Социальная концепция православия в жизни современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Денисенко, Мария Юрьевна

  • Денисенко, Мария Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 162
Денисенко, Мария Юрьевна. Социальная концепция православия в жизни современной России: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ставрополь. 2009. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Денисенко, Мария Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС, ЭВОЛЮЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ.

1.1. Генезис социальных идей православия в дореволюционный период.

1.2. Эволюция социальных аспектов русского православия в советский период.

1.3. Основные направления современной социальной концепции православия.

ГЛАВА П. ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

2.1. Идеи социальной концепции православия как фактор сохранения целостности российской цивилизации.

2.2. Универсальные ценности социальной концепции православия: милосердие и благотворительность.

2.3. Влияние идей социальной концепции православия на возрождение духовной культуры современной России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная концепция православия в жизни современной России»

Актуальность темы исследования обусловлена научной и практической необходимостью философско-культурологического переосмысления социальной роли православия в жизни современной России. Русская православная церковь (РПЦ) активизирует свою деятельность во всех сферах социокультурной реальности российского общества.

Актуальность темы исследования также определяется серьёзными трансформациями, происходящими в духовной сфере современной России, обусловленными глубинными трансформациями всего российского социума в 1990-е — начале 2000-х гг. Радикальные изменения в ценностной структуре постсоветского общества, формирование новых общественных идеалов нарушили механизмы социокультурной трансляции, что повлекло за собой духовный и ценностный конфликт поколений.

Стремясь определить возможные пути духовного развития общества, представители различных религиозных конфессий, в том числе и Русской православной церкви, обращаются к истокам российского менталитета, поскольку возрождение духовного мира человека предполагает адаптацию традиционных ценностей к современным российским реалиям. Православие на протяжении длительного времени одухотворяло жизнь десятков поколений, вносило весомый вклад в создание национальной культуры, органически входящей в мировую культуру.

Изучение социальной роли Русской православной церкви приобретает особый интерес в связи с тем, что в современной России возникли правовые и политические предпосылки осуществления свободы совести и деятельности религиозных организаций. Ощущается насущная потребность в конструктивном диалоге Русской Православной Церкви с органами государственной власти и гражданскими институтами с целью духовно-нравственного воспитания молодежи, утверждения этических ценностей, с развитием общенациональной идеи, укреплением в России межконфессионального и межнационального согласия.

Таким образом, исследование данной проблематики имеет научнотеоретическую актуальность, а также социально-практическую значимость.

Степень разработанности проблемы. Обозначенная в названии диссертации проблема всегда являлась важным предметом внимания многих светских и религиозных философов, религиоведов, историков и культурологов.

Значительную роль в становлении и развитии социальных идей православия сыграли выдающиеся деятели церкви и отечественные религиозные мыслители. Достаточно вспомнить «Слово о Законе и благодати» митрополита Ила-риона (кон. X — сер. XI), идеи праведности и единения Сергия Радонежского (XTV в.), рассуждения Нила Сорского (XV-XVI вв.) о «нестяжательстве», письма старца Филофея Василию Ш (политико-идеологическая доктрина «Москва — третий Рим» (XVI в.) и др.1

Особое значение для понимания сущности социального учения христианства в целом и православия в частности имеют труды русских религиозных философов: H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, JI.A. Тихомирова, Г.П. Фел дотова, П.А. Флоренского A.C. Хомякова, и др. В работах этих отечественных мыслителей осуществлен основательный анализ трансформации социального учения и общественного служения Русской православной церкви, содержатся глубокие идеи по модернизации социального учения РПЦ и её социального

1 См.: Илларион. Слово о Законе и Благодати // Идейное наследие Илариона Киевского. - М., 1986. - Ч. 1; Архангельский A.C. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси. - С-Пб, 1882; Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского. — М., 1897; Словарь книжников и книжности Древней Руси: Вып. 2. - Ч. 2. Л-Я / Отв. ред. Д.С. Лихачев. — Л., 1989; Гольдберг А. Л., Дмитриева Р. П. Филофей // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1989. - Вып. 2. - Ч. 2.

2 См.: Бердяев Н.А Философия творчества, культуры и искусства // Соч. В 2-х т. - М., 1994; Бердяев H.A. О русской философии. В 2-х частях. - Свердловск, 1991; Булгаков С.Н. Христианский социализм. — Новосибирск, 1991; Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. - М, 1991; Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994; Достоевский Ф.М. Собр. соч. — Т. 9. — М., 1958; Ильин И.А. Наши задачи, историческая судьба и будущее России. - М., 1992; Киреевский И.В. Избранные статьи. - М., 1984; Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М., 1994; Соловьев B.C. Великий спор и христианская политика // О христианском единстве. - М., 1994; Тихомиров Л.А. Христианство и политика. — М., 1999; Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме // Избр. Статьи. - СПб., 1994; Флоренский П.В. Христианство и культура. - Харьков, 2001; Флоренский П.В. Столп и утверждение истины. — М., 1990; Хомяков A.C. О старом и новом // Статьи и очерки. - М., 1998. служения. Оставаясь на позициях православной веры и сохраняя приверженность к её основным догматам, русские религиозные философы предложили своё видение социальных проблем. Русская религиозная философия большой интерес уделяла человеку и обществу.

Многие социальные проблемы были поставлены и освещены в работах таких православных богословов, как A.M. Бухарев, Ф.А. Голубинский, В.И. Несмелов, М.А. Олесницкий, В.И. Экземплярский и др.1

В 20-30-х гг. XX в. представители «христианского социализма» (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и F. П. Федотов) наиболее детально разработали основы социальной философии общества, они попытались приспособить православную идеологию к новым историческим условиям.2 Идеологи «коммунистического христианства» или обновленцы (А. И. Введенский, Б.В. Титлинов и др.) активно выступали за модернизацию социальных идей православия.3

Социальная природа христианства исследовалась в работах отечественных специалистов советского времени: В.И. Гараджи, Н.С. Гордиенко П.К. Ку-рочкина, А.Н. Красникова, JI.H. Митрохина, И.Н. Яблокова, и других.4 Все указанные авторы последовательно придерживаются материалистического понимания социальной природы религии. В ряде их работ прослеживается определенная заидеологизированность и политизация оценок нравственно-этических установок православия, в которых видели исключительно апологетику архаичных отношений, и не более того. Вместе с тем, в работах некоторых из указан

1 См.: Бухарев А.М. О духовных потребностях жизни. — М., 1991; Голубинский Ф.А. История русской церкви. — М., 1900-1917. - Т. - 1-2; Несмелов В.И. Наука о человеке. - Казань, 1905. -Т. 1; Олесницкий М.А. Из системы христианского нравоучения. - Киев, 1896; Экземплярский В.И. Евангелие и общественная жизнь. - Киев, 1913.

2 См.: Булгаков С. Н. Христианский социализм. - Новосибирск, 1999; Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. — М., 1995; Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме. Избр. статьи. - СПб., 1994.

3 См.: Введенский А.И. Церковь и государство (Очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1918-1922 гг.). М., 1923; Титлинов. Б.В. Новая церковь. - М., 1923.

4 См.: Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 1994; Гордиенко Н.С. Современное русское православие. - JL, 1972; Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. - М., 1981; Митрохин JI.H. Философия религии. - М., 1993; Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. - М., 1972. ных авторов осуществлен глубокий, целостный философский анализ социальных принципов православия, изменяющихся в различные исторические эпохи.

