Формирование и развитие экранного образа в операторском искусстве: на материале творчества отечественных кинооператоров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.03, кандидат наук Чернова, Оксана Сергеевна

  • Чернова, Оксана Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.03
  • Количество страниц 222
Чернова, Оксана Сергеевна. Формирование и развитие экранного образа в операторском искусстве: на материале творчества отечественных кинооператоров: дис. кандидат наук: 17.00.03 - Кино-, теле- и другие экранные искусства. Москва. 2013. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чернова, Оксана Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I. Формирование отечественной операторской школы.

Становление и развитие художественно-изобразительных

традиций в первой половине XX века

1.1. Формирование изобразительной традиции в творчестве отечественных кинооператоров начала века

1.2. Развитие экранной образности в 1920-е годы

1.2.1. Особенности кинопроизводства

1.2.2. Панорама и съемка с движения, перспектива, глубина и композиция кадра

1.3. Ленинградская и московская операторские школы

1.3.1. Ленинградская (санкт-петербургская) операторская школа

1.3.2. Московская операторская школа

1.4. Звуковое кино. 1930-е - 1940-е годы

1.4.1. Новые кинотехнологии

1.4.2. Развитие изобразительной традиции в 1930-е годы

ГЛАВА И. Развитие художественно-эстетических принципов операторского искусства во второй половине XX века

2.1. Новая экранная изобразительность в кинематографе

1950-х - 1960-х годов

2.1.1. Художественные особенности послевоенного кинематографа

2.1.2 Влияние освещения на экранный образ

2.2. Развитие художественно-изобразительных функций экрана в 1970-1980-е годы

2.2.1. Новые стилевые направления в операторском искусстве

2.2.2. «Живописный кинематограф»

2.3. «Стилизованный кинематограф» второй половины 1980-х

2.4. Кинематографическая изобразительность в конце XX -

начале XXI столетия

2.4.1 Появление цифрового производства. Digital Intermediate

2.4.2. Новые жанры экранного искусства и их влияние на изобразительную эстетику кино и творчество отечественных операторов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование и развитие экранного образа в операторском искусстве: на материале творчества отечественных кинооператоров»

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в изобразительном решении многих российских кинофильмов наблюдается подражание западному, в особенности голливудскому кинематографу. Происходит отход от собственных отечественных традиций.

Важные изменения происходят и в области киносъёмочной техники. Кинопроизводство практически полностью перешло на цифровой способ съёмки изображения, а телевидение - к использованию более лёгкой и мобильной аппаратуры. Основные причины такого перехода кроются в том, что техническое качество цифровых съёмочных камер стало выше и камеры стали заметно дешевле. Принципиальное удешевление как киносъёмочной техники, так и постановочного процесса в целом, а также появление новых способов демонстрации экранных произведений в сети Интернет даёт разнообразные возможности для проявления новых творческих направлений, как это уже неоднократно случалось в истории экранных искусств. На сегодняшний день мы наблюдаем, как в кинооператорскую профессию приходят совершенно случайные люди, не имеющие специального образования и потому не задумывающиеся о художественной составляющей изображения.

На современном этапе развития экранных искусств становится всё очевидней, что в процессе формирования замысла, производства и продвижения любого кино- и телепроизведения всё острее встает проблема сопряжения художественно-эстетических представлений и творческих поисков с требованиями, лежащими вне области искусства: «...вопросы эстетики фильма не могут ставиться и решаться без учета внехудожественных, экономических особенностей природы кинематографа

как социокультурного института, деформирующего влияния экономических соображений на кинотворчество»1.

Киноиндустрия более всего ориентирована на удовлетворение эстетических потребностей и ожиданий самых различных слоев населения. Одна из важных задач современного отечественного искусствоведения, как понимает её автор исследования, формировать и удерживать творческую мысль участников производственного кинопроцесса в русле национальной художественно-эстетической традиции.

Произведения искусства, как правило, создаются в рамках той или иной национальной культуры, что во многом определяет специфику создания каждого конкретного художественного образа. Эстетическая значимость того или иного художественного образа определяется прежде всего качеством и динамикой его культурного обращения. Художественные образы являются составной частью любого художественного произведения. «Социальное бытие произведения - бесконечное потребление его публикой, в процессе диалога читателя (в случае экранного произведения - зрителя - прим.авт.) и автора <...> Произведение, оставаясь самим собой, исторически меняется, вступая во взаимодействие с новым жизненным и художественным опытом и приобретая новые смысловые и ценностные характеристики» .

Сегодняшний зритель оказывается свидетелем довольно безрадостного явления, когда количество и кажущееся разнообразие экранной продукции откровенно превалирует над качеством. Причин, лежащих в основании данной тенденции, довольно много. Одна из них кроется в агрессивной маркетинговой экспансии технологических принципов, навязывающей отечественным экранным искусствам базовые эстетические модели, присущие американской киноиндустрии. Данное явление не стало бы столь

' Кинематограф - зеркало или молот? Кинокоммуникация как социокультурная практика. / Под общ. ред. М. И. Жабского. - М.: Канон+, 2010. - с. 31.

2 Борее Ю. Эстетика. — М.: Издательство политической литературы, 1988. - с. 78.

разрушительным, если бы этот процесс не шел в ущерб художественным традициям отечественного кинематографа и телевидения.

Немаловажным будет отметить, что многие художественные методы, определившие современный облик и особенности «американской экранной выразительности» являются достижением именно отечественной советской кинотрадиции, как, например, «монтаж аттракционов» С. Эйнштейна.

В контексте мирового операторского искусства отечественному отведена особая роль. Нравственный вектор, помимо всяких технических приёмов и методов, явился определяющим. Это сказалось на поиске многих советских и российских художников, чьё творчество не стало замкнутым частным опытом, но экстраполировалось на другую почву, иную эстетику.

Однако современное состояние отечественных экранных искусств таково, что художественные традиции, принадлежащие к сокровищнице мирового экранного искусства, не получают должного развития в современных кино- и телепроизведениях.

Символично, что как среди профессионалов, так и среди зрителей вышло из употребления слово «кинокартина», которое часто употреблялось в отношении кинофильмов ещё 20 лет назад. Логично будет предположить, что в сознании большинства зрителей и кинематографистов кинопроизведения перестали быть «картинами», то есть являться художественным произведением с точки зрения изображения.

«Эдуард Тиссэ <...> писал, что существует три градации понятия «оператор», развивающих одна другую. <...> Первая — человек при камере, его роль пассивна и ограничивается техническим обслуживанием киноаппарата. <...> Вторая — человек с киноаппаратом. Роль оператора меняется: из обслуживающего звена он переходит в управляющее. <...> И, наконец, третья, высшая градация: художник с кинокамерой»3.

л Голдовская М. Творчество и техника. (Опыт экранной публицистики). - М.: Искусство, 1986. - с 39/

В данном диссертационном исследовании речь пойдёт о третьем варианте: художнике с кинокамерой.

Профессию кинооператора называют самой кинематографической профессией. Оператор-художник с помощью своих профессиональных инструментов и специфических средств передаёт не только то, что будет показано на экране, но и образное видение режиссёра, дополняя его собственным субъективно-художественным взглядом.

«Невозможно записать кинематографический образ словами. Это будет описание музыки при помощи живописи или описание музыкой живописного произведения. Короче, вещь совершенно невозможная»4.

