Византизм как фактор формирования русской культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Бородина, Алла Валентиновна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 142
Оглавление диссертации кандидат культурологии Бородина, Алла Валентиновна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Византийские истоки русской культуры.
1.1. Византизм как культурное явление.
1.2. Социальные и исторические условия развития византизма и его переноса на русскую почву.
1.3. Византийский компонент в русской культуре.
ГЛАВА 2. Особенности и последствия проявления византизма в русской культуре.
2.1. Специфика византийских государственно-церковных отношений и её влияние на русскую политическую культуру.
2.2. Роль византизма в формировании русского языка, письменности и книжной культуры.
2.3. Византизм в русском образовании и воспитании.
2.4. Византизм в архитектуре и градостроительстве.
2.5. Византийская идея внутреннего устроения русского храма и иконостаса.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Византийская культурная традиция в русском самосознании2003 год, доктор культурологии Скотникова, Галина Викторовна
Религиозный аспект византизма и русская национальная духовность2000 год, кандидат философских наук Чернова, Ирина Борисовна
Византийская традиция понимания человека в русской религиозной философии2006 год, кандидат философских наук Исаева, Виктория Викторовна
Проблема византинизма в идеологии российского консерватизма XIX века2006 год, кандидат исторических наук Мягков, Юрий Германович
Проблема идентификации культур: Византия и Русь1999 год, кандидат философских наук Кочикьянц, Елена Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Византизм как фактор формирования русской культуры»
Актуальность темы исследования. Закономерной реакцией культурологической науки на кардинальные изменения в жизни россиян, происходящие с конца 80-х гг. XX века, является теоретическая разработка нового содержания и тематики, выдвигаемых обществом. Так, в центре внимания науки оказываются вопросы национальной идентификации и отечественной культуры в широком смысле, включающем как внешнее бытие личности и гражданского общества, так и внутреннюю жизнь в самых разнообразных проявлениях человеческого духа. Такая ситуация требует наряду с различными аспектами осмысления фактов современной жизни обращения к более сложным исследованиям жизни общества -историческому анализу культуры, теоретическому исследованию вопросов преемственности традиций в области отечественной культуры.
Для раскрытия особенностей русской национальной культуры, этикета, межличностных отношений, творческой реализации, опыта построения межнациональных и межконфессиональных отношений, эстетики необходим современный теоретический анализ исторических условий их формирования, что невозможно без рассмотрения византизма - явления исторического, многогранного и сложного, как по сферам проникновения в содержание русской культуры, так и по глубине и длительности воздействия на развитие отечественной культуры. Это является одной из причин актуальности выбранной нами темы.
Актуальность темы диссертации обусловлена и социально-политической потребностью поиска возможностей оптимального использования в современных условиях позитивных ценностных установок, миротворческих идей, духовно-нравственных традиций отечественной культуры, формирование которых проходило под влиянием византийских религиозных традиций. Такая необходимость вызвана социокультурным и духовно-нравственным кризисом, снижением общей и творческой культуры, необходимостью выработки адекватных путей развития России в мировом пространстве.
Актуальность темы настоящего исследования связана в том числе и с задачами прикладной культурологии. Современные тенденции культурно-образовательного взаимодействия и социально-политического развития свидетельствуют о том, что всё более актуальной становится потребность в научном анализе отечественного исторического, духовного, бытийного, культуротворческого, образовательного опыта для эффективного использования историко-культурологических знаний в системе образования, воспитания и подготовки работников культуры.
Таким образом, современная культурно-историческая ситуация требует комплексного культурологического осмысления социально-политических, мировоззренческих и культурно-образовательных проблем в контексте исторических условий социокультурного развития России, вновь делая актуальным обсуждение вопросов взаимодействия культур и национальной идентичности, сохранения языка и национальной культуры, особенностей и перспектив этнического развития.
В научной разработке обозначенных выше тем и вопросов с неизбежностью актуализируется потребность исследования византизма как фундаментального явления русской культуры, не исчерпавшего до сих пор своего влияния на мир русской культуры, но оказавшегося в силу идеологических обстоятельств советского периода вне объективного научного исследования и соответствующих оценок.
Данная диссертация посвящена культурологическому исследованию византизма как фактора формирования русской культуры и условий его проявления в российском обществе.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы истоков и сущности византизма, культивации его на российской почве, формирование на его основе и практическая реализация собственно русской теории «Москва - Третий Рим», идеи царства, идеи симфонии духовной и светской властей разрабатывались в отечественной истории постепенно, начиная с летописной традиции. Они получили воплощение в трудах Филофея Псковского, Иосифа Волоцкого, в письмах Ивана Грозного, сочинениях их последователей. Тема византийских истоков социокультурной действительности нашла воплощение в идеологии церковной реформы и в соответствующей литературе XVII века. Она прослеживается в творчестве таких мыслителей и историков Нового времени, как М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв и др.
С XIX века проблема византизма получает философско-культурологическое осмысление и находит своё место в трудах К. С. Аксакова, Н. Я. Данилевского, Ф. М. Достоевского, И. В. Киреевского, К. Н. Леонтьева, П. Н. Милюкова, А. С. Хомякова, позднее - в творчестве Л. Н. Гумилёва, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, А. Ф. Лосева, Н. О. Лосского, В. В. Розанова, П. А. Флоренского, П. Я. Чаадаева и др. Большинство этих авторов при имеющихся различиях в позициях и выводах именно с византийским влиянием связывало своеобразие русской культуры и её отличие от культуры европейских народов. В целом всё это способствовало научному осмыслению истоков и путей формирования русской культуры.