Ряд идей русских религиозных философов был использован в разработке «Основ социальной концепции РПЦ».1 Следует отметить, что этот документ занимает важное место в социальном учении православия.

Особо необходимо выделить коллективный труд российских философов и религиоведов «О социальной концепции русского православия» под редакцией М.П. Мчедлова, в котором осуществлен, по существу, первый обстоятельный обзор практически всех проблем, затронутых в «Основах социальной концепл ции РПЦ» (отношение РПЦ к государству, политике, праву, нации и др.).

Исследуя социальную концепцию православия, обществоведы, философы современного периода В.В. Бойко, В.А. Кобылянский, К.В. Костюк, А.Р. Миронова, С. Е. Прокофьев, A.B. Садовников, В.В. Свистунов, А.Ф. Тришин, Е.С. Троицкий, Е.И. Холмогоров, В.И. Холодный, О.В. Ярушникова и др.3

1 См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Служба коммуникации ОВЦС. Официальный Web-сайт Московского Патриархата.

2 См.: О социальной концепции русского православия / Под ред. Мчедлова М.П. - М., 2002.

3 См.: Бойко В.В. Социально-культурная деятельность Русской православной церкви в современном российском обществе (1988-1997 гг.). Дне. канд. философ, наук. М., 1997; Кобылянский В Л. Русская идея и возрождение России // Наш современник. — 1999. - № 9; Костюк К.В. Возникновение социальной доктрины Русской Православной Церкви // Общественные науки и современность. - 2001. - № 6. - С. 114-119; Костюк К.Н. Становление социального учения в православии // Социально-политический журнал. — 1997. - № 6; Миронова А.Р. Русское православие // Молодая гвардия. — 2005. - № 4.; Прокофьев С. Е. Взаимодействие государства, церкви и общества (история и современность). - М., 2004; Прокофьев С. Е. Взаимодействие государства, церкви и общества (история и современность). - М., 2004; Садовников В.В. В поисках новой русской доктрины II Москва. — 2005 - № 6; Свистунов М.Н. Российская цивилизация и православие: диалектика их взаимоотношений и перспективы развития. Дис. д-ра философ, наук. - М., 2005; Троицкий Е.С. Историко-методологические аспекты изучения русской (православно-славянской) цивилизации // Русская цивилизация и соборность. - М., 1994; Тришин А.Ф. Православие в духовной жизни российского общества (социально-философский анализ). Дис. док. философ, наук. - М., 2003; Холмогоров Е.И. Застенчивая иерократия. «Основы социальной концепции русской православной церкви» // Отечественные записки. - № 1. - 2001. Холодный В.И. Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии. — М., 1994; Ярушникова О.В. Социальное учение христианства: религиоведческий анализ католической и православной доктрин. Дис.канд. философ. наук. — Ростов-на-Дону, 2005. отмечают, что она раскрывает конфессиональное понимание взаимоотношения церкви с государством и обществом, а изложенные ею положения по целому ряду современных общественно значимых проблем остаются актуальными в начале XXI века.

При исследовании рассматриваемой темы использовалась обширная современная философская и культурологическая литература, посвященная теоретическим разработкам проблем духовной культуры России, представленная работами С.Ф. Анисимова, А.З. Арабаджяна, Б.Н. Бессонова, К.В. Бобкова, Г.Э. Бурбулиса, В.Е. Кемерова, А.И. Клибанова, Б.Ф. Сушкова и др.1

Социальные аспекты православия исследуются региональными учеными: Э.Р. Аветисяном, A.B. Авксеньтьевым, В.А. Авксеньтьевым, О.В. Богатыревой, л

Ф.М. Кулиевым, А.К. Рабчевской, В.В. Сапроненко и др.

Вместе с тем некоторые аспекты заявленной в диссертации проблемы остаются недостаточно изученными. Выявлена неполнота осмысления природы трансформаций социальной концепции православия на различных этапах истории России. Не изучено влияние секуляризационных процессов в годы советской власти на процесс приспособления Церкви к новым условиям. Сравни

1 См.: Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М., 1988; Арабад-жян А.З. Истоки духовности: религия и атеизм. — М., 1993; Бессонов Б.Н. Государство и управление духовной жизнью общества. — М., 1999; Бобков К.В. Символ и духовный опыт православия. - М. 1996; Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. - М., 1986; Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., 1996; Сушков Б.Ф. Русская культура: новый курс. Духовные процессы в России в условиях демократических реформ. -М., 1996. 1

См.: Аветисян Э.Р. Духовность в контексте социально-экономических проблем в современном российском обществе // Религия и современность: актуальные проблемы: Материалы П региональной научной конференции. - Москва-Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2006; Авксентьев В.А. Молодежь и российская идентичность в начале XXI века // Этнические проблемы современности: Материалы 51 научно-методической конференции «Университетская наука - региону». — Вып. 11. - Ставрополь: Изд-во С ГУ, 2006; Богатырева О.В. Нравственность в контексте религиозного мировоззрения // Взаимодействие общества и церкви в решении социальных проблем: Труды межрегиональной научно-практической конференции. -Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2007; Рабчевская А.К. Опыт духовно-нравственного воспитания молодежи Ставрополья ученых и религиозных деятелей // Взаимодействие общества и церкви в решении социальных проблем: Труды межрегиональной научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2007; Сапроненко В.В. Крещение Руси. Последствия и сущность // Ставрополье. - 1988. - № 1. тельно мало уделено внимания компаративистскому анализу социального учения православия.

Объектом диссертационного исследования является социальная концепция православия.

Предметом исследования является взаимодействие идей социальной концепции православия и ценностей современного российского общества.

Цель диссертационного исследования — определить возможности и особенности влияния социальной концепции православия на жизнь современной России.

Задачи исследования:

- рассмотреть генезис социальных идей православия в дореволюционный период;

- исследовать эволюцию социальных аспектов русского православия в советский период;

- проанализировать основные направления современной социальной концепции православия;

- рассмотреть идеи социальной концепции православия, направленные на сохранение целостности российской цивилизации;

- охарактеризовать универсальные ценности социальной концепции православия: милосердие и благотворительность;

- определить влияние идей социальной концепции православия на возрождение духовной культуры современной России.

Теоретико-методологические основания исследования составляют теории и концепции отечественных философов, исследовавших социальную проблематику христианства, в частности философские учения И.А. Ильина, B.C. Соловьева, А.С. Хомякова, которые позволили раскрыть особенности основных идей русского православия.

В диссертационном исследовании использовались типологический, феноменологический, аналитический, герменевтический, цивилизационный методы, а также структурно-функциональный анализ. Большое значение в исследовании социальной концепции православия имел аксиологический подход, использование которого позволило определить ценностную сущность православия. Применение сравнительно-исторического метода помогло сопоставить развитие социальных идей православия в разные периоды. При использовании каузального метода были выявлены причины возникновения социальных аспектов православия.

В ходе исследования применялись логические приемы: анализ, синтез, индукция, дедукция и другие.

