Трансцендентное в рациональном и мистическом познании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Аршинов, Денис Михайлович

  • Аршинов, Денис Михайлович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Саратов
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 175
Аршинов, Денис Михайлович. Трансцендентное в рациональном и мистическом познании: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Саратов. 2001. 175 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансцендентное в рациональном и мистическом познании»

Актуальность исследования. В настоящее время одной из дискуссионных тем является тема рациональности, что демонстрируется большим количеством публикаций в зарубежной и отечественной литературе, среди которых следует отметить, в частности, сборник статей "Исторические типы рациональности"1. Актуальность данной проблемы в значительной степени связана с кризисом западноевропейской рациональной культуры, отмечаемым на протяжении периода Новейшего времени и обусловившим обращение различных философских направлений к иррационализму и мистицизму.

Особое значение дискуссия по проблеме рациональности приобретает в связи с процессом интенсивного взаимодействия различных типов культур, особенно культур Востока и Запада. Как известно, в традиционном сопоставлении восточной и западной культур рациональность связывалась с Западом, а мистицизм - с Востоком. Однако, как показывает философский и культурологический анализ, элементы мистики занимают значительное место и в западноевропейской культуре, в свою очередь, элементы рациональности присутствуют в религиозных и мистических системах, в том числе и восточных. В связи с этим большинство современных исследователей отказывается от единого образа рациональности в пользу представления о ее различных типах.

Кроме того, повышение интереса к мистицизму обусловлено серией научных открытий, в частности, в области психологии. Возникновение в двадцатом веке таких направлений, как аналитическая и трансперсональная психология, демонстрирует тенденцию наукообразного изучения феноменов, которые принято было относить к сфере мистического и оккультного. При этом, как отмечается рядом авторов, взаимодействие рациональной и мистической традиций, Исторические типы рациональности. В двух томах. М.:ИФРАН. 1995г. которые обычно рассматривались как антагонистические, осуществлялось на протяжении всей истории культуры.

На наш взгляд, одной из точек соприкосновения "рационального" и "мистического" является категория трансцендентного. В рациональной философии "трансцендентное", - результат осознания субъектом границ своих познавательных возможностей, тогда как мистицизм традиционно рассматривается его исследователями и адептами как путь трансцендирования этих границ и проникновения в области, недосягаемые для дискурсивного мышления и научной практики. Таким образом, представляет интерес на историко-философском материале исследовать процесс формирования мистической и рациональной традиций в познании, полагая в качестве узлового момента этого анализа понятие трансцендентного.

Следует также отметить, что одним из сложных моментов историко-философского анализа является воссоздание исторической традиции, что, в частности, по мнению В.П.Визгина1, обусловлено большой степенью субъективизма, неизбежно присутствующего в любом историко-философском анализе. В связи с этим, как полагает диссертант, применение элементов социокультурного подхода к историко-философскому анализу позволяет в достаточной степени преодолеть такой субъективизм. Это обусловлено тем, что социокультурный подход предполагает рассмотрение проблемы в контексте взаимодействия индивидуальных и над-индивидуальных структур, которые могут фиксироваться с помощью наблюдаемых параметров, таких как тип и форма трансляции опыта, а также способ конструирования смысловых, структур.

Предметом данного исследования является история формирования и развития понятия трансцендентного и его коррелятов в рациональной философии Запада, а также в мистических и религиозных традициях как Запада, так и Востока. Данный анализ проводится на материале немецкой классической филосо

1 См. Визгин В.П. История и метаистория. // Вопросы философии. 1998г. №10, с. 102. фии, неокантианства, феноменологии, экзистенциализма, философии жизни, русской философии Всеединства, а также произведений античных авторов и работ, посвященных их творчеству, исследований мифологического сознания, религии и мистицизма.

Степень разработанности проблемы. В европейской философии проблема трансцендентного как непостижимого восходит к античным временам. Она ставилась еще Платоном, утверждавшим, что абсолютное знание доступно лишь богам, а человеческий разум, переходя границу опыта в обосновании метафизических категорий, должен "выходить из себя". Впоследствии тема трансцендентного рассматривалась в контексте непознаваемости Абсолюта неоплатониками, в частности, Плотином, Порфирием, Проклом, Сирианом, Дамаски-ем, а также гностиками Валентином, Василидом, Менандром, Маркионом и др., и христианскими религиозными философами Оригеном, Дионисием Ареопаги-том, св.Августином, Викторином и др. Логика их концепций определила развитие темы непостижимого Абсолюта в Средние века и в эпоху Возрождения, что отражено, в частности, в произведениях Майстера Экхарта, Гуго сент-Викторского, св. Иоанна Креста, Николая Кузанского, Якоба Беме. Среди историко-философских исследований античной и средневековой философии и теологии следует выделить, в частности, работы А.Лосева, М.Мамардашвили, Ф.Кессиди, Х.Йонаса, А.Койре, В.Соловьева, С.Аверинцева, П.Адо, С.Булгакова, И.Ильина, В.Лосского, А.Чанышева1 .

