Диалектика традиции и инновации в социокультурном пространстве современного российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Теняков Андрей Витальевич
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 180
Оглавление диссертации кандидат наук Теняков Андрей Витальевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
1.1. Социально-философское исследование феномена традиции и его роли в развитии общества
1.2. Стратегии осмысления инновации как атрибута общественного развития и исторической предпосылки модернизационных процессов
1.3. Теории модернизации как методологическая основа исследования
преобразования традиционных обществ в инновационные
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ЦЕННОСТНОМ ИЗМЕРЕНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Анализ социокультурного пространства как условие теоретического понимания диалектической взаимосвязи традиций и инноваций в российском обществе
2.2. Особенности взаимосвязи традиций, новаций и инноваций в духовной сфере российского общества
2.3. Перспективы и проблемы взаимосвязи традиций и инноваций в российском
обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Архаизация российского общества: культурные детерминанты, формы проявления и перспективы развития2023 год, доктор наук Ситников Алексей Петрович
Традиция и новация в развитии современного российского общества2015 год, кандидат наук Стовба, Андрей Владимирович
Инновационная динамика в этнокультурной среде2007 год, доктор философских наук Мазаева, Тамара Адамовна
Социокультурные предпосылки и проявления реконструкции традиций в современном российском обществ2019 год, кандидат наук Свистунов Андрей Владимирович
Модернизация системы образования в России: взаимосвязь традиций и инноваций: культурологический подход2009 год, кандидат философских наук Тазбиева, Залина Мовлаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалектика традиции и инновации в социокультурном пространстве современного российского общества»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется необходимостью решать задачи инновационного развития в особых условиях современной России с её культурой и человеком. Актуализация проблемы соотношения традиций и инноваций в общественном развитии связана со спецификой социальной динамики, когда процессы модернизации сопрягаются с процессами архаизации локальных сообществ, а процессы глобализации происходят на фоне процессов фрагмеграции и локализации. Социокультурное пространство общества ХХ века созидалось, развивалось и структурировалось именно благодаря технологическим и социальным инновациям, что было отражено в многочисленных концепциях индустриального, постиндустриального и информационного общества.
Неконтролируемое развитие экономики, основанной на внедрении инноваций, торжество научно-технического прогресса вселяли оптимизм в общественное сознание практически повсюду в мире. Вслед за ведущими экономически развитыми капиталистическими странами, многие общества встали на путь модернизации своих социальных, экономических и социально -политических отношений и институтов. Некоторые государства мира производили политические и экономические реформы по советскому образцу. Однако почти повсюду происходившие быстрые изменения способствовали не только росту благополучия, но также порождали многочисленные проблемы. Основная причина их заключалась в том, что инновационные трансформации экономических и социально-политических отношений происходили гораздо быстрее, чем изменения в сфере культуры. Создавшееся в результате неравномерности социокультурного развития «запаздываение» приводило к образованию политических и мировоззренческих лакун и напряжений в социокультурной среде, что, в свою очередь, создавало условия для появления
конфликтов, подпитываемых этническим амбициями, социальными мифами и конфессиональными установками, ценностными ориентирами больших социальных групп.
В модернизируемых обществах этноконфессиональные традиции и базовые ценности не только не потеряли значимость, но со временем в некоторых из них стали играть более значимую роль. Поэтому, несмотря на то, что социум первой четверти XXI века репрезентуют как «цифровое общество» и «общество знаний», о нём также складываются представления как об «постсекулярном обществе» (Ю. Хабермас), где важную роль играют этноконфессиональные традиции, общественное восприятие исторического наследия и цивилизационные установки. Более того, в социально-гуманитарном знании цивилизационные установки стали восприниматься как основания социально-политической трансформации и переструктурации глобального мира.
Кроме того, в глобальном мире появились новые акторы и субъекты социально-политического процесса, а внутри развитых обществ Европы, многие из которых находятся в демографическом упадке, все больший социально-политический вес набирают группы мигрантов. Пользуясь всеми передовыми технологиями и инновационными благами цивилизации, некоторые из них претендуют на уважение своих обычаев и соблюдение традиций.
Многонациональное российское общество не является исключением: здесь тоже набирают обороты процессы архаизации и традиционализации общественной жизни, стимулом для чего становиться ориентация российского общества на выбор собственного цивилизационного пути.
Сложность развития социокультурного пространства современного российского социума заключается в необходимости нахождения приемлемого для общества и структур государственного управления соотношения между ориентирами современного инновационного технологического и социального развития и сохранением культурных и этноконфессиональных традиций российской цивилизации. Поиск данного соотношения происходит с целью создания конкурентоспособной на мировом уровне социальной системы. Именно
таким образом актуализируется проблема диссертационного исследования: социально-философское рассмотрение соотношения традиций и инноваций в аспекте социальной диалектики, что говорит о теоретической значимости и практической необходимости проведения исследования в данном направлении.
Научная проблема диссертационного исследования. Изучение темы позволяет сформулировать проблемное поле исследования, которое фундируется рядом противоречий:
- несмотря на значительный массив статей и фундаментальных трудов, посвященных исследованию традиций и инноваций, в настоящее время фактически отсутствуют труды, в которых был бы реализован синтез социально-философского и философско-политического и социокультурного анализа формирования, развития и взаимодействия феноменов традиции и инновации как диалектически связанных в социокультурном пространстве современного общества с учетом особенностей исторического и современного социально -политического и технологического развития;
- между энергичным и интенсивным проникновением инноваций в социокультурные практики современности и практически во все области человеческой деятельности, порождающим новые представления об обществе как постиндустриальном/постсовременном, и загадыванием осознания необходимости разрешения назревших противоречий между традициями и инновациями;
- между повседневной деятельностью человека как субъекта общества, в котором социокультурные и технологические инновации занимают все более значимое место, подвергая общественную жизнь процессам модернизации, и паттернами, образцами, шаблонами традиционной культуры, которая ориентирует человека на выполнение действий с учетом устоявшихся аттитюдов и консервативных ценностных установок, базирующихся на мифологических схемах и религиозных нормах, являющихся не просто основанием не просто процессов постсекуляризации, но и архаизации жизнедеятельности общества, его институтов, элементов и подсистем.
Теоретическая рефлексия и снятие указанных противоречий заключается в концептуализации взаимоотношения и взаимосвязи инноваций и традиций с позиций социально-философского и социокультурного подходов, что позволит определить глубинный социально-онтологический и эпистемологический смысл проявления феноменов традиций и инноваций, их диалектическое соотношение в условиях современности, представить социокультурные репрезентации инноваций и традиций в социокультурном пространстве России.
Степень научной разработанности проблемы. Рассмотрение общественного развития в фокусе философской рефлексии производилось еще на Древнем Востоке и в Античном мире. Важно то, что мыслители древности интересовались вопросом, насколько быстро могут совершаться изменения, чтобы не нарушить естественный ход вещей (путь Дао - Лао-Цзы), какие традиционные добродетели должны находиться в основании общественного развития (Конфуций), какие социальные инновации следует применять и какие традиции следует сохранить для создания жизнеспособного и эффективного идеального государства (Платон, Аристотель).