Научная новизна исследования состоит в следующем: установлено, что генезис социальной мысли православия в дореволюционный период характеризуется переходом от концепции «вертикальной соборности», содержащей идею православной государственности, к «горизонтальной соборности», включающей принцип секуляризации;

- выяснено, что эволюция социальных аспектов православия в советский период связана с распространением таких ценностей православия, как патриотизм, милосердие, взаимопонимание; определено, что основными направлениями современной социальной концепции православия являются: сотрудничество с различными конфессиями; осуществление миротворческой деятельности; конструирование взаимоотношений с государственной властью; развитие общенациональной идеи; поддержание нравственных и культурных устоев российского общества;

- выявлено, что идеями социальной концепции православия, направленными на сохранение целостности российской цивилизации, являются: патриотизм как обеспечение национальной безопасности, соборность как интеграция общества на основе межконфессионального и межэтнического диалогов; доказано, что в условиях обострения социально-экономической и финансовой нестабильности универсальными ценностями российского общества становятся милосердие и благотворительность;

- сделан вывод о том, что развитие духовной культуры России связано с возрождением таких нравственных ценностей православия, как гуманизм («не убий»), добродетельности («возлюби ближнего как самого себя»), совестливости («не укради»).

Положения, выносимые на защиту:

1. Основанием «вертикальной соборности» является религия как источник высших истин жизни. «Вертикальная соборность» означает взаимодействие двух институтов власти - светской и духовной. В России в допетровское время реализация такого взаимодействия («византийской симфонии») происходила между Царством и Патриаршеством. Реформы Петра I способствовали формированию «горизонтальной соборности», основанной на верховенстве светской власти, на утверждении абсолютной монархии. Деятельность Русской православной церкви оказалась ограничена духовной и бытовой сферами.

2. Возрождение Русской православной церкви было обусловлено началом Великой отечественной войны, когда принципиально изменилось отношение государства к различным религиям. Для преодоления военных трудностей стал использоваться духовный потенциал православия, приоритетными идеями которого выступили патриотизм, милосердие, взаимопонимание. Социальное содержание православия в современных условиях находит отражение также в идеях благотворительности и толерантности.

3. В условиях социальных преобразований в российском государстве основными направлениями современной социальной концепции православия являются:

- поддержание межконфессионального диалога для снижения напряженности в полиэтничном обществе, основанного на идее толерантности, межконфессиональном сотрудничестве; осуществление миротворческой деятельности, возможное разрешение конфликтов как внутри государства, так и за рубежом;

- обоснование принципа сотрудничества с государственной властью, которое предполагает невмешательство государства во внутрицерковные дела, неучастие церкви в политической борьбе; развитие общенациональной идеи, обеспечивающей сохранение целостности российского государства; поддержание нравственных и культурных устоев, направленное на духовно-нравственное воспитание молодежи.

4. Сохранение целостности российской цивилизации связано с утверждением идей патриотизма и соборности. Патриотизм основывается на единстве гражданственности, духовности, обеспечивающих нераздельную связь гражданина со своим Отечеством, деятельное отношение к Родине. Идея соборности предполагает единство общества на основе фундаментальных нравственных ценностей и моральных ориентиров, характерных для различных конфессий. Такими ориентирами являются любовь и преданность своей Родине, обращение к духовным ценностям России.

5. В настоящее время по-новому осмысливается значение таких понятий как милосердие и благотворительность, приобретающих универсальное содержание в современной социальной концепции православия. Они мобилизируют и сплачивают все общество в стремлении оказать помощь и проявить сострадание независимо от религиозных воззрений и установок человека. Милосердие и благотворительность понимаются как существенное нравственное требование, как условие человеческого общежития. Это не только средство в процессе самосовершенствования общества, но и его содержание.

6. Современная социальная концепция большое внимание уделяет проблеме возрождения духовной культуры на основе нравственных ценностей. Важное место принадлежит таким заповедям христианской этики, как «Не убий», «Возлюби ближнего как самого себя», «Не укради». Они воспитывают человека в духе гуманистической морали, формируют у него нравственные качества: доброжелательность, сострадание, человеколюбие. Комплексное использование этических ценностей православия корректирует социально-нравственные ориентации молодежи с целью формирования духовной культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования могут послужить основой для уточнения знаний о социальной роли православия и его месте в современном российском обществе.

Практические выводы исследования могут указать пути на дальнейшее решение социальных проблем (взаимоотношение Русской православной церкви с государством и обществом, проблемы секуляризации и глобализма и др.)? могут быть использованы в преподавании учебных дисциплин «Религиоведение», «Культурология» в средних специальных и высших учебных заведениях, а также в разработке курсов по философской и социально-исторической антропологии, философии культуры. Материалы диссертации также могут представлять интерес для средств массовой информации и других структур, занимающихся проблемами религиоведения, культуры, духовности.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология и философия культуры.

Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены в докладах на Международном круглом столе «Вектор идентичности на постсоветском пространстве» (г. Ставрополь, 2006 г.); Международной научно-практической конференции «Элиты и будущее России: взгляд из регионов» (г. Ростов-на-Дону, 2007 г.); межрегиональном теоретико-методологическом семинаре «Теоретико-методологические проблемы современного социально-гуманитарного знания» (г. Невинномысск, 2006 г.); межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие общества и Церкви в решении социальных проблем» (г. Ставрополь, 2007 г.); региональной научной конференции «Религия в современном мире» (г. Ставрополь, 2006 г.); Третьей ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (г. Ростов-на-Дону, 2007 г.); 51-ой, 52-ой и 53-ей научно-методических конференциях «Университетская наука — региону» (г. Ставрополь, 2006, 2007 и 2008 г.).

Основные положения и выводы диссертации изложены в 10 публикациях общим объемом 3,2 пл., в том числе в одной статье опубликованной в ведущем рецензируемом научном журнале, определенным Высшей аттестационной комиссией.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка литературы, насчитывающего 253 наименований. Общий объем диссертации 162 страницы машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Денисенко, Мария Юрьевна

Выводы по второй главе:

1. Во все времена традиционные религии (православие, ислам, буддизм и другие конфессии) проявляли свою заинтересованность в укреплении коренных основ российской цивилизации, поддержку самобытной культуры народов, что играло важную позитивную роль, особенно в кризисные периоды. История многих народов, попадавших под иноземное иго, в сложную социальную кризисную ситуацию или даже находившихся на грани уничтожения, убеждает, что если они сохраняют свою традиционную религию, то им удается вновь обрести свою идентичность, государственность. Укрепление целостности российской цивилизации связано с утверждением идей патриотизма и соборности. Патриотизм предполагает связь со своей духовной Родиной, защиту общенациональных интересов, сохраняя традиции своей культуры и этнокультурный уклад жизни. Благодаря этому укрепляется связь между формальным и духовным гражданством, «родовая связь» человека и его «социальной земли» (родины). Для соборности характерны христианская любовь и привязанность к своему отечеству, к духовным ценностям России, а также наличие межконфессионального и межэтнического диалога, интеграция общества в целом. Соборность — общность жизни, отличная от той, которая определяется экономическими отношениями, подавлением индивидуальности, она отличается от общности жизни, основанной на установлении правовых рамок поведения, законов. Возрождение нравственно-религиозного идеала на основе идеи соборности является предпосылкой укрепления российской государственности.

