Воспитание духовного мира младших школьников средствами драматизации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Шмыдко, Анатолий Александрович
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 216
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шмыдко, Анатолий Александрович
Введение.
Глава 1. Научно-педагогические основы воспитания духовного мира младших школьников.
1.1. Сущность феномена духовности как теоретическая основа воспитания личности. 1.2. Психолого-педагогические предпосылки воспитания духовного мира младших школьников.
1.3. Драматизация как системообразующий принцип и условие воспитания духовного мира младших школьников.
Выводы.
Глава 2. Пути осуществления воспитания духовного мира младших школьников в условиях детской театральной студии.
2.1. Теоретическая модель воспитания духовного мира младших школьников средствами драматизации.
2.2. Диагностика духовного мира младших школьников в условиях детской театральной студии.
2.3. Эффективность использования драматизации в процессе воспитания духовного мира младших школьников.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку2007 год, кандидат педагогических наук Иванова, Наталья Викторовна
Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности2002 год, кандидат педагогических наук Степанова, Алла Вениаминовна
Драматизация как педагогическое условие воспитания социально-политической активности студентов2006 год, кандидат педагогических наук Филимонова, Наталья Николаевна
Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии1998 год, кандидат педагогических наук Козловский, Валерий Иванович
Методика развития коммуникативных умений детей младшего возраста средствами театра при обучении риторике2006 год, кандидат педагогических наук Машевская, Светлана Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание духовного мира младших школьников средствами драматизации»
Актуальность исследования. Актуальность представленной темы обусловлена потребностью общества в расширении воспитательной практики, поскольку трансформация всех сторон жизни особенно болезненно отразилась на духовно-нравственной сфере существования человека. Как показывают результаты исследований (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, П.А. Пономарев), духовность и нравственность все в меньшей мере стали определять направлённость жизнедеятельности в социуме1. Российская социокультурная ситуация делает человека следствием идеалов общества потребления, его сознанием манипулируют, он утрачивает способность управлять собственной жизнью. Возникший духовный вакуум, быстро заполнившийся массовой культурой, привёл к тому, что сегодня поколение молодых людей имеют эклектическую систему ценностей, недостаточно осознают свои чувства, переживают свое «Я». В то же время, с точки зрения Т.И. Власовой, духовность является не следствием каких-либо процессов в человеческой жизни, а, по сути, причиной того, что происходит с человеком. Научное осмысление данного феномена делает возможным перевести категорию «духовность человека» в её целостном значении в разряд педагогических категорий с целью поиска способов и механизмов воспитания духовности современных школьников .
Осложнение ситуации связано с «обострением конкретных жизненных проблем детей, которые нуждаются в педагогической помощи при решении вопросов самоутверждения, самореализации, самоопределения, сохранения своей индивидуальности»3. Однако школа в основном транслирует учащимся репродуктивные способы познания и о своение нормативной системы мышления, не обеспечивая полноценное вхождение в социум, в то время как
1 Пономарев П.А. Современная духовная ситуация в России. //Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России: материалы конференции. - Ростов н/Д: РГПУ, 2004. С. 155.
2 Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1999. С. 17.
3 Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное воспитание как смыслопорождающий процесс (становление теории). // Известия Южного отделения Российской академии образования. Выпуск IV Культурные смыслы и личностно-ориентированные технологии воспитания. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2004. С.З. окружающий мир обладает выраженным нелинейным развитием.
Выход из сложившегося кризиса возможен посредством новых педагогических концепций, нетрадиционных систем и технологий в рамках культуросообразных моделей воспитания, ориентированных на духовность человека.
Современная социокультурная и воспитательная ситуация свидетельствует о наличии противоречий между:
- ориентацией человечества на истинную духовность и засильем массовой культуры;
- потребностью личности в духовном становлении и ее частичной реализацией в условиях гуманитарного кризиса в России;
- уровнем духовного развития школьников и недостаточной разработанностью содержания и технологий воспитания духовного мира воспитанников в условиях дополнительного образования.
Степень научной разработанности. Исследование духовного мира человека, его сущности - одна из актуальных теоретико-методологических проблем междисциплинарных научных исследований. Различные аспекты проблемы духовности раскрываются в работах В. Франкла, К. Ясперса, Н.О. Лосского, B.C. Соловьёва, H.A. Бердяева, H.A. Ильина, М. Кулэ, М.С. Кагана, В.Е. Кемерова, В.Г. Федотовой, Л.П. Буевой, И.В. Силуяновой, Б.С. Крымского и др. В работах данных авторов прослеживается мысль, что духовность целенаправленно возвышает реальные личностные ценности, придавая человеческому бытию смысл пребывания во Вселенной. Жизненный путь - это постоянное обращение к духовности, которая пробуждает в человеке позитивную жизненную энергетику.
Одним из перспективных педагогических направлений в изучении духовного мира является теория воспитания духовности человека (Т.И. Власова, H.A. Ермак, В.И. Слободчиков, И.А. Соловцова и др.). Духовность, репрезентированная деятельностью духовного Я-сознания (духа), как идеальная заданность и требование (В.И. Слободчиков), имеет абсолютное значение, обусловливающее содержательное становление внутреннего мира личности (Н.С. Арсеньев, H.A. Бердяев, C.JI. Франк и др.). Индивидуальное духовное развитие школьника - категория изменяющаяся, обозначающая процесс и уровень усвоения человеком общечеловеческих нравственных норм и ценностей. Чем лучше развита способность личности к смыслополаганию, тем успешнее её духовное развитие.
Проблемы становления внутреннего мира ребёнка, вопросы его духовного развития исследуются в контексте культурологической концепции личностно-ориентированного образования. По мнению учёных (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, В.Г. Рындак и др.), исходным является положение, что ребёнок -полноценный субъект не только учебной деятельности, но и, что особенно важно, «собственной жизни»1. Этот процесс немыслим без воспитания у школьника понимания окружающих его явлений и чувства общности с ними. Сочувствие, сопереживание - это и есть важнейший душевный труд, обусловливающий содержательное становление внутреннего мира школьника. Ребёнок, погружаясь в свой внутренний мир, познаёт его. Обратив взор «внутрь себя», человек, как микрокосм, может открыть там целостную и в то же время иерархически выстроенную, но постоянно изменяющуюся взаимосвязь миров: мир собственных чувств, мир душевно-интуитивной жизни, мир своих мыслей и образов; ему откроется некая взаимосвязь причин и следствий всего происходящего с ним. И если он попробует понять эти миры и начнёт своё движение в них, ему откроется жизнь его собственного духа, начнётся его духовное развитие . По мнению Ю.М. Хрусталева, «насыщение менталитета личности высокой духовностью помогает ей выстраивать свою жизнь гармонично, то есть разумно и в согласии с собственной совестью»3.
Историко-генетический аспект в исследовании духовного потенциала
1 Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. С.89.
