Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Сандитова, Ирина Николаевна

  • Сандитова, Ирина Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 136
Сандитова, Ирина Николаевна. Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2001. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сандитова, Ирина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ БУРЯТСКОГО ЭТНОСА.

1.1. Нравственный потенциал народной педагогики бурятского этноса.

1.2. Труд как фактор формирования нравственных качеств детей в народной педагогике бурятского народа.

ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Методы и организационные формы воспитания нравственных качеств младших школьников на основе трудовых традиций этноса.

2.2. Уровни и показатели сформированности нравственных качеств младших школьников по результатам опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников»

Актуальность исследования:

В современных социально-экономических условиях идет тенденция к суверенизации национальных республик РФ, предъявляются все возрастающие требования к раскрытию духовного потенциала того или иного этноса. В связи с этим возрастает роль нравственного воспитания детей с использованием народных традиций,

В настоящее время происходит взаимообогащение традиций, обогащение их интернациональными элементами. Изменилось представление о национальных традициях как о чем-то, фиксирующем только моменты отличия наций. Сложившиеся в прошлом некоторые традиции, выражающиеся в национальной форме, еще не исчерпали своих прогрессивных возможностей и с успехом могут быть использованы в современной школе.

Национальные традиции в известной степени отражают историю самой нации, условия ее жизни и быта. Они воплощают в себе определенный жизненный опыт, фиксируют результаты жизненных наблюдений. Кроме того, в традициях закрепляется образ жизни людей. Все это в концентрированном виде находит отражение в национальном характере, поскольку наиболее устоявшиеся национальные традиции становятся частью духовного облика человека той или иной национальности.

Традиции и обычаи при условии их соблюдения из поколения в поколение превращаются в прочные основы поведения. Но современное состояние национальных культур, своеобразие исторического развития бурятской, как и многих других наций, требуют вмешательства в целях его сохранения школьного воспитания.

Опираясь на исторический опыт цивилизации, моральные критерии, ставшие общечеловеческими, школа призвана формировать у детей конкретные нравственные качества: трудолюбие, уважение к людям труда, старшему поколению, гуманизм, чувство коллективизма, чувство долга, точность.

Основным средством формирования указанных качеств являются трудовые традиции этноса. Обилие информации, воспитание в соответствующей среде, многовековая жизненная практика показала, что дети должны овладевать различными трудовыми умениями и приемами и переносить их на любой вид деятельности в современном мире, свойственными данному народу, так как учащиеся успешно воспитываются и обучаются на предшествующих и настоящих примерах производственной деятельности народа.

Опыт показал, что незнание национальных особенностей этноса, его психологии, традиций, пренебрежительное отношение к его прошлому означает разрушение связи между поколениями.

Воспитание детей в домашнем, общественно-полезном и производственном труде принадлежит лучшим традициям бурятского народа. Это показывает проведенное наблюдение, анализ опыта, встречи с ремесленниками занимающимися шорничеством, плетением, поделками из дерева, бисера. Но на современном этапе развития общества, часто не используется прогрессивный опыт трудовых традиций бурятского народа, имеющий огромный потенциал, который можно применить в процессе воспитания младших школьников и как следствие возникает большой процент маргиналов, людей оторванных от культуры народа, не знающих цели и цены жизни, алкоголизм, наркомания, табако курение стали иметь место и среди детей младшего школьного возраста. Поэтому использование народных традиций в современной практике обучения и воспитания является настоятельной необходимостью.

Одним из элементов трудового воспитания бурятской педагогики включенным в трудовые традиции этноса является устное народное творчество. В эпосах, сказках, песнях, загадках, пословицах поговорках и многовековых народно-педагогических изречениях воспевается труд как ковых народно-педагогических изречениях воспевается труд-как главная цель и как важнейшее средство формирования личности учащихся. Тема труда, трудовое воспитание и обучение, сохранение и приумножение трудовых традиций старшего поколения занимает одно из ведущих мест во всех жанрах народного фольклора.

Педагогические народные традиции должны быть переданы ненавязчиво, иносказательно, с подтекстом, решающим серьезные вопросы национального плана. Необходимо правильно оперировать народными методами (зубшоолгэ, магталга, сайшаалга, заалбар, хараал), верно использовать элементы трудовых традиций в содержании учебных предметов. Проведенный анализ состояния учебно-воспитательной работы показывает недостаточную разработанность данной проблемы.

Таким образом, обнаруживается противоречие между объективной необходимостью научной разработки трудовых традиций бурятского народа и их использования в учебно-воспитательной работе школ и его недостаточной изученностью.

Идея воспитания детей на народных традициях не только пропагандировалась, но и внедрялась в жизнь великими: педагогами как Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн и другими.

Великие мыслители XIX в. Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, Л.Н. Толстой, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др., выражая свои идеи по поводу воспитания и обучения, выдвигали прогрессивные взгляды по вопросам народного воспитания, принимали во внимание использование народных традиций в воспитательной деятельности.

Дидактическое обоснование связи между трудовым воспитанием и развитием личности детей дано в работах П.Р. Атутова, А.К. Бешенкова, Ф.И. Иващенко, В.А. Полякова; творческое развитие - в работах П.Н. Андрианова, Н.И. Бабкина; экономические вопросы воспитания - в работах И.А.

Сасовой; связи между воспитанием и обучением рассматривал В.М. Казакевич.

Большой вклад в изучение развития личности детей внесли известные ученые-психологи: Л.И. Божович, С.Н. Иконникова, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, С.М. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, В.Э. Чудновский, Р.Д. Санжае-ва и др.

Прогрессивные традиции народной педагогики были затронуты З.Г. Нигматовым, С. Исаевым, В.И. Баймурзиной, Г. Бицония, А. Алиевым, М. Садыковым и другими. Все они писали о народных традициях своего этноса, каждый из которых обладает своими отличными от других характерными особенностями.