Иными словами, проблема соотношения традиций и инновацией стала оформляться еще на заре зарождения философии. Появление и оформление новозаветного христианского вероучения в определенном смысле можно считать конфессиональной и социокультурной инновацией, связанной с библейской старозаветной иудаистический традицией. Раздумье над духовно-нравственными основаниями жизни человека с целью спасения его души в рамках раннего христианского богословия (апостол Павел, Иоанн Богослов), латинской (Аврелий Августин) и византийской патристики (Василий Великий, Григорий Нисский), схоластической философии (Пьер Абеляр, Фома Аквинский) способствовали формированию и развитию духовно-нравственных традиций православия и католицизма как ветвей христианского мировоззрения. Само общество средневековья в современной социальной философии представляется в виде одной из форм традиционного общества, где социальные и технологические
изменения фактически могли не происходить в течение жизни нескольких поколений.
Движение протестантской реформации (Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) в совокупности с политическим и экономическими изменениями общества раннего Модерна способствовали нарастанию внедрения инноваций в общественную жизнь и ускорению социальной динамики. Философы Возрождения и раннего Модерна видели в активном применении научных и технологических инноваций одно из средств создания справедливого и эффективного общества («Город Солнца» Томазо Кампанеллы, «Утопия» Томаса Мора, «Новая Атлантида» Френсиса Бэкона). В эпоху Просвещения наряду с восхвалением роли инноваций в общественной жизни на первой план выходит борьба с клерикальными традициями и феодальными порядками (Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. -Ж. Руссо). Апогей «инновационного» оптимизма достигается в учении классического позитивизма (Огюст Конт).
По причине того, что новые технологии, прежде всего, внедряются в производство, инновации стали одним из центральных объектов исследования представителей различных экономических школ Х1Х-ХХ веков. Однако внедрение инноваций в экономику способствовало появлению социальных новшеств (например, более широкое привлечение в производственный процесс женщин и их «гендерное вытягивание» в социальное пространство из сферы домохозяйства). Социальные трансформации, вызванные внедрение информационных и цифровых технологий, были рассмотрены и исследованы в многочисленных концепциях, постиндустриального/информационного (Д. Белл, Э. Тоффлер) и сетевого общества (М.Кастельс).
С конца ХХ века появляются работы, акцентирующие внимание на рисках внедрения в социальную практику технологических и социальных инноваций, в результате чего современное общество представляется как «общество риска (У. Бек, Э. Гидденс,). В современной отечественной философии данные тенденции не остались незамеченными и легли в основание исследования роли инноваций в формировании информационного общества, в развитии общества
риска, технико-технологического развития цифрового общества и техногенной цивилизации (И.Г. Багно, И.С. Бакланов, О.А. Бакланова, В.Н. Гончаров, Н.И. Губанов, Н.Н. Губанов, Г.И. Лукьянов, Н.Б.Тетенков,
М.Ю. Опенков, А.Д. Похилько, С.И. Пелевин и др.).
Большое число работ связано с рассмотрением условий становления и тенденций перехода обществ от «традиционного» состояния к «развитому» капиталистическому, что выразилось в концепциях модернизации (У. Ростоу, ранний С. Хантингтон).
Однако реалии начала XXI века, связанные с нарастанием проблем, связанных с ростом фундаменталистских настроений (например, «арабская весна» на Ближнем Востоке, ползучая исламизация турецкого общества, победа движения Талибан в Афганистане) показали проблематичность выбора пути инноваций как уникального средства преобразования обществ в «современные» без учета их этноконфессиональной специфики, культурных особенностей и цивилизационных различий. Это нашло отражение в идее С. Хантингтона о грядущем «столкновении цивилизаций», а также способствовало возрождению интереса ученых к трудам Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина, в которых подробно исследовалась роль традиций в развитии цивилизаций.
Уникальность традиций каждой цивилизации прослеживается в идее «полицентричного мира» (А.В. Смирнов, А.А. Гуссейнов, И.К. Лисеев). В отечественной философии значительное число работ связано с исследованием социальных, культурных и духовно-нравственных традиций российской цивилизации и ее инновационных перспектив (А.С. Ахиезер, Д.Ф. Бабенко, Е.В. Беляев, Т.В. Бернюкевич, Н.Г. Бондаренко,
Л.А. Бурняшева, В.Д. Плахов, А.В. Стовба и др.). К сожалению, значительная часть работ, рассматривающих феномен традиции в условиях современного общества, имеют довольно дескриптивный характер или же откровенно политически ангажированы и декларативны.
Вместе с тем, большинство работ указанных выше мыслителей и авторов, рассматривающих в различных аспектах традиции и инновации как социокультурные феномены, не выходят на проблематику их соотношения в условиях современности, проявления данного соотношения в социокультурном пространстве России.
Цель: исследование специфики диалектической взаимосвязи традиции и инноваций в социокультурном пространстве современного российского общества.
Задачи:
- рассмотреть классические и неклассические методологические стратегии исследования социальной традиции;
- выявить в рамках социально-философского анализа стратегии осмысления инновации как атрибута общественного развития;
- проанализировать теории модернизации как методологическую основу исследования путей преобразования традиционных обществ в инновационные;
- эксплицировать политические, социально-экономические, социальные и культурные аспекты взаимосвязи традиции и инновации в российском социокультурном пространстве;
- выявить ценностные проекции традиции и инновации в современном общественном сознании и сфере духовной жизни российского общества в целом;
- уточнить ориентиры внедрения инноваций в российское общество и социальные проблемы, возникающие в связи с этим.
Объект: системные факторы развития российского общества.
Предмет: диалектическая взаимосвязь традиций и инноваций в российском обществе.
Гипотеза диссертационного исследования основывается на предположении о том, что анализ социокультурного пространства современного российского общества даёт возможность обнаружить более широкий контекст теоретического понимания содержания диалектической взаимосвязи традиций и инноваций по сравнению с узко экономическим пониманием их взаимосвязи. Объективизм экономического или социологического анализа является
необходимым, но недостаточным условием современной теоретической интерпретации возможностей инновационного развития в России, предпосылкой осознания субъективных сложностей и ментальных барьеров, имплицитно содержащихся в социокультурном пространстве.
Теоретико-методологический базис исследования представлен синтезом отечественных и зарубежных социально-философских концепций, посвящённых проблемам традиций и инноваций в современном обществе. Анализ диалектики взаимосвязи традиции и инноваций предполагает использование комплекса взаимосвязанных методологических подходов, среди которых следует особо выделить следующие.
Методологическая стратегия исследования реализуется на базе диалектического подхода, рассматривающего на основе принципов конкретности, историчности, целостности и всесторонности динамику взаимного перехода традиции в инновацию в совокупности с качественными и количественными изменениями общества и составляющих его элементов.
С помощью системного подхода рассматривается устойчивое взаимодействие социальных и культурных феноменов как основание целостной социокультурной системы, развивающейся в социальном времени и пространстве и открытой для изменений в результате внешних воздействий со стороны природной среды.
Социокультурный подход позволяет анализировать интегральную динамику развития общества как развернутого в историческом пространстве-времени процесса взаимодействия политических и экономических компонентов с феноменами и ценностями культуры, позволяя описать динамические, структурные и функциональные аспекты взаимодействия традиции и инновации.
Формационный подход (рассматривающий развитие социума как процесс, происходящий под воздействием развития производительных сил или - в более поздней версиях - производственных и информационных технологий) явился рамочной конструкцией использования теорий модернизации общества, описывающих процессы внешнего внедрения инноваций в трансформирующуюся
социальную структуру традиционных обществ. В данной работе формационный подход используется эпизодически, в решении частных задач, связанных с исследованием инновационных практик в современном обществе, их особенностей и социокультурных последствий.
