Цвет в архитектуре Молдавии. Том 1 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.02, Янович, Адриана Иосифовна

  • Янович, Адриана Иосифовна
  • 1983, Кишинев
  • Специальность ВАК РФ18.00.02
  • Количество страниц 130
Янович, Адриана Иосифовна. Цвет в архитектуре Молдавии. Том 1: дис. : 18.00.02 - Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности. Кишинев. 1983. 130 с.

Оглавление диссертации Янович, Адриана Иосифовна

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИХРОМИИ В АРХИТЕКТУРЕ МОЛДАВИИ ПЕРИОДА ХУ НАЧАЛО XX вв.

1.1. Полихромия в архитектуре Молдавии ХУ века.

1.2. Полихромия в архитектуре Молдавии ХУ1 века.

1.3. Полихромия в архитектуре Молдавии ХУП-ХУШ вв.

1.4. Полихромия в архитектуре Молдавии XIX первой половины XX вв. Выводы по первой главе.

ГЛАВА П. ПОЛИХРОМИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЕ МОЛДАВСКОЙ ССР. ПЛ. Обоснование территориальной дифференциации полихромии современной народной архитектуры Молдавии. П.2. Полихромия в современной народной архитектуре северной зоны Молдавии. П.З. Полихромия в современной народной архитектуре центральной зоны Молдавии. П.4. Полихромия в современной народной архитектуре южной зоны Молдавии. П.5. Полихромия в интерьере народного жилища Молдавии. Выводы по второй главе.

ГЛАВА Ш. ПОЛИХРОМИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ МОЛДАВИИ (на примере застройки г.Кишинева). Выводы по третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», 18.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Цвет в архитектуре Молдавии. Том 1»

Актуальность настоящего исследования определяется стоящей перед советскими архитекторами задачей создания оптимальной пространственной среды, обеспечивающей не только комфортное удовлетворение жизненных потребностей в труде и отдыхе, но и формирующей духовный мирителей нового общества, создание не только функционально, но и эстетически полноценной среды. "Сейчас, когда миллионы людей уже улучшили свои бытовые условия, появляется возможность уделять больше внимания качествуительства, удобной планировке квартир, внешнему виду проспектов, кварталов, общественных зданий. Наши зодчие могут и должны покончить с однообразием застройки, невыразительностью архитектурных решений" 2Л,с.86 .

Ориентирование ХХУ1 съездом КПСС на повышение уровня индустриализации строительного производства является объективной необходимостью. 2.2, с.175 . Однако односторонняя реализация в течение ряда лет высокого экономического потенциала нового рационального метода строительства и пренебрежение развитием, заложенных в нем композиционных возможностей, привели к возникновению некачественной среды, лишенной эстетической значимости. Под именем архитектуры часто выступает массовая продукция, представляющая собой механическую сумму стандартных элементов, складывающихся в невыразительные объемы и пространства, монотонные, серые, однообразные, всюду одинаковые, лишенные свойственного искусству архитектуры эмоционального начала. Симптоматические признаки неполноценности индустриальной архитектуры достаточно четко проявили себя в последние два десятилетия и на данном этапе успешно ведутся поиски действенных способов борьбы с ними. В частности, особое внимание уделено композиционным свойствам цвета.

Как уже доказано целым рядом осуществлений отечественной и зарубежной практики, использование цвета является одним из эффек-тирчыз: средств, способных в значительной мере разнообразить, оживить, индивидуализировать современные архитектурные ансамбли,способных повысить информационную и эстетическую содержательность архитектуры, облегчить ориентацию во все более усложняющейся многофункциональной городской среде. В наши дни эффективность использования цвета демонстрируется целым рядом удачных примеров, среди которых можно отметить районы Жирмунай и Лаздинай в Вильнюсе, Тропарево и Ясенево в Москве, Юго-Западный в Ленинграде, районы Дефанс, Кретей, Ля Гранд Борн в окрестностях Парижа, жилой массив Красные Стены близ Барселоны и др. Проблеме использования цвета в современной архитектуре посвящен ряд теоретических исследований: работы Лашук Г.П., Белякова В.П., Беловой Т.Д., Русанова Г.Е. Круг других исследований посвящен отдельным аспектам данной проблемы: работы Абрамова Л.Кв, Ефимова A.B., Азизян И.А., Лущеко Э.М.

