Метафорическое моделирование как принцип организации романной структуры: на материале романного цикла Д. Рубиной тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Пановица, Валерия Юрьевна

  • Пановица, Валерия Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Томск
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 169
Пановица, Валерия Юрьевна. Метафорическое моделирование как принцип организации романной структуры: на материале романного цикла Д. Рубиной: дис. кандидат наук: 10.02.01 - Русский язык. Томск. 2014. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Пановица, Валерия Юрьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕТАФОРА КАК ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА

1.1. Художественный текст. Методы анализа художественного текста

1.2. Основные признаки текста - когеренция и когезия. Языковые средства их маркирования

1.3. Языковая и концептуальная картины мира, дискурсивная и художественная картины мира

1.4. Метафора в системе средств выражения языковой и художественной картин мира

1.4.1. Когнитивный анализ метафоры в системе лингвистических подходов

1.4.2. Функции метафоры в тексте

1.4.3. Принципы описания метафоры как лингвокогнитивного

феномена

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. РОМАННЫЙ ЦИКЛ Д. РУБИНОЙ «ЛЮДИ ВОЗДУХА»

2.1. История создания трилогии «Люди воздуха»

2.2. Особенности творческого метода Д. Рубиной

2.3. «Люди воздуха» как романный цикл

2.3.1. Принципы прозаического циклопостроения

2.3.2. Принципы циклизации в трилогии «Люди воздуха»

2.4. Концептуальные метафоры в художественной системе трилогии

«Люди воздуха»

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В РОМАННОМ ЦИКЛЕ Д. РУБИНОЙ «ЛЮДИ ВОЗДУХА»

3.1. Общая структура метафорического моделирования в системе средств выражения авторской интенции в романном цикле «Люди воздуха»

3.2. Ядерные ключевые текстовые метафорические модели в романах цикла

3.2.1. Ядерные метафорические модели «Почерка Леонардо»

3.2.2. Ядерные метафорические модели «Белой голубки Кордовы»

3.2.3. Ядерные метафорические модели «Синдрома Петрушки»

3.3. Сквозные ядерные ключевые текстовые метафорические модели в романах цикла

3.4. Фоновые ключевые текстовые метафорические модели в романах цикла

3.4.1. Фоновые метафорические модели «Почерка Леонардо»

3.4.2. Фоновые метафорические модели «Белой голубки Кордовы»

3.4.3. Фоновые метафорические модели «Синдрома Петрушки»

3.5. Сквозные фоновые метафорические модели в романах цикла

3.6. Сквозные обратимые метафорические модели в романах

цикла

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метафорическое моделирование как принцип организации романной структуры: на материале романного цикла Д. Рубиной»

ВВЕДЕНИЕ

Данная диссертационная работа посвящена выявлению функционирования концептуальных метафор, репрезентированных в системе образных номинаций в тексте трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха».

Актуальность исследования определяется его направленностью на изучение концептуального строя художественного текста через метафорическую призму. Работа выполнена в рамках когнитивной лингвистики, которая изучает язык как инструмент познания и исследует языковое представление знания. Посредством языка происходит не только прием и передача информации, но и ее обработка, систематизация, хранение и репрезентация. Полученные сведения человек соотносит с имеющимися в сознании, порождая при этом новые смыслы. Одним из лингвокогнитивных механизмов познания является концептуальная метафора, соотносящая имеющееся знание (сферу-источник) и новое (сферу-мишень) в процессах формирования новой семантики.

Когнитивная лингвистика выявляет и описывает такие единицы памяти, как фреймы, концепты, гештальты и т. д., таким образом стремясь смоделировать языковую картину мира, устройство языкового сознания. Понятие моделирования тесно связано с метафорой, поскольку сама метафора являет собой способ когнитивного моделирования действительности, репрезентированный в языке в системах образных номинаций. Сознание человека метафорично, что объясняет присутствие метафор в текстах различных дискурсов.

Особое значение метафорическое моделирование имеет в художественном тексте, в котором, наряду с различными средствами художественной структуры, метафора становится способом выражения авторской интенции, формирования художественной картины мира.

Гуманитарная наука, пройдя долгий путь в осмыслении природы метафорических номинаций от их интерпретации как тропа, типа полисемии,

4

в рамках одного из современных научных направлений - когнитивной лингвистики - вышла за границы языка, доказав связь метафоры с процессами мышления. В начале XXI века были намечены основы когнитивной теории лингвистики текста, в том числе и когнитивной поэтики (Д.Н. Ахапкин, Е.В. Лозинская и др.). В настоящее время предпринимаются активные попытки когнитивной интерпретации не только языковой семантики, но и речевой функциональности в целом в разных ее аспектах.

Данное исследование выполнено на пересечении проблематики лингвистики текста и теории концептуальной метафоры, направлено на решение проблемы роли и способов участия в моделировании концептуальной структуры текста метафорических моделей, рассматриваемых в работе как один из механизмов создания поверхностной когезии, глубинной когеренции текста и средство маркирования концептуального единства цикла.

4

Исследование функционирования в художественном тексте ключевой метафоры и ее текстоорганизующей функции позволит выявить обусловленность поверхностной структуры текста ее глубинными когнитивными основаниями.

Когнитивная теория метафоры, активно разрабатываемая с 80-х XX в. как в зарубежной (М. Блэк, М. Джонсон, Э. Кассирер, Дж. Лакофф, Э. МакКормак, X. Ортега-и-Гассет, П. Рикер, А. Ричарде и многие другие), так и в отечественной лингвистике (Н.Д. Арутюнова, В.З. Демьянков, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова, Е.В. Рахилина, Ю.С. Степанов, А.П. Чудинов и многие другие), поднимает и решает широкий круг проблем, связанных со спецификой метафорической категоризации окружающей действительности, гносеологическим статусом метафоры, соотношением метафоры и определенной сферы научного знания и т. п.

В последнее время актуализировались вопросы, связанные с выявлением дискурсивной специфики метафорического моделирования концептосферы, в

5

том числе - особенностью функционирования метафор в художественных текстах в аспекте их миромоделирующей и текстообразующей функций (см. работы Н.И. Маругиной, И.Г. Разиной, З.И. Резановой, К.С. Шиляева и др.).

Актуальность диссертационной работы обусловлена также тем, что материалом является прозаический цикл современной писательницы Д. Рубиной, представляющий тенденции развития художественной литературы, демонстрирующий потенциал концептуальных метафор, языковых метафорических моделей в современных художественных практиках.

Трилогия «Люди воздуха» получила высокую оценку литературных критиков (Н. Александрова, П. Басинского, А. Бондаревой, Д. Гарта, Л. Гомберга, А. Гордон, Д. Дмитриева, Т. Кравченко, Е. Луценко, А. Марченко, Р. Нудельмана, Т. Осипцовой, И. Питляр, Ю. Сабанцева, М. Самаркиной, А. Хаенко, С. Шишковой-Шипуновой, Н. Юдиной, М. Юдсон), однако до сих пор не становилась объектом филологического анализа.

Данное диссертационное исследование, выявляющее особенности функционирования концептуальной метафоры в тексте трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха», позволяет решить как актуальные проблемы современной теории текста и теории концептуальной метафоры на основе методологии лингвистики, так и не менее актуальную задачу вовлечения в лингвистический анализ материалов новейшей современной литературы.

Объект исследования - метафорический слой текстов трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха».

Предмет исследования - миромоделирующая и текстообразующая функции метафорических единиц в художественном тексте.

В основу работы положена гипотеза, согласно которой метафора участвует в процессах текстопорождения на уровне когнитивных структур и их реализаций в поверхностном уровне художественного текста.

Целью работы является выявление функциональных типов ключевой текстовой метафоры в структуре художественного текста.

Достижение цели предполагает выполнение следующих задач:

1) выявить фонд метафорической лексики трилогии «Люди воздуха» Д. Рубиной;

2) на основе обобщения семантики метафорических номинаций определить наиболее продуктивные сферы-мишени и сферы-источники метафорического переосмысления в романах цикла;

3) выявить состав ключевых текстовых метафорических моделей трилогии и описать их потенциал как текстообразующей и миромоделирующей категории;

4) охарактеризовать роль выделенных типов ключевых текстовых метафорических моделей в формировании концептосферы трех романов цикла;

5) проанализировать романы Д. Рубиной в аспекте наличия или отсутствия инвариантных метафорических моделей цикла;

6) выстроить общую архитектонику метафорических моделей трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха».

