Драматизация как педагогическое условие воспитания социально-политической активности студентов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Филимонова, Наталья Николаевна

  • Филимонова, Наталья Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 179
Филимонова, Наталья Николаевна. Драматизация как педагогическое условие воспитания социально-политической активности студентов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Ростов-на-Дону. 2006. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Филимонова, Наталья Николаевна

Введение.

Глава 1 Научно-педагогические основы исследования воспитания социально-политической активности студентов.

1.1 Политическая культура общества: сущность феномена и содержание понятия.

1.2 Взаимосвязь политической культуры общества и социальной активности студенческой молодежи.

1.3 Концептуальные основы воспитания студентов в условиях профессионального образования.

Выводы.

Глава 2 Содержание и организация воспитания социально - политической активности студентов на основе драматизации.

2.1 Драматизация как культурное содержание воспитания студентов.

2.2 Диагностика политической компетентности и социальной активности современных студентов.

2.3 Драматизация как технология воспитания социально - политической активности студентов.

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Драматизация как педагогическое условие воспитания социально-политической активности студентов»

Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях трансформации политической системы в России на рубеже веков молодежь была подвержена массированной атаке со стороны зарубежных средств массовой коммуникации, включая телевидение и компьютерные технологии. С одной стороны, пропагандировался западный образ жизни, ориентированный на демократию, с другой, отрицались традиционные ценности социального порядка и справедливости. Такая ситуация усугубила воспитательное состояние профессионального образования, которое и в предыдущий период не отличалось особым вниманием к формированию социальной активности личности. Переход же к демократическим формам государственного устройства предъявляет новые требования к гражданам страны, которые должны быть способны не только отстаивать свои права, но и выполнять свои социальные обязанности. Наиболее активной частью населения является студенческая молодежь, поэтому государство должно быть заинтересовано в том, чтобы ее социализация получила позитивную ориентацию.

Качество воспитания социально-политической активности студентов зависит от особенностей культурной и образовательной среды, уровня культурного развития властителей и подвластных, от всех тех факторов, которые в понятиях современной науки выражаются понятием «политическая культура». Ценностный уровень политической культуры характерен для современных обществ, где существуют демократические режимы. Во многих демократических странах Запада политическая культура воспринимается как непреходящая общественная ценность и ее развитию и совершенствованию уделяется огромное внимание, как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества. Когда политическая культура представляет собой общегражданскую ценность, то возможно взаимное обогащение культуры и политики, которая связана с политической деятельностью и выступает определенным способом ее осуществления.

В то же время социологические исследования (Смоленский, Собкин) показывают, что для выработки у российского населения положительных политических ценностей необходимо длительное время. Теоретические «кавалерийские наскоки» политиков, осуждающих такое положение дел или «любующихся смирением и покорностью», неправомерны, а поэтому актуальным представляется работа по воспитанию социально-политической активности студентов, которые в будущем смогут влиять на развитие страны в целом.

В современной России активизировались различные формы антиобщественного поведения среди молодежи, такие как экстремизм и шовинизм, которые требуют социокультурного противодействия. Молодежная аудитория по-разному реагирует на экономические и социальные трудности, одни доходят до политического терроризма, другие полностью игнорируют участие в политической жизни общества - не участвует в выборах, не признает членства в партийных организациях, не проявляют гражданские качества. Исследователи активности молодежи в контексте политического терроризма (А.Ю. Дроздов, Б.К. Мартыненко, А.В. Сериков1 и др.) отмечают, что рост экономического неравенства людей, социальные и национальные противоречия ведут к разочарованию молодежи в эффективности законных способов обретения социальных благ, к массовой маргинализации и криминализации, росту социального недовольства. В связи с этим социальные институты должны заниматься проблемами воспитания социально-политической активности студентов, которые станут проводниками взвешенной политики, что приведет к преодолению угрозы национальной безопасности общества.

Модернизация высшего образования обусловлена усилением конкуренции в условиях рыночной экономики, основной задачей которой является повышение компетентности выпускников ВУЗов. Компетентности формируются

1 Дроздов А Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации. // Социологические исследования - 2003 - № 4; Мартыненко Б.К Политический терроризм: понятие, признаки, классификации. // Северо-Кавказский юридический вестник - 1995 - № 7; Сериков А В Отношение молодежи Ростовской области к событиям в Москве и Бесла-не. // Путь в науку. Молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук. Вып.5.4.2. Ростов н/Д., 2004. не только в учебном заведении, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, современных масс медиа. Социальной практике и экономике необходим ответственный специалист, а высшая школа традиционно сориентирована на репродукцию профессиональных знаний и умений, имеющих невысокую эффективность, что приводит зачастую к личностной пассивности выпускников. Комитет по образованию Совета Европы рассматривает компетентности как необходимый показатель качественного образования в современном мире. Он предложил два подхода к их классификации: предметно-содержательный и процессуально-технологический. Первый подход ориентирует рассматривать компетентности на основе совокупности знаний и умений в определенной социальной сфере. В структуру значимых ком-петентностей входят политические и социальные компетенции, которые рассматриваются, как способность личности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в урегулировании конфликтов и участие в деятельности демократических институтов общества. Важными считаются компетенции, касающиеся жизни в многокультурном государстве, включающие понимание и признание различий между людьми и нациями, уважение и способность жить с людьми других культур, языков и религий. Мировые образовательные тенденции актуализируют воспитательную проблематику в отечественных ВУЗах, потому что от уровня сформированности данных компетенций выпускников зависит их качество социальной жизни, а, следовательно, политическая стабильность общества.

Осуществлять активность достаточно сложно в условиях развивающейся демократии, потому что большое количество политических партий, зачастую с одинаковыми лозунгами, не оставляют шансов на сознательный выбор. Значительную часть электората составляют молодые люди, которые не способны подчас определить тех кандидатов, которые впоследствии будут соответствовать запросам демократического общества. В связи с этим активность студентов становится позитивной, либо негативной. Подлинно социальной она может стать только на основе политической компетентности, обретя при этом определенное социальное качество.

