Формообразующее действие полихромии и вопросы его изучения в архитектурной школе. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Ефимов, А. В.
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 374
Оглавление диссертации Ефимов, А. В.
ВВЕДШИЕ.
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФОРМООБРАЗУЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ ПОЛИХРОМИИ .
I. Цвет - одно из средств формообразования . стр. I - 10
II - 61
II - 13
13 - 22
22 - 27
27 - 33
33 - 39
2. Явление "выступалие-отступание" две тов и причины его возникновения .
3. Количественная оценка явления "вы-ступание-отступание" цветов . . .
4. Метод выражения полихромной формы через монохромную (метод моделей)
5. Формообразующее действие полихромии в объемно-пространственной форме . а) действие полихромии в плоскостной форме; б) действие полихромии в объемной форме; в) действие полихромии в пространственной форме:
6. Требования к полихромии, обеспечивающие ее формообразующее действие в объемно-пространственной форме . - 43
7. Формообразующее действие полихромии в архитектурной композиции . 44-61 а) полихромия развивает пластику стены; б) полихромия формирует объем архитектурного сооружения; в) полихромия организует пространство архитектурного ансамбля.
ГЛАВА Д. ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМООБРАЗУЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ ПОЛИХРОМИИ В АРХИТЖТУРНШ ШКОЛЕ. .
1. Исследование программ изучения цвета в высшей школе.62 - 94 а) разбор программ архитектурных, художественно«промышленных и художественных вузов; б) направления изучения цвета в архитектурной школе.
2. Курс изучения формообразующего действия полихромии в архитектурной школе (на примере работы кафедры
Живопись" МАИ).94-115 а) место курса в учебном плане архитектурной школы; б) моделирование как метод изучения формообразующего действия полихромии ; в) упражнения курса; г) методические указания к выполнению упражнении курса.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Колористика как основа формообразования в архитектуре: на примере работ мастеров XX века2010 год, кандидат искусствоведения Ситникова, Наталья Викторовна
Цветовое моделирование архитектурного пространства.1983 год, кандидат архитектуры Виноградов, Якуб Петрович
Цветовое структурирование социального пространства2010 год, кандидат философских наук Потокина, Татьяна Михайловна
Принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды2000 год, кандидат архитектуры Кошкин, Дмитрий Фридович
Колористика московской архитектуры эпохи модерна2004 год, кандидат искусствоведения Шамраева, Елена Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формообразующее действие полихромии и вопросы его изучения в архитектурной школе.»
Нашу жизнь невозможно представить себе без цвета. Мы воспринимаем окружающий нас мир, наделенный бесконечным многообразием цветов. Чувство цвета рождается у нас под воздействие» электромагнитных колебаний определенной длины волн на сетчатку глаза и, в зависимости от конкретной зрительной ситуации, оценивается в различных аспектах. В одном случае, в результате действия нескольких цветов на объемно-пространственную форщу меняется зрительное ощущение этой формы, и мы говорим о формообразовании с помощью цвета, в другом - гармоничное сочетание цветов вызывает у нас чувство прекрасного, и мы говорим об эстетике цвета, в третьем случае, от определенного сочетания цветов нами овладевает радостное или подавленное настроение, и мы говорим о психо-физиологическом воздействии цвета, в чет-л , вертом - когда цвета в произведении искусства способствуют его 4 художественной выразительности, мы говорим об эмоционально-образном воздействии цвета, в пятом - чередующиеся в архитектурном пространстве цвета определяют график движения, и мы говорим о цвете, как средстве ориентации. Этот перечень различных проявлений цвета можно было бы продолжить.
