Традиция и новация в развитии современного российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Стовба, Андрей Владимирович

  • Стовба, Андрей Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 151
Стовба, Андрей Владимирович. Традиция и новация в развитии современного российского общества: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2015. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Стовба, Андрей Владимирович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

1.1. Традиция как субстрат социальных изменений

1.2. Новация как атрибут социального бытия: опыт категориального осмысления

1.3. Партикулярный статус когнитивной системы «инновация»

II. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В

СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Дихотомия связей традиции и новации в социальной динамике

2.2. Структура взаимодействия традиции, новации и инновации

в современном российском обществе

2.3. Проблемы инновационного развития российского общества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиция и новация в развитии современного российского общества»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Для отечественной социальной философии одной из актуальных проблем является вопрос об осмыслении роли традиционного и инновационного в сфере социального бытия. Рассмотрение специфики традиций, новаций и инноваций имеет чрезвычайно важное значение. Во-первых, настоящее общество продолжает жить традициями предшествующих поколений, в которых много существенного и значимого. Обобщенный опыт предков служит фундаментом для реализации социальных, культурных, духовных, политических, экономических и интеллектуальных инноваций нового века. Традиции живут в обществе, способствуя его стабильности и устойчивости существования. Они являются доминантой создания ядра, на основе которого развивается социальная жизнь. Во-вторых, вопреки прошлому, общество пребывает в качественно новом состоянии и характеризуется как социальное целое, структуры которого подвергаются постоянному обновлению. Находясь в динамике своего развития, общество обновляет и трансформирует все свои подсистемы, постоянно стремясь к наиболее гармоничному состоянию, как своей внутренней организации, так и оптимизации связей с внешней социальной средой.

Осмысление природы новаций, специфики инновационной деятельности имеет особое значение, так как они, объединяя результаты прогресса, позволяют применить их для удовлетворения потребностей человека с помощью создаваемых новшеств, являются необходимым условием развития общества. Оптимизация общественного развития в данное время проходит с использованием самых различных инноваций на разных уровнях социального бытия, которые осуществляются средствами деформации, реформации или трансформации структурных и функциональных связей социального целого.

В современном обществе новации становятся все более целенаправленными и разнообразными. Именно поэтому можно обозначить теоретическую потребность в философско-методологическом анализе новаций. Видятся актуальными исследования, направленные и на рассмотрение сути инновационного процесса и его особенностей, социальных механизмов, посредством которых эти процессы реализуются в обществе.

Необходимо констатировать, что на рубеже XX - XXI веков в России происходят кардинальные изменения в социальной, культурной, политической, экономической, правовой сферах жизни общества. Россия оказывается в обстановке культурной нестабильности, хаоса и перехода к новым формам жизнеобеспечения. Об этом свидетельствует духовный кризис и переоценка ценностей, смена мировоззренческих парадигм, утверждение идеологического релятивизма и др.

В этой связи актуально и значимо самое тщательное исследование не просто природы традиций и новаций, их сущностных характеристик, особо важно изучение новаций в диалектическом единстве с теми фундаментальными устоями общества, в котором идет инновационный процесс. Именно поэтому мы считаем актуальной саму постановку проблемы о соотношении, взаимосвязи и взаимодействии традиций и новаций.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема традиций и новаций является междисциплинарной, находится на стыке различных сфер социогуманитарного знания таких, как философия, социология, экономика, культурология, этнография и ряда других наук. Любая из этих наук в той или иной мере имеет дело с образцами человеческой деятельности, с механизмами их воспроизводства, так или иначе, с традициями, новациями и инновациями.

Категории «традиция», «новация» и «инновация» употребляются сегодня в широких смысловых значениях. В научной литературе различных

4

направлений (и в отечественной, и в зарубежной) представлены многочисленные методологические подходы к осмыслению содержания этих социальных феноменов.

Проблему традиций, ее социальную сущность в отечественной литературе рассматривали В.В. Аверьянов, Д.М. Азаматов, А.П. Андреев, Э.А. Баллер, А.А.Батура, С.К. Бондырева, В.Б. Власова, М.Г. Завьялов, В.М. Каиров, Ю.А. Левада, Э.С. Маркарян, И.В. Носова, В.Д. Плахов, З.Я. Рахматуллина, А.И. Селиванов, А.Г. Спиркин, И.В. Суханов, и другие1.

Вопрос о роли новаций в обществе рассматривался в трудах В.Б.Агранович, А.Б.Курлова, С.Е. Крючкова, Н.И. Лапина, Э.М. Лисс, А.И.

Пригожина, A.B. Теркиной и других .

1 См. например: Аверьянов В.В. Традиция и динамический консерватизм. - М.: Институт динамического консерватизма, ООО «Центральный издательский дом», 2012. - 696 с; Азаматов Д.М., Садыкова З.Р. Миф как предпосылка формирования исторического сознания// Проблемы востоковедения. - 2012. - № 1. - С. 10-14.; Андреев А.П., Рахматуллина З.Я. Антропологическая природа традиции и ее новый философский образ// Философская мысль. - 2001. - №2; Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. -М.: Алгоритм, 2004. - 320с.; Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1989. - 294 е.; Батура А. А. Традиция как философско-культурологическая категория и ее социально-адаптационные функции: Автореф. дне. канд. филос.наук - Краснодар: 2000. -23 е.; Бондырева С.К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества/С.К. Бондырева, Д.В. Колесов: Учеб. пособие. - М.: Издательство Московского психолого социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2004. - 280 е.; Власова

B.Б. Традиции как социально-философская категория//Философ. Науки. - 1980. - №4. -

C.30-39; Завьялов М. Г. Традиция как способ самоидентификации общества: Автореф. дис. канд. философ, наук. - Екатеринбург, 1997. - 21 е.; Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. - М., 1994; Левада Ю.А. Традиция //Философская энциклопедия: В 5 т. - М. - 1970 - Т 5. - С. 253; Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М., 1976; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. - М., 1983; Он же. Узловые проблемы теории культурной традиции//Советская этнография. - 1981. - №2; Носова И. В. Традиции как социальный феномен и объект социолого-информологического анализа. Автореф. дис. канд. социол. наук. - Новосибирск, 2000. - 18 с.; Спиркин А.Г. Человек. Культура. Традиция//Традиции в истории культуры. - М., 1978; Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). - Уфа, 2000; она же. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк). - Уфа, 2002.; Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. - М., 1982; и др.