К сожалению, данная тенденция в развитии принципов идентификации русской культурно-исторической действительности, постепенно оформлявшаяся в полемике с евроцентристскими установками относительно понимания природы общечеловеческого цивилизационного развития, оказалась практически сведённой на нет в° результате во многом насильственного насаждения в России марксистской моноидеологии. Однако её историческое поражение в Восточной Европе и в России возродило интерес к тем теориям и теоретикам, которые поднимали вопрос о самобытности русской культурно-исторической действительности и её корнях.
На рубеже XX-XXI вв. по мере развития отечественной науки и философии учёные всё чаще обращаются к воспитывающему, объединяющему и миротворческому потенциалу традиций русской культуры и литературы, к поискам путей раскрытия глубокого содержания отечественной классики через привлечение знаний о традиционных духовно-нравственных ценностях, принципах, идеалах и символах, пришедших из Византии.
Результаты изучения нравственных истоков, культурных, художественно-эстетических отечественных и мировых традиций, ценностных ориентаций, характерных для российского общества, всё отчётливее свидетельствуют о необходимости рассматривать отечественные духовные ценности в роли важнейшего формирующего и творческого фактора в современной культуре. Теоретическое обоснование данные аспекты получили в трудах современных учёных в области философии и культурологии, истории и этнографии, филологии, психологии: А. О. Буганова, В. В. Бычкова, В. Н. Ганичева, М. М. Громыко, В. К. Журавлёва, И. Г. Минераловой, И. В. Моклецовой, В. И. Слободчикова, В. Ю. Троицкого, В. Ф. Шаповалова и др.
Влияние византийской культуры на формирование русского национального самосознания рассматривалось в философских, культурологических и исторических исследованиях О. Н. Забегайло, А. И. Зимина, В. С. Зуйкова, А. П. Каждана, Ю. А. Лукина, И. К. Мишариной, Н. А. Нарочницкой, Г. В. Скотниковой, А. С. Панарина, С. В. Перевезенцева, Г. А. Цветковой и др.
Доминирующей тенденцией в исследовании этих авторов, несмотря на вполне естественные различия в подходах, методике и интерпритациях, остаётся факт безусловного признания необходимости основательной проработки идеологических последствий, особенностей восприятия и специфики влияния византизма на русскую культурно-историческую действительность. При этом учёные отдают предпочтение исследованию преимущественно культурно-исторических аспектов византизма, оставляя в стороне полемику относительно его политической природы, тем более полемику относительно возрождения принципов византизма в современной российской политике. Данное диссертационное исследование также ограничивается культурно-историческим срезом византийского влияния на русскую действительность.
Основные сложности научного постижения современной социально-культурной ситуации обусловлены тем, что проектирование моделей развития национальной культуры вступает в противоречие с практикой конкретного социально-политического, культурного и духовно-нравственного бытия, в значительной степени утратившего былое мировоззренческое единство, традиционную систему ценностей, ориентирующую общество во взаимоотношениях между отдельными личностями, социальными, в том числе этническими группами, с различными историческими судьбами, духовно-нравственными и художественно-эстетическими традициями.
Тема византизма не является редкой в научной литературе, однако, исследователи культуры разрабатывают в основном историко-идеологический аспект данной темы, оставляя вне анализа собственно культурологические последствия византизма.
Настоящее диссертационное исследование стремится расширить круг рассматриваемых вопросов, охватив научно-теоретическим анализом сферу православного культа, особенностей художественно-эстетического творчества, языка, литературы, образования, зодчества, семейных отношений, быта, испытавших на себе и вобравших в себя многие черты византизма.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют принципы культурно-исторического и логического исследования социокультурных явлений, сравнительный метод изучения формирования и взаимодействия различных культурно-исторических образований.
Цель и задачи работы. Цель работы состоит в осмыслении универсального («вселенского») характера византизма и его формирующего влияния на русскую национальную культуру, освоения, творческой переработки и практического внедрения духа византизма в русскую культурно-историческую среду.
Реализация указанной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть византизм как культурное явление, дать понятие и раскрыть его сущность;
- осуществить системный анализ византийских истоков формирования русской культуры;
- провести анализ конкретных проявлений византизма в русской культуре;
- выявить особенности и последствия проявления византизма в русской культуре.
Объектом исследования является византизм как культурно-историческое явление.
Предмет исследования - византизм как фактор формирования русской национальной культуры.
Научная новизна исследования состоит:
- в комплексном рассмотрении византизма как одного из факторов формирования русской культуры - не только как явления исторического и идеологического, но как явления культурного, включающего духовно-нравственный, творческий, художественно-эстетический и социально-бытовой компоненты;
- в прослеживании проявлений византизма в русской культуре до современности;
- в собственно культурологическом аспекте исследования византизма, с опорой на обобщающую и интегрирующую функции культурологии;
- в рассмотрении перспектив и некоторых конкретных путей использования теоретических знаний по данной проблеме в области прикладной культурологии, а именно в сфере культурологического образования и культуротворчества.
Положения, выносимые на защиту:
- Византизм внёс в русскую культуру идейное и художественное содержание, оказавшее сильное воздействие на духовность, просвещение и творчество, и стал ценным объединяющим фактором для развития государственности и народа.
- Византизм выступил не только объединяющим фактором для развития государственности и народа, но вместе с тем способствовал интеграции Русского мира в мировую культуру.
- Современная культурология располагает системой научных знаний о византизме как факторе становления национального самосознания русского народа. Однако, византизм как фактор формирования русского национального художественного и бытийного стиля не нашёл пока достаточно осмысления.
- Византизм обладает некоторыми универсальными чертами, которые находят своё место как в прошлой, так и в современной культуре.
- Ценностные ориентиры, миротворческие идеи и принципы византизма, содержащиеся в русской культуре, оказывают позитивное влияние на формирование отечественной культуры в условиях светскости государства, его демократической и гуманистической направленности.
- Исторический опыт византизма как культурного явления оказывается значимым и приемлемым для современной культурной и социальной среды.
