Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Храпов, Сергей Александрович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 304
Оглавление диссертации доктор философских наук Храпов, Сергей Александрович
ВВЕДЕНИЕ.:.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕС К11Е ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ.
1.1 Опыт теоретического осмысления*феномена общественногосознания в социально-гуманитарном знании.
1.21 Методология исследования социокультурного пространства постсоветской России.
ГЛАВА П. СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ.
2.1. Трансформация общественного сознания в условиях становления постсоветского социума.
2.2. Роль процессов массовизации в трансформации общественного сознания постсоветской России.
ГЛАВА Ш. КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ.
3.1. Аксиологический кризис и его роль в функционировании общественного сознания.постсоветской России.
3.2. Кризис социокультурной идентичности и его проявление в общественном сознании постсоветской России.
ГЛАВА IV. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТРАНСФОРМАЦИИ/
ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ.
4.1 Типологические черты современного человека.
4.2. Проявление типологических черт человека в трансформации общественного сознания постсоветской России.
ГЛАВА У. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ.
5.1. «Механизмы» взаимодействия социального бессознательного, менталитета и общественного сознания постсоветской России.
5.2. Процессы иррационализации в формировании новой реальности российского общественного сознания.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Патриотизм в культуре современной России2004 год, доктор философских наук Иванова, Светлана Юрьевна
Имитация в современном российском обществе: сущность, субъекты воздействия, социальное пространство проявления2012 год, доктор философских наук Шалюгина, Татьяна Александровна
Идеологическое мировоззрение в структуре сознания личности2013 год, кандидат наук Селиванов, Алексей Алексеевич
Конфликты идентичностей в посттрадиционной России2011 год, доктор философских наук Попов, Максим Евгеньевич
Политическая идеология либерализма в социокультурном пространстве России1999 год, кандидат политических наук Пырма, Роман Васильевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России»
Актуальность темььисследования.
Наг современном этапе развитие российского общества сопровождается глубокими' структурными» трансформациями на политическом,- экономическом, культурном и антропологическом уровнях его бытия. Эти изменения качественно отличны-от всех преобразований, которые произошли на предыдущих этапах социального развития, поскольку проходят в специфически-новом цивилизационном контексте, обусловленном разрушением традиционных основ бытия общества-и человека. Сегодня в мире в целом и в России в частности очевиден глубокий мировоззренческий кризис; вызванный тем, что утрачены устойчиво функционировавшие до недавнего времени - культурные, ценностные и идентификационные регулятивы социально-антропологического развития, а то, что формируется взамен в ситуации постмодерна - весьма спорно, зачастую очевидно неприемлемо.
В этих условиях общественное сознание как духовный феномен, интегрально выражающий и регулирующий социальное развитие, переживает девальвацию присущих ему гносеогенной и регулятивной» функций. Ситуация усугубляется тем, что общественные преобразования в России, обусловленные спецификой ее социокультурного пространства, происходят в условиях вовлеченности нашей страны в стремительно формирующуюся систему глобальных политических, экономических и культурных коммуникаций.
Социальные и культурные1 параметры, обеспечивающие цивилизаци-онную идентичность России и вектор исторического развития, сопрягаются сегодня в ее социокультурном пространстве с конкурирующими параметрами принципиально новых картин реальности, иными ценностными ориентирами, идентификационными стилями и адаптационными стратегиями, обретающими в общественном сознании статус новых регулятивов жизнедеятельности.
Парадоксальное сочетание в современном российском социокультурном пространстве «мифологического» и «современного», «советского» и «постсоветского» кардинальным образом влияет на трансформацию общественного сознания^ изменение его онтологических характеристик № функциональности и( осложняет конструктивный ход модернизации нашей страны. Духовная растерянность большинства, россиян-затрудняет их участие1 в-построении, в России, общества с устойчивым типом развития^ Причем;, приходится признать, что такого рода- дезориентация характерна и для носителей элитарных типов сознания, выступающих в качестве акторов общественных преобразований. Неясность и трудная прогнозируемость многих общественных преобразований в-России объясняется односторонним структуральным подходом к социальному анализу и их реализации*. Данный подход, основанный на идеологемах модернизма и прагматизма, не учитывает роль, многих социокультурных феноменов в процессе социального развития,, наиболее значимым из которых и является общественное сознание.
Ключевые характеристики мирового цивилизационного развития сегодня^ выступают в качестве базовых условий становление постсоветского российского социума. Аксиологический и идентификационный кризисы глобального мира усугубляют и духовный кризис российского общества. Эти преобразование находят интегральное выражение и в человеке, экзистенция, которого оказалось чрезвычайно уязвимой в ситуации кардинальной-смены атрибутов его бытия; Современные версии антропологии от эволюционной до экзистенциальной заявляют об исчезновении «классического человека» и возникновении нового вида. Человек из субъекта истории превращается в объект, жертву цивилизационной динамики, что выражается в глубоком экзистенциальном кризисе, изменении центрирующих связей его с самим собой, с Другим, с миром в целом, приводит к дисфункции во взаимодействии индивидуального и общественного сознания. Таким образом, можно говорить о кризисе всей системы социокультурного развития.
В складывающихся исторических условиях возрастает актуальность социально-философского осмысления основных аспектов, трансформации общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России.
Масштабные и далеко^не всегда конструктивные изменения социальной реальности в постсоветской* России находят неизбежное выражение и в общественном сознании. В то же время, в нем; происходит интеграция «нового знания» с уже сложившимися картинами реальности, образами, ценностными ориентациями, адаптационными стратегиями, в том числе зафиксированными на уровне ментального и иррационального (бессознательного). Результат подобных аккумуляций и интеграций. зачастую имеет кризисную, искаженную форму, затрудняющую формирование объективного знания о социокультурной динамике. В связи с этим - анализ социальных преобразований» с учетом их социокультурных оснований, тенденций и последствий сегодня является насущной необходимостью.
Учитывая цель исследования, нами осмыслены наиболее значимые процессы и тенденции трансформации общественного сознания в постсоветской России за последние девятнадцать, лет (1991-2010 гг.). В! связи с социокультурной направленностью, анализ политических и социально-экономические аспектов трансформации общественного сознания, не входит в задачи настоящего исследования. Тем не менее, они будут учтены в контексте осмысления смежных проблем. Социально-философское исследование трансформации общественного сознания в социокультурном пространстве необходимо для формирования целостного представления о характере преобразований духовной и социальной сфер нашей страны, а также для объективной интерпретации, прогнозирования и регулирования процессов цивили-зационного развития постсоветской России.
Степень научной разработанности проблемы.
Исследование феномена общественного сознания в зарубежной и отечественной философии и науке имеет весьма содержательную историю. Первым крупным философом, глубоко выразившим смысл «общественного сознания» был Г. Гегель, рассматривающий стадию объективации Духа* как феноменальное выражение социальности. Саму категорию «общественное сознание» в философский дискурс ввели К. Маркс и Ф. Энгельс, заложив тем самым фундаментальные представления о данном феномене.