2 Рудая Т.И. Образное самовыражение как метод духовно-субъектного развития. // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России: материалы конференции. - Ростов н/Д: РГПУ, 2004. С. 162-167.
3 Хрусталёв Ю.М. Общий курс философии: Учебник для студентов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. T.2. -М.: ГОУ ВУНМЦМЗРФ, 2003. С. 17. личности обнаруживаем в трудах Протагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Л. Сенеки, Августина Аврелия, Р. Декарта, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Э. Гуссерля, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера и др. Все достижения человечества, включая мифы, религию, науку, философию и искусство, ученые связывали с проявлениями духовности. По мнению исследователей, особая роль в процессе духовного развития человека, принадлежит искусству, его широкое воспитывающее воздействие связаны с опорой на Красоту как Абсолютную ценность. Именно оно пробуждает имманентно заложенную в человеке духовную энергию, врачует его психику, увлекая творческим процессом. Благодаря искусству, человек воссоздаёт самого себя как бы из недр коллективного социально-культурного бытия. Искусство, как правило, изначально обращено к глубинам человеческой психики (души), и поэтому сила его эстетического воздействия неисчерпаема. Оно выражает дух (Гегель) в индивидуальном своеобразии. По мнению Ю.М. Хрусталёва, «искусство -специфическая форма духовного освоения мира человеком, в котором развиваются сугубо человеческие способности творчески осваивать, радикально преобразовывать естественный и общественный мир и самого себя по законам красоты»1.
В современной отечественной педагогике существуют новые подходы к осознанию связей искусства с образованием. Тончайшим и универсальным «механизмом» духовно-субъектного становления личности школьника считается театральное искусство, способствующее развитию образно-метафорического мышления ребёнка. Т.И. Власова подчёркивает силу воздействия образного мышления на все сферы сознания ребёнка: «содержательным ядром чувства является образ или система образов. <.> Поскольку .образно-метафорическое мышление базируется на душе (коллективное и индивидуальное бессознательное), реализуя набор эмоций, актуализируя их в чувства и сообразуясь в системе образов., то в процессе
1 Хрусталёв Ю.М. Общий курс философии: Учебник для студентов медицинских и фармацевтических вузов. В
2 т. Т.2. - М.: ГОУ ВУНМЦМЗРФ, 2003. С.86. воспитания духовности необходима опора на иррациональное, на интуицию, на душу ребёнка»1. Включение вопросов эмоционального, душевного развития, обращение к потенциалу образного мышления и интуитивного выражения подсознательных личностных процессов является содержанием воспитательного процесса в условиях дополнительного образования, в том числе в детской театральной студии.
Теоретики и практики искусства и культуры (В.Г. Белинский, О.И. Галахова, H.H. Бахтин, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский, О.С. Газман, Ю.А. Рубина, A.B. Гребёнкин и др.) размышляли о предназначении театра, его воздействии на природу личности человека . Осмысление игровой природы театрального искусства мы находим в исследованиях Й. Хейзинги3, С. Миллер4, Э. Берна5, Г.-Г. Гадамера6, Э. Финка7, Ю.М. Лотмана8, Т.А. Апинян9 и др. Философы усматривают в театре нравственного учителя, духовного врачевателя, который содержит в себе уникальную способность исцелять душу и тело средствами, проверенными многовековой практикой драматического искусства.
Современные подходы в использовании театрального искусства в воспитании детей претерпевают значительные изменения, направленные на интеграцию инновационных и традиционных методик и технологий. Такой подход позволяет избежать опасной замкнутости, непроизвольно складывающегося стереотипа мышления, умаляющего значимость детских театральных студий в воспитательном процессе современных школьников. Идеи сближения дополнительного образования (театрального искусства) и
1 Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1999. С. 126 - 136.
2 Клименко Ю. Г. Театр как практическая психология //Катарсис. Альманах. - М., 1994. С. 84.
3 Хейзинга Й. Человек играющий. - М., 1992.
4 Миллер С. Психология игры. - СПб.: Университетская книга, 1999.
5 Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. - М., 1998.
6 Гадамер Г.-Г. О праздничности театра // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991.
7 Финк Э. Основные феномены человеческого бытия / Пер. А. Гараджи // Проблема человека в западной философии: Сб. переводов с английского, немецкого и французского. - М.: Прогресс, 1988.
8 Лотман Ю.М. Тезисы к проблеме: Искусство в ряду моделтрующих систем // Учёные записки Тартуского университета. - Тарту: Изд-во Тартуского университета, 1967.
9 Апинян Т.А. Игра в пространстве серьёзного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003. воспитания духовного мира младших школьников мы обнаружили в трудах А.П. Ершовой, A.A. Мелик-Пашаева, Р.Н. Сац, Э.М. Генкиной, И.М. Сафаровой, В.В. Ломакиной и др.
Интерес для нашего исследования представляют труды H.H. Бахтина, С.Т. Шацкого, JI.C. Выготского, П.П. Блонского, Д.Б. Эльконина, где рассматриваются различные педагогические аспекты драматизации, а также опытно-экспериментальные исследования, в которых драматизация выступает как форма внеклассной работы и музыкального воспитания (В.Г. Ширяева, В.А. Шилов, H.A. Ветлугина, К.В. Тарасова, Т.В. Надолинская), познавательная игра школьников (О.С. Газман, З.В. Баянкина, В.М. Григорьев, Н.П. Аникеева), методический приём организации учебно-художественной деятельности учащихся (О.В. Кубасова, В.Г. Ражников).
Драматизация представляется нам как средство, способное перевести учащегося с позиции объекта, на которого направлено традиционное педагогическое воздействие, на позицию субъекта. Это способствует развитию тех личностных качеств, которые подводят обучающегося к активной позиции в учебной деятельности, к возможности гармонизировать отношения с окружающим миром, и, в дальнейшем, станут для него защитой в социальных и межличностных противостояниях.
Младший школьный возраст особенно активно откликается на методики игрового вида и проблемно-поискового характера, которые являются сутью детской театральной деятельности. Пониманию механизмов воздействия театра на духовный мир человека оказали теоретические и практические разработки C.B. Гиппиус1, С.И. Заморева2, П.П. Подервянского3, З.Я. Карагодского4, М. Кипниса5 и других. Процесс увлекательной игры с перевоплощением активизирует творческие способности ребенка: воображение, фантазию, внимание, ассоциативное мышление, способность к сопереживанию и
1 Гиппиус C.B. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств.-СПб, 2001.
2 Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. - СПб, 2002.
3 Подервянский П. Драматические игры. В 2 ч. - СПб, 1996.
4 Карагодский З.Я. Начало. - СПб.: СПбУП, К66 1996.
5 Кипнис М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. - М., 2002. сочувствию, раскрывает путь к логическому мышлению, свободному выявлению своих мыслей; открывает ребенку «тайну его Я» - личности, устремлённой к творческому процессу самореализации. В конечном счете, ребенок формирует в себе социальный характер, а личностный творческий опыт, полученный на занятиях в театральной студии, выступает как средство развития продуктивного мышления, обогащения интуиции, нравственного, духовного и художественного развития школьников.
