Виртуальная культура как феномен глобализации: философско-культурологическое осмысление тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Муртазина, Марина Шамильевна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат наук Муртазина, Марина Шамильевна
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I РЕФЛЕКСИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Культура и глобализация в условиях виртуализации: философско-культурологический анализ
1.2 Категории «виртуальность» и «виртуальная реальность» в философии культуры
1.3 Методологические подходы к осмыслению понятия «виртуальная культура»
ГЛАВА II ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА КАК СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ДИАЛОГА
2.1 Формы диалога культур в виртуальной среде
2.2 Религия в виртуальной среде: новый вид диалога
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Философские основания межкультурных конфликтов в условиях глобализации культуры2019 год, кандидат наук Стычинский Максим Сергеевич
Особенности виртуализации экономической сферы современного общества: социально-философский анализ2008 год, кандидат философских наук Схаляхо, Зарема Чатибовна
Компьютерные социальные сети в контексте виртуализации современной культуры2014 год, кандидат наук Шипицин, Антон Игоревич
Феномен игры в условиях виртуализации современной культуры2013 год, кандидат наук Лопатинская, Тинатин Давидовна
Культурные проекции коммуникативного пространства в условиях глобализации2021 год, кандидат наук Стрельчук Антонина Робертовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Виртуальная культура как феномен глобализации: философско-культурологическое осмысление»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Одним из актуальных направлений философской мысли последних лет является осмысление глобализации, обусловленной развитием техники, технологий связи и информации, превращающих мир, как указал М. Маклюэн, в «глобальную деревню»1. Это направление глобализации определяет необходимость философского понимания того, какие изменения в сфере культуры она влечет за собой, способствует или препятствует диалогу культур, влечет ли появление новых видов культуры.
Данное исследование посвящено анализу виртуальной культуры как феномена глобализации. Отличительным признаком виртуальной культуры стало моделирование возможной реальности бытия посредством компьютерных технологий. Они открыли перед человеком беспрецедентные возможности: расширение границ творчества, конструкторской деятельности, обучение мануальной технике ведения операций в медицине, формирование новых видов искусства, невозможных в физическом мире (например, «цифровые» жанры искусства) и т.п. Использование компьютерных технологий значительно облегчило трудовую деятельность человека, обеспечило широкие возможности для самореализации, образования и самообразования. Благодаря сети Интернет человек вышел за пределы одной страны, языка, культуры. В то же время появились новые проблемы и новые вопросы. И в первую очередь это вопрос, который стал особенно актуален для религиозной сферы: каковы допустимые способы применения компьютерных технологий.
Электронные коммуникации ориентируют парадигму культуры на процесс виртуализации, который порождает новый вид культуры - виртуальную культуру. Являясь, безусловно, сложным и многоплановым феноменом глобализации, она требует серьезного философско-культурологического осмысления и анализа. Процессы развития и распространения компьютерных тех-
1 Маклюэн Г.М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев, 2003. С.47.
нологий виртуализации столь стремительны, что предметное поле философ-ско-культурологических исследований по данному направлению только начинает складываться. Указанные обстоятельства и обуславливают актуальность заявленной темы.
Степень научной разработанности проблемы
В ходе исследования был задействован обширный круг научных работ отечественных и зарубежных авторов. Среди них работы философского и культурологического направления, затрагивающие проблему соотношения категорий «цивилизация» и «культура», которая начинает исследоваться в эпоху Просвещения, когда цивилизация представлялась как некое идеальное состояние общества.
Основы этноисторической концепции цивилизаций были заложены Ф. Гизо. Цивилизацию как этап общественного развития рассматривали Э.Б. Тайлор, JI. Морган, Ф. Энгельс.
Основы культурно-исторических типов цивилизаций были заложены в работах Н.Я. Данилевского. Данная теория в дальнейшем разработана в трудах О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина, X. Ортега-и-Гассета и ряда других философов первой половины XX в.
Во второй половине XX в. сущность цивилизаций осмысливается сквозь призму технологических изменений в трудах Д. Белла, М. Кастельса, Э. Тоффлера и др. В конце XX в. формируется теория мировых, локальных и глобальной цивилизаций, исследованная Б.Н. Кузыком и Ю.В. Яковцом. Ими разрабатывается концепция социогенетических закономерностей динамики цивилизаций и доказывается, что новым этапом в развитии генотипа глобальной цивилизации на рубеже тысячелетий стал процесс глобализации.
Разностороннее осмысление процессов глобализации представлено в работах зарубежных и отечественных ученых и исследователей: В.А. Абрамова, Д.Г. Балуева, H.H. Волниной, Д. Гольдблатта, Д.В. Иванова, B.JI. Иноземцева, Э.Г. Кочетова, Т. Левитта, Э. Макгрю, Дж. Маклина,
В.А. Мамоновой, М.А. Мунтяна, К. Омаэ, Д. Перратона, Р. Робертсона, М.Я. Сарафа, Д. Хелда, Ю.В. Шишкова, Ю.В. Яковца и др. Глубокое осмысление процессов глобализации, ее исторического развития и связи с культурой и цивилизацией дано в работах Я.Н. Питерса, А.Н. Чумакова.
Проблематика формирования новой культуры в условиях глобализации, обусловленной информационно-технологическим развитием, отражена в работах таких современных авторов, как В.А. Емелин, П. Леви, А. Лемос, Я. Мацек, С. Мизрах, И.А. Негодаев, Т. Норд, Л.В. Нургалеева, Е. Степп, М. Стрейнджлав, М. Хайм, М. Хаубен, A.M. Хилтон и др. Появление новой формы культуры (префигуративной культуры) отмечено в работах М. Мид.
На формирование новой коммуникативной среды в культуре XX века указано в исследованиях B.C. Библера и Ю.М. Лотмана. Информационно-коммуникативным тенденциям развития современного общества посвящены труды М. Маклюэна и А. Моля. Варианты видения постиндустриального общества даны в трудах 3. Бжезинского, П. Друкера, П. Мартина, И. Масуды, А. Турена, Т. Сакайя и др.
Одним из важнейших следствий глобализации на современном этапе ученые считают виртуализацию жизни. О виртуальной глобализации пишет Д. Холмс. Виртуализацию как особенность постиндустриального общества рассматривают В.В. Афанасьева, А. Бюль, М. Вэйстейм, В.Н. Гасилин, Д.В. Иванов, М. Кастельс, А. Крокер, Л.В. Лесков, М.Ю. Опенков, Л.А. Тягунова и др.
Процессы виртуализации, категории «виртуальность» и «виртуальная реальность» комплексно анализируются в работах П. Леви. Подробная философская аналитика концепций «виртуального» и «виртуальной реальности» дана в монографии Е.Е. Таратуты.
Первые элементы философского понимания феномена виртуальности были заложены в Античности в контексте осмысления проблемы основных состояний всего сущего (Платон, Аристотель). Развивая аристотелевскую он-
тологию, Фома Аквинский осмыслил понятие «виртуальное» как синоним потенциального. В таком значении данная категория развивалась в работах Дунса Скота и Николая Кузанского. Позиция множественности бытия была продолжена в трудах Г. Лейбница, И. Канта, А. Бергсона.
Среди современных исследователей значительный вклад в трактовку понятия «виртуальная реальность» внесли представители научного направления - виртуалистики (О.И. Генисаретский, H.A. Носов и др.). Мыслимое бытие, символизм сознания человека рассматриваются в трудах Э. Кассирера, Г. Когена, С. Лангер, М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорского.
Трактовка виртуальной реальности с позиций компьютерных технологий представлена работами таких специалистов в этой сфере, как М. Крюгер, Дж. Ланье, И. Сазерлэнд и др.
Классификации виртуальных реальностей приводятся в исследованиях В.В. Афанасьевой, Т.А. Кирик, Ю.В. Наседкиной, В.Л. Силаевой и др.
Понятие «виртуальная культура» рассматривается в работах К. Ача, Дж. Берна, С. Джонса, Л.М. Земляновой, М. Кастельса, Э. Хоукса и др. Философское осмысление феномена виртуальной культуры представлено трудами Г.Л. Тульчинского. Антропологическое исследование жителей виртуальной вселенной Second Life проведено Т. Боелсторффом.
Отдельные аспекты феномена виртуальной культуры исследовались в диссертационных работах К. Хансена, А.И. Воронова, А.Ю. Головина, Я.А. Кривошапко, Т.А. Шу, И.И. Югай и др.
