Трилогия «Люди воздуха» Дины Рубиной:особенности художественного метода тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Сильчева Алина Георгиевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат наук Сильчева Алина Георгиевна
художественного метода........................................................................................1
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МАГИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА.....................................................................20
1.1. К истории изучения категории художественного метода и феномена магического реализма........................................................................20
1.2. Параметры магического реализма как художественного метода 31 ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СЕМИОСФЕРА ТРИЛОГИИ ДИНЫ
РУБИНОЙ «ЛЮДИ ВОЗДУХА»: ПРЕДМЕТНЫЙ МИР И ХРОНОТОП.....61
2.1. Предметный мир..................................................................................61
2.2. Специфика художественного времени и пространства...................74
ГЛАВА 3. ПЕРСОНАЖНО-СЮЖЕТНЫЙ КОМПЛЕКС ТРИЛОГИИ
«ЛЮДИ ВОЗДУХА»...........................................................................................102
3.1. Система персонажей трилогии.........................................................102
3.2. Симметрия и гомология второстепенных персонажей..................140
3.3. Сюжетные особенности романов, входящих в трилогию «Люди воздуха»................................................................................................................158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................172
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................179
Источники..................................................................................................179
Труды по теории и истории литературы................................................180
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Принципы циклообразования в трилогиях Дины Рубиной «Русская канарейка» и «Наполеонов обоз»2021 год, кандидат наук Тулушева Елена Сергеевна
Метафорическое моделирование как принцип организации романной структуры: на материале романного цикла Д. Рубиной2014 год, кандидат наук Пановица, Валерия Юрьевна
Художественная репрезентация национального мифа в творчестве Д. Рубиной 1990-2010-х гг.2014 год, кандидат наук Зиятдинова, Диана Дамировна
Типология русской магической прозы: повести и рассказы 1920-х годов2023 год, кандидат наук Апалькова Елизавета Сергеевна
Традиции магического реализма в романном творчестве Т. Моррисон 1970 - 1990-х годов2012 год, кандидат филологических наук Маслова, Елизавета Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трилогия «Люди воздуха» Дины Рубиной:особенности художественного метода»
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование темы и предмета исследования. Дина Рубина - один из самых популярных и читаемых современных авторов, чьи произведения отмечены многочисленными премиями и вызывают не только неизменный интерес у читателей, но и привлекают внимание множества литературоведов.
Романы, рассказы и повести Дины Рубиной представляют собой уникальное соединение фактов личной биографии писательницы, отсылок к сигнификативным культурным феноменам, описания различных исторических периодов и обращений к историям уникальных личностей. Произведения Рубиной включают в себя детективные, исторические, фантастические и авантюрные романы, уникальный по своей жанровой принадлежности «роман-комикс», а также травелоги, мемуары и эссе.
Степень разработанности темы. Различным аспектам творчества
1 2
Рубиной посвящены исследования Э.Ф. Шафранской , Ю. Павлова, Г. Шульпякова3, А.П. Ронелла4, Р.Н. Тривотера-Липеса5 и многих других авторов.
Трилогия Дины Рубиной «Люди воздуха», состоящая из романов «Почерк Леонардо» (2008), «Белая голубка Кордовы» (2009) и «Синдром Петрушки» (2010), знаменует творческий прорыв в манере писательницы. Созданные ею ранее крупные произведения - романы «Вот идет Мессия!», «Последний кабан из лесов Понтеведра», «Синдикат», «На солнечной
1 Шафранская Э.Ф. Синдром голубки (Мифопоэтика прозы Дины Рубиной). -Санкт-Петербург: Свое издательство, 2012. - 470 с.
Павлов Ю. Дина Рубина. Портрет на фоне русскоязычных писателей и Франца Кафки // Электронный ресурс: http://www.rospisatel.ru/pavlov-rubina.htm
Шульпяков Г. Проза, которая никогда не станет текстом // Электронный ресурс: http://www.dinarubina.com/ critique/shulpiakov.html
4 Ronell A.P. Introducing Dina Rubina // Some thoughts on Russian Language Israeli Fiction. 2008. P. 197-231.
5 Treewater-Lipes R.N. Jewish Russianness or Rusian Jewishness: Dina Rubina and the Russian-speaking Allyah Identity // Новейшая историяРоссии. 2014. С. 181-189.
3
стороне улицы», а также многочисленные повести, по большей части задействовали автобиографические мотивы. В романах до «Людей воздуха» практически всегда фигурирует alter ego автора - Дина из Матнаса, Дина Ильинична, главная героиня Зяма и описывающая ее писательница и пр. В эссе «Послесловие к сюжету» Рубина сама говорит о прозрачности этих масок, их четкой считываемости и узнаваемости6.
«Люди воздуха» - первые романы, в которых отсутствует узнаваемая фигура автора или его двойников. В «Почерке Леонардо», открывающем трилогию, это особенно заметно: в нем отсутствует привычное почитателю Рубиной описание Израиля, Узбекистана, нет центральной или хотя бы даже эпизодической героини, чья история жизни частично совпадает с историей Дины Рубиной. И, хотя в двух следующих частях трилогии уже присутствуют иерусалимские реалии, для читателя проведена четкая граница нового творческого этапа и нового метода: на смену романам «из жизни» пришли романы «о жизни», не обязательно тождественной жизни самого писателя. Романам, включенным в трилогию «Люди воздуха», посвящены
7 8 9
исследования П.В. Басинского , Г. Вайнштейна, В. Воронцовой , В.В. Дейнега10, К.В. Загородневой11, Д.Д. Зиятдиновой12, Т.М. Колядич13, Н.В.
6 Рубина Д.И. Жилаю щастя. Афтор. - М.: издательство «Э», 2018. - С. 65.
у
Басинский П. В. Смерть в зеркале // Российская газета // Электронный ресурс: http://rg.ru/2008/05/19/rubina.html
Вайнштейн Г. Дина Рубина. Люди воздуха. Трилогия. // Новый журнал. 2011. № 5. С.11-15.
9 Воронцова В. Дина Рубина. Белая голубка. Место для нового героя // Электронный ресурс: http://www.proza.ru/ 2010/05/31/466
10 Дейнега В. В. Проблематика и поэтика романа Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Вестник Запорожского национального университета. Филологические науки. 2010. № 1. С. 18-21.
11 Загороднева К. В. Образ сильной личности в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Пушкинские чтения. 2012. № 17. С. 272-277. Загороднева К. В. Роман Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы»: художественное новаторство и традиции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. № 3. Т. 1. С. 67-74. Загороднева К. В. Художественные особенности романа Д. Рубиной «Почерк Леонардо» и его пушкинская проекция // Вестник Ленинградского государственного
университета им. А. С. Пушкина. 2012. № 1. Т. 1. С. 46-54.
12
Зиятдинова Д. Д. «Иаковский код» в трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха» // Известия УрФУ. Серия 2: Гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 178 - 186.
4
Максимовой14, Ю.В. Несыновой15, В.Ю. Пановица16, А.В. Парамоновой и
17 1Я
Г.А. Фроловой , Т.Г. Прохоровой и Р.Р. Фаттаховой , С.Е. Шишковой-Шипуновой19 и др.
