Семейное воспитание в этнокультурных традициях карачаевского и ногайского народов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Байрамукова, Аида Николаевна

  • Байрамукова, Аида Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 161
Байрамукова, Аида Николаевна. Семейное воспитание в этнокультурных традициях карачаевского и ногайского народов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2005. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Байрамукова, Аида Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

1.1 Семья как воспитательная среда.

1.2 Специфика семейного воспитания в карачаевской народной педагогике.

1.3 Специфика семейного воспитания в ногайской народной педагогике.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРАХ КАРАЧАЕВСКОГО И НОГАЙСКОГО НАРОДОВ.

2.1 Основные направления и содержание подготовки к жизни в условиях семьи карачаевцев.

2.2 Основные направления и содержание семейного воспитания ногайцев.

2.3 Общее и особенное в традициях семейного воспитания карачаевцев и ногайцев.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семейное воспитание в этнокультурных традициях карачаевского и ногайского народов»

В семье закладываются основы личности, поэтому как направляющая сила и образец для подражания она играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Семья - первый коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

На протяжении тысячелетий семья была и остается основной формой социализации.

Ведущий компонент воспитательного потенциала семьи внутрисемейные отношения, поскольку семья как определённая социальная общность выступает, прежде всего, как конкретная система связи и взаимодействия между её членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определённом смысле являются первичными. Помимо них, семья включает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и другие связи. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. В преобразованном виде семья аккумулирует в себе всю их совокупность.

Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено как тем, что они выступают первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения, так и тем, что в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение всё богатство обществ, отношений и таким образом создаётся возможность раннего включения ребёнка в их систему.

При сопоставлении различных педагогических систем, опыта прошлого и настоящего выявляются незаметные на первый взгляд стороны воспитательного процесса. Сравнительное изучение традиционного педагогического опыта семейного воспитания, может служить средством повышения эффективности теории и практики семейной педагогики. Задачи отечественной сравнительной педагогики сводятся к изучению процессов, происходящих в сфере образования и воспитания, к выявлению позитивных и негативных сторон педагогических явлений и тенденций как предпосылки для дальнейших поисков совершенствования развития отечественной педагогики и школы.

Сравнительная педагогика, в нашей стране, выделилась в самостоятельную область педагогической науки относительно недавно. Считается, что основоположником ее является К.Д.Ушинский. Большой вклад в создание фундамента сравнительной педагогики внесли Л.Н. Модзалевский, П.Ф. Каптерев. Существенный интерес вызывают работы известных отечественных педагогов Б.Л.Вульфсона, Н.К.Гончарова, Н.А.Константинова, В.П. Лапчинской, З.А.Мальковой, К.И. Салимовой и других.

Установленные сравнительной педагогикой закономерности развития образовательных систем, обобщения и выводы о совершенствовании образования и воспитания, рекомендации о модернизации школы могут оказать существенную помощь современной педагогической науке и школьной практике. Использование положений сравнительной педагогики для сравнения систем семейного воспитания различных этносов поможет познать то, что представляет общечеловеческую ценность.

Сравнительное изучение традиций семейного воспитания различных этносов, на сегодняшний день, представляет особую актуальность, так как

Россия является многонациональной страной.

Только в семье рождаются нравственно-эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни: супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности. В семье на примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца-мужественности. Семья вносит известный вклад в становление психологического пола ребёнка, включающего определённый набор черт характера, особенностей поведения, установок, эмоциональных реакций и т. д. От женской роли матери зависит воспитание у детей сердечности, ласки, снисходительности, доброты, других нравственных качеств человека. Именно мать в первую очередь создаёт эмоциональный климат в семье, стремится к удовлетворению повседневных потребностей детей, вводит их в общение с более широким кругом родственников, приучает к семейным традициям. Однако родители - и отец и мать - совместно осуществляют заботу о детях, формируют их представления о мире и людях, учат разбираться в социальных ситуациях, соблюдать моральные нормы.

Гармоничное развитие личности ребёнка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и с согласованностью их воспитательных действий. Исследования показывают, что около 2/3 нервно больных детей пережили противоречивые воспитательные методы своих родителей.

Воспитательное влияние семьи на разных этапах развития ребенка не одинаково. «Пик» этого влияния приходится на первые годы жизни. Это не означает, что роль семейного воспитания утрачивается с поступлением ребёнка в общественные образовательные учреждения. Пребывание в них не исключает ежедневного общения родителей с детьми и, следовательно, родительского влияния. Более того, семья единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи на ребёнка, а об утрате монопольного влияния: семья начинает

разделять свою воспитательную функцию с другими институтами. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным воспитанием и воспитанием общественным, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.

Вышесказанное означает, что семейное воспитание в традиционных педагогических культурах карачаевского и ногайского народов представляются весьма актуальными на современном этапе. Опыт семейного воспитания народов может успешно использоваться в воспитательной деятельности учителей и родителей.

При характеристике семьи мы использовали работы ученых А.И.Антонова, В.А.Борисова, Э.К.Васильевой, С.Я.Вульфсона, О.К.Лосевой, А.Г. Харчева и других.

В исследовании общих вопросов семейной педагогики мы опирались на труды педагогов: Ю.А.Азарова, Ю.Н. Бабанского, А.Ю. Гранкина, И.В. Гребенникова, Г.И. Куцебо, Е.И. Наседкиной, А.М.Низовой, П.П. Пивненко и других.

Касаясь вопросов формирования личности ребенка в семье мы использовали исследования психологов: К.А. Абульханова-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божовича, C.B. Ковалева, И.С. Кона, А.И. Леонтьева, Р.В. Овчаровой, С.Л. Рубинштейна и других.

