Системная преемственность в развитии общества: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Исеева, Эльвира Рамилевна

  • Исеева, Эльвира Рамилевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 169
Исеева, Эльвира Рамилевна. Системная преемственность в развитии общества: социально-философский анализ: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2017. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Исеева, Эльвира Рамилевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И СИСТЕМНАЯ 19 ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ПРЕДМЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Понятие «преемственность» в западноевропейской и отечественной 20 философской мысли

Теоретико-методологические подходы в анализе системной

преемственности

Глава 2. СИСТЕМНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК 84 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Системная преемственность: культурно-генетический код - знаковая 86 система - традиция

Преемственность права как основание системной преемственности в 121 развитии российского общества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Системная преемственность в развитии общества: социально-философский анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Масштаб и глубина изменений, происходящих под воздействием процессов глобализации в большинстве регионов и стран мира, дают основания политикам и учёным говорить

0 вступлении мира в новую, длительную и крайне противоречивую эпоху системных сдвигов, затрагивающих основы прежнего социального порядка.

Как отмечается в российской социально-философской литературе, «глобализация означает победу капитала и информационной свободы над национальными интересами, в особенности незападных стран, создание транснациональных систем»1. Это существенно повысило для многих стран мира, включая Россию, значимость обеспечения политической и социокультурной самостоятельности, сохранения основ веками формировавшейся национальной уникальности.

Из мировой истории известны разные случаи реагирования обществ на внешние воздействия: как их способности на протяжении столетий и даже тысячелетий оставаться «самими собой», так и, напротив, утрачивать прежнюю идентичность, «растворяться» в ином социокультурном и политическом пространстве. Угрозы, которые глобализация создаёт для национально-государственной идентичности незападных обществ, придают социальную и научную актуальность поиску методов и средств, позволяющих этим обществам и в условиях XXI века сохранить верность собственным историческим традициям, отстоять культурную самобытность перед натиском культурной унификации.

Одним из направлений таких поисков, осуществляемых социальной наукой в целом и социальной философией в частности, является переосмысление с использованием всего теоретико-методологического инструментария, которым располагает современное научное знание, закономерностей общественного развития, позволяющих обществу, переходя

1 Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке. - М., 2002. - С. 5.

3

с одного уровня развития на другой, не утрачивать присущего ему своеобразия. Исторический опыт Запада и Востока свидетельствует, что к числу таких закономерностей относится преемственность -воспроизводство в новом состоянии общества множества различных элементов и явлений, присущих его прошлым состояниям. По определению Г.В.Ф. Гегеля, «события различны, но общее и внутреннее в них, их связь едины»1.

Так, например, в различных структурах современного российского общества, процессах, идущих в экономике, политике, культурной жизни, социальная наука обнаруживает немало сходства с аналогичными структурами и процессами, свойственными не только ближнему, советскому прошлому, но и эпохам русской истории, отдалённым веками. Вследствие этого ретроспективно историческое развитие русского (российского) общества предстаёт как единый процесс, на протяжении которого общество смогло сохранить свою уникальность, собственную цивилизационную идентичность.

Подобная целостность общественного бытия, свойственная, естественно, не только России, но и другим странам современного мира, может быть объяснена с разных точек зрения и методами разных социальных наук, в том числе с помощью научных направлений, в дискурсе которых общество предстает как один из видов целого класса природных и социальных объектов - сложных открытых саморазвивающихся систем. Использование в социально-философском исследовании эвристического потенциала таких направлений (теории систем, теории информации, синергетики) может содействовать обнаружению в самой природе общества, как сложной системы, механизмов, обеспечивающих системную преемственность, то есть способность общества, переходя из одного качественного состояния в другое (например, из традиционного состояния в состояние модерна, а из модерна - в постмодерн), оставаться «самим собой»,

1 Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. - СПб., 1993. - С. 61.

4

сохранять свои уникальные, исторически сформировавшиеся качественные характеристики.

Степень научной разработанности темы. В философский лексикон понятие «преемственность» вошло только во второй половине ХХ в. в работах советских философов, посвящённых развитию марксистской диалектики. Однако само явление, описываемое этим понятием (феномен сходства, вплоть до тождества, возникающего в процессе развития различных объектов и явлений материального мира между различными их пространственно-временными состояниями), было известно и осмысливалось в философской мысли ещё с древности.

Подобное представление возникает в трудах Платона1 и получает философское определение у Аристотеля, который использовал для характеристики взаимосвязи, возникающей в развитии объектов природного

Л

мира, термин «непрерывность» (ошехега) . В отношении явлений социального мира этот термин Аристотель не применял, но в его политических работах можно встретить представление о развитии греческого

-5

общества от общины к полису как о непрерывном процессе .

Христианское учение привнесло в понимание истории провиденциализм, веру в исполнение в земной истории человечества божественного замысла. Земная история превращалась в историю возвращения человека к Богу, поколение за поколением непрерывно шли в одном и том же направлении, что и связывало эту историю в одно целое. Но, согласно Августину, возвращение к Богу происходило только в духовной (Град небесный), а не в материальной, греховной (Град земной) жизни

4

человека, поэтому взаимосвязь разных земных времён в католицизме, воспринявшем учение Августина, приобрела духовное измерение, утратив

1 Платон. Законы // Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. - М., 1994. - С. 71-437.

Аристотель. Метафизика // Сочинения: в 4 т. Т. 1. - М., 1976. - С. 64-367.

3 Аристотель. Политика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. - М., 1983. - С. 376-644.

4 См.: Блаженный Августин. Творения. - СПб.; Киев, 1998. - Т. Ш-ГУ. О Граде Божием.

5

социальное содержание, взаимосвязь с конкретными формами организации Града земного.

В европейскую мысль античное представление о взаимосвязи, существующей в социальной жизни человека, стало возвращаться в эпоху Возрождения, получило дальнейшее развитие в эпоху Просвещения и философское обоснование в учениях ХУШ-Х1Х вв.

Согласно итальянскому мыслителю Дж. Вико, земная история носит циклический характер, все стадии этого цикла связаны между собой, наследуют друг другу, следовательно, их взаимосвязь охватывает и духовную, и материальную жизнь1.

В просветительской мысли акцент был вновь смещён в духовную область и сосредоточен на роли культуры, прежде всего - светской. Взаимосвязь исторических времён лишалась чисто хронологической последовательности, поскольку культурное наследие античности «переоткрывалось» людьми нового времени, а средневековье в культурном отношении превращалось в «тёмные века». Такое понимание нашло историко-философское обоснование у И.Г. Гердера. В его концепции всемирной истории именно культура превращалась в источник неразрывной связи, обеспечивающей непрерывность человеческой истории2. Консервативная реакция на французскую революцию, наоборот, возвращала, например, у Э. Бёрка, взаимосвязи поколений чисто хронологическую последовательность через посредство традиции, сохраняющей культурное единство конкретного общества, несмотря на пережитые им революционные потрясения3.

Объективный взгляд на соотношение традиции и новации в развитии общества был предложен А. де Токвилем. На примере французской революции он показал, что между старым дореволюционным и новым послереволюционным порядками на самом деле обнаруживается больше

1 См.: Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. - М.-Киев, 1994.

2 См.: Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.

См.: Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. - М., 1993.