Специфика киноязыка, отличающего его от других искусств, неразрывно связана с изображением, а точнее движущимся изображением, развёрнутом в пространстве и времени. За процесс художественного запечатления такого изображения отвечает прежде всего оператор. Поэтому не случайно многие признанные классики-режиссёры уделяли большое внимание выбору оператора. Тандем режиссёр-оператор устанавливался на долгие годы совместной творческой работы: Эдуард Тиссэ и Сергей Эйзенштейн, Андрей Москвин и Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, Михаил Ромм и Борис Волчек, Всеволод Пудовкин и Анатолий Головня, Владимир Нильсен и Григорий Алексадров, Никита Михалков с Павлом Лебешевым, ранний Сергей Соловьёв с Леонидом Калашниковым, Михаил Калатозов с Сергеем Урусевским.

В качестве художественного материала для данного исследования были отобраны такие кинопроизведения, в операторских решениях которых можно проследить формирование художественно-эстетической традиции на разных этапах развития киноязыка и художественно-выразительных средств экрана. Развитие языка экранных искусств определялось, главным образом, тремя

4 Тарковский А. Лекции по режиссуре. Сценарий. // Искусство кино, 1990. № 7. - с. 105.

составляющими: развитием техники, развитием творческой мысли создателей и эволюцией восприятия самого зрителя.

Наибольший интерес для автора исследования представляет сама историческая перспектива, взятая и раскрытая в хронологической последовательности; существующий и развивающийся в её рамках визуальный образ, насыщенный художественными реалиями, целостный и гармоничный, к созданию которого стремились отечественные кинематографисты. Как и любое другое искусство, искусство кинооператора развивается в различных стилевых направлениях, существующих в определённых временных рамках и эволюционирующих в пределах этих рамок. Начало каждого такого периода определяется как появлением новой съёмочной техники, так и творческим прорывом в изобретении новых приёмов, способов съёмки и других кинематографических инструментов для создания кинопроизведения, влияющих на всю киноиндустрию.

Отсюда и принципы самой работы, которая оперирует именами тех художников кино, тех операторов, чьё творчество в большей мере отразило всю совокупность тем, идей, находок, стиля и жанра в конкретном фильме. Избирательность такого метода позволила более полноценно раскрыть объёмный материал, накопленный за истекший 20-й век.

Со временем те способы съёмки, которые в момент своего появления были новаторскими, становятся однообразными и стереотипными. То, что несколько лет назад было новым словом в профессии, оказывается общим местом и нередко вовлекается в кинопроцесс не вследствие драматургии фильма, а как механистическая дань моде.

Ярким примером художественного открытия и закрепления его в изобразительной традиции может служить творчество Сергея Урусевского и влияние его изобразительных новаций и экранной образности на творчество других кинооператоров. После фильма «Летят журавли» применение ручной камеры в операторской работе стало очень распространенным приёмом,

использовавшимся во многих фильмах шестидесятников. Однако к началу 70-х в советский кинематограф возвращается «спокойная» камера, использующая внутрикадровое, малозаметное для зрительского восприятия движение или вовсе статичная камера; из фильмов исчезает экспрессия ракурсов и съёмки с рук.

Другой пример - в начале 70-х происходит переход от направленного зонального освещения, характерного для продолжительного отрезка в истории кинооператорского мастерства начиная с 20-х годов, к рассеянному, мягкому световому рисунку. Однако уже в периодической литературе середины 70-х годов можно увидеть обратную тенденцию:

«Мне кажется, что сейчас всё чаще основным средством в арсенале оператора вновь становится освещение. Причём, освещение драматургически активное, а не то, до недавнего времени модное, рассеянное, при котором кадр строился на контрасте и гармонии цвета и тона, изначально присущих объекту съёмки. И по неумолимой, «железной» логике этой спирали светотень ныне качественно обновилась, тяготея к суперконтрасту, изобилующему локальными недо- и переэкспозициями, вызванными к жизни стремлением операторов репродуцировать самые сложные, самые тонкие световые эффекты реальности»5.

В процессе развития киноязыка нередко происходит смена приёмов на противоположные по исполнению, тем не менее следующие, казалось бы, тем же самым художественным и производственным целям. Так неоднократно происходило с принципами создания максимально реалистичных визуальных образов в отечественном кинематографе: и монтажное кино 20-х, и кинематографическая стилистика 70-х годов в своих художественных решениях стремились к реалистической передаче среды, используя при этом противоположные по изобразительности приёмы.

Актуальность темы исследования.

5 Егоров В. Риск против стандарта. Записки оператора. // Искусство кино, 1975. №7. - с. 120.

Двадцатый век стал знаковым для отечественных экранных искусств, оказавших значительное влияние на мировой кинематограф: «Этот век ввел в культуру мощные визуальные технологии и к традиционным зрелищным и изобразительным формам прибавил новые, что позволяет характеризовать его как век визуальный. Тем не менее, накопленное в русской цивилизации на предшествующих этапах наследие продолжало развиваться и функционировать»6.

В этой связи анализ исторического опыта в области экранных искусств, прежде всего в сфере операторского искусства по созданию экранных образов, - основная задача, поставленная в данном исследовании, представляется особо актуальной и значимой. В настоящее время в кинематографии происходят фундаментальные преобразования, связанные с бурным развитием цифровой техники и технологии, что оказывает непосредственное влияние на инновационное развитие кинематографических художественно-выразительных средств экрана. Современный зритель также предъявляет особые требования к экранной зрелищности. Следует подчеркнуть, что экранная эстетика XXI века отличается от предыдущих эпох по своим художественным методам, основным приемам и способам подачи любого художественного материала, включая и принципы выстраивания визуального ряда любого экранного произведения. Поэтому анализ преемственности художественно-эстетических традиций, их последовательного развития и взаимовлияния является первоочередной задачей, весьма существенной для сохранения накопленного в области операторского искусства опыта, который может способствовать поиску новых оригинальных решений при создании экранного образа, а также возрождению яркой художественной самобытности отечественной экранной культуры.

6 Хренов Н. Кино. Реабилитация архетипической реальности. - М.: Аграф, 2006. - с. 641.

В операторском искусстве обзор и анализ возможностей операторской техники и операторских приёмов должны предварять последующий анализ художественного стиля и изобразительного метода создания визуального произведения. В искусствоведческих работах, посвящённых живописи, исследование живописного произведения или творчества художника ведётся в тесной взаимосвязи с анализом технических средств и возможностей, которыми располагал художник в тот или иной исторический момент: масляная живопись, темпера, пастель, техника пуантилизма, сухая кисть и т.д.

Без системного изучения качеств и свойств операторской техники и приёмов работы кинооператора невозможно глубокое понимание операторского искусства, что является существенным ограничением для исследователей, анализирующих творчество операторов, но не имеющих специальных технических и технологических знаний. Особенно существенно данный аспект выглядит на фоне стремительного развития современной операторской техники. Кроме того, актуальность данной научной работы заключается в том, что исследований, на страницах которых авторы последовательно рассматривают особенности художественно-эстетических принципов творчества кинооператоров в тесной связи с прогрессом в области съёмочной техники, немного. В качестве примера можно привести работу М.Голдовской «Творчество и техника». ^ Обоснование ракурса, под углом которого интерпретируется

привлекаемый к искусствоведческому анализу художественный материал, представляется не менее важным аспектом. В фокусе основного интереса автора данного исследования находится экранный (визуальный) образ, то есть движущееся изображение, заключенное в рамку кадра. Экранный образ, как известно, призван и даже принужден передавать заключенный в ч изображении фрагмент реальности в его художественной реконструкции. И,

что не менее значимо, экранный образ, как правило, отсылает зрителя к

творческой воле авторов аудиовизуальных произведений, интерпретирующих эту реальность в своем сознании посредством последовательного сопряжения творческой задачи с доступными художественно-выразительными средствами экрана.

