Творчество как феномен социальных коммуникаций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Дубина, Игорь Николаевич

  • Дубина, Игорь Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 157
Дубина, Игорь Николаевич. Творчество как феномен социальных коммуникаций: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Барнаул. 1999. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Дубина, Игорь Николаевич

Оглавление

Введение

Глава 1. Социально-коммуникативный подход к проблеме творчества. Теоретико-методологические предпосылки и обоснования

1.1. Зарождение проблематики творчества в истории философской и научной мысли

1.2. Креативность и творчество как моменты человеческого бытия

1.3. Социальные коммуникации как поле бытия творчества

Глава 2. Креативность субъекта в социальных коммуникациях

2.1. Проблема креативности и феномен новообразования

2.2. Креативный субъект в системе социокультурных отношений

2.3. Креативный процесс становления новой идеи: проблемность,

полисубъектность, коммуникативность

Глава 3. Бытие творчества в системе социальных коммуникаций

Конфликтность и "социальное ожидание"

3.2. Мистифицирование творчества в социальных коммуникациях

3.3. Творчество и развитие коммуникационных технологий

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество как феномен социальных коммуникаций»

Введение

Диссертационное исследование посвящено изучению природы и сущности творчества как субъектно-личностного и социокультурного феномена, рассмотрению социально-коммуникативных механизмов и условий становления творчества, построению новых теоретико-методологических принципов исследования бытия творчества в культуре.

4 i jt

Актуальность темы исследования. Феномен творчества вызывает давний, глубочайший и неослабевающий интерес у философов, ученых, деятелей искусства. "Творчество" — одно из самых частотных понятий, но, вместе с тем, это одна из самых сложных, противоречивых и наименее разработанных категорий в философии и науке.

Наше время — это время поиска новых методик изучения и понимания человека и его творчества. А.Брудный писал, что необходимость в новых методологиях возникает в ситуации, когда прежние методы исчерпали себя. Это не обязательно означает, что они были неэффективны или неверны. Это значит, что они были этапом в развитии знания, в исследовании и анализе проблемы, и этот этап проходит или уже прошел. Задача исследователя в такой ситуации — искать пути к новой парадигме1.

Сегодня мы можем утверждать, что стали свидетелями значительного ослабления прежних подходов и фундаментальных установок исследования творчества в отечественной философии. Прежде всего изменилось общее отношение к проблеме человека. Стало ясно, что ее изучение не удается заменить поиском абстрактных законов общественного развития. В нашей науке и философии поменялись представления о человеке, его персональной тождественности, автономности, субстанциальности, вновь заметно возрос интерес к особенному, случайному, уникальному, личностному.

На этом фоне происходит переосмысление проблемы творчества, ведь знание

0 творчестве является составной частью глобальных знаний о человеке. В изме-

1 Брудный A.A. Психологическая герменевтика. М., 1998. С. 66.

3

нившихся условиях многие применявшиеся ранее подходы к изучению творчества утрачивают эффективность и действенность. В ситуации активной смены исследовательских парадигм (от изучения инвариантного и постоянного — к исследованию случайного, уникального и становящегося) необходимы новые подходы к проблематике творчества, построенные на иных принципах и основаниях.

Актуальность социально-философского исследования творчества связана также с существующими теоретико-методологическими сложностями. Творчество исследуется преимущественно конкретными науками, накопившими к концу века множество интересных результатов, способствующих углубленному пониманию основных характеристик и отдельных аспектов творчества. В то же время, достигнутые результаты приводят к выводу о том, что сущность творчества вообще невозможно полностью раскрыть, исходя из анализа какого-то отдельного вида или отдельного аспекта творческой деятельности, как и нельзя средствами любой частной науки разобраться в структуре этого сложного феномена. Необходимы пограничные полидисциплинарные исследования. Но существующая многодисцип-линарность изучения сделала категорию творчества размытой и неотчетливой, поэтому необходимо уточнение понятий и дальнейшая разработка принципов комплексного междисциплинарного исследования творчества.

Сегодня очевидно назрела необходимость обобщения, систематизации и соотнесения, во-первых, отечественного и зарубежного опыта изучения творчества, во-вторых, междисциплинарного опыта гуманитарных исследований, прежде всего философских и психологических подходов к творчеству, в-третъих, естественнонаучных и гуманитарных представлений о творчестве. Последнее позволило бы отчасти восполнить существующий разрыв между человеком и природой, между естественными и гуманитарными исследованиями творчества.

Развитие и широкое распространение современных информационных и коммуникационных технологий формируют новую парадигму человеческого существования в мире тотальных коммуникаций, которые не только вызвали к жизни новые формы творчества, но изменили представление и о самом творчестве, и о его субъекте. Актуальной остается разработка теоретических и методологических принципов осмысления происходящих изменений.

Динамика современного мира вызывает все растушую потребность в высококреативных людях, способных успешно ориентироваться в быстро меняющихся условиях и кризисных ситуациях. Существующий во всем мире значительный интерес к развитию инновационных стратегий делает весьма актуальной разработку и совершенствование соответствующих креативно-направленных образовательных технологий, для чего необходимо изучение природы креативности, способов формирования и развития креативных способностей.

Степень разработанности проблемы. Внимание к вопросам творчества в западной философии заметно уже у софистов и Платона. Но до конца XIX в. изучение творчества в большинстве случаев носило описательный характер и сводилось к философским гипотезам и догадкам, основанным на отрывочных и разрозненных наблюдениях или самонаблюдениях человеческого сознания и поведения. Началом эпохи научно-конкретного, систематического и целенаправленного изучения творчества стали исследования творческого процесса, проведенные Г.Гельмгольцем и А.Пуанкаре в конце прошлого столетия. С этого времени вопросы творчества отчасти переходят от философии к науке, происходит значительное изменение тематики исследований, оформляется новая методика изучения. В XX в. разработка проблем творчества ведется одновременно с концептуальных позиций разных научных школ и дисциплин, осуществляются комплексные междисциплинарные исследовательские программы (например, работавшая в СССР в 60-80-х гг. Комиссия комплексного изучения художественного творчества), возникают специальные научные направления, изучающие творчество: экспериментальная психология творчества, эвристика, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и др., в задачи которых входит разработка экспериментальных методов исследования механизмов протекания творческого акта, методик стимулирования и активизации творческой и поисковой деятельности и пр.

Результатом сциентизации исследований явилось осознание сложности, парадоксальности, многозначности и многоаспектности творчества и более тщательное, систематическое, направленное его изучение. В XX в. "романтические" теории творчества и экзальтированное отношение к творческому акту оказались значительно потесненными теориями "повседневной" (М.Боден) природы творче-

ства. Однако, оказавшись предметом научного анализа, творчество не только потеряло былую сакральность, но стало порой огрубляться и редуцироваться то к психологической или физиологической реакции организма, то к компенсации социальной неудовлетворенности, то к решению познавательных задач и др. Творчество перестало быть целостным, оказалось разделенным на части отдельными науками, разрабатывающими свои теории творчества.