В зарубежном философском и научном знании долгое время преобладала социологическая» интерпретация сознания, в основе которой лежал принцип «коллективной! регуляции». К подобному методологическому подходу можно отнести теории Э. Дюркгейма, Ч: Кули, К. Поппера. Особое значение в зарубежных исследованиях общественного сознания* имеют культурологические и социологические версии психоанализа (К. Юнг, Э. Фромм, Г. Мар-кузе). Отдельно необходимо отметить аналитическое направление (С. Пирст, X. Патнэм; Дж. Серл), в котором в центре внимания находятся проблемы анализа феноменальности сознания, его индивидуальных и общественных атрибутов. Среди современных западных философских трактовок общественного' сознания наиболее значительным на наш взгляд является коммуникационный подход. Выводы его представителей (Ю. Хабермаса, Н. Лумана, Э. Ноэль-Ноймана) являются особенно значимыми в эпоху информатизации социокультурного пространства и общественного сознания.
В нашей стране философский и научный интерес к проблеме «общественного сознания» долгое время, был идеологически обусловлен. Тем не менее, отечественным философам удалось прийти к фундаментальным выводам о природе и функциональности общественного сознания.
В 60-е годы XX века большой вклад в разработку концепции общественного сознания внесли такие философы как Б. И. Шенкман, Г. М. Гак, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон, Б. Ф. Поршнев, В. А. Ядов, А. К. Уледов, К. М. Мамардашвили, Б. А. Грушин, Б. А. Чагин, Н. В. Мотрошилова и др: Им удалось сформировать представление об общественном сознании как идеальным феномене, в структуре которого отражались основные тенденции социального бытия. Ряд социальных философов (Э. X. Степанян, Г. Г. Караваев, В.
С. Барулин) отстаивали позицию, согласно которой феноменальность и онтологический статус общественного сознания обусловлены его единой, целостной познавательной природой.
В 80-е годы ХХ^ века проблемой общественного сознания активно» занимались Д. И. Дубровский, Э.' В. Ильенков, Г. И. Иконникова, Л;. Е. Мото-рина,,М. В. Желнов, М. Лившиц, В: А. Лекторский, А. Г. Спиркин, В: И. Толстых, К. Х. Момджян, В'. С. Барулин, С. Э. Кургинян. Главной'особенностью этого периода* являются* фундаментальные разработки по исследованию феномена общественного сознания, в частности, рассмотрение комплекса проблем соотношения субъективного и объективного, материального и идеального в контексте общественного сознания.
Широкий анализ зарубежных и отечественных концепций показал, что осмысление социокультурного контекста трансформации общественного сознания проходило в процессе работы над смежными, проблемами. Целостное концептуальное исследования этого вопроса фактически отсутствует.
Среди западных теорий, заложивших основы социокультурного подхода к анализу социальных трансформаций, необходимо отметить следующие шесть направлений: 1) цивилизационные концепции О. Шпенглера и А. Тойнби; 2) историко-культурный подход школы Анналов: Ж. Ле Гофф, М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель; 3) культурологические и социологические версии психоанализа: 3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе, Р/ Мэй, 4) структурализм П. Бурдье, Э. Гидденса; 5) информационно-коммуникативный подход Ю. Хабермаса и Н. Лумана; 6) концепции постмодернизма Ж. Деррида, Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра.
Как таковые феномены социокультурного пространства стали предметом отечественных философских и научных изысканий в XX веке. Вопросы о душе, характере русского народа, национальной идее и их роли в историческом пути России решались в трудах Н. А. Бердяева, Н: Я. Данилевского, П. А. Сорокина, В. Н. Ильина, Л. Н. Гумилева. Во второй половине'ХХ века исследования социокультурного пространства нашей страны в переместились в историко-культурологическую плоскость (Ю. М. Лотман, Д. С. Лихачев, М. Мамардашвили).
Современные исследования, социокультурного пространства можно условно разделить на дваиосновных направления. В концепциях первогопре-обладает историко-культурологический аспект. Следует отметить таких мыслителей как С. С. Аверинцев, А. Ахиезер, И: Н. Ионов, А. И. Шёндрик, Ш В. Кондаков, И.М'. Меликов, Д. В. Полежаев. Представители второго ^направления акцентируют внимание на, современном состоянии социокультурного пространства: В. И- Жуков, В. Р. Федотова, В". М. Межуев, Г. И. Осадчая, Г. П. Отюцкий,, Л. Г. Ионин, А. С. Панарин; В: И. Пантин, А. Е. Чучин-Русов, Е. О. Труфанова, В. К. Кантора В. П; Ляшенко, О.' Б. Скородумова, Н. Л. Иванова, Ф. X. Кессиди, Д. Г. Когатько, В: X. Тхакахов, С. В. Кортунов,. X. Э. Мариносян, В1 Д. Попов, А. Рубцов, О: В. Рябов, В1. А. Тишков:.
Проблема общественного сознания также осмысливается с разных то-' чек зрения. Сегодня-многие исследователи не используют категорию «общественное-сознание» в философском и научном дискурсах. Ее все чаще заменяют категорией «массовое сознание», что на наш взгляд методологически неточно, поскольку эти понятия, не тождественны ни по содержанию, ни по смыслу. Тем не менее, вопросы о сопряженности общественного И' массового сознания с ключевыми тенденциями социокультурного развития освещаются весьма широко, поскольку без преувеличения стоят на повестке дня. Они представлены в работах В'. Г. Немировского, А. Э. Воскобойникова и др. При этом, необходимо отметить констатирующий характер данных исследований и отсутствие четкого методологического инструментария.
Значительное число философских и социологических исследований посвящено анализу кризисных тенденций в общественном сознании; вызванных преобразованиями ключевых социальных и культурных параметров российского общества (3. Т. Голенкова, Ж. Т. Тощенко, Л., А. Кудрявцева,. В. Э. Бойков,.А. В. Кинсбурский, Е. Д. Игитханян, Л. А. Беляева, Л. А. Гордон, А. Г. Здравомысловов, Ж. М. Грищенко, Е. В. Охотский, Н. М. Римшевская, Л.
A. Галкин, Е. Д. Павлова). Эти исследования объединяет методологическая интенция сохранить в интерпретации общественного сознания фундаментальные идеи отечественной философии. Вместе с тем, в них в полной мере учитывается современный исторический контекст.
Феномены социокультурного пространства постсоветской России исследуются также в целом ряде диссертационных работ по историческим и социологическим наукам, что свидетельствует как, об актуальности проблематики, так и о методологическом потенциале социокультурного подхода. В частности, можно отметить диссертации С. А. Яворской и М. В. Бакурского-.