Общетеоретические и методические выводы по проблеме этнопедагогики семьи содержат работы И.А. Арабова, И.Л. Бабич, Р.И. Байчоровой, Л.Х. Балаговой, Б.Х. Бгажнокова, К.И. Бузарова, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, А.Ю. Гранкина, М.Б. Гуртуевой, А.-Х.Ш. Джанибекова, А.Э. Измайлова, С.А.-Х. Калмыковой, Б.А. Карасова, Э.Л. Коджесау, М. Кузьмина, Н.Г. Ловпаче, Г.Х. Мамбетова, С.Х. Мафедзева, М.А. Меретукова, З.К. Меретуковой, Ш.А. Мирзоева, А.И. Мусукаева, К.Б. Семенова, А.И.-М. Сикалиева, Я.С. Смирновой, Х.Х. Сукунова, С.Б. Узденовой, К.Х. Унежева, Шорова, С.И. Эфендиева, 3. Якубова и других.

В условиях изменившейся социально-исторической ситуации рушится опыт семейной жизни наших предков, т.к. цивилизация и вхождение в нее неизбежно таит в себе негативные стороны, и сравнительная педагогика должна искать и находить возможные пути воздействия на подрастающее поколение. В связи с этим возникла необходимость в изучении опыта и возрождении лучших традиций народного воспитания в области семейной педагогики карачаевского и ногайского народов.

Современная педагогическая наука и практика особо нуждаются в конкретизации педагогических основ, обеспечивающих эффективность организации и управления процессом семейного воспитания, особенно на региональном уровне. Острота проблемы обусловливается накопившимися в последние десятилетия противоречиями между:

- сложившейся практикой семейного воспитания и современными требованиями к воспитательной деятельности родителей; сложившейся системой взаимодействия школы и семьи и действительным состоянием воспитательной практики в системе непрерывного образования.

На основе выявленных противоречий нами сформулирована проблема исследования: каковы воспитательные возможности этнокультурных традиций семейного воспитания карачаевского и ногайского народов.

Решение проблемы является целью исследования.

В сравнительно-сопоставительном аспекте традиционные системы семейного воспитания карачаевского и ногайского народов не были предметом специального изучения. Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Семейное воспитание в этнокультурных традициях карачаевского и ногайского народов».

Объектом исследования явилась традиционная педагогическая культура карачаевского и ногайского народов.

Предмет исследования - сравнительный анализ семейного воспитания в этнокультурных традициях карачаевского и ногайского народов.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования необходимо было решить следующие основные задачи:

- определить сущность и особенности семейного воспитания в педагогических культурах карачаевского и ногайского народов;

- выявить особенности, обусловившие специфику семейного воспитания карачаевского народа;

- раскрыть современное состояние традиционной системы семейного воспитания ногайского народа;

- сравнить основные идеи семейного воспитания в этнокультурных традициях карачаевского и ногайского народов;

- выявить наиболее существенные характеристики семейного воспитания, присущие этнокультурным традициям карачаевского и ногайского народов.

Методологической основой проведенного исследования явилась совокупность следующих положений: использование философских, гносеологических теорий в оценке культурных, духовно-нравственных и педагогических ценностей; признание человека высшей ценностью в обществе; диалектический подход к анализу исследуемых фактов, явлений; трансформация педагогических ценностей изменениями социально-экономических условий жизни общества и потребностями людей; объективность в подборе фактов, явлений, анализе исследуемых процессов.

Использовались также системный и комплексный подход к исследуемым педагогическим явлениям.

Теоретической основой исследования явились идеи, концепции, раскрывающие:

- сущность педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, В.К. Шаповалов, E.H. Шиянов и др.);

- историко-педагогический процесс как составную часть культурно-исторического процесса (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Н.К. Гончаров, В.И. Додонов, А.Н. Джуринский, П.Ф. Каптерев, Г.Б. Корнетов, В.В. Макаев, Л.Н. Модзалевский, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, Л.Л. Супрунова, Ф.А.

Фрадкин, М.Ф. Шабаева и др.);

- проблемы сравнительных педагогических исследований (О. Анвайлер, Б.Л. Вульфсон, М.В. Кларин, В. Кумарин, З.А. Малькова, Г.В. Микаберидзе, Н.Д. Никандров, В.Г. Разумовский, M.J1. Родионов, К.И. Салимова, В.А. Сластенин, М.А. Соколова, С.А. Тангян, А.Е. Ширинский и др.);

- психологические основы воспитания и образования (Б.Г. Ананьев, В.В. Белоус, П.П. Блонский, Л.И. Божович, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, К.К. Платонов, П.М. Якобсон и др.);

- проблемы семейного воспитания и другие вопросы этнопедагогики (И.А.Арабов, Х.Х.-М.Батчаева, Б.М.Борлакова, К.И. Бузаров, А.Ю.Гранкин, А.-Х.Ш. Джанибеков, С.А.-Х. Калмыкова, В.К.Кочисов, Ф.Т.Кущетерова, А.И.Мусукаев, К.Б.Семенов, А.С.Семенова, А.И.-М. Сикалиев, Б.А.Тахохов, С.Б.Узденова, М.Н. Чомаева, И.А.Шоров и др.).

Методы исследования: теоретический анализ состояния исследуемой проблемы; изучение первоисточников; сравнительно-исторический и ретроспективный анализ этнографической и документально-художественной литературы; обобщение и систематизация полученных результатов, изучение и обобщение опыта традиционного воспитания народа.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2002-2003) изучалось состояние проблемы исследования; устанавливалась степень научной разработанности вопросов этнопедагогики семейного воспитания в традиционных культурах карачаевского и ногайского народов; изучались архивные и библиографические источники; обрабатывались и систематизировались полевые записи.

