Креативный аспект межкультурной коммуникации: компаративный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Самитина, Евгения Константиновна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат культурологии Самитина, Евгения Константиновна
Введение.
Глава 1. Сопоставительный анализ исторических моделей креативности.
1.1 Соотношение понятий творчества, креативности и межкультурной коммуникации.
1.2 Типы креативности культур различных аксиологических ориента-ций.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Креативные основы рекламной коммуникации: Системный анализ2002 год, доктор философских наук Козловский, Валерий Иванович
Креативность в музыкальной культуре2009 год, кандидат культурологии Шамаева, Римма Миннегалиевна
Формирование межкультурной компетентности студента университета2006 год, доктор педагогических наук Янкина, Наталья Владиславовна
Константные субстанции национальных культур современности: онтология, морфология, динамика2006 год, доктор философских наук Зотов, Сергей Владимирович
Творчество как феномен социальных коммуникаций1999 год, кандидат философских наук Дубина, Игорь Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Креативный аспект межкультурной коммуникации: компаративный анализ»
Актуальность исследования определяется значимостью процесса межкультурной коммуникации в период глобализации, поскольку современный мир представляет собой совокупность различных социокультурных структур, которые подвержены возрастающему взаимодействию. Суть проблемы межкультурной коммуникации в современных условиях заключается в том, что этот процесс осуществляется большей частью на поверхностном уровне, в основном представленном глобальной экономикой и массовой культурой, местом происхождения которых является так называемая «западная цивилизация». Глубинные же процессы взаимодействия культур не изучены в достаточной степени.
Одним из основных факторов, влияющих на формирование или изменение культурной парадигмы, является креативность, свойственная определённому социокультурному типу. Интенции креативности находятся в русле общего развития локальной культуры и соотносятся с логикой развития социума, а также с преобладающими тенденциями в ментальности социума и ценностно-смысловыми ориентациями культуры. Изучение и анализ особенностей креативности социума позволяет выявить специфику креативности его ментальности и характер динамики социально-культурного развития.
В качестве факторов, которые позволяют идентифицировать локальную культуру как часть определённого социокультурного типа, можно назвать религиозные воззрения, принятые в обществе обычаи, обрядовую практику, или всё то, что формирует аксиологические ориентации деятельности членов социума. К примеру, факт наличия или отсутствия креационной идеи, как основы мировоззрения, влияет на вектор социокультурного развития общества и формирует его ментальность. Схожие ценностно-смысловые ориентации позволяют объединить ряд локальных культурных сообществ в более широкие структуры, которые различаются согласно таким специфическим константам мировосприятия, как взаимоотношения человека и природы, приоритет коллективного или индивидуального начал, значимость исторической традиции или творческой инновации, этнокультурная идентичность и др.
Аксиологическая направленность культуры создаёт специфическое мироощущение и обусловливает потенциальную продуктивность и динамику межкультурного взаимодействия. Тип креативности социума не только определяет логику дальнейшего социально-культурного развития, но и оказывает влияние на продуктивность межкультурной коммуникации. Изучение и понимание форм и принципов коммуникации, характерных для социокультурной группы, непременно будет способствовать адекватности восприятия ценностей культуры, которая является «чужой» и не может быть понята на уровне личной мен-тальности. Уровень межличностных контактов предполагает момент непредсказуемости результата взаимодействия. На межкультурном уровне нелинейность развития коммуникативного процесса значительно увеличивается. Этот синергетический процесс создает сложную нелинейную структуру, анализировать которую можно только при максимальном изучении глубинных оснований взаимодействующих культур.
Представленные в данном исследовании в качестве примеров культуры Европы и Юго-Восточной Азии являются наиболее полярными по своей менталь-ности и аксиологической направленности, поскольку процесс развития этих региональных культурных типов происходил с наименьшим взаимным влиянием.
