Уличное искусство в контексте современной визуальной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Цыгина, Наталия Алексеевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 195
Оглавление диссертации кандидат наук Цыгина, Наталия Алексеевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Формирование концепций уличного искусства в
художественной среде конца 20-начала 21 веков.
1Л. Истоки и предпосылки появления стихийной графики и
«граффити».
1.2. Формирование концепции уличного искусства в 35 художественной среде рубежа 20-21 веков.
1.3. Основные направления в современном уличном искусстве 41 конца 20 - начала 21 веков.
1.4. Контекстуальность как основополагающее свойство уличного 54 искусства.
1.5. Социокультурный контекст
1.6. Политический контекст
1.7. Стрит арт в галерейном пространстве
1.8. Борьба и взаимодействие с рекламой. 69 Глава 2. Проблемы развития уличного искусства: от граффити к 73 стрит арту.
2.1. Историческая ситуация в Америке конца 1950 - начала 90 гг
2.2. Зарождение и истоки уличного искусства в Америке и Франции 77 60-70 годов 20 века. Общая информация о первых проявлениях нового движения - граффити.
2.3. Сложение основных стилей граффити и Нью-Йорк 1970-80 91 годов, как центр развития.
2.4. 1980-1990 годы. Время разделения граффити и стрит арта. 105 Глава 3. Субкультура и личность - выдающиеся художники 118 уличного искусства.
3.1. 1970 - начало 1980 годов
3.1.1. Эрнест Пиньон-Эрнест
3.1.2. LEE
3.1.3. FUTURA 2000
3.2. 1980 - начало 1990 годов
3.2.1. Blek le Rat
3.2.2. Жан-Мишель Баския и Кейт Херинг
3.3. Конец 1990 - наши дни
3.3.1. Barry McGee
3.3.2. Shepard Fairey (OBEY)
3.3.3. Kaws и Zevs
3.3.4. Yhils (Alexandre Farto)
3.3.5. Miss Van
3.3.6. JR
3.3.7. Марк Дженкинс
3.3.8. «Os Gemeos»
3.3.9. Banksy
Заключение
Выводы
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Художественное проектирование изделий графического и текстильного дизайна в стилистике стрит-арта2022 год, кандидат наук Вешнев Василий Павлович
Произведения уличного и самобытных видов изобразительного искусства, охраняемые авторским правом2018 год, кандидат наук Яненко, Оксана Константиновна
Формирование и развитие экранного образа в операторском искусстве: на материале творчества отечественных кинооператоров2013 год, кандидат наук Чернова, Оксана Сергеевна
Стрит-арт в восприятии населения крупного города: социологический анализ2021 год, кандидат наук Швиндт Ульяна Сергеевна
Художественно-выразительные особенности медиаарта Южной Кореи2015 год, кандидат наук Чо Хен Кен
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Уличное искусство в контексте современной визуальной культуры»
ВВЕДЕНИЕ.
Обоснование проблемы исследования. Уличное искусство, или стрит арт (англ. Street art- уличное искусство), - направление в современном изобразительном искусстве, носящее ярко выраженный урбанистический характер. Его создателями стали представители разных сословий и разного уровня образования, объединенные тем, что в начале своего творческого пути все они были еще подростками. Уличное искусство на ранней стадии своего развития наиболее активно проявлялось в условиях политической, экономической и социальной протестной ситуации. Сегодня этот вид современной визуальной культуры является уникальным воплощением в городской среде мыслей и стремлений художников разных возрастов, вовлекающих в диалог зрителей. Стремительность развития уличного искусства охватила к началу 21 века все развитые страны. Стрит арт прошел путь от простейших граффити конца 1960-х годов до огромных настенных росписей, отражающих настрой художника, или являющихся реакцией на политические события в стране, или же просто имеющих своей целыо преображение того или иного района города. Развиваясь с самого начала без какой-либо поддержки со стороны художественных институций, уличное искусство смогло доказать свою состоятельность и добиться признания в обществе и искусствоведческой сфере. В наше время уличное искусство является одним из самых популярных и влиятельных видов визуальной культуры на территории многих стран мира. Однако до сих пор стрит арт как феномен и самодостаточный вид искусства все еще не изучен. Нет полноценного исследования его истоков, исторического развития, нет его систематизации и типологизации; творчество значительного числа художников до сих пор не подвергалось тщательному научному анализу.
Актуальность исследования. Уличное искусство — уникальный феномен мировой культуры, к началу 21-го столетия охватившее весь цивилизованный мир. Оно имеет сложную полувековую историю развития. Изначально категорически отрицавшийся обществом и властью, стрит арт смог занять устойчивые позиции не только как одно из ярчайших явлений в искусстве второй половины 20 - начала 21
века, но и в сфере рекламы и дизайна. Нельзя сказать, что в наше время окончательно устоялись взгляды на уличное искусство: одни давно признали его и оценили творчество художников этого направления, другие по-прежнему его отрицают. Между тем уличное искусство, начинавшееся с граффити, находит свои предпосылки в далеком прошлом, например в исторических справках о Древнем Египте или о Помпеях. Уже тогда существовали несанкционированные надписи на стенах города. Не случайно слово «граффити» берет начало от итальянского слова «graffito», что означало надписи, изображения, рисунки, которые могли быть нанесены краской или же могли выцарапываться на стенах и других поверхностях.