Практически все перечисленные авторы отмечают новизну манеры написания романов, вошедших в трилогию «Люди воздуха», прорыв в творчестве писательницы. Возникает вопрос, в чем же заключается эта новизна. Мы полагаем, что новизна относится к творческому методу писателя.
Методологией художественной литературы активно занимались в советское время, потом, поскольку все это сводилось к категории социалистического реализма, от термина «художественный метод» отказались, в силу чего было утрачено важное для анализа художественной литературы понятие.
Метод как важнейшая категория для анализа художественной литературы понимался как «принцип отбора и оценки писателем явлений
13
Колядич Т. М. Мотивный дискурс в романе Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Интернет-газета newslab.ru // Электронный
ресурс: http://newslab.ru/article/267083
14 Максимова Н. В. Курсив в романе Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Гуманитарные исследования. 2012. № 3. С. 133-136.
15 Несынова Ю.В. Мотив кукольности в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Филологический класс, 2015 // Электронный ресурс https://cyberieшnka.m/artide/n/motiv-kukolnosti-v-romane-d-rubinoy-sindrom-petrushki
16 Пановица В. Ю. Метафорическая модель «Жизнь - это театр кукол» в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Вестник науки Сибири, 2013. № 1. С. 258-262. Пановица В.Ю. Мотив двойничества в трилогии «Люди воздуха» Д. Рубиной: сюжетно-композиционное и вербально-текстовое воплощение // Вестник науки Сибири, 2013. - № 4. - С. 215 - 223; Пановица В. Ю. Роль обратимых метафорических моделей в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Вестник науки Сибири. — 2013. — № 2 (8). — С. 155160.
17
Парамонова А. В., Фролова Г. А. Ключевые мотивы в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» и «Синдром Петрушки» // Альманах современной науки и
образования. 2015. № 6. С. 122-124.
18
Прохорова Т. Г., Фаттахова Р. Р. Особенности повествовательной структуры романы Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Филология и культура. 2014. № 2. С. 160-163.
19 Шишкова-Шипунова С. Е. Почерк голубки // Знамя. 2010. № 5. С. 150-161.
действительности»20; «система принципов, управляющих процессом
создания произведений литературы и искусства»21; «определенный способ
22
образного мышления» ; «система, изоморфная структуре художественного
23
произведения» . Обобщая приведенные определения, можно дать дефиницию метода как системы приемов / принципов / способов создания художественного произведения. Такая система, являясь уникальной для каждого художника, в то же время имеет ряд общих черт у художников, принадлежащих к одной эпохе / одному идейному или эстетическому направлению. Категория метода применительно к творчеству определенного писателя не является статичной: метод может меняться вместе с изменением миропонимания самого писателя. Трилогия «Люди воздуха» в творчестве Дины Рубиной знаменует именно такой поворот мировоззрения, нашедший отражения в произведениях писательницы.
При вполне реалистической манере изложения, историзме и обусловленности героев обстоятельствами во всех трех романах «Людей воздуха» Дины Рубиной присутствуют элементы фантастики, мистики, которые могут иметь как сугубо рациональное, материалистическое объяснение, так и иррациональное - сверхреалистическое. В контексте данного исследования наиболее интересным представляется тот факт, что в «Людях воздуха» присутствует (отмечаемая всеми исследователями этих произведений) определенная доля фантастики, мистичности. Первый роман трилогии, «Почерк Леонардо», даже получил награду как фантастическое
24
произведение - премию «Портал» 2009 года . При этом фантастикой в прямом смысле данного слова назвать романы Рубиной нельзя: «Люди воздуха» неразрывно связаны с общим контекстом творчества писательницы,
20
Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. - М., 1966.
21
Каган М.С. Метод художественный // Электронный ресурс https://www.booksite.rU/fulltext/1/001/008/076/028.htm
22 Борев Ю. Б. Эстетика. - М., 1969
23
Лармян О. В. Художественный метод и стиль. - М., 1964
24
Международная ассамблея фантастики «Портал» // Электронный ресурс http://fantlab.ru/award23
неотделимы от всего корпуса ее текстов. Как пишет, например, Михаил Эдельштейн, чей разбор романов Рубиной создан в момент, когда «Почерк Леонардо» и «Белая голубка Кордовы» уже увидели свет, а «Синдром Петрушки» еще нет: «в нем аккумулированы многие фирменные рубинские приемы и темы: гордый, одаренный, неординарный главный герой, симпатичный автору; его специфическое отношение к общечеловеческой морали, оправдываемое автором; жизнь в эмиграции; старательная проработка профессионального контекста (в данном случае [«Белая голубка Кордовы» - А.С.] - живопись и фальсификации, в «Почерке Леонардо» -
25
цирк); толика мистики и другие» . Намеченным координатам на сто процентов соответствует и появившийся позже «Синдром Петрушки»: профессиональным контекстом в данном случае является работа мастера-кукольника, создающего и «водящего» куклы26, а все остальные параметры, выделенные Эдельштейном, присутствуют и в третьем романе трилогии.
В соответствии с нашей гипотезой, романы из трилогии Дины Рубиной «Люди воздуха» относятся к магическому реализму, который предлагается понимать не как школу или направление в современной литературе, но как художественный метод, применявшийся различными авторами, в разных национальных традициях и зачастую независимо друг от друга.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что магический реализм является художественным методом, который отчасти наследует особенности реализма. Если понимать реализм как художественное направление, возникшее в XIX столетии и отражающее действительность в ее конкретно -историческом своеобразии и погруженную в данную действительность личность (социально детерминированную) в ее взаимоотношениях с обществом, то к его основным задачам относится выявление исторического смысла явлений и раскрытие их социальной обусловленности, что
25
25 Эдельштейн М. Вокруг Дины Рубиной // Электронный ресурс https://lechaim.ru/ARHIV/215/edelshteyn.htm
См. об архетипе куклы в литературе: Солнцева Н.М. Репутация куклы. М.: Водолей, 2016. 170 с.
7
результирует в реализации более глобальной задачи - воссоздании обобщенно-типологической картины конкретно-исторического бытия, что предполагает воссоздание типических обстоятельств и характеров в чувственно конкретных и неповторимо индивидуальных формах. К характерным признакам реализма как художественного метода следует отнести а) принцип универсальности (изображение человека во всесторонней совокупности его черт); б) принцип социального детерминизма, часто дополняемого психологическим, что подразумевает неразрывную причинно-следственную зависимость в действиях человека - при этом причиной его поступков могут служить как особенности его внутреннего мира, так и факторы окружающей действительности; в) принцип историзма, который подразумевает опору на национально-исторический и эпохальный контекст в изображении персонажей и событий; г) принцип объективированного изображения героя и мира (что предполагает беспристрастность автора в отношении изображения характера, менталитета и иных самобытных черт).
В начале ХХ века - в тот период, когда, по мнению большинства исследователей, сформировался магический реализм - наряду с реализмом появился неореализм, который, в соответствии с концепцией В.А. Келдыша и В.А. Мескина, представляет собой реализм, «оплодотворённый» модернизмом. Неореализм - это течение внутри реалистического направления, больше, чем другие соприкасающееся с модернистским движением, включающее его в себя в качестве субстрата. Именно поэтому этот термин исключительно удобен для анализа творчества прозаиков ХХ
27
века, уже вкусивших модернистской поэтики27.