В отечественной философии интерес к вопросам творчества проявился в конце прошлого — начале нынешнего столетия, на что указывают изданные в тот период многочисленные работы. Не только систематизации и обзоры западных концепций творчества, но и собственные оригинальные идеи по широкому проблемному спектру представлены в философских и психологических исследованиях Н.А.Бердяева, В.М.Бехтерева, М.А.Блоха, В.В.Розанова, П.К.Энгельмейера, К.Эрберга. Творчество преимущественно изучалось как индивидуально-психологическая деятельность, внимание социокультурным аспектам творчества практически не уделялось. Изменившаяся в 30-х гг. социально-политическая реальность, как известно, не способствовала развитию философского и научного интереса к творчеству, напротив, привела к тому, что работы на данную тему вообще перестали появляться. Лишь в 60-х гг. интерес к проблематике творчества заметно повысился, началось его активное изучение. Об этом свидетельствует работа Комиссии по комплексному изучению художественного творчества под руководством Б.С.Мейлаха, проведение в Москве в 1967 г. первого симпозиума по проблемам научного и технического творчества, последующих семинаров и конгрессов и пр. В последнем десятилетии активность изучения творчества в России вновь несколько снизилась.

Основу проблематики отечественных работ по творчеству в 60-90-х гг. составили следующие вопросы:

✓ сущность и природа творчества (Г.С.Батищев, В.С.Библер, П.П.Гайденко, А.М.Коршунов, В.Ф.Овчинников, К.С.Пигров, В.В.Селиванов, В.А.Цапок и

др-);

✓ соотношение биологического и социального в творчестве (Э.В.Ильенков, А.Н.Леонтьев, В.П.Эфроимсон и др.);

✓ взаимодействие в творчестве интуитивного и дискурсивного, соотношение продуктивного и репродуктивного, процессы и механизмы творческой деятельности (В.Ф.Асмус, А.Н.Лук, Я.А.Пономарев, М.Г.Ярошевский и др.);

✓ проблема типологии творчества и специфика его основных видов (В.Ф.Асмус, В.И.Белозерцев, С.С.Гольдентрихт, Е.С.Громов, В.А.Ельчанинов, А.Н.Илиади, М.С.Каган, Б.М.Кедров, А.Ф.Кудряшов, А.С.Майданов, Е.А.Мамчур, Л.А.Ми-кешина, К.С.Пигров, Е.Л.Фейнберг, Б.Г.Юдин, Л.В.Яценко и др.);

✓ принципы компьютерного моделирования творчества (Б.В.Бирюков, В.Н.Пушкин, В.С.Славская и др.).

Современное изучение творчества характеризуется многодисциплинарно-стью, многоуровневостью и множественностью подходов. Значительный вклад в изучение различных аспектов проблемы творчества внесли зарубежные и отечественные философы, социологи, психологи, педагоги, культурологи, нейрофизиологи, искусствоведы, историки, кибернетики, представители других наук. Вместе с тем, социально-философские исследования в общем объеме выходящей литературы о творчестве представлены довольно незначительно, в нашей стране они практически не отражены в монографиях, за исключением работ К.С.Пигрова (1979), В.А.Цапок (1989) и недавно вышедшей книги Г.С.Батищева (1997). Подавляющую часть современной зарубежной литературы по проблематике творчества также составляют экспериментально-психологические исследования креативных процессов и способностей, опыты их компьютерного моделирования, педагогико-при-кладные аспекты развития креативности.

Все же, по целому ряду проблем, составляющих предмет диссертационного исследования, имеется достаточно широкий круг публикаций. Прежде всего необходимо отметить работы М.М.Бахтина и В.С.Библера, в которых подчеркивается диалогичность и открытость креативного процесса, коммуникативность механизмов креативного мышления. Проблема межсубъектной ориентированности творчества занимает центральное место во всех работах Г.С.Батищева, рассматривающего творчество прежде всего как со-творчество. Вопросы коллективности и корпоративности науки, значимости коммуникаций для научного творчества исследовались В.А.Героименко, Т.П.Ивановой, А.С.Майдановым, М.Г.Ярошевским и

др. Существует обширная отечественная и зарубежная литература, представляющая результаты философских и искусствоведческих исследований коммуникативных элементов художественного творчества, изначальной ориентированности его на зрителя (У.Эко, М.С.Каган, В.В.Селиванов и др.). Разумеется, весь этот комплекс идей был подготовлен трудами многих заметных мыслителей нынешнего и прошлого веков, которые показали необходимость интерсубъектной коммуникации для формировании личности в ее бытии-с-другими (К.Маркс, М.Хайдеггер, КЯсперс, М.Бубер, Ж.П.Сартр, Л.Витгенштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Э.В.Ильенков и др.). В отечественной философии и психологии к общим проблемам социальных коммуникаций обращались А.А.Брудный, А.В.Брушлинский, П.П.Буева, В.П.Конецкая, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов и др.

Важное значение для подготовки диссертации имели исследования закономерностей и тенденций развития новых идей в науке и искусстве, представленные в известных работах Т.Куна, П.Фейерабенда, М.С.Кагана, Ю.М.Лотмана и др.

Одно из главных мест в данном исследовании занимает проблема мистифицирования творчества. Несмотря на то, что эта проблема неоднократно поднималась в публицистике, рассматривалась в ходе дискуссий о "популярной" и "массовой" культуре, приходится констатировать недостаточность ее философской разработанности.

В зарубежной литературе последних лет обнаруживается интерес к терминологическому разделению субъектно-психологического и социально-культурного аспектов творчества (М.Боден, Дж.Вайкофф), но серьезной разработки эта проблема пока нигде не получила. В нашей работе мы обращаемся к этой проблеме и на основе анализа истории философского и научного изучения творчества предлагаем подход к ее решению.

Рассматриваемый в диссертации вопрос о роли коммуникационных технологий в творчестве обозначился в качестве особой проблемы лишь в начале 70-х гг., несмотря на очень активное художественное освоение новых технологий в течение нескольких предшествовавших десятилетий. В нашей стране этот вопрос рассматривали М.С.Каган, З.И.Гершкович и др., на Западе — Х.М.Маклюэн и другие американские коммуникативисты. Сегодня вопрос о новом телекоммуникацион-

ном искусстве и его перспективах чрезвычайно популярен среди зарубежных представителей искусства, культурологов, философов. Но одним из основных препятствий при обсуждения проблемы до настоящего времени остается эмпиризм большинства исследований.

Синергетические концепции, к которым мы обращаемся в данной работе, все чаще находят сегодня применение в различных областях знания, в том числе в междисциплинарных исследованиях, имеющих отношение к проблематике творчества (И.А.Евин, Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов). Синергетика ни в коей мере не претендует на теоретическое обобщение бесчисленных фактов из мира познания человека и его креативности. Но отдельные положения новой научной дисциплины могут способствовать появлению неожиданного, нетрадиционного и, надеемся, продуктивного взгляда на творчество и пути его изучения. Основная трудность использования и перенесения в гуманитарные сферы категорий синергетики заключается в том, что они сформулированы на достаточно специфическом языке, включающем узко-специальные термины. Это, безусловно, затрудняет интегрирование отдельных концепций синергетики в систему социально-философского и гуманитарного знания в целом.