2 Агранович В.Б. Инновации в транзитивном обществе: социально-философский анализ:

Автореф. дис. канд.филос.н. - Томск: 2007. - 23 е.; Крючкова С. Е. Инновации:

философско-методологический анализ. -М.: МГТУ СТАНКИП, 2000. - 186 е.; Курлов А.Б. Философия инновационной деятельности./ А.Б.Курлов, М.С.Кунафин, В.К.Пертов.- М.:

5

Подходы к инновации как феномену культуры были сформированы в публикациях B.JI. Абушенко, С.А. Арутюнова, Л.Г. Ионина, Л.Н. Когана, Т.А. Мазаевой, Т.А. Столяровой, М.А. Сухановой и других1.

Экономический аспект инноваций исследуется в работах П.Н. Завлина, А.П. Поршнева, Л.Ф. Шайбаковой, Ю.В. Яковца и других2.

Инновация и инновационное развитие как социальный феномен в рамках модернизации и трансформации российского общества рассматривались в работах Б.С. Галимова, В.Е. Кемерова, А.Б. Курлова, Р.Х. Лукмановой, A.B. Лукьянова, С.М. Поздяевой, В.Г. Федотовой, А.Р. Янгузина и других3.

ИД АТИСО, 2010.- 294 е.; Лапин Н.И. Проблема социокультурного реформирования в России: тенденции и перспективы // Вопросы философии, 1996. - №5. - С. 3-12.; Лисс Э.М. Инновация как социокультурный феномен: Автореф. дис. канд.филос.наук. — Ростов-на-Дону: 2002. - 23 е.; Пригожин А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. - М: Наука, 1990. - 159 е.; Теркина A.B. Инновация как социокультурный феномен: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М : 2006. - 23 с.и др.

1 См.: Абушенко В.Л. Инновация//Социология: энциклопедия. - Минск, 2003. - С. 368; Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. -М.: Мысль, 1984. - 147 с. Абушенко B.JI. Инновация // Новейший философский словарь / сост. A.A. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. С. 268-269; Арутюнов С. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. ;М.: Наука, 1989. -247 с. 74.; Ионин Л.Г. Социология культуры //М., Логос, 2000 гг., ГУ-ВШЭ, 2004 г.; Коган, Л. Н. Цель и смысл жизни человека Текст. / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1984. - 147 е.; Мазаева Т.А. Инновационная динамика в этнокультурной среде: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону: 2007. - 23 е.; Столярова Т.А. Инновации как социальный феномен: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М : 2009. - 23 е.; 146.; Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений. - М., 1976. и др.

2 Завлин П.Н., Ипатов A.JL, Кулагин Л.С. Инновационная деятельность в условиях рынка. - СПб., 1994. - 234 е.; Поршнев А.Г. Управление инновационными процессами в условиях становления в России рыночной экономики: Автореф. дис. д-ра экон. наук. - М., 1993. - 26 е.; Головач А.Г, Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Регулирование инновационных процессов в регионе. - СПб., 1997.-239 е.; Яковец Ю.В. Эпохальные инновации 21 в. - М.: Экономика. 2004. - 444 с. и др.

3 См.: Галимов Б.С., Васильева И.Г. Новые перспективы философского исследования

проблемы духовного развития человека. - Уфа, 2001.; Кемеров В.Е. Традиционное общество//Социальная философия: словарь. - М., 2003. - С. 472-473.; Курлов А.Б. Философия инновационной деятельности./ А.Б.Курлов, М.С.Кунафин, В.К.Петров.- М.: ИД АТИСО, 2010.- 294 е.; Лукманова Р.Х. Глобализация и культура//Идентичность личности в условиях глобализации: Сборник научных статей/гл.ред. А.Г. Мустафин. —

Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - С. 33-38.; Лукьянов A.B. Философия, предвидение, духовность. -Уфа. Б.И., 1993. - 107 с; Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). - Уфа: Башгосуниверситет, 1998. — 208 е.; Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. - М., 1997. - 255 с. Она же. Социальные знания и

б

Как видим, в настоящее время исследованию традиций и новаций уделяется большое внимание. Сегодня по данной проблематике накоплен значительный массив публикаций, и их количество постоянно растет. Вместе с этим и расширяется круг различных аспектов самой проблемы, вызывая множество вопросов и задач.

Но, несмотря на большое количество публикаций, проблема традиций, новаций и инноваций, а также их взаимосвязь и взаимодействие в современном российском обществе, равно как и выявление их методологической роли, еще далека от ее окончательного решения. Традиции, новации и инновации - это сложные общественные феномены, понятия весьма объемные, многогранные, охватывают самые разнообразные явления жизни, и в этой связи все еще остаются предметом обсуждения и дискуссий.

В целом же обзор работ, посвященных осмыслению взаимодействия традиций и новаций, свидетельствует о ее не вполне достаточной разработанности и освещении отдельных ее важных аспектов. Это обстоятельство и обусловило выбор интенции нашего диссертационного исследования.

Объектом исследования выступает современное российское общество.

Предметом исследования является взаимосвязь традиций и новаций как средство разрешения противоречий современного российского общества.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ традиций, новаций и инноваций и осмысление их роли в современном российском обществе. В соответствии с данной целью выделяются следующие задачи:

социальные изменения/ под ред. В.Г. Федотовой. - М.: 2002; Янгузин А.Р. Духовность и самоопределение личности. /В кн. О вечном и преходящем: сборник научных статей. Выпуск 5. / отв. редактор Р.Х. Лукманова. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014 и др.