Трансформация уличного искусства связана с историческими и политическими изменениями, а также с техническим прогрессом. Если изначально материалами являлись баллоны с аэрозольной краской и маркеры, зачастую самодельные, то с течением времени стали применяться печатные технологии, разнообразные виды используемой краски, такие подручные средства как скотч и другие канцелярские предметы. Со временем больше внимания стало уделяться месту, где будет воспроизводиться надпись. Контекстуальность уличного искусства стала одной из важнейших его составляющих.
Актуальность искусствоведческого исследования современного уличного искусства, его феномена, эволюции, форм и художественных образов обусловлена необходимостью понимания его сущности и форм изобразительности в контексте современной визуальной культуры.
Границы исследования, охватывают Россию и страны Америки и Европы второй половины 20 - начала 21 века.
Объектом исследования является уличное искусство второй половины 20 -начала 21 века.
Предмет исследования - процесс зарождения и эволюции уличного искусства, его идейное содержание и формы, техника и образно-выразительные возможности, творчество художников стрит арта.
Цель исследования состоит в анализе предпосылок возникновения и эволюции уличного искусства, в выявлении и изучении его основных форм и
техник, а также в определении места стрит арта в контексте современной визуальной культуры.
Задачами исследования определены:
- освоение фактологической, источниковой и историографической базы исследования;
- выявление и систематизация историко-социальных предпосылок появления и развития уличного искусства во второй половине 20 - начале 21 века;
- изучение общей исторической и социально-политической ситуации в Америке 1950-1990-х годов, как центра зарождения уличного искусства;
- выявление, изучение и описание основных этапов развития уличного искусства;
- изучение творчества художников уличного искусства второй половины 20 -начала 21 века;
- исследование и анализ произведений уличного искусства с позиции их идейного содержания, образно-художественного и пластического решения и использования техник исполнения;
- описание различий между граффити и стрит
артом.
Источниками исследования являются художественные и литературные материалы. Первую группу составляют произведения уличного искусства России и зарубежных стран второй половины 20 - начала 21 века. Вторую группу представляют труды по общим вопросам истории и философии зарубежного искусства; монографии, статьи, альбомы и каталоги, посвященные произведениям уличного искусства; монографии о творчестве художников, фотографов и философов, причастных к сфере уличного искусства; искусствоведческие труды по современному искусству художников, кинофильмов. В работе над диссертации использованы также интернет-источники.
Научная новизна исследования:
- впервые проведен всесторонний анализ уличного искусства и его форм;
- впервые систематизированы и описаны основные формы уличного искусства второй половины 20 - начала 21 века;
- впервые получили искусствоведческую оценку основные направления уличного искусства конца 20- начала 21 века.
Положения, выносимые на защиту:
1. Уличное искусство как вид современного изобразительного искусства является продуктом протестных течений, зародившихся в американском и европейском обществе в 1960 - 1980-е годы.
2. Граффити - одна из наиболее актуальных форм художественного самовыражения уличного искусства, первоначальный вид стрит арта, обладающий разными формами, соответствующими содержанию, художественной выразительности и технике исполнения.
3. Ведущая роль в уличном искусстве принадлежит таким современным художникам, фотографам и философам как Жан Бодрийяр (Jean Baudrillard), Брассай (Brassaï), Эрнест Пиньон-Эрнест (Pignon-Ernest, Ernest), Блэк ле Рэт (Blek le Rat), Ли (Lee), Futura2000 (настоящее имя Léonard Hilton McGurr), Кейт Херинг (Keith Haring), Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat), Бэрри МакГи (Berry McGee), Фрэнк Шепард Фейри, «Обей» (Frank Shepard Fairey, «Obey»), Кавс (Kaws, настоящее имя Brian Donnelly), Зевс (Zevs), Александре Фарто (Alexandre Farto, «Vhils»), Мисс Ван (MissVan), JR, Бразильские близнецы «Ос Жемеос» («Os Gemeos»), Бэнкси (Banksy).
4. В последние десятилетия наблюдается коммерциализация уличного искусства с частичным уходом наиболее ярких его представителей в галерейное пространство и появление большого количества заказных работ.
Научная новизна исследования:
- впервые проведен всесторонний анализ уличного искусства и его форм;
- впервые систематизированы и описаны основные формы уличного искусства второй половины 20 - начала 21 века;
- впервые получили искусствоведческую оценку основные направления уличного искусства конца 20- начала 21 века.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации можно использовать при подготовке лекций базовых курсов, факультативов различных художественных специальностей, а также спецкурсов. Кроме того, диссертация может стать справочным пособием для желающих начать свой творческий путь в уличном искусстве.
Выбранная тема является одной из наиболее актуальных тем в сфере современного искусства. Уличное искусство, или стрит арт, за годы своего развития показало себя, как важнейший вид искусства в современном творческом мире. В наши дни оно окружает нас повсюду и каждый человек, пусть даже не заинтересованный в искусстве, сталкивался с этим явлением, ведь любой город, находящийся в развитом государстве, имеет в себе множество примеров уличного искусства. Где-то оно проявляется в виде грубых примитивных граффити на стенах, но если говорить о центрах развития культуры, то здесь разнообразие видов стрит арта крайне велико. Вид искусства, который начинался с шрифтовых работ, содержащих в себе только имя, перерос в движение, захватившее всю планету с невероятной скоростью, и движение это разнообразно и может быть поделено на множество подвидов.
