Художественно-выразительные особенности медиаарта Южной Кореи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Чо Хен Кен
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 199
Оглавление диссертации кандидат наук Чо Хен Кен
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Возникновение и развитие медиаарта в художественной культуре Южной Кореи
1.1. Исторические вехи развития корейского изобразительного искусства
в XX - начале XXI в
1.2. Исторические условия формирования и развития медиаарта
1.3. Основоположник корейского медиаарта Пайк Нам Чжун
Глава 2. Художественно-технологические разновидности медиаарта
в Южной Корее
2.1. Проблемы видовой классификации произведений медиаарта
2.2. Особенности творчества южнокорейских художников медиаарта
2.2.1. Медиализация классической живописи в творчестве Ли И Нама
2.2.2. Медиа-фото-арт в творчестве Сим Чоль Уна
2.2.3. Философия реализма в произведениях медиа-художницы Ли Чжон Ын
2.2.4. Пиксельная графика Коди Чве
2.2.5. Видеоарт Ко Сан У и Пак Бом Чжуна
2.2.6. Медиаскульптура Ку Ин Чима
Глава 3. Медиаарт как часть современных синтетических арт-практик
в Южной Корее
3.1. Медиаарт в художественном музейно-выставочном пространстве
3.1.1. Проблемы музеефикации медиаарта
3.1.2. Центр медиаарта Наби
3.1.3. Медиаарт в Государственной галерее современного искусства
3.1.4. Частные галереи Хоэм и Лиум в Сеуле
3.1.5. Биеннале медиаарта в Сеуле, Кванджу и Пусане
3.2. Медиаарт в современных арт-практиках
3.2.1. Медиаарт в шоу перформансах
3.2.2. Медиаарт в телевизионном контенте
2
3.3. Художественно-выразительные особенности южнокорейского
медиаарта (резюме)
Заключение
Библиография
Приложения
1. Тезаурус
2. Альбом иллюстраций
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Корейский художественный металл XIX - XX веков: Истоки. Эволюция. Традиция1998 год, кандидат культурол. наук Пак, Эдуард Семенович
«Становление корейского пейзажа «подлинного вида» (чингён сансухва) в первой половине XVIII века»2019 год, кандидат наук Хохлова Елена Анатольевна
Чингён Сансухва - корейский пейзаж "реального вида" эпохи Поздний Чосон (XVIII - середина XIX вв.). Поиск национальной самобытности2014 год, кандидат наук Гутарёва, Юлия Ивановна
Искусство Республики Корея второй половины XX в.2003 год, доктор искусствоведения Марков, Валерий Михайлович
ТРАНСФОРМАЦИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ «ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ» В КОРЕЕ (IX–XXI вв.)2015 год, кандидат наук Шмакова Анна Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественно-выразительные особенности медиаарта Южной Кореи»
Введение
Диссертационное исследование посвящено изучению художественно-выразительных особенностей медиаарта в Южной Корее. Медиаарт1- это искусство, рожденное с помощью сложных посредников - средств и инструментов связи и информационных технологий. Изначально для обозначения художественных событий при открытии и освоении новых средств информационных коммуникаций применялся термин Медиа-Арт, возникший как указание на взаимосвязь техники и искусства. В последствии, с развитием и самоутверждением такой арт-практики, эти слова получили слитную форму написания (медиаарт, мультимедиаарт, видеоарт). Теперь они обозначают конкретно определившиеся, самостоятельные явления художественной культуры. По мере дальнейшего развития мобильных средств связи и универсализации медиатехнологий расширяется арсенал творческих возможностей для художников в реализации их художественных замыслов, появляются новые формы художественного творчества, которые из-за неустоявшихся форм и внутренних
1 3
связей еще сохраняют свою НЕслитность, например - саунд-арт", мэйл-арт", веб-арт,'1 нет-арт3. Освоение новых, постоянно совершенствующихся медиатехнологий, не только позволяет творческим людям создавать уникальные художественные произведения, но и быстро транслировать их, обмениваться новыми идеями, открытиями, новшествами в науке и искусстве.
Актуальность исследования определяется все возрастающим интересом к феномену медиаарта, достигшему в своем развитии к настоящему времени убедительной зрелости, получившему международное общественное признание, но недостаточно осмысленному в научном плане.
1 Медиаарт (англ. Media Art < media - средство, носитель ч- art - искусство) - вид современного искусства. В
русской научной литературе сегодня принято равноправное применение терминов медиаарт и медиаискусство. " Спунд-арт (англ. Sound - звук) - вид современного искусства. матерщиюм которого является звук вообще, а не только гармоничная музыка.
1 Мэйл-арт (англ. mail - почта) - вид современной художественной практики украшения информационного послания.
4 Веб-арт (англ. web-art) - компьютерное, виртуальное искусство.
? 11ет-арт - ннтернет-арт или нст-арт - «сетевое искусство», использующее выразительные возможности и средства интернета.
Проблема развития мирового медиаарта, как явления нового в человеческой культуре чаще рассматривается с позиций социологии и культурологии, но недостаточно изучена в искусствоведческом аспекте, поскольку традиционное искусствоведение, базирующееся на основе изучения классического искусства, долго не принимало во внимание, даже отрицало правомерность таких альтернативных форм художественного творчества, которые возникли в медиа-культуре.
За прошедшие десятилетия с середины XX до начала XXI в. информационно-коммуникационные технологии стали мощным инструментом, катализатором перемен, влияющим на многие аспекты нашей жизни -экономические, культурные, образовательные, и особенно - искусство. Выставки, фестивали, презентации в музеях, в кино, на телевидении сделали медиаарт популярным во всем мире, особенно в Южной Корее, ставшей не только лидером в производстве мультимедийного оборудования, но и в развитии медиаискусства. Как особый вид искусства медиаарт обладает своим творческим инструментарием, своей методологией и принципами творчества, которые не застывают на месте, но постоянно видоизменяются, однако сила художественного воздействия на зрителей со временем не ослабевает. Изучение основ современного медиаарта, его направлений, видов, жанров, форм и художественно-выразительных особенностей - актуальная задача искусствоведения.
Межкультурный диалог и проявление толерантности, высокое уважение к культурному разнообразию являются, может быть, самыми главными условиями построения культуры информационного общества в условиях нарастающей глобализации.
