Творчество Кайи Саариахо 1980-х - 1990-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Сидорова, Галина Андреевна

  • Сидорова, Галина Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 187
Сидорова, Галина Андреевна. Творчество Кайи Саариахо 1980-х - 1990-х годов: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2014. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сидорова, Галина Андреевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Мир музыки Кайи Саариахо

§ 1. Кайя Саариахо: слагаемые индивидуальности

§2. Французский спектрализм: идеи и реализация

§3. Компьютерные программы в композиторской практике К. Саариахо

Глава 2. Инструментальные сочинения 80-х: образные константы и способы воплощения

§1. От ученичества к мастерству: «Verblendungen»

§2. «Petals» для виолончели

Глава 3. В поисках постспектрального метода

§1. Инструментальные композиции 90-х: общая характеристика

§2. «Amers» для виолончели и инструментального ансамбля

§3. «Près» для виолончели и электроники

Глава 4. Новые способы вокального письма и вокальные сочинения 80-90-х

§1. Вокальное письмо в музыке XX века: некоторые наблюдения

§2. Путь к вокальному творчеству: эволюция с конца 1970-х до середины 1990-х годов

§3. Поэтика вокальной композиции: «Château de l'âme» и «Lonh»

Заключение

Список литературы

Приложение А (справочное) Сочинения Кайи Саариахо

Приложение Б (справочное) Фотографии

Приложение В (справочное) Награды и премии Кайи Саариахо

Приложение Г (справочное) Литературные первоисточники

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Кайи Саариахо 1980-х - 1990-х годов»

Введение

Кайя Саариахо - одна из ярчайших фигур академической музыки XXI века. Родившись в Хельсинки в 1952 году, она принадлежит замечательному поколению финских музыкантов, среди которых также Эса-Пекка Салонен1 и Магнус Линдберг2. Триумф, сопутствующий постановкам сочинений Саариахо за рубежом свидетельствует о ее выдающемся успехе. Заслуги композитора на сегодняшний день таковы, что ее имя уже сопоставляют с самым известным и уважаемым композитором Финляндии - Яном Сибелиусом.

Ее творчество удивительно разнообразно и представляет собой выразительную картину жанров: камерная и симфоническая музыка, три оперы, оратория, балет, ряд электроакустических и смешанных сочинений3. Музыка Саариахо завораживает, поражает силой вдохновения, масштабностью замыслов и ювелирной техникой. Приведем в пример высказывание о композиторе литературного деятеля Зорана Миндеровича:

«...Саариахо исследует волшебную вселенную музыкальных красок, тембров и внутренних форм; под покровом линеарности и повествовательности, по большей части традиционной, а также современной классической музыки, она ищет глубокое, бесконечное, священное время, которое приводит человеческую душу к полноте бытия»4.

Творческий путь Саариахо складывался органично и стремительно. Композиторскому ремеслу она обучалась сначала в Академии им. Сибелиуса в Хельсинки, а затем в Высшей школе музыки во Фрайбурге. Далее, увлекшись компьютерной музыкой и спектральными идеями в сочинении, она отправляется стажироваться во Францию, в IRCAM5, где ей удается довольно быстро

1 Финский композитор и дирижер (1958, Хельсинки). Обучался в Академии им. Сибелиуса. Один из основателей объединения «Korvat Auki!» (Откройте уши). В настоящее время - главный дирижер Лондонского Филармонического оркестра.

2 Финский композитор и пианист (1958, Хельсинки). Обучался композиции в Академии им. Сибелиуса в классе Эйноюхани Раутаваары. Участник группы «Откройте уши» наряду с Кайей Саариахо и Эса-Пекка Салоненом. Один из создателей авангардного ансамбля «Toimii» (Это работает). В настоящее время - профессор Академии им. Сибелиуса в Хельсинки.

3 Полный список произведений композитора см. в Приложении А.

4 Minderovic, Z. Kaija Saariaho. Contemporary Musicians, 2004. Composer [Электронный ресурс]. URL: http://www.encvclopedia.com/doc/lG2-3496100061 .html (дата обращения: 10.02.2014).

5 IRCAM (фр. Institut de Recherche et Coordination Acoustique/Musique, 1977) - институт музыкальных и

преуспеть. Первые же инструментальные опусы 80-х годов, такие как «Vers le Blanc» (К белому), «Verblendungen» (Ослепительный свет), «Lichtbogen» (Светящаяся дуга) приносят ей известность, и композитор начинает получать заказы. Так появляется струнный квартет «Nymphéa» (Водяная лилия), инструментальная пьеса «1о» (Ио), электронное сочинение «Stilleben» (Натюрморт). Ее музыкой стали активно интересоваться и следующий этап развития - 90-е годы - уже связан с выполнением многочисленных заказов6. Большое значение в стремительном взлете карьеры Кайи Саариахо сыграли творческие связи с музыкальными коллективами и исполнителями. Их поддержка во многом определяла модус высказывания композитора. В частности, ее связывает сотрудничество с камерными оркестрами «Avanti!» и «Kronos Quartet», виолончелистом Ансси Карттуненом, флейтисткой Камиллой Хоитенга,

у

скрипачом Гидоном Кремером, дирижером Эса-Пеккой Салоненом , кларнетистом Кари Крику, с театральным и оперным режиссером Питером

8 о

Селларсом, либреттистом Амином Маалуфом , певицами Дон Апшоу, Каритой Маттила и многими другими9.

Вокальные сочинения составляют особую сторону наследия композитора. Как признается сама Саариахо, вокальная музыка была ее глубокой привязанностью с самого раннего этапа творчества, и что в целом она больше склонна к написанию музыки для голоса. Но крупные вокальные произведения появились позже, с середины 90-х. Цикл «Château de l'âme» (Замок души) на

акустических исследований, созданный композитором Пьером Булезом при Ценгре Жоржа Помпиду.

6 Саариахо создавала сочинения но заказу ВВС, IRCAM, Нью-Йоркской филармонии, Линкольн-центра в Нью-Йорке, Зальцбургского музыкального фестиваля, Театра де Шатле в Париже, Национальной оперы Финляндии и многих других организаций.

7 С Эса-Пекка Салоненом Саариахо сотрудничает на протяжении долгих лет. Он дирижировал премьерами ее оркестровых и оперных сочинений. Именно Салонен вдохновил Саариахо на написание оркестровой музыки. Ei о концерты произвели глубокое впечатление на неё, и она начала активно пересматривать возможности, предоставляемые традиционным оркестром.