На втором этапе (2003-2005) систематизировался накопленный материал, осмысливались и обобщались результаты исследования, проводилась их апробация, оформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: раскрыта специфика семейного воспитания в традиционных педагогических культурах карачаевского и ногайского народов;

- выявлены воспитательные возможности традиционных педагогических культур карачаевского и ногайского народов;

- определен сложившийся в опыте карачаевского и ногайского народов идеал воспитания мужчины и женщины, цель воспитания (совершенный человек) и составные компоненты (задачи) воспитания: раскрытие физического и нравственного потенциала человека, обеспечение его физического и нравственного здоровья;

- сопоставлены и выявлены наиболее значимые особенности семейного воспитания, свойственные традиционным педагогическим культурам карачаевского и ногайского народов (колыбельный сговор, институт приймачества и другие).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

- конкретизированы сущность, структура и основные характеристики семейного воспитания;

- система семейного воспитания в традиционных культурах карачаевского и ногайского народов является концептуальным методологическим регулятивом, интегрирующим в себе содержательные элементы национальной культуры;

- транслируясь через призму современных социальных установок, система семейного воспитания является ориентиром образовательной политики государства, направленной на формирование национального самосознания;

- обогащены теоретические представления о содержании, средствах и методах семейного воспитания в этнокультурных традициях карачаевского и ногайского народов.

Практическая значимость исследования. Положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики средних и высших педагогических заведений, в учебные пособия по семейной педагогике. Материалы могут быть использованы в курсах «Педагогика межнационального общения», «Этнопедагогика народов Северного Кавказа», «Семейная педагогика и домашнее воспитание», а также в практике воспитательной деятельности учителей общеобразовательных школ. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования, содержащихся в диссертации, обеспечивается его методологической основой, позволившей наметить научные подходы к исследованию проблемы, применением разнообразных и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также проверкой эффективности разработанных теоретических положений и их внедрением в воспитательную практику. На защиту выносятся следующие положения:

1. Идеалом воспитания карачаевского и ногайского народов считался человек, обладающий высоким уровнем общественного сознания, богатством знаний и являющийся носителем культурно-этнических ценностей, традиций и обычаев своего народа.

2. Сопоставительно-сравнительный анализ проблемы позволил выявить наиболее существенные особенности воспитания в карачаевской семье (оседлый образ жизни в условиях гор, отсутствие многоженства и другие), а также наиболее значимые особенности воспитания в ногайской семье (полукочевой образ жизни, колыбельный сговор, институт приймачества и другие).

3. Результативность воспитания детей у карачаевцев и ногайцев обусловлена учетом содержания семейного воспитания в народной педагогике, а также этническими особенностями этих народов.

4. Использование в современной системе семейного воспитания этнокультурных традиций карачаевской и ногайской народной педагогики в сравнительно-сопоставительном аспекте целесообразно для повышения уровня воспитанности детей.

Апробация и внедрение полученных результатов. Апробация результатов исследования проводилась в образовательно-воспитательном процессе Карачаево-Черкесского и Кабардино-Балкарского государственных университетов. Результаты исследования представлены на конференциях: в Ростов-на-Дону (2004), Невинномысск (2005), Карачаевск (2005). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики Кабардино-Балкарского и Карачаево-Черкесского государственных университетов на занятиях по дисциплинам педагогического цикла, при выполнении студентами учебной и научно-исследовательской работы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Байрамукова, Аида Николаевна

Выводы по второй главе

Сравнительное изучение традиций семейного воспитания карачаевского и ногайского народов является, на наш взгляд, актуальной проблемой. Сравнивая узловые моменты семейной педагогики рассматриваемых культур мы установили, что было много общего в семейном воспитании карачаевцев и ногайцев, но вместе с тем имеются и специфические особенности. Эти особенности были обусловлены различными факторами процесса семейного воспитания.

Исследование показало, что идеал воспитания - это воплощение всех наилучших качеств человека в одном лице. Идеалом воспитания совершенного человека является всесторонняя подготовка его к жизни. Идеал мужчины включал такие качества как преданность своему народу, мужество, героизм, честность, порядочность, трудолюбие, верность данному слову и т.д. Идеалом воспитания женщины являются качества и черты любящей жены, хранительницы домашнего очага, такие как: преданность мужу, семье, обществу, трудолюбие, находчивость, мудрость, решительность, смелость. Народы создали образ женщины, обладающей определенными качествами. Она умна, добра, честна и справедлива. Идеалы воспитания совершенного человека карачаевского и ногайского народов в основном совпадают.

Цель воспитания совершенного человека, по народным представлениям заключается в подготовке всесторонне развитой личности, способной преодолевать жизненные трудности. Свидетельством этому служат произведения устного народного творчества карачаевцев и ногайцев, герои которых обладают высокими умственными, физическими, нравственными и эстетическими качествами. Цели воспитания у карачаевцев и ногайцев несколько отличаются, что обусловлено образом жизни. У карачаевцев преобладал оседлый образ жизни, у ногайцев полукочевой образ жизни.

Задачами воспитания детей в семье являются физическое, трудовое, нравственное, религиозное, умственное, эстетическое направления. В содержание семейного воспитания входило получение знаний и формирование умений и навыков необходимых для дальнейшей жизни.

В традиционных педагогических культурах карачаевского и ногайского народов функционировали институты гостеприимства, аталычества, куначества. Отличительной особенностью ногайской народной педагогики было существование приймачества.

В ходе исследования установлено, что методы воспитания детей в семье представляют собой способы, с помощью которых совершаются различные педагогические воздействия, направленные на формирование у них нужных качеств.

Обозначены различные виды деятельности (игра, труд, учеба и т.д.), а также совокупность предметов материальной и духовной культуры (пословицы и поговорки, сказки, легенды, эпос и т.д.), которые народная педагогика относит к средствам воспитания. Описанные методы и средства воспитания рассмотрены через призму сравнительного изучения.

