Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Пругова, Ирина Владимировна

  • Пругова, Ирина Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 178
Пругова, Ирина Владимировна. Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Краснодар. 1999. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пругова, Ирина Владимировна

Введение

Глава 1. Нравственное воспитание современных младших школьников как системообразующий компонент их общественного воспитания

1.1. Нравственное воспитание как педагогическая проблема

1.2. Особенности нравственного воспитания и развития младших школьников

1.3 Взаимосвязь нравственного воспитания, самовоспитания, перевоспитания младших школьников

Глава 2. Процесс формирования интегративных нравственных качеств личности младшего школьника средствами театра

2.1. Идея единства и взаимосвязи истины, добра и красоты как структурообразующая в интегративном нравственном воспитании младших школьников средствами театра

Опытно-экспериментальная работа по интегративному нравственному воспитанию младших школьников

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра»

Завершая XX век, человечество все больше обеспокоено проблемами гуманизации и гуманитаризации существующих в разных странах и на всех континентах систем народного образования и общественного воспитания. Стало совершенно очевидно, что от самого человека, его внутренних ресурсов и в первую очередь от его нравственных ценностей и установок, от формирующегося на их основе нового мышления зависит будущее человечества, его выживание, сохранение земной цивилизации. Это повышает ответственность системы воспитания во всем мире за характер общественного воздействия на личность, за формирование гуманистических идеалов, за использование научного потенциала человечества в интересах социального и нравственного прогресса.

Во многих ныне существующих философских направлениях осуществился переход к культурологическим и культурно-историческим ценностям. В большинстве современных развитых стран почти одновременно началась разработка базовых стандартов образования по всем без исключения изучаемым ныне подрастающими поколениями людей естественнонаучным и социогуманитарным предметам; во многих странах стали усиленно разрабатываться философские проблемы образования, философия воспитания (21, 82, 86, 137, 211, 220).

Анализируя особенности кризиса системы воспитания, исследователи приходят к выводу, что методологической опорой воспитательной практики должна стать такая философская система, которая сможет обосновать нравственное воспитание как дальнейшее совершенствование человеческой личности( 137,246).

Гуманизация образования, как направление современной педагогической мысли является в настоящее время сложившейся, хотя и не нашедшей своего эффективного внедрения в практике обучения, образовательной парадигмой.

Новую парадигму образования, как считают ведущие современные педагоги, «должна отличать его гуманистическая направленность: уважение к личности и содействие ее развитию должны выступать ее основным импульсом и предпосылкой воспитательно-образовательной модели XXI века» (153).

Задача школы - создание условий для самоактуализации личности в ее индивидуальном воплощении. Отсюда цель гуманистического общества в целом и гуманистически ориентированной школы, в частности, - способствовать саморазвитию внутренних потенций человека в направлении жизненности и продуктивности (17,с.31). Причем совершенствование как человека, так и общества во всех его социальных институтах, и прежде всего в школе, должно идти параллельно, взаимодополняя друг друга.

Согласно закону РФ «Об образовании», содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», обеспечивать «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» (140,с.4).

В контексте всего сказанного можно предположить, что наиболее эффективными и перспективными станут те модели гуманитарного знания, которые позволят построить новые стратегии социального поведения для современного человека, превратят свод гуманитарного знания в новую парадигму исторического действия.

Как известно, исходным пунктом общественного развития является человек. При таком подходе проблема гуманизма, гуманистического миропонимания и миросозидания выходит на первый план, обретает новые черты и масштабы, во многом требует переосмысления. Реальный гуманизм, следовательно, в современном понимании приобретает широкий социальный и этнический контекст. Он позволяет найти меру между знанием и ответственностью в процессе миросозидания.

Корни и трансформация во времени общенациональной объединяющей идеи, выливающейся ныне в терминах: "Нравственность. Народность. Патриотизм", как показывает контент-анализ (131), демонстрируют исторически обусловленную устремленность россиян к достижению нравственно-чистых, общественно значимых целей и осознание аксиомы - безнравственное государство нежизнеспособно.

Таким образом, проблема личности и ее нравственного самосовершенствования является в настоящий период актуальной для всех без исключения общественных наук. Ведущее место в разработке данной проблематики занимает, безусловно, педагогическая наука, как конструктивная наука. Анализ педагогических исследований в области нравственного воспитания позволяет нам сделать выводы о сложности и неоднозначности, динамичности этого процесса, его месте в структуре общественного воспитания личности.

И.С. Марьенко (119,120) была дана характеристика теоретических основ нравственного воспитания, этапов нравственного развития и становления личности, уровней воспитанности школьников .

Исследования Л.И. Рувинского (179,180,181,182,183,184), Е.В. Бондаревской(32,33,34), Д.М. Гришина(58), И.Ф. Харламова(213), Л.И. Новиковой, Г.Н. Филонова(209), Е.В. Тонкова(206), Т.Е. Конниковой, Б.Т.

Лихачева(114), М.И. 1Ииловой(221) и др. содержат широкие обобщения в области теории и практики нравственного воспитания. При этом рассматриваются особенности личности учащихся как развивающейся системы, обладающей нравственной саморегуляцией, самосознанием; обосновываются методы изучения нравственной воспитанности и ее критерии.

Идея формирования нравственного сознания и поведения учащихся в процессе социально ценной деятельности обосновывается в работах Н.И. Болдырева(21), В.И. Петровой(150), И.С. Марьенко(119,120), О.С. Богдановой (22,23,24,25,26), Минкиной М А. (128), Баранова О.А. (13)и др. авторов (127,143,156,166,212).

В исследованиях ряда отечественных психологов и педагогов выявлены различные стороны нравственного развития младших школьников и показаны тенденции этого развития под влиянием целенаправленного обучения и воспитания в школе (42,44,105,136,161,163,165,168,194,213,227).

Проблемы морально-волевой регуляции, единства нравственного сознания и поведения рассматриваются в работах В.Е. Гурина(59,60,61,62,63), В.И. Селиванова(186,187,188,189), А.В. Веденова(37), и др. В.Е. Гуриным раскрываются социально-политические и психолого-педагогические проблемы единства нравственного сознания и поведения, особенности и средства процесса формирования единства нравственного сознания и поведения школьников; обосновывается концепция нравственного воспитания личности в современных условиях.