Чувство цвета, неразрывно связанное с объектами окружающего нас материального мира, в огромной степени способствует познанию этого мира. Познавая цвета предмета, мы глубже позна-* ем сам предмет. Из пяти органов чувств, с помощью которых т ^ ощущаем окружающую нас среду, на долю зрения приходится около
8<$ всей информации, поэтому цветоощущение является одним из важнейших каналов, по которым происходит познание человеком объективного мира. Предметы и явления этого мира являются объектами и причинами наших ощущений. "Ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания", ~ писал В. й. Ленин. ^ Данные наших органов чувств, таким образом, отражают свойства материального мира, существующего независимо от нас. Различные ощущения соответствуют различным свойствам и явлениям объективного мира. Лишь на основании показаний наших органов чувств мы познаем предметы и явления объективной реальности и преобразуем их. Одно из таких явлений - цвет. Процесс познания феномена цвета предполагает аналитическое расчленение последнего на отдельные элементы и временное абстрагирование их друг от друга в целях наиболее полного всестороннего изучения. Исследование диалектических взаимосвязей отдельных элементов позволяет затем интегрировать в практической деятельности представление о многогранности цвета в целом. "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности".2^ Таков путь познания, начертанный ленинской теорией отражения. Чувственное познание в соединении с теоретическим мышлением составляет основу познания в любой области человеческой деятельности, в том числе и в архитектурном творчестве, создающем новую среду по законам объективной ре
В.ИДенин. Собр.соч., изд. 4, т. 14, стр. 43. о/ В.И.Ленин. Философские тетради, стр. 166, М., 1933. альности. Важным элементом этой среды является цвет, в частности, его формообразующий эффект.
Поскольку в настоящей работе речь о цвете придет лишь в одном этом аспекте, остановимся несколько подробнее на восприятии цветных объектов. Под восприятием мы будем понимать их чувственное отображение в результате воздействия этих объектов на наш зрительный анализатор. В результате восприятия в сознании формируется образ объекта. В теории дознания под образом ^ понимается любой отдельный элемент знания, который несет содержательную информацию о некотором классе объектов. Познавательные образы подразделяются на два основных вида: чувственно-наглядные и понятийные. В свою очередь, наглядные образы объектов реализуются в качестве образов восприятия и образов представления. Далее отметим, что с гносеологической точки зрения необходимо, чтобы чувственная информация, полученная в результате восприятия объекта, не связывалась жестко с той или иной единичной ситуацией, а могла бы абстрагироваться, вычле-ниться из нее в процессе познания. Кроме того, необходимо уме-4 ние актуализировать прошлый опыт, воссоздавать образ объекта в тот момент, когда он не находится уже в поле зрения. Это осуществляется в представлении.
Объекты, рассматриваемые в настоящей работе - объемно-пространственные формы трех видов: плоскостные, объемные и пространственные, в которых развита полихромия. Под полихромией этих форм мы подразумеваем многоцветность (не менее двух цветов), достигнутую за счет цветных материалов или окраски. Цвет объемно-пространственной формы воспринимается нами как * свойство этой формы наряду с другими ее свойствами. Изменение цвета объемно-пространственной формы влечет за собой изменение ощущения формы, на основании этого мы говорим о формообразования с помощью цвета или полихромии.
Роль цвета в архитектурной композиции можно условно свести к решению двух основных задач: композиционно-художественных и функциональных. Композиционно-художественные задачи предусматривают выявление структуры архитектурной композиции и повышение художественной выразительности архитектурной формы с учетом обогащения колорита всей искусственно создаваемой среды. функциональные задачи предусматривают повышение эффективности использования отдельных объемов и пространств, нейтрализацию неблагоприятных природно-климатических условий и улучшение зрительной ориентации. Использование формообразующего действия полюфомии значительно способствует разрешению как композиционно-художественных, так и функциональных задач архитектурной композиции. С помощью полихромии, например, можно создать ощущение замкнутого или раскрытого пространства, расчленить объем сооружения на соподчиненные между собой части, увеличить или уменьшить зрительную величину замкнутого пространства, создать дополнительную пластику поверхности стены и др.
Наметившаяся в последнее время в советской и зарубежной архитектурной практике тенденция к колоризации больших градостроительных пространств находится в противоречии с существующими приемами и масштабами использования архитектурной полихромии. Эти приемы неэффективны и в плане проявления формообразующего эффекта полихромии, поскольку цвет вводится робко, небольшими количествами, лишь как средство эстетического обогащения архитектурного сооружения или ансамбля, и его исполь * зоваяие в отдельных деталях еще не является решающим фактором формирования больших архитектурных композиций.
Таким образом, важной проблемой использования полихромии в современной творческой практике являются согласованные в архитектурной композиции ее формообразующее, эстетическое и другие проявления на основе широкого использования цвета в различных по масштабу сооружениях или ансамблях. Изучению вдороса эстетики цвета и некоторых других его аспектов в последние го-< посвящены многие исследования в нашей стране и за рубежом, в то время как изучение формообразующего эффекта полихромии исследовалось явно недостаточно. Поэтому роль этого эффекта полихромии в объемно-пространственной форме до настоящего времени оставалась неясной.
