Трансформация социокультурных ценностей в контексте исторического сознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Садыкова, Зиля Раисовна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат наук Садыкова, Зиля Раисовна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
§ 1. Социально-философский анализ исторического сознания
как формы общественного сознания
§ 2. Трансформация социокультурных ценностей
в историческом сознании этноса
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВА
§ 1. Трансформация социокультурных ценностей
в историческом сознании личности
§ 2. Воспитание патриотизма
на основе исторического сознания общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Духовно-нравственная традиция в жизни общества2011 год, доктор философских наук Даминдарова, Фания Валиевна
Историческое сознание как социорегулирующий феномен современного российского общества2024 год, доктор наук Шматько Александр Александрович
Социокультурные основания формирования цивилизационного сознания народов Северного Кавказа2009 год, кандидат философских наук Семенова, Ольга Валерьевна
Социокультурное пространство причерноморских адыгов (шапсугов) в условиях модернизации российского общества2013 год, кандидат наук Набокова, Лариса Вячеславовна
Патриотизм в культуре современной России2004 год, доктор философских наук Иванова, Светлана Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация социокультурных ценностей в контексте исторического сознания»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в ходе истории в любом обществе постоянно происходят процессы появления новых и отмирания старых социокультурных ценностей. Социокультурные ценности не только выступают как духовно-нравственные ориентиры для людей, но и являются мерой цивилизованности и гуманности общества. Формирование социокультурных ценностей в контексте исторического сознания происходит не стихийно, а согласно закономерностям развития исторического процесса.
В настоящее время проблема трансформации социокультурных ценностей в обществе приобретает особое значение, в связи с тем что процессы глобализации практически всех сфер общественной жизни за короткий промежуток времени породили множество положительных и отрицательных явлений, в определенной степени дезориентировавших общество. Это выражается в том, что современное общество выходит за границы установленных веками и закреплённых в историческом сознании людей привычных традиций и ценностных установок. Интенсивный рост научно-технического прогресса, глобализация в форме вестернизации и информатизации всех сфер современного общества вызвали аксиологическую моральную и этическую дезориентацию. Возникли сомнения в том, что является «добром», а что - «злом».
Вследствие изменений как социокультурных ценностей, так и исторического сознания теряется национально-этническая компонента идентичности человека. Такая потеря идентичности приводит, в частности, к исчезновению диалектов и языков: по данным ЮНЕСКО на 7 марта 2013 г., под угрозой исчезновения находятся около 2500 из 6800 языков мира, в России в зоне риска оказались 136 языков, из них под угрозой исчезновения 49.
Данные факты, безусловно, говорят о том, что происходит обесценивание
многокомпонентной общечеловеческой культуры, и указывают на процессы
нарастающей ассимиляции этносов и малых народов. Происходит процесс
3
замещения национальных культур глобальной культурой, в первую очередь в форме вестернизации местных культур и традиционных социокультурных ценностей незападного мира, что приводит к изменению содержания их исторического сознания, к утрате традиционных нравственных ценностей, диссоциации прошлой и настоящей исторической памяти и неизбежной социокультурной унификации и ассимиляции народностей в будущем. Этот процесс требует пристального социально-философского анализа.
Все эти процессы вызывают рост нигилистического отношения к культуре, истории, традициям незападных народов в массовом сознании и ведёт к нивелированию традиционных ценностей в общечеловеческой культуре. Именно в такие моменты исторического периода следует обратиться к феномену исторического сознания, которое несет в себе традиционные ценности общностей, накопленные веками.
В нынешнем мире, естественно, невозможно ограничить общество только одними традициями, так как современный темп общественной жизни задаёт столь же высокий темп изменений социокультурных ценностей. Одновременное существование в историческом сознании традиционных социокультурных ценностей и ценностей глобального социально-экономического порядка указывает на наличие в нем как константных, так и изменяющихся структур. В связи с этим весьма актуальной в социальной философии является проблема трансформации социокультурных ценностей в историческом сознании.
Любой социум без развивающихся положительных социокультурных ценностей обречен на стагнацию, потерю своей духовной и интеллектуальной мощи. Для такого общества характерна разобщенность между его членами, оно постепенно лишается целостных, основных ценностных установок.
Феномен существования социокультурных ценностей в историческом
сознании есть важнейший компонент идентичности национального сознания и
национальной культуры, обеспечивающий преемственность их содержания,
связь и неразрывность поколений народа, основу государственной идеологии. В
4
глобализирующемся мире социокультурные ценности и историческое сознание общества подвергаются трансформационному воздействию западной цивилизации, что требует глубокого анализа и планомерного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованиями, посвященными философскому пониманию исторического сознания, занимались такие представители западноевропейской философии, как Г.В.Ф. Гегель, А.Дж. Тойнби, П. Рикер, Г. Риккерт, Ж.А. Гобино, О. Шпенглер, И.Г. Фихте, К. Маркс, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, И. Кант, В. Виндельбанд, А. Шопенгауэр и др.1
Особенности непосредственно исторического исследования, способы получения исторических знаний, их хранения и трансформации изложены в работах отечественных мыслителей М.Ю. Ширманова, А.И. Ракитова, С.И. Дудника, А.Я. Гуревича, Г.В. Иващенко, Т.В. Науменко и др.2
Развитие социокультурных ценностей и исторического сознания с точки зрения развития цивилизации рассматривали такие ученые, как И.Н. Ионов, И.Г. Яковенко, Ле Гофф и др.3
'Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / пер. Г. Шпета. - СПб.: Наука, 1994; Его же. Философия истории // Сочинения. Т. 8. - М.-Л., 1935; Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 25; Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42; Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - М., 1955. - Т. 3; Рикер П. История и истина. - СПб.: Алетейя, 2002; Его же. Память, история, забвение. — М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2004; Риккерт Г. Философия жизни. - М.: Ника-Центр: Вист-С, 1998; Его же. Философия истории. - М.: Ника-Центр: Вист-С, 1998; Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991; Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. - М., 1993; Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Кризис сознания. - М., 2009; Его же. Что такое философия? - М.: Радуга, 1991; Кант И. Первое введение в критику способности суждения // Сочинения. В б т. Т. 5. - М.: Июль, 1966; Гобино Ж.А. Опыт о неравенстве человеческих рас. - М.: Самотёка, 2007; Виндельбанд В. Прелюдии. - М.: Кучково поле, 2007.
2 Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. - М.: Политиздат, 1992; Его же. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. - 1994. - № 4. - С. 14-34; Его же. Философия компьютерной революции. - М.: Наука, 1991; Ширманов М.Ю. Историческое сознание общества (философский анализ): дис. ... канд. фнлос. наук. - Ростов н/Д, 1983.
3 Гофф Ле Жак. Цивилизация Средневекового Запада. - М.: Прогресс, 1992; Яковенко М.Г.
