Традиционное и инновационное в религиозной культуре Дагестана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Абдулаева, Ильмира Абдурагимовна

  • Абдулаева, Ильмира Абдурагимовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 161
Абдулаева, Ильмира Абдурагимовна. Традиционное и инновационное в религиозной культуре Дагестана: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2005. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Абдулаева, Ильмира Абдурагимовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 .ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ.

1.Методологические особенности исследования религиозной культуры.

2.Традиционные нравственно-религиозные ценности культуры.

3.Нравственные ценности в авраамистических религиях.

Глава II. ТРАНСФОРМАЦИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ИХ ТРАНСЛЯЦИЯ В ИННОВАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ.

1.Трансформация нравственных ценностей христианской религиозной культуры (на материалах Дагестана).

2.Этико-культурологическая характеристика инновационного направления ислама (на материалах Дагестана).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционное и инновационное в религиозной культуре Дагестана»

Актуальность темы исследования. Проблема единства и многообразия нравственных принципов в религиозной культуре обусловлена религиозной ситуацией сложившейся во всем мире в целом и в многонациональном, многоконфессиональном Дагестане в частности. Нравственный аспект религиозной культуры в Дагестане занимает важнейшее место и играет огромную роль во взаимоотношениях людей разных верований. Это проблема межэтнических, культурных и бытовых отношений.

Общие нравственно-этические принципы, по сути, объединяют все религии идейно. Преимущественно из-за недопонимания, а порой и глубокого незнания религиозных принципов, которые исповедуют приверженцы той или иной конфессии, происходят разногласия вместо веротерпимости и ве-роуважения.

Актуальность проблемы объясняется тем, что не оставляет ни одного дагестанца равнодушным, так как каждый в глубине души понимает, что религиозная нынешняя ситуация может привести к катастрофе не только взаимоотношений, но и мира. Понимание и правильное растолкование религиозных проблем требует участия деятелей почти всех отраслей наук: религиоведов, культурологов, философов, социологов.

Было написано и пишется множество работ посвященных авраамисти-ческим религиям и новым конфессиям. Однако эта тема не исчерпана и требует глубокого изучения в связи с современной проблемой поиска диалога глобальных и узкоэтнических проблем.

Религиозные конфликты чреваты тем, что приводят к культурному, философскому и социальному кризисам, которые проникают вглубь общества и раскалывают его на множество частей.

Историческая и географическая особенность положения полиэтничного Дагестана и влияние арабо-мусульманских культурно-философских традиций, привели к трансформации, оседанию традиций, обычаев, обрядов, культуры последних. Уникальный опыт сосуществования различных народов, национальностей дает нам возможность проследить за взаимодействием многих религий на территории Дагестана.

Снятие «железного занавеса» и информационная свобода привели к появлению и распространению в нашей стране не только традиционных религий, но и их инновационных течений, зачастую в экстремистской форме.

В XX веке происходила смена формаций, переустройство религиозного уклада жизни людей, запрет вероисповедания и опять возврат к открытому выбору религиозной морали, веры в Бога.

Степень разработанности проблемы. Исследование проблемы традиционных и религиозных инновационных течений на территории Дагестана имеет глубокое значение и является актуальной проблематикой для настоящего времени.

Проблема религии многогранна, она исследуется в различных аспектах и на разных уровнях, изучается многими науками и, прежде всего религиоведением, культурологией, философией, социологией. Причем каждая из них исследует один из аспектов, в соответствии со своим предметом, использует и разрабатывает специфические для данной науки методы, приемы и формы познания, обеспечивая, таким образом, достижение поставленных целей своего конкретного исследования. Религия играет важную роль в общественной жизни республики и оказывает влияние на межэтнические, межконфессиональные отношения.

В диссертации широко использован историко-этнографический материал, описывающий культуру всех народов Дагестана, а также научная литература по истории возникновения и распространения иудаизма, христианства, ислама. В этом направлении работали отечественные и зарубежные исследователи: Бартольд В.В., Гуревич П.С., Давыдов Ю.Н., Волков А.Н., Грю-небаум Г.Э фон, Еремеев Д.Е., Массе А., Мец А., Пиотровский М.Б., Айтбе-ров Т.М., Авшалумова JI.X, Емелях А.,Виппер Р.Ю., Раввин Цви Маркович,

Флоренский П.А., Шихсаидов А.Р. Они посвящали свои работы различным аспектам культуры и быта.1

На выбор направления диссертационного исследования оказали влияние такие первоисточники, как Талмуд, Библия и Коран, дающие нам знания о периоде сотворения мира, о происхождении человека, о религиозных, нравственных и законодательных догмах.