Многие философские диссертационные исследования посвящены различным аспектам современной-социокультурной динамики России, ее ценностным, ментальным, бессознательным и идентификационным основаниям. Так, следует выделить работы Л. В. Баевой, В. Л. Соболева, И. В:,Щербаковой, А. А. Краузе, И: В. Тулигановой, И. А. Кардоновой, Н.Н. Исаченко; М.
B. Катаевой, Р. 3. Зулькарнаевой, И. Ю. Соломиной, О. В". Хомякова, А. Г. л
Хлыстовой, Е. В. Куракиной, А. А. Маслова . Процессы трансформации общественного сознания в постсоветской России в диссертационных работах проанализированы в целом на массовом уровне и не основаны на комплексном учете основных тенденций ее социокультурного развития (П. Т. Караева;
1 Яворская С. А.Кризис культуры и кризисное сознание в системе социокультурной динамики : дис . канд. истор. наук. Саранск, 2006; Бакурский М. В. Российский менталитет и его роль в отечественных модерни-зационных процессах : дис. канд. соц. наук. Саратов, 2002.
2 См. Баева Л. В. Экзистенциальная природа ценностей : дис. д-ра филос. наук. Волгоград, 2004; Соболев В. Л. Вера и ее социокультурное пространство : дис . д-ра филос. наук. Москва, 1997; Щербакова И В. Социокультурное пространство текста: концептуальные основания и компаративистский подход : дис . канд. филос. наук. Саратов, 2004; Краузе А. А. Социально-бессознательное и историческая субъектность в общественном развитии : дис . канд. филос. наук. Пермь; Тулиганова И. В. Социокультурное пространство современного города: автореф. дис. канд. филос. наук. Саратов, 2009; Кардонова И. А. Глобализация как социокультурная трансформация: институциональная перспектива : автореф. дис. канд. филос. наук. — Иркутск, 2007; Исаченко Н. Н. Социально-философский анализ российской цивилизации как социокультурной общности (Региональный аспект) : дис. . канд. филос. наук. Москва, 2006; Катаев М. В. Бессознательное и менталитет : сущность, структура и взаимодействие : дис. . канд филос. наук. Пермь, 2000; Зулькарнаева, Р. 3. Национальный менталитет в условиях трансформации современного российского общества : автореф. дис. канд. филос. наук. Уфа, 2004.; Соломина И. Ю. Социальная память: структура и феномены: дис. канд. филос. наук. Самара, 2005; Хомяков О. В. Процессы либерализации общественных отношений в России как фактор изменения социокультурных ценностей личности : дис. . канд. филос. наук. Архангельск, 2006; Хлыстова А. Г. Социальная ментальность (Сущность, природа, детерминированность) : дне. канд. филос. наук. Ставрополь, 2005; Куракина Е. В. Личность в социокультурном пространстве переходного периода : дис . канд филос. наук. Санкт-Петербург, 2003; Маслов А. А. Цившшзацион-ная идентичность российского общества (Социально-философские аспекты) : дис. . канд. филос. наук. Москва, 2005.
М. Р. Бестаева, Е. О. Гаврил ов, В. Д. Шаколюкова, В. И. Наседкин, Д. В1. Кузнецов)3.
Таким образом, в отечественной философии и других отраслях гуманитарного знания проблемы трансформации^ общественного сознания* и современного социокультурного пространства России фактически исследуются изолированно друг от друга. Эти процессы до сих пор не являлись предметом целостного концептуального исследования и требуют специального социально-философского осмысления.
Актуальность темы исследования и степень её* научной разработанности позволили сформулировать объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объектом диссертационного исследования является общественное сознание постсоветской России
Предметом исследования выступают, процессы трансформации* общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является выработка социально-философской концепции трансформации общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. обобщить опыт теоретического осмысления феномена общественного сознания в социально-гуманитарном знании;
2. уточнить методологические основы исследования социокультурного пространства постсоветской России;
3 См. Караева П. Т. Общественное сознание как объект социально-философского анализа : дис. . канд. фи-лос. наук. Черкесск, 2004; Бестаева М. Р. Специфика "массового сознания" в современных условиях: дис. канд. филос. наук. Пермь, 2006; Гаврилов, Е. О. Социально-философский анализ специфики российского утопического сознания : дис. . канд. филос. наук. Кемерово, 2006; Шаколюкова В. Д. Национальное самосознание как фактор развития межнациональных отношений в постсоветской России : дис. . канд. филос. Наук. Москва, 2006; Наседкин В. И. Политическое сознание российского общества в условиях глобализации (Социально-фнлософсий анализ) : дис. канд. филос. наук. Москва, 2005; Кузнецов Д. В. Массовое сознание в современном российском обществе: социально-философский анализ : дис . канд. филос. наук. М., 2005.
3; систематизировать трансформацию общественного сознания в условиях становления постсоветского социума;
4. выявить кризисные тенденции массовизации общественного; сознания постсоветской России;
5. раскрыть, сущность аксиологического кризиса и его роли в функционировании общественного сознания постсоветской России;
6; выяснить специфику кризиса социокультурной идентичности и его проявлений в общественном сознании постсоветской России;
7. установить типологические черты,современного человека;
8. сформировать представления о процессах проявления; типологических черт человека в трансформации общественного^ сознания постсоветской России;
9: выявить «механизмы» взаимодействия, социального бессознательного, менталитета июбщественного сознания постсоветской России; 10. определить ключевые иррациональные процессы формирования новой реальности общественного сознания постсоветской России. Гипотеза исследования: процессы трансформации общественного сознания в социокультурномшространстве постсоветской России протекают в условиях исторического сопряжения структуральных социальных; преобразований, «глобальных вызовов», глубоких культурных и антропологических кризисов, которые переживает весь мир. Исходя из данного исторического контекста и учитывая^ феноменальность общественного сознания; процессы его< трансформации предлагается; осмысливать с точки зрения ключевых аспектов их проявления! в социокультурном пространстве нашей страны: социального, культурного, антропологического; иррационального;
Методологическими; основаниями диссертации являются категориальный аппарат социальной философии и социальной онтологии; эвристический потенциал философии культуры и социальной антропологии; социокультурный подход к . анализу цивилизационного развития; герменевтикофеноменологическая? процедура выявления смысла; а также общелогические МеТОДЫ; .
Источниковую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов по социальной философии; философии культуры, социальной психологии;, теоретической социологии; культурологи;, социальной антропологии,, освещающие различные аспекты* проблемы;трансформации общественного сознания постсоветской России. В процессе написания? диссертации! автор опирался на работы, посвященные анализу философско-методологической проблематики социального и культурного познания« и; в частности, Б; А. Грушина, В. С. Барулина, Д. И. Дубровского, К. Юнга, Э. Фромма, Ю. Хабермаса, НгЛумана, П. Бурдье, Э. Гидденса, Ж. Делеза;.Ж. Бодрийяра, Т. И. Заславской; В. И. Жукова, В. Е Федотовой; Г. И. Осадчей; М. К. Горшкова; ЖTi'T6щeнкoJ.Лí^F.^И6iшнaj.ИiИ{Лaпинa,. В! П. Ляшенко;\ Г. Ш.Отюцкого;. О: Б^.фкородумовой;. ЖМ'.Меликова.