2. В нашей стране резкий разрыв с традициями милосердной и благотворительной деятельности произошел около восьми десятилетий назад, когда даже сами понятия «милосердие», «благотворительность», «филантропия» практически вышли из официального употребления. Их общечеловеческое гуманистическое содержание игнорировалось, а они рассматривались как «пережитки прошлого», как нечто недостойное советского человека, всю заботу о котором должно было взять на себя государство. Благотворительная деятельность религиозных организаций была запрещена. В настоящее время в условиях обострения социально-экономической и финансовой нестабильности по-новому осмысливается значение милосердия и благотворительности, их роль в гуманизации межчеловеческих отношений. В связи с чем Русская православная церковь стремится проводить не только и не столько масштабную, сколько адресную социальную работу. Основными направлениями милосердной и благотворительной деятельности РПЦ являются:

- медицинские программы, которые предполагают оказание помощи страдающим людям в рамках медицинских учреждений (больниц, госпиталей);

- антиалкогольная программа и программа помощи наркозависимым людям;

- работа с заключенными;

- программа по созданию рабочих мест предполагает организацию для безработных прихожан рабочих мест;

- оказание консультативной и материальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам;

- распределение гуманитарной помощи среди пенсионеров, инвалидов, сирот, многодетных семей, ветеранов войны, детей-инвалидов через епархии, монастыри, приходы, воскресные школы, детские дома, общества инвалидов, приюты, санатории, детские колонии, учебные учреждения;

- оказание помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций и др.

3. Вопросы сохранения и развития духовной культуры — важнейшая составляющая любой социальной программы, будь то программа конфессиональных объединений или властных структур, политических партий, общественных движений. Возрождение духовной культуры России связано с утверждением нравственных ценностей. Важное место принадлежит христианской этике с ее заповедями: «Не убий», «Возлюби ближнего как самого себя», «Почитай отца и мать», «Не укради», которые воспитывают человека в духе гуманистической морали, формируют у него такие нравственные качества как добродетельность, сострадание, совестливость. В результате использования системы позитивных этических ценностей православия корректируется социально-нравственные ориентации молодежи, которые, возможно, впервые задумавшись над смыслом своего существования, смогли бы по-другому взглянуть на окружающий мир и на свое место в нем. Русская православная церковь считает важным сотрудничество с правительственными и муниципальными учреждениями в вопросах образования и воспитания подрастающего поколения. В настоящее время проводятся многочисленные конференции, совместные заседания и круглые столы с представителями государственной власти, религиозных, общественных и образовательных организаций по вопросам сохранения и развития духовной культуры в различных регионах Российской Федерации: Воронежская, Московская, Нижегородская, Оренбургская области, Ставропольский край и др.

141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном диссертационном исследовании был проделан многосторонний религиоведческий анализ социальной концепции православия, который перерос в исследование специфики конфессиональной социальной концепции вообще, в более или менее целостное изучение социальной роли Русской православной церкви в XXI веке. Этим и было вызвано освещение широкого круга актуальных проблем: взаимоотношения государства и церкви, социальное служение церкви в области культуры, образования, воспитания, укрепление целостности российской цивилизации, сохранение национального менталитета, традиций и др. При этом автор изложил свое собственное, в ряде случаев дискуссионное, видение затронутых проблем.

Исследование позволило установить, что Русская православная церковь имеет солидную традицию в освещении социальных проблем, которая оказалась во главе процесса развития социального учения православия, так как вырастала из негосударственного общества и в значительной мере должна была сама брать на свои плечи задачу укрепления государственности. Генезис социальной мысли православия в досоветский период проходил по линии: «вертикальная соборность», связанная с ней византийская симфония. Между тем, удержать византийскую симфонию оказалось невозможно, что привело к проявлению «горизонтальной соборности», основанной на верховенстве светской власти, на утверждении абсолютной монархии. Деятельность Русской православной церкви оказалась ограничена духовной и бытовой сферами. В дальнейшем вплоть до середины XIX века российское государство лишило церковь права на политическое и социальное слово. Кризисные явления в сфере духовных ценностей уже в середине ХЗХ века вызвали потребность пересмотреть и осмыслить сущность социальной стороны православия. В такой кризисный период для общества поиск истины взяли на себя представители религиозной философии. Идеи многих дореволюционных религиозных философов приблизили социализацию христианства, получая поддержку среди богословов, ориентированных на модернизацию православия.

Эволюция социальных идей православия и деятельности РПЦ в советский период показала, что церковь неоднократно меняла свою социально-политическую позицию, это соответственно вело к переосмыслению социального и нравственного содержания идеологии православия, к борьбе традиционных взглядов и модернистских идей. Многие церковные и внецерковные деятели считали необходимым приспособить традиционную социальную концепцию православия к новым условиям развития России и переосмыслить социальное и нравственное содержание идеологии православия. Возрождение Русской православной церкви было обусловлено началом Великой отечественной войны, когда принципиально изменилось отношение государства к различным религиям. Приоритетными идеями становятся патриотизм, милосердие, взаимопонимание. Важным поворотным пунктом в истории Православия стало празднование в 1988 году 1000-летия крещения Руси. С этого момента социальная роль церкви в общественной жизни неуклонно возрастает. Активное и плодотворное сотрудничество церкви и государства в поддержании стабильности в стране становится заметным фактором российской общественно-политической жизни.

Современная социальная концепция православия подытоживает длительную эволюцию социального учения РПЦ, существенно развивая его, она является необходимой частью служения церкви в современном обществе, развернутым и широким учением, претендующим на объяснение большого круга проблем, касающихся философии, политики, социологии, этики и юриспруденции. Следует отметить, что социальная концепция - это богословский документ, который все явления общественной жизни связывает с божественным началом, а все мировоззренческие толкования соответственно представлены таким образом, что с ними могут не согласиться люди со светским сознанием. В условиях социальных преобразований в российском государстве социальная концепция православия выступает за поддержание межконфессионального диалога, осуществление миротворческой деятельности, развитие общенациональной идеи, поддержание нравственных и культурных устоев и др.

Сегодня создались все предпосылки для постановки новых философских задач, для возобновления русской религиозной философией насильственно прерванной работы в сохранении социальной традиции. Направление этой работы созвучно духовным поискам современности, поэтому современная социальная концепция православия является необходимой частью служения церкви в современном ей мире, имеет мощный культурный и социальный резонанс, стремится дать ответы на злободневные социальные вопросы, призванные обеспечить материальное и духовное благосостояние, духовную уравновешенность народа и способствовать прогрессу в разных сферах общественной жизни.

Исследование позволило установить, что РПЦ старается реализовать ряд основных идей социальной концепции православия в жизни современного российского общества. Эта реализация заключается, в первую очередь, в стремлении РПЦ содействовать решению общегосударственных социальных задач: защите общенациональных интересов, в сохранении целостности российской цивилизации, связанной с утверждением идей патриотизма и соборности, в попытке найти межконфессиональный диалог с целью снижения напряженности в полиэтничном обществе и др.

Необходимо также отметить, что сейчас по-новому осмысливается значение таких понятий, как милосердие и благотворительность, приобретающих универсальное содержание в современной социальной концепции православия. Диапазон деятельности Русской Православной Церкви существенным образом расширился, включив в себя и многие направления, ранее находившиеся под запретом, а сегодня являющиеся чрезвычайно важными и необходимыми.