Магический реализм, в нашем понимании, следует определить как художественный метод, наследующий особенности и задачи реализма, и в то же время обладающий спецификой, для более четкого определения которой нам представляется целесообразным привлечение к анализу произведения
27
История русской литературы ХХ века. - ред. Агеносов В.В. - т. 1. - М.: Юрайт, 2012. - С. 31 - 54.
миромоделирующих категорий. Миромоделирующие категории художественного мира рассматривались в работах таких крупных
ло лд -5Л
теоретиков, как В.Н. Топоров , Ю.М. Лотман , Т.В. Цивьян , причем работы последней посвящены как миромоделированию в литературе, так и аналогичным проблемам в этнолингвистике. Категории и принципы анализа модели мира применялись также к конкретным текстам, причем в работах ученых можно выделить три основополагающих параметра модели мира: пространство (труды О.Р. Темиршиной , Ю.Г. Пыхтиной , О.А. Пороль , В.И. Подороги34, Д. Фрэнка35), время (коллективный сборник оренбургских
36 37 38
ученых , работы Л.Г. Кихней , Е.В. Меркель ) и существующий в этом
28
Топоров В.Н. Мифопоэтическая модель мира // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 2. - С.161-166.
29
Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 2000.
30
Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. М.: Наука, 1990. Цивьян Т.В. Движение и путь в балканской модели мира. М.: Индрик, 1999. Цивьян Т.В. Модель мира и ее роль в создании (аван)текста // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. // Электронный ресурс http://www.ruthenia.ru/folklore/tcivian2.htm
31
Темиршина О.Р. Символистские универсалии и поэтика символа в современной поэзии. Случай Б. Гребенщикова. - М.: издательство МНЭПУ, 2009. Темиршина О.Р. «Пневматосфера»: принципы построения символистской модели мира // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Выпуск 7 -Симферополь: Крымский Архив, 2009. - С. 225 - 237.
Пыхтина Ю.Г. Сквозные пространственные образы в русской литературе: монография. - GmbH: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. Пыхтина, Ю.Г. Структура художественного пространства в повести Л. Андреева «Красный смех» // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 4. - С. 68-73.
33 Пороль О.А. Онтологическое пространство в поэзии Мандельштама // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 6. - С. 38 - 43. Пороль О.А. Поэтическая концепция пространства и времени в лирике А.А. Ахматовой // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 11. - С. 26 - 30. Пороль О.А. Онтологическое пространство и времени в поэзии Н. Гумилева // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2011. - № 1. - С. 20 - 26.
34 Подорога В. А. Метафизика ландшафта: коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX веков; РАН, Ин-т философии. - М.: Наука, 1993.
35
35 Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: трактаты, статьи, эссе. - М.: МГУ, 1987.
36 Пространство и время в художественном произведении: сборник. -Оренбург: ОГПУ, 2002.
Кихней Л.Г. Под знаком акмеизма. - М.: Азбуковник, 2017.
пространстве и времени человек (работы таких ученых, как В.И. Тюпа , А.Г. Коваленко40, Н.Е. Тропкиной41). Многие из этих работ исследуют миромоделирующую парадигму литературы начала ХХ века.
Применение категорий «хронотоп, персонаж, предметный мир, сюжет» к произведениям магического реализма позволяет говорить о нескольких источниках проникновения магической реальности в реальность обычную. Сделаем важную оговорку, которая позволяет провести дифференциацию между магическим реализмом и фантастикой: все магические события, описанные в произведениях, относимых к магическому реализму, могут иметь рациональное объяснение (маловероятные, но все же возможные совпадения / состояние сна, бреда, болезни персонажа и т.д.), но могут иметь и мистическую природу. Именно это сомнение, двойственное толкование реальности художественного произведения и представляет собой основу магического реализма. Читатель может (и зачастую должен, по замыслу автора), при чтении произведения обращаться к сходным событиям из своей жизни, из жизни знакомых ему людей и пр., убеждаясь в проникновении мистического и необъяснимого в ткань реальности.
Источником магического может быть время: в этом случае обычный герой существует в обычном пространстве, вступая в неординарные взаимоотношения с категорией времени. К такой категории следует отнести произведения, в которых героев посещают видения из прошлого, либо героям свойственно проваливаться во «временной коридор». Показательным примером такого магического реализма может послужить фильм «День
38
Меркель Е.В. Поэтическая семантика акмеизма: миромоделирующие образы и мотивы. - Дисс. ... д.ф.н. - М., 2015.
39
Тюпа В. И. Очерк современной нарратологии // Критика и семиотика : [сборник статей]. Вып. 5. - Новосибирск : НГУ, 2002. - С. 5-31.
40 Художественный конфликт в русской и зарубежной литературе: коллективная монография / под ред. А.С. Карпова, А.Г. Коваленко. - М.: РУДН, 2011. Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века. - М.: РУДН, 2010.
41 Тропкина Н.Е. Визуальная апперцепция пространства в русской поэзии второй половины ХХ в. //Известия ВГПУ. 2014. - №5(90). - С. 140-144.
10
сурка»: в нем действуют совершенно обыкновенные люди, и город, в котором происходит празднество, ничем не примечателен (кроме привлекающего внимание туристов сурка Фила), но в определенный момент главный герой начинает многократно проживать один и тот же день, что в итоге порождает массу магических коллизий: от возможности предсказывать будущее до бессмертия: пытаясь покончить с собой, главный герой все равно просыпается утром того же самого «дня сурка» (что может иметь и рациональное объяснение как затянувшийся кошмарный сон, итогом которого становится пробуждение в конце фильма).
Генератором магичности может быть категория пространства: в таких случаях главный герой, будучи обыкновенным человеком, оказывается в мире, в котором специфично не течение времени, а организация пространства. В таких произведениях герой, к примеру, открывает для себя некий иной мир, расположенный по соседству с обычным и неведомый большинству людей. Так, в рассказе «Дверь в стене» Г. Уэллса герой внезапно находит удивительный райский сад, спрятанный обыкновенной калиткой на самой обычной улице. В произведениях этого типа часто встречается совмещение магичности пространства с апелляцией к категории времени - выход в «иную реальность» часто бывает доступен только в определенные моменты, либо сначала появляется, а потом пропадает. Примером такого образца магического реализма может служить популярный сериал «Твин пикс», в котором расследование убийства агентом Купером продвигается не только благодаря его интеллектуальным способностям, но и благодаря странным снам и видениям, которые являются ему только во время пребывания в городке Твин Пикс.
Источником магичности в художественной модели мира может быть персонаж - в таком случае в обычном мире, наделенном узнаваемыми чертами исторических или современных реалий, действует наделенный необычными способностями герой - маг, волшебник, провидец, обладающий
даром оживления и пр. Таков, к примеру, художественный мир романа М.А.
11
Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором среди иронически изображенных советских чиновников действуют наделенные магическими способностями персонажи - Воланд и его свита. К этому же типу относится роман Владимира Орлова «Альтист Данилов», главный герой которого -Данилов - является демоном, проживающим среди обычных людей.