Степень научной разработанности темы. В работе над диссертацией
был изучен большой корпус литературы, автор опирается на научные труды
мировых ученых, исследовавших проблемы общих закономерностей в искусстве
XX - начала XXI в., проблемы истории и теории культуры, массовой
коммуникации и медиаискусства, культуры и искусства Республики Корея.
Необходимо отметить следующие материалы, изданные на русском языке:
5
по теории массовой коммуникации и массовой культуры - канадского философа М. Маюиоэна, немецкого философа Н. Лумана; нидерландского культуролога П. Хейзинга, немецкого социолога Г. Маркузе, французского социолога и культуролога Ж. Бодрийяра; русских исследователей -Н.Н. Богомоловой, Л.В. Петрова, Г.П. Бакулева, Ю.Б. Борева;
по проблемам медиа-культуры - словенского культуролога С. Жижека, Н.Б. Кирилловой; и медиа-искусства - немецкого ученого В. Беньямина, американской исследовательницы перформанса Р. Голдберг, Б. Гройса, Г1.М. Зоркой, В.И. Михалковича, И.И. Югай;
по проблемам психологии восприятия искусства - американского эстетика и психолога Р. Арнхейма;
по проблемам семиотики искусства - советского культуролога и семиотика Ю.М. Лотмана.
Эти ученые разработали базовые позиции по названным проблемам, и их теории оказались очень важными для понимания объекта и предмета данного исследования.
Ближе всех к сути данной диссертации оказалось исследование методов и
политики в области сохранения произведений медиа-искусства, проведенное
сотрудниками Центра культуры и искусства «МесИаАг^аЬ» в Москве
К.Ю. Бохоровым и О.В. Шишко (2005). Оно легло в основу разработки раздела
2.1, посвященного проблемам классификации видов и жанров медиаарта.
В кандидатских диссертациях: М.С. Атчиковой «Средства массовой
коммуникации в системе современной информационной культуры» (24.00.01 -
теория и история культуры, 2002); О.И. Шустровой «Проектирование
мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна» (17.00.06
- Техническая эстетика и дизайн, 2009); Ю.М. Литовчина «Эволюция
выразительных средств телевизионной рекламы» (17.00.03 - кино-, теле- и другие
экранные искусства, 2012) содержатся исследования разных аспектов медиаарта.
Автором диссертации были изучены публикации иностранных
исследователей на английском и немецком языках и большой объем работ
б
южнокорейских коллег, но почти все они содержат материалы по теории коммуникаций, по описанию технико-технологических основ медиаарта, по определению его социальной роли, но специальных работ по исследованию художественно-выразительных особенностей этого нового вида искусства практически не существует.
Объект исследования - мультимедийное художественное пространство Южной Кореи.
Предмет исследования - специфические художественно-выразительные особенности медиаарта Южной Кореи.
Целью исследования является изучение искусства медиа в Южной Корее и определение его художественно-выразительных особенностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- освоить фактологический и научно-исследовательский материал по теме диссертации;
- определить факторы появления медиаарта в Южной Корее в середине XX в.;
- определить исторические, политические и культурные условия для столь быстрого развития медиаарта в Южной Корее;
- проанализировать творчество ведущих художников медиаарта Южной Кореи;
- выявить основные направления и виды южнокорейского медиаарта;
- исследовать технико-технологические и художественно-образные особенности произведений медиаарта в Южной Корее и провести их классификацию;
- исследовать музейно-выставочное пространство (музеи, выставки, фестивали);
- исследовать роль, значение и характер медиаарта в современных арт-практиках в Южной Корее.
Методология исследования имеет междисциплинарный характер,
базируется на фундаментальных исследованиях в культурологии, искусствознании, философии, социологии, психологии искусства и других смежных гуманитарных наук; строится на рассмотрении объектов медиаарта в контексте исторического развития в культуре Южной Кореи второй половины XX - в первом пятнадцатилетии XXI в.
Основными методами исследования являются:
- источниковедческий - для изучения теоретических и фактических основ южнокорейского медиаарта;
- исторического анализа развития медиаарта в Южной Корее;
- технико-технологического анализа произведений медиаарта;
- художественно-стилистического и композиционного анализа выразительных средств и произведений медиаарта;
- классификации разновидностей медиаарта;
- авторских наблюдении и интервьюирования специалистов медиаарта в Южной Корее.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:
- в российском искусствоведении осуществлено исследование медиаарта Южной-Кореи;
- представлены основные вехи развития южнокорейского медиаарта;
- введены в научный оборот новые для российского искусствоведения материалы о медиаарте в Южной Корее;
- исследованы технико-технологические способы создания произведений медиаарта и уточнена их классификация;
- исследовано творчество большой плеяды современных художников медиаарта Южной Кореи;
- определены художественно-выразительные особенности медиаарта в Южной Корее:
- описана деятельность музеев, галерей, центров и выставок современного медиаарта в Южной Корее.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту.
1. Развитие изобразительного искусства в Южной Корее в течение многих веков происходило ио традиционному пути для восточных стран, но в результате военно-политических событий и большого влияния западных стран, оно претерпело значительные изменения, и во второй половине XX в. к началу XXI в. в южнокорейском искусстве установился плюрализм разных художественных направлений: реализм, импрессионизм, поп-арт, стрит-арт, граффити, видеоарт.
2. Приток информации из-за рубежа, влияние современных новаций европейских и американских течений в искусстве, овладение новыми творческими информационными технологиями - все это привело к появлению в Южной Корее нового культурно-художественного феномена - медиаарта с собственными художественно-выразительными возможностями, с мощным потенциалом быстрого и целостного воздействия на сознание и эмоции людей.
3. Основным условием быстрого развития медиаарта в Южной Корее оказалась поддержка правительства и Государственная Программа, предназначенная для выхода из экономического и социально-культурного кризиса. Она способствовала достижению мирового лидерства Южной Кореи в производстве аудио-видео техники и быстрому развитию разных видов медиаарта.
4. Развиваясь как новое направление в искусстве, медиаарт постоянно экспериментирует и рождает многочисленные жанровые разновидности, которые, в свою очередь, технически совершенствуясь, открывают новые демонстрационные возможности и художественные формы.
5. При всем многообразии видов, жанров и форм южнокорейский медиаарт обладает собственными характерными чертами образной выразительности в характере изображения, в композиции, в формообразовании, в цвете, свете, звуках, ритмах, а главное - в национальной наполненности содержания произведений.