Именно точка сопряжения фрагмента реальности с поставленной творческой задачей позволяет автору-творцу материализовать свой замысел в конкретной экранной форме. Высшая степень осознанности художественной формы рождает стиль, и если режиссер видит весь замысел как единое стилевое целое, то оператор целиком и полностью подчиняет свои усилия и устремления избранному стилевому и эстетическому решению визуального ряда конкретного кинопроизведения. «В кино длина плана, ритм смены планов меняют значение фильма, характеризуя его принадлежность к той или иной школе, эпохе, идеологии»7.

Степень научной разработанности темы. В области изучения операторского мастерства в отечественной литературе имеют особое

о

значение работы А. Головни , одного из основателей кинооператорского факультета ВГИК, много лет работавшего заведующим кафедрой, ведущего собственную мастерскую, автора многих теоретических трудов.

С точки зрения разработки теории кинооператорского мастерства большое значение имеют работы операторов В. Железнякова9, Л.

7 Фрейлих С. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. - М.: Академический проект, 2002 г., с 223.

8 Головня А. Свет в искусстве оператора. - Москва: Госкиноиздат, 1945. - 136 е.; Головня А. О кинооператорском мастерстве. - М., ВГИК, 1970. - 152 е.; Головня А. Мастерство кинооператора. - ВГИК М. Изд-во Искусство. 1965г. - 240с; Головня А. Съемка цветного кинофильма (из операторской практики). - М., Госкиноиздат 1952г. - 226 с; Головня А. Оптическая композиция кинокадра. Учебное пособие. - М., Издание Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). 1983г. 46 с; Головня А. Композиция кинокадра. Учебное пособие по курсу 'Кинооператорское мастерство". - М., Издание Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). 1984г. - 68 с; Головня А. Творчество оператора фильма. Учебное пособие. - М., Издание Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). 1978г. 58 с; Головня А. Операторское мастерство (монтажная киносъемка). Учебное пособие. - М., Издание

■< Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). 1976г. - 40 с; Головня А. Мастерство

кинооператора /Редакторы-сост. Лобова Т.Г., Смирнов Б.А. - М., Искусство, 1995. - 255 с.

9 Железняков В. Стета^гарЬег. Человек с фабрики грёз - М.: Пробел-2000, 2004. -194 е.; Железняков В. Цвет и контраст. - М.: ВГИК, 2001-194 е.; Железняков В. Анатомия зрительного образа. - М., Союз кинематографистов России, 2012. -114 с.

Косматова10, В. Нильсена", Е. Головни12, Д. Долинина13, С. Медынского14, Л.

Пааташвили15, М. Голдовской16, М. Волынца17, М. Меркель18, Р. Ильина19, Е.

20 21 22 Громова , М. Пилихиной , Ю. Екельчика .

Исследования в области операторского искусства принадлежат таким

киноведами, как К. Исаева23, Н. Горюнова24, Я. Бутовский25, Г. Чахирьян26. К

области проблематики визуальной образности игрового киноэкрана

07 ОЙ __00

обращаются следующие авторы: В. Бычков , Ю. Лотман , Ю. Борев , 3.

10 Косматое Л. Свет в интерьере (из творческой практики кинооператора) - М.: Искусство, 1973. - 119 е.; Косматое Л., Тер-Гевондян Т. Первая книга по искусству оператора. Композиция и свет в фильме. Сер: Библиотека кинолюбителя. Фотографии. - М. Бюро пропаганды сов. киноискусства 1966г. - 58 с; Косматое Л. Операторское мастерство. - М.: Искусство, 1962. - 167 е.; Косматое Л., Тер-Гевондян Т. Колорит фильма. Азбука киноколорита. - М., Бюро пропаганды советского киноискусства 1981г. -58 с. 14 с.цв.илл; Косматое Л. Основы кино и искусство оператора. Учебное пособие. - М. Издание Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). 1980г. -39 с.

11 Нильсен В. Изобразительное построение фильма - М.: Кинофотоиздат, 1936. - 225 с.

12 Головня Е. Киносъемка с движения. - М., Госкиноиздат 1940г. -124 с.

13 Долинин Д. Киноизображение для «чайников» - М., Искусство кино, 2002, № 5, 6.

14 Медынский С. Мастерство кинооператора хроникально-документальных фильмов. - М., Искусство, 1984 г., 223 е.; Медынский С. Компонуем кинокадр. - М.: Искусство, 1992. - 238 е.; Медынский С. Панорамирование как творческий прием оператора-документалиста. - Институт повышения квалификации работников телевидения и радовещания, 2003. - 13 е.; Медынский С. Оператор. Пространство. Кадр. - М., Аспект Пресс, 2011 г., -112 стр.

15 Пааташвили Л. Полвека у стены Леонардо. Из опыта операторской профессии - М., Издательство 625, 2006. - 272 е.;

16 Голдовская М. Павел Лебешев. - М., Союз кинематографистов СССР, 1985. - 70 е.; Голдовская М. Женщина с киноаппаратом. - М. Материк 2002г. - 252 с; Голдовская М. Творчество и техника. (Опыт экранной публицистики). - М., Издательство Искусство. 1986г. -192 с.

17 Волынец М. Принципы работы оператора со светом. - М., Институт повышения квалификации работников телевидения и радовещания, 2001. -103 с.

18 Меркель М. Включить полный свет! Об операторах советского кино. - М., Искусство. 1962г. - 76 е.; Меркель М. Угол зрения. Диалог с Урусевским - М., Искусство 1980г. - 136с.

19 Ильин Р. Изобразительные ресурсы экрана. - М., Искусство 1973г. - 176 с; Ильин Р. Юрий Екельчик. Из серии Мастера киноискусства. - М., Издательство Искусство. 1962г. -146 с. + иллюстрации.

20 Громов Е. Кинооператор Анатолий Головня. Фильмы. Свидетельства. Размышления. - М., Искусство, 1980. -176 с.

21 Пилихина М. Я - кинооператор. - М. Издание Бюро пропаганды советского киноискусства. 1976г. - 55 с.

22 Екельчик Ю. Изобразительное мастерство в фотографии. - М. Госкиноиздат 1951г. - 91 с. + 71 иллюстрация

23 Исаева К. О средствах киновыразительности. - М., Знание, 1969; Исаева К. Изобразительное решение современного фильма - М., 1982. - 52 с.

24 Горюнова Н. Художественно-выразительные средства экрана. 4.1. Пластическая выразительность кадра: Учеб.пособие. - М., Институт повышения квалификации работников телевидения и радовещания, 2000. - 36 с.

25 Горданов В., Бутовский Я. Кинооператор Вячеслав Горданов. Записки кинооператора. От романтической фотографии к поэтическому кино. Л., - Искусство 1973г. - 360 с.

26 Чахирьян Г. Изобразительный мир экрана. - М., Искусство, 1977г. - 255с.

27 Бычков В. Эстетика. - М., Академический Проект, Мир, 2011 г., - 464 стр.

28 Лотман Ю. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993). - СПб. Искусство-СПБ. 2005г. -704с. +24 вкл.ил.

Кракауэр30, H. Хренов31, JI. Выготский32, Р. Арнхейм33, Р. Барт34, Б. Балаш35, В. Беньямин36.

Среди диссертационных исследований последних лет к разработке этой темы обращены исследования В. Познина37, Н. Адаменко38, Э. Амбарцумяна39, М. Онипенко40.

