Влияние обмена идеями на креативность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Яголковский, Сергей Ростиславович

  • Яголковский, Сергей Ростиславович
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 186
Яголковский, Сергей Ростиславович. Влияние обмена идеями на креативность: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Москва. 2005. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Яголковский, Сергей Ростиславович

Введение.

Глава 1. Основные подходы к изучению творчества и творческих способностей (креативности).

1.1. Основные направления в изучении творчества и креативности в психологии.

1.1.1.Определение понятий творчества и креативности.

1.1.2. Зарубежные психологические подходы к изучению творчества и творческих способностей.

1.1.3. Отечественные психологические подходы к изучению творчества и креативности.

1.2 Изучение творческой деятельности в условиях обмена идеями.

1.2.1. Основные подходы к изучению процесса обмена идеями.

1.2.2. Преимущества и недостатки творческой деятельности в условиях обмена идеями.

1.2.3. Компьютерно-опосредованный обмен идеями.

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния процесса обмена идеями на креативность субъекта.

2.1. Цели, задачи и гипотезы экспериментального исследования.

2.2. Описание и обоснование методики экспериментального следования.

2.2.1. Методологическая основа исследования.

2.2.2. Выбор и обоснование экспериментальных методик.

2.3. Процедура экспериментального исследования.

2.4. Анализ и обсуждение полученных экспериментальных данных.

2.4.1. Общий план анализа и обсуждения результатов экспериментального исследования.

2.4.2. Обмен идеями в опосредованной форме.

2.4.3.Обмен идеями в непосредственной форме.

2.4.4. Сравнительный анализ динамики показателей креативности при непосредственном и опосредованном обмене идеями.

2.4.5. Анализ тендерных различий во влиянии обмена идеями на оригинальность субъекта.

2.4.6. Обмен идеями в условиях обсуждения жизненно важных проблем.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние обмена идеями на креативность»

Изучению творчества и креативности субъекта в современной психологии уделяется довольно большое внимание. Актуальность этой тематики обусловлена в значительной степени тем, что с развитием науки и технологий человек постепенно освобождается от рутинных функций, требующих от него существенных затрат различных ресурсов. Многое из того, что он раньше вынужден был затрачивать на обеспечение своего выживания, в современных условиях субъект может потратить на творчество. Оно является фактором, обуславливающим гармоничное развитие человека (Маслоу, 1997, 1999). Творчество делает его жизнь более яркой и счастливой, доставляя ему пиковые переживания, мгновения озарений и пр. Его философский смысл зачастую позволяет субъекту утвердиться в понимании своей роли и предназначения в мире, обществе и культуре (Бердяев, 1995,2002).

Прогресс в различных областях человеческой деятельности во многом зависит не только от умения субъекта решать встающие перед ним задачи, но и от его способности создавать что-либо принципиально новое. Этим новым может быть и оригинальная идея, и художественное произведение, и необычное решение поставленной задачи, и многое другое. В связи с этим возрастает важность изучения творчества и творческих способностей (креативности) человека как на теоретическом, так и на прикладном уровнях. Однако, несмотря на то, что в последнее время их исследованию в психологии уделяется значительно больше внимания, чем раньше, этого явно недостаточно. Практика реальной жизни требует не только увеличения интенсивности и объёма исследования указанных психологических категорий, но также разработки адекватных и эффективных методов и способов диагностики и стимуляции креативности субъекта.

В современной психологической литературе представлены различные подходы к содержанию и определению понятий творчества и креативности (Д.Б. Богоявленская, А.В.Брушлинский, JI.C. Выготский,

В.Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, В.А. Петровский, Я.А. Пономарёв, СЛ. Рубинштейн, O.K. Тихомиров, Е. Dowd, Н. Gruber, J. Guilford, R. Mayer, J. Perry-Smith, C. Shalley, E. Torrance, G. Wallas и др.).