Современная социальная концепция большое внимание уделяет проблеме возрождения духовной культуры на основе нравственных ценностей. В настоящее время осуществляется многостороннее сотрудничество Российского государства и Русской православной церкви в области духовной культуры: здесь вопросы образования, воспитания, нравственности, художественной литературы, искусства, научной мысли, духовных традиций, новаторства, взаимоотношений с интеллигенцией, народного творчества и т.д.

Но это сотрудничество пока не привело к возрождению культурных и национальных традиций, восстановлению русской самобытности. В нашей стране по-прежнему происходит падение нравственности и морали, социальная деструкция и дегуманизация социальных отношений, духовный и ценностный конфликт поколений. Данные кризисные явления могут быть преодолены в многоконфессиональной России» если религиозные лидеры, руководители национальных движений, федеральные и местные власти будут постоянно поддерживать духовный диалог, учитывающий этнокультурные особенности народов. Такое взаимодействие будет наиболее эффективным при использовании нравственного, культурного потенциала всех российских конфессий, необходимого для сохранения исторических, национальных корней, нравственных ценностей нашего общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Денисенко, Мария Юрьевна, 2009 год

1. Абишева А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии. — 2002. -№ 3. — С. 139-146.

2. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья первая // Новый мир. 1988. - № 7. - С. 34-45.

3. Авраамова Е.М. Формирование новой российской макроидентичности. // Общественные науки и современность. 1998. - № 4 - С. 19-29.

4. Агамов А.А, Горшков В.А История русской философии: Курс лекций. Ставрополь: Головной совет СКНЦВШ по проблемам высшего образования, 1993.-127 с.

5. Агаронов В.А., Рокитянский В.Г. Россия в поисках будущего. М.: Прогресс культура, 1993. - 304 с,

6. Аксарова Г.Б. Религиозно-эстетическое просвещение учащихся в светской школе // Педагогика. 2005. - № 1. — С. 37-41.

7. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. — Новосибирск, 1990. — 346 с.

8. Амвросий (Юрасов). Православие и протестантизм. Иваново, 1996.189 с.

9. Андреев А.Л. Цивилизационная идентичность России: проекция на массовое сознания // Обновление России: трудный поиск решений. Годичные научные чтения «Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты» М., 1999. - Вып. 7. - С. 91-100.

10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988.-253 с.

11. И. Антипенко Е.П. Духовная безопасность России // Молодая гвардия. -2005.-№5/6.-С. 73-79.

12. Анюхина Е. Теперь они другие // Ставропольский Благовесть. — 2006. № 6 - С. 6.

13. Арабаджян А.З. Истоки духовности: религия и атеизм. — М.: Наука,1993.

14. Архангельский A.C. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси. СПб., 1882. - 353 с.

15. Архимандрит Федор (А.М. Бухарев). О духовных потребностях жизни.-М., 1991.-123 с.

16. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. М.: Философское общество, 1991. — Т. 2. - 378 с.

17. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. 2003. - № 8. - С. 35-41.

18. Баева О.Н. Российская Цивилизация: проблема цивилизационной и культурно-личностной идентичности: Автореф. Дис. . канд. философ, наук. -Ставрополь, 2002. 22 с.

19. Барт К. Христианская община и гражданское общество. // Вопросы философии.-2001.- № 11.-С. 144-157.

20. Безлепкин A.C. К вопросу о взаимоотношениях церкви и государства в России // Социально-гуманитарные знания. 1999. - № 1. - С. 278-281.

21. Безлепкин A.C. Церковь и русское государство // Россия молодая. — 1998.- № 11-12.-С. 20-25.

22. Бердяев H.A. Избранные произведения. Р-на-Д.: «Феникс», 1997. —544 с.

23. Бердяев H.A. О русской философии. В 2-х частях. — Свердловск, 1991.- 4.2.-143 с.

24. Бердяев H.A. Русская идея. М.: «Сварог и К», 1997. - 322 с.

25. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х т. -М.: Искусство, 1994. 542 с.

26. Бессонов Б.Н. Государство и управление духовной жизнью общества. -М., 1999.-346 с.

27. Бессонов Б.Н. Православие в наши дни. — М.: Правда, 1990. — 301 с.

28. Бета К. Русская душа: о свойствах мышления, мироощущения и молитвы русского православного христианства // Человек: образ, сущность (о душе).-М., 1997.-С. 172-180.

29. Благотворительность в России. СПб.: Лики, 2001. — 845 с.

30. Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. — М.: Наука, 1996.-267 с.

31. Бойко В.В. Социально-культурная деятельность Русской православной церкви в современном российском обществе (1988-1997 гг.). Дис. канд. философ, наук. -М., 1997. — 111 с.

32. Бойко П.Е. Проблема православной цивилизации в истории философии Лосева // Известия высших учебных заведений. Сев.-Кавк. регион. Общественные науки. 2005. - № 2. - С. 20-32.

33. Бойко П.Е. Идея России в контексте всемирной истории. Классика и современность: Автореф. дис. док. философ, наук. Ростов-на-Дону, 2007. -50 с.

34. Бонецкая Н.К. К истокам софиологии // Вопросы философии. 2000. -№4.-С. 70-80.

35. Брюшинкин В.Н. Феноменология русской души // Вопросы философии. 2005. - № 1. - С. 29-39.

36. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. -М.: Республика, 1991. 345 с.

37. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994. — 415 с.

38. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991. -348 с.

39. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. — М.: Знание, 1986.-246 с.

40. Быковская Е.Ф. Мысль и школа: Философские исследования образования в России. Новосибирск, 2003. — 140 с.

41. Вениамин. Христианское понимание прав человека // Религиоведение 2004. - № 4. - С. 114-121.

42. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.-271 с.

43. Ветрошкин А.П., Емельянов Б.В. A.A. Шумихина. Генезис русской духовности // Вопросы философии. 2000. - № 5. — С. 189-191.

44. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. — М., 2001.- 267 с.

45. Возьмитель A.A. Социология религии в России: проблемы и перспективы // СОЦИС. 2007. - № 2. - С. 110-117.

46. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 112-121.

47. Гаврюшин Н.К. Антитезы «православного меча» // Вопросы философии. 1992. - № 4. - С. 79-83.

48. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. - № 1. - С. 65-68.

49. Галактионов А., Никандров П. История русской философии. — М.: Социально-экономическая литература, 1961. 460 с.

50. Гальцева P.A. К 100-летию со дня смерти B.C. Соловьева // Вопросы философии. 2000. - № 11. - С. 175-187.

51. Ганичев В. Русские ценности // Сегодня. 1996. - № 13-14. - С. 2-17.

52. Гараджа В.И. Религиоведение. М.: АО «Аспект Пресс», 1994.286 с.

53. Гедеон, митрополит. Жизнь, слова, речи, послания, обращения. — Ставрополь: Фонд духовного просвещения, 1997. -114 с.

54. Голубинский Ф.А. История русской церкви. — М., 1900-1917. -Т. 1-2. 357 с.

55. Гольдберг А. Л., Дмитриева Р. П. Филофей // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. - Вып. 2. - Ч. 2. - С. 471—473.

56. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. — Л.: Лениздат, 1972.-143 с.

57. Государственно-церковные отношения в России: Опыт прошлого и современное состояние / Под ред. Ф.Г. Овсиенко, М.И. Одинцова, Н.А. Трофимчука. -М.: Изд-во РАГС, 1996. 252 с.