Научная новизна результатов диссертационного исследования:
1. выработана социально-философская концепция трансформации-общественного сознания в социокультурном-пространстве постсоветской/ России;: '
2. уточнены методологические основы подхода, к исследованию» социокультурного пространства постсоветской России;
3. установлены социальный; культурный; антропологический и иррациональный аспекты, трансформации общественного сознания« в> социокультурном пространстве постсоветскойРоссии;
4. выявлены кризисные тенденции массовизации общественного сознания лостсоветской России;
5. раскрыта сущность аксиологического кризиса и его роль вфункциони-ровании общественного сознания постсоветской России;
6; определена специфика кризиса социокультурной идентичности и его проявлений в общественном сознании постсоветской России;
7. выяснены типологические черты современного человека (экономоцен-тризм, отчужденность, агрессивность, техногенность);
8. сформированы представления о процессах проявления типологических черт человека В1 общественном сознании постсоветской России (эко-номоцентризм, агрессивность, парадоксальность, параллельность, техногенность);'
9. выявлены антропологический и социокультурный уровни» и «механизмы» взаимодействия социального бессознательного, менталитета и общественного сознания постсоветской России (индивидуальные, со-циально-мненимические, социально-структурные, культурно-символические);
10. определены ключевые иррациональные процессы формирования новой реальности общественного сознания постсоветской России. Положения, выносимые на защиту.
1. Общественное сознание представляет собой целостный, идеальный феномен, онтогенно и гносеогенно сопряженный с индивидуальным сознанием, социальной памятью, социальным бессознательным, менталитетом, динамично выражающий и регулирующий наиболее значимые тенденции материальной и духовной жизни, содержащий индивидуальный, групповой, массовый и элитарный уровни, а также формы (культурную, религиозную, правовую, этическую, эстетическую, научную, политическую, экономическую). Трансформация общественного сознания постсоветской России представляет собой социокультурный процесс его содержательных и структурно-функциональных преобразований, выражающий и опосредующий основные тенденции социального, культурного и антропологического развития.
2. Методологические основы социокультурного подхода дополнены следующими принципами: 1) социокультурное пространство постсоветской России является интегральным феноменом, онтологически центрированным на географической и общественной реальности, сочетающим ключевые параметры ее культурного и социального развития; 2) интерпретация социальности как совокупности качеств и процессов современного» общественного развития; 3) понимание культуры как системы интегрирующей исторический опыт прошлого, регулирующей настоящее и формирующей потенции будущего социального развития; 4) рассмотрение культуры как системы разрешения противоречий социального развития и мировоззренческих образов; 5) сопряженность социокультурной динамики и процессов формирования социально-антропологических типов; 6). признание значимости иррационального типа знания о социокультурной динамике; 7) опосредование гносеоген-ной функции общественного сознания механизмами социальной памяти; 8) интерпретация общественного сознания как социокультурного феномена, фиксирующего и регулирующего наиболее значимые процессы духовной и материальной жизни страны.
3. Трансформация общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России раскрывается в социальном, культурном, антропологическом и иррациональном аспектах.
4. Массовизацию можно определить как процесс фиксирования во всех сферах социокультурного пространства и общественного сознания принципов социального взаимодействия, основанных на девальвации критериев ие-рархизации, аксиологизации усредненного и гедонистического. Кризисные тенденции массовизации общественного сознания постсоветской России состоят в сверхценности массового, деиерархизации, соматизации, (де) и гипериндивидуализации, параллелизации элитарного и массового типов сознания, эрзац-элитизации.
5. Аксиологический кризис в первую очередь проявился в изменении содержания классических мировоззренческих моделей «Бытия», «Бога», «Человека», «Культуры» и степени ценностного к ним отношения, чточ привело к феноменологическим, социо-гносеогенным и структурно-функциональным преобразованиям общественного сознания постсоветской России. В содержательном плане ему имманентны все базовые аксиологические кризисы современной западной культуры, преломленные через специфику социокультурного* пространства и хода общественных преобразований в постсоветской России. В- структурно-функциональном: плане происходят четыре процесса:: девальвация« конструктивных традиционных ценностей; фиксация деструктивных ценностных ориентации в силу их укоренённости в ментально-бессознательных пластах; тяжелое усвоение конструктивных новых ценностей и быстрое включение-деструктивных новых ценностей:
6. Социокультурная идентичность есть процесс типологического самоопределения и ориентирования социальных субъектов и общества, в целом, на выработанные культурно-исторической діінамикой и фиксированные на уровнях общественного бессознательного и сознания^ образы, стратегии социального взаимодействия и модель цивилизационного развития; Кризис социокультурной идентичности- постсоветской? России выражается в отчуждении процессов самоопределения российского общества от ценностных: культурно-ментальных образові и цивилизациониой модели и в отсутствии нового, четкого идентификационного образа адекватного современному состоянию нашей страны и определяющего стратегию! национального! развития. Кризис социокультурной; идентичности сформировал ряд кризисных тенденций общественного сознания-. Содержательные кризисные тенденции общественного сознания? представляют собой процессы, девальвации конструктивных и фиксации деструктивных идентификационных образов. Струк турно-функциональные кризисные тенденции общественного сознания; проявляются в качестве: процессов формирующих парадоксальный и расколотый, типы его социо-гносеогенного и социально-регулятивного функционирования.
7. Универсализация социальности, аксиологический и идентификационный кризисы, фактически, лишили человека центрирующих связей с самим собой и миром вообще. Бытие человека становится чрезвычайно; неустойчивым и относительным. Отсутствие четковыраженной личностной, социальной, социокультурной идентичности создало социально-онтологическую реальность современного человека и сформировало его типологические черты (экономоцентризм,, отчужденность, агрессивность, техногенность), определяющие трансформацию общественного сознания постсоветской России.
8. Процессы проявления? типологических черт человека в общественном сознании постсоветской России можно определить» как его содержательные; новообразования (образы; ценностные- ориентации,, адаптационные стратегии, идентификационные стили) ш структурно-функциональные про
• » ■ • • образования; " обусловленные социально-антропологическим развитием; имеющие устойчивость- функционирования?и выражающие; его тяжелое: переходное состояние.
9. В иррациональном аспекте трансформации взаимодействие общественного сознаниях социальным бессознательным и менталитетом осуществляется на антропологическом и социокультурном уровнях, посредством индивидуальных, социально-структурных, социально-мнемических: и культурно-символических механизмов, в соответствии с: принципами:" «антропо-генности», «генетической« сопряженности», «информационного . единства», «социально-мнемической интеграции», «историчности», «культурно-исторической фильтрации», «культурно-лингвистической обусловленности», «символической кодификации», «сохранности-изменчивости» и «единства и взаимодействия противоположностей».