Проведённый анализ работ в указанной области, представленных в научной литературе, также показал многообразие исследовательских позиций и точек зрения авторов относительно того, как изучать эти психологические категории. Этот анализ свидетельствует о том, что многие из них ориентируются на изучение какого-либо одного аспекта этих феноменов человеческого существования. Творческая деятельность субъекта в них зачастую изучается вне контекста его взаимосвязей с окружающей социальной, культурной и экономической действительностью. В этих случаях упускается сама сущность этой психологической категории. Поэтому в настоящее время растёт объём исследований креативности и творчества с учётом их многоуровневой детерминации, когда в анализ включаются не только интраиндивидуальные составляющие творческой активности субъекта, но и социально-экономические, культурные и др. факторы. Влияние этих факторов не только определяет форму проявления креативности субъекта, но и принципиально меняет её структуру и содержание. Однако в современной психологии конкретные закономерности такого влияния исследованы недостаточно.

Одной из форм творческой деятельности, в которой проявляются не только личностные, но и интериндивидуальные детерминанты креативности и творчества, является обмен идеями. Эта проблематика интенсивно исследовалась в основном за рубежом в рамках концепций мозгового штурма (Osborn, 1957) и синектики (Gordon, 1961). Авторы этих концепций указывали на преимущества такой формы творческой деятельности. Однако исследования многих других авторов (М. Диля, Б. Нийштада, П. Паулуса, В. Штрёбе, и др.) наряду с её достоинствами выявили и ряд её недостатков. Так, по большинству показателей творческая деятельность в форме мозгового штурма оказалась менее эффективной по сравнению с индивидуальным творчеством субъекта

Brown, Paulus, 2002; Craig, Kelly, 1999; Diehl, Stroebe, 1987, 1991; Dugosh, Paulus, Roland, Yang, 2000; Nijstad, Stroebe, Lodewijkx, 1999, 2002, 2003; Paulus, 2002; Paulus, Dugosh, Dzindolet, Coskun, Putman, 2002). При этом обнаружено, что многие негативные эффекты, имеющие место в мозговом штурме, отсутствуют в условиях обмена идеями в диадах (Coskun, Paulus, Brown, Sherwood, 2000; Diehl, Stroebe, 1987; Yagolkovsky, 2004). Для более полного изучения особенностей творческой деятельности субъекта в указанных условиях необходимо проведение дополнительных экспериментальных исследований. Это позволит обогатить эмпирическую базу разработок в области изучения креативности и творчества, что сделает возможным построение единой теоретико-методологической концепции, объясняющей специфику и механизмы творческого процесса в условиях обмена идеями.

Основной целью проведённого исследования было выявление и анализ закономерностей влияния процесса обмена идеями на динамику показателей креативности субъекта.

В соответствии с главной целью исследования были выделены его основные задачи.

1. Выявить закономерности воздействия на показатели креативности субъекта непосредственной и опосредованной форм обмена идеями.

2. Изучить закономерности влияния на динамику показателей креативности субъекта в условиях обмена идеями содержательных особенностей этих идей.

3. Выявить и изучить механизмы, обеспечивающие влияние участников обмена идеями друг на друга на когнитивном и эмоционально-мотивационном уровнях.

4. Осуществить анализ динамики целевой структуры творческого процесса в условиях обмена идеями; выделить специфику процессов целеобразования в зависимости от формы организации обмена идеями и содержательных особенностей стимульных идей.

Объект исследования - креативность субъекта.

Предмет исследования - динамика показателей креативности субъекта в зависимости от формы организации процесса обмена идеями и содержания этих идей.

В процессе экспериментального исследования были сформулированы следующие основные гипотезы.

1. На динамику показателей креативности субъекта в условиях обмена идеями оказывают воздействие особенности содержания идей, предлагаемых его партнёрами.

2. На изменение показателей креативности субъекта влияет конкретная форма организации процесса обмена идеями (опосредованная или непосредственная).

3. Влияние обмена идеями на креативность субъекта во многом обеспечивается функционированием механизмов когнитивного обогащения, трансляции "творческого эмоционального фона" и сравнения своих творческих продуктов и возможностей с аналогичными характеристиками своего партнёра.

4. Специфика функционирования механизмов влияния обмена идеями на динамику показателей креативности субъекта проявляется в особенностях целевой структуры его творческого процесса.

Теоретико-методологической основой исследования являются положения смысловой теории мышления, предложенной и разработанной O.K. Тихомировым и его учениками, основанной на методологическом фундаменте деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

В исследовании были использованы экспертные, количественные и качественные методы, а также методы эксперимента, наблюдения, тестирования, беседы и анализа самоотчётов испытуемых.