В философии накоплен значительный опыт изучения влияния социокультурных ситуаций на формирование новых идей; практически в каждой отечественной работе о творчестве подчеркивалась его социальная обусловленность. Но социальность творчества при этом, как правило, только декларировалась на основании фундаментальной социальности человека, в обосновании которой советская философия действительно достигла серьезных результатов, часто, впрочем, в ущерб другой, не менее существенной проблеме — проблеме личностно-субъективной природы творчества. Именно поэтому известная концепция "социального заказа", даже очищенная от идеологических наслоений, далеко не всегда обеспечивала удовлетворительное объяснение бытия творчества в культуре.

За рамками традиционной проблематики творчества до сих пор остаются:

• проблемы связанности творчества с массовым сознанием своего времени;

• вопросы об условиях, процессах и механизмах вписывания новых идей в социокультурные контексты.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является обоснование теоретико-методологических принципов социально-коммуникативного подхода к проблеме творчества.

Для реализации поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

> определение содержания понятия творчества как субъектно-личностного и социокультурного феномена на основе анализа исторически изменяющихся представлений о творчестве;

> реконструкция смысловых планов категории коммуникации и соотнесение их с различными аспектами творчества;

> постановка проблемы соотношения креативности и новообразования;

> решение вопросов о природе и механизмах креативности с позиций социально-коммуникативного подхода;

> выявление и анализ социокультурных условий и механизмов становления креативного дискурса и его закрепления в культуре;

> объяснение влияния современных коммуникационных технологий на бытийст-вование творчества с позиций социально-коммуникативного подхода.

Объектом диссертационного исследования является социокультурное бытие творчества.

Предмет исследования: закономерности формирования и становления творчества в культуре; условия, процессы и механизмы закрепления креативных новаций в социокультурном контексте.

Теоретико-методологическая основа исследования. Исследование проводилось на основе анализа, осмысления и обобщения философских, психологических, социологических, искусствоведческих, нейрофизиологических, синергети-ческих и кибернетических подходов к творчеству. Базисом проведенных исследований служили выработанные в отечественной философии теории деятельности, теории сознания, теории личности, теории социальности. При рассмотрении проблемы креативного субъекта в системе социокультурных отношений мы отталкивались также от постнеклассических социологических и философских концепций личности (Б.Беттельгейм, П.Бурдье, Ж.Лакан, Ж.Ф.Лиотар, Р.Рорти, М.Фуко), раз-

вивали идеи Ж.П.Сартра, Х.Ортеги-и-Гассета, Г.С.Батищева о дуальности и анти-номичности человека. При обосновании социально-коммуникативного подхода к творчеству мы руководствовались идеями Г.С.Батищева, М.М.Бахтина, В.С.Биб-лера, М.С.Кагана об открытой интерсубъективности и диалогичности творчества. При исследовании проблем новообразования и креативности широко привлекались и переосмысливались концептуальные категории синергетики: сложность, нелинейность, необратимость. Автор руководствовался в своей работе методами диалектического анализа. Ряд положений диссертации аргументировался на основе семиотического анализа, теоретические и методологические принципы которого разрабатывались Ю.М.Лотманом и другими представителями тартуско-московской семиотической школы.

Научная новизна диссертационного исследования. Разработан подход к проблематике творчества, в котором социально-философские категории дополняются базовыми положениями синергетики. Социально-коммуникативный подход, построенный на принципах коммуникативности, открытости, диалогичности, необратимости креативного акта, обеспечивает новый взгляд на природу, сущность и процессы функционирования творчества в культуре, предлагая видение творчества как несубстанциального становящегося феномена, возникающего в поле социальных коммуникаций. Социальность творчества представлена в работе не только как условие существования творчества, но и как механизм его формирования, способ его бытия. Разработанный подход позволил прояснить недостаточно изученные процессы мистифицирования творчества и обосновать влияние коммуникационных технологий на творчество. Развиваемые в диссертации положения предлагают новое понимание вопроса об общности и специфичности творчества человека и природной эволюции. Социально-коммуникативный подход смещает акценты рассмотрения творчества и обеспечивает его понимание не только как момента человеческой деятельности, но и как момента человеческих отношений.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Существующая многодисциплинарность и поливариантность изучения творчества обусловливает необходимость понятийного разделения субъектно-личностного и социокультурного аспектов этого феномена.

2. Креативность как способность к преобразующему новообразованию формируется в процессе активного бытия с другими в системе прежде всего надпри-родных социальных отношений. Творчество как становящаяся общезначимым образцом креативная уникальность возникает только в поле социальных коммуникаций, является феноменом социальных коммуникаций. Креативность и процессы вписывания креативных новаций в социокультурный контекст связаны с определенными механизмами социальных коммуникаций, в т.ч. технологическими. Развитие коммуникационных технологий оказывает многоплановое влияние на творчество, в т.ч. на его структуру, массовые представления о творчестве, формирование новых областей творческой деятельности, условия мистифицирования творчества и др.

3. Новообразование (процесс и результат создания нового), составляющее важный момент креативности, может быть объяснено на основе синергетической концепции сложности. В этом смысле сложность оказывается связующим моментом человеческой креативности и природной эволюции.

4. Творчество связано с социокультурной канонизацией личностных креативных дискурсов, вызывающих социокультурные парадигмальные трансформации и расширение концептуальных пространств культуры, оно не вписывается автоматически в заранее отведенное место в структуре социокультурной реальности. Условия бытия творчества определяются социальным ожиданием новой идеи и социальной конфликтностью, связанной с вхождением креативной идеи в существующие социокультурные контексты.

5. Мистифицирование творчества является важным моментом его бытийст-вования в культуре. Оно не только искажает и маскирует бытие творчества, но и способствует социокультурному освоению и закреплению креативных нововведений.

6. Субстанциализм как исследовательский принцип классической философии и науки в современных условиях оказывается малопродуктивным. Творчество не является предзаданным константным свойством человека или его деятельности. Для дальнейшего изучения творчества необходимы иные принципы, не выводящие момент творчества из цепи детерминирующих причин и следствий, связы-

вающие творчество с общественным сознанием, типом социального бытия, характером социальных коммуникаций.

Теоретическое значение диссертационного исследования заключается в разработке нового подхода к пониманию и объяснению феномена творчества и принципов его бытийствования в социально-культурных системах. Полученные теоретические результаты способны принести новое понимание не только в проблематику творчества, они могут способствовать также углублению знаний и представлений о значении и механизмах социальных коммуникаций, социальных функциях культуры, роли субъекта и значении случайного в историческом процессе. Опыт интеграции специальных естественнонаучных и гуманитарных положений в систему социально-философского знания может способствовать становлению единой комплексной междисциплинарной методологии исследований. Такая методология может применяться, в частности, при решении актуальной для современной науки задачи — изучении переходных нелинейных состояний развития разнообразных социальных и культурных систем.