10;.Ключевыми иррациональными процессами формирования; новой реальности общественного сознаниям являются:,, деактуализация и актуализация? иррационального^ симуляция; и; виртуализация, позволяющие ставить вопрос о его новом онтологическом статусе.
Степень обоснованности и достоверности результатов исследования автор стремится обеспечить; применением современных методов' социально-философского познания, релевантным использованием, общефилософских методов познания;, источников по социальной;, философии, философии культуры, антропологии, социологии, социальной? психологии. Достоверность полученных выводов- определена обоснованностью; интерпретаций процессов трансформации общественного сознания в социокультурном пространстве постсоветской России. Для этого использован анализ результатов социологических исследований проводимых учеными ИС РАН, РГСУ, ВЦИОМ.
Научно-практическая значимость работы.
Научное значение диссертации состоит в расширении методологической базы социально-философских, социально-онтологических, культурно-философских, социологических исследований процессов формирования общественного сознания и социальной реальности постсоветской России. Предлагаемые концептуальные основы позволяют более глубоко и комплексно осмыслить сущность, факторы и ключевые тенденции социальных изменений российского общества в эпоху глобальных социальных, культурных и антропологических трансформаций.
В практическом смысле исследование социокультурных процессов трансформации общественного сознания позволяет сформулировать футу-рологические прогнозы социального, культурного и антропологического'развития, что дает возможность поиска решений целого ряда острых проблем стоящих перед нашей страной, таких как: преодоление ценностного и идентификационного кризисов, становление толерантного мировоззрения, консолидация различных слоев населения на пути модернизации экономической, социальной и культурной сфер общества, формирование национальной стратегии развития.
В учебном процессе результаты исследования могут быть использованы при разработке и преподавании таких дисциплин и спецкурсов как: социальная философия, социальная онтология, философия> культуры, аксиология, философская антропология, социальная антропология, социология, социология культуры, социология современных трансформаций.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты диссертационного исследования были внедрены в программу курсов повышения квалификации сотрудников администрации Астраханской области по тематике «Межэтническая и межконфессиональная толерантность».
Ряд выводов- данного; диссертационного исследования, были предложены. Администрации Губернатора Астраханской области в качестве реко5 мендаций по реализации государственной национальной политики*1 и созданию' целевой программы-по формированию-установок толерантного сознания, профилактике экстремизма, гармонизации межкультурных отношений.
Положениями выводы диссертационного исследования ¡были'использованы» в процессе преподавания дисциплин «Философия», «Философия*психоанализ», «Философия образования и науки», «Философские проблемы техники и технических наук» для1 аспирантов, а также при разработке плана и-проведении курсов повышения квалификации по программе «История^ и философия науки» в Астраханском государственном университете.
Основные идеи изложены в двух монографиях, выступлениях и статьях (общее количество 45; из них 14 опубликовано в журналах рекомендованных ВАК РФ; общий объем - 42,2 п.л.) и апробированы на ряде конгрессов и конференций, в том числе: Международной научной конференции «Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение» (Астрахань, 2004); IV Российском философском конгрессе (Москва; 2005), VI Международном социальном- конгрессе «Глобализация: настоящие и будущее России» (Москва, 2006), Международной научной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2007 г.), IV Международной конференции «Россия и Восток: проблема толерантности в диалоге цивилизаций. Материалы» (Астрахань, 2007), I Всероссийской научно-практической конференции «Экстремизм как социально-философское явление» (Орел, 2007), Всероссийской научной конференции «Современная российская элита (I Элитологические чтения)» (Астрахань, 2008), II Всероссийской научно-практической конференции «Экстремизм как социально-философское явление» (Орел, 2008), Всероссийской научной конференции «Социологический диагноз культуры российского общества второй половины XIX- начала ХХЗ вві» (Санкт-Петербург,- 2008); Международной научно-практической« конференции «Электронная культура; Преодоление информационного неравенства» (Астрахань,, 2008), Международной; научной конференции «Социогума-нитарная? ситуация в России* васвете. глобализационных процессов»'(Москва; 2008),. I Международной ■ научной*Интернет - конференции Общество; общт ности, человек: в поисках «вечного мира» (Тамбов, 2008), Всероссийской научно-теоретической конференции* «Этноиациональные ценности в условиях глобализации»' (Махачкала,, 2008), Всероссийской) научной конференции» «Современная« российская элита (II Элитологические чтения)» (Астрахань, 2008), V Российском философском конгрессе: (Новосибирск, 2009); V Международной научной^ конференции Россия — Восток «Проблема коррупции: пути междисциплинариого исследования» (Астрахань, 2009), Международной научно-практической конференции «Приоритеты и интересы современного общества» (Астрахань, 2010), VI Международной научной конференции «Потребление как коммуникация-2010» (Санкт-Петербург, 2010), Всероссийской научной конференции «Четвертые чтения по истории российской социологии Российское общество в; современных цивилизационных. процессах» (Санкт-Петербург, 2010), ІII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной когнитивной науки» (Иваново, 2010), П Международной научно-практической конференции «Приоритеты и интересы современного общества» (Астрахань, 2011);
Структура диссертации < представлена введением, пятью главами; десятью^ параграфами, заключением; библиографическим списком литературы на русском и иностранном языках количеством- наименований 341.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Русский менталитет: антропо-культурное своеобразие: на материалах Дальнего Востока2011 год, доктор философских наук Еромасова, Александра Анатольевна
Ментальность в контексте культуры: философско-культурологический анализ2011 год, доктор философских наук Бетильмерзаева, Марет Мусламовна
Трансформация массового сознания российского общества: Социально-философский анализ2000 год, доктор философских наук Столяренко, Людмила Дмитриевна
Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ2009 год, кандидат философских наук Филиппов, Михаил Юрьевич
Социокультурная автономность сознания: философско-антропологическое измерение2007 год, доктор философских наук Похилько, Александр Дмитриевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Храпов, Сергей Александрович
ВЫВОДЫ ПО V ГЛАВЕ
Осмысление трансформации общественного сознания в иррациональ-; ном аспекте социокультурного пространства постсоветской России дало воз
• .• > . ■ можно сть выделить механизмы его взаимодействия* с социальным бессозна-. тельным и менталитетом. Данное взаимодействие осуществляется в антропологическом и социокультурном уровнях социального бытия и реализуется посредством социально-мнемических, социально-структурных и культурно-символических механизмов.
Антропологический уровень взаимодействия иррациональных структур и общественного сознания, проявляется в том, что социальное бессознательное и менталитет посредством интериоризации и аккультурации «формируют» у человека определенные социально ориентированные индивидуально-бессознательные образы и ментальные установки, сопряженные со своеобразием духовного мира личности и ПреДСТаВЛЯЮЩИе С060Й Определенную «сог циально-когнитивную базу» для становления мировоззренческих ориентиров, адаптационных стратегий, идентификационных стилей, которые в массовом, объективированном варианте оказывают существенное влияние на содержания и механизмы функционирования общественного сознания.