Для изучения динамики показателей креативности использовались экспериментальные задания, входящие в тесты вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорда и Э. Торренса, а также их модификации.

Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается методологической обоснованностью работы, объёмом выборки испытуемых, состоящей из 436 человек, а также сочетанием основных и дополнительных методов исследования. Обработка и анализ результатов производились с использованием возможностей статистического пакета SPSS. При этом применялись как параметрические, так и непараметрические методы, а также процедура корреляционного анализа.

Новизна исследования обусловлена тем, что работе были выявлены и проанализированы конкретные психологические механизмы влияния процесса обмена идеями на показатели креативности субъекта: механизм когнитивного обогащения, механизм трансляции "творческого эмоционального фона" и механизм сравнения своих творческих продуктов и возможностей с аналогичными характеристиками своего партнёра.

Впервые была исследована специфика функционирования этих механизмов в зависимости от конкретной формы организации обмена идеями (опосредованной либо непосредственной) и содержательных особенностей этих идей, а также проанализированы взаимосвязи между указанными механизмами. Это позволяет обогатить научные представления о специфике творческой деятельности субъекта в условиях обмена идеями.

Получены экспериментальные данные, обогатившие представления об особенностях трансляции "творческого эмоционального фона" не только при взаимодействии субъекта с реальным партнёром по творческой деятельности, но и при ознакомлении лишь с творческим продуктом этого партнёра. Результаты проведённого анализа целевой структуры творческого процесса в условиях обмена идеями позволили расширить эмпирическую базу исследований процесса целеобразования в рамках осуществления субъектом творческой деятельности. Были получены новые экспериментальные данные о специфике соотношения у него предметных и коммуникативных целей при обмене идеями в непосредственной и опосредованной форме.

Получены новые результаты, свидетельствующие о зависимости динамики показателей креативности субъекта в условиях обмена идеями от формы его организации и содержательных характеристик этих идей.

Впервые изучена специфика одновременного влияния указанных факторов на эти показатели.

Согласно полученным данным, характер влияния содержательных особенностей идей партнёра на креативность субъекта во многом определяется его субъективной оценкой их новизны, эмоциональной окрашенности и практической применимости. В исследовании получены новые результаты, свидетельствующие о том, что содержательными характеристиками идей партнёра по творческой деятельности определяется не только динамика показателей креативности субъекта, но и степень заимствований им этих идей, а также способ их модификации и доработки.

Создана и апробирована методика изучения влияния процесса обмена идеями на показатели креативности субъекта, позволяющая исследовать специфику динамики этих показателей в зависимости от формы организации обмена идеями и содержательных особенностей этих идей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные экспериментальные данные о специфике творческого процесса в условиях опосредованного и непосредственного диалогического взаимодействия обогащают эмпирическую базу исследований различных форм творческой деятельности субъекта. Проведённый анализ динамики её целевой структуры в условиях обмена идеями способствует развитию смысловой теории мышления, предложенной O.K. Тихомировым и разрабатываемой его учениками. Получены эмпирические данные о специфике у субъекта процессов постановки промежуточных и конкретизации конечных целей, а также об особенностях формирования им коммуникативных и предметных целей в ситуации обмена идеями, что углубило и обогатило научные представления о процессах целеобразования в творческой деятельности.

Результаты выявления и изучения механизмов когнитивного обогащения, трансляции "творческого эмоционального фона" и сравнения своих творческих продуктов и возможностей с аналогичными характеристиками своего партнёра расширили и дополнили разработки в рамках смысловой теории мышления, касающиеся исследования конкретных форм когнитивной и эмоциональной регуляции творческой деятельности субъекта.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты данного исследования могут быть применены в разработке методов стимуляции креативности, оценке эффективности творчества в условиях использования новых информационных технологий, в частности, Интернета, а также в различных формах дистанционного обучения. Объём и многообразие полученных экспериментальных общепсихологических данных позволяет выработать рекомендации по оптимизации различных характеристик, параметров и процедур организации творческого процесса.

Проведённый анализ механизмов влияния обмена идеями на креативность субъекта может служить основой для создания методов её стимуляции, активизации и развития. Изучение закономерностей и специфики влияния на показатели креативности формы организации процесса обмена идеями и содержательных особенностей этих идей может быть использовано при создании новых и модификации уже используемых методов и процедур её диагностики. Результаты проведённого исследования используются в учебном процессе на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в семинарских занятиях по курсу общей психологии (раздел "Мышление и речь") и спецкурсе "Творчество и личность".