Цивилизационный подход выступает против социального универсализма, рассматривая особенности относительно длительного развития в установленные временные интервалы крупных устойчивых социальных общностей, сформировавшихся и осуществляющих свою жизнедеятельность на основе определённых культурных кодов, смыслов и традиций.
Аксиологический подход даёт возможность проанализировать динамику и взаимодействие традиции и инновации под воздействием моральных, религиозных и правовых норм и ценностей как в рамках отдельных обществ, так и их систем.
Данные подходы в своей совокупности, выстроенные на методологическом фундаменте социокультурного подхода, позволяют релевантно рассмотреть развитие социума в контекстах анализа дифференциации этапов и фаз динамики, процессов социальных трансформаций, их модальностей, а также их прерывности или же непрерывности в социокультурном пространстве.
В ходе исследования проблемы взаимодействия традиции и инновации использовались общенаучные и общелогические методы: идеализация и формализация, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и др.
В работе активно использовались теории и идеи классиков философии и современных российских и зарубежных исследователей.
Научные результаты, полученные в ходе решения поставленных задач, характеризуются наличием следующей научной новизны:
- продемонстрировано, что традиция является основой инновационного развития общества, атрибутом общественного развития, в том числе современного общества;
- уточнена роль инновации в социальной диалектике общественного
развития, состоящая в реализации аутентичных социокультурных и цивилизационных возможностей современного общества;
- аргументировано методологическое положение о том, что между инновацией и традицией существует диалектическое противоречие, которое становится источником развития при его своевременном разрешении в прцессах модернизации общества, либо превращается в тормоз социального развития при ориентации на экстенсивный путь социально-экономического развития;
- дано обоснование положения о том, что анализ целостного социокультурного пространства российского общества и его дискретных единиц в виде ценностей и ценностных ориентиров даёт возможность лучше понять диалектическую взаимосвязь традиций и инноваций применительно к современному российскому обществу и ментально-аксиологические истоки стоящей перед обществом дилеммы в виде традиционализма и архаики, с одной стороны, и инновационного развития с его рисками неустойчивого развития, с другой стороны;
- проведен типологический анализ модальностей социальной информации в формах духовной культуры, дающий возможность углубиться в теоретическом понимании как источников, так одновременно и возможных барьеров социальных инноваций; а также выявлена особая роль сферы духовной жизни российского общества для понимания повышенной значимости мягких инноваций, которые обеспечивают взаимосвязь всех других сфер жизни общества в виде гомогенизирующегося социокультурного пространства и интегрируют их в единое целое как инновационную базу модернизации;
- обосновано, что после очередного социально-исторического перерыва будет возобновлен инновационный путь развития российского общества, поскольку кризисы подобные современному имеют не только деструктивный, но и конструктивный характер, и задача социальной философии в период кризиса как раз и состоит в том, чтобы осмыслить исторические уроки на уровне теории и методологии.
Положения, выносимые на защиту.
1. Традиция является одним из оснований воспроизводства общественных отношений. В качестве рабочего определения понятия традиции используется термин «преемственность в общественном развитии». В полной мере это относится и к современному индустриальному и постиндустриальному обществу, а не только к обществу традиционному. Традиция представляет собой диалектическую противоположность инновации, то есть, она не существует без новации и инновации. В методологическом аспекте диалектическое отрицание («снятие») в динамике культуры и цивилизации, в отличие от метафизического отрицания, означает сохранение преемственности в общественном развитии. Поэтому традиция выступает базой обновления общества, атрибутом социального прогресса.
2. Роль инновации, как внедрения новшеств в социокультурные практики и институциональную структуру различных сообществ и общественных систем, заключается не только разрыве общих закономерностей, прерывании традиции, но и в поддержании этих традиций на более высоком уровне развития. Инновации в России диалектически сочетаются с возрождением лучших традиционных ценностей, использованием национальных, культурных и цивилизационных особенностей России как страны с уникальным социокультурным пространством. Значительность традиции как детерминанты в развитии российского общества указывает на то, что нельзя ни искусственно ускорять модернизационные процессы, ни становиться на почву архаизирующего традиционализма, нужно постепенно подготавливать качественные изменения социального целого количественными изменениями во всех элементах социокультурного пространства.
3. Диалектика традиций и инноваций всегда прослеживается в процессах модернизации общества. Важную роль в процессах модернизации играет внедрение новаций. Новация - это новшество в социальных практиках, которое органично связано со старыми практиками и особенностями их преодоления в общественном развитии. Потеря органичности во внедрении новаций приводит к провалам реализации модернизационных процессов. Наоборот, достижение органической взаимосвязи «старого» и «нового» в ходе внедрения новаций
делают процессы модернизации эффективными, когда социальное творчество, субъектом которого выступает гражданское общество и инициативная личность, направлено на обновление и совершенствование общественных отношений, на своевременное разрешение противоречий между инновацией и традицией.
4. Социокультурное пространство представляет собой ценностно -смысловую реальность, обладающую особой метрикой: социокультурное пространство сочетает в себе диалектические противоположности непрерывности и дискретности, что позволяет выделить подисистемы, значимые своими особенностями в отношении взаимосвязи традиций и инноваций. Наиболее крупные подсистемы в социетальном аспекте - это экономическая, социальная, политическая и духовная сферы жизни российского общества. Анализ социокультурного пространства российского общества показывает наличие дезориентации, раскоординированности между социальными практиками и стремлением власти гармонизировать соотношение и взаимосвязь традиций и инноваций, взаимосвязи сфер общественной жизни в широком контексте взаимоотношения социокультурного бытия и сознания российского общества в целом.
5. Особо важной сферой для понимания многообразия и тонких взаимосвязей между традициями и инновациями выступает духовная сфера российского общества. Важность духовной сферы в понимании взаимосвязей традиции и инновации состоит в том, что в ней представлены адаптивные инновации, влияющие на все сферы жизни общества и обеспечивающие инновационную непрерывность социокультурного пространства российского общества в целом. Основные формы духовной культуры, которые традиционно носят название «формы общественного сознания» в той или иной мере участвуют в процессах социального функционирования и социального изменения посредством диалектического самоизменения и воспроизводства человеческой субъектности. В этой сфере российского общества следует также искать предельные детерминанты сопротивления инновациям, торможения
инновационного развития, либо эксплицировать предпосылки его продолжения на стратегическом уровне государственной политики.
6. Исследование диалектического единства, то есть, взаимосвязи и взаимодействия, взаимопревращения традиций и инноваций как базовых механизмов гармоничного социокультурного саморазвития общества, является ключом к решению фундаментальной проблемы прогрессивного развития современного транзитивного российского общества. В современной России, где ценности амбивалентны, возник симбиоз российских и западных традиций как основных ценностей: с одной стороны, это традиционализм, православие и патриотизм, с другой - модернизация, утилитаризм и прагматизм, но нет целостности и определённости в политических программах по отношению к ближайшему будущему, не говоря уже об отдалённом будущем инновационного развития. Важный вопрос, возникающий при определении перспектив инновационного развития и разрешения заблокированных проблем модернизации - это вопрос об инновационной личности. Ответы на этот ключевой вопрос могут выявить факторы сопротивления инновациям во всех сферах жизни российского общества и понять сущность и значимость мягких инноваций, способных преодолеть это сопротивление и сформировать у личности своего рода «вкус» к экзистенциальному и социальному жизнетворчеству.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Формирование культурной безопасности в условиях модернизации российского общества: на примере московского мегаполиса2011 год, доктор социологических наук Сергеев, Владимир Владимирович
Традиционная мусульманская культура России в условиях модернизации: философско-культурологический анализ2009 год, доктор философских наук Керимов, Махмуд Магомедович
Инновации в социальной сфере российского общества в условиях глобальной информатизации2018 год, кандидат наук Суркова, Ирина Владимировна
Легитимация институтов публичной власти в политико-правовом и социокультурном измерении: на примере эволюции правосудия2009 год, доктор юридических наук Власова, Галина Борисовна
Духовно-нравственные традиции российского общества как доминантный фактор формирования личности2004 год, кандидат философских наук Аленко, Вера Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Теняков Андрей Витальевич, 2023 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абеляр, П. Теологические трактаты / Пьер Абеляр. - Москва : Канон+, 2010. - 639 с.