58. Гранин Д.А. Милосердие. — М.: Советская Россия, 1988. — 143 с.

59. Григорьян М.М. К характеристике религиозно-философской концепции славянофильства // Вопросы научного атеизма. Вып. 10. - М.: Мысль, 1970.- С. 130-148.

60. Гройс В.Г. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. 1992. - № 1. - С. 52-67.

61. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

62. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. М.-СПб.: Университетская книга, 2000. - 240 с.

63. Губман, Б. Л.Современная католическая философия: человек и история: Учеб. пособие для филос. фак. гос. ун-тов. — М.: Высш. шк., 1988. — 188 с.

64. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М: Библиотека «Вехи», 2004. —356 с.

65. Достоевский Ф.М. Собр. соч. М., 1958. - Т. 9. - 234 с.

66. Духовность России: традиции и современное состояние. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1994. - 286 с.

67. Духовный мир человека: проблемы образования и развития: Научно-методический сборник / Под ред. В.Н. Грузкова. Ставрополь, 2002. — 123 с.

68. Евлампиев И.И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2002. 584 с.

69. Ерасов Б.С. Проблема самобытности незападных цивилизаций // Вопросы философии. — 1987. № 6. - С. 67-71.

70. Еременко В.П. Православная концепция исторического процесса в свете современности. — Киев: Вьпца школа, 1991. 206 с.

71. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. -149 с.

72. Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского. — М.: Наука, 1897.-167 с.

73. Журнал Московской патриархии. — 1964. № 3; 1966. - № 10; 1977.- №3; 1987. 1; 1991.-№1; 1995.1-4; 1997. - № 2-3; 2000.-№ 3,9, 12; 2001.-№ 1.

74. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. — М.: Высшая школа, 1995. — 279 с.

75. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.). М.: Наука, 1987. - 426 с.

76. Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Мыслители Киевской Руси. 2-е изд. — Киев: Вьпца школа, 1987. 329 с.

77. Зеньковский В.В. История русской философии. — Харьков: Фолио; М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. 895 с.

78. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М: Правда, 1992-428 с.

79. Зоц В.А. Православие и культура: факты против домыслов. Киев: Политиздат Украины, 1986. - 270 с.

80. Иванова И.И. О православном характере русской религиозной философии // Вестник Московского университета. — сер. 7. Философия. — 2003. -№ 1. С. 44-52.

81. Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России: Авто-реф. дис. док. философ, наук. Ставрополь, 2004. - 51 с.

82. Игумен Вениамин (Новик). Православие, Христианство, Демократия. СПб.: «Алетейя», 1999. - 360 с.

83. Илларион. Слово о Законе и Благодати // Идейное наследие Ила-риона Киевского. М., 1986. - Ч. 1- 148 с.

84. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Горкина, В.И. Бородулина и др. — М.: «Большая Российская энциклопедия», 1995. 672 с.

85. Ильин И.А. Наши задачи, историческая судьба и будущее России. — М.: Республика, 1992. 378 с.

86. Ильин И.А. Путь к очевидности. — М.: Республика, 1993. 430 с.

87. Ильин И.А. О русской идее // Жизнь национальностей. — 2002. — №2.-С. 34-40.

88. Информационный бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. -1995. -13 января.

89. Кантор В.К. Русское православие в имперском контексте: конфликты и противоречия // Вопросы философии. — 2003. № 7. - С. 3-22.

90. Карсавин Л.П. Сочинения. М.: Раритет, 1993. - 493 с.

91. Карсавин JI.IL Церковь, личность и государство // Человек. — 2005.-Ко 2.-С. 70-82.

92. Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви. М.: «Терра», 1993. - Т. 1. - 686 е.; Т. 2. - 569 с.

93. Карташев A.B. Церковь, история, Россия. — М.: Республика, 1997.422 с.

94. Киреевский И.В. Избранные статьи. — М.: Современник, 1984. —383 с.

95. Киселев Г.С. Постмодерн и христианство // Вопросы философии. -2001. -Ш 12.-С. 3-12.

96. Киселев Г.С. Современный мир и «новое» религиозное сознание // Вопросы философии. 2000. - № 6. - С. 18-31.

97. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект Пресс, 1996. - 246 с.

98. Клишина С. Русская идея в постмодернистском пространстве // Россия XXI. 1998. - № 1-2. - С. 144-156.

99. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. — М.: Наука, 1983.- 278 с.

100. Ключевский В.О. Православие в России. М., 2000. - 623 с.

101. Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти томах. М.: Мысль, 1987. -Т. 1.-345 с.

102. Кобылянский В.А. Русская идея и возрождение России // Наш современник. 1999. - № 9. - С. 234-235.

103. Коган JI.A. О черновых записях-размышлениях B.C. Соловьева // Вопросы философии. 2000. - № 10. - С. 112-127.

104. Кожев А. Религиозная метафизика В. Соловьева // Вопросы философии. 2000. - № 3. - С. 104-136.

105. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. — Казань: Изд-во Казанского Ун-та, 1991. 243 с.

106. Короткая Т.П. В поисках новой рациональности: религиозная философия в России конца XIX начала XX вв. - Минск, 1994. - 157 с.

107. Костюк К.В. Возникновение социальной доктрины Русской Православной Церкви // Общественные науки и современность. 2001. - №6.-С. 114-119.

108. Костюк К.Н. История становления и теоретические основания христианского учения об обществе // Социально-политический журнал. — 1997. -№4.-С. 131-139.

109. Костюк К.Н. Политическая мораль и политическая этика в России (к постановке проблемы) // Вопросы философии. — 2000. № 2. - С. 32-43.

110. Костюк K.EL Социальное учение католической церкви // Социально-политический журнал. 1997. - № 5. - С. 103-110.

111. Костюк К.Н. Становление социального учения в православии // Социально-политический журнал. 1997. - № 6. - С. 116-129.

112. Красников Н.П. Эволюция социально-этических воззрений русского православия. М.: Знание, 1986. - 64 с.

113. Краткий словарь иностранных слов / Под ред. С.М. Локшиной. М.: «Советская энциклопедия», 1966. — 384 с.

114. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / Отв. ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. М.: ИФ РАН, 1999. - 321 с.

115. Куликов В.Г. Знание, вера, духовное возрождение // Российский и современный мир. 1995. — № 2. — С. 61-63.

116. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. — М.: Мысль, 1971. 270 с.

117. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия» // Вопросы философии. 2001. - № 8. — С. 56-69.

118. Лафарг П. Благотворительность. М., 1988. 245 с.

119. Лекторский В.И. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии. 2001. - № 4. - С. 3-9.

120. Лисово Н. Православие византийское, русское и вселенское // Москва. 1999. - № 1. - С. 152-159.

121. Лосский ПО. Бог и мировое зло. М: Республика, 1994. — 342 с.

122. Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991. - 622 с.

123. Лосский Н.О. История русской философии. — М.: Советский писатель, 1991.-478 с.

124. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. — 356 с.

125. Лукьянов С. Государство и церковь // Новая Россия. 1996. - № 1. — С. 155-159.

126. Львов Д.С. Образование новой России истоки формирования // Вопросы философии. - 1998. - № 4. - С. 3-18.

127. Люсый А. B.C. Соловьев. Полное собрание сочинений и писем в 20 томах // Вопросы философии. 2000. - № 9. - С. 151-167.