Теоретическая и практическая значимость данной научной работы состоит в том, что исследован, обобщён и систематизирован историко-культурологический материал по научной проблеме «Византизм как фактор формирования русской культуры». Выявлены формы использования знаний и принципов византизма, содержащих ценностные ориентиры, миротворческие идеи и принципы, оказывающие позитивное влияние на формирование отечественной культуры и способствующие утверждению самобытной русской культуры.
Доказана возможность эффективного использования культурных византийских традиций в условиях современного культурного развития российского народа в рамках культуротворчества и передачи знаний.
Основное содержание диссертации может быть полезно преподавателям культурологии, истории, религиоведения, искусства, всем тем, кто пытается определить особенности и перспективы всеобщей истории и теории культуры в её связи с историями культур и политических систем отдельных стран и народов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях, симпозиумах: «Славянская культура -образованию» (РАПКРОиПРО, 1999 г.); «Русская школа как система воспитания и образования» (2000 г.); «Православие и культура этноса» (РАН, Москва, 2000 г.); Международные Рождественские Образовательные Чтения (Москва, 2006, 2007 гг.); «Проблемы духовного воспитания в г. Лыткарино» (Вторые образовательные чтения в г. Лыткарино, Московская обл., 2002 г.); «Проблемы и перспективы преподавания основ православной культуры» (Нижний Новгород, 2002 г.); Третьи Приморские Образовательные Чтения в Приморском крае (Владивосток, 2003 г.); «Гуманитарные науки и русская православная культура» (МПГУ, 2004 г.); «Опыт преподавания курса «Основы православной культуры» (Российский Образовательный Форум - 2005, Москва, КВЦ «Сокольники», 2005 г.); «Возрождение традиций культуры», (г. Люберцы, Московская обл.; 2005 г.); «Возвращение к истокам духовности», (г. Рязань,
2006 г.); «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (Всемирный Русский Народный Собор, Москва, 2006); «Взаимодействие систем церковного и светского образования: реальность и перспективы» (Нижний Новгород, 2006 г.); «Духовно-нравственное наследие Святой Руси» (г. Боровск, Калужская обл.,
2007 г.); «Вера и образование: общество - школа - семья в XXI веке» (Всемирный Русский Народный Собор, Москва, 2007 г.) и др., а также на круглых столах: «Религиозное образование в России: проблемы и перспективы» (Государственная Дума Федерального Собрания, Москва, 2001 г.), «Обобщение опыта преподавания православной культуры в школах России» (Совет Федерации России, Москва, 2003 г.); «О защите традиционных духовно-нравственных ценностей в России» (Государственная Дума Федерального
Собрания, Москва, 2003 г.); «Актуальные проблемы преподавания русской православной культуры в вузе и в школе» (МПГУ, 2002 г.), «Обновление содержания гуманитарного образования: историко-культурологический аспект» (Российский Образовательный Форум «Россия 2004», Москва); «Основы православной культуры: выполнение социального заказа» (Российская академия проблем безопасности, обороны и правопорядка, Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы, Москва, 2005 г.); «Взаимодействие общества и Церкви по защите традиционных ценностей» (Москва, 2006 г.); «Объединение информационного ресурса для защиты национальных интересов России» (Москва, 2006 г.); «Защита русской культуры: проблемы и перспективы» (Народный Собор, Москва, 2006 г.) и др.
Результаты, полученные в ходе исследования, широко освещались в центральной и региональной печати («Парламентская газета», «Российский писатель», «Литературная газета», «Время», «Союзная газета», «Россия», «Учительская газета», «Русский вестник», «Трибуна», «Москва», «Роман-журнал XXI век», «Традиции и современность», «Этносфера», «Независимая газета», «Российская Федерация сегодня» и др.).
Результаты исследования апробировались и внедрялись на многочисленных семинарах и курсах по проблемам культурологического образования для преподавателей и студентов в Нижегородском педагогическом университете, Дальневосточном государственном университете, Приморском институте повышения квалификации работников образования, в Департаменте образования г. Клина Московской обл., Арзамасском педагогическом институте, в Московском педагогическом государственном университете, в Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики, в Белорусской академии последипломного образования и др., а также на культурных и научно-образовательных мероприятиях различных книжных выставок Москвы и
Московской обл., Брянской обл., г. Рязани, г. Владивостока, г. Петропавловска-Камчатского, г. Минска и др.
Работа также обсуждалась на кафедре гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (восьми параграфов), заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Исихазм и его влияние на византийскую и русскую живопись XIV-XV веков2006 год, кандидат философских наук Филиндаш, Лариса Васильевна
Культурно-исторические предпосылки модернизации России2010 год, кандидат философских наук Суховецкая, Галина Владимировна
Византизм - фактор российского социокультурного пространства2007 год, кандидат философских наук Естрина, Ольга Владимировна
Исихазм: культурный смысл: На материале истории культуры Византии и России2002 год, кандидат философских наук Моргачев, Владислав Олегович
Проблемы византийского влияния на русское средневековое искусство в отечественной историографии второй половины XIX - начала XX веков2003 год, кандидат исторических наук Зорина, Анна Александровна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Бородина, Алла Валентиновна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящее исследование позволило рассмотреть в целом и достаточно всесторонне византизм как явление русской культуры. Исследован культурологический аспект проблемы русского византизма как явления не только исторического и философского, но и культурно-социального, имеющего место в современности. В ходе работы византизм представлен как целое - единое и многогранное культурное явление в отечественной культуре, приведён в систему научный материал по разным областям проявлений византизма в русской культуре вплоть до современности, то есть был проанализирован процесс эволюции византизма в ходе исторического развития русской культуры до наших дней.