Гипотеза
Межкультурная коммуникация представляет собой сложную многоуровневую структуру, включающую в себя множество элементов и подструктур. Креативность ментальности социума проявляется как на межличностном уровне, так и в рамках локальной культуры. Процесс коммуникации напрямую связан с типом креативности, а сфера коммуникации в значительной степени детерминирована традициями и обрядовой практикой.
Таким образом, возникают определённые предпосылки для межкультурной коммуникации, которые могут быть благоприятными (при схожих аксиологических ориентациях) или неблагоприятными (при различных). Вместе с тем результат межкультурной коммуникации напрямую зависит от потенциальной способности взаимного восприятия, заложенной в ментальности социума и обусловленной типом креативности.
Степень научной разработанности проблемы
Проблемы взаимодействия культур интересуют западных исследователей довольно давно. Уже деятели Просвещения (Вольтер, Д. Дидро, Монтескье и др.) придавали этому процессу огромное значение. Однако понятие межкультурной коммуникации возникло сравнительно недавно, в середине XX века. С течением времени сформировалось отношение к межкультурной коммуникации как к явлению, обладающему ярко выраженным динамическим характером и сложностью причинно-следственных связей.
Европейские мыслители в значительно большей степени уделяли внимание проблеме взаимодействия культур, чем восточные. В разное время к этой проблеме обращались С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, А. Бергсон, Ж. Бодрийяр, A.M. Буровский, Вольтер, И.Г. Гердер, Т.П. Григорьева, Г.В. Гриненко, Э. Гуссерль, Н.Я. Данилевский, Б.С. Ерасов, Вяч. Иванов, Г.Е. Крейдлин, К. Леви-Строс, Ю.М. Лотман, В.М. Межуев, Е.М. Мелетинский, Ф. Ницше, Ю.Н. Рерих, П.А. Сорокин, Ю.С. Степанов, Э.Б. Тайлор, Э.Тоффлер, Н.С. Трубецкой, М.Б. Туровский, Л. Уайт, Д.Д. Фрэзер, С. Хантингтон, О. Шпенглер, М. Элиаде и другие.
Мыслители Востока большее внимание уделяли особенностям межличностной коммуникации (Конфуций, Лао-цзы), причём в основном в рамках философских учений.
Креативности как одному из важнейших факторов антропогенеза учёные стали уделять внимание только в конце прошлого столетия. Вместе с тем явление творческой активности индивида интересовало ученых Европы уже давно. Ещё во времена Античности к этому вопросу обращались Платон и Аристотель, Зенон и Цицерон. В различные культурно-исторические эпохи вопросы, касающиеся источников и форм проявления творческой активности человека, поднимались в работах таких европейских учёных, как Т. Адорно, М. Арнау-дов, Ф. Бэкон, Г.-Г. Гадамер, Г.Ф.В. Гегель, В. Дильтей, И. Кант, Э. Кассирер, Г. Лейбниц, Г. Риккерт, Р. Сабундский, А. Фергюсон, И. Фихте, Ф. Шиллер, А. Шопенгауэр, И. Экхарт и многие другие. Отечественные мыслители также неоднократно обращались к вопросам творчества и творческого потенциала: Д. Андреев, A.A. Аронов, Н.С. Арсеньев, А. Белый, Г.С. Батищев, H.A. Бердяев, Н.С. Злобин, А.Ф. Лосев, Ф.Т. Михайлов, Б.Г. Мосалёв, В.И. Самохвалова, B.C. Соловьёв, Ф.А. Степун, Л.В. Успенский, Л. Шестов, М.М. Шибаева и другие. Кроме того, размышления о творчестве можно найти у многих поэтов, художников, музыкантов: И.А. Бродского, М.А. Булгакова, Р. Вагнера, Леонардо да Винчи, Винсента Ван Гога, Э. Золя, А. Камю, В.В. Кандинского, Т. Манна, Ми-келанджело, В.Ф. Одоевского, Б.Л. Пастернака, Н. Рериха, Ж.П. Сартра, А. Скрябина, Э. Хемингуэя, П.Б. Шелли и других деятелей художественной культуры.