8 Амин Маалуф (фр. Amin Maalouf, род. 25.02.1949, Бейрут) - французский писатель ливанского происхождения. Яркий представитель современной французской прозы. Обладатель престижных литературных наград: Гонкуровская премия (Франции, 1993), европейская премия Шарля Вейонна за эссеисшку (1999), литературная премия принца Астурийского (2010). Член Французской академии (2011). В тандеме с Маалуфом были созданы такие сочинения как: опера «L'Amour de loin» (1999-2000), «Cinq reflets de l'Amour de loin» (2001) для сопрано, баритона и оркестра, «Quatre instant»s (2002) для сопрано и фортепиано, опера «Adriana Mater» (2005), оратория «La Passion de Simone» (2005-06), «Adriana Songs» (2006) для меццо-сопрано и оркестра, опера «Emili» (2008).

9 Фотографии личностей, окружающих и вдохновляющих композитора, а также фото самой Кайи Саариахо см. в Приложении Б.

древнеегипетские и индийские тексты, посвященный певице Дон Апшоу, был исполнен в 1996 году на Зальцбургском фестивале и имел огромный успех. Вскоре последовал заказ на ее первую оперу «L'amour de loin» (Далекая любовь, 1999-2000). Опере суждено было стать не просто успешным сочинением, но важнейшим событием в творческой жизни композитора.

Кайя Саариахо получила все возможные награды своей страны10; ее произведения непрервно исполняются на концертах и фестивалях. Заслуги композитора впечатляют: в феврале 2011 года она стала лауреатом премии Грэмми за оперу «Далекая любовь» в номинации «Лучшая запись оперы». В связи с юбилеем Саариахо, в октябре 2012 года в Хельсинки прошел международный симпозиум, где музыковеды представили свои исследования о творчестве композитора. Учитывая масштабы личности художника, мнение критиков лишь усиливает интерес к ее персоне:

«Несмотря на карьеру и огромный размах оркестровой и оперной музыки, есть что-то в Саариахо, что остается от чувствительного, мечтательного ребенка - глубинное желание реализовать ее таинственное музыкальное видение»1

Несмотря на то, что Кайя Саариахо весьма значительная личность в мире современной музыки, в отечественном музыкознании работы по ее творчеству практически отсутствуют. Необходимость подробного изучения музыки композитора и выявление характерных черт ее манеры обусловливает актуальность диссертации. То, что складывает манеру Саариахо, связано, прежде всего, с увлечением спектральными идеями в сочинении и техническими возможностями, которые ей были предоставлены в IRCAM. Фундаментальные сдвиги в расширении материала музыки (звуков, шумов, возможностей их преобразования), неотъемлемые от спектрального направления, нашли отражение в композициях Саариахо. Она мыслит уже не теми традиционными инструментальными средствами, которые можно себе легко представить - она создает прекрасную музыку, в которой используется самое современное

10 Перечень наград и премий композитора см. в Приложении В.

" Service Т. A guide to Kaija Saariaho's music [Электронный ресурс]. URL: http://www.theguardian.com/music/tomservi ceblog/2012/jul/09/kaija-saariaho-contemporary-music-giiide (дата

обращения: 23.10.2013).

техническое обеспечение. Однако однозначно рассматривать творчество Саариахо в рамках какого-либо музыкалыюго направления проблематично, тем более что она сама отвергает всяческие ярлыки. По словам композитора, ее «метод - это

1 7

метод смешения многих вещей» . Французский музыковед Д.Пуссе видит в композиторе прямого наследника и продолжателя спектральных музыкальных традиций, но определяет ее композиционную технику как постспектральную. В этом мы усматриваем одну из проблем, которая определяет основную цель работы: исследование творчества композитора в его эволюции с 1980-х по 2000 год. Поставленная цель определяет ряд задач:

• выявить специфические образные характеристики музыки композитора, собирающей воедино различные источники вдохновения: визуальные, тактильные, звуковые, вербальные;

• проанализировать особенности композиционной техники К.Саариахо, основанной на спектральном подходе и использовании компьютерных технологий, как в инструментальных, так и в вокальных сочинениях, определить ее соотношение с постспектрализмом;

• раскрыть закономерности в отношении управления тембром и гармонией, а также построения музыкальных форм в композиции;

• соотнести творчество К.Саариахо с контекстом музыкальной культуры XX -начала XXI века;

• определить направление эволюции творчества композитора в данный период.

Объектом исследования являются вокальные и инструментальные

сочинения Кайи Саариахо 1980-х - 1990-х годов; предметом исследования -совокупность их музыкально-выразительных средств.

Рамки нашего исследования ограничены творческим периодом Саариахо с конца 70-х по 2000 год, в который была создана опера «Далекая любовь». Здесь мы руководствуемся высказанным суждением композитора о том, что эта опера -своего рода итог, обобщение широкого спектра ее композиционных поисков, начиная с 1980-х годов, и вместе с тем - начало нового творческого этапа.

12 Сидорова Г. Кайя Саариахо: штрихи к портрету // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2013. № 2. С. 81-89.

Саариахо отметила, что именно к этому моменту ее манера письма приобрела достаточную самостоятельность и индивидуальность. Таким образом, в качестве музыкального материала для исследования мы обращаемся к инструментальным и вокальным сочинениям 80-х и 90-х, написанным до оперы «Далекая любовь», подробно останавливаясь на следующих:

«Verblendungen» (Ослепительный свет, 1984) для камерного оркестра и магнитофонной ленты; «Petals» (Лепестки, 1988) для виолончели и электроники ad libitum; «Amers» (Береговые ориентиры, 1992) для виолончели и ансамбля; «Près» (Вблизи, 1994) для виолончели и электроники;

«Château de l'âme» (Замок души, 1995) для сопрано, восьми женских голосов и оркестра; «Lonh» (Издалека, 1996) для женского голоса и электроники.

В качестве дополнительного материала мы используем высказывания самой К.Саариахо (комментарии к сочинениям, интервью), которые всегда отличаются точностью и выразительностью. Перу композитора принадлежат несколько самостоятельных статей, - она также выступает и как музыковед, разъясняя, как и многие композиторы XX века, свои идеи и принципы. Ею написаны следующие работы: «Использование компьютера в поиске новых аспектов организации тембра и сочинения» (1983)13, «Формирование композиционной сети с помощью компьютера» (1984)14, «Тембр и гармония: интерполяции тембровых структур» (1987)15. Она также приняла участие в написании коллективных статей вместе с Ксавье Роде, Жан-Батист Барьером, Стивеном МакАдамсом и другими. Материалом исследования также является CD-ROM Prisma (1999)16 - уникальный мультимедийный проект, посвященный творчеству композитора.