Материалом исследования являются три романа, объединенные Д. Рубиной в трилогию «Люди воздуха» [Рубина Д. Белая голубка Кордовы [Электронный ресурс] / Д. Рубина // Люди воздуха: трилогия, 2011 (а). -URL: http:// filegiver.com/ free-download/dina-rubina-belaya-golubka-

kordovy.fb2]; [Рубина Д. Почерк Леонардо [Электронный ресурс] / Д. Рубина // Люди воздуха: трилогия, 2011 (б). - URL: http://filegiver.com/free-download/dina-rubina-pocherk-leonardo.fb2]; [Рубина Д. Синдром Петрушки [Электронный ресурс] / Д. Рубина // Люди воздуха: трилогия, 2011 (в). -URL: http://filegiver.com/free-download/rubina-sindrom-petrushki_l.fb2].

В качестве дополнительных источников привлекались:

1) толковые словари русского языка: Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. / гл. ред. В.И. Чернышев. - М.: Изд-во АН

7

СССР, 1950. - Т. 1-17; Словарь русского языка: в 4 т. / гл. ред. М.С. Шевелева. - М.: Изд-во Русский язык, 1985. - Т. 1-4; Большой толковый словарь русского языка: ок. 60 ООО слов / под ред. Д.Н. Ушакова. -М.: ACT: Астрель, 2008. - 1268 е.; Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова. - М.: Рус. яз., 2000. - URL: http://www.efremova.info; Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - Т. 1. - М., 1935; Т. 2. - М., 1938; Т. 3. - М., 1939; Т. 4. - М., 1940. (Переиздавался в 1947-948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000);

2) специализированный словарь образной лексики: Словарь образных выражений русского языка / Т.С. Аристова, M.JI. Ковшова, Е.А. Рысева, В.Н. Телия, И.Н. Черкасова. - М.: Отечество, 1995. - 362 е.;

3) словари символов: Бидерманн Г. Энциклопедия символов. - М.: Республика, 1996. - 335 е.; Вовк О.В. Энциклопедия знаков и символов. — М.: Вече, 2006. - 528 е.; Кирло X. Словарь символов. 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории / Пер. с англ. Ф.С. Капицы, Т.Н. Колядич. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. - 525 е.; Словарь символов / Авт.-сост. М.В. Адамчик. - Минск: Харвест, 2010. — 224 е.; Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 448 е.: ил.; Словарь символов // Коллекция энциклопедий и словарей. 2009-2013. URL: http://enc-dic.com/symbol/Golub-Golubka-177 (дата обращения: 25.07.2013); Энциклопедический словарь символов /Авт.-сост. H.A. Истомина. - М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 1056 е.; Энциклопедия символов, знаков, эмблем (Сост. В. Андреева и др.). - М.: Локид; Миф, 2000. - 576 с. - ("AD MARGINEM").

Объем проанализированного материала: в тексте объемом 973 страницы выделено 611 метафорических единиц, являющихся репрезентантами ключевых текстовых моделей.

В соответствии с традицией анализа образного строя художественного текста и положениями современной когнитивной теории метафоры в качестве единиц анализа привлекались лексические метафоры, слова, устойчивые сочетания, использованные в художественном тексте в переносном значении: Неужто все его прошлые свидания с городом были всего лишь репетицией встречи с этой картиной... [Рубина, 2011 (а)]; метафорические комплексы, состоящие из нескольких тесно связанных между собой метафор: ...Три-четыре года, в течение которых будут... осуществляться медленные рокировки на шахматной доске обстоятельств [Рубина, 2011 (а)]; метафорические контексты с дистанционным расположением внутренне, семантически связанных метафор, развернутые текстовые фрагменты, построенные на единых принципах когнитивного моделирования: характеристики явлений одной концептуальной сферы: (например, метафорическая характеристика ряда событий, связанных с созданием и продажей картины-подделки): 1) Сейчас, когда была сыграна увертюра, когда прозвучали все главные темы симфонии под названием «Рождение новой Венеры из пены морской», можно перейти к свободным вариациям... [Рубина, 2011 (а)]; 2) Словно Всевышнему в этих краях изменило чувство меры, и вместо нежнейшей растушевки, он - особенно в полдень — пошел в ярмарочный разнос, шлепая буйные краски на клеенчатый коврик... [Рубина, 2011 (а)]; сравнительные обороты, построенные на общих с лексическими метафорами принципах когнитивного моделирования: Это [процесс продумывания действий/подготовки ради осуществления обмана] десятки разнонаправленных действий, похожих на мельчайшие движения распяленной пятерни кукловода, с привязанными к каждому пальцу нитями, благодаря которым арлекин одновременно топает ножкой, вертит головой, бренчит на струнах гитары... [Рубина, 2011 (а)].

При этом в анализ вовлекались и живые образные метафоры, и так называемые мертвые метафоры, актуализация метафорической внутренней

9

формы которых выявляется в соотнесении с другими средствами концептуального моделирования в структуре данного текста. (Например: Но обрамлен будет этот день работой над Святым Бенедиктом... Стертая метафора «обрамить события» актуализируется в контексте других метафорических номинаций концептуальной метафоры «жизнь - это картина», реализованной в тексте в ряде живых образных, в том числе индивидуально-авторских: ...доктор Кордоеин понял: набросок будущего события, которое всегда он чуял заранее и издалека... может сейчас филигранно сложиться... [Рубина, 2011 (а)]; У него бывали целые периоды в жизни, когда день за днем узор одного обстоятельства так точно вплетался в узор другого, что оставалось лишь простодушно следовать этой высокой игре, не противясь; Ну почему, кто бы ответил — почему в старинной итальянской деревушке должна быть фреска с работы Грека? Вот уж поистине: виньетки стиля, арабески деталей... [Рубина, 2011 (а)]).

Методы исследования. При сборе материала был применен прием сплошной направленной выборки метафорических номинаций в тексте.

Основными методами исследования стали метод научного описания, реализованный в приемах наблюдения, анализа, синтеза метафорических единиц; компонентный и дистрибутивный анализ, с помощью которых моделируются опорные семантические компоненты, вовлеченные в механизм метафорообразования, приемы контекстологического анализа, филологического анализа текста, выявляющего особенности функционирования языковых единиц. Моделирование как частный прием конструктивного метода применялось на этапе обобщения результатов структурно-семантического и контекстуального анализа при построении лингвокогнитивных метафорических моделей. Метафорическое моделирование в работе базируется на теории концептуальной метафоры и состоит в выявлении когнитивных сфер, участвующих в процессе метафоризации (сферы-источника и сферы-мишени), такое моделирование

осуществляется на основе обобщения семантики прямых и переносных значений лексем, вовлеченных в процессы метафорического моделирования.

Кроме того, был проведен анализ материала с точки зрения лингвокультурологического подхода, результаты лингвокогнитивного метафорического анализа соотносились с выявлением ключевых символов культуры, их актуализацией в структуре исследуемых художественных текстов.

Анализ метафорического слоя текстовой структуры трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха» проведен в работе на основе применения когнитивной теории концептуальной метафоры и современной лингвистической теории художественного текста.

Новизна исследования состоит в том, что в нем впервые собран и проинтерпретирован в лингвокогнитивном аспекте новый лингвистический материал - метафорические единицы, функционирующие в трилогии «Люди воздуха» Д. Рубиной. Впервые выявлены и описаны понятийные сферы, ставшие объектами метафорической образной интерпретации, обозначены источники метафорического моделирования.

Разработаны критерии функциональной типологии метафорических моделей, разворачивающихся в художественном тексте, представлена типология метафорических моделей, выступающих в качестве одного из механизмов когнитивного моделирования индивидуально-авторской художественной картины мира, репрезентированной в романном цикле Д. Рубиной, средства выражения авторской художественной интенции. Впервые выявлена метафорическая архитектоника романов цикла, доказано функциональное противопоставление ядерных и фоновых ключевых текстовых метафорических моделей, обоснован статус сквозных метафорических моделей трилогии как механизм концептуального единства трилогии.

Теоретическая значимость диссертации определяется ее вкладом в когнитивную теорию метафоры — на новом материале исследуются

11

особенности функционирования концептуальных метафор в художественном тексте, их текстообразующий потенциал: в работе выявлены основания функционального распределения метафор в структуре художественного текста, обосновано выделение циклообразующей функции концептуальной метафоры. Работа вносит вклад в современную теорию текста: охарактеризована роль концептуального метафорического моделирования в качестве одного из лингвокогнитивных механизмов когезии и когеренции художественного текста, циклообразования.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее результатов в учебном процессе при изучении метафорического слоя художественных текстов, в том числе прозаических циклов.