7

• выявить и адаптировать к избранной интенции основные теоретические подходы в изучении традиций как основания социальных изменений;

• обосновать теоретико-методологические подходы к изучению категориальной системы «новация»;

• аргументировать социально-философский статус когнитивной системы «инновация»;

• определить характер дихотомии связей традиции и новации в социальной динамике;

• рассмотреть специфику взаимодействия традиций, новаций и инноваций в социокультурном пространстве современной России;

• обозначить и проанализировать основные проблемы инновационного развития современного российского общества.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды классиков мировой философской мысли, работы отечественных и зарубежных философов и социологов. Определяющими для данной работы являются диалектический, системный и социокультурный подходы, а так же исторический и логический методы. Концептуально-теоретическая направленность диссертационного исследования потребовала привлечения материала из широкого спектра областей накопленного философского знания, в том числе истории философии и онтологии, а так же данных естествознания и общественных наук.

Научная новизна диссертационного исследования может быть представлена в следующих положениях:

• доказано, что традиция выступает в качестве субстрата любого инновационного процесса, необходимого и достаточного для изменения социальных мироотношений - их воспроизводства на более высоком качественном уровне;

• обосновано, что социальную новацию необходимо понимать как результат окончательного формирования инновационных изменений в новое содержательное и качественное целое, обладающее своей системной организацией и специфическими признаками самодостаточности и единства;

• доказано, что инновация является базовым источником сущностных отношений нового, как внутренний момент характеристики изменений традиции — существующих форм проявления общественных отношений;

• обосновано, что дихотомия связей в категориальной системе «традиция -новация», с одной стороны, обеспечивает цементирующие влияние на базис социальности, придавая ей динамическую устойчивость, а с другой, инициирует различные изменения в структуре общественных отношений, реализуемых направленно, аттрактивно, удерживая инновационный процесс в границах меры;

• выявлено, что традиция бюрократического управления государством чужда кардинальным изменениям и устойчива в самих своих основаниях, что и обнаруживается в российской социальной действительности в форме доминанты «традиционно-новационного синкретизма», когда прежняя традиция не устранена, а новация не реализована в своих сущностных проявлениях;

• доказано, что в современном российском обществе осуществляется сложный и противоречивый процесс взаимодействия традиций и новаций, фундированный как социетальными процессами, так и спецификой пограничной социополитической и социокультурной ситуации в стране.

С учетом содержания указанных тезисов, на защиту выносятся

следующие основные положения.

1. Традиция выступает в качестве субстрата любого инновационного

процесса, ибо последний должен иметь некое основание, необходимое и

достаточное для изменения Status Quo социальных мироотношений - их

9

воспроизводства на более высоком качественном уровне. Ее можно обозначить как основание социальности, которое дает возможность последней инновационно изменяться в определенном направлении. Это означает, что традиция задает целевой вектор социального развития, нивелируя метаморфозность и стохастичность, столь характерные для современных инновационных процессов, придавая им генетическую аттрактивность. Традиция, обеспечивая преемственность идей, верований, ментальных стереотипов и др. поддерживает целевую функцию социального развития, вектор которой направлен в сторону гармонизации социальных отношений.

2. Новация как целостное социокультурное явление есть переход традиционной системы в качественно новое состояние или возникновение такого системного образования, которое не существовало в данном качестве в прошлом. Ее необходимо понимать как результат окончательного формирования инновационных изменений в новое содержательное и качественное целое, обладающее своей системной организацией и своими специфическими признаками самодостаточности и единства. Мерность качественных характеристик новации определяется двумя аспектами самоактуализации: внутренним принципом самоорганизации и внешним способом самореализации. Сам процесс самоорганизации новации в некую целостность представляет собой возведение ее до предельных основ сущего, до параметров уровня социального бытия, то есть превращения ее в традицию, но уже на качественно ином уровне.

3. Инновация понимается как неполная, неоформленная новация и представляет собой лишь источник сущности нового. Инновация в процессе перехода от традиции к новации выступает как «в-себе-бытие». Следовательно, инновация есть лишь некий рубеж в развитии общественных отношений. Но, инновация не несет в себе разрыва с

ю

традицией, она органически вплетена в ее содержание, являясь определенной частью последней, она несет в себе зародыш новации. Поэтому в рамках перехода от традиции к новации, инновация проявляет себя как процесс, тогда как новация выражает результирующую его часть. В общественно-историческом процессе инновации проявляют себя как потенция, реализующая себя в полном объеме лишь в новации.

4. Традиция и новация представляют собой категориальную пару, посредством которой раскрывается источник самодвижения и саморазвития социальной системы. Будучи самодостаточными, они внутренне негомогенны и заключают в себе противоположные тенденции, а значит, в своих недрах содержат и имманентное противоречие. Оставаясь тождественной самой себе, традиция предполагает свою противоположность - новацию. Но в отсутствии таковой, как внешней к самой себе противоположности, она ее находит в своих собственных недрах, изменяясь в рамках собственной меры. Если новации при всех возможных вариантах изменений имеют динамическую природу и в этом отношении сами изменения кажутся вполне естественными, то традиция призвана выполнять функцию сохранения устойчивости в развитии социальности, представляя необходимую базу для развертывания инновационных процессов. Разрушение этой основы чревато не только стагнацией, но и, что особенно опасно, формированием различного рода имитационных практик, презентующих лишь процесс, но не результат.

