Ценность свободы в социальной этике православия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Черноусова, Ирина Дмитриевна

  • Черноусова, Ирина Дмитриевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 172
Черноусова, Ирина Дмитриевна. Ценность свободы в социальной этике православия: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Воронеж. 2005. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Черноусова, Ирина Дмитриевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Содержание свободы в различных типах мировоззрения: ценностный аспект.

1.1. Идеология потребительства как проявление кризиса свободы современного общества.

1.2. Взаимодействие свободы и необходимости в русском православном м ировоззрен и и.

1.3. Атрибуты свободы в системе православных ценностей.

ГЛАВА 2. Место свободы в социальной этике православия.

2.1. Проблема свободы в западной и традиционной православной религиозной философии.

2.2. Разработка социальной этики православия на рубеже XIX-XX веков.

2.3. Развитие проблем социальной этики в «Основах социальной концепции

Русской Православной Церкви».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценность свободы в социальной этике православия»

Актуальность темы исследования. Проблема свободы является одной из наиболее фундаментальных философских проблем, нуждающихся в теоретическом осмыслении и практическом разрешении на каждом очередном этапе исторического развития человеческой цивилизации. И. Кант в «Критике чистого разума» предал свободе высший метафизический статус, наряду с проблемами «бога» и «бессмертия», видя в разрешении этих проблем конечную цель науки; саму же свободу немецкий мыслитель определял как «способность действовать независимо от законов природы».1 Видный русский мыслитель Г.П. Федотов говорил, что «свобода есть поздний и тонкий цветок культуры»2, подчеркивая тем самым сложность и уникальность феномена. А современный автор Н.В. Мотрошилова усматривает в отношении к свободе важнейший признак, отличающий цивилизованного человека от варвара.3

Действительно, в этой традиционной проблеме как в фокусе сходятся и пересекаются ключевые вопросы практически всех областей философского знания - онтологии, гносеологии, аксиологии, этики, эстетики, политики, права. Кроме того, анализ различных философских аспектов свободы остается одной из важных задач теоретического познания как такового, и без него не могут быть адекватно поняты принципы и законы социального и духовного бытия, а значит, и человеческое существование не получит должного и достойного осмысления.

Постижение метафизических и социальных измерений свободы имеет не только теоретическое значение, но и выходит в сферу практических, личностных проявлений человеческой деятельности. По C.JL Франку, свобода - «онтологическая первооснова человеческой жизни», отказ от которой ведет к разрушению личности и общества. B.C. Соловьев в работе Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. Сочинения: В 6 т. - М.: Мысль, 1964. - Т. 3. - С. 437.

2 Федотов Г.П. Рождение свободы / Русские философы (конец XIX - середина XX века): Антология. Вып. 3. - М.: Из-во «Кн. палата», 1996. - С. 157.

3 Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты / Н.В. Мотрошилова - М.: Политиздат, 1991. - С. 464.

Философские начала цельного знания» (1877) отмечает огромное значение свободы для личностного развития человека: «Но для настоящей, полной свободы человек должен иметь власть не только над природой внешнего мира, но и над своей собственной».4 Русский философ вообще видел нравственное достоинство человека в его способности сознательного, то есть свободного духовного возвышения над ограничивающими его (животными и социальными) условиями существования. Поэтому проблема свободы важна для каждого человека, пытающегося осмыслить глубинные основания собственных действий и обосновать свой вариант философии поступка.

Помимо экзистенциальной значимости свободы для личностного самоопределения человека, о которой в XX веке так много и плодотворно писал Ж.-П. Сартр, эта проблема имеет важнейшее социальное измерение. Сложные процессы, происходящие сегодня в российском обществе, показывают насколько важной и одновременно драматичной может быть свобода, и выдвигают вечную проблему в разряд первоочередных и насущных проблем современности, настоятельно требующих своего философско-методологического и практического разрешения.

По словам К.С. Гаджиева: «Предметом особенно страстных дискуссий и споров она [свобода] становится в периоды стремительных и широкомасштабных трансформаций».5 Среди наиболее острых вопросов, возникших в современном социуме можно назвать такие: коллизия свободы и ответственности граждан, статус и границы духовной свободы личности, нравственная регламентация экономических и политических свобод, недостаток гражданской и нравственной ответственности, порождающий негативные проявления свободы (вседозволенность, своеволие, беззаконие, произвол и т.д.).

Необходимо также отметить, что имевшая место недооценка культурно-исторических различий в осмыслении свободы,

4 Соловьев B.C. Философские начала цельного знания / B.C. Соловьев. Сочинения: В 2 т. - М.: «Мысль», 1988.-Т. 2. -С. 198.

5 Гаджиев К.С. Размышление о свободе / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. - М., 1993. - № 2 - С. 33. сформировавшихся в отечественной и западноевропейской традициях, привела к механическому переносу в отечественный социокультурный контекст основополагающих ценностей западноевропейского либерализма. Произошел глубокий конфликт ценностных систем, исходящих из различных мировоззренческих установок. Это вызвало довольно мощные негативные проявления во всех сферах национальной жизни: распад государственных и экономических связей, драматические межнациональные конфликты, деформацию национального самосознания и исторически сложившейся системы ценностей. Философски неосмысленные культурно-исторические различия в трактовке понятия свободы у разных народов являются на современном этапе основным источником многих социально-политических столкновений и противоречий, имеющих часто трагический характер.6

Обращаясь к философской и духовной традиции отечественной культуры, мы не можем обойти вниманием вопрос об аксиологическом статусе понятия свободы в контексте духовных и социальных ценностей православия. Значимость православных ценностей особо отмечалась на III Российском философском конгрессе, где обсуждались различные измерения свободы: исторические, богословские, правовые, социальные, гуманитарные, антропологические.7 Также подчеркивалась роль православия в формировании русского национального самосознания, указывалось на значимость традиционной религии как духовного стержня и символа национальной культуры.8

6 Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире /А.С. Панарин. - М.: Эксмо, 2003. - С. 6-7.

7 Шаповал В.Н. Век толп и судьба человеческой свободы / В.Н. Шаповал // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского философского конгресса (16-20 сент.). В 3 т. - Т. 3. - Ростов н/Д; СКНЦ ВШ, 2002. - С. 361-362.; Рахманкулов Н.Ф. Свобода и гуманистические ценности /- Н.Ф. Рахманкулов // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского философского конгресса (16-20 сент.). В 3 т. - Т. 3. - Ростов н/Д; СКНЦ ВШ, 2002. -С. 337-338.; Чистова O.B. Философское обоснование актуальности проблемы наказания и свободы / О.В. Чистова // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского философского конгресса (16-20 сент.). В 3 т. - Т. 3. - Ростов н/Д; СКНЦ ВШ, 2002. - С. 389-390. g

Тришин А.Ф. Православие и формирование национального самосознания русского народа / А.Ф. Тришин // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского философского конгресса (16-20 сент.). В 3 т. - Т. 3. - Ростов н/Д; СКНЦ ВШ, 2002. - С. 422.

Таким образом, исследование феномена свободы в контексте социальной этики православия направлено на постижение более глубоких основ отечественной духовной и социальной традиции, что необходимо для преодоления кризисных явлений в современном российском обществе.

Степень разработанности проблемы. В истории философии тема свободы является сквозной; практически все видные мыслители затрагивали ее на самом высоком уровне философской рефлексии, можно сказать, что возможность достижения человеком подлинной духовной свободы является искомой целью философии. Однако реализация этой цели сопряжена с большими трудностями, связанными с преодолением крайностей свободы, чем и определяется такая долгая традиция размышления над проблемой. Еще Платон говорил: «Как подчинение, так и свобода, преступающая границы, есть величайшее зло, в надлежащей же мере - это великое благо».9

Проблема свободы нашла глубокую проработку в трудах русских философов. К ней в разное время обращались: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, Л.П.Карсавин, С.А.Левицкий, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, Г.В. Флоровский, Л. Шестов, В.Ф. Эрн и другие.

Н.П. Полторацкий в перечне ключевых тем и проблем русской религиозной философии, показывающих ее всеохватность, на первое место поставил: «проблему свободы», «свободу и необходимость». Лишь после свободы следует «соборность», «онтологический реализм», «религиозный космизм» и т.д.10

Особо следует сказать о фундаментальном труде философа русского зарубежья С.А. Левицкого «Трагедия свободы», в которой проблема свободы получила всестороннее исследование («проблема свободной воли»,

9 Платон. Письма. / Платон. Соч. в 3 т. - М.: Мысль, 1972. - Т.З, Ч. 2. - С. 678.