Определенный вклад в решение вопросов изучения народного творчества, выявления прогрессивных традиций, разработки путей использования их в учебно-воспитательном процессе внесли и бурятские ученые. С.С. Танхасаева затронула народные бурятские традиции в практике воспитания в семье и в сельской школе, Ж.Д. Доржиева рассматривала трудовое воспитание средствами народного фольклора, К.Д. Басаева изучал историю брака и семьи у бурят, Э.Ш. Анганова посвятила свое исследование нравственному воспитанию детей на основе бурятских народных традиций. Анализ указанных работ, изучение опыта работы учителей, показывают, что недостаточно определены роль и место трудовых традиций этноса в формировании нравственных качеств младших школьников.

Учитывая актуальность названной выше проблемы и недостаточную ее разработанность в педагогической теории и практике была определена тема нашего исследования: «Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников».

Цель исследования: Раскрытие педагогических условий эффективности использования трудовых традиций бурятского народа в формировании нравственных качеств младших школьников.

Объект исследования: Трудовое воспитание в формировании личности детей в народной педагогике.

Предмет исследования: Формирование нравственных качеств младших школьников на основе трудовых традиций бурятского народа.

Гипотеза исследования: Формирование нравственных качеств младших школьников будет успешным если:

- выявлены роль и место труда в развитии личности детей в народной педагогике бурятского народа;

- выявлены методы и средства использования содержания трудового воспитания народной педагогики бурят для формирования нравственных качеств младших школьников;

- выработаны показатели сформированности нравственных качеств младших школьников на основе трудовых традиций этноса.

Задачи исследования:

1. Выявить специфические особенности народных традиций бурятского этноса.

2. Определить педагогический потенциал трудовых традиций бурятского народа в воспитании нравственных качеств младших школьников.

3. Провести дидактический анализ методов и форм воспитания нравственных качеств младших школьников на основе трудовых традиций этноса.

4. Выявить показатели сформированности нравственных качеств младших школьников.

5. Разработать методические рекомендации по использованию трудовых традиций бурятского народа для формирования нравственных качеств младших школьников.

Методологическими основами исследования являкугся: концепция определяющей роли труда, трудовой деятельности во всестороннем развитии личности, теория познания, принцип единства теории и практики, психолого-педагогические положения о деятельностной сущности личности, системный подход, фундаментальная теория поэтапного формирования умственных действий.

Методы исследования: анализ литературных источников и диссертационных исследований; обобщение опыта национальных школ и бурятской семьи по использованию труда в целях формирования нравственных качеств младших школьников; анкетирование, интервьюирование, беседа; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), обработка и оценка результатов исследования.

Исследование проводилось в 3 этапа:

На первом этапе проводился анализ философской, этнографической, психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме диссертационного исследования; изучался опыт учебно-воспитательного процесса в школах республики Бурятия; одновременно проводилась подготовка к проведению опытно-экспериментальной работы; был проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе обобщался полученный материал; проводилась опытно-экспериментальная работа, определялись основные направления использования народных идей и опыта трудовых традиций бурятского этноса в нравственном воспитании младших школьников; разрабатывались методические рекомендации.

На третьем этапе проводился анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, обработка полученных данных, литературное оформление диссертационного исследования.

Достоверность результатов после апробации обеспечивалась совокупностью использованных методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; подтверждается обоснованностью его выводов; целенаправленным анализом педагогической практики, результатами опытно-экспериментальной работы в ряде школ РБ.

Научная новизна исследования заключается:

- в выявлении методов, приемов, средств, обеспечивающих эффективность воспитательных мероприятий, связанных с использованием народных традиций, отраженных в бурятском народном творчестве;

- в определении конкретного содержания положительных традиций бурятского народа, способных оказать нравственное и трудовое воздействие на младших школьников;

- в разработке методических рекомендаций по использованию трудовых традиций бурят для формирования нравственных качеств младших школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении специфических особенностей народных традиций бурятского этноса; в определении педагогического потенциала трудовых традиций бурятского народа, его воздействие на воспитание нравственных качеств учащихся в начальных классах школ РБ; в обосновании комплекса методов педагогического воздействия на воспитание нравственных качеств младших школьников в учебной, внеклассной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования основных положений и выводов исследования в деятельности сельской и городской школы РБ, особенно в практике подготовки школьников к жизни и труду, формировании социально значимых духовных и личностных качеств; разработкой методической рекомендации по использованию трудовых традиций этноса в программе начальной школы

Апробация теоретических положений и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение в лаборатории обучения учащихся технологии и отделе трудовой подготовки ИОСО РАО, на научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов ИОСО РАО, на методических совещаниях ряда школ г. Улан-Удэ. Методические рекомендации используются в практике работы школ №№ 8, 37 г. Улан-Удэ, Бурятского института повышения квалификации работников образования.

Основные положения выносимые на защиту могут быть сформулированы в виде следующих тезисов:

- Наряду с возрастными, индивидуальными и психологическими особенностями в процессе нравственного воспитания следует учитывать и национальные особенности учащихся.

- Прогрессивные идеи и традиции бурятской народной педагогики являются своеобразной системой воспитательных воздействий, сложившихся в течение всей истории этноса, которая способствовала формированию нравственных качеств детей.

- Эффективность овладения детьми нравственными национальными ценностями определяется непосредственным приобщением школьников к исходным трудовым традициям, изучением фольклора и усвоением традиционного стиля межличностных отношений.

- Комплекс педагогических условий нравственного воспитания младших школьников с использованием трудовых традиций бурятского народа способствует эффективности нравственного воспитания младших школьни ков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Сандитова, Ирина Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нравственное воспитание занимает одно из центральных мест в процессе воспитания младших школьников. В нашем исследовании подчеркнуто, что личность ребенка выступает объектом и субъектом этого процесса. Объектом воспитания является прежде всего социально значимые качества и опыт личности ребенка. Во взаимосвязи с возрастными особенностями они способствуют нравственному становлению личности. Поэтому нравственное воспитание является ведущим аспектом процесса воспитания будущего гражданина нашего общества.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует не мало способов и средств формирования нравственной воспитанности младших школьников. Одним из них являются народные традиции. В нашем исследовании мы изучили трудовые традиции бурятского народа, показали пути и средства формирования нравственных качеств учащихся. Традиции -это исторически сложившиеся моральные нормы, механизм обеспечивающий стабильность этнической культуре, формы передачи опыта общественных отношений от поколения к поколению. Эффективность воспитательных возможностей бурятских народных традиций определяется нравственным содержанием, связью с современным миром, особенностями их влияния на духовный мир младшего школьника в данном регионе. Традиции, моральные нормы усваиваются в младшем школьном возрасте на много эффективнее, так как этот возраст является наиболее сензитивным, ведь именно тогда происходит формирование нравственных понятий и представлений, отношений и поступков.