Главные выводы могут быть использованы в качестве теоретико-практической базы спецкурсов по метафорологии и когнитивной лингвистике в программах подготовки бакалавров и магистрантов по направлению «Филология». Разработанная и апробированная в данной работе методика лингвокогнитивного анализа метафорического слоя художественного текста может быть использована при анализе других художественных текстов и циклов.

Положения, выносимые на защиту.

1. Ключевые текстовые метафорические модели являются функциональными конкретизациями концептуальных метафор, мотивируемых интенцией автора художественного произведения. Концептуальные метафоры формируют метафорические модели, актуальные для романного цикла. Продуктивные модели объединяют весь текст и придают ему смысловую и образную целостность, организуют его на уровне текстопорождения, таким образом приобретая статус ключевых текстовых моделей.

2. Особая архитектоника - набор и функциональное распределение ключевых текстовых метафор - является одним из лингвокогнитивных

12

механизмов формирования концептосферы художественного произведения. Ключевые текстовые метафорические модели романного цикла Д. Рубиной «Люди воздуха» противопоставляются в зависимости от типа концепта, в моделировании которого они принимают участие (ядерного - фонового), их роли в организации текстового пространства двух или всех частей романного цикла (сквозные).

3. Ядерные ключевые текстовые метафорические модели в трилогии Д. Рубиной выступают средством интерпретирования ядерных концептов романа, связанных с разрешением природы дара, судьбы одаренного человека, его отношения с объектами творчества и Богом. Каждый из трех романов представляет три варианта метафорических моделей Дара, объединенных сферой-мишенью, но противопоставленных - сферой-источником метафорического моделирования: «Дар - это заключение» (в «Почерке Леонардо»), «Дар - это средство игры» (в «Белой голубке Кордовы»), «Дар - это средство оживления» (в «Синдроме Петрушки»),

4. Концептуальное единство романов Д. Рубиной обеспечивается фоновыми ключевыми текстовыми метафорическими моделями, в которых отражено видение одаренных людей мира обычных людей через метафорическую призму своего дара - зеркала (в «Почерке Леонардо»), картины (в «Белой голубке Кордовы») и кукольного театра (в «Синдроме Петрушки»).

5. Метафорический потенциал сквозных ядерных и фоновых ключевых текстовых метафорических моделей обеспечивает выражение интенции Д. Рубиной о разнице в судьбах и предназначениях одаренного человека и обычного человека: 1) о двух гранях существования одаренного человека в качестве а) независимой личности, уравнивающей себя с Богом (благодаря метафорическому потенциалу таких сфер-источников, как «Бог» и «Отец»), б) подчиненной Богу личности (в результате моделирования с опорой на когнитивные ресурсы сферы-источника «кукла»/«игрушка»), обе ипостаси одаренного человека также соединяются в сквозной сфере-источнике

13

«император»; 2) об одной грани существования обычного человека — подчинении чужой воле, которая моделируется через исходные понятийные сферы «читатель», «следующий по дороге», «актер/зритель» и «музыкант».

6. Идея двоения личности одаренного человека в романах цикла Д. Рубиной моделируется с опорой на интерпретационный потенциал метафорических моделей, находящихся в отношениях смысловой обратимости: 1) «Бог - это Художник» и «Художник - это Бог» (в «Белой голубке Кордовы»); 2) «Бог - это Кукольник» и «Кукольник - это Бог» (в «Синдроме Петрушки»).

Апробация. Отдельные положения диссертационного исследования были представлены в докладах и сообщениях на следующих научно-практических конференциях: XII, XIII Международных научно-практических конференциях студентов и молодых ученых «Коммуникативные аспекты языка и культуры» (Томск, ТПУ, 2012, 2013); XXIII, XXIV Ежегодных международных научных конференциях «Язык и культура» (Томск, ТГУ, 2012, 2013); Всероссийской молодежной конференции «Традиции и инновации в филологии XXI века: взгляд молодых ученых» (Томск, ТГУ, 2012); Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Диалог культур в аспекте языка и текста» (Красноярск, СФУ, 2012); XX Международной молодежной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013).

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и источников.

Во введении обосновывается актуальность и новизна, определяются объект и предмет исследования, обозначаются цель и задачи, описывается его теоретическая и практическая значимость, характеризуются методы анализа материала, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Метафора как лингвокогнитивный механизм формирования художественной картины мира» посвящена теоретическому обоснованию методологической базы, лежащей в основе исследования, выбранного лингвистического направления интерпретации художественного текста, в главе объясняются главные термины, описывается роль метафоры в аспекте репрезентации языковой и художественной картин мира и обеспечения поверхностной когезии и глубинной когеренции художественного текста.

Во второй главе «Романный цикл Д. Рубиной "Люди воздуха"» описывается творческий метод Д. Рубиной, история написания романов трилогии «Люди воздуха», принципы построения прозаических циклов в целом и трилогии «Люди воздуха» в частности, определяются общие принципы организации метафорического моделирования трилогии.

В третьей главе «Метафорическое моделирование в романном цикле Д. Рубиной "Люди воздуха"» выявляются и анализируются ключевые текстовые метафорические модели, производится их функционально-обусловленное деление на ядерные и фоновые, описывается разветвленная архитектоника ключевых текстовых метафорических моделей трилогии, выявляются повторяющиеся ключевые текстовые метафорические модели, т. е. сквозные, организующие концептуальное пространство нескольких или всех частей трилогии, анализируется метафорический потенциал выявленных моделей в аспекте выражения авторской интенции, описывается метафорический фрагмент языковой картины мира, воплощенный в художественном цикле Д. Рубиной.

В заключении подводится итог проделанной работе, обобщаются результаты исследования, выявляются перспективы.

ГЛАВА 1. МЕТАФОРА КАК ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА

1.1. Художественный текст.

Методы анализа художественного текста

В современной лингвистике не существует единого понимания текста, плюрализм мнений относительно этого понятия вызван его многоплановостью и многоуровневостью.

На сегодняшний день сложилось два подхода к определению текста.

Приверженцы первого подхода формулируют емкие определения, в которых указывается главное свойство текста, например, Д.Н. Лихачев отмечает создателя, воплощающего свой замысел в тексте [Лихачев, 1964]; H.A. Николина - особую текстовую организацию [Николина, 2003, с. 8], A.A. Леонтьев - его функциональную завершенность [Леонтьев, 1979, с. 12], А.И. Новиков [Новиков, 1983, с. 4] - взаимодействие в нем ряда факторов (языковых, речевых, интеллектуальных) и т. д.

Приверженцы второго подхода формулируют, наоборот, развернутые определения, в которых перечисляются различные признаки, сущностные характеристики текста вокруг одного доминирующего, например, М.И. Откупщикова [Откупщикова, 1982, с. 28] к главному относит структурную организацию текста, В.А. Пищальникова [Пищальникова, 1984, с. 3] и К. Кожевникова [Кожевникова, 1979, с. 66] - его коммуникативную природу и т. п.

Классическим стало определение текста, предложенное И.Р. Гальпериным, емко раскрывающее природу текста. Текст - это «произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической,

16

логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [Гальперин, 1981, с. 18].

Художественный текст - это сложная система, которая объединяет частный комплекс средств общенародного языка и собственную кодовую систему (Ю.М. Лотман), которую читатель как адресат должен расшифровать. Особенностью художественного текста является также сочетание уникальности с типизированными приемами построения [Николина, 2008, с. 15]. Художественный текст определяется многими учеными (В.П. Беляниным, Е.А. Гончаровой, А.И. Домашневым, Л.А. Новиковым, Г.В. Степановым, И.П. Шишкиной) как авторская интерпретация действительности, при которой происходит неизбежное отражение индивидуального видения мира и демонстрация своего отношения.