Также отдельные статьи посвящены творчеству операторов отечественного кино и телевидения в периодических изданиях: в журналах «Искусство кино», «Техника кино и телевидения», «Техника и технология кино», «Вестник ВГИК», «Сеанс», «Broadcasting».

Зарубежная литература о кинооператорском мастерстве представлена в книгах авторов Joseph V. Mascelli41, Charles Clarke42, В lain Brown43, а также периодическим изданием «American Cinematographer».

Развитие кинооператорского мастерства, появление и исчезновение стилевых направлений, новых приёмов съёмки, школ отчасти затрагивается в работах М. Голдовской, М. Онипенко, Я. Бутовского, А. Головни, Г.

29 w

Борее Ю. Эстетика. - М., Издательство политической литературы, 1988 г., - 496 стр.

30 Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности, - М., Искусство, 1974 г. - 424 стр.

31 Хренов Н., Мейлах Б. Психология процессов художественного творчества, - Л., Наука. Ленинградское отделение, 1980 г, - 286 е.; Хренов Н. Кино: Реабилитация архетипической реальности. - М., Аграф 2006г. -701 с. + 32 с. фото.

32 Выготский Л. Психология искусства. - М., Искусство 1986г. - 573с.

33 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М., Архитектура-С 2007г. - 392 с.

34 Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, Универс, 1994г. - 616 с.

35 Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. Перевод с немецкого. Общая редакция Юренев. - М. Прогресс 1968г. - 328с.

J6 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости, - М., Медиум, 1996. -240 с.

л Познин В. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты.

Диссертация на соискание учёной степени доктора искусствоведения. - Спб., 2009. - 345 с. j8 Адаменко Н. Проблема универсализма в кинооператорском искусстве (на материале творчества Д.Д.Месхиева). Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. - Спб., 2006. - 158 с.

'9 Амбарцумян Э. «Традиция изобразительной культуры армянского кино в творчестве кинооператора Сергея Исраеляна». Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. - М.: 2009. -165 с.

40 Онипенко М. «Изобразительные традиции и новаторство в работах отечественных кинооператоров (60-80-е годы). Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. - М., 2011. - 173 с.

41 Joseph V. Mascelli «The Five C's of Cinematography» - Silman-James Press, Los Angeles, 1998. - 252 c.

42 Charles Clarke «Professional Cinematography - ASC Holding Corp, Los Angeles, 2002. - 206 c.

4j Blain Brown. Cinematography: Theory and Practice, 2nd Edition Image Making for Cinematographers and Directors. 2 edition - Focal Press, New York, 2011. - 384 c.

Чахирьяна. Работы эти, однако, затрагивают лишь отдельные периоды истории развития отечественной операторской школы и не отслеживают появление и исчезновение новых стилей на протяжении всей истории отечественных экранных искусств.

Методологическая основа и методы исследования. Методологической основой исследования является единство выработанных и проанализированных подходов к объекту изучения. Художественно-эстетической основой для изучения экранного искусства в части операторского мастерства служат экранные новации кинохудожников, значимые как для отечественной изобразительной традиции, так и для исследования путей развития операторской школы как таковой. Методы сопоставительного и сравнительно-исторического анализа избраны автором диссертации в качестве основных методов исследования. Эти методы применяются на протяжении всего исследования, что позволяет выявить основные художественно-эстетические принципы, определяющие изобразительную традицию отечественных экранных искусств. Примененный в работе метод последовательного художественного анализа основных эстетических категорий, составляющих визуальный образ, позволил свести данные наблюдения к обоснованным теоретическим обобщениям, которые легли в основу заключительных выводов о процессах формирования изобразительной традиции экранных искусств.

Похожие диссертационные работы по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чернова, Оксана Сергеевна, 2013 год

Библиография

1. Адаменко H. Проблема универсализма в кинооператорском искусстве (на материале творчества Д. Д. Месхиева). / Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. - М.: ВГИК, 2006. - 158 с.

2. Александров Г. Эпоха и кино. - М.: Политиздат, 1976. - 287 с.

3. Амбарцумян Э. Традиция изобразительной культуры армянского кино в творчестве кинооператора Сергея Исраеляна. / Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. -М.: ВГИК, 2009. - 165 с.

4. Андрей Тарковский. Лекции по режиссуре. Сценарий. // Искусство кино, 1990. - №7.

5. Андриканис Е. Записки кинооператора (Из опыта работы над фильмом 'Великий воин Албании Скандербег). - М.: Искусство, 1956.-218 с.

6. Аннотированный каталог художественных, хроникально-документальных, научно-популярных и учебных фильмов, выпущенных в 1981 году - М.: Госкино СССР, 1982. - 383 с.

7. Аркус Л., Васильева И., Павлова И. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. T. IV. - СПб.: Сеанс, 2002. - 760 с.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С, 2007. - 392 с.

9. Балаш Б. Становление и сущность нового искусства. - М.: Прогресс, 1968.-328 с.

10. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994.-616 с.

11. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М.: Медиум, 1996. - 240 с.

12. Борев Ю. Эстетика. - М.: Издательство политической литературы, 1988. -496 с.

13. Бутовский Я. Андрей Москвин, кинооператор. - Спб.; 2000. - 300 с.

14. Бычков В. Эстетика. - М.: Академический проект, 2011. - 464 с.

15. ВГИК. Ученые записки. Выпуск первый. - М.: Искусство, 1959. -312 с.

16. Власов М. Советское киноискусство 50-60-х годов. - М.: ВГИК 1993.-119 с.

17. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - М.: Издательство В. Шевчук, 2013.-344 с.

18. Вертов Д. Из наследия. Том первый. Драматургические опыты. -М.: Эйзенштейн-центр, 2004. - 536 с.

19. Волынец М. Принципы работы оператора со светом. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2001. - 103 с.

20. Вопросы мастерства в советском киноискусстве. Сборник статей. - М.: Госкиноиздат, 1952. - 256 с.

21. Всесоюзный государственный институт кинематографии. 50 лет. 1919-1969. - М.: ВГИК, 1969. - 135 с.

22. Выготский Л. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

23. Высторобец А. Евгений Андриканис. - М.: Искусство, 1981. - 248 с.

24. Гальперин А. Из истории операторского искусства. - М.: ВГРТК, 1983.-68 с.

25. Голдовская M. Женщина с киноаппаратом. - М.: Материк, 2002. -252 с;

26. Голдовская М. Павел Лебешев. - М.: Союз кинематографистов СССР, 1985.-70 с.

27. Голдовская М. Снимать - как чувствовать! // Искусство кино, 1979. №7.

28. Голдовская М. Советская кинооператорская школа и её роль в мировом кино: дис. канд. искусств.наук. М., 1968. - 239 с.

29. Голдовская М. Творчество и техника. (Опыт экранной публицистики). - М.: Искусство, 1986. - 192 с.

30. Голдовская М. Феномен Павла Лебешева. // Искусство кино, 1982, №5.

31. Голдовская М. Человек крупным планом. Заметки теледокументалиста. - М.: Искусство, 1981. - 216 с.

32. Головня А. Композиция кинокадра. - М.: ВГИК, 1984. - 69 с.

33. Головня А. Мастерство кинооператора. - М.: Искусство, 1965. -240 с.

34. Головня А. Мастерство кинооператора /Редакторы-сост. Лобова Т.Г., Смирнов Б.А. - М.: Искусство, 1995. - 255 с.

35. Головня А. О кинооператорском мастерстве. - М.: ВГИК, 1970. -152 с.