2. Аботина, М. Н. Кризис современной российской экономики: причины и пути выхода из него / М. Н. Аботина // Актуальные проблемы современности : наука и общество. - 2016. - № 3(12). - С. 36-38.
3. Абушенко, В. Л. Традиция / В. Л. Абушенко // Новейший философский словарь / Составитель и главный научный редактор А. А. Грицанов. - 3-е изд., испр.- Минск : Книжный Дом. 2003. - С.1047. - 1280 с.
4. Абушенко, Л. В. Инновация // Всемирная энциклопедия: Философия / Составитель и главный научный редактор А. А. Грицанов. - Москва : АСТ, Минск : Харвест, Современный литератор, 2001. - С. 416. - 1312 с.
5. Агальцов, А. Н. Российское неоязычество как религиозно-нравственный феномен : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Агальцов Андрей Николаевич. - Тула, 2010. - 18 с.
6. Албегова, И. Ф. Социология социальной сферы как инновационное направление современного социологического знания: состояние и проблемы развития / И. Ф. Албегова, Ф. Г. Албегов // Социальные и гуманитарные знания. -2016. - Т. 2. - № 2. - С. 117-121. - С. 118.
7. Андриенко, Н. К. Автономия личности как условие адаптации выпускников вузов к рынку труда / Н. К. Андриенко, А. Л. Горбов, А. Д. Похилько // Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - № 3. - С. 144-154.
8. Антоновский, А. Ю. Начало социоэпистемологии: Эмиль Дюркгейм // Эпистемология и философия науки. - 2007. - Т. 14. - № 4. - С. 142-161.
9. Аристотель. Никомахова этика. Большая этика. Политика / Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 4. / Ред. тома и авт. вступ. ст. А.И. Доватур, Ф^. Кессиди. Примеч. В.В. Бибихина, Н.В. Брагинской, М.Л. Гаспарова, А.И.
Доватура. Пер. с древнегреч. И.В. Брагинской, М.Л. Гаспарова, С.А. Шевелева, Г.А. Миллер. - Москва: Мысль, 1983. - С. 63-634.
10. Ахиезер, А. С. Без попыток диалога раскол в русской культуре непреодолим / А. С. Ахиезер // Западники и националисты: возможен ли диалог?: материалы дискуссии. - М., 2003. - С. 73-77.
11. Ахиезер, А. С. Россия. Критика исторического опыта : (социокультурная динамика России) / Александр Ахиезер. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Новый хронограф, 2008. - 934 с.
12. Бабенко, Д. Ф. Проблемы собственности на духовные ценности: история и современность / Д. Ф. Бабенко // Гуманитарные и социальные науки. -2014. - № 2. - С. 172-175.
13. Бабочкин, П. И. Формирование жизнеспособной личности в образовательной среде: монография / П. И. Бабочкин. - Москва : Московский гор. ун-т упр. Правительства Москвы, 2009. - 187 с.
14. Багно, И. Г. Япония: традиционная культура и современная техника / И. Г. Багно // Вестник Омского государственного университета. - 2004. - №3. -С. 67-70.
15. Бакланов, И. С. Собственность как философско-правовая категория / И. С. Бакланов, Т. Г. Николаенко // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2015. - №4 (9). URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/sobstvennost-kak-filosofsko-pravovaya-kategoriya-1 (дата обращения: 28.03.2023).
16. Бакланов, И. С. Специфика ценностных ориентаций в условиях формирования общества знаний / И. С. Бакланов, К. Н. Баластрова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2017. - № 6. - С. 66-69.
17. Бакланов, И. С. Технологии и технологическое сознание в эволюции постиндустриализма: от информационного общества к обществу знаний и цифровому обществу / И.С. Бакланов, С.И. Пелевин // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2022. -№ 1. - С. 60-67.
18. Бакланов, И. С. Философия культуры: Учебное пособие. Направление подготовки: 49.04.01 - Культурология / И. С. Бакланов, О. А. Бакланова, С. Т. Баранов, В. В. Василенко, Д. В. Пикалов. - Ставрополь, 2016. - 196 с.
19. Бакланова, О. А. Методологические основания современных концепций общественного развития / О. А. Бакланова, Т. В. Душина // Вестник СевКавГТУ. -Ставрополь. - 2011. - № 2. - С. 155-158.
20. Бакланова, О. А. Социальность как предмет социокультурного анализа / О. А. Бакланова, Т.В. Душина // Социодинамика. - 2017. - № 6. - С. 52-58.
21. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - Москва : Academia, 1999. - 783 с.
22. Беляев, Е. В. Государственная политика памяти и ценности массового исторического сознания в современной России: проблемы и противоречия / Е. В. Беляев, А. А. Линченко // Studia Humanitatis. - 2016. - № 2. - С. 21.
23. Бергер, П. Культурная динамика глобализации / П. Бергер // Многоликая глобализация. / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; Пер. с англ. В. В. Сапова под ред. М. М. Лебедевой. - Москва : Аспект Пресс, 2004. - С. 8-24.
24. Березуев, Е. А. Квазимодернизация в современной России как противостояние ценностей модернизма и традиционализма / Е. А. Березуев, Л. В. Звонарева // Манускрипт. - 2019. - №1. - С. 93-98.
25. Бернюкевич, Т. В. Вопросы определения аксиосферы современного российского общества / Т. В. Бернюкевич // Профилактика религиозного экстремизма в молодежной среде Москвы. Сборник материалов конференции. -М.: Московский педагогический государственный университет, 2023. - С. 10-14.
26. Бернюкевич, Т. В. Человеческое измерение техники в философии и литературе: П. Флоренский, Ф. Дессауэр, А. Платонов / Т. В. Бернюкевич // Семиотические исследования. - 2021. - Т. 1. - № 4. - С. 22-28.
27. Блаженный Аврелий Августин. О Граде Божием. - Минск : Харвест, АСТ, 2000. - 1296 с.
28. Богданов А.В. Проблема соотношения традиции и инновации в трудах зарубежных мыслителей (на примере работ O. Конта, K. Маркса, Г. Спенсера, М.
Вебера) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18. № 3. С. 345-348.
29. Болтански, Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма / Пер. с фр. Под общей редакцией. С. Фокина. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 976 с.
30. Бондаренко, А. В. Проблемы репрезентации правовой и социальной реальности / А. В. Бондаренко, И. С. Бакланов, М. Ю. Лукиянов // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 8 (147). - С. 12-15.
31. Бондаренко Н.Г., Гурин М.В., Болотова У.В. Традиция и ценности в социокультурном пространстве // Евразийский юридический журнал. 2019. № 6 (133). С. 437-438.
32. Бондаренко Н.Г. Социально-философское осмысление сущности традиции // Евразийский юридический журнал. 2018. № 10 (125). С. 509-510.