Особое значение для изучения воспитания духовного мира человека имеют труды Я.Л. Морено1 - основателя «психодрамы», исследования ведущих западных специалистов в области драматерапии М. Ментса2, А. Айхингера3, В. Холла, Б. Ролинсона4 и др.
С /■ ч
Работы К.-Г. Юнга, Л.С. Выготского , Н.В. Рождественской , П.В. Симонова8, П.В. Ершова9, Ю.Г. Клименко10, А.Л. Гройсмана11, раскрывают взаимосвязь театрального искусства и психологии человека. Мысли, высказанные К.С. Станиславским , В.И. Немировичем-Данченко , М. А.Чеховым14, Е.Б. Вахтанговым, М.О. Кнебель, Г.А. Товстоноговым15, Б.Е. Захава16, П. Бруком17, Дж. Стрелером18 нашли свое развитие и практическое применение в разработке содержания педагогического процесса, ориентированного на воспитание духовного мира младших школьников средствами театрального искусства.
1 Морено Я. Психодрама. - М., 2001.
2 Менте М. ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. - СПб.: Питер, 2002.
3 Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой терапии. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2003.
4 Драматерапия. Практические исследования. Сборник. - М., 2002.
5 Юнг К.-Г. Аналитическая психология: её теория и практика. - Киев, 1995.
6 Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1986. С. 91-110.
7 Рождественская Н.В. Психология сценической деятельности. // Психология художественного творчества. — СПб.,1995. С. 165-181.
8 Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. - М., 1962.
9 Симонов П.В., Ершов П.М. Воссоздание индивидуальности в процессе перевоплощения актёра. //Темперамент. Характер. Личность. - М., 1984. С. 117-134.
10 Клименко Ю.Г. Театр как практическая психология // Катарсис. Альманах. - М., 1994. С. 84 -116.
11 Гройсман А. Л. Личность, творчество, регуляция состояний. - М., 1998.
12 Станиславский К. С. Собрание сочинений в девяти томах. - М., 1988.
13 Немирович-Данченко Вл. И. Рождение театра. - М., 1986.
14 Чехов М. О технике актера. - М., 2001.
15 Товстоногов Г. Зеркало сцены. В 2 т. - Л., 1980.
16 Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. - М., 1978.
17 Брук П. Пустое пространство. Секретов нет. - М., 2002.
18 Стрелер Дж. Театр для людей. - М., 1984.
В то же время нам не удалось обнаружить целостного подхода к использованию драматизации в воспитательном процессе детской театральной студии, направленного на совершенствование содержания, форм и методов духовного воспитания современных младших школьников.
Таким образом, социокультурная и педагогическая ситуация, а также недостаточная научная разработанность темы высветили проблему исследования, которая состоит в определении содержания драматизации в воспитательном процессе детской театральной студии, направленном на совершенствование форм и методов духовного воспитания современных младших школьников.
Объект исследования: воспитание духовного мира младших школьников во внеучебное время.
Предмет исследования: драматизация как педагогическое средство воспитания духовного мира младших школьников в условиях детской театральной студии.
Цель исследования состоит в разработке содержания драматизации как воспитательного процесса в детской театральной студии, ориентированного на становление духовного мира младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что воспитание духовного мира младших школьников во внеучебное время будет эффективным если:
1) педагог-воспитатель будет организовывать внеучебную деятельность младших школьников, основываясь на позиции, ориентирующейся на идею о духовной сущности человека;
2) становление духовного мира младших школьников будет реализовано в детской театральной студии посредством драматизации, содержание которой включает: лучшие произведения национальной и мировой драматургии, реальные и виртуальные жизненные ситуации, ориентированные на личностные интересы воспитанников; детское творчество, раскрывающее и обнажающее эмоции, чувства воспитанников и переживание личностных смыслов; драму-дилемму как педагогическую технологию, направленную на гармонизацию внутреннего мира воспитанников; диагностику и самодиагностику душевных свойств, умений жить в «восходящем душевном потоке» в творческом процессе овладения собственным душевным пространством для духовного развития; антропологический результат в изменениях духовного мира младших школьников, способствующий обретению личностных смыслов бытия.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить концептуальные идеи и принципы воспитания духовного мира младших школьников.
2. Выявить взаимосвязь между психолого-педагогическими условиями, необходимыми для включения личности в мир высших человеческих ценностей, и уровнем сформированности духовных императивов в дополнительном образовании, в частности в театральной студии.
3. Выделить особенности содержания драматизации и организации воспитательного процесса детской театральной студии, направленного на становление духовного мира младших школьников.
4. Разработать теоретическую модель воспитания духовного мира младших школьников на основе драматизации в условиях детской театральной студии.
5. Выявить состояние и динамику духовного мира младших школьников в творческом процессе детской театральной студии.
6. Разработать и апробировать педагогические технологии, позволяющие приводить в соответствие личностно-индивидуальные ценности воспитанников с общечеловеческими, а также гармонизировать духовный мир младшего школьника в творческом процессе.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: - духовно ориентированная парадигма воспитания и теория воспитания духовности школьников (Т.И. Власова, H.A. Ермак, В.И. Слободчиков, И.А. Соловцова и др.);
- антропологический (И.Д. Демакова, В.И. Слободчиков, В.П. Зинченко) и личностно-ориентированный подходы в образовании (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, И.А. Зимняя, М.И. Рожков, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманская и др.);
- синергетический подход как основа самодиагностики (В.В. Василькова,
B.Н. Ермолаев, E.H. Князева, A.B. Крейцер, М.В. Кузьмин, C.B. Кульневич,
C.П. Курдюмов, JI.H. Родионова, A.M. Спиваковский и др.);
- исследования в области духовного развития (H.A. Бердяев, B.C. Соловьёв, П.А. Флоренский, М.С. Каган, И.М. Ильичёва, Ю.М. Хрусталёв, А.Д. Алфёров, Т.И. Власова, Т.И. Петракова, П.Ф. Каптерев и др.), психологии духовности и творчества (В.П. Зинченко, В.А. Петровский, В.Г. Рындак и др.);
- концепции драматизации и воспитательной сущности детской театральной деятельности (A.B. Артёмова, H.A. Ветлугина, О.В. Дашковская, Ю.В. Колчеев, А.Н. Леонтьев, Т.Д. Марцинковская, В.А. Петров, С.А. Шмаков, Э.Г. Чурилова и др.).
Исследование проводилось в течение семи лет и включало три этапа:
1 этап (1996-1997) Констатирующе-поисковый — определение проблемы исследования; анализ философской и психолого-педагогической литературы; разработка рабочей гипотезы, цели, задачи, методики исследования, освоение экспериментальных методов; выявление системообразующих компонентов духовного мира младшего школьника; изучение психологических особенностей школьников; определение форм индивидуальной и групповой деятельности в детском театральном творчестве; анализ состояния творческой деятельности в детских театральных коллективах.