Конечно, нельзя считать полихромию панацеей от всех бед, "декоративной косметикой", способной камуфлировать все недостатки. Полихромия есть и должна остаться вспомогательным, подчиненным средством, которое может дать лишь частичное улучшение. Распространенное в 60-х годах положение о том, что посредством цвета можно практически беспредельно разнообразить совершенно одинаковые дома, не подтвердилось практикой. Раскрашенные балконы не смогли сделать плохую архитектуру лучше. Только в комплексе с другими мероприятиями, направленными на гуманизацию искусственной среды, цвет может стать эффективным средством повышения качества современной архитектуры. Кроме этого, как демонстрирует ряд теоретических исследований (Г.ПДашук, Т.Д.Беловой, А.В.Ефимова) и проектно-практических работ, использование цвета высокоэффективно при его применении в масштабе крупных градостроительных пространств, когда цвет перестает быть всегда лишь средством эстетизации, "оживляла" отдельных типовых объектов, превращаясь в средство создания полихромной срзды всего городского образования.

Для современной архитектуры городов Молдавии проблема использования цвета имеет двоякого рода значение: она актуальна не только с тошси зрения нейтрализации некоторых побочных, отрицательных эффектов процесса индустриализации и стандартизации строительства, процесса урбанизации в целом, но и с тошси зрения поисков национального своеобразия. Пока что роль цвета, как средства выражения национальной образности, почти полностью игнорируется и веками культивируемая молдавским народом традиция эстетизации искусственной среды посредством цвета не нашла еще своего применения. На фоне жизнерадостного обилия красок в народной архитектуре монохромность современной городской застройки воспринимается удручающим диссонансом. Современная архитектура городов Молдавии почти стерильна от национальных признаков и с успехом могла бы вписаться в современную застройку любой части земного шара: те же бесцветные "параллелепипеды", "стеклянные контейнеры", "никелированные этажерки". Даже те немногие колористические явления, имеющиеся в Кишиневе и других городах республики, явно лишены конкретной "прописки в пространстве": как и в любом городе, любой страны та же анемичная мозаика на торцах зданий, те же раскрашенные балконы и лоджии, та же пастельных тонов керамическая плитка.„.

Процесс не только индустриализации, но и интернационализации архитектуры является объективной необходимостью современного строительства. Однако интернационализация возможна только на основе и с использованием прогрессивных народных традиций. Тем и отличается интернационализм от космополитизма с его отрицанием любых национальных признаков, ".интернациональное является высшзй ступенью развития истинно национального. национальное обогащает интернациональное, такова диалектика развития национального и интернационального в архитектуре11 [4.25, с.149 . В.И.Ленин писал, что большевики стоят ".не за "национальную культуру", а за интернациональную культуру, в которой от каждой национальной культуры входит только часть, именно: лишь последовательно-демократическое и социалистическое содержание каждой национальной культуры" 1.3, с.209 ] .

Возвращаясь к современной молдавской архитектуре, молено сказать, что ее создатели пользуются достижениями процесса интернационализации архитектуры, не внося в общее дело ничего своего или почти ничего. Необходимо отметить, что в архитектуре Советской Молдавии был период, посвященный поискам национального своеобразия. "В послевоенный период в Молдавской ССР, как и во всех других республиках Советского Союза, делаются попытки придать застройке национальный колорит. Однако это сводилось к эклектическому применению архитектурных элементов и деталей, заимствованных, как уже было сказано, из средневековой архитектуры Молдавского княжества" [4.21, с.50 . Поиски продолжались всего одно десятилетие и прекратились в 1955 г. в связи с развернувшейся борьбой с излишествами в архитектуре. "Направленность этой борьбы была, безусловно, прогрессивной, однако нередко допускались и крайности, приводившие к обеднению и обезличиванию архитектурных решений. Эти крайности задержали почти на 20 лет поиски национальных форм в архитектуре Молдавии" .4.21, с.54 ] . Далее В.Ф.Смирнов отмечает, что поиски национального своеобразия необходимо было начать с научного определения ".что следует считать национальным колоритом в архитектура. Вероятно, в первую очередь, к нему надо было отнести бытующие з течение веков принципы планировки зданий, приемы построения композиций и живописность общих решений, основанных на широком использовании светотени и полихромности, а не на применении мертвых архитектурных деталей средневековых построек, не имеющих ничего общего ни с конструкциями современных зданий, ни с современным пониманием красоты, лишенной вычурности". [4.21, с.54 ] .