Существует прочная религиозная традиция рассматривать десять заповедей Моисея как первый по времени и один из важнейших по сути нравственных кодексов. В самом деле, в Десятисловии сказано самое важное из всего, что надо знать и практиковать человеку, что определяет человечность его бытия, его способность жить по законам, предначертанным Богом.

1 Авшалумова JI. X. Критика иудаизма и сионизма. Махачкала: Дагкнигиз-дат, 1986. - С. 66. Айтберов Т. М. Древний хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1969-С. 81. БартольдВ. В. Ислам и культура мусульманства. М .: Изд. МГТУ, 1992. Волков А. Н. Проблемы духовной философии. М.: Док , 1995. Т. 1. Виппер Р. Ю. Возникновение христианской литературы. - M.-JI. 1946.

- С. 18-32. Гуревич. П. С. Философия культуры. М., 1994 - С. 314. Грюнеба-ум Г.Э. фон. Классический ислам. (600-1258). М., 1986. Давыдов Ю. Н. Культура- природа- традиция. // Традиция в истории культуры. М., 1978.

- С. 51. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990. Емелях J1. И. Христианские таинства. JL, 1997. - С. 31, 104. Массэ А. Ислам. Очерк истории М., 1961. - С. 78-80. Мец А. Мусульманский ренессанс. Пер. с нем. М.: Наука, 1996. - С. 265. Пиотровский М. Б. Исторические судьбы мусульманского представления о власти. // Социально- политические представления в исламе. История и современность. - М., 1987. -С. 10. Шихсаидов А. Р. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала, 1969. Флоренский П. А. Культовая религия, культура. // Богословские труды. М., 1877. - С. 102. Раввин Цви Маркович. Путями веры. Иерусалим. 1979. - С. 17-41, 75.

Переход от законодательства Моисея к учению Христа означал переход от жестких внешних форм «управления» человеком к внутренним формам самовоспитания, самосовершенствования, обращения к человеческому духу. Иисус переворачивает сложившийся порядок ценностей, провозглашает некое высшее начало, божественное, которое означает, что человеку всегда есть к чему стремиться духовно, и в этом стремлении дух бесконечен. Этика Христа и Мухаммеда есть этика любви. Мысль о том, что любовь вообще есть испытание человека, есть его высшее предназначение, была подхвачена философами XX столетия. Об этом много писал Фромм Э. «Любовь — главное содержание личности продуктивной ориентации, в отличие от типов непродуктивной ориентации».1

Крупнейшие религии мира - христианство и ислам были и есть носители культурных ценностей, созданных народами в течение веков. С этими ценностями связан образ жизни народов Дагестана, их хозяйственная этика, их обычаи, правовые представления. Исследователь социологии религии Ве-бер М. писал об особенностях хозяйственной этики мировых религий, о роли религиозных ценностей в жизни семьи, в системе воспитания детей.2

Талмуд, Библия и Коран представляют собой глубокое знание, которое включает в себя все науки, имеющие отношение к жизни, душевному состоянию людей.

Цели и задачи диссертационного исследования. Общей целью диссертационной работы является выявление и раскрытие единства нравственных ценностей в многообразии традиционных религий и философско-культурологический анализ инновационных течений.

Задача данной работы - исследовать основные догмы, единые для классических религий, накладывающие определенные обязательства на верую

1 Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - С. 85-97. л

Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. // Работы М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. М.: АНСССР. 1991. щих Дагестана, где самым важным является признание Бога и Его единственности; нравственные основы религии, её ценности для людей, её историческое формирование на протяжении всей истории, её влияние на этнопсихологию, поведение людей, стиль их жизни, на формирование обрядов, обычаев, традиций.

Кроме того, диссертационная работа посвящена исследованиям и анализу системы нравственно—этических представлений и традиционных норм поведения дагестанцев. Рассматриваются все религиозные ценности. Их анализ проводится на примере иудаизма, христианства и ислама.