Ориентируясь на социализацию и воспитание студентов в новых социально-культурных условиях, необходимо одновременно решать актуальные задачи разных направлений воспитания, использовать виды деятельности, связанные с развитием креативности личности, ее познавательной активности, морально-волевых качеств. Необходимым условием решения задач данного направления воспитательной работы со студентами является подбор видов и форм социально-культурной деятельности, посредством которой студент сможет удовлетворить свои потребности в самовыражении, самоуправлении, общении, познании, выявлении себя как неповторимой индивидуальности. Весьма эффективным методом является театральная педагогика в ее прикладном аспекте. В школьной педагогической практике давно используется деятельность театральных кружков, как правило, сориентированная на эстетическое развитие учащихся.

В практике неспециализированных ВУЗов (гуманитарных, педагогических, технических и др.) данное направление не использует свой культурный потенциал, обедняя тем самым спектр воспитательного влияния на личностное развитие студентов. В то же время студенты погружены в массовую культуру, которая оказывает на них зачастую разрушительное воздействие. О негативных тенденциях массовой культуры пишет исследователь А.В. Костина, отмечая, что она имитирует творческую активность и сложность, претендуя на способность формирования творческого сознания. «Виртуальная реальность, становящаяся реальностью потребления, компьютерные программы, задающие алгоритмы создания артефактов, по форме приближающихся к элитарным, возможности коммуникативных технологий, расширяющие сферу деятельности человека - все это создает иллюзию роли элитарной культуры в рамках постиндустриального общества»1. Молодежь, яв

1 Костина А В Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2006. С. 10-11. ляясь основным потребителем ее высокотехнологичной продукции, становится пассивной в социальной жизни. Преодоление культурного противоречия возможно посредством духовных практик. Таким культурным потенциалом обладает драматизация, использование которой в профессиональном воспитании позволит студентам реально овладеть опытом социальной и культурной коммуникации. Становится очевидным, что воспитание социально-политической активности студентов в условиях массовой культуры требует нетрадиционного подхода. Педагогические технологии, основанные на театральных приемах, позволят студентам осуществлять выбор разных социальных ролей, свободно переключаться от одной деятельности к другой, обеспечат действительную активность, самостоятельность, изменение отношения к окружающему миру, умений координировать собственную позицию с позицией других людей. В то же время в массовой педагогической практике отсутствуют культурно-образовательные условия, комплексно обеспечивающие реализацию задач по воспитанию социально-политической активности студентов. Анализ социально-педагогической ситуации показал наличие ряда противоречий между:

• необходимостью политического реформирования и низким уровнем политической культуры общества в целом;

• распространением антиобщественных форм поведения среди молодежи и неспособностью политических структур государства на быстрое котрреаги-рование и планомерную работу с неформальными молодежными организациями;

• возрастным стремлением молодежи к активной жизни и негативным влиянием на нее массовой культуры, которая навязывает пассивное потребление артефактов;

• потребностью студентов в овладении социальными и политическими ком-петентностями и недостаточным уровнем ее удовлетворения в условиях вузовского образования, не использующего нетрадиционные педагогические технологии.

Степень научной разработанности проблемы. В исследованиях проблем профессионального образования широко используются достижения общей педагогики и психологии, в том числе наследие JI.C. Выготского, Б.Г. Ананьева, В.А. Сухомлинского и др. Обобщающие исследования по педагогике высшей школы Г.И. Герасимова, В.А. Козырева, A.M. Новикова, Н.К. Сергеева, В.И. Слободчикова, H.JI. Шубиной актуализируют роль образования в определении культурного облика современного российского общества1.

Проблемы воспитания в профессиональном образовании рассматриваются исследователями достаточно редко, потому что традиционно основной задачей его считается подготовка будущих специалистов. В то же время в работах Н.М. Борытко, Т.Н. Власовой, H.JI. Селивановой, В.В. Серикова2, Н.В. Тельтевской актуализируются вопросы гражданского, духовно - нравственного воспитания студенческой молодежи. В исследованиях в то же время достаточно слабо представлены методы воспитания студенческой молодежи, в основном речь идет о традиционных и направлениях средствах.

Особое место в развитии личности занимает театр и креативные способы, которые, однако, в педагогических работах по профессиональному образованию практически не разрабатываются, кроме специализированных учебных заведений культурологической и художественной направленности. Среди креативных способов личностного развития на первый план выдвигаются игровые (театральные), изучение которых имеет глубокие историко - педаго

1 Герасимов Г.И Трансформация образования - социокультурный потенциал развития российского общества. М., 2005; Козырев В А , Шубина HJI. Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса. СПб., 2005; Новиков A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования. // Педагогика - № 9 - 2000; Новиков А.М Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М., 2000; Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории). СПб.- Волгоград, 1997; Слободчиков В.И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (концептуальные основания). М. - Киров, 2003.

2 Власова Т. И Педагогика духовности как актуализированная практика современной школы. // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования. Выпуск 12. Волгоград, 2003; Сериков В.В. Воспитание нравственного сознания и поведения. Воспитание эстетического вкуса. // Общая педагогика: избранные лекции. Волгоград, 2004; Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания. / Ред. H.JI. Селиванова, Е.И. Соколова. М.-Тверь, 2004. гические традиции (Я.А. Коменский, Ф. Шиллер, Й. Хейзинга, Дж. Морено, К.С. Станиславский, Н.Н. Бахтин, П.М. Ершов1 и др.).

В современной отечественной педагогике ученые В.М. Букатов, А.П. Ершова и другие разрабатывают социо-игровые формы обучения школьников в контексте новой области художественной и общей педагогики - драмогерме-невтики, которая связана с определением и развитием перспектив театральной педагогики в современной культуре. В фундаменте любого драматического произведения, утверждают исследователи, от античной трагедии до водевиля заложен конфликт, при осознании и разрешении которого человек овладевает социальной компетенцией.

