Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества: На материале Карачаево-Черкесии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Абитова, Фарида Викторовна

  • Абитова, Фарида Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 180
Абитова, Фарида Викторовна. Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества: На материале Карачаево-Черкесии: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2005. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Абитова, Фарида Викторовна

Введение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ КАРАЧАЕВЦЕВ.

1.1. Исторические аспекты трудового воспитания карачаевцев

1.2. Ценностные ориентации трудового воспитания в карачаевской семье.

1.3. Культурологический аспект и задачи трудового воспитания карачаевцев.

Выводы к главе 1.

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ . 59 2.1. Традиционная педагогическая культура карачаевцев как фактор формирования трудолюбия

2.2. Средства и методы трудового воспитания.

2.3. Формирование трудолюбия у школьников средствами устного народного творчества.L

Выводы к главе II.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества: На материале Карачаево-Черкесии»

Актуальность исследования. На протяжении многих веков подготовку к труду и участие в труде прогрессивные мыслители рассматривали как неотъемлемую часть формирования гармонично развитой личности. Труд - это один из видов деятельности, осуществляющей педагогическое управление учебой, общественной жизнью, способствующей формированию духовно-нравственных ценностей и качеств личности. Одной из основных целей трудового воспитания является развитие личности, способной к самовоспитанию, саморазвитию и самореализации. Опыт лучших учителей и педагогических коллективов ориентировали родителей и учителей на отношение к труду как к социально значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые обеспечивают возможность личностного роста, развитие самостоятельности в труде на благо себя и общества.

В современных социально-экономических и политических условиях российского общества в педагогической системе активно стало осуществляться возрождение традиционных форм воспитания детей, изучение историко-педагогического наследия народов, населяющих регионы России.

Обновление государства невозможно без ориентации на национальные особенности, учета психолого-этнических черт каждого народа, проживающего в нем, изучения богатого воспитательного опыта, веками накопленного в народной педагогике.

Исследования этнографов, историков, педагогов, психологов показывают, что каждая нация накопила обобщенный опыт воспитания, который отражает особенности материальных, историко-социальных и культурных условий жизни. Игнорирование воспитательной практики народа приводит к забвению основных принципов становления личности, извращению национального самосознания. В связи с этим важность этнопедагогических исследований очевидна.

Национальная школа на современном этапе призвана стать учреждением, обеспечивающим оптимальные условия передачи подрастающему поколению накопленных народом духовных ценностей, обычаев, традиций, нравственных устоев с учетом особенностей этноса, уникальности его социокультуры.

Накопленный горской народной педагогикой опыт трудового воспитания подрастающего поколения направлен на социализацию личности, он показывает, что зачастую незнание и игнорирование национальных особенностей, этнопсихологических стереотипов, отраженных в нравах, обычаях, народной мудрости, приводит к тому, что национально-психологические особенности людей вступают в противоречие с целями, средствами и методами воспитания.

Проблемы воспитания приобретают особую актуальность в .многонациональном, поликонфессионалыюм Северокавказском регионе. В отечественной педагогике раскрыты различные аспекты подготовки школьников к труду, охарактеризованы роль и значение отдельных дисциплин общеобразовательной школы в трудовом обучении и воспитании учащихся. У истоков преподавания ручного труда в народной школе стояли JI.H. Модзилевский, Д.Д. Семенов, К.Д. Ушинский, К. Цируль и др. Развитию проблем трудовой подготовки учащихся посвятили свои труды В.В. Блонский, А.Г. Калашников, М.Н. Скаткин, С.Т. Шацкий и др.

Основные черты национального воспитания раскрыты К.Д. Ушинским, указавшим на необходимость тесной связи воспитания с жизнью народа, его трудом, культурными потребностями. Взгляды К.Д. Ушинского на национальное воспитание разделял П.Ф. Каптерев. Народность в воспитании, по П.Ф. Каптереву, характеризуется как развитие у подрастающего поколения не только национальных черт, но и приобщает к общечеловеческим ценностям. Историк В.О. Ключевский заметил, что отличие народных взглядов на воспитание подрастающего поколения от научных, состоит в том, что знания, передаваемые детям, предназначаются для того, чтобы научить их жить в мире и гармонии с окружающим миром.

Трудовому воспитанию подрастающего поколения большое внимание уделяли педагоги А.В. Бакушинский, Дж. Дьюи, К. Керншенштейнер, А.С.

Макаренко, В.Л. Сухомлинский, П.И. Христианович, С.Т. и В.И. Шацкие. В 7080-е годы большое внимание трудовому становлению личности школьника уделяли педагоги-энтузиасты- П.Г. Годин, А.А. Захаренко, Н.К. Калугин и др.

Исследователь Г.Н. Волков считает, что, являясь целью и средством воспитания, труд и воспитание в труде выступают венцом воспитательной системы. Труд является средством достижения гармонии, природно-биологического, социального баланса в развитии человека, а формирование личности в труде - способом естественного, природосообразного, предполагающего преемственность поколений, гуманистическую направленность воспитания.