В тесной связи с персонажем находится и предметный мир - часто магическими свойствами наделяются определенные предметы, окружающие человека (предметы могут анимализироваться, наделяться человеческими свойствами, им могут быть приписаны воображаемые способности и пр.). Часто магической сущностью обладает не какой-либо отдельно взятый предмет, а некая семиосфера - мир театра, мир музея, мир живописи и пр. Примером произведения, в котором генератором магической составляющей является предмет, можно назвать рассказ Хорхе Луиса Борхеса «Алеф» о некоем артефакте, позволяющем увидеть одновременно весь мир в мельчайших подробностях. При этом Алеф помещен в самый обычный, реальный прозаический мир - он находится под кроватью, и чтобы увидеть его, необходимо наклониться к нему под определенным углом. К такому же типу относится рассказ Борхеса «Книга песка», в котором повествуется о книге с бесчисленными страницами, не имеющей ни начала, ни конца.
Генератором магического может являться также и сюжет произведения - при сохранении реальных координат хронотопа и выведении не наделенных никакими необычными способностями персонажей в произведении выявляется череда невероятных совпадений, маловероятных и/или невозможных событий, которые являются основой хода произведения. К этому типу можно отнести, к примеру, маловероятные совпадения в романе Шарлотты Бронте Джен Эйр: заблудившуюся и изможденную главную героиню подобрала семья людей, оказавшихся ее кузенами, а впоследствии Джен удается «пообщаться» на расстоянии с мистером Рочестером: он взывает к своей возлюбленной, находясь за много
километров от нее, а она, в свою очередь, отвечает ему.
12
Следует отметить, что, по нашему мнению, в произведениях, относящихся к разряду фантастических, магичность (мистичность, фантастичность) генерируется всеми параметрами модели мира - так, к примеру, во «вселенной Гарри Поттера» и аналогичных ей вселенных современной литературы, комиксов и кинематографа и сам герой наделен магическими свойствами, и хронотоп, и предметный мир тех вселенных, в которых происходит действие, также далеки от ординарных. Эти черты фантастической литературы отмечаются такими ее исследователями, как Е.Н. Ковтун42, Р. Лахманн43, Е.М. Неелов44, Е.Д. Тамарченко45, Т.В. Тимошенко46, Ц. Тодоров47 и др.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью романов Дины Рубиной, образующих трилогию «Люди воздуха», «недоисследованностью» художественного метода «магического реализма», размытостью этого понятия, а также нерешенностью проблемы художественного метода, полемичностью самой этой дефиниции.
Романы Дины Рубиной являются в данном случае показательным примером проникновения магического начала в реалистически описываемое бытие. Особенно это заметно при рассмотрении «персонажей»: в «Людях воздуха» (что подчеркнуто самим названием трилогии, ключевое слово которого - «люди») действуют герои, наделенные необыкновенными
42
Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (на материале европейской литературы первой половины XX века). - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 308 с.
43 Лахманн Р. Дискурсы фантастического. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 384 с.
44 Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики: автореф. дис. ... д-ра филол. н. -Л.: Изд-во РАН (Ин-т рус. лит. Пушкинский дом), 1988. - 29 с.
45 Тамарченко Е.Д. Социально-философский жанр современной научной фантастики (Типологическая характеристика): автореф. дис. ... канд. филол. н. - Донецк: Изд-во ДГУ, 1970. - 29 с.
46 Тимошенко Т.В. Научная фантастика как социокультурный феномен: дис. ... канд. философ. н. - Ростов-на-Дону: Изд-во ТГРТУ, 2003. - 122 с.
47
Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. / Пер. с франц. Б.Наумова. -М.: Дом Интеллектуальной книги, 1999. - 143 с.
способностями, сопровождаемые чередой мистических совпадений и оказывающие магическое влияние на жизнь других людей.
Объектом исследования, таким образом, является трилогия Дины Рубиной «Люди воздуха», включающая в себя романы «Почерк Леонардо», «Белая голубка Кордовы» и «Синдром Петрушки». Предметом исследования - черты магического реализма в тексте указанных романов в координатах художественного мира, включающих в себя предметный мир, пространство, время, сюжетные линии, персонажей.
Целью настоящего исследования является выявление особенностей художественного метода (магического реализма) в трилогии Дины Рубиной «Люди воздуха». Реализация указанной цели подразумевает решение ряда задач, к которым следует отнести:
1) уточнение категории магического реализма как художественного метода;
2) анализ пространственно-временного континуума и предметного мира в романах Дины Рубиной (образующих трилогию «Люди воздуха») как важнейших миромоделирующих категорий, в конституирующих систему координат художественного метода.
3) анализ системы персонажей в их фабульной функции и собственно сюжетных закономерностей в означенных романах трилогии («Почерк Леонардо», «Белая голубка Кордовы» и «Синдром Петрушки»).
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды
отечественных и зарубежных ученых в области анализа миромоделирующих
категорий (В.Н. Топоров, Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев, Т.В. Цивьян, Л.Г.
Кихней, О.Р. Темиршина, Е.Ю. Куликова, Е.В. Меркель, Н.Е. Тропкина и
др.), связанных с особенностями реализма, неореализма и магического
реализма (Л.И. Мальчуков, О.В. Федосова, Ю.В. Захарова, А.Б. Чанади, А.А.
Гугнин, К.Н. Кислицын, Н.З. Шамсутдинова, С.И. Чупринин, Н.М. Солнцева,
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
"Магический" реализм в современной британской литературе: Анжела Картер, Салман Рушди2008 год, кандидат филологических наук Шамсутдинова, Нелли Зефаровна
Роман М. Петросян «Дом, в котором…» в контексте современной магической прозы2017 год, кандидат наук Биякаева Алина Викторовна
Формы презентации фантастического во французском романе XXвека (на примере романов Ж. Грака и Р. Баржавеля)2020 год, кандидат наук Карпова Анна Вадимовна
Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова2018 год, доктор наук Ларина Надежда Альбертовна
Трагифарсовая природа условной формы в "Данцигской трилогии" Гюнтера Грасса2007 год, кандидат филологических наук Крученок, Ирина Викторовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сильчева Алина Георгиевна, 2019 год
Источники
1. Борхес Х.Л. В кругу развалин. - пер. М. Былинкиной. // Электронный ресурс https://www.e-reading.club/bookreader.php/7580/Borhes_-_V_krugu_razvalin.html
2. Борхес Х.Л. Коллекция; Рассказы; Эссе; Стихотворения. - СПб: Северо-Запад, 1992. - 639 с.
3. Борхес Х.Л. Сад расходящихся тропок - пер. Б. Дубина // Электронный ресурс http://lib.ru/BORHES/sad.txt Дата обращения 14.01.2019
4. Бронте Ш. Джен Эйр. - пер. с англ. В. Станевич. // Электронный ресурс http://lib.ru/INOOLD/BRONTE/janeair.txt Дата обращения 14.01.2019
5. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - М.: Московский рабочий, 1989. - 496 с.