Основные положения диссертации и результаты исследования докладывались на международной конференции "Пятые чтения памяти JI.C. Выготского" (Москва, 2004 г.), международной конференции "Интеллектуальные системы" (Россия, 2004 г.), международной конференции по исследованию личности (Гронинген, Нидерланды, 2004 г.), общепсихологических чтениях факультета психологии МГУ (Москва, 2004 г.), международной конференции "Четвёртые чтения памяти JI.C. Выготского" (Москва, 2003 г.), 3-м съезде Российского психологического общества (Санкт-Петербург, 2003 г.), конференции "Творческое наследие А.В. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология ю мышления" (Москва, 2003 г.), международной летней школе по культурной психологии и межкультурным различиям (Дубровник, Хорватия, 2002 г.), конференции "Современная психология: состояние и перспективы исследований" (Москва, 2002 г.), международной летней школе по когнитивным наукам (София, Болгария, 2001 г.), 1-й международной конференции "Одарённость. Рабочая концепция" (Россия, 2000 г.). Содержание диссертационной работы отражено в 10 публикациях.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Влияние обмена идеями на показатели креативности субъекта реализуется посредством функционирования механизмов когнитивного обогащения, трансляции "творческого эмоционального фона" и сравнения своих творческих продуктов и возможностей с аналогичными характеристиками своего партнёра. Между указанными механизмами существуют взаимосвязи, которые определяют характер их действия в различных условиях.

2. Результативные и процессуальные особенности обмена идеями в значительной степени определяются спецификой целевой структуры творческого процесса в условиях этого обмена. Эта структура имеет сложное строение, обусловленное наличием двух тесно взаимосвязанных между собой подструктур коммуникативных и предметных целей.

3. На динамику показателей креативности субъекта оказывает влияние конкретная форма организации обмена идеями. Выделены особенности этого влияния в условиях опосредованной (связанной с использованием письменных средств) и непосредственной (в виде реального контакта) форм обмена идеями.

4. Специфика влияния обмена идеями на динамику показателей креативности субъекта обусловлена во многом содержательными характеристиками этих идей. Факторами, определяющими особенности этого влияния, являются субъективная оценка участником этого процесса новизны, эмоциональной окрашенности и практической применимости идей его партнёра по творческой деятельности. и

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Яголковский, Сергей Ростиславович

Выводы

1. Показатели креативности субъекта в условиях творческой деятельности являются динамическими характеристиками. Специфика их динамики определяется условиями творческой деятельности субъекта, а также особенностями многоуровневой детерминации его креативности.

2. Влияние процесса обмена идеями на динамику показателей креативности его участников обуславливается как содержательными характеристиками этих идей (их "банальностью", оригинальностью, агрессивностью и "несуразностью"), так и формой организации указанного процесса (опосредованной или непосредственной).

3. Влияние обмена идеями на креативность субъекта реализуется посредством действия механизмов когнитивного обогащения, трансляции "творческого эмоционального фона", а также сравнения своих творческих продуктов и возможностей с аналогичными характеристиками своего партнёра. Особенности функционирования этих механизмов определяются как формой организации процесса обмена идеями, так и содержательными характеристиками указанных идей.

4. Специфика обмена идеями в различных условиях обусловлена особенностями целевой структуры творческого процесса. Она реализуется процессами формирования у субъекта различных видов целей (конечных и промежуточных, а также коммуникативных и предметных).

5. Значимое позитивное влияние на показатели креативности субъекта в процессе обмена идеями оказывают необычные стимульные идеи (не только с высоким уровнем оригинальности, но и "несуразные", а в ряде случаев и агрессивные).

6. Степень и форма использования субъектом идей его партнёра по творчеству зависит от уровня оригинальности этих идей. Наиболее интенсивно заимствуются идеи с низким уровнем оригинальности, а наименее интенсивно - с высоким её уровнем.

7. Обмен идеями в непосредственной форме оказывает значимое позитивное влияние на продуктивность творческой деятельности субъекта, а опосредованной - приводит к снижению этого показателя.

