Принципы циклообразования в трилогиях Дины Рубиной «Русская канарейка» и «Наполеонов обоз» тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Тулушева Елена Сергеевна

  • Тулушева Елена Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 209
Тулушева Елена Сергеевна. Принципы циклообразования в трилогиях Дины Рубиной «Русская канарейка» и «Наполеонов обоз»: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2021. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тулушева Елена Сергеевна

Введение

Глава 1. К проблеме композиции циклов и сверхтекстовых единств

1.1. Принципы организации цикла как структурного единства

1.2. Феномен трилогии в историческом и теоретическом аспектах

Выводы по 1 главе

Глава 2. Циклообразующие установки в трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка»

2.1. Сквозные мотивы в трилогии «Русская канарейка» как фактор скрепления текста трилогии

2.2. Композиционные принципы построения романов «Желтухин», «Голос», «Блудный сын» как сверхтекстового единства

Выводы по 2 главе

Глава 3. Циклообразующие установки в трилогии Дины Рубиной «Наполеонов обоз»

3.1. Система лейтмотивов в «Наполеоновом обозе»

3.2. Архитектонические принципы построения романов «Рябиновый клин», «Белые лошади», «Ангельский рожок» как макроцикла

3.3. Персонажная типология в новейших трилогиях Дины Рубиной как один из способов организации сверхтекстового единства

Выводы по 3 главе

Заключение

Список использованной литературы

Источники

Труды по теории и истории литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы циклообразования в трилогиях Дины Рубиной «Русская канарейка» и «Наполеонов обоз»»

Введение

Степень разработанности вопроса и постановка проблемы. Дина Рубина принадлежит к первому ряду русских современных прозаиков. Хотя в литературу она вошла едва ли не полвека назад, ее творчество стало объектом интенсивного научного исследования в российском литературоведении относительно недавно. Это объясняется в какой-то мере тем, что в 1990-м году она эмигрировала в Израиль, и в начале последнего десятилетия ХХ века в ее творчестве наблюдался творческий кризис, который длился, впрочем, недолго. Преодолев его, писательница обратилась к новой манере письма: у нее как бы открылось второе дыхание. Так, большинство крупных и значимых произведений созданы писательницей в 1990 - 2010-е годы: от коротких рассказов и повестей она переходит к более крупным формам - романам, затем трилогиям.

Следует отметить, что вектор исследовательского внимания смещен в сторону ее творчества 1990-х и 2000-х годов. Так, проза 1990-х рассмотрена в монографии польской исследовательницы И. Мяновской1, исследованиях Ю. Павлова2, Г. Шульпякова3, А.П. Ронелла4, Р.Н. Тривотера-Липеса5.

Из произведений 2000-х годов наиболее полно и глубоко исследованы романы «Почерк Леонардо», «Белая голубка Кордовы» и «Синдром Петрушки», объединенные автором в трилогию «Люди воздуха». Им

1 Мяновска И. Дина Рубина вчера и сегодня. Польша, Торунь, 2003. 296 с.

Павлов Ю. Дина Рубина. Портрет на фоне русскоязычных писателей и Франца Кафки // Электронный ресурс: http://www.rospisatel.ru/pavlov-rubina.htm

Шульпяков Г. Проза, которая никогда не станет текстом // Электронный ресурс: http://www.dinarubina.com/ critique/shulpiakov.html

4 Ronell A.P. Introducing Dina Rubina // Some thoughts on Russian Language Israeli Fiction. 2008. P. 197-231.

5 Treewater-Lipes R.N. Jewish Russianness or Rusian Jewishness: Dina Rubina and the Russian-speaking Allyah Identity // Новейшая история России. 2014. С. 181-189.

6 7 8

посвящены работы Л.Е. Абраменковой , П.В. Басинского , Е.Г. Белоусовой , Н.Ю. Букаревой и В.И. Смородиновой9, Г. Вайнштейна10, И.Ц. Ван11, В. Воронцовой12, Е.В. Внуковой13, В.В. Дейнега14, К.В. Загородневой15, Д.Д. Зиятдиновой16, Г.С. Зуевой17, К.А. Жульковой18, Н.В. Клишиной и И.Л.

6 Абраменкова Л.Е. Система эпиграфов в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Славянский мир: духовные традиции и словесность. Сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 1150-летию преставления святого равноапостольного Кирилла, 210-летию Н.В. Гоголя, 135-летию Е.И. Замятина. Под научной редакцией Н.Ю. Желтовой. 2019. С. 335-340.

у

Басинский П. В. Смерть в зеркале // Российская газета // Электронный ресурс: http://rg.ru/2008/05/19/rubina.html

8 Белоусова Е.Г. Типология двойников в трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха» // Культурные коды мировой литературы. / Сб. статей IV Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 20-30; Белоусова Е.Г. Художественное пространство романа «Почерк Леонардо»: набоковский ключ к зеркальной поэтике Д. Рубиной // Вопросы русской литературы. 2018. № 2 (44/101). С. 29-43.

9 Букарева Н.Ю., Смородинова В.И. Особенности интермедиальных связей в романе Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Культура. Литература. Язык. материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославль, 2020. С. 19-25.

Вайнштейн Г. Дина Рубина. Люди воздуха. Трилогия. // Новый журнал. 2011. № 5. С. 11-15.

11 Ван И.Ц. Волна и камень - о цвете воды в романе Д. Рубиной «Белая голубка

Кордовы» // Cross - Cultural Studies: Education and Science. 2018. Т. 3. № 3. С. 19-23.

12

12 Воронцова В. Дина Рубина. Белая голубка. Место для нового героя // Электронный ресурс: http://www.proza.ru/ 2010/05/31/466

13

Внукова Е.В. Картина Роберта Фалька «Пасмурный день» в романе Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 6-2 (38). С. 81-85.

14 Дейнега В. В. Проблематика и поэтика романа Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Вестник Запорожского национального университета. Филологические науки. 2010. № 1. С. 18-21.

15 Загороднева К. В. Образ сильной личности в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Пушкинские чтения. 2012. № 17. С. 272-277. Загороднева К. В. Роман Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы»: художественное новаторство и традиции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. № 3. Т. 1. С. 67-74. Загороднева К. В. Художественные особенности романа Д. Рубиной «Почерк Леонардо» и его пушкинская проекция // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. № 1. Т. 1. С. 46-54.

16 Зиятдинова Д. Д. «Иаковский код» в трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха» // Известия УрФУ. Серия 2: Гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 178 - 186.

17

Зуева Г.С. Собирательный образ героя трилогии Дины Рубиной «Люди воздуха» // Славянский мир: духовные традиции и словесность. Сборник материалов Международной научной конференции посвященной 250-летию Н.М. Карамзина, 195-

Чижовой19, Т.М. Колядич20, Н.В. Максимовой21, Ю.В. Несыновой22, В.Ю.