Педагогический аспект театральных приемов и методов, перенесенных в академическое и дополнительное пространство образования, предполагает выявление их социально-культурного потенциала. В разное время проблемами драматизации стали заниматься такие ученые, как JI.C. Выготский, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин. Она исследовалась как форма внеклассной работы (В.Г. Ширяева, В.А. Шилов), педагогически организованная игра подростков (Н.П. Аникеева, JI.B. Макаренко), познавательная игра младших школьников (О.С. Газман, З.В. Баянкина, В.М. Григорьев). Вопросам использования методов театрализации в обучении и воспитании посвящены труды К.А. Арбузова, А.П. Ершовой, JI.A. Никольского, М.А. Разбаш, Б.Н. Цикина; процесс организации театрального творчества в детском коллективе рассматривается Н.Ш. Владимировой, Т.М. Есенковой, А.А. Леоновым, Т.Г. Пенем, Е.Э. Сен-чиловым, Ю.И. Рубиной, Е.К. Чухман. В то же время нам не удалось обнаружить работ, в которых исследовалась бы проблема драматизации как педагогической технологии воспитания социально-политической активности студентов, обучающихся в вузах, неспециализированных в области культуры и искусств.

1 Морено Я Психодрама. М., 2001; Ершов П.М. Проблема материала в актерском искусстве. Канд. дисс. М.; ГИТИС, 1946; Технология актерского мастерства. М., 1992.

В связи с этим возникает потребность в научном осмыслении взаимосвязи отмеченных процессов в ракурсе повышения качества высшего образования и воспитания студенческой молодежи. Обнаруженные противоречия и недостаточная научная разработанность выявили проблему, которая сформулирована в теме исследования «Драматизация как педагогическое условие воспитания социально-политической активности студентов».

Объектом исследования является воспитание социально-политической активности студентов.

Предмет исследования: драматизация как культурный феномен и педагогическая технология воспитания социально-политической активности студентов.

Гипотезой исследования послужило предположение, что профессиональное воспитание может обрести социально-культурное качество на основе драматизации, потому что ее сущностью, с одной стороны, является действие, воспроизведение того или иного образа, сюжета, импровизация. С другой стороны, она позволяет студентам раскрепостить творческие способности, развить личностные качества, освоить различные социальные стратегии поведения в культурно-образовательном пространстве неспециализированного вуза. В этой связи эффективность воспитания социально - политической активности студентов повысится при следующих педагогических условиях, если:

• преподаватели будут опираться на междисциплинарный подход, интегрирующий гуманитарное знание педагогики, социальной и политической психологии, теории социально-культурной деятельности, театральной педагогики;

• процесс воспитания будет выстроен в соответствии с закономерностями социализации личности, ее политической компетентности;

• последовательность этапов воспитания будет ориентироваться на данные комплексной диагностики политической культуры студентов;

• организация процесса воспитания будет использовать достижения дра-могерменевтики, а педагогической технологией станет драматизация, посредством которой студенты освоят социальные и политические роли.

Цель исследования: обоснование и разработка культурно-образовательных условий, влияющих на эффективность системы воспитания социально - политической активности студентов.

Задачи исследования:

1. Определить сущность социально-политической активности студентов в рамках междисциплинарного подхода.

2. Сформулировать концептуальные основы воспитания студентов в условиях профессионального образования.

3. Выявить социально-культурный и образовательный потенциал драматизации.

4. Определить критерии и показатели политической культуры студентов.

5. Разработать и внедрить драматизацию как воспитательную технологию в процессе развития социально- политической активности студентов.

Теоретико-методологической основой исследования стали концепции политической культуры (Г. Алмонд, С. Верба, Д.В. Ольшанский); культурологический подход к образованию (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова); идеи философской (Н.Е. Новгородская) и психологической антропологии (В.И. Слободчиков); концептуальные подходы к воспитанию Дж. Морено; театральная педагогика, ориентирующая актера на синтез действия, чувств и сверхзадачи (К.С. Станиславский, П.М. Ершов, А.П. Ершова); идеи социальной и политической психологии, показывающие социальную обусловленность политических действий человека (JI.C. Выготский, Д. Майерс, Д.В. Ольшанский).

В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические - анализ, синтез, интерпретация, концептуализация и моделирование; эмпирические - наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент; специальные методы - обобщение педагогического опыта, изучение творческих работ студентов, совместная творческая и социально направленная деятельность.

Организация исследования осуществлялась с 2003 г. по 2006 г. и включала: поисково-теоретический этап, в ходе которого проводился анализ философских, социологических, психолого-педагогических теорий, разрабатывалась методология исследования; опытно-экспериментальный этап включал констатирующий и формирующий эксперименты, апробировались педагогические технологии, обрабатывались результаты; теоретико-обобщающий этап позволил осуществить систематизацию и оформить материалы исследования.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивались методологической непротиворечивостью, обоснованностью исходных теоретических положений, достаточной опытно-экспериментальной базой, использованием методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам, практическим подтверждением положений гипотезы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

• на основе базового понятия «политические и социальные компетенции личности» выявлена сущность и характеристики социально-политической активности студентов;

• сформулированы концептуальные основы воспитания, ориентирующие преподавателей в совместной социально-культурной деятельности со студентами преодолевать противоречие между пассивным образом жизни, навязываемым массовой культурой, и возрастным стремлением молодежи к активности, наполняя этап профессионального образования социальными ценностями и смыслами;

• в контексте драмогерменевтики выявлен социально-культурный и образовательный потенциал драматизации;

• разработана драматизация как педагогическая технология воспитания лидерских качеств и освоения социального и политического поведения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность социально-политической активности студентов. Теоретико - методологической основой для исследования социально-политической активности студентов стало базовое понятие - политические и социальные компетенции - это способность личности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в урегулировании конфликтов и участие в деятельности демократических институтов общества (Совет Европы, Комитет по образованию). Социально-политическая активность студентов является показателем сформированности политической культуры личности и характеризуется качеством политических знаний, уровнем убеждений, степенью социализации и культурной идентификации.