6. Маркес Г.Г. Сто лет одиночества. - пер. Н. Бутыриной, В. Столбова. - М.: Corpus, 2015. - 599 с.
7. Орлов В.В. Альтист Данилов. - М.:ФТМ, 2009. - 1002 с.
8. Рубина Д. Альт перелетный. - М.: Эксмо, 2007. - 192 с.
9. Рубина Д. Белая голубка Кордовы. - М.: издательство "Э", 2008. -464 с.
10.Рубина Д. Воскресная месса в Толедо. - М.: Эксмо, 2007. - 320 с.
11.Рубина Д. Вот идет Мессия! - М.: Эксмо, 2008. - 634 с.
12.Рубина Д. Всегда, всегда? - М.: Эксмо, 2016. - 270 с.
13.Рубина Д. Выпивать и закусывать. - М.: Эксмо, 2016. - 192 с.
14.Рубина Д. Жилаю щастя. Афтор. - М.: издательство «Э», 2018. -352 с.
15.Рубина Д. Последний кабан из лесов Понтеведра. - М.: Эксмо, 2017. - 288 с.
16.Рубина Д. Почерк Леонардо. - М.: Эксмо, 2008. - 678 с.
17.Рубина Д. Синдикат. - М.: Эксмо, 2004. - 576 с.
18.Рубина Д. Синдром Петрушки. - М.: издательство "Э", 2017. -512 с.
19. Уэллс Г. Дверь в стене // Электронный ресурс http://lib.ru/RAZNOE/door.txt_with-big-pictures.html Дата обращения 14.01.2019
20.Фаулз Д. Волхв. - пер. Б. Кузьминского. - М.: Эксмо, 2010. - 800 с.
Труды по теории и истории литературы
21.Аверинцев С.С., Эпштейн М.Н. Мифы // Литературный энциклопедический словарь. - М.: Энциклопедия, 1987. - С.222 -235.
22. Агеносов В. В. Советский философский роман в системе культуры // Литературный процесс и проблемы литературной культуры. - Тарту, 1988. - 300 с.
23. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма - пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С. Баньковской. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. - 288 с.
24.Бальбуров Э.А. Фабула, сюжет, нарратив как художественная рефлексия событий // Критика и семиотика. Вып. 5. -Новосибирск, 2002. - С. 71 - 78.
25.Барт Р. Миф сегодня // Электронный ресурс http://www.philology.ru/literature1/bart-94.htm Дата обращения 12.12.2018
26. Басинский П. В. Смерть в зеркале // Российская газета // Электронный ресурс: http://rg.ru/2008/05/19/rubina.html Дата обращения 14.01.2019
27.Бастриков А.В. Экспликация этнических стереотипов в художественном тексте // Уч. записки Казан. ун-та. Гуманитарные науки. - 2012. - Т. 154, кн. 5. - С. 145 - 150.
28.Бахтин М.М. Идиллический хронотоп в романе // Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Электронный ресурс: http: //www.philologoz.ru/bakhtin/hronotop/hronotop9 .html.
29.Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Электронный ресурс: http: //yanko .lib.ru/books/cultur/bahtin-hronotop. htm.
30.Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. - 528 с.
31.Бердникова Т.А. Об особенностях межкультурной коммуникации в произведениях Дины Рубиной // Гуманит. науки и пробл. совр. коммуникации. Материалы I Междунар. науч.-практ. междисцип. Интернет-конф. // Электронный ресурс: http://philology.s-vfu.ru/?page_id=706.
32.Борев Ю. Б. Эстетика. - М.: издательство политической литературы, 1969. - 511 с.
33.Бочкарева Н.С., Загороднева К.В. Экфрасис и иллюстрация в книге «Окна» Дины Рубиной и Бориса Карафелова / Н.С. Бочкарева, К.В. Загороднева // Вест. Перм. ун-та. Сер. Российская и зарубежная филология. - 2013. - Вып. 3(23). - С. 172 - 181.
34.Бреева Т.Н. «Новый биографизм» в современной русской литературе / Т.Н. Бреева // Филология и культура. Philology and Culture. - 2012. - № 4(30). - С. 14 - 17.
35.Бреева Т.Н. Национальный миф в русской и английской литературе / Т.Н. Бреева, Л.Ф. Хабибуллина. - Казань: РИЦ «Школа», 2009. - 612 с.
36.Вайнштейн Г. Дина Рубина. Люди воздуха. Трилогия. // Новый журнал. 2011. № 5. С. 11-15.
37.Варламов А.Н. Михаил Булгаков. - М.: Молодая гвардия, 2008. -880 с.
38.Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989. - 800 с.
39.Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения / Н.В. Володина. - М.: Флинта: Наука, 2011. -256 с.
40.Воронцова В. Дина Рубина. Белая голубка. Место для нового героя // Электронный ресурс: http://www.proza.ru/ 2010/05/31/466 Дата обращения 14.01.2019
41. Гаджиев К.С. Национальная идентичность: концептуальный аспект // Электронный ресурс: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=400&I temid=52.
42. Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». - М.: МАКС-пресс, 2002. // Цит. по Электронный ресурс https://ad3002.livejoumal.com/36868.html Дата обращения 14.01.2019
43.Генис А. Третья волна: примерка свободы // Звезда. - 2010. - № 5 // Электронный ресурс: http://magazines.russ.ru/zvezda/2010/5/ge21 .html.
44.Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. // Цит. по Электронный ресурс http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Golosovker.html.
45. Голуби в культуре // Электронный ресурс http://www.baget1.ru/Bible/culture-history-pigeon.php Дата обращения 14.01.2019
46.Голубков М.М. Литература ХХ века. - М.: издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. - 238 с.
47.Гомберг Л. Роман о расщепленном сознании, или возвращение известной писательницы Р // Электронный ресурс: http: //www.dinarubina.com/critique/gomberg2002. html Дата обращения 04.01.2019
48.Гомберг Л. Утраченный удел Саккариаса Кордовина // Дружба Народов. - 2010. - № 6 // Электронный ресурс: http://magazines.russ.ru/druzhba/2010/6/go 19.html.
49.Гугнин А.А. Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века (Феномен и некоторые пути его осмысления) М.: Научный центр славяно-германских исследований РАН, 1998.
- 117 с.
50.Гуляев Н.А. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1985. - 271 с.
51.Гусева О.П. Заглавие как структурно-семантический код романа Дины Рубиной «Синдром Петрушки» // Вестник ТГГПУ. - 2011.
- № 3 (25). - С. 200 - 204.
52.Дворак М.А. Специфика художественного мира, конфликта и жанра в современной российской фантастике (на примере произведений Г.Л. Олди). - Дисс. ... к.ф.н. - М., 2015. - 208 с.
53.Дейнега В. В. Проблематика и поэтика романа Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Вестник Запорожского национального университета. Филологические науки. 2010. № 1. - С. 18-21.
54.Деотто П. Контекст итальянского текста в русской литературе
XIX - начала XX века // Электронный ресурс:
http: //www.patriziadeotto. it/articoli/kontekst. doc.
183
55.Дугин А.Г. «Магический реализм» Густава Майринка // Электронный ресурс: http: //literature.gothic.ru/articles/meyrink.htm.