Особенности взаимосвязи нравственного воспитания, перевоспитания и самовоспитания учащихся исследуются в работах Л.И. Рувинского( 178,179,180,181,182,183), А.Я. Арета(8), А.И. Липкиной(112), Р.Т. Поберевской( 155), А.И. Высоцкого(50,51), Е.И. Савонько(185), А.Г. Спиркина(196), Г. А. Собиевой(191), В.И. Петрова(150), А.Г. Ковалева(90,91,92), А.И. Кочетова(93,95,96,97,98,99), П.Р. Чамата(215) и др.

Однако нельзя не отметить тот факт, что если в целом проблема нравственного воспитания получила наиболее глубокую и полную разработку, то вопросы нравственного воспитания средствами искусства (театра в частности) требуют дополнительного изучения и научного осмысления.

Как доказано, эстетическое воспитание и образование формируют высшую чувственность духовного значения, которая является определяющей для всего духовного существования человека, особенно для его нравственности и для всей системы его взаимодействий с миром, с природой, с человечеством (5,7,17,18,20,28,29,35,41,43,45,57,64,72,77,83,86, 102,145,149,225 и др.).

Психофизиологами, нейрофизиологами и философами доказана справедливость всемирно известной и признанной идеи JI.C. Выготского о том, что эмоции искусства - это "умные" эмоции формирующие личность.

Театральное искусство по сравнению с другими видами обладает особой силой духовно-нравственного и эмоционального воздействия на личность, а его синтетическая природа дает возможность равносторонне развивать творческие силы и способности.

Театр как средство нравственного и эстетического воспитания детей давно привлекает к себе внимание педагогической мысли. Первоначальные идеи о воспитывающих функциях театрального искусства в России конца 18 - начала 19 в. исследователи связывают с возникновением домашних театров.

Домашняя кукольная сцена того времени используется в целях воспитания и образования, а спектакль получает педагогическую направленность. В домашних театрах воплощают и развивают эстетические концепции, инсценируют лучшие образцы литературы и драматургии, начинают затрагивать политические и социальные темы. Домашний театр привлекает внимание артистической интеллигенции и становится центром театрального эксперимента (195,с.137).

В середине 19 в. педагогические теории детского воспитания находят широкое применение в домашних спектаклях - "родители начинают относиться к ним не как к простому развлечению, полезной игре, заполняющей досуг, а как к способу воспитания" ( 195,с.138).

К проблемам воспитания средствами искусства театра обращались многие русские педагоги и в начале 20 века. Много ценных мыслей об "обучающей", "воспитывающей", "облагораживающей роли театра высказал и подтвердил данными педагогики, психологии детской игры и реалистического актерского творчества Н.И. Бахтин (14).

На общевоспитательные возможности занятий театральным искусством указывали сами деятели театра - М.С. Шепкин (223), К.С. Станиславский (197,198), В.И. Немирович-Данченко (132), В. Мейерхольд (122), А. Таиров (205) и др.

С момента рождения советской школы воспитание средствами искусства рассматривалось в качестве составной части общей системы эстетического воспитания. В 1920 г. была намечена гуманистическая программа широкого использования театрального искусства в деле воспитания подрастающего поколения. По мнению А.Н. Гозенпуда, театр в это время "становится могучим действенным союзником социальной педагогики" (55,с.ЗОЗ).

Создатели советского театра для детей А.В. Луначарский, А.А. Брянцев, Л.Ф. Макарьев, А.Я. Брунштейн, Н.И. Сац и др. подчеркивали его воспитательную силу, активную роль в формировании нравственных качеств нового человека.

В 20-е годы в статьях отдельных педагогов намечался подход к сценической работе с учащимися как средству их идейного и нравственного воспитания, формирования личности. В этой связи говорилось об исключительной ответственности руководителя театральных занятий, который, работая с детьми над сценическим воплощением пьесы, роли, всегда в той или иной степени формирует их духовный и физический облик.

Значительный идейно-художественный рост школьного театра 3040-х гг. был связан с дальнейшим развитием педагогической теории и практики, с расширением сети внешкольных учреждений и методических центров по вопросам художественного воспитания, а также с творческими достижениями искусства в целом, детской литературы и профессионального театра для детей в т.ч.

В послевоенные годы все настойчивее и определеннее утверждается необходимость педагогического руководства школьным театром, которое бы содействовало максимальному развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

Эти положения приобретают еще большую определенность в практике 50 - 60-х гг., когда в программах и пособиях утверждается важнейший педагогический принцип школьного театра - необходимость подчинения всех сторон его работы общим задачам и целям эстетического воспитания, неразрывно связанного с идейным и нравственным воспитанием. Обретают вполне конкретный смысл требования доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в выборе драматургического материала и средств его сценического воплощения и др.

В конце 70-х г. начинается переход от лозунгов и проектов к серьезным исследованиям. Эксперименты по созданию театральных классов и разработке принципиально новых учебных программ было проведены в Москве, Ленинграде, Челябинске и др. городах.

80 - 90-е гг. ознаменовались появлением фундаментальных исследований по изучению роли искусства в преподавании любого предмета, дальнейшим творческим освоением и применением принципов современного реалистического театрального искусства с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся общеобразовательной школы и др., разрабатывается "драмопедагогика".

На теоретическом, методическом и практическом уровнях велся поиск системных форм эстетического и, в его рамках, нравственного развития детей, разрабатывались методики по отдельным видам искусства (Д.Б. Кабалевский - музыкальное воспитание; Б.И. Неменский -художественное воспитание).

Особенности эстетического и нравственного воспитания в гуманистически ориентированной школе исследуются в работах Н.Д.