2. Концептуальные основы воспитания студентов в условиях профессионального образования. Концептуальными основами воспитания молодежи является философская и психологическая антропология, в рамках которой студенческий возраст рассматривается как наиболее сенситивный для экзистенциальной и социальной идентификации. В условиях массовой культуры, когда молодежь становится основным потребителем некачественных произведений, у нее формируется пассивная форма социализации, что необходимо преодолевать воспитательными средствами в культурно-образовательном пространстве вуза. Таким образом, целью профессионального воспитания студентов должно стать развитие активности личности, имеющая позитивную характеристику и социальную направленность.

3. Социально-культурный и образовательный потенциал драматизации.

В основе драматического произведения заложен конфликт, понимание и разрешения которого, приводит личность либо к позитивному, либо к негативному социальному взаимодействию. Социально-культурный потенциал драматизации, как формы театрального искусства, в таком контексте выражается в форме воздействия на социальные компетенции человека.

Образовательный потенциал драматизации связан с ее целесообразным включением в воспитательный процесс для формирования позитивной социальной идентификации студентов и заключен в феномене синтетического сочетания различных видов культурной деятельности (импровизация, художественное чтение, музыкальное исполнительское искусство, пение, актерская игра, режиссура и др.), что позволяет обучающимся овладевать различными социальными, в том числе и политическими ролями.

4. Политическая культура студентов реализуется в политической компетентности, показателями которой являются знания о политике, политические интересы и ориентации; оценки политических явлений и политические убеждения. В реальном политическом пространстве современного российского общества формирование компетентности студентов должно преодолевать политические мифы и стереотипы; политические обряды и ритуалы, приводя к демократическим образцам и нормам поведения.

Качество политической культуры зависит от социальной идентификацию и готовности студентов к проявлению ответственности (долг, обязанности). В таком сочетании критерием политической культуры студентов выступает ее социальная направленность, проявляющаяся в позитивной активности личности.

5. Драматизация, как воспитательная технология, обусловлена закономерностями психо- и социо- драмы и изоморфна этапам формирования политической культуры личности.

Цель тренинга-драматизации - развитие лидерских качеств студентов.

Задачи: 1) преодоление ложных страхов; 2) признание внутренних комплексов и их принятие; 3) раскрепощение душевных сил; 4) освоение социальных ролей.

Результат - увеличение веры в собственные силы, освобождение от чужих комплексов, возникновение потребности в принятии самостоятельных решений, удовлетворение желания в общении с другими людьми на основе адекватных реакций и социальной ответственности.

Тренинг-драматизация выстроен в логике четырех этапов аналитического, импровизационного, рефлексивного и тренинго-ролевого.

Социо драматические действия студентов включают 1) наблюдения за поведением людей в разных ситуациях; 2) выполнение действий в аналогичных ситуациях с позиции выбранного субъекта; 3) самоанализ поведения и определение личностных качеств в данных обстоятельствах; 4) отработку и закрепление лидерских качеств в условиях политической агитации электората.

Практическая значимость. В исследовании разработаны и апробированы:

• критерии политической культуры студентов;

• пакет диагностических материалов, направленных на изучение политической компетентности и социальной активности студентов;

• авторская программа «Политическая культура общества и личности»;

• учебно-методическое сопровождение технологии «драматизация».

Полученные диагностические данные, выводы и практические материалы могут быть использованы в высших, средне специальных учебных заведениях, в образовательных учреждениях культуры и искусств в процессе воспитания и обучения студентов, в дополнительном образовании школьников и студентов.

Апробация и внедрение результатов. Эксперимент проводился со студентами Ростовского филиала Московского государственного открытого педагогического университета, Ростовского государственного педагогического университета. Общее количество составило 246 человек.

Апробация осуществлялись посредством публикации научных статей и тезисов, в процессе выступлений на конференциях, заседаниях кафедры общегуманитарных дисциплин и психологии, научно-методических семинарах МГО-ПУ; международных и региональных научно-практических конференциях «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России» (Ростов-на-Дону, 2004,2006).

По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 6,2 п.л.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (161 источник) и 2 приложений. Общий объем работы составляет 179 страниц машинописного текста. Работа содержит 6 рисунков, 12 таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Филимонова, Наталья Николаевна

Выводы по второй главе

Драматизация представляет собой единство полихудожественной деятельности и игровой (театрализованной) формы. Традиционно она находит применение в различных педагогических и театрально -воспитательных системах, является особым средством введения обучающихся в учебно-художественную деятельность.

Специфика использования драматизации как воспитательного условия в дополнительном пространстве профессионального образования заключена в ее педагогическом потенциале. Поскольку в основе драматического произведения заложен конфликт, то его понимание и разрешение приводит личность либо к позитивному, либо к негативному социальному взаимодействию. Со-циалъно-культурный потенциал драматизации, как формы театрального искусства, в таком контексте выражается в форме воздействия на социальные компетенции человека.

Образовательный потенциал драматизации связан с ее целесообразным включением в воспитательный процесс для формирования позитивной социальной идентификации студентов и заключен в феномене синтетического сочетания различных видов культурной деятельности (импровизация, художественное чтение, музыкальное исполнительское искусство, пение, актерская игра, режиссура и др.), что позволяет обучающимся овладевать различными социальными, в том числе и политическими ролями. Особенностью драматизации является то, что в ее процессе все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в «лицах», при помощи различных выразительных средств: музыкальной и речевой интонации, пантомимики, жеста, позы, мизансцены.