6. Медиаарт в Южной Корее сегодня не только имеет большую
популярность у населения и является важным разделом художественной жизни
9
страны, но получил международное признание на многочисленных выставках, конкурсах-биеннале, сохраняется в коллекциях мировых музеев, а южнокорейские медиа-художники составляют авангард нового актуального искусства.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы об истории, технологической специфике и художественно-выразительных средствах южнокорейского медиаарта являются новыми для российского искусствоведения и имеют основополагающее значение для дальнейших научных исследований в этой области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем материалы исторического, культурологического, искусствоведческого характера могут быть использованы в практике преподавания в высших школах России и Южной Кореи: являться материалом лекций и практических курсов по художественной культуре, истории и теории искусства Кореи для студентов, специальных курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, для сотрудников музеев, кураторов выставок современного искусства. Результаты данного исследования могут быть полезны современным дизайнерам и художникам в сфере декоративно-прикладного и медийного искусства.
Рекомендации по использованию результатов исследования. Идеи, факты, теоретический, справочный и иллюстративный материал диссертации могут быть составной частью учебных курсов по истории и теории пластических видов искусств и синтетического вида - медиаарта, лекций но истории художественной культуры Южной Кореи в художественных и художественно-педагогических вузах, как в России, так и в Южной Корее.
Использование материалов исследования может осуществляться при создании видео- и мультимедийных учебно-методических пособий; при подготовке лекций, составлении альбомов и каталогов выставок современного искусства; при подготовке и написании курсовых и дипломных работ студентами
искусствоведческих и художественно-творческих направлений.
10
Достоверность результатов исследования обеспечивается обширным кругом изученных источников, использованием современных научных подходов, методологической целостностью работы и применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования. Достоверность результатов исследования подтверждается также их апробацией на научных конференциях и публикациях в печати.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования апробированы в выступлениях на конференциях и отражены в публикациях в научных изданиях: 3 статьи в рецензируемых изданиях из списка ВАК РФ (на русском языке); а также в 2-х авторских монографиях и в 8 статьях, изданных в Республике Корея (на корейском и английском языках). Всего объем публикаций составляет: 7,2 п.л.
Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А.И. Герцена в процессе написания и на предзащите.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав основного текста, включающих в себя 8 разделов, заключения, библиографии и приложений (тезауруса и иллюстраций).
Объем текста составляет 199 страниц, список литературных источников -132 наименования, из которых па русском языке 55 наименований, на иностранных языках - 30; на корейском языке - 39, интернет-источников - 8. В тексте даны постраничные сноски и ссылки на использованные источники. Приложение 1 - Понятийный словарь (тезаурус), включающий 26 терминов. Приложение 2 - Альбом иллюстраций, содержащий 66 изображений.
Глава 1. Возникновение и развитие медиаарта в художественной культуре
Южной Кореи
1.1. Исторические вехи развития корейского изобразительного искусства
в XX - начале XXI в.
Неясность в терминологии может создавать путаницу в обсуждении истории Корейского искусства и таких его понятий, как: корейская живопись, северокорейское и южнокорейское искусство, предсовременное и современное искусство.
Еще в давние времена корейская культура пережила большое влияние китайской и японской культур. В традиционном изобразительном искусстве Кореи переплетаются идеи шаманизма и буддизма, конфуцианства и даосизма, а живопись восприняла традиции китайской живописи.
Согласно известным обсуждениям корейского изобразительного искусства, за эталон корейской художественной традиции принято считать пейзажные изображения ХУ-ХУНГ вв. на примере творчества художников Джонг-Сён (XVIII в.) и позднее - Йи Сангбём и Бьён-Гуансик. Дальнейшее развитие искусства Кореи происходило под влиянием международных связей. Развитие живописи маслом искусствоведы расценивают как часть колониального искусства. После разделения Кореи на Северную и Южную развитие искусства в них после 1950 г. пошло по разным направлениям.
Период 1960-1980-х гг. считается предсовременным в искусстве Южной
Кореи. Согласно печатным изданиям, группа, доминировавшая среди восточных
художников в 1960-х и 1970-х гг., стремилась достигнуть современности,
одновременно придерживаясь традиций и совмещая с ними символические
обертона «южной литературной живописи» с духовным выражением и
символизмом, с использованием перспективы и с элементами абстракционизма,
почерпнутыми из западной живописи. Они экспериментировали с
геометрическими композициями, стремясь восстановить первоначальную
12
значимость формы. Возглавила это формалистское течение группа «Истоки», образовавшаяся в 1966 г.
Этот подход был оспорен в 1970-е гг., когда следующее поколение художников выдвинуло на первый план проблему самоидентификации корейского национального искусства. Эта тенденция нашла свое отражение в использовании китайской туши, делая ударение па экспрессивность изобразительной формы [117]. Новые художники придавали особое значение традиционному жанру, традиционным материалам (краски, бумаги и кисточки), изображению природы, обстоятельствам жизни людей. Они пытались претворить новое содержание в пейзажах - в национальном, традиционном жанре изобразительного искусства Кореи. «В новой попытке восстановить свои забытые традиции, когда осознается, что это и есть самое подходящее для себя, -открывается твердая уверенность в перспективе корейского искусства», - говорил художник И Чоль Янг. Одним из самых ярких представителей модернизированной монотонной живописи и корейского минимализма был художник Ли Oy Хуян [118].
Постепенно тематические границы живописи расширились, включив в себя городские пейзажи и изображения новых людей, а выразительность черно-белой графики тоже была усилена путем ее использования для выражения современной динамики чувствования в соответствии с современным ходом мыслей.
Сдержанность и выразительность одновременно стали главными условиями корейской национальной живописи этого периода, а изобразительное мастерство достигало большой художественной образности. Например, живопись выдающегося художника Ли Сан Бёма (1897-1971) монохромна, но настолько богата оттенками и градациями черной туши, что вызывает реальное ощущение многоцветности природы.
Движение черно-белой графики привлекло к себе многих молодых
художников Кореи, принявших участие в групповых и массовых выставках, и в
совокупности стало определяющим течением в восточной живописи в течение
всех 1980-х гг. Создавалась твердая уверенность в истинности этого направления
13
как настоящего корейского искусства.