Цель настоящей работы - исследование основ формообразования с помощью полихромии, проводящееся на объемно-простран-4 ственной форме. Исследование базируется на результатах, проведенных нами опытов по количественной оценке явления "выступа-^ ния-отступания" цветов, являющегося, как будет показано ниже, ч- основой формообразования с помощью цвета.
Проведенный анализ взаимодействия цвета как одного из свойств объемно-пространственной формы с другими ее свойствами (геометрическим видом, величиной, массой и др.) позволяет сделать вывод о том, что общая активность различных свойств, определяющих конкретную объемно-пространственную форму, есть постоянная для этой формы величина. Этот вывод обосновывает, между прочим, один из принципов художественного творчества -экономию средств художественной выразительности. Полихромия, ч обладающая большой активностью, т.е. образованная сочетанием контрастных цветов, снижает значение геометрического вида, величины, массы при зрительном восприятии объемно-пространственной формы и наоборот. Это значит, что условно иолихромную форму можно наглядно выразить в виде условной монохромной модели, в которой из-за отсутствия цвета будут более активно развиты другие свойства формы. Таким образом, мы приходим к методу выражения поляхромной формы через монохромную методу моделей. Формообразующее действие полихромии исследуется на основе метода моделей последовательно в плоскостной, объемной и прострак ственной формах, представляющих основные виды объемно-пространственных форм, окружающих нас в повседневной жизни. Результаты этого исследования применимы поэтому помимо архитектурной практики и к другим областям творческой деятельности, например, к дизайну и скульптуре.
В работе разбирается ряд примеров использования формообразующего действия полихромии во фронтальной, объемной и глу-бинно-нространственной архитектурных композициях различных эпох и народов. Примеры убеждают нас в объективном характере взаимосвязей формообразующих эффектов цвета и архитектурной формы. В течение тысячелетий эта взаимосвязь проявлялась стихийно. Научное же использование формообразующего действия полихромии в качестве композиционного элемента архитектурной формы требует специального изучения архитекторами этого вопроса.
Проведенное нами исследование программ изучения цвета двадцати восьми отечественных и зарубежных архитектурных, художественно-промышленных и художественных вузов показало, что изучение цвета в архитектурной школе происходит в трех направлениях: "цветоведение", "живопись", "цвет в объешо^простраа-ственной композиции". Исследование показало также, что специфической чертой изучения цвета в архитектурно! школе, разрабатывающей проблему организации архитектурной формы, является изучение цвета как средства ее образования. Во многих архитектурных вузах наметилась тенденция переноса изучения цвета на плоскости (живопись) на объемно-пространственную форму. Методика изучения цвета на макетах восходит еще к 20-м годам \ (ВХУТЕМАС - Баухауз). В настоящее время эта методика практикуется в некоторых отечественных и зарубежных архитектурных школах. Заметим, что изучение формообразующих эффектов цвета вообще немыслимо вне работы с объемными макетами.
Непосредственной задачей работы является научное обоснование и развитие конкретного курса упражнений по изучению формообразующего действия полихромии в объемно-пространственной форме, являющегося конкретным разделом программы кафедры "Живопись" МАИ. Усвоению курса способствует предварительное изучение цветоведения и занятия живописью, а также ряд дисциплин, ^ имеющих прямое и косвенное влияние на него - объемно-пространственная композиция, скульптура, история архитектуры и искусства и др. Реальным результатом названного курса является использование студентами в учебном проектировании и архитекторами в творческой практике закономерностей формообразования с помощью цвета в качестве активного элемента, организующего архитектурно-пространственную композицию.
В Московском архитектурном институте на долю курса по * изучению формообразующего действия полихромии отводится 1,5$ ^ часов из 5% часов учебного плана, выделенных на изучение цвета.
