Особенности отношения креативной личности к продуктам творческой деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат психологических наук Красило, Татьяна Александровна

  • Красило, Татьяна Александровна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.13
  • Количество страниц 174
Красило, Татьяна Александровна. Особенности отношения креативной личности к продуктам творческой деятельности: дис. кандидат психологических наук: 19.00.13 - Психология развития, акмеология. Москва. 2005. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Красило, Татьяна Александровна

Введение.

Глава 1. Анализ понятия творчества в философской и психологической литературе.

§1. Основные концепции творчества в истории философии.

§ 2. Проблема творчества в психологии.

§3. Соотношение понятий «креативность» и «девиантность».

§4. Значение креативности в жизнедеятельности человека.

Глава 2. Подходы к изучению проблемы способности к творчеству.

§ 1. Концепция редукции творчества к интеллекту.

§2. Психометрический подход.

§3. Личностно-мотивационный подход.

§4. Социально-педагогический подход.

§5. Возрастно-динамический подход.

Глава 3. Анализ понятия «отношение» и его влияния на развитие творчества.

§ 1. Содержание понятия «отношение» в отечественной психологии.

§2. Исследование особенностей отношения креативной личности к окружающей действительности.

Глава 4. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня креативности и особенностей отношения к продуктам творческой деятельности.

§1. Программа эмпирического исследования.

§2.0писание статистических методов обработки данных.

§3. Описание эмпирических методик исследования.

§4. Разработка методик исследования отношения к изобразительному творчеству и его продуктам.

§5.Аанализ результатов эмпирического исследования.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности отношения креативной личности к продуктам творческой деятельности»

Актуальность исследования. Интенсивное социальное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности, инициативы и способностей. Именно поэтому сейчас на первый план выходят задачи развития и создания условий для формирования полноценной творческой личности. Воспитание духовно развитого подрастающего поколения требует углубленного понимания закономерностей и возможностей формирования и развития личности, ее творческого потенциала.

Кроме того, творчество является необходимой реальностью для развития не только отдельного человека, его личности, но и для общества в целом, поскольку представляет собой ту силу, которая преобразовывает окружающий нас мир, движет прогресс, порождает новые открытия в области науки, создает продукты культуры и искусства.

В настоящее время ощущается явный дефицит эффективных методов развития творческого потенциала личности, поэтому, чрезвычайную важность имеет изучение факторов, оказывающих влияние на развитие творчества. Необходимо понять, что лежит в основе способности к творчеству

Проблема творчества, его природы и факторов, влияющих на него, располагает множеством исследований в разнообразных направлениях (Л.С.Выготский, О.К.Тихомиров, Д.Б.Богоявленская, А.М.Матюшкин, Т.В.Кудрявцев, Я.А.Пономарев, Е.И.Щебланова, К.Дункер, К.Роджерс, Э.П.Торренс, Г.Линдсей и др.).

Несмотря на это, данная проблема так и остается до конца не решенной. В работах различных авторов отсутствует единство взглядов на интересующую нас проблему, а в ряде исследований были даже получены противоречивые резльтаты: в частности, относительно роли интеллекта в творческой деятельности (Дж.Гилфорд, Г.Айзенк, М.Воллах, Н.Коган и др.).

Кроме этого, высказываемым точкам зрения часто не хватает полноценного экспериментального подтверждения.

Следует отметить, что творчество, будучи сложным явлением, определяется и зависит от целой системы различных факторов. Поэтому можно предположить, что полученные в ряде исследований выводы не исчерпывают потенциального многообразия ответов по интересующей нас проблеме. Творчество как процесс и как свойство личности человека -сложное, системное образование, поэтому можно бесконечно находить факторы, оказывающие влияние на него (Л.С.Выготский, 1982).

Отношение человека к окружающей действительности, являясь одной из основных характеристик личности, представляет собой малоисследованную на сегодняшний день область в рамках изучения проблемы творчества. В решении вопроса о творческих способностях проблема «отношений» получила свою научную разработку в изучении мотивации к выполняемому виду деятельности (А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, В.С.Юркевич, З.В.Денисова и др.), а также - в изучении развития эмоциональной сферы человека (П.М.Ершов, А.А.Мелик-Пашаев, Е.Л.Яковлева и др.).