Л-5 ЛД ЛС

Пановица , А.В. Парамоновой и Г.А. Фроловой , А.В. Полупановой , Т.Г. Прохоровой и Р.Р. Фаттаховой26, А.Г. Сильчевой27, Н.В. Сорокиной и Л.Е.

летию Ф.М. Достоевского, 125-летию О.Э. Мандельштама. 2016. С. 367-371. Зуева Г.С. Особенности репрезентации живописного экфрасиса в прозе Дины Рубиной // Проблемы гуманитарного образования: филология, журналистика, история. сборник науч. статей III Международной научно-практической конференции. Под редакцией Т. В. Стрыгиной. 2016. С. 184-188. Зуева Г.С. Живописный экфрасис как способ характеристики главного героя романа Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2016. Т. 16. № 3. С. 321325.

18

Жулькова К.А. Куклы и кукловод в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки» // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. Реферативный журнал. 2019. № 2. С. 145-149.

Клишина Н.В., Чижова И.Л. Состав и структура функционально-семантического поля темпоральности в романе Д. Рубиной «Почерк Леонардо» // Язык-текст-коммуникация. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Ю.А.

Фомина. 2020. С. 70-76.

20

20 Колядич Т. М. Мотивный дискурс в романе Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Интернет-газета newslab.ru // Электронный

ресурс: http://newslab.ru/article/267083

21

21 Максимова Н. В. Курсив в романе Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» //

Гуманитарные исследования. 2012. № 3. С. 133-136.

22

Несынова Ю.В. Мотив кукольности в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Филологический класс, 2015 // Электронный ресурс Ы^://суЬег1ешпка.ги/аг11с1е/п/тойу-kuko1nosti-v-romane-d-rubinoy-sindrom-petrushki.

23

Пановица В. Ю. Метафорическая модель «Жизнь - это театр кукол» в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Вестник науки Сибири, 2013. № 1. С. 258-262. Пановица В.Ю. Мотив двойничества в трилогии «Люди воздуха» Д. Рубиной: сюжетно-композиционное и вербально-текстовое воплощение // Вестник науки Сибири, 2013. - № 4. - С. 215 - 223; Пановица В. Ю. Роль обратимых метафорических моделей в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Вестник науки Сибири. — 2013. — № 2 (8). — С. 155160.

24

Парамонова А. В., Фролова Г. А. Ключевые мотивы в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» и «Синдром Петрушки» // Альманах современной науки и образования. 2015. № 6. С. 122-124.

25

Полупанова А.В. Трансформация «кукольного» сюжета в прозе ХЕХ-ХХ! вв.: Э. Т. А. Гофман («Песочный человек») - А. Грин («Серый автомобиль») - Д. И. Рубина («Синдром Петрушки») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 10-2 (40). С. 142-145.

26 Прохорова Т. Г., Фаттахова Р. Р. Особенности повествовательной структуры романы Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Филология и культура. 2014. № 2. С. 160-

28 29

Абраменковой , С.Е. Шишковой-Шипуновой . Фундаментальное исследование этих романов в их связи с другими произведениями Дины Рубиной представлено в монографии Э.Ф. Шафранской .

Новейшие трилогии «Русская канарейка» (2014) и «Наполеонов обоз» (2018 - 2019) еще не получили обстоятельного научного осмысления. Есть

31 32

отдельные статьи (Н.В. Ланге , А.А. Моториной ), посвященные отдельным

163. Прохорова Т. Г., Фаттахова Р. Р. Экфрастичность как способ выявления мировидения героя-художника в романе Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2015. № 6 (38). С. 147-158. Прохорова Т. Г., Фаттахова Р. Р. Формы проявления театральности в организации системы образов романа Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2015. № 1 (14). С. 119-127.

27

Сильчева А.Г. Магические реалии в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо»: евангельский код // Казанская наука. 2018. № 11. С. 51-53.

Сорокина Н.В., Абраменкова Л.Е. Традиции магического реализма в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Неофилология. 2019. Т. 5. № 20. С. 518-525.

29

Шишкова-Шипунова С. Е. Почерк голубки // Знамя. 2010. № 5. С. 150-161.

30

Шафранская Э.Ф. Синдром голубки (Мифопоэтика прозы Дины Рубиной). -Санкт-Петербург: Свое издательство, 2012. - 470 с.

31

Ланге Н.В. Искусственные и естественные имена в трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка»: потомки Зверолова // Филологиечские науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12 (66), Ч.2. С. 123 - 127. Ланге Н.В. Имена учителей в семейной линии Этингеров (по трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-3 (76). С. 124-127. Ланге Н.В. «Музыкальные» антропонимы в трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка» // Четвёртые Моисеевские чтения : национальные и региональные особенности языка. Материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции.. 2018. С. 23-26. Ланге Н.В. Библейские имена в трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка» // Ономастика в Смоленске и Витебске: проблемы и перспективы исследования. 2018. № 6. С. 52-56. Ланге Н.В. Антропонимическое пространство деревни в трилогии Д. Рубиной «Наполеонов обоз» (книга 1 «Рябиновый клин») // Пятые Моисеевские чтения: историко-культурный и лингвистический ландшафт региона. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 100-летию Оренбургского государственного педагогического университета, 275-летию Оренбургской губернии и 285-летию образования Оренбургской комиссии. Составитель и научный редактор П.А. Якимов. 2019. С. 100-104. Ланге Н.В. Топонимы в трилогии Д.И. Рубиной «Русская канарейка»: Одесса, Алма-Ата, Вена // Ономастика в Смоленске и Витебске: проблемы и перспективы исследования. 2019. № 7. С. 56-64.

32

32 Моторина А.А. Кинематографический принцип восприятия действительности в трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка» // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2017. // Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/kinematograficheskiy-printsip-vospriyatiya-deystvitelnosti-v-trilogii-diny-rubinoy-russkaya-kanareyka Дата обращения 26.06.2021.

аспектам содержания и поэтики этих романов. Однако, названные трилогии до сих не отрефлексированы в монографическом формате, что объясняется тем, что в литературный процесс они вписались относительно недавно.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена весьма малой степенью изученности этих новейших произведений. Однако есть еще одна причина, обусловливающая актуальность нашей темы. Дело в том, что почти все произведения, написанные в романном жанре, Д. Рубина, начиная с «Почерка Леонардо», объединяет в трилогии. Возникает вопрос: почему? А вслед за этим также возникает еще целый ряд вопросов, требующих пристального рассмотрения. Так, например, каким образом прозаик объединяет романы в триптихи? Она руководствуется одними и теми же принципами или объединение происходит по разным основаниям? Задумывается романическая трилогия сразу, или уже потом, по мере развертывания текстового материала у автора возникает мысль о сверхтекстовом объединении?

Эти вопросы касаются идиопоэтики трилогий самой Рубиной, но их нельзя разрешить без изучения жанровых и композиционных претекстов -ведь Дина Рубина не первая, кто пишет трилогии. Естественно, возникает вопрос: ориентировалась ли она на литературную традицию. И наконец, этот вопрос упирается в решение более общего - теоретического вопроса: что есть трилогия, сверхтекст, цикл и каковы общие принципы и приемы циклообразования - не только в прозе, но в литературе (а в какой-то мере, и в искусстве) в целом.