13 Saariaho К. Using the Computer in a Search for New Aspects of Timbre Organisation and Composition // International Computer Music Conference Proceedings. 1983. P. 269-273.

14 Saariaho K. Shaping a compositional network with computer // International Computer Music Conference Proceedings. 1985. P. 163-165.

l5Saariaho K. Timbre et harmonie: interpolations of timbrai structures // Contemporary music review. 1987. № 2. P. 93133. Перевод данной статьи (рукопись) выполнен доктором искусствоведения, профессором РАМ им. Гнесиных Т. В. Цареградской.

16 CD-ROM Prisma - это совместный проект (один из первых художественных экспериментов в этой области) финского музыкального информационного центра, института IRCAM и музыкального издательства «Chester music». Prisma включает 1 аудио CD с произведениями Саариахо и 1 информационный CD-ROM, состоящий из шести разделов меню (на нем собраны отрывки из концертов, документальные видео, интервью с композитором, анализ некоторых ее сочинений, статьи на французском языке, фотографии, видео-демонстрации приёмов игры и т.н.).

Степень разработанности темы исследования. Количество литературы о К. Саариахо возрастает с каждым годом. Сегодня о композиторе имеется достаточно много информации справочного характера: статьи в музыкальных энциклопедиях и словарях, заметки и отзывы в прессе, критические отзывы в журналах, анонсы к концертам и сценическим постановкам, буклеты к CD и DVD с записями произведений композитора, многочисленные интервью. Можно также указать на электронные источники, представляющие широкую панораму вопросов, связанных с искусством Саариахо. Прежде всего, это различные интернет-сайты, среди которых личный сайт композитора17, сайт нотного издательства «Chester Music and Novello & Company»18, сайт научно-исследовательского центра IRCAM19, сайт, посвященный финской музыкальной культуре20, сайты исполнителей музыки композитора (раздел персонального сайта К. Хоитенга о флейтовой музыке Саариахо21) и другие. Все это помогает получить достаточно объемное представление о деталях ее творческой работы.

Помимо информационной составляющей можно также говорить и о научной интерпретации. Творчество Саариахо в целом только начинает свой путь

в исследовательских работах. Как результат, можно отметить единственную

22

монографию «Кайя Саариахо» финского исследователя Пиркко Моизала и коллективный труд британских авторов Т.Хоуэла, Дж. Хегривза и М.Роуфа «Кайя Саариахо: видения, повествования, диалоги»23, представляющий собой сборник статей, посвященных творчеству композитора. Эти работы дают относительно целостный взгляд, как на творчество, так и на личность К.Саариахо.

Аспектация в специализированных статьях имеет свои «зоны привлекательности»: так, среди наиболее разработанных областей - анализ отдельных сочинений в их связи с принципами спектральной композиции. Например, виолончельный концерт «Amers» (Береговые ориентиры, 1992)

17 URL: http://www.saariaho.org/

18 URL: http://www.musicsalesclassical.com/composer/short-bio/1350

19 URL: http://brahms.ircam.fr/composers/composer/2816/

20URL:http://composers.musicfinland.fí/musicfinland/fímic.nsf/COMAA/356208D41C39BBCCC225748100354E34?open document

21 URL: http://hoitenga.com/site/flute-music-of-kaija-saariaho/

22 Moisala P. Kaija Saariaho. Urbana and Chicago, 2009.

21 Howell T., Hargreaves J., Rofe M. Kaija Saariaho: visions, narratives, dialogues. Burlington, 2011.

привлек внимание Иванки Стояновой24, Грегори Лорье25 и Мяо Вен-Ванг26. Немало исследователей анализирует работу композитора с электронной составляющей музыки: «Анализ смешанной электроакустической музыки:

27

"Verblendungen" Кайи Саариахо как пример изучения» Алана Стоунса,

28 I

«Использование электроники в трех сочинениях Кайи Саариахо» Поля Нельсона

^ 29

и «Преобразование жеста с помощью электроники в музыке Кайи Саариахо» Дж.О'Калахана и А.Айгенфельдта.

Особый интерес вызывает оперное творчество композитора. Перу финского музыковеда Лиизамайи Хаутсало принадлежит первый фундаментальный труд об опере Саариахо «Далекая любовь»30. Эту тематику продолжил также американский музыковед Н.Спенсер в своем исследовании «"Далекая любовь" и

•з 1

вокальные сочинения Кайи Саариахо» .

К числу более специфических и менее разработанных вопросов относятся вопросы фактуры (работа Кари Бешарс32), развертывания нарратива (Винсент Милберг33), формирования современного виолончельного репертуара (Катрин Роблен34).

Важным аспектом является исследование взаимодействия Саариахо с наиболее близкой ей средой - спектральной музыкой французских композиторов. В связи с этим выделяется работа французского музыковеда Д.Пуссе, посвященная анализу технических и эстетических принципов К.Саариахо, Ф.Юреля и М-А. Дальбави35, формировавшихся под влиянием спектральных идей. Научный интерес отечественных исследователей пока представлен

24 Stoianova I. Une œuvre de synthèse: analyse d'Amers // Cahiers de l'Ircam. 1994. № 6. P. 43-66.

25 Lorieux G. Une analyse d'Amers de Kaija Saariaho // Revue DEMéter. 2004.

26 Wen Wang M. Le son comme élément commun à la grammaire et au matériau: étude de Amers de Kaija Saariaho // Mémoire de DEA [Musique et Musicologie du XXe siècle] Paris, 1997.

27 Stones A. The Analysis of Mixed Electroacoustic Music: Kaija Saariaho's «Verblendungen», a case study. 2000.

28 Nelson P. The Uses of Electronics in Three Works by Kaija Saariaho [Электронный ресурс]. URL: http.7/www.pnelsoncomposer.com/writings/KaijaSaariahoAnalysis.html (дата обращения: 19.01.2014).

29 O'Callaghan J., Eigenfeldt A. Gesture transformation through electronics in the music of Kaija Saariaho. Shanghai, 2010.

30 Hautsalo L. Kaukainen rakkaus: Saavuttamattomuuden semantiikka Kaija Saariahon oopperassa. Helsinki, 2008.

31 Lambright S-N. «L'amour de loin» and the vocal works of Kaija Saariaho. New-York, 2008.

32 Besharse K. The Rôle of Texture in French Spectral Music. 2011.

33 Meelberg V. New Sounds, New Stories. Narrativity in Contemporary Music. Amsterdam, 2006.

34 Roblin C. La littérature pour violoncelle seul au XXème siècle: entre tradition et modernité. Lyon, 2000.

35 Pousset D. The Works of Kaija Saariaho, Philippe Hurel and Marc-Andre Dalbavie - Stile Concertato, Stile Concitato, Sile Rappresentativo // Computer Music Journal. 2000. № 19. P. 67-110. Перевод данной статьи (рукопись) выполнен доктором искусствоведения, профессором РАМ им. Гнесиных Т. В. Цареградской.