Вопросы трудового воспитания являются центральной проблемой народной педагогики. Развитие нравственности и ума, физическое и эстетическое совершенство личности происходит преимущественно в труде. Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности трудового воспитания карачаевцев мало изучены. Невелико количество публикаций и по общим проблемам народной педагогики карачаевцев. В дореволюционный период были изданы исследования И. Акбаева, У. Алиева, И. Крымшаухалова, в которых делалась попытка проанализировать в этнографическом и педагогическом планах влияние пословиц, песен, игр, загадок, обрядов на развитие детей. В советский период особенности народной педагогики изучались недостаточно.

Вопросы народной педагогики в 80-90-е годы XX века были предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку. В их числе: И.А. Арабов (Таджикистан), А.Э. Измайлов (Киргизия), Г.Н. Волков (Чувашия), А.Ш. Гашимов (Азербайджан), М.Б. Гуртуева (Кабардино-Балкария), Е.Е. Хатаев (Северная Осетия), Ш.А. Мирзоев (Дагестан), Х.Х-М. Батчаева, Ф.Т. Кущетерова, К.Б. Семенов, С.Б. Узденова (Карачаево-Черкесия), Я.И. Ханбиков (Татарстан), А.Ф. Хинтибидзе (Грузия), Л.Г. Андреева, С.М.Шакарян (Россия), И.А. Шоров, К.И. Бузаров (Адыгея) и др.

Частично проблема воспитания на народных семейных традициях и обычаях затронута в монографиях Х.Х-М. Батчаевой, Т.Х. Кумыкова,

Б.С.Сапамова, К.Б. Семенова, А.Х. Семеновой, С.Б. Узденовой С.Б., Е.Е. Хатаева и др.

Дидактическое обоснование связи между трудовым воспитанием и развитие личности детей дано в работах П.Р. Атутова, А.К. Бешенкова, Ф.И. Иващенко, И.Н. Сандитовой, О.А. Тарасовой и др.

Однако названные авторы специально не занимались исследованием особенностей трудового воспитания средствами устного народного творчества горцев.

Анализ проблемы совершенствования трудового воспитания позволил выявить некоторые недостатки:

1. В современной национальной школе и семье не используются в должной мере воспитательный потенциал устного народного творчества и традиции трудового воспитания народной педагогики карачаевцев, отсутствует разработка содержания, средств и методов трудового воспитания, основанных на народном идеале трудолюбивого человека.

2. Не определены сущностные и общие тенденции процесса социализации личности в труде с учетом урбанизации населения, механизации ручного труда, автоматизации многих трудовых операций.

3. Устарели методологические подходы к характеристике устного народного творчества как источника народной педагогики вообще, и трудового воспитания, в частности.

Стратегия государства в области образования, проводимые реформы, вариативность и учет национально-регионального компонента оказывают значительное влияние на все регионы РФ. Национальная школа Карачаево-Черкесии способна и должна обеспечить максимальные условия для передачи молодому поколению накопленного веками жизненного опыта, духовного наследия, традиций, обычаев, нравственных устоев и др.

Основными целями и задачами трудового воспитания являются:

- формирование положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности у учащихся;

- развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

- воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности, предприимчивости и деловитости;

- вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Важность сохранения и развития единого образовательного пространства Российской Федерации, в рамках которого должна происходить гармонизация национальных и этнокультурных отношений, диктует необходимость сохранения и поддержки этнической самобытности народов России, сохранение их традиций и культуры.

В своем исследовании мы опирались на гуманистические идеи в области умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания, содержащиеся в трудах великих классиков педагогики: Я.А. Коменского, П.Ф. Каптере-ва, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.

Воспитание горцев на лучших семейных традициях и обрядах, образцах прошлой жизни всегда вызывало интерес у прогрессивных горских педагогов, просветителей, мыслителей, писателей, страстно пропагандирующих идеи народной педагогики в печати (у адыгейских народов - К. Атажукин, Ш. Ногмов, П. Тамбиев, С. Хан-Гирей, у чеченцев - У. Лаудаев, у ингушей - Ч. Ахриев). Среди осетин внимание рассматриваемому вопросу уделяли Ц. Амбалов, М. Гарданов, Г. Дзасохов, И. Кануков, X. Уруймагов, у карачаевцев - И. Акбаев, И.М. Байрамуков, Т.Биджиев и др. О необходимости опоры на устное народное творчество в семейном воспитании писали исследователи-кавказоведы М.М. Ковалевский, М.О. Косвен, В.Ф. Миллер, Я.С. Смирнова и др. Однако их исследования не в достаточной мере учитывали возможности устного народного творчества в трудовом воспитании младших школьников в семье и школе. Учитывая актуальность и необходимость научного подхода к обобщению богатого историко-педагогического опыта трудового воспитания карачаевцев, был сделан выбор темы исследования «Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества (на материале Карачаево-Черкесии)», цель которого выявить общие и специфические тенденции, условия и факторы влияния устного народного творчества, обычаев и традиций карачаевцев на подготовку детей к труду.

Объект исследования: совокупный историко-этнический' и этнопедагогический опыт горцев, представленный в трудовых обычаях и традициях, обрядах, праздниках, играх, устном народном творчестве и его реализация в воспитании подрастающего поколения.