Циклы развертывания цивилизаций и цикличность всемирной истории // Цивилизация. Восхождение и слом. Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса / отв. ред. Э.В. Сайко. - М.: Наука, 2003; Ионов И.Н. Циклические явления в развитии цивилизационного сознания // Цивилизация. Восхождение и слом.
5
Исследование сущности исторического сознания, его генезиса, структуры и функций нашло своё отражение в работах М.А. Барга, В. Феллера, В.И. Воловика, P.A. Каменской, В. Дильтея и др.1
Историческое сознание рассматривается с точки зрения антропологии и культуры, личность характеризуется не как часть общества, а, наоборот, общество характеризуется как часть человека в трудах Н. Макиавелли, Ф.М. Вольтера, Ш. Монтескье, H.A. Бердяева, Л.Н. Гумилева, В.А. Тишкова, Т. Куна, B.C. Невелевой, Н.Б. Бурыкиной, Л.В. Владимировой, О.М. Фрейденберга, К. Дойч, Э. Алларта, Р.В. Агузумцяна, Н.Г. Хачатуряна, В.И. Шувалова, H.A. Киселевой, И.Б. Романенко, С.И. Некрасова, З.В. Макатова и др.2
С позиции мифологии, археологии и истории проблему изучают О.Н. Бадер, В.Т. Петрин, H.A. Мажитов, А.Н. Султанова, С.А. Галлямов,
Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса / отв. ред. Э.В. Сайко. -М.: Наука, 2003.
1 Барг М.А. О категории «цивилизация» // Новая и новейшая история. - 1990. - № 5. - С. 2540; Его же. Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требование науки? // Коммунист. - 1991. - № 3. - С. 27-35; Его же. Эпохи и идеи: становление историзма. - М.: Мысль, 1987; Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. - 1995. - № 10. - С. 140; Каменская P.A. Историческое сознание: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 1999; Феллер В. Генезис исторического сознания // Введение в историческую антропологию. Опыт решения логической проблемы философии истории. URL: http://ss.xsp.ru/st/027/index.php.
2 Allardt Е. A Political Sociology of the Nordic Countries // Europeen Review, 8 (2000). - P. 129141; Киселева H.A. Онтологические характеристики исторического события: структура и функции // Гуманитарный вектор. - 2008. - № 3. - С. 19-26; Макиавелли Н. Государь: сборник. - М.: ACT: ACT Москва, 2009; Монтескье Ш. О духе законов. - М.: Мысль, 1999; Некрасов С.И., Макатов З.В. Человек в системе информационного общества как основы глобализирующегося мира // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Право. - 2009. - Т. 10. - № 9. - С. 193-208; Романенко И.Б. Экзистенциализм и персонализм: определение образовательных идеалов XXI века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2005. - Т. 5. - № 10. - С. 59-64; Шувалов В.И. Проблема немецкого национального характера в интерпретации Карла Лампрехта // Известия РГПУ им. В.Г.Белинского. - 2012. - № 7. - С. 1135-1139; Невелева B.C. Антропологический принцип в философии истории: современность и истоки: автореф. дис. ... докт. филос. наук. - Екатеринбург, 2002; Кун Т.С. Структура научных революций / пер. с англ. И.Э. Налетова. - М., 1975. URL: http://w\vw.opentextnn.ru/man/?id=621; Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. - М.: Наука, 2003. - С. 101; Агузумцян Р.В., Хачатурян Н.Г. Изучение феномена духовности в контексте религиозного сознания и психологической науки // Национальный психологический журнал. - 2012. - № i (7). _ с. 74-80; Бердяев H.A. Самопознание. - М., 1991; Его же. Смысл истории. - М., 1990.
К.Ф. Смирнов, Н.Л. Членова, А.З. Асфандияров, В.И. Филоненко, Б.Г. Хусаинов, Б. Малиновский и др.1
Научные исследования социокультурных ценностей исторического сознания башкир представлены в работах ученых философской школы Башкортостана Д.М. Азаматова, Б.С. Галимова, Р.И. Ирназарова и др.2
Проблема глобализации культуры отражена в работах таких ученых, как В .А. Кутырёв, С.Г. Кара-Мурза, В.А. Рыбин, И.А. Муратова, К.С. Гаджиев, Ю.Н. Кулюткин, З.В. Макатов, Н.Г. Козин, М. Мид, Е.В. Пильчинова и др.3
Однако необходимо отметить, что многие аспекты трансформации социокультурных ценностей в контексте исторического сознания изучены не в достаточной степени, что и стало проблемным полем нашего исследования.
1 Бадер О.Н. Капова пещера. - М., 1965; Мажптов H.A., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. - Уфа, 1994; Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в Игнатьевской пещере на Южном Урале. - Новосибирск, 1992; Асфандияров А.З. Кантонное управление в Башкирии. - Уфа: Китап, 2005; Галлямов С.А. Эпосу «Урал-батыр» 4000 лет // Шонкар. - 1995. - № 4; Смирнов К.Ф. Сарматы на Илеке. - М., 1975; Его же. Савроматы и сарматы // Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. - М., 1977. - С. 136; Филоненко В.И. Башкиры. - Уфа, 1915; Хусаинов Б.Г. Литература и наука: избранные труды. - Уфа: Гилем, 1998; Членова Н.Л. Предыстория «торгового пути Геродота» (из Северного Причерноморья на Южный Урал) // Советская археология. - 1983. -№ 1.
2 Азаматов Д.М. Из истории развития передовой общественно-политической и философской мысли Башкирии. - Пермь, 1976; Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981; Ирназаров Р.И. Равенство этносов в Республике Башкортостан. - Уфа: Гилем, 1997; Его же. История развития социологической мысли Башкортостана. - Уфа: Гилем, 2010.
3 Гаджиев К.С. Мировой экономический кризис: политико-культурное измерение // Вопросы философии. - 2010. - № 6. - С. 7-12; Козин Н.Г. Идентификация. История. Человек. // Вопросы философии. - 2011. - № 1. - С. 43; Кутырёв В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. - Нижний Новгород, 1994; Его же. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. - 1996. - № И. - С. 33—41; Его же. Культура и
технология: борьба миров. - Нижний Новгород: Прогресс-Традиция, 2001; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2005; Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир образования взрослых // Человек и образование. - 2010. - № 1. - С. 13-15; Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988; Муратова И.А. Имидж как репрезентация
социально-культурных отношений: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Челябинск, 2014;
Пильчинова Е.В. Развитие производственных сил в системе «человек — культура -общество» // Человек в мире культуры. - 2013. - № 2. - С. 13-15; Некрасов С.И., Макатов З.В. Человек в системе информационного общества как основы глобализирующегося мира // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Право. - 2009. - Т. 10. - № 9. - С. 193-208.