2 этап (1997-2001) Опытно-экспериментальный - организация и проведение экспериментальной работы, направленной на выявление педагогических основ развития духовного мира младших школьников средствами драматизации; определение содержания, форм и методов организации воспитательного процесса; опытно-экспериментальная работа по разработке, созданию, корректировке и апробации модели «Драма-дилемма» и педагогической технологии «Открытие тайны своего Я»; исследование степени развития духовного мира младших школьников на основе антропологических знаний и представлений ребёнка о человеке и динамике художественных образов в процессе театральной деятельности.
3 Этап (2001-2004) Теоретико-обобщающий — апробация модели драмы-дилеммы, анализ, систематизация, обобщение и обработка полученных данных в ходе опытно-экспериментальной работы. Оформление диссертации, внедрение теоретических положений в практическую деятельность детских театральных коллективов, использование результатов исследования в преподавании учебных курсов педучилищ и вузов.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём: впервые драматизация рассмотрена как целостный воспитательный процесс в парадигме духовно ориентированного воспитания, основная методологическая идея которого заключается в признании духовности человека как интенции к Абсолютным ценностям, что обусловливает создание условий для целенаправленного становления всех сфер духовного мира младших школьников в условиях театральной студии; выявлена изоморфность проявления (функционирования) различных сфер духовного мира младших школьников (эмоционально-чувственной, рациональной, сферы идеала и волевой) и этапов ролевого «вживания» в ценности героев драматизации (этюды, инсценировки, осознание ролей, мини-спектакли); выявлена сущность драматизации как единства драматического содержания, полихудожественной деятельности и игровых театральных форм, используемая педагогом-воспитателем как средство воспитания, соответствующего экзистенциальному периоду младших школьников; раскрыт динамичный характер игры-драматизации, её гибкость, основанная на фундаментальной закономерности - на способности творческого воображения преображать и гуманизировать мир, внутренний и внешний.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем: определены принципы воспитания духовного мира младших школьников средствами драматизации - духовно ориентированный, позволяющий раскрепощать эмоции, наполняя их духовной интенцией в творческом процессе; личностно-ориентированный, предусматривающий осмысление реальных и виртуальных жизненных ситуаций; культуросообразный, направляющий разрешение экзистенциальных проблем посредством ролевого «вживания» на основе высоких художественных образцов; природосообразный, интегрирующий индивидуальные психические и телесные возможности школьников в театральном действии и влияющий на поступки воспитанников; креативно-деятельностный, снимающий в сценическом действии нормативные императивы поведения и позволяющий воспитанникам овладевать духовным смыслом бытия; разработана модель воспитания духовного мира младших школьников как система субъект-субъектного творческого взаимодействия в духовно-смысловом театральном пространстве детской студии, изменяющееся по формам сотрудничества от педагогически управляемого до самосозидающего, реализуемое посредством авторских технологий («Драма-дилемма», «Открытие тайны своего Я»), в результате которых происходит осознание участниками возможностей собственной телесности, закрепление позитивных чувств и переживаний, преодоление негативных действий и поступков, присвоение общечеловеческих ценностей; уточнено содержание понятий: «Драматизация» - вид полихудожественной деятельности в виртуальных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением; «Драма-дилемма» - театральный тренинг разрешения межличностных конфликтов, ориентирующий на самоактуализацию духовного мира личности и развитие ее творческих начал; «Игра-драматизация» - небольшое сценическое произведение, выстроенное по законам драматургии, выступающее как способ моделирования жизни и постижения реальности путем эксперимента и планирования; «Актерский тренинг» - специальные актерские упражнения, объединенные в систему и помогающие подготовить воспитанников к творческому процессу в ходе драматической игры; «Жизненный опыт» — информационно-энергетическая совокупность мыслей, чувств, поступков человека, представляющая для него самодостаточную ценность и др. Практическая значимость: выявлены особенности применения драматизации в практике детской театральной студии по воспитанию духовного мира современных младших школьников; разработаны и внедрены авторская программа «Виват талант, виват -театр!», педагогические технологии «Открытие тайны своего Я» и «Драма-дилемма»; создан пакет диагностических материалов и театральных приемов, направленных на диагностику и самодиагностику состояния и динамики духовного мира младших школьников; разработаны рекомендации для педагогов дополнительного образования в области детского театрального творчества и спецкурс «Основы актерского мастерства в педагогической деятельности» для студентов факультета «Социальная педагогика», программа «Дополнительное образование на материале театра»; обновлено содержание базовых учебных курсов, программ, методических пособий для педучилищ и педвузов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Концептуальной идеей воспитания духовного мира младших школьников является понимание сущности феномена «духовный мир младшего школьника» как внутреннее «Я» растущего человека, душевно-энергетического, ценностно-смыслового информационного качества, проявляющееся в эмоциях, мыслях и волевых поступках посредством гармонизации с внешнем «Я» и миром, характеризующееся интенцией к Абсолютным ценностям (Добру, Красоте, Истине). Таким образом, системообразующим принципом воспитания в условиях детской театральной студии становится духовно ориентированный принцип, который содержательно определяет личностно-ориентированную, культуросообразную, природосообразную и креативно-деятельностную профессиональную позицию педагога-воспитателя.
2. Психологические особенности младших школьников и специфика их духовного мира, как совокупности эмоционально-чувственной, рациональной, % ценностной и волевой сфер, детерминируют этапностъ творческого процесса в детской театральной студии, наполняя, таким образом, воспитательным содержанием драматизацию, используемую как педагогическое условие и средство, направленное на оказание помощи воспитанникам в их жизненном самоопределении (нравственном, гражданском, интеллектуально-творческом и эстетическом) и творческой самореализации.
3. Специфика детского творчества в театральной студии заключается в динамичном самораскрытии младших школьников, основанное на эстетических установках, образном мировосприятии, личностной свободе и индивидуальных способностях, что ориентирует педагога-воспитателя использовать драматизацию, которая включает произведения национальной и мировой драматургии, полихудожественную деятельность игрового характера, трансформируя творческие успехи воспитанников в гармонию «Я» -внутреннего с «Я» — внешним и окружающим миром. Таким образом, драматизация представляет собой воспитательный процесс, направленный на становление духовного мира младших школьников в условиях детской театральной студии.
4. Теоретическая модель воспитания духовного мира младших школьников на основе драматизации включает следующие компоненты:
- целевой — духовно-смысловая ориентация воспитательной работы в театральной студии; изменение задач воспитательного процесса в сторону актуализации духовного мира школьников (раскрытие индивидуальности, развитие способностей, талантов, творческой психотехники, физической культуры тела, эмоций и чувств);
- содержательный — духовное и личностно-смысловое содержание произведений драмы-дилеммы в театральном пространстве детского творчества, включающее этюды, инсценировки, осознание ролей, мини-спектакли, изоморфные духовному миру ребенка и наполненные общечеловеческими ценностями;
- процессуальный — субъект-субъектное творчество, педагогически организуемое посредством интерактивных упражнений, игр-драматизаций, дебрифинга, авторской методики «Открытие тайны своего Я» и технологии «Драма-дилемма», направленные на развитие психомоторных и духовно-эстетических способностей детей;
- результативно-диагностический — критерии развития духовного мира младшего школьника, адекватно отражающие его эмоционально-чувственную, рациональную, сферу идеала и волевую сферы, основным результатом чего выступает готовность детей к самоизменению, самодиагностике и самосовершенствованию.