Детальное изучение молдавской традиции архитектурной полихромии и использование ее принципов в современном строительстве позволило бы молдавским архитекторам вносить и свою лепту в дело интернационализации архитектуры. Полихромность - одна из самых древних, самых оригинальных и самобытных традиций молдавской архитектуры. Такие ее проявления, как экстерьерная живопись молдавских церквей ХУ1 в. и полихромный ордер жилища центральной зоны республики - уникальны в истории мировой архитектуры. Полихромность - самая жизнеспособная традиция молдавской архитектуры: после ряда взлетов и падений в ходе своей многовековой эеолюции, она переживает в наши дни качественно новый, невиданный расцвет в новой для нее сфере приложения - народной архитектуре. Если до XX в. полихромия использовалась преимущественно как средство декора культовых сооружений, то на современном этапе она стала одним из популярнейших приемов, содействующих усилению архитектурно-художественной выразительности молдавского жилища. В то время как такие приемы декора молдавского жилища подобно резьбе по камню и дереву отходят и уже отошли в прошлое, полихромия расцветает, как никогда. Полихромность является отличительным признаком молдавской архитектуры даже сравнительно с народной архитектурой Украинской ССР. Имея много общих черт с украинской полихромией в северной зоне Молдавии, молдавская полихромия обладает значительно большим разнообразием приемов формирования полихромного декора.

Немаловажным является и то, что технология введения цвета в современную молдавскую архитектуру не противоречит методам индустриального строительства, как в свое время противоречило им "архитектурное оформление фасадов" послевоенного периода в молдавском национальном стиле, требующее большого количества ручного труда.

Полихромный декор экстерьера является одной из наиболее ранних и одновременно наименее изученных традиций молдавской архитектуры. Теоретических исследований, посвященных изучению молдавской архитектурной полихромии, не существует. Однако в тех немногочисленных работах, которые рассматривают историю архитектуры Молдавии, нашли неполное отражение отдельные, наиболее эффектные аспекты данной традиции (работы Роднина К.Д., Понятовского И.И., Балша Г., Дрэгуца В., Ионеску Г., Грабар А., Улеа С. и др.). В частности, первое место по количеству и степени подробности описаний занимает полихромия молдавской архитектуры ХУ1 в. (см. библиографию: 4.19, 4.28, 4.34, 4.36, 4.33, 5.50). Привлекая внимание многих исследователей своей оригинальностью и самобытностью, экстерьерная живопись молдавских церквей ХУ1 в. удостоилась подробнейшего иконографического анализа и многочисленных версий ее генезиса, по сей день остающихся на уровне гипотетических предположений. Значительно и незаслуженно меньшего внимания удостоилась полихромия молдавской архитектуры ХУ в. (см.библиографию: 4.27, 4.30, 4.35, 5.48). Вопросы ее генезиса нигде не освещены, Полихромия тле ХУШ, XIX и первой половины XX вв. вообще не рассмотрена ни зарубежными авторами, ни в единственной работе отечественных авторов, посвященной молдавской архитектуре периода Х1У-Х1Х вв. (работа Роднина К.Д. и Понятовского И.И.). Не анализированы также причины возникновения и исчезновения тенденции к монохромному декору в ХУП в., век, который разделяет период расцвета полихромии молдавской архитектуры в ХУ-ХУ1 вв. и период появления под влиянием архитектуры русского барокко новой полихромии в ХУШ в.