Поскольку виртуальная культура анализируется в данной работе как феномен глобализации, с чем неразрывно связаны проблемы взаимодействия и взаимовлияния культур, то существенными для проводимого анализа являются работы по философии диалога культур. Идея диалога как метода философствования оформилась в трудах Л. Фейербаха. Анализ собственно диалога культур проводился в работах М. Бубера, М.М. Бахтина, B.C. Библера, Ю.М. Лотмана. Природа диалогичности философской культуры анализиру-
ется в работах М.Н. Фоминой. Диалог как наиболее продуктивная форма взаимоотношений разных культур в условиях глобализации рассматривается в работах A.A. Гусейнова, В.М. Межуева, Э. Шнайдера и др.
Проблеме диалога и коммуникаций в виртуальном пространстве посвящены работы А.Н. Городищевой, A.B. Соколова и др. Диалог культур в киберпространстве представлен у Н. Амрус, П. Помье.
Воздействие виртуальной среды на религиозную сферу рассматривают М. Варбург, П. Великанов, С. Гелфгрен, К. Детвайлер, J1. Доусон, Е.О. Калмыкова, В. Корлисс, X. Кэмпбелл, К.В. Лученко, П. Тейснер, М. Томпсон, К. Хелланд, М. Хойсгард, Г. Хьюстон и др.
Анализ зарубежных и отечественных источников позволяет сделать вывод, что определение понятия «виртуальная культура» еще не сформулировано, хотя сам термин активно используется в научных работах. Большинство исследований, затрагивающих вопросы тотальной виртуализации современного общества, проведено в экономической, психологической, социальной или политической плоскостях. Вместе с тем, несмотря на значительное количество работ, непосредственно связанных с исследованием виртуальной культуры, вопрос природы виртуальной культуры как феномена глобализации до сих пор не стал предметом самостоятельного исследования с позиций философии культуры. Из этого следует, что рассмотрение виртуальной культуры с позиций философско-культурологического анализа представляет особый научный интерес, требует детальной проработки и развития.
Объектом исследования является виртуальная культура.
Предметом диссертационного исследования выступает виртуальная культура как феномен глобализации.
Целью диссертации является исследование специфики виртуальной культуры как феномена глобализации.
Обозначенная цель диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:
- раскрыть соотношение культуры и глобализации в условиях виртуализации;
- систематизировать учения о виртуальности с позиций философии культуры;
- выявить историко-философскую динамику становления понятия «виртуальная культура»;
- обосновать характерные формы диалога культур в виртуальной среде;
- проанализировать проблемы, обусловленные ведением религиозного диалога в виртуальной среде.
Теоретико-методологическая основа исследования
Философско-методологической базой исследования является концепция «диалога культур» B.C. Библера, в соответствии с которой различные культуры находятся в постоянном и непрерывном взаимодействии друг с другом.
Теоретической базой исследования являются труды зарубежных и российских философов, антропологов, психологов, лингвистов, религиоведов, социологов, а также экономистов и политологов, посвященные глобализации, виртуализации и изменениям, происходящим в культурной сфере.
Исследование имеет философско-культурологический характер. В диссертации виртуальная культура осмысливается, прежде всего, как теоретическое понятие. В работе применен комплексный, междисциплинарный подход, предполагающий привлечение выводов различных наук. В ходе работы использованы философско-антропологический, социокультурный, аксиологический подходы, применены методы сравнительного и историко-культурологического анализа для понимания генезиса виртуальной культуры.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в философском обосновании виртуальной культуры как феномена глобализации. В результате чего:
- аргументировано, что современный этап глобализации характеризу-
ется формированием нового виртуального пространства, порождающего свои
культурные практики;
- в процессе систематизации учений о виртуальности в контексте философии культуры обосновано, что многообразие точек зрения может быть сведено к анализу явления виртуальности как феномена сознания (индивидуального или коллективного) и как технико-технологического феномена;
- означены основные этапы исследований виртуальной культуры в истории философской мысли: ранние исследования описательного характера, исследования, сопряженные с рассмотрением феномена виртуальных сообществ и исследования, анализирующие социальные, культурные и экономические взаимодействия, происходящие в виртуальном пространстве;
- на основе анализа форм диалогических отношений в виртуальной среде, образовываемой компьютерными технологиями, определены характерные формы диалога культур, существующие в ней: виртуальный диалог, реально-виртуальный диалог, виртуально-реальный диалог;
- установлено, что ведение религиозного диалога в виртуальной среде сопряжено с необходимостью определения форм взаимодействия, не противоречащих основным доктринам веры.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В настоящее время глобализация, являясь объективным историческим процессом, проходит очередной этап своего развития, важнейшим технологическим атрибутом которого стали компьютерные виртуальные технологии. В этих условиях формируется электронное виртуальное пространство, ставшее неотъемлемой частью глобальной реальности, порождающее культурные практики, основанные на использовании компьютерных технологий и являющиеся всеобщими для пользователей компьютеров. К ним относятся многообразные формы и виды онлайн деятельности (форумы, чаты, сетевые конференции, Интернет-блоги, виртуальные представительства и т.п.), а также виды деятельности, связанные с созданием произведений искусства при
помощи компьютерных программ.
2. Электронное виртуальное пространство образует множество виртуальных реальностей (виртуальных сред). Виртуальность, являющаяся свойством человеческого сознания, благодаря информационным технологиям, становится новой формой культурного выражения. В философии виртуальная реальность понимается и как противоположность реальности, и как ее продолжение, и как результат развития компьютерных технологий. Увлеченность виртуальной реальностью в исследованиях последних лет обуславливается совмещением технического толкования с философскими и психологическими значениями. Компьютерная (электронная) виртуальная реальность -это значительное проявление сотворенной виртуальности на сегодняшний день. Электронную виртуальную реальность по архитектуре можно разделить на автономную и сетевую, в результате взаимодействия с которыми человек формирует виртуальную культуру.
3. В формировании представлений о виртуальной культуре в истории философской мысли можно выделить: ранние исследования описательного характера, часто принимавшие одну из двух форм - «технологическая утопия» или «технологическая антиутопия»; исследования, где основное внимание было сосредоточено на появлении феномена виртуальных сообществ; исследования, где внимание сосредоточено на анализе социальных, культурных и экономических взаимодействий, происходящих в сети Интернет, включая социальное конструирование реальности, создание этических кодексов поведения в Интернете. Наблюдается многозначность определений и характеристик виртуальной культуры, что объясняется эмпирической и феноменологической ориентацией большинства исследований.
4. Виртуальные формы диалогических отношений порождают новые формы диалога культур, которые условно можно обозначить как виртуальный диалог, реально-виртуальный диалог, виртуально-реальный диалог. Первый происходит в сознании читателя-пользователя, когда виртуальная
среда выступает хранилищем и средством передачи информации, подобно бумажной энциклопедии или документальному фильму, но отличается возможностью нелинейного прочтения. Второй происходит, когда пользователь компьютера «читает» произведение разработчиков программ. Здесь ведется реальный диалог с виртуальным объектом, в который вложен естественный интеллект автора. Третий выражается в виде диалогов (полилогов) с реальными собеседниками, в результате которых постигаются образы другой культуры.
5. Бытие религиозной сферы в виртуальной среде на настоящий момент сосредоточено, в основном, в сети Интернет, также встречаются компьютерные программы и видеоигры, посвященные религиозной тематике. В сети Интернет религиозные организации могут вести диалог с верующими, используя новые формы передачи информации, которые могут быть классифицированы как: сайты информационного характера, религиозно-ориентирующие сайты и сайты, манипулирующие религиозным сознанием. Использование религиозными организациями форм ведения диалога, характерных для виртуальной среды, ведет к необходимости определения допустимых пределов трансформации традиционных религиозных практик. Особое место в ряду вопросов, связанных с бытием религиозной сферы в виртуальной среде, занимает вопрос определения статуса иконы в виртуальном пространстве.
Теоретическая и практическая значимость. Основные положения и выводы диссертационного исследования расширяют предметное поле философии культуры и могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы культурной глобализации и виртуализации. Результаты исследования могут быть использованы в культурной практике и политике, связанных с определением и направленностью влияния электронных коммуникаций на разные сферы бытия общества и человека. Материалы диссертации могут найти своё применение в научно-образовательной деятельности при разра-
ботке вузовских курсов по философии культуры, философской антропологии, социальной антропологии, теоретических основ создания информационного общества.
Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в научных публикациях и докладах на международных и всероссийских конференциях: Х1-ХП международные молодежные научно-практические конференции «Молодежь Забайкалья» (Чита, 2007-2008), УШ-1Х всероссийские научно-практические конференции «Кула-гинские чтения» (Чита, 2008-2009, 2011), «Человек и его ценности в современном мире» (Чита, 2009), «Забайкальские социологические чтения» (Чита, 2009-2010), «Ломоносов» (Москва, 2009-2011). Основные положения диссертационной работы изложены в 15 публикациях, из них три статьи в журналах из перечня ВАК. Результаты исследований обсуждались на научно-методологических семинарах и заседаниях кафедры философии, теории и истории культуры Забайкальского государственного университета.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка, содержащего 257 наименований, из них 66 на иностранном языке. Общий объем диссертации - 172 страниц машинописного текста.
ГЛАВА I РЕФЛЕКСИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Культура и глобализация в условиях виртуализации: философско-культурологический анализ
Проявления культуры бесконечны и многогранны. Сущности термина «культура» рассматриваются с различных позиций. Среди них и философско-исторический, и антропологический, и аксиологический, и социологический, а также семиотический, структуралистский, деятельностный, гуманитарный подходы2.
Первые попытки осмыслить феномен культуры предпринимались еще в древности. В Древней Греции близким к термину культура являлась идея «Tcai5eia» (универсальной образованности)3. В трудах Цицерона использовалось выражение «cultus humanitas», обозначающее одновременно «образованность» и «изысканность». Humanitas выступал у Цицерона как духовная
4
культура .
Следует отметить, что воспитание в античном сознании воспринималось как природный процесс и только в XVII веке формируется представление о культуре как о результатах человеческой деятельности, разграничивается «природное» и «культурное». Считается5, что впервые термин «культура» для обозначения результатов общественной жизни был использован немецким юристом С. Пуфендорфом.
В эпоху Просвещения понятие «культура», возникшее в Античности, было дополнено и расширено за счет термина «цивилизация»6, который впервые встречается в трактате французского философа Мирабо-старшего
2 Митрошенков О.А. Культура и цивилизация / Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. II. -Вып. 2 (3). - С. 200.
3 Асоян Ю. Открытие идеи культуры: опыт русской культурологии середины XIX - начала XX веков
/ Ю. Асоян, А. Малафеев. - М.: ОГИ, 2000. - С. 39.
4 Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков / пер. с лат. Н.А. Федорова; вступ. ст. Н.П. Гринцера; коммент. Б.М. Никольского. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000.-С. 223.
5 Brons L.L. Rethinking the Culture - Economy Dialectic. - The Hague, Brons, 2005. - P. 100.
6 Чумаков A.H. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Проспект, 2010. - С. 13.
«Друг человека или Трактат о населении»7. В этот период цивилизация понималась как история человеческого разума, отождествлялась с цивилизованностью. В эпоху Реставрации цивилизация рассматривалась как единство уровней социального и интеллектуального развития.
Важнейший вклад в исследование понятия «цивилизация» в этот период внес Ф. Гизо, определивший цивилизацию как процесс постоянного развития. Цивилизация, по мысли французского историка, «существует при двух условиях и характеризуется двумя признаками: развитием общественной
деятельности и развитием деятельности личной, - прогрессом общества и
8
прогрессом человека» .
Во второй половине XIX века термин «цивилизация» стал использоваться для характеристики стадий развития общества. Знаменитая формулировка Э.Б. Тайлора (1871 г.) гласит: «Культура и цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества»9.
JI. Морган в работе «Древнее общество» (1877 г.) утверждает, что цивилизации - это ступень, замыкающая исторический путь развития первобытного общества, начавшаяся «от изобретения фонетического алфавита»10. В качестве основных признаков перехода от стадии варварства к цивилизации JL Морган определил появление моногамной семьи, возникновение двух форм собственности на землю: государственной и частной. Идеи JI. Моргана были развиты Ф. Энгельсом в книге «Происхождение семьи, частной собст-
7 Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: в 2 т. / авт. вступ. ст. А.Д. Некипелов. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. - Т. I: Теория и история цивилизаций.
8 Гизо Ф. История цивилизации в Европе: пер. с франц. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. - С. 27.
9 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989. - С. 17.
10 Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации / пер. с англ. под ред. М.О. Косвена; предисл. Я.П. Алькора. - 2-е изд., стер. -Л.: Ин-т народов Севера ЦИК СССР, 1935. - С. 10.
венности и государства» (1894 г.)11.
В XIX-XX вв. стадиальный подход к пониманию цивилизации был дополнен локально-историческим. Крупным событием в развитии теории цивилизации стала публикация трудов Н.Я.Данилевского «Россия и Европа» (1869 г.)12, в которых цивилизация трактовалась как культурно-исторический
тип.
Для философии культуры XX века стало характерно разграничение понятий «культура» и «цивилизация». О. Шпенглер13 определил цивилизацию как противоположность культуры, как стадию в развитии культуры на закате ее цикла. Не столь категорично видел различия в цивилизации и культуре А. Тойнби. Им было выделено три поколения цивилизаций, смена которых
14
происходит в результате кризиса .
Параллельно с А. Тойнби исследованием теории цивилизаций занимался П. Сорокин, пришедший к выводу о глубочайшем кризисе культуры своего времени, предзнаменующем смену социокультурного строя15. Таким образом, в рамках концепций циклического развития общества в первой половине XX в. началось изучение кризиса культуры как переходного состояния
между поколениями цивилизаций.
По мысли X. Ортега-и-Гассета, путь от культуры к цивилизации породил «массового человека». Кризис цивилизации и культуры заключается в наступлении «массовой культуры» общества (феномен стадности). «Массовый человек, верный своей природе, не станет считаться ни с чем, помимо себя, пока нужда не заставит»16. Сомнительна для X. Ортега-и-Гассета воз-
11 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства: в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. - М.: Политиздат, 1976. - 240 с.
12 Данилевский Н.Я. Россия и Европа / сост. и комментарии A.B. Белова; отв. ред. О. А. Платонов. -
Изд 2-е - М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. - 816 с.
13 Шпенглер О Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. / пер. с нем. Н.Ф. Гаре-лина; вступ. ст. А.П. Дубнова; коммент. Ю.П. Бубенкова и А.П. Дубнова. - Новосибирск: ВО «Наука», 1993.
-Т. 1: Образ и действительность. 584 с.
14 Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Айрис-Пресс, 2002. - 638 с.
15 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ., встг: статья и комментарии
B.B. Сапова. - М.: Астрель, 2006. - 1176 с.
16 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания: пер. с исп.
- М.: ACT: CT МОСКВА, 2008. - С.60.
можность того, что «средний человек», как бы ни был высок его жизненный уровень, сможет управлять ходом цивилизации. «Восстание масс, - пишет философ, - может привести к катастрофе». «Самодовольные недоросли» не замечают цивилизованности, а просто пользуются ею, как дарами природы. Массе философ противопоставляет «избранное меньшинство», чувствующее потребность «приспосабливать свою жизнь к более высоким этическим ценностям». «У большинства людей нет собственного мнения», поэтому необходимо, чтобы оно входило в них под давлением извне. Философ противопоставляет «массовое» и «элитарное». По мнению X. Ортега-и-Гассета, цивилизация, достигшая научно-технических высот, в духовной сфере возвращается к темным временам варварства. «Люди науки, поколение за поколением, уменьшаются и замыкаются на все более тесном пространстве мысли»17. Массовая культура ведет к массовому потреблению, децентрализации сознания.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Компьютерные виртуальные реальности как феномен современной культуры2005 год, кандидат культурологии Наседкина, Юлия Валерьевна
Культуро-творческий потенциал виртуальных коммуникаций2009 год, кандидат культурологии Бердникова, Элина Николаевна
Культур-диалог в переходные эпохи: от Серебряного века к современности: концептуализация моделей2006 год, доктор философских наук Сайко, Елена Анатольевна
Культурогенез: социотехнические детерминанты и манифестация на современном этапе2009 год, кандидат философских наук Лукъянцев, Андрей Николаевич
Виртуальные коммуникации как фактор трансформации культуры информационного общества2006 год, кандидат культурологии Кучмуруков, Всеволод Всеволодович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Муртазина, Марина Шамильевна, 2012 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абрамов В.А., Волнина H.H. Глобализирующийся человек: грани социокультурного измерения: монография. - Чита: ЧитГУ, 2006. - 209 с.
2. Августин. Творения: в 4 т. Т. 1: Об истинной религии. - СПб.: Але-тейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. - 742 с.