33. Бондаренко, Н. Г. Традиция как исторический вектор трансляции ценностей в современном обществе / Н. Г. Бондаренко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - № 8-9. - С. 45-46.
34. Бондаренко, Н.Г. Традиция как механизм трансляции социокультурного опыта // Инновации и инвестиции. - 2014. - № 8. - С. 201-204.
35. Борисенко, А.Ю. Малоизвестные версии о покорении Сибири Ермаком в сочинениях европейцев ХУП-ХУШ веков в российских публикациях / А.Ю. Борисенко, Ю.С. Худяков // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. -2018. -Т. 17. -№ 5. -С. 30-36.
36. Бурняшева, Л. А. Традиционное и новационное в духовно-нравственной сфере социального бытия : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Бурняшева Людмила Александровна. - Ставрополь, 2008. - 181 с.
37. Булкин, А. П. Педагогика и педагогическая антропология, выведенные из целей образования: монография / А. П. Булкин. - Москва: МИОО: Московские учебники, 2009. - 271 с.
38. Вебер, М. Введение к работе Хозяйственная этика мировых религий / Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. - Москва: Юрист, 1994. - 704 с.
39. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / Макс Вебер; Пер. с нем. - Москва : Российская политическая энциклопедия, 2006. - 656 с.
40. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / Макс Вебер. -Москва : АСТ, 2021. - 350 с.
41. Вигель, Н. Л. Слоуинг как альтернатива глобализации / Н. Л. Вигель // Психология, социология и педагогика. - 2016. - № 3(54). - С. 109-112.
42. Вико, Дж. Основания новой науки об общей природе наций / Дж. Вико. - Москва, Киев: REFL-book, ИСА, 1994. - 628 с.
43. Володарская, Е. А. Инновационный потенциал личности и социальные страхи субъекта инновационной деятельности / Е. А. Володарская, И. В. Плис // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2: Биология. Геология. Химия. Экология. - 2022. - № 2(22). - С. 35-46.
44. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. -Москва : Мысль, 1990. - 524 с. С. 101-128.
45. Гегель, Г.В.Ф. Система наук. Часть 1. Феноменология духа / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. - Наука. 2015. - 498 с.
46. Гердер, И. Идеи к философии истории человечества / И. Гердер; Пер. и примеч. А. В. Михайлова; Отв. ред. А. В. Гулыга; АН СССР. - Москва : Наука, 1977. - 704 с.
47. Герман, Р.Э. Проблемы организации миссионерской деятельности русской православной церкви на Северном Кавказе в первой половине XIX в. / Р.Э. Герман, Г.И. Лукьянов, Г.И. Малявина, Е.Н. Миронова, П.Г. Немашкалов // Вопросы истории. - 2022. - № 3-2. - С. 70-76.
48. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. - Москва : Академический проект, 2003. - 528 с.
49. Гиренок, Ф. И. Клиповое сознание / Ф. И. Гиренок - Москва : Проспект, 2016. - С. 233.
50. Го, Л. Переосмыслить и возродить: современная судьба традиционных российских ценностей / Л. Го // Вопросы философии. - 2023. - № 3. - С. 58-69.
51. Голиченко, О. Г. Возможности и альтернативы инновационного развития России / О. Г. Голиченко // Инновации. - 2013. - № 5(175). - С. 20-24.
52. Гончаров, В. Н. Социально-философский анализ знания и информации в инновационном развитии современного общества // В. Н. Гончаров, Г. И. Лукьянов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2020. - № 3. - С. 146-150.
53. Гончарова, Е. В. Инновации как стратегический ресурс развития страны / Е. В. Гончарова, Г. И. Лукьянов, М. К. Старовойтов. - Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2019. - 191 с.
54. Гофман, А. Б. Проблематика традиции в творчестве Эмиля Дюркгейма / А. Б. Гофман // Социологический журнал. - 2007. - № 4. - С. 63-73.
55. Гофман, А. Б. Традиционное или рациональное? Интерпретация традиции в творчестве М. Вебера / А. Б. Гофман // Социологические исследования. - 2008. - № 4.
56. Григорьев, Л. М. Нерешенный вопрос легитимности частной собственности в России / Л. М. Григорьев, А. А. Курдин // Вопросы экономики. -2016. - № 1. - С. 5-35.
57. Губанов, Н. И. Виды академического мошенничества и его причины / / Н. И. Губанов, Н. Н. Губанов, Е. С. Шорикова // Философия и общество. - 2021. -№2 (99). - С. 5-22.
58. Губанова, М. А. Социальная неофобия в России: история и современность / М. А. Губанова, А. Д. Похилько // Российская цивилизация в эпоху глобальной эволюции: обеспечение безопасности и поиск путей решения проблем в условиях меняющегося миропорядка: Материалы I Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателейю -Армавир, 15-16 октября 2021 г. - Армавир: ООО «Редакция газеты «Армавирский собеседник», 2021. - С. 192-196.
59. Гулянская, Е. А. Ценности индивидуализма и коллективизма в организационной культуре современной России : диссертация ... кандидата
социологических наук : 22.00.06 / Гулянская Елена Андреевна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т]. - Ставрополь, 2009. - 171 с.
60. Гумилёв, Л. Н. История народа хунну : [В 2 кн.] / Лев Гумилев. -Москва : АСТ, 2002.Кн. 1. - 2002. - 411, с. :Кн.. 2. - 442 с..
61. Гуревич, П. С. Человек как предмет стал исчезать... / П. С. Гуревич // Человек^. - 2017. - № 12. - С. 231-244.
62. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский; Составление и комментарии Ю. А. Белова; Отв. ред. О. Платонов. - Москва : Институт русской цивилизации, 2008. - 816 с.
63. Дань Н., Филимонов А., Чикунова Г. Пошлость: эстетическая? Н. Дань, А. Филимонов , Г. Чикунова // Диалогическая этика : Материалы международной научно-практической конференции, Армавир, 24-25 июня 2016 года / Ответственный редактор: Ю.П. Ветров. Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2016. С. 207-208.
64. Дао-дэ цзин. Пер. Ян Хин-шун // Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. Т. 1 / Составление Ян Хин-Шуна. Ред. коллегия: В.Г. Буров, Р.В. Вяткин, М.Л. Титаренко. Вступ. ст. В.Г. Бурова и М.Л. Титаренко. - М.: Мысль, 1972. - с. 114-138.
65. Дмитриева, Ю. П. Коллективизм как ценностная составляющая социального управления в России (историко-философский аспект) / Ю. П. Дмитриева. URL: http://pglu.ru/upload/iblock/e6d/dmitrieva.pdf (дата обращения 29.03.2023).
66. Дусаев, Х. Б. Методологические аспекты классификации инноваций / Х. Б. Дусаев // Вестник Омского государственного университета. - 2004. - №1. -С. 81-87.
67. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм; Пер. с франц. А. Б. Гофмана, примеч. В. В. Сапова. - Москва : Канон. 1996. - 432 с.
68. Ермолина, Л. А. О модернизации современного российского общества / Л. А. Ермолина // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2012. -№ 1. - С. 107-112. С. 108.
69. Иванова, Н. М. Проблемы инновационного развития Российской Федерации / Н. М. Иванова // Инновации и инвестиции. - 2019. - №8. - С. 13-18.
70. Иоахим Флорский. Согласование Ветхого и Нового Заветов / перевод: М. Якушина // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. В двух томах. Том 1. - Санкт-Петербург : Изд-во Русского Христианского Гуманитарного Института, 2001. - С. 509-537.