При разработке данной темы был рассмотрен и обобщён обширный материал с целью в наиболее общем виде охватить все вопросы, касающиеся влияния Византии на формирование русской национальной культуры. В рамках данного исследования были раскрыты актуальные философские и культурно-социальные вопросы о взаимосвязи духовного и художественно-эстетического бытия человека, о культурно-исторических условиях становления русской культуры, целостности традиционной культуры Отечества, её месте, роли и значимости в мировой культуре, о приоритетах духовного начала в русском национальном наследии.
Настоящее диссертационное исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Наука располагает достаточными для обобщения и систематизации знаниями о визаитизме, внёсшем в русскую культуру идейное и художественное содержание, оказавшее сильное воздействие на духовность, просвещение и творчество.
2. Ценностные ориентиры, миротворческие идеи и принципы византизма, содержащиеся в русской культуре, оказывают позитивное влияние на формирование отечественной культуры в условиях светскости государства и его демократической и гуманистической направленности.
3. Византизм выступил не только культуротворческим фактором развития мира русской действительности, но вместе с тем способствовал интеграции в мировую культуру.
4. В современной русской культуре продолжают проявляться следы византизма как в форме русского культурно-исторического и национального самосознания, так и в иных формах явления человеческого духа (искусство, литература, семейные отношения, быт и др.).
5. Исторический опыт византизма как культурного явления оказывается значимым и приемлемым для современной социокультурной среды так как:
• отражает основные черты, органически связанные с традиционной отечественной культурой (духовно-мировоззренческий, общественно-политический, нравственный, художественно-эстетический);
• обнаруживает созвучие современным демократическим и гуманистическим принципам;
• культура России может использовать в том числе и позитивные черты византизма для развития народного творчества и индивидуального творческого развития;
• миротворческий потенциал способствует формированию самобытной национальной культуры в условиях совместного проживания разных национальностей.
Рассмотрев проблему теоретически, автор связал её с задачами прикладной культурологии, с областями культурологического образования и культуротворчества. Были проанализированы вопросы, востребованные в обществе на разных ступенях современного историко-культурологического образования в рамках курсов «Мировая художественная культура», «История культуры России», «Искусство», «Россиеведение» и др. В диссертации определены возможности использования исторического опыта византизма в современных условиях развития культуры и педагогической практики как механизма адаптации новых знаний к ментальности и культурноисторическим особенностям народа и государства, как средства социализации и творческого и культурного развития.
В результате диссертационной работы исследован, обобщён и систематизирован историко-культурологический материал по научной проблеме «Византизм как фактор формирования русской культуры» выявлены формы использования знаний и принципов, содержащих ценностные ориентиры, миротворческие идеи, оказывающие позитивное влияние на формирование отечественной культуры в условиях светскости государства и его демократической и гуманистической направленности. Установлено, что они способствуют углублению национальной самобытности русской культуры, воспитанию патриотизма и национального самосознания, формированию свободного гражданского общества.
Доказана возможность эффективного использования культурных византийских традиций в условиях современного культурного развития российского народа в рамках культуротворчества и передачи знаний.
Результаты проведённого исследования позволили в различных регионах страны практически использовать культурно-исторический опыт русско-византийской духовной и художественно-эстетической преемственности в следующих аспектах:
1) исторический: история взаимоотношений Византии и России;
2) религиозно-философский: православие как духовная основа византийской и русской культуры;
3) культурологический: развитие культуры России: а) основные принципы византийского искусства; б) проявление византийских традиций в русской культуре; в) формирование особенностей русской национальной культуры.
В ходе работы были выявлены воспитывающий, объединяющий и миротворческий потенциал русской культуры, а также определены пути раскрытия глубокого содержания отечественной классики через привлечение знаний о традиционных духовно-нравственных ценностях, принципах и идеалах и символах.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Бородина, Алла Валентиновна, 2007 год
1. Аверинцев, С. С. Византия и Русь : два типа духовности / С. С. Аверинцев // Новый мир. - 1988. - № 7. - С. 210-220.
2. Аверинцев, С. С. Византия и Русь : два типа духовности / С. С. Аверинцев // Новый мир. 1988. -№ 9. - С. 227-239.
3. Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской культуры / С. С. Аверинцев. М., 1977. - 318 с.
4. Бабишин, С. Д. Из истории зарождения школы высшего типа в Древней Руси / С. Д. Бабишин // Советская педагогика. 1972. - № 8. - С. 94-100.
5. Бабишин, С. Д. Основные тенденции развития школы и просвещения в Древней Руси (X первая пол. XIII вв.) Текст.: дисс. На соиск. уч. степ. Доктора пед. наук.
6. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. М., 1975.-502 с.
7. Белокуров, С. А. Арсений Суханов. Речь перед защитой диссертации 27 окт. 1891 г. / С. А. Белокуров. Сергиев Посад, 1892. - 15 с.
8. Бердяев, Н. А. Миросозерцание Достоевского / Н. А. Бердяев. М., 2001.-174 с.
9. Бердяев, Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев. Париж, 1946. - 258 {1}с.
10. Бердяев, Н. А. Самопознание : сочинения / Н. А. Бердяев. М.Харьков, 1998.-624 с.
11. Буева, Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры. //Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 3-9.
12. Булгаков, С. Н. Сочинения : в 2-х т. / С. Н. Булгаков. М., 1993.
13. Бычков, В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы / В. В. Бычков.-М, 1977.-199 с.
14. Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы / В. В. Бычков.-М., 1995.-332 с.
15. Бычков, В. В. Малая история византийской эстетики / В. В. Бычков. -Киев, 1991.-407 с.
16. Бычков, В. В. Русская средневековая эстетика. X1-XVII века / В. В. Бычков. Изд-е 2-е. - М., 1995. - 637 с.
17. Бычков, В. В. Эстетика поздней античности. II-III века / В. В. Бычков. -М., 1981.-325 с.
