Формирование нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Егоров, Марк Николаевич
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Егоров, Марк Николаевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
1.1. Нравственная культура личности в контексте миропонимания якутов.
1.2. Народная этика, народная педагогика и нравственная культура саха в их взаимодействии.
1.3. Особенности нравственной культуры младших школьников в связи с ее компонентами.
ГЛАВА II. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Учебно-воспитательная работа по формированию нравственной культуры младших школьников. Условия оптимизации процесса формирования нравственной культуры младших школьников.
2.2. Формирование нравственного сознания у младших школьников на традициях народной педагогики.
2.3. Воспитание навыков и привычек нравственного поведения у младших школьников.
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности процесса формирования нравственной культуры младших школьников.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов2006 год, кандидат педагогических наук Михайлова, Мария Даниловна
Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов2003 год, кандидат педагогических наук Васильева, Татьяна Григорьевна
Этнопедагогика "кут-сюр" в воспитании и развитии личности ученика якутской школы1999 год, доктор педагогических наук Портнягин, Иосиф Семенович
Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа Cаха1997 год, кандидат педагогических наук Шадрина, Софья Николаевна
Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов: На материале этнопедагогики карачаевцев2000 год, кандидат педагогических наук Байчорова, Аэлита Асланбековна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха»
Актуальность исследования проблемы формирования нравственной культуры детей обусловливается изменяющейся социокультурной функцией воспитания в условиях длительного кризиса общества и сохраняющейся в стране социально-экономической нестабильности. Обращение к проблеме воспитания детей младшего школьного возраста на традициях народной педагогики Саха (якутов) делает тему исследования еще актуальной.
Перед школой, как и перед всей образовательной системой, встали особо ответственные задачи подготовки подрастающего поколения к жизни в новых социальных условиях. С начальных классов необходимо формировать у школьников такие интегративные нравственные качества и черты, как осознанное уважение к любому виду полезного труда, любовь к родной земле и своему народу, доброту и милосердие, правдивость и честность, стойкость, смелость и принципиальность, неприятие негативных явлений в окружающей жизни. Все более актуальным становится формирование культуры межнационального общения, воспитание гражданского сознания и национального самосознания.
Важным компонентом современного воспитания является процесс формирования нравственной культуры личности, его моральных целевых установок. Необходимость воспитания в подрастающих поколениях высокой нравственности, уважения прав человека, свободы личности, толерантности, национальной и религиозной терпимости, уважительного отношения к языкам, традициям и культуре других народов особо подчеркивается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Все это свидетельствует о том, что частью системы современного воспитания является нравственное воспитание, а при широком его толковании - формирование нравственной культуры личности.
В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ведет к необходимости возрождения этнопедагогической культуры, духовнонравственных сокровищ, восстановления лучших народных традиций и обычаев, сохранения и развития прогрессивных сторон присущего этносу менталитета. Любое обращение к национальным культурам выполняет спасительные функции для всей многовековой уникальной полиэтнической российской цивилизации, ибо «Воспитание, если оно хочет быть всесильным, должно быть народным», «Каждый народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания», «В душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих» (К.Д. Ушинский). Особенно важно для разработки основ современного образовательного процесса авторитетное утверждение К.Д. Ушинского: «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое». При этом надо иметь в виду, что воспитательные идеи прежде всего ориентированы на нравственное воспитание, на формирование нравственной культуры как решающей части воспитания и развития личности.
Там, где сохранены корни национальной культуры, традиции и обычаи, где происходит глубокое распознание культурных ценностей родного народа, возможно освоение, достойная оценка и уважение культуры других народов. «Чем больше ты узнаешь о культуре других народов, тем больше узнаешь о себе».1 Побывавший в 1843-1844 гг. в Якутской области А.Ф. Миддендорф обратил внимание прежде всего на толерантное отношение якутов к культурам других народов, он писал: «Этот даровитый народ обладает такою необыкновенною способностью приноравливаться к естественным условиям и к обычаям других стран и других народов».2 В контексте этого тезиса можно по-настоящему понять и оценить благоговейное отношение якутов к русской и общероссийской культуре, включая, естественно, и нравственную культуру.
Возвращение к коренным истокам, народным традициям, обычаям и их своевременное этнопедагогическое осмысление может помочь полнее раскрыть важные аспекты исследуемой проблемы. В то же время такой подход требует
1 Barnhardt, R., 1997. Teaching/learning across cultures. Strategies for Success. Center for Cross-cultural Studies. University of Alaska, Fairbanks, p. 4-25. (10).
2 Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири: В. 2 ч. - СПб., 1877. - Ч. II, отд. VI: Коренные жители Сибири. - С. 782-786. особой осторожности и корректности, соблюдения чувства меры, сохранения баланса между народной и академической педагогикой, межэтнической гармонии, нацеленности на укрепление духовно-нравственной связи школы с народной мудростью и укладом жизни народа.
В настоящее время обращение к народной педагогике, к опыту культурного прошлого приобретает особенно актуальное значение, так как именно народная педагогика, являющаяся средоточием духовной жизни народа (В.А. Су-хомлинский) сохранила, исторически выверив, традиционные средства воспитания, которые не потеряли своей значимости в наши дни. Народная педагогика получила широкое признание и распространение благодаря научным трудам Ш.М.-Х. Арсалиева, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, A.A. Григорьевой, В.М. Григорьева, М.Б. Гуртуевой, Е.П. Жиркова, А.Э. Измайлова, К.Ж. Кожахмето-вой, В.М. Коротова, H.A. Корякиной, A.M. Леонова, Б.Т. Лихачева, Ш.А. Мир-зоева, Т.Н. Петровой, И.С. Портнягина, В.А. Разумного, Я.И. Ханбикова, З.Б. Цаллаговой, И.А. Шорова и др., раскрывающих в своих исследованиях педагогические традиции разных народов и предлагающих пути использования их воспитательных ресурсов.
Заслуживает всяческой поддержки пропаганда народной педагогики, традиционных народных методов воспитания. Накопленный народом опыт, выстраданные им ценности становятся главными ориентирами, нормами в общении людей» (Г.Н. Волков). «Несомненно, вековой духовно-нравственный опыт нации, прогрессивные идеи, лучшие методы и приемы этнопедагогики необходимо использовать в практике учебно-воспитательной работы школ» (К.К. Корякин). Реализация этнопедагогической концепции Республики Саха в школьном образовании имеет самостоятельную ценность. Заместитель Генерального директора ЮНЕСКО Колин Пауэр признал международное значение якутского опыта, особо отметив после посещения сельских школ всемерное «расширение этнопедагогического пространства». Профессор Центра кросс-культурных исследований Университета Аляски Фербенкс (США) Рэй Барнхардт писал, что этнопедагогические исследования, а также концепция развития национальной школы в Республике Саха (Якутия) прекрасно соответствуют начинаниям коренных народов и представляют огромный интерес для тех, кто занимается проблемами образования коренных народов на Аляске. Крупный американский этнопедагог считает очень актуальным «продолжения работы, которая просвещает все народы».3
Этнопедагогические традиции требуют особого внимания к семье как основе процесса оздоровления общества, к семейному воспитанию, поскольку народные воспитательные традиции в наиболее чистом, незамутненном виде сохранились именно в семейно-родовых отношениях. Поэтому изучаемая нами проблема естественным образом направила наш исследовательский интерес к работам О.И. Волжиной, A.A. Григорьевой, C.B. Дармодехина, Б.Н. Попова, П.А. Слепцова, Э.И. Сокольниковой, К.Д. Уткина и др.