Выше изложенное, в комплексе представляет сравнительный анализ традиционных педагогических культур карачаевского и ногайского народов в целях эффективного использования их в современной системе воспитания.

Сравнительно-сопоставительное исследование традиций семейного воспитания карачаевского и ногайского народов представляет интерес для педагогической науки. Подобные исследования могут помочь понять общее и специфическое в рассматриваемых культурах.

Сравнительное исследование традиций семейного воспитания карачаевцев и ногайцев показало, что воспитание детей в традиционных педагогических культурах позволяло успешно решать основную цель семейного воспитания - социализацию подрастающего поколения, то есть обеспечение успешного вхождения детей в систему существующих общественных отношений.

Традиции воспитания в семье складывались на протяжении многих столетий. Через родителей, семью ребенок впервые познает мир во всем его многообразии. Отношения родителей к детям и детей к родителям, обстановка в семье, обогащают жизненный опыт подрастающего поколения. Делают этот опыт своеобразной моделью, формирующей личность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях России особенно возрастает роль семьи в формировании личности. Развитие педагогической науки и воспитательной практики немыслимо без творческого освоения теории и опыта семейного воспитания, выдержавших испытание временем. В контексте сказанного сравнительное изучение традиций семейного воспитания в педагогических культурах карачаевского и ногайского народов представляется актуальным. Актуальность усиливается тем, что сравнительное изучение систем семейного воспитания позволяет выявить общее, присущее почти всем народам и установить специфические особенности с тем, чтобы в дальнейшем устранить причины, мешающие межнациональному общению.

Семейному воспитанию карачаевцы и ногайцы придавали большое значение и относились к этому с должным вниманием и усердием, в полной мере осознавая его необходимость. Воспитывали своим поведением в семье и обществе, своим отношением к обществу и людям, наглядным примером соблюдения всех правил и норм поведения, своей повседневной жизнью. Проблемы семейного воспитания невозможно решать без учета особенностей этнической культуры, ориентирующей личность на творческое саморазвитие. Такой подход означает необходимость использования в воспитании национальных традиций и обычаев, достижений народной педагогики. Круг идей народной педагогики весьма обширен. Идеи народной педагогики и средства их выражения - фольклорные произведения, прогрессивные обычаи и традиции, памятники материальной культуры играют большую роль в воспитании подрастающего поколения. Поэтому использование их в процессе воспитания и обучения детей должно быть в центре внимания всех родителей.

Данное исследование позволило выявить общее и специфическое в воспитании детей в традиционных педагогических культурах карачаевцев и ногайцев. Эта специфика обусловлена такими национальными чертами семьи, как трудовой образ жизни в условиях частной собственности, совместное проживание трех поколений, многодетность и наличие разновозрастного состава детей, ранняя адаптация к жизни, высокая педагогическая культура родителей.

Воспитание детей в семье, в традиционных педагогических культурах карачаевцев и ногайцев представлено как естественно-исторический процесс самоорганизации жизнедеятельности семьи, как проявление потребности родителей в подготовке совершенной личности. Опыт воспитания детей обобщался семьей, целым народом. По мере обобщения этого опыта вырабатывалось коллективное представление о человеке, его сущности, об идеале воспитания, формах и методах деятельности родителей по воспитанию детей. Формировалась педагогическая культура родителей. Из единства природы и человека возникла необходимость приспособления человека к окружающей природе и преобразования ее. Это обусловило зарождение общечеловеческого и национального идеалов воспитания, разработку конкретных задач воспитания, форм и методов их реализации. Народом выработанный идеал и цель воспитания определялись как подготовка совершенного человека, способного к самореализации, а составными частями воспитания являлись физическое развитие, духовность, трудолюбие, гуманность, проявление единения и сплоченности с другими людьми, житейская мудрость, умение ценить и создавать прекрасное. Таким образом, родители приобщали детей к этнокультурным традициям на основе овладения родным языком и в то же время способствовали овладению ими общечеловеческими культурными ценностями. Как мы подчеркивали в нашей работе ценности каждого народа являются общечеловеческими.

Анализ исследования позволяет установить, что народная педагогика рассматривает общение детей с родителями, взрослыми, сверстниками как непринужденную, свободную деятельность, в процессе которой ребенок выступает как самостоятельная, самоуправляемая личность. Общение родителей и детей способствует взаимопониманию между ними, а также является важнейшим средством сближения старшего и подрастающего поколений. Изучение источников устного народного творчества позволил охарактеризовать и выявить специфику педагогического общения родителей именно как целенаправленного педагогического воздействия, с помощью которого дети усваивают необходимую информацию об окружающей действительности, у них развивается речь, мышление, эмоционально-волевая сфера и вырабатываются жизненно важные стимулы поведения. Педагогическое общение для родителей выступало также средством изучения детей, их индивидуальности. Выявлена специфика таких форм общения, как общение у домашнего очага, у костра в поле, гостеприимство, куначество.

Охарактеризованы особенности труда, раскрыты выработанные народом педагогические требования к труду детей, показана воспитательная сила таких средств педагогического воздействия, как игра, народная музыка, песни, танцы, сказки.

Данное исследование позволило выявить специфику таких методов воспитания, как уход за ребенком, пример родителей, убеждение и др. Пример как метод воспитания показывает, что у карачаевцев и ногайцев отец и мать традиционно воспринимаются как самое святое в жизни, как люди, достоинство которых, несомненно, в силу высокой значимости их личных духовных и нравственных качеств, в силу их преданности семье, своему народу. Отец и мать для своих детей выступали в качестве идеала совершенного человека. В подавляющем большинстве своем семьи карачаевцев были многодетными. Родители в выборе средств и методов педагогического воздействия учитывали, прежде всего, возрастные особенности, а также стремились индивидуализировать процесс воспитания. Семейные традиции выступали по отношению к детям в форме конкретных требований родителей, старших и регулировали их поведение. Народная педагогика карачаевцев и ногайцев признавала в качестве воспитателей, наряду с родителями, старших членов семьи, взрослых лиц, окружающих детей, по существу каждый взрослый по отношению к детям был воспитателем.