Означенный перечень вопросов обусловливает объект, предмете, цель и задачи нашей диссертации.

Объектом данного исследования стала поздняя художественная проза Дины Рубиной. Непосредственным материалом для анализа стали две последние ее трилогии: «Русская канарейка» и «Наполеонов обоз». Также мы в качестве сравнительного объекта и сопоставительного материала для

анализа используем романы, вошедшие в предшествующую трилогию «Люди воздуха» и ее более ранние рассказы повести и романы, если этого требует та или иная аналитическая задача.

Предметом исследования являются художественные приемы автора, приводящие к соединению отдельных романов в сверхтекстовое единство трилогии (лейтмотивные скрепы, образная типология, сюжетно-композиционная гомология и пр.).

Ключевая ее цель - исследовать специфику новейших трилогий Дины Рубиной на фоне традиций метатекстовых объединений в классической и современной литературе и более ранних произведений Рубиной.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

1) Рассмотреть сверхтекстовые феномены - цикл и трилогию - в теоретическом и - отчасти - в историческом аспектах;

2) исследовать специфику циклических принципов в трилогии «Русская канарейка»;

3) выявить способы и приемы циклообразования в трилогии «Наполеонов обоз»;

4) вычленить композиционные, мотивные, образные особенности романных трилогий Дины Рубиной как уникального типа метатекста (и / или гипертекста).

Решить поставленные задачи помогло обращение к следующим научным методам:

- биографическому, с помощью которого идейно-тематическая и идиопоэтическая целостность объясняется биографическим контекстом жизни Дины Рубиной в ее непрерывной динамической целостности (нашедшей отражение в тенденции к непрерывности повествовательного контента);

- сравнительно-сопоставительному (компаративистскому) методу, с помощью которого, собственно, и производится сравнение романных текстов автора на разных композиционных уровнях и семантических срезах;

- культурно-историческому методу; с его помощью анализируются романные связи с породившим их социокультурным, историческим и географическим контекстом как некоей непрерывностью пространственно -временного континуума;

- интертекстуальному методу, который позволяет выявить, во-первых, автореминисценции Рубиной, позволяющие рассматривать отдельное произведение как структурную часть метаромана - на фоне всего корпуса ее прозы, во-вторых, обнаружить лейтмотивные цитаты и парафрастические элементы, отсылающие к музыкальным, живописным, литературным произведениям мирового искусства, а также к мифологическому дискурсу;

- структурно-типологическому методу, позволяющему выявить основные элементы для сопоставления, систематизировать их содержательные и формальные структуры и выявить основные закономерности их художественного функционирования.

Методологической и теоретической базой диссертационного исследования для нас стали работы, в которых исследуется семантика и поэтика трилогий, специфика циклообразования, поэтика современной

33 34 35

прозы - труды М.Н. Дарвина , И.В. Фоменко , Дж. Мюллера , Х.М. Мустарда36, Ф.З. Ингрэма37, Л.Г. Кихней38, Д.Д. Благого39, Л.Е. Ляпиной40,

33 Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирики // Теория литературы. Т. 3. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - М.: ИМЛИ РАН, 2005. -С. 476 - 515. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. - Кемерово, 1983. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл: проблемы истории и теории. На материале поэзии первой половины XIX века. - Красноярск, 1988.

Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. - Тверь: ТГУ,

1992.

35

Muller J. Das zyklische Prinzip in der Lyric // Germanisch-Romanische Monatsschrift. - 20. - 1932.

36 Mustard H.M. The Lyric Cycle in German Literature. - New York, 1946.

Л.В. Флерко41, О.Г. Егоровой42, М.А. Дворака43, А.В. Тагильцева44, А.Р.

Касимовой45, О.А. Чехуновой46, А.Ф. Цирулева47, Н.В. Матвеевой48, О.И. Осиповой49.

37

Ingram FZ. Representative Short Story Cycles of the Twentieth Century. - Paris,

1971.

38

Кихней Л.Г. Книга «Вечер» Анны Ахматовой сквозь время: циклические закономерности и текстологические парадоксы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2015. // Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/kniga-vecher-anny-ahmatovoy-skvoz-vremya-tsiklicheskie-zakonomernosti-i-tekstologicheskie-paradoksy Дата обращения 27.05.2021

39

Благой Д.Д. Трилогия // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925. Цит по Электронный ресурс http://endic.ru/lit/Trilogija-533.html Дата обращения 24.05.2021

40 Ляпина Л.Е. Литературная циклизация (к истории изучения) // Русская литература. - 1998. - № 1.

41 Флёрко Л.В. Классификация и типология лирических циклов в литературоведении // Электронный ресурс https://articlekz.com/article/22930 Дата обращения 27.05.2021.

42

Егорова О.Г. Проблема циклизации в русской прозе первой половины XX века // Электронный ресурс https://www.dissercat.com/content/problema-tsiklizatsii-v-russkoi-proze-pervoi-poloviny-xx-veka Дата обращения 27.05.2021

Дворак М.А. Специфика художественного мира, конфликта и жанра в современной российской фантастике (на примере произведений Г.Л. Олди). - Дисс. ... к.ф.н. М.: РУДН, 1915. 208 с.

44 Тагильцев А.В. Лирические циклы Анны Ахматовой 1940-х - 1960-х гг.: проблема художественной целостности: Дисс. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2003. - 147 c.

45 Касимова А.Р. Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ижевск, 2011. - 21 c.

46 Чехунова О.А. Циклическая структура поэтических сборников Георгия Иванова 1930-х годов как отражение экзистенциальной картины мира. Дисс. ... к.ф.н. Нерюнгри, 2012.

47

47 Цирулев А.Ф. Концепция разума в трилогиях Л. Толстого и М. Горького // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Филология. 2010. 3(1).

48

Матвеева Н.В. Драматургическая трилогия А. Платонова («Шарманка», «14 Красных Избушек», «Ноев ковчег»): система мотивов. Автореферат дисс. ... к.ф.н. Екатеринбург, 2008.

49 Осипова О.И. К вопросу жанрового определения прозаического цикла // Материалы IX межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. - 2008 - С. 136 - 138. Осипова О.И. Авторский замысел и имплицитный читатель // В мире научных открытий. - 2010 - №4 (10) Ч. 13 - С. 59-60. Осипова О.И. Роль подзаголовка в новеллах цикла «Земная ось» В. Брюсова // Литература

В диссертации привлекаются результаты изысканий исследователей творчества Дины Рубиной, в первую очередь, труды одного из самых интересных исследователей творчества Рубиной - Элеоноры Федоровны Шафранской50. Мы, безусловно, учитываем результаты работ авторов, перечисленных в рубрике «степень разработанности вопроса», список

51 52

которых можно дополнить новейшими работами Кихней , В.А. Гаврикова ,

53

А.Г. Сильчевой . Не остались вне поля нашего внимания и труды историков новейшей литературы, которые так или иначе касаются методологических проблем, поднимаемых в нашей работе (в частности, труды М.М. Голубкова54, А.Г. Коваленко55, Я.В. Солдаткиной56, Д.В. Кротовой57, О.А.