Общетеоретическое представление о сущности нравственной культуры, ее месте в системе общей культуры, а также понятийный аппарат определены с опорой на труды И.С. Когана, Н.Д. Никандрова, В.А. Разумного, P.M. Роговой, Г.Н. Филонова, А.И. Шемшуриной, исследующих проблему в контексте, близком к теме нашей диссертационной работы. Вопросы формирования нравственной культуры у школьников, их приобщение к национальным ценностям освещаются в работах О.С. Богдановой, Н.С. Дежниковой, И.А. Каирова, С.А. Козловой, О.Д. Мукаевой, А.Б. Панькина, Т.Н. Петровой, И.С. Портнягина, Л.И. Федоровой, З.Б. Цаллаговой, И.В. Цветковой и др.
Но несмотря на то, что есть уже много работ, посвященных различным аспектам традиционной культуры воспитания, сохраняется противоречие между социальным заказом к формированию нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики и недостаточной разработанностью этой темы как в педагогической теории, так и в школьной практике (недостаточная разработанность содержания, технологии, отсутствие модели, проекта
3 Федорова Л.И. Этнопедагогика коренных народов штата Аляска (США). - Москва, 2000. - С. 3-4. процесса формирования нравственной культуры, педагогических условий и т.п.).
Изученный нами материал показал, что формирование нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха в учебно-воспитательном процессе до сих пор не являлось предметом специального педагогического исследования.
Все это ставит перед исследователями задачу не только выяснения основных детерминант и практики нравственной культуры, ее места и роли в общественной жизни, всестороннего изучения формирования, функционирования и развития нравственной культуры как на уровне общества, так и отдельной личности, но и поиск средств воспитания нравственности у детей.
Все вышесказанное и определило проблему нашего исследования: каковы условия, необходимые для формирования нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха. Научно-теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование ответа на этот вопрос составляет цель настоящего исследования.
С учетом возрастающей актуальности рассматриваемой проблемы и была определена тема научного исследования: «Формирование нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха».
Объект исследования: учебно-воспитательная работа якутской школы по формированию нравственной культуры младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха.
Задачи исследования:
- определить сущность и содержание нравственной культуры младших школьников на основе анализа литературы по теме исследования;
- выявить народные традиции саха как эффективные средства формирования нравственной культуры младших школьников;
- осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности их включения в современный учебно-воспитательный процесс;
-разработать практические рекомендации для учителей и родителей по формированию нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха будет наиболее успешным, если:
- целенаправленно осуществляется этическое просвещение, обеспечивающее самоопределение школьников в системе нравственных, культурных и социальных ценностей;
- прогрессивные идеи, традиции и опыт народной педагогики целенаправленно включаются и интегрируются в содержание и формы учебно-воспитательного процесса школы;
- содержание нравственного воспитания школьников ориентируется на уровень развития представлений детей о взаимосвязях «человек - человек», «человек - общество», «человек - природа»;
- учащийся приобщается к доступным, нравственно ориентированным формам и видам деятельности, при этом воспитатель выступает примером носителя и проводника нравственной культуры.
Методологическую основу исследования составили философские, культурологические и психолого-педагогические подходы к проблеме нравственной культуры, положения психологии и педагогики об особенностях развития личности ребенка в младшем школьном возрасте.
Исходными теоретическими положениями исследования выступают ведущие идеи о деятельностном подходе к формированию нравственной культуры (К.А. Абульханова-Славская, Л.А. Зеленов, М.С. Каган); культурологический подход, позволяющий рассмотреть нравственную культуру как одну из составляющих культуры и цивилизации (О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин,
Й.Хейзинга, А.Швейцер, К.Ясперс); современные философско-культурологические теории и исследования (А.К. Адамов, А.И. Арнольдов, A.A. Гусейнов, П.С. Гуревич, Ю.В. Рождественский, К.В. Кулаев); современные исследования о значении принципа соединения теории и практики (П.Р. Атутов, В.А. Поляков, М.Н. Скаткин); работы по теории социализации личности, понимаемой как включение ребенка в систему общественных отношений (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, Р.Г. Гурова, И.С. Кон, A.B. Мудрик).
Методы исследования:
-теоретический анализ педагогической, философской, социологической, культурологической, этнопедагогической литературы с целью создания теоретического представления планируемой деятельности;
- изучение реально складывающегося опыта (наблюдение, тестирование, интервьюирование, анкетирование, беседа) с параллельным привлечением школьной документации, материалов Музея народной педагогики в селе Оросу Верхневилюйского улуса, а также архивных и полевых материалов, собранных во время этнопедагогических экспедиций с целью оценки состояния практики;
-теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ собственного опыта работы с детьми и научное обобщение материалов исследования с целью выхода на создание практических рекомендаций для родителей и учителей.
Базой исследования явились Якутская городская национальная гимназия и Антоновская средняя школа Нюрбинского улуса.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе исследования (1995-1999 гг.) осуществлялось предварительное ознакомление с актуальными проблемами воспитания и образования, анализировалась философская, культурологическая, этнографическая, социологическая, психолого-педагогическая и этнопедагогическая литература. Определились основные направления научного поиска. Проводился сбор первичного фактического материала в Якутской национальной гимназии и в городских якутских семьях. Выполнялась дипломная работа. Дипломная работа и ее материалы хранятся в библиотеке Оросунского музея народной педагогики: ими пользуются студенты, учителя и научные работники. Основные положения дипломной работы опубликованы в массовом научно-педагогическом журнале «Народное образование в Якутии».
На втором этапе (1999-2001 гг.) разрабатывалась структура научного исследования, определялись ее методологические положения. Основное место заняла разработка научного аппарата и обоснование теоретической концепции диссертационного исследования. Проводилась опытно-экспериментальная работа, позволившая осуществить проверку выдвигаемых теоретических положений.
На третьем этапе (2001-2002 гг.) была осуществлена апробация полученных результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- раскрыты сущность и содержание нравственной культуры в контексте ее формирования у младших школьников на традициях народной педагогики саха;
-теоретически и экспериментально обоснованы методы и особенности процесса формирования нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха, проанализированы аспекты этнопедагогиче-ского диалога культур как эффективного средства нравственного формирования личности;
-обоснована и реализована на практике система мер, направленная на формирование диалогической позиции учителей в работе с учащимися;
- определена совокупность условий, обеспечивающих эффективность взаимодействия учителей и учащихся в процессе формирования нравственной культуры.
Практическая значимость исследования заключается в создании возможностей познать многовековую мудрость воспитания нравственной культуры якутов на идеях и традициях народной педагогики; в обеспечении использования материалов исследования педагогами в учебно-воспитательной работе с учащимися начальной школы, в работе по педагогическому просвещению родителей.