128. Марей А. Русская национальная идея: новая интерпретация // Свободная мысль XXI. 2005. - № 1. - С. 204-209.

129. Мейендорф И. Живое предание. Свидетельство православия в современном мире. СПб., 1997. — 156 с.

130. Мейендорф И. Православие и современный мир. — Минск, 1995. —171 с.

131. Меррер A.JI. В поисках христианского социализма // Вопросы философии.- 2000. № 12. - С. 216-220.

132. Милосердие: учебное пособие / Под ред. Мчедлова М.П. М., 1998.-345 с.

133. Мильдон В.И. Миллениумы русский и западный: образы эсхатологии // Вопросы философии. 2000. - № 7. - С. 3-11.

134. Миронова А.Р. Русское православие // Молодая гвардия. 2005. -№4.- С. 187-189.

135. Митрохин JI.H. Философия религии. — М.: Республика, 1993. —416 с.

136. Митрохин Л.Н. Христианские ценности на рубеже III тысячелетия // Диспут. 1992. - № 1. - С. 7-20.

137. Митрохин H.A. 45 минут православия // Еженедельный журнал. — 2002. 22 октября. - С. 30-33.

138. Митрохин H.A. Кперикализация образования в России. К общественной дискуссии о введении предмета «Основы православной культуры» в программу средних школ. М., 2005. - 80 с.

139. Моисеев Н. Агония России. Есть ли у нее будущее? М.: Экопресс, 1996.-267 с.

140. Московский церковный вестник. — 1994. № 5(102).

141. Мчедлов М.П. Новый тип верующего на пороге Ш тысячелетия // Исторический вестник. 2000. - № 5-6. - Часть I. - С. 227-229.

142. Мчедлов М.П. Образование и духовность: Большинство населения России за преподавание детям основ веры // Независимая газета. — 1998. № 234. - 16 декабря. - С. 10-11.

143. Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. М.: Научная книга, 2005.-356 с.

144. Мчедлов М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах // СОЦИС. — 2006. № ю. - С. 33.

145. Мчедлов М.П. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы // Свободная мысль. 1993. - № 5. — С. 52-62

146. Мчедлов М.П. Религия и современность. М.: Политическая литература, 1982.-272 с.

147. Нарочинская H.A. Россия и русские в мировой истории. — М.: Международные отношения, 2004. 534 с.

148. Неганова Е.А. Православная антропология и психология // Вопросы психологии. 2003. - № 2. - С. 149-159.

149. Несмелов В.И. Наука о человеке. — Казань, 1905. — Т. 1. 231 с.

150. Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции благотворительности в России. М., 1993. - 169 с.

151. Никандоров Н.Д. Православная традиция, семья и школа // Педагогика. 2005. - № 1. - С. 5-13.

152. Никандоров Н.Д. Русское православие и русская национальная идея // Aima mater. 1999. - № 3. - С. 23-28.

153. О социальной концепции русского православия / Под ред. Мчедлова М.П. М., 2002. - 399 с.

154. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях // Российская газета. — 1995. — 17 августа.

155. О современном православии / Под ред. Бачурина И.В. Саратов, 1989.-243 с.

156. Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX век. — М.: Луч, 1994.-171 с.

157. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1987. - 797 с.

158. Олесницкий М.А. Из системы христианского нравоучения. — Киев: Высща школа, 1896. —497 с.

159. Осипов Г.В., Тощенко Ж.Т. Современный мир и религия // Вопросы философии. 2007. - № 6. - С. 3-17.

160. Основные принципы отношения Русской православной церкви к инославию // Церковь и общество. М, 2001.

161. Основы религиоведения: Учеб. / Под ред. И.Н. Яблокова. — М.: Выш. шк., 2000.-480 с.

162. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Служба коммуникации ОВЦС. Официальный Web-сайт Московского Патриархата.

163. Панарин A.C. Искушение глобализмом. — М. Русский Национальный Фонд, 2000. 384 с.

164. Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. — М.: Алгоритм, 2002.-496 с.

165. Панарин A.C. Смысл истории // Вопросы философии. — 1999. № 9.- С. 3-21.

166. Пантин В.И., Лапкин В.В. Трансформация национальн-оцивилизационной идентичности современного российского общества: проблемы и перспективы. // Общественные науки и современность. №1. - 2004. -С. 34-40.

167. Пантин И.К. Проблема самоопределения России: историческое измерение // Вопросы философии. 1998. - № 5. - С. 3-18.

168. Платонов O.A. Русская цивилизация. М.: «Рада», 1992. — 181 с.

169. Подколзина Т.А. Патриотизм как фактор духовного возрождения русского народа // ЭКО. 2003. - Вып. 10-11. - С. 34-36

170. Полонский А.Н. Соблазн глобализма и вера во вселенскую церковь // Независимая газета. — 1999. 3 марта.

171. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия (Предисловие к публикации ILA. Савкина) // Вопросы философии. 1992. - № 2. - С. 123-133.

172. Понаморева-Павлова Е. На южном направлении // Вечерний Ставрополь. — 2005. 12 апреля.

173. Православное Образование. — 2004. № 3.

174. Прокофьев С. Е. Взаимодействие государства, церкви и общества (история и современность). М., 2004. - 139 с.

175. Пушкин С.Н. Православное понимание цивилизации. М.: Знание, 1990.-64 с.

176. Рабчевская А.К. Совместный опыт ученых и религиозных деятелей в духовно-нравственном воспитании молодежи // Церковь и общество: 160 лет совместного служения на юге России. — Ставрополь, 2004. — С. 179-183.

177. Разин A.B. Русская идея и современная Россия: кризис и перспективы // Философские науки. 2001. - № 4. - С. 49-60.

178. Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика, 1999.-624 с.

179. Религия и демократия. На пути к свободе совести. М., 1993. —137 с.

180. Религия и общество / Под ред. Гараджи В.М. — М.: Изд-во Московского Ун-та, 1996. 269 с.

181. Религия и современность: актуальные проблемы: Материалы П региональной научной конференции М.-Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. — 120 с.

182. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992.- 399 с.

183. Российская цивилизация: этнокультурный и духовный аспекты: Энциклопедический словарь / Отв. Ред. Мчедлов М.П. — М., 2001. 544 с.

184. Русь православная. 1997. - Вып. 48.

185. Садовников В.В. В поисках новой русской доктрины // Москва. -2005- №6.-С. 127-141.

186. Сапроненко В.В. Крещение Руси. Последствия и сущность // Ставрополье. 1988. - № 1.-С. 104-112.

187. Свеницкая E.B. «Русская духовность» существует ли она на самом деле // Философия образования. - 2003. - № 8. — С. 249-263.

188. Свистунов A.B. Русская православная церковь о духовных основах современной цивилизации // Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 6. — С. 161-171.

189. Свистунов М.Н. Российская цивилизация и православие: диалектика их взаимоотношений и перспективы развития. Дис. д-ра философ, наук. -М., 2005. 309 с.

190. Северин Н. Духовная идентичность и православная система ценностей // Москва. 1999. № 1. - С. 146-148.

191. Скворцов JI.B. Информационная культура и цельное знание. -М., 2001.-320 с.

192. Скворцов JI.B. Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание. М.: ИНИОН РАН, 2000. - 298 с.