Художественный текст субъективен (В.Г. Адмони, В.П. Белянин, Л.С. Выготский, C.B. Калачева, В.А. Пищальникова, Л.И. Тимофеев), личность автора проявляется в выборе темы, проблемы, идеи, языка и др. [Белянин, 1988, с. 20]. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что «поэт приводит жизненный или похожий на жизненный случай для того, чтобы им пояснить свою басню» [Выготский, 1986, с. 123]. Вымышленные, но правдоподобные ситуации, описанные в художественном тексте, служат для того, чтобы реализовать замысел писателя, подтвердить его идеи и представления, поэтому в пространство художественного текста писатель отбирает такие фрагменты реальности, которые ему знакомы и в то же время соответствуют его представлениям, точке зрения [Белянин, 1988, с. 55]. Полисемантичность художественного текста не порождает диаметрально противоположных интерпретаций благодаря наличию инвариантного ядра [Домашнев, Шишкина, Гончарова, 1989, с. 24]. Понимание текста обусловлено рядом факторов, однако изучаться текст должен только в своей завершенной форме, «как нечто конечное» [Кубрякова, 2004, с. 517].

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Пановица, Валерия Юрьевна, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адмони, В. Г. Система форм речевого высказывания [Текст] / В. Г. Адмони. - Спб.: Наука, 1994. - 154 с.

2. Александров, Н. Взгляд с Масличной горы [Электронный ресурс] / Н. Александров // Известия. - 2005. - URL: http://www.dinarubina.com/critique/provence-aleksandrov.html (дата обращения: 25.05.2014).

3. Александров, Н. Дина Рубина о куклах и иной реальности [Электронный ресурс] / Н. Александров // Неделя. - 2011. - URL: http://www.jewish.ru/culture/press/201 l/01/news994292830.php (дата обращения: 25.05.2014).

4. Альперина, С. Меня трясет, когда я слышу что-то о "женской литературе" [Электронный ресурс] / С. Альперина // Российская газета. - № 5344 (265). - URL: http://www.rg.ru/2010/ll/24/rubina-poln.html (дата обращения: 15.05.2014).

5. Арнольд, И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность [Текст] / И. В. Арнольд. - 2-е изд. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 448 с. (Лингвистическое наследие XX века).

6. Арутюнова, Н. Д. Метафора и дискурс [Текст] / Н. Д. Арутюнова // Теория метафоры: сборник: Пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - С. 5-32.

7. Аскольд-Алексеев, С. А. Концепт и слова. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста [Текст] / С. А. Аскольд-Алексеев. - М.: Наука, 1997.

8. Ахапкин, Д. Н. Когнитивный подход в современных исследованиях художественных текстов [Электронный ресурс] / Д. Н. Ахапкин // НЛО. - 2012. - № 114. - URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2012/114/a39.html (дата обращения: 15.07.2014).

9. Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа [Текст] / Л. Г. Бабенко. - М.: Академический Проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 464 с.

10.Бабенко, Л. Г., Васильев, И. Е., Казарин, Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста: учебник для вузов по спец. «Филология» [Текст] / Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильвев, Ю. В. Казарин. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. - 534 с.

П.Баранов А. Н. Языковые игры времен перестройки (Феномен политического лозунга [Текст] / А. Н. Баранов // Русистика. - 1993. -№2.

12.Баранов, А. Н. Предисловие редактора. Когнитивная теория метафоры почти 20 лет спустя [Текст] / А. Н. Баранов // Метафоры, которыми мы живем. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - С. 7-22.

13.Баранов, А. Н. Русская политическая метафора (материалы к словарю) [Текст] / А. Н. Баранов - М., 1991. - 193 с.

14.Басинский, П. Смерть в зеркале (Критическая статья на роман «Почерк Леонардо») [Электронный ресурс] / П. Басинский. - URL: http://rn.rg.ru/2008/05/19/rubina.html (дата обращения: 17.04.2014).

15.Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] / М. Бахтин. — М., 1975.-504 с.

16.Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986. - 444 с.

17.Белецкая, Е. Писатель — это рентген, который просвечивает все [Электронный ресурс] / Е. Белецкая // ОК. - 2012. — URL: http://www.dinarubina.com/interview/ok2012.html (дата обращения: 17.04.2014).

18.Белянин, В. П. Психологические аспекты художественного текста [Текст] / В. П. Белянин. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 120 с.

19.Бидерманн, Г. Энциклопедия символов [Текст] / Г. Бидерманн. - М.: Республика, 1996.-335 с.

20.Блинова, О. И. Языковые средства выражения национальной картины мира [Текст] / О. И. Блинова // Европейский интерлингвизм в зеркале литературы. Картина мира в немецкоязычной поэзии и ее русских переводах: от романтизма к модернизму: материалы российско-германского семинара, 2006 / Отв. ред. О. Б. Кафанова, Н. Е. Разумова. - Томск: Том. гос. ун-т. - С. 198-202.

21.Блэк, М. Метафора [Текст] / М. Блэк // Теория метафоры: Сборник: Пер. с. англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. — М.: Прогресс, 1990.-С. 153-173.

22.Богин, Г. И. Схемы действий читателя при понимании текста [Текст] / Г. И. Богин. - Калинин КГУ, 1989. - 69 с.

23.Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста: учебное пособие [Текст] / Н. С. Болотнова. - 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 520 с.

24.Болотнова, Н. С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня [Текст] / Н. С. Болотнова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. - 312 с.

25.Болотнова, Н. С., Бабенко, И. И., Васильева, А. А. и др. Коммуникативная стилистика худ текста: лексическая структура и

идиостиль [Текст] / Н. С. Болотнова, И. И. Бабенко, А. А. Васильева. - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2001. — 331 с.

26.Болыной толковый словарь русского языка: ок. 60 ООО слов / под ред. Д.Н. Ушакова. -М.: ACT: Астрель, 2008. - 1268 с.

27.Бондарева, А. В ангельском чине (Критическая статья на роман «Почерк Леонардо») [Электронный ресурс] / А. Бондарева. — URL: http://www.dinarubina.com/critique/bondareva.html (дата обращения: 16.02.2014).

28.Борухов, Б. Л. «Зеркальная» метафора в истории культуры [Текст] / Б. Л. Борухов // Логический анализ языка. Культурные концепты. — М.: Наука, 1991.-С. 109-117.

29.Брикман, Д. Детские недетские вопросы [Электронный ресурс] / Д. Брикман // Программа Итон-ТВ. - URL: http://www.youtube.com/watch?v=KDDkFi2QT6s (дата обращения: 17.04.2014).

30.Будаев, Э. В. «Могут ли метафоры убивать?»: прагматический аспект политической метафорики [Текст] / Э. В. Будаев // Политическая лингвистика. — Вып. 20. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2006. - С. 67-74.

31.Будаев, Э. В. Зарубежная политическая лингвистика: учеб. пособие [Текст] / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов. - М.: Флинта: Наука, 2008. -352 с.

32.Будаев, Э. В. Сопоставительная политическая метафорология [Текст] / Э. В. Будаев. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 330 с.

33.Вашукова, М. Между земель, между времен [Электронный ресурс] / М. Вашукова // Официальный сайт Дины Рубиной. - URL:

http://www.dinarubina.com/interview/kultura_tv_2010.html (дата

обращения: 15.04.2013).

34.Ветхий завет [Электронный ресурс]. - URL: http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_2_mak7.htm (дата обращения: 22.11.2013.

35.Вико, Д. Основания новой науки об общей природе наций [Текст] / Д. Вмко. - Киев: REFL-book, 1994. - 637 с.

36.Виноградов, В. В. О литературной циклизации (По поводу «Невского проспекта» Гоголя и «Исповеди опиофага» Де Квинси) [Текст] / В. В. Виноградов // Поэтика русской литературы. Избранные труды

B. В. Виноградов; Акад. наук СССР, Отд-ние литературы и яз.; [отв. ред. М. П. Алексеев, А. П. Чудаков]. - М.: Изд-во Наука, 1976. —

C. 45-63.

37.Виноградов, В. В. О языке художественной литературы [Текст] / В. В. Виноградов. - М.: Гослитиздат, 1959. — 650 с.

38.Виноградов, В. В. О языке художественной прозы [Текст] / В. В. Виноградов // Избр. труды. - М., 1980. - 362 с.

39.Винокур, Г. О. Об изучении языка литературных произведений [Текст] / Г. О. Винокур // Избранные работы по русскому языку. — М., 1959.-С. 248-249.

40.Вовк, В. Н. Языковая метафора в художественной речи. Природа вторичной номинации [Текст] / В. Н. Вовк. - Киев: Наука думка, 1986. - 140 с.

41.Вовк, О. В. Энциклопедия знаков и символов [Текст] / О. В. Вовк. -М.: Вече, 2006.-528 с.