10 Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия / Н.П. Полторацкий // Вопросы философии. - 1992. -№2.-С. 128. гносеология свободы», «онтология свободы», «патология свободы»). Для целей нашего исследования имеет большое значение следующий принципиальный вывод С.А. Левицкого: «Свобода - не в царстве природы, а в царстве культуры. Только в системе организованного государства, в атмосфере ценностей культуры и морали может человек пользоваться плодами свободы».11

Характерной особенностью русской философии является то, что при разработке проблемы свободы отечественные мыслители акцентировали внимание на духовных параметрах, свидетельствующих о ее трагических измерениях: внутренняя свобода как условие полного добра (В. С. Соловьев), добытийная свобода как источник греховности или злой воли человека (Н.А. Б ердяев), драматизм выбора между добром и злом (Л. Шестов) и т.д.

Вопрос о соотношении свободы и необходимости основательно разработан также и в советской философской литературе. Онтологическая и гносеологическая сторона общетеоретического понятия свободы подробно рассматривается в трудах Э.В. Ильенкова, П.В. Копнина, A.M. Коршунова, Н.А. Мещеряковой, Т.И. Ойзермана, Л.Н. Суворова и ряда других. Социально-исторический аспект свободы, конкретные общественные формы ее существования детально проанализированы в работах Э.А. Араб-Оглы, В.И. Мишина, О.М. Ноговицина, В.Ф. Сержантова, И.Т. Фролова.

Этическая грань понятия свободы, проблемы внутренней свободы личности нашли отражение в трудах Э.М. Андреева, Р.Г. Апресяна, В.А.Василенко, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, А.Н. Леонтьева, Л.Н. Москвичева, А.П. Скрипника.

В современной западной философии различные аспекты соотношения свободы и необходимости, единства свободы и ответственности раскрываются в работах А. Камю, Г. Маркузе, Ж.-П. Сартра, В. Франкла, Э. Фромма, М. Хайдеггера, К. Ясперса, и др. Особое значение свобода приобрела в трудах экзистенцианалистов, которые понимали ее как Левицкий С.А. Трагедия свободы / С.А. Левицкий. - М.: Канон, 1995. - С. 311 онтологический фундамент личности, от которого зависит подлинный смысл человеческого бытия.

Для исследования аксиологической области понятия свободы в диссертации источником и предметом социально-философского анализа, с одной стороны, выступают тексты западноевропейских мыслителей Нового и Новейшего времени: П. Бьюкенена, Г. Маркузе, Ж.-П. Сартра, В. Франкла, Э.Фромма, К. Ясперса, и других; с другой стороны, - труды выдающихся мыслителей русской религиозной философии, прежде всего Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, а также недавние исследования современных авторов: Ю.А. Бубнова, К.С. Гаджиева, А. В. Гулыги, П.В. Калитина, В.К. Кантора, Б.Г. Капустина, С.А. Нижникова, А. С. Панарина, В.И. Пантина, Н.Ф. Рахманкулова, А.Ф. Тришина, Л.Е. Шапошникова, и других.

Диссертант в ходе своего исследования обращался к богословским трудам: прежде всего к святоотеческим источникам Св. Антония Великого, св. Иоанна Златоуста, св. Григория Богослова, св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, св. Григория Нисского, преп. Максима Исповедника, св. Григория Паламы, св. Иоанна Дамаскина; русским философам-богословам XVIII века Стефану Яворскому, Артемию Троицкому, Феофану Прокоповичу, Г.Д. Смотрицкому, М.А. Козачинскому; а также к выдающимся авторам XX века: В.Н. Лосскому, Г.В. Флоровскому, митрополиту Антонию Сурожскому, митрополиту Антонию Храповицкому, митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу.

Цель и задачи исследования.

В диссертационном исследовании ставится цель рассмотреть ценность свободы в социальной этике православия.

В соответствии с этой целью автор ставит перед собой следующие задачи: раскрыть значение свободы в системе ценностей постиндустриального общества;

- показать, что кризис культуры в современной России в значительной мере является кризисом свободы;

- сопоставить понимание свободы и необходимости, свободы и закономерности в системе ценностей идеологии потребительства и в традиции православного мировоззрения;

- выявить взаимосвязь социальной и духовной свободы в философском и историко-культурном контексте;

- показать специфику социальной этики православия в отличие от социальных концепций западного христианства;

- обозначить место свободы в современной этике православия;

- обосновать статус свободы как высшей духовной ценности в православной святоотеческой традиции и русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков;

- определить типологую личности, стремящейся к свободе в отечественной культуре;

- проанализировать современную социальную доктрину Русской Православной Церкви и выявить ее аксиологическую направленность.

Объектом настоящего диссертационного исследования является категория свободы в ее аксиологическом, духовном и социальном измерении. Предметом исследования является феномен социальной этики православия, отраженный в контексте богословской и философской рефлексии XVIII-XX веков.

Методологическая основа диссертационного исследования.

Методология исследования основана на диалектическом методе. Именно диалектический метод позволяет раскрыть латентное смысловое содержание понятия свободы, показать объективные закономерности исследуемого предмета, выявить внутреннюю динамику как логического, так и исторического развития свободы, уяснить характер процесса взаимодействия с другими философскими категориями. В качестве вспомогательных средств использовались и другие научные методы: компаративный, дискрептивный, контекстуальный, этимологический.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- свобода осмыслена как фундаментальная ценность социальной этики православия; показан аксиологический кризис свободы в идеологии потребительского общества;

- обоснован высокий духовно-нравственный статус феномена свободы в святоотеческом наследии и в традициях русской религиозной философии;

- раскрыто диалектическое взаимодействие свободы и необходимости в православном мировоззрении;

- сформулировано онтологическое определение свободы;

- обоснована сущностная роль любви как синтеза свободы и необходимости в православном мировоззрении;

- установлена взаимосвязь свободы с ведущими ценностями социальной этики православия (святость, подвиг);

- доказана высокая аксиологическая значимость ответственности в социальной этике православия;

- выявлено ценностное содержание социальной концепции Русской Православной Церкви, применительно к современной социокультурной практике.

Положения, выносимые на защиту: 1. В социальной этике православия категория свободы имеет статус фундаментальной ценности, которая отражает диалектику взаимоотношений духовно-нравственных и социальных начал в личности.

2. Специфика свободы как духовной ценности социальной этики православия определяется следующими сущностными чертами личности, имеющими аскетическую направленность: самоопределением, самоотдачей, самопожертвованием, смирением.

3. Свобода в социальной этике православия выступает как проявление «священной необходимости». С точки зрения православного мировоззрения благодаря духовной связи с категорией необходимости, свобода получает подлинный смысл и ценностное наполнение.

4. Для православной этики характерна убежденность, что именно духовная свобода является фундаментом всех других многообразных форм проявления свободы.

5. Конкретная связь свободы с социальной формой организации жизни в православной социальной этике раскрывается на основе понятия соборности. Соборность трактуется как духовно неразделимое тождество свободы и единства.

6. Формой выражения синтеза свободы и необходимости в православном мировоззрении является любовь, понимаемая как свобода духа. Через понятие любви раскрывается внутренняя сущность свободы и ее духовно-нравственный смысл.

7. Любовь как выражение синтеза свободы и необходимости в православном мировоззрении является системообразующим понятием всей системы современной этики православия.

8. Объективно-нравственный характер любви раскрывается в явлении святости. Феномен святости неразрывно связан с понятием подвига, как аскетического акта самопожертвования, свидетельствующего о высших проявлениях человеческой свободы.

9. Свобода предполагает ответственность. При рассмотрении взаимодействия свободы и ответственности в православной социальной этике, ответственности в ее религиозно-философском истолковании придается большая аксиологическая значимость. Проблема социального служения Церкви, ответственности христианина являются доминирующими идеями современной социальной этики православия, сформулированными в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» и других документах Церкви.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования, полученные результаты и содержащиеся выводы могут быть использованы при дальнейшей разработке категории «свобода», при анализе общественных процессов в социальной философии, в процессе преподавания общественных дисциплин, как в лекционном курсе, так и при разработке и проведении спецкурсов.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены автором в выступлениях на межвузовских, региональных, всероссийских научно-практических конференциях, организованных в Воронежском институте МВД России и в колледже МЮ России.