Начало эры живописи цветной тушыо, так называемой чёмукуа, настало в середине 1980-1990-х гг., когда цветная живопись постепенно оттеснила черно-белую. Традиции «шаманского стиля» пещерных росписей и использование цветовой символики в модернизированном виде соединили в своих произведениях художники Ким Ки Чан и Пак Сэн Гван. Следом за ними группа молодых художников стала активно заниматься интерпретацией этого художественного наследия на современный лад, пытаясь модернизировать не только народную живопись «лшнхва», но и буддийскую живопись тоже.
Особое направление в цветной живописи было спровоцировано творчеством Бак Сёнг-гуанга, придававшего большое значение цветовому символизму. Его достижения в живописи раздвинули прежние пэаницы корейского изобразительного искусства. Он был приглашен на специальную выставку корейского искусства в парижском Гран-Пале в 1985 г. и имел большой успех.
После признания творчества Бака, следующим прославился Хуанг Чангбё. Он достиг нового уровня изобразительного творчества, называемого «метод без метода», т.е. поставил себя вне зависимости от какой-либо школы. Он решился использовать материал акрилик и графитовый порошок в комбинации с китайской тушыо. Эффект этого оригинального метода был столь велик, что, благодаря его усилиям, жанровая граница между восточной и западной живописью рухнула, открыв новый горизонт живописи как таковой.
Победа цветной живописи, вобравшей в себя народную и шаманистскую
традицию, привела к преодолению дуализма туши и краски и явилась признаком
деориентализацпи «восточной» живописи. Произошло крушение
доминировавшей до того теории китайской живописи в южной школе,
представленной художником Донг Кичангом - так называемый
«сстгпалтипбукрон», что означало развитие корейской живописи под влиянием
полученным от китайского искусства, а также - некоторая сдача позиций
ставшего модным течения «допгдосёгирон» или «восточный путь западными
14
методами». Корейское искусство обретало самостоятельность, вышло из спектра, именуемого «восток», которое отягощало наше мышление долгое время после конца XIX в.
Эта трансформация, произошедшая в восточных художественных кругах 1980-1990-е гг., благодаря творчеству художников нового поколения, была ознаменована началом официального употребления термина «корейская живопись» вместо общего - «восточная живопись».
Использование черно-белой живописи продолжалось и позже как конкретный способ выражения интереса к повседневному и современному и как символ особого состояния духа.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. корейская творческая молодежь обучается искусству, как у отечественных мастеров, так и в зарубежных университетах Азии, Европы, США. Она овладевает различными современными системами и методами художественного творчества, апробируя и развивая их в собственной практике, и тем самым значительно расширяет горизонты искусства.
Для современной Республики Корея характерно развитие как традиционного искусства (топьяпхва), так и живописи западного направления (соянхва) от «импрессионизма» до «абстрактного экспрессионизма» и «поп-арта». О тенденциях в современном изобразительном искусстве Южной Кореи можно судить на экспозициях Государственного музея современного искусства в пригороде Сеула Квачхоне. Там постоянно происходит демонстрация творчества, как художников-традиционалистов, так и художников-авангардистов, в частности, нового направления «поп-арт». Также регулярно проводятся международные выставки «Кванджу-биеннале», организаторы которой подчеркивают, что южнокорейское искусство развивается в русле мирового и претендует в нем на видное место.
Получило развитие еще одно повое направление в изобразительном
искусстве Кореи - живопись в городской среде, на стенах и на асфальте.
Знаменитые художники, такие как И Джон Гу и другие его коллеги, ищут новые
современные формы художественного выражения идеологии социальных и
15
культурных протестов, осуждения коррупции и моральной деградации в обществе. Их произведения актуальны, все более популярны и действенны, но пока не сохраняются и не исследуются в должной мере культурологами и искусствоведами. Таковы известные произведения: «UR-Квон» - акрил; 160 см х 105 см. (1991 г.); «Сельские жители» - акрил, 195 см х 360 см (1993 г.); «Хочу пахать на своей земле» - акрил, 180 см х 90 см. (2009 г.) и многие, многие другие ждут серьезного своевременного искусствоведческого анализа.
Пока еще без достаточного внимания культурологов и искусствоведов остается такой вид художественного творчества как граффити. Граффити -довольно распространенный в Корее вид уличного искусства, когда надписи и рисунки на стенах зданий и на асфальте дорог выступают как носители смысловой и художественной информации. Сложные композиции из иероглифов и латинских букв (английский язык глубоко проник в коммуникативную культуру Южной Кореи) довольно крупных размеров представляют собой загадочно-завораживающие узорчатые картины, когда такие абстрактные знаки обретают определенную художественную образность. При том, что авторство этих произведений остается анонимным, они запоминаются своей оригинальностью, энергией рисования, драматичным или комичным характером изображения. Этот широко распространенный вид творчества приобрел свою конкретную стилистику, вызывает интерес и непосредственную эстетическую реакцию зрителей, но не получил достойного серьезного исследования.
Следовательно, в будущем соображения эмпирических исследований и новых методологий относительно художников и художественных произведений нового искусства должны производиться параллельно и непредвзято, чтобы достойно принять и оценить живое развитие искусства.
Развитие пластического искусства в Корее также претерпело большие изменения в XX в. и сопровождалось возникновением скульптуры как жанра изобразительного искусства.
Традиционным для корейской скульптуры было изготовление статуй Будды
и надгробных памятников, а в 1980-2000-х гг. их появление, как и активность их
16
создателей, значительно снизились.
В то же время стали появляться скульпторы, которые освоили скульптуру как форму искусства в художественных школах на родине и за рубежом. Эти художники развили художественное самосознание от канонических принципов пластического изображения священных статуй до создания скульптур, реалистично воспроизводящих модели, которые они впрямую наблюдали. Эти статуи, однако, не являлись также объектами абсолютного воспроизведения реальности. Скульпторы привносили в свое творчество личные образные переживания через попытки их передать в пластике. Влияли на них и впечатления, полученные от произведений мирового скульптурного искусства, какие они наблюдали в художественных галереях и на выставках международного современного искусства. Постепенно скульптура определялась ими как изобразительное искусство, где большее значение придавалось духовным, нежели технологическим аспектам.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Трансформация антропологической модели "человека культуры" в Корее: IX - XXI вв.2015 год, кандидат наук Шмакова, Анна Сергеевна
Образы живой природы в корейской традиционной живописи жанра хвахвеенмохва эпохи Чосон (1392-1910 гг.): стилевые тенденции и художественные особенности2023 год, кандидат наук Вострикова Екатерина Александровна
Лаковая живопись Северного Китая2015 год, кандидат наук Чжан Хунвэй
Творческая и художественно-педагогическая деятельность китайского скульптора Цао Чуньшэна2021 год, кандидат наук Ян Цзин
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чо Хен Кен, 2015 год
Библиография
на русскол I языке
1. Андреева, Е. Ю. Все и ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины XX века / Е. 10. Андреева. - М. : Изд-во Лимбах, 2011. - 185 с.