71. Калиев, Ю. А. Спорт и проблема формирования личности / Ю. А. Калиев // Образование учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта: Материалы региональной научно-практической конференции. - Бирск, 2006. С. 22-26.
72. Кант, И. Религия в пределах только разума / И. Кант. - Изд. 2-е. -Москва : URSS, 2011. - 231 с.
73. Касавин, И. Т. Амбивалентность этики науки непреодолима / И. Т. Касавин // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 4. - С. 36-48. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-36-48.
74. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; Пер. с англ., под науч. ред. и с предисл. О. И. Шкаратана. - Москва : ГУВШЭ, 2000. - С. 341.
75. Каткова, Е. Ю. Реализация международных проектов в сфере науки и техники: австралийско-китайский опыт / Е. Ю. Каткова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. - 2017. - №4. - С. 355-365.
76. Комиссаров, С. Н. Архаизация как социокультурный феномен современного российского общества / С. Н. Комиссаров // Вестник ЮжноРоссийского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. - 2022. - Т. 15, - № 6. - С. 18-24.
77. Кондорсе, Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума / Ж. Кондорсе. - Москва : Либроком, 2011. - 280 с.
78. Конт, О. Дух позитивной философии / О. Конт. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 256 с.
79. Конфуций. Лунь Юй. Пер. В. А. Кривцова // Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. Т. 1 / Составление Ян Хин-Шуна. Ред. коллегия: В.Г. Буров, Р.В. Вяткин, М.Л. Титаренко. Вступ. ст. В.Г. Бурова и М.Л. Титаренко. - М.: Мысль, 1972. - с. 139-174.
80. Красин, Ю. А. Прорыв - в эпоху реформации / Ю. А. Красин // Вестник Института социологии - 2015. - № 2s(13). - С. 23.
81. Кудров, В. М. Нужно ли ностальгировать по СССР? / В. М. Кудров // Общественные науки и современность. - 2015. - № 6. - С. 73-83.
82. Куренной, В. А. Исследовательская и политическая программа культурных исследований / В. А. Куренной // Философско-литературный журнал «Логос». - 2012. - № 1. - С. 14-79.
83. Кушников, Е. И. Место и роль инновационной инфраструктуры в повышении экспортной составляющей инновационных проектов / Е. И. Кушников // IN SITU. - 2016. - № 5. - С. 7-10.
84. Лазар, М. Г. Этос науки в социологии Р. Мертона: судьба и статус в науковедении // Социология науки и технологий. - 2010. - №4. С. 124-139.
85. Латыпов, И. А. Социальные качества духовной собственности (философские аспекты) / И. А. Латыпов // Личность. Культура. Общество. - 2007. - Т. 9. - № 4(39). - С. 224-232.
86. Левицкая А.А. Социально-философские основания инновационной деятельности / А.А. Левицкая, В.П. Майкова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2019. -№ 2. - С. 37-46.
87. Лисеев, И.К. Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия: монография / И.К. Лисеев и др. - М.: ИФ РАН, 2010. - 329 с.
88. Лисеев, И.К. Экологическое мышление в формировании цивилизационных ориентаций российского общества цифровой эпохи / И.К. Лисеев // Вопросы философии. - 2023. - № 4. - С. 48-59.
89. Лисеев, И.К. Глобальная экология, глобализация, экологизация и устойчивое развитие / И.К. Лисеев // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. - 2017. - № 8. - С. 7-19.
90. Лукьянов, Г. И. Понятие риска в опыте социально-философской рефлексии современности / Г.И. Лукьянов, Д.С. Чернышева // Вестник ВИЭПП.
- 2021. - № 2. - С. 39-44.
91. Лукьянов, Г. И. Специфика проявления традиционного и инновационного в условиях трансформации духовного пространства России // Г. И. Лукьянов, Д. В. Полукаров // Общество, экономика и право: вызовы современности и тенденции развития. Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции. - Волгоград: Сфера, 2021.
- С. 134-137.
92. Лукьянов, Г. И. Социально-философский анализ развития науки и религии в общественной системе / Г. И. Лукьянов, М. И. Шамраева // Экономические и гуманитарные исследования регионов. -2023. -№ 2. -С. 100103.
93. Лукьянов, Г. И. Традиции и инновации в процессе технологизации и операционализации социальной жизни / Г. И. Лукьянов // Традиции и инновации в пространстве современной культуры. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. - С. 8791.
94. Майкова, Э. Ю. Автономия личности: вектор социального сопротивления / Э. Ю. Майкова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2013. - № 4. - С. 39-48.
95. Макеева, А. Д. Обеспечение эффективности организационных инноваций в коммерческих структурах / А. Д. Макеева // Стратегическое развитие инновационного потенциала отраслей, комплексов и организаций: Сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Пенза,
27-28 ноября 2019 года. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2019. - С. 167-170;
96. Манзанова, Г.В. Традиции и новации в трансформации аграрных сообществ // История и современность. - 2007. - № 1. - С. 187.
97. Маркс К. Капитал. К критике политической экономии. Том 1. - Москва : Эксмо, 2017. - 1200 с.
98. Маркс, К. Капитал. Том 1. // Маркс К., Энгельс. Ф. Сочинения. - Т.23. -С. 6-9.
99. Маркс, К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс. Ф. Соч. 2- е изд. Т. 4. С. 186.
100. Маркс, К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 3. - С. 19.
101. Матковская, Я. С. Инновационное развитие 2020-2021 годов: основной тренд и рост значения государственного стимулирования развития национальных инновационных систем / Я. С. Матковская // Государственное регулирование экономики: политико-экономические аспекты: сборник научных трудов по материалам 7-й Международной научно-практической конференции. -Москва: Государственный университет управления, 2022. - С. 36-40.
102. Медовников, Д. «Стратегия инновационного развития» провалилась. Новую стратегию лучше пока не писать / Дан Медовников // Ведомости. - 2020. - 22 июля.
103. Мид, Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / Дж. Г. Мид; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. - Москва : РАН ИНИОН, 2009. - 290 с.
104. Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятие / А Моль.. -М.: Мир, 1966. - 351с.
105. Моль, А. Социодинамика культуры / А Моль. - М.: Прогресс, 1973. -406 с.
106. Монтескье, Ш. О духе законов / Ш. Монтескье; Пер. А. Горнфельд. -Москва : РИПОЛ-классик, 2018. - 690 с.
107. Морщихина, Л. А. Исследование феномена утопии в современной России: парадигмальный анализ / Л. А. Морщихина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - № 2. - С. 46-57.
108. Никаноров, С. П. Необходимость и направления уточнения понятия «инфраструктура» // С. П. Никаноров Много всего разного... Идеи. Мысли. Выводы. 1995-2008: Сб. публ. / Сост. А. В. Никитин. - Москва : Концепт, 2008.
109. Орлова, Е. В. Социокультурное пространство: к определению понятия / Е. В. Орлова // Манускрипт. - 2017. - №7 (81). - С. 149-152.
110. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL.: https://predanie.ru/book/69763-osnovy-socialnoy-koncepcii-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi/ (дата обращения 27.03.2023)
111. От Ельцина до Путина: три эпохи в историческом сознании россиян. -Москва : ВЦИОМ, 2007. - С. 179.