■у г

несколькими статьями , в числе которых статья в энциклопедическом словаре «Музыка XX века»37 под редакцией Л.Акопяна и дипломной работой H.H. Саамишвили «Опера Кайи Саарьяхо "Любовь издалека": опыт характеристики», защищенной в РАМ им. Гнесиных (2013 г.).

Научная новизна работы определяется её темой и музыкальным материалом. Это первая диссертационная работа в отечественном музыкознании, посвященная выдающемуся финскому композитору Кайе Саариахо. В работе рассматривается комплекс музыкально-выразительных средств и художественных предпочтений автора. Диссертация затрагивает характеристику спектрального направления в современной музыке и освещает совокупность электронных ресурсов, связанную с разработкой звукового материала и использованием специфических компьютерных техник у Саариахо.

Теоретическая значимость исследования. Данная работа формирует аналитический инструментарий для работы с новейшими образцами музыкальной композиции. Результаты исследования дают возможность дальнейшего изучения творчества композитора отечественными музыковедами.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в курсах лекций по истории зарубежной музыки, курсе инструментовки и композиции, а также могут привлечь внимание современных исполнителей к сочинениям автора с целью их пропаганды в России.

Методология исследования опирается на комплексный подход: техника композиции, принципы инструментального и вокального письма Саариахо анализируются в тесной взаимосвязи с эстетическими идеями спектральной техники сочинения, предложенными французскими композиторами во главе с

36 Банникова Е. Внемузыкальные источники Кайи Саариахо // Исследования молодых музыковедов. 2013. С. 142150;

Бедова Н. Кайя Саарьяхо и ее опера «Далекая любовь» // Музыка и время. 2012. № 10. С. 20-23; Садых-заде Г. Женское лицо любви [Электронный ресурс]. URL: http://pti.spb.ru/;

Садых-заде Г. Хельсинки: притча об идеальной любви [Электронный ресурс]. URL: http://рtzh.theatre.ru/; Садых-заде Г. Кайя Саариахо [Электронный ресурс]. URL: http://www.peoples.ru/; Садых-заде Г. Финская культура триумфально шествует по миру [Электронный ресурс]. URL:http://www. finland.org.ru/public/;

Садых-заде Г. Финская культура триумфально шествует по миру [Электронный ресурс]. URL:http://www. finland.org.ru/public/;

Черемных Е. Любовь по-зальцбургски [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru.

37 Акопян Л. Музыка XX века. Энциклопедический словарь. М., 2010.

Жераром Гризе и Тристаном Мюраем. В связи с этим привлекаются зарубежные

38

источники , характеризующие спектральное направление и работы отечественных музыковедов по данной проблематике. Мы используем в качестве опорных теоретические работы французских композиторов: «Музыкальное производство в 1ЛСАМ в 1986-87 годах...» Ж-Б. Барьера39, «Структурирование тембров в инструментальной музыке» Ж. Гризе40, «Спектральная музыка...в долгосрочной перспективе!» Ф. Юреля41, «Спектр и высоты» Т. Мюрая42 и другие. Принимая во внимание принципы компьютерного сочинения, освоенные Саариахо в Ш.САМ, и научные исследования в области музыкальной акустики и психоакустики, без которых были бы невозможны спектральные методы композиции, мы также опираемся на точные подходы, освещенные в труде Э.Хафшмит «Синтез с помощью физического моделирования»43 и учебном пособии И. Алдошиной «Музыкальная акустика».

Из отечественных исследований по этим вопросам назовем труд «Музыка XX века: от авангарда к постмодернизму» (М.Высоцкая, Г.Григорьева), диссертацию Д.Шутко «Французская спектральная музыка 1970-1980-х годов: Теоретические основы музыкального языка» (2004), дипломную работу В. Серебряковой на тему «Проблемы спектрального анализа на примере творчества Жерара Гризе» и раздел о спектральной композиции в коллективной монографии «Теория современной композиции» (А. Соколов).

На защиту выносятся следующие положения:

• Идеи композитора берут начало в синестезии, предполагающей единство визуального и звукового;

38 Переводы иноязычных статей и других источников были выполнены автором данной диссертации, за исключением особо оговоренных.

39 Barriere J-B. Musical Production at IRCAM in 1986-87 a studio report // International Computer Music Conference Proceedings. 1987. P. 57-64.

40 Grisey G. Structuration des timbres dans la musique instrumental // Le timbre, metaphore pour la composition. 1991. P. 352-385.

41 Hurel P. La musique spectrale... à terme! // Musique spectrale rainy days 2005. Luxembourg, 2005. P. 38- 41.

42 Murail T. Spectra and pixies // Contemporary music review. 1984. № 1. P. 157-170.

43 Hufschmitt A. La synthèse par modèles physiques. Paris, 2000.

• Колорит музыки Саариахо связан с использованием излюбленных тембров (виолончели и флейты), богатством артикуляции на этих инструментах;

• Электроника выполняет подчиненную акустическим инструментам функцию, преследуя цель дополнения и украшения уже существующего звучания;

• Творчество Саариахо опирается на методы спектрализма, но выходит за рамки этого направления и представляет собой новый этап его развития - постспектрализм.

Степень достоверности результатов исследования обусловлена опорой на фундаментальные музыковедческие труды, апробированные методы исследования и авторизованные издания; CD-записи с сочинениями и нотный материал были получены легальным путем, в частности от издательства «Chester Music».

Положения и результаты исследования прошли апробацию, обсуждались на заседаниях кафедры аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных. Материалы исследования были представлены в докладах на Международном молодежном научном форуме «Ломоносов - 2012», прошедшем в МГУ им. М.В. Ломоносова и на Межвузовской научной конференции «Исследования молодых музыковедов», состоявшейся в марте 2013 года в Российской академии музыки им. Гнесиных.

Поставленные задачи определяют структуру работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Библиографического списка и Приложения.

В первую главу «Мир музыки Кайи Саариахо» входит три параграфа. Первый дает представление о композиторе в целом, раскрывает ее основные художественные идеи. Второй посвящен описанию становления принципов спектральной композиционной техники, характерных для композиционного процесса Кайи Саариахо. Третий параграф содержит характеристику технологических средств и технических приемов в практике композитора.