2. Антология российского видеоарта / гл. ред. А. Исаев. - М., 2002. -
208 с.
3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм ; пер. с англ. В. Л. Самохина ; общ. ред. В. П. Шестакова. - М. : Прогресс, 1974. - 392 с.
4. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. -пер. с англ. - М. : Прометей, 1994. - 352 с.
5. Атчикова, М. С. Средства массовой коммуникации в системе современной информационной культуры : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01. - Ростов н/Д., 2002.
6. Бакулев, Г. П. Массовая Коммуникация / Г. П. Бакулев. - М. : Аспект-пресс, 2010.- 192 с.
7. Барабаш, Н. А. Телевидение и театр. Игры постмодернизма / И. А. Барабаш. - 3-е изд. - М.: КомКнига, 2010.-184 с.
8. Барт, В. Мифологии / В. Барт ; пер., вступ. ст. и комментарии С. Н. Зенкина. - М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 312 с.
9. Барт, В. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / В. Барт ; пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. - М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2003. -512 с.
10. Барт, В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения : сб. статей / В. Барт. - М.: Изд-во РГГУ, 2012. - 288 с.
11. Бахтин, М. М. Тетралогия / М. М. Бахтин. - М. : Лабиринт, 1998. -
608 с.
12. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.
13. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин. - М. : Культурный центр им. Гёте ; МЕДИУМ, 1996. - 240 с.
14. Беньямин, В. Учение о подобии. Медиаэстегические произведения /
B. Беньямин. - М. : РГГУ, 2012. - 228 с. - (Серия «Современные гуманитарные исследования» - Кн. L).
15. Богомолов, Ю. А. Между мифом и искусством / Ю. А. Богомолов. М. : Гос. ин-т искусствознания, 1999. - 216 с.
16. Богомолов, 10. А. Хроника пикирующего телевидения / Ю. А. Богомолов. - М. : МИК, 2005. - 365 с.
17. Богомолова, IL П. Массовая коммуникация и общение / H. Н. Богомолова. - М. : Знание, 2006. 188 с.
18. Богомолова, H. Н. Социальная психология массовой коммуникации / H. Н. Богомолова. - М. : Знание, 2008. - 191 с.
19. Бодрийяр, Ж. Общество потребления / Ж. Бодрийяр. - М. : Республика: Культурная революция, 2006. - 269 с.
20. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М. : Добросвет, 2000. - 327 с.
21. Борев, 10. Б. Художественная культура XX века / Ю. Б. Борев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 - 496 с.
22. Бохоров, К. Ю. Методы и политика в области сохранения произведений медиа-искусства [Электронный ресурс] / К. Ю. Бохоров, О. В. Шишко. - Электронная библиотека, 2005. - Т. 8. - Вып. 3. - Режим доступа: www.elbib.ru.
23. Бычков, В. В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства / В. В. Бычков. - М. : Изд-во МБА, 2010. - 784 с. -(Российские Пропилеи).
24. Бычков, В.В. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская // Вопросы философии. - 2006. - № 11.-
C. 47-59.
25. Вайбель, П. «10++ программных текстов для возможных миров» / П. Вайбель. - М.: Логос-Гнозис, 2011.
26. Вартанова, Е. Л. Энциклопедия мировой индустрии СМИ : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Л. Вартанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2013, - 464 с.
27. Голдберг, Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней / Р. Голдберг. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2014. - 320 с.
28. Гройс, Б. Генеалогия партиципативного искусства / Б. Гройс // Художественный журнал. - М., 2008. - С. 79-90.
29. Гройс, Б. Медиум становится посланием / Б. Гройс ; пер с нем. А. Фоменко // Неприкосновенный запас. - 2003. - № 6 (32).
30. Гройс, Б. Под подозрением: феноменология медиа / Б. Гройс ; пер. с нем. А. Фоменко // Художественный журнал. - М., 2006. - 200 с.
31. Жижек, С. Интерактивность. Желание: влечение. Мульткультурализм / С. Жижек. - СПб.: Алетейя, 2005. - 156 с.
32. Зоркая, Н. М. Уникальное и тиражируемое: средства массовой информации и репродуцированное искусство / Н. М. Зоркая. - М. : Искусство, 1981.- 167 с.
33. Кармалова, Е. Ю. Аудиовизуальная реклама в контексте культуры: миф, литература, кинематограф / Е. Ю. Кармалова. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2013. -213 с.
34. Кириллова, Н. Б. Медиакультура от модерна к постмодернизму / Н. Б. Кириллова. - М.: Академический проект, 2005. - 448 с.
35. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика / Н. Б. Кириллова. - М.: Академический проект, 2008. - 496 с.
36. Лебедев-Любимов, А. Н. Психология рекламы / А. Н. Лебедев-Любимов. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.
37. Литовчин, Ю. М. Эволюция выразительных средств телевизионной рекламы : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.03. -М., 2012.
38. Лотман, 10. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю. М. Лотман ; предисл. С.М. Даниэль ; сост. Р. Г. Григорьев. - СПб. : Академический проект, 2002. - 543 с.
39. Луман, Н. Медиа коммуникация / Н. Луман. - М. : Логос, 2005. -
276 с.
40. Маклюэн, М. Понимание медиа; внешние расширения человека / М. Маклюэн ; пер. с англ. В. Николаева. - М. : Кучково поле, 2007. - 464 с.
41. Маркузе, Г. Одномерный человек: Исследования идеологии развитого индустриальногог общества / Г. Маркузе ; пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина. - М.: ACT, 2003. - 336 с.
42. Медиаэкономика зарубежных стран : глоссарий. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 336 с.
43. Михалкович, В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации / В. И. Михалкович. - М. : Наука, 1986. - 221 с.
44. Петров, Л. В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю : учеб. пособие / Л. В. Петров. - СПб. : СПбГУКИ, 1999. - 211 с.