Народная педагогика утверждала, что никакое педагогическое воздействие не может быть успешным, если ребенок не прилагает усилий для самоусовершенствования, не прибегает к самовоспитанию. Вот почему есть основание утверждать, в народной педагогике воспитание детей должно было переходить в саморазвитие и самовоспитание. Самовоспитание включало в себя постановку цели и актуализацию сферы самореализации. Особой сферой самореализации являлось развитие творческих способностей.

Народная педагогика показала, что родители не только готовили детей к жизни, но и оберегали и обеспечивали их полноценное проживание в соответствии с возрастными особенностями. Этим самым реализовывался процесс социализации детей в семье и обществе.

Опыт воспитания детей в традиционных педагогических культурах карачаевского и ногайского народов отмечает высокую педагогическую культуру родителей. Созданная народом веками, система целей, задач, содержания, средств и методов педагогического воздействия и социализации личности отражает логику их воспитательной деятельности и свидетельствует о созидательной роли народа в сфере воспитания, об умелом выборе им наиболее действенных средств, методов и приемов.

Мы описали общее, присущее традиционным педагогическим культурам карачаевцев и ногайцев, теперь отметим отличительные особенности:

1.Идеал воспитания ногайцев несколько отличался от идеала воспитания карачаевцев, это связано с образом жизни народов. Ногайцы в прошлом вели полукочевой образ жизни. В последствии, оседлость и совместное проживание с карачаевцами привели к значительным изменениям в образе жизни, а также в традициях семейного воспитания.

2. В традициях ногайцев при заключении брака существовал так называемый «колыбельный сговор» - родители договаривались о женитьбе своих детей, находящихся еще в колыбели.

3. С принятием ислама, шариат разрешал многоженство. Среди карачаевцев он не получил распространения, а среди богатых ногайцев имело место.

4. Среди ногайцев широко практиковались обычаи сорората и левирата, что означало, после смерти жены взять замуж свояченицу и при смерти мужа выйти замуж за его младшего брата. Это имело положительное значение и предпринималось для того, чтобы не оставить детей сиротами.

5. В традициях карачаевцев, изначально было установлено, что вновь созданная семья жила вместе или рядом с родителями мужа, у ногайцев был развит институт приймачества, которая разрешала молодому человеку переходить жить к родителям жены. Это было связано с тем, что брак был покупным, и при невозможности его выплаты практиковалось приймачество.

Отмеченные различия в традициях карачаевцев и ногайцев накладывали отпечаток на традиции семейного воспитания.

Наше исследование позволило выработать некоторые рекомендации:

- родители и учителя в процессе семейного и школьного воспитания должны дифференцированно подходить к мальчикам и девочкам, особое внимание обращать воспитанию девочек;

- необходимо широко использовать прогрессивные народные традиции, игры, сказки и сказания, пословицы и поговорки, песни и загадки;

- прогрессивные педагогические идеи карачаевцев и ногайцев по воспитанию детей в семье могут и должны использоваться и в воспитательной работе детских дошкольных учреждений;

- фольклорные материалы с богатым содержанием педагогических идей должны занять подобающее место и в учебниках для учащихся национальных школ.

Это поможет подрастающему поколению в овладении основными идеями, прогрессивными средствами народной педагогики, воспитанию правильного, уважительного отношения к культурным ценностям своего народа, а также будет способствовать формированию высокой культуры межнационального общения.

В современных условиях родителям, учителям в организации воспитательной работы с детьми в семье и школе важно знать традиции народов, проживающих совместно, характерные черты их образа жизни и семейных устоев, изучать условия, в которых происходит развитие и социализация личности ученика. Для этого следует знакомить детей с лучшими образцами народного искусства, практиковать прослушивание народной музыки и песен, коллективные экскурсии для знакомства с памятниками материальной культуры карачаевцев и ногайцев с последующим описанием впечатлений, организацию выставок, подготовку альбомов, чтение лекций и докладов по народному искусству и фольклорным материалам.

Методическая работа школы должна учитывать актуальность повышения уровня знаний учителей о народной педагогике и путях использования ее прогрессивных традиций и идей в воспитании детей в современной системе семейного воспитания. Актуальность проблемы в народной педагогике, не в том, чтобы восстановить идеальное прошлое в части семейного воспитания, а в том, чтобы развить творческие усилия этносов.

Сравнительное изучение основных идей семейного воспитания в двух родственных культурах позволило выявить наиболее существенные, общие и специфические особенности. Результаты исследования помогут учителям и родителям в повышении их педагогической культуры, а также будут способствовать правильному пониманию роли семьи в воспитании детей.

Проведенное исследование не претендует на полноту изучения исследуемой проблемы. Для современной сравнительной педагогики, истории педагогики и практики воспитания представляется важным дальнейшее изучение проблемы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Байрамукова, Аида Николаевна, 2005 год

1. Аджиев A.M. Мотивы архаики в песнях о Минкюллю и Карт-Кожаке // Альманах «Дружба». Махачкала, 1970. -№1. — 16с.

2. Аджиев A.M. Дальние дороги песни: Монография. Махачкала, 1977. -102с.

3. Аджиев A.M. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала, 1971. -46с.

4. Ауэзов М. Эпос и фольклор казахского народа // «Литературный критик». 1939. -№10.-С. 35-49.

5. Алексеева Е.П. Очерки по экономике и культуре народов Каарчаево-Черкессии. Черкесск, 1957. - С.36

6. Абдоков С.А. Политическая культура: этносоциальные и экологические аспекты. М.: 1993, 174с.

7. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993, 608с.

8. Алейников М. Карачаевские сказания. Вып. 3, отд. 2.- СМОМПК, 1883.

9. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. -М., 1971.-201 с.

10. Ю.Алиев И.Б. Къарачайны бир белек адетлери. М. Педегогика, 2000.

11. Алиева А.И. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик, 1983, - 280 с.

12. Айбазова М.Ю. Мир красоты и воспитание эстетической культуры в народной педагогике Карачая. Пятигорск, 1999. — 200с.

13. Айбазова Е.С., Сикалиев А.И-М. Состояние и перспективы развития ногайской филологии // Советская тюркология. 1986, №3. - С. 23-44.

14. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1996, 104с.

15. Ахмерова Н.М. Использование прогрессивных идей и опыта башкирскойнародной педагогики в семейном воспитании младших подростков // Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. - 185с.

16. Ашхамахов К.И. Педагогические основы системы физической культуры в социальных отношениях адыгских народов Северного Кавказа. Автореферат дис. канд. пед. наук. Майкоп, 1995. - 21 с.

17. П.Батчаева Х.Х-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика).-Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002.-417с.

18. Балтина П.И. и Сакиева М.Н. Народы Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1957.

19. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика, 1998, №3, с. 30-35.

20. Бердибаев Р. Казахский эпос: Монография. Алма-Ата: Гылым, 1982. -232с.

21. Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей. М.: Просвещение, 1988, -112с.

22. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА Ставрополь: кн. изд-во, 1992. 740 с.

23. Борлаков Б.К. Карачаево-балкарская довоенная драматургия. Черкесск, 1975.- 180 с.

24. Борлаков Ю.А. Адеб. Намыс. Адет. Карачаевск, 1998. - 180с.

25. Биджиев Х.Х. Тюрки Северного Кавказа: болгары, хазары, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы; вопросы истории и культуры. Черкесск, 1993,-374с.

26. Бузаров К.И. О роли национальных традиций и семейных устоев в воспитании учащихся // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании /Материалы конференции/. Орджоникидзе, 1971, С. 48-50.

27. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., Педагогика,1988. 160 с.

28. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.

29. Волков Г. Вечность воспитания // Нар. образование, 1994, №4, С. 68-71.

30. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376 с.

31. Вопросы искусства народов Карачаево-Черкессии // Сборник научных трудов. Черкесск, 1993. - 139 с.

32. Вопросы фольклора Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1983. - 186 с.

33. Воспитание бесценное богатство. / Пословицы и поговорки народов Востока /. Под ред. Брагинского И.С. - М.: Изд. вост. литер., 1961. - 329 с.

34. Габдуллин М. Казак халкынын батырлык жыры. Алма-Ата: Гылым, 1972.-338с.

35. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Книга первая и вторая. Т.П. Махачкала, 1989. -413 с.

36. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970. - 84 с.

37. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. -Нальчик, 1974.

38. Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994. - 136 с.

39. Данилевский И.Я. Кавказ и его горские жители в нынешнем положении // Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка. Майкоп, 1992.

40. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. -М., 1951.- 284 с.

41. Джанибеков С.Ю. Использование национальных традиций и обычаев горцев в воспитании школьников // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа Ч.П. -Черкесск, 1994, 9 с.

42. Дубровин Н. Черкесы / Адыге/. Краснодар, Вып 1, 1927. - 105 с.

43. Егоров С.Ф. Российское образование: методология и проблемы // Современные проблемы историко-педагогических исследований. Тезисы докладов и выступлений на XII сессии Научного Советапо проблемам истории образования и пед. науки. М.: РАО, 1992, С. 47-50.

44. Егорова Л.П. Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии. -Ставропольск. кн. изд., 1964. 78 с.

45. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л., 1974. - 418 с.

46. Жирмунский В.М. сравнительное изучение героического эпоса народов Средней Азии // 24 международный конгресс Востоковедов. — М., 1960. — С.647.3агазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, «Эльбрус», 1996. - 168 с.

47. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.

48. Ильин И.А. О семье. Собр. соч., Т.1. М.: Русская книга, 1993, С. 142-167.

49. Искандер Фазиль. Софичка//Знамя, 1995, №11, С. 3-80.51 .Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования. Под ред. З.И. Равкина. М.: РАО, 1994. - 88 с.

50. Катаева Н.М. Я увидела тебя.: Стихи. Пер. с карачаевск. М.: Сов. писатель, 1990.-224 с.

51. Калмыков И.Х. Черкесы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1974.-282 с.

52. Караева А.О. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа. -Черкесск, 1961. 120 с.

53. Каракетов М.Д. Из традиционно-обрядовой культовой жизни карачаевцев. -М.: Наука, 1995.-345 с.

54. Карачаевцы. Черкесск, 1978. - 360 с.

55. Къарачай-малкъар фольклор хрестоматия. - Нальчик, изд-во «Эль-фа», 1996.

56. Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения / Задачи иосновы семейного воспитания. СПБ, 1913. - 180 с.

57. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. - 256 с.

58. Ковалев C.B. Психология современной семьи. М.: 1988. - 224 с.

59. Коджесау Э. Семейные отношения шапсугов в прошлом и настоящем // Автореферат дисс. на соискание учен, степени канд. ист. наук. М., 1954. -14 с.

60. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. литер., 1993. - 64 с.

61. Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. Изд. 2-е. М. Гл. ред. вост. литер, изд-ва «Наука», 1986. 727 с.

62. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа // Исследования и материалы /.-М., 1961.

63. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа // Сов. этнография, 1946, №2, с. 109-144.

64. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли // АБКИЕА, 1974.740 с.

65. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: 1994. - 124 с.