Фрагментарные сведения о полихромности архитектуры Молдавии ХУ и ХУ1 вв., содержащиеся в вышеупомянутых исследованиях, констатируют, однако, только факт существования данного явления. Общим и существенным недостатком этих сведений описательного характера является отсутствие анализа, выявляющего принципы формирования полихромного декора, принципы взаимодействия цвета и архитектурной формы. Подобная незавершенность является следствием рассматривания полихромии как "вещь в себе", как декоративного приложения к форме, в отрыве от таких важных, влияющих на ее формирование факторов, как принципы архитектурного формообразования и идейно-политическое содержание соответствующих эпох.

В исследованиях, посвященных современной народной архитектуре Молдавии, также существуют краткие разделы, рассматривающие по-лихромный декор молдавского жилища (работы Захарова А.И., Лившица М.Я. и Моисеенко З.В.), которые страдают той же незавершенностью, отмеченной в работах по истории молдавской архитектуры. Данные разделы отличаются неполной и нечеткой классификацией существующих приемов создания полихромного декора и отсутствием исследования степени преемственности между современными и исторически сложившимися приемами.

В заключение краткого критического анализа предшествующих работ можно сказать, что все имеющиеся сведения о традиции использования цвета в декоре экстерьера молдавской архитектуры характеризуются описательностью, а некоторые этапы ее развития вообще | I не рассмотрены. До настоящего времени данная традиция не выде- ! лялась в самостоятельный объект изучения. Таким образом, состояние вопроса находится на уровне констатации факта существования; традиционной полихромии.

Отсутствие анализа, выявляющего принципы формирования поли-хромного декора в молдавской архитектуре, делает невозможным использование этой традиции в современной архитектуре городов республики, без неизбежного впадения в эклектический перенос таких поверхностных признаков традиции, как конкретно применяемые народными мастерами цвета и приемы цветового убранства. Успешное использование традиционной полихромии в современной молдавской архитектуре может обеспечить не механический ее перенос, идея дискредитирована давно и неоднократно, а творческое использование принципов формирования полихромного декора. В свете этого, данное исследование представляется актуальным как обеспечивающее основу для правильной реализации традиционной полихромии в сегодняшней практике.

Научная новизна данной работы заключается в исследовании впер^ вые эволюции традиции молдавской архитектурной полихромии от вре> мен основания Молдавского государства (середина Х1У в.) и до настоящего времени. Впервые также предлагается использование принципов данной традиции в современной застройке городов Молдавии.

Целью настоящего исследования является разработка ряда рекомендаций по колоризации современной архитектуры городов Молдавии на основе традиционных принципов формирования полихромного декора и с учетом достт::ений современной отечественной и зарубежной колористики.

Задачи исследования следующие:

1. Изучение истории полихромии молдавской архитектуры по натурным объектам и по первоисточникам.

2. Исследование полихромии современной народной архитектуры Молдавии по натурным объектам.

3. Выявление принципов формирования полихромного декора экстерьера молдавской архитектуры на различных этапах ее развития и составление периодизации эволюции данной традиции.

4. Установление степени преемственности между полихромией молдавской исторической архитектуры и полихромией современного народного зодчества.

5. Изучение достижений современной отечественной и зарубежной архитектурной полихромии городской застройки.

6. Анализ колористических решений, реализованных в современной городской архитектуре Молдавии (на примерз Кишинева).

Объектом исследования, которым определяются и границы исследования, является полихромный декор экстерьера архитектуры Молдавии ХУ в. - 80-х годов XX в. Кроме этого, изучение полихромии народной архитектуры Молдавии ограничивается детальным рассмотрением жилища северной и центральной зоны республики. Разнообразный этнический состав южной зоны с численным преобладанием гагауз и болгар привел к сложному переплетению декоративных традиций трех национальностей, в связи с чем трудно вычленить какую-либо одну из них, например, молдавскую.

Методика исследования основана на натурном обследовании полихромии современной народной и современной городской архитектуры Молдавии, на изучении и анализе исследований, посвященных истории молдавской архитектуры, а также теоретических и проектно-практи-ческих работ в области современной отечественной и зарубежной ко-лористики. В основу методики исследования традиционной полихромии заложен принцип синтезирования констатации в области истории развития Молдавии, архитектурного формообразования и полихромного декора, принцип, который позволяет делать выводы с учетом главных влияющих факторов. Материалы исследования изложены в следующей последовательности: краткая историческая характеристика эпохи; краткий обзор особенностей архитектурного формообразования; описание полихромного декора архитектуры данной эпохи; анализ полихромного декора.