В древней восточной философии и религии также широко развита традиция апофатического понимания абсолютного бытия, в буддизме эта тенденция идет от Шакьямуни и развивается, в частности, представителями школ мадхья Платон Собр. соч. в 4-х тт. т.1. М.: Мысль, 1990г., Прокл. Первоосновы теологии. М.: Прогресс, 1993г. , Плотин Эннеады. Киев. 1995г., Космогония М., 1995г. Кузанский Н. Сочинения в 2-х тт. т.1. М.: Мысль, 1980г., Экхарт М. Проповеди и рассуждения, М. 1912г., Аверинцев С. С. Неоплатонизм перед лицом платоновской критики мифопоэтического мышления. / В кн. Платон и его эпоха. М. 1979г., Адо П. Плотин или простота взгляда. М. 1991 г , Йонас X. Гностицизм. М., 1997г., Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В2х кн. М.:Искусство, 1992г, Античный космос и современная, наука М.1993г., Мамардашвили М.К. Путь к очевидности. М. 1997г. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1991г. миков и йогачаров Нагарджуной и Ашвагхошей, понимавшими истинное бытие как непостижимую пустоту (шуньяту), которая все содержит. В брахманиче-ской философии концепция непостижимого Абсолюта присутствовала как в дуалистической санкхье (у Патанджали, Вьясы), так и в монистической Адвай-та-веданте Шанкары. В китайской философии даосизма существовали категории У-Цзи - Беспредельного, отождествляемого также с понятием Дао, и ТайЦзи - Великого Предела, благодаря которому возникает видимый мир. Так, древнекитайский философ Лу Цзююнь полагал первичность беспредельного и вторичность великого предела, в то время как Чжу Си - их сущностное тождество. Исследования восточной философии и религии содержатся, в частности, в работах А.Лукьянова, А.Уотса, К.Эррикера, О.Розенберга, М.Мюллера, М.Элиаде, А.Уотса, Н.Абаева, Д.Судзуки, и др1 .

В Новое и Новейшее время понятие трансцендентного составляло предмет анализа в классической философии - у И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.Шеллинга, в философии жизни А.Шопенгауэра, в экзистенциализме - у С.Кьеркегора, Ж.П.Сартра, М.Хайдеггера, К.Ясперса, Н.Бердяева. Проблема преодоления гносеологического дуализма кантовской философии затрагивалась также в работах неокантианцев Г.Риккерта, Н.Гартмана, В.Виндельбанда, Г.Когена, Э.Кассирера и др., обосновывающих, в частности, правомерность введения понятия интеллектуальной интуиции. Обращались к этой проблеме и феноменологи Э.Гуссерль, М.Шелер, Р.Ингарден и др. Созданию онтологических моделей, позволяющих логически преодолеть понятие вещи-в-себе, были посвящены произведения русских философов В.С.Соловьева, Е.Н.Трубецкого, Н.О.Лосского, С.Л.Франка. Анализ концепций западноевропейской философии в контексте

1 Будда. История о перерождениях / пер. с пали, М., 1991г., Ашвагхоша. Шастра о пробуждении веры в Махая-не /' в кн. Абаев Н. Чань-буддизм., Новосибирск, 89г, Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994г., Элиаде М. Йога. Свобода и бессмертие. Киев. София. 2000г., Судзуки Д.Т. Лекции по дзен-буддизму. Киев, 1992г., Лукьянов А. Е. Начало древнекитайской философии. М. 1996г., Становление философии на Востоке М. 1989г. Эррикер К. Буддизм. М., 1998г., Уотс А. Путь дзен. Киев, София, 1993г. проблемы трансцендентного представлен в работах отечественных авторов П.П. Гайденко М.К.Мамардашвили, К.А.Свасьяна, Н.С.Мудрагей1 и др.

В работах ряда авторов рассматриваются архаические символы и представления, которые можно трактовать как корреляты философских понятий трансцендентного и трансценденции в мифологическом мышлении. В частности, у М.Элиаде проанализированы идея божественного (трансцендентного) порядка, установленного в период сакрального правремени, т. е. "до начала времен", символика мировой оси и мирового древа рассмотрена в контексте "шаманских мифов" в связи с мистической идеей "прорыва уровней". К анализу подобной символики обращались такие исследователи, как К.Юнг, Х.Кэрлот, К.Леви-Стросс, К.Кереньи, Л.Леви-Брюль, В.В.Иванов, В.Н.Топоров и др. Шаманские ритуалы трансценденции описаны, в частности, в работах М.Харнера, Дж.Халифакс, В.Тернера.2

Анализу мистического познания, классификации мистического опыта и его феноменологическому описанию посвящены работы К.Дю Преля, обосновывавшего оккультные и парапсихологические феномены с помощью монистического учения о душе, У.Джеймса, применившего наукообразный подход к изучению духовного опыта. Немалый вклад в изучение мистицизма внесли К.Юнг, чья концепция коллективного бессознательного и трансцендентной "самости" смогла максимально приблизить понятийное мышление к постижению сути мифов и религиозных откровений а также стала методологической основой трансперсональной психологии С.Грофа, Ч.Тарта, Р.Лэйнга, рассмот Кант И., полн собр. соч. в 6 тт. М. 1966г., Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994г., Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998г. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика. 1993г., Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991г., Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М. 1997г. Философия Фихте и современность. М., Мысль, 1979г. е., Проблема рациональности на исходе XX века. / Вопросы философии, 1991г. №6., Мудрагей Н. С. Рациональное и иррациональное - философская проблема / Вопросы философии 96г №9 с.64., Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Ереван 1987г., Философия символических форм Э. Кассирера. Ереван 1989г.