Программа курса строится на теоретической основе, разработанной в первой главе настоящей работы. Курс состоит из трех подготовительных и трех основных упражнений, сопровождающихся наглядными дидактическими примерами. Действие полихромии рассматривается в плоскостной, объемной и пространственной формах, соответствующих трем основным вщдам архитектурной кошо-зиции - фронтальной, объемной и глубинно-пространственной. Построение учебной работы с использованием макетов на основе ме-< тода выражения полихромной формы через монохромную является принципиально новой чертой методики изучения цвета на кафедре "Живопись" МАЙ. Сопоставляя полихрошую форму с ее монохромной моделью, учащиеся наглядно убеждаются в формообразующих эффектах цвета. Будучи аналогом исследуемой полихромной формы, модель является условным, осуществляемым в определенных границах упрощением исследуемого объекта, которое однако достаточно полно отражает характер отношений, специально выделенных для исследования на более простой наглядной основе. 40 Выполненные модели рассматриваются, как специфические образы исследуемых полихромных форм, а поскольку в моделях воплощена некоторая сумма знаний о моделируемых объектах, есть основание для последующего распространения модельной информации на оригинал. Представляя собой некоторую сумму знаний, модели одновременно являются и средством получения новых знаний об оригинале. Взаимосвязь оригинала и модели важна на» в учебном процессе с точки зрения совершенствования цветовой композиции. Выполняя модель композиции, учащиеся анализируют ее, а затем изменяют в соответствии с модельной информацией, ч Эквивалентность полихромной формы и ее модели делают правомерным заключение о свойствах этой формы на основе знаний о ее монохромной модели. В настоящее время философами вырабатываются правила переноса знаний об одних объектах на другие, что имеет большое значение для логики научного познания вообще. Правила выводов по аналогии требуют, в частности, соблюдения ряда условий, в числе которых нахождение "критической точки" применения аналогии определяющей границы плодотворности модели.
Одна из главных трудностей, связанных с применением моделей, состоит в том, что они представляют процесс формообразующего действия полихромии с известной долей субъективности, будучи выполненными различными студентами. Мы осознаем, что модели отражают структуру оригинала лишь с той или иной степенью достоверности, таким образом, существует интервал вероятностей соответствия модели оригиналу. Поэтому знания, полученные с помощью сопоставлений оригинала и модели на различных стадиях работы, имеют вероятностный характер. Разбор и сопоставления студенческих работ, представляет учащимся плодотворный путь исследования, в результате которого накашивается обобщенное знание процесса формообразования с помощью цвета.
В работе даются методические указания к выполнению отдельных упражнений на основе опыта 1971/72 учебного года, когда основная часть курса формообразующего действия полихромии была введена в учебную программу кафедры "Живопись" МАИ. Полный курс рассчитывается приблизительно на один семестр при работе по 4 часа в неделю.
Диссертация состоит из двух частей. Первая часть включает введение, две главы, сопровождающиеся цветными фотографиями, основные выводы и библиографию.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Концепции художественного формообразования в архитектурных школах XX века. Развитие творческих идей ВХУТЕМАСа и Баухауза2003 год, доктор искусствоведения Мелодинский, Дмитрий Львович
Колористика архитектуры второй половины XX - начала XXI веков в системе архитектурного образования2010 год, кандидат архитектуры Козырева, Ольга Анатольевна
Пространственно-временной анализ формообразования в искусстве1999 год, кандидат философских наук Чусовская, Валентина Александровна
Формирование представлений о гармонии цвета в учебно-воспитательном процессе начальной школы0 год, кандидат педагогических наук Долгоаршинных, Наиля Ахатовна
Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 11985 год, Нестеренко, Алла Адугеевна
Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Ефимов, А. В.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ РАБОТЫ
1. Цвет как одно из свойств объемно-пространственной формы в значительной степени влияет на зрительное восприятие этой формы, поэтов необходимо исследовать закономерности формообразования с помощью цвета и изучить эти закономерности в архитектурной школе.
2. Формообразование в помощью цвета во многом определяется явлением восприятия цветов "выступание-отступание"; систематизируя причины этого явления, мы приходим к выводу, что помимо индивидуального опыта, во многом определяющего характер этого явления, конкретное ощущение выступания или отступания цветовых пятен обусловлено тремя группами причин: а) соотношения цветового пятна и фона по трем основным цветовым характеристикам (цветовой тон, светлота, насыщенность ); б) соотношения цветового пятна и фона по некоторым -р- относительным свойствам цвета (теплое-холодное, плотность, тяжесть, броскость) и по количеству цвета цветов пятна и фона; в) закономерности восприятия (иррадиация, фигура фон).