На защиту выносятся следующие полощения работы:

1. Периодизация эволюции традиции использования цвета в декоре экстерьера архитектуры Молдавии.

2. Выявленные в ходе исследования принципы формирования полихромного декора экстерьера архитектуры Молдавии, на каждом из этапов его развития.

3. Комплекс рекомендаций по использованию цвета в современной городской застройке Молдавии, разработанных на основе традиционной полихромии и с учетом природно-климатических факторов, а также достижений отечественной и зарубежной современной колористики.

Практическое значение работы состоит в научно обоснованных рекомендациях по использованию цвета в современной архитектуре городов Молдавии, имеющих своей целью повышение качества городской среды.

Похожие диссертационные работы по специальности «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», 18.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», Янович, Адриана Иосифовна

Выводы по третьей главе .106

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.109

Список литературы диссертационного исследования Янович, Адриана Иосифовна, 1983 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Антиисторический подход к проблеме взаимоотношения между материальным и духовным производством. Концепция "нематериального труда", выполняемого господствующим классом. - Соч., 2-е изд., т.26, чЛ, гл.4, с.278-282.

2. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.269-317.

3. Ленин В.И. Проект платформы к 1У съезду социал-демократии Латышского края. - Полн.собр.соч., т.23, с.203-211.

4. О&ициально-документальные материалы

5. Брежнев Л.И. Все для блага народа, во шля советского человека: Речь на встрече с избирателями Бауманского избирательного округа города Москвы от 14 июля 1974. - В кн.: Ленинским курсом. М., 1976, т.5, с.63-88.

6. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1982. - 223 с.

7. Материалы съездов, конференций, симпозиумов

8. Светоцветовое решение производственной и городской среды:

9. Материалы краткосрочного семинара. - Л.: ЛДНТП, 1981. - 72 с.4. Книги

10. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города, как объект зрительного восприятия. - М.: Стройиздат, 1977. - 126 е., ил.

11. Бодюл И.И. Важная социальная проблема коммунистического строительства. Преодоление существенных различий между городом и деревней в условиях МССР. - Кишинев: Картя Молдовеняс-кэ, 1969. - 232 с.

12. Бырня П.П. Сельские поселения Молдавии ХУ-ХУП вв. - Кишинев: Изд-во ЦК КП Молдавии, 1969. - 220 с.

13. Гоберман Д.Н. Ковра Молдавии. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, I960. - 79 е., ил.

14. Гоберман Д.Н. Каменный цветок Молдавии. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1970. - 101 е., ил.

15. Гоберман Д.Н. По Молдавии. - Л.: Искусство, 1975. - 167 е.,ил.

16. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. Пер. с фран. - М.: Стройиздат, 1964. - 183 е., ил.

17. Дкадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. - М.: Мир, 1978. - 590 е., ил.

18. Ефимов A.B. Современные тенденции полихромии в архитектуре: Обзорная информация. - М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1979, вып.4. - 56 е., ил.

19. Ю.Ефимов A.B. Цвет в архитектуре и градостроительстве: Серия "Строительство и архитектура". - М.: Знание, 1931, I? 8. -63 с., ил.

20. II.Захаров А.И. Народная архитектура Молдавии: Каменная архитектура центральных районов. - М.: Стройиздат, I960. - 94 е., ил.

21. Зеленчук B.C. и др. Народное декоративное искусство Молдавии. М.Я.Лившиц, И.Г.Хынку. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1968. - 156 е., ил.

22. История Молдавской ССР. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1965, т.1. - 659 с.

23. Краткий агроклиматический справочник по Молдавской ССР. -Кишинев: Партиздат, 1959. - 70 с.

24. Лившиц М.Я. Декор в народной архитектуре Молдавии. - Кишинев: Штиинца, 1971. - 90 е., ил.