Сложно с уверенностью сказать, откуда берет свое начало сочетание слов «уличное искусство». Активно это определение начало использоваться в конце 1970-х годов. В 1978 году куратор шоу в парке Джексон-Хайтс в Ныо-Йорке, Джон Фекнер, использовал сочетание слов «уличный музей» в афишах к выставке. В печати же «уличное искусство» впервые появилось в книге Алана
Шварцмана в 1985 году, которая так и называлась «Street art». Считается, что именно тогда термин активно вошел в использование. Одновременно с этим появились такие определения как «художник граффити» и «искусство города». В тексте часто будут встречаться такие слова как «граффити райтер», что по-английски пишется как «graffiti writer». Именно так предпочитали называть себя те, кто стоял у истоков граффити. Часто используется в этой сфере и такое обозначение произведения райтера как «piece», переводимое как «кусок». Этим словом художники обозначали свои работы или их части [25].
Слово «граффити» берет свое начало от итальянского слова «graffito», что означало надписи, изображения, рисунки, которые могли быть нанесены краской или же могли выцарапываться на стенах и других поверхностях. Подобные граффити представляли собой первый пример искусства, который берет свое начало еще в первобытную эпоху. С того момента, как человек осознал, как сделать метку на предмете - он стал это делать.
Исследователи культуры Древнего Египта склонны утверждать, что уже тогда человек использовал «граффити». К ним можно отнести любые надписи, имеющий несанкционированный характер. Гораздо большее количество примеров надписей на улицах и в домах может дать нам история Помпей. Там люди не стеснялись переносить свои мысли на стены любым удобным способом от процарапывания на штукатурке до нанесения краской. Содержание надписей было различным, от адресов жителей до пожеланий хозяевам дома. В Древнем Риме граффити часто имели политическую тематику.
Если вернуться ближе к современности, то примером использования несанкционированных надписей являются тексты и изображения, которые оставляли солдаты во время Второй мировой войны. Есть несколько легенд, связанных с надписью «Kilroy was here», которую можно было найти повсюду, где проходили солдаты (см. гл. 2.2.). В 1950-е годы ситуация в Америке после войны была достаточно сложной в экономическом плане. Многим людям приходилось ездить из города в город в поисках работы. Те, кто часто использовал междугородние поезда, придумали свои изображения, говорящие о
том, где можно поесть, на какой станции лучше остановиться, где более доброжелательная публика. Помимо значков они могли оставлять и свои имена на вагонах и стенах станций. В то же время гангстеры использовали короткие надписи для обозначения своих территорий. Метки были повсюду и постепенно они начали перетекать в нечто иное.
Началом активного развития граффити принято счшать 1960-е годы. Во Франции распространение надписей и лозунгов на стенах особенно ярко проявилось в 1968 году, во время Майских событий1. Тогда ситуационисты набирали обороты и имели больше влияние на окружающих людей. Их целью было перевернуть существующие устои, донести до граждан мысли о новых политических веяниях. Большую часть своих идей ситуационисты доносили именно через огромное количество политически направленных надписей и • изображений на стенах города. Известный фотограф того времени, Брассай, был одним из первых, кто активно cuiji фотографировать и собирать уличные работы. Уже в 1961 он выпустит первую книгу, являющуюся сборником фотографий граффити. Активными сторонниками развития граффити были во Франции такие герои как Эрнест-Пиньон Эрнест и Жерар Злотикамиен. В более позднее время это Blek Le Rat.
Часто получалось так, что искусство граффити рассматривалось как форма вандализма, как вызов обществу. Этот вид искусства развивался в Нью-Йорке вместе с хип-хопом. В Америке 1960-х политическая и экономическая ситуация была не стабильной. Пригороды сильно отставали в развитии от крупных городов. Многие подростки имели недостаточный уровень образования в сфере культуры. Молодые люди повсюду ставили «тэги» - надписи, содержащие имя. Среди наиболее распространенных: CORNBREAD, TITY, KOOL CLEPTO KIDD, TAKI 183, LSD ОМ, DINO NOD, SUPER COOL 223, STAY HIGH 149, PHASE2, PHIL T GREEK, SNAKE, JUNIOR 161.
1 «Майские события 1968 - социальный кризис во Франции, начавшийся с леворадикальных студенческих выступлений и и вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и почти 10-милионную общую забастовку. Привел в конечном счете к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля, и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе.» [157]
В 1971 году газета «The New York Times» на первую полосу пометила статью о невероятно быстром распространении тегов с конкретным указанием на TAKI 183. Это дало еще больший толчок для развития граффити.
К 1973 имя райтера могло занимать уже весь вагон поезда метро. Каждый старался написать свое имя все более усложненно, изменяя шрифт, обыгрывая цвета и стилистику. Но все-таки размеры оставались в пределах размера вагона. Постепенно рисунки и буквы все усложнялись.
1980-е годы принято считать «золотой эпохой граффити». Это годы наибольшего и масштабного развития. Поезда могли покрываться не отдельными вагонами, а целиком, весь состав мог быть разрисован одной командой за одну ночь. Помимо метро использовали стены тоннелей и активно переходили в городское пространство. Настенные изображения могли занимать весь первый этаж достаточно большого строения.
