- 170 с.71 .Гребнев Н. Сборник «Песни живших до нас. Нальчик, 1966.- С. 95.

73. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера человека. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.- 109 с.

74. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. — 339с.

75. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. — М.- Ставрополь.

76. Гуров В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1933. - 184 с.

77. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания.-Нальчик, 1974.- 140 с.

78. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Нальчик: Эльбрус, 1997. - 256 с.

79. Дашдамиров А. Нация и личность. — Баку: Элм, 1976. — 140 с.

80. Дружинин В.Н. Психология семьи.- М.: КСП, 1996.- 160 с. 80.Закон РФ об образовании. М., 1996. - 56 с.

81. Захаров Р. Искусство балетмейстера. М., 195482.3дравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с.83.3емлянских С.Д. Культура как общесоциологическая категория: Дисс.ка'нд. филос.наук. М., 1985.- 170 с.

82. Зуманкулов В.И. Обычаи и праздничная культура народов

83. Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 1985.- 200 с.

84. Иванюков И., Ковалевский М. У подошвы Эльбруса// Вестник Европы. -СПб., 1886.-Кн.1 и 2.-С. 559.

85. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 250 с.

86. Ильин И.А. О семье.//Собр.соч М.: Русская книга, 1993. - Т.1.

87. Исторические и духовные уроки Шамиля. Махачкала, 2000. - 170 с.

88. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988. - С. 28, 33.

89. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.-416 с.

90. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.- 205 с.

91. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.

92. Караулов Н.П. Болкары на Кавказе//СМОМПК, 1908. Вып. 38. -С. 147.

93. Карачаево-балкарские просветители конца XIX начала XX вв.// Избр. соч. в 2-х т.- Т.1.- Нальчик, 1983; Т.2.-Нальчик, 1996.-245 с.

94. Карачаево-балкарско-русский словарь. М.: Рус. яз., 1989. - 830 с.

95. Карачаевцы. Выселение и Возвращение (1943-1957). Черкесск, 1993. - 169 с.

96. Карачаевцы: историко-этнографический очерк.- Черкесск, 1963.- 333 с.

97. Карачайлы И. Статьи и очерки. Сост. Р.С.-Б. Лайпанов, И.М. Шаманов.- Черкесск, 1984, 174 с.

98. Кваша Б.Ф. и др. Ценностные основы семьи. СПб.: С. Петерб. юрид. ин-т МВД России, 1997. - 252 с.

99. ЮО.Клапорт Г.Ю. Путешествие по Кавказу И Грузии, предпринятое в 1807-1809 гг.// Адыги, балкарцы и краачевцы в известиях европейских авторов 13-19 вв.-Нальчик, 1974.- С.244-257.

100. Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: Педагогика, 1987.

101. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988. - 224 с.

102. ЮЗ.Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон: Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М., 1886. - Т.1.-97 с.

103. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988. - 270с.

104. Кон И.С. Этнография родительства. М., 2000.- 114 с.

105. Кон.И.С. Психология ранней юности: Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1989. -255 с.

106. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963. - С. 97.

107. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа: исследования и материалы.- М.: 1961.-260 с.

108. Котожеков Г.Г. Философско-социологический анализ национальной культуры: Автореф. дис. . д-ра филос. н. М., 1991. -44 с.

109. Крупина И.В. Педагогика.// Основы теории и технологии семейного воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педаогических колледжей./ Под редакцией П.И. Пидкаситого.- М.: Педагогическое общество России, 2001. -640 с.

110. Крупное Е.И. О времени формирования основного ядра народного эполса у народов Кавказа// Сказания о нартах народов Кавказа.- М., 1969.-С. 15-20.

111. Кудаев М.Ч. Древние танцы балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1997.- 144 с.

112. ИЗ.Кудаев М.Ч. Древние танцы балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1997.- 144 с.

113. Культура и развитие человека: (Очерк философско-методологических проблем)./ Отв. ред. В.П. Иванов. — Киев: Наукова думка, 1989. — 320с.

114. Куцебо Г.И. Дифференцированный подход педагога в работе с семьей. Дисс.канд. пед. наук. -М., 1993. -С. 3-165.

115. Пб.Лайпанов К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. Черкесск, 2000.

116. Лайпанов К.Т., Мизиев И.М. О происхождении тюркских народов. — Черкесск, 1993.- 170 с.

117. Лихачев Д.С. Искусство памяти и память искусства// Литературная газета. 1982. - 16 дек.

118. Лихачев Д.С. Прошлое Будущему. Статьи и очерки. - Л.: Наука, 1985.-575 с.

119. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. — М., 1994. -С. 45-46.

120. Материалы Государственного Архива Северного Кавказа, ф. 15, оп. 2, д. 496.

121. Мацковский М.С. Социология семьи.-М., 1989.-113 с.

122. Мижаев М.И. Детский песенный фольклор адыгов//Тр. Карачаево-Черкесск. научно-исслед. ин-та экономики, истории, языка и литературы. Черкесск, 1973.- 117 с.

123. Мижуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. - 199с

124. Мизиев И.М. История Балкарии и Карачая с древнейших времен до походов Тимура. Нальчик, 1996.

125. Миллер В. Из области обычного права карачаевцев.//ЭО, 1902. -№ 1-2.

126. Миллер В., Ковалевский М. В горских обществах Кабарды// Вестник Европы. СПб., 1884. - С.582.

127. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана Махачкала, 1986. -123 с.

128. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика: Словесные средства воспитания. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. 111 с.

129. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста: Джангар, 1995.- 155 с.

130. Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев." Нальчик, 1990.- 110 с.

131. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992. - 239 с.

132. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. — М., 1995; Детская психология. СПб., 1992.

133. Народы Карачаево-Черкесии: история и культура. Черкесск, 1998. -542 с.

134. Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. (дореформенный период) Черкесск, I960.- 180 с.

135. Нестерова О.С. Педагогическая культура родителей как источник гуманизации воспитания младших школьников. Дисс.канд пед. наук. -2002.-193 с.

136. Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогиче-ской культуры учителя: Дис. . .докт пед. наук. М., 1998. - 380 с.138.0вчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. —М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. -319 с.

137. Петров Г.И. Верховья Кубани Карачай // Памятная книжка Кубанской области на 1880 г. - Екатеринодар, 1880.- 83 с.

138. Пиотровский П.П. Без мудрости прошлого мир одичает//Труд 1980. - 5 дек.

139. Прокопьева М.М. Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей. Дисс.канд. пед. наук. Якутск, 1999.-С. 15-16.

140. Селистрару Н.В. Этнопедагогика молдаван (в связи с проблемой взаимодействия народной педагогики с педагогической наукой). Дис. . д-ра пед. н. в виде науч. доклада. М., 1997. - 56 с.

141. МЗ.Сластенин В.А. Методологическая культура учителя// Формирование профессиональной культуры учителя. — М.: Прометей, 1993. С.39-53.

142. Смирнова П.С. Семья и семейный быт народов Сераного Кавказа.-М.: Наука, 1983.- 264 с.

143. Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. М., 1992.-213 с.

144. Соколов Э.В. Культура и личность. JI.: Наука, 1972. -228с.

145. Соколов Э.В. Культурология. М., 1994. —310 с.

146. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. — М., 1986.-321 с.

147. Сокольников Ю.П. Теория воспитательных пространств. -М., 1997. -с. 43

148. Сокольников Ю.П., Сивков С.Н., Попова О.И. Единое образовательное пространство малого города как фактор формирования подрастающих поколений. Москва, Йошкар-Ола, Козьмодемьянск Чебоксары, 1996.- 58 с.

149. Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. Хрестоматия для старшеклассников. М., 1992. -98 с.

150. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М.: Изд-во МГОПУ, 1997.-384 с.

151. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX-XX вв.): Дис. .докт. пед. наук.-М., 1998.-358с1. Ставрополь, 1999.- 190 с.

152. Стельмахович М.И. Традиции и тенденции развития семейной этно-педагогики украинского народа. Ивано-Франковск, 1989. - 380 с.

153. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.

154. Студенецкая Е.Н. Культура и быт карачаевцев: Очерки истории карачаево-Черкесии.- Ставрополь, 1957.- Т. 1

155. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.-216 с.

156. Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовоми историческом отношении// Сб.мат. для описания местностей и племен Кавказа.- Тифлис, 1913.-Выпуск 43.

157. Тайлор Э.Б. Первобытная культура/ Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1989.-573 с.

158. Тепцов В. По истокам Кубани и Терека// Сб. мат. Описания местностей и племен Кавказа. Тифлис. 1892. Вып. XIV. - С. 7.

159. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М.: Мысль, 1987. с. 352

160. Традиционная народная культура. (Сб. информ. аналит. матер.). -М.: Полиграф, участок ТИВУ МКРФ, 1995. - 86 с.

161. Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. - 259с.

162. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Кара-чае и Черкесии (1917 1991гг.). - Пятигорск, 1997.

163. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Кара-чае и Черкесии (до октября 1917). Пятигорск, 1994.- 134 с.

164. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. - Т.1.- 260 с.

165. Ушинский К.Д. Родное слово: Собр. соч. М.; Л., Изд-во АПИ РСФСР, 1948.-Т.2.

166. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.-814 с.

167. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1986.- 48 с.

168. Харисов Ф.Ф. Национальная культура и образование. М.: Педагогика, 2000. - 272 с.

169. ПО.Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979.-367 с.

170. Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. М., 1968.

171. Харчев А.Г. Семья как фактор социально-культурного развития общества.// Семья и общество. -М.: Наука, 1982. -128 с.

172. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. -М.: Просвещение, 1978. -340 с.

173. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1993. — 132с.

174. Чечет В.В., Серсяжко Е.И. Настольная книга для родителей: хрестоматия по семейному воспитанию М., 1987. - II6 с.

175. Чистов К.Б. Народные традиции и фольклор. Л.: Наука, 1986. - 303с.

176. Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских горцев. Махачкала, 1929.

177. Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка XIX начало XX вв. // Проблемы этнической истории Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1980. - С. 72-90.

178. Щукин М.С. Материалы для изучения карачаевцев//Русский антропологический журнал. -М., 1913. №1 и 2. - С. 57.

179. Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1987. - 235с.

180. Этногенез карачаевцев и балкарцев. Материалы «круглого стола» (сентябрь 1994 г., г. Карачаевск). Карачаевск. 1997.

181. Этносы и этнические процессы: Сб. ст. М.: Наука, 1993. - 180 с.

182. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999.-304 с.

183. Янкова З.А. Семья как базисная подсистема общества. М., 1995. — 156 с.

184. Янкова З.А. Советская семья: Проблемы и тенденции развития. -М., 1981.-136 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.