7
При социально-философском исследовании социокультурных ценностей в контексте исторического сознания целесообразно рассмотрение данной проблемы на примере башкирского народа как типичного этноса, подвергающегося воздействию глобальных трансформационных процессов.
Объектом исследования являются социокультурные ценности в контексте исторического сознания.
Предмет исследования - трансформация социокультурных ценностей в историческом сознании.
Цель - исследовать механизмы, особенности, тенденции трансформации социокультурных ценностей в контексте исторического сознания с целью выявления и последующего решения кризиса исторического сознания в условиях современности.
Задачи исследования:
- обосновать необходимость исследования феномена исторического сознания
как особой формы общественного сознания;
- изучить социокультурные ценности в историческом сознании этноса (общества) в процессе развития цивилизации;
- выявить причины кризиса социокультурных ценностей в историческом сознании личности;
- обозначить пути решения социально-философской проблемы нивелирования
социокультурных ценностей в историческом сознании общества.
Методологическая основа диссертационного исследования. В основу данного исследования заложены как феноменолого-герменевтический, так и диалектико-материалистический подходы, позволяющие рассмотреть развитие социокультурных ценностей и исторического сознания на современном этапе как социально-философскую проблему. Также методологической основой данного исследования послужила «пассионарная теория этногенеза» Л.Н. Гумилева. Помимо этого, в работе используются общефилософские принципы системности, объективности, историзма для рассмотрения социальных явлений.
Эмпирической базой диссертации является история и культура
башкирского края.
Научная новизна диссертации заключается в обосновании следующих
положений:
1. Доказано, что историческое сознание проходит в своём развитии четыре периода, где при смене уровней каждый тип социокультурной реальности (мифологический, религиозный, национальный, информационно-глобальный) обеспечивает доминирование определенной идентичности.
2. Выявлено, что развитие исторического сознания осуществляется через социальный кризис, проявляющийся в форме трансформации социокультурных ценностей.
3. Доказано, что прогрессивное доминирование гуманистических взглядов на национальном уровне развития исторического сознания предопределило его индивидуалистический характер.
4. Разработаны пути решения проблемы замещения западными и иными социокультурными ценностями традиционных российских социокультурных ценностей в условиях глобализации с целью сохранения и развития исторического сознания российского общества и цивилизации.
Положения, выносимые на защиту:
1. В кризисные моменты истории историческое сознание выступает как один из факторов социальной стабилизации, который при этом выполняет функцию консолидации разных поколений этноса, народов, государства на основе осознания общности единого исторического развития, регулятора общественного сознания, что имеет все возрастающее значение в кризисные моменты общественного развития.
2. Трансформация социокультурных ценностей в историческом сознании этноса происходила в результате деятельности его пассионарных личностей, «захваченных» идеями и ценностями новой идентичности на этапе перехода к новому уровню развития исторического сознания.
3. От уровня к уровню развития исторического сознания возрастало в нем значение личностного начала: от феномена отождествления индивидуального сознания человека Древнего мира с мифологическим героем и выстраивания содержания исторического сознания древних народов на основе космологических, мифологических легенд на первом уровне до практической абсолютизации личностного начала, основывающегося на равноправии по рождению, и структурирования исторического сознания на основе конкретных исторических событий и роли в них личностей и продуктов культуры конкретных авторов на четвертом уровне развития исторического сознания. На каждом уровне развития исторического сознания происходило обогащение и усложнение социокультурных ценностей человечества, что делало их многогранными. Параллельно объективным образом отбрасывался отживший, ненужный культурный балласт, и таким образом расчищался путь для дальнейшего развития общества. В связи с этим кризис, предшествующий переходу на четвертый уровень исторического сознания, должен привести к качественному скачку социокультурных ценностей, где новый человек будет определяться как «глобальный человек».
4. Необходимо воспитание подрастающего поколения в соответствии этапами развития исторического сознания, так как каждому уровню развития исторического сознания соответствует собственная форма патриотизма с присущими ему особенностями. Например, на мифологическом уровне патриотизм основан на образе мифологического героя - героя сказки, былины, эпоса, мифа, который защищает общество или государство; на религиозном уровне религия выступает фактором объединения и стабилизации крупных обществ и государств через ценности метафизического порядка; с переходом на национальный уровень патриотизм приобретает государственно-идеологический характер; на четвертом уровне патриотизм будет отличаться свободой выбора
культурной идентичности благодаря широкому информационному доступу к глобальной культуре.
Теоретическое значение работы состоит в том, что впервые был дан социально-философский анализ феномену социокультурных ценностей в контексте исторического сознания, исследована концептуализация различных ее проявлений, определяющих характер социального действия в обществе. Результаты данной работы могут служить основой для дальнейшего социально-философского исследования феноменов социокультурных ценностей и исторического сознания.
Практическое значение работы заключается в том, что ряд ее положений может явиться методологической основой для разработки реальных стратегий управления процессом формирования социокультурных ценностей в контексте исторического сознания в современном российском обществе. Материалы диссертационного исследования могут найти свое применение в процессе преподавания философских дисциплин, а также могут стать основой специальных курсов для студентов высшей школы.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены автором в выступлениях на всероссийских и региональных конференциях «Человек и мир» (Уфа - Бирск, 2010); «Идентичность личности в условиях глобализации» (Уфа, 2010); «Человек. Общество. Образование» (Уфа, 2011); «Здоровье как социально-философская проблема» (Уфа, 2011); «Академическая наука - проблемы и достижения» (7-8 июля 2014 г., Norh Charleston, USA), а также нашли отражение в научных публикациях автора. Общий объем публикаций по теме составил 4,6 п. л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 272 наименования. Общий объем диссертации составляет 161 страницу.
ГЛАВАI
РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
В первой главе проводится социально-философский анализ исторического сознания как формы общественного сознания, соответствия социокультурным ценностям общества (этноса), выявляются предпосылки и особенности развития исторического сознания и возникновения социокультурных дилемм в исследуемой области философии.
§ 1. Социально-философский анализ исторического сознания как формы общественного сознания
Устойчивый привычный мир с чёткими государственными границами, национальными государствами и законами, базирующийся на традиционных ценностях прошлых веков, уходит в прошлое, а состояние общества XXI в. характеризуется как глобализирующийся мир. Одной из главных особенностей глобализирующегося мира является состояние широкомасштабного кризиса, которой проявляется в виде экономических, экологических, демографических, социальных, политических, культурных и других проблем. Одним из последствий глобального кризиса является быстрая, буквально в течение одного-двух поколений, смена социокультурных парадигм. Столь высокая скорость социокультурных трансформаций, несомненно, имеет глубокие и неоднозначные последствия как для общественного сознания, так и для всего социального ландшафта целых регионов и стран. Сами по себе глобализационные процессы в мире носят объективный характер, вытекающий как из закономерностей развития капиталистический экономики, так и из темпов развития науки и техники (непрерывное развитие производительных сил).