Основные результаты исследования нашли отражение в ряде статей и тезисов докладов, помещенных в сборниках, которые опубликованы в издательствах Воронежского института МВД России, Воронежского колледжа МЮ России, ВПТУ МЧС России, ВГАСУ (за период с 2000-2005 гт.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Черноусова, Ирина Дмитриевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принимая в X веке христианство, Русь приняла его в восточном варианте. Вместе с Византийским христианством Русь восприняла и особую социальную организацию. Византия не знала «феодального договора», принципа вассальной верности или групповой солидарности пэров. Так, в западноевропейских странах в эпоху средневековья сложились социальные институты и корпоративные устройства различных типов. Основополагающими в сплочении людей были отношения обмена услугами и поддержкой. Это позволяло выстраивать горизонтальные связи, культивировать ответственного за свои поступки, а следовательно, и свободного человека, относящегося к другим как к таким же свободным людям, объединенным общностью интересов. В Византии вместо тесных горизонтальных связей между лицами одинакового статуса преобладали вертикально направленные отношения под данных к государю. Односторонняя зависимость низших от вышестоящих определяла облик этого общества. Ответственность «сверху вниз» ничего, кроме безответственности, не порождала. Находящийся «внизу», исполняя не свою волю, всячески уклоняется от принятия самостоятельных решений.

Неограниченная власть василевса не находила препятствий. Поэтому правовой компромисс между государем и вассалами трудно себе представить. В Византии принцип «что угодно императору, то имеет силу закона», в отличие от западного «разделяй и властвуй», где государь обязан повиноваться закону, стоящему над ним, оказывался принципом самодержавного беззакония.

Вопрос о свободе в российском контексте с самого начала становится вопросом о власти. Проблема личности и свободы оборачивается проблемой личности первых лиц государства. «. Россия издавна обрела только одно: сильную государственную власть, которая первоначально выросла в ней не из процесса секуляризации и не в борьбе с теократией, а из самых недр православной веры: «Царь-батюшка», Помазанник Божий был в народном сознании единственным носителем и верховной инстанцией эмпирически-общественного осуществления религиозной правды, единственным звеном, соединяющим религиозную веру с историческим строительством. Это придало монархии огромную, безграничную силу, с которой в государственно-исторической сфере не конкурировала никакая власть, даже и сила Православной церкви».155 Нигде в Европе государство не обладало такой властью над жизнью и собственностью своих подданных, как в России. Феодальная аристократия, равно как и купеческая, не смогли отстоять свои права по отношению к государству. Когда нет гарантий для собственности и свободы личности, когда происходит тотальное подавление человека властными структурами, соответственно этому и личность в такой стране появляется своеобразная, в европейском понимании свободной личности в России просто не существовало. «Начало личности было у нас исстари и рвалось на свободу. Беглецы, разбойники, казаки как другая сторона медали. Дикая безграничная, необузданная воля, воспетая в особом отделе народной литературы. Стенька Разин, казаки, Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. Эти проявления индивидуальности идут в параллель с крепостным началом, соответствуют ему и доказывают неспособность индивидуальности создать гражданский быт. в отличие от Европы, где личность служит основанием общественного быта и права, свобода ее признана и освящена».156 Так в России зарождается своеобразный принцип «свободы вопреки», который опирался на личную жертвенность. Тогда возникает тип личности, который не идет вместе с государством, а отстаивает себя вопреки власти (начиная с протопопа Аввакума и старообрядцев). Стремление к сохранению веры отцов вызвало мощный импульс самоорганизации, обостренного отношения к нравственности и ответственности в староверческих общинах.

Со времен Петра в России существуют несколько типов личности, стремящихся к свободе:

Франк С. Л. Религиозно-исторический смысл русской революции / С.Л. Франк // Русская идея: Сборник. M.: Республика, 1992. - С. 336.

156 Кавелин К.Д. Краткий взгляд на русскую историю // Кавелин К.Д. Наш умственный строй. - М.: Наука, 1989. -С. 162-163.

Во-первых, личность европейского типа, желающая жить в правовом пространстве. Закрепленный реформами Екатерины II принцип частной собственности и избавление целого сословия — дворянства — от телесных наказаний и обязательной службы явились ростками так называемого гражданского общества.

Во-вторых, личность, жаждавшая «свободы вопреки», в XIX веке выразившая себя в позиции протеста и нигилизма. Эта позиция нигилизма (этики отрицания), помимо социальной базы рационального либерализма, была характерна и для круга «свободных» профессий - творческой интеллигенции. Именно ей принадлежит особый «культ протеста», который, пережив революцию 1917 года, сохранился и в советскую эпоху (правозащитные движения, диссидентство).

Третий тип личности возник на рубеже XIX-XX веков. Своим кредо он делает «свободу - беспредел», по сути, этот тип - разрушитель. По выражению Г. Федотова, это «новая демократия», двойник интеллигенции, порожденный ею и восставший против нее, действующий по ту сторону добра, норм, правил, ценностей. Такой человек сам себя освобождает от своих обязанностей. «Местом» накопления отрицательной энергии разрушительства, ее организованной и направленной контркультурной силой явилась революционно-социалистическая партия.157

В постсоветское время была предпринята попытка формирования либерализма классического типа. Его необходимыми условиями являются автономное существование, дающее возможность самостоятельного принятия решений и принятия ответственности за эти решения и последствия их реализации; соответствующая правовая культура и правовые гарантии, то есть такие реалии социальной жизни, которые в России пока не состоялись. Спущенную «сверху» свободу (прежде всего либеральную) россияне восприняли как «свободу от»: свободу от труда, ответственности, некоторые поняли ее как вседозволенность. Такая свобода, полученная массами,

157 Федотов Г.П. Революция идет// Федотов Г.П. Судьбы и Грехи России. - СПб.: РХГИ, 1991. - С. 159-161. оказалась тождественной беспределу, который опирается на стихийные начала в человеке. Можно сказать по-другому: ускоренная модернизация вызвала параллельную «архаизацию». Этот феномен такого обновления, который побуждает давно, казалось бы изжитые, но на деле глубокие и укорененные примитивные пласты русской ментальное™.

Сложность современных российских проблем требует новой стратегии человеческого поведения. Но эта стратегия должна иметь культурно-историческую опору (например, самобытное переживание православной веры) в повседневных формах жизни. Такой опыт в истории уже был. По Кавелину, начало личной свободы было поставлено в России как программа со времен Петра, которая должна была осуществиться постепенно от высших слоев российского общества к низшим. Характерными чертами осуществления данной программы начиная с высших слоев общества в XVIII - начале XIX веков можно считать экономическую самостоятельность, социальную ответственность, правосознание, политический плюрализм.

Сегодня в России предпринимается уже третья попытка создать гражданское общество. Предшествующие неудавшиеся попытки и сегодняшние трудности свидетельствуют: гражданское общество невозможно там, где прежде всего личностные формы не являются неотъемлемой чертой повседневной социальности. Необходимо реально учитывать, что более значимым сейчас оказывается не растворение индивидуума в коллективе, а способность к соизмерению своих действий с действиями других, к овладению практическими и духовными средствами совмещения этих действий. Таким образом, на личностном уровне расширяется поле автономного, независимого существования. Об этом говорит тот факт, что для россиянина главным является вопрос: как обрести свою свободу, а не как ее вынести, от элементарного самовыживания до конструктивной социальной деятельности.

В России сегодня более 40 % населения относит себя к верующим, а более 70 % - признают положительную роль религии в жизни общества. Эти данные социологических исследований - показатели значительного изменения положения религии общества, произошедшего в последнее десятилетие. Данная религиозная ситуация определяется как всеохватывающим социальным кризисом в России, так и общемировыми процессами, связанными с научно-техническим прогрессом и тенденцией к демократизации общественной жизни.

В условиях падения прежней господствовавшей идеологии и возникновения идеологического вакуума в России начался поиск новых духовных ориентиров. Одним из заметных движений в этом направлении был поворот к Православию, духовный авторитет которого был велик в России дореволюционной. Сочувственный интерес обусловило и обнародование фактов жестоких гонений на церковь в советский период. Интерес к православию, в свою очередь, обострил внимание и к другим религиям.