6

сходства, чем различия. Революция, утверждал А. де Токвиль, оказалась неспособна разорвать связи с прошлым, новые порядки, в сущности, выросли из старых порядков, унаследовали многие их элементы1. Фактически он пришёл к выводу об отсутствии разрывов на всем пространстве общественного развития, о сохранении целостности общества даже при революционном скачке.

Качественный сдвиг в философском понимании взаимосвязи между этапами общественного развития произошёл в результате распространения К. Марксом и Ф. Энгельсом на социальные процессы принципов диалектики, сформулированных Г.В.Ф. Гегелем. Один из них - отрицания отрицания -в гегелевской трактовке устанавливал, что результатом отрицания является появление нового понятия, но обогащённого этим отрицанием, содержащего и старое понятие, и то новое, что возникло в результате отрицания2. Применение этого принципа к социальным процессам позволило создателям марксизма утверждать, что развитие общества будет восхождением по спирали исторического прогресса, в котором новое состояние общества в снятом виде включит элементы прежнего его состояния, станет

-5

воспроизведением старого на более высокой ступени развития . Хотя К. Маркс и Ф. Энгельс не использовали понятий, которые можно было бы считать тождественными современному понятию «преемственность», но логика интерпретации ими отрицания отрицания (например, в анализе К. Марксом превращений собственности4) потенциально допускала подобный ход мысли.

Такой шаг был совершён в советской философской мысли 1960-1980-х гг., когда в рамках уточнения смыслового содержания закона отрицания отрицания был введено новое философское понятие - «преемственность»,

1 См.: Токвиль А. де. Старый порядок и революция. - М., 1997.

2 Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т. Т. 1. - М., 1970. - С. 107-108.

3 Энгельс Ф. Из подготовительных работ к «Анти-Дюрингу» // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 20. - М., 1961. - С 640-641.

4 Маркс К. Капитал. Т. 1. Кн. I // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 23. - М., 1960. -С. 770-773.

и третий закон диалектики был истолкован как триада: «отрицание, преемственность, развитие»1. Преемственность в этой триаде понималась как «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы»2. Первичной признавалась преемственность форм материального производства, предопределявшая преемственность форм духовной жизни.

Понятие «преемственности» стало достаточно широко использоваться в философских работах по диалектическому и историческому материализму. В последнем случае особое внимание было уделено переходу от капиталистической формации к коммунистической. В работах советских философов внимание акцентировалось на культурной преемственности: наследовании (через традицию) прогрессивных сторон духовной и материальной культуры прошлого3, при этом у ряда авторов прослеживалась тенденция к отождествлению традиции и преемственности4. Преемственность исследовалась также в онтологическом и гносеологическом ракурсах на основе общепринятых в советской философии трактовок законов диалектики5.

1 Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 471.

2 Философская энциклопедия: в 5 т. Т. 4. - М., 1967. - С. 360.

См.: Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М., 1969; Он же. Социальный прогресс и культурное наследство. - М., 1987; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983; Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М., 1976; Чалоян В.К. Восток-Запад: преемственность в философии античного и средневекового общества. - М., 1979; Швеков Г.В. Преемственность в праве. - М., 1983 и др.

4 См., напр.: Кругликов В.А. Преемственность // Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т. 20. - М., 1975. - С. 514-515; Лучанкин А.И. Традиции в социокультурной преемственности. Методологический аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Свердловск, 1985; Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. - М., 1982 и др.

5 См.: Завьялова М.П. Проблема преемственности в социально-историческом познании: методологический и гносеологический аспекты: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.01. - Новосибирск, 1990; Зеленков А.И. Философско-методологический анализ проблемы преемственности в научном познании: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.01. - Минск, 1986; Мукашев З.А. Преемственность как момент развития. - Алма-Ата, 1980 и др.

Вопрос о возможности более широкого понимания преемственности в развитии общества как явления, характеризующего всю общественную систему, в этих работах не поднимался. Но в связи с разработкой философских аспектов системного подхода в творческих дискуссиях советских философов были высказаны предположения о возможности применения системного подхода к изучению социальных процессов1.

Кардинальные изменения, происходящие в отечественных социальных науках с конца 1980-х гг., значительно расширили диапазон исследований общества, закономерностей его развития. Одно из центральных мест заняло изучение современного российского общества, что в свою очередь поставило вопрос о его отношении и к советскому времени, и ко всему историческому прошлому России. В определении этих отношений оказалось вновь востребовано понятие «преемственность», оно стало довольно широко использоваться в научной, но особенно в публицистической литературе. Однако до настоящего времени философских и социально-философских работ, специально посвящённых проблеме преемственности/системной преемственности в общественном развитии, создано не было.

0 недостаточной философской разработке данного понятия также косвенно свидетельствует отсутствие посвящённых ему статей в новейших энциклопедических и справочных изданиях по философии2.

Отсутствие к настоящему времени специальных социально-философских работ, непосредственно соответствующих тематике данной диссертации, вызвало необходимость привлечения материалов исследований российских философов последних двух-трёх десятилетий, тематика которых имеет частичные пересечения с этой темой.

1 См.: Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М., 1980; Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. - М., 1997; Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973; Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. - М., 1974; Юдин Э.Г, Методология науки. Системность. Деятельность. - М., 1997.

См., напр.: Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М., 2010; Новейший философский словарь. - Минск, 2003; Современный философский словарь. - М.: Минск, 1998.

9

Во-первых, это посвященные общим проблемам общественного развития, закономерностям и особенностям исторического развития российского общества (цивилизации) работы О.А. Беленковой, О.К. Валитова, Ю.Г. Ершова, В.А. Жилиной, Р.С. Истамгалина, А.Ф. Кудряшева, Ф.Г. Умеркаева и др.1 Определенной ценностью в этом

л

отношении обладают и учебные издания по социальной философии .

Во-вторых, это работы российских социальных философов (И.Г. Багно, А.В. Голованова, Л.А. Зубкевич, В.Д. Лазарева, С.М. Поздяевой и др.) и представителей иных социальных наук (Е.Н. Мощелкова, И.В. Побережникова и др.), в центре внимания которых находилась проблемы переходных (особенно модернизационных) этапов в развитии общества .

1 См.: Абдрахманов Д.М. Свобода личности в условиях глобализации. - Уфа, 2006; Беленкова О.А. Социально-антропологический фактор управления в производственно-технологической сфере социума. - Уфа, 2001; Валитов О.К., Умеркаев Ф.Г. О некоторых истоках российской цивилизации. - Уфа, 2003; Они же. Цивилизационные проблемы России. - Уфа, 2003; Ершов Ю.Г. Человек. Социум. История. Социально-философские проблемы теории исторического процесса. - Свердловск, 1990; Жилина В.А. Трансформация устоев российской цивилизации // Социум и власть. - 2013. - № 1. -С. 15-19; Истамгалин Р.С. Российское общество в поисках социального идеала. - М., 2011; Кудряшев А.Ф. Развитие, эволюция, коэволюция: соотношение понятий // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. 17. - № 1 (1). - С. 640-644; Он же. Бытие. - Уфа, 2001 и др.

2 См.: Алексеев П.В. Социальная философия. - М., 2003; Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2000; Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М., 2001; Крапивенский С.Э. Социальная философия. - Волгоград, 1996; Момджян К.Х. Социальная философия. Деятельностный подход к анализу человека, общества, истории. - Ч. 1. - М., 2013 и др.