Восточные мыслители также уделяли внимание этой проблеме со времени возникновения философии. Размышления о природе и значении творческого потенциала можно найти уже в сохранившихся в пересказах трудах основателей восточных религий Лао-цзы и Конфуция. В дальнейшем этой проблеме уделяли внимание мыслители как Юго-Восточной и Южной Азии, так и арабского мира: Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ямага Соко, Ито Джинсай, Саади, а также поэты Востока.
Однако понятие «креативность» стало рассматриваться учёными сравнительно недавно. Для изучения этого явления важное значение имеют труды A.C. Ахиезера, М.С. Кагана, A.A. Коблякова, A.A. Пелипенко, И. Пригожина, О.Н. Румянцева, В.И. Самохваловой, А.Ю. Шеманова, А.Я. Флиера.
Процессы, происходящие в современном мире на фоне культурного развития, побуждают исследователей рассматривать различные аспекты человеческой жизни в контексте глобализации. К важнейшим из них относится и креативный аспект межкультурной коммуникации.
Объектом исследования является межкультурная коммуникация как форма взаимодействия различных типов креативности.
Предметом исследования является креативный потенциал культур разных аксиологических ориентаций и их взаимодействие в процессе межкультурной коммуникации.
Цель исследования - выявление креативного потенциала межкультурной коммуникации.
Данная цель обусловила следующие исследовательские задачи:
- выявить различия в типах креативности, характерных для разных социокультурных групп;
- осуществить сопоставительный анализ форм проявления креативности в сфере межличностной коммуникации;
- проанализировать особенности художественной коммуникации в зависимости от типа креативности;
- охарактеризовать интенции креативности в культурах разных аксиологических ориентаций;
- выявить природу и характер динамики креативности в процессе культурно-исторического развития;
- раскрыть особенности типов креативности в культурах, объединённых определёнными аксиологическими ориентациями, а также осмыслить возможности повышения степени продуктивности диалога культур.
Методологической базой проводимого исследования являются основные концепции и подходы современной культурологии, в частности структурализм, методологические принципы семиотики и синергетики, а также некоторые элементы постструктуралистской интерпретации культуры.
Методы исследования. При написании диссертационной работы были использованы научные методы, адекватные комплексу исследовательских задач: социокультурный анализ, генетический анализ, принцип историко-культурной реконструкции, междисциплинарная компаративистика (в том числе лингвистическая), факторный анализ. Существенное значение в работе имеет анализ саморазвивающихся структур в рамках синергетического подхода.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- осуществлен анализ типов креативности в культурах различных аксиологических ориентаций - европейская культура и культура Китая, а также страны, которые так или иначе в разное время попадали в сферу его влияния (Япония, Корея, Вьетнам и др.), а также выявлены различия в представленных типах;
- проанализированы формы межличностной коммуникации, как вербальные, так и невербальные, и осуществлён их сопоставительный анализ на примере двух исторически сложившихся культурных парадигм;
- раскрыты особенности художественной коммуникации и выявлены её культурно-исторические основания в различных типах креативности;
- выявлены специфические черты типов креативности представленных культур (аксиологическая направленность, значимость индивидуальности, приоритет инноватики или традиции и др.);
- определены факторы культурно-исторического развития, являющиеся значимыми для формирования типа креативности (наличие или отсутствие креа-ционной идеи как основы мировоззрения, социальная структура, сложившиеся традиции, особенности межэтнических взаимодействий и др.);
- раскрыты особенности типов креативности и выявлено значение креативности в процессе межкультурной коммуникации как фактора, определяющего степень потенциального взаимного влияния.