2 Юнг К. Г. Дух Меркурий. М.: Канон, 1996г, Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991г., Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996г., Священное и мирское. М. 1994г., Космос и история М. 1987г., Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев. София. 2000г., Харнер М. Путь шамана. / В кн. Гуманистическая и трансперсональная психология. М„ 2000г., Тернер В. Символ и ритуал. М. 1983г., Кэрлот X. Э. Словарь символов. М.1994г., Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994г. ревших проблему трансценденции в психиатрии. Следует также отметить работы М.Элиаде, исследовавшего генезис высших мистических традиций из архаического шаманизма, Ф.Капры, проведшего параллели между научными и мистическими взглядами на космологию, С.Хоружего, разработавшего такое направление как "энергийная антропология", представляющее собой науку о духовной практике. Обширнейший материал о мистических традициях представлен в работах М.П.Холла, В.Шмакова, Е.Блаватской, А.Безант, А.Бейли, Р.Штайнера. Анализ личного духовного опыта изложен Шри Ауробиндо, Л.Рампой, К.Кастанедой, Ф.Доннер, М.Шароном, М.Харнером, Х.Хьюз-Колеро и др.1

Методологическая основа работы. Методологической основой работы являются основные принципы историко-философского исследования, реализованные, в частности, в работах А.Ф.Лосева, С.С.Аверинцева, П.П.Гайденко, М.К.Мамардашвили, К.Г.Свасьяна, Х.Йонаса и предполагающие анализ формирования философских традиций в контексте взаимодействия различных форм духовной культуры. Анализ мифологического и религиозного сознания осуществлен на основе концепций М.Элиаде, К.Г.Юнга, Э.Кассирера, А.Ф.Лосева. Мистическое познание исследуется с привлечением идей У.Джеймса, А.Бергсона, К.Г.Юнга, М.Элиаде, Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, П.А.Флоренского, Р.Штайнера, К.Кастанеды, О.Хаксли, С.Грофа, С.С.Хоружего. В диссертации использованы элементы социокультурного подхода, предполагающего анализ развития форм духовной культуры в аспекте взаимодействия индивидуальных и над-индивидуальных структур. При этом автор опирается на идеи, изложенные в работах отечественных авторов

1 Дю-Прель К. Философия мистики. М. 1995г., Гроф С. Рождение, смерть, трансценденция в психиатрии. / в сб. Гуманистическая и трансперсональная психология" М 2000г., Шри .Ауробиндо. Час бога. Йога и ее цели. Л., 1991г., Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М. 1993г., Капра Ф. Уроки мудрости. М.- Киев, 96г., Дао физики. С-Пб., 1994г., Лу Куань Юй Даосская йога. Алхимия и бессмертие. С-Пб, 1993г., Ли Хунчжи. Фа-лунь Дафа. М. 99г., Ошо Р. Тайна. Киев, София, 1999г., Кастанеда К. Активная сторона бесконечности. Киев. София, 1998г., Магические пассы. Киев, 2000г., Огонь изнутри. Киев, 1993г., Хоружий С.С. Заметки к энер-гийной антропологии. / Вопросы философии, 99 г. № 3, Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев. София. 2000г., Йога. Свобода и бессмертие. Киев, 2000г.

А.Н.Семушкина, М.А.Розова, В.С.Степина, В.А.Фриауфа, В.Н.Гасилина, А.П.Бесшапошниковой Ю.К.Никитинской.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы исследовать истоки и формирование традиций понимания "трансцендентного" в рациональном и мистическом познании. В соответствии с этой целью в работе выдвигаются следующие задачи

- на материале истории новоевропейской философии определить поле значений понятия трансцендентного;

- выявить корреляты понятия трансцендентного в исторически различных типах мировоззрения (мифологическом, религиозном, философском);

- проследить истоки возникновения понятия трансцендентного и его коррелятов, исходя из представления об истории формирования и развития философских, религиозных и мистических концепций.

- сформулировать критерии различения рационального и мистического познания:

- на основе введенных критериев проследить историю взаимодействия рациональной и мистической традиций в познании в аспекте представления о трансцендентном.

- рассмотреть модификацию представления о трансцендентном и трансценден-ции в истории развития мистической философии.

Научная новизна диссертационного исследования.

