Эволюция социальной концепции Русской православной церкви во второй половине XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Бабаева, Анастасия Валентиновна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат философских наук Бабаева, Анастасия Валентиновна
Глава
I. Формирование идеологии «коммунистического христианства»
1. Особенности взаимоотношений Православной церкви и советской власти как основа социализации русского православия
2. Составные части концепции «коммунистического христианства»
Глава
II. Социальная позиция Русской церкви в 1990-2000 годы
1. Социальные и идеологические факторы отказа Русской православной церкви от некоторых положений «коммунистического христианства»
2. Современная социальная концепция Русской православной церкви 120-160
Заключение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Философский анализ социальной доктрины Русской православной церкви в 20 веке2005 год, кандидат философских наук Гаврилова, Валерия Васильевна
Конкурентные религиозные дискурсы в социально-исторической эволюции русского православия2013 год, доктор философских наук Погасий, Анатолий Кириллович
Критический анализ модернистских тенденций в русском православном богословии1984 год, кандидат философских наук Макаров, Борис Феофанович
Церковь и государство в учении современной Русской православной церкви2010 год, кандидат политических наук Вовченко, Богдан Витальевич
Социально-культурная деятельность Русской православной церкви в современном российском обществе, 1988-1997 гг.1997 год, кандидат философских наук Бойко, Владимир Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция социальной концепции Русской православной церкви во второй половине XX в.»
Актуальность темы исследования. На состоявшемся в 2000-м году Архиерейском соборе были приняты «Основы современной социальной концепции Русской Православной Церкви». Это первый официальный церковный документ, в котором представлен концептуальный подход Церкви к широкому кругу проблем жизни общества, что позволяет говорить о рождении православной социальной концепции. Данная концепция, по признанию самих богословов, создавалась как авторитетное практическое руководство для духовенства и мирян, так и для разъяснения светскому обществу позиции Церкви по насущным проблемам современности.
Столь позднее появление кодифицированного социального учения православия в отличие, например, от западных ветвей христианства можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, спецификой православия, которое, по выражению Сергия Булгакова, «имеет лик более неотмирный». Это отчасти определило то, что православные мыслители не делают резкого акцента на социальном, сосредотачивая внимание на сотериологической проблематике. Во-вторых, под воздействием исторических обстоятельств Русская православная церковь находилась в зависимости от государства. Вначале она была неотъемлемой частью самодержавной монархической системы, затем оказалась в подчинении советского правительства. А поэтому была вынуждена лояльно относиться к государственной власти. Только в конце XX века Церковь фактически, а не декларативно оказалась отделенной от государства и сумела обрести право оценивать общественно-политические события с «позиции духовности и нравственности».
Но говорить о том, что в православии до конца XX века вообще не было выхода на социальный уровень нельзя. В качестве определенного этапа эволюции социального учения Церкви необходимо рассматривать концепцию «коммунистического христианства», возникшую на волне модернизма. Однако в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых в 2000-м году, акцент делается не столько на вопросах социального прогресса и справедливости, как на предыдущем этапе, сколько на проблемах утверждения в обществе духовно-нравственных ценностей христианства. С этих позиций представляется необходимым дать анализ и доктрины «коммунистического христианства», и «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви».
Объективное рассмотрение эволюции социальной концепции Русской православной церкви во второй половине XX века предполагает обращение к ее истокам. Подобный подход позволяет лучше увидеть те реальные исторические условия, которые во многом определили характер изменений церковного учения.
После распада СССР наше общество столкнулось с проблемой утраты культурных ценностей — началась эпоха «социокультурной трансформации» российского социума. Данный процесс во многом осложнился в связи с массированным информационным проникновением Запада, натиском на базовые ценности россиян, в том числе путем поддержки миссионерской деятельности многочисленных нетрадиционных, и даже деструктивных, религиозных течений. Появление чувства отчужденности, подавленности и духовной пустоты сказалось не только на культурно-нравственном, но и на физическом уровне самоощущении личности. На современном этапе развития нашей страны роль Русской православной церкви как охранительницы духовных начал трудно переоценить, поскольку русское православие оказало огромно влияние на развитие российской государственности, национального самосознания, культуры, а сама судьба России всегда зависела от духовно-нравственного состояния народа.
Актуальность данного исследования объясняется тем обстоятельством, что политико-идеологическая трансформация российского общества позволила Русской православной церкви выйти с периферии общественной жизни, религия вновь «вернулась» в культуру, в результате чего для части общества православие стало основой как личной, так и социальной идентификации. Конец XX века отмечен возрождением церковной организации, ростом катехизации общества. В определенной степени можно говорить о «духовно-нравственном ренессансе» как фундаментальном явлении современного этапа русской истории. В этой связи встает вопрос о месте Церкви в посткоммунистическом обществе, ее отношении к рыночным и демократическим реформам в России. До сих пор общество волнует проблема церковно-государственных взаимоотношений, отсюда такое внимание общества к законодательству, регулирующему положение религии в России.