18. Вакх, К. А. Классическое образование и его утверждение в России / К. А. Вакх // Греко-латинский кабинет. Вып. 1. М., 1992. - С. 38-49.
19. Василенко, В. М. Русское прикладное искусство : истоки и становление. -М., 1977.-464 с.
20. Византия. Средиземноморье. Славянский мир. М., 1991. - 192 с.
21. Гоголь, Н. В. Духовная проза /Сост. и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова; вступ. ст. В. А. Воропаева / Н. В. Гоголь. М., 1992. -560 с.
22. Григорьев, Дмитрий, протоиерей. Достоевский и Церковь : у истоков религиозных убеждений писателя / Дмитрий Григорьев, протоиерей. -М., 2002.-176 с.
23. Громыко, М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа / М. М. Громыко, А. В. Буганов. М., 2000. - 544 с.
24. Громыко, М. М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. М., 1991. -446 {2} с.
25. Гудзий, Н. К. История древней русской литературы / Н. К. Гудзий. М., 1966.-544 с.
26. Гумилёв, JL Н. От Руси до России : очерки этнической России / JI. Н. Гумилёв. М., 1992. - 336 с.
27. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М., 2002. -548 с.
28. Диль, Ш. Византийские портреты / Ш. Диль. М., 1994.
29. Достоевский, Ф. М. Дневник писателя : 1873-1881 гг. / Ф. М. Достоевский ; Сост. В. Н. Бунин. СПб., 1999. - 739 с.
30. Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений : в 12 т. / Ф. М. Достоевский. -М., 1982.-Т. 11.-624 с.
31. Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений : в 12 т. / Ф. М. Достоевский-М., 1982.-Т. 12.-544 с.
32. Есаулов, И. Е. Пасхалыюсть русской словесности / И. Е. Есаулов. М., 2004. - 560 с.
33. Журавлёв, В. К. Русский язык и русский характер / В. К. Журавлёв. -М., 2002.-256 с.
34. Забегайло, О. Н. Духовное понимание истории / О. Н. Забегайло. М., 2006. - 656 с.
35. Забелин, И. Е. История русской жизни с древнейших времён / И. Е. Забелин. М., 1908. - Ч. 1. - 672 с.
36. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. -М., 2001.-880 с.
37. Зимин, А. И. Культурно-исторические контакты и их влияние на русскую самоиндификацию / А. И. Зимин // Очерки русского культурно-исторического и национального самосознания. Под ред. А. И. Зимина. -Тольятти, 2005. С. 154-176.
38. Зимин, А. И. Философская и научно-теоретическая форма русской культурно-исторической самоиндификации / А. И. Зимин // Очерки русского культурно-исторического и национального самосознания. Под ред. А. И. Зимина. Тольятти, 2005. - С. 177-209.
39. Зимин, А. И. Роль Логоса в становлении русской культурно-исторической системы и её самосознания / А. И. Зимин // Очерки русского культурно-исторического и национального самосознания. Под ред. А. И. Зимина. Тольятти, 2005. - С. 303-315.
40. Зимин, А. И. Последствия различного понимания Логоса в условиях западной и российской цивилизаций // Очерки русского культурногоисторического и национального самосознания. Под ред. А. И. Зимина. -Тольятти, 2005. С. 316-325.
41. Зинченко, В. П. Культура и духовность / В. П. Зинченко // Вопросы философии, 1995.-№ 11.-С. 9-10.
42. Зинченко, Т. Е. Социокультурные отношения в России и па Западе : исторический и теоретический аспекты Текст.: дис. канд. культурол. : 24.00.01./ Т. Е. Зинченко. Новороссийск, 2004. - 158 с.
43. Зуйков, В. С. Культурно-историческое и духовное поле русского мировосприятия / В. С. Зуйков // Очерки русского культурно-исторического и национального самосознания. Под ред. А. И. Зимина. -Тольятти, 2005. С. 44-58.
44. Зуйков, В. С. Культурно-исторический миф и формирование великорусской культуры / В. С. Зуйков // Очерки русского культурно-исторического и национального самосознания. Под ред. А. И. Зимина. -Тольятти, 2005. С. 93-108.
45. Из русской мысли о России / авт.-сост. И. Т. Янин. Калининград, 2002. -472 с.
46. Иконников, А. В. Тысяча лет русской архитектуры. Развитие традиций / А. В. Иконников. М., 1990. - 386 с.
47. Иконников, В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории / В. С. Иконников. Киев, 1869.
48. Ильин, И. А. Собрание сочинений : в 10 т. / И. А. Ильин. М., 1996. - Т. 1.-400 с.
49. Ильин, И. А. Собрание сочинений : в 10 т. / И. А. Ильин. М., 1994. - Т. 3. - 592 с.
50. Ильин, И. А. Собрание сочинений : в 10 т. / И. А. Ильин. М., 1996. - Т.5. 608 с.
51. Ильин, И. А. Собрание сочинений : в 10 т. / И. А. Ильин. М., 1996. - Т.6. Кн. I. 560 с.
52. Ильин, И. А. Собрание сочинений : в 10 т. / И. А. Ильин. М., 1996. - Т. 6. Кн. II. - 672 с.
53. Ильин, И. А. Собрание сочинений : в 10 т. / И. А. Ильин. М., 1997. - Т.6. Кн. III. 560 с.
54. Ильин, И. А. Собрание сочинений : в 10 т. / И. А. Ильин. М., 1998. - Т.7. 608 с.
55. Ильин, И. А. Собрание сочинений : в 10 т. / И. А. Ильин. М., 1998. - Т.8.-576 с.
56. Ильин, И. А. Собрание сочинений : в 10 т. / И. А. Ильин. М., 1999. - Т. 9-10.-512 с.