Практическая значимость диссертации. Содержание диссертации имеет непосредственный выход в педагогическую и преподавательскую практику. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных курсов по философии, культурологии, педагогике, спецкурсов по проблемам художественного и научного творчества, философской антропологии, теории и истории мировой культуры, философии и психологии творчества и др.; содержание диссертационной работы может быть оформлено и как самостоятельный спецкурс. Основные положения диссертации могут использоваться в качестве теоретико-методологической базы для образовательных и организационных решений в педагогической деятельности и подготовке профессиональных кадров: при разработке инновационных стратегий для производственных и управленческих структур разного уровня, для совершенствования образовательных технологий, связанных с развитием креативных способностей и пр.

Апробация работы. Концепция и результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии Алтайского государственного университета. Основные идеи и защищаемые положения были изложены в публикациях

автора. Представленные в диссертации результаты докладывались на международном семинаре, прошедшем в рамках Проекта К.Поппера в Центрально-европейском университете (Будапешт, февраль 1997 г.), и на Всероссийской научной конференции "Человек - Коммуникация - Текст" (Барнаул, апрель 1998 г.). Выводы и положения диссертации нашли отражение в лекционных курсах "Методология научного творчества" и "Философия сознания", разработанных и прочитанных автором студентам и магистрантам факультета филологии и журналистики АГУ.

Структура диссертации подчинена общему замыслу работы, цели и логике исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя три параграфа, заключения и списка литературы.

В первой главе проводится анализ теоретических и методологических подходов к проблеме творчества в истории философской и научной мысли; осуществляется терминологическое и концептуальное разделение субъектно-личностных и социокультурных феноменов творчества; намечаются, разрабатываются и обосновываются теоретико-методологические принципы социально-коммуникативного подхода к творчеству.

Во второй главе с позиций социально-коммуникативного подхода творчество исследуется как субъектно-личностный феномен; разрабатывается проблема субъекта творчества; проводится сопоставление креативности и новообразования; рассматриваются вопросы о природе креативности и коммуникативных механизмах развития новой идеи.

В третьей главе изучается социокультурный феномен творчества. Рассматриваются условия бытия творчества в культуре, явления и процессы, сопровождающие становление креативных идей в социокультурном контексте. Подробно рассматриваются вопросы влияния современных коммуникационных технологий на творчество и проблема мистифицирования творчества.

В Заключении диссертации подводятся основные итоги исследования, излагаются его главные выводы и результаты, намечаются перспективы дальнейших исследований и их практического приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Дубина, Игорь Николаевич

Заключение

В диссертационном исследовании были обозначены и рассмотрены направления изучения и понимания творчества как феномена социальных коммуникаций. На основе анализа истории философского и научного исследования творчества осуществлено терминологическое выделение в нем субъектно-личностного и социокультурного аспектов, что позволило акцентировать процессы вписывания креативных новаций в существующие социокультурные контексты. В работе была сделана попытка обоснования социально-коммуникативной природы креативности и творчества.

Творчество во всей полноте (как канонизирующийся в культуре креативный дискурс) есть результат сложнейшего процесса взаимодействия индивидуального и социального, творчество есть всегда со-творчество, оно невозможно без взаимности и со-причастности человека с другими людьми, культурами, без связи и соотнесения личностного и социального. Феномен творчества возможен благодаря объединению и взаимодействию человеческой уникальности и неповторимости с социальной нормативностью и воспроизводимостью. Творчество не является просто актом, действием или деятельностью, оно представляет собой прежде всего коммуникативную направленность на другого и отношение с другим. Понятие "творчество" характеризует различные формы взаимоотношений личности с другими людьми, обществом. Эти формы многочисленны и разнообразны, поэтому бесчисленны оттенки творчества, поэтому так многозначно понятие: творчество выступает и как психологическая категория, и как категория культурологическая, и как категория социально-историческая, и как категория эстетическая, и как категория онтологическая, становясь в ряд таких понятий, как "изменение", "движение", "жизнь". Социально-коммуникативный подход к творчеству смещает акценты его рассмотрения: творчество — это не только характеристика человеческих способностей, не только характеристика человеческой деятельности и ее результатов, но и характеристика человеческих отношений.

Являясь феноменом социальных коммуникаций, творчество связано с действующими в культуре коммуникативными механизмами (политическими, правовыми, технологическими и пр.). Их изменения приводят к трансформациям характера межличностного и индивидуально-социального взаимодействия, в результате чего могут изменяться социальные представления о творчестве, готовность социального окружения к восприятию новых идей и др. В работе особо рассматривались вопросы влияния технологических механизмов социальных коммуникаций на творчество. Было показано, в частности, что современные телекоммуникационные технологии изменяют саму парадигму творчества, вызывая полную трансформацию роли автора, который уже не имеет привилегированного статуса единственного и уникального создателя произведения, а предстает в качестве инициатора открытого для чужой креативности коммуникативного поля, в котором пересекаются взаимно стимулируемые субъектно-креативные потоки. Рассмотренное в работе интерактивное телекоммуникационное искусство совершенно отчетливо демонстрирует социально-коммуникативную природу творчества, не всегда проявляющуюся явно и открыто в других областях творческой деятельности.

В диссертации рассмотрен важный для понимания творчества вопрос о соотнесении креативности и новизны, широко дискутируемый в современной зарубежной философской и психологической литературе. Был получен вывод о том, что креативность связана только с "преобразующим" новообразованием — деятельностью, которая трансформирует системы "генеративных правил" и расширяет "концептуальные пространства" мыследеятельности субъекта.

Для того, чтобы объяснить возможность креативности как преобразующего новообразования, была предпринята попытка представить этот процесс как крупномасштабное усиление, отбор и оформление флуктуаций в сложной системе и интегрировать синергетическую категорию сложности в систему социально-философского знания. Человеческая сложность и креативность формируются в системах прежде всего надприродных отношений, в процессе активного бытия с другими, в социальных коммуникациях, которые собственно и делают человека сложным, сложным не только в синергетическом смысле, но и в более традиционном — смысле многозначности, поливариантности. Развитие этого положения и обращение к современным концепциям множественности и полимодальности субъекта деятельности принесли дополнительные аргументы для обоснования полису бъектности и коммуникативности креативных процессов в искусстве и науке.

Подход к человеку как сложнейшему природно-историко-культурно-социальному образованию сделал возможным объяснение новообразования, креативности и творчества, позволил прояснить открытость и несубстанциальность человека, его способность противостоять внешним силам, разрушающим и ограничивающим человеческую свободу.

В диссертационном исследовании творчество было представлено как момент флуктуации в человеческом существовании, которая преобразует некоторую область социокультурной системы отношений, норм и ценностей. Творчество есть момент — вспыхивающий и гаснущий, поскольку возникшая флуктуация, изменяя систему, ею и принимается; креативность, став творчеством, перестает им быть, так как превращается в стандартный образец действия, культурную норму. При этом адаптация системы к новому может занимать значительное время, что делает возможным мистифицирование творчества. Бытие творчества в культуре практически всегда сопровождается его мистифицированием, являющимся одним из важных способов социокультурного закрепления креативного дискурса. Парадоксальность творчества заключается в том, что по мере социального освоения (адаптации в системе) нового результата деятельности (новой идеи, открытия, метода и т.д.), он становится творческим, но одновременно стандартизируется, т.е. превращается в нетворческое произведение.