Сегодня церковные деятели пытаются принимать активное участие в социальном строительстве во благо общества в целом, ибо считают, что судьба новой России неотделима от судьбы Церкви. В свою очередь и российская общественность в последнее время все больше утверждается в мысли, что основой консолидации здоровых сил социума должны быть не экономика и политика, а духовные и нравственные принципы, укорененные в отечественную традицию. В связи с этим власти всех уровней все чаще обращаются к религиозным организациям как к партнерам. Активизация позиции Церкви обусловлена также необходимостью реагировать на изменения в обществе (рост преступности, различные проявления безнравственности, разрушение накопленного научного и культурного потенциала и др.), чтобы удовлетворять социальный интерес верующих. Кроме того, Русская православная церковь столкнулась с проблемой экспансии проникающих в нашу страну различных религиозных организаций, рассматривающих православие как конкурента в борьбе за паству.
Степень научной разработанности проблемы. Вопрос о социальной сущности христианства и об этой традиции на русской почве начинает активно разрабатываться религиозными мыслителями уже в начале XX столетия. Так, например, Г.П. Федотов отмечает, что «религия средневековой и Московской Руси была на протяжении веков по преимуществу социальной», а «нарочитый», т. е. сотериологический индивидуализм проник в русскую церковь только после Петра I. Социальность восточного христианства нашла выход через концепцию милосердия и благодаря значительному участию Церкви в развитии русского общества. Одними из первых попытались осмыслить основные принципы социальности христианства славянофилы, представители богословского либерализма: архимандриты Федор (Бухарев), Михаил (Семенов), профессора В. Экземплярский, П. Светлов, священник Г. Петров. В своих публикациях авторы критиковали, прежде всего, подход к христианству как индивидуалистической религии спасения, давалась оценка отечественной традиции социальности христианства. Несомненную ценность представляют труды послереволюционных обновленцев, таких как А. Введенский, Б. Титлинов, Д. Адамов и др. Именно идеи, изложенные в этих работах 1920-х годов, предвосхищают появление доктрины «коммунистического христианства».
Проблемы социализации христианства активно обсуждались также в публикациях эмигрантских религиозных мыслителей, ставших православными священниками. Среди них особо следует выделить протоиереев С. Булгакова, В. Зеньковского, И. Мейендорфа, протопресвитера А. Шмемана и др.
Исследователи отмечали: социальные элементы восточного христианства получили непосредственное отражение в русской культуре. Это выразилось в стремлении воплотить в жизни идеалы милосердия, благотворительности, внутреннего покоя, при этом основой земной деятельности мыслился принцип любви к божественному и человеческому одновременно. Не подвергалось сомнению то положение, что православие оказало существенную роль на формирование таких концептов, как «Отечество», «власть», «народ», чем воспитывало патриотический дух русской нации. Деятельность Русской церкви всегда, особенно в критические моменты истории, была направлена на защиту уникальности «культурно-цивилизационного лика» России.
Советскими религоведами опубликовано достаточное количество трудов, в которых рассматривалось соотношение социальных принципов социализма, с одной стороны, а также христианства и православия, с другой. Отметим только некоторых авторов, работы которых связаны с нашей темой: П.Н. Зырянов, И. Я. Каптерев, Р.Ю. Плаксин, В.Д. Тимофеев, М.М. Шейнман, А.А. Шишкин. В целом названные исследователи делают акцент на несовместимости христианства с научным социализмом, подчеркивая необходимость преодоления влияния религии на социально-активные слои трудящихся.
Взгляды православных мыслителей на человека, общество, государство неоднократно рассматривались в светской литературе, но трудов, посвященных целостному исследованию православия конца XX века, издано немного. Значительная работа по изучению различных сторон «коммунистического христианства» (вопросы войны и мира, разрядки и мирного сосуществования государств с разным социальным строем, отношения к капитализму, социализму, революции, социальная этика и т.д.) осуществляли советские ученые в 1960 -1980-е годы. Прежде всего, это В.Н. Дуденков, М.В. Демин, Н.С. Гордиенко, Ю.С. Комаров, М.М. Копаница, Н.П. Красников, И.А. Крывелев, В.А. Кувакин, П.К. Курочкин, М.П. Новиков, А.С. Попов, А.А. Радугин и др. Труды этих исследователей посвящены критическому анализу православия, которое, как правило, рассматривается в свете материалистической диалектики, как «враждебная прогрессу сила».
Отсюда определенная тенденциозность в оценках социальных воззрений православия. Несомненной ценностью данных работ является сопоставление «горизонтального» и «вертикального» векторов православного учения, расширенное представление о характере, сущности модернизма. Необходимо отметить также авторов, чьи работы выявляют социально-политический контекст деятельности Православной церкви и сферу государственно-церковных отношений: В.А. Алексеев, ЮА. Бабинов, М.Н. Бессонов, В.И. Гараджа, А.Н. Лещинский, И.И. Мигович, М.П. Мчедлов, И.И. Трофимчук и др.
За последние годы в России вышло достаточное количество светских и богословских работ, так или иначе, посвященных православию. В трудах, затрагивающих проблему развития социальных воззрений православия, светские исследователи проанализировали взгляды наиболее интересных православных мыслителей, способствовавших развитию социального богословия в первой половине XX века, дали мировоззренческую оценку процессу эволюции социального учения Церкви. Богословские же работы содержат религиозное обоснование принципиальной несовместимости марксизма и христианства, раскрывают церковную мотивацию обращения к проблемам общественного развития. Но чаще всего внимание современных авторов акцентируется не на социальных взглядах Церкви, а на роли православия в истории и культуре России. Они сходятся на мысли, что Церковь, опираясь на историческую память, метафизическое сознание народа, с одной стороны, способна вернуть России тот образ, в котором она привыкла себя видеть (идеи державности, соборности), с другой -преодолеть негативные влияния материальной, потребительской культуры. Иными словами, православие как культурообразующая религия может помочь обеспечить историческую преемственность в развитии российского общества. В современных исследованиях уже не ставится под сомнение, что религиозные институты - это важнейшая составляющая общественной жизни, а конфессиональный фактор оказывает существенное влияние на политическую культуру общества и развитие страны.
