Проблема нравственности в аварской духовной литературе XVIII-XIX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Гамзаев, Магомед Алиевич

  • Гамзаев, Магомед Алиевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2013, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 152
Гамзаев, Магомед Алиевич. Проблема нравственности в аварской духовной литературе XVIII-XIX вв.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2013. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гамзаев, Магомед Алиевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Художественное осмысление темы исламского адаба в аварской духовной литературе дооктябрьского периода

1.1. Место и роль адаба в системе исламских ценностей

1.2. Проблема религиозной морали и этики в творчестве аварских

поэтов дооктябрьского периода

Глава 2. Аварская духовная литература XVIII века и проблемы исламской этики

2.1. Этико-дидактические проповеди Абубакар-хаджи Аймакин-ского

2.2. Вопросы исламской морали в трудах Абубакар-хаджи Айма-кинского

2.3. Тема нравственного совершенствования личности в дидактической поэзии Хасана Кудалинского Старшего

Глава 3. Морально-этические воззрения в аварской духовной литературе XIX века

3.1. Этические воззрения в трактате Абдурахман-хаджи Сограт-линского «Ал-Машраб ан-Накшбандия» («Накшбандийское направление»)

3.2. Нравственность как доминанта духовно-поэтического наследия Али-Гаджи из Инхо

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема нравственности в аварской духовной литературе XVIII-XIX вв.»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Аварская духовная литература зародилась в процессе исламизации края, под влиянием распространения ара-бо-мусульманской науки и культуры, памятников словесности арабо-мусульманских авторов, в результате усвоения их опыта и традиций местным населением, перевода их произведений на родной язык и как следствие - появления оригинального научного и художественного творчества местных ученых.

Прослеживая историю аварской литературы в ее хронологической последовательности, системной общности и преемственных связях, С.М. Хайбуллаев в «Истории аварской литературы ХУП-Х1Х веков»1 на богатом литературном материале убедительно доказывает, что национальная письменная литература зародилась, прежде всего, для духовного просвещения и воспитания широких слоев населения. В частности, он пишет, что духовная литература представляет собой симбиоз научных, философских, религиозных, общественных, социальных, морально-этических, эстетических воззрений, она вооружает человека знаниями и нормами, необходимыми ему на жизненном пути2.

Особенностью духовной литературы аварцев является непрерывность творческого процесса ее представителей. Они втайне создавали религиозные произведения даже в период воинствующего атеизма: полного запрета религиозной деятельности, преследования духовенства, уничтожения теологической литературы. Связанная с религиозными убеждениями широких народных масс, эта литература оказалась жизнестойкой и неистребимой.

Последствия и результаты принятия ислама народами Дагестана и его роль в их духовной жизни достаточно обстоятельно и глубоко раскры-

1 Хайбуллаев С.М. История аварской литературы ХУП-Х1Х веков. - Махачкала, 2007.

2 Там же. С. 111-112.

ты в трудах таких исследователей, как В.В. Бартольд, Е.Э. Бертельс, И.Ю. Крачковский, М.А. Абдуллаев, Г.Г. Гамзатов, A.A. Исаев, М.-С.Д. Саидов, А.Р. Шихсаидов, С.М. Хайбуллаев и др.

Говоря о распространении мусульманской религии на территории Дагестана и ее позитивном влиянии на все сферы жизнедеятельности дагестанцев, академик Г.Г. Гамзатов3 констатирует, что исламизация края сопровождалась арабизацией, которая была настолько основательной, что арабский язык в регионе оказался главным литературным языком. По мнению ученого, сложилась стройная система арабоязычного образования с широкой сетью примечетских школ. Возникли известные центры религии, культуры, науки, своеобразные средоточия образованности. Создавалась оригинальная литература синкретического типа. Формировалась плеяда выдающихся представителей мусульманского богословия, общественной мысли, духовной и светской поэзии4.