В современном российском обществе наблюдаются прорелигиозные настроения, то есть активизацию религиозной деятельности поддерживают не только верующие, но и многие неверующие, атеисты и колеблющиеся (люди, допускающие мысль о возможном существовании какого-то высшего начала). В основе прорелигиозных настроений неверующих лежат прагматические интересы. Сегодня, когда сила закона невелика, а многие нормы потеряли былую определенность, общество захлестнула волна преступности. Практика показала, что собственная выгода — не делать зла другим людям, обеспечить себе безопасные и удобные условия жизни — очевидна, когда законы и общественное мнение сильны. В условиях же, когда ими достаточно легко пренебречь, нравственные определения, обоснованные атеистическим мировоззрением, представляются многим людям недостаточными. Поэтому они видят в религиозной вере силу, способную обуздать человеческий эгоизм в любых обстоятельствах. Эта позиция обосновывается и общемировой ситуацией господства сциентического мировоззрения и разочарования односторонностью плодов научно-технического прогресса, вступивших в противоречие с принципами гуманизма и нравственности. Появилось стремление сформировать цельное мировоззрение, гармонично сочетающее разум и веру, рационально-логический и религиозно-ценностный подходы к действительности. Кроме того, люди, заинтересованные в скорейшей демократизации общественной жизни, рассматривают религию как носительницу общечеловеческих ценностей. В религии видят и основу национальной культуры. Православие рассматривается некоторыми людьми базой роста национального самосознания и гарантом сохранения культурного своеобразия России. В этой связи особенно актуальной становится проблема определения православного понимания свободы и возможности ее применения в социальной практике современной жизни.

Безусловно, российское общество не является обществом религиозного большинства и определенного вероисповедания. Религиозность верующих обладает спецификой по сравнению с предыдущим историческим периодом.

Данной работой преследовалась цель показать те позитивные достижения в русской религиозной философии и в православной вере, осмысление которых позволит решить проблему самосознания, возродить уважение к русской истории и культуре, в том числе и патриотические настроения, создать базу для формирования современного цельного мировоззрения личности, способной бороться с отчуждением, враждебностью структур, созданных человеком.

Итак, важными выводами работы являются:

1. Наличие глубокого социального и духовного кризиса в России признается сегодня многими исследователями. Кризис имеет негативное влияние на все сферы жизни общества. Усиление иррациональных и мистических начал в коллективном сознании, замечаемое сегодня повсюду, также свидетельствуют не только об объективной запутанности жизни и кризисе практических социальных технологий, но и об ограниченности, неэффективности, беспомощности их рационально-мировоззренческих оснований. Негативные ценностные сдвиги в культуре: девальвация, разложение и утрата еще недавно казавшихся необходимыми и бесспорными высоких ценностей, их смысловой сложности и ясности, духовной убедительности - и в то же время количественный рост и растущее влияние «низкокачественных» ценностей, упрощенных вариантов и суррогатов духовности. В нормальном для современного рыночного общества соревновании высокой (элитарной) и массовой культуры чаша весов, несомненно, все больше склоняется в пользу последней. Трудно назвать литературное или философское сочинение, театральный спектакль или фильм последних лет, соразмерные по глубине и масштабу реальной сложности действительности, всерьез пытающиеся осмыслить прошлое и настоящее России.

Кризис духовной культуры в России конца XX - начала XXI века заключается в противоречии ее содержания и форм социального функционирования с потребностями становления современной цивилизации, в дефиците отвечающей этим потребностям духовности.

2. Перенос на российскую почву основополагающих ценностей западноевропейского либерализма вызвал негативные тенденции во всех сферах национальной жизни. Анализ характера взаимодействия свободы и необходимости в идеологии потребительства позволил выявить антагонистический характер взаимодействия данных категорий «на линии фронта».

3. Рассмотрение процесса взаимодействия и взаимосвязи свободы и необходимости в русском православном мировоззрении, его сущностных особенностей позволяет сделать вывод о различиях мировоззренческих установок в ценностных системах. Культурно-исторические различия, на современном этапе, являются доминантными. Осмысление свободы как фундаментальной ценности социальной этики православия позволяет найти в данном опыте возможность формирования нравственной личности свободной ' и ответственной, способной преодолевать отчуждение во всех сферах современной жизни.

4. Осмысление прошлых кризисов жизни, общества, веры и Церкви, опыт осмысления и преодоления, позволяет понять инвариантные для истории ценностные, мировоззренческие и технологические основы выздоровления и российскую специфику. Религиозный опыт духовной свободы позволил русским сохранить свою культурную самобытность в условиях оторванности от Родины, невозможности возвращения. Возрождение ценностей «Русской идеи» (патриотизма, свободы, соборности), оформленной русскими религиозными философами, имеет важное значение в деле возрождения русской духовной культуры, а вместе с этим способа преодоления кризиса, воли к нравственному здоровью, социокультурному созиданию.

Сложность переходного периода затрудняет развитие духовных потенций человека, формирование внутренних оснований свободы. Человек в выборе ценностей должен ориентироваться не только на внешнее, но и развивать свои внутренние качества. С другой стороны, за прошедшие годы наметились значительные изменения положения человека на индивидуальном уровне. Индивид становится все более субъективным. Его зависимость от общества менее значима. Жизнь представлена более многомерно как серия поступков, обусловленных свободным выбором и ответственностью человека. История свидетельствует о том, что свобода является внутренней человеческой ценностью, но становление свободы протекает неравномерно. В каждую историческую эпоху перед человечеством встает задача создать себе новую модель свободы. Для прогрессивного развития современной России необходима ценностная стратегия, обеспечивающая соблюдение национальных интересов, освобождение от политической и экономической зависимости, построение гармоничного общества, максимально раскрывающего возможности и максимально удовлетворяющие материальные и духовные потребности человека. В этом смысле свобода не освобождает от

• ответственности, но может стать той фундаментальной духовной ценностью, на базе которой возможно дальнейшее полноценное социальное развитие России.

148

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Черноусова, Ирина Дмитриевна, 2005 год

1. Адорно Теодор В. Проблемы философии морали /Адорно Теодор. - М.: Республика, 2000. - 239 с.

2. Алексеева Т.А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти / Т.А. Алексеева. // Вопросы философии. — М., 1998.-№7.-С. 58-66.

3. Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит, Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие / Алипий, Исайя (Белов), архимандрит. — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1999.—288 с.

4. Антоний (Блум А.Б.) Труды / Антоний, митрополит Сурожский. — М.: Практика, 2002. 1080 с.

5. Антоний (Храповицкий), митр. Сборник избранных сочинений. Юбилейное издание. Белград, 1935. / Антоний Храповицкий, митр. — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. 240 е.;

6. Антоний (Храповицкий). Психологические данные в пользу свободы воли и нравственности / Антоний Храповицкий. — СПб.: Изд. Имп. С.-Петербургской Духовной Академии, 1888.

7. Антоний Великий. Наставления / Антоний Великий // Добротолюбие в 5 т. Т. 1. -М: Свято-ТроицкаяСергиева Лавра, 1992.-С. 3-153

8. Антоний Сурожский. О слышании и делании / Антоний Сурожский. — М.: Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.-382 с.

9. Антоний, митрополит Сурожский. Беседы о вере и Церкви / Антоний Сурожский. М.: СП Интербук, 1991. - 318 с.

10. Антоний, митрополит Сурожский. Воскресные проповеди / Антоний Сурожский сост. Майданович Е.Л.. — Минск: Минский кафедральный Свято-Духов Собор, 1996, 162 с.

11. Антоний, митрополит Сурожский. О свободе и подвиге / Антоний Сурожский. М.: СП Интербук, 1991. - 340 с.

12. Антоний, митрополит Сурожский. О свободе и подвиге // Антоний, митрополит Сурожский. О Встрече. СПб: «Сатись», 1994.—С. 191-200.

13. Арманд А.Д. Современный кризис цивилизации / А.Д. арманд // Анатомия кризисов. М., 1999. - С. 167-191.

14. Архиеп. Московский и Калужский Платон (Левшин). Из глубины воззвах к тебе, Господи. / Платон Левшин; митрополит Московский. — М.: Паломник; Русский двор, 1996. 124 с.

15. Аулова Е.П. Проблема синтеза восточной и западной культур под эгидой православия исходный пункт историософии И.В. Киреевского Е.П. Аулова // Оптина Пустынь и русская культура. - Калуга, 2000. - С. 42-45.

16. Баранский Н.Н. Избранные статьи / Н.Н. Баранский. М.: Наука, 1986.-С. 27.

17. Беляев Варнава, епископ. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики / Епископ Варнава (Беляев) //Соч.: в 4 т. — Ниж.Новгород: издание братства во имя св. князя Александра Невского,1998.-Т. 4.-411 с.

18. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. — М.: Республика, 1993.-382 с.

19. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. тр. / Н.А. Бердяев Ред. сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. — М.: Флинта,1999.-312 с.

20. Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики / Н.А. Бердяев. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. — 701 с.

21. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX в. и нач. XX в.; Судьбы России /НА Бердяев.-М:«СварогиК», 1997.-541 с.

22. Бердяев Н.А. Собрание сочинений. 3-е изд. - Париж: УМСА -PRESS, 1991.

23. Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма/НА Бердяев Вступ. ст. А.В. Гулыги.-М.: ЗАО «Свароги К», 1997.-413 с.

24. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. / Н.А. Бердяев. М.: Искусство, 1994. — 541 с.

25. Бердяев НА. Царство Духа и царство Кесаря / НА. Бердяев. — М.: Республика, 1995. 382 с.

26. Берлин Исайя. История свободы. Россия / И. Берлин. Предисл. А. Эткина. — М.: НЛО: Новое литературное обозрение, 2001. — 538 с. — (Либеральное наследие).

27. Берлин Исайя. Философия свободы. Европа / И. Берлин. — М.: НЛО: Новое литературное обозрение, 2001. — 448 с.

28. Блаж. Августин. Исповедь / Блаж. Августин. М.: Наука, 1992.

29. Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу: Трагедия человеческого , сознания. М.: Гнозис, Русское феноменологическое общ-во, 1996. — 416 с.

30. Бороздин А.К. Русское религиозное разномыслие / А.К. Бороздин. СПб., 1907. - 500 с.

31. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания /

32. Ф.Брентано. СПб.: Алетейя, 2000. - 186 с.

33. Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. М.: Республика, 1995. -462 с.

34. Бубнов Ю.А. Метафизика русского Просвещения / Ю.А. Бубнов; Воронеж, гос. ун-т. Воронеж: ВГУ, 2003. — 256 с.

35. Булгаков С., прот. Агнец Божий / С. Булгаков, прот. М.: Сретенский монастырь, 1993. -442 с.

36. Булгаков С., прот. О противоречивости современного религиозного мировоззрения (Интеллигенция и религия) / С. Булгаков, прот. М.: «Сатисъ», 1994. - 204 с.

37. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество: Сборник / С.Н.Булгаков. М.: Рус. кн., 1992. - 525 с.

38. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов / С.Н. Булгаков. СПб.: Изд. РХГИ, 1997. - 589 с.

39. Булгаков С.Н. О даре свободы // Булгаков С.Н. Православие. — М.: ТЕРРА, 1991.-413 с.

40. Булгаков СК О Православии / CJL Булгаков. М.: ТЕРРА, 2002. -527 с.

41. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса / С.Н.Булгаков // Проблемы идеализма. Сборник статей 1902. / [под ред. М.Колерова]. М.: Модест Колеров и «Три квадрата», 2002. - 736 с.

42. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной Церкви /С.Н. Булгаков.-М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001.-472 с.

43. Булгаков С.Н. Размышления о национальности // Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб.: Изд. РХГИ, 1997.-С. 332-345.

44. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / Булгаков С.Н. Первообраз и образ. Т.1. — М.: Искусство, 1999. 416 с.

45. Булгаков С.Н. Сочинения: в 2 т. М.: Наука, 1993. - 603 с.

46. Булгаков С.Н. Тихие думы / С.Н. Булгаков. М.: Республика, 1996.-508 с.

47. Булгаков С.Н. Трагедия философии / С.Н. Булгаков // Собр. соч.: в 2 т. М.: Наука, 1993. - Т. 1. - 604 с.

48. Булгаков С.Н. Христианский социализм / С.Н. Булгаков. СПб.: РХГИ, 1999.- 469 с.

49. Булгаков С.Н. Христианство и социальный вопрос // Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. — СПб.: Изд. РХГИ, 1997.-С. 126-141.

50. Булгаков С.Н. Церковь и культура // Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалоа СПб.: Изд. РХГИ, 1997. - С. 345-353.

51. Булгакова И .Я. Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX — начала XX века: автореф. дис. канд. филос. наук / И .Я. Булгакова. М., 2001. - 20 с.

52. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада / П. Дж. Бьюкенен. — М.: ООО «Издательство ACT», 2004. 444 с.

53. В поисках идеала: Очерки русской религиозно-идеалистической этики начала XX века. — Тамбов: 11 У, 2000. — 76 с.

54. Ванд Л.Э., Муратова А.С. Генеалогия культуры и веры: зримое и тайное / Л.Э. Ванд, А.С. Муратова. М.: Рудомино, 2000. — 523 с.

55. Василенко И.А. Православная этика и пути русской цивилизации / ИА. Василенко // Восгочнохрисгианская цивилизация и восточнославянское общество в современном мире.-М.: Наука, 2001.-С. 51-63.

56. Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия: Пер. с англ. /Под ред. Р.А. Варгезе. М.: Гранд, 2000. — 399 с.

57. Византизм и славянство. Великий спор. Антология мысли Ред. Басова Е.. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

58. Виппер Р. Лютер / Р. Виппер //Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 14. М.: ТЕРРА, 1997. - С. 259-263.

59. Воробьев К.А. К вопросу о русской национальной идее / К.А. Воробьев // Российская общенациональная идея. -М: Республика, 19%.-352 с.

60. Вышеславцев Б.П. Сочинения / Б.П. Вышеславцев. М.: Раритет, 1995.-461 с.

61. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса / Б.П.Вышеславцев. М.: Республика, 1994. — 368 с.

62. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание / Н.К. Гаврюшин // Вопросы философии — М.,1994. №1.ч

63. Гаджиев К.С. Размышление о свободе / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. М., 1993. - № 2 - С. 33.

64. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П.П. Гайденко. М.: Республика, 1997. — 495 с.

65. Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания / П.П. Гайденко // Философско-религиозные истоки науки. — М.: Мартис, 1997.-319 с.

66. Гарин И.И. Что такое этика, культура, религия? / И.И. Гарин. — М.: ТЕРРА 2002. - 846 с.

67. Генон Р. Главы из книги Р. Генона «Кризис современного мира» // Человек и искусство. М., 1998. - Вып. - С. 112-150

68. Герцен А.И. Собрание сочинений: в 8 т. / А.И. Герцен. — М.: Правда, 1975. Т. 8. - 447 с.

69. Голубинский Е.Е. О реформе в быте Русской Церкви / Е.Е.Голубинский. -М: Тип. О-ва распространения полезных книг, 1913.-278 с.

70. Гостев А. Церковный взгляд на общественное оздоровление / А.Гостев// Новый мир. М., 2001. - N 4. - С. 142-155

71. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы / А.В. Гулыга. М.: Соратник, 1995.-310 с.

72. Гусейнов А.А. «Сегодня в мире нет общих моральных идей.» / »

73. A.А. Гуссейнов // Новый журн. New rev. - Нью-Йорк, 1999.-Кн. 216.-С. 278-291.

74. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии / Ю.Н. Давыдов. М.: — Мол. гвардия. — 1989.— 317 с.

75. Доброшлюбие: В 5 т.-М.: Свято-Тронцкая Сергиева Лавра, 1992.

76. Доменак Ж.-М. Западная культура / Ж.-М. Доменак. БЕЛФАКС, 1994.-308 с.

77. Достоевский Ф JVL Собр. соч. в 10 томах. Т. 9. М.: Гослитиздат, 1956.

78. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. труды / О.Г.Дробницкий Сост. Р.Г.Апресян. — М.: Гардарики, 2002. 523 с.

79. Дудкин В.В. Достоевский — Ницше (Проблема человека) /

80. B.В.Дудкин. Петрозаводск: КГПИ, 1994. - 153 с.

81. Душеполезное чтение. М.: Международный изд. центр православной литературы, 1989. — 670 с.

82. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина / И.И. Евлампиев. — СПб.: Наука, 1998. — 512 с.

83. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках / И.И. Евлампиев. Русская философия в поисках абсолюта: в 2 частях. — СПб.: Алетейя, 2000. Часть I. - 415 с.

84. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках /И.И. Евлампиев. Русская философия в поисках абсолюта: в 2 частях. — СПб.: Алетейя, 2000. Часть И. - 413 с.

85. Ефрем Сирин. Творения / Ефрем Сирин. Сергиев Посад: Свято-Троцкая Сергиева Лавра, 1907. - 480 с.

86. Жаба С.П. Русские мыслители о России и человечестве / С.П.Жаба. Париж: YMCA-PRESS, 1991. - 282 с.

87. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии / А.Ф. Замалеев. -М: Наука, 1995.-192 с.

88. Захарова Е.Н. Становление новоевропейского понимания свободы в философии Декарта и Спинозы / Е.Н. Захарова // Философия культуры: Сб. научных статей Самара, 2001. - С. 118-127.