36. Головня А. Операторское мастерство (монтажная киносъемка). Учебное пособие. - М.: ВГИК. 1976. - 40 с

37. Головня А. Оптическая композиция кинокадра. Учебное пособие.

- М.: ВГИК. 1983.-46 с.

38. Головня А. Свет в искусстве оператора. - М.: Госкиноиздат, 1945.

- 136 с.

39. Головня А. Съемка цветного кинофильма (из операторской практики). - М.: Госкиноиздат, 1952. - 226 с.

40. Головня А. Творчество оператора фильма. Учебное пособие. -М.: ВГИК. 1978г.-58 с.

41. Головня Е. Киносъемка с движения. - М.: Госкиноиздат, 1940. -124 с.

42. Горданов В., Бутовский Я. Кинооператор Вячеслав Горданов. Записки кинооператора. От романтической фотографии к поэтическому кино. - Л.: Искусство 1973. - 360 с.

43. Горюнова Н. Художественно-выразительные средства экрана. 4.1. Пластическая выразительность кадра: Учеб.пособие. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. - 36 с.

44. Громов Е. Кинооператор Анатолий Головня. Фильмы. Свидетельства. Размышления. - М.: Искусство, 1980. - 176 с.

45. Десять операторских биографий. / Сост. М. Голдовская. - М.: Искусство, 1978. - 180 с.

46. Долинин Д. Киноизображение для «чайников» // Искусство кино, 2002, № 5, 6.

47. Дыко Л. Основы композиции в фотографии. Изд. 2-е, перераб.и доп. - М.: Высшая школа, 1989. - 175 с.

48. Егоров В. «Риск против стандарта». Записки оператора. // Искусство кино, 1975. №7.

49. Ежегодник кино. 1960. - М.: Искусство 1962. - 463 с.

50. Екельчик Юрий. Изобразительное мастерство в фотографии. -М.: Госкиноиздат 1951.-91 с.

51. Елисеева Е. Художественное пространство в отечественных игровых фильмах XX века. - М., Старклайт, 2012. - 352 с.

52. Жабский М. Кинематограф - зеркало или молот? Кинокоммуникация как социокультурная практика. - М.: 2010. -536 с.

53. Железняков В. Стета1^гарЬег. Человек с фабрики грёз - М.: Пробел-2000, 2004. -194 с.

54. Железняков В. Анатомия зрительного образа. - М.: Союз кинематографистов России, 2012. - 114 с.

55. Железняков В. Цвет и контраст. - М.: ВГИК, 2001. - 194 с.

56. Желябужский Ю. Изобразительная композиция фильма. - М.: Искусство, 1960. - 80с.

57. Закревский Ю. Звуковой образ в фильме. - М.: Искусство, 1970. -128 с.

58. Заплатин М. Съемка пейзажа. Из опыта кинооператора. Библиотека кинолюбителя. - М.: Искусство 1972. - 64с.

59. Иванова В. Операторы советского художественного кино. - М.: Союзинформкино. 1982. - 64 с.

60. Из истории кино. Выпуск седьмой. Документы и материалы. -М.: Искусство, 1968. - 208 с.

61. Ильин Р. Изобразительные ресурсы экрана. - М.: Искусство, 1973.- 176 с.

62. Ильин Р. Техника киносъемки. Библиотека кинолюбителя. - М.: Искусство, 1968. - 139 с.

63. Ильин Р. Юрий Екельчик. Из серии Мастера киноискусства. - М.: Искусство. 1962. - 146 с.

64. Исаева К. Изобразительное решение современного фильма — М.: 1982.-52 с.

65. Исаева К. О средствах киновыразительности. - М.: Знание, 1969. 48 с.

66. Кино и время. Выпуск 4. - М.: Искусство, 1980. - 280 с.

67. Кинооператор Андрей Москвин. Очерк жизни и творчества. Воспоминания товарищей. - Л.: Искусство, 1971. - 232 с.

68. Кириллова Н. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005. - 448 с.

69. Косматов Л. Свет в интерьере (из творческой практики кинооператора) - М.: Искусство, 1973. - 119 с.

70. Косматов Л. Операторское мастерство. - М.: Искусство, 1962. -167 с.

71. Косматов Л. Основы кино и искусство оператора. Учебное пособие. - М.: ВГИК. 1980. - 39 с.

72. Косматов Л., Тер-Гевондян Т. Колорит фильма. Азбука киноколорита. - М.: Бюро пропаганды Советского киноискусства 1981.-58 с.

73. Косматов Л., Тер-Гевондян Т. Первая книга по искусству оператора. Композиция и свет в фильме. - М.: Бюро пропаганды сов. киноискусства 1966. - 58 с.

74. Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. - М.: Искусство, 1974. - 424 с.

75. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи живописца и скульптора флорентинского. - М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934.-384 с.

76. Леонардо Да Винчи. Суждения о науке и искусстве. — Спб.: Азбука-классика, 2006. - 224 с.

77. Лотис Т. Искусство кинооператора. - М.: Знание, 1979. - 48 с.

78. Лотман Ю. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993). - СПб.: Искусство-СПБ. 2005. - 704с.

79. Майоров Н. Цвет советского кино // Мир техники кино - 2010. №№ 15-18.

80. Мартыненко Ю. Мастерство советских кинооператоров. - М.: Знание, 1963. - 56 с.

81. Масуренков Д. Легендарный киноаппарат «Конвас» // Техника и технология кино. - 2006. № 6, с. 44.

82. Масуренков Д. Киноаппараты «Дебри» // Техника и технология кино. - 2007 , № 4, с. 42.

83. Масуренков Д. Киноаппарат «Родина» // Техника и технология кино - 2008 ,№ 1.

84. Масуренков Д. О юпитерах, вайнертах, бэбиках и ДИГах, или чем раньше в кино светили // Техника и технология кино. - 2008, № 6.

85. Масуренков Д. Широкий формат // Техника и технология кино. -2008, № 2.

86. Медынский С. Компонуем кинокадр. - М.: Искусство, 1992. - 238 с.

87. Медынский С. Мастерство кинооператора хроникально-документальных фильмов. -М.: Искусство, 1984. 223 с.

88. Медынский С. Оператор. Пространство. Кадр. - М.: Аспект Пресс. 2011.-112 с.

89. Медынский С. Мастерство оператора-документалиста. Изобразительная ёмкость кадра. - М.: 625, 2004. 144 с.

90. Медынский С. Панорамирование как творческий прием оператора-документалиста. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радовещания, 2003. -13 с.

91. Меркель М. Включить полный свет! Об операторах советского кино. -М.: Искусство. 1962. - 76 с.

92. Меркель М. Угол зрения. Диалог с Урусевским - М.: Искусство 1980.- 136с.

93. Мосфильм. Аннотированный каталог полнометражных фильмов 1923-1999 г. - М.: Издательство Мосфильма. 1999. - 334 с.

94. Мусский И. 100 великих отечественных кинофильмов. - М.: Вече, 2007. - 480 с.

95. Надеждин Н. Братья Люмьер. - М.: Синема, 2011. - 192 с.

96. Нильсен В. Изобразительное построение фильма - М.: Кинофотоиздат, 1936. - 225 с

97. Новые аудиовизуальные технологии / Ответственный редактор К.Э.Разлогов. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 488 с.

98. Онипенко М. Изобразительные традиции и новаторство в работах отечественных кинооператоров: дис. канд. искусств.наук. М. 2011.- 173 с.

99. Пааташвили Л. Полвека у стены Леонардо. Из опыта операторской профессии - М.: 625, 2006. - 272 с.