Достижение данной цели требует:

1. исследовать традиционные верования дагестанцев и выявить нравственные основополагающие принципы;

2. показать роль верований в традиционной жизни дагестанцев, указать культурно-воспитательное значение религии в формировании ментальности;

3. выявить специфику и содержание религиозных ценностей в традиционной жизни;

4. рассмотреть в традиционности религиозной культуры систему социокультурного явления и обозначить ее роль в этнокультуре;

5. определить место и значение традиции в религиозной культуре и обыденной жизни дагестанского народа;

Традиционная (классическая) религия представляет собой феномен социального, обыденного сознания. Там, где существует общество, должна существовать культура, имеющая свои традиции и мораль.

Религиозный традиционализм представляет собой духовно-эмоциональный поведенческий комплекс, где главное место занимает приверженность традиции.

Объектом исследования в данной работе является анализ генезиса нравственной культуры в традиционных и инновационных верованиях народов Дагестана.

Предметом исследования являются традиционные и инновационные формы религий дагестанцев и их методы реализации, охватывающие хронологические рамки исследования с древнейших времен до начала XXI века.

Диссертационная работа посвящена исследованиям и анализу системы нравственно-этических представлений и традиционных норм поведения дагестанцев. Рассматриваются все религиозные ценности. Их анализ проводится на примере иудаизма, христианства и ислама.

Достижение данной цели требует:

1) исследовать традиционные верования дагестанцев и выявить нравственные основополагающие принципы;

2) показать роль верований в традиционной жизни дагестанцев, указать культурно-воспитательное значение религии в формировании ментальности;

3) выявить специфику и содержание религиозных ценностей в традиционной жизни дагестанцев;

4) рассмотреть в традиционности религиозной культуры Дагестана систему социокультурного явления и обозначить ее роль в этнокультуре;

5) определить место и значение традиции в религиозной культуре и обыденной жизни дагестанского народа.

Традиционная религия представляет собой феномен социального, обыденного сознания. Там, где существует общество, должна существовать культура, имеющая свои традиции и мораль.

Религиозный традиционализм в Дагестане представляет собой духовно-эмоциональный поведенческий комплекс, где главное место занимает приверженность традиции.

Объектом исследования в данной работе является анализ генезиса нравственной культуры в традиционных и инновационных верованиях народов Дагестана.

Предметом исследования являются традиционные и инновационные формы религий дагестанцев и их методы реализации, охватывающие хронологические рамки исследования с древнейших временудо начала XXI века.

Теоретико-методологическую базу исследования составили работы культурологов Кагана М.С., Анисимова С.Ф., Иконникова С.Н. 1

Психологический аспект религиозного сознания и вопросы происхожу дения религии освещены в работе Фрейда 3.

Для раскрытия и понимания религиозного, традиционного, философского сознания использовались труды: Абу ал-Аля ал-Маудуди, Таранова Л., л

Мамардашвили М.К., Байрона Г., Иэрхарта Г, Яблокова И.Н. и др.

Что касается непосредственно дагестанских авторов, которые занимались этой проблемой (Авшалумова JI.X. Булатова А.Г., Магомедов P.M., Саидов Т.Г.), то они выдвигают свои наблюдения, характеризующие культуру и уклад дагестанцев в целом. 4

Каган М. С. Культура - философия - искусство. М., 1988. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985. Иконникова С.Н. Методология и методы исследования культуры. Л., 1984.

2 Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. / Под ред. ДодольцеваР.Ф. М., 1993.-С. 173.

3 Абу ал-Аля ал-Маудуди. Ислам сегодня. М., 1992. - С. 19. Байрон Г., Иэрхарт. Религиозные традиции мира. М.: Крон-Пресс, 1996. Т.1. Мамардашвили М. К. Мысль. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. / Под ред. Додольцева Р.Ф. М., 1993.-С. 173. Яблоков И. Н. История религии. М., 2002. Т. I., II.

4 Авшалумова Л. X. Критика иудаизма и сионизма. Махачкала: Дагкнигиздат, 1986. - С.66. Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в 19 - н. 20вв. - Л., 1989. Магомедов Р. М. Адаты дагестанских горцев как исторический очерк. - М., 1960. Саидов Т. Г. Традиции народов творят человека. Махачкала, 1994.