66. Кудаев М.И. Карачаево-Балкарский свадебный обряд. Нальчик, 1988.120 с.

67. Кулиев К. Так растет и дерево. М.: Современник, 1975. 271 с.

68. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. - 224 с.

69. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика, 1999, №6, с. 3-11.

70. Кущетерова Ф.Т. Воспитание семьянина в народной педагогике карачаевцев (Историко-монографическое исследование). Монография. -Ставрополь: КЧГПУ, 2000. 192с.

71. Лайпанов Х.О. К истории карачаевцев и балкарцев. Черкесск, 1957, 66с.

72. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. - 182 с.

73. Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика, 1992, №10,с.13-19.

74. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. - 192 с.

75. Лонгворт Дж.А. Год среди черкесов // АБКИЕА, 1900. 600 с.

76. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика, 1999, №4, с.3-10.

77. Макаев В.В. К вопросу о методологии педагогического исследования // Технология развития педагогического творчества. Ставропольская лаборатория по проблемам НОПТ: 1994, с. 74-82.

78. Макаренко A.C. Методика организации воспитательного процесса, пед.соч. в 8 тт., т1, М., 1983, с. 267-329.

79. Макаренко A.C. Воспитание в труде. Соч. т.4, с. 305-405.

80. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов в XIX -начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1984, 1984. - 260 с.

81. Меремкулов В.Н. Пословицы и поговорки абазин // Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983, С. 57-78.

82. Меретуков М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1981, С. 138-139.

83. Меретукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп, 1994, - 228 с.

84. Мижаев М.И. Детский песенный фольклор адыгов.- Майкоп, 1980. 160 с.

85. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986. - 124 с.

86. Мирзоев Ш.А. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., НИИ НШ, 1987.-22 с.

87. Мухин В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. // Педагогика, №9, 1991.

88. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика, 1995, №5, С. 44-49.

89. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994. -656 с.

90. Невская В.П. Карачаевцы, сб.: Народы Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1957.

91. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика, 1990, №9, С. 41-47.

92. Ногайские народные песни. Черкесск, 1969. - 94 с.

93. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1988. - 260 с. 99.0 внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Обобразовании» // Российская газета, 1996, 23 янв.

94. Об основных подходах к содержанию и деятельности классного руководителя в новых условиях / Письмо Министерства образования РСФСР. М.: Просвещение, 1991, №8, С. 2-40.

95. Овсянников А. и др. Советуют социологи // Нар. образование, 1994, №4, С.10-14.

96. Ортабаева Р.А.-К. Инары как фольклорный жанр // Традиции и современность / Фольклор и литература народов Карачаево-Черкесии /. -Черкесск, 1980, С. 19-21.

97. Ортабаева Р.А.-К. Карачаево-балкарская сказочная традиция // Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986, С. 117-132.

98. Ортабаева Р.А.-К. Карачаево-балкарские народные песни. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1977. - 150 с.

99. Османов М. Ногайские и кумыкские тексты. СПб, 1883. - 567с.

100. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIIIв. Первая половина XIX в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. М.: Педагогика, 1973, С. 34.

101. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. С древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 1989, С.25.

102. Пасынков JI. Быт и игры кавказских народов // Северо-Кавказский край, 1925, №10, С. 8-16.

103. Пашаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана. М., 1972. - 160 с.

104. Песни народов Северного Кавказа. JI.: Сов. писатель, 1976. - 127 с.

105. Песни ногайцев// Переводы Н. Калиевой. Ставрополь, 1949. - 128 с.

106. Полонский В.М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки // Педагогика, 1995, №5, С. 18-24.

107. Попов С.Н. Кавказские спартанцы: Игры народов Дагестана // Вестник знаний, 1926, №2, С. 23-32.

108. Попов С.Н. Пешком по Карачаю. Ростов н/Д, 1931. - 84 с.

109. Пословицы и поговорки народов Востока. Под ред. Брагинского И.С. -М.: Изд-во вост. литер., 1961. 736 с.

110. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Оригинал и перевод на русский язык. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1990. -366 с.

111. Пригоршня жемчужин. Ростов-на-Дону, 1988. - 192 с.

112. Прянникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник справочник. - М.: Новая школа, 1994. - 449 с.

113. Психология. Словарь под ред. A.B. Петровского. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

114. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993, - 93 с.

115. Равкин З.И. История педагогики и современность как актуальнаяметодологическая проблема исследований в образовании // Историкопедагогический процесс и современные проблемы образования: методология,идеи, опыт. Тезисы докладов. М.: РАО, 1993, С. 28-31.

116. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт./ Р76 Гл. ред. В.В. Давыдов М.: БСЭ, 1998 - 672с.

117. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образовании //Вестник образования.-М.: Просвещение, 1992, №10, С. 2-25.

118. Сагитов И.Т. Каракалпак халкынын кахарманлык эпосы: Сравнительное изучение каракалпакского эпоса с эпосом тюркоязычных народов. Нукус, 1963. - 352с.

119. Салпагарова К.А. Дорожный этикет в карачаево-балкарском фольклоре // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа. Ч.П. Черкесск, 1994, С. 16-18.

120. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой орды. Саранск. - 1960.

121. Сборник сведений о Кавказских горцах. Народные сказания Кавказских горцев. Тифлис. Вып. VI, 1876, С. 33-40.

122. Свадебная обрядность народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое. Черкесск, 1988, - 162с.

123. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, JI. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. - 319 с.

124. Семенов Н. туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб, 1895. - 467с.

125. Семенов Л.П. Нартский эпос и памятники материальной культуры // Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957. - 280 с.

126. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика. (На примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). -Майкоп: АГУ, 2000. 307с.

127. Сикалиев (Шейхалиев) А.И.-М. Ногайский героический эпос. -Черкесск: КЧИГИ, 1994. 328 с.