Однако без должного внимания были оставлены другие стороны системы отношений креативной личности. В частности, особенности отношения человека к продуктам творческой деятельности (как своей, так и других людей) и критерии определенного отношения к ним не были изучены и нуждаются во всестороннем исследовании этой реальности для более полного изучения проблемы творческих способностей. Это и определило цель, объект, предмет и задачи исследования.

В нашей работе была выбрана область изобразительной деятельности в качестве наиболее удобной для экспериментального исследования проблемы творчества.

Цель исследования. Изучение особенностей отношения креативной личности к продуктам творческой деятельности.

Объект исследования. Процесс создания и оценки творческих продуктов изобразительной деятельности.

Предмет исследования. Взаимосвязь между уровнем креативности человека и особенностями его отношения к продуктам изобразительной деятельности.

Гипотезы исследования:

1. Креативная личность обладает более позитивным отношением к продуктам творческой деятельности, чем люди с низким уровнем креативности.

2. Креативной личности не свойственно выраженное стремление к оригинальности и целенаправленному выходу за общепринятые нормы.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотез необходимо было решить следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ понятия «творчество» в работах отечественных и зарубежных авторов.

2. Рассмотреть имеющиеся в психологической литературе исследования относительно проблемы способности к творчеству, и факторов, связанных с ее развитием.

3. Исследовать взаимосвязь между уровнем креативности человека и особенностями его отношения к продуктам творческой деятельности.

4. Установить отношение испытуемых на когнитивном и эмоциональном уровнях к двум типам продуктов творчества: 1) соответствующим общепринятым стереотипам и 2) отклоняющимся от них.

5. Исследовать критерии оценки испытуемыми продуктов изобразительной деятельности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положение о развитии личности ребенка через усвоение культурно-исторического опыта человечества во взаимодействии со взрослым, а также построенные на его базе представления о способности к творчеству в качестве прижизненного новообразования, имеющего свои истоки и силы для развития в социальных взаимоотношениях и организации образовательной среды (Л.С.Выготский, И.В.Дубровина, В.Н.Мясищев и др.). Кроме этого, теоретическую основу исследования составили работы в области психологии и философии, посвященные изучению понятия творчества (Н.А.Бердяев, Л.С.Выготский, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, О.К.Тихомиров, К.Роджерс, К.Дункер, Дж.Л.Морено и др.); исследования отечественных и зарубежных авторов особенностей творческой личности и факторов, связанных с развитием креативности (Д.Б.Богоявленская, В.Н.Дружинин, А.Г.Маслоу, Г.Линдсей, К.С.Халл и др.)

Организация и методы эмпирического исследования

Эмпирическое исследование состоит из 4-х частей: три серии пилотажного и основной этап исследования.

Поскольку нас интересует проблема творчества и его развития вне особенностей конкретных возрастных периодов, мы не отбирали испытуемых по возрастным показателям. Общий объем выборки на всех этапах экспериментальной работы составил 536 человек в возрасте от 7 до 41 года.

Время проведения исследования: этапы пилотажного исследования -осень 2002 г. — весна 2003 г.; основной этап эмпирического исследования -осень 2003 г. - весна 2004 г.

Методы исследования: 1) теоретический анализ и синтез философской и психологической литературы по исследуемой проблеме; 2) эмпирические методики: тест Торренса «Незавершенные фигуры»; авторская методика, основанная на восьмицветовом тесте Люшера, для исследования неосознаваемого отношения испытуемых к предъявляемому экспериментальному материалу; экспериментальный метод исследования осознаваемого отношения к продуктам творчества; беседа; опросник на исследование особенностей отношения испытуемых к изобразительному творчеству и к его продуктам; опросник МИС; 3) математические методы обработки данных, полученных в исследовании.