По домонотеистической проблематике существуют работы философов, историков: Булатов А.О., Бутинова М.С., Гаджиев Г. А., Рыбаков Б.А., Тимирязев В. А.1

Большой вклад в разработку и изучение инновационных течений внесли работы: Арестова В.Н., Белова А.В., Катунского А.Е., Привалова К.2 которые позволили определиться с принципами и методами инновационных течений. Этой проблематике также посвящено множество публикаций, авторами которых являются: Беляев А.В., Коровиков А.В., Гольдциер И., Малашенко А., Цветков П., Шихсаидов А.Р.3 В этих трудах раскрывается истинное значение инновационных общин для человечества, осмысливается стиль жизни, поведение.

Однако при всём многообразии исследований нет литературы, которая бы провела параллель и показала взаимосвязь классических религий (иуда

1 Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX - начале XX в. Махачкала, 1990. - С. 210, 254, 265. Бутинова М. С. Как возникла религия. М., 1997. - С. 140. Гаджиев Г. А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М., 1991. -С. 95-112. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1998. Тимирязев В.А. Религиозные верования с древнейших времен до наших дней. - СПб, 1900.

2 Арестов В.Н. Религиозный экстремизм. - Харьков, 1987. -С. 145-148. Белов А.В. Секты, сектанство, сектанты. -М.: Наука,1978.-С.151. Катунский А.Е. Старообрядчество. - М., 1972. -С. 120. Привалов К.Б. Секты. - М., 1982.

3 Беляев А.Е. Мусульманское сектанство.- М.,1957. Гольдциер И.Культ святых в исламе. - С. 61 -65. -Т.4.-С.58.Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах.- М., 1990.Малашенко А.В. Мусульманский мир в СНГ. -М.,1996. Цветков П. Исламизм. Ислам и его секты. - Ашхабад, 1913. -Т.4. -С.58. Шихсаидов А.Р.Ислам в Дагестане./ЛДентральная Азия и Кавказ. 1999. № 4,5. изма, христианства, ислама) в их культурном, традиционном и религиозном аспектах.

Методологические и теоретические основы диссертационного исследования. В традиционной культуре Дагестана выявлены три основных типа мышления: мифологическое, религиозное и научное мышление. В чистом виде ни один из этих типов в современном обществе не присутствует. Становится понятным, что в противоположность большинству существующих концепций о происхождении мифологии и мировоззрения дагестанских народов, у которых появление мифологической системы связывается с обозначением и обожествлением сил природы, происходящем параллельно с их персонификацией, первые мифологические и мировоззренческие конструкты связывались с актами творения и сотворения.

Данное диссертационное исследование, имеющее предметом сложный системный объект, потребовало разработки соответствующей ее целям методологии. В работе использован феноменологический метод для рассмотрения и описания культуры и традиции как духовной основы, сохраняющей религиозно-нравственные верования горских народов. Синергетический метод способствует рассмотрению традиционной культуры в динамическом единстве моральной и духовной жизни дагестанских народов. Аспекты диалектического метода использовались для раскрытия взаимосвязи монотеистических религий (иудаизма, христианства, ислама) и их общих исторических корней. Принципы структурно-функционального метода способствуют выявлению основных функций религиозной культуры: регуляции, трансформации и оседания политеистических верований в классических религиях и трансляции их духовного опыта в инновационных христианских и исламских течениях. В качестве методологических ориентиров диссертация включает в себя исследования специалистов по культуре, религии, философии, истории, в которых были проанализированы и схематизированы важнейшие проблемы развития религиозно-традиционных отношений.

Теоретико-методологическая база данного диссертационного исследования, имеющего предметом сложный системный объект, потребовала разработки соответствующей ее целям методологии. В работе использован феноменологический метод для рассмотрения и описания культуры и традиции как духовной основы, сохраняющей религиозно-нравственные верования горских народов. Синергетический метод способствует рассмотрению традиционной культуры в динамическом единстве моральной и духовной жизни дагестанских народов. Аспекты диалектического метода использовались для раскрытия взаимосвязи монотеистических религий (иудаизма, христианства, ислама) и их общих исторических корней. Принципы структурно-функционального метода способствуют выявлению основных функций религиозной культуры: регуляции, трансформации и оседанию политеистических верований в классических религиях и трансляции их духовного опыта в инновационных христианских и исламских течениях. В качестве методологических ориентиров диссертация включает в себя исследования специалистов по культуре, религии, философии, истории, в которых были проанализированы и схематизированы важнейшие проблемы развития религиозно-традиционных отношений.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертации заключается в том, что она является той работой, которая посвящена генетическому, нравственному, этическому и обрядовому анализу религиозных традиционных и инновационных течений в Дагестане.