45. Петров, Л. В. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура / Л. В. Петров. - М. : Искусство, 1983. - 311 с.
46. Саяпина, И. Ю. Медийное конструирование социальной реальности : автореф. дис. ... канд. социол. паук : 22.00.01. - Саратов, 2011.
47. Соколов, Л. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие / Л. В. Соколов. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. - 461 с.
48. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентностп / А. В. Федоров. -Таганрог : Изд-во ТГПИ, 2010. - 64 с.
49. Хейзинга, П. Homo Ludens : статьи по истории культуры / П. Хейзинга ; пер., сост. и вст. ст. Д. В. Сильвестров. - М. : Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.
50. Холопов, Ю. Вклад Кейджа в музыкальное мышление XX века / Ю. Холопов // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения : материалы научной конференции. М., 2004. - С. 79-90.
51. Шустрова, О. И. Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.06.-СПб, 2009.
52. Электронная энциклопедия «Постмодернизм» [Электронный ресурс] / сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. - Режим доступа: http:www.vseslovari.com.ua.
53. Югай, И. И. Медиа-арт: предпосылки возникновения, художественные основания / И. И. Югай. - СПб.: СПбГУП, 2013. - 211 с.
54. Югай, И. И. Основные этапы освоения медиатехнологий искусством / И. И. Югай // Вопросы культурологии. - 2013. - № 4 (апрель). - С. 18-22.
55. Югай, И. И. Телевидение: между арт-практикой и социальной деятельностью / И. И. Югай. - Томск : Вестник ТГПУ, 2014. - № 7 (148). - С. 130134.
на иностранных языках
56. Art a distance: precursors to art and activism on the Internet / Ed. A. Chandler and N. Neumark. - Mass. : Massachusetts Instittute of Technology, 2005. -486 s.
57. Bürger, P. Theorie der Avantgarde / P. Bürger. - Minnesota : University Press, 1984.- 150 p.
58. Daniels, D. Art and television - adversaries or partners? // Media Art Action. - NY, 1997. - S. 68-75.
59. Falk Johns, H. Learning from Museums. Visitor xperiences and the Making of Meaning / H. Johns Falk, D. Lynn Dierking. - NY : Altamira press, 2000.
60. Flusser, V. Digital Apparition, Electronic Culture: Technology and Visual Representation / V. Flusser ; ed. T. Druckkrey. - NY : Aperture, 1996.
61. Frieling, R. Media Art Net / R. Frieling, D. Daniels Dieter // Survey of Media Art, 2004.
62. Frohne U. Video cultures. Multimediale Installationen der 90er Jahre / U. Frohne. - Köln, 1999.
63. Grau O. Media Art Histories / O. Grau // MIT Press : Leonardo Books,
2007.
64. Grau O. Virtual Art: From illusion to Immersion / O. Grau // MIT Press : Cambridge, London, 2003.
65. Greenberg C. Modernistische Malerei. Die Essenz der Moderne. Ausgewählte Essays und Kritiken, hg. von Karlheinz Lüdeking // C. Greenberg. -Dresden : Verlag der Kunst, 1997.
66. Greene R. Inlernet Art / R. Greene // Thames & Hudson «World of art». -London, 2004.
67. Hanhardt J. The Worlds of Nam June Paik / J. Hanhardt. - Guggenheim Museum, 2000.
68. illuminating Video. An Essential Guide to Video Art / Ed. Doug Hall & Sally Jo Fiffer, 1991.
69. Jameson F. Postmodernism and Consumer Society / F. Jameson ; Hal Foster ed. - The Anti-Aesthetic : Essays on Postmodern Culture. - P. 111-125.
70. Kostelanetz R. Artistic machines / R. Kostelanetz // Chikago Review, 1971. -S. 120-124,-Vol. 23.-№ 1.
71. Lee Sook-Kyung. Rennert Susanne / ed. Nam June Paik. - Tate Publishing,
2010.
72. Leopoldseder H. CyberArts / H. Leopoldseder, G. Stocker ; Schöpf Christine (eds.). - Ars Electrónica, 2008.
73. Lovejoy M. Postmodem Currents / M. Lovejoy. - Ait and Artists in the Age of Electronic Media New Jersey, 1997.
74. Matzner F. Baroque Laser / F. Matzner ; ed. Nam June Paik. - Cantz Verlag, 1995.
75. McLuhan M. Die magischen Kanäle / M. McLuhan // Understanding Media. - Dresden : Verlag der Kunst, 1994.
76. Media Art History. Media Museum. ZKM /' Center for Art and Media, Karlsruhe. - Munich - NY, 1997.
77. Paik Nam June. Fluxus / Video. Exhibition catalogue. - Kunsthalle Bremen, 14.11.1999-23.01.2000.
78. Paik Nam June. Videa'n Videology 1959-1973. Exhibition catalogue, Syracuse, NY : Everson Museum of Art. The World of Nam June Paik, Exhibition catalogue, Solomon R. - Guggenheim Museum, 11.02.2000-26.04.2000.
79. Paik Nam June. 1932-2006. Exhibition catalogue, Fondacion Telefonica. -Madrid, Spain, 13.02.2007-20.05.2007.
80. Paul C. Digital Art / C. Paul // Thames & Hudson «World of art». -London, 2003.
81. Popper F. Art of the Elektronic Age / F. Popper // Thames & Hudson, London, 1993.
82. Prada Juan M. Prácticas artísticas e Internet en la época de las redes sociales / M. Juan Prada. - Editorial AKAL. - Madrid, 2012.
83. Rush M. New media in art / M. Rush // Thames & Hudson, 2005.
84. Sandler I. American art of the 60-s. / T. Sandler. - NY : Harper&Row, 1988.-P. 238.
85. Wilson S. Information Arts: Interaction of Art, Science, and Technology / S. Wilson. - Cambridge, 2002.
на корейском языке
86. ёШ ПН зн 21, ШЕ101Р01, 01!=£У Е| L(-hl| Щ0\\ М Щ, nabi press, 2004. Рэндалл Packer и др. Мультимедиарт. - Арт-центр Набихакесил, nabi press, 2004.