42.Вулис, А. 3. Литературные зеркала [Электронный ресурс] /

A. 3. Вулис // Электронная библиотека RoyalLib. ru. - URL: http ://royallib.ru/read/vulis_abram/literaturnie_zerkala.html#0 (дата обращения: 27.07.2013).

43.Выготский, Л. С. Психология искусства [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский; Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит, ст. А. Н. Леонтьева. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с. - URL: http://teatr-lib.ru/Library/V ygotsky/Psychology_art/Psy chology_art_i.htm (дата обращения: 27.07.2014).

44.Гадамер, Х.-Г. Актуальность прекрасного: пер. с нем [Текст] / Х.-Г. Гадамер. - М.: Искусство, 1991. - 367 с.

45.Гак, В. Г. Метафора: универсальное и специфическое [Текст] /

B. Г. Гак // Метафора в языке и тексте. - М.: Наука, 1988. — С. 11-26.

46.Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И. Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 140 с.

47.Гарт, Д. Вокруг Дины Рубиной [Электронный ресурс] / Д. Гарт. -URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/215/edelshtevn.htm (дата обращения: 1.02.2014).

48.Гинзбург, Л. Я. О лирике [Текст] / Л. Я. Гинзбург. - 2-е изд., доп. -Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1974. -405 с.

49.Гомберг, Л. Одиночество мастера (критическая статья на роман «Синдром Петрушки») [Электронный ресурс] / Л. Гомберг. — URL: http://www.alefmagazine.com/pub2727.html (дата обращения: 11.06.2014).

50.Гордон, А. Брось табу, читай книгу [Электронный ресурс] / А. Гордон. — URL: http://www.dinarubina.com/critique/gordon-2001 .html (дата обращения: 21.03.2014).

51 .Грызунова, Н. От истории не отвертишься [Электронный ресурс] / Н. Грызунова. - URL: http://booknik.ru/today/all/dina-rubina-ot-istorii-ne-otvertishsvaO/ (дата обращения: 11.03.2014).

52.Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию [Текст] / В. фон Гумбольдт. - М.: Прогресс, 1984. - 397 с.

53.Дарвин, М. Н, Тюпа, В. И. Циклизация в творчестве Пушкина: опыт изучения поэтики конвергентного сознания [Текст] / М. Н. Дарвин, В. И. Тюпа. - Новосибирск: Наука, 2001. - 293 с.

54.Дарвин, М. Н. Проблема цикла в изучении лирики [Текст] / М. Н. Дарвин. - Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 1983. - 104 с.

55.Дейк, В. Макростратегия [Текст] / В. Дейк // Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989. - С. 41-68.

56.Дейк, В. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / В. Дейк. — М.: Прогресс, 1989.-310 с.

57.Демьянков, В. 3. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода [Электронный ресурс] / В. 3. Демьянков // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. - С. 17-33. - URL: http://www.infolex.ru/Cogni.html (дата обращения: 11.06.2014).

58.Дмитриев, Д. Дина Рубина. Высокая вода венецианцев [Электронный ресурс] / Д. Дмитриев // Знамя. - 2002. - № 3. - URL: http://magazines.russ.rU/znamia/2002/3/dmit.html (дата обращения: 11.06.2014).

59.Долгополов, JI. К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX - начала XX веков [Текст] / JI. К. Долгополов. - М.; Д.: Наука, 1964. - 187 с.

60.Домашнев, А. И., Шишкина, И. П., Гончарова, Е. А. Интерпретация художественного текста: нем. яз.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2103 «Иностр. яз.» [Текст] / А. И. Домашнев,

149

И. П. Шишкина, Е. А. Гончарова. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 208 с.

61.Егорова, О. Г. Проблема циклизации в русской прозе первой половины XX века [Электронный ресурс] / О. Г. Егорова. — URL: http://www.dissercat.com/content/problema-tsiklizatsii-v-russkoi-proze-pervoi-poloviny-xx-veka (дата обращения: 17.06.2014).

62.Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова. — М.: Рус. яз., 2000. - URL: http://www.efremova.info/ (дата обращения: 11.06.2014).

63.Жирмунский, В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика [Текст] / В. М. Жирмункий. - М.: Наука, 1977. - 408 с.

64.Жоль, К. К. Мысль. Слово. Метафора. Проблемы семантики в философском освещении [Текст] / К. К. Жоль. - Киев: Наукова думка, 1984.-303 с.

65.Земская, Ю. Н. Теория текста [Текст] / Ю. Н. Земская. — М.: Флинта, 2010.-222 с.

66.Индивидуально-художественный стиль и его исследование [Текст] / В. А. Кухаренко, К. А. Горшкова, JI. Л. Емельянова и др.; под общ. ред. В. А. Кухаренко. - Киев, Одесса: Вища школа. — 1980. - 166 с.

67.Калачева, С. В. Методика анализа сюжета и композиции литературного произведения [Текст] / С. В. Калачева. — М.: МГУ, 1973.-95 с.

68.Камышева, О. С. Метафорическое моделирование ментальной сферы «музыка» в русской и английской художественной литературе XXвека: автореф. дис. ... канд. филол. наук по специальности 10.02.20. - Екатеринбург: [б.и.], 2009, 19 с.

69.Кантор, В. К. Любовь к двойнику. Миф и реальность. 1-я лекция [Электронный ресурс] / В. К. Кантор // Academia. - URL:

http://video.sibnet.ru/video 1041963Vladimir_Kantor_Lyubov_k_dvoyni

ku_Mif_i_realnost_l_ya_lektsiya (дата обращения: 25.07.2013).

70.Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография [Текст] / В. И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.

71.Караулов, Ю. Н. Общая и русская идеография [Текст] / Ю. Н. Караулов. - М.: Либроком, 1976. - 354 с.

72.Караулов, Ю. Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности [Текст] / Ю. Н. Караулов. - М., 1992. - 168 с.

73.Кассирер, Э. Сила метафоры [Текст] / Э. Кассирер // Теория метафоры: сборник: пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - С. 33-44.

74.Катунин, Д. А. Время в зеркале русской языковой метафоры: дис. ... канд. филол. наук по специальности 10.02.01. - Томск, 2005. — 195 с.

75.Кашкова, Л. То, чего не выносит душа, чрезвычайно вредно для личности [Электронный ресурс] / Л. Кашкова. — URL: http://www.dinarubina.com/interview/odnako2012.html (дата обращения: 5.02.2014).

76.Кирло, X. Словарь символов. 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории / Пер. с англ. Ф. С. Капицы, Т. Н. Колядич [Текст] / X. Кирло. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. — 525 с.

77.Киселев, В. С. Н. В. Гоголь и проблема повествовательного целого [Текст] / В. С. Киселев // Гоголь и время: сб. статей / ред.

A. С. Янушкевич, А. В. Петров. - Томск: Изд-во том. ун-та, 2005. — С. 54-67.

78.Киселев, В. С. Типология литературных метатекстов. Цикл [Текст] /

B. С. Киселев // Вестник Томского государственного университета: Общенаучный периодический журнал. Бюллетень оперативной научной информации. - 2004. - № 23. - С. 98-108.

79. Клемперер, В. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога [Текст]/В. Клемперер.-М., 1998.-С. 196-201.

80.Кожевникова, К. Об аспектах связности в тексте как целом [Текст] / К. Кожевникова // Синтаксис текста. - М.: Наука, 1979. - С. 49-67.

81 .Кравченко, Т. Две женщины и все остальные [Электронный ресурс] / Т. Кравченко // Литгазета. - 1996. - URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1997/3/rezob 101 -p-pr.html (дата

обращения: 11.02.2014).

82.Кубрякова, Е. С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира [Текст] / Е. С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др. -М.: Наука, 1988. - С. 141-173.

83.Кубрякова, Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира [Текст] / Е. С. Кубрякова. - М.: Языки славянской культуры, 2004. -560 с.

84.Кулемзин, В. М. Игра в культуре и культура в игре [Текст] / В. М. Кулемзин // Этносы Сибири: язык и культура: материалы международной конференции (Часть 1). - Томск: Томский гос. пед. ун-т, 1977.-С. 71-74.

85.Лакофф, Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Кн. 1. Что категории языка говорят нам о мышлении [Текст] / Дж. Лакофф. - М.: Гнозис, 2011.- 515 с.

86.Лакофф, Дж., Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живем [Текст] / Дж. Лакофф, М. Джонсон // Теория метафоры: сборник: сер. с. англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. -С. 387-416.