100. Пархоменко Я.А. Современный Российский кинематограф и игровое телевидение в контексте социокультурного процесса 1990-х- 2000-х гг. - М.: ИПК, 2011. - 50 с.

101. Пелль В. Рабочая книга осветителя киностудии. - М.: Госкиноиздат. 1948. - 248 с.

102. Пилихина М. Я - кинооператор. - М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1976. - 55 с.

103. Поддубицкий В. Киносъемочная аппаратура. - М.: ВГИК 2009. -224 с.

104. Познин В. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты. Диссертация на соискание учёной степени доктора искусствоведения. - Спб.: 2009.-345 с.

105. Поиск продолжается. Кинооператоры в редакции ИК. // Искусство кино. - 1977. № 6.

106. Поэтика кино. - Сборник под ред. Б.Эйхенбаума. - Репринт, воспроизведение издания 1927 года. - Berkeley Slavic Specialties, 1984.- 191 с.

107. Ромм М. Размышления: советский и зарубежный кинематограф. -М.: Искусство, 1982.

108. Смирнов Б. С кинокамерой в невесомости // Техника и технология кино, 2007. № 4. с. 30.

109. Смирнов Б. Школа мастеров. К 90-летию ВГИКа // Техника и технология кино, 2009. № 2. с. 2.

110. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог (1966-1967). К 100-летию мирового кино. Сост. Павлова М.И., Боровков В.П., и др. - М.: Нива России. 1995. - 288 с

111. Советские художественные фильмы: 1974-1975. Аннотированный каталог. К 100-летию кинематографа. - М.: Госфильмофонд России. 1997.-320 с.

112. Соколов А. Монтаж: телевидение, кино, видео. - М.: 625, 2001. -207 с.

113. Соловьёв С. «Ничего, что я куру?» Книга вторая. - Спб.: Амфора/Сеанс, 2008. - 386 с.

114. Тарковский А. // М., Искусство кино, 1979. №3

115. Тарковский А. Уроки режиссуры. - М.: Всероссийский институт переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии, 1993. - 93 с.

116. Трахтенберг Л. Мастерство звукооператора. - М.: Искусство, 1972.- 101 с

117. Ученые записки. Выпуск первый. Всесоюзный государственный институт кинематографии. - М.: Искусство. 1959. - 312 с.

118. Фрейлих С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. -М.: Академический проект, 2002. - 512 с

119. Хренов H. Кино. Реабилитация архетипической реальности. - М.: Аграф, 2006. - 736 с.

120. Хренов Н., Мейлах Б. Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980. - 286 с.

121. Чахирьян Г. Изобразительный мир экрана. - М.: Искусство, 1977. -255 с.

122. Чумак В. Быть самим собой // Искусство кино, 1978 г. №6

123. Эйзенштейн С. Метод. Том второй. - М.: Эйзенштейн-центр, 2002. - 688 с.

124. Эйзенштейн С., Пудовкин В., Александров Г. Будущее звуковой фильмы // Советский экран. 1928. № 32.

125. Экранная культура. Теоретические проблемы: сб. статей / отв. ред. К.Э.Разлогов. - Спб.: Дмитрий Буланин. 2012. - 752 с.

126. Энциклопедия "Искусство" в 4 т. / под ред. Горкина А. П. - М.: Росмэн, 2007.- 1123 с.

Электронные ресурсы:

1. История русской кинематографии. Русская кинематография 30-х годов. [Электронный ресурс] URL.: // http://www.russkoekino.ru/books/history/history-0003 .shtml (дата обращения: 1.07.2013)

2. Уразова С.Л. Экранная модель восприятия мира как социокультурная норма [Электронный ресурс] // Академия медиаиндустрии: офиц. сайт URL.: http://www.ipk.rn/index.php7icH2315 (дата обращения: 12.10.2013)

Зарубежная литература:

1. Blain Brown. Cinematography: Theory and Practice, 2nd Edition Image Making for Cinematographers and Directors. 2 edition - Focal Press, New York, 2011.-384 p.

2. Charles Clarke «Professional Cinematography - ASC Holding Corp, Los Angeles, 2002. - 206 p.

2. Joseph V. Mascelli «The Five C's of Cinematography» - Silman-James Press, Los Angeles, 1998. - 252 p.

3. Журнал «American Cinematographer».

Фильмография

Алфавитный указатель фильмов содержит названия фильмов, упоминаемых на страницах диссертации. Указатель приводит название фильма на русском языке, название на языке оригинала, год выпуска, фамилии режиссёра и оператора.

Отечественный кинематограф «Агония» (реж. Э. Климов, опер. JI. Калашников, 1974 г.) «Адмирал Нахимов» (реж. Вс. Пудовкин, опер А. Головня, 1946г.) «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн, опер. Э. Тиссэ, 1938 г.) «Алитет уходит в горы» (реж. М. Донской, опер. С. Урусевский, 1949

г.)

«Ангел» новелла в киноальманахе «Начало неведомого века» (реж. А. Смирнов, опер. П. Лебешев, 1967 г.)

«Андрей Рублёв» (реж. А. Тарковский, опер. В. Юсов, 1966 г.) «Анна Каренина» (реж. А. Зархи, опер. Л. Калашников, 1967 г.) «Асса» (реж. С. Соловьёв, опер. П. Лебешев, 1987 год) «Бег» (реж. А. Алов, В. Наумов, опер. Л. Пааташвили, 1970 год) «Бесприданница» (реж. Я. Протазанов, опер. М. Магидсон, 1936 г.) «Богдан Хмельницкий» (реж. И. Савченко, опер. Ю. Екельчик, 1941 г.) «Броненосец «Потемкин»» (реж. С. Эйзенштейн, опер. Э. Тиссе, 1925

г.)

«Валентина» (реж. Г. Панфилов, опер. Л. Калашников, 1981 г.)

«В огне брода нет» (реж. Г. Панфилов, опер. Д. Долинин, 1967 г.) «Возвращение Василия Бортникова» (реж. В. Пудовкин, опер. С. Урусевский, 1953 г.)

«Верные друзья» (реж. М. Калатозов, опер. М. Магидсон, 1954 г.)

«Весёлые ребята» (реж. Г.Александров, опер.В.Нильсен, 1934 г.)

«Весна» (реж. Г. Александров, опер. Ю. Екельчик, 1947 г.)

«Весна на Заречной улице» (реж. Ф. Миронер, М. Хуциев, опер. Р.

Василевский и П. Тодоровский, 1956 г.)

«Возвращение» (реж.А.Звягинцев, опер.М.Кричман, 2003 г.)

«Война и мир» (реж. С. Бондарчук, опер. А. Петрицкий, 1965-1967 гг.)

«Волга-Волга» (реж. Г.Александров, опер. В.Нильсен, 1938 г.)

«Встреча на Эльбе» (режиссёр Г. Александров, оператор Э. Тиссэ, 1949

г.)

«Высоцкий. Спасибо, что живой», (реж. П. Буслов, опер. И. Гринякин, 2011 г.)

«Гараж» (реж. Э. Рязанов, опер. В. Нахабцев, 1979 г.) «Груня Корнакова» (режиссер Н. Экк, оператор Ф. Проворов, 1935 г.) «Дайте жалобную книгу» (реж.Э. Рязанов, опер. А. Мукасей, В. Нахабцев, 1965 г.)

«Дама с собачкой» (реж. И. Хейфиц, опер Д. Месхиев, А. Москвин, 1959 г.)