87. AiGlBf 21, Гй-^О^М Sth С\Х\Ш 01 □ | X] BSIOIIOIÜJ,
t^^ül^^Sl, Vol. 6, No. 4.23~26p. 2006. Со Ми Ра и др. Создание цифрового образа посредством эмоциональных выражений : сб. статей Корейской ассоциации цифрового контента. - Корейская ассоциация цифрового контента, 2006. - Vol. 6, No. 4.23~26р.
88. ПИ Н£|0||Е|М£| SE0II 2|Щ-11"^ Р XI Ш Р М ej ВД, Vol. 8, No. 0, P. 185-196, 2004.
Пак Хва Зин, Ан Су За. Эффективность семиотического подхода рекламного креатива. - Корейская ассоциация цифрового дизайна, 2004. - Т. 8, № О, С. 185196.
89. "gm* о\тт шлзь ш&шш- жлшсн
g/H "th^^dl^^tl 2009^1 ^"ЙОШ Ш5. fe^a, 375-382. Гвак Зун Сик. Анализ различий в эффективности объявлений с использованием известных картин и объявлений с пародиями на известные картины : сб. докладов научно-технической конференции. - Корейское общество по защите прав потребителей, 2009. - С. 375-382.
90. 0ттто\&, e^SIl^sl
2009. -Р. 206-211.
Ли Хён Бу. Аспекты и эффективность взаимодействия искусства и рекламы : весенний научно-технический симпозиум по вопросам рекламы Корейской ассоциации рекламодателей. - 2009. - С. 206-211.
91. S-ffS, rD|E|CH 0[ео| ^Ц Vol. 6 No. 3 if-ir ы, 233 р, 2005.
Ким Кю Чонг. Изобразительные элементы медиаарта : сб. диссертаций. -Корейская ассоциация базового дизайна и искусства, 2005. - 233 с. - Т. 6, № 3.
92. гщ С|0] 01-Е, С|Х| i о| Ài о; ф ^ о L|?J|0|tf 320 р.,
2007.
Чонг Донг Ам. Мидиаарт, искушение цифрового медиаарта. - Сеул : Communicationbooks Со., Ltd., 2007. - 320 с.
93. Щ<&Ц Х|£/ГП|С|0] х0Ц#0|[1Ь, МШ, 73-75 р, 2011.4.11.
Пак Енг Буг. Медиаарт - это искусство X. - Сеул : 2011. - С. 73-75. 220 р, 2009.6.8.
Зин Зунг Квон. Медиаарт - передовая линия искусства. - Сеул : Humanistbooks Co., Ltd., 2009. - 220 с.
95. U\EL Н£|-0|ь, ащ ЩЦ г- n\L\Q\ ® П^Ч0|| 9 p, 2008.6.15.
Марк Драйв, Лина Зеня. Новый медиаарт. - Сеул : Maroniebooks Co., Ltd., 2008. -9 с.
96. ^ Х|-§-/rMedia art graphyj, Aiф ^Ч Ц 0| # / p. 24-33, 2006.9.5.
Янг Сунг Су. Media art graphy. - Сеул : Communicationbooks Co., Ltd., 2006. -P. 24-33.
97. от ВДШ МШ, (^)ФЯ, 32~47p, 2008.4.25.
Пак Чон Син. Цифровое искусство. Цифровая живопись. - Сеул : Хан Эон Co., Ltd., 2008. - С. 32-47.
98. 0Ц#/ FRANCE, LAROUSSE / PI 16, 2005.8.15 "Ё*1 05.0]|#/ FRANCE, LAROUSSE, 121 p, 2005.8.15.
Florence De Meredieu. Art et Nouvelles Technologies. Видео-цифровое искусство, Искусство мультимедиа-инсталляций. - FRANCE, LAROUSSE, 2005. - 121 с.
99. 'DIPOj 0Ш21 Ш SIT, OHÉr^^S, fll7s,p34, 2006.
Ан Санг Рак. Психологическое воздействие на пластичность медиаарта : сб. статей об исследованиях изобразительного искусства. - 2006. - С. 34. - № 7.
100. ^^S'^Diqo] 7^', о^0]|^<2-^5 201 1.3.23 /Р.2.
Син Чонг Бон. Эстетические возможности нового медиаарта. - Корейский исследовательский институт искусств, 2011. - С. 2.
101. Щ-%- л]^ тя^
#^Hf-,220 р, 2009.6.8.
Зин Зунг Квон. Медиаарт. Передовая линия искусства. - Сеул : Humanistbooks Co., Ltd., 2009. - 220 с,
102. Ч^Н^^Ь ^Ч-Hfl 292p, 2010.4.20. На Ын Енг. Медиапсихология. Сеул : Хан На Ре, 2010. - 292 с.
103. v]t\6\ ^^ rnirq^ ^ -^чян^
р, 2009.12.19.
Общественный медиа-форум / Общественный медиа. - Сеул : Communicationbooks Co., Ltd., 2009. - 277 с.
104. 3 ЧН ф 60 р, 2007.9.7.
Чонг Донг Ам. Мидиаарт, искушение цифрового медиаарта. - Сеул : Communicationbooks Co., Ltd., 2007. - 60 с.
105. v}3. iieH¿14 гтг Ч^Н ^i-i:, 2008.6.15.
Марк Драйв, Лина Зеня. Новый медиаарт. - Сеул : Maroniebooks Co., Ltd., 2008. -9 с.
106. <£ ^ гMedia art graphyj /-Ч w, Я тгЧ & 24-33 р, 2006.9.5.
Янг Сунг Су. Media art graphy. - Сеул : Communicationbooks Co., Ltd., 2006. -С. 24-33.
107.
зЩз} ^гЦ-пЬ /л-]^ (^)o] ^J-л]./ 2007.12.31 / 8 p.
Хонг Сунг Ук, Ким Ёнг Сок, Ли Бон Гон, Ким Донг Сик, Ким Зин Ёв, Сонг До Ёнг, Ха Донг Хван. Встреча искусства и науки. - Сеул : Leehaksa Co., Ltd., 2007. -8 с.
108. «MRI tq^ll (^г)^/2008.4.25 / 23-40 p.
Пак Чон Син. Цифровое искусство. Цифровая живопись. - Сеул : Хан Эон Co., Ltd., 2008. - С. 23-40.
109. 0"Нтг ШЩ / гStory boarding and the film making processj / CA, michael wiese - productions / 2003.5.1 / 21-40 p.
Хонг Зин Бон и Ли Зи Ын [перевод]. Story boarding and the film making process. -CA : Michael wiese - productions, 2003. - P. 21-40.