В своем исследовании мы показали, что уже в дошкольном возрасте имеются предпосылки для целенаправленного осуществления нравственного воспитания младших школьников с использованием традиций бурятского народа, нами были выделены тенденции развития нравственного воспитания, которые сводятся к последовательному расширению, обогащению и углублению нравственных чувств и интересов, развитию мотивации и росту практических умений и навыков, позволяющих овладевать нравственными знаниями, удовлетворять свои интересы и потребности.

В последующие годы в начальных классах основная нравственная работа связана с формированием у учащихся умений и навыков учебной деятельности, правильных взаимоотношений в детском коллективе. Школьники приобщаются к общественной жизни класса, в большей степени формируется культура поведения, дети участвуют в общественно полезном труде и самообслуживании.

На каждом новом году обучения работа по воспитанию нравственности постоянно должна решать задачи: расширения, углубления, систематизирования знаний о моральных нормах; развития умения справедливо оценивать свои и чужие поступки; формирования отрицательного отношения к негативным общественным явлениям; формирования и развития привычек, умений и навыков нравственного поведения.

В диссертации мы определили задачи, содержание нравственного воспитания на бурятских народных традициях применительно к младшему школьному возрасту, показали возможности учебного процесса, семейного и внеклассного воспитания в нравственном обогащении учащихся. Нравственное воспитание младших школьников должно опираться на некоторые положения: нравственный облик школьника необходимо формировать с учетом изменившихся условий развития современного общества; нравственное воспитание необходимо осуществлять с той точки зрения, что ребенок выступает не только как объект, но и как участник воепитания. Для этого ему необходимо получить возможность самостоятельного выбора в повседневной жизни. Сначала это может быть выбор действия, поступка, затем последовательно формируется осознанная нравственная самостоятельность. Такие категории как совесть, долг, честь, достоинство становятся мотивами всего поведения младших школьников.

Исходить из неповторимости личности ребенка, его индивидуальности, обеспечивать оптимальное развитие каждого ученика.

Система нравственного воспитания должна носить развивающий характер. формирование нравственной самостоятельности должно осуществляться в условиях деятельности для накопления опыта и развития.

В опытно-экспериментальной работе мы предприняли попытку определить уровни нравственной воспитанности младших школьников, воспитание нравственных качеств осуществлялось с помощью методов бурятской народной педагогики, так как именно они позволяют использовать различные способы психологического воздействия на развивающуюся личность школьника. Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила сделать вывод, что эффективность использования народных традиций бурятской педагогики определяется рядом условий: прежде всего - специальной подготовкой педагогических кадров; комплексным использованием средств народной педагогике в учебной и внеклассной работе, с привлечением родителей учащихся; осуществлением связи нравственного воспитания опирающегося на народные традиции, со всей воспитательной работой.

Нравственное воспитание в рамках нашего исследования осуществлялось с помощью различных средств, ведущими из которых являлись традиции бурятского народа, так как именно они позволяют использовать различные способы психологического воздействия на сознание, чувства, мышление, волю, внимание младшего школьника.

Наше исследование показало, что для успешного формирования нравственных качеств необходимо практическое участие младших школьников в труде на благо людей, это способствует осознанию нравственной ценности такой деятельности, расширяет опыт учащихся, формирует положительное отношение к людям, обществу в целом.

Педагогическая работа в данном направлении будет успешной, если такой труд детей действительно полезен обществу, ее следует организовать так, чтобы она носила осознанный, систематический характер. При этом необходимо учитывать следующие условия: в общественно полезной работе должны участвовать все без исключения (учащиеся, учителя, технический персонал), она должна быть посильной, необходимо применять ранее приобретенные знания и трудовые умения.

Следующее частное условие эффективности - стиль отношений между учителем и учащимися. Отношения, складывающиеся на уроке, во вне-учебное время помогают увидеть моральную сторону каждого поступка ученика, чтобы вовремя заметить и постараться исправить отрицательные черты характера, помочь в нравственном становлении личности. Реализация этого условия выступает одним из стимулов проявления нравственных качеств личности, так как в силу подражательности младших школьников и большого авторитета для них учителя, учащиеся перенимают нравственные качества, поведение и переносят этот способ общения на окружающих людей.

Воспитание нравственных качеств детей с помощью средств и методов трудовых традиций бурятского этноса должно осуществляться прежде всего в учебном процессе. Систематическое ознакомление учащихся с народными традициями может проходить на каждом уроке при использовании учителями методических рекомендаций разработанных в ходе нашего исследования.

Использование элементов трудовых традиций бурятского народа в учебном процессе, в общественно полезной деятельности, педагогически целесообразное сочетание игры и труда, последовательное формирование на этой основе социально ценных традиций детского коллектива, оказание помощи родителям в формировании народных традиций в семье ведут, при реализации указанных условий к постепенному формированию у младших школьников качеств. В которых воплощаются нравственные принципы и идеалы, лежащие в основе традиций бурятского народа.

Выявленные в ходе исследования условия эффективности нравственного воспитания младших школьников неразрывно связаны между собой. Их необходимо реализовывать лишь в единстве, иначе не соблюдение одного из них вызовет затруднения или даже не возможность реализации других, что приведет к снижению результатов нравственного воспитания. Это и послужило экспериментальным обоснованием для выводов, сделанных в нашем исследовании.