Итак, работы О. Николаевой, В. Никитина и других посвящены русской духовной культуре и культурологическим аспектам православия; труды И. Мейендорфа, А. Меня, А. Осипова, М. Смирнова, JI. Шапошникова, А. Шмемана, Г. Флоровского поднимают вопрос о специфике православного богословия, раскрывают проблемы отношения к православному преданию. Работы Д. Константинова, Н. Никольского, А. Николина, М. Одинцова, Д. Поспеловского, М. Шкаровского, С. Фирсова, В. Цыпина и других раскрывают с позиций сегодняшнего дня суть взаимоотношений государства и церковной организации за последнее столетие, при этом дается анализ изменения ее правового положения.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является анализ основных этапов развития социального учения Русской православной церкви во второй половине XX века, научно-теоретическое изучение причин и факторов, способствовавших ее эволюции, выявление критериев отношения Церкви к обществу и власти. Для достижения поставленной цели диссертант решает следующие задачи:
- показывает связь современного православного богословия с идеями дореволюционного «социального христианства»;
- анализирует формы и направления участия церковной организации в общественно-политической жизни;
- изучает критерии, предлагаемые Церковью при выработке ею отношения к обществу и власти на современном этапе;
- определяет объективные и субъективные причины, способствовавшие формированию доктрины «коммунистического христианства»;
- дает анализ ее составных частей: социальной этики, богословия революции, мирологии и т.д.;
- раскрывает причины и закономерности отказа от ряда принципов доктрины «коммунистического христианства» современными идеологами православия;
- определяет основные параметры современной социальной концепции православия;
- раскрывает содержание ряда понятий, которые используются светскими исследователями для характеристики эволюции социальных взглядов Русской православной церкви и религиозными мыслителями для определения своего отношения к социальной жизни.
Методологической основой исследования является: Диалектический подход к изучению социальных явлений, опирающийся на принципы диалектики, в частности, принцип взаимосвязи общего и единичного. Принцип единства исторического и логического, позволяющий вскрыть направленность социальных перемен и на этом основании показать изменения во взглядах православных богословов. Сравнительно-исторический метод, раскрывающий многообразие подходов богословов к вопросам жизни общества и зависимость богословских взглядов от исторических условий. Метод всесторонней и объективной оценки изучаемых явлений, препятствующий выработке как апологетических подходов, так и гиперкритических установок при рассмотрении религиозной идеологии. Кроме того, привлекались методы компаративного анализа и контент-анализа периодической печати.
Источниковую базу диссертации составили документальные материалы по истории русского православия, решения Поместных и Архиерейских соборов Русской православной церкви, правовые и нормативные акты РФ. Широко привлекались различного рода периодические издания. В первую очередь «Журнал Московской Патриархии», «Богословские труды», «Богословский сборник», «Альфа и Омега», а также - «Московский церковный вестник», «Православная беседа»,
Православное слово» и др. Значительную помощь оказали и сочинения православных богословов, так или иначе рассматривавших проблему отношения Церкви к обществу и власти.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- впервые дан целостный анализ социальных взглядов Русской православной церкви во второй половине XX века;
- дан целостный анализ «Основ современной социальной концепции Русской Православной Церкви»;
- выявлены идейные источники социальных взглядов современного православия;
- выделены и охарактеризованы три течения Русской православной церкви: модернизм, новаторство, консерватизм, по-разному трактующие социальные вопросы;
- обоснована значимость социальной позиции Церкви для консолидации здоровых сил общества, направленной на преодоление кризисных тенденций в России конца XX - начала XXI вв.;
- на большом фактическом материале показаны принципы отношения православных богословов к таким значимым для общества явлениям, как социальное неравенство, нравственная деградация личности, экокризис, детская беспризорность и т.д.; определено место Русской православной церкви в культурно-образовательном процессе современного общества при сохранении незыблемости принципов свободы совести;
- на примере анализа современной социальной концепции Русской православной церкви формулируются принципы совершенствования религиозно-государственных отношений, учитывающих интересы культурообразующих конфессий России.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы определяется, прежде всего, тем, что положения и выводы диссертации помогают адекватно оценить позицию Русской православной церкви по социальным вопросам, а значит, правильно определить ее роль в современном российском обществе. Практическая значимость работы обусловлена ее обращенностью к кругу актуальных проблем духовной жизни современного российского общества. Данные проведенного исследования и полученных выводов могут быть использованы в культурно-просветительской работе с молодежью, в подготовке вузовских лекционных курсов и спецкурсов по философии, социологии, религиоведению, а также в работе методических семинаров, при разработке семинарских занятий, в реферативной практике.
Апробация диссертационного исследования работы осуществлялась на: международных научных, научно-практических конференциях и симпозиумах «Единство и этнокультурное разнообразие мира. Диалог мировоззрений» (Н. Новгород, 2001), «Актуальные вопросы развития образования и производства» (Н. Новгород, 2001), «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Н. Новгород, 2002); Нижегородских Рождественских православно-философских чтениях: «Православие и культура» (2001), «Церковь на пороге третьего тысячелетия» (2002); Шестой нижегородской сессии молодых ученых гуманитарных наук (2001).