89. Зеньковский В.В. Основы христианской философии / В.В.Зеньковский. М.: Канон, 1997. — 560 с.

90. Зеньковский В.В. Христианское учение о познании / В.В.Зеньковский. -М.: Грааль, 2001. 140 с.

91. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века / Н. Зернов. Paris. - YMCA-PRESS, 1991. -368 с.

92. Зернов Н. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев / Н. Зернов. М.: Моск. Рабочий, 1995. - 214 с.

93. Зимон Г. Заметки о политической культуре России / Г. Зимон. // Вопросы философии. М., 1998. - № 7. - С. 23-31.

94. Иванов Вяч. Родное и вселенское / Вяч. Иванов. — М.: Республика, 1994. 427 с.

95. Ивонина О.И. Время свободы. Проблема направленности истории в христианской исторической мысли России XIX — середины XX вв. / О.И.Ивонина. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т., 2000. - 441 с.

96. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. — М.: Политиздат, 1991.- 464 с.

97. Ильин В.Н. Эссе о русской культуре / В.Н. Ильин. СПб.: Акрополь, 1997.

98. Ильин И. А. Путь к очевидности: Сборник // Ильин И.А. — М.: Республика, 1993. 430 с.

99. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: Исследования: Т. 1-2. / И.А. Ильин. М.: ТОО «Рарогъ», 1993. - 448 с.

100. Ильин ИА Собр. соч: в 2 т. / ИА Ильин. М: Медиум, 1994. -574с.

101. Ильин И.А. Собрание сочинений. Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954) / И.А. Ильин. М.: Рус. кн., 2001. - 560 с.

102. Ильин И.А. Собрание сочинений: в Ют. / И.А. Ильин. М.: Рус. кн., 1993.

103. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов / И.П. Ильин. — М.: ИНИОН РАН INRADA, 2001. 384 с.

104. Иоанн Дамаскин. Полное собрание сочинений. — СПб.: Изд-е Имп. С.-П. Духовной Академии, 1913.

105. Иоанн Кронштадский. Христианская философия: Избр. работы / Иоанн Кронштадский. М.: ЭКСМО, 2004. - 700 с.

106. Иоффе А.Ф. Развитие атомистических воззрений в XX веке / А.Ф. Иоффе // Памяти В.И. Ленина. М. - Л., 1934.

107. История русской православной церкви: В 10 томах. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1998. — Т. 8. 4.1 — 798 с.

108. История русской православной церкви: В 10 томах. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1998. - Т. 8. 4.2 - 800 с.

109. История русской философии: учебник для вузов / М.А. Маслин и др.. М.: Республика, 2001. - 639 с.

110. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры / К.Д. Кавелин. — М., 1989. — 620 с.

111. Калитин П. Уравнение русской идеи / П. Калитин. М.: Едиториал УРСС, 2002. - 280 с.

112. Калитин П.В. B.C. Соловьев как невольник своей свободы относительно православия / П.В. Калитин // Соловьевский сборник. — М., 2001.-С. 166-171.

113. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

114. Каневский Б., Шебардин П. Чем заполнить духовный вакуум? / Б.Каневский, П. Шебардин // Армия. 1993. - № 14. - С. 37-42.

115. Кант И. Критика чистого разума // И.Кант. Сочинения в 6 т. — М.: Мысль, 1964. Т. 3. - 600 с.

116. Кантор В.К. Личность и власть в России: сотворение катастрофы / В.К. Кантор. // Вопросы философии. М., 1998. - № 7. - С. 14-23.

117. Капустин Б.Г. «Свобода от государства» и «свобода через государство»: о нелиберальности посткоммунистической России и ответственности либералов / Б.Г. Капустин. // Вопросы философии. — М., 1998.-№7.-С. 66-76.

118. Карсавин Л.П. Путь Православия /Л.П. Карсавин. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2003. - 558 с.

119. Карсавин Л.П. Святые отцы и учителя Церкви. (Раскрытие православия в их творениях) / Л.П. Карсавин. М.: МГУ, 1994. - 176 с.

120. Карташов А.В. Воссоздание Святой Руси /А.В. Карташов. — М.: Столица, 1991.-256 с.

121. Киреевский И.В. Критика и эстетика / И.В. Киреевский. — М.: Искусство, 1998.-463 с.

122. Кириевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // И.В. Кириевский. Критика и эстетика. -М.: МГУ, 1988. С. 293-294.

123. Клеман Оливье. Истоки: Богословие Отцов Древней Церкви: Тексты и комментарии / Оливье Клеман /пер с фр. Предисл. Н. Лосского. -М.: Центр по изучению религий: Изд. «Путь», 1994. 383 с.

124. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории / В.О.Ключевский. М.: АО Изд. группа «Прогресс», 1992. — 202 с.

125. Ключевский В.О. О Русской истории / В.О. Ключевский. — М.: Просвещение, 1993. 574 с.

126. Корольков А. А. Русская духовная философия / А. А. Корольков. СПб.: Изд-во ЗХГИ, 1998. - 576 с.

127. Корольков Н.А., Цветкова Е.Г. Левая альтернатива, http: // www/ kprf. ru/articles/3169/ shtml

128. Кропоткин П.А. Этика /П.А. Кропоткин. — М.: Политическая литература, 1992.-493 с.

129. Кругликов В.А. То, что увиделось / В.А. Кругликов//Коллаж — 2. Социально-философский и философско-антропологический альманах. ИФ РАН, 1999.

130. Куленич Э.И. Свободомыслие в истории религии и философии / Э.И. Куленич // Философия и религия. Воронеж, 2002. - С. 88-91.

131. Кураев, диакон Андрей. О нашем поражении / А. Кураев. — СПб.: Светлояр, 1999. 540 с.

132. Кураев, диакон Андрей. Школьное богословие / А. Кураев. — М.: Фонд «Благовест», 1997. — 309 с.

133. Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. М.: Республика, 1993.-382 с.

134. Лазарева А.Н. Идеи свободы и соборности в русской религиозной философии / А.Н. Лазарева. М.: ИФ РАН, 2003. - 152 с.

135. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии / С.А.Левицкий. М.: Канон, 1996. - 496 с.

136. Левицкий С.А. Свобода и ответственность: Основы органического мировоззрения и статьи о солидаризме / С.А. Левицкий Составление, вслуп. статья и комментарии ВВ. Сапова.-М: Посев, 2003.-464 с.

137. Левицкий С.А. Собрание сочинений в 2-х томах / С.А. Левицкий. -М: Канон, 1995.

138. Левицкий С.А. Трагедия свободы / С.А. Левицкий. — М.: Канон, 1995.-512 с.

139. Леонтьев К.Н. Избранное / К.Н. Леонтьев. М.: Раритет, 1993. —646 е.

140. Липич Т.И. Свобода и ответственность личности общечеловеческие ценности / Т.И. Липич // Духовное возрождение. -Белгород, 2002. Вып. 10 (юбил.). - С. 145-151

141. Лопуха А.Д. Жизненные силы патриотизма в современной России: опыт социологического анализа / А.Д. Лопуха. М.: РУСАКИ, 2000. -141 с.

142. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его время / А.Ф. Лосев. М.: Мол. гвардия, 2000. - 624 с.

143. Лосев А.Ф. Дерзание духа / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1989.364 с.

144. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. — М.: Мысль, 2001. —560 с.

145. Лосев А.Ф. Из ранних произведений / А.Ф. Лосев. М.: Правда. — 1990.-656 с.

146. Лосев А.Ф. Личность и Абсолют / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1999. -719с.

147. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность: Сборник / А.Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1994.-919 с.

148. Лосев А.Ф. Самое само: Сочинения / А.Ф. Лосев. М.: ЭКСМО -Прессе, 1999.-1024 с.

149. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Лосский В.Н. По образу и подобию. М.: Политиздат, 1991. - 367 с.

150. Лосский В.Н. Догматическое богословие / В.Н. Лосский. — Киев: КПЛ, 1991. -360 с.

151. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / В Л Лосский. М.: Центр «СЭИ», 1991. -288 с.

152. Лосский В.Н. Условия абсолютного добра: Основы этики / В.Н.Лосский. Париж: YMCA- PRESS, 1949. - 381 с.

153. Лосский Н.О. Бог и мировое зло /Н.О. Лосский. М.: Республика, 1994.-331 с.

154. Лосский Н.О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей / Н.О. Лосский. М.: ACT, 2000. - 864 с.