8. В воздействии обмена идеями на показатели креативности его участников существуют тендерные различия. Они определяются во многом эмоциональными реакциями субъекта на идеи его партнёра по творческой деятельности.

Заключение

Проведённые теоретическое и экспериментальное исследования показали перспективность разработки описываемой проблемной области. Она обусловлена развитием психологических подходов к исследованию креативности и обмена идеями.

В современной психологической литературе представлены многочисленные подходы к определению понятий "творчество" и "креативность". Несмотря на интенсивную критику, в настоящее время одним из наиболее распространённых является "результативный" подход, который ориентируется главным образом на анализ продуктов творчества. По нашему мнению, более адекватным является такое понимание креативности, которое позволяет рассматривать её как социокультурный феномен, объединяющий в себе как "результативную", так и "процессуальную" стороны. Мы видим в креативности способность субъекта создавать новый для него продукт с необходимостью обязательного учёта субъективной и объективной новизны этого продукта. В таком понимании, на наш взгляд, синтезированы как феноменологические и интраиндивидуальные, так и социокультурные аспекты креативности. По мнению некоторых авторов, одной из особенностей креативности является динамичность её показателей, которая зачастую обусловлена условиями протекания творческого процесса субъекта.

В большинстве исследовательских подходов к изучению креативности и творчества рассматриваются лишь их отдельные стороны. Однако в этом случае теряется их системная сущность, упускается специфика этих сложных и многоаспектных феноменов, а также анализируются только отдельные уровни их детерминации. С нашей точки зрения, изучение природы креативности и особенностей её проявления предполагает исследование многоуровневой детерминации творческих процессов. В этом случае в анализ включаются не только отдельные стороны и аспекты креативности и творчества, но и система их внутренних и внешних связей. Проведённый анализ литературы позволяет предположить, что принцип многоуровневой детерминации во многом реализуется в системном подходе, в рамках которого они рассматриваются в контексте взаимосвязей личностных и социокультурных факторов.

Одной из форм творческой деятельности субъекта, в которой проявляется её многоуровневая детерминация, является обмен идеями. В настоящее время были предприняты попытки исследования закономерностей этого процесса. Результаты их оказались во многом противоречивыми. С одной стороны, были получены данные, свидетельствующие о позитивном влиянии обмена идеями на эффективность творческой деятельности субъекта, а с другой, - о негативном. Исследовались некоторые закономерности процесса обмена идеями в различных условиях. В частности, было выявлено негативное влияние на эффективность творческой деятельности его участников некоторых аспектов коммуникации между ними. Однако многие закономерности остались не изученными. Это потребовало проведения развёрнутых экспериментальных исследований, восполняющих указанный пробел.

Теоретико-методологической основой проведённого экспериментального исследования послужили положения смысловой теории мышления O.K. Тихомирова, базирующейся на деятельностном подходе А.Н. Леонтьева. В нашу задачу входили выявление и анализ характеристик процесса обмена идеями, а также их влияния на динамику показателей креативности участников этого процесса.

Полученные в работе экспериментальные данные подтвердили на новом материале ряд положений смысловой теории мышления о специфике процессов постановки промежуточных и конкретизации конечных целей, а также об особенностях формирования субъектом коммуникативных и предметных целей. Важной задачей исследования являлось выделение конкретных механизмов влияния обмена идеями на показатели креативности субъекта, что могло бы послужить развитию смысловой теории мышления. В проведённом исследовании были выявлены следующие психологические механизмы влияния обмена идеями на показатели креативности субъекта: механизм когнитивного обогащения, трансляции "творческого эмоционального фона" и сравнения своих творческих продуктов и возможностей с аналогичными характеристиками своего партнёра.

Механизм когнитивного обогащения способствует расширению представлений субъекта о проблемной области, о точках зрения и отношении к ней его партнёров по творчеству; а также возникновению различных новообразований, характерных для творческой деятельности (новых целей, критериев субъективной оценки результатов своей деятельности, новых способов решения задач и т.п.). Степень и форма изменений в когнитивной сфере участника обмена идеями во многом определяются спецификой процессов целеобразования. Функционирование механизма когнитивного обогащения может обуславливаться постановкой новых целей, например, гностических. В этом случае субъект, актуализируя познавательные мотивы, становится более восприимчив к определённым аспектам получаемой им информации, начиная считать её более важной и значимой.