87.Лангакер, Р. Основы когнитивной грамматики [Текст] / Р. Лангакер. — Стэнфор: Университет Стэнфорда, 1987. - 516 с.

88.Ларин, Б. А. Эстетика слова и язык писателя [Текст] / Б. А. Ларин. — Л.: Художественная литература, 1974. - 285 с.

89.Лебедев, Ю. В. У истоков эпоса: (Очерковые циклы в русской литературе 1840—1860-х годов): пособие для слушателей спецкурса; Отв. ред. H. Н. Скатов [Текст] / Ю. В. Лебедев. - Ярославль: ЯГПИ, 1975.- 182 с.

90.Леонтьев, А. А. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия [Текст] / под ред. Ю. А. Жлуктенко и А. А. Леонтьева. - Киев: Вища школа, 1979. - 245 с.

91.Лихачев, Д. Н. Техника издания текстов [Электронный ресурс] / Д. Н. Лихачев // Текстология. Краткий очерк. - М.-Л.: Наука, 1964. -URL: http://www.avorhist.rU/publish/lihatsev.htm#T4 (дата обращения: 5.07.2014).

92.Лозинская, Е. В. Литература как мышление: когнитивное литературоведение на рубеже XX-XXI веков. Аналитический обзор [Текст] / Е. В. Лозинская. - М., 2007. - 160 с.

93. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста [Текст] / Ю. М. Лотман. - Л.: Просвещение, 1972. - 270 с.

94.Лотман, Ю. М. Семиосфера [Текст] / Ю. М. Лотман. — Санкт-Петербург: Искусство-СПБ., 2000. — 704 с.

95.Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры [Электронный ресурс] / Ю. М. Лотман. - URL: http://yanko.lib.rU/books/cultur/lotman-selection.htm#_Toc509600937 (дата обращения: 26.07.2013).

96.Лотман, Ю. М. Структура художественного текста [Текст] / Ю. М. Лотман. - М.: Искусство, 1970. - 383 с.

97. Лотман, Ю. М. Текст в тексте [Текст] / Ю. М. Лотман // Избр. статьи. -Т. 1. — Таллин: Александра, 1992. - С. 148-161.

98.Лукин, В. А. Художественный текст. Основы лингвистической теории. Аналитический минимум [Текст] / В. А. Лукин. - М.: Ось-89, 2005. - 500 с.

99.Луценко, Е. Лопнувший формат [Электронный ресурс] / Е. Луценко // Вопросы литературы. - 2009. - № 6. - URL: http://magazines.russ.rU/voplit/2009/6/lu5.html (дата обращения: 5.02.2014).

100. Луценко, Е., Юдина, Н. Вокруг Дины Рубиной [Электронный ресурс] / Е. Луценко, Н. Юдина //Лехаим: МАРТ, 2010. - 3(215).-URL: http://magazines.russ.rU/voplit/2009/6/lu5.html (дата обращения: 5.07.2014).

101. Ляпина, Л. Е. Лирический цикл в русской поэзии 1840-х - 1860-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук по специальности 10.01.01. - Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена, 1977. - 12 с.

102. Макаров, Ю. Интервью Д. Рубиной [Электронный ресурс] / Ю. Макаров // ТК Культура. В главной роли. - URL: http://www.youtube.com/watch?v=cScr9GFji2c (дата обращения: 5.08.2014).

103. МакКормак, Э. Когнитивная теория метафоры [Текст] / Э. МакКомак // Теория метафоры: сборник: пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. -С. 358-387.

104. Максимов, JI. Ю. О методике филологического анализа художественного произведения (на материале рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание» [Текст] / Л. Ю. Максимов // Русский язык в школе. — 1993. - № 6.

105. Маругина, Н. И. Метафора в процессах текстопорождения (на материале повести М. А. Булгакова "Собачье сердце" и ее переводов): автореф. дис. ... канд. филол. наук по специальности 10.02.01. - Томск, 2005. - 24 с.

106. Марченко, А. ...с прекрасным видом на Ершалаим [Электронный ресурс] / А. Марченко // Дружба народов. - 1996. - № 9. — URL: http://magazines.russ.ru/novYi mi/1997/3/rezob 101 -p-pr.html (дата обращения: 5.02.2014).

107. Маслова, Ж. Н. Когнитивная концепция поэтической картины мира: монография [Текст] / Ж. Н. Маслова. - М.: ФЛИНТА, 2012. -420 с.

108. Меднис, Н. Е. Венеция в русской литературе [Электронный ресурс] / Н. Е. Меднис // Книжный развал. - URL:

http://rassvet.websib.ru/chapter.htm?no=19 (дата обращения: 27.07.2013).

109. Меркулов, С. Блог художника [Электронный ресурс] / С. Меркулов. - URL: http://blogproart.ru/tecnichart/lasierung (дата обращения: 15.07.2014).

110. Милевская, Т. В. Связность как категория дискурса и текста (когнитивно-функциональный и коммуникативно-прагматический аспекты): дис. ... д-ра филол. наук по специальности 10.02.19. — Ростов н/Д, 2003. - 390 с.

111. Минц, 3. Г. Поэтика Александра Блока [Текст] / 3. Г. Минц. — СПб., 1999.-726 с.

112. Мишанкина, Н. А. Ментальное пространство научного текста: метафорические модели [Текст] / Н. А. Мишанкина // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - № 297. — С. 7-11.

113. Морозов, И. А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре (Кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма) [Электронный ресурс] / И. А. Морозов. - URL: http://www.academia.edu/2292104/_._._._._-_2011 ._352 (дата обращения: 15.04.2013).

114. Москальская, О. И. Грамматика текста [Текст] / О. И. Москальская. - М.: Высшая школа, 1981. — 344 с.

115. Николина, Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Н. А. Николина. — 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.

116. Новиков, А. И. Семантика текста и ее формализация [Текст] / А. И. Новиков. -М.: Наука, 1983. -213 с.

117. Новиков, Л. А. Художественный текст и его анализ [Текст] / Л. А. Новиков. - Изд. 3-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 304 с.

118. Нудельман, Р. Так похожи на людей (Критическая статья на роман «Синдром Петрушки») [Электронный ресурс] / Р. Нудельман. — URL: http://www.dinarubina.com/critique/nudelman2010.html (дата обращения: 15.02.2014).

119. Ортега-и-Гассет, X. Две великие метафоры [Текст] / X. Ортега-и-Гассет // Теория метафоры: сборник: пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. — М.: Прогресс, 1990. — С. 68-82.

120. Осипцова, Т. Читая Дину Рубину (Критическая статья на роман «Белая голубка Кордовы») [Электронный ресурс] / Т. Осипцова. — URL: http://www.dinarubina.com/critique/osipzova.html (дата обращения: 15.02.2014).

121. Откупщикова, М. И. Синтаксис связного текста [Текст] / М. И. Откупщикова. - Л.: Издательство ЛГУ, 1982. - 103 с.

122. Павиленис, Р. Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка [Текст] / Р. Павиленис. - М.: Мысль,

1983.-286 с.

123. Питляр, И. До смешного жаль... [Электронный ресурс] / И. Питляр // Новый мир. - 1995. - URL: http://www.dinarubina.com/critique/pitlyar.html (дата обращения: 19.02.2014).

124. Пищальникова, В. А. Проблемы лингвоэстетического анализа художественного текста [Текст] / В. А. Пищальникова. - Барнаул,

1984.-59 с.

125. Попова, 3. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика [Текст] / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. - М.: ACT: «Восток-Запад», 2007. -226 с.

126. Порядина, Р. Н. Духовный мир в образах пространства [Текст] / Р. Н. Порядина // Картины русского мира: пространственные модели в языке и тексте / Р. Н. Порядина, JI. Г. Гынгазова, Ю. А. Эмер и др. Отв. ред. проф. 3. И. Резанова. - Томск: UFOPlus, 2007. С. 11-78.

127. Послание к Ефесянам [Электронный ресурс] // Библия он-лайн. — URL: http://bibleonline.ru/bible/rus/56/05/ (дата обращения: 27.04.2014).

128. Постовалова, В. К. Картина мира в жизнедеятельности человека [Текст] / В. К. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др. - М.: Наука, 1988. - С. 8-70.

129. Потебня, А. А. Мысль и язык [Текст] / А. А. Потебня. - М.: Лабиринт, 1993.- 300 с.

130. Потебня, А. А. Эстетика и поэтика [Текст] / А. А. Потебня. - М.: Искусство, 1976. - 613 с.