155. Максим Исповедник. Подвижническое слово, в вопросах ученика и ответах старца / Св. Максим Исповедник. // Добротолюбие в 5 т. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Т. 3. - С. 131-289.

156. Максимов A.M. Свобода как внутренняя человеческая ценность // Философия ценностей. Курган, 1998. - С. 63-65

157. Мальцев К.Г., Мальцева А.В. «Философия свободы» и соблазн христианского государства: Н.А. Бердяев и И.А. Ильин. — М.: МАКС Пресс, 2001.-333 с.

158. Маркс К., Энгельс Ф. И Сочинения. 2-е изд. / К. Марс, Ф. Энгельс. -М.: Политиздат, 1955.

159. Маркузе Г. Одномерный человек.-М: «REFL—book», 1994.—368с.

160. Материалы «круглого стола». Культура, культурология и образование // Вопросы философии. М.,1997. - № 2. - С. 17-21.

161. Мещерякова Н.А. Детерминизм в философском рационализме: от Фалеса до Маркса. Воронеж: ВГУ, 1998. - 168 с.

162. Мещерякова Н.А. Проблемы человеческой духовности: философия и психология // Вестник научной сессии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. — Вып. 6. — Воронеж: ВГУ, 2004. С. 7-12.

163. Мотрошилова И.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты / И.В. Мотрошилова М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

164. Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века /под ред. Т.В.Артемьевой. СПб.: Наука, 1996. - 316 с.

165. На рубеже эпох: Из истории русской этической мысли конца XIX- начала XX в. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1996. - 112 с.

166. Назаров В.Н. Этика в России / Н.В. Назаров // Этика. Энциклопедический словарь /ред. Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов.- М.: Гардарики. 2001. - С. 586 -589.

167. Назаров М Миссия русской эмиграции.—М: «Родник», 1994.—280 с.

168. Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии / С.А.Нижников. М.: Изд-во РУДН, 2001. - 355 с.

169. Новгородцев П.И. Об общественном идеале / П.И. Новгородцев.- М.: Пресса, 1991.-439 с.

170. Новгородцев П.И. Сочинения / П.И. Новгородцев. — М.: Раритет, 1995.-448 с.

171. Носова О.В. Проблемы формирования системы ценностей россиян / О.В. Носова. М.: Гранд, 1999. - 200 с.

172. Нравственный идеал русской философии: материалы III Санкт-Петербургского симпозиума историков русской философии / ред. А.Ф.Замалеев. — Часть 1. Проблемы методологии исследования нравственного идеала русской философии. СПб., 1995. — 256 с.

173. О социальной концепции русского православия / Ред. М.П.Мидлов; Ин-т компл. соц. исследов. РАН, Исслед. центр «Религия в современном обществе», Соц.- технол. ин-т. — М.: Республика, 2002. — 399 с.

174. Орлов И. Труды Св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе: Историко-догматическое исследование /Иван Орлов. СПб.: Тип. Ф. Елеонского и К, 1888. - 220 с.

175. Основы социальной концепции Русской Православной церкви // ЭКО. Новосибирск, 2001. - N 1. - С. 112-124

176. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. / РПЦ. Официальный Web — сайт Московского Патриархата, http:/ www. russian-orthodox-church. org. ru — 12 с.

177. Очерки истории русской этической мысли / М.Н. Пеунова и др.. -М.: Наука, 1976.-400 с.

178. Панарин А.С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязанностей / А.С. Панарин // Вопросы философии. 2003. - №6.

179. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А.Панарин. М.: ЭКСМО, 2003. - 544 с.

180. Папков В.О. О возрождении христианской общины — православного прихода / В.О. Папков. // Сб.ст. О возрождении Русской Церкви. Вышний Волочек. 1905. - 612 с.

181. Первушина В.Н. Современная этика: проблемы детерминизма и свободы воли: Методологические аспекты / В.Н. Первушина. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1993. 110 с.

182. Платон. Письма. / Платон. Соч. в 3 т. — М.: Мысль, 1972. — 678 с.

183. Покровский Н. XXI век как воля и представление / Н. Покровский // Иностранная литература. М., 1996. - № 5. - С. 249

184. Половинкин А.И. Православная духовная культура / А.И.Половинкин. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.

185. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия / Н.П. Полторацкий // Вопросы философии. 1992. - №2. — С. 127- 138.

186. Поляков Ю.М. Выращивать в себе талант любить Отечество / Ю.М. Поляков // Будущие хозяева России. 1996. - №26. — С. 40 - 51.

187. Полякова JI. Логика «русской идеи» / Л. Полякова // Общественные науки и современность. — 1992. №3. - С. 72.

188. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги / К.Р. Поппер // Соч.: в 2 т. М.: Феникс, 1992. - Т 1.: Чары Платона. - 448 с.

189. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги / К.Р. Поппер // Соч.: в 2 т. — М.: Феникс, 1992. Т 2.: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. - 528 с.

190. Послание к Тимофею святого Дионисия Ареопагита. Мистическое богословие. Киев: КПЛ, 1991.

191. Преп. Иоанн Дамаскин. Творения / Преп. Иоанн Дамаскин. — М.: Сретенский монастырь; «Новая книга», «Ковчег», 1993. -460с.

192. Преп. Максим Исповедник. О любви // Преп. Иоанн Дамаскин. Творения. — М.: Сретенский монастырь; «Новая книга», «Ковчег», 1993.-430 с.

193. Прокопович Феофан. Четыре сочинения, выбранные из богословской его системы / Пер. с лат М. Соколовым. — М.: Ун-кая тип., 1773.-290 с.

194. Прот. Георгий Флоровский. Догмат и история / Георгий Флоровский, прот. М.: Грааль, 1998. - 488 с.

195. Протоиерей Василий Попов. Православие и свобода / Василий Попов, прот. — М.: «Народная польза», 1998. 160 с.

196. Радугин А.А. Русская религиозная философия XIX-XX вв. /

197. A.А.Радугин. Философия: курс лекций. — 2-е изд., прераб. и доп. — М.: Центр, 1997. — С.138-151.

198. Розанов В.В. Люди лунного света. Метафизика христианства /

199. B.В. Розанов. М.: Правда, 1990. - 710 с.

200. Розанов ВВ. Религия и кулыура/ВВ. Розанов.-М.: Правда, 1990.-635 с.

201. Розанов ВВ. Религия. Философия. Культура-М.: Республика, 1992.-397 с.

202. Розанов В.В. Русская цивилизация и соборность. — М.: Республика, 1994. 250 с.

203. Русский эрос или философия любви в России / сост. В.П.Шестаков. М.: Прогресс, 1991.-448 с.

204. Салмин A.M. Русская православная церковь и постсоветская полития: самоопределение во времени, пространстве, культуре (1988-1998 гг.) / A.M. Салмин // Полития. М., 1997/98. - N 4. - С. 7-26

205. Самарин Ю.Ф. Избранные произведения / Ю.Ф. Самарин. М.: РОСПЭН, 1996.-608 с.

206. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феномелогической онтологии / Ж.-П. Сартр. Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 2002. - 640 с.

207. Св. Алексей Николин. Церковь и государство. История правовых отношений / Св. Алексий Николин.-М.: Изд. Сретенского монастыря, 1997.-430 с.

208. Св. Григорий Богослов. Избранные слова / Св. Григорий Богослов. — М: Православное братство св. апостола Иоанна Богослова, 2002.—558 с.

209. Св. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1 4 / Св. Григорий Богослов. - М.: Сретенский монастырь, 1994.

210. Св. Григорий Нисский. Творения. Ч. 1 — 4 / Св. Григорий Нисский.-М.: Сретенский монастырь, 1998.

211. Св. Григорий Палама. Избранные творения Отцов Церкви / Св. Григорий Палама. М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1998.-703 с.

212. Св. Ефрем Сирин. Творения / Св. Ефрем Сирин. — М.: Изд. отдел Московского патриархата, 1993. Т. 2. - 430 с.

213. Св. Иоанн Златоуст. Творения // Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста в 12 т. СПб.: Изд. С.-Петербургской Духовной Академии 1898; СПб.: «Православная книга», 1991.

214. Св. Ириней Лионский. Против ересей. СПб.: София, 1990.

215. Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? СПб.: Изд. книгопродовца Тулузова, 1901.; Калуга: Галактика, 1994-453 с.

216. Свешников В. Очерки христианской этики: Учебное пособие / В.Свешников. М.: Паломник, 2001. - 622 с.

217. Святой Василий Великий. Духовные наставления / Святой Василий Великий. М.: Сретенский монастырь; «Новая книга», «Ковчег», 1998.-461 с.