5. Диагностика динамики духовного мира младших школьников корректирует творческий процесс драматизации, приводя к самодиагностике, в которой участники учатся видеть, слышать и осмыслить своё «Я», овладевать культурой чувствования, понимать собственные душевные движения, душевное отношение к самому себе и другим людям, освобождаться от внутренних душевных барьеров, открывать душевное пространство для духовного развития.
6. Реализация воспитательных задач осуществляется посредством педагогической технологии «Драмы-дилеммы», которая, являясь ролевой игрой, включает в себя две фазы: игровую (ввод, приспособление, перенос) и дебрифинг (фазы опроса, техники опроса), в ходе которых создаются условия для самовыражения школьника, проявления чувств и переживаний, связанных с наиболее важными для ребёнка экзистенциальными проблемами. Драма-дилемма выполняет описательную, демонстрационную, тренировочную, отображающую, сенсибилизационную и творческую функции.
7. Педагогическую методику «Открытие тайны своего Я» рекомендуется использовать в работе с детьми, имеющими нарушения и проблемы в общении, такие как сверхчувствительность, слабое осознание собственного эмоционального мира, низкий уровень эмпатии, неадекватная самооценка, эмоциональная закрытость, стереотип негативных реакций и др. Данная методика создает условия для гармонизации внутреннего и внешнего «Я» младших школьников в ролевом «проживании» индивидуально-личностных проблем'и становлении их духовного мира.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается методологией исследования; системой методов, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследования; системным подходом к решению проблемы; опытно-экспериментальной работой, осуществляемой на протяжении семи лет.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на различных уровнях: в ходе участия программы «Виват талант, виват - театр!» в III Всероссийском конкурсе авторских программ дополнительного образования детей, 1997 год; в ходе поэтапного обсуждения материалов исследования на кафедре педагогики и психологии ВФ РГПУ, социальной педагогики и психологии ВФ ТГПИ, дошкольной педагогики в ТГПИ, в ежегодных августовских конференциях в Волгодонске, методологических и методических семинарах муниципального образовательного центра «Межвузовский центр» в г. Волгодонске, на научно-практических конференциях (Волгодонск, 1995-2004 г.г.); теоретические и практические разработки автора использовались в работе со студентами педагогических вузов и колледжа; в театральной студии
ТеМА» при Центре Детского Творчества (Волгодонск, 1994-2002 г.г.), Детской театральной школы; Центре эстрадной песни при ШИ ДЦДР (Волгодонск, 1999-2004 г.г.), НОУ «Имидж центр» театр моды «Ренессанс» (Волгодонск, 1998-2004 г.г.); СШ № 11, 13, 15, 19/20 г. Волгодонска; результаты исследования нашли отражение в 13 публикациях автора общим объёмом - 10,5 п.л.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объём работы составляет 215 страниц, из них 174 страницы основного текста, в который входят 9 таблиц, 3 схемы, 1 диаграмма и 12 страниц списка литературы (216 наименований).
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Художественно-эстетическая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников: на примере детской школы искусств2008 год, кандидат педагогических наук Тимофеева, Елена Николаевна
Формирование творческих способностей подростков в театральной студии: На материале культурно-досугового центра Нижневартовского района Ханты-Мансийского Автономного округа2000 год, кандидат педагогических наук Остривной, Василий Петрович
Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности2007 год, кандидат педагогических наук Губа, Галина Ивановна
Нравственное воспитание учащихся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения II вида средствами искусства2004 год, кандидат педагогических наук Котельникова, Наталия Михайловна
Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра1999 год, кандидат педагогических наук Пругова, Ирина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Шмыдко, Анатолий Александрович
Выводы по второй главе
Программа по воспитанию духовного мира младших школьников на основе драматизации разработана в парадигме духовно-ориентированного воспитания. Целеполагание процесса развития духовного мира младших школьников происходит на основе логики движения целевых установок: глобальна цель (развитие Человека культуры); стратегическая цель (развитие духовного мира младшего школьника); тактическая цель (реализация через общие, специальные и частные задачи).
Содержание программы было разработано на основе общедидактических принципов: культуросообразности, природосообразности, интеграции, личностного подхода, творческого освоения художественной культуры, системности, последовательности, наглядности.
Одним из условий эффективности воспитания духовного мира младших школьников является духовно-смысловая, эмоционально-психологическая направленность содержания воспитательной работы в театральном коллективе. Базовый принцип работы - создание условий для «самораскрытия и возможности роста, тщательном уяснении того, что является приемлемым для развития и что отвечает индивидуальности»1. Мы полагаем, что дети младшего школьного возраста достигают достаточно высокого уровня сформированности духовности при использовании драматизации как одного из средств воспитания при реализации таких психолого-педагогических условий, как благоприятный психологический климат; отсутствие барьеров в общении между педагогом и воспитанником; наличие знаний и представлений о драматизации как средстве, способном преображать и гуманизировать мир, в котором живёт ребёнок. Драматизация позволяет детям реализовать свои человеческие качества, поэтому она столь отличается от тех методов умозрительного решения проблем, которые не предполагают контакта с реальностью, а связаны с попытками человека укрыться от жизни (аскапизм). Драматизация отражает публичное
1 Гринуолд Дж. А. Базовые принципы штальттерапии // Гештальттерапия. Теория и практика. - М., 2002. С.36. проявление возможностей творческого воображения. Для нее характерно общение, а не изоляция людей друг от друга, благодаря чему реализуется исцеляющий потенциал их отношений друг с другом и с самими собой.
Одним из условий эффективности развития духовного мира младших школьников является духовно-смысловая, эмоционально-психологическая направленность содержания занятий. Исходя из того, что младший школьный возраст особенно активно откликается на методики игрового вида и проблемно-поискового характера, нами, в целях усиления воспитательной работы, была разработана педагогическая технология «Открытие тайны своего Я», представленная театральными игровыми моделями. Содержательный аспект педагогической технологии включает в себя развитие коммуникативных способностей школьников, работу с детьми с нарушениями в общении, с беспокойными детьми, с детьми с нарушенной самооценкой, с агрессивными и конфликтными детьми, с замкнутым ребёнком и с застенчивыми детьми. Её смысл заключается в том, чтобы с помощью средств драматизации, которая посредством общения и диалога, «втягивает» растущего человека в модель жизни, обусловливает развитие и саморазвитие, делает его способным изменять социокультурную среду, приводить в соответствие личностно-индивидуальные ценности с общечеловеческими, гармонизировать духовный мир.