Теоретическая значимость работы определяется в первую очередь тем, что в ней рассматриваются различные типы креативности в контексте межкультурной коммуникации на фоне современных социокультурных процессов, что является значимым вкладом в теорию культуры в части выявления, описания и атрибуции социокультурных оснований формирования ценностных ориента-ций, принципов мировосприятия и особенностей форм деятельности (в том числе и креативной) и взаимодействия, определяемых традициями разных региональных культур.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в научно-исследовательской и преподавательской деятельности - в курсах «Культурология», «Теория культуры», а также для разработки спецкурсов по проблемам креативности и межкультурной коммуникации. Кроме того, результаты исследования могут использоваться в качестве материала для дальнейшего изучения проблем межкультурной коммуникации.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Креативность, свойственная культурам с теми или иными аксиологическими ориентациями, является одним из важнейших факторов, обусловливающих специфику развития социокультурной группы и её ментальности, в том числе, безусловно, влияющих на процесс межкультурной коммуникации. Результат межкультурной коммуникации напрямую зависит от потенциальной способности взаимного восприятия, заложенной в ментальности социума.
2. Основу межкультурной коммуникации составляет процесс взаимодействия двух сложных социокультурных структур, находящихся в рамках специфического мироощущения и сложившегося типа креативности. Идеологические и религиозные основания социума являются основополагающими при формировании типа креативности и соотносятся с культурными традициями.
3. Тип креативности является результатом культурно-исторического опыта социума и в то же время формирует вектор развития социокультурной группы. В заданном векторе развивается также коммуникативный процесс в межличностных формах, поскольку креативность лежит в основе формирования модели творческого поведения индивида. Межличностные формы проецируются на уровень межкультурных контактов, обусловливая специфику и продуктивность взаимодействия.
4. Коммуникативные процессы, которые включают в себя различные аспекты человеческого существования от межличностного общения до культурных контактов, обладают потенциалом креативности, проявляющимся в ходе культурно-исторического развития. Поскольку традиции коммуникации развиваются в русле общей направленности развития социума и являются в определённой степени творческим осмыслением действительности, то предполагаемый результат коммуникации предопределён типом креативности культуры.
5. Коммуникация, выраженная в различных формах и соответствующая определённому типу креативности, приводит к разного рода экспериментам и предстаёт в результате как синергетический процесс, который обладает определённой логикой развития, но не структурирован. Характерные для социокультурной группы формы, особенности и логика межличностного общения проецируются субъектами межкультурной коммуникации на взаимодействие культур. При этом разнонаправленность аксиологических ориентаций способствует нелинейности развития и неоднозначности результата.
6. Закрепление коммуникативных правил, реализующих адаптивно-регулятивные функции, происходило постепенно и не является законченным процессом. Дальнейшее развитие межличностных коммуникативных форм во многом зависит от творческих интенций индивидов, согласующихся с типом креативности их собственной культуры.
7. Этические и эстетические критерии, характерные для определённого социума, ограничены рамками типа креативности данной культуры и соответствуют аксиологической направленности. Это характерно как для межличностных контактов, так и для взаимодействия человека с окружающим миром.
Апробация исследования
1. По теме диссертации автором опубликовано 5 статей (в том числе 2 — в журналах из списка ВАК).
2. С изложением основных научных положений диссертации автор выступала на научных конференциях: «Культурная политика в условиях модернизации российского общества» (2008 г.) и «Новые пути наук о культуре» (2009 г.).
3. Результаты данного научного исследования внедрены в учебный процесс Высшей школы культурологии МГУКИ в содержание курса «Языки культуры и межкультурные коммуникации», а также в НОУ ВПО «Институт истории культур» в учебный курс «Философия культуры».
4. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики МГУКИ 19 февраля 2009 г. (Протокол № 7) и рекомендована к защите.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Развитие художественной культуры личности в поликультурном образовательном пространстве2011 год, доктор культурологии Ежова, Елена Юрьевна
Креативность экономического сознания личности2006 год, доктор философских наук Орлова, Татьяна Степановна
Участно-диалогическое общение: Антропологические основания и социально-историческая динамика2003 год, кандидат философских наук Манаков, Дмитрий Александрович
Аксиологические основания теории связей с общественностью в условиях глобализации2011 год, доктор философских наук Осипова, Елена Анатольевна
Прагматическое отношение к культурным ценностям в современном мире: социально-философский аспект2006 год, кандидат философских наук Семенюк, Елена Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Самитина, Евгения Константиновна
Заключение
В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
Межкультурная коммуникация как явление взаимодействия локальных культур обладает рядом особенностей, связанных с креативностью субъектов коммуникации. В условиях культурного многообразия, которое интегрирует в себе и ценности предшествующих эпох социума, и ряд традиций этнонацио-нального характера, и инноватику, значимыми становятся факторы, связанные с творческим потенциалом индивидов и креативностью ментальности локальной культуры. Такая многоплановость и многослойность обусловливает широкий диапазон тех возможностей духовно-практического освоения реалий, которые заложены в данном феномене. Сложившийся ценностный фонд культуры, а также процессы обновления и позитивных изменений являются основой непрерывного развития социума. Трансляция опыта, с одной стороны, и различные формы модернизации социокультурного пространства, с другой, обусловлены типом креативности и соотносятся с аксиологическими ориентациями культуры.
Культурно-исторический опыт человека сопряжён с историческим опытом социокультурной группы и обусловливает культурную парадигму определённого региона. Культурная парадигма в свою очередь формирует направление дальнейшего развития социума, задаёт потенциальную возможность (или невозможность) взаимных контактов, а также параметры для этих контактов. Фактором, оказывающим значительное влияние на потенциальную возможность взаимного восприятия, является свойственная ментальности креативность.
Тип креативности культуры формируют этические и эстетические критерии, являющиеся основанием для реализации творческой потенции субъекта, которая в свою очередь способствует созданию новых критериев. Заданное направление развития культуры в дальнейшем приводит к созданию уникальной социокультурной среды, возникновению различных по своей сути этических и эстетических критериев, а впоследствии к формированию определённого типа культуры.
Креативность ментальности социума проявляется как на межличностном уровне, так и при взаимодействии культур. Процесс коммуникации напрямую связан с типом креативности и в значительной степени детерминирован традициями и обрядовой практикой. Однако коммуникативные правила в своей адаптивно-регулятивной функции не являются законченным процессом, а продолжают трансформироваться в векторе общего направления развития культуры. Формы и особенности межличностной коммуникации проецируются на межкультурный уровень.
Вектор творческой деятельности совпадает с общей концепцией развития социокультурной группы, а творческий поиск направлен на удовлетворение новых, постоянно возникающих потребностей, свойственных культурам разных аксиологических ориентаций. Осмысление процесса культурно-исторического развития социума, а также отношение субъекта к реалиям современности формирует основания для творческой деятельности, а также вектор этой деятельности, который указывает направление преобразования социокультурной реальности. Таким образом, креативность становится двигателем эволюционных процессов в культурном развитии, а особенности её типа задают направленность.
Необходимость взаимодействия субъектов формирует модели творческого поведения, в которых сам коммуникативный процесс развивается в соответствии с ценностно-смысловыми ориентациями культуры. Одним из проявлений креативности является создание и развитие форм межличностной коммуникации и их трансформация в ходе культурно-исторического развития.
Межличностная и межкультурная коммуникация способствует внедрению форм проявления креативности в социокультурное пространство и их адаптации, а также позволяет вплетать результаты творческого акта в структуру бытия. В этой связи творчество, используя коммуникативные средства, традиционно закреплённые в социуме, формирует новые реалии, выполняя таким образом функцию проективности.
В ходе развития сформировались культуры разных аксиологических ориентации, которые в качестве оснований придерживаются различных по своей сути концепций мироустройства и мироощущения. В данном исследовании представлены два типа культуры - «восточный» и «западный», рассматривающие различные аспекты человеческой деятельности в соответствии с типом креативности и особенностями ментальности, сформировавшимися в процессе развития.