Социокультурный уровень взаимодействия иррациональных структур и общественного сознания раскрывается в процессе исторического развития и тенденциях настоящего, посредством социально-мнемических, социально-структкрных, культурно-символических механизмов.
Содержание социального бессознательного, менталитета и общественного сознания опосредовано культурно-исторической динамикой, особенностями социально-антропологического развития и функциональными механизмами социальной памяти. Содержащиеся в них информация, образы и установки, с помощью социально-мнемических механизмов актуализации — деактуализации перемещаются из сферы бессознательного и ментального в сферу «о-сознования», и наоборот. Общественное сознание также оказывает влияние на процессы актуализации — деактуализации информации и образов из сфер социального бессознательного и менталитета, путем их социально-ценностной и идеологической фильтрации.
Взаимодействия социального бессознательного, менталитета и общественного сознания в социокультурном пространстве осуществляется в соот- , ветствии с принципами: «антропогенности», «генетической сопряженности», «информационного единства», «социально-мнемической интеграции», «историчности», «культурно-исторической фильтрации», «культурно-лингвистической обусловленности», «символической кодификации», «сохранности-изменчивости» и «единства и взаимодействия противоположностей».
Ключевыми иррациональными процессами формирования новой реальности общественного сознания являются: деактуализация и актуализация иррациональных феноменов, симуляция и виртуализация, позволяющие ставить вопросы о его новом онтологического статусе.
Осмысливая проблему формирования новой реальности общественного сознания постсоветской России, следует иметь ввиду, что это не конечный процесс, в том смысле, что его нельзя рассматривать как статичный объект. Процессы новообразования продолжаются постоянно. Какова имена будет новая реальность общественного сознания постсоветской России сказать однозначно крайне трудно, футурологически возможно лишь выделить некоторые прообразы. Ясно, что ее формирование будет проходить в контексте динамики социокультурного пространства, постоянно требующей глубокого и моногоаспектного социально-философского исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общественное сознание представляет собой важную сторону духовной жизни4 постсоветского российского социума. В1 нем, объективированы наиболее значимые тенденции его культурно-исторического и современного «развития; На* протяжении всего диссертационного исследования нами проводилась мысль о том, что общественное сознание — целостно, многокачественно и динамично. Онтологический и гносеологический атрибуты общественного* сознания определяют социальный, культурный, антропологический, иррациональный аспекты, его трансформации в социокультурном- пространстве. Эта взаимосвязь находит свое выражение как во всех его уровнях (индивидуальный, групповой, массовый, элитарный) и формах (культурная, религиозная, правовая, этическая, эстетическая, научная, политическая; экономическая), так и во всех сферах социального бытия.
Теоретико-методологический анализ представлений о категории «общественное сознание», показал недостаточность изучения этой- проблемы,- о чем свидетельствуют многочисленные, часто противоречивые, его интерпретации и определения. И дело здесь не только в идеологической конъюнктуре^ и парадигмальной направленности исследований. Сложность анализа общественного сознания укоренена в его природе, в том, что оно, по сути, — есть «дух общества», который выражает и подтверждает онтологический статус его социальной реальности. Соответственно анализ общественного сознания неизбежно сопряжен с изучением «живой социальности», то есть того, чем живет общество, что оно представляет собой, и какие злободневные проблемы стоят перед ним. Столь широкий комплекс проблем не может уложиться в рамки одного исследования, кроме того, подобный подход не должен замыкаться на праксиологическом уровне бытия. Именно поэтому, в изучении общественного сознания доминируют односторонние подходы, методологически варьирующие между парадигмами: трансцендентальной идеализации и социальной (политической, экономической) праксиологизации. Феноменальный статус общественного • сознания, его универсальная социо-гносеогенная природа, не позволяют использовать при его анализе схемы прямой логической каузальности, что существенно усложняет методологические проблемы его исследования.
Размышляя о> трансформации общественного сознания» в социокультурном пространстве нашей страны, мы исходили из идеи о значимости культурно-исторического контекста любых социальных преобразований. История нашей страны сформировало ее* уникальное социокультурное пространство, в котором парадоксально сочетаются противоположные по своей сущности и цивилизационному вектору социальные и культурные параметры, несмотря на это образующие духовную целостность России и определяющее ее настоящее и будущее. Определенные нами, механизмы «фиксации», «конфликтности», «интеграции», «деактуализации» и «актуализации» в определенной степени объясняют эти процессы.
Жизнь социума — это не только динамика его структуры, и экономической системы. Она очень многообразна и, конечно; наибольшая интеграция1 результатов социального развития (как конструктивных, так и деструктивных) наблюдается в сфере культуры (одновременно наиболее устойчивой и, хрупкой). Там же, на наш взгляд, коренятся многие факторы и детерминанты кризисного состояния современного российского общества и сознания. Именно поэтому, в качестве инструментария мы использовали социокультурный подход, дополнив его методологию рядом механизмов и принципов, позволяющих более глубоко и многоаспектно осмысливать заявленную проблему.
Выделение нами социального, культурного, антропологического и иррационального аспектов трансформации общественного сознания являются концептуальным средством исследования социокультурного пространства его новообразований. В настоящем социального бытия данные аспекты составляют единое целое, единую феноменологическую и социо-гносеогенную реальность общественного сознания. Дифференцирование данных аспектов является методологически оправданным с точки зрения необходимости более глубокого и многоаспектного анализа его содержательных и структурно-функциональных преобразований. Подобного анализа «требует» как феноменальная* природа общественного сознания, так и сложность исторической-ситуации постсоветскойРоссии.
Актуальными социальными тенденциями социокультурного пространства постсоветской России являются процессы общественных преобразований и массовизация. В этом историческом ключе наша страна оказалсь перед лицом тех же вызовов, что и весь мир. Хотя и очевидно, что кризис-ность многих общественных преобразований существенно ослабило меха-4 низмы ее культурно-цивилизационного ориентирования, а соответственно и возможности противостояния глобальным кризисам.
Основным фактором феноменологических, социо-гносегенных и структурно-функциональных преобразований российского общественного сознания, несомненно, является глубокий, аксиологический кризис, проявившийся, в первую очередь, в изменении содержания классических мировоззренческих моделей «Бытия», «Бога», «Человека», «Культуры» и степени ценностного к ним отношения.
Аксиологический и идентификационный кризисы фактически лишили человека центрирующих связей с самим собой и миром вообще. В этих социокультурных условиях бытие человека становится чрезвычайно неустойчивым и относительным. Именно кризис социокультурной идентичности создал социально-онтологическую реальность современного человека и обусловил его типологические черты (экономоцентризм, отчужденность, агрессивность, техногенность).