- показаны четыре различных аспекта понимания трансцендентного в истории философии;

- выявлены истоки понятия трансцендентного в мифологическом сознании;

- рассмотрен процесс взаимосвязанного становления понятия трансцендентного в религиозном и в философском мировоззрениях;

- выявлено единое смысловое поле формирования представлений о трансцендентном в различных формах духовной культуры.

- прослежено взаимодействие мистической и рациональной традиций в истории философской мысли.

Положения, выносимые на защиту.

1. В европейской философской традиции можно выделить четыре различных смысла понятия трансцендентного: гносеологический, онто-гносеологический, онтологический и аксиологический, обусловленные, соответственно, осознанием ограниченности человеческого познания, бытия, а также признанием человеческого несовершенства.

2. Понятие трансцендентного в его различных смыслах связано с дихото-мичностью как модели бытия, выражающейся в виде трех основных оппозиций: человек-мир, человек-бог(абсолют) и бог(абсолют)-мир, так и модели познания, опирающейся на субъект-объектное отношение.

3. Истоки вышеуказанной дихотомичности в различных типах мировоззрения прослеживаются в мифологическом сознании и ритуальной практике архаики.

4. Существует единое смысловое поле, в рамках которого формируются представления о трансцендентном в различных формах духовной культуры (философии, религии, мистицизме), имеющее источником мифологическую символику. Поэтому различные концепции трансцендентного, возникшие в ходе исторического развития рациональной и мистической философии, неизбежно содержат общие смысловые конструкты.

5. Использование элементов социокультурного подхода, в частности, представления о познании как о духовном конструировании, позволяют ввести критерии разделения мистического и рационального познания, что способствует преодолению субъективизма в историко-философском исследовании.

11

Теоретическая и практическая значимость работы.

Полученные в диссертации результаты могут быть реализованы в историко-философском анализе традиций познания в разных формах духовной культуры.

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в при проведении семинарных занятий по проблеме мистического познания и его соотношения с познанием рациональным, а также по теме символизма и символического миропонимания.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава включает два параграфа. Вторая глава также включает два параграфа. Объем работы составляет 167 страниц. Список литературы включает 178 работ отечественных и зарубежных авторов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Аршинов, Денис Михайлович

Заключение

Подводя итог данному обсуждению, можно отметить, что цель и задачи, заявленные в работе, в целом, можно считать достигнутыми.

Авторская идея заключается в том, что, понятие трансцендентного возникает как в философском, так и в религиозном мировоззрениях, в связи с присутствием дихотомичности в модели познания или в модели бытия. Такая дихото-мичность проявляется в качестве трех основных оппозиций: "человек - мир", "бог (абсолют) - мир" и "человек - бог". Анализируя поле значений понятия трансцендентного в различных формах духовной культуры, следует рассматривать четыре аспекта в его понимании: гносеологический, онто-гносеологический, онтологический и аксиологический. Гносеологическая трансцендентность означает непознаваемость бытия-в-себе предмета, находящегося за границами познавательных способностей субъекта. Онто-гносеологическая трансцендентность означает непознаваемость абсолютного первоначала, которое пребывает до и вне субъект-объектной противоположен-ности, до и вне всяких границ и определенности. Онтологическая трансцендентность - это субстанциональная инаковость, например, Бога по отношению к миру. Аксиологическая трансцендентность есть недостижимость этического идеала из-за изначально присущего человеческой природе несовершенства.

Последовательно проведенная логика субъективизма, исходящая из достоверности факта существования индивидуального сознания, приводит к признанию гносеологически трансцендентного бытия-в-себе, в результате чего следует заключить, что "трансцендентное" есть необходимое следствие субъект-объектной модели познания. При этом логическое преодоление субъект-объектной модели в западной философии происходило по двум основным направлениям. Во-первых, это полагание единого над-индивидуального начала, онтологически первичного по отношению к субъект-объектной дихотомии. При этом попытка дать характеристику этому первоначалу привела к введению категории бессознательного. Таким образом, происходит возвращение к учению об апофатической сущности, начало которому было положено мистической философией поздней античности. В результате понятие трансцендентного не преодолевается, а из своего гносеологического аспекта переходит в онто-гносеологический: достоверным фактом, являющимся исходным пунктом философствования становится сам факт непостижимости. В аксиологическом плане "абсолютная истина" и "абсолютная свобода", из которых исходит трансцендентальный метод классической философии, также трактуются как недостижимый идеал. Кроме того, обращение к фундаментальным до-сознательным структурам бытия позволяет искать истоки представления о трансцендентном вне логики понятийного мышления - в до-рефлексивных формах духовной культуры - ритуале и мифе. Во-вторых, это редукция к "чистому сознанию", к потоку смыслообразования, осуществляемая феноменологией. Признание за исходный пункт философствования факта принципиальной необъективируемо-сти самого сознания означало полагание сознания единственно доступной формой бытия. Таким образом, понятие трансцендентного бытия, с его неизбежной субстанциональностью, утрачивало свой смысл. Однако данная концепция, обходя понятие бессознательного, не может объяснить явления "разрывов" в "потоке сознания". Кроме того, феноменологическая установка, призывающая от исследования содержания сознания обратиться непосредственно к сознанию посредством эпохэ, содержит прямое указание на практику, традиционную для мистического познания.