5. Мы доказываем, что взаимоотношения традиции и новации в реалиях современного российского общества во многом нарушены. Искусственно навязываются традиции, но также навязываются и новации. Проблема заключается в том, что в реальной социальной практике происходит подмена понятий - традиции навязываются как новации. В итоге наблюдается исключение новации из контекста российской социальной модернизации, превращенной не в инновационный, а в имитационный

11

процесс, наполненный лишь совокупностью социальных симулякров. Все это может привести к разрушению исторической логики рассматриваемого взаимоотношения, ибо эта связь фиксирует старую и новую действительности, которые представляют собой единство процесса становления общественного целого. 6. Выявлено, что в современном российском обществе имеет место сложная диалектика отношений традиций (базирующихся на константных внутрикультурных ценностях), новаций (формирующихся на базе модернизации традиционных ценностей) и инноваций (базирующихся на использовании принципиально новых для данного культурного контекста ценностных идей). В таком инновационно-глобализирующемся обществе происходят изменения взаимоотношений традиций и инноваций, проявляющиеся в кризисных формах «инновационного хаоса», «столкновения цивилизаций», демодернизации. В этот переходный период и происходит смена ценностных оснований, веками обращенных к традиции безусловного доминирования морали, правды, справедливости и долженствования, на западную традицию целерациональности, ориентированную на расчет и выгоду, без каких либо иллюзий на антропную ориентацию.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что основные результаты и выводы диссертационного исследования:

- уточняют категориальный статус понятий: «традиции», «новации» и «инновации»;

раскрывают эвристические возможности этих категорий в исследовании социокультурных процессов;

- способствуют выявлению специфики взаимодействия традиций, новаций и инноваций в современном российском обществе.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что основные результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы:

- в планировании, прогнозировании, управлении социальными процессами и явлениями;

- в разработке социальных и политических программ развития современного российского общества;

- в преподавании учебных дисциплин социально-гуманитарного блока и спецкурсов по инноватике.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены в 4 статьях в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации основных результатов диссертационных исследований, и других публикациях общим объемом 5,9 пл., а также апробированы на международных, межрегиональных, всероссийских конференциях: «Первые Чудиновские чтения» (Уфа - Бирск, 2008); Вторые Чудиновские чтения (Уфа - Бирск, 2009); «Урал-Алтай: через века в будущее» (Уфа, 2010); «Третьи Чудиновские чтения» (Уфа-Бирск, 2010); «Достижения молодых ученых в развитии инновационных процессов в экономике, науке, образовании» (Брянск, 2011); «Актуальные вопросы социальной работы: состояние, проблемы и перспективы» (Бирск, 2011); «Молодежь. Наука. Будущее: технологии и проекты» (Казань, 2012); «Трибуна молодого ученого: актуальные проблемы науки глазами молодежи» (Мурманск, 2012); «Наука и инновации XXI века» (Сургут, 2012); «Молодежь в инновационном обществе» (Екатеринбург, 2012); «Актуальные проблемы экономики, права, образования: история и современность». (Екатеринбург, 2012); «Инновационный потенциал молодежи в развитии России» (Екатеринбург, 2012); «Проблемы инновационного развития территории: междисциплинарный подход» (Пермь, 2012); «Актуальные проблемы

13

экономики, права, образования: история и современность» (Екатеринбург, 2013); Шестые Чудиновские чтения (Уфа-Бирск, 2013).

Материалы диссертации были использованы при проведении занятий по философии, социологии, культурологии со студентами Бирского филиала БашГУ, Бирского кооперативного колледжа, с учащимися общеобразовательных школ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 192 наименований. Общий объем работы - 151 страница.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

1.1. Традиция как субстрат социальных изменений

Без прошлого нет будущего. Эти два полюса восприятия времени всегда привлекали внимание разума человека, неизменно устремленного к вечной жизни. Усилия многих и многих поколений были направлены на достижение этой заветной мечты. Настоящее как эфемерность и иллюзорность бытия как-то выпадало из бесконечного потока времени. Прошлое - это то, что когда-то было установлено мифическим первопредком, культурным героем, демиургом и т.п., а значит, оно неукоснительно и сакрально. Отсюда и сложилась, во многом под влиянием мифологического миропонимания, убежденность, что настоящее - это перманентная реализация прошлого в актуальном бытии.

В этой связи весь уклад обрядов жизненного цикла был направлен не просто на сохранение, но и на воспроизводство модели жизнедеятельности, созданной в священные времена сотворения мира. Именно на такой идейной установке была основана неизменность традиции. Она санкционировалась сакральным авторитетом мифа. Основанное на идее вечного возвращения, мифологическое мировосприятие представляло пресловутую замкнутость мира, и, следовательно, было лишено какого-либо понимания развития1.

Иначе говоря, традиция на стадии своего становления, не обладая специфическими нормативными императивами, тем не менее, регулировала отношения в первобытном сообществе. Возникнув на этапе доморального сознания, она неизменно несла в себе идейную установку воспроизводства модели поведения и действия сообразно далекому первопредку. Вот почему

1 См.: Калиев Ю.А. Мифологическое сознание мари: Феноменология традиционного мировосприятия. - Йошкар-Ола, 2003. - С. 19.

15

изменение традиции в первобытной общности протекало очень медленно. Да и они во многом были обусловлены изменениями в глубинных недрах самого общества и, прежде всего, в их экономической основе.

Несмотря на то, что традиция играла значительную роль в историко-культурном наследии человечества, она как социальный феномен долго не привлекала внимания исследователей. Будучи явлением обыденным, повседневным она не представляла интерес, пока европейская научная общественность не стала сталкиваться с экзотическими формами общежития в колониях и заморских территориях своих стран. Поэтому научное исследование традиции начинается в этнографии (как это сейчас принято называть - в этнологии).

Социально-философский, целостный аспект в осмыслении традиции в жизнедеятельности общества относится к концу Х1Х-началу XX вв. В этот период наметились первые, порой еще в контексте решения других проблем, исследования самих традиций. К числу этих разработок можно отнести работы философов В. Виндельбанда, Э. Гуссерля, Ф. Ницше, Е. Шацкого; историков Л. Февра, М. Блока, К. Доусона; социологов Ф. Тенниса, М. Вебера, Э. Дюркгейма и др1.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Стовба, Андрей Владимирович, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверьянов В. Либерально-консервативная трактовка социокультурной традиции в контексте отечественной философской мысли // Вопросы культурологии. - 2009. - № 5. - С. 34-38.