Научная новизна исследования:

- в качестве существенной характеристики креативной личности выделено позитивное отношение к продуктам творческой деятельности;

- выявлена связь между уровнем креативности человека и его отношением к продуктам творческой деятельности;

- изучены особенности отношения к продуктам творчества и творческой деятельности людей с разным уровнем креативности;

- разработаны методики, направленные на изучение особенностей отношения к изобразительному творчеству и его продуктам.

Теоретическая значимость: - в результате проведенного анализа философской и психологической литературы было уточнено представление и разработана более полная система критериев творчества: 1) творчество -деятельность, состоящая в производстве нового; 2) творчество - процесс, состоящий в решении определенной проблемы; 3) творчество - деятельность, приносящая результат; 4) творчеству свойственна адекватность выхода за имеющиеся рамки, то есть - только с целью решения поставленной задачи, без намеренного нарушения существующих правил;

- развито и обосновано положение о наличии взаимосвязи между уровнем творческих способностей человека и особенностями его отношения к продуктам творчества (как своего, так и других людей);

- исследована специфика отношения людей с высоким и низким уровнем креативности к продуктам творчества;

- полученные данные конкретизируют и развивают представления культурно-исторической концепции о способности к творчеству как о прижизненном новообразовании, имеющем свои истоки и силы для развития в социальных взаимоотношениях и культурных устоях общества.

Практическая значимость исследования: проведенное исследование дает возможность использовать полученные данные в работе практического психолога, в частности, в консультационной работе (с родителями и педагогами) по вопросам, связанным с творческим развитием личности ребенка; разработанные в ходе исследования методики, направленные на изучение особенностей отношения к изобразительному творчеству и его продуктам, могут быть использованы в диагностических целях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существует взаимосвязь между уровнем креативности человека и особенностями его отношения к продуктам творческой деятельности.

2. Креативная личность, по сравнению с низкокреативной, имеет более позитивное отношение: на когнитивном уровне - к обоим типам продуктов творческой деятельности: соответствующим общепринятым стереотипам и отклоняющимся от них; на эмоциональном уровне - только к продуктам творческой деятельности, отклоняющимся от общепринятых установок

3. Креативная личность не проявляет особого предпочтения к продуктам творчества, созданным с нарушением общепринятых норм.

4. При оценивании продуктов творческой деятельности, низкокреативные люди ориентируются - в значительно большей степени, чем высококреативные - на техническую сторону создания этих продуктов.

Апробация работы: результаты и основные положения проведенного исследования апробированы на заседаниях Лаборатории основ детской практической психологии ПИ РАО; в публикациях; в цикле семинаров по возрастной психологии и общему психологическому практикуму в Московском городском психолого-педагогическом университете.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и графиками.

Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Красило, Татьяна Александровна

3. Результаты исследования в целом подтверждают гипотезы о более позитивном отношении креативной личности, по сравнению с низкокреативной, к продуктам творческой деятельности и об отсутствии у творческих людей стремления к целенаправленному выходу за общепринятые нормы в качестве существенного признака креативности.

4. У людей с высоким уровнем креативности, отношение и на когнитивном, и на эмоциональном уровне к продуктам творчества, отклоняющимся от общепринятых стереотипов, является более позитивным, чем у людей с низким уровнем креативности.

5. Высококреативная личность, в отличие от низкокреативной, на когнитивном уровне проявляет более позитивное отношение к обоим типам продуктов творческой деятельности: соответствующим и отклоняющимся от общепринятых установок.

6. Люди с низким уровнем креативности на эмоциональном уровне более позитивно относятся к продуктам творчества, соответствующим общепринятым стереотипам, по сравнению с высококреативными людьми.

7. Установлено, что между людьми с высоким и низким уровнем креативности отсутствуют различия в специальном стремлении к оригинальности, то есть высококреативные люди не отличаются от низкокреативных внутренней направленностью к намеренному выходу за общепринятые нормы.

8. В данном виде деятельности, высококреативные испытуемые, в силу своей особенности более позитивно воспринимать продукты творчества, имеют большую уверенность в своих возможностях, чем низкокреативные испытуемые. Различий в уровне общей самооценки между ними не наблюдается.