Для воспитания социально-политической активности студентов использование драматизации связано с необходимостью развития их лидерских качеств, в результате чего у участников появляется вера в свои силы, происходит освобождение от ложных страхов, возникает потребность в принятии самостоятельных решений, удовлетворяется желание в общении с другими людьми на основе адекватных реакций и социальной ответственности.

Драматизация основана на игре. В науке существует несколько трактовок соотношения игры с культурой. Во-первых, игра как универсальное средство адаптации субъекта, характеризующееся временным выключением его из системы общественных норм ради их усвоения. Конденсируясь в структуре поведения, игра составляет внутренний план в структуре личности (проигрывание ситуаций для самопознания и принятия решения). Во-вторых, мир игры имеет свои пределы, как в реальном пространстве, так и в воображении играющих. Время игры - имманентное настоящее, способное вобрать в единый час игры всю человеческую жизнь. В-третьих, в процессе игры природа как бы тренирует отдельные способности и психические функции, необходимые для овладения теми или иными навыками. В четвертых, драматическая игра обладает уникальным сочетанием интеграции реальности (игровая деятельность) и условности (отображение жизни). Человек погружается в условный мир, переносится в иное ценностно -смысловое пространство, которое создается путем абстрагирования от привычного повседневного значения предметов и введения новой системы правил. Особенно это актуально в процессе воспитания активности личности.

Сущность игры-импровизации заключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень игры и характеры роли, сама же игра развертывается в виде импровизации. Она расширяет возможности тренировки личностных качеств, особенно в сфере независимости и самодеятельности, что является важными показателями политической культуры современного человека.

Политическая культура личности, базируясь на знании политики, фактов, заинтересованности ими, включает их оценку, эмоциональную окраску политических событий, поэтому, развивая, при этом социальную активность, у студентов может появиться стремление к участию в демократических процессах современного общества.

Особое значение драматизация играет в процессе преодоления существующих политических мифов, стереотипов, обрядов и ритуалов, которые снижают степень самостоятельности молодежи, а также подвергают Современный политический миф отвечает извечным чаяниям человека, но в отличие от архаического, он актуален и конкретен, характерен для своего времени. Это политический миф о великом вожде, мудрой политике и разнообразные мифы ожидания перемен.

С другой стороны, молодежи свойственен бунтарский дух, она более всего склонна к опровержению традиций, что с помощью драматизации может быть уравновешено, в результате чего снимается социальное напряжение между поколениями, особенно обостряющееся в эпоху реформ. Шедевры драматургии, использованные в тренинге по развитию лидерских качеств студентов, наполнены историческими традициями, в которых сконцентрирована мудрость многих поколений, коллективный практический опыт. В такой ситуации возникает доверие к позитивным политическим традициям как образцам, обладающих социальной надежностью.

Направленность социальных идентификаций студентов находит отражение в политических ориентациях, позиции и участии в политической жизни общества. Основными показателями формирующейся политической культуры студентов, на наш взгляд, являются их сознательное участие в выборах различных уровней, осмысление политических установок кандидатов, пропаганда устойчивых демократических программ политических партий среди населения микрорегиона.

Драматизация, как воспитательная технология, обусловлена закономерностями психо- и социо- драмы и изоморфна этапам формирования политической культуры личности. Ее цель - развитие лидерских качеств студентов, задачи: 1) преодоление ложных страхов; 2) признание внутренних комплексов и их принятие; 3) раскрепощение душевных сил; 4) освоение социальных ролей. Результат - увеличение веры в собственные силы, освобождение от чужих комплексов, возникновение потребности в принятии самостоятельных решений, удовлетворение желания в общении с другими людьми на основе адекватных реакций и социальной ответственности.

Тренинг-драматизация выстроен в логике четырех этапов аналитического, импровизационного, рефлексивного и тренинго-ролевого. Социо драматические действия студентов должны включать 1) наблюдения за поведением людей в разных ситуациях; 2) выполнение действий в аналогичных ситуациях с позиции выбранного субъекта; 3) самоанализ поведения и определение личностных качеств в данных обстоятельствах; 4) отработку и закрепление лидерских качеств в условиях политической агитации электората.

Комплексная диагностика по окончании формирующего эксперимента, основанного на синергетико-модульном подходе, включала опрос, наблюдение, беседы, анализ учебной успешности студентов по изучению спецкурса «Политическая культура общества и политическая культура личности». Анкетирование, основная цель которого заключалась в определении степени сформированности политической культуры респондентов, проводилось по следующим параметрам: 1) изменение социальной идентификации и готовности студентов к проявлению ответственности; 2) адекватность политических предпочтений респондентов их политической компетентности; 3) изменение политической позиции студентов в контексте их социальной активности; 4) соответствие социальной активности студентов политической ситуации в стране; 5) степень готовности студентов к повышению политической компетентности.

Результаты апробации драматизации в качестве технологии воспитания социально-политической активности студентов подтвердили гипотезу и показали положительную динамику в их политической культуре. В то же время тревожным можно считать увеличение на 7% тех, кто связывает социальный порядок с теократической системой политического управления страной, по всей вероятности, данная группа студентов не смогла осознать недостатки такого правления, что может привести к религиозному экстремизму.

Заключение

Актуальность проблемы воспитания социально-политической активности студентов обусловлена тем, что в современной России происходит реформирование политической сферы, направленное на развитие демократического общества, в первую очередь. От результативности данного процесса во многом зависит повышение качество жизни всех слоев населения. Расширение прав и свобод требуют усиление внимания государственных структур к выполнению гражданских обязанностей. Наиболее сложным в этом отношении являются молодые люди, которые в силу возрастных особенностей, с одной стороны, весьма активны в жизни, с другой, как правило, пассивны в официальной политической сфере. В России на рубеже веков недобросовестные политики воспользовались этим противоречием, втягивая молодежь в экстремальные, националистически настроенные организации и группы.