Диссертация основана на исследованиях религий, выступающих в многообразии форм культурных, бытовых, обрядовых предписаний, установок и практик и составляющих ядро оценок и восприятия поведенческих стереотипов в традиционной культуре Дагестана.

В традиционных религиях и сейчас проявляются элементы политеизма, а вот инновационные религии почти отошли от политеизма. Несмотря на изо-обилие научных работ по отдельным религиозным течениям, тем не менее, нет комплексного исследования, посвященного проведению и нахождению общих черт, догм в культурных традициях народов Дагестана и их роль в жизни дагестанского народа.

В данной диссертации религиозные традиции рассмотрены по-новому: выявлены общечеловеческие, религиозные ценности и их традиционное своеобразие. Нравственность рассматривается как фундамент религиозного традиционализма, который объединяет дагестанский народ в единое целое. учно-практическая значимость исследования. Полученные в итоге проведенного диссертационного исследования результаты могут служить теоретической и методологической основой при изучении проблемы традиционных инновационных течений в Дагестане. Особый интерес диссертация представляет также для разного рода культурологических, религиоведческих и философских исследований сравнительного характера. Кроме того, материалы диссертации можно использовать при подготовке и чтении базовых и специальных курсов по культурологии, философии, религиоведению. Они имеют научно-практическое значение для политиков и преподавателей.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на международной научно-практической конференции «Поликультурное образование на Северном Кавказе: Проблемы, тенденции, перспективы». 30-31 мая 2000г. Махачкала-Пятигорск. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории культуры ДГУ (протокол № 2 от 16 ноября 2004 г.) Основные результаты исследования отражены в 5 научных публикациях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Абдулаева, Ильмира Абдурагимовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировые религии, христианство и ислам, в своих традициях и обрядах не отошли полностью от домонотеистических верований и традиций. Об этом свидетельствуют приметы, пословицы, обряды, всякого рода запреты и наставления, особые правила поведения, почитание святых, но это нельзя назвать двоеверием, но можно назвать слиянием.

Основа жизни всякого цивилизованного общества и отдельно взятого человека, состоит в том, что каждое поколение получает наследие от предшествующего и вносит свой вклад в то, что получено им в наследство. Мы получаем в наследие сведения об исторических событиях, о которых известно из преданий. Сведения внушают доверие, когда они передаются от поколения к поколению в качестве обычаев и образа жизни, с которыми человек связан постоянно, ежедневно, ежечасно. Традиция обладает значительно большей достоверностью, когда передаваемое ею требует от человека усилий и самоотверженности, чему природа человеческая обычно противится, т. е. когда предание содержит идеи и предписывает образ действия, обуздывающие человека, которые невозможно принять, не осознав их необходимость и истинность. Но если бы человек сомневался в истинности предания, он не взял бы на свои плечи эту тяжелую ношу.

И, несмотря на то, что, на протяжении веков профессиональные служители культа боролись с пережитками политеизма, стремясь искоренить его -это не привело к ожидаемым результатам. Древние верования не погибли под достоинствами новых религий, а растворились в них. А вот инновационные религии полностью исключают элементы политеизма. Они не верят в приметы, иконоборчество, не поклоняются святым, у них нет храмовых построек, исключают все праздники, кроме Рождества Христова и Пасхи.

В классических религиях, несмотря на огромное разнообразие, есть то, что, безусловно, объединяет их - это непоколебимая вера в Бога, который даровал людям Талмуд, Тору, Библию и Коран. Это вера в Бога, который поф велел людям вести определенный образ жизни с соблюдением ежедневных молитв, постов, праздников, морали личной жизни, ношением одежды и т. д.1

В Коране в айате 29:46 ясно сказано: Уверовали мы в то, что ниспослано нам (Коран) и что ниспослано вам (Библию). Бог ваш и Бог наш - один и тот же (Бог Единый), и предаемся мы ему.