Результаты диссертационного исследования открывают широкие перспективы для обновления содержания обучения гуманитарным дисциплинам, и могут быть использованы в разработке учебных планов, программ и пособий нового поколения для дальнейшего научно-методического и организационно-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса в школах Республики Саха (Якутия).
Апробация и внедрение результатов. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории этно-педагогики Государственного НИИ семьи и воспитания, на семинарах, научно-практических конференциях института, на заседании кафедры этнопедагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Отдельные аспекты исследуемой проблемы обсуждались и получили одобрение на республиканских, всероссийских, международных научно-практических конференциях в городах: Москва (1999-2002 гг.), Санкт-Петербург (2001-2002 гг.), Якутск (1999, 2000, 2002 гг.), Чебоксары (2002 г). Результаты исследования и отдельные рекомендации докладывались на семинарах, встречах-беседах, симпозиумах, «круглых столах» с работниками систем образования и культуры, использовались в выступлениях перед учащимися и родителями. Своеобразной формой апробации явилась обращение к старшему поколению общественности (родители, дедушки, бабушки, дальние и близкие родственники учащихся): анкетирование, интервьюирование, собеседование, оценочные суждения о результатах исследования по докладам диссертанта.
Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, комплексной методикой исследования, адекватной проблеме, предмету, задачам и логике работы, опытной работой и личной педагогической деятельностью автора в качестве учителя начальной школы, а также соблюдением таких важных общенаучных принципов, как достоверность и объективность фактов, связь истории с современностью, системный подход к анализу явлений воспитания и образования.
Основные положения, выносимые на защиту:
- традиции народной педагогики саха как конструктивный опыт и средство формирования нравственной культуры младших школьников приобретают особую значимость в условиях всеобщей глобализации и модернизации системы образования в России;
- овладение в условиях диалога культур нравственными национальными ценностями, приобщение учащихся к празднично-игровой культуре, народным художественным промыслам, национальной обрядности и символике, исконным видам трудовой деятельности и усвоение традиционного стиля межличностного общения - все это позволяет нам рассматривать нравственную культуру человека как культуру педагогическую;
- нравственная культура актуализируется в образе жизни младших школьников и становится ориентиром их нравственного самосовершенствования в ходе проведения уроков нравственности, где широко используется народная педагогика как один из основных компонентов развертывания этнопедагогиче-ского диалога культур;
- педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования нравственной культуры младших школьников на народных традициях, включают в себя этнопедагогизацию семьи и школы, единство содержания учебной и внеучебной деятельности; повышение уровня общей и педагогической подготовки учителей, соответственно, педагогической культуры и родителей.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование социально-этических норм поведения младших школьников средствами этноэтикета2006 год, кандидат педагогических наук Григорьева, Надежда Афанасьевна
Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха1999 год, доктор педагогических наук Григорьева, Антонина Афанасьевна
Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников2005 год, кандидат педагогических наук Бесаева, Аза Герсановна
Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника2005 год, кандидат педагогических наук Урусова, Зурият Магометовна
Формирование нравственной культуры старшеклассников в условиях этнорегиональной образовательной системы: на примере республики Северная Осетия-Алания2012 год, кандидат педагогических наук Годжиева, Регина Батразовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Егоров, Марк Николаевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей работе исследована проблема формирования нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха. Актуальность и значимость проведенного диссертационного исследования для науки и практики определяются как логикой развития самого научного знания, так и стимулами, исходящими от образовательной практики. Ряд полученных результатов находят прямое применение в научно-организационной и практической работе.
Данные исследования состояния взаимосвязи педагогических исследований и школьной практики позволяют сделать вывод о том, что усиление этой взаимосвязи способствует решению такой важнейшей проблемы, как повышение качества воспитания и обучения. В условиях новой социокультурной ситуации в Республике Саха (Якутия) учебно-воспитательный процесс поднялся на качественно новый уровень: идет поиск новых форм, методов образования и воспитания, способствующих сохранению и развитию национальных традиций и обычаев народов Якутии.
Результаты проведенного исследования дают основания для следующих выводов, подтвердивших правомерность выдвинутой гипотезы:
Во-первых, нравственная культура личности заключается в осознании единства человеческой сущности с природной средой, гармоническом взаимодействии культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения.
Во-вторых, в миропонимании якутов о нравственной культуре высшей ценностью является именно свободное творчество любящего человека, который в структуре национального мировоззрения выступает как самопознающее и самосознающее существо.
В-третьих, народная этика, народная педагогика и нравственная культура являются неотъемлемыми аксиологическими компонентами духовной культуры народа и имеют самостоятельные поля функционирования, тесно взаимодействуют в этнопедагогическом пространстве.
В-четвертых, нравственная культура младших школьников формируется в целостном педагогическом процессе, организация которого соответствует нормам общечеловеческой морали и охватывает все стороны жизнедеятельности учащихся. Формированию нравственной культуры младших школьников способствуют углубленное изучение в школе предметов культурологического цикла, использование опыта народной педагогики, привлечение к работе народных мастеров и умельцев, овладение опытом работы по традиционной культуре якутов.
В-пятых, важнейшим фактором формирования нравственной культуры, условием освоения этических правил, норм поведения детей младшего школьного возраста выступают активная творческая, трудовая деятельность ребенка и его диалог со взрослыми, которые служат детям примером для подражания и основным источником формирования морально-этических представлений и знаний.
В-шестых, формирование нравственного сознания у младших школьников может происходить стихийно, под влиянием всех факторов окружающей среды, в том числе и этнического, а также целенаправленно в процессе педагогического воздействия.
В-седьмых, традиции народной педагогики саха, в которых воплощена народная мудрость и концентрированно представленные в программе «Ураанхай саха о5ото» («Дитя племени саха»), являются действенными факторами формирования нравственного сознания младших школьников, обеспечивают связь времен и поколений, передачу нравственных ценностей, норм и правил поведения. Их потенциальные воспитательные возможности оказывают существенное влияние в приобщении детей к социальному опыту народа, в формировании у них нравственной культуры.
В-восьмых, последовательное овладение культурой родного народа на уроках и во внеурочной деятельности позволяет учащимся выявить и усвоить этические идеалы своего народа. Собственные уроки, опыт воспитательной работы в якутской национальной гимназии, а также наблюдения на уроках и внеурочных мероприятиях показали, что для многих учащихся изучение национальной культуры и исторического материала в сравнении приводит к лучшим результатам, чем в ходе та раздельного изучения.
В-девятых, в современных условиях динамично развивающего общества органичное взаимодействие традиционной педагогической культуры с учебно-воспитательным процессом имеет особо важное значение для младших школьников, чтобы они могли осознавать общечеловеческий характер нравственных, культурных, социальных ценностей любого народа, их непреходящее значение. При этом педагог гуманизирует учебно-воспитательный процесс и одновременно преобразует свое отношение к обществу, строит свой образ жизни, учитывая весь человеческий опыт нравственной культуры, народную мудрость многих поколений, участвуя тем самым в преобразовании и самой социальной действительности.