Предмет исследования: процесс трудового воспитания младших школьников средствами устного народного творчества карачаевцев.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что трудовое воспитание младших школьников будет успешным, если:

- традиционная педагогическая культура карачаевцев как целостная, самобытная педагогическая система воспитания будет служить обогащению практики семейного и школьного воспитания в деле гуманизации и демократизации, способствовать становлению национального самосознания, сохранению этнической общности, возрождению и развитию ее самобытности;

- на основе системного подхода будет выявлен и внедрен в практику воспитательный потенциал устного народного творчества карачаевского народа и его педагогической культуры;

- будут вскрыты и обоснованы формы, методы и средства использования устного народного творчества в воспитании трудолюбия у младших школьников в семье и школе;

- будут разработаны оптимальные организационно-педагогические условия эффективного взаимодействия школы и семьи по формированию трудолюбия у детей.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

-выявить влияние педагогического потенциала и специфических возможностей устного народного творчества карачаевцев на воспитание трудолюбия у детей младшего школьного возраста;

-обобщить опыт трудового воспитания карачаевцев с учетом требований современной практики;

-изучить, проанализировать роль устного народного творчества, прогрессивных обычаев и традиций карачаевской семьи в трудовом воспитании детей;

-разработать методические рекомендации по использованию устного народного творчества' карачаевцев в современной национальной семье и школе.

Методологическую базу исследования составили философские положения о взаимосвязи и зависимости характера трудового воспитания с социально-историческими условиями жизни общества, о диалектике общего и особенного, о творческом и бережном отношении людей к духовному наследию прошлого, а также основные положения философской аксиологии и педагогической акмеологии и гуманно-личностной педагогики, основные положения семейного воспитания в горской народной педагогике и др.

В соответствии с задачами исследования использовались следующие методы:

- обсервационные и диагностические: наблюдение прямое, косвенное; анкетирование, интервьюирование и опрос старожилов, родителей учащихся, педагогов.

- изучение и анализ архивных источников, трудов дореволюционных и современных авторов по проблемам трудового воспитания; фольклора, этнографии, истории, педагогической мысли народов России и Северного Кавказа;

- сопоставительный анализ историко-этнографических, литературно-фольклорных, этнопедагогических произведений.

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (1999-2001 it.) изучалась научная литература, определялась область исследования, проводилось изучение состояние проблемы в школах республики и сбор эмпирического материала и констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2001-2002гг.) уточнялись исходные параметры исследовательской работы (цель, задачи, гипотеза). Осуществлялась проверка и уточнение общей гипотезы исследования, проводилась апробация работы.

На третьем этапе (2002-2004гт.) осмысливался и обобщался полученный материал, оформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна и значимость исследования определена практической направленностью, концептуальностью, полученными эмпирическими результатами, перспективностью диссертационного исследования, теоретической и практической ориентированностью. Она состоит в том, что в работе:

- обоснована значимость трудового воспитания подрастающего поколения в современной карачаевской семье и школе на основе знаний содержания, форм и методов трудового воспитания одного из древнейших народов Северного Кавказа;

- раскрыты характер содержания, сущностные характеристики трудового воспитания детей в карачаевской семье на различных этапах исторического развития;

- определены основы трудового воспитания средствами устного народного творчества карачаевцев;

- изучен и обобщен опыт использования устного народного творчества в трудовом воспитании у Северо-Кавказских народов, разработаны практические рекомендации для современной карачаевской семьи и школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем проанализированы историографические аспекты реализации трудового воспитания в карачаевской семье и национальной школе с учетом национальных и этнорегиональных принципов образования и воспитания;

- изучен и дан анализ роли устного народного творчества, прогрессивных обычаев и традиций карачаевской семьи в трудовом воспитании детей; и *

- проанализировано современное состояние проблемы на основе обзора философской, исторической, этнографической, культурологической, психолого-педагогической литературы;

- показана воспитательная роль и ответственность старшего поколения за формирование трудолюбия и возможность социализации детей;

- дано теоретическое обоснование исследуемой социально-педагогической проблемы, актуальной не только для Карачаево-Черкесии, но и для всего СевероКавказского региона.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные выводы и рекомендации позволяют повысить трудовую активность учащихся и эффективность учебно-воспитательной работы педагогического коллектива многонациональной школы;

- комплексная модель содержания трудового воспитания с успехом может быть использована в практике национальной общеобразовательной школы Северо-Кавказского региона;

- теоретические положения доведены до практического приложения и могут быть внедрены в систему воспитания и обучения учащихся многонациональной школы;

- разработаны и рекомендованы к практическому применению учебно-методические рекомендации, направленные на реализацию основных принципов трудового воспитания учащихся в современной национальной школе;

- предложены новые подходы и принципы организации учебного процесса к реализации содержательных и процессуальных аспектов трудового воспитания в семье и школе на основе устного народного творчества.

На защиту выносятся следующие положения:

- представление карачаевцев об идеале трудящегося человека — носителя национально-этнических ценностей и особенностей, любящего труд и умеющего трудиться на благо себя и окружающих, готового проявлять коллективизм, почитать трудовые традиции;

- целесообразность использования содержания устного народного творчества карачаевцев в воспитании трудолюбия, уважения к труду и людям труда в современной национальной школе и семье;

•j - традиции, обычаи, былины, сказки, пословицы, поговорки, песни являются успешной системой воспитательного воздействия, сложившейся на протяжении всей истории карачаевского народа, способствующей трудовому воспитанию детей; комплекс педагогических условий реализации национально-регионального компонента в содержании образования служит эффективным средством использования возможностей устного народного творчества в трудовом воспитании учащихся начальной школы (проведение интегрированных уроков трудового обучения, родного, русского языка и речи, внеклассных мероприятий, встречи с ветеранами труда, народные, фамильные праздники, фольклорные мероприятия и др.).