3 См.: Багно И.Г. Социокультурный подход в исследовании переходных процессов в

современной России: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Омск, 1998;

Голованов А.В. Социальная напряженность общества переходного периода: дис. ... канд.

филос. наук: 09.00.11. - Саранск, 2009; Ершов Ю.Г. Российская модернизация: уроки

истории и задание на завтра // Современные реформы в России: проблемы модернизации: сборник научных статей. Вып. 2. - Екатеринбург: УрАГС, 2010. - С. 5379; Зубкевич Л.А. Переходные периоды как часть закономерного исторического процесса: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Н. Новгород, 2005; Лазарев В.Д. Социально-философский анализ переходного периода в развитии современного общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Кемерово, 2007; Мощелков Е.Н.

Переходные процессы в России: опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. - М., 1996; Побережников И.В. Переход от

традиционного к индустриальному обществу: теоретико-методологические проблемы

10

В-третьих, это рассматривающие различные аспекты применения в социальных исследованиях теорий и методов, разработанных в естественнонаучных областях знания, и реализовывающие опыты их практического использования философские работы В.В. Васильковой, Б.С. Галимова, Д.И. Дубровского, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, И.В. Прангишвили, Ю.М. Резника, В.Б. Рыбина, В.Н. Садовского, Е.А. Седова, В.С. Стёпина, А.Л. Тахтаджяна и др.1

В-четвертых, значительный интерес представили социально-философские исследования, посвящённые проблемам традиции (М.И. Долгушина, И.Н. Полонской, З.Я. Рахматуллиной, П.Н. Светлова, В.В. Сопова, А.В. Стовбы и др.) и утопии (Ч.С. Кирвель, С.М. Фроловой, Е. Шацкого)2.

модернизации. - М., 2006; Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации: социально-философский анализ. - Уфа, 1998 и др.

1 См.: Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. - СПб., 1999; Галимов Б.С. Синергетика обновления // Вестник БашГУ. - 2009. - № 3 (1). - Т. 14. -С. 205-209; Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. - М., 1989; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М., 1994; Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. - М., 2000; Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: Социальная системология. - М., 2003; Рыбин В.Б. Энтропия - теоретический фантом? // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 10 (392). - С. 71-77; Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. - М., 1974; Седов Е.А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем // Общественные науки и современность. - 1993. - № 5. - С. 92-100; Степин В.С. Цивилизация и культура. -СПб., 2011; Тарабрина М.Е. Самоорганизация социально-экономических систем: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Улан-Удэ, 2011; Тахтаджян А.Л. Principia tectologica. Принципы организации и трансформации сложных систем: эволюционный подход. - СПб., 2001 и др.

2 Долгушин М.И. Традиции как феномен социокультурного наследия: философское обоснование: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Пермь, 2000; .: Кирвель Ч.С. Утопическое сознание: сущность, социально-политические функции. - Минск, 1989; Поздяева С.М., Фролова И.В. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. -Уфа, 1997; Полонская И.Н. Социокультурная традиция: онтология и динамика: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. - Ростов н/Дону, 2006; Рахматуллина З.Я. Традиция как социокультурный феномен. - Уфа, 2009; Светлов П.Н. Традиции как проявление исторической преемственности: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. -Чебоксары, 2008; Сопов В.В. Социально-философский анализ феномена традиции: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Кемерово, 2007; Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного российского общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Уфа, 2015; Фролова И.В. Оправдание утопии: опыт социально-философский реконструкции. - Уфа, 2004; Шацкий Е. Утопия и традиция. - М., 1990 и др.

11

В-пятых, было необходимо учесть новейшие разработки в такой важной сфере философского знания как аксиология - исследования, анализирующие роль ценностей, морали и нравственности в эволюции общества (О.А. Брильц, У.С. Вильданова, Х.С. Вильданова, Г.Б. Вильдановой, А.Я. Камалетдиновой, Р.Х. Лукмановой, А.В. Лукьянова, А.Б. Невелева, Г.Г. Салихова, А.И. Столетова, Л.Б. Султановой, Ф.С. Файзуллина, В.С. Хазиева, Г.А. Хасанова, Н.Л. Худяковой, А.Р. Янгузина и др.)1.

В-шестых, рассмотрение в диссертации проблемы правовой преемственности как важнейшего фактора, определявшего особенности системной преемственности российского общества, потребовало привлечения работ философов и правоведов, рассматривавших роль права в воспроизводстве общественных отношений, - Д.М. Азаматова, Ф.Х. Галиева, М.В. Головацкой, Ф.Ф. Литвиновича, А.Н. Миронова,

л

Ф.М. Раянова, В.А. Рыбакова, И.Л. Честнова, Н.А. Шергенг и др.

1 Брильц О.А. Соотношение познания и понимания // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2014. - № 1 (2). - С. 1012; Вильданов У.С., Вильданов Х.С., Вильданова Г.Б., Хасанов Г.А. Смысл жизни человека: Ценностные и смысложизненные ориентации. - Уфа, 2007; Вильданов Х.С., Файзуллин Ф.С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ. - Уфа, 2002; Камалетдинова А.Я. Моделирование системы ценностей гражданина России // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2010. - Т. 8. - С. 557-561; Лукманова Р.Х. Истина как многомерная философская категория. - Уфа, 2008; Она же. Проблема истины: гносеологический и экзистенциальный аспекты. - Уфа, 2007; Лукьянов А.В. Трансцендентное в морали. -Уфа, 2009; Невелев А.Б., Потехин В.Н., Худякова Н.Л. Ценностное бытие человека. -Челябинск, 2002; Салихов Г.Г. Проблема идентичности в условиях глобализации // Век глобализации. - 2011. - № 1. - С. 122-129; Он же. Человек в глобализирующемся мире: социально-философский анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. - Уфа, 2010; Он же. Человек эпохи глобализации. - М., 2008; Столетов А.И. Творчество как основание личности. - Уфа: БГАУ, 2005; Султанова Л.Б. Проблема неявного знания в науке. - Уфа, 2004; Файзуллин Ф.С. Социальная справедливость и пути ее реализации в национальной политике. - Уфа, 2011; Файзуллин Ф.С., Вильданов У.С., Вильданов Х.С. Гносеологический анализ ценностей и ценностных ориентаций. -М., 2008; Хазиев В.С. Истина бытия и познания. - Уфа, 2007; Худякова Н.Л. Аксиологические основы поведения человека. - Челябинск, 2010; Янгузин А.Р. Диалектика форм общественного сознания и ее философские реминисценции. - Уфа, 2009 и др.

2 См.: Азаматов Д.М., Миронов А.Н. Социальная детерминированность правовых норм. -Уфа, 2008; Галиев Ф.Х. Синкретизм современной правовой культуры. - Уфа, 2011;

12

Таким образом, изучение степени научной разработанности темы диссертации позволяет отнести проблему системной преемственности в развитии общества к числу научных проблем, еще недостаточно исследованных в российской социальной философии, что делает научно обоснованным её социально-философский анализ, базирующийся на использовании современных теоретико-методологических подходов, направленных на изучение общества как сложной открытой саморазвивающейся системы.

Объект исследования - развитие общества как сложной открытой системы.

Предмет исследования - системная преемственность как характеристика развития общества.