Никандрова(133), М.Н. Берулавы(17), Д.Б. Богоявленской(28), А.В. Усовой(208), Н.И. Киященко(86), М.С. Кагана(83), Д.С. Лихачева(ПЗ), А.Д. Перепелицы( 149), Б.П. Юсова(231), Вейт М.А. (38), Станчиц М.А.(199), Гавриловец К.В., Казимирской И.И. (54) и др., но, к нашему сожалению, лишь часть авторов раскрывает нравственный потенциал театрального искусства, обосновывает концептуальные основы нравственного воспитания школьников средствами театра.

Специфические особенности и возможности воспитательного воздействия искусства вообще и театрального в частности на нравственную сферу личности, общевоспитательное значение специальных умений и навыков, их значение в формировании личности глубоко раскрыты, по нашему мнению, в трудах П.И. Ершова (70), Е.В. Чепуровой, Ю.И. Рубиной (172,173,174,175), В.Г. Ширяевой (222), А.Я. Михайловой (129), Т.Г. Пени (147,148), А.П. Ершовой (71), Н.В. Шевелевой, Иваницкой Э.М. (77) и др. Несомненно представляют ценность работы исследователей в области психологии искусства и творчества, диагностики и формирования творческих способностей личности (68,69,84,158,171,204,219,225,244, 252,237,238 и др.).

Наиболее адаптированной к системе нравственного воспитания средствами театра оказались, как свидетельствует практика, "Программа художественно-творческого развития личности ребенка средствами театрального искусства" Т.Г. Пени, программа А.П. Ершовой "Уроки театра на уроках в школе", программа "Театр" Э.М. Иваницкой. Эти обучающе-воспитательные программы синтетичны, носят тренинговый характер, содержат активные театрально-педагогические приемы и методы воздействия на психическую и нравственную сферу личности.

В 1995 г. Коллегией Министерства образования России были утверждены "Основные направления развития эстетического образования". В документе подчеркивается необходимость строить образование с учетом многовекового культурного наследия всех народов страны, реализовывать "связь времен" и целостность художественного развития народного и профессионального искусства, по-иному оценить вклад культуры России в общечеловеческую культуру. Рекомендуется комплексный подход, полихудожественное образование и интегрированные уроки искусства, линейная и концентрическая системы художественно-эстетического обучения, целесообразность использования регионального компонента в данном процессе.

С 1989 г. и по настоящее время в Краснодарском крае внедряется "Система регионального непрерывного художественно-эстетического воспитания" (научный руководитель Денисов Н.Г.). Методологические аспекты и принципы региональной системы художественно-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения в условиях Кубани позволяют создать в крае единое нравственное, культурное, образовательное и информационное пространство, участие в его формировании всех заинтересованных субъектов (64 ). В настоящий момент в Краснодарском крае накоплен уникальный опыт подобной работы. Формы эстетического воспитания и образования младших школьников традиционно практикуются в двух направлениях:

1. Формы общего эстетического развития и воспитания, осуществляемые в общеобразовательных школах (предметы художественно-эстетического цикла), кружковой работой в детских студиях, домах детского творчества. Здесь прослеживается стремление к максимально большему охвату детей эстетическим воспитанием. Общее количество школ системы образования сейчас в крае составляет 1304, среди них с углубленным изучением различных предметов - 243, в число которых входят школы с углубленным изучением предметов эстетического цикла; а также 138 домов детского творчества.

2. Формы начального специального художественно-эстетического образования, осуществляемые в школах ведомства культуры, которые на протяжении многих лет являлись важным очагом культуры в конкретном регионе, выполняли его просветительскую, миссионерскую функцию, и достаточно результативно занимались художественно-эстетической подготовкой детей. В настоящий момент в крае работают 128 детских музыкальных художественных школ и гимназий искусств.

Во многих городах региона традиционно практикуются разнообразные формы совместной художественно-просветительской деятельности школ систем образования и культуры: активная концертная деятельность детских и педагогических коллективов на базе музыкальных и средних школ, совместные музыкально-художественные композиции, детские лектории, вечера и выставки детского творчества, деятельность детских филармоний, абонементные циклы лекций-концертов, ведение практических занятий эстетического всеобуча (с использованием таких форм работы, как классные часы, уроки музыки, изобразительного творчества, мировой художественной культуры).

Многие детские музыкальные школы и школы искусств открывают на базе общеобразовательных школ и школ-интернатов свои отделения и филиалы, например, СШ № 51, 32, 64, 6, 68, ДМШ №4, ДШИ №6, 7, 3. г. Краснодара. В г. Армавире на базе школы-интерната для слепых и слабовидящих детей работает специализированная музыкальная школа. В г. Кропоткине такими школами являются СШ №№ 17, 11, 46, 47, и ДМШ №№ 1,2.

Есть примеры создания "школ-комплексов" эстетического воспитания, особенностью работы которых являются создание развернутой сети эстетических классов, единый режим труда и отдыха детей, единое расписание уроков и внеурочных занятий, установление межпредметных связей. Такие "комплексы" функционируют в г. Краснодаре (СШ №№ 11,

66, 93 и ДШИ №5) г. Горячем Ключе (СШ № 2 и гимназия искусств), ст. Фастовецкой Тихорецкого района (СШ № 3 и ДШИ), п. Дивноморском (СШ № 12 и ДШИ), ст. Темиргоевской Курганинского района (СШ и музыкальная школа -гимназия).

Положительный опыт деятельности накоплен Геленджикским институтом искусств. ВУЗ осуществляет внедрение концепции непрерывного художественно-эстетического воспитания и профессионального образования в системе "Детский Центр- прогимназия искусств- Школа искусств- Институт искусств", имеет уникальную материальную базу, включающую учебный научно-практический комплекс непрерывного художественно- эстетического воспитания и профессионального обучения детей и одаренной молодежи ( с 3-х лет и до получения диплома о высшем образовании).В вузе разработана гибкая система расписания занятий, индивидуально-творческого планирования учебной нагрузки для каждого студента.

Перспективным направлением является включение базисного учебного плана общеобразовательной школы в учебный процесс экспериментальных учебных заведений культуры и искусства (например, в гимназии искусств г. Горячего Ключа; в музыкальной школе-гимназии ст. Темиргоевской; ДХШ г. Сочи; краевой экспериментальной школе народного искусства г. Краснодара).