2. Аверьянов В.В. Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России (60-90-е годы XX века)//Общественные науки и современность. - 2000. - №1. - С.68-77.

3. Аверьянов В.В. Традиция и динамический консерватизм. - М., 2012. -696 с.

4. Аверьянов В.В. Проблема традиции в русской философии 20-го века (Русское зарубежье). Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2000.

5. Агранович В.Б. Содержание понятия «инновация» как социально-философской категории// Известия Томского политехнического университета. - 2008. - Т.1. - №6. - С. 111-113.

6. Азаматов Д.М., Садыкова З.Р. Миф как предпосылка формирования исторического сознания// Проблемы востоковедения. - 2012. - № 1. - С. 10-14.

7. Азгальдов Г.Г., Костин A.B. Восемь шагов к инновационной экономике. // Инновации. - 2009. - №12. - С. 34-50.

8. Азгальдов Г.Г., Костин A.B. К вопросу о термине «инновация». - В кн.: Труды лаборатории В.Н.Лившица. - М.: Изд-ие ЦЭМИ РАН, 2009.

9. Аленко В.В. Духовно-нравственные традиции российского общества как доминантный фактор формирования личности.// Автореф. дис. канд. филос. наук. - Ставрополь, 2004. - 22 с.

10. Ангеловски К. Учителя и инновации : кн. для учителя : пер. с макед. / К. Ангеловски. - М. : Просвещение, 1991. - 159 с.

11. Андреев А.П., Рахматуллина З.Я. Антропологическая природа традиции и ее новый философский образ// Философская мысль. - Уфа, 2001. -№2. - С.74.

12. Андреев А.П., Селиванов А.И. Западный индивидуализм и русская традиция// Философия и общество. - М., 2001. - №4. - С. 98-126.

13. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. - М.: Алгоритм, 2004. 320 с.

14. Анчишкин А.И. Наука-техника-экономика.-М.: Экономика, 1986.

15. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). - М., 2008. - 938 с.

16. Бабурин B.JI. Эволюция российских пространств: От большого взрыва до наших дней: Инновационно-стратегический подход. - М.: УРОСС, 2002. - 272 с.

17. Бабурин B.JI. Инновационные циклы в российской экономике. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 120 с.

18. Батура A.A. Традиция как философско-культурологическая категория и ее социально-адаптационные функции: Дис... канд. филос. наук. -Краснодар, 2000. - 149 с.

19. Безрудный Ф., Смирнова Г., Нечаева О. Сущность понятия инновации и его классификация// Инновации. - 1998. - № 2-3.

20. Бердяев H.A. Творчество и объективация. - М.: Экономпресс, 2000., 304 с.

21. Бобков JI. В. Вопросы инновационного развития промышленности России. - М: Дашков и Ко, 2011. - 109 с.

22. Бобков, JI. В. Ускорение инновационного развития - основной путь повышения эффективности промышленности. - М.: Дашков и К°, 2012. - 222 с.

23

24

25

26

27

28.

29,

30,

31,

32,

33,

34.

35,

36.

Большой энциклопедический словарь: Философия, социология, религия, эзотеризм и политэкономия[Текст]/Сост. С.Ю. Солодовников. - Минск: МФЦП, 2002.

Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. - Воронеж, 2004. - 280 с Бояджиев Г. Н.Проблема традиций и новаторства// Ленин и искусство. -М.: Наука, 1969.-346с.

Бурнашева Л.А. Традиционное и новационное в духовно-нравственной сфере социального бытия: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2007. -24 с.

Быстров Б.Ю. Традиция как социокультурный феномен. - Великий Новгород, 2001.

Быченкова И.А., Сычева Л.С. Традиция как объект гуманитарного познания. - Новосибирск, 2000.

Велихов Е.П. Промышленность, инновации, образование и наука в России.-М., 2009.

Виндельбанд В. История Новой философии. — М.: 2007.

Власова В.Б. Традиция в мире духовных ценностей. - АН СССР. Ин-т

философии. - М., 1983. Деп. ИНИОН N 14284.

Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория// Философские науки. - 1980. - №4. - С. 30-39.

Власова В.Б. Об исторических типах традиционной ориентации// Советская этнография. - 1981. - №2. - С.56-71.

Всемирная энциклопедия: Философия [Текст]/ под ред. A.A. Грицанова. -М.: ACT, 2001.

Воронина Л.А., Ратнер C.B. Научно-инновационные сети России: опыт, проблемы, перспективы. - М., 2012.

Галимов Б.С. Начало века - конец философии? //Взгляд в XXI век. -Уфа: Изд-во БАГСУ, 1999. - С. 124-133.

139

37. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины мира. -Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1981. -246 с.

38. Галимов Б.С., Васильева И.Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. - Уфа, 2001.

39. Галимов Б.С., Нуриев Д.А., Лукьянов A.B. Философия в Республике Башкортостан. - Уфа, 1999. - 104 с.

40. Гегель. Наука логики. - М., Т.1. Мысль, 1975.

41. Герасина О.Н. Системный подход к управлению инновациями на промышленных предприятиях. - М., 2011.

42. Головнев A.B. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров-Екатеринбург, 1995.

43. Горюнов A.B. Модели социальных инноваций в социальной философии и науке: экспликация и социально-философский анализ. — Тамбов: Грамота, 2011. - №4 (10): в З-ч. 4.II. - С. 54-60.

44. Глазьев С.Ю. Уроки очередной российской революции. Крах либеральной утопии и шанс на экономическое чудо. - М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2011. - 576 с.