Анализ мифологического и религиозного мышления показывает, что "трансцендентное" выступает не только как результат гносеологического сомнения, т. е. критики познавательных способностей человека как субъекта, но и как следствие экзистенциальной рефлексии, предпосылки которой прослеживаются в мифологическом сознании и отражены в мифологической символике. При этом мифологическое сознание, в силу его синкретичности и низкой степени рефлексии, не имеет и не может иметь представления о трансцендентном как непостижимом, однако существует ряд мифологических символов, которые можно рассматривать как генетически предшествующие понятию трасцендент-ного.

Историко-философские исследования показывают, что становление понятия трансцендентного в европейской философской традиции происходило в рамках системы, развитой Платоном, сделавшим логическое заключение о непознаваемости высшего божественного принципа (Единого) методами дискурсивного мышления (т. е. онто-гносеологическая трансцендентность), и эта мысль была развита и усилена неоплатониками, разработавшими концепцию мистического восхождения к Единому. Однако понятие онтологически трансцендентного божества возникло не в греческой философии, а в библейской религии монотеистического персонализма. Трансцендентность библейского Бога связывается, в частности, с принципиально иным статусом понятия личности в древнееврейской культуре по сравнению с древнегреческой. Идея принципиальной чуждости и абсолютной трансцендентности божества миру была развита в религиозно-мистической философии гностиков.

Поскольку понятие трансцендентного можно рассматривать как точку соприкосновения "рационального" и "мистического", то в данной работе предприняты попытки детального анализа мистического познания, выявления его методологии и сопоставления ее с методологией рационального познания. В общем смысле следует считать, что суть мистической практики, истоки которой прослеживаются в архаическом ритуале, заключается в трансцендировании того способа мировосприятия, который считается обыденным и общепринятым. Качественно новым этапом в развитии мистицизма как культурного феномена стало возникновение в античный период мистической философии как попытки общезначимого выражения мистического знания. Нарастающий интерес к мистицизму в Новейшее время сделал его предметом философского и научного исследования. Анализ концепций мистицизма показывает, что особенность мистического познания состоит в его неразрывной связи с преображением всего человеческого существа и осознанием человеком своей иррациональной, необъективируемой основы. Можно сказать, что познание в мистицизме служит цели дальнейшего личностного преображения, в свою очередь, степень преображения обуславливает "чистоту" и достоверность знания. Само мистическое преображение человека, как предполагает ряд учений, в частности, буддизм, ведет к свободе от шаблонов восприятия и объективирующего конструирования значений, хотя такое конструирование все же необходимо в целях коммуникации и трансляции знания в рамках сообщества адептов.

Различие методологий рационального и мистического заключается в способе трансляции опыта, что обусловлено вышеуказанной взаимозависимостью знания и преображения. Кроме того, существует аксиологический аспект данного методологического отличия, что можно, на наш взгляд, выразить в сравнении двух следующих максим: если для рационального познания ценно то, что достоверно, а достоверно то, что объективируемо, то для мистического -достоверно то, что ценно, а ценно то, что ведет к свободе от объективации и любой обусловленности. Таким образом, свобода как ценностная категория выступает в высших формах мистицизма на первый план. Мистицизм, в общем, предполагает обретение свободы в трансценденции, но это не означает абсолютного познания реальности в рациональном смысле.

Как показывают исследования мистицизма, выражение мистического опыта на языке общедоступных предметных значений является затруднительным, однако подобного рода опыт находит способ своей репрезентации в символах. Мистицизм, в общем, предполагает, что возможность трансляции духовного знания посредством особой символики обуславливается тем, что символ обладает свойством "двойной направленности": являясь способом манифестации необъективируемой и непостижимой реальности (или, по терминологии аналитической психологии, - бессознательного) в человеческом сознании, символ, как смысловой гештальт, (который может выражаться не только в зрительной, но и в других модальностях восприятия) способен оказывать воздействие на человека, воспринимаясь психикой непосредственно, интуитивно, т. е. минуя уровень сознательной интерпретации и способствуя тем самым достижению требуемых неординарных состояний сознания.

Если для мистицизма духовный опыт есть факт несомненный, то философскому мышлению для его признания требуется понятийное обоснование. Основными философскими направлениями, в рамках которых такое обоснование становится возможным, являются символизм, интуитивизм и холизм.

Философский символизм, согласно которому воспринимаемая реальность представляет собой символ, шифр, указывающий на некую скрытую сущность, зародился в результате рефлексии над мифологической символикой в период формирования философского мышления и характерен как для западной, так и для восточной культурных традиций.