В настоящее время правительство обратило серьезное внимание на эту проблему. Был разработан ряд программ, направленных на патриотическое и гражданское воспитание, основным проводником которых является система образования. Опыт зарубежных стран, в которых поставлена задача инкуль-турации граждан посредством стратегии - образование через всю жизнь, показывает, что в его рамках осуществляется производство компетентных людей, чья основная компетенция направлена на постоянное самообучение.

В контексте данного постулата становится очевидным, что российское образование должно ориентироваться, в первую очередь, на воспитание социальной активности будущих специалистов. Осуществлять же свою активность достаточно сложно в условиях развивающейся демократии, потому что большое количество политических направлений, партий, зачастую с одинаковыми лозунгами, не оставляют шансов на проявление позитивной активности. В то же время значительную часть электората составляют молодые люди, активность которых может стать подлинно позитивной на основе их политической компетентности, обретая при этом социальное качество.

Современное российское образование также попадает в ситуацию внутреннего конфликта, с одной стороны, декларируется равный доступ к его получению и обеспечение социализации молодого поколения в рамках единой системы культурных ценностей, с другой, новая социальная структура заставляет действовать институт образования в рамках трансляции социокультурных различий, порождая устойчивые стереотипы в данной сфере. В обществе возникла потребность в расширении воспитательной практики, поскольку трансформация всех сторон жизни особенно болезненно отразилась на духовно-нравственной сфере существования человека.

В исследовании была выдвинута гипотеза, которая проверялась адекватными методами, и была подтверждена полученными результатами.

Основной подход заключался во введении драматизации в качестве воспитательной технологии в процессе развития социально-политической активности студентов.

Драматизация, как воспитательная технология в неспециализированном вузе, базируется на закономерностях психо- и социо- драмы, которые, исследуя проблемы личности и окружающих людей, выявляют способы осмысления и разрешения конфликтов, другими словами драм, определяя тем самым социальные типы поведения в той или иной ситуации. Социодрама исследует технологии общения - ритуалы, образцы поведения и мышления, интонации, знаки, используемые людьми в разных знакомых и незнакомых, своих и чужих ролях. Драматизация в целом подразумевает не только то, что обыкновенно связывается с представлением об учебном (школьном) театре, то есть тщательно подготовленный спектакль со сценой, декорациями, бутафорией, костюмами, гримом, но и такие воспроизведения, которые происходят не преднамеренно, без всякой подготовки, в которых участники могут свободно, творчески передавать текст; которые могут происходить в свободном пространстве, без помощи внешних средств, способствующих сценической иллюзии (без декораций, сцены, костюмов). Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности, двигательный ритм, пластичность, благодаря чему расширяются творческие силы студентов, происходит развитие их лидерских качеств, а, следовательно, студенты по окончании эксперимента смогли поверить в себя не только в образовательной сфере, но и в политической, о чем свидетельствуют результаты комплексной диагностики.

Общий вывод состоит в том, что на основе введения в воспитательный процесс драматизации, которая стала основным условием изменений, социальная идентификация студентов приобрела политическую характеристику за счет: расширения и углубления политических знаний студентов; осознания себя активной частью электората, от которой зависят выборы в различные органы власти, а, следовательно, и политическое управление страной; отхода от политического стереотипа о зависимости социального порядка от одного человека, президента (культ личности); преодоления политического мифа об особом национальном пути политического развития современной России; изменения политических предпочтений студентов, которые стали находиться в русле мировых демократических тенденций; политических убеждений, которые приобрели устойчивость на основе адекватности реальной российской политике; наполнения политической позиции студентов реальным социальным содержанием, включающим их активность на выборах в органы власти.

Для подтверждения гипотезы особое значение имеет тот факт, что по окончании эксперимента студенты отдали предпочтение таким средствам повышения их политической компетентности, как драматизация и волонтерская благотворительная деятельность, которая была апробирована, но не нашла своего осмысления на страницах диссертации, что можно считать перспективным научным направлением в дальнейшем исследовании проблем воспитания социально-политической активности студентов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Филимонова, Наталья Николаевна, 2006 год

1. Авраамова Е.М. Проблемы доступности высшего образования. // Научные проекты НСП IISP Working Papers. WP3/2003/01. М., 2003.

2. Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. Вып.1. М., 1990.

3. Алиев М.Г. Культура согласия как эффективный фактор глобализации. // СОЦИС 2003 - №6.

4. Алмонд Г.А, Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия. // Политические исследования,- 1992 №4.

5. Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского. М., 1959.

6. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1994.

7. Анпилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений. Ростов/н/Д., 2004.

8. Аристотель. Политика. М., 2005.

9. Баталов Э. А. Политическая культура современного общества. М., 1990. Ю.Бахтин Н.Н. Театр и его роль в воспитании. // В помощь семье и школе. /

10. Под ред. А.П. Нечаева. М., 1911. И.Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961.

11. Богучарский А.В. Публичная политика как форма репрезентации власти в культурно-историческом процессе. Ростов/н/Д., 2005.

12. Большой словарь иностранных слов. М., 2002.

13. Бондаревская Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания. // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Волгоград, 2004.

14. Борытко Н.М. Воспитание как педагогика бытия: гуманитарно-целостный подход. // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Волгоград, 2004. С. 16-26.

15. Бро Ф. Политология. М., 1992.

16. Бурдье П. Социология и демократия. // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии РАН. М., 1999.

17. Быстрова А., Соловьева Н. Стратегии поведения семей в аспекте успешного жизненного сценария. // Новые потребности и новые риски. СПб, 2001.

18. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1990.

19. Вебер М. Политика как призвание и профессия. // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.21 .Власова Т.И. Возрождение духовно ориентированной парадигмы воспитания в отечественной педагогике. // Известия ЮО РАО: Выпуск У1. Рос-тов/н/Д., 2004.

20. Возьмитель А.А., Душащий JI.E. Жизненное благополучие населения и социальная конфликтность. // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М., 2003.

21. Войтасик JI. Психология политической пропаганды. М., 1981.