25. Лущеко Э.М. Теория цвета: Учебное пособие для студентов специальности 1201 - Архитектура. - Л.: Изд-во ЛИСИ, 1980. -30 е., ил.

26. Моисеенко З.В. Архитектура сельских жилых домов Молдавии. -Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1973. - 204 е., ил.

27. Молдаване: Очерки истории, этнографии, искусствоведения 1 Ред.кол.: Гросул Я.С. отв.ред., Лазарев A.M., Зеленчук B.C. -Кишинев: Штиинца, 1977. - 458 е., ил.

28. Роднин К.Д., Понятовский И.И. Памятники молдавской архитектуры Х1У-Х1Х вв. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, I960.- 60 с., ил.

29. Самойлович В.П. Народное архитектурное творчество: По материалам Украинской ССР. - Киев: Будивельник, 1977. - 216 е.,ил,

30. Смирнов В.Ф. Градостроительство Молдавии. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1975. - 147 е., ил.

31. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство. Пер. с нем.- М.: Стройиздат, 1973. - 117 е., ил.

32. Цойгнер Г. Учение о цвете. Пер. с нем. - М.: Стройиздат, 1971. - 159 е., ил.

33. Юбилейный сборник г.Кишинева. I8I2-I9I2. - Без места и года издания. - 206 е., ил.

36. Абрамов Л.К. Композиция и архитектурная полихромия. - Сб. науч.тр. ЛИСИ. Л., 1971, № 65. Эстетика промышленных и гражданских зданий, с.5-13.

37. Абрилов Л.К. Цветоподборные средства и их использование. - Архитектура СССР, 1978, I," 9, с.30-31.

38. Абрамов Л.К. 0 различных взглядах на колористику городской среды. - В кн.: Эстетические проблемы советской архитектуры. Межвуз.тематический сб.тр. Л., 1979, с.5-7.

39. Бартенев И.А. Форма и конструкция в архитектуре. - Л.: Строй-издат, 1968.

40. Раздел II, глава 3. Архитектура ХУП, ХУШ и начала XIX века, с.77-106.

41. Беляков В.П. Национальный цветовой преферендум народов Молдавии. - В кн.: Эстетические проблемы советской архитектуры. Межвуз« тематический сб.тр. Л,, 1979, с.21-25.

42. Бобок H.A., Леваднюк А.Т.Рельеф. - В кн.: Молдавская ССР. Кишинев, Госкомиздат МССР, 1979, с.10-13.

43. Бошкович Д. Архитектура Сербии и Македонии. - В кн.: Всеобщая история архитектуры в 12-ти т. Л.-М., Стройиздат,1966, т.З, гл.6, с.418-464.

44. Брунов Н.И. Архитектура Византии. - В кн.: Всеобщая история архитектуры в 12-ти т. Л.-М.9 Стройиздат, 1966, т.З, гл.1, с.16-160.

45. Виноградов Я. Проблемы цвета в архитектурном образовании. -Архитектура СССР, 1981, № 10, с.20-23.

46. Владимирская И.И. Народное жилище в центральных районах Молдавии. - Жилой дом, 1950, JP 2, с.75-91.

47. Всеобщая история архитектуры в 12-ти т. - Л.-М.: Стройиздат, 1966, т.З.

48. Глава 5. Архитектура Болгарии, с.376-417.

49. Всеобщая история архитектуры в 12-ти т. - М.: Стройиздат, 1969, т.7.

50. Глава 5. Архитектура Валахии, Молдавии, Трансильвании, Югославии, Болгарии и Греции, с.293-337.

51. Глинкин В.А. Цвет в архитектуре крупного города. - В кн.: Эстетические проблемы советской архитектуры. Межвуз. тематический сб.тр. Л., 1979, с.7-15.

52. Глинкин В.А. Теория и практика архитектурной полихромии городов. - Архитектура СССР, 1981, }? 10, с. 14-16.

53. Дамский А. Цвет в массовой жилой застройке Москвы. -Архитектура СССР, 1978, 1? 9, с. 17-20.

54. Едзаев 0. Дома и краски. - Декоративное искусство СССР, 1975, 1? 4, с.32-35.