45. Глуздов В.А. Российское общество: традиции и современность. - Н. Новгород, 2004.

46. Гордин В.Э., Кониховская В.Н. Управление инновациями в социальной сфере// Социальные инновации - СПб., 1999. Ч. 1.

47. Гофман А.Б. Традиция// Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989.

48. Гримен X. Теория научных революций Томаса Куна // Теория и методы в социальных науках. - М, 2004. - С. 39-57.

49. Гринько B.C., Мартынов А.Ю. , И.Т. Касавин. Познание в мире // Философские науки. - 1991. - № 4.

50

51

52

53

54

55,

56

57,

58

59,

60,

61,

62,

63

Гусаченко B.B. Смешанные формы общественной жизни (трансгрессии и регрессии «пограничья»)// Философские науки, 2013. - № 5. - С. 173182.

Даминдарова Ф.В. Духовно-нравственная традиция в жизни общества: Автореф. дис. д-ра философ, наук. - Челяб. гос. ун-т. - 43 с. Даминдарова Ф.В. Нравственные традиции как духовная основа общества: философское постижение культуры народов Урало-Поволжья: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. 282 с. Даминдарова Ф.В. Духовно-нравственная традиция в социокультурном развитии: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. - 240 с. Даминдарова Ф.В. Отражение нравственных традиций народа в башкирских эпических сказаниях//Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2007. - №17 (вып.4). - С. 79-85.

Данилова JI.B. Традиция как специфический способ социального наследования// Советская этнография. - 1981. - №3. - С.48-51. Дунаев С.А. Национальные инновационные системы. - М., 2011. Друкер, П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы Текст. / П. Друкер. Архангельск : Б. И., 1992. - 352 с. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. - 576 с. Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда: Метод социологии. -М.: Наука, 1991.-115 с;

Заславская Т. И. Современное российское общество: проблемы и перспективы// Общественные науки и современность. - 2004. - № 5. -С.5-15.

Зиновьев A.A. Фактор понимания. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. - 528 с. Зиновьев А. А. Русская трагедия. - М., 2005. - 608 с. Ераносов О.И. Традиция и духовность как философские категории в социальной и культурной жизни этноса. //Вестник Ставропольского государственного университета. - 2009. - № 2. - С. 111-119.

141

64. Иваненков С. П. Традиция и будущее // Credo. - М., 1997. - № 1. Электронный ресурс. / С. П. Иваненков. - Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/43/22/.

65. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. - М.: Логос, 2000.-280 с.

66. Инновации и традиции: метафизические и феноменологические аспекты управления. - Орел, 2006.

67. Инновационная Россия: задачи правовые основы развития. - М., 2010;

68. Калиев Ю.А. Мифологическое сознание мари: Феноменология традиционного мировосприятия. - Йошкар-Ола, 2003. - 216 с.

69. Калиев Ю.А. Основной социологический закон и его значение в развитии общества. - Уфа, 2009. - 176 с.

70. Калиев Ю.А. Спорт и проблема формирования личности// Образование учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта: Материалы региональной научно-практической конференции. Бирск 26-27 мая 2006 года. - Бирск, 2006.

71. Калиев Ю.А. Этнокультурный статус мифологического сознания. -Уфа, 2004.

72. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. - М.: Луч, 1994.- 190 с.

73. Капустин B.C. Синергетика социальных инновационных процессов. -М.: МЭИ, 2007.

74. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. - СПб.: Питер, 2004. - 192 с.

75. Касавин И.Т. Традиции в структуре познавательного процесса: Автореф. дис. д-ра. филос. наук. - М., 1989.

76. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура/ Пер. с англ., под науч. ред. и с предисл. О. И. Шкаратана - М.: ГУВШЭ, 2000.-341 с.

77

78

79,

80,

81,

82,

83,

84,

85,

86.

87

88

89

90,

Кашин В.В., Никишова М. Проблема традиции как забота о будущем //Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. № 5. -С. 4-13.

Кемеров В.Е. Традиционное общество// Социальная философия: словарь. - М., 2003. - С. 472-473.

Князева Е.Н Взращивать социальные инновации - значит управлять креативно, http: // skurdimov. narod.ru. progi/htm.;

Ковалев Т.Д. Инновационные коммуникации. - М.: ЮНИТИ, 2000. -288 с.

Ковальчук М.В. Нанотехнология и научный прогресс. // Философские науки. - 2008. -№ 1. - С. 28-32.

Краснухина Е. К. Традиции и новации как формы образования социального// Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29 - СПб: Санкт-петербургское философское общество, 2003.

Крючкова С.Е. Инновации: философско-методологический анализ. Автореф. дис. докт. филос. наук. - М., 2001.

Курлов А.Б. Философия инновационной деятельности./ А.Б.Курлов, М.С.Кунафин, В.К.Петров.- М.: ИД АТИСО, 2010.- 294 с. Курсак В. А. Проблемы социального наследия в переходном обществе. Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 1996.- 29 с.

Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений// Социальные факторы нововведений в организационных системах. — М.. 1980. - С. 6.

Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. - М.: Логос, 2008. - 328 с. Латинско-русский словарь. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2006. - С. 516. Левада Ю.А. Традиция //Философская энциклопедия: В 5-ти т. Т.5. -М., 1970.

Ленин В.И. Философские тетради. - М., 1969.

143

91. Ленчук Е.Б., Власкин Р.Н. Инвестиционные аспекты инновационного роста: мировой опыт и российские перспективы. -М., 2009;

92. Лисс Э.М. Инновация как социокультурный феномен: Автореф. дис. д-ра соц. наук. - Ростов/Д, 2002.

93. Лобанова Т.В. Основные подходы к изучению проблемы традиции// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2008. - № 1. - С. 70-76.

94. Лукманова Р.Х. Глобализация и культура//Идентичность личности в условиях глобализации: Сборник научных статей/гл.ред. А.Г. Мустафин. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - С. 33-38.