3. Александров А. Цифровое православие // Коммерсантъ ВЛАСТЬ. -Электрон, журн. - 2009. - № 46 (849). - URL: http://www.kommersant.ru/ doc.aspx?DocsID=1275943 (дата обращения: 02.02.2011).
4. Алексеева A.A. Новые интерактивные медиа в контексте теорий информационного общества: дис. ... канд. филологических наук 10.01.10 / Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. - М., 2006. -195 с.
5. Аленькова Ю.А. Человек в новом культурном пространстве. - URL: http://netgorod.narod.ru/articls/Alenkova_chel.htm (дата обращения: 11.01.2011).
6. Алиев P.M. Глобализация: новое явление или новый термин // Труд и социальные отношения. - 2005. - №2. - С. 59-62. - URL: http://id.atiso.ru/ node/85 (дата обращения: 01.07.2010).
7. Алиева Н.З. Становление информационного общества и философи образования / Алиева Н.З., Ивушкина Е.Б., Лантратов О.И. - М.: Академия Естествознания, 2008. - 168 с.
8. Аристотель. Метафизика / пер. с греческого П.Д. Первова и В.В. Розанова. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. -232 с.
9. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры: опыт русской культурологии середины XIX - начала XX веков - М.: ОГИ, 2000. - 342 с.
10. Афанасьева B.B. Homo Virtualis: психологические характеристики // Известия саратовского университета. Т. 10. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2010. - № 2 - С.59-64.
11. Афанасьева В.В. Виртосфера // Известия Саратовского универси-
я
тета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2009. - № 2. -С. 3-8.
12. Афанасьева В.В. Виртуальная реальность и неопределенность. -2007. - URL: http://www.proza.ru/2009/05/22/882 (дата обращения: 11.02.2011).
13. Афанасьева В.В. Тотальность виртуального. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005. - 104 с. - URL: http://www.proza.ru/2009/05/03/295 (дата обращения: 03.09.2010).
14. Байков Э.А. Виртуальный компонент духовного бытия общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2007. - № 7. -С. 38-43.
15. Балуев Д.Г. Меняющаяся роль государства в контексте современных глобальных изменений // Вестник Нижегородского государственною университета. - 2003. - №1. - С.160-175.
16. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. - URL: http://www.infoliolib.info/ philol/bahtin/probltext.html (дата обращения: 03.10.2010).
17. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Художественная литература, 1972. - 176 с.
18. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию / пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника; общ. ред. и по-слесл. А. Филиппова. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.-304 с.
19. Белл Д. Культурные противоречия капитализма (фрагмент из книги) / пер. А.К. Оганесян // Этическая мысль: науч.-публицист. чтения / Редкол.: A.A. Гусейнов и др. - М., 1990. - С. 243-255. - URL: http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/25043/25085/ (дата обращения: 04.07.2011).
20. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе: сборник научных трудов / Сост. П. С. Гу-
ревич. -М.: Прогресс, 1986. - С. 330-342.
21. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память: пер. с фр. -Минск: Харвест, 1999. - 1408 с.
22. Беркли Дж. Сочинения / сост., общ. ред. и вступит, ст. И.С. Нар-ского. - М.: Мысль, 1978. - 556 с.
23. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.
24. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры. - М., 1992. - URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/bibler_mihail/01.aspx (дата обращения: 03.10.2010).
25. Библер B.C. Цивилизация и культура (Философские размышления в канун XXI века). - М.: Изд. центр. РГГУ, 1993. - 48 с. - URL: http://www.culturedialogue.org/drupal/ru/node/243 (дата обращения: 04.07.2011).
26. Бодрийяр Ж. Америка. - СПб.: Владимир Даль, 2000. - 206 с.
27. Бранский В.П. Глобализация и синергетический историзм: монография / В.П. Бранский, С.Д. Пожарский. - СПб.: Политехника, 2004. - 400 с.
28. Браславский П. И. Технология виртуальной реальности как феномен культуры конца XX - начала XXI веков: дис. ... канд. культурологических наук: 24.00.01 / Уральский государственный университет имени А.М.Горького. - Екатеринбург, 2003. - 163 с.
29. Бубер М. Я и Ты / пер. с нем. Н. Файнгольд. - М., 1992. - 80 с. -URL: http://lib.ru/FILOSOF/BUBER/ihunddul.txt (дата обращения: 03.10.2010).
30. Бурмистров C.JI. О концептуальных основаниях диалога культур в условиях глобализации // Глобальное пространство культуры. Материалы международного научного форума 12-16 апреля 2005 г. - СПб.: Центр изучения культуры, 2005. - С. 222-226. - URL: http://www.perspektivy.info/ oykumena/kotel/o_konceptualnyh_osnovanij ah_dialoga_kultur_v_uslovij ah_globa lizacii_2007-04-20.htm (дата обращения: 18.07.2010).
31. В «Second Life» впервые будут праздновать Пасху [сайт] / Дай-
джест новостей www.JesusChrist.ru и веб-проект http://www.Evangelism.ru ("Благая Весть в Сети"). - 2007 . - URL: http://www.evangelism.ru/blog/first-easter-in-second-life/ (дата обращения: 03.04.2008).
32. В Англии открывается виртуальная церковь [сайт]. - URL:
http://www.podrobnosti.ua/ptheme/internet/2006/02/14/286524.html (дата обращения: 07.11.2010).
33. Ватикан и Интернет [сайт]. - URL: http://vaticanstate.ru/vatikan-i-internet/ (дата обращения: 18.11.2011).
34. Великанов П. Православная оценка влияния технократической цивилизации на внутренний мир современного человека: монография. - Сергиев Посад, МДА, 1998. - URL: http://www.portal-slovo.ru/theology/44459.php; http://www.portal-slovo.ru/theology/44460.php (дата обращения: 29.12.2011).
35. Визель М.Я. Поздние романы Итало Кальвино как образцы внекомпьютерного гипертекста // Проблемы итальянистики. Вып.2. Литература и культура. - М.: РГГУ, 2006. - С. 169-190. - URL: http://www.netslova.ru/ viesel/viesel.htm (дата обращения: 01.07.2010).
36. Виртуальная реальность: Толковый словарь терминов / сост. B.C. Бабенко. - СПб.: ГУАП, 2006. - 86 с.
37. Виртуальный миссионер в ЗБ-аду // Православие и мир: ежедневное интернет-СМИ [сайт]. - 2009. - URL: http://www.pravmir.ru/ virtualnyj-missioner-v-3-d-adu/ (дата обращения: 03.09.2011).
38. Воронов А.И. Философский анализ понятия «виртуальная реальность»: дис.... канд. филос. наук: 09.00.08 / Санкт-Петербуржский государственный университет. - СПб., 1999. - 197 с.
39. Вылков Р.И. Киберпространство как социокультурный феномен, продукт технологического творчества и проективная идея: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Уральский государственный университет имени A.M. Горького. - М., 2009. - 24 с.
40. Галкин К.Ю. Зависимость от виртуальной реальности компьюте-
ра - новый вид зависимого поведения. - Волгодонск, 1998. - 3 с. - URL:
http://bookz.ru/authors/galkin-ku/galkinku01/l-galkinku01 .html (дата обращения:
15.09.2010).
41. Генисаретский О.И., Носов H.A. Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора // Труды ГосНИИГА. Авиационная эргономика и подготовка лётного состава. Вып. 253. - М., 1986. - С.32-39.
42. Гизо Ф. История цивилизации в Европе: пер. с франц. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. - 336 с.
43. Головин А.Ю. Культурные ориентации российских интернет-пользователей: сущность и специфика: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Московский государственный университет культуры и искусств. - М., 2011. -184 с.
44. Городищева А.Н. Техногенез и коммуникативные формы культуры: монография. - КрасГАУ. Красноярск, 2007. - 290 с.
45. Горошко Е.И. Теоретический анализ Интернет-жанров: к описанию проблемной области // Жанры речи: сборник науч. ст. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2007. - Вып. 5. - С. 11-127. - URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aid=77 (дата обращения: 04.07.2011).
46. Гусейнов A.A. Как возможна глобальная общность людей? // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международные Лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. Доклады. - СПб.: СПбГУП, 2010. - С. 61-63.
47. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры: монография.
- Ростов: Издательство Ростовского университета, 1979. - 264 с.
48. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / сост. и комментарии A.B. Белова; отв. ред. О. А. Платонов. - Изд. 2-е - М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. - 816 с.
49. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. / сост., ред. и примеч. В.В. Соколова.
-М.: Мысль, 1989-1994.
50. Дементьева А.Г. Современные условия глобализации и роль транснациональных корпораций // Инициативы XXI века. - 2010. - № 1. -С. 59-64.