112. Павенков, О. В. Нормативистские концепции ценностей и ценностных ориентаций в социологической науке (Э. Дюркгейм, М. Вебер и Т. Парсонс) / О. В. Павенков // Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. - 2011. -Т. 91. - № 2. - С. 164-171.
113. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс; Пер. с англ.; под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. - Москва : Академический Проект, 2002. - С. 796.
114. Педагогика доктора Дубровского. - Анапа: Б.и., 1993. - 60 с.
115. Пелевин, С.И. Технологизация общества как фактор социокультурных изменений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. - Т. 19. - № 4. - С. 387-392.
116. Петров, И. В. «Помочь партии уберечь молодежь от влияния религии»». Справка Управления КГБ при Совете министров СССР по Ленинградской области об отзывах духовенства и граждан СССР на уход протоиерея А.А. Осипова из «Православной церкви и религии вообще». 1960 г. / И. В. Петров, // Исторический архив. - 2019. - № 6. - С. 41-55.
117. Платон. Государство. Пер. пер. А.Н. Егунова // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1994. - С. 79-420.
118. Плахов, В. Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования / В. Д. Плахов. - Москва: Мысль, 1982. - 220 с.
119. Плахов, В.Д. Философско-социологические основания общей теории традиции : дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.01/ Плахов Владимир Дмитриевич. -М., 1982. - 410 с.
120. Плютто, П. А. Иллюзии аутентичного мифа: революция и литература / П. А. Плютто // Вопросы философии. - 2007. - № 12. - С. 28-40. - С. 28.
121. Побережников, И. В. Модернизация: теоретико-методологические подходы / И. В. Побережников // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л. И. Бородкина. - Выпуск 8. - М., 2002. - С. 146-168. - С. 168.
122. Полани, М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. / М. Полани. - Москва : Прогресс, 1985. - 344 с.
123. Понарина, Н. Н. Процессы глобализации в развитии современного общества: интеграция исследовательских подходов в социально-гуманитарном знании / Н. Н. Понарина // Национальное здоровье. - 2020. - № 2. - С. 151-153.
124. Понарина, Н. Н. Социальное преобразование мирового сообщества в условиях глобализации / Н. Н. Понарина // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2020. - № 1. - С. 67-72
125. Попенко, А. В. Развитие инновационной политики в России /
A.В. Попенко // Право и политика. - 2019. - № 5. - С. 18-23.
126. Попов, В. В. Роль темпоральности в социальном процессе /
B. В. Попов, О. А. Музыка, В. А. Тимофеенко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 5-2. - С. 378-381.
127. Попов, В. В. Специфика концепта «интервал» в исследовании социальных процессов / В. В. Попов, Б. С. Щеглов, М. В. Грановская // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-4. - С. 872-875.
128. Попова, Н. К. Социально-экономические условия развития социальной среды / Н. К. Попова // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. - 2017. - № 12. - С. 21-29.
129. Постчеловечество. - Москва : Алгоритм, 2006. - С. 252-253.
130. Похилько, А. Д. Диалогическая этика: поиск педагогической концепции: монография / А. Д. Похилько, А. А. Шматько, О. С. Новикова. - Армавир : АГПУ, 2016. - 151 с.
131. Пржиленская, И. Б. Информационное общество и социальная модернизация / И. Б. Пржиленская // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2006. - № 3. - С. 14-18.
132. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте : монография / Н. И. Лапин [и др.] ; сост. и общ. ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой. - Москва : Academia, 2009. - 807 с.
133. Ритцер, Д. Макдональдизация общества / пер. с англ. А. Лазарева. -Москва : Праксис, 2011. - 592 с.
134. Ростоу, Уолт У. Политика и стадии роста / Уолт У. Ростоу. - Москва : Прогресс, 1973. - 204 с.
135. Руднева, Л. Н. Тенденции инновационного развития российской экономики / Л. Н. Руднева // Фундаментальные исследования. - 2023. - № 2. - С. 50-56.
136. Русская философия собственности, XVIII-XX / Авт.-сост. К. Исупов, И. Савкин. - Санкт-Петербург: Изд-во СП «Ганза», 1993. - 510 с.
137. Руткевич, А. М. Факты и фикции / А. М. Руткевич // Способы постижения прошлого: Методология и теория исторической науки. / Отв. ред. М.А. Кукарцева. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. - 352 с.
138. Савчук, В. В. Проективный философский словарь. Словарные статьи. Выпуск 8 / В. В. Савчук, Г. Л. Тульчинский // Философские науки. - 2010. - № 7. - С. 136-149.
139. Самохин, К.В. Модернизация в истории России XVIII-XX веков: стартовые условия, механизм реализации и особенности проявления /
К. В. Самохин // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2016. - № 3 (250). - С. 74-85.
140. Самохин, К. В. Методологические особенности модернизационной концепции на примере духовной модернизации российского социума начала XX в. / К. В. Самохин // Вопросы истории. - 2022. - № 9-1. - С. 54-75
141. Севастьянова, И. Г. О механизмах поддержки инновационной деятельности в условиях модернизации российской экономики / И. Г. Севастьянова, М. А. Докшина // Фундаментальные исследования. - 2016. -№2-1. - С. 202-205.
142. Селезнев, П. С. Инновационная политика России: в поисках мотивации / П. С. Селезнев // Философские науки. - 2013 - № 3. - С. 21.
143. Семенова, А. В. Дауншифтинг как форма антипотребительского поведения в контексте потребительского ретритизма / А. В. Семенова // Современные социальные процессы в контексте глобализации: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. -Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2021. - С. 468-475.
144. Ситарам, К. Основы межкультурной коммуникации / К. Ситарам, Г. Когделл // Человек. - 1992. - № 4. - С. 116-118.
145. Соколов, А. Роль госкорпораций в развитии инноваций в современной России / А. Соколов Режим доступа: // http: // igpr.ru/articles/v_rosnano_bolee_25_3 5_sredstv_izymaetsj a.
146. Соколов, А. А. Инвестиционное поведение государственных корпораций в условиях инсайдерского контроля / А. А. Соколов // Эпос. - 2013. - № 2. - С. 16.
147. Соколова, А. П. Инновации в современном мире как источник развития экономики / А. П. Соколова, Д. В. Бондарева // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 8-2. - С. 182-190.
148. Сомкин, А. А. Диалектика развития целостных социальных систем / А. А. Сомкин // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2021. - Т. 21. - № 2(54). - С. 162-168.
149. Сорокин, П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм / П. А. Сорокин // Американская социологическая мысль: Тексты / Под. ред. В.И. Добренькова. - Москва: Изд. Международного ун-та Бизнеса и Управления, 1996. - С. 372.
150. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. -Москва : Изд-во МГУ, 2006.
151. Стовба, А. В. Традиция и новация в развитии современного российского общества : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Стовба Андрей Владимирович. - Уфа, 2015. - 151 с.
152. Суркова, И. В. Традиции и инновации в социальной сфере российского общества в условиях современных реалий / И. В. Суркова // Гуманитарий Юга России. - 2018. - №3. - С. 138.
153. Теняков А.В. Традиции, новации и инновации в социокультурном развитии / А. В. Теняков, А. Г. Нагапетова, А. Д. Похилько // Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - № 5. - С. 51-60.
154. Теняков А. В. Феномен традиции в социокультурном пространстве: философский анализ / А. В. Теняков // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 4. С. 72-75.
155. Терехова, Т. А. Регрессионный анализ структурных компонентов инновационной активности личности / Т. А. Терехова, А. О. Шишкина, С. А. Попов // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2019. -Т. XVI. = Вып. 4. - С. 112-118.