95. Лукьянов A.B. Философия, предвидение, духовность. - Уфа. Б.И., 1993. -107 с

96. Лурье C.B. Историческая этнология. - М., 1997. - 448 с.

97. Мадюкова С.А., Попков Ю.В. Социокультурный неотрадиционализм: воспроизведение традиций и воспроизводство традиций// Новые исследования. - Тувы. - 2010. - № 2. - С. 25 - 39.

98. Манзанова Г.В. Традиции и инновации в трансформации аграрных сообществ (на примере России) // История и современность, 2007-№1.- С. 178-203

99. Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. - М., 2000, 210 с.

100. Маркарян Э.С. Теории культуры и современная наука. - М., 1983.

101. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции//Советская этнография. - 1981. - №2.

102. Межуев М.В. Идея культуры: Очерк по философии культуры. - М., 2006;

103. Мурахтанов A.B., Воротилина Т.Л. Понятие традиции в социальных науках содержание, структура, значение// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. - 2002. - № 1. -С. 53-58.

104

105

106

107

108

109

110.

Ill,

112,

113,

114.

115.

116,

117.

Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура. Режим доступа: http://stra.teg.ru/lenta/innovation/1362. Новиков В.И. Формирование нравственных традиций и привычек в советском обществе. - Пермь, 1993. - С. 7.

Носова И.В. Традиции как социальный феномен и объект социолого-информологического анализа. - Новосибирск, 2000. Огородников В.П. Познание необходимости: детерминизм как принцип научного мировоззрения. - М., 1985.

Осипов Ю.М. Об инновациях вообще и инновациях в современной России// Философия хозяйства. - 2008. - №3. - С. 253-255 Осипова O.A. Американская социология о традициях в странах Востока.-М., 1985.

Панарини A.C. Инновация// Новая философская энциклопедия. - М., 2001.-736 с.

Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Наука, 1998. — 270 с. Пархоменко М. Обновление традиций. (Традиции и новаторство социалистического реализма в украинской прозе). - М., 1970 и др. Пеев Г.И. Новое и обновление человека. // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С 167. Перчун Н.В. Традиции как элемент духовной культуры// Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. -2006. Т. 57. - № 2. - С. 147-154.

Петров М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы. - М., 2004.

Плахов В. Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. - М.: Мысль, 1982. - 220 с. Плахов В.Д. Философско-социологические основания общей теории традиции: Автореф. дис. д-ра. филос. наук. - М., 1982.

145

118. Поздяева С.М. Модернизация России: социально-философский анализ: Автореф. дис. д-ра. филос. наук - Уфа, 1999.

119. Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). - Уфа: Изд. БашГУ, 1998. - 210 с.

120. Поздяева С.М. Человек и его мир. - Уфа: Изд. БашГУ, 1996. - 156 с.

121. Поздяева С.М., Халитова Г.А. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации: понимание через диалог культур. //Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика. - Уфа: БашГУ, 2009, С. 264-268.

122. Полетаев В.Э. Государство и базис в России. Инновации и

I

перспективы. - М., 2012;

123. Попова Е.В. Главная цель инновационного законодательства -внедрение научных разработок в производство// Инновации. - 2010. -№5.

124. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). -М.: Политиздат, 1989.

125. Радин М. Традиция // Энциклопедия социальных наук, т. XV-Нью-Йорк, 1989. - С . 62.

126. Рахматуллин Р.Ю., Сафронова JI.B. Культура как социальный феномен// Молодежь. Образование. Наука: Материалы межвузовской науч. конференции. - Уфа: ВЭГУ, 2006. - С. 162-165.

127. Рахматуллин Р.Ю. и др. Культурные образцы в педагогическом пространстве// Образы и образцы в научной и педагогической деятельности. Монография. - Уфа: ВЭГУ, 2009. - С. 71-84.

128. Рахматуллин Р.Ю. и др. Личностные образцы в культуре// Образы и образцы в научной и педагогической деятельности. Монография. — Уфа: ВЭГУ, 2009.-С. 165-169.

129. Рахматуллина З.Я. Диалог как «категорический императив» межкультурной коммуникации в глобализирующем мире//Актуальные

146

проблемы коммуникации: теория и практика. - Уфа: БашГУ, 2009. - С. 279-282.

130. Рахматуллина 3. Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). - Уфа: Изд-во БашГУ, 2000. - 304 с.

131. Рахматуллина 3. Я. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк)/ Изд-во БашГУ. - Уфа, 2002. - 154 с.

132. Рахматуллина З.Я. Духовное наследие башкирского народа: прошлое, настоящее и будущее. - Уфа, 2001.

133. Рахматуллина 3. Я. Традиция башкирского этноса как социокультурное явление (философский анализ) : Автореф. дис. д-ра. филос. наук - Уфа, 2000.

134. Рахматуллина 3. Я. Традиция как социокультурный феномен. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. - 142 с.

135. Свадьба: от традиции к современности. - М., 2005;

136. Селезнев П.С. Инновационная политика России: в поисках мотивации// Философские науки. - 2013-№3.-С.21.

137. Современный словарь иностранных слов. - М., 1993.

138. Соколов A.A. Инвестиционное поведение государственных корпораций в условиях инсайдерского контроля// Эпос. - 2013. - № 2.

139. Соколов А. Роль госкорпораций в развитии инноваций в современной России. Режим доступа:

http://ippr.ru/articles/v rosnano bolee 25 35_sredstv_izymaetsja.

140. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. - М.: Изд-во МГУ, 2006.

141. Спиркин А.Г. Человек. Культура. Традиция//Традиции в истории культуры. - М., 1978.

142. Старостин A.M. Философские инновации в когнитивном и праксеологическом контексте. - 2013.

143

144

145

146

147

148,

149

150

151.

152,

153,

154,

155,

156

157,

Степанян Т.М. Современные направления инновационной деятельности в зарубежных странах. - М., 2011.