57. Ильин, Н. ГГ. Трагедия русской философии. Ч. 1. От личины к лицу : введение в принципы историко-философского понимания : монография / Н. П. Ильин (Мальчевский). СПб., 2003. - 216 с.
58. Каждая, А. П. Византийская культура (X-XII вв.) / А. П. Каждан. М., 1968.-233 с.
59. Каптерев, ГГ. Ф. История русской педагогии / П. Ф. Каптерев. Изд-е 2-е.-Пб., 1915.-540 с.
60. Карамзин, Н. М. История государства Российского : в 12 т. / Н. М. Карамзин. Т. I-IV. - Калуга, 1994. - 560 с.
61. Карамзин, Н. М. История государства Российского : в 12 т. / Н. М. Карамзин. Т. V-VIII. - Калуга, 1994. - 576 с.
62. Карамзин, Н. М. История государства Российского : в 12 т. / Н. М. Карамзин. Т. IX-XII. - Калуга, 1994. - 592 с.
63. Кара-Мурза С. Истмат и проблема восток-запад. М., 2001. - 256 с.
64. Карташёв, А. В. Очерки по истории Русской Церкви : в 2 т. Репринт. / А. В. Карташёв. М., 1991. - Т. 1. - 704 с.
65. Карташёв, А. В. Очерки по истории Русской Церкви : в 2 т. Репринт. / А. В. Карташёв. М., 1991. - Т. 2. - 576 с.
66. Киреевский И. В. Критика и эстетика / И. В. Киреевский. М., 1979. -439 с.
67. Ключевский, В. О. Очерки и речи : сб. ст. № 2 / В. О. Ключевский. М., 1913. - 514 с.
68. Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс лекций : в 3 кн. / В. О. Ключевский. М., 1993. - Кн. 1.-572 с.
69. Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс лекций : в 3 кн. / В. О. Ключевский. М., 1993. - Кн. 2. - 584 с.
70. Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс лекций : в 3 кн. / В. О. Ключевский. М., 1993. - Кн. 3. - 558 с.
71. Комарович, В. JI. Китежская легенда / В. JI. Комарович. М. - JL, 1936. -184 с.
72. Кондратенко, И. Н. Развитие гражданских качеств учащихся в процессе освоения религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания. Текст. : дис. канд. пед. н.: 13.00.01. / И. Н. Кондратенко. М., 2002. -259 с.
73. Костомаров, Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Н. И. Костомаров. М., 1993. - 399 с.
74. Костюм народов России в графике 18-20 веков / Сост. русск. текста Н. М. Штукатурова ; перев. 3. М. Левичек, Э. И. Бронина, С. Д. Дежуров. -М., 1990.- 128 с.
75. Лавровский, Н. А. О древнерусских училищах / Н. А. Лавровский. -Харьков, 1854.- 189 с.
76. Лавровский, Н. А. Памятники старинного русского воспитания / Н. А. Лавровский. М., 1861. - 71 с.
77. Лазарев, В. Н. Византийская живопись / В. Н. Лазарев. М., 1971. -406 с.
78. Левченко, М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений / М. В. Левченко. М., 1956. - 554 с.
79. Левшун, Л. В. История восточнославянского книжного слова XI-XVII вв. / Л. В. Левшун Минск, 2001. - 352 с.
80. Леонтьев, К. Н. Избранное / К. Н. Леонтьев. М., 1993. - 400 с.
81. Лихачёв, Д. С. Исторические предпосылки возникновения русской письменности и русской литературы / Д. С. Лихачёв // Вопросы истории, 1951.-№ 12.-С. 30-54.
82. Лихачёв, Д. С. / Великий путь : становление русской литературы XI-XVIII вв. / Д. С. Лихачёв М., 1987.
83. Лихачёв, Д. С. / Великая Русь : история и художественная культура / Д. С. Лихачёв-М., 1994.
84. Лихачёв, Д. С. / Великое наследие : классические произведения литературы Древней Руси / Д. С. Лихачёв М., 1975. - 366 с.
85. Лосский, Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н. О. Лосский. М., 1989. - 416 с.
86. Лукин, Ю. А. Россия на пороге XXI века: федеральная политика. Монография / Ю. А. Лукин. 256 с.
87. Лукин, Ю. А. Культурология: вчера, сегодня, завтра. Монография. / Ю. А. Лукин. 208 с.
88. Масси, С. Земля Жар-птицы / Сюзанна Масси. СПб., 1980 - 512 с.
89. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви : в. 9 кн. / Макарий (Булгаков), митрополит. М., 1994-1997. - Кн. 1. - 408 с.
90. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви : в. 9 кн. / Макарий (Булгаков), митрополит. М., 1994-1997. - Кн. 4. Ч. 2. - 440 с.
91. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви : в. 9 кн. / Макарий (Булгаков), митрополит. М., 1994-1997. - Кн. 7. - 672 с.
92. Мацейна, А. Великий инквизитор / А. Мацейна. СПб., 1999. - 378 с.
93. Медведев, В. С.; Хомяков В. Е.; Белокур В. М. Национальная идея, или Чего ожидает Бог от России / В. С. Медведев, В. Е. Хомяков, В. М. Белокуров. М., 2005. - 424 с.
94. Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры : в 3 т. / П. Н. Милюков.-Т 2. Ч. 1.-М., 1994.-416 с.
95. Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры : в 3 т. / П. Н. Милюков. Т 2. Ч. 2. - М., 1994. - 496 с.
96. Мишарина, И. К. Основы геополитической и национальной идентификации Московской Руси / И. К. Мишарина // Очерки русского культурно-исторического и национального самосознания Под ред. А. И. Зимина. Тольятти, 2005.-С. 119-153.
97. Мишарина, И. К. Феномен культурно-исторического и национального самосознания / И. К. Мишарина // Очерки русского культурно-исторического и национального самосознания. Под ред. А. И. Зимина. -Тольятти, 2005. С. 8-20.