193. Скворцов J1.B. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989. — 317 с.

194. Скворцов JI.B. Насилие и проблема надежности бытия // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). — М., 1995. С. 17.

195. Скворцов JI.B. Проблема духовной идентичности // Россия и Европа. Гуманитарные аспекты. — М., 1994.

196. Скворцов JI.B. Россия перед проблемой цивилизационной самоидентификации: имперский комплекс или ответственность перед будущим? // Россия и мусульманский мир: Бюллетень реф.- аналит. информ М.: ИНИОН РАН, 2004.-№9(147).

197. Скворцов JI.B. Россия: истина жизни. Информационная культура и политика мультикультурализма // Культурология. XX век. Дайджест. № 3(7). — 1998.-С. 208-249.

198. Скворцов JI.B. Русская культура и религия // Культурология. XX век. Дайджест. № 3(7). - 1998. - С. 143-144.

199. Скиперский H.A. Религия как средство исправления и воспитания в колониях для несовершеннолетних // Религия и современность: актуальные проблемы (материалы П региональной научной конференции). М.- Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2006. С. 138-140.

200. Словарь книжников и книжности Древней Руси. / Отв. ред. Д.С. Лихачев. Л.: «Наука», 1989. - Вып. 2. - Ч. 2. Л-Я. - с. 567.

201. Слово Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II при открытии XIII Международных Рождественских образовательных чтений // Педагогика. -2004. № 1. - С. 4-5.

202. Смирнова Е.В. Благотворительность и милосердие как средства нравственного воспитания молодежи // Этнические проблемы современности. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. Вып. 8, 9. - С. 236-242.

203. Собкин B.C. Этнос. Идентичность. Образование. — М.: Наука, 1998.-157 с.

204. Соловьев B.C. Великий спор и христианская политика // О христианском единстве. М.: Наука, 1994. — 345 с.

205. Соловьев B.C. Догматическое развитие церкви: в связи с вопросами о соединении церквей. — Paris. 1994. — 237 с.

206. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1988. — Т. 2. —365 с.

207. Солодко A.B. Формирование духовно-нравственных идеалов любви к Родине и преданности ей // Образование в современной школе. — 2005. № 4. - С. 53-54.

208. Социальное служение Русской православной Церкви. Сыктывкар, 1998.-165 с.

209. Ставропольский Благовесть. — 2006. № 1, № 12.

210. Суровегина H.A. Русское православие: сознание, религия, философия. Тверь, 1993. - 83 с.

211. Сушков Б.Ф. Русская культура: новый курс. Духовные процессы в России в условиях демократических реформ. М.: Наука, 1996. — 335 с.

212. Таран Е.А. Использование нравственного потенциала как педагогическая проблема // Вестник Ставропольского государственного педагогического университета. 1995. — Вып. 3: Психолого-педагогические науки. — С. 120-125.

213. Тарасов А.Б. Гносеологические и онтологические основы религиозного учения JLT. Толстого // Вопросы философии. 2001.- № 8. - С. 137-141.

214. Тарусов К. Караван добра // Вечерний Ставрополь. 1998 г. -17 апреля.

215. Тасалов A.B. Учителю о православии. Псков, 1994. - 81 с.

216. Тихомиров JI.A. Христианство и политика. М.: Республика, 1999.-186 с.

217. Тишков В.А. Что есть Россия? Вопросы философии. — 1995. № 2. -С. 3-17.

218. Тощенко Ж.Т. Государство как субъект теократии // Социологические исследования. 2007. - № 2. - С. 9-21.

219. Тришин А.Ф. Православие в духовной жизни российского общества (социально-философский анализ): Дис. док. философ, наук. — М., 2003. — 301 с.

220. Троицкий Е.С. Историко-методологические аспекты изучения русской (православно-славянской) цивилизации // Русская цивилизация и соборность. М., 1994. - С. 4-33.

221. Трофимов В.К. Истоки и сущность русского национального менталитета (социально-философский аспект): Автореф. дис. доктора философ, наук. Екатеринбург, 2001. — 44 с.

222. Трофимов В.К. Менталитет русской нации. Ижевск, 2004. - 272 с.

223. Трофимов В.К. Сущностные силы души русского народа. — Ижевск, 1998.-46 с.

224. Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме. Избр. Статьи. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1994. - 149 с.

225. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб.: София, 1992. - 351 с.

226. Филарет. Воспитание личности и современное общество // Aima mater: Вестник высшей школы. 2006. - № 3. - С. 30-33.

227. Философия в русской духовной культуре // Вестник Санкт-Петербургского университета. — Сер. 6. Философия. - Вып. 3. — С. 3-9.

228. Флоренский П.В. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990.- Т. 1.-490 с.

229. Флоренский П.В. Христианство и культура. Харьков: Фолио, 2001.- 664 с.

230. Флоровский Г.В. Вера и культура. СПб., 2002. - 254 с.

231. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. — М.: Современник, 1988.-462 с.

232. Холмогоров Е. Застенчивая иерократия. «Основы социальной концепции русской православной церкви» // Отечественные записки. № 1. - 2001.- С. 34-39.

233. Холодный В.И. A.C. Хомяков дилетант и провидец постхристианского «завета» // Вопросы философии. — 2001. - № 8. - С. 145-156.

234. Холодный В.И. Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии. — М. Мысль, 1994. — 258 с.

235. Хомяков A.C. О старом и новом. Статьи и очерки. М.: Мысль, 1998.- 462 с.

236. Хоружий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия сегодня // Вопросы философии. 1999. - № 9. - С. 23-25.

237. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке // Вопросы философии, — 1994. № 11. - С. 52-62.

238. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991. - № 5. — С. 26-57.

239. Цвык И.В. Владимир Соловьев и духовно-академическая философия XIX в. // Вестник Московского университета. — Сер 7. Философия. -2003.1. С. 3-8.

240. Церковь: шаг в новый век. Итоги дискуссии. М., 2000. - 167 с.

241. Цыганков А.П. Национальная идентичность и политико-экономические стратегии в постсоветском пространстве // Вопросы философии. — 2001. № 11.-С. 15-28.

242. Чехов А.П. Публикации. М, 1960. - 376 с.

243. Шаповалов В.Ф. Россиеведение. М.: Изд-во Московского Ун-та, 2001.-434 с.

244. Экземплярский В.И. Евангелие и общественная жизнь. Киев, 1913.- 145 с.

245. Экономцев И. Православие. Византия. Россия. М.: Знание, 1992. —327 с.

246. Энгелыптейн JI. Постсоветские мысли о ключах к русской духовной истории // Вопросы философии. — 1999. № 7. - С. 14-25.

247. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Апресяна Р.Г., Гусейнова A.A. M.: ТЕРРА, 2001. - 671 с.

248. Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972. — 113 с.

249. Яблоков И.Н. Социология религии. — М.: Мысль, 1979. 182 с.

250. Ярушникова О.В. Социальное учение христианства: религиоведческий анализ католической и православной доктрин. Дис.канд. философ, наук. Ростов-на-Дону, 2005.

251. Ястребов. Н.Б. Социальная философия католицизма в 20 веке.-Киев: Выща ппс., 1988. 188 с.

252. House F. The Russian phoenix: the stoiy of Russian Christians ad 9981988. London, 1988. - 147 P.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.