В связи с этим остро встаёт вопрос о месте и роли исторического сознания и социокультурных ценностей в новом, трансформирующемся мире. Быстрая и глубокая трансформация в сфере социокультурных ценностей и исторического сознания вызывает в общественной жизни множество противоречий и разночтений в оценке её неизбежности, необходимости и последствий. Указанные трансформационные явления непосредственным образом отражаются на повседневной жизни, меняя её стиль и уклад, традиционные черты многих культур замещаются западноевропейскими и азиатскими стилями, при этом меняются не только предпочтения, но и характер, и поведение людей.
Для того чтобы проанализировать историческое сознание как форму общественного сознания, определимся с понятием «историческое сознание».
«Историческое сознание - это совокупность мифологических, фольклорных, историко-художественных, научных ценностей, количество и содержание которых отвечает системе видов духовной деятельности общества в историческом развитии»1. В этом определении обращает на себя внимание то, что самое непосредственное содержание исторического сознания складывается из социокультурных компонентов духовного и материального порядков. При этом отбор тех или иных социокультурных ценностей, остающихся как «исторический багаж», обусловлен общественной целесообразностью и объективной необходимостью на каждом отрезке исторического развития народа.
«Также в историческое сознание входят такие важные его компоненты, как социальная память, исторические факты, исторические законы, общественно-исторические предвидения и общественные идеалы. В совокупности историческое сознание является определённой формой общественного сознания, где содержатся обыденно-практические (ощущения, восприятия, представления, эмоции, традиции и т.д.) и теоретические (идеи,
1 Кондратов В.А., Чекалов Д.А., Копорулина В.Н. Новейший философский словарь / под общ. ред. А.П. Ярещенко. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - С. 278.
13
концепции, взгляды, принципы и др.) знания, ценность которых в соответствующие исторические эпохи и на соответствующих исторических этапах развития человечества равномерная»1. На наш взгляд, компоненты исторического сознания интересны тем, что в них аккумулируется ценностно-регулятивное начало народа, которое через социальную рефлексию в конечном счете определяет высшие духовные и этические ценности и идеалы общества и, соответственно, индивида: для того чтобы ориентироваться в соответствующей исторической эпохе, индивиду необходимо придерживаться существующих в социуме морально-нравственных предписаний, но для того, чтобы соответствовать им, он должен быть связан с историей посредством исторического сознания. Таким образом, происходит перманентная идентификация человека с историческим прошлым.
Системно-оформляющим и поддерживающим содержание исторического сознания фактором со времени появления национальных государств (то есть на третьем и четверном уровне развития исторического сознания) и до настоящего времени является государство и тесно связанные с ним общественные институты. В связи с этим особым случаем является вариант, когда в одном государстве сосуществуют различные по содержанию, но вполне сложившиеся исторические сознания. Попытка насильственного и даже ненасильственного, но методичного вытеснения второго (и других) исторического сознания и присущих ему социокультурных ценностей приводит к противодействию этому процессу. В конкретных общественных формах подобное внутригосударственное противоречие и противодействие выглядит как одновременное проявление национализма и ответного сепаратизма. Яркий исторический пример, принявший острый конфликтный характер, это Украина, где после обретения в 1991 г. независимости последовательно нарастали процессы цивилизационного разлома между её восточной и западной частями, вылившиеся в итоге в гражданскую войну. Значение в данном гражданском
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Неомиф в духовной культуре современной России: этнонациональный аспект2007 год, кандидат философских наук Воронова, Наталья Игоревна
Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России2011 год, доктор философских наук Храпов, Сергей Александрович
Сущность и специфика межцивилизационных взаимодействий в эпоху глобализации2009 год, кандидат философских наук Шрамкова, Наталия Борисовна
Национальный характер как проблема социально-философского анализа2012 год, доктор философских наук Моисеева, Нелли Алексеевна
Структура исторического сознания в условиях социокультурного кризиса2004 год, кандидат философских наук Леопа, Александр Владимирович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Садыкова, Зиля Раисовна, 2015 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Искусство, 1994.-379 с.
2. Абишева А.К., Николенко H.H. Свобода как основание культурного многообразия // Вопросы философии. - 2013. - № 7. - С. 58-61.
3. Агузумцян Р.В., Хачатурян Н.Г. Изучение феномена духовности в контексте религиозного сознания и психологической науки // Национальный психологический журнал. - 2012. - № 1 (7). - С. 74-80.
4. Азаматов Д.М. Из истории развития передовой общественно-политической и философской мысли Башкирии. - Пермь, 1976. - 67 с.
5. Аминев З.Г. Эпос «Урал Батыр» как космогонический миф. - Уфа: Чурагул, 2007. - С. 250.
6. Аминев З.Г., Ямаева Л.А. Региональные особенности ислама у башкир. -Уфа, 2009.-216 с.
7. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. -М.: Канон-Пресс-Ц, 2001.-288 с.
8. Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. Нации и национализм. - М.: Праксис, 2002.-418 с.
9. Андреев А.Л. Историческое самосознание. Теория. История. Практика. -Красноярск: РИО КГПУ, 2002.-280 с.
10. Антипов Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. -Новосибирск, 1978.-242 с.
11. Археология АССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. - М.: Наука, 1981.-305 с.
12. Ассман Я. Культурная память. - М.: Языки славянской культуры, 2004. -368 с.
13. Асфандияров А.З. Кантонное управление в Башкирии. - Уфа: Китап, 2005.-256 с.
14. Афанасьев Ю.Н. Перестройка и историческое сознание. - М., 1988.
143
15,
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Бадер О.Н. Капова пещера. -М., 1965.
Баллер Э.А. Коммунизм и культурное наследие. - М: Прогресс, 1985. -259 с.
Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969. -294 с.
Бараг Л.Г., Новиков Н.В. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Т. 1. М.: Наука, 1984.-С. 511.
Барг М.А. О категории «цивилизация» // Новая и новейшая история. -1990.-№5.-С. 25-40.
Барг М.А. Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требование науки? // Коммунист. - 1991. - № 3. - С. 27-35. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. - М.: Мысль, 1987. -348 с.
Барт Р. Миф сегодня // Мифологии. - М., 1996.
Бегенов Н.М. От социальной амнезии к полной анемии // Вопросы
философии.- 2011.-№ 1.-С. 131.
Бердяев H.A. Самопознание. -М., 1991. - С. 39.
Бердяев H.A. Смысл истории. - М., 1990. - 474 с.
Бойков В.Э. «Десятилетие реформ в памяти российского населения» // Социология власти. - 2001. - № 5-6.