Диссертация обсуждалась на кафедре философии НГПУ и была рекомендована к защите. Основные положения работы получили отражение в 7 научных публикациях автора.
Структура диссертации обусловлена логикой рассмотрения проблемы развития социальных воззрений Русской православной церкви во второй половине XX века. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка используемой литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства2004 год, кандидат философских наук Беляева, Евгения Александровна
Формирование социально-политической доктрины Русской православной церкви2011 год, кандидат политических наук Горкунова, Полина Игоревна
Православие в духовной жизни российского общества: Социально-философский анализ2003 год, доктор философских наук Тришин, Алексей Федорович
Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке: по материалам Тульского края2010 год, кандидат исторических наук Панин, Алексей Станиславович
Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России2010 год, кандидат философских наук Сидоров, Игорь Николаевич
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Бабаева, Анастасия Валентиновна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последнее столетие Русская православная церковь пережила 3 этапа в отношениях с государственной властью. До Октябрьской революции она являлась государственной религией, потом более 70 лет существовала в стране, где официальной политикой был провозглашен государственный атеизм. Сейчас же переживает эпоху отделения Церкви от государства при соблюдении принципа свободы совести. Смена общественно-политических векторов развития непосредственно сказалось на эволюции православного учения. Поскольку Церковь как социальный институт всегда стоит в определенных отношениях с государством и обществом, и это отношение не является изначально данным, а изменяется по мере «политико-идеологических трансформаций». Во второй половине XX века официальная Православная церковь отказалась от «теологии порядка», не одобрявшей и не принимающей социальные изменения, и концентрировавшей внимание преимущественно на сотериологических проблемах. Развивая христианское положение, что служение Богу должно предполагать служение человеку, современное православие непосредственно выходит на социальный уровень. В этом просматривается желание богословов обосновать социальное служение христиан с догматическими установками назначение и смысле существования Церкви в мире. Привнесение в мир евангельской истины обуславливает выход Церкви за пределы чисто храмовой, культовой деятельности. Но при этом социальная природа русского православия акцентировалась лишь на сфере духа, и главной задачей ее деятельности было именно духовное преображение человека, а потом уже его общественная деятельность.
Эволюция социальной концепции связана с поиском Церкви своего места в меняющемся секулярном мире. Чтобы не оказаться в стороне от происходящих событий, сохранить влияние на верующих, церковное социальное учение должно по возможности отвечать духу современности; в этой связи неизменными остаются принципиальные догматические начала, а социальный аспект трансформируется. В 60-е годы это было связано с процессом модернизации, который повлек в первую очередь пересмотр учения о личности и ее взаимоотношениях с обществом, что в свою очередь выдвинуло в социальных взглядах православия на первое место направления, получившие название «богословие революции», «богословие примирения», «богословие освобождения», а в этическом учении - категории «социальной справедливости», «образ жизни», «качество жизни». Сейчас же, на рубеже столетий, представители русского православия сосредотачивают внимание на иных вопросах: вопросах культуры, национального своеобразия, воспитания и образования, духовного здоровья личности и общества. Тем не менее, от идей милосердия, миротворчества, патриотического служения, творческого раскрытия человеческой личности через труд, на чем делался упор «коммунистическим христианством», церковные деятели не только не отказались, но в современной социальной концепции продолжили их разрабатывать и углублять.
Специфической особенностью церковной социальной мысли является философское, этическое обоснование и обязательная идеологическая аргументация. Высшие ценности, моральные нормы, сущность личность на разных этапах развития социального учения в православии не рассматриваются в качестве производных от общественных отношений, они определяются трансцендентными факторами. То есть в идеологии Православной церкви все общественные проблемы преломляются сквозь религиозно-этическую призму, а для преодоления традиционного противопоставления между «земным» и «небесным» в человеке они рассматриваются' эсхатологической перспективе, причем посюстороннее становится средством для реализации потусторонних установок.
Основой социальной диаконии рассматривается благотворительность, миссионерское и подвижническое служение, православное образование и просвещение, через них Церковь видит возможность утверждать в обществе нравственные принципы. Именно евангельская мораль должна, по мнению богословов, стать основой общественного развития. И это на сегодняшний день определяет «вертикализм» социальной доктрины Русской православной церкви.
Появление документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» вызвано тем, что, во-первых, клиру, верующим была необходима общая позиция в диалоге с властью, светской частью общества, во-вторых, деятели Православия стремятся активно влиять на общественно-политическое сознание. При этом богословы задаются вопросом, как сделать, чтобы Церковь служила не разделению общества, усугублению неустойчивости переходного периода, а наоборот, способствовала воссозданию устойчивости общественного развития с сохранением уважения мировоззренческого выбора граждан России. С этих позиций церковные деятели заявляют о своей готовности сотрудничать с государственными учреждениями и структурами, СМИ для осуществления духовного попечения об обществе. Сегодня Церковь признает, что нет совершенных законов, как нет и идеальных государств, даже форм правления в истории человечества. Но при этом религиозные деятели опираются в выработке основ отношений к государству на принципе освящения власти, оставляя за собой право давать моральные оценки светским правителям. Выйдя из-под тотального контроля со стороны государства, Церковь обретает взвешенную самостоятельную позицию посредством преодоления крайностей консерватизма и модернизма, благодаря чему встала на путь новаторства, избежав угрозы потери идентичности.