Струк E.H. Особенности проявления социальных пределов инновационного общества. [Электронный ресурс]. URL. www.terrahumana.ru/arhiv/11_01/1 l_01_25.pdf.

Сунгуров А.Ю. Инновации в социуме и политике. Аналитический

обзор// Философские науки. - 2013- № 3. - С. 5 - 20.

Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений. - М.,

1976.

Сычева JI.C., Быченкова И.А. Традиция как объект гуманитарного

познания. - Новосибирск, 2001.

Творчество: эпистемологический анализ. -М., 2011;

Теория и практика инновационного развития и инновации в политике.

Круглый стол журнала «Полис» и MC РАН// Полис, 2010. - № 2.

-С. 128- 145.

Терпецкий Н. Управленческие нововведения: характеристика, планирование, внедрение. - Вильнюс, 1985.

Тимофеев JI. Проблема традиции и новаторства в современной.

литературе// Вопросы теории литературы. - М., 1950;

Толстых В.И. Предисловие// Общественное сознание и его формы. - М.,

1986.

Тоффлер А. Футурошок. пер. с англ. - СПб., 1997. - 464 с. Традиционные и современные модели гостеприимства. - М.:РГГУ, 2004;

Традиции и современность в педагогике. - М., 2003;

Трифилова A.A. Оценка эффективности инновационного развития

предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.

Уледов А.К. Духовная жизнь общества. - М.: Мысль, 1980.

158. Управление инновационными проектами / Под. ред. И. JI. Туккеля. СПб., 1999. Ч. 1.;

159. Уткин Э.А., Морозова Г.И., Морозова Н.И. Инновационный менеджмент. - М., 1996.

160. Фадеев А. Современная литература и великие традиции классиков. За тридцать лет. - М., 1957.

161. Федотова В.Г. Социальные знания и социальные изменения. - М.: Ин-т философии РАН, 2002. 282 с.

162. Федотов В.А. Нравственные традиции этноса как социокультурное явление (на материале устно-поэтического творчества тюркоязычных народов): Автореф. дис...д-ра филос. наук. - Чебоксары, 2003. - 48 с.

163. Философия: энциклопедический словарь [Текст]/ под ред. A.A. Ивина. -М.: Гардарики, 2006.

164. Фролова И.В., Демичев И.В. Культура и социальная система: к проблеме соотношения и взаимовлияния//Вестник Башкирского университета. - 2008. - №3. - С. 686-690.

165. Фролова И.В. «Культурные исследования» как культурная антропология постиндустриального общества// Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении: Материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮНЕСКО. - Уфа: Изд-е БашГУ, 2007. - С. 172-176.

166. Фурсов А.И. Школа мир-системного анализа: (основные положения концепции И. Валлерстайна) // Oriens. - 1992. - №1 - С. 19-37.

167. Хучек М. Инновации на предприятиях и внедрение. - М.: Луч, 1992; 148с.

168. Черепанова Н.В. Традиции и новации: социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук: - М.: 2007. - 26 с.

169. Чистов К.В. Традиция, "традиционное общество" и проблема

варьирования // Советская этнография. - 1981. - №2.

149

170

171

172

173

174

175

176

177,

178

179

180

181

182

183

Чистов K.B. Народные традиции и фольклор. - М., 1986.

Чуринов Н.М. Совершенство и свобода. Новосибирск: Изд-во СО РАН,

2006. - 712 с.

Шабатура JI.H. Онтогенез традиции: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. 264 с.

Шабатура JI.H. Традиция в контексте национальной культуры// Известия Урал. гос. ун-та. 2004. - №29. - С. 140-152. Шарко М.В. Исследование политических процессов в Японии: традиции и современность. - М., 2004.

Шамшилов P.A. Синергетический подход к управлению рисками инновационной деятельности предприятий. Автореф. дис...канд. наук. -М., 2010;

Шацкий Е.О. Утопия и традиция. -М.: Прогресс, 1990. - 543 с. Шлекин С.И. Философское постижение проблемы инноваций. - М., 2012.

Шукшунов В.Е. Проблемы формирования и развития информационно-информационного общества в России. - СПб., 2009 Яголовский С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. -М., 2010.

Яковец Ю.В. Эпохальные инновации 21 в. - М.: Экономика, 2004. Яковлева Л.Ю. Социокультурные основания национальных традиций в философии XX века (Испания и Россия). - М., 2003. Янгузин А.Р. Духовность и самоопределение личности. /В кн. О вечном и преходящем: сборник научных статей. Выпуск 5. / отв. редактор Р.Х. Лукманова. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - 176 с.

Ярославцева Е. Инновационная роль образа в технологиях коммуникации человека// Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. - М., 2009.

184. Яшина Г. «Роснано» - это не уголовщина. Режим доступа:// http://kapital-rus.ru/articles/article/230847.

185. Schumpeter J. Busines Cycles. - Vol. 1,2-N.Y. 1939.

186. Minsch G. Das technologische Patt: Innjvationich uberwinden die Depress. -Frankfurt? 1975;

187. Van Dijon Y.Y. The Longer Wave in Economic Live. - L., 1983:

188. Kleinknecht A. Innovation Patterns in Crisis and Prosperity; Freeman Ch., Clark J, Suete L. Uneplyoment and Technical Innoation. Study a Long Wave in Econimic Develompent. - L., 1982.

189. Mensch G. Das technologische Patt: Innjvationich uberwinden die Depress. -Frankfurt, 1975;

190. Mohr L.B., Lawrence B. Determinans of Innovation in Organisation//American Politicfl Science Review,№ 63, March, 1969, pp. 111-126.

191. Cyert R.M., Mazch J.G. A Behavioral Theoryof the Firm, NJ, Englewood Glifs: 1963.

192. Thompson J.D. Organizations in Action. - N.Y.: McGraf-Hill. 1967.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.