3. Серия опытов по установлению количественной оценки явления "выступание-отступание" цветов позволяет сделать следующие выводы: а) существует закономерная связь расстояний между цветами цветового круга (имеется в виду ощущение расстояния, ^ возникающее при восприятии цветов; расстояние отсчитывается по лучу зрения, т.е. в направлении, перпендикулярном фронтальной плоскости, на которой помещены цвета); б) имеется реальная возможность установления шкалы расстояний между цветами многочастного цветового круга; свойством этой шкалы будет равенство суммы расстояний между синим и желтым цветами сумме расстояний между цветами остальной части круга.
4. Последовательно рассмотрев изменение всех свойств объемно-пространственной формы в отдельности под действием цвета мы приходим к выводу, что изменение цвета объедао-прост-ранственной формы приводит к зрительно^ изменению ее величины, геометрического вида, массы, фактуры, положения в пространстве и светотени. Это значит, что активизация одного из свойств объемно-пространственной формы (т.е. стремление этого свойства к своему максимальному пределу) приводит к зрительному уменьшению активности других свойств формы.
Исходя из этой предпосылки, для исследования закономерностей формообразования с помощью цвета предлагается метод выражения полихромной объемно-пространственной формы через монохромную (метод моделей). Суть его заключается в том, что в качестве условного эквивалента полихромной объемно-пространственной формы рассматривается монохромная объемно-пространственная форма - модель. Отсутствие многодетности в модели компенсируется изменениями ее величины, геометрического вида и других свойств в связи с взаимными выступаниями цветов поверхности полихромной формы. Количественная закономерность выступания цветов делает возможным математическое построение моделей, что, в свою очередь, открывает пути для программирования формообразующего действия полихромии в объемно-пространственной форме, а затем - в архитектуре. Монохромная модель рассматривается как специфический образ полихромией формы, а процесс моделирования как одна из форм научного познания. В процессе изучения формообразующего действия полихромии метод моделей используется и учащимися, и педагогами. Метод может быть применен во многих других областях деятельности.
5. Исследуя действие полихромии в объемно-пространственной форме на основе метода моделей, установлено, что: , а) плоскостная полихромная форма условно выражается г монохромным рельефом; б) объемная полихромная форма - куб, условно выражается монохромным кубом с рельефными гранями; в) пространственная полихромная форма, образованная несколькими равными параллелепипедами, помещенными на плоское основание условно выражается монохромной формой, образованной различными по величине параллелепипедами, помещенными на рельефное основание. -щ 6. В результате практических наблюдений установлено, что одинаковые формы, незначительно различающиеся по полихромии, могут восприниматься одинаковыми. Это является подтверждением константности восприятия полихромной формы. Под константностью восприятия полихромной объемно-пространственной формы мы понимаем явление замедленного, по сравнению с требованиями формальной логики, ощущения изменения формы под действием полихромии в соответствии с константностью других свойств формы. м 7. С целью выявления заметного формообразующего дейстч вия полихромии в объемно-пространственной форме нами установлены понятия ступени активности полихромии и порога формообразующего действия полихромии в данной форме. Порогом формообразующего действия полихромии в объемно-пространственной форме мы называем такую наименее активную полихромию, в результате развития которой в монохромной объемно-пространственной форме возникает ощущение новой формы. Величины порогов формообразующего действия полихромии в плоскостной, объемной и пространственной формах различны и измеряются ступенями активности ноли- хромии по 15-балльной системе.
8. Отмечено, что если при восприятии мы убеждены в действии цвета лишь на поверхности формы, если цвет не проникает вглубь формы и не распространяется на всю ее массу, формообразующее действие полихромии значительно ослабляется или вовсе исчезает. Поэтому цвета полихромии должны производить впечатление глубинных.
9. Архитектор, сознательно исполжзующий полихромию в качестве активного элемента архитектурной формы, должен реализовать ее формообразующее действие на основании следующих предпосылок: а) в настоящее время развивается теория формообразующего действия полихромии, считающая полихромию одним из основных средств организации объемно-пространственной формы; б) для достижения наиболее полного идейно-образного содержания архитектурной формы цвет развивается в ней в нескольких аспектах, в том числе как активное средство формообразования; 1 в) в условиях индустриализации и стандартизации, ха
V растеризующих современное строительство, цвет является одним из основных средств пластического обогащения архитектурной формы; г) возникновение множества новых строительных материалов и красителей значительно обогащает цветовую палитру современного архитектора.