Современный российский человек интегрирует в себе весь комплекс социальных и культурных новообразований и, в тоже время, выступает в качестве актора процессов социального развития. Формируя содержательные и структурно-функциональные кризисные тенденции общественного сознания («экономоцентризм», «агрессивность», «парадоксальность», «параллельность», «технологичность») человек определяет и характер социокультурного пространствам жизнедеятельности как для самого себя, так и для следующих поколений. Именно поэтому в диссертации такое1 большое внимание уделено антропологическому (индивидуальному) атрибуту общественного сознания?и;антропологическому аспекту социокультурного пространства.
Рассмотренные: в диссертации кризисные тенденции общественного сознания постсоветской России; не следует интерпретировать как уникальные, присущие-только нашему ¡типу социального взаимодействйя;0нш вьь ражают, - свойства «переходной» эпохи; присущие для любой социальной системы;, преодолевающей1 точку исторической: бифуркации, а также отражают глобальные:процессы исторического? развития;
Специфика общественного кризиса в постсоветской России проявляется в «наложении» данных объективных ; тенденций (системно-функциональных и глобальных), на особенности социальности, «уникальность» основных акторов трансформационного процесса, а также культур ментальное: своеобразие, зафиксированное в! иррациональных пластах. Анализ современного состояния общественного сознания выявил иррациональный аспект его функционирования в социокультурном* пространстве; который всегда играл большую роль, но сегодня, процессы иррационализации (деактуализации, актуализации, симуляции, виртуализации) фактически; определяет его онтологический статус. Именно в этих условиях «российской специфики», а также их недооценке, не учете роли общественного сознания в социальных трансформациях, игнорировании потребностей основных социальных субъектов, и личности, в частности^ коренятся системные детерминанты, обуславливающие. кризисные тенденции становления постсоветской России.
Данное'диссертационное исследование, разумеется, не охватывает весь комплекс проблем трансформации российского общественного сознания: Мы полагаем,, что весьма, актуальным: будет более детальное'изучение его трансформации в контексте определения России в/ исторической дихотомии глобализация» — «глокализация». Важными на наш взгляд, станут социально-философские и социологические и изыскания по выявлению сопряженности преобразований структуры постсоветского социума, образа жизни россиян и трансформации общественного сознания. Перспективными будут исследования по проблемам толерантного ориентирования индивидуального и общественного сознания, а также роли религиозного ренессанса в духовном возрождении нашей страны.
Учет данных перспектив дальнейшего анализа, даст возможность формирования более широкого представления о современных тенденциях развития общества, культуры и сознания, а также позволит формулировать футу-рологические прогнозы и определять стратегию национального развития России. J
Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Храпов, Сергей Александрович, 2011 год
1. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации : Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая' философия для XXI в. Текст. / Р. Ф. Абдеев. М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС» 1994-334 с. - ISBN 5-87065-012.
2. Абушенко, В. Л. Структурно-функциональный анализ Текст. / В. Л. Абушенко // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: ACT, Мн. : Харвест, Современный литератор, 2002. С. 756-759. - ISBN 5-17-012653-0.
3. Аверинцев, С. С. Византия и Русь: два типа духовности Текст. / С.С. Аверинцев // Новый мир. 1988. - №7 - С. 210-220.
4. Авксентьев, В. А. Глобальность и локальность в этнической конфликтологии Текст. / В. А. Авксентьев // Россия в условиях глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы Невинно-мысск : НГТТИ, 2004. С. 42-55. - ISBN 5-9644-0020-5.
5. Аврамова, Е. М. Воспроизводство адаптационных практик в период российской трансформации Текст. / Е. М. Аврамова // Общественные науки и современность. М. : Наука, 2005. - № 6. - С. 5-15. - ISSN 0869-0499.
6. Арефьев, М. А., Давыденкова, А. Г., Поздеева, Н. В. Человек и мир его духовных потребностей : монография Текст. / М. А. Арефьев, А. Г. Давыденкова, Н. В. Поздеева. Санкт-Петербург : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. - 235 с. - ISBN 978-5-8290-0533-6.
7. Артёмов, В. М. Свобода и нравственность : монография Текст. / В. М. Артёмов. Москва : "Канон+" РООИ "Реабилитация", 2007. - 223 с. - ISBN 5-88373-038-8.
8. Афанасьева, А. И., Лиханова, А. Б. Метаморфозы массового сознания россиян («круглый стол») Текст. / А. И. Афанасьева, А. Б. Лиха-нова// Социологические исследования: — М: : Наука, 2009. № 5. - С. 24-30.- ISSN 0132-1625. . г
9. Ахиезер, А. История России: конец или новое начало? Текст. : исследования фонда «Либеральная миссия» / А. Ахиезер. М.: Новое изд-во, 2005. - 706 с. - ISBN 5-98739-044-7.
10. Баева, Л. В. Ценности^ изменяющегося мира'. экзистенциальная аксиология историш: монография Текст. / Л: В. Баева. Астрахань : Астрах, ун-т, 2004. - 254 с. - ISBN 5-88200-781-х:500.
11. Баева, Л. В. Ценностные основания:индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии Текст. / Л. В. Баева. М. : Прометей, 2003. -238 с.- ISBN 5-94845-066-Х: 1000.
12. Барт, Р. Мифологии Текст. / Р. Барт ; пер. с фр. С. Н. Зенкина. М. : Изд-во им. Свешниковых, 2000. - 320 с. - ISBN 5-8242-0076-9.
13. Батов, В. Щ Муромцев, В. В., Муромцева, А. В. Виртуальная коммуникация как феномен культуры Текст. / В; И. Батов, В. В. Муромцев, А. В. Муромцева // Философские науки. М. : Высшая: школа, 2008. -№7. С. 99-107.-ISSN 0235-1188.
14. Батырев, Д. II. Идентичность как социальный :конструкт; Текс т. / Д. H Батырев. Элиста : Изд-во Калмыцкого ун-та5 2007. - 31 с. - ISBNs 978-591458-00503.
15. Бауман, 3. Индивидуализированное общество Текст. / 3Ï Бауман ; пер. с англ: подіред. Bfi Лі Иноземцева; Mi : Логос; 2002:.- 324 с. —ISBN5г94010-Г55-0ї: :'■.■•.■•.■■■,•■■•••: :1
16. Бек, У. Космополитическое мировоззрение Текст. / У. Бек ; пер. с нем.Н. Федоровой. Москва : Центр исследований постиндустриального об-ва, 2008. -311с.- ISBN 978-5-903844-036.
17. Бек, У., Общество фиска.- На пути к другому модерну Текст. / Ульрих Бек ; пер; с нем; ВІ: Седельника и Н. Федоровой. М. : Прогресс-традиция, 2000;-381 с. - ISBN 5-89826-059.
18. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество : опыт социал. прогнозирования Текст./ Д. Белл ; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. M. : Academia , 1999. -783 е. - ISBN 5-87444-070-4.
19. Бердяев, Н. А. Духовные основы русской революции : Истоки и смысл русского коммунизма Текст. / Н. А. Бердяев: Москва : ACT : Хранитель , 2006 - 445 с. - ISBN 5-17-039061-0.
20. Бердяев, Н. А. Философия неравенства Текст. / Н. А. Бердяев. М. : ИМА-пресс, 1990. - 288 с. - ISBN 5-7070-39-9.
21. Бердяев, Hl А. Русская идея Текст. / Н. А. Бердяев. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008 - 318 с. - ISBN 978-5-91181-819-7.
22. Бехманн; Г. Современное общество: общество риска; информационное общество, общество знаний : монографиям / Г. Бехманн ; пер. с нем. А. Ю. Антоновского и др.'- Москва : Логос , 2010 247 с. ISBN 978-5-98704-456-8.
23. Блюменкранц, М. Глобальные1 проблемы современного культурного процесса Текст. 7 М'. Блюменкранц // Вопросы философии. — М. : Наука, 2006. №5.-С. 160-164.-ISSN 0042-8744.
24. Болдычева, В. А; Культура как социальная»память человечества : монография Текст./ В. А. Болдычева. Нижний Новгород : Изд. Гладкова, 2009: - 139 с. - ISBN 978-5-93530-272-6.
25. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла Текст. / Ж. Бодрийяр/; пер. с фр. Л. Любарской, Е. Макаровой. М. : Добросвет, КДУ, 2006 — 258 с. 598227-161-1.
26. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть Текст. / Ж. Бодрийяр ; пер: с фр.1 и вступительная статья'С. Н. Зенкина. М. : Добросвет, 2000. - 387 с.-ISBN 5-7913-0047-6.
27. Бодрийяр, Ж. Соблазн Текст. / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. А. Гараджи. -М.: Ad Marginem, 2000. 318 с. - ISBN 5-93321-017-Х.
28. Бодрийяр, Ж. Фантомы современности Текст. / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. Н. В. Суслова // Ясперс, К., Бодрийяр, Ж. Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2008. С. 186-270i - ISBN 978-5-9265-0329-3.
29. Бойков, В. Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян Текст. / В. Э. Бойков // Социологические исследования. М.: Наука, 2004. - №7.-С. 46-51.-ISSN 0132-1625.
30. Бродель, Ф. Время мира Текст. / Ф. Бродель ; пер. с фр. Л. Е. Куб-беля. М.: Прогресс, 1992 - 679 с. - ISBN нет.
31. Бурдье, П. Практический смысл Текст. / П. Бурдье ; пер. с фр. и по-слесл. Н. А. Шматко. — СПб. : Алетейя, М. : Ин-т эксперимент, социологии, 2001. — 562 с. — ISBN 5-89329-351-7
32. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практика Текст. / П. Бурдье; пер. с фр. и послесл. Н. А. Шматко. — СПб. : Алетейя, М. : Ин-т эксперимент, социологии, 2005. — 576 с. — ISBN 5-89329-761-Х.
33. Буров, В. Ф. Историческое сознание : опыт филос. прочтения Текст. / В. Ф. Буров. Абакан : Хакас, кн. изд-во, 2004. - 74 с. - ISBN 5-7091-0171-0-100.
34. Бусова, И. А. Юрген Хабермас о становлении коммуникативного действия Текст. / И. А. Бусова // Вопросы философии. М. : Наука, 2006. - № 10. - С. 153-166. - ISSN 0042-8744.
35. Буянов, В. С., Гаджиева, Р. Г., Тернова, JI. О. Российская идентичность в условиях глобализации Текст. / В. С. Буянов, Р. Г. Гаджиева, Л. О. Тернова. Москва : Изд-во РАГС, 2008. - 159 с. - ISBN 978-57729-0361-2.
36. Валинурова, Н. Г., Матвейчев, О. А. Современный человек: в поисках смысла Текст. / Н. Г. Валинурова, О. А. Матвейчев. Екатеринбург : Изд-во Ур. ун-та, 2004. -259 с. - ISBN 5-7525-1253-0:1000.
37. Валлерстанн, И. Конец знакомого мира: социология 21 века Текст. / И. Валлерстайн ; пер. с англ, под ред. В. Л. Иноземцева. М. : Логос, 2003. - 353 с. - ISBN 5-94010-255-7.
38. Васильев, В. В., Юлина, Н. С. Головоломки проблемы сознания: концепция Даниела Дениета Текст. / В. В. Васильев, Н. С. Юлина / Критика и библиография // Вопросы философии. М. : Наука, 2006. - № 7.-С. 181-185.-ISSN 0042-8744.
39. Велихов, Е. В., Зинченко, В. П., Лекторский, В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода Текст. / Е. В. Велихов, В. П. Зинченко, В. А. Лекторский // Вопросы философии. М.: Наука, 1988. - №11. - С. 3-30.
40. Вебер, М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма Текст. / М. Вебер ; пер. с нем. М. И. Левина, П. П. Гайденко, А. Ф. Филиппова. Москва : РОССПЭН , 2006 - 648, е.- ISBN 5-8243-0421-1.
41. Веблен, Т. Теория праздного класса Текст. / Т. Веблен ; пер. с англ. вступ, ст. С. Г. Сорокиной. М. : Прогресс, 1984. - 367 с.
42. Веряскина, В. П. Блеск и нищета «HOMO EKONOMIKUS»: теоретическая модель шее онтологический статус Текст. / В. П. Веряскина // Философские науки. М.: Высшая школа, 2009. № 2. - С. 9-27. - ISSN 0235-1188.
43. Воскобойников, А. Э. Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества Текст. : сб. науч. ст. / А. Э. Воскобойников. М. : ИМ; 1997. - 127 с. - ISBN 585085-318-9.
44. Гачев, Г. Д. Русский Эрос : "Роман" Мысли с Жизнью Текст. / Г. Д. Гачев . М. : Интерпринт, 1994 - 278 с. - ISBN 5-7100-0141-4.
45. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа Текст. / Г. В. Ф. Гегель. М. .•Наука, 2000. -495 с.- ISBN5-02-008380-1.
46. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации Текст. / Э. Гидденс ; пер. с англ. И. Тюрина. — М. : Академический проект, 2005. — 528 с. — ISBN 5-8291-0629-9.
47. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь Текст. / Э. Гидденс ; пер. с англ. И. Тюрина М. : Весь мир, 2004. — 116 с. -ISBN 5-7777-0304-6.
48. Гончаров, П. К. Политическая система российского общества: теория и практика постсоветского транзита : монография Текст./ П. К. Гончаров. Москва : Изд-во НИБ, 2008 - 661 с. - ISBN 978-5-8309-0305-9.г
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.