Буранчин A.M. Этнополитическое развитие Республики Башкортостан в 1990-2000 гг. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. - 180 с. Бурыкина Н.Б. Роль исторического сознания личности в социализации личности в переходную эпоху // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. -№93. С. 147-153.
Бычков В.В., Бычкова Л.С. XX век: предельные метаморфозы культуры // Поли-гнозис. - 2000. - № 2.
Бэкон Ф. Сочинения. Т. 1-2.-М.: Мысль, 1977-1978.
Валеев Д.Ж. История общественной мысли Башкортостана. - Уфа: БГУ,
1994.-С. 222.
32. Василенко Л.И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму // Вопросы философии. - 1995. - № 3. - С. 4-21.
33. Вдовин А.И. Русские в XX веке. - М.: Олма-пресс, 2004. - 424 с.
34. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
35. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. - М.-Киев: Refl-Book-ИСА, 1994.-С. 31.
36. Виндельбанд В. Прелюдии. - М.: Кучково поле, 2007. - 400 с.
37. Виноградов В.А., Авдулов А.Н., Зинченко В.П. Современные информационные технологии и общество. — М.: Наука, 2002. - 196 с.
38. Владимирова Л.В. Национальные автостереотипы русских и их отражение в языке современного периода // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казанский гос. ун-т. Филологический факультет. - Казань: Казанский гос. ун-т, 2004. - 348 с.
39. Водолагин A.B. Психопатология и метафизика воли (к 125-летию Карла .Ясперса) // Вопросы философии. - 2008. - № 5. - С. 140-148.
40. Воловик В.И. Философия истории: курс лекций. - 2-е изд., испр. и доп. -Запорожье: Просвгга, 2004. - С. 84.
41. Вольтер Ф.М. История Российской империи в царствование Петра Великого. - СПб.: Ленинград, 2012. - 352 с.
42. Воробьёв Г.Г. Информация - информатика - информационная культура // Вопросы философии. - 1986. - № 9. - С. 111-112.
43. Воробьёв Г.Г. Твоя информационная культура. - М., 1988. - 303 с.
44. Воронин A.A. Техника как коммуникационная стратегия // Вопросы философии. - 1997. - № 5. - С. 96-105.
45. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. -М.: Наука, 1995.-433 с.
46. Воронина Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе: автореф. дис. ... докт. филос. наук. -М., 1995.
47. Гадамер Х.-Г. Что есть истина? // Логос. - 1991. - Вып. 1. - С. 30-37.
48. Гаджиев К.С. Мировой экономический кризис: политико-культурное измерение // Вопросы философии. - 2010. - № 6. - С. 7-12.
49. Гайденко В.П. Природа в религиозном мировосприятии // Вопросы философии. - 1995. - № 3. - С. 44-57.
50. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. - М.: Мысль, 1979. -288 с.
51. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1981. - 133 с.
52. Галимов Б.С., Васильева И.Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека / препринт. - Уфа: БГУ, 2001.-С. 15.
53. Галлямов С.А. Эпосу «Урал-батыр» 4000 лет // Шонкар. - 1995. - № 4.
54. Гартман Н. Познание в свете онтологии // Западная философия: итоги тысячелетия. - Екатеринбург, 1997.
55. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа (перевод Г. Шпета). - СПб.: Наука, 1994.
56. Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Сочинения. Т. 8. - M.-JL, 1935.
57. Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991.
58. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977. -С. 703.
59. Геродот. История / прим. и пер. Г.А. Стратановского. - М.: ACT, Ладомир, 2001.-752 с.
60. Гирц К. Интерпретация культур / пер. с англ. - М., 2001. - С. 56.
61. Гобозов И.А. Единство и многообразие исторического процесса // Философия и общество. - 1998. -№ 1.
62. Гобозов И.А. Кризис современной эпохи и философия постмодернизма // Философия и общество. - 2000. - № 2. - С. 32-39.
63. Гобино Ж.А. Опыт о неравенстве человеческих рас. - М.: Самотёка, 2007. -С. 160.
64,
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
Гофф Jle Жак. Цивилизация Средневекового Запада. - М.: Прогресс, 1992.-С. 311-312.
Гранин Ю.Д. «Глобализация» или «вестернизация»? // Вопросы философии. - 2008. - № 2. - С. 9.
Грякалов A.A. Контекст глобализации и философия события // Глобализация: pro et contra: материалы Международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». - СПб.: Астерион, 2006. - С. 20-25. Гулыга A.B. Искусство истории. - М.: Современник, 1989. - С. 288. Гулыга A.B. Уроки классики и современность. - М., 1990. - С. 287. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.: Айрис-пресс, 2009. -411 с.
Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. - М.: ACT: ACT Москва, 2008. -415 с.
Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии. - 1969. - № 3. - С. 105-114. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972. Гуревич А.Я. Об истории ментальности к историческому синтезу // Споры о главном: дискуссия о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - М.: Мысль, 1993. - С. 16-29. Гуревич А.Я. Человек как микрокосм // Общественные науки и современность. - 1993.-№6.-С. 11-25.
Гусев В.Е. Новая антология русских исторических песен // Живая
старина. - 2002. - № 1. - С. 55-56.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М., 1991.-421 с.
Делокаров К.Х. Мировоззренческие основания современной цивилизации
и ее глобальный кризис // Общественные науки и современность. - 1994.
-№ 2. -С. 34-56.
Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. - 1995. - № 10. -С. 140.
79,
80,
81,
82,
83
84
85
86
87
88
89
90,
91,
92,
93
Дудник С.И. История и историческое сознание // Я (А. Слинин) и МЫ: к 70-летию проф. Ярослава Анатольевича Слинина. - СПб., 2002. Егоров В.К. История в нашей жизни. - M.-JL, 1990.
Ельчанинов В.А. О содержании и сущности исторического сознания // Диалектика форм и уровней общественного сознания: межвузовский сборник научных трудов. - Барнаул, 1998. Жуков Е.М. Всемирная история. -М., 1965.
Зима H.A. Глобализация культуры и специфика её проявления в России: дис. ... докт. филос. наук. - Ставрополь, 2005. - С. 28. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. -М.: МГУ, 1986.-С. 5-6.
Идельбаев М.Х. Сын Юлая Салават. - Уфа: Китап, 2004. - С. 224. Имамичи Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы // Вопросы философии. - 1995. - № 3. - С. 80-87.
Иноземцев B.J1. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии. - 2004. - № 4. - С. 66. Ионов И.Н. Циклические явления в развитии цивилизационного сознания // Цивилизация. Восхождение и слом. Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса / отв. ред. Э.В. Сайко. - М.: Наука, 2003.-453 с.
Ирназаров Р.И. История развития социологической мысли Башкортостана. - Уфа: Гилем, 2010. - С. 121.