В последнее время многие музыкальные школы и школы искусств открывают подготовительные отделения на базе детских дошкольных учреждений (ДМШ №11 и ДДУ №217 г. Краснодара, ДШИ №1 и ДДУ №202 г. Краснодара, ДШИ и ДДУ №2 ст. Выселки, ДШИ ДДЦ "Березка" г. Геленджика). Эти отделения работают по новейшим методикам комплексного развития детей раннего возраста. Здесь дети осваивают навыки игры на музыкальном инструменте, коллективного творчества, сценического движения и речи, ритмики, основ изобразительного искусства, обучаются чтению, счету, письму, играют в развивающие игры.

На уровне управленческой деятельности двух ведомств развиваются такие совместные формы как методические конференции, семинары; совместно проводятся краевые смотры-конкурсы, фестивали ("Новые имена", "Молодые дарования", конкурсы юных гитаристов на базе МЭЦ г. Краснодара), на которых приобретается опыт межотраслевого взаимодействия, выявляются юные талантливые исполнители.

В Курганинском районе отделы культуры и образования ведут совместную планомерную работу в рамках целевой районной программы "Одаренные дети".

В г. Сочи на высоком профессиональном уровне ведется разработка программ развития художественных способностей детей, осуществляется программа "Летняя мастерская", проводится совместная методическая учеба преподавателей, реализуются инновационные педагогические проекты.

Музыкальной школой-гимназией им. С.В. Рахманинова г. Краснодара налажена творческая связь с краевым художественным музеем им. Ф.А. Коваленко.

Уникальный опыт накоплен в ходе эксперимента в Красноармейском районе, где спланированы все организованно-методические мероприятия, скоординирована совместная деятельность детских дошкольных учреждений, средних школ и школ искусств, разработана диагностика задатков и творческих способностей детей по предметам эстетического цикла. В общеобразовательных школах в специализированных классах внедряются новые учебные планы и программы, разработанные специалистами Краснодарского государственного университета культуры и искусств (по 6-ти видам искусства). Значительно вырос контингент учащихся школ искусств. А самое главное - в районе развиваются коллективные формы детского творчества. На настоящий момент в районе 5 духовых оркестров, сводных камерных оркестров, 9 оркестров народных инструментов, 14 хоровых и 6 фольклорных коллективов, 8 хореографических ансамблей.

На оздоровление всех сторон жизни кубанцев направлена краевая антикризисная программа "Система духовного и физического оздоровления Кубани", способствующая обеспечению в регионе "условий и системных мер для физического и духовного оздоровления, стабилизации социальных и межнациональных отношений, формирование человека в духе гражданственности, патриотизма и нравственности" (101).

В области нравственного воспитания документ предусматривает расширение объема и совершенствование технологий преподавания курсов, ориентированных на нравственное развитие личности; разработку содержания и создание инфраструктуры внеклассного и внешкольного нравственного воспитания. Основными направлениями работы в области эстетического воспитания являются включение в состав дисциплин регионального компонента содержания образования(160) дисциплин эстетического цикла; систематическая организация творческих конкурсов школьников и др.

Детальный анализ соответствующей психолого-педагогической литературы, опыт нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста позволили сделать вывод, что несмотря на многочисленные разработки различных аспектов нравственного воспитания, пока еще

- отсутствует достаточно эффективная система его осуществления средствами театрального искусства;

- дается недостаточное научное обоснование возрастного подхода к воспитанию интегративных нравственных качеств младших школьников средствами театра;

- не выделены интегративные нравственные качества, которые могут быть сформированы у младших школьников на уроках театра;

- технология осуществления нравственного воспитания средствами театрального искусства в школе требует серьезного осмысления и конкретизации, что должно быть основанием для выявления педагогических условий эффективного ее внедрения в педагогическую практику.

Поэтому проблему нашего исследования мы сформулировали следующим образом: какие педагогические условия способствуют наиболее успешной реализации технологии формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра?

Объект исследования - педагогический процесс формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования - педагогические условия успешного осуществления технологии формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста на уроках театра.

Цель исследования - определение и использование педагогических условий формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра, обеспечивающих реализацию соответствующих технологий и достижение успеха.

Задачи исследования :

1. Проанализировать современное состояние нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста как педагогической проблемы.

2. Выявить особенности взаимосвязи нравственного воспитания, самовоспитания и перевоспитания у младших школьников.

3. Исследовать условия формирования единства и взаимосвязи истины, добра и красоты как структурообразующей идеи в педагогической технологии нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста средствами театра.

4. В процессе опытно-экспериментальной работы определить оптимальные педагогические условия наиболее успешного осуществления технологии формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что высокая успешность интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста в процессе обучения театральному искусству будет достигнута при обеспечении особых педагогических условий, если:

-осуществить нравственное воспитание, перевоспитание и самовоспитание учащихся младшего школьного возраста в единстве этих категорий и взаимосвязи с эстетическим воспитанием;

-реализовать идеи формирования и достижения единства и взаимосвязи истины, добра и красоты как структурообразующих в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста.

-определить и использовать сущностные признаки гибкой педагогической технологии формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра.

-достигнуть повышения мастерства педагогических кадров, реализующих технологии нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста средствами театра.

-реализовать правила театральной педагогики, основанные на художественно-педагогических и методических принципах театра. Методологической основой исследования является концепция В.Е. Турина о формировании целостной, творчески, созидательно-сориентированной личности школьника; формировании интегративных нравственно-волевых черт в структуре личности школьника; осуществлении деятельностно-личностного воспитания и развития; самовоспитания и саморегуляции поведения школьников. Отсюда наша концепция личностно-ориентированного воспитания и развития учащихся младшего школьного возраста как субъектов жизни, самостоятельных, инициативных, творчески сориентированных, оптимистично воспринимающих себя и окружающую действительность, способных достигать конечного результата, а также ориентация всей методики на модель развития такой личности ученика.