Механизм трансляции "творческого эмоционального фона" в процессе обмена идеями обеспечивает влияние его участников друг на друга на эмоциональном уровне. Такое влияние может осуществляться и вне содержательного контекста процесса обмена идеями. Функционирование механизма трансляции "творческого эмоционального фона" также в значительной степени детерминировано динамикой целевых образований субъекта. Эта динамика реализуется во многом благодаря процессам формирования у него промежуточных и конкретизации конечных целей. Кроме того, целевая структура творческого процесса субъекта в условиях обмена идеями во многом обусловлена соотношением и иерархией формируемых у него предметных и коммуникативных целей. Так, в случае доминирования у субъекта предметных целей, ориентирующих его на качественные показатели успешности выполняемого задания, у него чаще возникают эмоции, связанные с генерированием новых и оригинальных идей. А в случае формирования коммуникативных целей на него может оказать более выраженное влияние творческая обстановка.

Функционирование механизма сравнения в процессе обмена идеями позволяет субъекту верифицировать его возможности, сравнивая их с возможностями других участников этого процесса. Эффекты сравнения могут быть представлены в двух основных формах: сравнения "вверх", связанного с мотивами самосовершенствования, и сравнения "вниз", связанного с мотивами поддержки своей самооценки. Результатом проведённого сравнения нередко становятся изменения в мотивационной сфере субъекта, которые сопровождаются соответствующими изменениями в системе продуцируемых им целей.

Полученные данные свидетельствуют о том, что обмен идеями в опосредованной форме привёл к снижению показателей продуктивности в большинстве групп испытуемых. Эффект снижения показателей продуктивности, по нашему мнению, обусловлен как общими, так и специфическими (связанными с особенностями стимульного материала) причинами. Изучение динамики показателей оригинальности испытуемых в 1-й экспериментальной серии показало, что в наибольшей степени эти показатели возросли в группах испытуемых, где предъявлялся высоко оригинальный стимульный материал, а в наименьшей - в группах, где были предъявлены идеи с низким уровнем оригинальности. При этом степень заимствований испытуемыми оригинальных стимульных идей оказалась наименьшей, а "банальных" - наибольшей. Для выявления степени устойчивости анализируемых показателей креативности к воздействию на них стимульных идей различного содержания нами был проведён корреляционный анализ их динамики. Он свидетельствует об устойчивости показателей продуктивности и гибкости.

Специфика динамики показателей креативности испытуемых в условиях непосредственного обмена идеями во многом обусловлена присутствием в этом процессе реального партнёра по творческой деятельности. В этом случае испытуемые могли не только ознакомиться с продуктами творчества своего партнёра и оценить их, но и вступить с ним в непосредственное взаимодействие. Анализ результатов второй серии экспериментов показал, что продуктивность творческой деятельности испытуемых увеличилась. Наиболее существенное повышение этого показателя произошло в группе, получившей стимульный материал "несуразного" содержания. При формулировании предметных целей у испытуемых этой группы доминировала ориентация на количественные показатели успешности выполнения задания. Среди коммуникативных целей преобладали цели, связанные с желанием получить поддержку и помощь от своего партнёра, активизировать его деятельность, связанную с выполнением предложенного задания, побудить его к различным оценочным высказываниям и т.п. Показатели оригинальности у испытуемых всех групп во второй экспериментальной серии значимо увеличились. Такое повышение произошло примерно в одинаковой степени у испытуемых, которым были предъявлены идеи оригинального, агрессивного и "несуразного" содержания. Однако анализ полученных данных показал, что причины этого повышения различны. При приблизительном равенстве количественных изменений в показателях оригинальности их качественная специфика определялась процессами установления взаимопонимания между участниками обмена идеями и конкретизации ими конечной цели творческой деятельности, способа решения задачи и т.п. Так, многие испытуемые, которым был предъявлен стимульный материал оригинального содержания, указывали в своих самоотчётах на то, что творческий процесс партнёра создавал особую "атмосферу", помогающую им самим продуцировать необычные применения предложенного предмета.

Нами был также проведён анализ тендерных различий во влиянии обмена идеями на показатели оригинальности его участников. У женщин значения этих показателей оказались в среднем выше, чем у мужчин. Наибольшая разница в показателях оригинальности у мужчин и женщин имеет место в случае предъявления испытуемым стимульного материала агрессивного содержания в непосредственной форме. Эти различия соответствуют тендерным особенностям в эмоциональном восприятии стимульного материала.