и культура Дальнего Востока и восточного зарубежья: статьи участников рег. науч. конф. - 2010 - С. 243-245.

50 Шафранская Э.Ф. Синдром голубки (Мифопоэтика прозы Дины Рубиной). -Санкт-Петербург: Свое издательство, 2012. - 470 с. Шафранская Э.Ф. Проза Дины Рубиной: между беллетризмом и элитарностью // Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой. сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2018. С. 166-175. Шафранская Э.Ф. Поиск дома и «собачий» топоним в прозе Дины Рубиной // Iudaica Russica. 2020. № 1 (4). С. 40-55. Шафранская Э.Ф. Дина Рубина: проза о любви // Русский язык в Армении. 2020. № 1 (112). С. 33-50. Шафранская Э.Ф. «Уйти к родным полям Иерусалима...»: дом в прозе Дины Рубиной // История и современность филологических наук. Сборник научных статей по материалам Международной научной конференции XVI Виноградовские чтения. В 2 томах. Москва, 2021. С. 156-168.

Кихней Л.Г., Сильчева А.Г. Функции антропонимов в поэтике романов Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» и «Синдром Петрушки» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018. Т. 23. № 4. С. 402-409.

52 u

Гавриков В.А. Проза Дины Рубиной в контексте мистического реализма // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере. Материалы X Международной научно-практической конференции. отв. ред. Д.Н. Жаткин, Т.С. Круглова. Москва - Пенза, 2021. С. 36-48.

53 и

Сильчева А.Г. Эоническое время в трилогии Дины Рубиной «Люди воздуха» // Казанская наука. 2018. № 8. С. 21-23. Сильчева А.Г. Мотив сиротства в трилогии Дины Рубиной «Люди воздуха» // Казанская наука. 2018. № 9. С. 42-44.

54Голубков М.М. Что такое современная литература? // Писатели и критики первой половины ХХ века: предшественники, последователи (незабытые и забытые имена). М.: Common Place, 2021. С.26-37.

55 Коваленко А.Г. История подлинная и мнимая в зеркале современной русской

прозы // Русский язык и русская культура. Разнообразие теорий и практик. Current Issues in the study and Teaching of Russian Langauge and Culture. - Вашингтон, ACTR Publications,

Сысоевой ). Ценными в свете изучаемых вопросов представляются соображения о сходстве композиции литературных и музыкальных произведений, высказанные Б. Кацем и Р. Тименчиком и59, а также Г.Н. Трофимовой60.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что алгоритм анализа трилогий Дины Рубиной как сверхтекстовых структур может быть использован при изучении теории и истории прозаических жанров в русской литературе - не только современной, но и классической. Заявленная тема позволит установить и закономерности образования метациклов и в мировой культуре. Основные положения диссертации открывают перспективу сравнительных исследований трилогий разных эпох и народов.

Практическая ценность диссертации. Основные положения работы могут быть использованы при составлении учебных пособий по истории русской литературы, в курсах и спецкурсах по теории и истории русской литературы - как в филологических вузах, так и в средней школе.

2007. - P. 127-137; Коваленко А.Г. Русская литература конца XIX-XX в.: Учеб. пособие. -М.: Изд-во РУДН, 2006; Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе ХХ века. - М.: РУДН, 2010. 496 с.; Коваленко А.Г. О структуре художественного конфликта // Вестник РУДН. Серия «Литературоведение, журналистика». - 2003-2004. - № 7-8. - С. 5-14.

Коваленко А.Г. О структуре художественного конфликта // Вестник РУДН. Серия «Литературоведение, журналистика». - 2003-2004. - № 7-8. - С. 5-14.

Солдаткина Я.В. Литература в звуке, цвете и движении. Историко-литературные основы медиасловесности. - Москва-Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2019. - 265 с.

57

Кротова Д.В. «Письмовник» М.Шишкина как неомодернистский роман // Русская литература ХХ-ХХ1 веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения). Материалы VII Международной научной конференции. Москва, 17-19 декабря 2020 г, М.: МАКС Пресс, 2020. Кротова Д.В. Тема иллюзий в творчестве Т.Толстой // Русская литература: ХХ век и современность. Коллективная монография к юбилею проф. М.М. Голубкова. М.: МАКС Пресс, 2020. С. 256-268.

58

Сысоева О.А. «Вторичные» жанры в современной русской прозе // Paradigmata poznani. 2014. № 3. С. 62 - 64. Сысоева О.А. Современная русская литература: учеб. пособие. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018 - 168 с.

Кац Б., Тименчик Р. Ахматова и музыка. М.: Советский композитор, 1989. - 336

с.

60 Трофимова Г.Н. Афрокубанизм Алехо Карпентьера (20 - 40-е годы). Автореферат дисс. ... к.ф.н. М., 1991. 17 с.

На защиту выносятся следующие положения:

1. При всем многообразии форм трилогии в мировой и отечественной литературе и в других видах искусства можно выделить два основных принципа их построения. Трилогия может быть организована по хронологическому принципу, когда порядок следования частей определяется развитием сюжета и имеет единственно верный вариант прочтения. Второй вариант - это авторское объединение в трилогию произведений, не имеющих отчетливого хронологического порядка следования друг за другом, но объединенных общностью темы, художественного метода, рассматриваемой проблематики и пр. Во втором случае автор может формировать вторичную хронологию: с помощью самоцитирования задавать порядок восприятия частей.

2. Трилогии «Люди воздуха» (2008 - 2010), «Русская канарейка» (2014) и «Наполеонов обоз» (2018 - 2019) соединяют в себе традицию «трилогий становления», распространенных в русской литературе XIX - начала ХХ столетия, и трилогий магического реализма и фэнтези, появившихся в европейской литературе ХХ века.

3. Две новейшие трилогии представляют собой образцы уникального художественного метода Рубиной, намеченного в более ранних произведениях, в том числе и в трилогии «Люди воздуха». В соответствии с авторской концепцией, прошлое семьи, рода непосредственно влияет на настоящее, и жизнь главных персонажей рассматривается через призму истории его семьи. Это формирует уникальную композицию трилогий, которую нельзя свести к линейной хронологии: в течение сюжета автор включает вкрапления (разной степени глубины и объемности), из прошлого и будущего героев.

4. Трилогия «Русская канарейка» построена на двух структурных принципах, имеющих отношение к двум видам искусства. Первый принцип связан с живописным кодом, пронизывающим всю архитектонику трилогии (экфрасисным лейтмотивом является картина Рембрандта «Возвращение Блудного Сына», встроенная в содержательную структуру трилогии). Второй принцип -музыкальный код, организующий систему лейтмотивов триптиха.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тулушева Елена Сергеевна, 2021 год

Список использованной литературы Источники

1. Блок А.А. Собрание сочинений в 8 т. Т. 3. Стихотворения и поэмы. М.-Л.: Гос. Издательство художественной литературы, 1960. 720 с.