Достоверность полученных научных результатов обеспечена широкой источниковедческой базой, четким определением проблемы, методологической базой исследования; соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов и применимостью полученных результатов в современной образовательной практике и установленной эффективностью их внедрения.

Апробация результатов исследования: осуществлялась на базе Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета (факультета педагогики и методики начального обучения), общеобразовательных школ №1, 3, 4, 6 г. Карачаевска, школ № 8, 9, 16 г. Черкесска, сельских школ Малокарачаевского района. В различных формах исследования, на определенных его этапах приняли участие около 700 человек, в том числе руководители общеобразовательных учреждений, учителя, ученики, родители, студенты факультета педагогики и методики начального обучения Карачаево-Черкесского государственного университета (КЧГУ), республиканского педагогического училища (г. Черкесск), республиканского института повышения квалификации работников образования.

Результаты исследования были обсуждены и положительно оценены на научно-методологических семинарах аспирантов и соискателей, профессорско-преподавательского состава кафедр педагогики и педагогических технологий, КЧГУ, излагались в научных докладах соискателя на университетских, межвузовских, региональных и всероссийских конференциях: Ставрополь (2000,2001), Пятигорск (2001,2003), Карачаевск (2001,2004), а также на методических объединениях учителей, в ходе обмена опытом на научно-методических семинарах при РИПКРО КЧР.

Материалы диссертации используются студентами университета при написании ими курсовых и дипломных работ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Абитова, Фарида Викторовна

Выводы к главе II.

Карачаевцы, как и многие другие горские народы Северного Кавказа, уделяли большое внимание социализации личности. Они четко осознавали, что от организации трудового воспитания в семье зависит будущее не только самого ребёнка, но и общества в котором он воспитывается и живет.

Суть трудового воспитания состояла в традиционной передаче от поколения к поколению трудового опыта и отношения к труду, которые накапливались веками. Карачаевцы сохранили богатое устное народное творчество, прикладное искусство, трудовые обычаи и традиции, которые не потеряли свой смысл и значимость в современных условиях жизни.

Идеи и опыт трудового воспитания, нашедшие свое отражение в устном народном творчестве карачаевцев, позволяют родителям и учителям так строить воспитательный процесс, чтобы младшие школьники осознанно относились к выполнению трудовых поручений, любили свой язык, стремились к выработанному народом идеалу совершенного человека. Анализ произведений устного народного творчества и опыта трудового воспитания в семье и школе позволил выявить те необходимые черты, без которых невозможно гармоничное формирование современного младшего школьника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях нестабильности и кризисных явлениях в обществе традиционная педагогическая культура служит средством самосохранения любой этнической группы, выступает как определяющее звено эффективности воспитательного процесса. Приобщение подрастающего поколения к традиционной системе воспитания помогает сформировать высоконравственный тип личности.

В результате целостного анализа традиционной педагогической культуры карачаевцев следует признать, что она представляет собой ту сферу материальной и культурной жизни народа, которая непосредственно связана с самосохранением этнической общности, включающую совокупность проверенных практикой эмпирических знаний, религиозно-культурных идей, нравственных и эстетических воззрений и осуществляющую ключевую функцию социализации подрастающего поколения.

Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи, так же, как и традиционная культура семьи вообще, характеризуется свойственными ей внутренними историко-педагогическими закономерностями развития. Они состоят из элементов общего и этнонационального порядка. Общая закономерность развития заключается в прямой зависимости семейного воспитания от характера общественного бытия народа, общины, рода, уклада семьи, развития производительных сил и производственных отношений в обществе, от его эволюции, прогресса, от взаимодействия с соседями. Этнический аспект закономерностей кроется в способности традиционной культуры воспитания в семье обеспечивать нравственную защищенность «человеческой природы», сохранить генофонд этноса и обеспечить его поступательное развитие. В процессе своего генезиса карачаевский народ, его духовная и материальная культура приобрели уникальный самобытный облик. В то же время педагогическая культура сохранила в себе многие черты, общие с культурой родственных тюркских народов, скифо-сармат, болгар, сохранила сочетание лучших традиции прошлого и настоящего, национального и общечеловеческого, сочетание собственных педагогических приобретений и достижений других народов. Поэтому можно отметить, что педагогическая культура карачаевцев является не только достижением российской, но и мировой педагогической культуры, является феноменом мировой цивилизации.

Научный анализ многочисленных источников подтвердил общечеловеческие аспекты и элементы традиционной педагогической культуры карачаевской семьи. Среди общепризнанных во все времена благ первым и наиболее ценным является здоровье, жизнь человека и те социальные явления, которые призваны служить этому, - брак, семья, рождение и воспитание детей, высшим проявлением духовности является связь поколений, выражающаяся в культе матери и детей. Выделение и обоснование сущностных характеристик традиционной педагогической культуры, таких как естественность, природосообразность, массовость, коллективный характер воспитания, стабильность, ориентация на образ идеального человека, действенность показывает, что многие факторы и средства народной педагогики носят общечеловеческий характер и присущи любому этносу.