На основе этих выводов, были выделены и рассмотрены пути мистифицирования творчества. Социальный процесс "онтологического" мистифицирования входит в бытийствование творчества, являясь одним из важных способов его социокультурного освоения. "Гносеологическое" и другие рассмотренные виды мистификаций представляют собой серьезное препятствие не только для понимания феноменов креативности и творчества, но и для их существования. Демистификация творчества может избавить от многих устойчивых заблуждений и распространенных ошибок, ограничивающих возможности человека, особенно в сферах образования и развития креативных способностей.

Понимание и демистификация творчества обретают особую значимость в предкризисные периоды истории, поскольку значение творчества заключается не только в творческом обогащении и развитии культуры, но и в ее защите в эпоху кризисных потрясений. А.Камю говорил, что силой, противостоящей революции должна быть не революция, а творчество. "Прогресс же, если он на самом деле есть, обусловлен тем, что при любых порядках творцы неустанно отыскивают такие формы, которые одерживают верх над духом реакции и инерции, и поэтому отпадает надобность в революции. Когда творческие люди перестают появляться, революция неминуема"1.

Разрабатываемый в диссертации социально-коммуникативный подход позволил углубить понимание проблемы социальности творчества. В философии до недавнего времени решение этой проблемы автоматически выводилось из фундаментальной социальности человека. Многочисленные философские построения представителей самых разных направлений, теоретические и экспериментальные исследования в психологии, результаты врачебной и педагогической практики показали, что социальные коммуникации обеспечивают условия и механизмы социализации человека, формирования его психики, становления его личности, поддержания его самоидентификации и Эго-стабильности. При столь очевидной важности социальных коммуникаций для человеческого бытия в целом, дальнейшее изучение социальности и коммуникативности творчества, по-видимому, казалось избыточным, что и объясняет сравнительно небольшое число работ по этой теме.

В диссертации социальность творчества была представлена не только как условие его существования, но и как способ его становления в культуре. Творчество социально прежде всего потому, что всякое творчество есть со-творчество. Так же, как человек не "вбрасывается" в мир, а становится человеком в мире, творчество не является свойством человека, данным ему от природы, творчество не задается обществом, оно возникает в социальных коммуникациях.

Проведенный анализ показал, что в исследованиях творчества всегда явно или неявно предполагалась его субстанциальность; творчество рассматривалось как предзаданное константное сущностное свойство естественной (или сверхъес

1 Цит. по: Брудный A.A. Психологическая герменевтика. M., 1998. С. 76.

142 тественной) природы. В диссертационной работе обосновывалась необходимость отказа от идеи о творчестве как специфическом и неизменном качестве, потенциально или актуально присущем самой деятельности или субъекту. Творчество несубстанциально, так как это не априорная характеристика самого субъекта, а прежде всего релятивная характеристика межсубъектных взаимодействий. Вместе с несубстанциальностью творчества обосновывалась его феноменальность, понимаемая как методологический принцип: творчество есть феномен, не поддающийся объяснению в причинно-следственных категориях и недоступный для непосредственного изучения. Его исследование возможно лишь как исследование опосредствованного процесса, как изучение данности, представленной в "следах" (объективациях, парадигмальных сдвигах и т.д.).

Субстанциалистское рассмотрение творчества основано на всей истории классической философии и выросшем из нее естествознании. Полностью отказываться от традиционных представлений и путей изучения творчества нелегко, да и не нужно. Но в конце XX в. все отчетливее обнаруживается тупик, в который заводит поиск субстанциальной основы творчества. Более продуктивно, на наш взгляд, его изучение как несубстанциального феномена, как данности, которая не обязательно должна была случиться, изучать только путем раскрытия уже случившегося и необратимого творческого акта. Момент творчества ниоткуда не выводим и не предсказуем, он не является звеном в цепи детерминирующих причин и следствий, творчеству нет заранее отведенного места в структуре социокультурной реальности.

Веками основания науки держались на убеждении, что там, где кончается детерминированность, кончается наука. В гераклитовском Логосе, историософии Гегеля, "демоне Лапласа", эйнштейновском "Господь не играет в кости" — всюду заметно стремление избавить мир от случайности или, по крайней мере, вывести ее за пределы науки. Поэтому история философского и научного изучения творчества состоит преимущественно из опытов объяснения "необходимых и закономерных причин", обусловливающих творческий акт. Но этап интереса к причинно-следственным связям проходит, в разные области науки и философии все чаще вводится непредсказуемость. Исключительное значение в этом имеют синергетические идеи, позволяющие иначе понимать необратимость и случайность. Синер-гетическая категория сложности открыла новые пути понимания и объяснения новообразования, креативности и ограниченности возможностей предсказуемости процесса и результатов креативного поиска. Феноменальность сложности стала одним из важных аргументов в пользу несубстанциальности и феноменальности творчества.

Творчество феноменально и потому, что зафиксировать состоявшееся творчество можно только тогда, когда осуществился момент преобразующего взаимодействия новизны, порождаемой субъектом в процессе деятельности, и социокультурных нормирующих отношений. Без случившегося момента преобразования бесчисленные креативные флуктуации просто гаснут, остаются неизвестными, хотя, возможно, какие-то из них еще проявятся и закрепятся в культуре. "Творчество" — понятие ретроспективное, включающее "временной коэффициент". Чаще всего творчество обнаруживается только после того, как оно уже гаснет в объективациях, мистификациях и стандартизации. Фактически социальный ярлык "творчество" к самому творчеству отношения уже не имеет, он "наклеивается" на "следы", оставляемые творчеством: продукты деятельности, мистификации и др. Творчеством называют либо деятельность, застывшую в продукте, ставшем "творческим", либо деятельность, сходную с той, что уже стала "творческой". В действительности, человек не "генерирует" творческие идеи: идеи, появляющиеся в процессе его деятельности, могут стать творческими; никакая деятельность и никакое новообразование a priori не являются творческими.

В рамках даже одной культуры творчество весьма неустойчиво, и это понятно: творчество — момент частичного преобразования культуры и, следовательно, представлений о творчестве; творчество есть акт культуросозидания, и каждый акт творчества в какой-то степени изменяет культурную парадигму деятельности и творчества, т.е. в какой-то степени определяет, каким может быть следующий творческий акт. Так творчество изменяет само себя и пульсирует в поле социальных коммуникаций и изменяющихся социокультурных контекстах: отдельные виды творческой деятельности и ее объективации становятся нетворческими, а считавшиеся "нетворческими" — получают социальный статус "творческой профессии". гр 1 и с/

Творчество — эфемерный, изменчивыи, ускользающий, короткоживущии, в чистом виде не обнаруживаемый феномен, узнать о возникновении которого можно только по оставленным им следам. К творчеству невозможно отнести категории "сделанности", "музейности"; творчество не существует в застывшем виде, это становящийся феномен. Показав несубстанциальность и феноменальность творчества, мы надеемся, что обозначенный путь исследования окажется продуктивным в изучении этой проблемы.