Исследование, проведенное нами, не исчерпывает всех проблем нравственного воспитания младших школьников с использованием трудовых традиций бурятского этноса. Некоторые аспекты, например, такие как: связь школы и семьи требуют дальнейшей разработки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сандитова, Ирина Николаевна, 2001 год

1. Абаева Л. Л. Культ гори буддизм в Бурятии (Эволюция верований и культов селенгинских бурят) / АН СССР, Сиб. отд. Бурят, ин-та обществ, наук. - М.: Наука, 1992. - 139 с.

2. Аграновский С. Н. Историческое единство человека и взаимное влияние исторического единства культур: Автореф. дисс. на соиск. ученой степ. канд. филос. наук -Л.:ЛГУ, 1967. 31 с.

3. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1979. -255 с.

4. Азбука нравственного воспитания // Под ред. И.А. Каирова и O.E. Богдановой.-3-е изд. -М.: Просвещение, 1979.-318 с.

5. Александров В. Б. Традиции и духовность // Человек и культурно историческая традиция. Тверь, 1991.-С. 4-12.

6. Алиев А. К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека.-Махачкала, 1968.-290 с.

7. Алиева С.А Основы процесса нравственного воспитания и развития подростков: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.-Баку, 1981.-22 с.

8. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение. - 1968, с. 23.

9. Анганова Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Улан-Уде, 1995.- 160 с.

10. Андреева Е. К. Союз с природой. М.: Знание, 1985.-80 с.

11. Андрианов П.Н. Содержание и методы внеклассной работы с учащимися различных возрастных групп по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству. -М., 1986.

12. Апресян Р. Г. Природа морали. // Вопросы философии, 1989. № 12. С. 7-9.

13. Архангельский Л. М. Моральные ценности и современность // Вопросы философии, 1983. № 11.- С. 2-7.

14. Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности М., 1978.-221 с.

15. Атутов П.Р. Связь обучения с жизнью и трудом учащихся. М., 1963.-224с.

16. Атутов П.Р. Связь производительного труда школьников с обучением.-М, 1958.-29 с.

17. Бабкин Н . И. Реализация задач политехнического образования . Методические рекомендации.-М., 1985.-21 с

18. Баймурзина В.И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань. - 1992. - 16 с.

19. Байрамов Н. Народная педагогика Востока -/Народное творчество, 1991. № 6.-С. 5-7.

20. Балдаев С. П. Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ.: Бурят, кн. изд-во, 1959.-180 с.

21. Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят, в 2-х ч. Улан-Удэ.: Бурят, кн. изд-во., 1970. ч.1-363 с.

22. Бальжиев В. Г. Роль традиций и обычаев в воспитании детей Улан-Удэ.: Бурят, кн. изд-во, 1071.-28 с.

23. Баранникова Е. В. Традиционные формулы и элементы малых жанров в бурятской волшебной сказке // Типология традиционных жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1989.-154 с.

24. Бардаханова С. С. Бурятские сказки о животных. Улан-Удэ: Бурят.кн. изд-во. 1974.-192 с.

25. Басаева К. Ю. Семья и брак у бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1991.-192 с.

26. Батуев И. Б. Буряты на рубеже IXX-XX вв. Хозяйство бурят. Скотоводство в дореволюционный период.: Историко-этнографический очерк. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во. 1992.-73 с.

27. Батчаева X. М. Прогрессивные идеи и опыт Карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Казань: Каз. гос. пед. ин-т, 1992.17 с.

28. Бешенков А.К. Трудовое обучение в школьных мастерских. М.: Учпедгиз, 1963. 188 с.

29. Блюмкин В. А. Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание: Филос.-этич. основы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990.-141 с.

30. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт филос. автобиографии)-М.: Книга, 1991.-445 с.

31. Бесполько В. П. Стандартизация образования, основные идеи и понятия. // Педагогика, 1993. № 5.-С 16-25 с.

32. Бетев В. А. Некоторые особенности проведения педагогических исследований // Теория и практика педагогического эксперимента. Куйбышев: Куйбышев, гос. пед. ин-т, 1974. С 14.

33. Бешимов Д. Т. Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1975. -175 с.

34. Битинас Б. П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971.-347 с.

35. Блонский П. Л. Избранные пед. и психолог, соч-я в 2-х томах., Т 1.-М.: Педагогика, 1979.-304 с.

36. Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981.-64 с.

37. Богданова О. С. Нравственное воспитание младших школьников: Дисс. канд. пед наук. М., 1975. - С. 18.

38. Бодалев А. А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения. // Вопросы психологии. 1989.-№6.-С 74-77.

39. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психол. исследование. М.: Просвещение, 1968 - 464 с.

40. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1981.-223 с.

41. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопр. теории. М.: Педагогика, 1979-224 с.

42. Бондаревская Е. В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. д-ра. пед. наук. М., 1980,39 с.

43. Бочарева В. Г. Об исследовании процесса взаимодействия школы и социальной среды: обзор информ. М., 1983.-48 с.

44. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности // Знание. 1977. - № 6.-64 с.

45. Бродский Ю. С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных воздействий: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М.: 1992.-17 с.

46. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество это народы. - М:1. Мысль, 1990.-391 с.

47. Бромлей Ю. Г. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.-283 с.

48. Бурков В. В Как сохранить общечеловеческие ценности. М.: Знание, 1990.-15 с.

49. Бурхинов Л. С., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Изд-во "Бэлиг", 1993.136 с.

50. Бурятские народные традиции: Программа нравственного воспитания для 2-11 классов общеобразовательной школы /Сост. Э. Ш. Анганова. -Улан-Удэ: Изд-во: "Бэлиг", 1996.-24 с.

51. Вавилова Л. Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем: методич. рекомендации в двух частях. Сыктывкар, 1993.-132 с.

52. Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: изд-во. -1989. 255 с.

53. Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990.-139 с.

54. Васильева Г. П. и др. Новое и традиционное в быту туркменской сельской семьи. Ашхабад, 1989.-232 с.

55. Васильева 3. И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности (5-8 классы) Л, 1973. -135 с.

56. Васильева Л. С. Формирование культуры общения учащихся бурятской школы на народных традициях: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 1995.-20 с.