Данные, полученные в третьей экспериментальной серии, подтвердили основные результаты первых двух серий. В условиях обсуждения жизненно важных проблем также действовали механизмы когнитивного обогащения, трансляции "творческого эмоционального фона" и сравнения себя и своих возможностей с аналогичными характеристиками своих партнёров по группе. Специфика функционирования указанных механизмов во многом определялась особенностями формы коммуникации и взаимодействия между участниками этого процесса. Нами были также выявлены различия во влиянии обмена идеями на вербальную и невербальную креативность его участников. Согласно полученным данным, этот процесс оказал более выраженное позитивное влияние на невербальную креативность по сравнению с вербальной. Кроме того, результаты третьей экспериментальной серии свидетельствуют о более выраженном позитивном влиянии обмена идеями в указанной форме на показатели креативности тех испытуемых, у которых они и до эксперимента были высоки.

Дальнейшим развитием исследования может явиться выделение новых механизмов и уровней влияния обмена идеями на показатели креативности субъекта, а также анализ личностных детерминант этого влияния.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Яголковский, Сергей Ростиславович, 2005 год

1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческогомышления " необычное использование ". М.: Соборъ, 1996.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Издательство института психотерапии, 2002.

3. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.

4. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973.

5. Арестова О.Н. Мотивация мыслительной деятельности в условиях компьютерного психологического эксперимента. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1988.

6. Асмолов А.Г. Историко эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии, 1986, № 1, с. 28-40.

7. Бабаева Ю.Д. Исследование процессов целеобразования в интеллектуальной деятельности человека в условиях использования ЭВМ. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1979.

8. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одарённый ребёнок за компьютером. М.: Сканрус, 2003.

9. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одарённость детей и подростков в области новых информационных технологий// Одарённый ребёнок, 2002, 2, с. 4-22.

10. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кириченко Т.Н., Мацнева Н.В. Целевая структура при совместном решении мыслительных задач// Новые исследования в психологии, 1984. Вып. 1, с. 61-65.

11. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская А.А., Попова J1.B., Старчеус М.С., Юркевич B.C. Психология одарённости детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Академия, 2000.

12. Бабаева Ю.Д., Яголковский С.Р. Динамика показателей креативности в условиях межличностного взаимодействия// Российское Психологическое Общество. Ежегодник. Том 9, Вып. 2. Психология как система направлений. М., 2002а, с. 328-330.

13. Бабаева Ю.Д., Яголковский С.Р. Механизмы влияния межличностного взаимодействия на креативность// Одарённость. Рабочая концепция. Материалы 1-й Международной конференции, М., 2002b, с. 128-133.

14. Белавина И.Г. Применение ЭВМ в режиме "диалога" для экспериментально-психологического изучения мышления. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1981.

15. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Торренса// Психологическая диагностика, 2004, № 1, с. 21-40.

16. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М.: Фолио- Act, 2002.

17. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995.

18. Березанская Н.Б. Анализ непроизвольных компонентов в структуре целеобразования. Автореф. дисс. канд. психол. наук, М., 1978.

19. Богданова Т.Г. Целеобразование при различной мотивации. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1978.

20. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества// творчество в искусстве искусство творчества /Под ред. JI. Дорфмана, К. Мартиндэйла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Смысл, 2000, с. 186-198.

21. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростовского университета, 1983.

22. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.

23. Большунов А.Я. Соотношение смыслообразования и целеобразования а продуктивной мыслительной деятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1985.

24. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.

25. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990.

26. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

27. Буш Г.Я. Творчество как диалогическое взаимодействие. Автореф. дисс. докт. филос. наук. Минск, 1989.

28. Бююль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. Пер. с нем. СПб.: ДиаСофтЮП, 2002.

29. Васильев И.А. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1998.

30. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мыслительной деятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1986.

31. Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительных задач. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1972.

32. Выготский JI.C. Психология развития ребёнка. М.: Смысл, 2003.

33. Выготский JI.C. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.

34. Выготский JI.C. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.2. М.: Педагогика,1982.

35. Выготский JI.C. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.З. М.: Педагогика,1983.41

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.