Исследование опирается на системно- деятельностный подход к изучению психических явлений (JT.C. Выготский, C.J1. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); системно-структурный подход к развитию личности (Б.Г. Ананьев, Б.В. Ломов, А.А. Бодалев); системный подход к воспитанию школьников (Ю.П. Сокольников); личностно-ориентированный подход; учение о нравственности как форме общественного сознания, являющейся основой социальной ценности личности; учение об эстетике и искусстве как средстве педагогического воздействия; психолого - педагогические теории: развития творческой самодеятельности личности ребенка, проблемно - развивающего обучения, общих способностей; психологию творчества; идеи гуманизации образования.

За основу выделения ряда взаимосвязанных подструктур взяты принцип деятельностно-личностного развития человека, принцип личностно-ориентированного подхода к нему. Личностно-структурный подход при этом преследует цель выявления и развития в процессе воспитания наиболее действенных и поэтому перспективных моделей личностных качеств, в данном случае нравственных (трудолюбие, коллективизм, гуманизм, оптимизм), которые в гражданском развитии личности являются системообразующими, ведущими.

Важными теоретическими источниками явились работы, посвященные исследованию проблем нравственного воспитания и развития личности учащихся младшего школьного возраста, особенностей нравственного перевоспитания, самовоспитания, морально - волевой регуляции, единства их нравственного сознания и поведения, особенностей технологических подходов к образованию.

Исследование проводилось теоретическими методами в сочетании с опытно - экспериментальной работой. Теоретические методы: теоретический анализ предмета исследования; моделирование учебного процесса, теоретическое обобщение результатов исследования. Эмпирические методы: изучение массового и передового педагогического опыта путем наблюдения, беседы, анкетирования; педагогический эксперимент, математическая обработка результатов.

База исследования: опытно - экспериментальная работа в средней школе № 71 г. Краснодара и Краснодарском государственном университете культуры и искусств. Под руководством автора в этой работе участвовали студенты факультета театральной режиссуры, учителя, преподающие предметы эстетического цикла, учителя начальных классов.

Исследование, начатое в 1989 году складывалось из ряда этапов теоретической и экспериментальной работы.

1-й этап (1989-1992 гг.) - теоретическое осмысление проблемы исследования, изучение практического опыта, литературных источников по проблеме исследования, разработка проектной схемы педагогической технологии, анализ возможностей проведения эксперимента.

2-й этап (1992-1993 гг.) - разработка методики исследования, проведение констатирующего дидактического эксперимента.

3-й этап (1993-1997 гг.) - проведение формирующего эксперимента, обработка его результатов, анализ, качественная и количественная оценка с использованием статистических методов; апробация и оформление выводов; внедрение в педагогическую практику.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

Определены и реализованы педагогические условия успешного осуществления формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста:

-обоснована модель личностно-ориентированного воспитания и развития учащихся младшего школьного возраста как субъектов жизни, самостоятельных, инициативных, творчески сориентированных, оптимистично воспринимающих себя и окружающую действительность, способных достигать конечного результата; в основе модели учащихся младшего школьного возраста выделены интегративные нравственные качества - трудолюбие, коллективизм, гуманизм, оптимизм;

-определены основы интегративного взаимодействия нравственного и эстетического воспитания, перевоспитания, самовоспитания учащихся младшего школьного возраста; достижения единства их нравственного сознания и поведения;

-реализованы идеи единства и взаимосвязи истины, добра и красоты как структурообразующие идеи в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста;

-реализованы основные художественно-педагогические и методические принципы театральной педагогики;

-выявлена исходная проектировочная единица - педагогическая цель нравственного развития учащихся младшего школьного возраста, необходимая для проектирования и реализации межпредметной педагогической технологии;

-разработана специфика проектирования педагогической технологии формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра;

-разработаны составляющие педагогической технологии формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста и условия ее гибкого использования. Основные положения, выносимые на защиту :

1. Успешность формирования интегративных нравственных качеств личности учащихся младшего школьного возраста средствами театра обеспечивается реализацией целостного комплекса особых педагогических условий, куда входят основные и дополнительные условия.

2. Цели нравственного развития младших школьников, представленные в виде проектировочных единиц, позволяют сконструировать базисные компоненты интегративных нравственных качеств личности при организации процесса обучения театральному искусству. Формирование интегративных нравственных качеств (коллективизма, трудолюбия, гуманизма и оптимизма) учащихся младшего школьного возраста обеспечивается применением в процессе обучения педагогической технологии, включающей исходные положения; ведущие принципы обучения; целевой компонент; содержательный и операционно-деятельностный компоненты; оценочно-результативный компонент (комплексная диагностическая программа изучения и анализа нравственной воспитанности младших школьников); гибкое сочетание основных видов учебно-творческой деятельности в рамках межпредметной интеграции театрального и других видов искусства, литературы; дидактический материал и способы его отбора; систему тренировочных упражнений; методическую инструментовку каждой стадии учебно-творческой деятельности.

3. Гибкость педагогической технологии формирования интегративных нравственных качеств младших школьников обеспечивается наличием в ней инвариантных и вариативных составляющих. При этом вариативность обусловлена перестановкой акцента в целевом компоненте, изменением характера дидактического материала и видом учебно-творческой деятельности. Проектирование педагогической технологии формирования интегративных нравственных качеств личности базируется на системно-деятельностном подходе, алгоритмированности проектировочных процедур, имеющих специфические задачи, содержание, и объединенных общей логикой.

Практическая значимость исследования :

Разработана педагогическая технология формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра и условия ее наиболее эффективного осуществления в рамках интегративного взаимодействия уроков театра, музыки, литературы, хореографии, изобразительного искусства, трудового обучения, которая позволяет решать задачи нравственного развития учащихся младшего школьного возраста и обеспечивает их переход с низких уровней нравственного развития на более высокие.

Разработанные автором программы нравственного и эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста средствами театра, предложенные методика и диагностический инструментарий для оценки динамики нравственного развития младших школьников представляют определенный практический интерес и могут быть использованы в педагогическом процессе учителями, воспитателями, руководителями студий.