Целью исследования является выявление особенностей и механизмов реализации системной преемственности.

Задачи исследования:

- определить особенности трактовки понятия «преемственность» и «системная преемственность» в философской мысли Западной Европы и России;

- исследовать возможности применения методологических подходов, разработанных в теории систем, теории информации и синергетике, для анализа системной преемственности;

- выявить роль и значение культурно-генетического кода и традиции в осуществлении системной преемственности в развитии общества;

Головацкая М.В. Преемственность в форме государства (теоретико-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 2002; Ершов Ю.Г. Философия права. - Екатеринбург, 2011; Литвинович Ф.Ф. Преемственность в праве: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Уфа, 2000; Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. - Уфа, 2010; Рыбаков В.А. Преемственность в развитии права. - Омск, 2007; Честнов И.Л. Постклассическая теория права. - СПб., 2012; Шергенг Н.А. Философия права: в 3 ч. - Уфа, 2006 и др.

13

- проанализировать роль преемственности права в обеспечении системной преемственности в ходе исторического развития российского общества.

Теоретико-методологической основой исследования является сочетание общенаучных принципов диалектики и историзма с системным подходом в его современном «постнеклассическом» варианте, основанном на совместном использовании теоретических положений и методов анализа, разработанных в теории систем (Л. фон Берталанфи), теории информации (К. Шеннон) и синергетике (Г. Хакен, И. Пригожин, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов) и позволяющих исследовать общество как один из видов сложных открытых саморазвивающихся систем.

В работе также использовались методы восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический, аналогии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Исеева, Эльвира Рамилевна, 2017 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдурахманов А.А. Преемственность в общественном развитии и особенности ее проявления в духовной культуре (Социально-философский анализ): автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. -Ташкент, 1992. - 42 с.

2. Абушенко В.Л. Традиция // Новейший философский словарь. - 3-е изд., испр. - Минск: Книжный дом, 2003. - С. 1047.

3. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. -М.: Мысль, 1976. - 188 с.

4. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. - М.: Политиздат, 1985. - 263 с.

5. Азаматов Д.М., Миронов А.Н. Социальная детерминированность правовых норм. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. - 120 с.

6. Азаренко С.А. Код // Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Минск: Панпринт, 1998. - С. 406-410.

7. Алексеев П.В. Социальная философия: учебное пособие. - М.: Велби, 2003. - 256 с.

8. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 592 с.

9. Андреева И.С. Философы России второй половины ХХ века. Портреты. - М.: РАН. ИНИОН, 2009. - 312 с.

10. Аннерс Э. История европейского права. - М.: Наука, 1994. - 397 с.

11. Антонов А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. - М.: МГУ, 1985. - 171 с.

12. Аристотель. Метафизика // Сочинения: в 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1976. -С. 64-367.

13. Аристотель. Метеорологика // Сочинения: в 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 1981. - С. 442-556.

14. Аристотель. Политика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. -С. 376-644.

15. Аристотель. Физика // Сочинения: в 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 1981. -С. 60-262.

16. Аршинов В.И. Синергетика // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 2010. - С. 545-546.

17. Астафьева О.Н. Эвристические возможности синергетики в исследовании современных социокультурных процессов: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01. - М., 2002. - 49 с.

18. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. - 121 с.

19. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980. -368 с.

20. Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Новое изд-во, 2013. - 496 с.

21. Багно И.Г. Социокультурный подход в исследовании переходных процессов в современной России: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Омск, 1998. - 25 с.

22. Бакшутов В.К. Методологическое значение преемственности в диалектике отрицания // Диалектика, логика и методология науки. -Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1977. - С. 125-134.

23. Баллер Э.А. Преемственность // Философская энциклопедия: в 5 т. Т. 4.

- М.: Советская энциклопедия, 1967. - С. 360.

24. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969.

- 294 с.

25. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследство. -М.: Наука, 1987. - 225 с.

26. Барулин В.С. Социальная философия: учебник. - 2-е изд. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 560 с.

27. Батурин Б.С. Проблема преемственности в диалектико-материалистическом учении о развитии: автореф. ... дис. канд. филос. наук: 09.00.01. - Алма-Ата, 1981. - 19 с.

28. Безчеревных Э.В. Отрицания отрицания закон // Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - С. 405.

29. Беленкова О.А. Антропологический фактор социального управления в социохозяйственной сфере общественного производства. - Уфа: УГНТУ, 2003. - 325 с.

30. Беленкова О.А. Социально-антропологический фактор управления в производственно-технологической сфере социума. - Уфа: УГНТУ, 2001. - 208 с.

31. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. - М.: Рудомино, 1993. - 144 с.

32. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем - критический обзор // Исследования по общей теории систем: сборник переводов. -М.: Прогресс, 1969. - С. 23-82.

33. Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М.С. Гиляров. -М.: Советская энциклопедия, 1986. - 893 с.

34. Блаженный Августин. Творения. - СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. - Т. III-IV. О Граде Божием. - 595 с.

35. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. -М.: Едиториал УРСС, 1997. - 448 с.

36. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 270 с.

37. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.

38. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 280 с.

148

39. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. - 2000. - № 4. - С. 112-129.

40. Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. - 2-е изд. -М.: КомКнига, 2006. - 272 с.

41. Брильц О.А. Соотношение познания и понимания // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2014. - № 1 (2). - С. 10-12.

42. Валитов О.К, Умеркаев Ф.Г. Цивилизационные проблемы России. -Уфа, 2003. - 256 с.

43. Валитов О.К., Умеркаев Ф.Г. О некоторых истоках российской цивилизации. - Уфа, 2003. - 325 с.

44. Валлерстайн И. После либерализма. - М.: Едиториал УРСС, 2003. -256 с.

45. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). - СПб.: Лань, 1999. - 480 с.

46. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. - М.-Киев: КЕБЬ-Ьоок, ИСА, 1994. - 656 с.

47. Вильданов У.С., Вильданов Х.С., Вильданова Г.Б., Хасанов Г.А. Смысл жизни человека: Ценностные и смысложизненные ориентации. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. - 204 с.

48. Вильданов Х.С., Вильданов У.С. Онтологические и гносеологические основания аксиологии. - Уфа: БГПУ, 2013. - 178 с.

49. Вильданов Х.С., Файзуллин Ф.С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ. - Уфа: Изд-во БашГУ, 2002. - 178 с.

50. Винер Н. Кибернетика и общество. - М.: Изд-во иностр. лит., 1958. -200 с.

51. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. - 2-е изд. - М.: Наука, 1983. - 344 с.

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

Воробьев М.Ф. Закон отрицания отрицания. - М.: Госполитиздат, 1958.

- 64 с.

Всемирная история: в 6 т. - М.: Наука, 2011-2014. - Т. 1. - 822 с.; Т. 2.

- 894 с.; Т. 3. - 854 с.; Т. 4. - 792; Т. 5. - 787 с.; Т. 6. - 940 с. Вышегородцева О.В. Отрицание отрицания // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 2010. - С. 180.

Галиев Ф.Х. Синкретизм современной правовой культуры. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. - 354 с.

Галимов Б.С. Исламская культура в мировой цивилизации и новые идеи в философии. - Уфа-СПб., 2001. - 318 с.