Вторая глава «Инструментальные сочинения 80-х: образные константы и способы воплощения», включающая два параграфа, содержит краткую характеристику ученических сочинений композитора и более подробные анализы инструментальных сочинений раннего периода творчества: «Verblendungen» -первого опыта композитора в жанре смешанной электроакустической музыки и «Petals» - пьесы, демонстрирующей специфические приемы игры на виолончели, впоследствии ставших основным из слагаемых почерка композитора.

Третья глава «В поисках постспектрального метода» разделена на три параграфа. В первом параграфе рассмотрены инструментальные композиции 90-х в целом. В дальнейших проанализированы сочинения «Amers» и «Près», объединенные между собой сходными чертами музыкального языка, техническими приемами композиции и обращением к одному инструменту -виолончели.

Четвертая глава диссертации «Новые способы вокального письма и вокальные сочинения 80-90-х» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Вокальное письмо в музыке XX века: некоторые наблюдения» дается краткий обзор достижений в области вокального искусства XX-XXI веков от Шенберга до Гризе. Во втором параграфе «Путь к вокальному творчеству: эволюция с конца 1970-х до середины 1990-х годов» мы рассматриваем вокальные опусы от начальной стадии творчества до первых крупных произведений, выявляя особенности развития вокального языка композитора. Третий параграф «Поэтика вокальной композиции: "Château de l'âme" и "Lonh"» посвящен двум вокальным циклам Саариахо, объединенным общей любовной тематикой и наметевшим путь к опере «Далекая любовь».

Приложения содержат перечень наград и премий Кайи Саариахо, список сочинений, фотографии, а также переводы литературных текстов. Нотные примеры, схемы и рисунки помещены в основной текст диссертации.

Глава 1. Мир музыки Кайи Саариахо

§1. Кайя Саариахо: слагаемые индивидуальности

Круг источников, формировавших манеру Саариахо, удивляет своей широтой. Ее интересы простираются не только вглубь и вширь музыкального искусства, но и касаются смежных искусств - живописи и литературы. И это не удивительно, поскольку композитор с детства впитывала влияния, идущие от

»44

разных видов искусств: она занималась танцами, музыкой , рисованием и графикой. Увлечение Саариахо живописью было столь серьезным, что свое профессиональное обучение в Финляндии она начала как художник45. Ее путь к музыке, в первую очередь, пролегает сквозь визуальные и тактильные ощущения. Ею руководит безошибочный инстинкт глубоко интуитивно-чувствующей личности. Саариахо принадлежит к редкому кругу композиторов, чье творчество в большой степени опирается на синестетический тип мировосприятия, которым обладали ее предшественники О.Мессиан и Т.Мюрай. Эта синестезия к тому же была дополнительно воспитана в детстве посредством «вальдорфской» педагогики: Саариахо обучалась в образовательной школе по системе Рудольфа Штейнера46.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сидорова, Галина Андреевна, 2014 год

Список литературы

1. Акопян, JI. О. Музыка XX века. Энциклопедический словарь / ред. Е.М Двоскина. - М. : Практика, 2010. - 855 с.

2. Алдошина, И. А. Музыкальная акустика : учебное пособие для высших учебных заведений / И. А. Алдошина, Р. Приттс. - СПб. : Композитор, 2006. -720 с.

3. Банникова, Е. К. Внемузыкальные источники Кайи Саариахо / Е. К. Банникова // Исследования молодых музыковедов. - 2013. - С. 142-150.

4. Бедова, Н. Н. Кайя Саарьяхо и ее опера «Далекая любовь» / Н. Н. Бедова // Музыка и время. - 2012. - № 10. - С. 20-23.

5. Высоцкая М. С. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну : учебное пособие / М. С. Высоцкая, Г. В. Григорьева. - М. : Научно-издательский центр Московская консерватория, 2011. - 440 с.

6. Гельмгольц, Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки : монография / Г. Гельмгольц ; пер. с немецкого М. О. Петухова, 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Книжный дом Либроком, 2011. - 592 с.

7. Григорьева, Г. В. Музыкальные формы XX века. Курс «Анализ музыкальных произведений» : учебное пособие / Г. В. Григорьева. - М. : Гуманитар, изд. центр Владос, 2004. - 175 с.

8. Денисов, Э. В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники : монография / Э. В. Денисов. - М. : Советский композитор, 1986. - 206 с.

9. Задерацкий, В. В. Электронная музыка и электронная композиция / В. В. Задерацкий // Музыкальная академия. - 2003. - № 2. - С. 77-89.

10. Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века / Ц. Когоутек ; пер. с чешского под ред. Ю. Н. Холопова и Ю. Н. Parca. - М. : Музыка, 1976. -367 с.

11. Композиторы о современной композиции : хрестоматия / сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. - М. : Научно-издательский центр Московская

консерватория, 2009. - 356 с.

12. Копосова, И. В. Современная финская музыка: путь к успеху / И. В. Колосова // Скандинавские чтения 2006 года: этнографические и культурно-исторические аспекты. - 2008. - С. 429-436.

13. Кривицкая, Е. Д. Музыка Франции: век двадцатый. Эстетика, стиль, жанр : монография / Е. Д. Кривицкая. - М. : СПб. : Центр ГИ, 2012. - 336 с.

14. Куницкая, Р. И. Французские композиторы XX века : монография / Р. И. Куницкая. - М. : Советский композитор, 1990. - 213 с.

15. Лобанова, M. Н. Музыкальный стиль и жанр. История и современность : монография / M. Н. Лобанова. - М. : Советский композитор, 1990.-312 с.

16. Перс, С-Ж. Избранное / Сен-Жон Перс ; пер. с французского. - М. : Русский путь, 1996. - 256 с.

17. Розен, А. А. Критический взгляд на историю электронной музыки / А. А. Розен // Музыкальная академия. - 2000. - № 4. - С. 121-132.

18. Саамишвили, H. Н. Опера Кайи Саарьяхо «Любовь издалека»: опыт характеристики : дипломная работа / H. Н. Саамишвили. - М., 2013.-191 с.

19. Савенко, С. И. Карлхайнц Штокхаузен / С. И. Савенко // XX век. Зарубежная музыка: очерки, документы. - М. : Музыка, 1995. Вып. 1. - С. 11-35.

20. Серебрякова, В. А. Проблемы спектрального анализа на примере творчества Жерара Гризе : дипломная работа / В. А. Серебрякова. - М., 2000.

21. Сидорова, Г. А. Кайя Саариахо: штрихи к портрету / Г. А. Сидорова // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. - 2013. - № 2. - С. 81-89.

22. Сидорова, Г. А. К юбилею Кайи Саарьяхо / Г. А. Сидорова // Музыка и время. - 2012. - № 10. - С. 16-19.