Полученные в ходе исследования результаты подчеркивают актуальность исследуемой темы, дают основание считать, что в якутской этнопедагогике определены важнейшие условия, необходимые для формирования нравственной культуры младших школьников, а также определяют перспективные направления для дальнейшего изучения данной проблемы. В частности, требуется специальное исследование роли родителей, старших братьев и сестер воспитуемых в формировании нравственной культуры, а также культурно-нравственной ориентации учебных предметов в контексте их гуманизации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Егоров, Марк Николаевич, 2002 год
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.-299 с.
2. Аверинцев С.С. Попытки объясниться: Беседы о культуре. М.: Правда, 1988.-45 с.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 448 с.
4. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы: Учеб. пособие / Авт.-сост. И.Ю. Алексашина. СПб: Крисмас+, 1995. -104 с.
5. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия: Учеб. М.: Проспект, 1996. -500 с.
6. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала: Дагучпедгиз, 1968. - 290 с.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М.: Наука, 1977.-380 с.
8. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1985.- 155 с.
9. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX в. М.: Педагогика, 1990. - 603 с.
10. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности //Проблемы психологии личности. М., 1982. - С. 140-147.
11. Арабов И.А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика: (Культурол. аспект). -Карачаевск: Изд-во КЧПУ, 1999. 213 с.
12. Аргунова В.Н. Возрождение народных традиций якутской семьи в социальной работе: Дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 219 с.
13. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учеб. пособие. М: Нар. акад. культуры и общечел. ценностей, 1993. - 350 с.
14. Арнольдов А.И. Культурология наука познания человека и культуры. -М, 1995.-20 с.
15. Арнольдов А.И. Социальная педагогика и культурология: содружество наук. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1996. - 28 с.
16. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагическое наследие чеченцев. М.: МПГУ, 1998.-286 с.
17. Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: Автореф. дис. . д-ра. пед. наук. М., 2000. - 39 с.
18. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов A.A. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1999. - 270 с.
19. Архангельский С.И. Теоретические основы научной организации учебного процесса: (Материалы лекций). -М.: Знание, 1975. 42 с.
20. Архангельский С.И., Михеев В.И., Перельцвайг М.Ю. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований: (Материалы лекций). М.: Знание, 1975. - 43 с.
21. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в советской Якутии. Л., 1968.-48 с.
22. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 182 с.
23. Афанасьев Л.А-Тэрис. hon-naa! 05ону ус сааЬыгар диэри иитии. — Якутск, 1994. 62 с. - (Якут. яз).
24. Афанасьев Л.А-Тэрис. Айыы уерэ5э. Якутск: КИФ «Ситим», 1993. -183 с. - (Якут. яз).
25. Ахияров К.Ш., Амиров А.Ф., Мухамедьянов С.А. Народные традиции трудового воспитания. Уфа: Б.и., 1996. - 26 с.
26. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа: БашГПУ., 2000. - 326 с.
27. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. Минск: Наука и техника, 1985,- 184 с.
28. Баишев И.Г. Айыы сырдыга. Якутск, 1993. - 128 с. - (Якут. яз).
29. Баишев И.Г. Айыы тыына. Якутск, 1993. 112 с. - (Якут. яз).
30. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб: Рус. христиан. гуманитар, ин-т, 1997. - 463 с.
31. Батищев Г.С. Ступени: Взгляд философа на любовь к детям //Семейная психология и семейная терапия. 1997. - №1. - С. 5-7.
32. Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. М.: Рус. словари, 1996. -Т.5: Работы 1940-х- начала 1960-х годов. - 731 с.
33. Бачинин В.А. Нравственная культура и личность. М.: Знание, 1979.64 с.
34. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 382 с.
35. Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности: Избр. тр. /Ред.-сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Флинта, 1999.-310 с.
36. Бердяев H.A. Самопознание: (Опыт филос. автобиогр.). М.: Книга, 1991.-445 с.
37. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир философии. М., 1991. - Т.2. - С.48-56.
38. Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением. М.: Просвещение, 1988. - 111 с.
39. Бестужев-Лада И.В. Содержание и структура категории «образ жизни» //Общественные науки. 1981. - №2. - С. 52-68.
40. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: (Филос. размышления о жизн. пробл.). М.: Знание, 1990. - 64 с.
41. Библер B.C. Школа диалога культур: Исход, принципы и узлы прогр. -//Учит. газ. 1992. - 7 янв. (№1). - С. 4.
42. Билюкина A.A. Языческие обряды якутов: (Истоки якут, драмы). -Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. 80 с.
43. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 695 с.
44. Богданова О.С. Проблема формирования у школьников нравственного отношения к действительности // Сов. педагогика. 1981. - №8. - С. 19-24.
45. Бодалев А.А. Психология межличностного общения / М-во внутр. дел Рос. Федерации, Рязан. высш. шк. Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. - 89 с.
46. Бодина Е.А., Ашеулова К. Педагогические ситуации // Воспитание школьников. 1998. - № 3. - С. 23-25.
47. Божбанова Р.Ж. Этнопедагогическая культура личности: Учеб. пособие. Караганда: КВШ КНБ РК, 1998. - 64 с.
48. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопр. теории. -М.: Педагогика, 1979. 224 с.
49. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. Ростов н/Д: РГПИ, 1986. -120 с.
50. Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива: (К развитию теории и практики системы служб соц. помощи населению) / Всесоюз. ассоц. соц. педагогов и соц. работников. М.: Б.и., 1991. - 32 с.
51. Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов (XVII-XIX): Учеб. пособие. Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 1996. - 232 с.
52. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: (Психол. исслед.). М.: Знание, 1985.-64 с.
53. Бугаева A.JT. О дальнейшем совершенствовании программ, учебников и учебно-методической литературы для национальных школ Севера // Просвещение на Крайнем Севере: Сб. в помощь учителям школ народностей Крайнего Севера. Л., 1990 - № 24. - С. 3-7.
54. Бугаева А.Л. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: (На материале нац. школ народов Крайнего Севера): Дис. канд. пед. наук. М., 1986 - 194 с.
55. Бугаева А.Л., Садовский Н.А. Традиционная педагогика в современном образовании Республики Коми. Сыктывкар: Б.и., 1994. - 168 с.
56. Бугаева А.Л., Традиционная педагогическая культура народов Севера: Дис. . д-ра пед. наук. М., 1996 - 330 с.
57. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры: (Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. -1996. -№ 2. С.3-9.
58. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.-268 с.
59. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Бэлиг, 1993. - 133 с.
60. Вазина К.Я., Казакова В.Н. Модель саморазвития человека: (Концепция, технология). Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1999. - 255 с.
61. Валеев И.И. Народность и патриотизм. Уфа: Башкортостан, 2000. -366 с.
62. Васильев Е.К. Новое качество образования. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1998.-64 с.
63. Введение в культурологию: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.В. Попов. М.: Владос, 1996.-336 с.
64. Винокурова У.А. Добро и зло на жизненном пути человека // Человек и неблагоприятные условия социализации. Якутск, 1999. - 82 с.