«Два Фёдора» (реж. М. Хуциев, и П. Тодоровский, 1958 г.) «Дворянское гнездо» (реж.А. Кончаловский, опер. Г. Рерберг, 1969 г.) «Девять дней одного года» (реж. М. Ромм, опер. Г. Лавров, 1961 г.) «День последний, день первый» (режиссёр С. Долидзе, опер. Л. Пааташвили, 1959 г.)

«Десять шагов к Востоку» (режиссёры В. Зак, X. Агаханов, опер. Г. Лавров, 1960 г.)

«До свидания, мальчики!» (реж. М. Калик, опер. Л. Пааташвили, 1964 г.).

«Дядя Ваня» (реж. А. Михалков-Кончаловский, опер. Г. Рерберг, 1970

г.)

«Егор Булычёв и другие» (реж. С. Соловьёв, опер. Л. Калашников, 1971

г.)

«За счастьем» (реж. Е. Бауэр, опер. Б. Завелев, 1917 г.)

«Звезда» (режиссёр А.Иванов, операторы С.Иванов и В.Рапопорт, 1949

г.)

«Земля» (реж. А. Довженко, опер. Д. Демуцкий, 1930 г.) «Зеркало» (реж. А. Тарковский, опер. Г. Рерберг, 1974 г.) «Дезертир» (реж. В.Пудовкин, опер. А.Головня, 1933г.) «Иван Грозный. Вторая серия: Боярский заговор» (реж. С. Эйзенштейн, опер. Э. Тиссэ и А. Москвин, 1958 г.)

«Иваново детство» (реж. А. Тарковский, опер. В. Юсов, 1962 год) «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (реж. А. Кончаловский, опер. Г. Рерберг, 1967 г.)

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (реж. Э. Рязанов, опер. В. Нахабцев, 1975 год)

«Июльский дождь» (реж. М. Хуциев, опер. Г. Лавров, 1966 г.) «Кавалер Золотой Звезды» (реж. Ю. Райзман, опер. С. Урусевский, 1950 г.)

«Красная палатка» (реж. М. Калатозов, опер. Л. Калашников, 1969 г.) «Карнавал цветов» (реж. Н. Экк, опер. Ф. Проворов, 1935 г) «Каток и скрипка» (реж. А. Тарковский, опер. В. Юсов, 1960 г.) «Кин-дза-дза» (реж. Г. Данелия, опер. П. Лебешев, 1986 г.) «Кинооператор Андрей Москвин» (режиссер: И. Наумов, С. Райтбурт, 1992 г.)

«Конец Санкт-Петербурга» (реж. В.Пудовкин, опер. А. Головня, 1927

г.)

«Крылья» (реж. Л. Шепитько, опер. И. Слабневич, 1966 г.) «Левиафан» (реж. А. Звягинцев, опер. М. Кричман. Предполагаемая дата выхода 2014 г.)

«Легенда о Тиле» (реж. А. Алов и В. Наумов, опер. В. Железняков, 1976 г.)

«Летят журавли» (реж. М. Калатозов, опер. С. Урусевский, 1957 г.)

«Лётчики» (реж. Ю. Райзман, опер. Л. Косматов, 1935 г.)

«Листопад» (Режиссер О. Иоселиани, оператор А. Майсурадзе, 1966 г.)

«Маскарад» (реж. С. Герасимов, опер. В. Горданов, 1941 г.)

«Мать» (реж. В. Пудовкин, опер. А. Головня, 1926 г.)

«Машенька» (реж. Ю. Райзман, опер. Е. Андриканис, 1942 г.)

«Метро» (реж. А. Мегердичев, опер. С. Астахов, 2012 г.)

«Мечта» (реж. М. Ромм, оператор Б. Волчек, 1941 г.)

«Мне двадцать лет» (реж. М. Хуциев, опер. М. Пилихина, 1964 г.)

«Мой друг Иван Лапшин» (реж. А. Герман, опер. В. Федосов, 1984 г.)

«Мольба» (реж. Т. Абуладзе, опер. А. Антипенко, 1967 г.)

«Мы с вами где-то встречались...» (реж. Н. Досталь, А. Тутышкин,

1954 г.)

«Начало» (реж. Г. Панфилов, опер. Д. Долинин, 1970 г.) «Начальник Чукотки» (реж. В. Мельников, опер. Э. Розовский, 1966 г.) «Новый Вавилон» (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг, опер. А. Москвин, 1929 г.)

«Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (реж. Л. Кулешов, опер. А. Левицкий, 1924 г.)

«Неоконченная пьеса для механического пианино» (реж. Н. Михалков, опер. П. Лебешев, 1977 г.)

«Несколько дней из жизни Обломова» (реж. Н. Михалков, опер. П. Лебешев, 1979 г.)

«Обыкновенное чудо» (реж. М. Захаров, опер. Н. Немоляев, 1978 г.) «Октябрь» (реж. С. Эйзенштейн, опер. Э. Тиссэ, 1927 г.) «Первый учитель» (реж. А. Кончаловский, опер. Г. Рерберг, 1965 г.) «Повесть о настоящем человеке» (реж. А. Столпер, опер. М. Магидсон, 1948 г.)

«Повесть о нефтяниках Каспия» (реж. Р. Кармен, опер. А. Зенякин, Д. Мамедов, С. Медынский, 1953 г.)

«По семейным обстоятельствам» (реж. А. Коренев, опер. А. Мукасей, 1977 г.)

«Последняя жертва» (реж. П. Тодоровский, опер. Л. Калашников, 1975

г.)

«Почти смешная история» (реж. П. Фоменко, опер. Ф. Кефчиян, 1977

г.)

«Прогулка» (реж. А. Учитель, опер. Ю. Клименко и П. Костомаров, 2003 г.)

«Потомок Чингисхана» (реж. В. Пудовкин, опер. А. Головня, 1928 г.)

«Путёвка в жизнь» (реж. Н. Экк, опер. В. Пронин, 1931 г.)

«Пышка» (реж. М. Ромм, опер. Б. Волчек, 1934 г.)

«Пять вечеров» (реж. Н. Михалков, опер. П. Лебешев, 1978 г.)

«Раба любви» (реж. Н. Михалков, опер. П. Лебешев, 1975 г.)

«Ревизор» (реж. В. Петров, опер. Ю. Екельчик, 1952 г.)

«Родня» (реж. Н. Михалков, опер. П. Лебешев, 1981 г.)

«Русский вопрос» (реж. М. Ромм, опер. Б. Волчек, 1947 г.)

«Русский ковчег» (реж. А. Сокуров, опер. Т. Бюттнер, 2002 г.)

«СВД» (реж. Г. Козинцев, Л. Трауберг, 1927 г.)

«Свинарка и пастух» (режиссёр И. Пырьев, опер.В. Павлов, 1941 г.)

«Свой среди чужих, чужой среди своих» (реж. Н. Михалков, опер. П. Лебешев, 1974 г.)

«Секретная миссия» (реж. М. Ромм, оператор Б. Волчек, 1950 г.) «Сельская учительница» (реж. М. Донской, опер. С. Урусевский, 1947

г.)

«Служебный роман» (реж. Э. Рязанов, опер. В. Нахабцев, 1977 г.) «Собачье сердце» (реж. В. Бортко, опер. Ю. Шайгарданов, 1988 г.) «Сталинградская битва» (реж. В. Петров, опер. Ю. Екельчик, 1949 г.) «Сталкер» (реж. А.Тарковский, опер. А. Княжинский, 1979 г.) «Станционный смотритель» (реж. С. Соловьёв, опер. Л. Калашников, 1972 г.)