Галимов Б.С. Синергетика обновления // Вестник БашГУ. - 2009. -№ 3 (1). - Т. 14. - С. 205-209.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. - СПб.: Наука, 1993. -480 с.

Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1970. - 501 с.; Т. 2. - М.: Мысль, 1971. - 248 с.; Т. 3. - М.: Мысль, 1972. - 371 с. Герасимова И.А. Аналогия // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. -С. 54-55.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977. - 703 с.

Глядков В.А. Закон отрицания отрицания и его методологические функции. - М.: Наука, 1982. - 268 с.

Гогоцкий С.С. Философский словарь. - СПб.: Тропа Троянова, 2009 (переиздание 1876 г.)

Голованов А.В. Социальная напряженность общества переходного периода: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Саранск, 2009. - 163 с. Головацкая М.В. Преемственность в форме государства (теоретико-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. -М., 2002. - 22 с.

66. Гриненко Г.В. Знак // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 2. -М.: Мысль, 2010. - С. 48-50.

67. Гринин В.В. О материалистическом понимании преемственности в развитии духовной культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. - Минск, 1967. - 22 с.

68. Грицанов А.А. Знак // Новейший философский словарь. - 3-е изд., испр. - Минск: Книжный дом, 2003. - С. 391.

69. Гусейнов А.А. Гуманистический контекст философии российских шестидесятников // Проблемы и дискуссии в философии России второй половины ХХ в.: современный взгляд. - М.: Политическая энциклопедия, 2014. - С. 10.

70. Гуттман Б., Гриффитс Э., Сузуки Д., Куллис Т. Генетика. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 448 с.

71. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М.: Международные отношения, 1999. - 456 с.

72. Давыдов Ю.Н. Общество // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 2010. - С. 132-135.

73. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. -М.: Прогресс, Универс, 1994. - 912 с.

74. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. - 3-е изд., испр. -М.: Русский язык, 1986. - 840 с.

75. Дебердеева Т.Х. Синергетический подход в познании социально-исторических явлений: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. -М., 2003. - 28 с.

76. Диалектика отрицания отрицания. - М.: Политиздат, 1983. - 342 с.

77. Диалектический и исторический материализм / под общ. ред. А.Г. Мысливченко, А.П. Шептулина. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1988. - 446 с.

78. Диалектический и исторический материализм: учебник для комвузов и втузов: в 2 ч. Ч. 1. - М.: ОГИЗ Соцэкгиз, 1934. - 354 с.

151

79. Дильтей В. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1: Введение в науки о духе. -М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. - 762 с.

80. Долгушин М.И. Традиции как феномен социокультурного наследия: философское обоснование: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11.

- Пермь, 2000. - 20 с.

81. Домрачев Г., Ефимов С., Тимофеева А. Закон отрицания отрицания. -М.: Высшая школа, 1961. - 158 с.

82. Древнегреческо-русский словарь: в 2 т. / сост. И.Х. Дворецкий. Т. 2. -М.: Гос. изд-во иностр. и национ. словарей, 1958. - 1044-1905 с.

83. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. - М.: Высшая школа, 1980. - 286 с.

84. Дубровский Д.И. Проблема «сознание и мозг»: теоретические и методологические вопросы (в связи с задачами НБИКС-конвергенции) // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / под ред. Д.И. Дубровского. - М.: Изд-во МБА, 2013. - С. 121-149.

85. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. - М.: Наука, 1971. -386 с.

86. Дьяченко Н.В. Преемственность в развитии культуры и культурный прогресс. - Харьков: Изд-во Института культуры, 1984. - 83 с.

87. Ершов Ю.Г. Правовой нигилизм: меры противодействия // Социум и власть. - № 4. - 2014. - С. 80-84.

88. Ершов Ю.Г. Правовой нигилизм: причины и последствия // Социум и власть. - № 3. - 2014. - С. 58-63.

89. Ершов Ю.Г. Российская модернизация: уроки истории и задание на завтра // Современные реформы в России: проблемы модернизации: сборник научных статей. Вып. 2. - Екатеринбург: УрАГС, 2010. -С. 53-79.

90. Ершов Ю.Г. Синергетика как научная картина мира // Социум и власть.

- 2015. - № 1(51). - С. 127-135.

91. Ершов Ю.Г. Современность как проблема // Социум и власть. - 2013. -№ 5. - С. 131-136.

92. Ершов Ю.Г. Философия права: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Уральской академии государственной службы, 2011. - 240 с.

93. Ершов Ю.Г. Человек. Социум. История. Социально-философские проблемы теории исторического процесса. - Свердловск: Изд-во УрГУ, 1990. - 282 с.

94. Жилина В.А. Традиция как основание преодоления кризисов культуры // Вопросы культурологии. - 2016. - № 1. - С. 31-38.

95. Жилина В.А. Трансформация устоев российской цивилизации // Социум и власть. - 2013. - № 1. - С. 15-19.

96. Жилина В.А., Жилин А.Ю. Мифы статуса конфликта в социальном развитии // Социум и власть. - 2015. - № 2. - С. 19-21.

97. Завьялова М.П. Проблема преемственности в социально-историческом познании: методологический и гносеологический аспекты: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.01. - Новосибирск, 1990. - 40 с.

98. Зеленков А.И. Философско-методологический анализ проблемы преемственности в научном познании: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.01. - Минск, 1986. - 40 с.

99. Зубарев Д.Н., Морозов В.Г. Энтропия // Физическая энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. - Т. 5. - М.: Большая российская энциклопедия, 1998. - С. 616-618.

100. Зубкевич Л.А. Переходные периоды как часть закономерного исторического процесса: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. -Н. Новгород, 2005. - 24 с.

101. Информационная эпоха: вызовы человеку. - М.: РОССПЭН, 2010. -335 с.

102. Информационный подход в междисциплинарной перспективе (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 2010. - № 2. -С. 84-112.

103. Исмаилов Ф.Ю. Преемственность в историческом процессе. - Ташкент: Фан, 1989. - 173 с.

104. Истамгалин Р.С. Российское общество в поисках социального идеала. -М.: Социально-гуманитарные знания, 2011. - 376 с.

105. Историография античной истории / под ред. В.И. Кузищина. -М.: Высшая школа, 1980. - 415 с.

106. История Востока: в 6 т. - М.: Восточная литература, 1995-2008. - Т. 1.

- 688 с.; Т. 2. - 716 с.; Т. 3. - 696 с.; Т. 4. - 608 с.; Т. 5. - 717 с.; Т. 6. -688 с.

107. История Европы: в 8 т. Т. 1-5. - М.: Наука, 1988-2000. - Т. 1. - 704 с.; Т. 2. - 850 с.; Т. 3. - 680 с.; Т. 4. - 524 с.; Т. 5. - 676 с.

108. История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа. - М.: Мысль, 1971. - 535 с.

109. История СССР с древнейших времен до наших дней: в 2 сериях, 12 т. / гл. ред. совет: Б.Н. Пономарев (пред.) и др. - Т. 1-11. - М.: Наука, 1966-1980.

110. Исхакова Г.И. Социальная преемственность: философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Уфа, 2001. - 18 с.

111. Каган М.С. Система и структура // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1983. - М.: Наука, 1983. -С. 86-106.

112. Камалетдинова А.Я. Моделирование системы ценностей гражданина России // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2010. - Т. 8. - С. 557-561.

113. Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира // Сочинения: в 8 т. - Т. 2. - М.: Чоро, 1994.

- С. 277-320.

114. Карбонье Ж. Юридическая социология. - М.: Прогресс, 1986. - 352 с.

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

Карев П.В. Социокультурная преемственность и горизонты развития личности: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Уфа, 2002. -18 с.

Касавин И.Т. Междисциплинарные исследования в контексте рефлексии и габитуса // Междисциплинарность в науках и философии / отв. ред. И.Т. Касавин. - М.: ИФ РАН, 2010. - С. 15-35. Кедров Б.М. О повторяемости в процессе развития. -М.: Госполитиздат, 1961. - 148 с.

Келле В.Ж. Общество // Краткий философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - С. 390.

Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Исторический материализм. - 2-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1969. - 431 с.

Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история (Проблемы теории

исторического процесса). - М.: Политиздат, 1981. - 288 с.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: учебник для вузов. -

М.: Академический проект, 2001. - 314 с.

Кемеров В.Е. Общество, социальность, полисубъектность. -М.: Академический проект, 2012. - 252 с.

Кемеров В.Е.Социальная философия: учебник. - Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проект, 2004. - 384 с. Кирвель Ч.С. Утопическое сознание: сущность, социально-политические функции. - Минск: Университетское, 1989. - 192 с. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М.: Наука, 1994. - 238 с.

Козлова З.Ф. О всеобщности закона отрицания отрицания: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. - М., 1977. - 25 с. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - 3-е изд., испр. и доп. -Волгоград: Комитет по печати, 1996. - 352 с.

Краткий философский словарь / отв. ред. А.П. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2008. - 496 с.

155

129. Краткий философский словарь / под ред. М. Розенталя, П. Юдина. - 2-е изд., доп. - М.: Госполитиздат, 1941. - 328 с.

130. Краткий философский словарь / под ред. М. Розенталя, П. Юдина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Госполитиздат, 1951. - 615 с.

131. Кругликов В.А. Преемственность // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - Т. 20. - М.: Советская энциклопедия, 1975. - С. 514-515.

132. Кудряшев А.Ф. Бытие. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2001. - 266 с.

133. Кудряшев А.Ф. Развитие, эволюция, коэволюция: соотношение понятий // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. 17. -№ 1 (1). - С. 640-644.

134. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. - М.: Политиздат, 1976. - 248 с.

135. Лазарев В.Д. Социально-философский анализ переходного периода в развитии современного общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Кемерово, 2007. - 19 с.

136. Лебедев А.В. Аристотель // Новая философская энциклопедия: в 4 т. -М.: Мысль, 2010. - С. 173-176.

137. Левин Г.Д. Отрицание отрицания // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. -С. 677.

138. Левченко В.Л. Традиция и ее роль в культурно-исторической преемственности: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. -М., 1991. - 26 с.

139. Лейбниц Г.В. Два отрывка о принципе непрерывности // Сочинения: в 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1982. - С. 203-218.

140. Литвинович Ф.Ф. Преемственность в праве: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Уфа, 2000. - 179 с.

141. Ломакина И.Б. Обычное право: институциональный аспект. (Теоретико-правовой анализ). - СПб.: Астерион, 2005. - 284 с.

156

142. Лукманова Р.Х. Истина как многомерная философская категория. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. - 232 с.

143. Лукманова Р.Х. Проблема истины: гносеологический и экзистенциальные аспекты. - Уфа: Гилем, 2007. - 132 с.

144. Лукьянов А.В. Трансцендентное в морали. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. -332 с.

145. Лучанкин А.И. Традиции в социокультурной преемственности. Методологический аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01.

- Свердловск, 1985. - 18 с.

146. Майнцер К. Сложносистемное мышление: материя, разум, человечество. Новый синтез. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 464 с.

147. Малинова О.Ю. Россия и «Запад» в ХХ веке: трансформация дискурса о коллективной идентичности. - М.: РОССПЭН, 2009. - 190 с.

148. Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразования // Диагноз нашего времени. - М.: Юрист, 1994. - С. 277-411.

149. Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества. -М.: Знание, 1972. - 62 с.

150. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983. - 284 с.

151. Маркс К. Капитал. Т. 1. Кн. I // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т. 23. - М.: Госполитиздат, 1960. - С. 770-773.

152. Маркс К. Морализирующая критика и критизирующая мораль // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т. 4. -М.: Госполитиздат, 1955. - С. 291-321.

153. Математический энциклопедический словарь / гл. ред. Ю.В. Прохоров.

- М.: Советская энциклопедия, 1988. - 847 с.

154. Материалистическая диалектика: в 5 т. / под общ. ред. Ф.В. Константинова, В.Г. Марахова. - Т. 4: Диалектика общественного развития. - М.: Мысль, 1984. - 320 с.

155. Материалистическая диалектика как научная система / под ред. А.П. Шептулина. - М.: Изд -во Моск. ун-та, 1983. - 267 с.

156. Материалистическая диалектика: краткий очерк теории. -М.: Политиздат, 1980. - 288 с.

157. Материалистическая диалектика как общая теория развития: в 4 т. / под общ. ред. Л.Ф. Ильичева. - Т. 4: Диалектика общественного развития. -М.: Наука, 1987. - 304 с.

158. Медушевский А.Н. Российская правовая традиция - опора или преграда?: доклад и обсуждение. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2014. - 136 с.

159. Медушевский А.Н. Российский абсолютизм в сравнительном освещении // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.). - М.: РОССПЭН, 2012. - С. 246-264.

160. Меркулов И.П. Информация // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. -С. 311-312.

161. Михайлов Ф.Т. Диалектика // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 2010. - С. 645-652.

162. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке. -М.: ИФ РАН, 2002. - 208 с.

163. Можейко М.А. Синергетика // Новейший философский словарь. - 3-е изд., испр. - Минск: Книжный дом, 2003. - С. 902-912.

164. Момджян К.Х. Социальная философия. Деятельностный подход к анализу человека, общества, истории. - Ч. 1. - М.: Изд-во Моск. унта, 2013. - 400 с.

165. Мощелков Е.Н. Переходные процессы в России: опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. -М.: Изд-во МГУ, 1996. - 152 с.

166. Мукашев З.А. Преемственность как момент развития. - Алма-Ата: Казахстан, 1980. - 203 с.

167. Невелев А.Б., Потехин В.Н., Худякова Н.Л. Ценностное бытие человека. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2002. - 135 с.

168. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. - М.: Мир, 1990. - 344 с.

169. Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2010. - Т. I. -744 с.; Т. II. - 634, [2] с.; Т. III. - 692, [2] с.; Т. IV. - 736 с.

170. Новейший философский словарь. - 3-е изд., испр. - Минск: Книжный дом, 2003. - 1280 с.

171. Огурцов А.П. Этапы интерпретации системности научного знания (Античность и Новое время) // Системные исследования. Ежегодник, 1974. - М.: Наука, 1974. - С. 154-186.

172. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., доп. - М.: А Темп, 2006. - 944 с.

173. Ойзерман Т.И. Диалектический материализм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 2010. - С. 656-659.

174. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. - 2000. - № 2. - С. 3-31.

175. Опыт российских модернизаций. XVIII-XX века. - М.: Наука, 2000. -246 с.