Специфика народной педагогики каждого из этносов состоит в том, что эффективность воздействия форм, средств и методов воспитания строится с учетом половозрастных различий, ступеней воспитания, ориентированных на выработку дееспособности в сфере домашней или общественной жизни. Рассмотрение содержания и форм традиционной педагогической культуры показывает, что ее устойчивость и жизнеспособность во многом определяется наличием единообразных для всех представителей этнической группы правил поведения, общностью исторической памяти и воззрений на мир. Отступление от этих нормативов приводит не только к разрушению традиционной культуры, но и этнического самосознания, на основе которого он организует взаимодействие с представителями своих и иных народов.

В традиционной педагогике воспитание совершенного человека (идеального) представлялось вполне конкретно и определенно. Доминантные стороны идеала - человечность, трудолюбие, знание и соблюдение «Тау адет» (Закона гор), свидетельствующие о стержневом свойстве личности, нашли отражение в содержании героического эпоса «Нарты», сказок, мифов, песен, загадок, пословиц. В контексте семейно-родовой гармонии раскрыты народные воззрения на труд как ведущего фактора формирования всех качеств личности ребенка и на трудолюбие как главный результат самого воспитания. Исследование многочисленных источников и монографическое наблюдение за семьями показывает, что в трудовых семьях даже домашняя атмосфера строилась так, чтобы жизнь ребенка, начиная с игры, была проникнута трудом. Оптимальность трудового воспитания в карачаевской семье обеспечивается: примером родителей; его ранним началом; умелым использованием сензитивного периода развития ребенка, естественной склонностью действовать, работать, трудиться, непосредственным участием в посильном труде, начиная от самообслуживания, которое учит уважать свой труд, труд семьи и других; постепенным повышением ответственности за результаты своего труда; убеждением в пользе труда; многообразием труда; моральной поддержкой труда, его положительной оценкой со стороны взрослых; выработкой желания трудиться рядом со взрослыми и наравне с ними. В родовом обществе трудовая и физическая подготовка была решающим фактором адаптации детей к жизни. Следует отметить и тесную связь трудового воспитания с эстетическим.

Исследование проблемы подтвердило, что как этнопедагогика в целом, так и выработанные ею принципы народности и природосообразности, должны занять одно из главных мест в воспитании подрастающего поколения. Народная педагогическая мудрость и народные воспитательные средства - родное слово, фольклор, национальные традиции, народное искусство, создававшиеся веками, семейно-бытовая и обрядовая традиционная культура, неиссякаемое педагогическое творчество людей являются источником, который при его полном использовании может внести значительный вклад в обогащение педагогической науки, в осуществление подлинно демократических реформ, в упрочение творческого союза семьи и школы, в решение современных воспитательных проблем, связанных с семейной и школьной педагогикой, ее истинно народной духовно-нравственной основы, надежного и проверенного залога всестороннего развития личности, гуманистического воспитания человека.

Настоящее исследование, разумеется, не решает всех проблем, связанных с изучением традиционной педагогической культуры карачаевского народа. В работе некоторые из них получили полное освещение, другие исследованы с определенной глубиной, третьи лишь упоминаются. Автор видит задачу в том, чтобы наметить и обосновать принципиально важные, с его точки зрения, аспекты и подходы, которые нуждаются в дальнейшем изучении и развитии. Вместе с тем полагаем, что полученные в ходе нашего исследования теоретические выводы и практические рекомендации окажут помощь педагогам, родителям, воспитателям и могут послужить базой для последующих исследований в этой области.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Абитова, Фарида Викторовна, 2005 год

1. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1949.

2. Абазины: Историко-этнографический очерк. Черкесск: Карачаево-Черкесское отд. Ставропольского кн. изд., 1989. - 238 с.

3. Абитова Ф.В. Проблемы взаимоотношения этнопедагогики и современной национальной школы // Вопросы воспитания: теория и практика. Вып 11.-Пятигорск: ПГЛУ, 2003.-159 с.

4. Абульханова-Славская О.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-334 с.

5. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII- XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974. - 824 с.

6. Аджиев A.M. Многообразие и единство в фольклоре народов Северного Кавказа// Семейная обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. -Махачкала, 1985.

7. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1992. - 258 с.

8. Айтматов Ч. Мера жизни мера времени//Известия . - 1972. - 29 дек.

9. Алексеева В.П. Карачаевцы и балкарцы древние народы Кавказа. -Черкесск, 1963.-92с.

10. АлиевС.Ч. Къарачай нарт сезле. — Черкесск, 1963. —481 с.

11. Алфеев Н.Я. Материалы для изучения быта и социально-гигиенических условий жизни карачаевского народа //Зобатость в Карачае. -Ростов/нД., 1929.-С.304.

12. Античные источники о Северном Кавказе. Нальчик, 1990.

13. Антология карачаевской поэзии. Ставрополь, 1965.-420 с.

14. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Карачаевск, 1996. — 104 с.

15. Арабов И.А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика. Карачаевск, 1999. -213 с.

16. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. -М., 1992. 240 с.

17. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. — М.: Прометей, 1998.-286 с.

18. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.- М.: Наука, 1989.-204 с.

19. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 1990. — 367 с.

20. Ахиезер А.С. Социокультурная динамика России: К методологии исследования// Политические исследования,-1991 .-№3,С.59

21. Балкаро-карачаевский эпос. Нальчик, 1973. — 330 с.

22. Батчаева X. Х-М. Народная педагогика и современная национальная школа. Карачаевск, 2002. - 207 с.

23. Батчаева X. Х-М. Нравственное воспитание в карачаевской народной педагогике. Карачаевск, 2001. - 303 с.

24. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978. - 160 с.

25. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986— 248 е.

26. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах). — М., 1990. — 220 с.

27. Бларамберг И. Кавказская рукопись. — Ставрополь: Кн. изд-во, 1992. — 132 с.

28. Большая Советская Энциклопедия. — М., 1978. -Т.30.

29. ЗКБромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность. М.: Наука, 1987. - 333 с.

30. Бромлей Ю.В., Полольный П.Г. Человечество это народы. - М., Мысль, 1990.-390 с.

31. Бузаров К.И. О роли национальных традиций и семейных устоев в воспитании учащихся // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании /Материалы конференции/. Орджоникидзе, 1971, с. 48-50.

32. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. - 144 с.

33. Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары, 1995. - 60 с.

34. Волков Г.Н. Этноиедагогика. М., 1999. - 168 с.

35. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. -М., 1984. -Т.З.

36. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X XIII вв. - СПб., 1994.-238 с.

37. Гамзатов Р.Г. Мой Дагестан. Махачкала: Дагиздат, 1985. - 247 с.

38. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1992.-156 с.

39. Гегель Г.В. Философия права. М.-Л.: Госиолитиздат, 1934. - Т.7. — 318с.

40. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30-ти т. М,: Изд-во АН СССР, 1954. - Т. 1.

41. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Флинта, 1998. - 432с.

42. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Сб.: Пер. с англ. и фр. М.: Прогресс, 1990. - 495 с.

43. Городецкий Б.М. Очерки но Кубановедению.//Кубанская школа. — Екатеринодар, 1915. -№ 5. С. 304.

44. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов иед. институтов. М.: Просвещение, 1991. - 158 с.

45. Гумилев Л.II. Древние тюрки. М., 1993. - 323 с.

46. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. — 210 с.

47. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. — Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 1974. 142 с.

48. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. — Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 1997. — 256 с.

49. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1997.

50. Дашдамиров А. Нация и личность. Баку: Элм, 1976. - 140 с.

51. Джелиева З.Т. Аталычество как важнейший общенародный институт и его роль в подготовке молодежи к жизни. Владикавказ, 2001

52. Дьячков-Тарасов А.Н. Заметки о Карачае и карачаевцах// Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1900. Вып.28 — 14с.

53. Закон РФ об образовании. — М., 1996. — 56 с.

54. Иванов С.М. Семейная педагогика. Чебоксары, 1994. — С. 3-9.

55. Ивашоков И., Ковалевский М. У подошвы Эльбруса// Вестник Европы. СПб., 1886. - Кн. 1 и 2. - 559 с.

56. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. М.: Просвещение, 1987.- 94 с.

57. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.

58. Ильин И.А. О семье //Собр. соч.-М.: Русская книга, 1993. — Т. 1.

59. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. -М., 1988.-с. 28,33.

60. История педагогики.Хрестоматия.-М., 1999-546 с.

61. Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Т. II, XVIII в. М., 1957.-№ 119.

62. Карачаевцы: историко-этнографический очерк. — Черкесск, 1978. — 333 с.

63. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX- начала XX в. -Т. 1,2. Нальчик, 1993.-256с.,336 с.

64. Карачаево-балкарско-русский словарь. — М.: Рус. яз., 1989. — 830 с.

65. Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. -М., 2001.-429 с.

66. Карамзин Н.М. Предание веков. М., 1989

67. Ковалевский М.М. Закон и обычаи на Кавказе. М., 1890. — Т. 1.

68. Ковалевский П.И. Национальное воспитание М.:Паломник,1999.-С.423.

69. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988. - 270 с.

70. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. — М., 1961. —210 с.

71. Котова И.Б., Шиянов И.Н. Философские основания современной педагогики. Ростов: Изд-во Ростовского иед. ун-та, 1994. - 200 с.

72. Краткая' философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс - Энциклопедия», 1994. - 576 с.

73. Крупнов Е.И. О времени формирования основного ядра народного эпоса народов Кавказа // Сказания о нартах народов Кавказа. М.,1969. -С. 15-20.

74. Кудаев М.Ч. Древние танцы балкарцев и карачаевцев. — Нальчик, 1997.- 144 с.

75. Кущетерова Ф.Т. Воспитание семьянина в народной педагогике карачаевцев. Ставрополь: КЧГПУ, 2000.-189 с.

76. Лайпанов К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. — Черкесск, 2000.

77. Лайпанов К.Т., Мизиев И.М. О происхождении тюркских народов. — Черкесск, 1993.

78. Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

79. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (Теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX вв.). Самара: Изд-во СИУ, 1997. - 126 с.