Кроме того, разработана модель «Драма-дилемма», представляющая собой ролевую игру, в ходе которой создаются приемлемые условия для самовыражения школьника, а также проявления чувств и переживаний, связанных с наиболее важными для ребёнка проблемами. Сущность «Драмы-дилеммы» заключается в развитии творческих начал личности, ее творческого «Я» в «театре жизни».
Драма-дилемма - это поведенческий тренинг (на основе игры-драматизации происходит проверка межличностного взаимодействия в условиях конфликта), тренинг эмоционально напряжённый, с одной стороны; но, с другой, оставляющий право на свободу выбора, репетицию ситуации, ошибку, которую можно исправить.
Драма-дилемма» - это способ самосовершенствования, игровой метод «естественного улучшения», изменения в поведении, отказе от стереотипов, принятие идеи сотрудничества в коллективе. Драма-дилемма выполняет следующие функции: описательная, демонстрационная, тренировочная, отображающая, сенсибилизационная, творческая. А также имеет две фазы: игру: (ввод, приспособление, перенос); дебрифинг (фазы опроса, техники опроса).
Драма-дилемма» может строиться по заданному сюжету, а может развиваться и спонтанно, как самая настоящая импровизация, где участник может играть либо самого себя, либо знакомых, насыщая свою игру творческими находками, новой постановкой проблем.
Технология «Драмы-дилеммы» предполагает наличие следующих условий: сюжет или общая канва драмы; педагог, который «ведёт драму»; «герой» — главный исполнитель ролевой игры, излагающий свою проблему, свое мировоззрение и понимание сложившейся ситуации; вспомогательные «Я» -помощники «персонажа», которые, подыгрывая главному герою, глубже выявляют проблему; наблюдатели-зрители, до определённого момента не принимающие активного участия в развертывании сюжета проблемы, но готовящиеся к активному включению в процесс игры и представления своей позиции, своего отношения к происходящему на сценической площадке.
Использование, модели «Драма-дилемма» и педагогической технологии «Открытие тайны своего Я» показали, что развитие духовного мира ребёнка происходит через соотнесение его внутреннего мира и окружения (природа как часть окружающего мира ребёнка; природа как внутренний мир человека, ребёнка; материальная культура как жизнь и быт людей; духовная культура как искусство, духовный мир ребёнка).
Для отслеживания динамики духовного мира воспитанников и сформированности духовных императивов, необходимых для включения личности в мир высших человеческих ценностей, нами была создана система психолого-педагогической диагностики, включающей в себя известные диагностические методики: Дембо-Рубинштейна «Я - концепция»; изучение коммуникативных умений Михельсона (поведенческая компетентность); контент - анализ сочинений; авторская методика «Мой театр». Совокупность методик позволила определить состояние духовного мира младших школьников на основе выявления понимания своего «Я», образов других людей, приоритета духовных или материальных ценностей у воспитанников. Диагностические исследования показали, что у детей снизилось выражение внутренней напряжённости и отчуждённости, дискомфортности и агрессивности, настороженности в отношении к себе, близким, миру.
По результатам нашего исследования, (анкеты, тесты, отзывы учеников, учителей, родителей) можно заключить, что у детей в ходе специально организованного воспитательного процесса (использование методики «Драма-дилемма» и педагогической технологии «Открытие тайны своего Я») изменилась самооценка в сторону ее адекватности; улучшились взаимоотношения среди детей; дети стали активнее выступать в дискуссиях; обогатились творческие способности в плане воплощения сценического образа; повысился интерес к знаниям о человеке.
Результаты проведённого эксперимента по методике «Мой театр», включающего в себя: игры-драматизации, этюды на веру, внимание, фантазирование, выразительность жеста, атмосферу, этюды на выражение основных эмоций и отдельных черт характера, продемонстрировали значительную роль игры-драматизации для развития познавательного и аффективного воображения школьников, способствующего пониманию ребёнком смыслов человеческих отношений, формированию эмоционального контроля. В ходе формирующего эксперимента у детей повысился уровень развития воссоздающего воображения и проявилась способность создавать новые, оригинальные образы. Создаваемые детьми образы стали обобщёнными, насытились эмоциональным содержанием. Кроме того, работа над этюдами позволила развивать у детей внимание, мышление, восприятие, воображение и познавательную активность.
Разнообразная палитра средств и методов драматизации позволила нам выстроить воспитательный процесс, в результате которого школьники смогли увидеть и осмыслить своё «Я», овладеть культурой чувствования, понимания собственных душевных движений, душевного отношения к самому себе, другим людям; освободиться от претензий, обид, зависти, гнева; овладеть умением жить в «восходящем душевном потоке», снимать внутренние душевные блоки, открывая душевное пространство для духовного развития.
На основании данных диагностических исследований можно сделать вывод, что работа по развитию духовного мира младших школьников имела свои положительные результаты, выразившиеся в динамике эмоционально-чувственного развития (психологический комфорт, позитивность восприятия своего «Я», позитивная направленность на других, интенция детей к положительным эмоциям и общечеловеческим духовным ценностям).
Результаты нашего исследования говорят о необходимости и плодотворности использования драматизации в качестве средства духовного воспитания современных младших школьников.
Заключение
Проведённое исследование подтвердило исходную посылку о том, что воспитание духового мира младших школьников во внеучебное время будет эффективным если: педагог-воспитатель будет организовывать внеучебную деятельность младших школьников, основываясь на позиции, ориентирующейся на идею о духовной сущности человека; становление духовного мира младших школьников будет реализовано в детской театральной студии посредством драматизации, содержание которой включает: лучшие произведения национальной и мировои драматургии, реальные и виртуальные жизненные ситуации, ориентированные на личностные интересы воспитанников; детское творчество, раскрывающее и обнажающее эмоции, чувства воспитанников и переживание личностных смыслов; драму-дилемму как педагогическую технологию, направленную на гармонизацию внутреннего мира воспитанников; диагностику и самодиагностику душевных свойств, умений жить в «восходящем душевном потоке» в творческом процессе овладения собственным душевным пространством для духовного развития; антропологический результат в изменениях духовного мира младших школьников, способствующий обретению личностных смыслов бытия.
Цель диссертационного исследования, состоящая в разработке содержания драматизации как воспитательного процесса в детской театральной студии, ориентированного на становление духовного мира младших школьников, реализована.
Духовность рассматривается нами как свойство человека, состоящее в преобладании в его внутреннем мире творческих, созидательных интересов. Проведенное исследование позволяет понять духовность как основу становления личности ребенка, вектор её движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), основу нравственности.