23. Сидорова, Г. А. Электронные средства в музыке Кайи Саариахо: «Près» / Г. А. Сидорова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - № 4. - С. 45-51.

24. Сидорова, Г. A. «Amers» Кайи Саарьяхо: воплощение спектральных принципов / Г. А. Сидорова // Исторические, философские, политические и

юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.-2013.-№ 1.-С. 159-163.

25. Сидорова, Г. A. «Lonh» Кайи Саариахо: поэтика вокальной композиции / Г. А. Сидорова // Исследования молодых музыковедов. - 2013. - С. 105-113.

26. Соколов, А. С. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества : монография / А. С. Соколов. - М. : Музыка, 1992. - 230 с.

27. Теория современной композиции : учебное пособие / отв. ред. В. С. Ценова. - М. : Музыка, 2005. - 618 с.

28. Холопов, Ю. Н. Гармония. Практический курс : учебник для специальных курсов консерваторий. Ч. II: Гармония XX века / Ю. Н. Холопов, 2-е изд., испр. и доп. - М. : Композитор, 2005. - 623 с.

29. Холопов, Ю. Н. Очерки современной гармонии : монография / Ю. Н. Холопов. - М. : Музыка, 1974. - 287 с.

30. Шутко, Д. В. Французская спектральная музыка 1970-1980-х годов: Теоретические основы музыкального языка : дис. ... канд. иск. наук : 17.00.02 / Шутко Даниил Владимирович. - СПб., 2004. - 181 с.

31. Шутко, Д. В. Первые рецепты спектральной музыки: Жерар Гризе / Д. В. Шутко // Музыкальная академия. - 2000. №4. - С. 108-113.

32. Артемьев, А. Н. От Технологий Конкретной Музыки к Музыке Компьютерной [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-music.ru/content/view/35/12/

33. Глазков, A. «Evryali» Яниса Ксенакиса. Опыт исполнительского анализа [Электронный ресурс]. URL: http://www.remusik.org/alexeyglazkov-article/

34. Кандинский, В. О духовном в искусстве [Электронный ресурс]. URL: http ://moy-bereg.ru/content/view/l 281 /225/1 /12/

35. Кириллина, JI. Лючано Берио [Электронный ресурс]. URL: http://www.opentextnn.ru/music/personalia/berio/

36. Лиманский, М. Репортаж о концерте Симфонического оркестра финского радио в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. URL: http ://www. limanskiy. com/ musnews/7cd3/

37. Переверзева, M. «Европеры» Джона Кейджа как философско-эстетический манифест композитора [Электронный ресурс]. URL: http://www.21 israel-music.com/Cage_Europeras-2.htm

38. Савранский, И. Л. Ассоциативный метод (способ) поэтического мышления. (Сен-Жон Перс, М.Цветаева, П. Неруда, Б.Пастернак) [Электронный ресурс]. URL: amkobll3.narod.ru/savr/savransky2.rtf

39. Садых-заде, Г. Главное в художнике - его индивидуальность, а не половая принадлежность [Электронный ресурс]. URL: http://operaclub.wordpress.com/2006/12/28/kaiya-saariaho/

40. Сайт Термен-Центр (центр электроакустической музыки) [Электронный ресурс]. URL: http://www.asmir.info/lib/

41. Сайт научно-исследовательского института ИРКАМ [Электронный ресурс]. URL: http://brahms.ircam.fr/composers/composer/2816/

42. Сайт Kaija Saariaho's homepage [Электронный ресурс]. URL: http://www.saariaho.org/

43. Сайт нотного издательства Chester Music and No vello & Company [Электронный ресурс]. URL: http://www.chesternovello.com/default.aspx7TabId-2431 &State 2905=2&composerld

2905=1350

44. Сайт Финского музыкального Информационного центра [Электронный ресурс]. URL:

http://www.fimic.fi/fimic/fimic.nsf/WLCBN/Saariaho.%20Kaija7opendocument

45. Сидорова, Г. А. Композиторы XXI века: Кайя Саарьяхо [Электронный ресурс] / Г. А. Сидорова // Материалы XIX международной молодежной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». - 2012. - 1 электрон, опт. диск (CD- ROM).

46. Хако, П. Краткий обзор музыкальной культуры Финляндии [Электронный

ресурс]. URL: http://www.sampodialogi.ru/doc/musiikki.pdf

47. Цветовая теория Гете [Электронный ресурс]. URL: http://ias.kiev.ua/interior_style/507

48. Яндекс. Словари [Электронный ресурс]. URL: Ь1Хр://51оуаг1.уапёех.гш'м<ниги/Джаз//о20рок-%20и%20поп-му,зыка/Вокодер/

49. Anderson, J. A Provisional History of Spectral Music / J. Anderson // Contemporary music review. - 2000. - № 19. - P. 7-22.

50. Barriere, J-B. Musical Production at IRC AM in 1986-87 a studio report / J-B. Barriere //International Computer Music Conference Proceedings. - 1987. - P. 57-64.

51. Besharse, K. The Role of Texture in French Spectral Music / K. Besharse. -University of Illinois at Urbana-Champaign, 2009. - 246 p.

52. Castanet, P.-A. Musiques spectrales nature organique et matériaux sonore au 20e siècle / P.-A. Castanet // Dissonance. - 1989. - № 20. - P. 4-9.

53. Cohen-Levinas, D. Entretien avec Kaija Saariaho / D. Cohen-Levinas // Cahiers de l'Ircam. - 1993. - №2. - P. 13- 41.

54. Dufourt, H. Musique spectrale: pour une pratique des formes de l'énergie / H. Dufourt // Bicéphale. - 1981. - № 3. - P. - 85-89.

55. Dunbar J. Women, Music, Culture: An Introduction / J. Dunbar. - New York : Routledge, 2011.-400 p.

56. Esquisse: A Compositional Environment / P-F. Baisnée, J-B. Barrière, M-A. Dalbavie et al. // International Computer Music Conference Proceedings. - 1988. - P. 108-118.

57. Griffiths, P. Modem music and after / P. Griffiths, 3rd ed. - New York : Oxford University Press, 2010. - 307 p.

58. Grisey, G. Structuration des timbres dans la musique instrumental / G. Grisey // Le timbre, metaphore pour la composition. - 1991. - P. 352-385. Рус. перевод Д. В. Шутко: Гризе, Ж. Структурирование тембров в инструментальной музыке / Ж. Гризе // Музыкальная академия. - 2000. - №4. - С. 113-120.