131. Предисловие [Текст] // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др.; Отв. ред. Б. А. Серебренников; АН СССР, Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1988. - С. 1-7.

132. Проскуровская, С. Д. Концептуализация игры в постметафизической культуре (музыкальный план реализации): диссер. ... канд. философ, наук по специальности 09.00.13. -Томск, 2002.- 133 с.

133. Пустовойт, П. Г. Слово. Стиль. Образ: пособие для учителя [Текст] / П. Г. Пустовойт. - М.: Изд-во Просвещение, 1965. — 260 с.

134. Разина, И. Г. Механизмы деривационного порождения текста: семантика-синтактика-прагматика: На материале романа

B.В. Набокова "Король, дама, валет" и его перевода на английский язык: дисс. ... канд. филол. наук по специальности 10.02.01 . — Томск, 2005.

135. Рахилина, Е. В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость [Текст] / Е. В. Рахилина. — М.: Русские словари, 2008.-416 с.

136. Резанова, 3. И. Метафора в лингвистическом тексте: типы функционирования [Текст] / 3. И. Резанова // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2007. — № 1. —

C. 18-29.

137. Резанова, 3. И. Дискурсивные картины мира [Текст] / 3. И. Резанова // Картины русского мира: современный медиадискурс / 3. И. Резанова, Д. И. Ермоленкина, Е. А. Костяшина и др.; ред. 3. И. Резанова. - Томск: ИД СК-С, 2011 (а). - С. 15-97.

138. Резанова, 3. И. Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: идеи, методы, решения [Текст] / 3. И. Резанова // Вестник Томского государственного университета. Филология. -2010.-№ 1(9).-С. 26-43.

139. Резанова, 3. И. Метафорическое когнитивно-языковое моделирование: к проблеме межъязыкового и междискурсивного диалога [Текст] / 3. И. Резанова // Евроазиатский культурный диалог: «Свое» и «чужое» в национальном самосознании культуры. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. - С. 296-306.

140. Резанова, 3. И. Метафорическое миромоделирование: базовые концептуальные модели и ключевые модели текста и дискурса [Текст] / 3. И. Резанова // Сборник научных статей. - Вып. 2. / отв. ред. М. Г. Шкуропацкая. - Бийск: РИО БПГУ им. В. М. Шукшина, 2006. - С. 67-76.

141. Резанова, 3. И. Метафоры в лингвистическом тексте: типы функционирования [Текст] / 3. И. Резанова // Язык и культура. — 2011 (б).-№2.-С. 18-29.

142. Резанова, 3. И. Обратимые метафорические модели: семантико-функциональная асимметрия (Статья 1) [Текст] / 3. И. Резанова // Филология. Вестник Том. Гос. Ун-та. - 2012. — № 2 (18). - Томск. — С. 29-43.

143. Резанова, 3. И., Пановица, В. Ю. Ключевые текстовые метафорические модели трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха» [Текст] / 3. И. Резанова, В. Ю. Пановица // Вестник Томского гос. ун-та. - 2014. - № 382. - С. 33-38

144. Резанова, 3. И. Языковая и дискурсивная картина мира - аспекты соотношений [Текст] / 3. И. Резанова // Сибирский филологический журнал. - 2011 (в). - № 3. - С. 184-194.

145. Резанова, 3. И. Языковая метафора в художественном тексте: единство логического, сверх- и предлогического [Текст] / 3. И. Резанова // Наука и образование: материалы Всероссийской научной конференции (12-13 апреля 2002 г.): в 2 ч. Ч. 2. - Белово: Би(Ф) КемГУ, 2002. - С. 106-113.

146. Резанова, 3. И., Мишанкина, Н. А., Катунин, Д. А. Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: ключевые концепты [Текст] / 3. И. Резанова, Н. А. Мишанкина, Д. А. Катунин. - Воронеж: Изд-во РИЦ ЕФ. ВГУ, 2003. - 209 с.

147. Рикер, П. Живая метафора [Текст] / П. Рикер // Теория метафоры: сборник: пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990. - С. 435^56.

148. Рикер, П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение [Текст] / П. Рикер // Теория метафоры: сборник: пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - С. 416^35.

149. Ричарде, А. Философия риторики [Тескт] / А. Ричарде // Теория метафоры: сборник: пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990. - С. 44-68.

150. Романова, Н. Н. Знаки прошлого и настоящего: краткий словарь [Текст] / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов, В. М. Панькин. — М.: Флинта: Наука, 2007. - 280 с.

151. Рубина, Д. Белая голубка Кордовы [Электронный ресурс] / Д. Рубина // Люди воздуха: трилогия. — М.: Эксмо, 2011 (а). — URL: http://filegiver.com/free-download/dina-rubina-belaya-golubka-kordovy.fb2 (дата обращения: 24.12.2012).

152. Рубина, Д. Видео-презентация книги «Окна» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.youtube.com/watch?v=IvOgIUE9iiO (дата обращения 14.10.2012).

153. Рубина, Д. Почерк Леонардо [Электронный ресурс] / Д. Рубина // Люди воздуха: трилогия. - М.: Эксмо, 2011 (б). — URL: http://filegiver.com/free-download/dina-rubina-pocherk-leonardo.fb2 (дата обращения 14.10.2012).

154. Рубина, Д. Синдром Петрушки [Электронный ресурс] / Д. Рубина // Люди воздуха: трилогия. - М.: Эксмо, 2011 (в). - URL: http://filegiver.com/free-download/rubina-sindrom-petrushki_l.fb2 (дата обращения 01.10.2013).

155. Рубина, Д. Я тоже люблю кувыркаться [Электронный ресурс] / Д. Рубина. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=21VdBiNwnLE (дата обращения 01.04.2014).

156. Сабанцев, Ю. Один интеллигент уселся на дороге [Электронный ресурс] / Ю. Сабанцев. - URL: http://www.dinarubina.com/critique/sabancev.html (дата обращения: 14.06.2014).

157. Самаркина, М. Роман с комиксом [Электронный ресурс] / М. Самаркина // Кормановские чтения-2007. - URL: http://www.dinarubina.com/critique/samarkina2007.html (дата обращения: 24.06.2014).

158. Сапогов, В. А. Лирический цикл и лирическая поэма в творчестве А. Блока [Текст] / В. А. Сапогов // Русская литература XX века (дооктябрьский период). - Калуга, 1968. - С. 174-189.

159. Селиванова, Е. А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации: монографическое учеб. пособие [Текст] / Е. А. Селиванова. - Киев: Брама, 2004. - 336 с.

160. Серебренников, Б. А. Как происходит отражение картины мира в языке [Текст] / Б. А. Серебренников // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др. - М.: Наука, 1988. — С. 87-108.

161. Сигов, К. Б. Человек вне игры и человек играющий: введение в философию игры [Текст] / К. Б. Сигов // Философская и социологическая мысль. - 1990. - № 4. - С. 31- 47.

162. Скляревская, Г. Н. Метафора в языке и тексте [Текст] / Г. Н. Скляревская. -М.: Наука, 1988. - 174 с.

163. Словарь образных выражений русского языка [Текст] / Т. С. Аристова, М. JI. Ковшова, Е. А. Рысева, В. Н. Телия, И. Н. Черкасова. -М.: Отечество, 1995. - 362 с.

164. Словарь русского языка: в 4 т. [Текст] / гл. ред. М. С. Шевелева. — М.: Изд-во Русский язык, 1985. - Т. 1—4.

165. Словарь символов [Текст] / Авт.-сост. М.В. Адамчик. — Минск: Харвест, 2010.-224 с.

166. Словарь символов [Электронный ресурс] // Коллекция энциклопедий и словарей. 2009-2013. - URL: http://enc-dic.com/symbol/Golub-Golubka-177 (дата обращения: 25.07.2013).

167. Словарь синонимов русского языка [Текст] / ИЛИ РАН; под ред. А. П. Евгеньевой. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. - 648 с.

168. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. [Текст] / гл. ред. В. И. Чернышев. - М.: Изд-во АН СССР, 1950. -Т. 1-17.

169. Спивакова, С. Нескучная классика... с Диной Рубиной [Электронный ресурс]. - URL: http://tvkultura.ru/video/show/brand id/20901 /episode id/155493 (дата обращения 14.10.2012).

170. Старыгина, Н. Н. Проблема цикла в прозе Лескова [Текст] / Н. Н. Старыгина // Жанр и композиция художественного произведения. - Петрозаводск, 1984. - С. 146-162.