Достоверность полученных научных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается системным подходом к изучению объекта исследования, организацией педагогического эксперимента в соответствии с целями обучения и задачами исследования, использованием надежных статистических методик обработки данных и качественной интерпретацией результатов. Достоверность результатов подтверждена педагогическим экспериментом. Осуществлена оценка уровня значимости и достоверности статистических результатов на уровне 0,05.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств и кафедры педагогики Кубанского государственного университета, на ежегодных конференциях, посвященных проблемам функционирования системы регионального художественно - эстетического образования; Всероссийской и республиканской (Беларусь) научно - практических конференциях 1991 г.; ежегодной краевой научно - практической конференции молодых ученых

Развитие социально - культурной сферы Кубани» (1994,1995 г.г.); ХХШ научной конференции студентов и молодых ученых юга России (1995 г.), а также межвузовских и вузовских конференциях.

Автором изданы методические рекомендации по реализации разработанной педагогической технологии, программы по курсу «Театр» для начальной школы.

Материалы исследования рассматривались на заседаниях методических объединений учителей театрального искусства и учителей начальных классов средней школы № 71г. Краснодара, обсуждались на семинарах учителей театрального искусства Краснодарского экспериментального учебно - методического центра образования, используются в практике преподавания театрального искусства в начальных классах общеобразовательных школ, в лекционном курсе «Основы педагогического мастерства» в Краснодарском государственном университете культуры и искусств.

Личный вклад соискателя:

-уточнены и конкретизированы особенности формирования интегративных нравственных качеств (трудолюбие, коллективизм, гуманизм, оптимизм) учащихся младшего школьного возраста средствами театра;

-разработаны и реализованы педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра;

-разработаны, внедрены и проверены опытно-экспериментальным путем, в практике школ, детских учреждений Краснодарского края авторские программы и методики формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра,

-разработаны педагогическая технология формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра и условия ее наиболее успешного осуществления в рамках интегративного взаимодействия уроков театра, музыки, литературы, хореографии, изобразительного искусства, трудового обучения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Пругова, Ирина Владимировна

Выводы, полученные в исследовании, дают основание для следующих рекомендаций:

1. Рекомендуем расширить художественно-эстетическую работу в ДДУ и школах, повсеместно включить в учебный план общеобразовательной школы предмет "Театральное искусство" (с 1 по 11 классы: 1-3 классы по 3 часа; далее- по 1 часу в неделю).

2. Совершенствовать учебно-воспитательный процесс обучения театральному искусству с позиций современных требований и пересмотреть программы по предмету театральное искусство с учетом межпредметного подхода, дальнейшей интеграции дисциплин гуманитарно-эстетического цикла.

3. Разработать более действенные критерии оценки уровня нравственного и эстетического развития в их интегративном единстве.

4. В процессе обучения театральному искусству предлагаем использовать модель комплекса нравственно-волевых качеств личности, разработанную В.Е. Гуриным, поскольку она способствует развитию созидательной активности личности учащегося.

5. При планировании и осуществлении процесса нравственного воспитания младших школьников рекомендуем опираться на педагогические условия, обоснованные в настоящей диссертации.

6. В российских вузах, ведущих обучение по педагогическим и художественно-педагогическим специальностям и специализациям, применять драмопедагогику в профессиональной подготовке учителей-предметников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении диссертации представлены основные обобщения и выводы исследования:

1. Доказано, что успешность формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста определяется соблюдением целостного комплекса особых педагогических условий, куда входят основные и дополнительные условия.

К основным условиям, обеспечивающим эффективность формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра, относятся:

1.1. осуществление нравственного воспитания, перевоспитания и самовоспитания учащихся младшего школьного возраста в единстве этих категорий и взаимосвязи с эстетическим воспитанием;

1.2. реализация идей формирования и достижения единства и взаимосвязи истины, добра и красоты как структурообразующих в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста;

1.3. определение и использование сущностных признаков гибкой педагогической технологии формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра;

1.4. повышение мастерства педагогических кадров, реализующих технологии нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста средствами театра.

К дополнительным условиям, обеспечивающим успешность формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра, относятся условия, связанные с реализацией в педагогической технологии правил театральной педагогики, основанных на ведущих художественно-педагогических и методических принципах театра: организация коллектива класса и воспитание учащихся в духе коллективизма; обеспечение условий для полноценного творчества учащихся, проявления их творческой индивидуальности; развитие воображения, внимания учащихся к театральному языку, другим видам искусства; формирование трудолюбия, умения создавать качественные продукты деятельности; реализация неразрывной связи этических и эстетических основ, осуществление направленности педагогического процесса на формирование коллективизма, трудолюбия, гуманизма, оптимизма; учет возрастных и индивидуальных возможностей детей в процессе освоения творческой деятельности; формирование зрительской культуры учащихся, процессов децентрации.

2. Реализация целостного комплекса особых и дополнительных педагогических условий обеспечивает успешность нравственного развития младших школьников, формирования их нравственных качеств. Она проявляется в осознании и понимании учащимися содержания и социальной значимости нравственных норм и взаимоотношений между людьми; выработке у них дифференцированной системы представлений о моральной ответственности и личностного отношения к нравственным нормам; развитии способностей к анализу моральных явлений; умений выделять мотивы человеческих поступков и делать осознанный нравственный выбор в конфликтных ситуациях; формировании у учащихся положительного опыта нравственного поведения, морально воспитанной воли.

3. Выделены базисные интегративные нравственные качества (коллективизм трудолюбие, гуманизм, оптимизм). Установлено, что их определяющее значение в развитии нравственной сферы учащихся младшего школьного возраста обусловлено рядом факторов. Во-первых, они являются интегральными показателями воспитанности школьников и сформированное™ их общественной направленности; во-вторых, репрезентативным показателем воспитанности школьников является наличие социально-нравственных качеств, к числу которых относим коллективизм, трудолюбие, гуманизм, оптимизм; в-третьих, действенностью и перспективностью данной интеграции качеств в гражданском развитии личности.