80. Малкандуев Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. — Нальчик: Эльбрус, 1990. — 230 с.

81. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов (XIX начало ХХвв.).-Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 1984.-172 с.

82. Мернерт Н.Я. Об этнокультурной ситуации IV-II тысячелетий до новой эры в Циркумпантийской зоне //Древний Восток. Этнокультурные связи.-М., 1988.

83. Мизиев И.М. История Балкарии и Карачая с древнейших времен до походов Тимура. Нальчик, 1996.

84. Миллер В., Ковалевский М. В горских обществах Кабарды //Вестник Европы.-СПб., 1884.-С.582.

85. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика: Словесные средства воспитания.

86. Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. — 111 с.

87. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста: Джангар, 1995.- 155 с.

88. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 1992. - 239 с.

89. Народы Карачаево-Черкесии: история и культура Черкесск, 1998.542 с.

90. Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. (дореформенный период) Черкесск, 1960.-216 с.

91. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции народной педагогики и воспитательный процесс. Казань: ИССО РАО, 1998. - 130 с.

92. Попов В.Д. Психология и экономика. М.: Советская Россия, 1989.

93. Рывкина Р.В. Заславская Т.Н. Экономическая культура: ее сущность и функции //Социология экономической жизни. М.: Наука, 1991.-133 с.

94. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика. (На примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). -Майкоп: ЛГУ, 2000. 307 с.

95. Сказки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1992. - 335 с.

96. Смирнова П.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. -М.: Наука, 1983.-264 с.

97. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М.: Изд-во МГОПУ, 1997.-384 с.

98. Студенецкая Е.Н. Культура и быт карачаевцев: очерки истории Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1957. - Т. 1.

99. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М., 1976.-216 с.

100. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975.-272 с.

101. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения /Под ред. Т.Н. Волкова. Сыктывкар: Ассоциация «Народная педагогика», 1994. - 120 с.

102. Третьякова Т.Н. Методологические основы инновационной профессиональной подготовки будущего специалиста. Монография. Челябинск.: Изд. ЮурГУ, 2000.-199 с.

103. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. М.: Наука, 1989. - 387 с.

104. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (до октября 1917г.). Пятигорск, 1994.-124 с.

105. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (1917 1991гг.). - Пятигорск, 1997.-256 с.

106. Урусбиева Ф.А. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1980.-25 с.

107. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании: Пед. соч. в 6-ти т. -М.: Педагогика, 1998.-Т.1.-638 с.

108. Ханбиков Я.И. История педагогики татарского народа. Казань: КГПИ, 1975.- 162 с.

109. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1993. — 132 с.

110. Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школышков.-М.: Просвещение, 1981.-192 с.

111. Чистов К.Б. Народные традиции и фольклор—Л.:Наука, 1986 — 303с.

112. Чурсин Г.Ф. Этнографические заметки о Карачае.// Кавказ, 1900. -№ 305, №306. С. 45-48; 30-34.

113. Чурсин Г.Ф. Музыка и танцы карачаевцев.// Кавказ, 1901. № 322. -С.23.

114. Чурсин Г.Ф. Магическое значение имени у кавказских народов.// Бюлл. Кавказского истор.-археол. ин-та. — Тифлис, 1938. № 4. - С.121.

115. Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1997 - 54 с.

116. Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка XIX начало XX вв. // Проблемы этнической истории Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1980. - С. 72-90.

117. Шаповалов В.К. Высшее образование в системе культуры. — Ставрополь, 1996.-95 с.

118. Шоров А.И. Адыгская народная педагогика. — Майкоп, 1989. — 336с.

119. Щукин М.С. Материалы для изучения карачаевцев//Русский антропологический журнал. М., 1913. - №1 и 2. - С. 57.

120. Этнопедагогика /Под ред. Г.Н. Огородникова. М., 1981. - 110 с.

121. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. -Нальчик, 1999.-304 с.1. Диссертации, авторефераты

122. Аленина Р.А. Социальная природа традиций и их роль в жизни общества: Дис. канд. филос. н. М., 1976. - 176 с.

123. Андреева Л.Г. Трудовое воспитание в русской народной педагогике: Автореф. дис. канд. пед. н. Пятигорск, 2001. -20с.

124. Баймурзина В.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики: Дис. .д-ра нед. н. Казань, 1988.-400 с.

125. Байчорова А.А. Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (на материале этнопедагогики карачаевцев): Автореф. дис. . канд. пед. н. -Карачаевск, 2000. -22 с.

126. Бердиев А.К. Формирование гуманности младших школьников на основе нравственных идеалов народной педагогики: Автореф. дис. .канд. пед. н.-М., 1994.- 17 с.

127. Борлакова Б.М. Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей: Автореф. дис. . канд. пед. н. — Карачаевск, 1999. -22 с.

128. Боташева Х.Х. Преемственность этнокультурных традиций межпоколенных отношений в педагогике карачаевского народа: Автореф. дис. канд. нед. н. Карачаевск, 2000. -26 с.

129. Бузоева З.С. Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающих поколений: Автореф. дис. канд. нед. н. Владикавказ, 2002. -23 с.

130. Григорьев В.М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности: Дис. д-ра пед. н. в виде науч. доклада. — М., 1998. 66 с.