10. Рассмотренные примеры использования формообразующего действия полихромии в архитектурных композициях трех видов: во фронтальной, объемной и глубинно-пространственной, свидетельствуют о том, что формообразующие эффекты цвета являются
-к одним из основных композиционных элементов архитектурной формы, Творческое использование этого элемента на практике связано с постановкой изучения в архитектурной школе вопросов формообразования яри помощи цвета.
11. Исследование программ изучения цвета в архитектурных, художественно-промышленных и художественных вузах с целью уточнения специфики, выяснения направлений и определения методики изучения цвета в архитектурной школе позволяет нам сделать следующие выводы: а) лучшие программы изучения цвета в архитектурной школе строятся на основе аналитического метода, т.е. вычленения из общего круга проблем одной проблемы и всестороннего ее изучения. Отдельные упражнения в определенном порядке ("от простого к сложному") ставят и требуют разрешения узкой конкретной задачи; б) изучение цвета в архитектурной школе в настоящее время развивается в трех основных направлениях: "цветоведение" теория цвета), "живопись" (изучение цвета окружающей среды, практические навыки работы с цветом на плоскости), "цвет в объемно-пространственной композиции" (формирование цветом объемно-пространственной композиции, навыки работы с цветом на трехмерной форме).
Цветоведение" является необходимой теоретической базой разностороннего практического изучения цвета. "Живопись" необходима для практического освоения и использования цветов окружающей среды. "Цвет в объемно-пространственной композиции" наиболее полно отвечает специфике архитектурного творчества и к является поэтому необходимым элементом изучения цвета в архитектурной школе. Выполняя цветные макеты, студент знакомится с экспериментами, выраженными в трехмерной форме и непосредственно ассоциирующимися с архитектурными сооружениями или его элементами. Изучение цвета в объемно-пространственной композиции должно занять приблизительно одну треть времени, отводимого в архитектурной школе на изучение цвета.
12. Дисциплина, имеющая целью изучение основ цветовой композиции, начало которой положено сейчас в МАИ на базе дис-¿г циплины "живопись", вводит изучение цвета по трем основным раз' делам, а именно: а) "систематизация цветов", б) "живопись", в) "изучение формообразующего действия полихромии".
Теоретическое обоснование формообразующего действия полихромии, изложенное в пррвой главе настоящей работы, является фундаментом разработки ряда практических упражнений курса по изучению формообразующего действия полихромии. Дринципиаль но новой здесь является постановка учебной работы с использо-^ ванием макетов на основе метода выражения полихромной формы через монохромную. Моделирование рассматривается как метод познания полихромной формы и, в частности, формообразующего действия полихромии. Будучи аналогом исследуемого объекта (полихромной формы), модель обладающая известной условностью, отражает лишь один элемент рассматриваемой формы, специально выделенный для исследования на более простой нагладной основе. Наглядная модель выступает как специфический образ исследуемого объекта, и поскольку в модели воплощена некоторая сумма знаний о моделируемых объектах, мы имеем основание для последующего распространения модельной информации на оригинал. Таким образом, наглядная модель, представляя собой некоторую сумму знаний, одновременно является и средством получения новых знаний об оригинале. Эта взаимосвязь особенно важна с точки зрения выполнения учебных упражнений.
Отражая структуру оригинала с той или иной степенью достоверности, модель открывает знания, имеющие вероятностный характер, т.к. на любой стадии работы существует некоторый интервал вероятностей соответствия модели оригиналу. Это происходит в силу индивидуальных особенностей восприятия полихромной формы.
Количественная оценка явления "выступание-отступание" цветов позволит в дальнейшем на основе метода моделей ввести количественные характеристики в процесс моделирования.
13. Предлагаемый для архитектурных вузов курс упражнений по изучению формообразующего Действия полихромии в объемно-пространственной форме должен строиться на основе аналитического метода и моделирования, наглядно выражающего формообразующие эффекты цвета.
Упражнения курса делятся на подготовительные и основные. Додготовительные упражнения не требуют от учащихся композиционной работы с цветом, они лишь вводят в тему изучения и служат освоению студентами метода моделей. Основные упражнения курса последовательно раскрывают формообразующее действие полихромии в плоскостной, объемной и пространственной формах, что дает возможность учащимся усвоить принципы формирования с помощью цвета фронтальной, объемной и глубинно-пространствен-К ной архитектурных композиций.