Интенции креативности находятся в русле общего развития данного типа культуры и соотносятся с логикой культурно-исторического развития социума. В ходе этого развития особенности социокультурного типа, а также свойства характерного для него процесса межличностной коммуникации подвергаются трансформации, что создаёт условия для корректировки творческих интенций.
В рамках определённого типа креативности сформировалось различное по своей сути отношение к сущности творческого акта и его результатам. «Европейская» культура соотносит творческий акт с актом творения мироздания, где человек является создателем нового мира, который может гармонично вписываться в существующую реальность, а может быть ей максимально противопоставлен. Европейская гуманистическая философия постулирует надприродную сущность человека, наделяя его правом творения, «создавания». Проявление индивидуальности, самовыражение художника — главный критерий оценки творческого акта. Культура же Востока изначально включает человека в природную гармонию, где реализация творческого потенциала должна быть согласована с гармоничным построением мира. Любое нарушение гармонии не согласуется с категорией прекрасного в «восточной» ментальности, а, следовательно, не имеет права на существование. Самовыражение человека таким образом осуществляется исключительно в рамках природной гармонии. Это различие затрагивает большинство аспектов творческой деятельности: значение роли автора в произведении, предполагаемое воздействие на зрителя, взаимодействие с реальностью и интенциональность художественного произведения.
Поскольку художественное творчество отражает эстетические концепции, соответствующие аксиологической направленности культуры, и осуществляется в рамках философской системы, сформированной в ходе её культурно-исторического развития, то искусство Востока и Запада обладает той же направленностью, что и иные творческие процессы. «Восточному» искусству свойственна интровертность, направление воздействия на внутренний мир человека и создание гармоничного существования в окружающем мире. «Западное» искусство направлено на изменение реальности, её трансформацию, и представляет собой поиск возможности сосуществования с окружающим миром.
Значимость акта творения в «западной» культуре обусловлена религиозной и философской традициями, сложившимися на территории Европы в процессе культурно-исторического развития. Наибольшее значение креационный фактор обретает с утверждением христианства. В то же время «восточная» философия, так же, как и «восточные» религиозные воззрения, не придаёт столь важного значения понятию творение, поскольку отсутствует акт божественного творения мира. Таким образом, деятельность творца и само творчество на Востоке не обладает божественным происхождением и не является со-творчеством с Богом.
Факт наличия или отсутствия креационной идеи, как основы мировоззрения, влияет на вектор социокультурного развития общества и формирует тип креативности. Исходя из этой данности можно сделать вывод, что существование креационизма в мировоззренческой структуре является одним из основополагающих. Это необходимо учитывать в процессе межкультурной коммуникации.
Результат коммуникации связан с типами креативности взаимодействующих культур и во многом зависит от потенциальной готовности к такого рода коммуникации, а также подвержен влиянию внешних факторов, сопровождающих этот процесс. Таким образом, возникает нелинейность и непредсказуемость процесса взаимодействия, что свидетельствует о его синергетическом характере.
Этот характер проявляется на разных уровнях коммуникации, поскольку данный процесс предполагает взаимодействие двух и более субъектов (индивидов или социокультурных групп), в которых особенности и логика межличностного общения проецируются на взаимодействие культур. Креативность субъектов обусловлена синергией, в поле которой находится каждый из них. Таким образом, межкультурная коммуникация представляет собой сложную многоуровневую структуру, включающую в себя множество элементов и подструктур.