Холизм, утверждающий органическую целостность мира и единый скрытый порядок (или ритм), связывающий феномены различных "планов бытия", как и символизм, имеет своим истоком мифологическое сознание. Согласно одному из вариантов современного холистического мировоззрения, мир, как органическое целое, не может стать объектом дискурсивного мышления, однако существует возможность непосредственного интуитивного проникновения в этот порядок (ритм). Таким образом, логическая взаимосвязь символизма, холизма и интуитивизма выражается в тезисе, что знание о мире как целом, объемлющем и "объективное", и "субъективное", может быть только интуитивным и выражаться посредством символа. Попытка же создать картину мира как целого , т. е. выйти за пределы мира и представить его в виде объекта, в философии традиционно обозначается как трансценденция. В научном и философском мышлении она совершается умозрительно. Реальная же трансценденция осуществляется в мистической практике, при этом знание общего принципа мироустройства может быть выражено в символе. Таким образом, следует различать интеллектуально сконструированную картину мира в рациональном познании и символическую модель бытия, выполняющую определенные функции в познании мистическом. Однако, как показывается на ряде примеров, между рацио

167 нальной картиной мира и символической моделью бытия могут существовать соответствия, что позволяет сделать вывод о наличии единого смыслового поля, в котором формируются системы представлений и понятий различных форм духовной культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Аршинов, Денис Михайлович, 2001 год

1. Абаев Н. Чань-буддизм. Новосибирск, 89 г.

2. Аверинцев С. С. Неоплатонизм перед лицом платоновской критики мифопо-этического мышления. / В кн. Платон и его эпоха. М. 1979г.

3. Адо П. Плотин или простота взгляда. М. 1991г. 140 с.

4. Акулинин В.Н. Философия всеединства. Новосибирск, 1990г.

5. Аргуэльес X. Фактор Майя. Киев, София. 1999 г.

6. Асмус. В.Ф. Античная философия. М. 1976г. 541с.

7. Бергсон А. Творческая эволюция М., 1910г.

8. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994г.,

9. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.:1989г. 604с.

10. Бесшапошникова А.П. Универсальный синтез: миф, религия, мистика. Саратов, 2000г. -221с.

11. Блаватская Е.П. Тайная доктрина, в 4х тт. Донецк, 1997г.

12. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993г.

13. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990г. 802с.

14. Вандерхилл. Э.Мистики XX века. Энциклопедия. М., 1996г.

15. Васильев Л.С. История религий Востока. М. 1998г.

16. Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997г.

17. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М. 1997г. 495с.

18. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., Мысль, 1979г. с.

19. Гайденко П. П. Проблема рациональности на исходе XX века. / Вопросы философи, 1991г. №6. с.3-4.

20. Гегель Г. Ф„ Соч. Т.9 М. 1932г. .

21. Гейзенберг В. Физика и философия. М.: Иностранная литература, 1963г.

22. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.: Прогресс, 1987г. -366с.

23. Генон Р. Кризис современного мира. М. 1991г.r fiV

24. Гелен А. Осистематике антропологии. Проблема человека в западной философии. М„ 1988г.

25. Гиблин Ч. Открытая книга пророчества. // Символ, 1993г., №4

26. Голдстейн Дж. Путь к мудрости. СПб. 1993г.

27. Гроф С. Рождение, смерть, трансценденция в психиатрии. / в сб. Гуманистическая и трансперсональная психология" М 2000г.

28. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994г.

29. Гуссерль Э. Логические исследования. СПб., 1909г.

30. Гхош Ш.А. Час бога. Йога и ее цели. Л., 1991г.

31. Дандарон Б. Мысли буддиста. Владивосток., 1993г.

32. Дионисий Ареопагит. Таинственное богословие. / Пер. А.Ф.Лосева// Символ, 1995г., №33

33. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М. 1993г.

34. Джонсон К. Мудрость Ягуара. Киев. София, 1999г. .

35. Дмитриева, Осаченко, Введение в философию мифа. М. 1994г. 176с.

36. Донских O.A., Кочергин А.Н. Античная философия: мифология в зеркале рефлексии. М.:1993г. -239с.

37. Дю-Прель К. "Философия мистики". М. 1995г.

38. Зубарев Е. Принципы философского символизма. / автореферат/ Саратов, Изд. СГУ,. 1997г.

39. Ильин И.А. Религиозная философия. М., 1994г.

40. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опта. М., 1993г.

41. История современной, зарубежной философии. С-Пб, 1997г.

42. Йонас X. Гностицизм. МЛ997г.

43. Кант И. Критика чистого разума. М., 1989г.

44. Кант И., полн собр. соч. в 6 тт. М. 1966г.с.436-437.

45. Капра, Ф. Уроки мудрости. М.- Киев, 96г., с. 122

46. Капра Ф. Дао физики. С-Пб., 1994г.

47. Кассирер Э. Понятийная форма в мифологическом мышлении. / В кн. Кас-сирер Э. Избранное. М. 98г

48. Кассирер Э. "Опыт о человеке, введение в философию человеческой культуры / В кн. 49Кассирер Э. Избранное. М. 98г.с.572.