Несмотря на то, что между тремя монотеистическими религиями существуют разногласия, и различия речь в Коране не идет о каком-то втором боге, отличном от того Бога Единого, Вечносущего, которому поклонялись как Авраам (Ибрахим), так и люди писания, т. е. иудеи и христиане. И это непреложный факт, который нельзя отрицать^

Заметим, что содержащиеся в Библии утверждения о том, что «народ Израиля - единственный на земле, для которого приходил Бог» и что «народ Израиля» - «народ Твой», «Свой», т. е. Бога и пр., относятся к тому времени, когда иудаизм был по существу единственной единобожной религией. «Да не будет у тебя (т.е. у народа Моисеева) - других богов пред лицом Моим». А затем в того же Бога уверовали последователи Иисуса Христа «. .первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь Единый».2 Эти слова принадлежат Иисусу Христу, а затем и Коран провозгласил единобожие основой ислама (3:85; 29:46 и др.) Характерно, что Коран, осуждая ^ многобожие, специально предостерегает от греха «поклонения двум богам»

16:51).

Непременная черта верующего связана с выполнением предписанных традицией ритуалов. При этом личные дела отодвигаются на второй план и подчиняются традициям, так как иудаизм, христианство и ислам не отрывались от своих корней и сохранили неразрывную связь с системой моральных ценностей прежних эпох, то есть религией Авраама, которая возникла 3800 лет назад: «И, установлю союз между Мною и тобою и потомством твоим

1 Коран 2:136. Под ред. Крачковского И.Ю. М., 1986.

2 Библия. 2 Цар. 7:23. Исход 20:3. Мк. 12:29. после тебя, союз вечный, чтобы быть Богом и потомству твоему после тебя.».1

Авраам не был ни иудеем, ни христианином, ведь Тора и Евангелие были ниспосланы после него. Не был он и многобожником, так как отвергал идолов и исповедовал истинное и исконное единобожие. Подобно тому, как это сделали позже Иисус Христос и Мухаммед, Авраам очистил, и восстановил Храм после поруганий и разрушений. Авраам великий первоучитель истинной религии, которую и Иисус Христос, и Мухаммед были призваны восстановить.

Нельзя сказать, что Авраам был первым человеком, познавшим Истину.

В Торе упоминается, что жившие до него Ханох и Hoax были праведниками, «ходившими пред Богом». Они верили во Всевышнего, служили Ему и поступали в соответствии с Его повелениями.

Возможно, мы найдем когда-нибудь подтверждение существованию монотеизма до Авраама, но на сегодняшний день мы знаем, что именно Авраам посвятил себя распространению новой веры и передал эту веру своему сыну Ицхаку, тот - Иакову, последний - своим 12-ти сыновьям. Поэтому Авраам считается основателем первой в мире монотеистической религии. «Ибо, Я избрал его для того, чтобы он заповедовал сыновьям своим и дому своему щ после себя ходить путями Господа, творя добро и справедливость.»

Истинность религии Авраама доказывает не только Библия, но и Коран. « Последуем мы вере Ибрахима - верного халифа, кто к Господу других богов не призывал».3

Христианство имеет много общего с иудаизмом, об этом говорит то, что и иудеи и христиане почитают Ветхий Завет.

С иудаизмом много общего и у мусульман:

1 Бытие. 17:7,8.

2 Бытие. 18:19.

3 Коран.2:135.Под ред. Османова М.-Н.О. М.,1999.

0 —вера в единого Бога (Яхве - Аллах); вера в сотворение Богом неба, земли, человека и ангелов; почитание ангелов и пророков - божественных посланцев (6 главных пророков): Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Иисус ( Иса), и Мухаммед; вера в злых духов (демонов, сатану, шайтана—Иблиса; вера в святость священных книг (в иудаизме в Ветхий Завет, в Пятикнижие Моисея - Тора, в исламе - Коран и Сунна - сборник рассказов о жизни пророка Мухаммеда); вера в бессмертие души и воскресение мертвых; вера в посмертное воздаяние; вера в загробную жизнь (рай и ад); вера в « конец света и страшный суд ». Но, помимо общих догм иудеи и мусульмане имеют и кровное родство. Их родоначальником был Авраам (Ибрахим), который являлся отцом Исмаила от рабыни- египтянки Агарь (Хаджар) и отцом Исхака (библ. Исаака), рожденного от Сары. Таким образом, Исаак и Исмаил родные братья, у них один отец - Авраам.

Еще объединяет иудаизм, христианство и ислам Иерусалим, который является святыней и занимает высокое положение среди иудейских, христианских и мусульманских святынь. Иерусалим, историческая столица Палести-ф ны, представление о святости которой перешло в ислам из иудаизма и христианства, вместе с почитанием ветхозаветных пророков и Иисуса Христа. В Иерусалиме находится одна из трех почитаемых мусульманами мечетей -ал-Акса.