51. Диалог культур и становление трансверсальной философии: материалы межвузовской конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2010 - 334 с.
52. Емелин В.А. Симулякры: виртуальная реальность и инновации //
Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2009. - №2. - С. 133142.
53. Ершов А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и образование. - 1987. - № 6. - С. 3-11.
54. Ершова Т.В. Информационное общество - это мы! - М.: Институт развития информационного общества, 2008. - 512 с.
55. Живой журнал священника Павла Островского [сайт]. - URL: http://sleepost.livejournal.com/9813.html (дата обращения: 03.09.2011).
56. Землянова JI.M. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник Московского университета. Серия Журналистика.
^999 - № 2. - С.59-69. - URL: http://www.nethistory.ru/biblio/
1043175013.html (дата обращения: 02.04.2010).
57. Иванов Д.В. Виртуализация общества. - СПб.: «Петербургское
Востоковедение», 2000. - 96 с.
58. Иванов Д.В. Эволюция концепции глобализации // Телескоп. -2002. - №5. - URL: http://ecsocman.edu.ru/text/16551539/ (дата обращения: 01.07.2010).
59. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: Интрада, 1996. - 256 с.
60. Иноземцев В.Л. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль-XXI. - 2000. - № 1. - С. 26-36.
61. Интернет мало что меняет в жизни христианина, считает диакон
Андрей Кураев / П. Круг // НГ Религии [сайт]. - 2006. - URL:
http://religion.ng.ru/facts/2006-08-16/l_internet.html (дата обращения:
03.04.2008).
62. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь / сост. Ф.С. Воройский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. -756 с.
63. Ионин Л.Г. Социология в обществе знаний: от эпохи модерна к информационному обществу. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. - 432 с.
64. История философии: энциклопедия / Под ред. A.A. Грицанова. -Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. - 1376 с.
65. Калмыкова Е.О. Христианство в пространстве сети Интернет: место, время, иерархия, авторитет // Материалы круглого стола «Религия и коммуникативные практики» в рамках Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2010». - URL: http://religious-life.ru/201 l/04/christianity-internet/ (дата обращения: 29.12.2011).
66. Каменарович М.Б. Проблемы пространства и времени: монография. - М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. - 432 с.
67. Карнаух В.К. Исторические формы глобализации // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международные Лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. Доклады: СПб.:
СПбГУП, 2010. - С.47 -479.
68. Карташев С.И., Карташев B.C. Виртуалии и Метасистемы. - М.,
2011.-463 с.
69. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии: переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. - С. 330.
70. Кассирер Э. Философия символических форм: в 3 т. - Т. 1. Язык.
- М.: Университетская книга, 2001. - 271 с.
71. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ.; под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. -
608 с.
72. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В. Л. Иноземцева. - М.: Академия, 1999. - С. 494-495. - URL: http://www.archipelag.ru/
geoeconomics/soobshestva/power-identity/formation/ (дата обращения:
01.07.2010).
73. Катречко С.Л. Интернет и сознание: пролегомены к концепции виртуального человека // Влияние Интернета на сознание и структуру знания.
-М.: ИФ РАН, 2004. - С.57-71.
74. Кирик Т.А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Курганский государственный университет. - Омск, 2004. - 164 с.
75. Клименков А. Это сделал я: недокументированные яйца // Компьютерра. - 2007. - № 36 (704). - С. 48-50.
76. Кокшаров Н.В. Взаимодействие культур: диалог культур // CREDO NEW. - 2003. - № 3. - URL: http://credonew.ru/content/view/352/28
(дата обращения: 01.07.2010).
77. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. - Новосибирск, 2002. - 1280 с.
78. Кочетов Э.Г. Начало XXI века: интеллект в поисках нового знания - глобалистика и геоэкономика как научные и образовательные дисциплины. -URL: http://civilg8.ru/6837.php (дата обращения: 01.07.2010).
79. Кошевая Е.А. Формирование информационного общества как культурологическая проблема: дис. ... канд. культурологических наук: 24.00.01 / Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарев. - Саранск, 2008 - 157 с.
80. Кривошапко Я.А. Социальные последствия воздействия виртуальной культуры на мироощущение человека: автореферат дис. ... канд. фи-лос. наук: 09.00.11 / Южный федеральный университет. - Таганрог, 2010. -URL: http://www.krdu-mvd.ru/98765trdl.html (дата обращения: 03.03.2011).
81. Кругликов В.А. Феноменология культуры // Русский гуманитарный интернет-университет [каталог статей]. - URL: http://www.i-u.ru/biblio/ archive/kruglikov_fenomenologija/ (дата обращения: 01.07.2010).
82. Крупнейшие социальные сети в Интернете [сайт]. - URL http://www.samogo.net/articles.php?id=152 (дата обращения: 01.07.2011).
83. Крюгер М. Искусственная реальность: прошлое и будущее / пер. М.А. Дзюбенко // Исследования по философии современного понимания мира. Вып.1. Аналитическая философия в культуре XX века / Составители В.Я. Друк, В.П. Рудне. - М., 1995. - С. 190-224. - URL: http://bookz.ru/authors/ avtor-neizvesten/pwvr/page-10-pwvr.html (дата обращения: 01.07.2010).
84. Кузанский Николай. Сочинения: в 2 т. / Николай Кузанский. -Москва: Мысль. - Т. 2: Сочинения / пер. / общ. редакция В.В. Соколова, З.А. Тажуризина. - 1980. - 471 с. .
85. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: в 2 т. / авт. вступ. ст. А.Д. Некипелов. - М.: Институт экономических стратегий, 2006.
86. Лангер С. Философия в новом ключе: исследование символики разума, ритуала и искусства / пер. с англ. С.П. Евтушенко; общ. ред. и по-слесл. В.П. Шестакова. - М.: Республика, 2000. - 287 с.
87. Латыпов Р. Интернет: к новому типу образования // Высшее образование в России. - 1997. - № 3. - URL: http://sci.informika.ru/text/magaz/ higher/3_97/6razdel.html (дата обращения: 04.07.2011).
88. Леви-Стросс К. Беседа с Клодом Леви-Строссом Константина фон Барлевена и Галы Наумовой / пер. с франц. и подгот. материала Г. Наумовой. - Вестник Европы. - 2009. - № 25. - С. 66-79. - URL:
http://magazines.russ.rn/vestnik/2009/25/stl9.html (дата обращения: 04.07.2011).
89. Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера. - М.: Изд. Института Философии РАН, 1999. - 132 с. - URL: http://www.philosophy.ru/ iphras/library/lifinceva.html (дата обращения: 15.07.2010).
90. Лотман Ю.М., Цивьян Ю.Г. Диалог с экраном. Таллинн, 1994 -
216 с.
91. Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: «Искусство-СПБ», 2000. -
704 с.
92. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста / Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.1. - Таллинн, 1992. - С. 129-132. - URL: http://www.philology.ru/literaturel/lotman-92b.htm (дата обращения: 04.07.2011).
93. Луговая Е.А. Топоним виртуального пространства как культурно-историческая категория (на материале эпопеи Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец»): дис. ... канд. филологических наук: 10.02.19 / Ставропольский государственный университет. - Ставрополь, 2006. - 172 с.
94. Лученко К.В. Интернет и религиозные коммуникации в России // www.mediascope. - 2008 - № 1. - URL: http://mediascope.ru/node/32 (дата обращения: 08.10.2009).
95. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В. Л. Иноземцева. - М.: Академия, 1999. - 640 с.
96. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. - М.; Жуковский: «КА-НОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003.-464 с.
97. Маклюэн Г.М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры / пер. с англ. и послесл. А. Юдина. - Киев: Ника-Центр, 2003.-432 с.
98. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. - М: МТТТГГИ - 2000. -
416 с.
99. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Ме-
тафизические рассуждения о сознании, символике и языке. - М.: Школа
«языки русской культуры», 1997. - 224 с.
100. Мамардашвили М.К. О сознании // Его же. Необходимость себя (Лекции. Статьи. Философские заметки) / Под общей ред. Ю.П. Сенокосова.
- М.: Лабиринт, 1996. - С. 214-229. - URL: http://ww.philosophy.rn/library/ mmk/concsiousness 1 .html (дата обращения: 12.01.2011 ).
101. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / сост., ред. Ю. П. Сенокосов. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Прогресс, 1992. - 416 с.
102. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. Тексты и беседы.
- М.: Логос, 2004. - 272 с.