56.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.
57. Журавлева А. И. Новое мифотворчество и литературноцентристская эпоха русской культуры // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2001. № 6. С. 35
- 42.
58.Завершинская Н.А. Оппозиция «своего» и «чужого» в современной культуре // Вест. Новгород. гос. ун-та. - 2004. -№27. - С. 41 - 47. 59.Загороднева К. В. Образ сильной личности в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Пушкинские чтения. 2012. № 17.
- С. 272-277.
60.Загороднева К.В. Роман Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы»: художественное новаторство и традиции // Вест. Ленинград. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2012. - Т. 1, № 3. - С. 67 - 73. 61.Загороднева К.В. Художественные особенности романа Д. Рубиной «Почерк Леонардо» и его пушкинская проекция // Вест. Ленинград. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2013. - Т. 1, № 1. -С.46 - 54.
62.Захаров В.Н. Реализм // Электронный ресурс
https://www.fedordostoevsky.ru/research/aesthetics-poetics/041/ 63.Захарова Ю. В. Творчество Иво Андрича и латиноамериканская литература "магического реализма" (опыт типологического сопоставления балканской и латиноамериканской "моделей мира" // Проблемы истории литературы. Выпуск первый. М., МГОПУ, 1996. - С. 113-120.
64.Зеньковский В.В. История русской философии // Электронный ресурс
https : //www. magister. msk.ru/library/philos/zenkovsky/zenkis00. htm.
65.Зиновьева Д.М. Методологические возможности категории отчуждения в изучении психологии личности // Электронный ресурс: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30271_full.shtml.
66.Зинухов А.И. Медовый месяц императора // Электронный ресурс: https://www.sovsekretno.ru/articles/id/857/.
67.Зиятдинова Д. Д. «Иаковский код» в трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха» // Известия УрФУ. Серия 2: Гуманитарные науки. 2014. № 4. - С. 178 - 186.
68.Злочевская А.В. Три лика «Мистического реализма» ХХ в.: Г. Гессе - В. Набоков - М. Булгаков. // Opera Slavica, 2007, № 3. // Электронный ресурс
https : //digilib.phil .muni .cz/bitstream/handle/11222. digilib/117274/2_ OperaSlavica_17-2007-3_2.pdf?sequence=1.
69.Значение имен, употребляющихся в Библии // Электронный ресурс http://preo.cca.by/adds/bible_names/7/ Дата обращения 14.01.2019
70.Зусман В.Г. Национальная концептосфера и политическая нация // Электронный ресурс:
www.hse.ru/pubs/share/direct/document/64467609 Дата обращения 04.01.2019
71.Ильина Л.Е. Магический реализм как отличительная особенность латиноамериканской литературы // Электронный ресурс http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/1867/1/2025-2028.pdf.
72.Кабанова И.В. Теории национальной идентичности // Филол. записки. Вест. литературовед. и языкозн. - 2006. - Вып. 24. - С. 210-219.
73.Каган М.С. Метод художественный // Электронный ресурс https://www.booksite.rU/fulltext/1/001/008/076/028.htm.
74. Кальман И. Сильва (Королева чардаша) // Электронный ресурс http://soundtimes.ru/opera/operetty/operetta-silva Дата обращения 14.01.2019
75.Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 33 - 43.
76.Кислицын К.Н. Магический реализм // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 1. - С. 274 - 277.
77.Кислицын К.Н. Проза С.А. Клычкова: поэтика магического реалима. - Дисс. ... к.ф.н. - М., 2005. - 197 с.
78.Кихней Л.Г. Мифологическая семантика умирания и воскрешения в стихах Ахматовой 1930-50-х годов // Творчество А.Ахматовой и Н. Гумилева в контексте поэзии XX века. - Тверь: ТГУ, 2004. - С. 27-39.
79.Кихней Л.Г. Под знаком акмеизма. - М.: Азбуковник, 2017. -608с.
80.Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века. - М.: РУДН, 2010. - 130 с.
81.Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (на материале европейской литературы первой половины XX века). -М.: Изд-во МГУ, 1999. - 308 с.
82. Козлов А. С. Мифологическая критика // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: Интелвак, 2001. - С. 562.
83.Козлов А.С. Миф // Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. - М.: Интрада, 1999. - С. 221224.
84.Козлов Ю. Проблема национальной / этнической идентификации в творчестве Дины Рубиной // Электронный ресурс: http: //www.literatura. flf.vu.lt/wp-content/uploads/2012/03/Lit_46_2_str6.pdf .
85.Колядич Т. М. Мотивный дискурс в романе Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Интернет-газета newslab.ru // Электронный ресурс: http://newslab.ru/article/267083.
86. Кормилов С. И. Реализм // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: Интелвак, 2001. - С. 861.
87.Кормилов С.И. Литературная критика первой половины ХХ века. - М.: МАКС-пресс, 2003. - 145 c.
88.Кортунов С. В. Национальная идентичность: Постижение смысла / С. В. Кортунов. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 589 с.
89.Костерина Е.Н. Художественный мифологизм творчества Осипа Мандельштама. - Дисс. ... к.ф.н. - Нерюнгри, 2001. - 179 с.
90.Крупчанов Л.М. Теория литературы // Электронный ресурс https://librolife.ru/g4302181 Дата обращения 14.01.2019
91. Кудрявицкий А. Российский короткий рассказ в духе магического реализма // Жужукины дети, или Притча о недостойном соседе. Антология короткого рассказа. Россия, 2-я половина ХХ в. Сост. А. Кудрявицкий. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 640 с. // Цит. по Электронный ресурс http: //kudryavitsky.narod.ru/articles. html.
92.Лармян О. В. Художественный метод и стиль. - М.: Высшая школа, 1964. - 203 с.
93.Лахманн Р. Дискурсы фантастического. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 384 с.
94. Леви-Стросс К. Миф, ритуал и генетика // Природа. 1978. № 1. - С. 90 - 106.
95.Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.: Наука, ГРВЛ, 1985. - 399 с.
96. Липневич В. Дина Рубина. Последний кабан из лесов Понтеведра // Знамя. - 1999. - № 12 // Электронный ресурс: http: //magazines.russ. ru/znamia/1999/12/lipnev.html
97.Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - №8. - С. 74 - 87.
98. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - 3-е изд. - М.: Наука, 1979. - 360 с.
99. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. - М.: Мысль, 1993. - 958 с.
100. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Наука, 1991. - 525 с.
101. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. - М.: Центр «СЭИ», 1991. -289 с.
102. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство - СПБ», 2000. - С. 14 - 85.
103. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф - имя - культура. Труды по знаковым системам. IV. - Тарту: Александра, 1973. -480 с.
104. Луценко Е. Лопнувший формат. Дина Рубина // Вопросы литературы. - 2009. - № 6 // Электронный ресурс: http: //magazines.russ. ru/voplit/2009/6/lu5. html
105. Лыткина О.И. К вопросу о типологии концептов в современной лингвистике // Вест. МГГУ им. М.А. Шолохова. Филологические науки. - 2010. - № 2. - С. 68 - 75.
106. Максимова Н.В. Курсив в романе Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Гуманит. исследования. - 2012. - № 3 (43). -С. 133 - 135.