И в иудаизме, и в христианстве, и в исламе есть профессиональные служители культа, проводится обязательное богослужение, существуют специальные храмовые и культовые постройки (синагога, церковь, мечеть). В этих религиях есть ритуал посещения и поклонения святым местам, паломничества к жилищу Бога во время религиозных праздников, соблюдение постов, об-ж» ряд жертвоприношения, обрезание всего мужского пола (иудаизм, ислам),1 запрет есть свинину: «Не ешьте свиньи, потому что копыта у неё раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жвачная, нечиста она для вас» (иудаизм, ислам).1 Но более всего объединяет мировые религии свод нравственных поучений. Для этого сравним нравственные догмы христиан и мусульман с нравственными иудейскими догмами: «Нет любви, подобной любви к Богу. Нет учения, подобного Святому Писанию. Нет такого украшения, как смирение. Нет лучшей славы, чем доброе имя. Нет такого наслаждения, как исполнение заповедей. Нет такой заслуги, как давать другим возможность к заслугам. Нет такой мудрости, как мудрость вероучения. Нет лучшего страха, чем страх Божий. Нет лучшей радости, чем радость добро творить. Нет большей святости, чем воздержание. Нет лучшего права, чем застенчивость. Нет более похвальной черты, чем грехопрощение. Нет лучшей веры, чем вера в Бога Единого. Нет более опасного врага, чем Искуситель. Нет ничего мудрее, как устоять против искушения».2

Необходимо подчеркнуть еще одну немаловажную истину, а именно то, что все пророки и в иудаизме, и в исламе, и в христианстве не обычные люди, а богоизбранные. Замечательно сказал о том, каким может быть пророк Божий, Д.В.Щедровицкий: «.настоящий пророк.должен говорить от имени Единого Бога; .в отличие от обычных людей, созерцающих предметы видимого мира, пророк зрит мир духовный, невидимый и повествует о том, что он узрел». Далее в книге Д. Щедровицкого разъясняется, что пророки «были орудиями Бога, но орудиями не слепыми, не пассивными, а живыми и разумно действующими».3 В другой своей книге Д. Щедровицкий разъясня

1 Левит.11:7.

2 Элеазар бен Иегуда. Рокеах //Мировоззрение талмудистов. Свод религиозно-нравственных поучений в выдержках из главнейших книг раввинской письменности. В 3-х т. Т.1. СПб., 1874. - С.240.

3 Щедровитский Д. Введение в ветхий Завет. 1.Книга Бытия. М.:Теревинф. 1994. - С. 5, 7. ет, что пророк должен быть необыкновенным человеком, потому что «величие Божие, могущество Его откровения недоступны восприятию обычного человека.»1

Существует суждение на эту тему православного автора. «Описание призвания относится к числу тех страниц Священного Писания, которые оставляют наиболее сильное впечатление. Служение пророков и апостолов обуславливается именно особым призванием свыше. Это служение не восхищается самовольно, а дается Небесным Пастыреначальником, лицам особо к тому предъизбранным, а не всякому человеку. Призвание Моисея у Неопалимой Купины (Исх.З), призвание Исаии (Ис. 6) ставят лицом к лицу Бога во всем Его величии и тайне и человека в его истинной сущности: в состоянии страха и готовности идти на жертву, в борении сил сопротивления и приятия. Вспомним беседу Господа с Иеремией, в которой Господь призывает своего пророка: «Прежде, нежели Я образовал тебя в чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя». А я сказал: «О Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод». Но Господь сказал мне: «Не говори: Я молод, ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь» (Иер. 1:4-7). Повествования о призвании занимают в Библии такое место, что становится очевидным, какую важную роль оно играет в Откровении Божием и в спасении человека. Все призвания имеют целью определенные послания: Бог призывает, чтобы послать. Аврааму (Быт. 12:1), Моисею (Исх.З: 10,16), Амосу (Ам.7:15), Исаии (Ис.6:9), Иеремии (Иер.17), Иезекилию (Иез.З:1-4) Он дает одно и то же повеление: «Иди!» Призвание - это зов, который Бог дает услышать человеку, Им избранному и предназначенному к определенному служению в Его спасительном Замысле и в судьбе Его народа. На Свой призыв Бог ожидает ответа, сознательного согласия в вере и послушании. Ино