Связь между государством и Церковью имеет два направления: 1) государство может воздействовать на Церковь, регулируя ее правовой статус; 2) (обратная связь) религиозные ценности и взгляды способны оказывать влияние на политическую культуру общества и развитие страны. В условиях «универсального» ценностного кризиса роль культурообразующей религии, а именно Православия, для русской нации трудно переоценить. Для
164 государственных структур недоучет данного факта является источником угроз безопасности в духовной сфере, так как способствует разрушению традиционных духовно-культурных ценностей страны. Поэтому в ходе совершенствования законодательной базы Российского государства необходимо и совершенствовать принцип взаимоотношения между Церковью и государством, с тем, чтобы при сохранении принципов свободы совести, создать систему для традиционных, культурообразующих для российских этносов религий.
165
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бабаева, Анастасия Валентиновна, 2003 год
1. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943. М., 1993. - 542 с.
2. Аксючиц В. Мироправители тьмы века сего. М.: Выбор, 1994. - 194 с.
3. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, 1991.- 398 с.
4. Алексий (Ридигер), патриарх. В силе Святого Духа служение миру // ЖМП. - 1980.-№№ 1-3.
5. Алексий (Ридигер), патриарх. Основы православного образования в России // Педагогика. 1995. - №3. - С. 74-81.
6. Алексий (Ридигер), патриарх. Речи при вручении архиерейского жезла новопоставленным епископам. — М., 1993. 72 с.
7. Алексий (Ридигер), патриарх. Сборник избранных трудов к годовщине интронизации, 1990-1991.-М., 1991.-191 с.
8. Алексий (Ридигер), патриарх. Христианский взгляд на человека и образование // Вопросы психологии. 1993. - № 2. - С. 6-8.
9. Алексий (Ридигер), патриарх. О миссии в современном мире II Церковь и время.- 1998.-№ 1(4).-С. 8-14.
10. Ю.Алипий (Кастальский Бороздин), архимандрит; Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие: курс лекций. - М.: Свято-Троицкая Лавра, 1999. - 288 с.
11. Антихрист в Москве. Материалы общественного комитета «За нравственное возрождение отечества».- Вып.2. М., 1996. - 96 с.
12. Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922 1925. - М. -Новосибирск, 1997.- 597 с.
13. И.Афанасьев Н., протоиерей. Церковь Духа Святого. Рига, 1994. - 326 с.
14. Н.Баделин В.И. Золото церкви: Исторические очерки и современность. -Иваново: Экологический вестник, 1993.- 236 с.
15. Бердяев. Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1997. - 414с.
16. Бессонов М.И. Православие в наши дни. -М.: Политиздат, 1990. 301с.
17. Боровой В., протопресвитер. Вопросы мира и сотрудничества с богословской точки зрения // ЖМП. 1971. - №4. - С. 48-51.
18. Боровой В., протопресвитер. Жизнь в единстве // ЖМП. 1984. - №1. -С. 73-78.
19. Боровой В., протопресвитер. Проблема сосуществования как завет жизни и мира // ЖМП. 1964. - №8. - С. 45-55.
20. Булгаков С.Н. Два града: Исследования о природе общественных идеалов.- СПб.: РХГИ, 1997.-589 с.
21. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991. -347 с.
22. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М.: Политиздат, 1991. - 525 с.
23. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в 1927-1943 годах // Вопросы истории. 1994. - №4. - С. 35- 46.
24. Власть. Основы отношения к властям, обществу, государству. -М.: Казак, 1998.-80 с.
25. Вениамин (Новик). Актуальные проблемы российского православного сознания // Вопросы философии. 1999. - № 2.- С. 128-141.
26. Вениамин (Новик). Православие. Христианство. Демократия. СПб, 1999.- 368 с.
27. Воронов JI., протоиерей. Понимание Филиокве в экуменистической перспективе // ЖМП. 1982. - № 3. - С. 60- 62.
28. Воронов JL, протоиерей. Воплощение и земная действительность // ЖМП.- 1966.-С.44-.42
29. В поисках пути: Русская интеллигенция и судьбы России. М.: Русская книга, 1992.-288 с.
30. Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев. СПб., 1996. - 269 с.31 .Велькер М. Христианство и плюрализм. М.: Республика, 2001. - 207с. 32.Глаголев B.C. Религиозный модернизм и культура. - М.: Знание, 1988. -63 с.
31. Глагол ев B.C. Христианские организации и духовная жизнь общества. -М.: Знание, 1991.-63 с.
32. Гордиенко Н.С. Критика новых тенденций современного православия. -Л.: Знание, 1974. 32 с.
33. Гордиенко Н.С. Мистика на службе современного православия. М.: Знание, 1981.-63 с.
34. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л.: Лениздат, 1987. -302 с.
35. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20 -80-е годы XX ст.). -М.: Знание, 1984.-64 с.
36. Гордиенко Н.С. Особенности модернизации современного русского православия. М.: Знание, 1978. - 64 с.
37. Гордиенко Н.С. Политиканы от религии. Правда о «русской православной церкви». М.: Мысль, 1975. - 191 с.
38. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX начало XX вв.). - М.: Наука, 1969. - 184 с.