В 1990-е годы наметилось разделение понятий «граффити» и «уличное искусство». Граффити-райтинг эволюционировал очень быстро от простых тэгов до масштабных надписей. Произошло это буквально за 10-20 лет. К 1980-м годам это движение считается сформировавшимся. Что-то они заимствовали у других культур, что-то развивали сами, но в целом это беспрецедентный феномен, когда движение, вылившееся в целое культурное направление развивалось только лишь молодежью, зачастую из неблагополучных районов, и без какой-либо поддержки. Наоборот, правительство всячески препятствовало любым проявлениям творчества. Они выработали совершенно новый язык, пусть понятный не всем. Культуру граффити райтинга можно считать достаточно замкнутой, так как прочтение их работ было доступно только тем, кто понимает этот вид искусства. Они создавали не для того, чтобы массы их оценили, а для того чтобы они были оцененными внутри сообщества. Но то, с какой скоростью разрасталось это сообщество - невероятно в рамках современной культуры и искусства.
Стрит арт или уличное искусство - это следствие граффити, оно закономерно вытекает из него. Но здесь другая направленность, другие цели, другое воздействие на окружающих. У стрит арта и граффити много общего, но
объединять их нельзя. Диапазон средств уличного художника, в отличие от граффити райтера гораздо более широк. Они не ограничивают себя только лишь баллончиками с краской. Одна из главных целей стрит арта - именно воздействие на зрителя. Часто они используют социально-политические темы в своих работах, чтобы донести конкретную мысль, связанную с современной ситуацией. Стрит арт понятен практически каждому прохожему, тогда как граффити являются сложными для прочтения. Иногда идентифицировать отличие одного вида от другого достаточно сложно, так как и граффити и стрит арт могут находится непосредственно рядом друг с другом. Есть мнение, что уличные художники гораздо чаще имеют образование в сфере искусства, чем граффити райтеры, особенно это касается последних 10 лет. Еще одно важное отличие - работы стрит арта чаще связаны с конкретным местом, где они расположены, здесь крайне важна контекстуальность. Художники уличного искусства часто создают свою работу еще до того, как помещают ее на улицу, то есть сначала идет подготовительный этап и тщательное продумывание места и идеи. В случае с граффити - есть первоначальные эскизы, но их разработка не является такой долгой. Проблема термина «уличное искусство» заключается в том, что он стремится вобрать в себя множество слишком разных направлений и техник.
Сейчас можно выделить несколько техник и направлений в уличном искусстве: спрей-арт, постеры, трафареты, стакеры, стрит-лого, абстрактные граффити, перформансы, пространственные композиции, концептуальный стрит арт, городские интервенции, политизированное и социально-направленное искусство или городской активизм. Есть мнения знатоков, позволяющие делить уличное искусство на категории и техники, несмотря на то, что многие художники, относящиеся к этому движению, не любят когда их творчество классифицируют.
Вероятнее всего уличное искусство и граффити так завоевали внимание публики за последние 30 лет по причине того, что они легко бросают вызов всем тем представлениям об искусстве в целом, которые существовали до этого. Сейчас они используются повсеместно - в рекламе, фильмах, дизайне. Уличное
искусство сейчас - часть массовой культуры.
Вопреки тому, что движение уличного искусства активно захватывает не только городское пространство, но и галерейное, многие критики и искусствоведы до сих пор в какой-то мере не приемлют это как нечто, относящееся к искусству в классическом понимании этого слова. В России адекватное отношение к уличным художникам проявило себя лишь недавно. Мероприятия, посвященные стрит арту проводятся только последние 5 лет. До этого тема не поднималась в официальных кругах. Да и сейчас уровень выставок и фестивалей еще не достиг того размаха, который существует в западной культуре. Большим шагом к признанию уличного искусство является сейчас то, что города дают пространства, на которых художники могут размещать свои работы, но только в том случае, если эскиз утвержден несколькими инстанциями. В 2014 году можно говорить о целом списке западных представителей стрит арта, которые были приглашены в Москву и Санкт-Петербург для участия в фестивалях и росписи масштабных стен в черте города. Среди имен Elian (Аргентина), Hyuro (Испания), Jan Kalab (Чехия), Erosie (Нидерланды), 2501 (Италия).
В сознании большинства людей до недавнего времени уличный художник представлялся неким героем, действующим вне закона и несущим порчу городскому пространству. Это был некто, создающий свои работы исключительно ночью, когда стражи порядка не могут уследить за его действиями в большинстве случаев. Творения уличного художника представлялись в головах людей как бессмысленные буквы или линии, как что-то, не несущее никакой смысловой нагрузки. Все, что делает такой персонаж -портит стены окружающих районов.
Сейчас, да и в последние пару лет, восприятие сильно изменилось. Теперь все уличное искусство в целом выглядит совершенно иначе. В сознание людей наконец пришла информация о смысле того, что создается в данной сфере искусства. Художники воспринимаются теперь совершенно по-новому. Подавляющее количество специалистов, чьей профессией является искусство,
осознают важность роли стрит арта как такового со всей его многогранностью и многозначностью.
Уличные художники теперь создают свои произведения не только на улицах города, но и являются частыми участниками галерейных выставок и крупных мероприятий, а так же их работы можно встретить на аукционах мирового уровня. Они формируют городское пространство, освещают политические конфликты, несут позитивную ноту зрителю, а так же вкладывают социальный подтекст в свои творения. Эти герои настолько популярны, что регулярно появляются на обложках самых значимых печатных и не только изданий, иногда в качестве художников, создавших обложку, а чаще в качестве интервьюируемых персон, доказавших миру свою значимость и популярность.