Методические указания к выполнению упражнений курса используют в обобщенной форме опыт работы со студентами МАИ, выполняющими основные упражнения курса по изучению формообразующего действия полихромии.
-ч
Список литературы диссертационного исследования Ефимов, А. В., 1973 год
1. B.И.Ленин. Философские тетради, стр. 166, М., 1933.
2. Стр.11 В.Ф.Кринский, И.В.Ламцов, М.А.Т^ркус. "Элементы архитектурно-пространственной композиции". Изд-во литературы по строительству, М., 1968.
3. C.В.Кравков. Глаз и его работа. М.-Л., 1950. Цветовое зрение. М., 1951.
4. B.Освальд. Цветоведение. М.-Л., 1926
5. Стр.12 К.Гац, В.Валленфанг. Окраска зданий. Прага, 1963.
6. В*Ф.Кринский, Ж.В.Ламцов, М.А.Туркуе. "Элементы архи-тектурно-дространственной композиции". Изд-во литературы по строительству, М., 1968.
7. Стр. 14 &РВТНЕ. Э/шиси-з/ттиси^ 14/тки^ ^ Га^рнуб/оров>/в рак&ш но. оея1. Кол/^тени/пв.&е, -7886.
8. Шшнонг^. На а/рви сн РВЯ Рнуз/О^е/ВСНЕ-Л/1к аи/=1., 7896. ^ >
9. C.Беляева-Экземплярская. Журнал психологии, неврологии и психиатрии, 1924. Приложение к 1У тому.
10. Стр.15 В.Кандинский. 0 духовном в искусстве, 1967.
11. С.Алексеев. Элементарный курс цветоведения. ОГИЗ. Государственное издательство■изобразительных искусств, 1937.л/вш ноя/2а>л/5 /а/ сои>я., а/ви/~уо/&с, 1955^
12. Стр.16 3.7т71Е-Л/. РВТЬ рАВВР^ НА1/ВА/5ВРЯС, 79^7.
13. В.А.Зернов. Цветоведение. Изд. "Книга", М., 1972.
14. Стр.21 Г.В.Каменская. Роль цветовой адаптации и индукции в проектировании цветового оформления промышленных интерьеров. Диссертация. М., 1968.
15. Стр.24 Б.В.Гнеденко. Курс теории вероятностей. Государственное издательство физико-математической литературы, 1961 г.
16. Стр.28 Р.А.Каничева. Восприятие величины цветных объектов.
17. Труды государственного института по изучению мозга им. Бехтерева, 1940, т. 13.
18. Стр.30 Д.Д.Ревякин. Техника акварельной живописи. Стройиз-дат, М., 1959.
19. Стр.37 С.С»Алексеев, Б.М.Теплов, Д.А.Шеварев. Цвет в архитектуре. ШТИ Госстройиздат, М.-Д., 1934.
20. Стр.39 И*Н.Волков. 0 константности восприятия величины и формы. Изд. АН СССР, М.-Л., 1948.
21. Стр.40 С.Л.Рубинштейн. Бытие и сознание. М., 1957.
22. Стр.43 /лли=ялс;Тюл/ о/= сои>&. /Иол/г
23. Стр.45 М./Ъ/еил/е. Раз ры /й/е^
24. К.Гац, В.Валленфанг. Окраска зданий. Драга, 1963.
25. И.А.Азизян. Проблемы композиционного единства пластических искусств в современном архитектурном ансамбле. Диссертация. М., 1968.
26. М.Дерибере. Цвет в деятельности человека. М., 1964.
27. Стр.46 77v ро^ояе, яс/^тти^ а/оял/^/^ыыл/а^ -7969,
28. Т.В.Дусбург. "На пути к пластической архитектуре. Цвет в пространстве". Мастера архитектуры об архитектуре. "Искусство", М., 1971.
29. Гинзбург М.Я. Цвет в архитектуре. Современная архитектура, Ж 2, 1929.
30. М,О.Барщ. Цвет и его работа. Современная архитектура, № 2, 1929.
31. Стр.47 С.С.Алексеев. Композиция цвета в архитектуре. Диссертация. М., 1934.л соития рал/5 ¿.'аясн/7бсти/г&. ряо&-шм£5 ¿а соси&ия; ра/ив, 19
32. A.А.Стригалев. Архитектурная полихромия в условиях типизации и индустриализации строительства. "Вопросы теории архитектурных композиций . Сб. 3, 1958.