65. Винокурова У.А. Философия духа и развитие народов Якутии // Человек, общество, культура. Нерюнгри, 1998. - С. 53.
66. Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. Новосибирск, 1992 - 143 с.
67. Винокурова У.А., Третьякова С.А. Образование в жизни индейцев севера Америки. Якутск: Бичик, 1999. - 112 с.
68. Власкин А.Г. Мораль и традиции. Л.: Изд-во «Знание» РСФСР. Ле-нингр. орг., 1981. - 36 с.
69. Волжина О.И. О положении семей в Российской Федерации, 19941996 гг.-М., 1998.
70. Волков Г.Н. Вечность воспитания // Нар. образование. 1994. - № 4. -С. 68-71.
71. Волков Г.Н. Идея совершенного человека в народном воспитании //Сов. педагогика, 1971.-№ 10. - С. 107-113.
72. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры //Сов. педагогика. 1989. -№ 7.-С. 98-103.
73. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся IV-VIII классов сельской национальной школы: Пособие для учителей. / НИИ нац. шк. М., 1986. -105 с.
74. Волков Г.Н. Обыкновенное дело педагога. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993.-336 с.
75. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания: Лекции, прочит, в чуваш, респ. ин-те повышения квалификации работников нар. образования весной 1993 г. Чебоксары: Б.и., 1993 - 85 с.
76. Волков Г.Н. Созвездия земли. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. -446 с.
77. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа: Этнопед. очерк. -Чебоксары, Чуваш.кн. изд-во, 1970. 96 с.
78. Волков Г.Н. Элементы народности в творческом наследии А.С. Макаренко // Сов. педагогика. 1979. - № 3. - С. 115-119.
79. Волков Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания // Мир образования образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 3-24.
80. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. - 160 с.
81. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. И.Т. Огородникова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. - 376 с.
82. Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи // Magister. 2001. № 1. - С. 40-49.
83. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. 2-е изд., доп.- М.: Пресс-сервис, 1997.-441 с.
84. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. - 341 с.
85. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учеб. для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений М.: Academia, 1999. - 167 с.
86. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы // Национальная школа: концепция и технология развития: Докл. и материалы междунар. конф.: Якутск, 16-21 марта 1993 г. М., 1993. - С. 45-51.
87. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция современного национального образования и воспитания // Вестн. Ун-та Рос. акад. образования. 1999. -№ 1.-С. 13-24.
88. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет: Ценности культуры и морали. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 117 с.
89. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Моногр. Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. - 421 с.
90. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания М.: Новая шк., 1994.-77 с.
91. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учеб. пособие / Ун-т Рос. акад. образования. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000. -614 с.
92. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.-480 с.
93. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.: Т 1.: Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия - М.: Педагогика, 1982. - 487 с.
94. Гаврилов В.А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в советской педагогике (1945-1985 гг). Кишинев: Штиинца, 1990. - 169 с.
95. Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1974. - Т.2. - 687 с.
96. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры: (Прогност. гипотеза образоват. триумфа). М.: Моск. психол.-соц. ин-т 1997. - 117 с.
97. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практ.-ориентир, образоват. концепций) М.: ИнтерДиалект+, 1997. - 697 с.
98. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб. пособие для вузов. М.: Шк-Пресс, 1995. - 447 с.
99. Гоголев А.И. Якуты: (Пробл. этногенеза и формирования культуры. -Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. 200 с.
100. Голосовкер ЯЗ. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 217 с.
101. Горохов С.Н. Ысыах. Якутский экспонат в коллекции Британского музея. Якутск: Центр культуры и искусства им. А. Кулаковского М-ва культуры Республики Саха (Якутия), 1993. - 40 с.
102. Григорьев В.М. Народная педагогика игры: Вопросы методологии и теории. М.: ОДН-Intem., 1996. - Ч. 1-2. - 156 с.
103. Григорьева A.A. Теория и практика семейной этнопедагогики народа саха: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1999. - 32 с.
104. Гришин В.Г., Гришин И.Г. Малые олимпийские игры в сельской школе: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989. - 63 с.
105. Гришин В.Г., Осипов Н.Ф. Малыши открывают спорт. 2-е изд. - М.: Педагогика, 1978.-167 с.
106. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.- 176 с.
107. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. М.: Знание, 1996. - 288с.
108. Гусейнов A.A. Великие моралисты. M.: Республика, 1995. - 350 с.
109. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 269 с.
110. Гусейнов A.A. Истоки нравственности. М.: Знание, 1970. - 32 с.
111. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Образование личности: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. - 134 с.
112. Данилов Д.А., Федорова К.И., Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции в региональном образовании. (Республика Саха и США). Якутск: Изд-во ИПКРО, 2000. - 96 с.
113. Дармодехин C.B. Государственная семейная политика: Пробл. теории и практики. М., 1998. - 47 с.
114. Дежникова Н.С. Первин И.Б. Товарищеская взаимопомощь школьников. М.: Педагогика, 1981. - 112 с.
115. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1977. - 333 с.
116. Духовность личности: проблемы образования и воспитания (история и современность): Тез. докл. и выступлений на XXI-й сес. Науч. совета по проблемам истории образования и педагогической мысли (2-3 дек. 2001 г.). М.: ИТОиП РАО, 2001. - 376 с.
117. Духовность сердечного разума основа формирования философии толерантности. Терпимость: идея и традиции: Материалы Междунар. науч. конф. «Через толерантность к взаимопониманию и миру». - Якутск: Якут. науч. центр СО РАН, 1995.- 162 с.
118. Дьячковский К. Этносемиотические явления и процессы: методологический поиск // Турук. Якутск, 1995. -№ 2. - С. 51.
119. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МПСИ: Флинта, 1998.-334 с.
120. Жибайтис Р. Нравственная культура как проблема этики // Нравственная культура: Сущность. Содержание. Специфика. Вильнюс, 1981. - С. 7585.
121. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу: Идеи и новые подходы. Концепция; Шаги Республики Саха (Якутия): Прогр. действий. Пути и механизмы реализации. М.: Просвещение, 1992. - 238 с.
122. Жирков Е.П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе. Якутск, 1993. - 144 с.
123. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 166 с.
124. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособ. для студентов сред. пед. учеб. заведений М.: Academia, 1999.- 157 с.
125. Зинченко В.П. Живое знание. Психол. педагогика: Матер, к курсу лекций: Учеб. пособие. Самара: Самар. гос. пед. ун-т РАО, 1998. - Ч. I. - 212 с.
126. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки рос. психологии. 2-е изд., уточн. и доп. - М.: Тривола, 1994. - 333 с.
127. Зумакулов В.М. Роль традиций и обычаев в нравственном воспитании: (На материалах народов Кавказа): Автореф. дис. . канд. филос. наук. Л., 1981.-18 с.
128. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М.: Политиздат, 1974.- 125 с.
129. Иванов В.Н. Взаимодействие культур: региональные особенности // Культурное взаимодействие народов Республики Саха (Якутия): история и современность. Якутск, 1995. - С. 9.