107. Мальчуков Л. И. Реализм и «магический реализм» в западногерманской литературе 1945-1949 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Л., 1971. - 188 с.
108. Международная ассамблея фантастики «Портал» // Электронный ресурс http://fantlab.ru/award23.
109. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. - 407с.
110. Меркель Е.В. Поэтическая семантика акмеизма: миромоделирующие образы и мотивы. - Дисс. ... д.ф.н. - М., 2015. - 491 с.
111. Мифы народов мира. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - Т. 1. - 1009 с.
112. Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре: кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма. - М.: Индрик, 2011. - 352 с.
113. Мошняга Е.В. Концептное пространство // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - №1 - С. 269 - 273.
114. Н.А. Бердяев о русской философии. - Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991. - 240 с.
115. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики: автореф. дис. ... д-ра филол. н. -Л.: Изд-во РАН (Ин-т рус. лит. Пушкинский дом), 1988. - 29 с.
116. Несынова Ю.В. Мотив кукольности в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Филологический класс, 2015. Новосибирских циркачей лишают хлеба // Электронный ресурс https: //www.vesti .ru/doc.html ?id=112247.
117. Овчаренко О. Магический реализм // Теория литературы. Т. 4. Литературный процесс. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - С. 425-442.
118. Павлов Ю. Дина Рубина. Портрет на фоне русскоязычных писателей и Франца Кафки // Электронный ресурс: http: //www.rospisatel .ru/pavlov-rubina.htm
119. Пановица В. Ю. Роль обратимых метафорических моделей в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Вестник науки Сибири. — 2013. — № 2 (8). — С. 155-160.
120. Пановица В. Ю. Метафорическая модель «Жизнь - это театр кукол» в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Вестник науки Сибири, 2013. № 1. - С. 258-262.
121. Пановица В.Ю. Мотив двойничества в трилогии «Люди воздуха» Д. Рубиной: сюжетно-композиционное и вербально-текстовое воплощение // Вестник науки Сибири, 2013. - № 4. - С. 215 - 223.
122. Папилова Е.В. Имагология как научная дисциплина // Вест. МГГУ им. М.А. Шолохова. Филол. науки. - 2011. - № 4. - С. 31 -40.
123. Парамонова А. В., Фролова Г. А. Ключевые мотивы в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» и «Синдром Петрушки» // Альманах современной науки и образования. 2015. № 6. - С. 122-124.
124. Перепелкин М.А. Слово в мире Андрея Тарковского. Поэтика иносказания. - Самара: Самарский университет, 2010. -480 с.
125. Поговори со мною, мама // Электронный ресурс neboqitel. narod. ru/p. Po govori. html.
126. Подорога В. А. Метафизика ландшафта: коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX веков; РАН, Ин-т философии. - М.: Наука, 1993. - 319 с.
127. Полиция Милана узнала кисть «русского» художника из
Израиля в картине Кандинского // «Едиот Ахронот», 6 февраля
190
2011 // Электронный ресурс
http: //newsru.co .il/world/06feb2011 /kandinskii_003 .html.
128. Полупанова А.В. Трансформация «кукольного» сюжета в прозе Х1Х-ХХ1 вв.: Э. Т. А. Гофман («Песочный человек») - А. Грин («Серый автомобиль») - Д. И. Рубина («Синдром Петрушки») // Филол. науки. Вопросы теории и практики. - 2014.
- № 10 (40): в 3-х ч. Ч. II. - C. 142-145.
129. Пороль О.А. Онтологическое пространство в поэзии Мандельштама // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 6. - С. 38 - 43.
130. Пороль О.А. Онтологическое пространство и времени в поэзии Н. Гумилева // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2011. - № 1. - С. 20 - 26.
131. Пороль О.А. Поэтическая концепция пространства и времени в лирике А.А. Ахматовой // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 11. - С. 26 - 30.
132. Пропп В.Я. Морфология сказки. - М.: Лабиринт, 1998. -144 с.
133. Пространство и время в художественном произведении: сборник. - Оренбург: ОГПУ, 2002. - 506 с.
134. Прохорова Т.Г., Фаттахова Р.Р. Особенности повествовательной структуры романа Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Филология и культура. Philology and Culture. - 2014.
- №2 (36). - C. 160 - 165.
135. Пущаев Ю. Рыба: символ Христа // Электронный ресурс https: //foma.ru/ryiba-simvol-xrista. html.
136. Пыхтина Ю.Г. Сквозные пространственные образы в русской литературе: монография. - GmbH: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 150 с.
137. Пыхтина Ю.Г. Структура художественного пространства в повести Л. Андреева «Красный смех» // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 4. - С. 68-73.
138. Резанова З.И., Пановица В.Ю. Ключевые текстовые метафорические модели трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха» // Вест. Томск. гос. ун-та. - 2014. - № 382. - С. 33-38.
139. Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Литературный энциклопедический словарь. - М.: / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 487-489.
140. Руденко И.В. Пушкин и Романовы // Электронный ресурс: https://www.samara.kp.rU/daily/26088.4/2989291/ Руднев П. Мистический реализм // Электронный ресурс https://pavelrudnev.livejournal.com/525972.html
141. Силантьев И.В. Поэтика мотива. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 296 с.
142. Скопкарева С.Л. Неомиф в контексте современной русской литературы // Вестник Удмуртского университета. - Серия Филологические науки. - 2007, № 5. - С. 151 - 154.
143. Скороспелова Е. Б. Русская проза ХХ века: от А.Белого («Петербург») до Б.Пастернака («Доктор Живаго»). - М., 2003. // Цит. по Электронный ресурс: http://www.philol.msu.ru/~xxcentury/docs/Skorospelova2003_prozaX Xveka.pdf.
144. Славский Р. Е. Леонид Енгибаров. - М.: Искусство, 1989. -304 с.
145. Солнцева Н. М. Репутация куклы. — М.: Водолей, 2016. — 170 с.
146. Тамарченко Е.Д. Социально-философский жанр
современной научной фантастики (Типологическая
192
характеристика): автореф. дис. ... канд. филол. н. - Донецк: Изд-во ДГУ, 1970. - 29 с.
147. Телегин С.М. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации. - М.: Община, 1994. - 198 с.
148. Темиршина О.Р. «Пневматосфера»: принципы построения символистской модели мира // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Выпуск 7 - Симферополь: Крымский Архив, 2009. - С. 225 - 237.
149. Темиршина О.Р. Символистские универсалии и поэтика символа в современной поэзии. Случай Б. Гребенщикова. - М.: издательство МНЭПУ, 2009. - 180 с.
150. Тиме Г. А. Немецкий «миф» о Л. Толстом и Ф. Достоевском в первой трети ХХ века (Русско-немецкий диалог как опыт мифотворчества) // Русская литература. 2000. № 3. -С. 3 - 46.
151. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. - М.: Просвещение, 1966. - 476 с.
152. Тимошенко Т.В. Научная фантастика как социокультурный феномен: дис. ... канд. философ. н. - Ростов-на-Дону: Изд-во ТГРТУ, 2003. - 122 с.