1 Щедровский Д. Введение в Ветхий Завет. II / Книга Исход. -126. Коран 42:51. Каир 1996.-С.426. гда это согласие дается мгновенно (Быт.12:4; Ис.6:8), но часто человек приходит в страх и пытается уклониться (Исх.4:10; Иер.1:6; 20:7). Причина этого в том, что обычно призвание отделяет избранного от его среды и делает призванного чужим среди своих. Известно, например, что когда Джибрил со свитком в руках явился Мухаммеду во сне и велел: «Читай!» - Пророк трижды отказывался, но, принуждаемый силой, наконец, прочел написанное. «Когда я проснулся, то эти слова были словно записаны в моем сердце» (Большаков О.Г. История Халифата.С.71-72). Так ему были ниспосланы Богом первые фразы Корана. Пророческая стезя - удел избранных, выдающихся людей. «Много званных, но мало избранных» (Мф.22:14).

Идейная растерянность и отдаление от жизни Торы, Библии и Корана, угрожающие единству в мире, происходят от незнания и непонимания. Необходимо донести до народа истину Священных Писаний, основы и принципы веры в том виде, в каком они существуют, могуществе их чистоты и целостности.

Сегодня во всем мире сложилась сложная религиозная обстановка преимущественно из-за недопонимания, а порой и глубокого незнания религиозных принципов, которые исповедуют приверженцы той или иной конфессии, происходят разногласия на религиозной основе, вместо веротерпимости, это конфликты межэтнических, культурных и бытовых отношений. Нравственных аспект религиозной культуры занимает важнейшее место и играет огромную роль во взаимоотношениях людей разных верований.

В настоящее время руководители различных православных и мусульманских организаций стремятся строить свои взаимоотношения на принципах доброжелательства и сотрудничества проводят идеи взаимообогащения диалога культур, подчеркиваются традиции межрелигиозной терпимости. Хотелось бы выявить общие нравственно-этические принципы, которые объединяют все религии идейно, по сути. Поэтому актуальность выбора этой проблемы не вызывает сомнения, так как отсутствуют цельные, конкретные представления о слиянии и трансформации средневековых религий с религиями настоящего времени. Ведь древние религии со своими традициями, обрядами оказались очень жизнеспособными.

Особое место в исследовании занимает проблема взаимодействия нравственных и религиозных норм различных конфессий на сравнительно небольшой территории в Дагестане.

Необходимость данной работы продиктована, не столько стремлением поделиться результатами работы совершаемой нами, сколько желанием обозначить место в традиционалистском возрождении в Дагестане и наше отношение к прочим течениям и движениям. Мы надеемся, что в данной работе нам удалось отразить представления, свойственные дагестанской традиции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Абдулаева, Ильмира Абдурагимовна, 2005 год

1. Абасова А.А. Раннесредневековая шиитская экзегеза об Али и Имамате // Ислам в Дагестане.- Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1994.-С.113.

2. Абу ал-Аля ал-Маудуди. Ислам сегодня.- М., 1992. С. 19.

3. Авшалумова JI.X. Критика иудаизма и сионизма.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986. -С.66.

4. Агларов М.А. Брак и свадебные обычаи народов Дагестана.- Махачкала, 1988.-С. 188.

5. Адаты южно дагестанских обществ: Сборник сведений о кавказских горцах: Т.8. 1875.- С. 17.

6. Азбука христианства: Словарь справочник.- М., 1997.

7. Айтберов Т.М. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1969. -С.81

8. Акаев В.Х. Суфийские братства и ваххабиты.// Азия и Африка сегодня. 1998. -№6.

9. Алимов Б.М. Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в 19 -н.20в. Махачкала, 1986. -С. 141.

10. Альфа Омега Христианские и еврейские праздники. - М., 1924.

11. Альфа Омега. Христианские и еврейские праздники. - М., 1924.-С.177.

12. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985.

13. Арестов В.Н. Религиозный экстремизм. Харьков, 1987. -С. 145 — 148.

14. Астахова А. Хороший мусульманин плохой ваххабит.// Сегодня. - 2000.- 26 июля. - С. 1-2.

15. Атеистические чтения: Сборник.- М., 1998.

16. Ахундов М.Р., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры. // Вопросы философии.- 1922.- № 12. -С.42-44.

17. Баркер А. Новые религиозные движения.- СПб., 1997.-С.114.18

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.