2. Губерман И.М. Пожилые записки. - Нижний Новгород: Деком, 1996.

3. Любовь к трем апельсинам. Журнал доктора Дапертутто. 1914. № 1. // Электронный ресурс http://ruslitwwi.ru/files/attachment/1325.pdf Дата обращения 25.05.2021

4. Маркес Г.А. Сто лет одиночества. - пер. М.И. Былинкиной. М.: Харвест, 2016. 480 с.

5. Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений. М.: Типография издательства Д.И. Сытина, 1914. Т. I.

6. Павич М. Ящик для письменных принадлежностей. СПб: Азбука, 2000.

7. Рубина Д.И. Альт перелетный. М.: Эксмо, 2007. 208 с.

8. Рубина Д.И. Белая голубка Кордовы. М.: издательство «Э», 2018. 624 с.

9. Рубина Д.И. Воскресная месса в Толедо. М.: Эксмо, 2011. 320 с.

10.Рубина Д.И. Камера наезжает! М.: Эксмо, 2014. 256 с.

11.Рубина Д.И. Наполеонов обоз. Книга 1. Рябиновый клин. М.: Эксмо, 2020. 448 с.

12.Рубина Д.И. Наполеонов обоз. Книга 2. Белые лошади. М.: Эксмо, 2020. 480 с.

13.Рубина Д.И. Наполеонов обоз. Книга 3. Ангельский рожок. М.: Эксмо, 2020. 480 с.

14.Рубина Д.И. Окна: роман. Живопись Б. Карафелова. М.: Эксмо, 2012. 276 с.

15.Рубина Д.И. Почерк Леонардо. М.: Эксмо, 2008. 464 с.

16.Рубина Д.И. Русская канарейка. Блудный сын. М.: Эксмо, 2019. 480 с.

17.Рубина Д.И. Русская канарейка. Голос. М.: Эксмо, 2019. 640 с.

18.Рубина Д.И. Русская канарейка. Желтухин. М.: Эксмо, 2019. 576 с.

19.Рубина Д.И. Синдикат. М.: Эксмо, 2009. 544 с.

20.Рубина Д.И. Синдром Петрушки. М.: издательство «Э», 2017. 512 с.

21.Рубина Д.И. Такая долгая жизнь. Полное собрание рассказов в одной томе. - М.: Эксмо, 2015.

22.Рубина Д.И. Цыганка. М.: Эксмо, 2015. 176 с.

23.Рубина В.И. Мы с Диной сестры родные, но очень разные // Электронный ресурс: https://www.newsru.co.il/rest/27aug2009/rubina 301 .html Дата обращения 08.06.2021.

24.Рубина Д.И. Дина Рубина: охотница за сюжетами. // Электронный ресурс http: //www.dinarubina.com/interviews/story2018. html Дата обращения 17.06.2021.

25.Рубина Д.И. Радость в каждой строке бытия. // Электронный ресурс https://eclectic-magazine.ru/dina-rubina-radost-v-kazhdoi-stroke-bytiya/ Дата обращения 17.06.2021.

26. Чехов А.П. Человек в футляре // Электронный ресурс https://üibrary.ru/text/438/p.1/mdex.html Дата обращения 27.05.2021.

27. Чехов А.П. Крыжовник // Электронный ресурс https://ilibrary.ru/text/460/p.1/index.html Дата обращения 27.05.2021.

28.Чехов А.П. О любви // Электронный ресурс https://ilibrary.ru/text/461/p.1/index.html Дата обращения 27.05.2021.

Труды по теории и истории литературы

29.Абишева С.Д. Поэтическая система «Мир природы»: структура и семантика. Алматы, 2002. 268 с.

30. Абраменкова Л.Е. Система эпиграфов в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Славянский мир: духовные традиции и словесность. Сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 1150-летию преставления святого равноапостольного Кирилла, 210-летию Н.В. Гоголя, 135-летию Е.И. Замятина. Под научной редакцией Н.Ю. Желтовой. 2019. С. 335-340.

31.Александрова М. «Наполеонов обоз» Дины Рубиной: лоскутный пейзаж с любовью и смертью // Электронный ресурс: https://regnum.ru/news/cultura/2977035.html Дата обращения 23.06.2021

32.Аминова О. «Быть каменным утесом, над которым плывут судьбы героев». Интервью с Диной Рубиной // Электронный ресурс https: //www.labirint.ru/now/dina-rubina-angelskiy-rozhok/ Дата обращения 23.06.2021.

33. Аносова Л.В. Архитектоника и поэтика лирических циклов в книгах стихов М. Кузмина 1910-х годов: Автореф. дис. ... канд. филолог. Наук. М., 2008. 25 с.

34.Байрамова А. Н. Венок сонетов в русской поэзии XX века // Мировая литература в контексте культуры. 2009. № 4. С. 328 - 329.

35.Басинский П. В. Смерть в зеркале // \Российская газета // Электронный ресурс: http://rg.ru/2008/05/19/rubina.html Дата обращения 20.05.2021

36.Бахтин М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования 4 разных лет. М.: Художественная литература, 1975. С. 454 - 455.

37.Белоусова Е.Г. Типология двойников в трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха» // Культурные коды мировой литературы. / Сб. статей IV Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 2030.

38.Белоусова Е.Г. Художественное пространство романа «Почерк Леонардо»: набоковский ключ к зеркальной поэтике Д. Рубиной // Вопросы русской литературы. 2018. № 2 (44/101). С. 29-43.

39.Белый А. Стихотворения и поэмы. М.; Л.: Советский писатель, 1966. 668 с.

40.Благой Д.Д. Трилогия // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925. Цит по Электронный ресурс http://endic.ru/lit/Trilogija-533.html Дата обращения 24.05.2021

41.Букарева Н.Ю., Смородинова В.И. Особенности интермедиальных связей в романе Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Культура. Литература. Язык. материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославль, 2020. С. 19-25.

42.Бурдина С.В. «Трагическая симфония о судьбе поколения»: лиро-эпическая трилогия А. Ахматовой // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. № 4. С. 151 - 156.

43.Вайнштейн Г. Дина Рубина. Люди воздуха. Трилогия. // Новый журнал. 2011. № 5. С. 11-15.

44.Ван И.Ц. Волна и камень - о цвете воды в романе Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Cross - Cultural Studies: Education and Science. 2018. Т. 3. № 3. С. 19-23.

45.Внукова Е.В. Картина Роберта Фалька «Пасмурный день» в романе Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 6-2 (38). С. 81-85.

46.Войтехович Р.С. Лирический цикл «Куст» М. И. Цветаевой: семь интерпретаций // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2010. Вып. 3 (21). С.