103. Мамонова В.А. Глобализация в пространстве культуры: векторы развития // CREDO NEW. - 2006. - №1. - URL: http://credonew.ru/content/
view/534/31 (дата обращения: 01.07.2010).
104. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя,
2000. - 347 с.
105. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е издание. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955—1981.
106. Мартин Дж. Телематическое общество. Вызов ближайшего будущего // Новая технократическая волна на Западе: сборник научных трудов / сост. П.С. Гуревич. -М.: Прогресс, 1986. - С. 371-390.
107. Маслюковой В. «Пир» и «Государство» Платона. - 2001. - URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/maslukova_pirigosvo (дата обращения: 01.07.2010).
108. Масуда И. Информационное общество как постиндустриальное
общество. - М., 1993. - 587 с.
109. Международный союз электросвязи [сайт]. - URL: http://www.itu.int/ru/Pages/default.aspx (дата обращения: 04.07.2011).
110. Межуев В.М. Диалог как способ межкультурного общения в современном мире // Вопросы философии. - 2011. - № 9 - С. 65-74.
111. Мид M. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Наука, 1988. - С. 322-361. - URL: http://www.countries.ru/
library/texts/mid.htm (дата обращения: 05.08.2011).
112. Миронов В.В. Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации [Электронный ресурс] // Медиаскоп. - 2009. - №2. - URL: http://www.old.mediascope.ru/node/356 (дата обращения: 04.07.2011).
113. Моль А. Социодинамика культуры: пер. с фр. / вступ. ст., ред., примеч. Б. В. Бирюкова, P. X. Зарипова, С. Н. Плотникова. - М.: КомКнига,
2005.-416 с.
114. Морган J1. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации / пер. с англ. под ред. М.О. Косвена; предисл. Я.П. Алькора. - 2-е изд., стер. - Л.: Институт
народов Севера ЦИК СССР, 1935. - 350 с.
115. Мороз Д. Окно в электронный мир: история развития графического пользовательского интерфейса // Системный администратор. - 2007. -
№ 11 (61). - С.82-91.
116. Мунтян М.А. Глобализация как объективное содержание мирового развития. - URL: http://www.nemchenko.ru/wind.php?ID=205783&soch=l (дата обращения: 01.07.2010).
117. Наседкина Ю.В. Компьютерные виртуальные реальности как феномен современной культуры: дис. ... канд. культурологических наук: 24.00.01 / Российский государственный педагогический университет им.
А.И. Герцена. - СПб., 2005. - 156 с.
118. Негодаев И.А На путях к информационному обществу. - Ростов-
на-Дону.: Изд. ДГТУ, 1999. - 247 с.
119. Нейсбит Д. Высокая технология, глубокая гуманность: технологии и наши поиски смысла. - М.: ACT: Транзиткнига, 2005. - 381 с.
120. Новая волна богатства (интервью с Тоффлером Э. и Тоффлер X.)
/ А.Алексеева. - URL: http://www.archipelag.ru/authors/toffler/71ibrary-2615
(дата обращения: 07.11.2010).
121. Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. - 3-е
изд., испр. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.
122. Носов H.A. Виртуальная психология. - М.: Аграф, 2000. - 432 с.
123. Носов H.A. Манифест виртуалистики. - М.: Путь, 2001. - 17 с.
124. Нургалеева Л.В. Дихотомия статусной и внестатусной культуры в условиях развития сетевого общества // Открытое и дистанционное образование. -2003.- №1.- С. 19-34.
125. Опенков М.Ю. Хакни будущее: введение в философию общества
знаний: монография. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. -128 с.
126. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания: пер. с исп. - М.: ACT: CT МОСКВА, 2008. - 347 с.
127. Открыты русскоязычные страницы Далай-ламы в Твиттере и Фэйсбуке [сайт] - URL: http://buddhist.ru/news/2813-otkryty-msskojazychnye-stranitsy-dalaj-lamy-v-tvittere-i-fejsbuke (дата обращения: 07.08.2011).
128. Панарин И.Н., Панарина Л.Г. Информационная война и мир. -
М.: Олма-Пресс, 2003. - 384 с.
129. Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в
историческом измерении: монография. -М.: Новый век, 2003. - 276 с.
130. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение: монография. -
М.: «ПЕР СЭ», 2006.- 112 с.
131. Патриарх благословил открытие видеоканала РПЦ на Youtube [сайт] - URL: http://www.rian.ru/religion/20101011/284480299.html (дата обращения: 07.08.2011).
132. Платон. Собрание сочинений в четырёх томах: пер. с древнегреческого / авт. вступ. ст. и статей в примечаниях А.Ф. Лосев. - М.: Мысль. - Т. 2.- 1993.-528 с.
133. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под ред. М.Г.Делягина. - М.: «Инфра-М», 2000. - URL: http://imperativ.narod.ru/del/
del-pref.html (дата обращения: 03.04.2011).
134. Пронин М. А. От руководителя школы виртуалистики: введение в
замысел // Введение в виртуалистику / Под ред. М.А. Пронина, A.B. Захря-пина, Е.В. Мочалова. - Саранск: Типография «Рузаевский печатник», 2008. -
С. 7-14.
135. Прохоров А. Социальные сети и Интернет // КомпьютерПресс. -2006. - № 1, 2006. - URL: http://ww.compress.ra/article.aspx?id=16723&iid
=776 (дата обращения: 04.07.2011).
136. Расшифрованный Апокалипсис [сайт]. - URL: http://apokalipsis.net (дата обращения: 07.11.2010).
137. Религия сети Интернет [сайт]. - URL: http://relnet.ru/ (дата обращения: 07.11.2010).
138. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего
образования // Советская педагогика. - 1991. - №3. - С.33-38.
139. Сайт отдела внешних церковных связей Русской православной церкви [сайт]. - URL: http://www.mospat.ru/ru/ (дата обращения: 25.11.2011).
140. Сараф М.Я. Опыт типологии культуры: монография. - Голицыно, 2003. - 100 с. - URL: http://www.dialog21.ru/biblio/Saraf2.htm (дата обращения: 04.07.2011).
141. Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиография - 1994. - №1. - С. 11-15.
142. Силаева B.JI. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана. - М., 2004.
-119с.
143. Скот И.Д. Избранное / Сост. и общ. ред. Г.Г. Майорова. - М.: Издательство Францисканцев, 2001. - 583 с.
144. Слышкин Г.Г., Ефремова М.А. Кинотекст (опыт лингвокультуро-логического анализа). - М.: Водолей Publishers, 2004. - 153 с.
145. Сморгунов Л.В. Политическое управление в глобализирующемся мире // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. В .В. Парцвания. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С.148-159.
146. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. - СПб.: Михайлов, 2002. - 461 с.
147. Соколов Е.Г. Инвентарь идей, порядков и истин // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 171-175. -URL: http//anthropology.ru/ru/texts/sokolove/virtual_61 .html (дата обращения:
01.07.2010).
148. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ., вступ. ст. и коммен. В.В. Сапова. - М.: Астрель, 2006. - 1176 с.
149. Страны и регионы земного шара [сайт]. - URL: http://www.my-mir.info/ (дата обращения: 04.07.2011).
150. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989. -
574 с.
151. Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности: монография. -
СПб., 2007. - 147 с.
152. Телепередача «Церковь и мир» с архиепископом Иларионом от 16.01.2010 г. - URL: http://hilarion.ru/2010/02/25/1007 (дата обращения:
14.12.2011).
153. Теллис Дж. Воля и видение. Как те, кто приходят позже остальных в итоге заправляют рынками / Дж. Теллис, П. Голдер. - СПб.: Стокгольм. шк. экономики в Санкт-Петербурге, 2005. - 346 с.
154. Тимофеева Л.П. Философское понимание виртуальной культуры // Материалы межвуз. конференции. - Казань, 2000. - С. 12-15.
155. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Айрис-Пресс, 2002. -
638 с.
156. Тоффлер Э. Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь: пер. с англ. / Э. Тоффлер, X. Тоффлер. - М.:
ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 569 с.
157. Тоффлер Э. Третья волна: пер. с анг. / науч. ред., предисл.
П.С. Гуревича. - М.: ACT, 2004. - 784 с.
158. Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. - М.: ACT, 2002. - 557 с.
159. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы рациональности и свободы. - СПб. : Алетейя, 2002. - 678 с.
160. Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества // Новая технократическая волна на Западе: сборник научных трудов / Сост. П. С. Гуревич. - М.: Прогресс, 1986. - С. 410-430.
161. Утченко С.Л. Цицерон и его время. - М.: Мысль, 1972. - 360 с.
162. Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 2 т. - М.,
1955.
163. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии: переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С. 357-402. С.
164. Флюк В. Американизация современной культуры. - URL: http://www.prof.msu.ru/publ/book5/c5_2_4.htm (дата обращения: 01.07.2010).
165. Фома Аквинский. Сумма теологии / Пер. с лат., ред. и прим. С.И. Еремеева. - Ч. I. Т. 3: Вопросы 75-119. - Киев: Эльга; Ника-Центр, 2005.
-576 с.
166. Фомина М.Н. Философская культура: онтологический диалогизм:
монография. - Чита: Поиск, 1999. - 160 с.
167. Фомина М.Н. «Вечные проблемы» философского диалога // Вестник Читинского государственного университета. - 2009. - № 6 (57) -С. 178-182.
168. Форум Апостола Андрея Первозванного [сайт]. - URL: http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=57127 (дата обращения: 03.04.2008).
169. Хайм М. Метафизика виртуальной реальности // Исследования по философии современного понимания мира. Вып.1. Аналитическая философия в культуре XX века / Составители В. Я. Друк и В. П. Руднев. - М., 1995. - URL http ://imp .rudn.ru/ffec/philos/chrest%5 Cg 12%5 Chiem_m.html (дата обращения: 03.12.2010).
170. Хелд Д. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура / Д.Хелд, Д.Гольдблатт, Э.Макгрю, Дж.Перратон . - М.: Праксис, 2004. -
576 с.
171. Христианский софт [сайт]- URL: http://ccgames.ucoz.net (дата обращения: 14.01.2012).
172. Хэммет Ф. Виртуальная реальность (дайджест книги) / пер.
М.А. Дзюбенко // Исследования по философии современного понимания мира. Вып.1. Аналитическая философия в культуре XX века / Составители В.Я. Друк, В.П. Рудне. - М., 1995. - С. 48-85. URL http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten/pwvr/page-9-pwvr.html (дата обращения: 01.07.2010).
173. Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков / пер. с лат. H.A. Федорова; вступ. ст. Н.П. Гринцера.; коммент. Б.М. Никольского. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. - 474 с.
174. Чернейко Л., Данилина Е. Программа для ЭВМ как литературное произведение // Российская юстиция. - 2002. - № 11. - С. 32-34.
175. Чертов Л.Ф. Виртуальные пространства изображений // Виртуальное пространство культуры: Материалы науч. конф. 11-13 апр. 2000 г. -
СПб., 2000. -С.53-55.
176. Чумаков А.Н. Глобализация и космополитизм в контексте современности // Вопросы философии. - 2009. - № 1. - С. 32-39.
177. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 432 с.
178. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации: культурно-цивилизационный контекст. - М: «КАНОН +», 2006. - 516 с.
179. Шестаков В.П. Эстетическая философия Сьюзен Лангер // Лангер С. Философия в новом ключе. - М.: Республика, 2000. - С. 266-273. - URL:
http://www.philosophy.ru/library/langer/pril.litnil (дата обращения: 12.01.2011).
180. Шилова О.Н. Информационная культура в профессиональной подготовке современного педагога // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки (педагогика, теория и методика обучения). - 2004. - № 4(9). - 149-158.
181. Шишков Ю.В. Глобализация и антиглобалисты // Наука и жизнь. - 2002. - № 9. - С. 2-7. URL: http://www.nkj.ru/archive/articles/4684/ (дата обращения: 01.07.2010).
182. Шнайдер Э. Глобальная культура и Интернет // Диалог культур в
условиях глобализации. XI Международные Лихачевские научные чтения 1213 мая 2011 года. Т.1. Доклады. - СПб.: СПбГУП, 2011. - С. 204-205.
183. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. / пер. с нем. Н.Ф. Гарелина; вступ. ст. А.П. Дубнова; коммент. Ю.П. Бубенкова и А.П. Дубнова. - Новосибирск: ВО «Наука», 1993.
184. Шу Т.А. Особенности виртуальной культуры в пространстве компьютерной симуляции «Second Life» // Искусственный интеллект: философия, методология, инновации. Материалы III Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Москва, МИРЭА, 11-13 ноября 2009 г. / Под ред. Д.И. Дубровского и Е.А.Никитиной. - М.: «Связь-Принт»,
2009. - С.149-151.
185. Щербина В.Н. Сетевые сообщества в ракурсе социологического
анализа (опыт рефлексии становления «киберкоммуникативного континуума»): монография. - Бердянск: Бердянский государственный педагогический
институт, 2001. - 252 с.
186. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и го-
сударства: в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. - М, Политиздат, 1976.-240 с.
187. Эпштейн В.Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы. -URL: http://www.ipu.ru/publ/epstn.htm (дата обращения: 01.07.2010).
188. Югай И.И. Компьютерная игра как вид художественной практики // Известия российского государственного педагогического Университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради. - 2007. - № 14 (37). - С. 367- 372.
189. Югай И.И. Компьютерная игра как жанр художественного творчества на рубеже XX-XXI веков: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09 / Санкт-Петербуржский гуманитарный университет профсоюзов. - СПб., 2008.
-226 с.
190. Яковенко А.В. Диалог культур в условиях глобализации // Диалог культур в условиях глобализации. XI Международные Лихачевские научные чтения 12-13 мая 2011 года. Т.1. Доклады: СПб.: СПбГУП, 2011. - С. 214 -
215.
191. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М.:
Экономика, 2003. - 441 с.
192. Amrous N. L'interculturalité á l'épreuve de llnternet: le cas de la francophonie. - URL: http://www.arabesques-editions.com/fr/articles/055209.html
(дата обращения: 03.01.2012).
193. Ardevol E. Cyberculture: Anthropological perspectives of the Internet
// Media Anthropology Network Workshop: Using anthropological theory to understand media forms and practices. Loughborough, 9 de Diciembre, 2005. - URL:
http://eardevol.files.wordpress.com/2008/10/cyberculture.pdf (дата обращения:
05.08.2011).
194. Beerkens E. Globalisation: Definitions and Perspectives. - 2006. -URL: www.beerkens.info/files/globalisation.pdf (дата обращения: 10.07.2011).
195. Bienhaus D. Muster-orientierter Ansatz zur einfacheren Realisierung verteilter Systeme. - Marburg: Tectum Verlag, 2000. - 284 p.
196. Bishop J. Enhancing the understanding of genres of web-based communities: The role of the ecological cognition framework // International Journal of
Web-Based Communities. - 2009. - № 5(1). - P. 4-17.
197. Boellstorff T. Coming of Age in Second Life: an Anthropologist Explores the Virtually Human. - Princeton: Princeton University Press, 2008. -
336 p.
198. Brons L.L. Rethinking the Culture - Economy Dialectic. - The Hague,
Brons, 2005.-383 p.
199. Brzezinski Z. Between two Ages. America's Role in Technotronic Era.
-N.Y.: Viking Press, 1970. - 123 p.
200. Buhl A. Die virtuelle Gesellschaft. Ökonomie, Politik und Kultur im
Zeichen des Cyberspace. - Opladen: Westdeutscher Verlag, 1997. - 258 p.
201. Burn J., Ash С. Managing Knowledge in an ERP Enabled Virtual Organization // Internet-based organizational memory and knowledge management. -
2000.-P. 222-240.
202. Campbell H. Religion and the Internet // Communication Research
Trends. - 2006. - № 26(1). - P. 3-24.
203. Campbell H. When religion meets new media. - L.: Routledge, 2010. -
219 p.
204. Catholic Video Game Productions [сайт]. - URL: http://www.catholicvideogames.com/ (дата обращения: 14.01.2012).
205. Christian Computer Games [сайт]. - URL: http://www.christiancomputergames.net (дата обращения: 14.01.2012).
206. Corliss V.l. Gaming with God: A Case for the Study of Religion in Video Games: Senior Theses. - Trinity College, Hartford, 2011. - 53 p.
207. Cracked.com [сайт]. - URL: http://www.cracked.com/article_15672
_praystation-6-most-misguided-christian-video-games.html (дата обращения:
14.01.2012).
208. Cyberpunk Dictionary [сайт]. - URL: http://project.cyberpunk.ru/idb/
dictionary.html (дата обращения: 05.08.2011).
209. Danah М.В., Nicole В.Е. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2007. - № 13(1). - URL: http://jcmc.indiana.edu/voll3/issuel/boyd.ellison.html (дата обращения: 05.08.2011).