57. Васильцова 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики. Заметкижурналиста. М.: Педагогика, 1983.-137 с.

58. Введение в философию: учебник для вузов в 2ч. (И. Т. Фролов, Э. А. Паб-Оглы, С. С. Апфеева и др.) ч. 2.-М.: Политиздат, 1989.-559 с.

59. Вернадский В. И. Научная мысль как платетное явление. М.: Наука, 1991.-270 с.

60. Виноградов Г. С. Народная педагогика: отрывки и наброски. Иркутск: Изд. Вост-Сиб. отд. Рус. геог. общества, 1926.-30 с.

61. Войтыла К. Основания этики. // Вопросы Философии, 1991. № 1,-С. 29.

62. Волков Г. Н. Возродим национальную школу. // Учит, газета, 1990. №16.-С.4.

63. Волков Г. Н. Прогнозируя развитие личности: // Сов. педагогика, 1989.-№ 12.-С. 116-118.

64. Волков Г. Н. Сказки и рассказы бабушки. Для детей. / Пер. с чувашек. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959. - 22 с.

65. Волков Г. Н. Созвездия земли: сборник. Чебоксары, Чувашкниго-издат., 1979.-446 с.

66. Волков Г. Н. У народа есть все. // Учительская газета. 1992.-№15.-С. 21.

67. Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика. Очерки. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958.-264 с.

68. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1966.-341 с.

69. Волков Г. Н. Этнопедагогика / Под ред. чл.-кор. АПН СССР, проф. И. Т. Огородникова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974.-375 с.

70. Волченко Л. Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет: Ценности, культуры и морали. М.: Изд-во МГУ, 1992.-117 с.

71. Волченко Л. Б. Нравственность и этикет. М.: Знание, 1976.-63 с.

72. Вопросы воспитания. Системный подход: Сб. ст. / Под обш. ред.

73. Л.И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981.-136 с.

74. Вопросы диагностики и прогнозирования в воспитании учащихся. -Красноярск, 1979. Вып. 1.-183 с.

75. Вопросы нравственного воспитания в национальной школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Д. И. Перфильевской, X. X. Янбулатова. М.: б/и, 1981.103 с.

76. Воспитательная система школы Проблемы и поиски. / В. М. Басова и др. М.: Знание, 1989.-770 с.

77. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.-Л.: Соцэкгиз, 1934,-324 с.

78. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479 с.

79. Гармаева Г. Ф. Мудрые заповеди бурятской национальной педагогики / Нач. школа, 1995, № 10.

80. Гашимов А. Ш. Идеи умственного и нравственного воспитания. В азербайджанских сказках и пословицах.: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. Баку, 1957.-20 с.

81. Герасимова К. М. Традиционная обрядность монгольских народов. -Новосибирск: Наука, 1992.-157 с.

82. Головко Н. А. Моральные нормы и личность. М.: Знание, 1976.64 с.

83. Голубев Н. К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. Л.: ЛГПИ, 1988.-85 с.

84. Гомбоев Б. Б. Бурятский язык: 100 занимательный игр: Пособие для учителей литературы и начальных классов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во. 1983.-93 с.

85. Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М.: Политиздат, 1988.-271 с.

86. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: ЛГУ, 1989.-495 с.

87. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.-350 с.

88. Гусейнов А. А. Введение в этику. М.: МГУ, 1985.-208 с.

89. Гэсэр. Бурят, народный героический эпос: Пер. В. Солоухина. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд., 1986.-397 с.

90. Давыдов В. В. Соотношения понятий формирования и развития психики. // Обучение и развитие. М.: Просвещение, 1966.-С. 37-39.

91. Давыдов В. В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. /Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.-С.180-205.

92. Данилова И. Л. Формирование нравственных отношений школьников в многонациональной школе. СПб., 1991.-71 с.

93. Дикарева А. В. Развитие прогрессивных идей нравственного воспитания в русской педагогике второй половины XVII века.: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Минск, 1983.-16 с.

94. Днепров Э. Д. Советская историография отечественной школы и педагогики 1918 -1977 годы: Проблемы, тенденции, перспективы. М.: АПН СССР, НИИ НП, 1981.-90 с.

95. Додонов Б. И. Эмоция, как ценность. М.: Политиздат, 1978.-272 с.

96. Дондобон Н. Б. Особенности воспитательной работы в начальный классах сельской национальной (нерусской) школы. Дисс . канд. пед. наук. - Москва, 1981.-228 с.

97. Доржиева Ж. Д. Народные традиции трудового воспитания детей у бурят. / на материалах нар. педагогики /: Автореф. дисс. на соиск. уч степ, канд. пед. наук. Фрунзе, 1981.-16 с.

98. Дробницкий О. Г. Моральное сознание и его структура. // Вопросыфилософии, 1972. № 2. - С. 35.

99. Дугарнимаев Ц. А. Зерцало мудрости. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1966.-372 с.

100. Дугарова Т. Д. Прогрессивный опыт бурятской народной педагогики в умственном воспитании младших школьников: Автореферат дисс.-Улан-Удэ, 1997.

101. Единство нравственного сознания и поведения младших школьников.-М.: 1990.-50 с.

102. Ершибеков И. Идеи нравственного воспитания о казахском устном народном поэтическом творчестве: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук, Ташкент, 1973. 17 с.

103. Желбанова Р.И. Соединение обучения с производительным трудом как средство воспитания социальной активности старшеклассников: (на материале сел. школ): Дисс. канд. пед наук. -М., 1989. 161 с.

104. Жуковская Г. JI. Категории и символика традиционной культуры монголов.-М.: Наука, 1988.-194 с.

105. Загазежев М. Г. методика использования опыта народной педагогики в практике современной школы. // В помощь учителю.-Нальчик, 1989.-79 с.

106. Зак А. 3. Диагностика мышления детей в 6-12 лет.-М.:Формизм, 1993.-48 с.

107. Закон об образовании РФ. // Учит, газета. 1992. № 28.

108. Замбалова "Багша" / Нач. школа, 1990, № 12.

109. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности.-М.: Политиздат, 1986.-221 с.

110. Зейгарник Б. В. Теория личности в зарубежной психологии: Учеб. пособие для студентов.-М.: МГУ, 1982.-128 с.

111. Зосимовский А.В. Возрастные особенности нравственного развитиядете // Сов. педагогика, 1973. № 10. - С. 21.

112. Зотов 3. Е. От коррумпированной культуры к культурной коррупции // Иностранная литература, 1991. № 10.-С. 31-34.

113. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел.-М.: 1988.-128 с.

114. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1987,-92 с.

115. Измайлов А. Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана.-М.: Педагогика, 1991.-252 с.

116. Иконникова С.Н. Нравственный идеал и его отношение к действительности. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд.фил. наук. -JI., 1963. -19 с.

117. Кагон М. С. О духовном опыте категориального анализа // Вопросы Философии. 1985.- №9.-С. 96-97.

118. Кадыров Б. А. Формирование узбекской народной педагогики,-Ташкент: Мехнат, 1992.-192 с.

119. Казакевич В.М. Основы методики трудового обучения /Под ред.

120. B.А. Полякова. -М.: Прос., 1983. 192с.

121. Каркановский В. А. Современная школа: проблема гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей: Междунар. науч. практ. конф.: Тез. докл. и выступления: в 2-х ч., 1ч., М.: изд. ИТП и МИО РАО, 1993.1. C. 5-7.

122. Климов Е.А. Научный семинар по психологии труда и производственного обучения. Казань, 1961. - 64с.

123. Коган JI. Н. Социологический аспект изучения культуры. // Учебно-воспитательный коллектив и его Среда. Свердловск, 1980. -С. 3-9.

124. Кон И. С. Этнография детства. // Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М., 1983. - 232 с.

125. Конрад Н. И. Запад и Восток. М.: Наука, 1966. - 519 с.

126. Константинов Н. А., Медынский Е. П., Шабаева М. Ф. История педагогики. Учеб. для студ. пед. ин-ов. 5-ое изд. доп. и пераб. - М.: Просвещение, 1982.-221 с.

127. Кочетов А.И. Актуальные проблемы педагогики. Рязань, 1971. -С. 48.

128. Краевский В. В. и др. Междисциплинарные исследования в педагогике.-М., 1994.-228 с.

129. Крупская Н.К. Совместное обучение. Педагогическое сочинения, т. 1.-М., 1957.-С. 145.

130. Крутов Н. Н., Крутова О. Н. Общечеловеческое и классовое в морали. Новые горизонты этических исследований. // Философские науки, 1989. -№2.-С. 11-14.

131. Кудрина Т. А. Массовое сознание старшеклассников: мифы и реальность. // Сов. педагогика, 1990. -№ 11. С. 15-21.

132. Кузьмина Е. Н. Традиционный фольклор бурят. Улан-Удэ, 1980. -159 с.

133. Культура и быт народов Бурятии: Этнограф, сб., вып. 4.-Улан-Удэ, 1965.- 169 с.

134. Культурные традиции народов Сибири, Л.: Наука, 1986. 260 с.

135. Куракин А. Т. Системное исследование процесса воспитания: подход, предмет, методы. М.: б/и, 1983. - 88 с.

136. Кутлугильдина Ю. 3. Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогики и их использование в современной практике. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Казань, 1984. - 17 с.

137. Ламаизм в Бурятии, XVIII начало XX века. Новосибирск, 1983. -100 с.

138. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т.,т. 1. -М.: Педагогика, 1983. 391 с.

139. Ливии Н. Д. Психологические особенности младших школьников. -М.: АПН РСФСР, 1955.-35 с.

140. Лихачев Б. Т. Цели воспитания личности. // Сов. педагогика, 1991.-№ 4,-С. 68.

141. Мадасон И. Пословицы и поговорки бурятского народа. Улан-Уде, 1960. - 45 с.

142. Макаренко А. С. Собрание сочинений в 4-х томах, Т. 4.,-М.: Правда, 1987.- 573 с.

143. Мамардашвили М. К., Зинченко В. П. Изучение высших психических функций и категория бессознательного. // Вопросы философии, 1991. — № 10.-С. 17.

144. Мамедов И. Роль положительного примера в нравственном воспитание: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Баку: Элм, 1970. -24 с.

145. Манзанов Г.Е. Религиозные традиции в ценностных ориентациях молодежи. Улан-Уде. - 1997. - С. 6.

146. Маркс К., Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. // Соч. 2-ое изд., Т. - 20,-486 с.

147. Марксистская этика / Под ред. А. И. Титаренко. М: Политиздат, 1980.- 135 с.

148. Марьенко И, С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985,-78 с.

149. Материалы круглого стола. "Культура. Нравственность. Политика" // Вопросы философии. № 11. - С. 14.

150. Материалы круглого стола. Культура. Нравственность. Религия // Вопросы философии, 1989. № 11. - С. 30-33.

151. Матханова Э. Бытовые традиции в современных условиях. Улан

152. Удэ. Бурятское книж. изд-во, 1970. 35 с.

153. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика. 1984. - 144 с.

154. Меляхов Н. И. Истоки высокой нравственности. // Сов. педагогика, 1980. -№ 11.-С. 19.

155. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана: (словесные средства воспитания) Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. 112 с.

156. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана: (содержание, формы и методы воспитания) Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 123 с.

157. Михайлов Т. М. Анимистические представления бурят // Природа и человек в шаманизме монгольских народов. — Новосибирск: Наука, 1983. С. 5-9.

158. Михайлов Т. Н. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII век). Новосибирск: Наука, 1980. - 320 с.

159. Молонов Г. Ц. Общие основы педагогики. Улан-Удэ, 1990. - 86 с.

160. Молонов Г. Ц. Теория и методика воспитательной работы. Улан-Удэ, 1993.- 115 с.

161. Монахов Н. И. Воспитать человека. -М., 1989. 158 с.

162. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методология. /Опыт экспериментального исследования / М.: Педагогика, 1981. 144 с.