28 - 47 // Электронный ресурс https://cyberlemnka.ru/artide/n/Hricheskiy-tsikl-kust-m-i-tsvetaevoy-sem-interpretatsiy-1 Дата обращения 02.06.2021

47. Воронцова В. Дина Рубина. Белая голубка. Место для нового героя // Электронный ресурс: http://www.proza.ru/ 2010/05/31/466 Дата обращения 20.05.2021.

48.Воронцова Г.Н. Роман А.Н. Толстого «Хождение по мукам» (19191921). Творческая история и проблемы текстологии. М.: ИМЛИ РАН, 2014. 344 с.

49.Гавриков В.А. Проза Дины Рубиной в контексте мистического реализма // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере. Материалы X Международной научно-практической конференции. отв. ред. Д.Н. Жаткин, Т.С. Круглова. Москва - Пенза, 2021. С. 36 - 48.

50.Гальперина Г.А. Древнегреческие драматурги // Электронный ресурс https://culture.wikireading.ru/54450 Дата обращения 24.05.2021

51.Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Художественная литература, 1977. 449 с.

52.Гольденберг А.Х. «Гоголь и Данте» как современная научная проблема // Электронный ресурс http://domgogolya.ru/science/researches/1519/ Дата обращения 02.06.2021.

53.Голубков М.М. Что такое современная литература? // Писатели и критики первой половины ХХ века: предшественники, последователи (незабытые и забытые имена). М.: Common Place, 2021. С.26-37.

54. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. Кемерово, 1983. 62 с.

55. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл: проблемы истории и теории. На материале поэзии первой половины XIX века. Красноярск, 1988. 77 с.

56. Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирики // Теория литературы. Т. 3. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - М.: ИМЛИ РАН, 2005. - С. 476 - 515.

57.Дарвин М.Н. Цикл // Электронный ресурс https://sites.google.com/site/literaturovedenieru/literaturnoe-proizvedenie/cikl-m-n-darvin Дата обращения 24.05.2021.

58.Дворак М.А. Специфика художественного мира, конфликта и жанра в современной российской фантастике (на примере произведений Г.Л. Олди). Дисс. ... к.ф.н. М., 2015. 208 с.

59.Дейнега В. В. Проблематика и поэтика романа Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Вестник Запорожского национального университета. Филологические науки. 2010. № 1. С. 18-21.

60.Джиоева А.Т. Традиции семейного романа в отечественной прозе ХХ столетия. Дисс. ... к.ф.н. Саранск, 2019. 225 с.

61.Егорова О.Г. Проблема циклизации в русской прозе первой половины XX века // Электронный ресурс https://www.dissercat.com/content/problema-tsiklizatsii-v-russkoi-proze-pervoi-poloviny-xx-veka Дата обращения 27.05.2021.

62.Жулькова К.А. Куклы и кукловод в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки» // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. Реферативный журнал. 2019. № 2. С. 145-149.

63.3агороднева К. В. Образ сильной личности в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Пушкинские чтения. 2012. № 17. С. 272-277.

64.Загороднева К. В. Роман Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы»: художественное новаторство и традиции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. № 3. Т. 1. С. 67-74.

65.Загороднева К. В. Художественные особенности романа Д. Рубиной «Почерк Леонардо» и его пушкинская проекция // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. № 1. Т. 1. С. 46-54. 66.Зиятдинова Д. Д. «Иаковский код» в трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха» // Известия УрФУ. Серия 2: Гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 178 - 186.

67. Зуева Г.С. Живописный экфрасис как способ характеристики главного героя романа Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2016. Т. 16. № 3. С. 321-325. 68.Зуева Г.С. Особенности репрезентации живописного экфрасиса в прозе Дины Рубиной // Проблемы гуманитарного образования: филология, журналистика, история. сборник науч. статей III Международной научно-практической конференции. Под редакцией Т. В. Стрыгиной. 2016. С. 184-188.

69. Зуева Г.С. Собирательный образ героя трилогии Дины Рубиной «Люди воздуха» // Славянский мир: духовные традиции и словесность. Сборник материалов Международной научной конференции посвященной 250-летию Н.М. Карамзина, 195-летию Ф.М. Достоевского, 125-летию О.Э. Мандельштама. 2016. С. 367-371.

70.Касимова А.Р. Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ижевск, 2011. 21 с.

71.Кихней Л.Г. Книга «Вечер» Анны Ахматовой сквозь время: циклические закономерности и текстологические парадоксы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2015. // Электронный ресурс Шрв://суЬег1етпка.ги/а111с1е/п/кш§а-уесЬег-аппу-аЬша1:оуоу-8куо7-

vremya-tsiklicheskie-zakonomernosti-i-tekstologicheskie-paradoksy Дата обращения 27.05.2021.

72.Кихней Л.Г., Сильчева А.Г. Функции антропонимов в поэтике романов Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» и «Синдром Петрушки» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018. Т. 23. № 4. С. 402-409.

73.Клементьева Н. Дина Рубина, «Русская канарейка» // Электронный ресурс https: //uchilkanata.blogspot.com/2020/04/blog-post.html Дата обращения 08.05.2021.

74.Клишина Н.В., Чижова И.Л. Состав и структура функционально-семантического поля темпоральности в романе Д. Рубиной «Почерк Леонардо» // Язык-текст-коммуникация. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Ю.А. Фомина. 2020. С. 70 - 76.

75.Коваленко А.Г. История подлинная и мнимая в зеркале современной русской прозы // Русский язык и русская культура. Разнообразие теорий и практик. Current Issues in the study and Teaching of Russian Langauge and Culture. - Вашингтон, ACTR Publications, 2007. - P. 127137.

76. Коваленко А.Г. Русская литература конца XIX-XX в.: Учеб. пособие. -М.: Изд-во РУДН, 2006.

77. Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе ХХ века. - М.: РУДН, 2010. -496 с.

78.Коваленко А.Г. О структуре художественного конфликта // Вестник РУДН. Серия «Литературоведение, журналистика». - 2003-2004. - № 78. - С. 5-14.

79.Колядич Т. М. Мотивный дискурс в романе Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Интернет-газета news1ab.гu // Электронный ресурс: http://newslab.ru/article/267083 Дата обращения 20.05.2021

80.Кондрашов А.П. Новейшая книга фактов. Мифология. Религия // Электронный ресурс https://гe1igion.wikiгeading.гu/84879 Дата обращения 23.06.2021.

81.Крауклис Г.В. Трилогия. Термины и понятия // Электронный ресурс https://www.belcanto.ru/trilogia.html Дата обращения 02.06.2021.

82.Кротова Д.В. «Письмовник» М.Шишкина как неомодернистский роман // Русская литература ХХ-ХХ! веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения). Материалы VII Международной научной конференции. Москва, 17-19 декабря 2020 г, М.: МАКС Пресс, 2020.

83.Кротова Д.В. Тема иллюзий в творчестве Т.Толстой // Русская литература: ХХ век и современность. Коллективная монография к юбилею проф. М.М.Голубкова. М.: МАКС Пресс, 2020. С. 256-268.