210. Dawson L.L. Doing Religion in Cyberspace: The Promise and the Perils // The Council of Societies for the Study of Religion Bulletin. - 2001. - Vol. 30, №. l.-P. 3-9.
211. Escobar A. Welcome to Cyberia: Notes on the Anthropology of Cyber-culture // Current Anthropology. - 2002. - № 35(3). - P. 211-231.
212. Ethics in Internet. - URL: http://www.vatican.va/roman_ curia/pontifical_councils/pccs/documents/rc_pc_pccs_doc_20020228_ethics-
internet_en.html (дата обращения: 25.11.2011).
213. Gelfgren S. Virtual Churches: Transforming Religious Values and Practices // Changing Societies - Values, Religions, and Education, Jun 13, 2009. - Umea School of Education, 2009. - P. 43-50.
214. Hackett R.I.J. Religion and the Internet // Diogenes. - 2006. - № 53 -P. 67-76. - URL: http://dio.sagepub.eom/content/53/3/67.citatio (дата обращения: 29.12.2011).
215. Halos and Avatars: Playing Video Games with God / ed. Craig Det-weiler. - Louisville, KY: Westminster John Knox, 2010. - 224 p.
216. Hansen K. Virtuel kultur: Ph.d.- afhandling. - Alborg universitet, 2001. -256 p.
217. Haraway D. Manifesto for Cyborgs: Science, Technology, and Socialist Feminism in the 1980's. // Socialist Review 80. - 1985. - P. 65-108.
218. Hauben M. Culture and Communication: The Impact of the Internet on the Emerging Global Culture // Culture and Democracy Revisited in the Global Information Society to be held May 8-10, 1997. - URL: http://www.columbia.edu/ ~hauben/CS/worldculture.txt (дата обращения: 05.08.2011).
219. Hawks A. Future Culture Manifesto: A Manifesto on the Here-and-Now Technocultural [Revolution, 1993. - URL: http://project.cyberpunk.ru/idb/ future_culture_manifesto.html (дата обращения: 05.08.2011).
220. Helland С. Religion Online/Online Religion and Virtual Communitas // Religion on the Internet: Research Prospects and Promises / J.K. Hadden & D.E. Cowan (Eds.). - L.: JAI Press/Elsevier Science, 2000. - P. 205-224.
221. Hilton A.M. An Ethos for the Age of Cyberculture // Proceeding AFIPS '64 (Spring) Proceedings of the April 21-23, 1964, spring joint computer conference. - 1964. -P.139-153.
222. Hojsgaard M.T., Warburg M. Religion and Cyberspace. - L.: Rout-ledge, 2005.-213 p.
223. Holmes D. Virtual Globalization: Virtual Spaces / Tourist Spaces. -L.: Routledge, 2001. - 288 p.
224. Houston G. Virtual morality. - Leicester: Apollos. 1998. - 224 p.
225. Jarmon L. An Ecology of Embodied Interaction: Pedagogy and homo virtualis // Journal of Virtual Worlds Research. - 2009. - № 2(1). - P. 3-9.
226. Jones S.G. Virtual culture: identity and communication in Cybersociety. - L., 1997. - 262 p.
227. Kroker A., Wetnstem M. Data trash. The Theoiy of the virtual class. -Montreal, 1994. - 177 p.
228. Krueger M.W. Artificial Reality. - 2nd ed. - MA: Addison-Wesley,
1991.
229. Lemos A. Cibercultura: tecnologia e vida social na cultura contemporánea. - Porto Alegre: Sulina, 2002. - 320 p.
230. Lenoir T. All but War is Simulation: The Military-Entertainment Complex // Configurations. 2000. - Vol. 8. - P. 289-335.
231. Levitt T. Globalization of Markets // Harvard Business Review. - 1983. - Vol. 61 (May/June). - P. 92-102.
232. Levy P. Cyberspace and the Future of Memory. - Canada: University
of Ottawa, 2006. - URL: http://www.cibersociedad.net/public/k3_multimedia/
levy.pdf (дата обращения: 15.3.2011).
233. Levy P. From Social Computing to Reflexive Collective Intelligence: The IEML Research Program // Information Sciences. - 2010. - Vol. 180. - p. 7194.
234. Levy P. Becoming virtual: Reality in the digital age / translated from the French by R. Bononno. -N.Y.: Plenum Trade, 1998. - 207 p.
235. Levy P. Cyberculture / translated from the French by R. Bononno. - L.: University of Minnesota Press, 2001. - 263 p.
236. Levy P. Collective Intelligence. Mankind's Emergence into Cyberspace. - Perseus Books: Cambridge, Massachussets, 1997. - 277 p.
237. Macek J. Defining Cyberculture // Média a realita / ed. by P. Binkovâ. - University Press, 2004. - P. 35-65. - URL: http://macek.czechian.net/defming_ cyberculture.htm (дата обращения: 05.08.2011).
238. Mizrach S. What's Virtual About Virtual Culture? - 1995. - URL: http://www2.fiu.edu/~mizrachs/virtual-ethnog.html (дата обращения:
05.08.2011).
239. Nelson T.N. A file structure for the complex, the changing, and the indeterminate // ACM 20th National Conference Proceedings. - Cleverlend, Ohio, 1965.-P. 84-100.
240. North T. The Internet and Usenet Global Computer Networks: An investigation of their culture and its effects on new users. - 1994. - URL: http://foo.curtin.edu.au/Thesis/ (дата обращения: 02.11.2010).
241. Paumier P. Du dialogue des cultures à la cyberculture. - URL:
http://ressources-cla.univ-fcomte.fr/gerflint/chili2/paumier.pdf (дата обращения:
03.01.2012).
242. Pieterse J.N. Globalization and culture: global mélange. - 2nd ed. -N.Y.: Rowman and Littlefield, 2009. - 196 p.
243. Rheingold H. The virtual community: Homesteading on the electronic
frontier. - N.Y., 1993. - 449 p.
244. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. - L.: Sage Publications, 1992. - 224 p.
245. Robertson R. Interpreting Globality // World Realities and International Studies / Ed. R. Robertson. - N.Y.: Glenside, 1983. - 276 p.
246. Robertson R. Relativization of Societies: Modern Religion and Globalization / Eds: Robbins Т., Shepherd W., McBride J. - Chicago: Scholars Press, 1985.-408 p.
247. Sala N. Multimedia and Virtual Reality in Architecture and Engineering Education // Proceedings of the 2nd WSEAS/IASME International Conference on Educational Technologies, October 16-17. - Bucharest, 2006. - P. 18-23.
248. Sayre S., King C. Entertainment and society: Influences, impacts, and innovations. - 2nd e. - N.Y.: Routledge, 2010. - 574 p.
249. Stepp E. Virtualization of institutes for research // Arachnet Electronic Journal on Virtual Culture. - 1993. - Vol. 1, № 6. - URL:
http://hegel.lib.ncsu.edu/stacks/serials/aejvc/aejvc-vln06-stepp-virtualization (дата
обращения: 05.08.2011).
250. Strangelove M. The Essential Internet: The Rise of Virtual Culture and the Emergence of Electric Gaia // The Internet Business Journal - 1993. - № 5. -
URL: http://cd.textfiles.com/roadsider2/Book%20&%20Magazine%20excerpts/ How%20to%20Advertise%20on%20the%20Inet/Rise%20of%20Virtual%20Cultur
e (дата обращения: 05.08.2011).
251. Sutherland I.E. The Ultimate Display // Proceedings of the International Federation for Information Processing Congress. - 1965. - Vol. 2. - P. 506-508.
252. Teusner P.E. New Thoughts on the Status of the Religious Cyborg // Journal of Technology, Theology, and Religion. - 2010. - Vol. 1. - P. 1-18.
253. The Church and Internet. - URL: http://www.vatican.va/roman_curia/
pontifical_councils/pccs/documents/rc_pc_pccs_doc_20020228_church-internet_
en.html (дата обращения: 25.11.2011).
254. The dictionary of human geography / edited by D. Gregory... [et al.]. -5th ed. - Oxford : Blackwell, 2009. - 1052 p.
255. The website of the world's first-ever web server [сайт]. - URL: http://info.cern.ch/ (дата обращения: 05.08.2011).
256. Thompson M.G. When religion and games intersect — and how it often goes. - 2009. - URL: http://arstechnica.eom/gaming/news/2009/12/when-religion-and-games-intersectand-why-it-often-goes-badly.ars (дата обращения: 04.01.2012).
257. Wisdom Tree [сайт]. - URL: http://www.wisdomtreegames.com/ games/bibleadv/ (дата обращения: 04.01.2012).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.