59. Grisey, G. Les Espaces Acoustiques / G. Grisey // Musique spectrale rainy days

2005. - Luxembourg : Etablissement public Salle de Concerts Grande-Duchesse Joséphine-Charlotte, 2005. - P. 47-49.

60. Hautsalo, L. Kaukainen rakkaus: Saavuttamattomuuden semantiikka Kaija Saariahon oopperassa / L. Hautsalo. - Helsinki : Yliopistopiano, 2008. - 218 p.

61. Hirst, L. Alternative voices: contemporary vocal techniques / L. Hirst, D. Wright // The Cambridge Companion to Singing ; Edited by John Potter. - Cambridge : Cambridge University Press, 2000. - P. 192-203.

62. Hottinen, M. Kaija Saariaho: Nymphéa (Jardin secret III) / M. Hottinen, T. Mali // String Quartets' Edition furnish works for string quartets. - Jyvâskylâ : Finnish Music Information Centre, 2008. - P. 72-75.

63. Howell, T. Kaija Saariaho: visions, narratives, dialogues / T. Howell, J. Hargreaves, M. Rofe. - Burlington : Ashgate, 2011. - 265 p.

64. Hufschmitt, A. La synthèse par modèles physiques / A. Hufschmitt. - Paris : Université de Paris Sorbonne, 2000. - 208 p.

65. Hurel, P. La musique spectrale... à terme! / P. Hurel // Musique spectrale rainy days 2005. - Luxembourg : Etablissement public Salle de Concerts Grande-Duchesse Joséphine-Charlotte, 2005. - P. 38- 41.

66. Iitti, S. Kaija Saariaho: Stylistic Development and Artistic Principles / S. Iitti // International Alliance for Women in Music Journal. - 2001. - № 7(3). - P. 17-20.

67. Iitti, S. L'amour de loin: Kaija Saariaho's First Opera / S. Iitti // International Alliance for Women in Music Journal. - 2002. - № 8(1-2). - P. 9-14.

68. Korhonen, K. Inventing Finnish Music: contemporary composers from medieval to modern / K. Korhonen. - Juvaskyla : Finnish Music Information Centre, 2003. - 208 P-

69. Lambright, S.-N. «L'Amour de loin» and the Vocal Works of Kaija Saariaho : A Dissertation In Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Musical Arts / Spencer-N-Lambright. - New-York, 2008. - 116 p.

70. Lorieux, G. Une analyse d'Amers de Kaija Saariaho / G. Lorieux // Revue DEMéter. - 2004. - 34 p.

71. Mali, T. Kaija Saariaho: Ballade / T. Mali // Pianists* Edition fmnish works for

piano Finnish Music Information. - Jyvâskylâ : Finnish Music Information Centre, 2009. - P. 88-89.

72. McAdams, S. Preface / S. McAdams // Contemporary music review. - 1987. -№ 2. - P. 5-8.

73. McAdams, S. Qualities and functions of musical timbre / S. McAdams, K. Saariaho // International computer Music Conference Proceedings. -1985. - P. 367-374.

74. Meelberg, V. New Sounds, New Stories. Narrativity in Contemporary Music / V. Meelberg. - Amsterdam : Leiden University Press, 2006. - 257 p.

75. Meyer, B. Six Japanese Gardens and Trois Rivieres: Delta. An Analysis of Kaija Saariaho's Two Major Works for Solo Percussion and Electronics / B. Meyer. -Lexington : University of Kentucky, 2011. - 366 p.

76. Michel, P. Entretien avec Kaija Saariaho / P. Michel // Cahiers de l'Ircam. -1994.-№6.-P. 7-23.

77. Moisala, P. Kaija Saariaho / P. Moisala. - Urbana : Chicago : University of Illinois Press, 2009. - 144 p.

78. Murail, T. After-thoughts / T. Murail // Contemporary music review. - 2000. -№ 19.-P. 5-9.

79. Murail, T. Spectra and pixies / T. Murail // Contemporary music review. - 1984. - № 1. - P. 157-170.

80. O'Callaghan, J. Gesture transformation through electronics in the music of Kaija Saariaho / J. O'Callaghan, A. Eigenfeldt // Proceedings of the Seventh Electroacoustic Music Studies Network Conference. - Shanghai, 2010. - 24 p.

81. On the Realization of NoaNoa and Près, Two Pieces for Solo Instruments and Ircam Signal Processing Workstation / X. Chabot, K. Saariaho, J.-B. Barrière // International Computer Music Conference Proceedings. - 1993. - P. 210-213.

82. Pousset D. La transparence du signe / D. Pousset // Cahiers de l'Ircam. - 1994. -№ 6. - P. 25-42.

83. Pousset, D. The Works of Kaija Saariaho, Philippe Hurel, and Marc-Andre Dalbavie - Stile Concertato, Stile Concitato, Sile Rappresentativo / D. Pousset // Computer Music Journal. - 2000. - № 19. - P. 67-110.

84. Pressnitzer, D. Acoustics, psychoacoustics and spectral music / D. Pressnitzer, S. Mcadams // Contemporary Music Review. - 2000. - № 19. - P. 33-59.

85. Roblin, C. La littérature pour violoncelle seul au XXème siècle: entre tradition et modernité : these pour obtenir le grade de docteur de l'Université LYON 2 / Catherine Roblin. - Lyon : Université Louis Lumière, 2000. - 547 p.

86. Rodet, X. The Chant Project: From the Synthesis of the Singing Voice to Synthesis in General / X. Rodet, Y. Potard, J-B. Barriere // Computer Music Journal. -1984.-No. 3.-P. 15-31.

87. Rose, F. Introduction to the Pitch Organization of French Spectral Music / F. Rose // Perspectives of New Music. - 1996. - № 2. - P. 6-39.

88. Saariaho, K. Shaping a compositional network with computer / K. Saariaho // International Computer Music Conference Proceedings (Paris, 1984).- 1985.-P. 163165.

89. Saariaho, K. Timbre et harmonie: interpolations of timbrai structures / K. Saariaho // Contemporary music review. - 1987. - № 2. - P. 93-133.

90. Saariaho, K. Using the Computer in a Search for New Aspects of Timbre Organisation and Composition / K. Saariaho // International Computer Music Conference Proceedings (Paris, 1983). - 1983. - P. 269-273.

91. Serviere, A. Style, culture, inspiration: Kaija Saariaho's relationship with France / A. Serviere // Finnish music quarterly. - 2012. - № 1. - P. 38-41.

92. Serviere, A. Timbre, Colors, Nature: Figures of Holiness in the Music of Kaija Saariaho and Olivier Messiaen / A. Serviere // paper presented at the international conference «Music and Holiness» in Helsinki, Finland. - 2009.