Ирназаров Р.И. Равенство этносов в Республике Башкортостан. - Уфа: Гилем, 1997.-С. 28.
История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. В 2 т. Т. 2. Уфа: Китап, 2006.-С. 25.
Кабо В.Р. Синкретизм первобытного искусства // Ранние формы искусства. - М.: Искусство, 1972. - С. 276.
Каган М.С. К истории формирования и взаимодействия человеческих
общностей // Человек: соотношение национального и общечеловеческого:
148
сборник материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19-20 мая 2004 г.) / под ред. В.В. Парцвания. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - С. 104-110.
94. Каменская P.A. Историческое сознание: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 1999. - С. 18.
95. Кант И. Первое введение в критику способности суждения // Сочинения. В 6 т. Т. 5. - М.: Июль, 1966. - 325 с.
96. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2005. - 832 с.
97. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1999. - 408 с.
98. Кашгари М. Девону Иу отит турк. - Ташкент, 1960.
99. Келле В.Ж. Социально-нравственное направление в творчестве И.Т. Фролова // Вопросы философии. - 2009. - № 8. - С. 3-7.
100. Кессиди Ф.Х. От мира к логосу (Становление греческой философии). -М.: Мысль, 1972.-С. 41.
101. Кимелев Ю.А. Наука и религия: историко-культурный очерк. - М., 1988.
102. Киселева H.A. Онтологические характеристики исторического события: структура и функции // Гуманитарный вектор. - 2008. - № 3. - С. 19-26.
103. Киссель М.А. Историческое сознание и нравственность. - М., 1990.
104. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. — М.: Наука, 1968. - С. 265-266.
105. Козин Н.Г. Идентификация. История. Человек. // Вопросы философии. -2011.-№ 1.-С. 43.
106. Колеватов В.А. Социальная память и познание. - М.: Мысль, 1984.
107. Кон И.С. Проблемы истории и истории философии // Методологические и историографические вопросы исторической науки. - Вып. 4. - Томск, 1966.
108. Кондратов В.А., Чекалов Д.А., Копорулина В.Н. Новейший философский словарь / под общ. ред. А.П. Ярещенко. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.-668 с.
109. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. - 1996. - № 10. - С. 24-37.
110. Коннор У. Нация это нация, это государство, это этническая группа, это. // Этнос и политика: хрестоматия. - М.: Наука, 2000.
111. Конрад Н.И. Запад и Восток: статьи. - М.: Наука, 1966. - С. 19.
112. Конрад Н.И. Избранные труды: история. — М.: Наука, 1974. - 471 с.
113. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII— XIX вв.: сборник документов / под ред. П.Н. Галанзы. - М., 1957. — С. 250.
114. Кравцов Р.В. Правовые и нравственные ценности в воспитании личности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2006. — № 5 (60). - С. 47-55.
115. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир образования взрослых // Человек и образование. - 2010. - № 1. - С. 13-15.
116. Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопросы философии. - 1995. -№ 3. - С. 9-28.
117. Кутыев В.А. Традиции и ничто // Философия и общество. - 1998. - № 6. -С. 171.
118. Кутырёв В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. - Нижний Новгород, 1994.-321 с.
119. Кутырёв В.А. Культура и технология: борьба миров. - Нижний Новгород: Прогресс-Традиция, 2001.-315 с.
120. Кутырёв В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. - 1996. -№ 11. - С. 33-41.
121. Кучуков P.P. Общественная мысль башкир как социокультурное явление: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Уфа, 2006. - 18 с.
122. Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемы исторической науки. - М., 1969.
123. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.? 1994.
124. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М.: Наука, 1980. - 358 с.
125. Леопа A.B. Историческое сознание в условиях социокультурного кризиса: монография. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 136 с.
126. Леопа A.B. Трансформация исторического сознания в переходный период истории конец XX - начало XXI века. - Красноярск: СФУ, 2012. - 242 с.
127. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое знание. — М.-Л.: Наука, 1947. - С. 21-22.
128. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М., 1930. - С. 4.
129. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. — М.: Искусство, 1992.
130. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера -история. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 464 с.
131. Любе Г. Историческая идентичность // Вопросы философии. - 1994. -№4.-С. 108-113.
132. Мажитов H.A., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. - Уфа, 1994.
133. Малиновский Б. Магия, наука и религия / пер. с англ. - М.: Рефл-бук, 1998.-304 с.
134. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 3. -2-е изд.-М., 1955.-С. 25.
135. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / с прил. К. Маркс. Тезисы о Фейербахе. - М.: Политиздат, 1989. - С. 106.
136. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 25. - С. 387.
137. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. - С. 151.
138. Маркуш Д. Общество культуры: культурный состав современности // Вопросы философии. - 1993. -№ 11. - С. 45-56.
139. Межуев В.М. Научный историзм как метод познания // Общественные науки. - 1987. -№ 3. - С. 98.
140. Межуев В.М. Философия культуры эпоха классики: курс лекций. - М.: МГУ, 2003.-360 с.
141. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. -М.:ИВЛ, 1958.-264 с.
142. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. - М.: ИВ Л, 1963. - 462 с.
143. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - 429 с.
144. Михайлов Ф.Т. Культурология и теория образования: философская проблема их общего начала / Культура, культурология и образование: материалы круглого стола // Вопросы философии. - 1997. - № 2. - С. 19-28.
145. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. - М.: Наука, 1990.-220 с.
146. Моисеев H.H. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль. - 1996. -№ 1. - С. 39-56.
147. Моисеев H.H. Информационное общество: возможность и реальность // • Полис. - 1993.-№3.-С. 12-34.
148. Моисеев H.H. Обращение к участникам «круглого стола» на тему «Быть или не быть... человечеству?» // Вопросы философии. - 2000. - № 9. -С. 4.
149. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. - М., 1995. - С. 390.
150. Монтескье Ш. О духе законов. - М.: Мысль, 1999. - 672 с.
151. Муратова И.А. Имидж как репрезентация социально-культурных отношений: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Челябинск, 2014. - 13 с.
152. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке // Вопросы философии. - 1996. - № 11. - С. 70.
153. Невелева B.C. Антропологический принцип в философии истории: современность и истоки: автореф. дис. ... докт. филос. наук. — Екатеринбург, 2002. - 40 с.
154. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. - Ростов н/Д, 1999.-399 с.
155. Неклесса А.И. Конец эпохи большого модерна // Знамя. - 2000. - № 1. -С. 95-176.
156. Некрасов С.И., Макатов З.В. Человек в системе информационного общества как основы глобализирующегося мира // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Право. - 2009. - Т. 10. - № 9. - С. 193-208.
157. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Кризис сознания. - М.: Алгоритм, 2009. - 164 с.
158. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? - М.: Радуга, 1991.
159. Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в Игнатьевской пещере на Южном Урале.-Новосибирск, 1992.
160. Пильчинова Е.В. Развитие производственных сил в системе «человек -культура - общество» // Человек в мире культуры. -2013.-№2.-С. 13-15.
161. Полетаев A.B. Классическое наследие. - М.: ИД ГУ - ВШЭ, 2010. -С. 336.
162. Порус В.Н. У края культуры: философские очерки. - М.: Канон, 2008. -С. 426.
163. Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М., 2000. - 573 с.
164. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М., 2000. -348 с.
165. Пржиленская И.Б. Техника в социальной системе и жизненном мире человека: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ставрополь, 1998.-23 с.
166. Прохоров A.B., Разлогов К.Э., Рузин В.Д. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 45-68.
167. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу / под ред. акад. И.Ю. Крачковского. -М.-Л., 1939.
168. Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. - М.: Политиздат, 1992. - 303 с.
169. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. - 1994. -№ 4. С. 14-34.
170. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Наука, 1991. -426 с.
171. Ракитов А.И. Центральная задача нации. - М.: Наука, 1998. - С. 11.
172. Расторгуев В.Н. Русская культура и российская политика // Культура Руси - России: материалы научных чтений, посвященных 60-летию проф. М.Н. Громова. - Тверь, 22-23 февраля 2003 г. / ред. В.М. Воробьёв. -Тверь, 2004.-С. 41-51.
173. Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ).-Уфа, 2000.-351с.
174. Рахматуллина З.Я. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк). - Уфа: РИЦ БашГУ, 2002. - 154 с.
175. Рахматуллина З.Я. Традиция башкирского этноса как социокультурное явление. - Уфа, 2000. - 167 с.
176. Рашковский Е.Б. Многозначный феномен идентичности: архаика, модерн, постмодерн... // Вопросы философии. - 2011. - № 6. - С. 36.
177. Рашковский Е.Б. Смыслы в истории. Исследования по истории веры, познания, культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - С. 376.
178. Ребане Я.К. Принцип социальной памяти // Философские науки. - 1977. -№5.-С. 94-104.
179. Рикер П. История и истина. - СПб.: Алетейя, 2002. - С. 400.
180. Рикер П. Память, история, забвение. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004. - С. 728.
181. РиккертГ. Философия жизни.-М.: Ника-Центр: Вист-С, 1998.-С. 512.
182,
183
184
185
186
187
188,
189
190,
191.
192,
193,
194,
Риккерт Г. Философия истории // Философия жизни. - М.: Ника-Центр: Вист-С, 1998.-С. 512.
Романенко И.Б. Экзистенциализм и персонализм: определение образовательных идеалов XXI века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2005. - Т. 5. - № 10. - С. 59-64.
Романов В.Н. Историческое развитие культуры (психолого-типологический аспект). - М.: Савин, 2003. - 447 с.
Рюмин С.Г. Актуальность проблемы духовно-нравственных основ патриотизма в этической концепции И.А. Ильина // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2011. - № 31. - С. 5666.
Савельева И.М., Полетаев A.B. Классическое наследие. - М.: ИД ГУ -ВШЭ, 2010.-С. 336.
Савицкая Т.Е. Культура на рубеже тысячелетий: новые парадигмы и старые стереотипы // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. - Вып. 6. -М.: Мысль, 1999.
Савицкая Т.Е. Человек в контексте культурологии пост современности // Культура в современном мире. - 1998. - Вып. 1.
Салихов Г.Г. Человек в картине мира башкир: социально-философский анализ. - Уфа.: РИЦ БашГУ, 2007. - С. 38.
Самиев А. Генезис и развитие исторического сознания. - Душанбе, 1988. Саратовцева Н.В. Направления духовно-патриотического воспитания российской молодежи // Интеграция образования. - 2010. - № 3. - С. 31-35. Сартр Ж.П. Трансцендентность эго набросок феноменологического описания // Логос. - 2003. - № 2 (37). - С. 86-121.
Свасьян К.A. PROOEMYUM // Вопросы философии. - 2010. - № 2. -С. 3-12.
Свирида H.H. Историческое сознание как явление культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Омск, 2004.
155
195. Семененко И.С. Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество, культура // Политические исследования. - 2003. - № 1. - С. 5-19.
196. Семенникова JI. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994. -С. 83.
197. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. -М.: Наука, 1989.-С. 18.
198. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. - М.: Наука, 1980. — С. 43-45.
199. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. - 184 с.
200. Смирнов В.И. Особенности кризиса современной культуры // Человек и современный мир. - СПб., 1997. - С. 8-13.
201. Смирнов К.Ф. Савроматы и сарматы // Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. -М., 1977.
202. Смирнов К.Ф. Сарматы на Илеке. - М., 1975.
203. Солнцев Н.В. Наследие и время. - М.: Республика, 1996. - 293 с.
204. Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. -СПб.: Алетейя, 2000. - 315 с.
205. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2006. - 368 с.
206. Степанянц М.Т. Восточный сценарий глобального мира // Вопросы философии. - 2009. - № 7. - С. 37-47.
207. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. - М., 1992. -С. 63-64.
208. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М., 1991. - С. 98.
209. Суховецкая Г.В. Культурно-историческая матрица России: модернизация или ликвидация? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.-2014,-№2.-4. 1.-С. 183-187.
210. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. - М., 1995.
211
212
213
214
215
216
217
218
219.
220
221
222
223
224
225,
Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. - М.: Наука, 2003. - С. 101.
Тойнби А.Дж. Постижение истории / пер. с англ. Е.Д. Жаркова. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 640 с.
Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. - 2000. - № 4. -С. 3-14.
Трубицын Д.В. Культурный детерминизм в концепции модернизации: философско-методологический анализ // Вопросы философии. - 2009. -№ 8. - С. 20.
Труфанова Е.О. Человек в лабиринте идентичностей // Вопросы
философии. - 2010. - № 2. - С. 13-22.
Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - JL, 1960.
Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - JL, 1968.
Уледов А.К. Структура общественного сознания (Теоретико-
социологическое исследование). - М.: Мысль, 1968. - 330 с.
Урал Батыр // Башкорт халых ижады. Эпос. 1 кит. - Уфа, 1972 (на башк. яз.).
Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную
информатику. - М.: Наука, 1990. - 412 с.
Устьянцев В.Б. Историческое сознание и социальная память // Исторические воззрения как форма общественного сознания: материалы научной межвузовской конференции. - Саратов: СГТУ, 1995. - С. 3-10. Уханов В.А. Человек в информационно-техническом мире. - Хабаровск, 1999.-364 с.
Файзуллин Ф., Абузарова Н. Этническое самосознание и национальные традиции // Ядкяр. - 2003. - № 1. - С. 230-232.