39. Дудко Д., священник. Христос в нашей жизни: воскресные проповеди. -М.: Изд-во журнала «Храм», 1992.- 303 с.
40. Жуков В.Н. Проблема истины в православии. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. 93 с.
41. Жуков В. Верховная власть и государственное управление. М., 1998. -308 с.
42. Заболотский Н.А. Апостольское наследие и некоторые вопросы современной экклезиологии // ЖМП. 1973. - № 9. - С. 45-52.
43. Заболотский Н.А. Возрастание кафоличности через диалог веры, надежды, любви путь к единству // ЖМП. - 1978. - № 10. - С. 57-61.
44. Заболотский Н.А. Диакония и социальная ответственность Церкви // ЖМП. 1978. - № 4. - С. 62-66.
45. Заболотский Н.А. Кафоличность — проблема экуменизма // Богословские труды. 1971. - Сб. 8. - С.221 -243.
46. Заболотский Н.А. Новый аскетизм христианский ответ на изменение обстановки // ЖМП. - 1976. - №3. - С.48 -53.
47. Заболотский Н.А. Ответственность Церкви в сегодняшнем мире // ЖМП. 1978.-№4.-С. 62-66.
48. Игнатов А. Отрицание и имитация: две стороны коммунистического отношения к религии // Вопросы философии. 2001. - № 4. - С. 21 -25.
49. Ильин И. А. Наши задачи. Волгоград, 1997. - 96 с.
50. Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. М.: Сов. Россия, 1991. -77 с.
51. Иоанн (Снычев), митрополит. Русский узел: Статьи, беседы, обращения. -СПб., 2000.-403 с.
52. Иоанн (Снычев), митрополит. Русь соборная. СПб., 1995. - 248 с.
53. Иоанн (Снычев), митрополит. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1994. - 352 с.
54. История Русской Церкви. Б. м.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. - 735 с.
55. Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М.: Сов. Россия, 1988. -128 с.
56. Итоговые документы Архиерейского собора Русской православной церкви. 18- 23 февраля 1997 г. //Сеятель. 1997. - №№ 1-2,- С. 58-67.
57. Казин А.А. Последнее царство: Русская православная цивилизация. -СПб.- 1996,- 156 с.
58. Кантор К.М. Два проекта всемирной истории: О философии марксизма и христианства. // Вопросы философии. 1990. - № 2. - С. 76-86.
59. Карташов А.В. Очерки по истории Русской церкви: история православной церкви, жития святых, романы и повести о более чем тысячелетней истории Православия на Руси: в 2-х т. М.: Терра, 1997.
60. Кирилл (Гундяев), митрополит. Благовестие и культура // Церковь и время. 1998. - № 1(4).- С. 15-24.
61. Кирилл (Гундяев), митрополит. Русская Православная Церковь в современной России: служение обществу, трудности возрождения // Вопросы экономики. -2002. №1. - С.23-31.
62. Кирилл (Гундяев), митрополит. Через духовное обновление русского народа к его национальному возрождению // ЖМП. - 1995. - № 1-4. - С. 39-48.
63. Комаров Ю.С. Критика понимания свободы в современном русском православии. Казань: Изд-во КГУ, 1976. - 168 с.
64. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. -Казань: Изд-во КГУ, 1991. 91 с.
65. Константинов Д., протоиерей. Гонимая Церковь: Русская Православная Церковь в СССР. М.: Ассоциация авторов и издателей, 1999. - 360 с.
66. Красников Н.П. Русское православие, государство и культура. М.: Знание, 1989.-62 с.
67. Красников Н.П. Эволюция социально-этических воззрений Русского православия: Критический анализ. М.: Знание, 1986. - 64 с.
68. Критический анализ понимания общества и личности в православии. -Казань: Изд-во КГУ, 1985. 91 с.
69. Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. -М.: Знание, 1982.-64 с.
70. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России (исторический опыт, особенности и актуальные проблемы). М., 2000. -464 с.
71. Кураев А., дьякон. Вызов экуменизма. М., 1997. - 238 с.
72. Кураев А., дьякон. Православие и право (Церковь в светском государстве). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997. - 64 с.
73. Куроедов В.А. Религия и Церковь в Советском государстве. М.: Политиздат, 1982. - 263 с.
74. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М.: Мысль, 1971. - 270 с.
75. Лещинский А.Н. Время новых подходов. О советских государственно-церковных отношениях. М.: Знание, 1990. - 80 с.
76. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. — М., 1991. — 288 с.
77. Махнач В. Параметры христианской политики. М.: Одигитрия, 2000. -127 с.
78. Мейендорф И., протоиерей. Православие и современный мир. Минск: Лучи Софии, 1995.- 111 с.
79. Мень А., протоиерей. Истоки религии. М., 2000. - 428 с.
80. Милосердие и благотворительность в Русском Православии опыт прошлого и настоящего. - Н. Новгород, 2000. - 176 с.
81. Мигович И.И. Развитие взаимоотношений государства и церкви в контексте нового мышления. М.: Знание, 1990.-40 с.
82. Михаил (Мудьюгин), архиепископ. Благодать в Церкви и через Церковь // ЖМП.- 1979.-С. 49-58.
83. Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917-1999). СПб.: Алетейя, 2001.-405 с.
84. Мусин А.Е. Церковь. Общество. Власть. Опыт патрологического исследования. Петрозаводск: Кругозор, 1997. - 191 с.