171. Степанов, Г. В. Цельность художественного образа и лингвистическое единство текста [Текст] / Г. В. Степанов // Лингвистика текста. Материалы научной конференции. - Ч. 2. -М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1974. - С. 72-76.

172. Степанов, Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации [Текст] / Г. В. Степанов. - М.: Языки славянских культур, 2007. — 248 с.

173. Тарощина, М. По характеру я страшный интроверт [Электронный ресурс] / М. Тарощина // Wikers Weekly. - № 43. - URL: http://wikers.ru/weekly/interview/14876/ (дата обращения: 17.04.2014).

174. Телия, В: Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция [Текст] / В. Н. Телия // Метафора в языке и тексте. - М.: Наука, 1988 (а). - С. 26-52.

175. Телия, В. Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира [Текст] / В. Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др. - М.: Наука, 1988 (б). - С. 173-205.

176. Тимофеев, Л. И. Основы теории литературы [Текст] / Л. И. Тимофеев. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976. -448 с.

177. Толковый словарь русского языка: В 4 т. [Текст] / под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4,

M., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000.

178. Толковый словарь русского языка: В 4 т. [Текст] / под ред. Д. Н. Ушакова. -М.: Сов. Энцикл.: ОГИЗ, 1935-1940.

179. Тресиддер, Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько [Текст] / Дж. Тресиддер. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 448 е.: ил.

180. Туркова, К. Терпеть не могу, когда восклицают «вау!» [Электронный ресурс] / К. Туркова // Газета. - № 502 (502).- URL: http://www.mn.ru/societv edu/20130405/342786771 .html (дата обращения: 17.06.2014).

181. Тюпа, В. И. Градация текстовых ансамблей [Текст] / В. И. Тюпа // Европейский лирический цикл. Историческое и сравнительное изучение материалы международной научной конференции. — Москва: Переделкино, 15-17 ноября 2001 г. [сост. М.Н. Дарвин]. — С. 50-63.

182. Уорф, Б. JI. Наука и языкознание [Текст] / Б. JI. Уорф // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1960.-С. 169-183.

183. Уфимцева, А. А. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира [Текст] / А. А. Уфимцева // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др. - М.: Наука, 1988. - С. 108-141.

184. Филиппов, К. А. Лингвистика текста: курс лекций [Текст] / К. А. Филиппов. - СПб.: Изд-во. С. Петерб. ун-та, 2003. - 336 с.

185. Филлмор, Ч. Фреймы и семантика понимания [Текст] / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. XXIII. (Когнитивные аспекты языка). - М.: Прогресс, 1988. - С. 52-93.

186. Фоменко, И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика [Текст] / И. В. Фоменко. - Тверь: ТГУ, 1992. - 123 с.

187. Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности [Текст] / О. М. Фрейденберг. - М.: Наука, 1978. - 605 с.

188. Хаенко, А. И кое-что иное [Электронный ресурс] / А. Хаенко // Калейдоскоп. - № 27. - 1994. - URL: http://www.dinarubina.com/critique/haenko 1 .html (дата обращения: 11.08.2014).

189. Хаенко, А. Небесный анекдот [Электронный ресурс] / А. Хаенко // Калейдоскоп. - 1996. — URL: http://www.dinarubina.com/critique/haenko2.html (дата обращения: 11.08.2014).

190. Харченко, В. К. Функции метафоры: учебное пособие [Текст] / В. К. Харченко. - 2-е изд. - М.: Издательство ЛКИ. - 2007. - 96 с.

191. Хейзинга, И. Homo Ludens. Статьи по истории культуры [Текст] / И. Хейзинга; Пер., сост. и X 35 вступ. ст. Д. В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича. - М.: Прогресс - Традиция, 1997. — 416 с.

192. Чейф, У. Память и вербализация прошлого опыта [Текст] / У. Чейф // ГОЛ. - М.: Радуга, 1983. - С. 35-73.

193. Чудинов, А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации [Электронный ресурс] / А. П. Чудинов. - URL: http://www.lekcion.narod.ru/articles/philology/linguistics2/chudinov-03b.html (дата обращения: 22.01.2013).

194. Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры [Электронный ресурс] /

А. П. Чудинов. - URL: http://www.philology.ru/linguistics2/chudinov-01.htm (дата обращения: 22.01.2013).

195. Чурилина, JI. Н. Антропоцентризм художественного текста как принцип организации его лексической структуры: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук по специальности 10.02.01. - СПб., 2003. -9 с.

196. Шиляев, К. С. Фреймовая архитектура ключевой текстовой метафоры произведений Дж. Лондона «White Fang» и «The Call of the Wild» [Текст] / К. С. Шиляев // Вестн. Том. гос. ун-та, 2013. -№372.-С. 58-63.

197. Шиляев, К. С. Метафорическая модель «собака - ученик» в повести Дж. Лондона «Зов предков» [Текст] / К. С. Шиляев// Язык и культура. - 2012. - № 3 (19). - С. 71-81.

198. Шишкова-Шипунова, С. Почерк голубки (Критическая статья на роман «Белая голубка Кордовы») [Электронный ресурс] / С. Шишкова-Шипунова. - URL: http://www.shishkova-shipunova.ru/category.php?id=290 (дата обращения: 11.08.2014).

199. Шкловский, В. Б. О теории прозы [Текст] / В. Б. Шкловский. — М., 1983.-383 с.

200. Шмелев, Д. Н. Очерки по семасиологии русского языка [Текст] / Д. Н. Шмелев. - М., 1964. - 243 с.

201. Щерба, Л. В. Опыт лингвистического толкования стихотворений [Текст] / Л. В. Щерба // Избранные работы по русскому языку. -М.: Аспект Пресс, 2007. - С. 26-45.

202. Эйдинова, В. В. Стиль писателя и литературная критика [Текст] / В. В. Эйдинова. - Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1983.-211 с.

203. Эйзенштейн, С. М. Избр. собр. соч.: в 6-ти т. [Текст] / С. М. Эйзенштейн. - М., 1964. - Т.2.

204. Эйхенбаум, Б. М. О прозе. О поэзии. Сб. статей [Текст] / сост. О. Эйхенбаум; вступ. ст. Г. Бялого. - Д.: Худож. Лит., 1986. -456 с.

205. Энциклопедический словарь символов [Текст] / авт.-сост. Н. А. Истомина. - М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 1056 с.

206. Энциклопедия символов, знаков, эмблем [Текст] / сост.

B. Андреева и др. - М.: Локид; Миф, 2000. - 576 с. - ("AD MARGINEM")

207. Юдина, Н., Луценко, Е. Вокруг Дины Рубиной [Электронный ресурс] / Н. Юдина, Е. Луценко // Лехаим: МАРТ, 2010. - 3(215). -URL: http://magazines.russ.rU/voplit/2009/6/lu5.html (дата обращения: 11.08.2014).

208. Юдсон, М. Вера в Ра, или Новый Динабург [Электронный ресурс] / М. Юдсон // Вести. - URL: http://www.dinarubina.com/critique/yudson2007.html (дата обращения: 11.08.2014).

209. Юрина, Е. А. Образный строй языка [Текст] / Е. А. Юрина. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. - 156 с.

210. Якобсон P.O. Доминанта [Текст] / Р. О. Якобсон // Хрестоматия по теоретическому литературоведению. - Тарту, 1976. — Т. 1. —

C. 56-63.

211. Янушкевич, А. С. Особенности прозаического цикла в русской литературе 30-х годов XIX века [Текст] / А. С. Янушкевич //

Сборник трудов молодых ученых. - Томск: Изд-во Томского университета, 1971.-С. 1-23.

212. Янушкевич, А. С. Русский прозаический цикл: нарратив, автор, читатель [Текст] / А. С. Янушкевич // Русская повесть как форма времени: сб. статей / Отв. ред. A.C. Янушкевич. - Томск: Изд-во том ун-та, 2002. - С. 97-108.

213. Янушкевич, А. С. Три эпохи литературной циклизации: Боккаччо - Гофман - Гоголь. Статья первая [Текст] / А. С. Янушкевич // Вестник Томского государственного университета. Филология. -№2(3).-2008.-С. 63-82.

214. Talmy, L. Toward a Cognitive Semantics [E-resource] / L. Talmy.

URL: Cambridge, MA: MIT Press 2000 http://linguistics.buffalo.edu/people/faculty/talmy/talmyweb/TCS.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.