4. Доказано, что неполные представления учителей о приоритетности целей нравственного развития учащихся младшего школьного возраста средствами театра, отсутствие технологического подхода к диагностике и формированию интегративных нравственных качеств, неумение выделить оптимальные педагогические условия, обеспечивающие результативность нравственного развития младших школьников, снижают успешность этого процесса.

5. Разработана комплексная диагностическая программа изучения, анализа и измерения уровней воспитанности школьников, куда входят следующие объекты педагогической диагностики : воспитанность личности и сформированность интегративных нравственных качеств; поведение и деятельность воспитуемых; воспитательные влияния в зоне социального окружения; возможности и особенности семейного, общешкольного и классного коллективов; содержание и эффективность педагогической деятельности. Все объекты педагогической диагностики динамичны, изменчивы и тесно взаимосвязаны. В связи с тем, что знания о нравственном развитии ребенка носят вероятностный и приблизительный характер в силу непрерывного его изменения, личность младшего школьника изучается в системе педагогических отношений в определенной социальной и воспитательной ситуации, подчиняется законам диалектической логики.

6. Разработана и внедрена педагогическая технология формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра. При ее проектировании цели формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста используются в качестве проектировочных единиц. Технология состоит из инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть включает: ведущие принципы, целевой, содержательный и контрольно-оценочный компоненты; вариативная - основные виды учебно-творческой деятельности, дидактический материал и способы его отбора, методическую инструментовку и систему тренинговых упражнений.

8. Технология позволяет реализовать основные и дополнительные педагогические условия, которые обеспечивают активность учащихся, стимулируют их самовоспитание и саморазвитие; устанавливают в процессе обучения разнообразные "обратные связи" между учителями и младшими школьниками, между самими школьниками; позволяют обучение основам театра осуществлять на основе нравственного воспитания; сочетать теоретическое обучение с непосредственным практическим его применением (использование в ходе обучения сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, этюдов-импровизаций, обсуждений-дисскуссий на морально-этические темы, коллективных творческих дел и др).

9. Гибкое использование педагогической технологии в рамках интегративного взаимодействия уроков театра, музыки, литературы, хореографии, изобразительного искусства, трудового обучения, реализация общих и особенных педагогических условий эффективного формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра, обеспечивают значительный переход учащихся 3-х классов с низких уровней нравственного развития на более высокие.

Целостный комплекс педагогических условий нравственного воспитания младших школьников средствами театра применяется учителями театральных классов общеобразовательных школ, вузовскими преподавателями в практике профессиональной подготовки будущих специалистов и повышении мастерства педагогических кадров; разработанные экспериментальные образцы программ и учебных курсов, в том числе вузовских, комплекс учебно- методических материалов по курсу "Основы педагогического мастерства" используются в учебном процессе. Об эффективности этого процесса свидетельствуют семь выпусков специалистов, осуществленных кафедрой педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств в 19921999 г. г.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пругова, Ирина Владимировна, 1999 год

1. Аббаньяно Н. Мудрость жизни. Перев. с итал. A.J1. Зорина. Изд-во

2. Алетейя" .С. -Пб„ 1996.С.22

3. Альбуханова-Славская К.А. Развитие личности в процессежизнедеятельности// Психология формирования и развития личности. М., 1981.-c.365

4. Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды : В 2 Т. М., 1980. Т.1, с. 142

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.с.149

6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческойличности. Основы педагогического творчества. Казань : Изд-во КГУ., 1988.-238 с.

7. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы-В кн.: Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-356 с.

8. Ардаширова Э.Т. Эстетическая категория "катарсис" в педагогике. М.

9. Правление общества :3нание .- ТОО "Интел ГЕХ", 1994.- 32с.

10. Арет А.Я. Очерки по теории самовоспитания.-Фрунзе,1961 .-124 е.; с. 15

11. Асмолов А.А., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностейразвития личности/от диагностики отбора до диагностики развития// Вопр. психол.-1992.-№ 12.-c.6-14

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общепедагогическийаспект).М.: Педагогика, 1977.-256 с.

13. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современнойобщеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1985.-208 с.

14. Бабошина Е.В. Педагогические условия для развития гуманитарныхспособностей учащихся в учебном процессе. Дис. .канд.пед.наук.-Курган, 1995.-187 с.

15. Баранов О.А., Ахола Л.В. Нравственное воспитание школьников присистемно-дифференцированном подходе к лекционной работе ( Из опыта работы лекторов-педагогов) Калининская обл. орг. общ. "Знание" РСФСР, 1988.-32 с.

16. Бахтин М.И. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разныхлет.-М.-Ху дож. литература, 1975.-340с.

17. Белинский В.Г. Собр. Соч. В 3 Т.- М., 1968.Т.2 с.378-380

18. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.-422 с.

19. Берулава М.Н. Гуманизация образования : Проблемы и перспективы.-2еизд.- Бийск : НИЦ БиГПИ, 1996.-31 с.

20. Берулава М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспектегуманизации образования. -См:/ Гуманизация образования.

21. Психолого-педагогический международныйжурнал .№ 1.1998.С. 15,14-23

22. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.

23. М.:Педагогика, 1989.-192 с.

24. Библер B.C. Мышление как творчество.- М. Изд-во полит, литры, 1975.-399 с.

25. Блюмкин В. А. Нравственное воспитание: Философско-этическиеосновы. Воронеж. Изд-во Воронежского ун-та, 1990.-141 с.

26. Богданова О.С. Нравственное воспитание младших школьников : Кн.для учителя. М.: Просвещение. 1988.-204 с.

27. Богданова О.С. Совершенствование нравственного воспитанияшкольников//Воспитание школьников. 1981.№4

28. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы вначальных классах.-З е изд., доработ. М.: Просвещение, 1986.- 189 с.

29. Богданова О.С., Петрова В.И. Некоторые проблемы нравственноговоспитания и развития младших школьников. М.: Педагогика. 1972.104 с.

30. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитаниестаршеклассников. -Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1988.-206 с.

31. Боголюбов В.И. Педагогическая технология : Эволюция понятия1. Сов.педагогика-1991 .-№9

32. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.- М.: Просвещение. 1981- 260с.