85. Мчедлов М.Б. Политика и религия. М.: Сов. Россия, 1987. - 251 с.
86. Мчедлов М.Б. Социальная концепция православия // Свободная мысль. -2001.-№7.-С. 17-30.
87. Мчедлов М.Б. Социальное учение церкви: новые аспекты // Свободная мысль. 1998. - №3. - С. 47-53.
88. Мысли русских патриархов. М.: Ковчег, 1999. - 560 с.
89. Наумов С.В. Особенности «восточного» и «западного» понимания личности в учении славянофилов: К проблеме возрождения российской духовности. Н. Новгород, 1995. - 30 с.
90. Никитин В. Основы православной культуры. М.: Просветитель, 2001. -488 с.
91. Никодим (Ротов), митрополит. Диалог с римо-католиками // ЖМП. -1966. -№9.-С. 70-75.
92. Никодим (Ротов), митрополит. Мирное служение Церквей в мире, который вступил на путь сосуществования // ЖМП. 1964. - № 1.1. С. 26-30.
93. Никодим (Ротов), митрополит. О задачах современного богословия // ЖМП.- 1968. -№ 11.-С. 61-65.
94. Никодим (Ротов), митрополит. Сотрудничество крещеных и нехристиан в совместном служении благу человечества // Богословские труды.- 1973.-№10.-С. 156-159.
95. Николаева О. Православие и свобода. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергеевской Лавры, 2002. - 398 с.
96. Николин А., священник. Церковь и государство (история правовых отношений). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997. - 429 с.
97. Никольский Н.М. История Русской церкви. Минск: Беларусь, 1990. - 540 с.
98. Новиков М. П. Тупики православного модернизма. М.: Политиздат, 1979. - 167 с.
99. Новиков М.П. Современный религиозный модернизм. М.: Знание, 1973.-63 с.
100. Новиков М. П. Кризис современного православного богословия. -М.: Знание, 1979.-63 с.
101. Огицкий Д.П. Православие и западное христианство. М., 1999. -175 с.
102. Одинцов М.И. Государство и церковь (история взаимоотношений. 1917-1938гг.). М.: Знание, 1991. - 64 с.
103. Одинцов М.И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества) И Перестройка: гласность, демократия, социализм. -М., 1989. -С. 54-67.
104. Одинцов М.И. Хождение по мукам: Из истории гос.-церков. отношений в советском обществе в 1954-1960 годы. // Наука и религия. -1991.-№57.
105. Определения Архиерейского собора Русской православной церкви. 29 ноября -2 декабря 1994 г.// ЖМП. 1995. - №11.- С.2-6; №12.- С.2-11.
106. Определения Поместного собора Русской Православной Церкви 1971 г. // ЖМП. 1971. - №№ 7-8. - С.5-18.
107. Осипов А. И. Богословские аспекты прав человека // ЖМП. 1984. -№5.-С. 56-59.
108. Осипов А.И. Дела веры // Православная беседа. 2001. - № 6. -С.3-6.
109. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины (Основное богословие). -М., 1999.-384 с.
110. Осипов А.И. Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода // ЖМП. 2007. - № 7. - С. 60-73.
111. Осипов А.И. Спасение освобождение мира и перспективы миротворчества // ЖМП. - 1976. - № 3. - С. 60-64.
112. Основы современной социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. - 124 с.
113. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальной мире. М.: Алгоритм, 2002. - 492 с.
114. Парийский Jl. Мир и справедливость как основа общественной жизни // ЖМП. 1970. - №3. - С.41 -43.
115. Пимен (Извеков), патриарх. Спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы долг религиозных сил // ЖМП. - 1982. - № 11.1. С. 42-53.
116. Попов А.С., Радугин А.А. Христианское богословие в писках социального идеала (Критический анализ). М.: Знание, 1986. - 64 с.
117. Попов А.С., Радугин А. А. Христианские футурологические концепции (Критический анализ). М.: Мысль, 1987. - 202 с.
118. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.-541 с.
119. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР: Учеб. пособ. М.: Библейско-Богословский Ин-т св. Апостола Андрея, 1996.-408 с.
120. Православие в России. М., 1995. - 143 с.
121. Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. Хрестоматия. М.: Изд-во Библейско-Богословского Института Св. Апостола Андрея, 2001. - 535 с.
122. Православие и католичество: социальные аспекты: Проблемно-тематический сборник. М.: ИНИОН РАН, 1998. - 250 с.
123. Православие и культура. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. - 432 с.
124. Православие и проблемы воспитания. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. - 401 с.
125. Православие pro et contra: Осмысление роли православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и Церкви. СПб.: РХГИ, 2001.-792 с.
126. Православие и социальное служение. Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1997. - 248 с.
127. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М.: Библейско-Богословский институт Святого Апостола Андрея, 1996.408 с.
128. Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994. -248 с.
129. Пути России: ценности и святыни. Н. Новгород, 1995. - 127 с.
130. Пушкин С.Н. Православное понимание цивилизации. М.: Знание, 1990.-62 с.
131. Рафаил (Карелин), архимандрит. Христианство и модернизм. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. -462 с.
132. Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып.И. М.: Изд. группа «Прогресс - культура», 1993. - 592 с.
133. Религия и церковь в истории России (советские историки о православной церкви в России). М.: Мысль, 1975. - 255 с.
134. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М., 1985. -183 с.