С каждым годом появляется все больше и больше информации, посвященной данной тематике. Однако по-прежнему нет нужного количества источников, которые дали бы полное представление о том, какова истинная история стрит арта, нет достаточного количества полноценной литературы, посвященной данному искусству. Что касается России, то здесь нет ни одного полноценного издания, посвященного уличному искусству. Есть некоторое количество статей в журналах, есть альбомы с фотографиями и небольшим количеством текста. Сами художники, например Дмитрий Аске, основатель портала codered.ru , посвященного стрит арту, отмечает в своих лекциях и выступлениях, что на данном этапе количество людей, хорошо владеющих теоретической базой, крайне мало. Журналисты, пишущие небольшие статьи на тему уличного искусства, зачастую не достаточно владеют терминологией и могут нести некорректную информацию. Более того, случается такое, что путается понятие граффити и стрит арта, а этого в корне допускать нельзя, ведь это совершенно разные понятия.
Задача данной работы - доказать, что уличное искусство - неотъемлемое и важнейшее явление в современной культуре, что вопреки мнению многих это не просто буквы на стене, это огромный мир, который до сих пор не до конца исследован, который достоин глубокого изучения. Необходимо показать, что это
самая быстроразвивающаяся культура, ведь действительно, ни одно другое направление в искусстве не смогло так быстро завоевать публику и галереи, что это то направление в искусстве, которое начиналось как самовыражение людей из неблагополучных районов и переросло в движение, имеющее мировое значение. Проблема в неоцененности многими уличного искусства, в незнании истоков и истории, в незнании терминологии и смысловой нагрузки. Для понимания истинного значения нужно знать, что каждый художник вкладывает в свои работы, требуется понять, что каждая работа имеет свое значение.
Историография.
Точка отсчета - первые документалисты граффити.
История граффити, как феномена, начинается именно с публикации в СМИ, датированной 1971-м годом. В новостной газете «The New York Times» появляется статья о TAKI 183, который оставляет надписи маркером со своим псевдонимом повсюду в Нью-Йорке. Там также говорится и о последователях ТАКТ, которые занимаются чем-то подобным. И хоть само понятие «граффити» в газете не было сформулировано, именно эта публикация считается начальной точкой развития субкультуры, бурно развивающейся год от года и позднее привлекающей все больше документалистов, журналистов и арт-критиков.
В 70-е разного рода СМИ все чаще сообщают о бурно развивающемся движении, а мэр Нью-Йорка того времени, Эдвард Кох, даже успел объявить войну граффити-художникам, в которой он то побеждал, вытесняя их из метро на улицу, то проигрывал, получая в ответ маснпабные личностные сообщения величиной с целый состав поезда ныо-йоркских подземных линий.
Уже в 80-е появляются сразу три фильма, в которым уделяется пристальное внимание граффити субкультуре. В двух художественных фильмах «Wild Style» (1982 год) и «Beat Street» (1984 год) рассказывается преимущественно о хип-хопе, через призму которого показывается образ жизни подростков того времени и тесная взаимосвязь между брейк-дансом, рэпом и граффити. Более конкретным и детализированным можно назвать документальный фильм «Style Wars»,
созданный американскими документалистами Тони Силызером и Генри Челфантом в 1983-м году. Впервые фильм транслировался по каналу PBS в 1983 году. Фильм завоевал множество наград на различных кинофестивалях, а в 1984-м году получил главный приз, как лучшее документальное кино на фестивале «Sundance». В отличие от предшественников, в фильме уделяется особое внимание первым конфликтам внутри субкультуры, социальному аспекту, реакции жителей и властей. А через наивные размышления тогдашних юных граффитчиков о перспективах сотрудничества с арт-институциями можно наблюдать и за первыми попытками работы с американскими галереями.
Первые специализированные печатные издания появляются гораздо позже,
по происшествии почти 10-ти лет. Наиболее известными и издающимися и по сей
день являются британский журнал «Graphotism» и шведский «Underground
Production», выпускающиеся с 1992-го года. Сегодня это не просто субкультурные
журналы, а настоящие коммерческие бренды, имеющие тысячи собственных
почитателей и внушительный список рекламных арендаторов мейнстримовой
культуры. Однако были и самодельные американские издания, печатавшиеся
небольшим размером, тиражом и, в основном, в черно-белом формате, которые
так и не получили своего продолжения, не желая превращаться в продукт
2
массовой культуры .
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Омск - региональный центр художественной жизни Сибири во второй половине XX века2005 год, кандидат искусствоведения Бабикова, Татьяна Васильевна
Школы танка Тибета: история и современные проблемы бытования, коллекционирования и хранения2018 год, кандидат наук Ван Шуан
Дэвид Хокни и проблемы современной английской фигуративной живописи2003 год, кандидат искусствоведения Рыков, Анатолий Владимирович
Мода и сайнс-арт в художественной культуре стран Запада 1889-х- начала 2020-х годов2024 год, кандидат наук Сысоев Сергей Викторович
Формирование анимационного дизайна в России (рубеж XIX-XX вв. - начало XXI в.): художественный язык и способы реализации2022 год, кандидат наук Петрухина Оксана Валерьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Цыгина, Наталия Алексеевна, 2015 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Александров В.В.: Новейшая история стран Европы и Америки. - М.: Высшая
школа, 1986
2. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств, т.1. М.-Л,.. 1948
3. Андреева Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX — начала
XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. — 488 с.
4. Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX - начала XXI
века. СПб.: Азбука-классика, 2007. -488 с.
5. Антипов А.Д. История России XX век М.: Эксмо 2000
6. Арватов Б. Искусство и классы. М,, 1923.
7. Арган Дж.К. Современное искусство 1770-1970.-М., 1999.
8. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1977.
9. «АРТХРОНИКА» №5 (2011)
10. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — С. 55. — 264 с.
11. Белащенко Т.К., США: 200 лет — 200 войн. М., 1982
12. Бодлер, Ш. Об искусстве. М., 1986
13. Болховитинов H.H. США: проблемы истории и современная историография. -М.: Наука, 1980.
14. Босин Ю.В. Как американцы живут в Америке. -М.: Сарма, 1999.
15. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры, т.2, М -Л.. 1935
16. Букин Д., Симонов А. «Школа граффити», изд. Феникс, Москва, 2008 год.
17. Бурлак В. Неизвестный Нью-Йорк. История. Легенды. Предания. М.: Вече, 2006.
18. Буш М., Замошкин А. Путь советской живописи. М., 1933.
19. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. - М.: Арт-Родник, 2007. - 256 с.
20. Виноградова Е. К. Современная советская графика. М., 1961
21. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь: В 3 т. - СПб., 1995-1997.
22. Всеобщая история искусства, т JI..M., 1956. т.2.. кн..1,М .JT. 960
23. Высоцкий С. А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. — Киев: Наукова думка, 1989.— С. 113—162
24. Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской. — Киев: Наукова думка, 1976.
25. «Граффити-сленг», материал из Википедии - свободной энциклопедии. Ьирз://ги^1к1рес11а.огй^1к1/Граффити-сленг
26. Гройс Б., «Товарищи времени», /Борис Гройс «Художественный журнал / Moscow art magazine» # 1 (2011)-С. 11-17
27. Деготь Е. История русского искусства XX века. М., 2000
28. Дьяконов В. Эпоха развитого вандализма // Журнал "Коммерсантъ Власть" №27 от 12.07.2010, стр. 48
29. Евтушенко Г. Храм Святой Софии в Константинополе. — СПб.: Сатисъ, 2008, —272 с.
30. Ефимов A.B. Очерки истории США. -М., 1955.
31. Жадова JI. Монументальная живопись Мексики. — М., 1965.
32. Зыбайлов JI.K. От хеппенинга к видео: тенденции и противоречия художественной культуры Запада.-М., 1990.
33. «Искусство / The art magazine» выпуск №3 (2012) «Паблик арт: диалог с городом»
34. История русского искусства. Тт.5-10, М. АН СССР, 1960-1969.
35. Итоги революции 1905—1907 годов II Всемирная история в 10 томах. —М.: Госполитиздат; Соцэкгиз; Мысль, 1955-1965.
36. Каракулов М. Школа современного искусства против всех // Художественный журнал : журнал. — 1999. —№ 30-31.
37. Кириллов В. В. Путь поиска и эксперимента. М., 1967
38. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М.: Азбука, 2005. —528 с.
39. Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. — М.: Индрик, 2006.— С. 116.
40. Константинова С.С. Техника изобразительного искусства. Конспект лекций. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 176с.
41. Копёнкина О.: «Академии и фабрики художественного воспитания в США». «Художественный журнал» № 50, 2003
42. Культурология. XX век: Энциклопедия: В 2 т. - СПб., 1998.
43. Курганский П. «История граффити», 11 сентября 2009. http://dancecommunitv.ru/istoriya-graffiti-grafrity.html
44. Лебедев П. И. Советское искусство в период иностранной интервенции и гражданской войны. М.-Л. 1949
45. Ленин В. И., О революции 1905—1907 гг., М., 1955
46. Лихачёва В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. — Л: Искусство, 1981.
47. Лихачёва В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. — Л: Искусство, 1981. — С. 112.
48. Майкл Сарен «Маркетинг в граффити», Москва 2007 год.
49. Мамаев K.M. Культурология М.: Эксмо 2007.
50. Мировая художественная культура т. 1, Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия. СПб., 1995.
51. Осповат Л. Диего Ривера. — М., 1969.
52. Очерки истории советского искусства. 1917- 1977 / Отв.ред. Г.Н. Поспелов.-М., 1980.
53. Партола, А., Скрябин, Н. Части стен/Wall elements. Ось (Тверь), 2014.
54. Панофский, Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб., 1999.
55. Печёнкин И.Е. Русское искусство второй трети XIX - начала XX веков. М.: МГХПУ им. С.Г.Строганова/ Изд-во В.Шевчук, 2009.
56. Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. - М., 1989.
57. Полевой, В. М. Искусство XX века (Малая история искусств). М., Искусство, 1991.
58. Поносов, И.: Objects. IndexMarket, 2008.
59. Пунин Н. Русское и советское искусство. М., 1976
60. Пясковский А. В., Революция 1905 -1907 гг. в России, М., 1966
61. Радовель В.А.: Страноведение: Соединенные Штаты Америки. -Ростов на/Д: Феникс, 2006
62. Рапацкая JI.A. Мировая художественная культура. Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России. - М., 2007.
63. Руднев В.П. Словарь культуры XX века - М., 1999.
64. Русакова Р. Бэнкси способствует «Войне» // Ъ-Online. — 2010. — 13 дек.
65. Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX-начала XX века. М., 1993.
66. Смирнягин JI.B. Районы США. Портреты современной Америки. -М., 1989.
67. Степанян Н. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х. М., 1999
68. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М.,1985.
69. Сырникова Т. «Граффити. Искусство улиц», изд. Аркаим, Челябинск, 2008 год.
70. Томахин Т.Д. Америка через американизмы. - М., 1982.
71. ТугенхольдЯ. Искусство Октябрьской эпохи. М., 1930
72. Успенский Ф. И. История Византийской империи VI-IX веков. — М.: Мысль, 1996. —С. 335.
73. Филимонова М.А.: Соединенные Штаты на пути к консолидации. -М.: Институт всеобщей истории РАН, 2007
74. Флерова В.Е. «Граффити Хазарии», изд. Либроком, Москва, 2013 год.
75. Царизм в борьбе с революцией 1905-1907 гг. Сборник документов / под ред. А. К. Дрезена.. —Москва: Соцэкгиз, 1936.
76. Ягодовская А. От реальности к образу: духовный мир и среда в живописи 60х-7Ох годов. М., 1985.
77. ЯковецЮ.В. Глобализация и взаимодействие цивилизации. -М., 2001.
78. "А Reporter At Large: Painting the Elephant," The New Yorker, June 25th, 1984, page 71
79. Abel, Ernest L., and Barbara E. Buckley. «The Handwriting on the Wall: Toward Sociology and Psychology of Graffiti». Westport, Conn.: Greenwood Press, 1977.
80. Acker, C.P.: Flip the Script. Gingko Press Inc., 2013.
81. Almqvist, B., Sjostrand, T., Lindblab T.B.: Graffiti cookbook: a guide to techniques and materials. Dokument Press, 2013.
82. Alonzo, P.: Os Gemeos, Gingko Press Inc. 2012.
83. Angelou, M., Boyers, J.S., Basquiat, J.-M.: Life doesn't frighten me. Stewart, Tabori and Chang; First edition, 1993.
84. Baker, A.: Barry McGee. D.A.P./University of California, Berkeley Art Museum and Pacific Film Archive, 2012.
85. Baker, Lindsay (28 March 2008). "Banksy: off the wall - Telegraph". The Daily Telegraph (London: Telegraph Media Group). Retrieved 24 June 2009.
86. Banksy. Wall and Piece. New York: Random House UK, 2005.
87. Basquiat. Taschen Basic Art Series. Taschen, 2011.
88. Beaty, Jonathon ; Cray, Dan. «Zap You've Been Tagged». Time Magazine. 10 September, 1990. prgrph.2
89. Blumberg, J. (2008, February). Aerosol art. Smithsonian Magazine, 38(11), 28
90. Boul, L. (2005). Street Art: The Spray Files. New York: Collins Design. Bowen, T. (1999). Graffiti Art: A contemporary study of Toronto. Studies in Art
91. Campos, C.: 1000 ideas for graffiti and street art: murals, tags, and more from artists aroud the world. Rockport Publishers, 2011.
92. Cavalieri, P.: From the platform: Subway graffiti, 1983-1989. Schiffer Publishing, Ltd.; 1ST edition, 2011.
93. Chalfant, H. & Prigoff, J.C. (1987). Spraycan Art. London: Thames & Hudson
94. Chalfant, H., Jenkins, S.: Training Days: The Subway Artista Then and Now. Thames & Hudson; 1 edition, 2014.
95. Curwen, M. S. & MacGillivray, L. (2007). Tagging as a social literacy practice. Journal of Adolescent & Adult Literacy, 50(5), 354-369
96. Deitch, J. Art in the streets. Skira Rizzoli, USA, 2011.
97. Emmerling, L.: Basquiat (Taschen basic art series). Taschen, 2011.
98. Felisbret, E.: Graffiti New York. Harry N. Abrams, 2009.
99. Fitzpatrick, K.: How to draw graffiti style. Chartwell Books, Inc.; Spi edition, 2011.
100. Fleisher, A., Iovino, P.: Classic hits: New York's pioneering subway graffiti writers. Dokument Press; First Edition, 2012.
101. Fleming, C. Marked Man: Guerrilla artist James De La Vega leverages his street smarts to fashion a career. Smithsonian Magazine, 38(Special Edition), 2007.
102. Fretz, E.: Jean-Michel Basquiat: a biography. Greenwood, 2010.
103. Gantre, C.: Graffiti School: a student guide and teacher manual. Thames & Hudson; 1 edition, 2013.
104. Ganz, N.: Graffiti world: street art from five continents. Harry N. Abrams; ISt Edition, USA, 2009.
105. Ganz, Nicolas. «Graffiti World». New York. Abrams. 2004.
106. Gastman, R., Neelon, C. The history of American Graffiti. Harper Design, USA, 2010.
107. Gastman, R., Neelon, C.: Street World: Urban Culture and Art from Five Continents. Harry N. Abrams; First Edition, USA, 2007.
108. Gomez, M. The Writing on Our Walls: Finding Solutions through distinguishing graffiti art from graffiti vandalism. University of Michigan Journal of Law, 1993.