153. Тлостанова М.В. Постсоветская литература и эстетика транскультурации. Жить никогда, писать ниоткуда. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 416 с.
154. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. / Пер. с франц. Б.Наумова. - М.: Дом Интеллектуальной книги, 1999. -143 с.
155. Токарев Г.В. Дискурсивные лики концепта: монография. -Тула: Тульск. гос. пед. ун-т, 2003. - 108 с.
156. Топоров В.Н. Мифопоэтическая модель мира // Мифы
народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 2. - С.161-166.
193
157. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура: сб. статей / Под ред. Т.В. Цивьян. - М.: Наука, 1983. -С.227-285.
158. Тропкина Н.Е. Визуальная апперцепция пространства в русской поэзии второй половины ХХ в. //Известия ВГПУ. 2014. -№5(90). - С. 140-144.
159. Тропкина Н.Е. Жанр лирического портрета в русской поэзии второй половины XX века: проблема традиции и новаторства // Художественные традиции в русской литературе ХХ-ХХ1 веков: Сборник статей и материалов IV Международной научной конференции «Мусатовские чтения - 2013» (Великий Новгород, 26-28 сентября 2013 г.). - Великий Новгород: Изд-во НГУ, 2014. - С.58-72.
160. Тропкина Н.Е. Природное и культурное пространство в лирике Татьяны Бек // Междисциплинарные связи при изучении литературы. Сб. науч. т / Отв. Ред. Т.Д. Белова, А.А. Демченко. Вып. 5. - Саратов: Изд. Центр «Наука», 2014. - С.124-129.
161. Тропкина Н.Е. Рецепция чеховского пространства в русской поэзии второй половины ХХ - начала XXI века // Историко-функциональное изучение литературы и публицистики: истоки, современность, перспективы: сб. материалов Международной научно-практической конференции.
- Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного университета, 2012. - С.231-234.
162. Тропкина Н.Е., Рябцева Н.Е. Пространство детства в поэзии О. Седаковой // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Русская филология. - 2017. - №2.
- С. 124-130. https://elibrary.ru/item.asp?id=29094522
163. Тюпа В. И. Очерк современной нарратологии // Критика и семиотика: [сборник статей]. Вып. 5. - Новосибирск : НГУ, 2002. - С. 5-31.
164. Фарино Е. Введение в литературоведение. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - С.359-360.
165. Федосова О. В. Магический реализм Мигеля Анхеля Астуриаса 60-х годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М., 1990. - 180 с.
166. Федотов О.И. Основы теории литературы. - Часть 2. - М.: Владос, 2003. - 272 с.
167. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. - М.: «Вост. лит.» РАН, 1998. - 800 с.
168. Фрейденберг О.М. Система литературного сюжета // Монтаж. Литература, Искусство, Театр, Кино. М., 1988. - С. 218220.
169. Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: трактаты, статьи, эссе. - М.: МГУ, 1987. - С. 99 - 106.
170. Хализев В. Е. Мифология 19-20 веков и литература // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2002. №3. С. 7-20.
171. Химич В.В. Странный реализм Булгакова. - Екатеринбург: УрГУ, 2007. - 300 с.
172. Художественный конфликт в русской и зарубежной литературе: коллективная монография / под ред. А.С. Карпова, А.Г. Коваленко. - М.: РУДН, 2011. - 480 с.
173. Цепенникова А.Н. Образы русских эмигранток XX и XXI вв. в рассказах Н. Тэффи и Д. Рубиной // Полит. лингвистика. -2013. - № 1(43). - С. 176 - 180.
174. Цивьян Т.В. Движение и путь в балканской модели мира. -М.: Индрик, 1999. - 376 с.
175. Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. - М.: Наука, 1990. - 210 с.
176. Цивьян Т.В. Модель мира и ее роль в создании (аван)текста // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. // Электронный ресурс http://www.ruthenia.ru/folklore/tcivian2.htm.
177. Чтиво номер 28: Владимир Сорокин, Дина Рубина, Тонино Бенаквиста, Берил Бейнбридж, Анна Гавальда // Электронный ресурс https: //sova-f.livej ournal .com/164352. html.
178. Чупринин С.И. Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям. - М.: Время, 2007. // Цит. по Электронный ресурс https://lit.wikireading.ru/11599 Дата обращения 14.01.2019
179. Шамсутдинова Н.З. «Магический» реализм в современной британской литературе. - Дисс. ... к.ф.н. - М., 2008. - 181 с.
180. Шафранская Э.Ф. Дина Рубина: продолжение чеховских традиций // Русская словесность. - 2003. - № 7. - С. 70 - 72.
181. Шафранская Э.Ф. Мифопоэтика «иноэтнокультурного текста» в русской прозе Д. Рубиной. - М.: ЛКИ, 2007. - 240 с.
182. Шафранская Э.Ф. Мифопоэтика иноэтнокультурного текста в русской прозе XX - XXI вв.: автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10. 01. 01. Волгоград: Волгогр. гос. пед. ун-т., 2008. - 42 с.
183. Шафранская Э.Ф. Поликультурная семантика заглавия романа Д. Рубиной «Вот идет Мессия!» // Электронный ресурс: http://science.rggu.ru/article.html?id=51182.
184. Шафранская Э.Ф. Синдром голубки (Мифопоэтика прозы Дины Рубиной). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2012. -470 с.
185. Шендерович В. Куклиада // Электронный ресурс http://www.shender.ru/books/list/text/? .file=163.
186. Шишкова-Шипунова С. Е. Почерк голубки // Знамя. 2010. № 5. - С. 150-161.
187. Шульпяков Г. Проза, которая никогда не станет текстом // Электронный ресурс: http://www.dinarubina.com/ critique/shulpiakov.html.
188. Эдельштейн М. Вокруг Дины Рубиной // Электронный ресурс https://lechaim.ru/ARHIV/215/edelshteyn.htm.
189. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994. - 336 с.
190. Bowers M.A. Magic(al) realism - New York: Third Avenue, 2004. - 719 p.
191. Chanady A. B. Magical Realism and the Fantastik. - New York; London, 1985. - 500 p.
192. Frye N. Anatomy of Criticism. G.B., 1957. - 400 p.
193. Gilham H. "Discovering the Fabulists: The Value of the Bizarre in Literature". - Washington Square Review. - 25 November 2018.
194. Guenther I. Magic realism: Theory, History, Community. -Durham: Duke University Press, 1995. - 592 c.
195. Kikhney L. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poétique acméiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. - P. 29-59.
196. Ronell A.P. Introducing Dina Rubina // Some thoughts on Russian Language Israeli Fiction. 2008. - P. 197-231.
197. Slemon S. Magic realism as post-colonial discourse //
Электронный ресурс
197
https://www.artsrn.ualberta.ca/sslemon/slemon/canlit116-Magic(Slemon)%20(1).pdf.
198. Treewater-Lipes R.N. Jewish Russianness or Rusian Jewishness: Dina Rubina and the Russian-speaking Allyah Identity // Новейшая история России. 2014. С. 181-189.
199. Zlotchew D. C. Varieties of Magical Realism. - New Jersey: Academic Press ENE, 2007. - 188 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.