156. Тертешникова, Н.Д. Формирование личности в рамках регионального политического пространства: методологический аспект / Н.Д. Тертешникова, А.А. Жукова, И.В. Романова, Т.В. Бернюкевич // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2019. -Т. 25. -№ 7. - С. 112-119.
157. Теория и практика инновационного развития и инновации в политике. Круглый стол журнала «Полис» и МС РАН // Полис - 2010. - № 2. - С. 128-145.
158. Тиллих, П. Избранное. Теология культуры. / Пауль Тиллих; пер. с англ. Сост. С.Я. Левит, С.В. Лёзов. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015.
- 352 с.
159. Тетенков, Н. Б. Историческое понимание техногенной цивилизации / Н. Б. Тетенков, М. Ю. Опенков // Вопросы истории. - 2021. - № 7-2. - С. 7479.
160. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. - Москва : Прогресс, 1991. - 736 с.
161. Толстых, В. И. Предисловие // Общественное сознание и его формы / В. И. Толстых, Н. Б. Биккенин, Л. С. Мамут и др. ; под общ. ред. В. И. Толстых. -Москва : Политиздат, 1986. - 366 с.
162. Толстых, В. И. Традиция // Новая философская энциклопедия. / Научно.-ред. совет: В. С. Стёпин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов.
- Москва : Мысль, 2010. - Т. 4. - С. 87.
163. Тоффлер, Э. Шок будущего / Элвин Тоффлер. - Москва : АСТ, 2008. -557 с.
164. Традиции и инновации в современной России : социологический анализ взаимодействия и динамики : монография / А. Б. Гофман и др.; под ред. А. Б. Гофмана. Москва : РОССПЭН, 2008. 541 с
165. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 430906/ (Дата обращения 29.03.2023)
166. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский. - Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2013. - 53 с.
167. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. - Москва: Фаир-Пресс, 2004. -574 с.
168. Федотова, В. Г. Социальные знания и социальные изменения / В. Г. Федотова, В. Б. Власова и др. [Отв. ред. В. Г. Федотова]. - Москва: ИФ РАН, 2001. - С. 241.
169. Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. - Москва: ИФ РАН, 2005. - 341 с.
170. Фома Аквинский. Онтология и теория познания. фрагменты сочинений / Фома Аквинский. - Москва: ИФ РАН, 2013. - 208 с.
171. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций. -2-е изд., испр. / Юрген Хабермас. - Москва: Весь Мир, 2008. - 416 с.
172. Хансен, А. На цифровой игле. Влияние гаджетов на наши привычки, мозг, здоровье / А. Хансен. - Москва: РИПОЛ классик, 2021. - 240 с.
173. Чаадаев, П. Я. Великая Россия. Что это такое? / Петр Чаадаев, Федор Тютчев. - Москва: Родина, 2022. - 253 с.
174. Черепанова, Н. В. Традиции и новации: социально-философский анализ. Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Наталья Владимировна Черепанова. - М., 2007. - 172 с.
175. Шакирова, Е. Ю. Морфологические свойства ризоморфного социокультурного пространства / Е. Ю. Шакирова // Вестник Поволжского института управления. - 2013. - №5 (38). - С. 99-107.
176. Шакирова, Е. Ю. Основополагающие характеристики российского социокультурного пространства / Е. Ю. Шакирова // Вестник Поволжского института управления. - 2014. - №. 3 (42). - С. 99-107.
177. Шалаев, В. П. Осторожно, мутация: человек и общество перед вызовами глобализации, западофикации и потребления: противоречия нарастают / В. П. Шалаев // Socio time/Социальное время. - 2015. - № 3. - Т 3. - С. 48-57.
178. Шелковский, В. А. Модернизационный проект как универсалия мирового общественного развития в послевоенный период (1940-1970 гг.) / В. А. Шелковский // Омский научный вестник. - 2011. - № 101. - С. 50-53.
179. Шишкина, А. О. Структурное моделирование инновационной личности / А. О. Шишкина // Baikal Research Journal. - 2023. - Т. 14. - № 1. - С. 206-221/
180. Шматько, А. А. Модальности социальных трансформаций / А. А. Шматько, А. Д. Похилько, М. А. Губанова // Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - № 4. - С. 53-62.
181. Шпенглер, О. Закат Европы Т.1. Морфология культуры. - Москва: Мысль, 1993. - 672 с.
182. Шлет, Г. Г. Сознание и его собственник / Г.Г. Шлет // Философские этюды. - Москва : Прогресс, 1994. - С. 20-116.
183. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / Шмуэль Эйзенштадт; Пер. с англ. А.В. Гордона под ред. Б.С. Ерасова. - Москва: Аспект Пресс, 1999. - 416 с.
184. Эльконин, Б.Д., Фрумин И.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. - 1993. - №. 1. - С. 24-32.
185. Юдин, Б. Г. У человека было ядро...но и оно поплыло. Интервью // Человек. RU. - 2015. - № 10(10). - С. 190.
186. Юдичева, И. М. Традиции и инновации как факторы социокультурного развития / И. М. Юдичева // Скиф. - 2019. - №5-2 (33). - С. 407-409.
187. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - 2-е изд. -Москва : Республика, 1994. - 527 с.
188. Bernyukevich, T.V. The Technical and the Religious: Concepts and Contemporary Social Practices / T.V. Bernyukevich // Technology, Innovation and Creativity in Digital Society. - St. Petersburg: Springer Nature Switzerland, 2022. -pp. 105-112.
189. Black, C. E. The Dynamics of Modernization: A Study in Comparative History / C. E. Black. - New York, 1966. - P. 9-25.
190. Hagen, E. On the Theory of Social Change; How Economic Growth Begins / E. Hagen. - London, 1964. - 557 p.
191. Hobsbawm, E. The Invention of Tradition / E. Hobsbawm, T. Ranger. -Cambridge: Cambridge University Press, 1983. - 320 р.
192. Lenclud, G. La tradition n'est plus ce qu'elle Qtait. Terrain. Habiter la Maison / G. Lenclud, [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // journals.openedition.org/terrain/3195.
193. Lerner, D. The Passing of Traditional Society. Modernizing the Middle East / Daniel Lerner, Lucille W. Pevsner. - Glencoe, 1ll.: The Free Press. 1958. - 466 Р.
194. Levy, M. J. Modernization and the Structure of Societies / M. J. Levy. -Princeton University Press, 1966. - 735 p.
195. Mensch, G. Das technologische Patt. Innovationen bberwinden die Depression / Gerhard Mensch. - Frankfurt, 1975. - 287 S.
196. Merton, R. K. The ambivalence of scientists / R. K. Merton // ed. by R. K. Merton. Sociological Ambivalence and other Essaye. - N. Y. : The Free Press, 1976. - P. 32-55.
197. Merton, R. K. The sociology of science. Theoretical and empirical investigation / R. K. Merton. - N.Y. : Free Press, 1973.
198. Rostow, W. W. Politics and the Stages of Growth / W. W. Rostow. -Cambridge, 1971.
199. Rostow, W. W. The Stages of Economic Growth. A Non-Communist Manifesto / W. W. Rostow. - Cambridge. 1960.
200. Shils, E. Tradition / E. Shils. - London: Faber. 1981. - 342 p.
201. Williams, R. Television technology and cultural form / Raymond Williams. Williams, Ederyn (ed.). [First published 1971]. 3rd edition. - London: Routledge, 2003. - 192 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.