109. Gottlieb, L.: Graffiti art styles: a classification system and theoretical analysis. McFarland & Company, 2008.
110. Gross, D. & Gross T. Tagging: Changing visual patterns and rhetorical implications of a new form of graffiti. Et Cetera, 1993. p. 251-264
111. Herakut, After the Laughter, Publicat, 2011.
112. Howze, R. Stencil Nation. San Francisco: Manic D Press, 2008.
113. Hundertmark, C. The Art of Rebellion: The World of Street Art. Gingko Press, 2005.
114. Hunter, G.: Street art: from around the world. Arcturus Publishing Limited, 2012.
115. JAKe: The mammoth book of street art. Running Press, 2012.
116. Januszczak, Waldemar (8 June 2008). "Blek le Rat the man who gave birth to Banksy". The Times (London).
117. Kan, K. Adolescents and graffiti. Art Education, 2001. p. 54(1), 18-23
118. Keys, K. Contemporary visual culture jamming: Redefining collage as collective, communal, & urban. Art Education, 2008. p. 61(2), 98-101
119. Klanten, R. Art&Agenda. Die Gestalten Verlag, 2011.
120. Klanten, R., Hubner, M. Urban Interventions: personal projects in public places. Gestalten, 2010.
121. Knirk, James E. Runer i Hagia Sofia i Istanbul // Nytt om runer. — 1999. — № 14. —C. 26—27.
122. Kolossa, A.: Haring (Taschen 25th Anniversary Special Edition). Taschen; Taschen's 25th anniversary ed edition, 2009.
123. Lewisohn, C.: Abstract Graffiti. England, 2011.
124. Lewisohn, C.: Street Art: The Graffiti Revolution. Tate Publishing, 2008.
125. MacNaughton, A. London street art. London: Prestel, 2006.
126. Manco, Tristan. Stencil Graffiti. London: Thames & Hudson, 2002. p. 74.
127. Marshall, R.: Jean Michel Basquiat. France, 1994.
128. McCrmick, C., Corcoran, S., Quinones, L.: City of Canvas: New York City Graffiti From the Martin Wong Collection. Skira Rizzoli, 2013.
129. Miller, I.L. Aerosol Kingdom: Subway painters of New York City. Jackson: University Press of Mississippi, 2002.
130. Nguyen, P., Mackenzie, S.: Beyond the street: The 100 leading figures in urban art. Gestalten, Germany, Berlin, 2010.
131. Powers, S. The Art of Getting Over. Graffiti at the Millennium. — N. Y., 1999;
132. Ramirez-Montagut, M., Celant.,G.: KAWS. Skira Rizzoli, 2010.
133. "Subway Breakdowns, not fare hike, forcing riders to flee: panel," New York Daily News, February 26th, 1981, page 37
134. "Subway Odyssey", New York Times Magazine, January 31st, 1982, page 23
135. Schacter, R., Fekner, J.: The world Atlas of Street Art and Graffiti. Yale University Press, 2013.
136. Seeker, H. F. Diego Rivera. — Dresden, 1957.
137. Seno, E.: Trespass: the history of uncommissioned urban art. TASCHEN , Germany, Köln, 2010.
138. Shaer, M.. «Pixnit Was Here.» The Boston Globe 3 Jan. 2007. 1 Mar. 2009
139. Shiller, M., Shiller, S., McCormick, C. Trespass: the history of uncimmissioned Urban Art. Taschen, 2010.
140. Shove, G.: BANKSY: You are an Acceptable Level of Threat. Carpet Bombing Culture; 2 edition. 2012.
141. Stanton, B.: Humans of New York. St. Martin's Press; 2013.
142. Svärdström, Elisabeth Runorna i Hagia Sofia // Fornvännen. — 1970. — №65, —C. 247—249.
143. Terracina, M. «Graffiti: art to some, vandalism to others», 5 april 2014. http://therivardreport.com/clogg;ed-caps-festival-graffiti-art-san-antonio/
144. Vanessa Thorpe What's in a name? For Simon Duncan's band, a £200,000 Banksy... // The Observer. — 2010. — 25 apr.
145. Waclawek, A. Graffiti and street art. London: Thames and Hudson. 2011.
146. Walde, C. Sticker City: Paper Graffiti Art. New York: Thames & Hudson, 2007.
147. Whitehead, J.. Graffiti: The use of the familiar. Art Education, 2004. p. 57(6), 25-33
148. Yee, L., Bussard, K., Street Art, Street Life: From the 1950s to Now. Bronx Museum of the Arts, 2008.
149. http://3580.com/transit/transit gallery.php?thumb=large&&artist:=twist
150. http://banksy.co.uk
151. http://en.wikipedia.org/wiki/Ancient Egyptian literature
152. http://home.ekosystem.org
153. http://i-news.info/graffiti/graffiti-v-pompevax.html
154. http://vivacitv.ru
155. http://www.artnet.com/artists/brassai/
156. http://www.lazinc.com
157. http://www.nycsubway.org/wiki/Main_Page
158. http://www.nvcsubway.org/wiki/Recent New York Transit History
159. http ://www.ratio3 .org/ artists/barry-mcgee
160. http://www.streetartnews.net/2013/12/street-art-news-top-25-2013.html
161. http://www.streetartnews.net/2014/10/shepard-fairey-paints-series-of-new.html
162. http://www.streetartnews.net/2014/10/the-10-most-popular-street-art-pieces.html
163. http://www.streetartutopia.com/?p= 12403
164. http://www.streetartutopia.com/7page id=4183
165. https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=MaiicKHe_co6biTHH_Bo_<I)paHUHH_ 1968_roja&previous=yes
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.