«Старое и новое» («Генеральная линия») (реж. С. Эйзенштейн, опер. Э. Тиссэ, 1929 г.)

«Стачка» (реж. С. Эйзенштейн, опер. Э. Тиссэ, 1925 г.)

«Сто дней после детства» (реж. С. Соловьёв, опер. Л. Калашников,

1975 г.)

«Стиляги» (реж. В. Тодоровский, опер. Р. Васьянов, 2008 г.) «Строгий юноша» (реж. А. Роом, опер. Ю.Екельчик, 1935 г.) «Суворов» (реж. В.Пудовкин, опер. А.Головня и Т.Лобова, 1941 г.) «Тема» (реж. Г. Панфилов, опер. Л. Калашников, 1979 г.) «Тринадцать» (реж. М. Ромм, опер. Б. Волчек, 1936 г.) «Трилогия о Максиме» (реж. Г. Козинцев, Л. Трауберг, опер. А. Москвин, 1935-1938 гг.).

«Турецкий гамбит» (реж. Дж. Файзиев, опер. А. Жегалов.2005 г.) «Цвет граната» (реж. С. Параджанов, опер. С. Шахбазян, 1968 г.) «Цирк» (реж. Г. Александров, опер. В. Нильсен, 1936 г.) «Чапаев» (реж. братья Васильевы, опер. А. Сигаев и А. Ксенофонтов, 1934 г.)

«Человек № 217» (реж. М. Ромм, опер. Б. Волчек и Э. Савельева, 1944

г.)

«Человек с киноаппаратом» (реж Д. Вертов, операторы М.Кауфман, Г.Троянский, 1929 г.)

«Через тернии к звёздам» (реж. Р. Викторов, опер. А. Рыбин, 1980 г.) «Чёртово колесо» (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг, опер. А. Москвин, 1926 г.)

«Чужая Белая и Рябой» (реж. С. Соловьёв, опер. Ю. Клименко, 1986 г.) «Чистые пруды» (реж. А. Сахаров, опер. Л. Калашников, 1965 г.) «Член правительства» (реж. А. Зархи и И. Хейфиц, опер. А. Гинцбург, 1939 г.)

«Чужие дети» (реж. Т. Абуладзе, опер. Л. Пааташвили, 1958 г.) «Шахматная горячка» (реж. В. Пудовкин, опер. А. Головня, 1925 г.) «Шинель» (реж. Г. Козинцев, Л. Трауберг, опер. А. Москвин, Е. Михайлов, 1926 г.)

«Щорс» (реж. А. Довженко, опер. Ю. Екельчик, 1939 г.) «Энтузиазм: Симфония Донбасса» (реж. Д. Вертов, опер. Б. Зейтлин, 1931 г.)

«Я - Куба» (реж. М. Калатозов, опер. С. Урусевский, 1964 г.) «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Данелия, опер. В. Юсов, 1963 год) «9 рота» (реж. Ф. Бондарчук, опер. М. Осадчий, 2005 г.)

Телевизионные фильмы: «Приключения Шерлока Холмса» (реж. И. Масленников, опер. Ю. Векслер, А. Лапшов, Д. Долинин, В. Ильин, 1979-1986 гг.) «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. Лиознова, опер. П. Катаев, 1973 г.)

Телевизионное документальное кино:

«Обратная сторона «Сталкера»» (И. Майборода, опер. Ю.Клименко, С. Козлов, И. Клебанов. В.Алисов и др., 2008 г.) «Кинооператор Андрей Москвин» (реж. И. Наумов, 1992 г)

Музыкальные клипы: «Ворона» (исполнитель Линда, реж. А. Петросян, опер. М. Осадчий, 1995 г.)

«Кот кота» (группа «Мумий-тролль», реж. М. Хлебородов, опер. В. Опельянц, 1997 г.)

«Круг от руки» (исполнитель Линда, реж. А. Петросян, опер. М. Осадчий, 1995 г.)

«Лови мои поцелуи» (группа «Пеп-си», реж. и опер. Г. Рерберг, 1996 г.) «Розовый фламинго» (исполнитель А. Свиридова, реж. Михаил Хлебородов, опер.М. Мукасей, 1994 г.)

«Тучи» (группа «Иванушки International», реж. О. Гусев, опер. М. Осадчий, 1996 г.)

«Утекай» (группа «Мумий-тролль», реж. М. Хлебородов, опер. В. Опельянц, 1997 г.)

Реклама:

«Всемирная история, Банк Империал» (реж. Т. Бекмамбетов, опер. С. Трофимов, 1992-1997 гг.)

«Русский проект» (режиссеры: П. Луцик, Д. Евстигнеев, Бахыт Килибаев, Константин Эрнст, Михаил Хлебородов оператор: Сергей Козлов, 1995-1996 г.)

«Сок «Моя семья» (реж. Я. Чеважевский, опер. М. Агранович, 2007 г.)

«Шармель - маленькая женская радость» (реж. Габриадзе Лео, опер. М. Аделыпин, 2011 г.)

Зарубежное кино:

«Аватар» /«Avatar»/ (реж. Дж. Кэмерон, опер. М.Фиоре, 2009 г., США, Великобритания)

«Беовульф» /«Beowulf»/ (реж. Р. Земекис, опер. Р. Пресли, 2007 г., США)

«Большое ограбление поезда» /«The Great Train Robbery»/ (реж.Э.С.Портер, опер. Блэр Смит, 1903 г., США)

«Дитя человеческое» /«Children of Men»/ (реж. А. Куарон, опер. Э. Любецки, 2006 г., США, Великобритания)

«Другой мир» /«Underworld»/ (реж. Л. Уайзман, опер. Т. Пирс-Робертс, 2003 г., США, Германия, Великобритания, Венгрия) «Звездный путь» /«Star Trek»/ (реж. Дж. Дж. Абраме, опер. Д. Миндел, 2009 г., США, Германия)

«СтарТрек. Возмездие» /«Star Trek: Nemesis»/ (реж. Дж. Дж. Абраме, опер. Д. Миндел, 2013 г., США)

«Жизнь Пи» /« Life of Pi»/ (реж. Э. Ли, опер. К. Миранда, 2012 г., США, Тайвань, Великобритания)

«Крепкий орешек 4.0» /«Live Free or Die Hard»/ (реж. Л. Уайзман, опер. С. Дагган, 2007 г., США, Великобритания)

«Матрица» /«The Matrix»/ (реж. Э. Вачовски, Л. Вачовски, опер. Б. Поуп, 1999 г., США, Австралия)

«Певец джаза» /«The Jazz Singer»/ (реж.А.Кросланд, опер.Хэл Мор, 1927 г., США)

«Полярный экспресс» /«The Polar Express»/ (реж. Р. Земекис, опер. Д. Бёрджесс, Р. Пресли, 2004 г., США)

«Последняя фантазия» /«Final Fantasy: The Spirits Within»/ (реж. X. Сакагути, M. Сакакибара, опер. М. Сакакибара, 2001 г., США, Япония) «Похитители велосипедов» /«Ladri di biciclette»/ (реж. Витторио де Сика, опер. К.Монтуори, 1948 г., Италия)

«Рим - открытый город» /«Roma, citta aperta»/ (реж. Р. Росселлини, опер. У. Арата, 1945 г., Италия)

«Сумерки» /«Twilight»/ (реж. К. Хардвик, опер. Э. Дэвис, 2008 г., США)

«Унесённые ветром» /«Gone with the Wind»/ (реж. В. Флеминг, Дж. Кьюкор, С. Вуд, опер. Э. Хэллер, J1. Гармз, 1939 г., США)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.