49. Кастанеда К. Активная сторона бесконечности. Киев. София, 1998г.

50. Кастанеда К. Сила безмолвия. Киев. София. 1993г

51. Кастанеда К. Искусство сновидения. Киев. София. 1993г

52. Кастанеда К. Лекции и интервью. Киев. София, 2000г.

53. Кастанеда К. Магические пассы. Киев. София, 2000г.

54. Кастанеда К. Огонь изнутри. Киев. София. 1993г.

55. Кастанеда К. Сказки о силе. Киев. София, 1999г.,

56. Классен Н. Мудрость толтеков. Киев. София. 1996 г.

57. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985г. 286с.

58. Комарова В.Я. К текстологическому анализу античной философии. Л., 1974г. 88с.

59. Кузанский Н. Сочинения в 2-х тт. т.1. М.: Мысль, 1980г. 470с.

60. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975г. 282с.

61. Кузанский И. Сочинения в 2-х тт. т.2. М.: Мысль, 1980г. 471с.

62. Кэрлот X. Э. Словарь символов. М.1994г, .

63. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М. 1994г.

64. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994г.

65. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М. 1983г. 67.Лейбниц Г.В. Сочинения в 4х тт. т.1, М.: 1982г. 636с. 68. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4х тт. т.2, М.: 1982г.

66. Леон-Портилья М. Философия Нагуа. Исследование источников. М. 1961г. 384с.

67. Ли Хунчжи. Фалунь Дафа. М. 99г.х/

68. Лосев А.Ф. Теория мифического мышления у Э.Кассирера. / В кн. Кассирер Э. Избранное. М. 1998г. с. 738.

69. Лосев А.Ф. Античная мифология в историческом развитии. М., 1957г.

70. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В2х кн. Книга 1 М., Искусство, 1992г. 656с.

71. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В2х кн. Книга 2 М., Искусство, 1992г.

72. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. / В кн. Философия, мифология, культура. М.:1991г. 525с.

73. Лосев А.Ф. Античный космос и современная, наука М. 1993г.,

74. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство М. 1995г. с.

75. Лосев А.Ф. История античной эстетики

76. Лосский И.О. История русской философии. М.:1991г. 1991г.

77. Лосский И.О. Чувственная, интеллектуальная, мистическая интуиция. М. 1995г. с. 138.

78. Лосский И.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М.92 г. с. 4

79. Лу Куань Юй Даосская йога. Алхимия и бессмертие. С-Пб, 1993г. с. 127

80. Лукьянов А. Е. Начало древнекитайской философии. М. 1996г.

81. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке М. 1989г. 186с.

82. Лукьянов А. Е Истоки Дао. Древнекитайский миф. М. 1992г.

83. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М. 1998г.

84. Мамардашвили М.К. Путь к очевидности. М. 1997 г. с. 152.

85. Мамардашвили М.К. Наука и культура. / В кн Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982г. 400с.

86. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М. 1976г., с. 173

87. Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998г.

88. Мерелл-Вольф Ф. Пути в иные измерения. Киев, 1993г.

89. Мерелл-Вольф Ф. Философия сознания без объекта. Киев, 1993г.

90. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. М. 1980г.

91. Мудрагей Н. С. Рациональное и иррациональное философская проблема / Вопросы философии 96г №9 с.64.

92. Никитинская Ю. К. К вопросу о методологии историко-научного исследования. / В сб. Бытие и познание. Саратов, Изд. СГУ, 99г.

93. Никитинская Ю. К. Становление методологического сознания в античной философии. / В кн. Интерпретация как историко-научная и историческая проблема. Новосибирск: Наука, 1986г. с. 160-170

94. Никитинская Ю.К. Рациональность в социокультурном измерении. / Философия. Наука. Культура. Творчество. Саратов: Изд. Поволжского межрегионального учебного центра, 1999г. с. 127 132

95. Нойманн. Э. Происхождение и развитие сознания. М.-Киев, 1998г.

96. Омельченко Н.В. Контуры новой философии человека. / В сб. Современнаяпарадигма человека. Саратов, 2000, с. 50-57.

97. Ортега-и-Гасет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991г.

98. Ортега-и-Гасет X. Что такое философия. М., 1991г.

99. Ото Р. Тайна. Киев, София, 1999г. с. 178

100. Ошо Р. "Алмазная сутра". М., 1993г.

101. Платон Собр. соч. в 4-х тт. т.1. М.: Мысль, 1990г.

102. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.,1974 485с.

103. Ранк. О. Миф о рождении героя. М.-Киев, 1997г. 107 Петров М,К. Язык, знак, культура. М., 1991г.

104. Пройс К.Т. Религиозный обряд и миф. М., 1933г.

105. Прокл. Первоосновы теологии. М.: Прогресс, 1993г. 319с.

106. Плотин Эннеады. Киев. 1995г. 392 с.

107. Плотин. Космогония М., 1995г. 300 с.

108. Поликарпов B.C. Наука и мистицизм в XX веке.

109. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957г. 555с.

110. Рерих Е. Основы буддизма. Улан-Удэ, 1991г.

111. Рерих Е. У порога нового мира. М., 1993г.

112. Рерих Н. Врата в будущее. М., 1990г.

113. Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания./Философия жизни. Киев, 1998г.

114. Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998г

115. Риккерт Г. О понятии философии /Философия жизни. Киев.1998г. с.

116. Розов М.А. Рефлексия и методологической описание деятельности. Новосибирск, 1984г.

117. Розов М.А. Значение и механизмы социальной памяти. М., 1984г.

118. Свасьян К.А Феноменологическое познание. Ереван 1987г. 226с.

119. Свасьян К.А, Философия символических форм Э. Кассирера. Ереван 1989г.- 237с

120. Свасьян К.А. Проблема символа. Пропедевтика и критика. Ереван., 1980г.- 226с.

121. Семушкин А.Н. У истоков европейской рациональности. М. 1996г. 192с.

122. Степин B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого // Вопросы философии, 1997г. №5

123. Судзуки Д.Т. Лекции по дзен-буддизму. Киев, 1992г.

124. Судзуки Д.Т Наука дзен. Ум дзен. / Киев, 1992г.

125. Тайлор Э. Первобытная культура. М. 1989г.

126. Тернер В. Символ и ритуал. М. 1983г.

127. Тахо-Годи A.A. Миф у Платона как действительное и воображаемое. / В кн. Платон и его эпоха. МЛ979г., с. 58-82

128. Тейяр де Шарден. П. Феномен человека. МЛ 987г.

129. Тейяр де Шарден. П. Божественная среда. М. 1994г.

130. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995г. 624с.

131. Упанишады в Зх кн. / Пер. с санскрита. М., 1991-1992г.

132. Флоренский П. А Иконостас. М. 96г. с. 25.

133. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.1990г.

134. Франк С. Л. Русское мировоззрение. М.92г.,

135. Франк С. Л. Дух и душа. Непостижимое. / Сочинения. М.: Правда,1990г. -507с.

136. Франк С. Л. Введение в философию. Петроград, 1922г. с. 35.

137. Франк С. Л. Предмет знания. СПб., 1915г. с.91.

138. Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980г.

139. Фрейд 3. Тотем и табу. Сборник. М., 1998г.

140. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. / Время и бытие. М.: Республика. 1993г.

141. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / в кн. Время и бытие. М.: Республика. 1993г.

142. Хайдеггер М. Наука и осмысление. / в кн. Время и бытие. М. 1993г.

143. Хайдегер М. Время картины мира. / в кн. Время и бытие. М. 1993г.

144. Хаксли О. Вечная философия. М.-Киев, 1997г.

145. Харнер М. Путь шамана. / В кн. Гуманистическая и трансперсональная психология. М., 2000г .

146. Холл М. П. Энциклопедическое изложение символической, каббалистической, масонской и розенкрейцеровской философии. Новосибирск, 1992г.

147. Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. / Вопросы философии, 99 г. № 3 с.

148. Чанышев А.Н. Начала философии. М.: Изд. МГУ, 1982г. 184с.

149. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1991г.- 374с.

150. Чучин-Русов А. Е. / Вопросы философии 96г. №4 с.6-7.

151. Шеллинг Ф. Введение в философию мифологии. / Соч в 2-х тт. М. 89г.

152. Шеллинг Ф. Трансцендентальная философия / Соч. в 2х тт. т. 2.

153. Штайнер Р. Очерк тайноведения. JL, 1991г.

154. Штайнер Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности. Ереван, 1991г.

155. Экхарт М. Проповеди и рассуждения. М. 1912г.

156. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев. София. 2000г.

157. Элиаде М. Космос и история М. 1987г.

158. Элиаде М. Йога. Свобода и бессмертие. Киев. София. 2000г.

159. Элиаде М. Мефистофель и Андрогин. С-Пб. 1998г.

160. Элиаде М. Священное и мирское. М. 1994г.

161. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996г.

162. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М. -Киев, 1996г.

163. Юнг К. Г. Психология переноса. М. 93г. .

164. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991г. 304с.

165. Юнг К. Г. Ответ Иову. М. 1995г.

166. Юнг К.Г., Кереньи. К. Душа и миф. М. 1997г.

167. Юнг К. Г. Дух Меркурий. М.: Канон, 1996г.

168. Юнг К.Г, О психологии восточных религий и философий. М., 1994г.

169. Юнг К.Г. Алхимия снов. С-Пб., 1997г.

170. Ясперс К. Философская вера. / Смысл и назначение истории. М. 1991г.

171. Cornford F. М. From Religion to Philosophy. N. Y. 1957)

172. Fromn Erich The Forgotten Language, London, 1952

173. Hall, D. Process and Anarchy. A Taoist Vision of Creativity. / Philosophy East and West. vol. 28, 1978 №3

174. Smuts J. Holizm and evolution. N.Y., 1926