22. Волков Ю.Г. Идеология для России (основные идеи гуманистической идеологии России). М., 2004.

23. Волков Ю.Г., Малицкий B.C. Идеология и гуманизм. М., 2004.

24. Ворожейкина Т.Е. Государство и общество в России: исчерпание государ-ствоцентричной матрицы развития. // Политические исследования 2002 -№4.

25. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 1967.31 .ВятрЕ. Социология политических отношений. М., 1979.

26. В беседе с Леоновым. // Театральная жизнь 1961 - №16.

27. Галкин А.А. Становление политической науки: от философии политики к политическому моделированию. М., 1991.

28. Гаман-Голутвина О.В. Проблема субъекта модернизации в России: исто-рико концептуальные аспекты и современное состояние. // Власть и элиты в российской трансформации: Сборник научных статей. / Под ред. А.В. Дуки. СПб, 2005.

29. Герасимов Г.И. Трансформация образования социокультурный потенциал развития российского общества. М., 2005.

30. Гладков А.К. Мейерхольд говорит. // Новый мир 1961 - №8.

31. Гозман А.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов/н/Д., 1996.

32. Голосов Г.В., Лифанов А.В. Введение в политологию. Новосибирск, 1991.

33. Гоулднер А.У. Наступающий кризис западной социологии. СПб, 2003.

34. АО.Гофман А.Б. Существует ли общество? От психологического редукционизма к эпифеноменализму в интерпретации социальной реальности. // СОЦИС-2001 №1.

35. Граждан В.Д. Государственная служба как политико-административная власть. // Власть 2001 - №2.

36. М.Граждан В.Д. Деятельность и управление (социологический аспект). М., 1990.

37. Гребенкин А.В. Возвращение к игре. // Искусство и образование 2000 - № 3 (13).

38. Гусейнов Г. Личность мистическая и академическая: А.Ф. Лосев о «личности». // Новое литературное обозрение 2005 - № 76.

39. АЬДевисН. История Европы. / Перевод с англ. Т.Б. Менской. М., 2004.

40. АбДелла Сала В. Проблемы федерализма в эпоху глобализации. // Политая -2002-№4.

41. А1 Джефферсон Т. Заметки о штате Виргиния. JL, 1990.

42. А%.Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации. // Социологические исследования 2003 - № 4.

43. А9.Дука А.В. Субъектное поле российской политики. // Власть и элиты в российской трансформации: Сборник научных статей./ Под ред. А.В. Дуки. СПб, 2005.50Дюверже М. Политические партии. М., 2001.

44. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. / Пер. с англ. А.Б. Гофмана, примечания В.В. Сапова. М., 1996.

45. ЫДюркгейм Э. Социология образования. М., 1996.

46. Егорова-Гантман Е.В. и др. Политиками не рождаются. Как стать и остаться эффективным политическим лидером. М., 1993.

47. ЬА.Ершова А.П. Самодеятельный детский театр. // Театр и школа. М., 1980.

48. Ершов П.М. Проблема материала в актерском искусстве. Канд. дисс. М.; ГИТИС, 1946.

49. Ершов П.М. Технология актерского мастерства. М., 1992.

50. ЫЖувеЯ. Мысли о театре. М., 1960.

51. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975.

52. Загвоздкин В. Мимесис забытая категория педагогики. // Развитие личности - 2002 - №3.

53. Зборовский Г.Е. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности («круглый стол»). // Социс 2003 - № 5.

54. Зимбардо Ф.,Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2001.

55. Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М., 1996.

56. Ионин Л. Новая магическая эпоха. // ЛОГОС 2005 - №2 (47).вА.Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

57. Казанцев В.Г. Конституционный порядок в регионах федерации. Рос-тов/н/Д., 2004.

58. Капустин Б.Г. Моральный выбор в политике. М., 2004.

59. Ы.Кассирер Э. Философия символических форм: Язык. Т.1. М.-СПб., 2002.бЪ.Кнорринг В.И. Искусство управления. М., 1997.

60. Козлова Н.Н. Советские люди. Сцены из истории. М., 2005.

61. Ю.Козырев В.А., Шубина H.JI. Высшее образование в России в зеркале Бо-лонского процесса. СПб., 2005.

62. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмаль-ной рефлексии. СПб., 1999.

63. Коменский Я.А., ЛоккД., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Педагогическое наследие. / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1987.12..Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2006.

64. А.Кравцов Н.А. Философия права Мишеля Вилле. Ростов/н/Д., 2004.

65. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. М., 1991.

66. Круглый стол: Театр Детства Отрочества - Юности - шаги в третье тысячелетие. // Искусство и образование - 2000 -№1/11.

67. Кемпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить. М., 2002.

68. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России. // СОЦИС 2003 - №6.

69. Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.

70. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания. /Под ред.Н.Л. Селиваной, Е.И. Соколовой. М., Тверь. 2004.81 .Ловицкий Г.И. Субкультура общества: от хаоса к порядку. // Россия: путь в третьем тысячелетии. М., 2000.

71. Лубский А.В. Неклассическая модель исторического исследования. // Esse guam videri: Памяти Ю.С. Серого (1922-1986). Ростов/н/Д., 2003.

72. ЪЪЛуман Н. Общество как социальная система. М., 2004.

73. Луман Н. Честность политиков и высшая аморальность политики. // Вопросы социологии 1992 - № 1.

74. Ляпина Т.В. Политическая реклама. Киев, 2000.

75. МайерсД. Социальная психология. СПб., 2001.87Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

76. Мартыненко Б.К. Политический терроризм: понятие, признаки, классификации. // Северо-Кавказский юридический вестник 1995 - № 7.

77. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1956.

78. Михайлов Ф.Х. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.91 .Морено Я. Психодрама. М., 2001.

79. Неменский Б.М. Преподавать искусство как художественное творчество. // Советская педагогика 1986 - №8.

80. Новгородская Н.Е. Новое время: интеллектуальный портрет эпохи. Рос-тов/н/Д., 2002.