Социально-коммуникативный подход к творчеству и положения, разработанные на его основе, открывают широкое поле для последующих исследований. Дальнейшей проработки, конкретизации и серьезного осмысления требуют затронутые в диссертации вопросы об условиях, факторах и механизмах вхождения и закрепления креативных дискурсов в культуре; об их социальном ожидании и востребованности; о подготовленности общества к новым и нестандартным идеям; о социальном стимулировании и подавлении креативной инициативы личности.

Значительный теоретический и практический интерес представляют вопросы бытийствования творчества в обществах разного типа, т.е. обществах с различной социальной, культурной, политико-правовой организацией. Отдельным предметом изучения может стать проблема связанности творчества с характером и типом социальной коммуникативности.

Безусловно, исследование всех этих вопросов должно проводиться на основе глубокого анализа соответствующего исторического и культурологического материала.

Довольно перспективными и актуальными представляются вопросы влияния современных массовых коммуникативных технологий на индивидуальные креативные способности и процессы. Серьезная методологическая база для проведения подобных исследований пока еще не подготовлена, поэтому здесь открывается широкое исследовательское поле не только для философов и психологов, но и для педагогов, а также специалистов в области рекламы и информации.

Одной из задач на пути практического приложения результатов диссертационной работы является анализ существующих многочисленных инновационных стратегий, направленных на развитие креативных, адаптационных и инновационных способностей личности, с позиций разработанного в диссертации подхода к креативности. Подобный анализ будет способствовать выбору наиболее адекватных и перспективных креативно-образовательных методик и подготовке рекомендаций по их дальнейшему совершенствованию.

По-прежнему важным и актуальным для современной философии и науки остается задача осмысления социально-биологической природы человека и разработки соответствующей интегративной междисциплинарной методологии. В этом смысле определенные перспективы имеет дальнейшее развитие намеченного в диссертации подхода к проблеме креативного субъекта с позиций синергетиче-ского понимания сложности, интегрированного с социально-философскими категориями.

Развиваемый в диссертации подход не редуцирует человеческое творчество, развитие общества и культуры к природной эволюции, но позволяет сделать еще один шаг к восполнению разрыва между человеком и природой, между естественными и гуманитарными исследованиями творчества, наметить пути не только объяснения, но и понимания этого феномена.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Дубина, Игорь Николаевич, 1999 год

Библиографический список использованной литературы

1. Августин Аврелий. Исповедь // Августин Аврелий: Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий. - М.: Республика, 1992. - 335 с.

2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Н.: Наука, 1986. - 209 с.

3. Анисимов A.B. Информация. Творчество. Рекурсия. — Киев: Наукова думка, 1989.-224 с.

4. Аристотель. Собрание сочинений в 4-х т. - М.: Мысль, 1976 - 84.

5. Афасижев М.Н. Эстетика Канта. - М.: Наука, 1975. - 136 с.

6. Афасижев М.Н. Критика буржуазных концепций художественного творчества. - М.: Высшая школа, 1984. - 127 с.

7. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. - М.: Высшая школа, 1990. - 174 с.

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Инфра -М-Норма, 1997-752 с.

9. Бажутина Т.О. Формирование культуры и творчества в антропосоциогенезе. Автореф. дис. докт. филос. наук. - Н.: Изд-во СО РАН, 1995. - 33 с.

10. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. - С. 73 - 144.

11. Батищев Г.С. Творчество с собственно философской точки зрения (К вопросу о созидательном назначении человека во Вселенной) // Наука и творчество. -Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1986. - С. 20 - 27.

12. Батищев Г.С. Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности // Деятельность: теории, методологии, проблемы. - М.: Политиздат, 1990. - С. 21 - 34.

13. Батищев Г.С. Деятельностный подход в плену субстанциализма // Деятельность: теории, методологии, проблемы - М.: Политиздат, 1990. - С. 169 - 176.

14. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 464 с.

15. Беньямин В. Задача переводчика // Комментарии (Философия искусства). 1997.- №11.-С. 65-81.

16. Бергсон А. Творческая эволюция. - М.: Канон - пресс, 1998. - 383 с.

17. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. - М.: Искусство, 1994.

18. Бессознательное: природа, функции, методы исследования: В 4-х т. - Тбилиси, Мецниереба, 1978.

19. Библер B.C. Мышление как творчество. - М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

20. Бирюков Б.В., Геллер Е.С. Кибернетика в гуманитарных науках. - М.: Наука, 1973.-382 с.

21. Бирюков Б.В., Гутчин И.Б. Машина и творчество: Результаты, проблемы, перспективы. — М.: Радио и связь, 1982. - 151 с.

22. Боно, де Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. - М.: Прогресс, 1976.-144 с.

23. Боно, де Э. Латеральное мышление. - СПб.: Питер, 1997. - 317 с.

24. Борхес Х.Л. Пьер Менар, автор "Дон Кихота" // Борхес Х.Л. Коллекция. -СПб.: Северо-Запад, 1992. - С. 116-124.

25. Брудный A.A. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975. -С. 165 - 182.

26. Брудный A.A. Психологическая герменевтика. - М.: Лабиринт, 1998.-336с.

27. Брудный A.A., Шукуров Э.Д. Мир общения. - Фрунзе: Кыргызстан, 1977. -71 с.

28. Бубер М. Я и Ты. - М.: Высшая школа, 1993.- 173 с.

29. Бьелицки М. Гипертекст // NewMediaLogia. - М.: ЦСИС, 1996. - С. 75 - 77.

30. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: Прогресс, 1987. - 335 с.

31. Волошинов A.B. Математика и искусство. - М.: Просвещение, 1992. - 335 с.

32. Вудвортс Р. Этапы творческого мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 255 - 258.

33. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. - 575 с.

34. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - М.: Просвещение, 1991. - 90 с.

35. Гайденко П. Творчество // Философская энциклопедия: В 5 т. Т.5. - М.: Сов. энциклопедия, 1970. - С. 186 - 187.

36. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. Т.1. -М.: Искусство, 1968. - 312 с.

37. Героимеико В.А. Личностный фактор и коллективность научных исследований // Человек. Философские аспекты сознания и деятельности. - Минск: Наука и техника, 1989. - С. 114 - 124.

38. Гершкович З.И. Художественное творчество и техника массовой коммуникации (эстетико-социологические проблемы) // Художественное и научное творчество. - Л.: Наука, 1972. - С. 209 - 236.

39. Гиргинов Г. Наука и творчество. - М.: Прогресс, 1979. - 365 с.

40. Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения // Гип-пенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - С. 34-47.

41. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. - М.: Галарт, 1994. - 295 с.

42. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. - М.: Изд-во МГУ, 1977.-248 с.

43. Горбунова Т.В. Природа художественных идей: Искусство в системе общественного сознания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 111 с.

44. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. -СПб: OMS, 1994.- 179 с.

45. Громов Е.С. Художественное творчество. - М.: Политиздат, 1970. - 263 с.

46. Гроф С. За пределами мозга. - М.: Изд-во Трансперсонального Инст-та, 1994. - 504 с.

47. Денисов Э.В. Музыка и машины // Художественное и научное творчество. -Л.: Наука, 1972.-С. 286-301.

48. Дильтей В. Воображение поэта. Элементы поэтики // Вопросы философии. -1995. -№5. - с.116 - 123.

49. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М.: Мысль, 1986.-570 с.

50. Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 258 -269.

51. Ельчанинов В.А. Проблемы творчества в историческом познании и искусстве.

- Томск: Изд-во ТГУ, 1979. - 193 с.

52. Жуковский В.И. История изобразительного искусства: Философские основания. - Красноярск: Изд-во КрГУ, 1990. - 133 с.

53. Завадский С.А. Теория и практика "машинной поэзии" (о некоторых зарубежных экспериментах) // Художественное и научное творчество. - Л.: Наука, 1972.-С. 275-286.

54. Зайцев В.Ф. Биоритмы творчества. - Л.: Знание, 1989. - 32 с.

55. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 271 с.

56. Злотников В. М. Социальная парадигма культурного творчества // Наука и творчество. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1986. - С. 106 - 110.

57. Золотоносов М.А. Метаморфозы терминологии и коммуникативный аспект культуры // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения/1983. - Л.: Наука, 1983. - С. 244 - 252.

58. Иванов Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994. -208 с.

59. Иванова Т.П. Коммуникация как показатель связей в системе научной деятельности // Системные исследования. Ежегодник. 1976. - М.: Наука, 1977. -С. 55-65.

60. История эстетической мысли: В 6 т. Т.1. Древний мир. Средние века в Европе.

- М.: Искусство, 1982. - 464 с.

61. Каган М.С. Морфология искусства. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

62. Каган М.С. Мир общения. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

63. Каган М.С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. -СПб.: Наука, 1998. - С. 201 - 220.

64. Каган М.С., Лохтина М.П. Эстетическое значение трансформации межличностных отношений в самовыражении художника // Эстетическая культура в условиях НТП. - Свердловск: Изд-во УрГУ, 1987. - С. 74 - 81.

65. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.

66. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. - М.: Изд-воМГУ, 1983.- 168 с.

67. Камю А. Нобелевская речь. // Камю А. Счастливая смерть и др. произведения. - М.: Фабр, 1993. - С. 555 - 560.

68. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. // Сочинения в 6 т. Т.6. -М.: Мысль, 1966,- С. 349-588.

69. Кедров Б.М. О великих переворотах в науке. - М.: Педагогика, 1986. - 109 с.

70. Кедров Б.М. К теории научного творчества // Наука и творчество. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1986. - С. 5 - 11.

71. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. - М.:Молодая гвардия, 1987. -192 с.

72. Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки. - М.: Наука, 1990 - 345 с.

73. Кестлер А. Дух в машине // Вопросы философии. 1993. - №10. - С. 93 - 122.

74. Князева E.H., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994. - №2.- С. 110-122.

75. Коган И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект // Вопросы психологии. - 1992. - №1 - 2.

76. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М.: Изд-во Междун. Ун-та Бизнеса и Управления, 1997. - 302 с.

77. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. - М.: Прогресс, 1977. - 261 с.

78. Краус Р. Оригинальность авангарда: постмодернистское повторение // Комментарии (Философия искусства). - 1997. - №11. - С. 50 - 64.

79. Кузнецов М. Виртуальная реальность: Гипертекст versus текст // NewMediaLogia. - М.: ЦСИС, 1996. - С. 50 - 53.

80. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1975. - 288 с.

81. Клусзински Р.В. Интерактивность и проблема коммуникации в контексте философии деконструктивизма // NewMediaLogia. - М.: ЦСИС, 1996. - С. 54 - 56.

82. Лем С. Лолита, или Ставрогин и Беатриче // Speaking In Tongues - Лавка языков. — 1998. — WWW site: http://www.vladivostok.com/Speaking_In_Tongues/lem.htm.

83. Леонтьев A.A. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Мысль, 1975. - С. 106 - 123.

84. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. -304 с.

85. Лифшиц И.М. О невозможном и невероятном // Художественное и научное творчество. - Л.: Наука, 1972. - С. 91 - 97.

86. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. - М.: Искусство, 1969. - 715 с.

87. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Прогресс. Гнозис, 1992. - 271 с.

88. Лотман Ю.М. Изъявление Господне или азартная игра? (Закономерное и случайное в историческом процессе) // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. - М.: Гнозис, 1994. - С. 353 - 363.

89. Лотман Ю.М. О природе искусства // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. - М.: Гнозис, 1994. - С. 432 - 438.

90. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

91. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 127 с.

92. Майданов A.C. Процесс научного творчества: Философско-методологический анализ. - М.: Наука, 1983. - 207 с.

93. Майнцер К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века // Вопросы философии. - 1997. - №3. - С. 48 - 61.

94. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира в постмодернистской парадигме творчества // Известия АГУ. - 1997. - №2. - С. 85 - 88.

95. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1997. -430 с.

96. Митрофанова А. Новый авангард, или хаос как творческое наслаждение // NewMediaLogia. - М.: ЦСИС, 1996. - С. 62 - 65.

97. Наука и культура (Материалы "круглого стола") // Вопросы философии. -1998.-№10.-С. 3-38.

98. Никифоров А.Л. Деятельность и свобода // Деятельность: теории, методологии, проблемы. - М.: Политиздат, 1990. - С. 330 - 343.

99. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. // Сочинения в 2-х т. Т.1. - М.: Мысль, 1990.-С. 47- 157.

ЮО.Нестеренко A.A. Детское научное творчество — подлинник или копия? // Проблемы теории развития творческой личности. Вып.1. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998.-60 с.

101. Овчинников И. Источники и составные части видеоарта // NewMediaLogia. -М.: ЦСИС, 1996. - С. 142 - 146.

102.Овчинников Н.Ф. Как возможно изучение творчества // Наука и творчество. -Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1986. - С. 14 - 20.

103.Орлов В.И. Трактат о вдохновенье, рождающем великие изобретения. - М.: Знание, 1980. -336 с.

104.0ртега-и-Гассет X. Размышления о технике // Вопросы философии. - 1993. -№10.-С. 32-68.

105.Пенкин М.С. Искусство и наука: Проблемы, парадоксы, поиски. - М.: Современник, 1982.-302 с.

Юб.Пигров К.С. Научно-техническое творчество: Социально - философские проблемы. - Л: Изд-во ЛГУ, 1979. - 144 с.

107.Пигров К.С. К анализу определения творчества (На основе марксова понимания всеобщего труда) // Наука и творчество. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1986. -С.31-33.

108.Пигров К.С., Яценко Л.В. Философские аспекты научно-технического творчества. - М.: Знание, 1987. - 64 с.

109.Платон. Собрание сочинений в 4-х т. -М.: Мысль, 1993 - 1994.

1 Ю.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. -280 с.

111.Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. - М.: Культурная инициатива, 1992.

112.Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917. Учебно - справочное издание. - М.: Лабиринт, 1998. - 333 с.

ПЗ.Пригожин И. Перспективы исследования сложности // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 1986. - М.: Наука, 1987. - С. 45-57.

114.Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986. - 431 с.

115.Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадоксов времени. - М.: Прогресс, 1994. - 266 с.

116.Прохоров А., Шульга Т. Из истории теоретических взглядов на новые медиа // NewMediaLogia. - М.: ЦСИС, 1996. - С. 25 - 28.