Файзуллин Ф.С., Самарбаев P.M. Роль средств массовой информации в
формировании этнического сознания // Ядкяр. - 2003. - № 2. - С. 3-14.
Фаткуллина А.Я. Смысложизненные ориентации человека в башкирской
мифологии. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - С. 7.
157
226,
227,
228,
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
Фейербах JÏ. Избранные философские произведения. Т. 2. - М.: Политиздат, 1955. - С. 30. Филоненко В. Башкиры. - Уфа, 1915.
Фортунатов А.Н. Проблемы истории телевидения: философский и культурологический подход: курс лекций. - Нижний Новгород: РАСО-Приволжье, 2007. - 215 с.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. - М.: Восточная литература, 1996.
Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993.
Хвостова К.В. Византийская цивилизация как историческая парадигма.
СПб.: Алетейя, 2009. - С. 207.
Хусаинов Б.Г. Литература и наука: избранные труды. - Уфа: Гилем, 1998. -С. 180.
Цофнас А.Ю. Аспекты понимания финансового кризиса // Вопросы философии. - 2009. - № 11. - С. 54.
Членова Н.Л. Предыстория «торгового пути Геродота» (из Северного Причерноморья на Южный Урал) // Советская археология. - 1983. - № 1. - С. 47-66.
Чумаков А.Н. Глобализация и космополитизм в контексте современности // Вопросы философии. -2009. -№ 1. - С. 35.
Чучин-Русов А.Е. Культурно-исторический процесс: форма и содержание // Вопросы философии. - 1996. -№ 4. - С. 10.
Шайхисламов Р.Б. Коммунистическое единство социокультурной
системы. - М.: Социально-гуманитарные знания, 2006. - 329 с.
Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования //
Общественные науки и современность. - 1997. -№ 1. - С. 12-32.
Ширманов М.Ю. Историческое сознание общества (философский
анализ): дис. ... канд. филос. наук. - Ростов н/Д, 1983.
Шор Ю.М. Очерки теории культуры. - Л.: ЛГИТМИК, 1989. - 235 с.
Шпенглер О. Закат Европы. T. 1.-М., 1993.-311 с.
158
242,
243.
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
Шувалов В.И. Проблема немецкого национального характера в интерпретации Карла Лампрехта // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. -2012.-№7.-С. 1135-1139.
Шуклина Е.А. Технологии самообразования: социологический аспект // Общественные науки и современность. - 1999. -№ 5. - С. 19-34. Щербаков Д.А. Человек как прошлая реальность // Философская антропология, этика и эстетика // Вестник ОГУ. - 2013. - № 7 (156). -С. 182.
Элиаде М. Аспекты мифа. -М., 1996.
Элиаде М. Космос и история. - М.: Прогресс, 1987. - С. 126.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
-М., 1978.
Макиавелли Н. Государь: сборник. - М.: ACT: ACT Москва, 2009. - 36 с. Яковенко М.Г. Циклы развертывания цивилизаций и цикличность всемирной истории // Цивилизация. Восхождение и слом. Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса / отв. ред. Э.В. Сайко. -М.: Наука, 2003.-453 с.
Янгузин А.Р. Диалектика форм общественного сознания и её философские реминисценции. - Уфа: Гилем, 2009. - С. 168. Ясперс К. Истоки истории и её цель // Смысл и назначение истории. - М., 1991.-С. 32-50.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - С. 527.
Интернет-источники Азаматов Д.М. Философская мысль в Башкортостане // Философия. URL: http://is.park.ru/doc.jsp?urn=27658122.
Иващенко Г.В., Науменко Т.В. К вопросу об историческом сознании //
Теоретический философский журнал «Credo». № 1. URL: Credo-new.ru.
Климов С.Н., Музяков С.И. Творчество выдающихся философов России
как фактор формирования патриотизма в вузе. URL: http://pb.littera-
159
n.ru/index.php?Itemid=62&catid=37:2010-03-12-13-08-01&id=407:2012-12-12-09-37-14&option=com_content&view=article.
256. Копалов В.И. Роль традиции в развитии русской национальной школы: выступление на II Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских чтениях «Духовно-нравственный путь развития России и молодежь». URL: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=659.
257. Кун Т.С. Структура научных революций / пер. с англ. И.Э. Налетова. -М., 1975. URL: http://www.opentextnn.ru/man/?id=621.
258. Лихачев Д.С. «Заметки о патриотизме». URL: www. nash-dom2009.narod.ru.
259. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф - имя - культура // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллин: Александра, 1992. URL: http://www.gumer.info/Na...uthor&p=l 1.
260. Невелев А.Б. Становление человека как субъекта социально-хозяйственной деятельности: ценностный аспект // Следуя отечественным традициям предпринимательства. Дело Рус. URL: http ://www. delorus .com/medialibrary/detail .php?ID=1844.
261. Новый человек в СССР. URL: cyclowiki.org/wiki.
262. Рыбин В.А._Есть ли выход из пустоты? // Владимир Рыбин. Россия, Южный Урал. Воспитание. Общество. Культура. - 2014.- 21 августа. URL: http://mediazavod.ru/articles/131445.
263. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / пер. с франц., предисл., прим. В.И. Колядко. - М.: Республика, 2000. - 639 с. URL: http://yanko.lib.nVbooks/philosoph/sartre=butie_i_nichto=ann.htm.
264. Урвалов В.А. Развитие телевидения и роль российских ученых // Физика. 2003. - № 4. URL: http://fiz.lseptember.ru/2003/04/no04_l.htm.
265. Феллер В. Генезис исторического сознания // Введение в историческую антропологию. Опыт решения логической проблемы философии истории. URL: http ://ss .xsp.ru/st/027/index.php.
266. URL: http: // www.unesco.org /culture/languages - atlas/index. Php.
Иностранные источники
267. Abbot Bh. Exceptional America: Newness and National Identity. - N.Y.: Peter Lang, 1999.
268. Allardt E. A Political Sociology of the Nordic Countries // Europeen Review, 8 (2000).-P. 129-141.
269. Gamba Alessandro Inprincipioerailfine. Ontologiaeteleologiain Nicolai Hartmann - VitaePensiero, Milano, 2004.
270. Inkeles A. and Levinson D.Y. The Study of Modal Personality and Social cultural Systems // The Handbook of Social Philosophy. Ed. By C. Lindsey and E. Aronson. - Vol. IV. - London, 1969.
271. Joslyn Cliff, Heylighen Francis. Cybernetics and Second-Order Cybernetics // R.A. Meyers (ed.), Encyclopedia of Physical Science & Technology (3rd ed.). -N.Y., Academic Press, 2001.
272. Van den Berghe P.L. The ethnic Phenonon. -N.Y., 1985.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.