218. Святой Ефрем Сирин. Духовные наставления /Святой Ефрем Сирин. М.: Сретенский монастырь, «Новая книга», «Ковчег», 1998. — 304 с.

219. Симонов Н.В. Модернизаторское течение в Русской православной церкви / Н.В. Симонов // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Н. Новгород, 1998. - С. 401-411.

220. Смирнов В.Г. Феофан Прокопович / В.Г. Смирнов. — М.: Соратник, 1994.-222 с.

221. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX — начало XX века / ред. А.Ф. Замалеев. СПб.: Наука, 1995. - 380 с.

222. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве. Чтение 1 //Соловьев B.C. Соч. в 2 т., М.: Республика, 1994. - 368 с.

223. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. — М.: Политиздат, 1992. 543 с.

224. Социальное служение Русской православной церкви: исторический опыт и современное состояние: Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 2000-летию Рождества Христова, 15-16 окт. 1998 г. Ч. 1 — 2. — М., 1998.

225. Спиноза Б. Избранные произведения / Б. Спиноза // Соч.: в 2 т. — М. Госполитиздат, 1957. - Т. 1. - 630 с.

226. Степун Ф.А. Чаемая Россия / Ф.А. Степун. СПб: РХГИ, 1999.479 с.

227. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры /Св. Иоанн Дамаскин. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. - 168 с.

228. Тихолаз А.Г. Платон и платонизм в русской религиозной философии второй половины XIX- начала XX веков. К., 2003.

229. Троицкий Е.С. О русской идее / Е.С. Троицкий. -М: Акирн, 1994.

230. Троицкий Е.С. Русская идея в контексте мировой политики / Е.С. Троицкий // Вопросы политологии. М., 1992. - №3 - С. 527-572.

231. Трубецкой Е.Н. Право и нравственность / Е.Н. Трубецкой // Русская философия права: философия веры и нравственности (антология) / А.П. Альбов и др.. СПб.: Алетейя, 1995. - С. 186-209.

232. Трубецкой С. Учение о Логосе у отцов Церкви. М.: РФМ, 1993. -С. 200с.

233. Умное делание. О молитве Иисусовой. (Сборник поучений Св. Отцов и опытных ее делателей). —М: Сшпо-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.—296с.

234. Ф.М.Достоевский и Православие // Сборник Сост. А.Н.Стрижев. -М.: Отчий дом, 1997.-315 с.

235. Федоров Н. Философия общего дела // Сочинения. Т. 1-2. — М.: ACT, 2003. Т. 1 -704 с.

236. Федотов Г.П. Революция идет // Федотов Г.П. Судьбы и Грехи России. Т. 1 — М.: Мартис: Sam and Sam, 1996. 234 с.

237. Федотов Г.П. Россия, Европа и мы / Г.П. Федотов. Париж: YMCA- PRESS, 1973. - 175 с.

238. Федотов Г.П. Судьба России / Г.П. Федотов. Избр. статьи по философии русской истории и культуры: В 2 т. сост. Бойкова В.Ф.. — СПб: София, 1991.

239. Федотова В.Г. Воля вместо свободы: логика свободы в условиях ценности традиций / В.Г. Федотова // 90-летие «ВЕХ»: российская интеллигенция в XX веке: Материалы Всерос. науч. конф., 16-17 марта 1999 г. Пенза, 1999. - Кн. 1. - С. 37-39

240. Феофилакт Болгарский. Толковая Библия или комментарии на все книги Св. писания Ветхого и Нового Завета /Феофилакт Болгарский. Толковая библия в 3 т. СПб., 1908.; 2-е издание Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987.

241. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины / П.А.Флоренский

242. Соч.: в 2 т. М.: Правда, 1990. - Т. 1. - 840 с.

243. Флоренский П.А. У водоразделов мысли / П.А. Флоренский // Соч.: в 2 т. М.: Правда, 1990. - Т. 2. - 446 с.

244. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли / Г. Флоровский. — М.: «Аграф», 1998. 432 с.

245. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия / Прот. Г.Флоровский. Вильнюс: «Вильтис», 1991. — 599 с.

246. Флоровский Г.В. Вера и культура: Избр. труды по богословию и философии / Г. Флоровский. СПб: РХГИ,2002. - 862 с.

247. Франк C.JI. Духовные основы жизни общества: Сборник // С.Франк, сост. П.В. Алексеев. М.: Республика, 1992. - 510 с.

248. Франк C.JI. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия / СЛ. Франк Прим. Р.К. Медведевой. -М:Республика, 1997.-478с.

249. Франк C.J1. Религиозно-исторический смысл русской революции // Русская идея: Сборник. М.: Республика, 1992. - 230 с.

250. Франк С.Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии / С.Л. Франк. М.: Факториал, 1998. 256 с.

251. Франк С.Л. Учение о переселении душ (Религиозно-исторический очерк) / С.Л. Франк // Сб. Христианство и индуизм. — М.: Наука, 1994.-416 с.

252. Франк С.Л. Человек и Бог; Человек между миром и богом / С.Л.Франк. М.: Грааль, 2001.- 124 с.

253. Франкл В. Духовность, свобода и ответственность // Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс, 1990. — С. 93-130.

254. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сборник / В. Франкл Пер. с англ. и нем./Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.-368 с.

255. Фромм Э. Бегство от свободы // Фромм Э. Догмат о Христе. — М.: Республика, 1998.-416 с.

256. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. — М.: Республика, 1993.-414 с.

257. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность / Ф. Хайек. — М.: Республика, 1992.

258. Хвостов В.М. Нравственная личность и общество: Очерки по этике и социологии / В.М. Хвостов. М.: Пангея, 1911. - 520 с.

259. Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. / А.С. Хомяков. М.: Моск. философский фонд: Медиум, 1994. — Т. 1 - 534 с.

260. Хомяков Д.А. Православие, Самодержавие и Народность. — Минск: Бел. грамота, 1997, 208 с.

261. Хоружий C.C. К феноменологии аскезы / С. С. Хоружий. — М.: Изд. Гуманитарная литература, 1998. — 350 с.

262. Черемисин Н.Б. Содержание свободы в различных типах мировоззрения: ценностный аспект. (Автореферат дис. на соиск. уч. ст. к.ф.н.) /Н.Б. Черемисин. Н. Новгород: НГУ, 1996. - 24 с.

263. Чичерин Б.Н. Нравственный мир / Б.Н. Чичерин // Русская философия права: философия веры и нравственности (антология) /

264. A.П.Альбов и др.. СПб.: Алетейя, 1995. - С. 83-110.

265. Чуринов Н.М. Совершенство и свобода: Философские очерки /Н.М. Чуринов. Красноярск, 2001. - 431 с.

266. Шамшурин В.И. Консерватизм и свобода /В.И. Шамшурин. — Краснодар: «Глагол», 2003. 476 с. — (Серия «Русская философия и Православие в контексте мировой культуры». Тексты и исследования).

267. Шаповал В.Н. Век толп и судьба человеческой свободы /

268. B.Н.Шаповал // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского философского конгресса (16-20 сент.). В 3 т. Т. 3. - Ростов н/Д; СКНЦ ВШ, 2002. - С. 361-362.

269. Шапошников Л.Е. Идеология славянофильства и современное православие / Л.Е. Шапошников. — М: Знание, 1985. 64 с.

270. Шапошников Л.Е. Православие и философский идеализм: Несостоятельность философской апологетики православия. — Горький: Волго-Вятское кн. Изд-во, 1986. 142 с.

271. Шапошников Л.Е. Философия соборности. Очерки русского самосознания / Л.Е. Шапошников. СПб.: РХГИ, 1996.- 440 с.W

272. Шмеман А., прот. За жизнь мира / А. Шмеман. Нью-Йорк: Religious Books for Russia, 1981. — 103 с.

273. Шмеман А., прот. Исторический путь Православия /А. Шмеман. — М.: Русский двор, 1993. 340 с.

274. Шопенгауер А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауер.- М.: Республика, 1992. 448 с.

275. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауер. Собр. соч.: в 2 т. М., 1993. - Т .2. - 477 с.

276. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. Новосибирск, 1993.- 592 с.

277. Эрн В. Социализм и проблема свободы / В. Эрн // Новая жизнь. — 1907. №2. — С.68-87.

278. Эрос религиозного опыта / под ред. И.Н. Михеевой. М.: ИФ РАН, 1998.-130 с.

279. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. — М.: Республика, 1994. 527 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.