Мусульманская религия оказала мощное и неотвратимое влияние на духовную жизнь Дагестана, проникая во все ее поры: арабский язык стал языком науки, письменной литературы, межнационального общения образованной части дагестанского общества, а графическая система арабского языка - основой национальной письменности - аджама. Подчеркивая факт глубокого проникновения арабской культуры в дагестанское общественно-эстетическое пространство и ее роль в формировании местной арабоязыч-ной культурной и литературной традиций, С.Х. Ахмедов пишет: «Новая арабоязычная культура в Дагестане зарождалась постепенно, хотя со временем она укоренилась настолько, что впоследствии стала восприниматься как традиционно местная культура»3.

К XVII в. религиозная литература стала приобретать качества художественности и самостоятельности, в связи с чем происходит ее выделение

3 Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. - М.: Наследие, 1996.

4 Там же. С. 533-534.

5 Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. История и современность. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. С. 36.

из общего понятия культуры. Если раньше в своих трудах ученые-теологи выражали весь комплекс вопросов философии веры, практических наук, правил общественного поведения, то с этого периода они уже выделяли из своего синкретического творчества литературные произведения. «Достоверные данные и источники, которыми располагает история культуры народов Дагестана, - пишет академик Г.Г. Гамзатов, - позволяют фиксировать наличие здесь уже к концу XVII - нач. XVIII в. письменной литературы как реальности эстетического мышления»6.

Этот процесс нарастал с каждым веком. Среди известных на тот период в народе богословов, религиозных деятелей, знатоков ислама не было практически ни одного, кто не оставил бы потомкам хотя бы несколько поэтических произведений.

Первыми памятниками аварской письменной литературы, дошедшими до нас, являются несколько проповедей Мусал Мухаммада Кудутлин-ского (1608-1668), написанные на аварском литературном языке посредством арабографического письма. В них разъясняются вопросы веры, богобоязненности, подготовки к загробной жизни и Судному дню, говорится о мимолетности и ничтожности земной жизни, о необходимости достойно прожить ее во имя благ жизни вечной. В своих трудах Кудутлинский обосновал также ряд важных проблем нравственно-этического характера, ставших у его последователей - Абубакар-хаджи Аймакинского, Хасана Кудалинского Старшего, Абдурахман-хаджи Согратлинского, Али-Гаджи из Инхо и др. - лейтмотивом их творческого наследия. По пути, проложенному им, шли последующие поколения ученых и поэтов, и эта преемственность продолжается до настоящего времени.

Степень изученности проблемы. Формирование и становление дагестанского литературоведения происходило в годы советского периода.

6 Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. XVIII—XIX вв. — Махачкала: ДНЦ РАН, 2000. С. 30.

Это обстоятельство наложило своеобразный отпечаток на эту область науки: исследовалась лишь светская литература, созвучная эпохе.

В 1903 г. усилиями М.-М. Мавраева из Чоха, Абусупьяна Акаева из Нижнего Казанища, Исмаила из Шулани была создана «Ал-матбаа ал-Исламия» («Исламская типография») в г. Темир-Хан-Шуре. Организаторы типографии выявляли в аулах Дагестана рукописи известных ученых, популярных в народе, и готовили их к изданию. К издаваемому труду они предпосылали статьи, предисловия известных богословов, в которых давалось краткое содержание издания, его ценность и обращение к читателям приобретать и читать данную книгу. Эти рецензии открывали книгу читателям. Так, например, рецензии на книгу Мухаммада из Гигатля «Экзамен для праведных» («Имтихан саликин») были написаны Хаджи Хусейном из Алака и Гаджиявом из Гаквари, Алибулатом из Саситля, Касимом из Му-ни. К сожалению, в годы советской власти эта традиция не получила своего развития и угасла с закрытием типографии. Не стали также издаваться книги на тему богословия и литературные произведения религиозных поэтов.

С началом фронтального изучения культурного наследия религиозную литературу игнорировали, будто ее вовсе не существовало, произведения не собирались, не анализировались, а очерки, статьи об истории национальных литератур начинались с критики и отрицания духовной литературы, мешавшей созданию литературы нового времени - литературы «национальной по форме и социалистической по содержанию».