Необходимо отметить, что в настоящее время задача воспитания духовного мира младших школьников с помощью имеющихся учебных программ по театральному творчеству не всегда решима. Современная практика испытывает острую потребность в разработке новых, практико-ориентированных программ развития духовного мира современных школьников. Очевидной становится идея необходимости пересмотра целей, содержания и технологии воспитания современного школьника в театральной деятельности. Кроме того, иной смысл приобретает даже само определение деятельности: не театрализованная, как это было принято ранее, ограничивающая творческую активность и самостоятельность ребенка, а театральная, предоставляющая большие возможности для самостоятельного действия и творческой самореализации детей.
Нами были определены психолого-педагогические условия эффективного использования драматизации как средства духовного воспитания современного младшего школьника, предполагающих изменение целевых установок в организации воспитательного процесса театральной студии, обеспечение их новым содержанием, которое и явилось базой для разработки учебной модели «Драма-дилемма» и педагогической технологии «Открытие тайны своего Я».
Программа разработана в парадигме духовно-ориентированного воспитания и личностно-ориентированного образования. Целеполагание процесса развития духовного мира младших школьников происходит на основе логики движения целевых установок: глобальная цель (развитие Человека культуры); стратегическая цель (развитие духовного мира младшего школьника); тактическая цель (реализация через общие, специальные и частные задачи).
Б.М. Неменский считал, что в основе процесса формирования ценностей лежит целенаправленная организация духовной деятельности ребенка, организация его «глубоко личных переживаний, в которой происходит поиск и выбор нравственных ценностей, осмысление окружающего мира в его отношении к человеку (а не научной абстракции), формирование чувства общности с другими людьми, осмысление человеческой жизни, в том числе и своей собственной»1. Переживание и осознаётся Неменским как основной метод обучения в искусстве.
Личностная ориентация содержания реализована через его духовно-смысловую направленность с выделением природного основания (природа как часть окружающего мира ребёнка; природа как внутренний мир человека, ребёнка) и культурного основания (материальная культура - жизнь и быт людей; духовная культура - искусство, духовный мир ребёнка).
Содержание программы было разработано на основе общедидактических принципов: культуросообразности, природосообразности, интеграции, личностного подхода, творческого освоения художественной культуры, системности, последовательности, наглядности.
Данные принципы в процессе воспитательной работы на материале театрального искусства приобрели специфику, основанную на закономерности развития духовного мира младших школьников (приоритет эмоционально-чувственной сферы) и законах функционирования театрального творчества.
В содержании духовного воспитания нами был выделен опыт творческой деятельности учащихся и опыт их мотивационно-ценностного отношения к действительности. Главное в формировании опыта творческой деятельности — обеспечить высокую эмоциональную отзывчивость младших школьников. Исходной в структуре их творческой деятельности выступает специфическая творческая, эмоциональная мотивация, а также интуиция, которые становятся побуждающими и регулирующими факторами в анализе явлений, самостоятельном принятии решений, выработке стратегии и тактики поведения и деятельности. Выделение названных компонентов в содержании воспитательной работы детского театрального коллектива обусловлено необходимостью формирования субъективной позиции школьника, системы его эмоционально-оценочных отношений как источника его духовно-нравственной активности.
1 Неменский Б.М. Мудрость красоты. Изд. 2-ое, перераб. и доп. - M., 1987. С.205.
Посредством драматизации мы развиваем психические процессы, чувства, нравственные понятия. Здесь развертывается внутренний духовно-творческий мир переживаний, мыслей и настроений. Задача драматизации - пробуждать и развивать в ребенке спонтанность и творчество там, где он стеснен и ограничен1. Для этой цели в воспитательной работе детской театральной студии используются методики разной функциональной направленности, содержащие в себе образовательные и воспитательные задачи (педагогическая технология «Открытие тайны своего Я»; модель «Драма-дилемма»). Модель «Драма-дилемма» выступает как средство развития ребенка и познания им окружающего мира, как средство, благодаря которому могут быть качественно отреагированы различные конфликты и проблемы; она способна эффективно развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать его телесную пластичность, формировать творческую и духовную активность. Это прекрасный способ развить навыки коммуникации и межличностного общения. Посредством драмы-дилеммы мы глубже развиваем высшие психические процессы и духовно-нравственные понятия: Драма-дилемма позволяет решать образовательные и воспитательные задачи в комплексе, что позволяет осуществлять всестороннее развитие духовного мира ребенка.
Для отслеживания динамики духовного мира учащихся мы создали пакет диагностического инструментария, решающего задачи изучения духовного мира младших школьников. В него вошли известные диагностические методики: методика Дембо-Рубинштейна «Я - концепция»; изучение коммуникативных умений Михельсона (поведенческая компетентность); контент-анализ сочинений; авторская методика «Мой театр», содержащая в себе игры-драматизации, этюды на веру, внимание, фантазирование, выражение основных эмоций и отдельных черт характера.
Эффективность работы по воспитанию духовного мира младших школьников средствами драматизации можно увидеть на основе обобщённых
1 Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой терапии. - M., 2003. С. 12 - 13. показателей диагностических исследований, отражающих уровень развития духовного мира младшего школьника под влиянием опытно-экспериментальной работы:
1. Знания и умения (психологическая грамотность), что может свидетельствовать о динамике рациональной и эмоционально-чувственной сфер:
1.1., Углубление, обогащение знаний, представлений о сущности человека, которые дополняют образно-понятийную картину человека, приобретающую черты многомерности, дифференцированности, осознанности, целостности, и в которой содержатся психологические, этические, биологические характеристики человека.
1.2. Понимание и правильное определение основных психических состояний человека как когнитивной основы общения и поведения.
1.3. Умение дать элементарный анализ ситуаций, включающий, в основном, описание действий, мыслей и чувств участников, попытки давать описание мотивов, поведения, предвосхищать и прогнозировать дальнейшее поведение участников.
1.4. Расширение представлений о социальных ролях человека, осознание основных требований и социальных ожиданий, предъявляемых. к реально выполняемым социальным ролям.
1.5. Знание основных гуманистических ценностей как регуляторов поведения и взаимоотношений людей, оценки и самооценки поступков.
1.6. Освоение элементарных способов, средств познания другого человека и самого себя, которые ребенок может осознанно использовать в своей жизни (обращение к самонаблюдению, наблюдению, беседе, анализу ситуаций и текстов).
2. Процессуально-деятельностный компонент (компетентность), показывающий расширение волевой сферы:
2.1. Увеличение способов компетентного реагирования в различных коммуникативных ситуациях при уменьшении агрессивных и пассивно-зависимых реакций, проявляющихся в следующих коммуникативных умениях: принятие и проявление сочувствия, принятие и оказание помощи, вступление в контакт, проявление внимания, умение слушать, реагирование на успех и неуспех.
2.2. Появление и упрочение сознательно занимаемой партнерской позиции в общении, становления навыков сотрудничества.
2.3. Освоение элементарных приемов и способов мнемической, перцептивной, интеллектуальной, имажитивной деятельности и их использование в своей жизнедеятельности.