176. Орехов А.М. Социальная философия: предмет, структурные профили и вызовы на рубеже XXI века. - М.: ЛИБРОКОМ, 2011. - 272 с.

177. Палатников Д.Е. Роль социальной синергетики в познании социально-политических явлений: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. -Ярославль, 2009. - 22 с.

178. Парамонов Н.З. Закон отрицания отрицания. - М.: Знание, 1962. -123 с.

179. Петров М.К. Язык, знак, культура. - 2-е изд. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 328 с.

180. Пигров К.С. Социальная философия: учебник. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2005. - 296 с.

181. Платон. Законы // Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1994. -С. 71-437.

182. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. - М.: Мысль, 1982. - 220 с.

183. Побережников И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретико-методологические проблемы модернизации. -М.: РОССПЭН, 2006. - 240 с.

184. Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации: социально-философский анализ. - Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1998. - 210 с.

185. Поздяева С.М., Фролова И.В. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. - Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1997. - 150 с.

186. Полонская И.Н. Социокультурная традиция: онтология и динамика: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. - Ростов н/Дону, 2006. -56 с.

187. Порус В.Н. Аналогия // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1. -М.: Мысль, 2010. - С. 103-104.

188. Постнеклассика: философия, наука, культура / отв. ред. Л.П. Киященко, В.С. Степин. - СПб.: Мiръ, 2009. - 671 с.

189. Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. - М.: СИНТЕГ, 2000. - 528 с.

190. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М., 1994. - 240 с.

191. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

192. Проблемы и дискуссии в философии России второй половины ХХ в.: современный взгляд / под ред. В.А. Лекторского. - М.: Политическая энциклопедия, 2014. - 470 с.

193. Проблемы философии культуры: опыт историко-материалистического анализа / под ред. В.Ж. Келле. - М.: Мысль, 1984. - 325 с.

194. Прытков В.П. Синергетика // Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Минск: Панпринт, 1998. - С. 785-788.

195. Рахматуллина З.Я. Традиция как социокультурный феномен. - Уфа: РИО БашГУ, 2009. - 170 с.

196. Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. -Уфа: Гилем, 2010. - 136 с.

197. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: Социальная системология. - М.: Наука, 2003. - 525 с.

198. Рубанов В.Г. Понятие «преемственность» и его социальное измерение // Известия Томского политехнического университета. - 2013. - Т. 323.

- № 6. Экономика. Философия, социология и культурология. История.

- С. 103-110.

199. Рубанов В.Г. Проблема преемственности как закономерность общественного развития (философский анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. - Томск, 1979. - 21 с.

200. Рыбаков В.А. Преемственность в развитии права. - Омск: Наука, 2007.

- 347 с.

201. Рыбин В.А. Дискуссия Дубровский - Ильенков и проблема трансгуманизма // Философия Э.В. Ильенкова и современность: материалы ХУШ Международной научной конференции «Ильенковские чтения». - Белгород: ИД «Белгород», НИУ «БелГУ», 2016. - С. 100-103.

202. Рыбин В.А. Энтропия - теоретический фантом? // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 10 (392). Философские науки. Вып. 42. - С. 71-77.

203. Садовский В.Н. Общая теория систем // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 2010. - С. 131.

161

204. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. - М.: Наука, 1974. - 279 с.

205. Садовский В.Н. Система // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 2010. - С. 552-553.

206. Садовский В.Н. Смена парадигм системного мышления // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1992-1994. -М.: Эдиториал УРСС, 1996. - С. 64-78.

207. Салихов Г.Г. Проблема идентичности в условиях глобализации // Век глобализации. - 2011. - № 1. - С. 122-129.

208. Салихов Г.Г. Человек в глобализирующемся мире: социально-философский анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. - Уфа, 2010. - 40 с.

209. Салихов Г.Г. Человек эпохи глобализации. - М.: Наука, 2008. - 560 с.

210. Светлов П.Н. Традиции как проявление исторической преемственности: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. -Чебоксары, 2008. - 23 с.

211. Седов Е.А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем // Общественные науки и современность. - 1993. - № 5. - С. 92-100.

212. Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. -560 с.

213. Синергетическая парадигма. Социальная синергетика / отв. ред.

B.В. Василькова. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 688 с.

214. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности / отв. ред. О.Н. Астафьева. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 584 с.

215. Синергетическая философия истории / под ред. В.П. Бранского,

C.Д. Пожарского. - СПб.: СПбГУ, 2009. - 313 с.

216. Словарь русского языка Х1-ХУ11 вв. - Вып. 18. - М.: Наука, 1982. -288 с.

217. Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Минск: Панпринт, 1998. - 1064 с.

218. Соколов А.В. Информационное общество в виртуальной и социальной реальности. - СПб.: Алетейя, 2011. - 352 с.

219. Соколов С.В. Социальная философия: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 440 с.

220. Сопов В.В. Социально-философский анализ феномена традиции: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Кемерово, 2007. - 27 с.

221. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. - СПб.: РХГИ, 2000. - 1056 с.

222. Социальная философия: учебник / под ред. И.А. Гобозова. - М.: Изд. Савин И.А., 2003. - 528 с.

223. Сталин И.В. О диалектическом и историческом материализме // Вопросы ленинизма. - 11-е изд. - М.: Госполитиздат, 1952. - С. 574602.

224. Степанищев А.Ф. Рациональность философии и науки: от классики к постнеклассике. - Брянск: БГТУ, 2006. - 239 с.

225. Степанов Ю.С. В мире семиотики // Семиотика: антология. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 5-42.

226. Степин В.С. Перелом в цивилизационном развитии. Точки роста новых ценностей // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / под ред. Д.И. Дубровского. - М.: Изд-во МБА, 2013. - С. 10-25.

227. Степин В.С. Синергетика и системный анализ // Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - С. 58-77.

228. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. - М.: Гардарики, 2006. - 384 с.

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

Степин В.С. Цивилизация и культура. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 408 с. Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного российского общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Уфа, 2015. -22 с.

Столетов А.И. Онтология творчества. - Уфа: Вагант, 2008. - 208 с. Столетов А.И. Творчество как основание личности. - Уфа: БГАУ, 2005.

- 226 с.

Султанова Л.Б. Проблема неявного знания в науке. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2004. - 184 с.

Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М.: Политиздат, 1976. - 216 с.

Тарабрина М.Е. Самоорганизация социально-экономических систем: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Улан-Удэ, 2011. - 22 с. Тахтаджян А.Л. Principia tectologica. Принципы организации и трансформации сложных систем: эволюционный подход. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Изд-во СПХФА, 2001. - 121 с. Токвиль А. де. Старый порядок и революция. - М.: Моск. философский фонд, 1997. - 252 с.

Толстых В.И. Традиция // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4.

- М.: Мысль, 2010. - С. 87-88.

Травин Д., Маргания О. Европейская модернизация: в 2 кн. - М.: АСТ; СПб.: TerraFantastica, 2004. - Кн. 1. - 665 с.; Кн. 2. - 572 с. Урсул А.Д. Природа информации: философский очерк. - 2-е изд. -Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2010. - 231 с.

Файзуллин Ф.С. О социальной справедливости в сфере межнациональных отношений // Проблемы востоковедения. - 2011. -№ 1 (51). - С. 8-14.