98. Модзалевский, JI. Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён / Л. Н. Модзалевский. Ч. 1. - СПб., 1892. - 604 с.
99. Модзалевский, Л. Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён : в 2 ч. / JI. Н. Модзалевский. СПб., 1892-1899.-Ч. 2.-605 с.
100. Нарочницкая, Н. А. Россия и русские в мировой истории / Н. А. Нарочницкая. М., 2003. - 536 с.
101. Никандров, Н. Д. Русское православие и российская национальная идея // Выступления на Седьмых Рождественских Чтениях. М., 1999. - С. 823.
102. Никольский, Н. М. История Русской Церкви / Н. М. Никольский. М., 1930.-248 с.
103. Отражение русской ментальности в языке и речи : материалы Всероссийской научно-практической конференции (8-9 апреля 2004 г.) -Липецк, 2004. 445 с.
104. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времён до конца XVII в. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. М., 1989.-480 с.
105. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII -первая половина XIX в. /Отв. ред. Шабаева М. Ф. М., 1973. - 605 с.
106. Очерки русского культурно-исторического и национального самосознания / Под ред. А. И. Зимина. Тольятти, 2005. - 338 с.
107. Панарин, А. С. Искушение глобализмом / А. С. Панарин. М., 2000. -382 с.
108. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. М., 2002. - 496 с.
109. Перевезенцев, С. В. Русская религиозно-философская мысль X-XVII вв. (Основные идеи и тенденции развития) : монография / С. В. Перевезенцев. М., 1999.-432 с.
110. Перевезенцев, С. В. Россия. Великая судьба / С. В. Перевезенцев. М., 2003. - 704 с.
111. Потебня, А. А. Полное собрание трудов : мысль и язык / А. А. Потебня. -М., 1999.-300 с.
112. Православие и культура этноса. Спец. выпуск научного журнала «Исторический вестник». М. - Воронеж, 2001. - № 13-14. - 550 с.
113. Православие и русская литература : вузовский и школьный аспект изучения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Арзамас, 2004. - 530 с.
114. Преподобный Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу / Иосиф Волоцкий. М., 1994. - 304 с.
115. Преподобный Нестор Летописец. Повесть временных лет. Жития / Преподобный Нестор Летописец. М., 1997. - 256 с.
116. Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений : 6 т. / А. С. Пушкин. М. -Л., 1936-1938.-Т. 5.-733 с.
117. Рамм, Б. Я. Папство и Русь в X-XV вв. / Б. Я. Рамм. М. - Л., 1959. -283 с.
118. Россия на пороге XXI века (Современные проблемы национально-государственного строительства РФ). М., 1996. - 336 с.
119. Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев / Подготовка текстов, вступ. ст. и комм. Ю. А. Лимонова. Л., 1986. - 543 с.
120. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский. Беседы : в 3 т. / Григорий Палама // Перев. с греч. архимандр. Амвросий. М., 1994.-Т. 1.-262 с.
121. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский. Беседы : в 3 т. / Григорий Палама // Перев. с греч. архимандр. Амвросий. М., 1994.-Т. 2.-252 с.
122. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский. Беседы : в 3 т. / Григорий Палама // Перев. с греч. архимандр. Амвросий. М., 1994.-Т. 3.-264 с.
123. Святые земли Русской / Сост. С. С. Бычков. М., 2002. - 424 с.
124. Славянская культура образованию : материалы Международной научно-практической конференции / Сот. и отв. ред. Т. В. Челышева. -М., 1999.-304 с.
125. Смысл жизни : антология / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н. К. Гаврюшина. М., 1994. - 592 с.
126. Скотникова, Г. В. Византийская культурная традиция в русском самосознании. Текст. : дис. . док. культ.: 24.00.01. / Г. В. Скотникова -СПб., 2003. 392 с.
127. Соловьёв, В. С. О христианском единстве / В. С. Соловьёв. М., 1994. -336 с.
128. Соловьёв, С. М. Об истории Древней России / Сост., авт. предисл. и прим. А. И. Самсонов / В. С. Соловьёв. 2-е изд. - М., 1993. - 544 с.
129. Соловьёв, С. М. Об истории новой России / Сост., авт. предисл. и прим. А. И. Самсонов / В. С. Соловьёв. М., 1993. - 559 с.
130. Соловьёв, С. М. Сочинения : в 18 кн. / В. С. Соловьёв. М., 1993. - Кн. III. Т. 5-6. - 768 с.
131. Соловьёв, С. М. Сочинения : в 18 кн. / В. С. Соловьёв. М., 1993. - Кн. II. Т. 3-4. - 768 с.
132. Степанов, А. С. Очерк истории мировой культуры / А. С. Степанов. -М., 2000.-368 с.
133. Тальберг, Н. Д. История Русской Церкви / Н. Д. Тальберг. М., 204. -924 с.
134. Тарабукин, Н. М. Очерки по истории костюма / Н. М. Тарабукин. М., 1994.- 158 с.
135. Татищев, В. Н. История Российская с древнейших времён : в 7 т. / В. Н. Татищев. М. - Л., 1963. - Т. И. - 352 с.
136. Терещенко, А. В. Быт русского народа. Ч. VI и VII / А. В. Терещенко. -М, 1999.-312 с.
137. Тиллих, П. Избранное. Теология культуры / П. Тиллих. М., 1995. -479 с.
138. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. М., 1996. - 606 с.
139. Тойнби, А. Цивилизация перед судом истории / А. Тойнби. М. - СПб., 1996.-477 с.
140. Томпсон, Д. Э. «Братья Карамазовы» и поэтика памяти (Современная западная русистика) / Д. Э. Томпсон // Пер. с англ. Н. М. Жутовской и Е. М. Видре. СПб., 1999. - 344 с.