93. Smalley, D. Spectromorphology: explaining sound-shapes / D. Smalley // Organised Sound. - 1997. - № 2. - P. 107-126.

94. Stoianova, I. Une œuvre de synthèse: analyse d'Amers /1. Stoianova // Cahiers de lTrcam. - 1994. - № 6. - P. 43-66.

95. Tiikkaja, S. Kaija Saariaho: Lichtbogen / S. Tiikkaja // Conductors' Edition finnish works for chamber orchestra. - Jyvâskyla : Finnish Music Information Centre, 2006.-P. 66-67.

96. Tiikkaja, S. Kaija Saariaho: Solar / S. Tiikkaja // Conductors' Edition finnish works for chamber orchestra. - Jyvâskyla : Finnish Music Information Centre, 2006. -P. 68-69.

97. Voices, Spaces, Senses / International research symposium on Kaija Saariaho and her music (programme book) ; Editor Liisamaija Hautsalo. - Helsinki, 2012. - 54 p.

98. Wen Wang, M. Le son comme élément commun à la grammaire et au matériau: étude de Amers de Kaija Saariaho / M. Wen Wang // Mémoire de DEA [Musique et Musicologie du XXe siècle] ; sous la direction de Hugues Dufourt. - Paris : Ircam, 1997.

99. Wilson, P.N. Grenz-Gesànge. Notizen zu Gérard Grisey «Quatre chants pour franchir le seuil» / P.N. Wilson // Musique spectrale rainy days 2005. - Luxembourg : Etablissement public Salle de Concerts Grande-Duchesse Joséphine-Charlotte, 2005. -P. 152-154.

100. Adrian. Posts Tagged Kaija Saariaho [Электронный ресурс]. URL: http://monashcomposers.wordpress.com/tag/kaija-saariaho/

101. Beyer, A. Kaija Saariaho. Colour, timbre and harmony [Электронный ресурс] // The Voice of Music. - London, 2001. - Режим доступа: http://www.athelas.dk/uploads/koncertprogrammer/Saariaho_interview.pdf

102. Biehl, С. J. Microtonality in the Post-Spectral Era [Электронный ресурс]. URL: http.7/www.claes-biehl.com/words/microtonality-a-selective-overview.pdf

103. Fatus, C. La Station d'informatique musicale [Электронный ресурс]. URL: http://articles.ircam.fr/textes/Fatus93a/

104. Gilmore, B. Microtonality: my part in its downfall [Электронный ресурс]. URL: http://homepages.inf.ed.ac.uk/stg/Bob_Gilmore/BGMicrofest05.pdf

105. Khalifa, M. Les sept Paroles [Электронный ресурс] Extrait du programme de salle des ZaterdagMatinee. - Amsterdam, 2010. - Режим доступа: http://www.tristanmurail.com/fr/oeuvre-fiche.php?cotage=28868

106. Klein, J. Voice and Live Electronics. An Historical Perspective [Электронный ресурс]. URL:

http://cec.sonus.ca/econtact/10_4/klein_livevoice.html

107. Le courant spectral français. Autour de la musique de Gérard Grisey et de Tristan Murail [Электронный ресурс]. URL:

http ://cicm. mshparisnord. org/download/Le_courant_spectral.pdf

108. Lepany, J. Le spectralisme: Précurseurs, fondateurs et evolution [Электронный ресурс]. URL:

http://justin.ovh.org/docs/JustinLepany_Dissertation2005.pdf

109. Mabury, В. An investigation into the spectral music idiom and its association with visual imagery, particularly that of film and video [Электронный ресурс] West Australian Academy of Performing Arts. - 2006. - Режим доступа: http ://ro. ecu, edu. au/ с gi/vie wcontent. с gi?article= 1129&context-theses

110. Minderovic, Z. Kaija Saariaho. Composer. Encyclopediacom. Contemporary Musicians, 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://www.encycl0pedia.c0m/d0c/l G2-3496100061 .html

111. Morlock, J. Kaija Saariaho's Lonh - an appreciation [Электронный ресурс]. URL: http://jocelynmorlock.com/2012/09/29/kaija-saariahos-lonh-an-appreciation/

112. Nelson, P. The Uses of Electronics in Three Works by Kaija Saariaho [Электронный ресурс]. URL: http://www.pnelsoncomposer.com/writings/KaiiaSaariahoAnalysis.html

113. Nieminen, R. Nymphéa, Jardin secret III (1987) [Электронный ресурс] Extrait du livret du CD édité chez Ondine ODE 804-2. - 2002. - Режим доступа: http://mediatheque.ircam.fr/textes/notes2prog/LQ38068-01.pdf

114. Obtention de modeles de resonance. Ircam - mai 1999. Version révisé par Francesc Marti, après le document de Pierre-François Baisnée en novembre 1990 [Электронный ресурс]. URL: http://recherche.ircam.fr/anasyn/DOCUMENTATIONS/AnaModRes/modResUser.html

115. Polfeman, R. Modalys-ER for OpenMusic (МЮМ): virtual instruments and virtual musicians [Электронный ресурс]. URL: http://core.kmi.open.ac.uk/download/pdf/1636553.pdf

116. Prisma. The Musical World of Kaija Saariaho [Электронный ресурс]. -

Helsinki : Werner Sôderstrôm Corporation, 1999. - 2 электрон, опт. диска (CD-ROM).

117. Ross, A. A new opera from the Finnish composer Kaija Saariaho [Электронный ресурс]. URL: http://www.newyorker.com/archive/2006/04/24/060424crmu_music?currentPage=all

118. Service, T. A guide to Kaija Saariaho's music [Электронный ресурс]. URL: http://www.theguardian.com/music/tomserviceblog/2012/jul/09/kaija-saariaho-contemporary-music-guide

119. Spectralisme français, du domaine fréquentiel au domaine temporel, analyse, modélisation, synthèse... et prospectives [Электронный ресурс]. URL: http://cicm.mshparisnord.org/download/1_02_spectralisme.pdf

120. Stones, A. The Analysis of Mixed Electroacoustic Music: Kaija Saariaho's «Verblendungen», a case study. - 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://www.alanstones.net/ASnewsite.hyperesources/images/for%20web/A.Stones-The-Analysis-of-Electroacoustic-Music.pdf

121. Timbre as a form-building property in the music of Kaija Saariaho [Электронный ресурс] Essay preview / University Degree Music, 2002. - Режим доступа: http://www.markedbyteachers.com/'university-degree/creative-arts-and-design/timbre-as-a-form-building-property-in-the-music-of-kaija-saariaho.html

г

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.