117.Пушкин В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. - М.: Политиздат, 1967.-271 с.

118.Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей (Краткий обзор) // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения/1983. - Л.: Наука, 1983. - С. 105 - 122.

119.Розанов В.В. Уединенное. -М.: Политиздат, 1990. - 543 с.

120.Розанов В.В. О понимании. - СПб.: Наука, 1994. - 539 с.

121.Рунин Б.М. Вечный поиск. - М.: Искусство, 1964. - 176 с.

122.Рунин Б.М. Творческий процесс в эволюционном аспекте // Художественное и научное творчество. - Л.: Наука, 1972. - С. 54 - 76.

123.Савранский И.Л. Коммуникативно - эстетические функции культуры. - М.: Наука, 1979.-231 с.

124. Сартр Ж.П. Что такое литература? // Сартр Ж.П. Ситуации. - М.: Ладомир, 1998.-С. 15-266.

125.Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х т. Т.2. - М.: Мысль, 1976. - 421 с.

126.Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.- 144 с.

127.Семенов В.Е. Социальная психология искусства. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988 - 65 с.

128.Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. - 1992. - №11. - С. 3-24.

129.Славская B.C. Мысль в действии. -М.: Политиздат, 1968. - 208 с.

130.Трик Х.У. Основные направления экспериментального изучения мышления. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1981.-С. 298-304.

131.Трубина Е.Г. Рассказанное Я: Проблема персональной идентичности в философии современности. - Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1995. - 151 с.

132.Фейнберг Е. JI. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. - М.: Наука, 1992.-247 с.

133.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М.: Прогресс, 1986.

- 543 с.

134.Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура.-М.: Ренессанс, 1991. - С. 17 - 64.

135.Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. - М.: Магистериум, 1996. - С.7-46

136.Хоффман K.P. Технология - Искусство - Телекоммуникации // NewMedia-Logia. - М.: ЦСИС, 1996. - С. 29 - 32.

137.Художественное творчество в системе социалистической культуры. - Киев: Наукова думка, 1986. - С. 202 - 226.

138.Цапок В.А. Творчество: Философский аспект проблемы. - Кишинев: Штиин-ца, 1989.- 148 с.

139.Шульц П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию.

- Н.: Изд-во НГУ, 1996. - 118 с.

140.Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования. Ежегодник. 1986.

- М.: Наука, 1987. - С. 124 - 146.

141.Эко У. Заметки на полях "Имени розы" // Эко У. Имя розы. - М.: Книжная

палата, 1989. - С. 427 - 467. 142. Эко У. Инновации и повторения. Между эстетикой модерна и постмодерна //

Философия эпохи постмодерна. - Минск: Красико-принт, 1996. - С. 48 - 73. НЗ.Эрберг К. Плен. Цель творчества. - Томск, 1997. - 159 с. 144.Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. -М.: Знание, 1991. - 64 с.

145.Эфроимсон В.П., Изюмова Е.А. На что мы надеемся, или нужно ли растить гениев? // Квинтэссенция. Философский альманах. - М.: Политиздат, 1990. -С. 18-39.

146. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991.-С. 265-285.

147.Яблонский А.И. Структура и динамика современной науки (некоторые методологические проблемы) // Системные исследования. Ежегодник. 1976. - М.: Наука, 1977.-С. 66-90.

148.Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества. - М.: Высшая школа, 1972.-71 с.

149.Ярошевский М.Г. На путях к общей теории творчества // Художественное и научное творчество. - Л.: Наука, 1972. - С. 19-37.

150.Ярошевский М.Г. Социальные и психологические координаты научного творчества // Вопросы философии. - 1995 .-№12. - С. 118-127.

151. Azar В. Breaking through barriers to creativity // АРА Monitor. - 1995. - August -WWW site: http://www.apa.org./monitor/aug95/monitor.html.

152.Benjamin W. The Work of Art in the Age of Mechanical Reproduction // Illuminations. - New York: Harcourt, Brace and World. Inc., 1968. - Pp. 219 - 253.

153. Bergquist C. A Comparative View of Creativity Theories: Pcychoanalytic, Behav-ioristic, and Humanistic // Vantage Quest. Tools for Creativity Enhancement & Personal Growth. — 1998. - WWW site (http://www.enterquest.com/vision/comparative.htm)

154.Boden M.A. The Logic of Creativity // ILPS (Logic Programming. Proceedings of the 1993 International Symposium). - 1993. - Pp. 3-11.

155.Boden M.A. Precis of The Creative Mind: Myths and Mechanisms // Behavioral and Brain Sciences. - 1994. - Vol. 17 (3). - Pp. 519 - 570.

156.Boden M.A. Agents and Creativity // Communications of the Association for Computing Machinery. - 1994. - Vol. 37 (7). - Pp. 117 - 121.

157. Boden M.A. Creativity and Unpredictability // The Stanford Electronic Humanities Review. - 1995. - V.4 (2). - WWW site: http://shr.stanford.edu/shreview/4-2/text/boden.html.

158.Boden M.A. Modelling Creativity: Reply to Reviewers // Artificial Intelligence. -

1995. - Vol.79 (1).-Pp. 161-182.

159.Boden M.A. Creativity and Artificial Intelligence // Artificial Intelligence. - 1998. -Vol.103 (1 -2).-Pp. 347-356.

160.Boden M.A. (Ed.) Dimensions of Creativity. - Cambridge: MIT Press, 1996. -243 pp.

161. Deutsch S. The Composer in the Age of the Internet // Aesthetics Ideas: An Electronic Magazine. - 1997. - WWW site: http:\www.indiana.edu\~asanl\ideas.html.

162.Dial J. Creative thinking: To Dream of Genie? // Journal of Creative Behavior. -1988. - V.25(3). - WWW site: http://medicalink.com/jdial/creative.htm.

163.Kac E. Aspects of the Aesthetics of Telecommunications // Siggraph Visual Proceedings, John Grimes and Gray Lorig, Editors. - New York: ACM, 1992. - Pp. 47 -57.

164.May R. The Courage to Create. - W.W.Norton&Company, 1994. - 162 pp.

165.Michalko M. Cracking Creativity. The Secrets of Creative Genius. - NY: Ten Speed Press, 1998. -352 pp.

166.Mumford M.D., et. Creativity and problem solving: Cognition, adaptability, and wisdom // Roeper Review. - 1994. - Vol.16. - Pp. 241 - 254.

167.0ates J.C. The Myth of the Isolated Artist // Creighton J.V. Joyce Carol Oates. -Boston: Twayne, 1979. - Pp. 21 - 29.

168.Plsek P.E. Working Paper: Models for the Creative process // Directed Creativity. -

1996. — WWW site: http://www.directedcreativity.com.

169.Popper K.R. Unended Quest: Intellectual Autobiography. - London: Routledge, 1992.-276 pp.

170.Popper K.R. The Myth of the Framework. In Defense of Science and Rationality. -London & New York: Routledge, 1996. - 230 pp.

171. Wycoff J. Are You a Creative Person? // Innovative Network: Articles & Reports. Personal Creativity. - 1998 - WWW site: http://www.thinksmart.com/articlespersonal.html.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.