130. Иванов В.Н. Элитарная школа в национальной системе образования. Чебоксары, 1999. - 184 с.
131. Игнатьева В.Б. Республика Саха (Якутия): ретроспектива этнополи-тической истории. Новосибирск: Наука, 1999. - 143 с.
132. Из истоков народной педагогики якутов: (Материалы науч.-практ. конф. Якутск: Госкомпечать Я.-С. ССР, 1992. - 120 с.
133. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 253 с.
134. Ильенков Э.В. Философия и культура: Сб. М.: Политиздат, 1991. -462 с.
135. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. М.: Рус. кн., 1993. - Т.1. -398 с.
136. Истоки народной педагогики и проблемы современной школы: Сб. ст. /Управл. образ. Верхневилюйского района, Кафедра культуры Верхневи-люйской республ. гимназии. Мирный, 1993. - 38 с.
137. Исторические предания и рассказы якутов: Тексты и переводы.: В 2 ч. -М.; Д.: Изд-во АН СССР, 1960. Ч. 1. - 322 с.
138. Исторические предания и рассказы якутов: Тексты и переводы.: В 2 ч. М.; Д.: Изд-во АН СССР, i960,- Ч. 2. - 359 с.
139. История Якутии / Под ред. C.B. Бахрушина. Т.1: Прошлое Якутии до присоединения к русскому государству / Сост. А.П. Окладников. - Якутск, 1949.-440 с.
140. Каган М.С. Философская теория ценности СПб.: Петрополис, 1997. - 204 с.
141. Каган М.С. Эстетика как философская наука: Унив. курс лекций. — СПб.: Петрополис, 1997. 543 с.
142. Кан-Калик В.А. Педагогика как культура // Магистр. 1991. - № 6 — С.1-9.
143. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
144. Кант И. Сочинения: В 6 т.- М.: Мысль, 1964.- Т.З. 799 с.
145. Караковский В.А. Воспитай гражданина: Записки директора школы.- М.: Моск. рабочий, 1987. 144 с.
146. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным. М.: Знание, 1979.-95 с.
147. Католиков A.A. Дом моих детей: Сб. / Сост. JI.B. Плаксиной. Пре-дисл. A.A. Лиханова. -М.: ДОМ, 1997.-317 с.
148. Клизовский А.И. Основы миропонимания новой эпохи. Магнитогорск: Амрита-Урал, 1994 - 849 с.
149. Кобляков В.П. Этическое сознание: Ист.-теорет. очерк взаимодействия морали, сознания и этич. воззрений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 223с.
150. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие /Под ред. Ю.М. Забродина. М.: Б.и., 1994. - 342 с.
151. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: Пособие для учителей.- М.: Интерпракс, 1994. 206 с.
152. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М.: Педагогика, 1988. - 102 с.
153. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
154. Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Социол. исслед. 1978. - № 3. - С. 76-86.
155. Кон И.С. Этнография детства. Исторический очерк //Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Вост. и Юго-Вост. Азии. М., 1983. - С. 9-50.
156. Кондаков В.А. Добун халлаан быыЬын сэгэтэн. Якутск: Ситим, 1993.-68 с. (Якут. яз.).
157. Кондаков В.А. Тайны сферы шаманизма. Якутск, 1999. - 156 с.
158. Кондаков В.А. Урукку дьыллар уор5аларыгар. Якутск: Бичик, 1995.- 208 с. (Якут. яз.).
159. Коротов В.М. Введение в педагогику / Ун-т Рос. акад. образования. -M.: Изд-во УРАО, 1999. 256 с.
160. Корчак Я. Педагогическое наследие: Пер. с пол. М.: Педагогика, 1991.-269 с.
161. Корякина H.A. От духовной культуры предков к духовной культуре учителя. Якутск: Изд-во ДНиСПО МО PC (Я), 2001. - 112 с.
162. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Учеб. пособие для курсов повыщения кыалификации науч. пед. кадров. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.
163. Кротов В.Г. Государство чувств: Ориентирование во внутр. мире. -М.: Новая шк, 1997. 255 с.
164. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. - 303 с.
165. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990.- 146 с.
166. Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность. М.: Наука, 2000. - 63 с.
167. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М.: Просвещение, 1988. 224 с.
168. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психол. структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1967.- 183 с.
169. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. 443 с.
170. Кулаев К.В. Специфика эстетического воспитания в коммерческом колледже // Педагогика. 1998. - №1. - С. 49-54.
171. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 483с.
172. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб.для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений.- М.: Academia, 1999. -230 с.
173. Лазарев С.Н. Диагностика кармы СПб., 2001. - Кн. 1: Система полевой саморегуляции. - 160 с.
174. Леонов A.M. Нравственное воспитание старшеклассников на морально-этических традициях (семейских) Забайкалья: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1994.-209 с.
175. Леонтьев A.A. Психология общения: Пособие для доп. образования. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 1997. - 364 с.
176. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
177. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. /Под ред. В.В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. -Т.1.-391 е.; Т.2. - 317 с.
178. Лихачев Б.Т. Воспитание и космизм. Земные смыслы неземной любви: Филос.-пед. эссе. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999. - 139 с.
179. Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода // Педагогика. -1994.-№2.-С. 35-40.
180. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. - 168 с.
181. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.; СПб.: Юрайт, 1999. -522 с.
182. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Спецкурс: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Прометей, 1995. - 282 с.
183. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда //Новый мир. 1994. - № 8. - С.3-8.
184. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя.: Истор. самосознание и культура России // Новый мир. 1994. - № 6. - С. 113-120.
185. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.
186. Лосский И.О. Мир как осуществление красоты: Основы эстетики. -М.: Прогресс-Традиция, 1998. 412 с.
187. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. — 368 с.
188. Макаров Д.С. Егор Молотков и его философия. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1993. - 77 с.
189. Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления. Якутск: Кн. изд-во, 1983.- 120 с.
190. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Шк.-Пресс, 1994.95 с.
191. Махаров Е.М. Философия человека: Учеб пособие. Якутск: Якут, науч. центр. СО РАН, 1994. - 73 с.
192. Мерлин B.C. Личность и общество: Учеб. пособие к спецкурсу /Перм. гос. пед. ин-т, Урал, отд-ние О-ва психологов при АН СССР. Пермь: ПГПИ, 1990.-90 с.
193. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения. М.: Наука, 1988.-429 с.
194. Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири: В. 2 ч. -СПб., 1877. Ч. II, отд. VI: Коренные жители Сибири. - С. 619-833.
195. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: (Содерж., формы и методы воспитания). Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 123 с.
196. Михайлов В.Д. Поднимись над собой: Нравств. аспекты активизации человеческого фактора. Якутск: Кн. изд-во, 1989. - 145.с.
197. Михайлова Е.И. Развитие системы образования в Республике Саха (Якутия) /М-во образования PC (Я). Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МОРС(Я), 1999.- 152 с.
198. Монтескье Ш. Избранные сочинения М., 1995. - С. 350.
199. Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников: Кн. для клас. руководителей. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
200. Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед.вузов / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2000. - 192с.
201. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики: Избр. соч. по этнопедагогике калмыков. Элиста: Джангар, 1995. - 155 с.