2.4." Овладение элементарными способами регуляции поведения на основе усвоенных моральных норм, умение осуществлять выбор в конфликтных ситуациях на основе нравственных норм, использование элементов сознательной саморегуляции, самоорганизации не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни.
2.5. Сформированность умения сказать «нет» в определенных экстремальных ситуациях, связанных с посягательством на права ребенка, его здоровье и жизнь.
3. Ценностно-смысловой компонент, отражающий сферу идеала духовного мира младших школьников:
3.1. Активизация стремления к познанию человека и самого себя, формирование интереса к внутреннему миру человека и своему собственному.
3.2. Укрепление положительного отношения к школе, одноклассникам, членам своей семьи, родным и близким людям.
3.3. Появление стремления к самоконтролю, саморегуляции, нравственному и физическому самосовершенствованию на основе самопознания и принятых гуманистических ценностей, заданных в образцах (идеалах).
3.4. Изменение ценностного отношения к себе: рост самоценности, самопринятия, веры в себя и свои возможности.
3.5. Увеличение желаний, стремлений, связанных с направленностью на дело, на других людей; среди личностно-направленных - преобладание стремления «быть», а не «иметь».
4. Рефлексивно-оценочный компонент свидетельствует о качестве духовного мира младших школьников:
4.1. Осознание взаимосвязи и соотношения личного, житейского опыта с некоторыми научными знаниями.
4.2. Повышение критичности, дифференцированности самооценки личностных качеств и поведения.
4.3.-Осознание соответствия своего поведения принятым нормам морали и критериям оценки, появление новых функций личностной и коммуникативной рефлексии, связанных с самопознанием, как механизмом развития «Я-концепции» и самовоспитания.
4.4. Развитие личностной рефлексии, связанной с выполнением наиболее значимых социальных ролей.
4.5. Построение позитивной «Я-концепции» соответственно возрасту, включающей благоприятную самооценку, положительное самоотношение, самопринятие себя в целом при возникновении критичности по поводу конкретных собственных действий, выполняемых ролей.
Таким образом, драматизация как способ самосовершенствования влияет на:
- Рост «вопрошающей» активности детей в процессе занятий, усложнение задаваемых вопросов;
- Расширение диапазона проявлений творческого самовыражения в поведении, общении, рефлексии;
- Проектирование собственной первичной жизненной перспективы, жизненного сценария и ближайших перспектив, связанных с самоорганизацией;
- Появление феноменов самокоррекции, саморегуляции, самоорганизации в отношении школьной и внешкольной деятельности;
- Поиск новых форм, способов поведения в проблемных ситуациях, анализ ситуации с разных точек зрения;
- Проявление интуитивных качеств в области самопознания и познания других людей, межличностных отношений, поведения, общения;
Развитие творческих способностей детей в плане воплощения сценического образа;
Усвоение представлений о невербальных и вербальных средствах воплощения образа;
- Формирование познавательного аффективного воображения, способствующего пониманию ребёнком смысла человеческих отношений;
Формирование эмоционального контроля.
Контрольный срез уровня сформированности духовных ценностей у младших школьников показал эффективность использования драматизации в качестве средства духовного воспитания на всех этапах исследования. По динамике восприятия и осознанности духовных категорий дети экспериментальной группы опережали детей контрольной группы в среднем в 2-2,5 раза. Уровень же эмоциональной отзывчивости у детей экспериментальной группы оказалась еще выше (в среднем на три порядка).
Эти показатели «возможного» в процессе воспитания духовного мира младших школьников, достигаемой учащимися к 10-11 годам в ходе целенаправленной и систематической работы в условиях детской театральной студии, лишь частично характеризуют стихийный процесс освоения школьниками современной духовной культуры. Выделенные показатели могут служить ориентиром для дальнейшей разработки учебных программ, они дают общее представление о возможностях становления духовного мира в младшем школьном возрасте.
По итогам проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Духовность является важнейшей, базисной характеристикой личности. Эта способность заложена в личности потенциально, поэтому необходима система специально созданных психолого-педагогических условий и средств для ее эффективного формирования. Духовность всегда несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических характеристик, поскольку непосредственно связана с аффективно-эмоциональной сферой.
2. Включенные в содержание духовного воспитания на основе драматизации гуманистические ценности театрального искусства как система эмоционально-ценностного отношения к прекрасному присутствуют там потенциально и нуждаются в выявлении. Будучи выявлены, структурированы, дидактически переработаны и приняты педагогом в качестве личной системы ценностей, они могут стать основой духовного воспитания современных младших школьников.
3. Духовное воспитание на основе драматизации в условиях детской театральной студии осуществляется как присвоение духовно-нравственных ценностей и личностных смыслов, раскрытие сущностных сил и творческих способностей учащихся, формирование у них внутриличностных ориентиров и определенной иерархии в отношениях с театральным искусством и с собой.
4. Педагог, занимающийся духовным воспитанием современных младших школьников средствами театрального искусства, должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств: быть учителем Искусства, выступать носителем духовной культуры, нести ее в себе; иметь целевую установку на личностно-деятельностный подход и стратегию сотворчества; исповедовать диалогичность во взаимодействии педагога и воспитанника как основу для обмена духовными, нравственными, эмоциональными, творческими ценностями; оказывать поддержку индивидуальному духовному и творческому развитию и саморазвитию личности младшего школьника; предоставлять ребёнку необходимое пространство для принятия самостоятельных решений, свободу выбора содержания и способов творческой деятельности.
Всестороннее исследование духовного мира в младшем школьном возрасте позволяет эффективно определить его влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка.
Выполненное исследование не только ответило на поставленные вопросы, но открыло перспективы для дальнейшего изучения процесса воспитания духовного мира школьников на материале театрального искусства.
162
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шмыдко, Анатолий Александрович, 2005 год
1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. №5. С. 70-78.
2. Абрамян Д.Н. Специфика художественного воображения и проблемы психологии личности. Ереван, 1985.
3. Адрианов О.С. Актуальные проблемы учения об организации функций мозга: Методологические аспекты науки о мозге. М., 1983.
4. Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского: Пер. с нем. и прим. доц. А.И. Писку нова. М., 1959.
5. Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой терапии. М., 2003.
6. Амонашвши Ш.А. Как живёте, дети? Пособие для учителя. М., 1986.
7. Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. СПб. - М. - Харьков -Минск. - Питер, 2001.
8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1998.
9. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. -М., 1994.
10. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьёзного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие СПб., 2003.
11. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. Владивосток, 1988.
12. Байбурин А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры // Этнознаковые функции культур. М., 1991. С. 40.
13. Басин Е.Я. К вопросу о взаимоотношениях искусствознания и психологии художественного творчества // Методология современного искусствознания. — М., 1983.
14. Басин Е. Художественная эмоция // Творчество в искусстве искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М., 2000. С. 291- 292.
15. Бахтин ММ. Театр и его роль в воспитании. В кн.: «В помощь семье и школе». / Под ред. А.П. Нечаева. М., 1911.16
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.