9. При оценивании произведения изобразительной деятельности, низкокреативные испытуемые в значительно большей степени, чем высококреативные, ориентируются на техничность его исполнения, то есть внешнюю, а не внутреннюю сторону этого произведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование посвящено изучению особенностей отношения креативной личности к продуктам творчества.

Творческая деятельность не ограничивается свободным продуцированием идей, не дающим никакого результата. Поэтому одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих успешность творческой деятельности, является позитивное отношение к различным продуктам творчества, которое позволяет найти и не потерять ценное эвристическое решение.

Позитивное отношение человека к продуктам творчества представляет собой отсутствие изначально критичных, негативных установок и проявляется в общей готовности признать ценность различных решений творческой задачи. Это, однако, не означает отсутствие у человека индивидуальных, личностных предпочтений к каким-либо явлениям и не исключает наличие отдельных критических замечаний к ним.

Результаты эмпирического исследования позволили подтвердить предположение о том, что высококреативные люди, по сравнению с низкокреативными, имеют существенные отличия в специфике своего отношения к продуктам творчества. Креативная личность способна более позитивно воспринимать различные продукты творчества. Полученные результаты также позволили установить связь между особенностями отношения человека к продуктам творчества других людей и отношением к продуктам своего творчества. Так среди особенностей креативной личности была выделена большая уверенность в своих способностях в изучаемом виде деятельности, которая, однако, не связана с повышением уровня общей самооценки.

Для позитивного отношения к различным продуктам творческой деятельности необходимо восприятие существующих в обществе стереотипов и правил, которые могут сдерживать процесс генерации новых идей, в качестве явлений относительных (имеющих ограничения сферы своего действия). Эмпирическое исследование показало, что позитивность отношения к продуктам творчества связана с оценкой их вне строгой зависимости от общепринятого требования к техничности исполнения этих продуктов.

Такое отношение к продуктам творчества не представляет собой отрицание правил, которое присуще асоциальному поведению. То есть, этот фактор не является следствием девиантных тенденций человека, так как представляет собой способность к адекватному выходу за установленные рамки при решении той или иной проблемы. С помощью эмпирического исследования удалось установить, что при более позитивном отношении к продуктам творчества, отклоняющимся от общепринятых норм, креативная личность не обладает стремлением к намеренному нарушению общественных и культурных устоев.

Несмотря на то, что позитивность отношения человека к продуктам творчества связана со степенью его ориентации на общепринятые правила и стереотипы, она не определяется одной только свободой от них. Для развития способности к творчеству необходимо формирование у человека определенной системы ценностей. Творческая личность более широко воспринимает границы ценного и умеет оценить значимость окружающих ее вещей и явлений.

Представления о взаимосвязи уровня креативности человека с особенностями его отношения к окружающей действительности позволяют получить дополнительные средства для решения практических задач, связанных с развитием психологически здоровой творческой личности. В связи с этим, перспективы дальнейшего изучения данной проблемы мы видим в разработке методов, которые могли бы способствовать формированию более позитивного отношения человека к продуктам творческой деятельности и, посредством этого, способствовать развитию творческого потенциала человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Красило, Татьяна Александровна, 2005 год

1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.

2. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 1998.

4. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста, 4 —7 лет. Дис. канд. психол. наук. М., 2000.

5. Альтшуллер Г.С. Алгоритмы изобретения. М., 1973.

6. Альтшуллер Г.С., Селюцкий B.C. Крылья для Икара. Петрозаводск, 1980.

7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М., 1980.

8. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.

9. Антология мировой философии. В четырех томах. T.l М., 1969.

10. Аристотель. Сочинения в четырех томах. М., 1984.

11. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.

12. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров М., 1996.

13. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

14. Ассаджиоли Р. Психосинтез. М., 1997.

15. Батищев Г.С. Диалектика творчества. М., 1984.

16. Бергсон А. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1993.

17. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

18. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.

19. Берков В.Ф. Роль рефлексии в творческом мышлении // Философские науки, 1985, №6.

20. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. Учебное пособие для вузов. М., 2004.21,22,23,24,25,26,27,28,293233,34

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.