202. Мурашов В.И. Дух как субъект-объект педагогики: Курс интегр. педагогики. М.: РИЦ «Татьянин день», 1994. - Вып. 2.-124 с.
203. Национальная культура в системе гуманитарного образования в вузе и в школе: Материалы и тез. науч.-практ. семинара. Якутск: ЯГУ, 1995. - 47 с.
204. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учеб. пособие по спецкурсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера. Якутск: ИПКРО, 1999.- 140 с.
205. Никандров Н.Д. Реформирование образования в России: «Круглый стол» // Педагогика. 1997. - № 5. - С. 24-25.
206. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. - № 4. - С. 3-8.
207. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998.-№ 3. - С. 3-10.
208. Николаев М.Е. Духовное развитие народа стратегия государственной политики XXI века. - М.: Логос, 2000. - 96 с.
209. Нилл A.C. Саммерхилл: Воспитание свободой: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 293 с.
210. Новиков А.Г. О менталитете народа саха: Моногр. Якутск: Изд-во Аналит. центра при Президенте Республики Саха (Якутия), 1995. - 141 с.
211. Нравственная культура личности /И.Ф. Надольный, В.П. Андрущен-ко, Н.Е. Зелинский и др.; Редкол.: И.Ф. Надольный (отв. ред.) и др. Киев: Ви-ща шк.: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1986. - 191 с.
212. Нравственная культура: Сущность, содержание, специфика. Вильнюс: Минтис, 1981. - 271 с.
213. Нравственная грамматика: Метод, рекомендации учителям по проведению уроков: 5 кл. / Росю акад. образования М.: Филология, 1999. - 46 с.
214. Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств: Материалы междунар. семинара. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.-297 с.
215. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь: Изд-во Ин-та повышения квалификации работников образования Респ. Саха (Якутия), 1996. - 147 с.
216. Остапец A.A. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. -М.: Педагогика, 1985. 104 с.
217. Палтышев H.H. Педагогическая гармония: Учеб.-метод, пособие для учителей. Киев.: Магистр-S, 1996. - 102 с.
218. Песталоцци: Избр. тр. / Сост. и авт. предисл. В.М. Кларин.- М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1998. 222 с.8
219. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность.- СПб.: Балт. пед. акад., 1998. 120 с.
220. Петрова Т.Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопе-дагогика. М.: Прометей, 2000. - 201с.
221. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. М.: Прометей, 2000. - 91 с.
222. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека / Всесоюз. науч. метод, центр нар. творчества и культ.- проев, работы. М., 1991. - 101 с.
223. Пигилова Т.А. Введение в предмет «Народная культура». М., 1993. - 16 с.
224. Пирлиев К. Народная педагогика и современность: Метод, указания. / Под ред. Г.С. Ершовой. Ашхабад: ТГУ, 1983. - 69 с.
225. Попов Б.Н. Изменение семьи народов Якутии: Учеб. пособие для учащихся школ и студентов вуза. Якутск, 1994. - 138 с.
226. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера. -Якутск: Бичик, 2000. 64с.
227. Попов Б.Н. Семейная культура народов Северо-Востока России: Традиции и инновации. Новосибирск: Наука, 1993. - 262 с.
228. Попов Б.Н. Философия воспитания: Лекции для студентов вузов. -М.: Academia, 2000. 62 с.
229. Попова Г.С. Воспитание детей у народа саха. Якутск: Бичик, 1998. -80 с.
230. Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа саха. М.: Academia, 1998. - 184 с.
231. Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение айыы. Школа «кут-сюр». Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994. - 74 с.
232. Портнягин И.С. Этнопедагог К.С. Чиряев: педагогические мысли, идеи и взгляды. Якутск, 2002. - 168 с.
233. Прокопенко В.И. Ханты: этнопедагогика физического воспитания / Ассоц. «Нар. педагогика. М., 1994. - 134 с.
234. Прутченков A.C. «Ньюландия» в условиях лагеря: Комплекс, политэконом. игра // Нар. образование. 2000. - № 4-5. - С. 235-251.
235. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры: (Концепция исслед.) // Педагогика. 1995. - № 5. - С. 87-90.
236. Разумный В.А. Драматизм бытия, или Обретение смысла: Филос.-пед. очерки М.: Пихта, 2000. - 555 с.
237. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М., 1996.
238. Рождествеский Ю.В. Введение в культуроведение: Учеб. пособие для вузов. М.: Добросвет: ЧеРо, 1999. - 287 с.
239. Романова E.H. Якутский праздник Ысыах: Истоки и представления. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1994. 159 с.
240. Росенко М.Н. и др. Основы этических знаний. СПб.: Изд-во Лань,1998.-256 с.
241. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности: (К философским основам современной педагогики) //Вопр. психологии. 1986. - № 4 -С. 101-108.
242. Рубинштейн С.Л. Человек и мир М.: Наука, 1997. - 189 с.
243. Рубинштейн С.Л. Эмоциональные процессы //С.Д. Рубинштейн. Основы общей психологии. М., - 1940. - С. 385-428.
244. Сафаров H.A. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана. Ташкент: Фан, 1989. - 97с.
245. Саха норуотун айымньыта / Г.М. Васильев, Х.И. Константинов. -Якутск: Кн. изд-во, 1942. 251 с. (Якут. яз.).
246. Семенова А.Д. Этнопедагогика: Учеб.-метод, комплекс. Якутск,1999.-86 с.
247. Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этногр. исслед. М.: Ассоц. «Рос. полит, энцикл.», 1993. - 713 с.
248. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.- 161 с.
249. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 221 с.
250. Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX -начало XX в.). Якутск: Кн. изд-во, 1989. - 160 с.
251. Словарь по этике /Под ред. A.A. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. -М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
252. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // B.C. Соловьев. Сочинения: В 2 т. М., 1988. - Т.1. - С. 47-548.
253. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. /АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. - М.: Мысль, 1988. - Т. 1 - 892 с.
254. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.-239 с.
255. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-542 с.
256. Софронеев П.С. Якуты в первой половине XVIII века. Якутск: Кн. изд-во, 1972,- 191 с.
257. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учеб. для студентов вузов по спец. «Психология». М.: Ин-т психологии РАН: Акад. проект, 1999. - 320 с.
258. Столетов В.Н. Становление личности. М.: Мысль, 1987. - 334 с.
259. Стракач Ю.Б. Народные традиции и подготовка современных промысл ово-сельскохозяйственных кадров: Таежные и тундровые районы Сибири.- Новосибирск: Наука, 1966. 147 с.
260. Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония: (Этюды креатив. онтологии). -М.: Логос, 1992. 202 с.
261. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. - 216 с.
262. Сухомлинский В.А. /Сост. и авт. Т.Д. Глейзер. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1997. - 223 с.
263. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. -М.: Педагогика, 1981. Т. 3: Разговор с молодым директором школы. Мудрая власть коллектива. Родительская педагогика. - 639 с.
264. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев: Рад. школа, 1975. - 235 с.
265. Сухомлинский В.А. О воспитании. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1985.- 270 с.
266. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Мол. гвардия, 1971. -336 с.
267. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
268. Тимидзане Я. Японские реалии. М.: Русико-Пресс, 1994. - 157 с.
269. Тимофеева P.E. Культура и гуманизация образования: Учеб. пособие. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1999. - 157 с.
270. Титаренко А.И. Критерий нравственного прогресса. Крит, очерки. -М.: Мысль, 1967.- 190 с.
271. Тодоров J1.B. Родное слово в духовном развитии личности // Сов. педагогика. 1990.-№ 10.-С. 105-110.
272. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Сов. энциклопед., 1940.-С. 1103.
273. Толстой Л.Н. /Сост. и авт. предисл. С.Ф. Егоров. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1997. -221 с.
274. Унамуно М.де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов; Агония христианства. М.: Мартис, 1996. - 414 с.
275. Уткин К.Д. Культура как система и как самовыбор народа. Философия самосознания: Якутская модель. Якутск, 1999. - С. 4.
276. Уткин К.Д. Культура народа саха: этнофилософский аспект. -Якутск: Бичик, 1998. 368 с.
277. Уткин К.Д. Модель духовности: интеграл целостности и алгоритм гармонии. Якутск: Бичик, 2002. - 52 с.
278. Уткин К.Д. Сахаларга киЬи ейдебулэ. Дьокуускай, 1998. (Якут. яз.).
279. Уткин К.Д. У порога размышлений. Проблемы возрождения традиционной культуры: (концепции, программы, статьи). Якутск, 1993.
280. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939.-Т. 2.-468 с.
281. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., 1948. - Т. 2. - С. 338.
282. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: М., JL: Изд-во АПН РСФСР, 1952. Т. 11.-727 с.
283. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт пед. антропологии: Т. I // К.Д. Ушинский. Собр. соч. М.; Л., 1950. - Т. 8. - 776 с.
284. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт пед. антропологии: Т. 2. // К.Д. Ушинский. Пед. соч.: В 6 т. М., 1990. - Т. 6. С. 7-384.
285. Федорова Л.И. Этнопедагогика коренных народов штата Аляска (США). М.: Б.и., 2000. - 203 с.
286. Федорова Л.И. Этнопедагогическая общность традиций нравственного воспитания народа Саха (Республика Саха) и коренных народов Аляски (США): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - 16 с.
287. Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. - 101 с.
288. Франкл В. Человек в поисках смысла /Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 367 с.
289. Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. /Сост., общ. ред. и вступ. ст. Б.Л. Вульфсона. М.: Прогресс, 1990. - 304 с.
290. Фролова А.Н. Этнопедагогика детства коренных народов Северо-Востока России. Магадан: Кор дис, 2001. - 230 с.
291. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 429 с.
292. Ханбиков Я.И. Некоторые вопросы изучения народной педагогики //Сов. педагогика. 1966. - № 6. - С.83-92.
293. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Под ред. чл. кор. АН СССР В.Г. Базанова. Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1969. - 439 с.
294. Цаллагова З.Б. Воспитание гражданского сознания и национального самосознания учащихся в процессе изучения родной литературы в 9-10 кл. -Владивосток: Ир, 1996. 111 с.
295. Цаллагова З.Б. Комплементарность и диалог культур в этнопедагоги-ческой афористике. Материалы междунар. науч.-практ. конф. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999. - С. 83-85.
296. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика. М., 1997.
297. Цаллагова З.Б. Этнопедагогический диалог культур: Научно-методическая разработка проблемы формирования культуры межнац. отношений; Сев.-Осет. гос. ун-т. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001. - 197 с.
298. Цветкова И.В. Социокультурный опыт как средство и результат экологического воспитания //Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников /Под ред. Н.С. Дежниковой. М., 2000. - Вып. № 2. - С. 13-24.
299. Человек и неблагоприятные условия социализации: Материалы рес-публ. семинаров / Сост. Т.М. Ильина, Е.С. Никифорова., Т.К. Эверстова, А.П. Шамаева Якутск, 1999. - 80 с.
300. Чиряев К.С. Воспитание детей в семье: Пед. беседы Якутск: Кн. изд-во, 1973. - 120 с. (Якут, яз.)
301. Чиряев К.С. Поговорим открыто: Пед. беседы. Якутск: Кн. изд-во, 1984.-79 с. (Якут. яз).
302. Чиряев К.С. Семья колыбель нации: Записки этнопедагога в командировке. -Якутск: Кн. изд-во, 1990. - 214 с. (Якут. язык.).
303. Чиряев К.С., Васильева Ф.А. Направления народного образования (В помощь учителю, родителю, общественности) /Ассоциация нар. педагогики, Музей народной педагогики. Оросу, 1995. - 53 с. (Якут. язык.).
304. Чиряев К.С., Васильева Ф.А. Программа по народной педагогике: В помощь учителю, родителю, общественности. Оросу, 1997. - 77 с. (Якут, язык.).
305. Чиряев К.С., Васильева Ф.А. Тропою народной педагогики Якутск: Ситим, 1995. - 130 с. (Якут. язык.).
306. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Сов. этнография. 1972. - № 3. - С. 73-85.
307. Шадриков В.Д. Деятельность и способности М.: Логос, 1994.-315 с.
308. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учеб. пособ. для студентов вузов. М.: Логос, 1999. - 199 с.
309. Шевченко JÏ.JI. Практическая педагогическая этика: (Эксперим.-дидакт. комплекс). М.: Соборъ, 1997. - 506 с.
310. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Кн. для учителя М.: Владос, 1999. - 110 с.
311. Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 1999. - 467 с.
312. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Пед. центр «Эксперимент», 1993. - 154 с.
313. Щербаков А.И. Воля и ее воспитание у детей.-JL: Знание, 1968.-20 с.
314. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. - 554 с.
315. Эргис Г. Народы Севера и арктическая цивилизация /Турук № 3. -Якутск, 1994. -С.23.
316. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974.-402 с.
317. Этическая мысль: Науч.-публицист, чтения. М.: Политиздат, 1988. -283 с.
318. Этнография детства: Традиц. методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М.: Наука; Изд. фирма «Вост. лит.», 1992. - 188 с.
319. Этнос. Идентичность. Образование / Под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - 267 с.
320. Этнос: традиции и современность: Сб. науч. тр. Якутск: Якут. науч. центр СО РАН, 1994. - 92 с.
321. Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия): потенциал, тенденции, перспективы. Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма РАН, 2000. -273 с.
322. Якутские народные песни. Якутск: Кн. изд-во, 1983. - Ч. 4: Якутские народные поэмы-тойуки. - 280 с.
323. Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методол. аспект: В контексте мирового опыта). М.: Б.и., 1996.-81 с.
324. Arent, Ruth P. Parenting children in unstable times. New York, 1993.
325. Barnhardt, R., 1997. Teaching/learning across cultures. Strategies for Success. Center for Cross-cultural Studies. University of Alaska, Fairbanks, p. 4-25. (10).
326. Momaday, N.S. 1969. The Way to Rainy Mountain. Albuquerque: University of New Mexico Press. 323 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.