135. Русская Православная Церковь в пространстве Евразии: Материалы YI Всемирного Русского Народного Собора. М.: Арктогея - центр, 2002. -152 с.
136. Русская Православная Церковь в советское время, 1917-1991: Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. М.: Пропилеи: В 2-х т. - 1992.
137. Русская Православная Церковь и право: комментарий. М.: Изд-во БЕК, 1999. - 464 с.
138. Русская философия во второй половине XX века: Сб. обзоров и рефератов. М., 2000. - Ч. 2. - 199 с.
139. Русская Церковь и коммунистическое государство 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М.: Изд-во Библейско-Богословского института, 1996. - 352 с.
140. Русское Православие: Вехи истории. М.: Политиздат, 1989. -719 с.
141. Русское Православие: Вехи истории: Сб. православно-философских чтений. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.375 с.
142. Самосознание России: Антология. М., 2000. - Вып. 2: Философские рефлексии. - 270 с.
143. Сафронов С. РПЦ в конце XX века: территориальный аспект. М., 2001. - 100 с.
144. Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Н. Новгород, 2000. - 286 с.
145. Свешников В., протоиерей. О церкви, России, нравственном мире. -М.: Рарогь, 1993.- 128 с.
146. Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. СПб.: Изд-во им. А.С. Суворина, 1992. - 104 с.
147. Серафим (Роуз), иеромонах. Будущее России и конец мира. Православное мировоззрение. JL: ИЭК, 1991. - 48 с.
148. Серафим (Роуз), иеромонах. Православие и религия будущего. М.: Православная книга, 1991. - 197 с.
149. Сети «обновленного православия». М, 1995. — 256 с.
150. Смирнов М.Ю. Мирология и религия в российском сознании: методологические основы исследования. СПб., 2000. - 130 с.
151. Современное обновленчество протестантизм «восточного обряда». - М.: Одигитрия, 1996. - 348 с.
152. Соколовский П., протоиерей. Богословие примирения // ЖМП. -1970. -№ 2. -С. 55-57.
153. Соколовский П., протоиерей. Служение делу мира // ЖМП. 1970. -№2.-С. 36-40.
154. Социальная диакония: Материалы Международной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2000. - 124 с.
155. Спасение и вера по учению католическому и протестантскому. М.: Изд-во Братства святителя Алексия, 1995. - 96 с.
156. Титов В.Е. Православие. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
157. Тимофей, священник. О Церкви, православном Царстве и последнем времени. М.: Альманах «Русская идея», 1998. - Вып.5.184 с.
158. Тихомиров JI.A. Христианство и политика. М., Калуга: ГУП, Облиздат, ТОО «Алир», 2002. - 616 с.
159. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник. М.: Рольф, 2002. - 592 с.
160. Троицкая Н.Е. Русская цивилизация между востоком, Западом и югом (исторические миниатюры). М., 1995. -52 с.
161. Троицкий Г. Ретроспектива и перспективы миротворчества // ЖМП. 1976. -№ 5. -С. 35-41.
162. Троицкий Г. Социальное служение христиан и богословие революции // ЖМП. 1969. - №12. - С.36-39.
163. Фарах, Сухейль. Русское и арабское православие (культурно-исторический подход). Н. Новгород, 1999. - 128 с.
164. Фарах, Сухейль. Русский и арабский менталитеты (культура и религия). Н. Новгород, 2001. - 151 с.
165. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях // Собрание законодательства Российской Федерации. -1997. № 39. - С.7666-7678.
166. Филарет (Дроздов), митрополит. О государстве. Тверь, 1992. -68 с.
167. Фирсов С. Русская Церковь накануне перемен (1890-х 1918 г). -М., 2000. - 623 с.
168. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.-601 с.
169. Фудель С. Путь отцов. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997. -432 с.
170. Церковь и время на пороге третьего тысячелетия. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. - 432 с.
171. Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной церкви. 1917-1990.-М., 1994.-253 с.
172. Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. В 9 т. М.: Изд-во Валаамского монастыря, 1994-1997. - Т. 9. - 576 с.
173. Цыпин В., протоиерей. Русская Церковь. 1917-1925. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1996. - 335 с.
174. Цыпин В., протоиерей. Церковное право. М.: Изд-во МФТИ, 1994. -440 с.
175. Хопко Фома, протоиерей. Основы православия. Минск: Полифакт, 1991.-338 с.
176. Чельцов М., протоиерей. Христианское миросозерцание. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1997. - 145 с.
177. Шапошников JI.E. Идеология славянофилов и современное православие. -М.: Знание, 1985.-64 с.
178. Шапошников JI.E. B.C. Соловьев и православное богословие. М.: Знание, 1990.-62 с.
179. Шапошников JI.E. Православный модернизм о движущих силах прогресса. М.: Знание, 1988. - 63 с.
180. Шапошников JI.E. Философия «догматическое богословие в России. -СПб., 1998.- 128 с.
181. Шапошников JI.E. Философия соборности: Очерки русского самосознания. СПб.: С.-Петерб. гос ун-т, 1996. -200 с.
182. Шапошников JI.E. Консерватизм, новаторство и модернизм в православной мысли XIX XX веков: монография. - Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 1999.-278 с.191 .Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. - 399 с.
183. Шейман М.М. Христианский социализм. История и идеология. М.: Наука, 1969.-316 с.
184. Шмеман А., протоиерей. Исторический путь православия. М., 1993. -389 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.