Файзуллин Ф.С. Социальная справедливость и пути ее реализации в национальной политике. - Уфа: Гилем, 2011. - 251 с.

164

243. Файзуллин Ф.С., Вильданов У.С., Вильданов Х.С. Гносеологический анализ ценностей и ценностных ориентаций. - М.: Наука, 2008. - 296 с.

244. Философия не кончается... Из истории отечественной философии. ХХ век: в 2 кн. / под ред. В.А. Лекторского. - М.: РОССПЭН, 1998. -Кн. I: 20-50-е годы. - 719 с.; Кн. II: 60-80-е гг. - 768 с.

245. Философская энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Ф.В. Константинов. -М.: Советская энциклопедия. - Т. 1. - 1960. - 504 с.; Т. 2. - 1962. -575 с.; Т. 3. - 1964. - 584 с.; Т. 4. - 1967. - 591 с.; Т. 5. - 1970. - 740 с.

246. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

247. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. -М.: Политиздат, 1963. - 544 с.

248. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии / под ред. Э.Л. Радлова. - СПб.: Тип. Акц. общ-ва Брокгауз-Ефрон, 1911.

249. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

250. Фролова И.В. К вопросу о «ктойности» социальной утопии: философско-политологические размышления // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. 17. - № 1 (I). - С. 689-692.

251. Фролова И.В. Оправдание утопии: опыт социально-философский реконструкции. - Уфа: Изд-во БашГУ, 2004. - 367 с.

252. Фролова И.В. Утопия: сущность и развитие: Опыт социально-философской концептуализации: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. - Уфа, 2005. - 29 с.

253. Фролова И.В. Ценности современного российского общества: на пути к новой парадигме // Экономика и управление. - 2010. - № 1. - С. 53-57.

254. Хазиев В.С. Истина бытия и познания. - Уфа: Китап, 2007. - 288 с.

255. Хазиев В.С. Философские эссе: мировоззренческое основание толерантного сознания. - Уфа: Китап, 2008. - 224 с.

165

256. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. - М.: Мир, 1991. - 240 с.

257. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. - М.: Мир, 1985. -424 с.

258. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. -М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. - 320 с.

259. Хокинс Дж. Толковый словарь английского языка. - М.: Астрель, АСТ, 2008. - С. 477.

260. Худякова Н.Л. Аксиологические основы поведения человека: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010. - 109 с.

261. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка: более 5 000 слов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Рад. шк., 1989. - 511 с.

262. Чалоян В.К. Восток-Запад: преемственность в философии античного и средневекового общества. - 2-е изд, испр. и доп. - М.: Наука, 1979. -213 с.

263. Человек в изменяющемся мире: проблемы идентичности // Вопросы социальной теории: научный альманах. - 2011. - Т. V. - М.: Изд-во Независимого ин-та гражданского общества, 2011. - 424 с.

264. Человек в поисках идентичности // Вопросы социальной теории: научный альманах. - 2010. - Т. IV. - М.: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории», 2010. - 528 с.

265. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. -Томск: Изд-во НТЛ, 2007. - 252 с.

266. Честнов И.Л. Постклассическая теория права. - СПб.: Алеф-Пресс, 2012. - 650 с.

267. Шалаев В.П. Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном мире. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 1999. - 268 с.

268. Шацкий Е. Утопия и традиция. - М.: Прогресс, 1990. - 456 с.

269. Швеков Г.В. Преемственность в праве. - М.: Высшая школа, 1983. -184 с.

270. Шеннон К. Предсказание и энтропия печатного английского текста // Работы по теории информации и кибернетике. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1963. - С. 264-278.

271. Шеннон К. Математическая теория связи // Работы по теории информации и кибернетике. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1963. - С. 614-628.

272. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. - М.: Политиздат, 1983. - 320 с.

273. Шептулин А.П. Основные законы диалектики. - М.: Наука, 1966. -184 с.

274. Шергенг Н.А. Философия права: учебное пособие: в 3 ч. - Уфа: РИО БашГУ, 2006. - Ч. I. - 328 с.; Ч. II. - 394 с.; Ч. III. - 284 с.

275. Шершеневич Г.Ф. История кодификации гражданского права в России. - Казань: Изд. Казан. Импер. ун-та, 1898. - 131 с.

276. Щавелов С.П. Методологическое значение категории «диалектическое отрицание»: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. - Л., 1979. -20 с.

277. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 416 с.

278. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. -2-е изд. - Т. 20. - М.: Госполитиздат, 1961. - С. 343-626.

279. Энгельс Ф. Из подготовительных работ к «Анти-Дюрингу» // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т. 20. - М.: Госполитиздат, 1961. -С. 629-654.

280. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. - 1248 с.

281. Юдин Б.Г. Преемственность // Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. -С. 457.

282. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. -М.: Едиториал УРСС, 1997. - 444 с.

283. Яглом А.М., Яглом И.М. Вероятность и информация. - 5-е изд. -М.: КомКнига, 2007. - 512 с.

284. Янгузин А.Р. Диалектика форм общественного сознания и ее философские реминисценции. - Уфа: Гилем, 2009. - 166 с.

285. Яхот О.О. Отрицание и преемственность в историческом развитии // Вопросы философии. - 1961. - № 3. - С. 146-156.

286. A Greek-English Lexicon / Comp. by H.G. Liddell, R. Scott. - Oxford: Oxford University Press, 1996. - 320 p.

287. Bertalanffy L. von. General System Theory. Foundations, Development, Applications. - N.Y.: George Braziller, 1968. - 290 p.

288. Bronner S.J. Tradition // International Encyclopedia of the Social Sciences. - 2nd edition. - Detroit: Macmillan Reference USA/Thomson Gale, 2008. -Vol. 8. - P. 420-422.

289. Dictionary of Untranslatables: A Philosophical Lexicon / Ed. by B. Cassin. -Princeton, NJ: Princeton University Press, 2014. - 1344 p.

290. Eisenstadt S.N. Comparative Civilizations and Multiple Modernities: in 2 vol. - Leiden; Boston: Brill, 2003. - Vol. I. - 300 p.; Vol. II. - 488 p.

291. Hegel G.W.F. Werke. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1969. - Vol. 5. Wissenschaft der Logik I. - S. 212-213.

292. Inglehart R. Modernization and Postmodernization. Cultural, Economic, and Political Change in 43 Societies. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 1997. - 453 p.

293. Schmidt J.C. Challenged by Instability and Complexity... Questioning

Classic Stability Assumptions and Presuppositions in Scientific

Methodology // Handbook of the Philosophy of Science. - Amsterdam:

168

Elsevier, 2011. - Vol. 10. Philosophy of Complex Systems / Ed. by C. Hooker. - P. 223-254.

294. Shils E. Center and Periphery: Essays in Macrosociology. - Chicago: The University of Chicago Press, 1975. - 516 p.

295. Shils E. Tradition. - Chicago: The University of Chicago Press, 1981. -334 p.

296. Culture, Globalization and the World-System. Contemporary Conditions for the Representation of Identity / Ed. by A.D. King. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 1997. - 200 p.

297. Globalization and Belonging. The Politics of Identity in a Changing World / Ed. by S.L. Croucher. - Lanham, MD: Rowman and Littlefield Publishers, 2004. - 240 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.