141. Толковая Библия : в 3 т. Стокгольм, 1987 (Репринт 1904-1913). - Т. 3. -2120 с.
142. Троицкий, В. Ю. Духовность слова : слово в филологическом образовании и воспитании / В. Ю. Троицкий. М., 2001. - 184 с.
143. Трубецкой, Е. Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи / Е. Н. Трубецкой. М., 1916.
144. Успенский, Ф. И. История Византийской империи : в 5 т. / Ф. И. Успенский. М., 2001. - Т. 1. - 623 с.
145. Успенский, Ф. И. Очерки по истории византийской образованности / Ф. И. Успенский. М., 2001. - 442 с.
146. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. / К. Д. Ушинский. -М., 1988-1990.-Т. 1.-416 с.
147. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. / К. Д. Ушинский. -М., 1988-1990.-Т. 1.-512 с.
148. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы: Материалы заочного «круглого стола» // Вопросы философии. 1995. -№ 11.-С. 3-34.
149. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология / Сост., общ. Ред., предисл. и прим. Н. К. Гаврюшина. М., 1993. - 400 с.
150. Филякова, Е., Меньшов В. Русская письменность / Е. Филякова, В. Меньшов. М., 2002. - 47 с.
151. Флоренский, П. А. Автореферат / П. А. Флоренский // Вопросы философии. 1988. -№ 2.
152. Флоренский, П. А. Христианство и культура / П. А. Флоренский // Журнал Московской Патриархии. 1983. - № 4. - С. 53.
153. Флоренский, П. А. Имена : сочинения / П. А. Флоренский. М.Харьков, 1998.-912 с.
154. Хомяков, А. С. О старом и новом : статьи и очерки / А. С. Хомяков. -М., 1988.-461 с.
155. Хоружий, С. С. Философский процесс в России как встреча философии и православия / С. С. Хоружий // Вопросы философии. 1991. - № 5. -С. 26-57.
156. Цветкова, Г. А. Альтернативы самосознания послевоенного советского общества / Г. А. Цветкова // Очерки русского культурно-исторического и национального самосознания. Под ред. А. И. Зимина. Тольятти, 2005. -С. 237-256.
157. Цеханская, К. В. Икона в жизни русского народа / К. В. Цеханская. -М., 1998.-320 с.
158. Чаадаев, П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма : в 2 т. / П. Я. Чаадаев. М., 1991. - 1370 с.
159. Четвертакова, Ж. В. Культурологический статус русского национального характера Текст. : дис. на соиск. степени канд. культурол.: 24.00.01. / Ж. В. Четвертакова. Тамбов, 2004. - 182 с.
160. Шаповалов, В. Ф. Основы философии от классики до современности / В. Ф. Шаповалов. М., 1998. - 272 с.
161. Шаповалов, В. Ф. Россиеведение / В. Ф. Шаповалов. М., 1998. - 576 с.
162. Шердаков, В. Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности / В. Н. Шердаков // Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 27-31.
163. Шмидт, С. О. У истоков российского абсолютизма : исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного / С. О. Шмидт. -М., 1996.-496 с.
164. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. М., 2003. - Т. I. - 528 с.
165. Экономцев, И. И. Православие, Византия, Россия / И. И. Экономцев. -М., 1992.-233 с.
166. Яковлев, Е. Г. Искусство и религия / Е. Г. Яковлев // Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 38-40.
167. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М., 1991. - 527 с.
168. СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ ТРУДОВ АВТОРА
169. Бородина, А. В. Академия славянской культуры / А. В. Бородина // Россия и современный мир. 1997. - 1 (14) - С. 258-262.
170. Бородина, А. В. Великий Новгород : особенности храмового зодчества / А. В. Бородина. М, 2007. - 24 с.
171. Бородина, А. В. Византинизм и русский национальный стиль / А. В. Бородина. М., 2006. - 96 с.
172. Бородина, А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры / А. В. Бородина. М., 2006. - 72 с.
173. Бородина, А. В. История религиозной культуры : основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней образования / А. В. Бородина. Изд-е 5-е. - М., 2007. - 232 с.
174. Бородина, А. В. История религиозной культуры : основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей / А. В. Бородина. Изд. 2-е, испр. и доп. - М., 2006. - 264 с.
175. Бородина, А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля / А. В. Бородина // Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). М., 2006. - 32 с.
176. Бородина, А. В. Основы православной культуры : мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса / А. В. Бородина. Изд. 3-е. - М., 2007. -144 с.
177. Бородина, А. В. Основы православной культуры : мы и наша культура. 1 кл. Пособие для учителей / А. В. Бородина. М., 2005. - 176 с.
178. Ю.Бородина, А. В. Основы православной культуры : мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 2 класса : в 2 кн. / А. В. Бородина. Изд. 3-е. -М., 2006.- 136, 120 с.
179. П.Бородина, А. В. Основы православной культуры : мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Рабочая тетрадь / А. В. Бородина. Изд. 2-е. - М., 2007. - 68 с.
180. Бородина, А. В. Основы православной культуры : мир вокруг и внутри нас. 2 кл. Пособие для учителей. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М., 2006. -176 с.
181. Бородина, А. В. Основы православной культуры : о чём рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3 класса / А. В. Бородина. Изд. 2-е, испр. - М., 2007. - 208 с.
182. Н.Бородина, А. В. Основы православной культуры : православие -культурообразующая религия России. Учебное пособие для учащихся 4 класса / А. В. Бородина. Изд-е 3-е. - М., 2007. - 208 с.
183. Бородина, А. В. Шатровый храм в русской архитектуре: материалы к урокам МХК / А. В. Бородина // Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). М., 2005. - 29 с.
184. Бородина, А. В. Шатровый храм в русской культуре / А. В. Бородина. -М., 2006. 48 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.