163. Морохоева 3. П. Личность в культурах Востока и Запада: к расстановке проблемы. Новосибирск: Наука., 1994. - 198 с.

164. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. -М.: Знание, 1983,-№ 8. 96 с.

165. Мункоева О. Д. Национальные традиции воспитания у монголоя-зычных народов // Педагогика. 1994. - № 1.-е. 41-46.

166. Мухина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. - 272 с.

167. Мыльников А. С. Культура как предмет исторического исследования

168. Методологические проблемы изучения культуры. Л., 1978. - С. 85-87.

169. Мыльников А. С. Об этнографическом изучении культуры: источниковедческий аспект // Сов. этнография, 1987. № 4. - С. 85-87 с.

170. Намсараев С. Д. Молонов Г. Ц. Развитие регионально-национальной системы образования в Бурятии. М.: Ассоциация "Народная педагогика", 1994.- 128 с.

171. Намсараев С. Д. Национально-региональная система образования: теории и практика. Улан-Удэ: Изд-во "Бэлиг", 1996. - 240 с.

172. Никандров Н. Д., Гершунский Б. С. Актуальные проблемы методологии педагогики. М., 1984. - 43 с.

173. Новикова Л. И. Школа и среда. // Системный подход в воспитании: сб. нуч. трудов НИИ АПН СССР. М., 1979. - С. 17-21.

174. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М.: Педагогика, 1996. - С. 20.

175. Овчинникова В. С. Мировоззрение как явление духовной жизни общества.-Л., 1978.- 132 с.

176. Окладников А. П. Очерки из истории западных бурят-монголов (1718 вв). Л.: ОГИ, 1937. - 344 с.

177. Оконешникова А. П. Межэтническое восприятия и понимание людьми друг друга: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. док. психол. наук. -Якутск. -1988.-32 с.

178. Орлов А. П. Проблемы народной педагогики. // Сов. педагогика. -1991.-№ 1.-С. 154-155.

179. Очиров М. Н. Методическая система начального обучения математике в национальной школе (Республика Бурятия): Автореф. дисс. . доктора. пед. наук. Улан-Удэ, 1995. - 45 с.

180. Педагогическая энциклопедия. Т. 1.,-М.: Сов. энциклопедия, 1968. -Т. 1.-306 с.

181. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / Под ред. В. А. Ротенберга, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. -334 е.; Т. 2.-416 с.

182. Петрова В.И. Воспитание и развитие нравственного сознания и поведения школьника: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1982. - 43 с.

183. Пирлиев К. Прогрессивные традиции народной педагогики в современном воспитании школьников. Дис. на соиск. учен. степ. док. пед. наук. -Ашхабад, 1991.-450 с.

184. Платонов Ю. П., Почебут JT. Г. Этническая и социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 1993. - 109 с.

185. Плахов В. Д. Традиции и общества: Опыт филосовско-социол. ис-след. М.: Мысль, 1982. - 220 с.

186. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1996. - 626 с.

187. Поздеев П. К. Народная педагогика удмуртов // Просвещение в Боткинской области, 1929. № 4,5.- С. 67-77.

188. Поляков В.А. Методика трудового обучения и воспитания учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах: Пособие для преподавателей и мастеров. М.: Просвещение, 1979.- 207 с.

189. Поляков С. Д. Школа: Поиск в пути: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989. - 175 с.

190. Потанина А. В. Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю. М.: Геогр. отд-е общ-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, 1895. - 296 с.

191. Потанина А. В. Рассказы о бурятах, их вере и обычаях. М.: Посредник, 1905. - 60 с.

192. Проблема методологии педагогики и методике исследований. /Под ред. М. А. Данилова и Н. И. Болдырев. М.: Педагогика,-1971. - 349 с.

193. Психологический словарь. М.: Педагогика,-447 с.

194. Рандалов Ю. Б., Малое село Бурятии: школа, интеллектуальное и физическое развитие детей. Улан-Удэ, 1993. - 80 с.

195. Рерих Н.К. Избранное. М.: Сов. Россия, 1979. - 382 с.

196. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. - 688с.

197. Рудь Ю. А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1980.- 18 с.

198. Руинский Л. И. Нравственное воспитание подростков. Киев: Знания УССР, 1980.-48 с.

199. Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения: В 2-х тт. М.: Педагогика. 1981. - Т. 1. - 653 е., Т. 2. - 833 с.

200. Рута О.И. Беседы о нравственном воспитании детей. Красноярск, 1962,- 112 с.

201. Рыгзынов С. Р. Воспитание подростков в семье и в школе на народных трудовых традициях (на материале Агинского Бурятского национального округа Читинской области): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.-М., 1975.-32 с.

202. Санжаева Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности. Автореф. дисс. д-ра. псих. наук. - Новосибирск, 1997. -40с.

203. Сасова И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки. М.: АПО, 1996. - 64 с.

204. Свадковский И.А. Нравственное воспитание детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-С. И.

205. Светловская Н. Н. О деятельностном подходе в обучении или о том чему и как учить младших школьников. // Начальная шкала. -1990. № 9. С. 8-10.

206. Скрябина А. К. К вопросу о формировании нравственных идеаловстаршеклассников. // Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики. -М., 1979.-60 с.

207. Словарь иностранных слов /Под ред. Лехина И. В. и Петрова Ф. Н. -М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1954. 856 с.

208. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гулейнова, И. С. Кона. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

209. Соколов В. М. Социология нравственного воспитания. М.: Политиздат, 1986,-240 с.

210. Соколов 3. И. Понятие, сущность и осн. функции культуры: уч. пособие. -Л.: 1989.-77 с.

211. Соколов Э. С., Лихачев В. М. Идеалы и ценности современных детей: опыт изучения // Сов. педагогика, 1990. № 9. - С. 47-53.

212. Сотников А. А., Абаев Н. В. Без корня прекрасных цветов не бывает // Молодежь Бурятии, 1992 г. 25 янв.

213. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. 216 с.

214. Сухомлинский В. А. Воспитание коммунистического отношения к труду.-М., 1959.-67 с.

215. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. М., 1975. - 198 с.

216. Сыденова Р. П. Иерархия общинных обрядов в Бурятии-вторая половина начала XX века // Традиционная обрядность монгольских народов. -Новосибирск: Наука, 1988. С. 9.

217. Танхасаева С. С Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье и сельской школе Бурятии. Дисс. . канд. пед. наук. - М., 1979. С. 182.

218. Танхасаева С. С. Народная педагогика и преемственность национальной культуры // Проблемы возрождения национальной культуры.: тез. науч. практ. конф. 28 июня - 3 июля 1993 г. - Улан-Удэ, 1993. - С. 8-10.

219. Титаренко А. И. Мораль как особый способ усвоения мира // Социальная сущность и функции нравственности, М., 1975. С. 6.

220. Титов В. А. Мораль: познание и действие. М.: Молодая гвардия, 1987.-234 с.

221. Толстых В. И. Общественное сознание: социальная природа, функции, формы // Общественное сознание и его формы / Под общ. ред. В. И. Толстых.-М., 1966. С. 10-69.

222. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Д.: Наука, 1978.-253 с.

223. Тугутов И. Е. Игры народов СССР: сборник // сост. JI. В. Былеева, В. М. Григорьев.- М.: Физкультура и спорт, 1985. 269 с.

224. Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980. - 175 с.

225. Урбанаева И. С. Монгольский мир: человеческое лицо истории. Улан-Удэ: НП КФ Гэсэр, 1992. 77 с.

226. Урханова Р. А. Образ детства и особенности социализации детей в традиционной бурятской культуре // Философия и история культуры: национальный аспект. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1992. - С. 115-132.

227. Ушинский К. Д. Соч. Т. 2. С. 122-124.

228. Фельдштейн Д.И. Общественно полезный труд одно из важнейших средств нравственного воспитания учащихся. - Душанбе, 1964. - 126с.

229. Хамаганов М.П. Очерки бурятской афористической поэзии. Улан-Удэ, 1959.-77 с.

230. Ханбиков Я. И. Народная педагогика. 1966. - 35 с.

231. Хангалов М. Н. Собр. соч. Т. 1. С. 88.

232. Харитонов М. Г. Этнопедагогические классы в профессионально-педагогической ориентации старших школьников (на материале Чувашской республики): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1993. - 17 с.

233. Ховратович Б. Н. Нравственный идеал Хакасской народной педагогики: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1977. - 23 с.

234. Храпаль П. А. Об изучении вопросов нравственного воспитания русской народной педагогики // Вопросы нравственного воспитания. Красноярск, 1959. - Вып. 2. - 336-342 с.

235. Христова Е. Л. Изучение народной педагогики межнаучная проблема // Новые исследования в педагогической науках. - М., 1988, вып. 2 (52).-С. 16-19.

236. Христова Е. Л. Народная педагогика, историографические и теоретические проблемы: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1988.- 14 с.

237. Цавкилов Б. X. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961. - 11 с.

238. ЦТ АДА. Фонд Сиб. приказа. ИЛ 87-89.

239. Целикова О. П. Мораль и этическая теория. М., 1974. - 166 с.

240. Цыремпилон А. Б. Традиции как средство воспитания нравственных привычек у учащихся // Культура и быт народов Бурятии / Этнографический сборник. Вып. 4. - Улан-Удэ, 1995. - С. 60-70.

241. Человек нового мира: проблемы воспитания / Под ред. Е. Ф. Сули-мова, В. П. Коломийца. М.: МГУ, 1989. - 20 с.

242. Чимитдоржиев Ш. Б. Кто мы бурят-монголы? Бурят, кн. изд-во, 1992.-30 с.

243. Чимитдоржиев Ш. Б. Чужда ли бурятам цивилизация? // Бурятия. 1992.-№ 17.-С. 2.

244. Чотонов А. О. Взаимосвязь традиций с некоторыми формами и элементами общественного сознания. Фрунзе, 1971. — 72 с.

245. Чудновский В.Э. О нравственной устойчивости и ее формировании у подростков. М.: Знание, 1979. - 40с.

246. Шаракшинова Н. О. Бурятское народное поэтическое творчество. -Иркутск, 1975.-234 с.

247. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. - 307 с.

248. Шемшурина А. И. Уроки этической грамматики. // Воспитание школьников, 1990.-№ 1.-С. 13-15.

249. Шерхунаев Р. А. Художественная концепция человека в этических произведениях. Улан-Удэ, 1981. - 37 с.

250. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика,-1990. - 143 с.

251. Шоров И. А. Идеи умственного и нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Тбилиси, 1970. 22 с.

252. Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение.: Кнопка, для учителя: пер. с нем. М., 1986. - 78 с.

253. Шуркова H. Е. Вы стали классным руководителем. М.: Педагогика, 1986.-45 с.

254. Шуркова H. Е. Нравственное воспитание школьников. // Воспитание школьников, 1990,-№ 1.-С. 13.

255. Шуркова H. Е., Фринанцева Н. С. Классный час и его организация. -М.: Просвещение, 1981. 158 с.

256. Этническая история и культурно бытовые традиции в Бурятии / Михайлов Т. М., Нимаев В. И., Рассадин. Улан-Удэ, 1984. - 77 с.

257. Этнические и историко-культурные связи монгольских народов / редколлегия Г. Н. Заянтуева, Т. М. Михайлов, Д. Д. Нимаев. Улан-Удэ, 1983.-77 с.

258. Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. / Отв. ред. Гуревич И. С. М.: Наука, 1987. 66 с.

259. Ядов В. А. Личность и ее ценностные ориентации // Информ. бюллетень,-М.: ИКСИ АН СССР, 1969.-№4. Вып. 1. С. 7-11.

260. Яковлев А. Н. Перестройка и нравственность. // Реализм знамя перестройки. М.: Политиздат, 1990. - 237 с.

261. Яковлева Т.В. Методическая система использования текстов по народ. Педагогике / Начальная школа, 1998.-№ 1.-51 с.

262. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. -М.: Просвещение, 1986. 156 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.