110. EjtílH. 2HM -öcle]j
P. 125-129, 2002.1.15.
Дэвид Лауэр, Ли Де Ил [перевод]. Принципы моделирования // Книгоиздание Е Кёнг, 2002. - С. 125-129.
tfl # 2010, 50 р.
Пак Зин Ёнг. Исследование корпоративной социальной деятельности, осуществляемой в области дизайна. - Сонгюнгван университет : Библиотека Конгресса, 2010. - 50 с.
112. ЭД^г -51 ^ ^-g-оЦ aq-^V ^-ifl Щ-
-g-S^-JIl- ? ^ад ^tfltj-JSL. 2009. 61 р.
Чой Хён Зу. Исследование использования графики движения в телевизионной рекламе. - Сеульский национальный университет науки и технологий, 2009. -61 с.
113. ГЩ^ло]) ЯгЦЦ o¿^LJ 13--¿] 2Х , ^ ад, 2010. Р. 7, 175.
Ли Ёнг У. Поисковое исследование художественных объявлений II Ассоциация изобразительного медиаарта ; Ассоциация иллюстраторов Кореи, 2010. - С. 7. -Ч. 13,-№2.
114. ol-g-o-, ¿.-д]^. TV^JlXtH
12lp, 8p 1229-5560 KCI tt^ ЩЩ /2010/ 125 p.
Ли Ёнг У. Исследование выразительности гибридной телевизионной рекламы, мгновенно экспонирующей художественные приемы (В центре внимания техника иллюстрации и методы анимации) // Ассоциация изобразительного медиаарта ; Ассоциация иллюстраторов Кореи, 2010. - 121 с. - Ч. 13. - № 3. - (1229-5560 KCI).
115. 3 ЭД ^ г Ч Ч Ô1 Ф Т^гЧ^Ш 4^-2007.9.7, 12 р.
Чон Донг Ам. Мидиаарт, искушение цифрового медиаарта. - Сеул : Communicationbooks Co., Ltd., 2007. - 12 с.
116. 41 ^ '^сН чад 2011.3.23,
Р. 2.
Син Чонг Бон. Эстетические возможности нового медиаарта. - Корейский исследовательский институт искусств, 2011. - С. 2.
117. г198о№Н Й!-^ j,
Г 24J , 2008.12, P. 203-224.
Ким Юн Сунк. Корейская ориентальная в сочетании с восточной живописью // Ассоциация художественной академии современного искусства. Исследование современного искусства, 2008. - С. 203-224.
118. ЪЩЩ, ЧЧШгт^ Ч-t-^J , 1997, P. 153-172.
Канг Ти Хи. Корейский минимализм и Ли Оу Хуян // Исследования по истории искусства, 1997.-С. 153-172.
119. ^ВД, ГО| Ц 70У^Н slfl-j , ШВДжА^^ 14| ,2002.12, Р. 135-160.
Канг Ти Хи. Ли Оу Хуяи и монотонная живопись 70-х // Исследование по истории современного искусства, 2002. - С. 135-160. - Ч. 14.
120. даЦ, М М.ЩЦ 8, 1998, Р. 249-300.
Ким Янг Н. Информационное движение в корейской арг-среде // Искусство Кореи 20 века. - Йе Куюнг, 1998. - С. 249-300.
121. 1950УСЦ П.Щ : СШ
ЫВ} 5Л , 1995.3, Р. 18-30.
Юн Хуюн Мурк. Корейская предмодернистская ассоциация живописи 1950-1970. -Лаборатория Сеульского национального университета, 1995. - С. 18-30.
122. г ^ ВШШшОЦМ 7Цда И
22, 2011.12л , Р. 36-53.
Ким Юн Сунк. Исследование ориентализма в корейском современном искусстве. - Университет Хонг-Ик22, 2011. - С. 36-53.
123. 100^ JA^, 1984. 628 р.
Юн Барн Мо. Обзор традиционных искусств: 100-летие со дня рождения. - Хуин Ам, 1984.-628 с.
124. ^ей, ^ ^^ль , Ё^гщвдйА^г!,
^ВД ПША[Щ24л ,2012.12, Р. 69-89.
Чо Юн Джунг. История исследования корейской модернистской и предмодернистской скульптуры // Академическая ассоциация истории искусства модернистской и предмодернистской Кореи. Исследование по истории предмодернистского искусства, 2012.-С. 69-89.-Ч. 24.
интернет-источники
125. *1444 viewezic a] с] о| л]. igz|-oi|
ÛW4 £-4^,2012.8.6
Новое устройство связи в средствах массовой информации «Viewezic». Зрение больше не служит слуху / ред. Юн Мин Хун. - 2012. - Режим доступа: http://plump pIum.egloos.com/611133/
126. 4 тт"—- 44 л4 44, 4-4!^ 4^44 /
2011.5.12/2012.8.7
News Hankyoreh Journalist Jeong Sang Hyeon. Tema : Классические картины, переход на цифру. 2011.5.12 / 2012.8.7. - Режим доступа: http://www.hani.co.kr/arti/ culture/music/477666.html
127. 444 '44 4 44'4, #4/2012.8.6
LG CYON (Mobile phone) 'Touch the Wonder' источник видео, 2012.8.6. - Режим доступа: http://blog.naver.com/rhkqkfdl/48530752
128. CF°fl 4^72012.8.3
Реклама: «Т World» W часть, 2012.8.3. - Режим доступа: http://www.tvcf.co.kr/YCF/viewj3op.asp?Code=A000105969/
129. 2012.3.28 zaha museum Oj|Aj m^-nV LH^-^AI-OIM, 2012.8.7
Гвак Мёнг Бу. Интервью с писателем Го Санг Бу, 2012.3.28. Интервью в «Zaha museum», 2012.8.7. - Режим доступа: http://photobada.com/120157522946/
130. Из материалов Арт-Центра им. Пайк Нам Чжуна - Режим доступа: http://www.njpartcenter.kr/kr/njpaik/profile.asp.
131. Статья Ким Н.И., куратора по науке и искусству Музея современного искусства - Режим доступа: http://navercast.naver.com/contents.nhn? contentsjd=1063
132. Википедия. Пайк Нам Чжун. - Режим доступа: https://ni.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%EC__%C4%E6%F3%ED_%CF%E0%E9%EA
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.