84. Кулешов В.И. Маленькая трилогия // Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М.: Детская литература, 1983. Цит. По Электронный ресурс http://gramшa.ru/BIB/?id=3.96 Дата обращения 24.05.2021.

85.Кулыгина В.В. Принципы лирической циклизации в творчестве Вяч. Иванова: «Итальянские сонеты», «Зимние сонеты», «Римский дневник 1944 года»: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2009. 25 с.

86.Ланге Н.В. Антропонимическое пространство деревни в трилогии Д. Рубиной «Наполеонов обоз» (книга 1 «Рябиновый клин») // Пятые Моисеевские чтения: историко-культурный и лингвистический ландшафт региона. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 100-летию Оренбургского государственного педагогического университета, 275-летию Оренбургской губернии и

285-летию образования Оренбургской комиссии. Составитель и научный редактор П.А. Якимов. 2019. С. 100-104.

87.Ланге Н.В. Библейские имена в трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка» // Ономастика в Смоленске и Витебске: проблемы и перспективы исследования. 2018. № 6. С. 52 - 56.

88.Ланге Н.В. Имена учителей в семейной линии Этингеров (по трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-3 (76). С. 124 - 127.

89.Ланге Н.В. Искусственные и естественные имена в трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка»: потомки Зверолова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12 (66), Ч.2. С. 123 - 127.

90.Ланге Н.В. Топонимы в трилогии Д.И. Рубиной «Русская канарейка»: Одесса, Алма- Ата, Вена // Ономастика в Смоленске и Витебске: проблемы и перспективы исследования. 2019. № 7. С. 56 - 64.

91.Ланге Н.В. «Музыкальные» антропонимы в трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка» // Четвёртые Моисеевские чтения : национальные и региональные особенности языка. Материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции. 2018. С. 23 - 26.

92.Любан Г. «Возвращение блудного сына»: больше, чем видит глаз. М.: Дом еврейской книги, 2007. 28 с.

93.Ляпина Л.Е. Проблема целостности лирического цикла // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк: 1977. С. 164 - 166.

94.Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. СПб., 1999. 280с.

95.Ляпина Л.Е. Литературная циклизация (к истории изучения) // Русская литература. 1998. № 1. С. 170 - 177.

96.Максимова Н. В. Курсив в романе Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Гуманитарные исследования. 2012. № 3. С. 133-136.

97. Максимова Т.Ю. Творческие истоки цветаевского цикла «Ахматовой» (1916) // Вестник Брянского государственного университета, 2016. // Электронный ресурс https://cyЬeг1eninka.гu/aгtic1e/n/tvoгcheskie-istoki-tsvetaevskogo-tsik1a-ahmatovoy-1916 Дата обращения 27.05.2021.

98. Мартынов С. Цвет любви: 9 загадок картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» // Вокруг света, 2019. № 10. // Электронный ресурс https://www.vokrugsveta.гu/aгtic1e/321765/ Дата обращения 09.06.2021.

99. Марченко А.М. «Как у меня не было романа с Блоком» // Электронный ресурс https://biography.wikireading.ru/124907 Дата обращения 27.05.2021.

100. Матвеева Н.В. Драматургическая трилогия А. Платонова («Шарманка», «14 Красных Избушек», «Ноев ковчег»): система мотивов. Автореферат дисс. ... к.ф.н. Екатеринбург, 2008. 24 с.

101. Мильчин К.И. Как сотворить мир. Почему именно английская литература преуспела в создании вымышленных вселенных. // Русский репортер, 17.03.2011. С. 131 - 135.

102. Мирошникова О.В. Анализ и интерпретация лирического цикла: «Мефистофель» К.К. Случевского: Учеб. пособие. Омск: Омск. гос. унт, 2003. 138 с.

103. Моисеев А. Израильские танки Merkava стали еще более защищенными // Электронный ресурс https://rg.ru/2021/01/11/izrailskie-tanki-шeгkava-sta1i-eshche-Ьo1ee-zashchishchennyшL.htшl Дата обращения 15.06.2021

104. Моторина А.А. Кинематографический принцип восприятия действительности в трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка» // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2017. // Электронный ресурс https://cyЬeг1eninka.гu/artic1e/n/kineшatogгafícheskiy-pгintsip-vospгiyatiya-

deystvitelnosti-v-trilogii-diny-rubinoy-russkaya-kanareyka Дата обращения 26.06.2021.

105. Мяновска И. Дина Рубина вчера и сегодня. Польша, Торунь, 2003. 296 с.

106. Налегач Н.В. Микроцикл И. Анненского «Август» как неомифологический текст // Диалог культур. 4: Сборник материалов IV межвузовской конференции молодых ученых (май 2001) / Под ред. С. А. Манскова. Барнаул, БГПУ, 2002. С. 102 - 107.

107. Несынова Ю.В. Мотив кукольности в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Филологический класс, 2015 // Электронный ресурс https://cyberlemnka.ru/article/n/motiv-kukolnosti-v-romane-d-rubinoy-sindrom-petrushki Дата обращения 20.05.2021.

108. Никулин Д.В. Проблемы циклизации в творчестве Ю.Д. Левитанского: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2010. 24 с.

109. Огнева Е.А. Художественный формат концепта «Русскость» как когнитивной доминанты в трилогии А. Толстого «Хождение по мукам» // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. // Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyi-format-kontsepta-russkost-kak-kognitivnoi-dominanty-v-trilogii-a-tolstogo-hozhdenie-po-mukam Дата обращения 02.06.2021.

110. Оказывается, картина «Опять двойка» - часть художественной трилогии // Электронный ресурс https://zergulio.livejournal.com/3748454.html Дата обращения 02.06.2021.

111. Осипова О.И. Авторский замысел и имплицитный читатель // В мире научных открытий. 2010. №4 (10). Ч. 13 С. 59 - 60.

112. Осипова О.И. К вопросу жанрового определения прозаического цикла // Материалы IX межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Владивосток, 2008. С. 136 - 138.

113. Осипова О.И. Роль подзаголовка в новеллах цикла «Земная ось»

B. Брюсова // Литература и культура Дальнего Востока и восточного зарубежья: статьи участников рег. науч. конф. Владивосток ДВГУ, 2010. С. 243 - 245.

114. Павлов Ю. Дина Рубина. Портрет на фоне русскоязычных писателей и Франца Кафки // Электронный ресурс: http://www.гospisate1.гu/pav1ov-rubina.htш Дата обращения 20.05.2021

115. Пановица В. Ю. Роль обратимых метафорических моделей в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Вестник науки Сибири. 2013. № 2 (8). С. 155 - 160.

116. Пановица В. Ю. Метафорическая модель «Жизнь - это театр кукол» в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Вестник науки Сибири, 2013. № 1. С. 258 - 262.