81. Новиков A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования. // Педагогика № 9 - 2000.

82. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М., 2000.9б.Олсон М. Логика коллективных действий. Общие блага и теории групп. М., 1995.

83. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. М., 1995.

84. Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб., 2002.

85. Ордещук. Создание стабильных демократических институтов: уроки американского развития. // Мировая экономика и международные отношения -1991 -№3.

86. Осипов A.M. Общество и образование. Новгород, 1998.

87. Платон. Государство. Законы. Политика. М., 1998.

88. Патнем Хилари. Разум, истина и история. М., 2002.103 .Пейн Т. Избранные произведения. М.,1959.

89. Петренко В.Ф., Митина О.В. Семантическое пространство политических партий. // Психологический журнал Т. 12.-1991 - №6.

90. Плотникова Т.В. Политическое поведение в России. / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов/н/Д., 2004.

91. Политическая мифология и историческая наука на Северном Кавказе. / Отв. ред. В.В. Черноус / Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 24. Ростов/н/Д., 2004.

92. Плотникова Т.В. Политическое поведение в России. / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов/н/Д., 2004.

93. Профилактика негативных явлений в молодежной среде. Методические рекомендации. Ростов/н/Д., 2004.

94. Ракитянский М.Н. Портретология власти. Теория и методология психологического портретирования личности в политике. М., 2004.

95. Ю.РежабекЕ.Я. Мифомышление. М., 2003.

96. Резанов В. Из истории русской драмы. Нежин, 1907.

97. РолзД. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

98. Роман Р. Собр. соч. в 14 т. Т.14. М., 1958.

99. Российское общество и радикальные реформы. Мониторинг социальных и политических индикаторов. / Под ред. В.К. Левашова. М., 2001.

100. Роше Ф. Внутренние противоречия канадского федерализма. // Политические исследования 2003 - №4.

101. Рукавишников В.О., Халман Я., Эстер П. Мораль в сравнительном измерении. // Социс 1998 - №6.

102. Румянцев П.Е. Эстетическое воспитание в начальной школе. М., 1913.

103. СмелзерН. Социология образования. М.,1994.

104. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории). СПб.; Волгоград, 1997.

105. Сериков А.В. Отношение молодежи Ростовской области к событиям в Москве и Беслане. // Путь в науку. Молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук. Вып.5. 4.2. Ростов н/Д., 2004.

106. Слободчиков В.И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (концептуальные основания). М. Киров, 2003.

107. Смирнов JI.M. Эмпирическое изучение базовых ценностей. // Мир России-2002-№1.

108. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников. / Редкол.: Е.К. Чухма, А.П. Ершов и др. М., 1989.

109. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

110. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 т. Т.З. М., 1954-1961.

111. Стефаненко Т.Г. О русской ментальности: константы и трансформация. // Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. М., 2005.

112. Судас Л.Г. Общественное мнение: альтернативы для России. // Личность. Культура. Общество. 2002 -Т.1У. Вып. 3-4 (13-14).

113. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Волгоград, 2004.

114. Трубецкой Н.С. Мы и другие. // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

115. Филиппов Ф.Р. Совершенствование социальных функций системы образования. М., 1986.

116. Философия политики. Книга II. М., 1993.

117. Философия политики. Книга IV. М., 1993.

118. Флад К. Политический миф. Теоретическое исследование. М., 2004.

119. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

120. Фролкин В. Идеи музыкального воспитания Я.А. Коменского // Искусство в школе 1993 - №1.

121. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М., 2004.

122. Чернышов А.Г. Политические реформации в России. // Власть и элиты в Российской трансформации. СПб., 2005.

123. Шестопал Е.Б., Пищева Т.Н., Гикавый Е.М., Зорин В.А. Образ В.В. Путина в сознании российских граждан. // ПОЛИС 2004 - №3.

124. Шиллер Ф. Собр. соч. В 8-ми т. Т 6. М., 1950.

125. Шилов В.А. Драматизация во внеклассной работе с детьми младшего школьного возраста. // Театр в школе. / Под ред. В.Г. Ширяевой. М., 1958.

126. Шмаков С.А. Досуг школьника. Липецк, 1993.

127. ШмыдкоА.А. Воспитание духовного мира младших школьников средствами драматизации. Авт. .канд. пед. наук. Ростов/н/Д., 2005.143 .Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе. (Статья вторая). // СОЦИС 2001 - №2.

128. Щегорцов В.А. Политическая культура: модели и реальность. М., 1990.

129. Щедровицкий Г.П. Игры взрослых. // Смена 1989 - 5 февраля.

130. Щуркова Н.Е. Новые характеристики воспитательного процесса и профессиональная подготовки педагога. // Технологическая психолого педагогическая подготовка учителя к воспитательной деятельности /Под ред. Г.А. Калачева и др. Барнаул, 1996.

131. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

132. Энциклопедический словарь. М., 2000.

133. Эриксон Э. Детство и общество, СПб., 1996.

134. Эрроу К. Дж. Коллективный выбор и индивидуальные ценности. М., 2004.151 .Юдина Е.Н. Подрастающее поколение на фоне виртуального насилия. // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М., 2003.

135. Almond G., Verba S. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton: Univ. press, 1956.

136. Bahry D. The New Federalism and Paradox of Regional Sovereignty in Russia. // Comparative Politics. New York: Published by the City University of New York. V.37. №2, January 2005.

137. Geertz C. What Is a state If It Is Not a Sovereign: Reflections on Politics in Complicated Places. // Current Anthropology. Circulation Manager. Illinois: The University of Chicago Press, V.45, §5, December 2004.

138. LasswellH. Future of World Communication and Propaganda. -N.Y., 1980.

139. Lojpur A. Comparative governance in the transition process. // South-East Europe Review for Labour and Social Affairs. London: Hans-Bokler Foundation. V.7, N3.2004.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.