Представленная в данном исследовании тема широка и многослойна. Проблемы творчества и коммуникации в современных условиях межкультурного взаимодействия требуют изучения и осмысления. В представленной работе креативный аспект рассматривается в контексте взаимодействия двух культур различных аксиологических ориентаций: «западной» (европейской) и «восточной» (в данном случае культура Юго-Восточной Азии). Можно сказать, что именно эти культуры представляют собой наиболее полярные по своей ментальности социокультурные образования. Но существуют культуры, которые I вобрали в себя черты обоих типов в разных сочетаниях. К таким культурам можно отнести невероятно многогранную арабскую культуру, базирующуюся на идеологии ислама, культуру России, а также сложившуюся на сегодняшний день культуру Латинской Америки. Изучение особенностей креативного аспекта межкультурной коммуникации включает в себя исследования на разных уровнях коммуникационной структуры и является одной из важнейших задач культурологии в условиях усиления межкультурного взаимодействия, связанного с глобализацией.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Самитина, Евгения Константиновна, 2009 год
1. Аверинцев С.С. София-Логос: Словарь / С.С. Аверинцев. — 2-е, испр. изд. -К.: Дух i Л1тера, 2001.
2. Августин Блаженный Аврелий. Об истинной религии: теологический трактат / Августин. — Мн., 1999.
3. Адорно Т. В. Избранное: социология музыки / Т.В. Адорно. — М.-СПб.: Университетская книга, 1999.
4. Аристотель. Этика, Политика, Риторика, Поэтика, Категории / Аристотель. -Минск, 1998.
5. Арнаудов М. Психология литературного творчества / М. Арнаудов (пер. с болгарского). М., 1970.
6. Аронов A.A. Творчество как социокультурный феномен / A.A. Аронов. — М., 2004.
7. Атлас языков мира. М.: Лик-пресс, 1998.
8. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта: В 3 т. Т. 1. От прошлого к будущему / А.С Ахиезер. - М., 1991.
9. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. СПб., 1997.
10. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 1 / М.М. Бахтин. - М., 2003.
11. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М., 1979.
12. Белоусов К.И. Синергетика текста. От структуры к форме / К.И. Белоусов. -М., 2008.
13. Белый А. Символизм и творчество // Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994.
14. Бергсон А. Творческая эволюция / А. Бергсон. — М., 2006.
15. Бердяев Н. А. Дух и реальность / Н. А. Бердяев. М., 2003.
16. Бердяев Н. А. Самопознание / H.A. Бердяев. М.-Харьков, 2003.
17. Бердяев Н. А. Смысл творчества / H.A. Бердяев. М., 2007.
18. Берне Р. Стихи в переводах С. Маршака / Р. Берне. М., 1976.
19. Бибихин B.B. К онтологическому статусу языкового значения. Традиция в истории культуры / В.В. Бибихин. М., 1978.20. Библия. (Любое издание).
20. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов / В. Биркенбил. — СПб., 1997.
21. Бодлер Ш. Цветы зла / Ш. Бодлер. СПб., 1999.
22. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. — М.: Добро-свет, 2000.
23. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. Смоленск, 1997.
24. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культурно-коммуникативный комплекс. Постановка проблемы (подходы к исследованию) / В.Ю. Бореев, A.B. Коваленко. // Человек и культура. М.: Институт философии АН СССР, 1984. -С. 54-74.
25. Буровский A.M. Мировая цивилизация: генезис, сущность, перспективы / A.M. Буровский. // Цивилизации. Выпуск 5. - М., 2002.
26. Вагнер Р. Моя жизнь. Мемуары в четырех томах. Т. 4. / Р. Вагнер. -СПб., Грядущий день, 1911.
27. Виндельбанд В. История философии / В. Виндельбанд. — Киев, 1997.
28. Воеводина Л.Н. Мифология и культура: учебное пособие / Л.Н Воеводина. М., 2002.
29. Воеводина Л.Н. Историческая динамика мифа / Л.Н. Воеводина. // Культура: философско-исторические аспекты изучения и развития. — М., 2005.
30. Вольтер. Собрание сочинений / Вольтер. М., 1998.
31. Всемирная история. Эпоха Просвещения. — Мн., М., 2000.
32. Всемирный доклад по культуре. Культура, творчество, рынок. М., 1998.
33. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991.
34. Гаджиева Е.А. Страна восходящего солнца: история и культура Японии / Е.А. Гаджиева. Ростов н/Д., 2006.36
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.