117. Пановица В.Ю. Мотив двойничества в трилогии «Люди воздуха» Д. Рубиной: сюжетно-композиционное и вербально-текстовое воплощение // Вестник науки Сибири, 2013. № 4. С. 215 - 223.

118. Парамонова А. В., Фролова Г. А. Ключевые мотивы в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» и «Синдром Петрушки» // Альманах современной науки и образования. 2015. № 6. С. 122 - 124.

119. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М.: Русские словари, 2000. 385 с.

120. Пилхофер М., Дей Х. Теория музыки для «чайников». М.: Вильямс, 2014. 272 с.

121. Полупанова А.В. Трансформация «кукольного» сюжета в прозе ХIХ-ХХI вв.: Э. Т. А. Гофман («Песочный человек») - А. Грин («Серый автомобиль») - Д. И. Рубина («Синдром Петрушки») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 10-2 (40).

C. 142 - 145.

122. Полян А. Эпоха возрождения. Иврит как удачный пример языковой ревитализации // Электронный ресурс https://nplus1.ru/material/2019/07/04/Hebrewnotdead Дата обращения 15.06.2021.

123. Притча о блудном сыне // Евангелие от Луки, 15: 11 - 32 // Электронный ресурс http://www.pravoslavie.ru/59890.html

124. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Лабиринт, 1998. 351 с.

125. Прохорова Т. Г., Фаттахова Р. Р. Экфрастичность как способ выявления мировидения героя-художника в романе Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2015. № 6 (38). С. 147 - 158.

126. Прохорова Т. Г., Фаттахова Р. Р. Особенности повествовательной структуры романы Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Филология и культура. 2014. № 2. С. 160 - 163.

127. Прохорова Т. Г., Фаттахова Р. Р. Формы проявления театральности в организации системы образов романа Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2015. № 1 (14). С. 119 - 127.

128. Пшенко Н. Возвращение блудного сына. Библия Рембрандта. // Вода живая, 2008. № 2. // Электронный ресурс http://www.religare.ru/2_51199.html Дата обращения 09.06.2021.

129. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М.: Высшая школа, 1982. 487 с.

130. Серова М.В. Поэтика лирических циклов в творчестве Марины Цветаевой: Научно-методич. пособие. Ижевск: Удмуртский ун-т, 1997. 160 с.

131. Сильчева А.Г. Магические реалии в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо»: евангельский код // Казанская наука. 2018. № 11. С. 51 - 53.

132. Сильчева А.Г. Трилогия «Люди воздуха» Дины Рубиной: особенности художественного метода. Дисс. ... к.ф.н. М., 2019. 198 с.

133. Сильчева А.Г. Эоническое время в трилогии Дины Рубиной «Люди воздуха» // Казанская наука. 2018. № 8. С. 21-23. Сильчева А.Г. Мотив сиротства в трилогии Дины Рубиной «Люди воздуха» // Казанская наука. 2018. № 9. С. 42 - 44.

134. Скульптура «Родина - мать» в Волгограде // Электронный ресурс https://muzei-mira.com/sculpture/1608-monument-skulptura-rodina-mat-v-volgograde.html Дата обращения 02.06.2021

135. Солдаткина Я.В. Литература в звуке, цвете и движении. Историко-литературные основы медиасловесности. Москва-Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2019. 265 с.

136. Сорокина Н.В., Абраменкова Л.Е. Традиции магического реализма в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Неофилология. 2019. Т. 5. № 20. С. 518-525.

137. Стаканчики граненые // Электронный ресурс http://a-pesni.org/popular20/stakantchiki.php Дата обращения 08.06.2021.

138. Сысоева О.А. «Вторичные» жанры в современной русской прозе // Paradigmata poznani. 2014. № 3. С. 62 - 64.

139. Сысоева О.А. Современная русская литература: учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018. 168 с.

140. Тагильцев А.В. Лирические циклы Анны Ахматовой 1940-х -1960-х гг.: проблема художественной целостности: Дисс. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2003. 147 с.

141. Тесля А.А. Трилогия Д. С. Мережковского о «будущих судьбах России» // Вопросы национализма. 2015. № 4(24). С. 124 - 130.

142. Трилогия Мункачи // Электронный ресурс https://mila-hunguide.livejournal.com/97822.html Дата обращения 02.06.2021.

143. Флёрко Л.В. Классификация и типология лирических циклов в литературоведении // Электронный ресурс https://articlekz.com/article/22930 Дата обращения 27.05.2021.

144. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь: ТГУ, 1992. 123 с.

145. Хромов А. Кино без перерыва: лучшие примеры съёмки одним кадром // Электронный ресурс: https://dtf.ru/cinema/28898-kino-bez-pereryva-luchshie-primery-semki-odnim-kadrom Дата обращения: 24.11.2020.

146. Цирулев А.Ф. Концепция разума в трилогиях Л. Толстого и М. Горького // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Филология. 2010. 3(1). С. 324 - 327.

147. Чехунова О.А. Циклическая структура поэтических сборников Георгия Иванова 1930-х годов как отражение экзистенциальной картины мира. Дисс. ... к.ф.н. Нерюнгри, 2012. 202 с.

148. Шафранская Э.Ф. Дина Рубина: проза о любви // Русский язык в Армении. 2020. № 1 (112). С. 33 - 50.

149. Шафранская Э.Ф. Поиск дома и «собачий» топоним в прозе Дины Рубиной // ^^ Russica. 2020. № 1 (4). С. 40 - 55.

150. Шафранская Э.Ф. Проза Дины Рубиной: между беллетризмом и элитарностью // Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой. сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2018. С. 166 - 175.

151. Шафранская Э.Ф. Синдром голубки (Мифопоэтика прозы Дины Рубиной). Санкт-Петербург: Свое издательство, 2012. 470 с.

152. Шафранская Э.Ф. «Уйти к родным полям Иерусалима.»: дом в прозе Дины Рубиной // История и современность филологических наук. Сборник научных статей по материалам Международной научной

конференции XVI Виноградовские чтения. В 2 томах. Москва, 2021. С. 156 - 168.

153. Шишкова-Шипунова С. Е. Почерк голубки // Знамя. 2010. № 5. С. 150 - 161.

154. Шульпяков Г. Проза, которая никогда не станет текстом // Электронный ресурс: http://www.dinarubina.com/ critique/shulpiakov.html

155. Ingram F.Z. Representative Short Story Cycles of the Twentieth Century. Paris, 1971. 234 p.

156. Muller J. Das zyklische Prinzip in der Lyric // GermanischRomanische Monatsschrift. 1932. S. 1-20.

157. Mustard H.M. The Lyric Cycle in German Literature. New York, 1946. 275 p.

158. Ronell A.P. Introducing Dina Rubina // Some thoughts on Russian Language Israeli Fiction. 2008. P. 197-231.

159. Treewater-Lipes R.N. Jewish Russianness or Rusian Jewishness: Dina Rubina and the Russian-speaking Allyah Identity // Новейшая история России. 2014. С. 181-189.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.