33. Богоявленская Д.Б. Развитие творческих способностей и одаренности //

34. Гуманизация образования. Психолого-педагогическиймеждународный журнал.№1.1998.С.24-31

35. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.1. М.,1968.с.152,195;271

36. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории.1. М, 1979.,-224 с.

37. Бондаревская Е.В .Нравственное воспитание учащихся в условияхреализации школьной реформы: Учеб. пособие / Рост, н/ Д. гос. пед. ин-т Ростов -на- Дону :РГПИ, 1986.-120 с.

38. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старшихшкольников: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. Л., 1980

39. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старшихшкольников.: Учебное пособие по спецкурсу.-Р.-н-Дону, 1976.-192 с.

40. Брандт Г.А., Лобок A.M. Преодоление морали или парадоксынравственного искусства". -М.: Знание. 1990.-64 с.( Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Эстетика",№ 5)

41. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания уходящего века1. Вопр. психол. 1993.№1

42. Веденев А.В. Роль внутренних противоречий и способов ихпреодоления в развитии личности // Вопр. психол. 1959.№1

43. Вейт М.А., Соколова Л.П. Воспитание школьников в духегуманистической морали: Учеб. пособие / Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К. Крупской, Яросл. гос. пед. ин-т им. К.Д. Ушинского. -Ярославль: ЯГПИ, 1987.- 87 с.

44. Векслер С.И. Современные требования к уроку.- М.: Просвещение,1974.-127 с.

45. Венгер Л.А. Педагогика свособностей.- М.: Знание, 1973.-96 с.

46. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Межвузов, сб.науч. тр. /Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена; Редкол. Н.А. Яковлев и др.- Л.: ЛГПИ, 1989.-155 с.

47. Вопросы психологии нравственного развития школьников. Труды ин-тапсихологии /Под ред. В.Н. Колбановского и В.А. Крутецкого. Изд-во АПН РСФСР. Вып. 23. М., 1962.-163 с.

48. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Психол.очерк.Кн. для учителя.-3-е изд.- М.: Просвещение, 1987.-93 с.

49. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития вшкольном возрасте. -Избр .психол. исслед. М.,1956 с.447-448;449

50. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1968.С.322

51. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 Т. М., 1981-1984.Т.4;с.254;247

52. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 Т.М., 1983. Т.З с.451

53. Выготский Л.С Избранные психологические исследования.1. М.,1956.с.449

54. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 Т. М., 1981-1984.Т.2.,с.177

55. Высоцкий А.И. Анализ приемов, применяемых подростками присамовоспитании.- В кн.: Материалы 2-1 Межвузовской научной конференции по проблемам психологии воли. Рязань, 1967.С.51-53

56. Высоцкий А.И. Психологическая характеристика процессасамовоспитания у подростков ; Автореф. дис. на соиск.степ.канд.пед.наук.-Ярославль, 1967.С.6

57. Гаврилов В.А. Проблемы развития теории нравственного воспитанияшкольников в советской педагогике (1945-1985г.г.)Отв. ред. В.И. Кожокарь. -Кишинев: Штиница, 1990-169 с.

58. Гаврилова Т.П. Роль эмпатии в формировании нравственных мотивов удетей //Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения.-М.,1976,с. 108-114

59. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическоевоспитание школьников: Кн. для учителя.- 2-е изд.,доп. и перераб. -Минск : Народная асвета, 1988.-126 с.

60. Гозенпуд А.Н. О педагогической природе ТЮЗа. В кн.: Искусство иэстетическое воспитание молодежи /АН СССР ВНИИ искусствознания.- М.: Наука, 1981, с. 303

61. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. -М.:1. Педагогика, 1989.- 157с.

62. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствамиискусства и действительности.- М.: Педагогика. 1986.-126 с.

63. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитаниемшкольников. В помощь классному руководителю и воспитателю.-2-е изд.,перераб.-М.:Просвещение. 1975.-176 с.

64. Турин В.Е. Воспитание единства нравственного сознания и поведениястаршеклассников.-Краснодар,1979.-29 с.

65. Гурин В.Е. Воспитание морально-волевой активностистаршеклассников //Сов. педагогика. 1874.№3

66. Гурин В.Е. Концепция нравственного воспитания личности всовременных условиях.- В сб.: Образование, предпринимательство, мораль : Материалы научно-практической конференции АПСН, г. Краснодар, 26-27 мая 1997г.

67. Гурин В.Е. Проблема достижения единства нравственного сознания иповедения старшеклассников //Сов. педагогика. 1980.№11

68. Гурин В.Е. Совершенствование процесса нравственного воспитанияшкольников и управления им. В кн.: Совершенствование нравственного воспитания школьников в условиях перестройки. Методические рекомендации.-Краснодар, 1989.С.З-13

69. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведениястаршеклассников.-М.-Педагогика, 1988.-136 с; с.30,33;34.

70. Денисов Н.Г. Система регионального непрерывного художественноэстетического образования. Часть 1. Концепция.-Краснодар, 1997.-17 с.

71. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современнойдидактики /Под ред.М.И.Скаткина.-М.:Просвещение. 1982.-319 с.

72. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенностишкольников (Сб. статей Тираспольского пед. ин.-та им. Т.Г. Шевченко). Редкол.: Л.Г. Холодюк.- Кишинев :111тиница, 1991.-160 с.

73. Донченко А.П. Фактор времени в нравственном становлении иразвитии личности.-Л.:ЛГУ, 1988.-121 с.

74. Дружинин В.Н. психодиагностика общих способностей /Российскаяакадемия наук. -М.- Akademia, 1996.-215 с.

75. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. -М.: Лантера-Вита,1995.-150 с.

76. Ершов П.И. Технология актерского искусства. М., :ВТО, 1959.-308 с.

77. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучениешкольников 1-11 классов. М.,1990

78. Ершова А.П. Учителю об учителе. В кн.: Искусство в жизни детей :

79. Опыт худож. занятий с младшими школьниками.: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1991.С.4-1174.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.