55. Ефимов A.B. Колористическое решение районов массового строительства. - Архитектура СССР, 1976, № 6, с.28-34.

56. Ефимов A.B. Цвет в формировании жилых районов. - Жилищное строительство, 1976, № 2, с.16-17.

57. Ефимов A.B. Моделирование формообразующего действия полихромии. - Техническая эстетика, 1977, J3 7, с.20-24.

58. Ефимов A.B. Методика колористического решения французских нефтеочистительных комплексов. - Техническая эстетика, 1977, J? 4-5, с.46-50.

59. Ефимов A.B. Цвет в японской школе. - Техническая эстетика, 1978, L" 5, с.25-28.

60. Ефимов A.B. Формирование цветовой среды города. - Архитектура СССР, 1978, J." 9, с.5-10.

61. Ефимов A.B. Полихромия объектов дизайна в цветовой среде города. - Техническая эстетика, 1979, I? 7, с.19-23.

62. Ефимов A.B. Полихромия в архитектурной композиции. - Архитектура СССР, 1931, .? 10, с. 16-19.

63. Жадова Л. Палитра французских городов. - Декоративное искусство СССР, 1975, № 4, с.26-31.

64. Ионеску Г. Архитектура Молдавии и Валахии. - В кн.: Всеобщая история архитектуры в 12-ти т. Л.-М., Стройиздат, 1966, т.З, гл.7, с.465-501.

65. Кадина И.Г. Народное жилище в северных районах Молдавии.- Жилой дом, 1950, № 2, с.62-74.5в28. Кравец В. Функция цвета в городской застройке. - Архитектура СССР, 1978, Г' 9, с.10-12.

66. Лущеко Э.М. О применении данных психофизиологического действия цвета в архитектурной практике. - В кн.: Эстетика промышленных и гражданских зданий. Сб.науч.тр. ЛИСИ, Л., 1971, 65, с.13-19.

67. Лущеко Э.М. Цвет в архитектуре Ленинграда. - Архитектура СССР, 1978, J," 9, с.21-24.

68. Лущеко Э.М. Цвет в архитектуре Ленинграда ХУШ - первой трети XX вв. - В кн.: Эстетические проблемы советской архитектуры. Межвуз. тематический сб.тр. Л., 1979, с.25-31.

69. Малинаускас К. О национальной психологии и условиях ее формирования. - Коммунист, Вильнюс, 1976, № 6, с.40-47.

70. Орфинский В. Национальное или интернациональное? - В кн.: Зодчество. Сб. Союза Архитекторов СССР, M., 1975, J," I,с.30-31.

71. Соловьев Н., Турчин В. Новые районы Парижа. - Декоративное искусство СССР, 1975, Р 10, с,48-51.

72. Соловьев Н. Современная архитектура Франции: полихромияв формировании жизненной среды. - Архитектура СССР, 1976, 1? 6, с.34-38.

73. Тельтевский П.А. Архитектура России 1700-х - 1750-х гг.- В кн.: Всеобщая история архитектуры в 12-ти т. М., Строй-издат, 1968, т.6, гл.5 с.156-191.

74. Беляков В.П. Цвет в архитектуре жилых комплексов Крайнего Севера: Дис. канд.архитектуры. - Л., 1972. - 143 с.

75. Кравец В.И. Структура и функции цветовой гармонии в композиции жилой застройки: Дис.канд.архитектуры. - Харьков, 1973. - 160 с.

76. Лашук Г.П. Цвет в формировании среды жилой застройки: Дис. канд.архитектуры. - М., 1972. - 161 с.7. Авторефераты

77. Белова Т.Д. Формирование цветового решения массовой жилой застройки: Автореф.дис.канд.архитектуры. - М., 1982. - 16с.

78. Лашук Г.П. Цвет в формировании среды жилой застройки: Автореф. дис.канд.архитектуры. - М., 1972. - 24 с.

79. Русанов Г.Е. Взаимосвязь цвета и пластики формы в архитектуре магистрали города: Автореф. дис.канд.архитектуры. -Л., 1930. - 25 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.