128. Сикалиев А.И.-М. Ногайская героическая поэма «Копланлы Батыр»//Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск,1983.-86с.

129. Сикалиев А.И.-М. Общество и герой в ногайском героическом эпосе / Традиции и современность/ Фольклор и литература народов Карачаево-Черкесии/. Черкесск. - 1980, С. 3-18.

130. Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М.: Наука, 1969. - 548 с.

131. Словарь педагогических терминов / Под ред. В.В. Макаева. -Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1996. 51 с.

132. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. -М.: 1983.- 120 с.

133. Смирнова Я.С. Искусственное родство народов Северного Кавказа: формы и эволюция //Кавказский этнографический сборник, IX. М., 1989,С.73.

134. Сказки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1992. 336с.

135. Соловьев Н.Я. Семья в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1981.-64 с.

136. Супрунова Л.Л., Белогуров А.Ю. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования // Вестник Пятигорского лингвистического университета, 2000, №3, с. 5965.

137. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских.-Харьков, 1881, С.66.

138. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. М.: Молодая гвардия, 1988.

139. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: /Этика коммунистического воспитания. М.: Педагогика, 1990. - 287 с.

140. Сысоев В.М. Карачай// Сборник матриалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 43, 1913. 156с.

141. Тавернье Ж. Б. Шесть путешествий. //АБКИЕА.

142. Танхасаева С.С. Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье в сельской школе Бурятии

143. Дисс.канд.пед.наук. -M., 1979. 197с.

144. Тараткевич M.B. Семья и разумные потребности. М., 1983, 143с.

145. Текеев K.M. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М., -448с.

146. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. М., 1994.-9с.

147. Торнау Ф. Воспоминания кавказского офицера. «Русский вестник», 1864. № 53, 54 (рукописная копия работы находится в АРИГИ).

148. Тугов В.Б. Память и мудрость веков (фольклор абазин: жанры, темы, идеи, образы, поэтика). Карачаевск, 2002.

149. Узденов A.M. Запреты в нравственном воспитании карачаевской молодежи. Карачаевск: изд. КЧГУ, 2003. - 147с.

150. Узденова С.Б. Самообслуживание как средство трудового, нравственного и гигиенического воспитания младших школьников. -Автореф. дисс. канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1988. - 24с.

151. Урусбиев С.А. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа //Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. -М., 1994,-720с.

152. Урусбиева Ф.А. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1979. -320с.

153. Ушинский К.Д. Биографические материалы /Собр. соч., т.11. М.-Л., изд. АПН РСФСР, 1952, С. 11-136.

154. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании /Собр.соч. -М. Л., изд.АПН РСФСР, 1948, т.2, С.69-167.

155. Ушинский К.Д. Родное слово /Собр.соч. М., - Л., изд. АПН РСФСР, 1948, т.2., С.554-574.

156. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении /Собр.соч. М.-Л., изд.АПН РСФСР, 1948, т.2., С.333-361.

157. Фалев П.А. Ногайское сказание об Эдиге // Архив Ленинградского отделения института Востоковедения. Р.2, оп.4,34, тетрадь №1.

158. Фалев П.А. Арабская новелла в ногайском эпосе. Симферополь, 1915. - 466с.

159. Фольклор народов Карачаево-Черкесии /Жанр и образ/: сб.научных трудов. Черкесск, 1988. - 144с.

160. Фромм Аллан. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991. - 319с.

161. Ханбиков Я.И. Татарская народная педагогика. Казань, 1967.

162. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. - 367с.

163. Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М., Политиздат, 1977.

164. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Нард.педагогика, 1993. - 132с.

165. Холаев А.З. К вопросу о балкаро-карачаевском нартском эпосе //Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М.: Наука, 1969, С. 282-294.

166. Хрестоматия по детской литературе народов Карачаево-Черкесии. Под ред. Г.М.Гогоберидзе. Черкесск, 1995. - 272 с.

167. Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. Нальчик, КБИИФЭ, 1981, С.65-77.

168. Чекалов В.П. Интернациональные черты в образе жизни народов Карачаево-Черкесии. В сб.: Социальный облик трудящихся Карачаево-Черкесии. Ростов-на-Дону, 1991, - 84с.

169. Чермит К.Д., Коблев Я.К., Куприна Н.К. Адыгейские народные игры в системе физического воспитания детей. Майкоп ,1989, С.27.

170. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа // Вопросы национальной психологии. — Черкесск, 1972,-с. 85-150.

171. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913.

172. Чурсин Г.Ф. Поездка в Карачай. ИКОИРГО, 1819, т.23, №3.

173. Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка /XIX -нач. ХХвв./ Проблемы этической истории народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1980. -.80с.

174. Шаповалов B.K. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997.

175. Шоров И.А. Народные детские игры в системе физического воспитания адыгов //Учен.зап. Адыгейского НИИЭЯЛИ. Этнография. Майкоп, 1968, т. 8, С. 189-203.

176. Шортанов А.Т. Героический эпос адыгов «Нарты» //Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М., 1969. - 255 с.

177. Щукин И.С. Материалы для изучения карачаевцев. Русский антропологический журнал. М., 1913, № 1-2.

178. Щукин И.С. Из поездок по верхней Кубани. Краткий географический очерк Карачая. Русский антропологический журнал. М., 1913, № 1-2.

179. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.21, С. 23-178.

180. Эски джырла // Минги Tay, №4(50), 1993, 245 с.

181. Эстетика: Словарь / Под общ.ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.

182. Этнопедагогика. Программа и методические рекомендации. Сост.: Арабов И.А., Батчаева Х.Х-М. Карачаевск: КЧГПУ, 1995, 51 с.

183. Якубов 3. Педагогическая мудрость народа // Нар. образование, 1995, № 2, С. 34-48.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.