131. Гяургиева ФЛО. Формирование специальных этических норм поведения учащихся национальных школ на традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев: Дис. канд. иед. н. М., 1999. - 223 с.

132. Джилиева З.Т. Система народного воспитания осетин: Автореф. дис. канд. пед. н. Владикавказ, 2002. -23 с.

133. Идрисова Р.Н. Педагогические основы подготовки будущих учителей к использованию народной педагогики в формировании трудового образа жизни сельских школьников (на материале республики Дагестан): Автореф. дис. канд. пед. н. М., 1995. - 17 с.

134. Кадыров Б.А. Традиционная педагогическая культура узбекского народа: Дис. док. пед. наук. Термез, 1991. -360 с.

135. Калантаров А.А. Этнопедагогика как средство формирования культуры семейного досуга: Дис. канд. пед. н. — СПб., 1992. 193 с.

136. Карабашева Р.Б. Национально-региональный компонент как средство активизации учебного процесса (на материале школ Карачаево-Черкесии): Автореф. дис. канд. пед. н. Карачаевск, 2002. - 21 с.

137. Кечерукова П.К. Формирование у младших подростков положительного отношения к освоению этикетных норм национальной педагогики: Автореф. дис. канд. пед. н. Карачаевск, 2002. - 22 с.

138. Котожеков Г.Г. Философско-социолошческий анализ национальной культуры: Дис. .доктфилос. наук.-М., 1991.-331с.

139. Минаваров А.К. Педагогические условия повышения эффективности семейного воспитания (на примере узбекской семьи): Дис. .д-ра пед. н. Ташкент, 1989.-391 с.

140. Молдобаев К.К. Этносоциальная намять: Дис. . канд. филос. н. -СПб, 1995.- 130 с.

141. Николаев В.А. Теория и методика формирования этноиеда-гогической культуры учителя: Дис. .докт иед. наук. М., 1998. — 380 с.

142. Огузов В.В. Воспитание творческой активности младших школьников во внеклассной трудовой деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. н.-М., 1990.- 16 с.

143. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев: Дис. . канд. пед. н. СПб., 1993.-217 с.

144. Сандитова И.Н. Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников: Автореф. дис. д-ра пед. н. М., 2001.-22 с.

145. Семенова А.С. ПроблемЕ>1 воспитания женщины в народной педагогике Карачая: Автореф. дис. канд. пед. н. Карачаевск, 2002. -22 с.

146. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX XX вв.): Дис. . .докт. пед. наук. - М., 1998. — 358 с

147. Станчинский Г.А. Теоретические основы этнической педагогики: Дис. .д-ра пед. н., СПб., 1998.-443 с.

148. Стельмахович М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедагогики украинского народа: Дис. д-ра пед. н. — Киев, 1989. 407 с.

149. Тагирова Х.А. Воспитание у дошкольников дисциплинированности на основе идей педагогики народов Дагестана: Автореф. дис. канд. пед. н. М., 1996. - 21 с.

150. Тхуго М.М. Реализация идей карачаевской наррдной педагогики впроцессе подготовки студентов для работы в национальной школе: Дис. .iканд. пед. н. М., 1995. - 174 с.

151. Тюменцева З.П. Содержание, формы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в национальной школе: (на материале Ханты-Мансийского национального округа): Дис. канд. пед. н. М., 1993.— 171 с.

152. Федорова Л.И. Этнопедагогическая общность традиций нравственного воспитания народа саха (Республика Саха) и коренных народов Аляски (США): Дис. канд. пед. н. М., 1995. - 142 с.

153. Федорова С.П. Этнокультурные традиции воспитания в современной марийской системе образования: Дис. канд. пед. н. — М., 1998. -156 с.

154. Хачирова З.К. Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа (на примере карачаевцев и балкарцев): Автореф. дис. канд. пед. н. Карачаевск, 2002. -17 с.

155. Цаллагова З.Б. Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания народов Северного Кавказа: Автореф. дис. . д-ра пед. н. М.,1997. - 43 с.

156. Цогоева З.И. Педагогические функции женщины в традиционной системе воспитания осетин: Дис. канд. пед. н. -М., 1996. 191 с.

157. Черных JI.A. Принцип народности в деятельности современной сельской школы: Автореф. дис. канд. пед. н. Белгород, 1998.- 19 с.

158. Чомаева М.Н. Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания: Автореф. дис. . канд. пед. н. Карачаевск, 2004. -23 с.

159. Чотчаева Ф.А.-А. Технологии использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах: Автореф. дис. канд. пед. н. Карачаевск, 2000. -23 с.

160. Шаалы А.С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета: Дис. канд. пед. н. М., 1997. — 16 с.

161. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Автореф. дис. д-ра пед. н. М., 1997. - 36 с.

162. Шекина С.С. Воспитание в поморской семье XYIII-XIX веков: Дис. канд. пед. наук. Петрозаводск, 1995. - 241 с.

163. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дис. . .д-ра пед. наук. М., 1991. - 400 с.

164. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика: Автореф. дис. . д-ра пед. н. Майкоп, 1994. - 57 с.

165. Эфендиев Д.И. Некоторые этноиедагогические особенности отношения к родителям (Опыт кросскультурного исследования): Дис. .канд. пед. н.-СПб, 1996.-140 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.