33. X.Ay&z, /i. Fk/el/a/g. /Иеа/sg//^Fa/í/se'^/Mum
34. РВ/л/щу. Сою/í; FoftM АЛ/р 5pa-caj Pew-Yo/z/c^ ~7A£7.
35. Н.М.Гусев. Свет, цвет и звук в архитектуре промышленных зданий. М., № 3, I960.
36. О.А.Швидковский. Архитектура и цвет. "Декоративное искусство СССР", % 7, 1963.
37. B.Эльконин. Синтез на основе конфликта. "Архитектурная композиция". Стройиздат. М., 1970.
38. Стр.48 Р РАМ Ai. Añ7~ /AJ ¿AT/Л/ АмЕА/САА/ А/1С//TT АС tu/z/tу
39. Л/^w-YoftKj 736Z,. Стр.50 Н.Н.Волков. Цвет в живописи. М., 1964.
40. Е,С. Овчинникова. Церковь Троицы в Никитниках. Издательство "Искусство'*', М., 1970.
41. Стр.51 Л. /Ъот/ц&оаа. Petz A/Iea/sc// /а/ А^аммел/, ¡/Aß
42. Стр. 52 рв/ял&л/. а/еш 7/o/z/z,o//s /л/ colo/z. a/bw-yo/lfcj 79 Ле Корбюзье. Творческий путь. Стройиздат, М., 1970.
43. Стр.54 Волков Ю.А. Приемы цветового убранства русской архитектуры ХУ1-Х1Х вв. Диссертация. М., 1953.
44. Стр.55 Pq/Hus 5ög ; <2>ел/л/а/о 79az.
45. Стр.57 С.И.Масленицын. Муром. "Искусство", М., 1971.
46. AftA 1/гл/са ЛАas/a// . Ал/то/у/ £>a¿s¿?/. Sapea Sa/vso/v/ р/иел/аа; 7969.
47. Стр.58 Л.А.Жадова. Монументальное искусство Мексики. "Искусство", М., 1965.
48. Л.А.Жадова. Встречи с французскими дизайнерами. "Техническая эстетика", J6 9, 1967.
49. Стр.59 2 /И. P/CriA/iDS. Año/// TACTO AAL АЕАЕИ7 J /V*the atlch/ тесто kal ao/zumj sett/e'm^/ie 7a1. Стр.60 Осшю машв/игу.яа&ол/. /-£5 с/ъеэ ; ^аъ/б; -79(92,.
50. Стр.64 А.Луначарский. Выставка ВХУТЕИНа "Известия ВЦИК", Л 122, 27 мая 1928 г.
51. Александров П.А., С.О.Хан-Магомедов, Иван Леонидов. Стройиздат, М., 1971.за и нам/£атау7ог , париж ; 7963.1. Стр.65j
52. В.Гропиус. Границы архитектуры, "Искусство", М., 1971.
53. Л.Маш. Пропедевтический курс ВХУIEMACa-ВХУТЕИНа. ВНИЙТЭ, Художественно-конструкторское образование. М., 1970, № 2.
54. Стр.66 ЦГАЛИ, Ф. 681, оп. 3, ед.хр. 222, л. 14.
55. В.Тоот. Из выступления на Академической конференции 1926 г. ЦГАЛИ,Ф. 681, оп. 2, ед.хр. 177, л. 3.
56. Стр.70 П.Ревякин. Техника акварельной живописи. Стройиздат, М., 1959.
57. Стр.74 А.Буров. Об архитектуре. Стройиздат, М., I960. Стр.75 J.Jrrzr/v. ^¿J/VST frt&ffFj 79<£1.
58. Стр.80 e. алая/. jpjel/a /z/с^яса ^st^t/ca.о/v/ р/ сом/и и/v/ та' — as?/l ал/о j -797-0.
59. Стр.85 Л.Миронова. Курс цветоведения для художников-конструкторов. Техническая эстетика, № 8, 1972.
60. Стр.98 Б.А.Глинский, Б.С.Грязнов, Б.С.Дынин, Е.П.Никитин.
61. Моделирование как метод научного исследования. М., 1965.
62. Стр.99 А.И.Уемов. Проблемы логики научного познания. (Основные формы и правила выводов по аналогии), М., 1964.
63. А.В.Славин. Наглядный образ в структуре познания. Политиздат, М., 1971.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.