В процессе создания обобщающих трудов по истории аварской литературы также не нашлось места для религиозной литературы, она отвергалась с порога. Так, автор первых очерков о дореволюционной аварской литературе Б.М. Магомедов, оценивая поэтическое наследие одного из ярких представителей аварской словесности, пишет: «Абубакар из Аймаки был преимущественно религиозным поэтом. Его творчество было на руку господствующим классам, аульским богачам-эксплуататорам. В этом отноше-

нии оно остается для нас совершенно чуждым, неприемлемым»7. Вот так резко отрицательно трактовалось в тот период проникнутое гуманистическими мотивами творчество поэта, который выступал не только против эксплуатации человека, но и против господствующих классов.

В монографии С.М. Хайбуллаева «О дореволюционной аварской литературе»8 проанализировано творчество известных поэтов, таких как Му-сал Мухаммад из Кудутли, Абубакар-хаджи Аймакинский, Хасан из Куда-ли Старший, и проводится мысль о существовании в Аварии богатой многожанровой религиозной литературы, хотя развернутого ее анализа автор дать не смог из-за существовавшего тогда идеологического диктата. И только в постсоветский период в своей монографии «Духовная литература аварцев»9 С.М. Хайбуллаев дает последовательный анализ жанров духовной литературы: мавлидов, хадисов пророка, проповедей, наставлений, молитв, поэзии джихада и газавата, а одну из глав монографии посвящает проблеме литературы адаба, ее идейно-художественным и жанровым особенностям10. «Духовная литература аварцев» - первая работа в литературоведении народов Северного Кавказа, полностью посвященная проблемам религиозной литературы.

В последние годы усилился интерес к жизни и творческому наследию известных богословов: публикуются исследования, монографии, сборники, посвященные их жизненному и творческому пути11. Построенные на целостном анализе их творческого наследия, эти работы ценны но-

7 Магомедов Б.М. Очерки дореволюционной аварской литературы. - Махачкала, 1961.

С. 10.

8 Хайбуллаев С.М. О дореволюционной аварской литературе. - Махачкала: Дагучпед-гиз, 1974.

9 Хайбуллаев С.М. Духовная литература аварцев. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1998.

10 Там же. С. 215—251.

" Хафиз Умар-хаджи из Миатли / сост. С.М. Хайбуллаев. - Махачкала, 1996; Абдуллаев М.А. Абдурахман-хаджи Сугури. - Махачкала, 2002; Устар Ободияв / сост. С.М. Хайбуллаев. -Махачкала, 2004; Хизбулаев М. Абубакар-хаджи Аймакинский. - Махачкала, 2005; Сайд из Аракани. Биографические очерки / сост. М.Т. Тагиров. - Махачкала, 2006; Юсупова Ч.С. Али-Гаджи из Инхо: жизнь и творчество. - Махачкала, 2005; Нахибашев Ш. Узун-хаджи из Салта. -Махачкала, 2007; Ободинские ученые / сост. С.М. Хайбуллаев. - Махачкала, 2007; Доного X,-М. Нажмудин Гоцинский. - М., 2011.

выми сведениями о жизни когорты деятелей национальной культуры. Естественно, возникает вопрос об отражении в их творчестве морально-нравственных принципов ислама. Но сколько-нибудь развернутое исследование этой проблемы в названных трудах отсутствует, хотя исламской этикой пронизано все их творчество.

Данное обстоятельство ставит исследователей перед необходимостью всестороннего изучения проблем морали и нравственности, реализованных в духовной поэзии аварцев.

Ввиду отсутствия в дагестанском литературоведении подобных исследований автор диссертации вынужден был обратиться как к общетеоретическим трудам по вопросам морали, нравственности, этикета, так и к конкретным исследованиям, посвященным исламскому адабу. Эта тема заняла основное место в трудах мусульманских теологов. Причину этого явления С.М. Хайбуллаев видит в том, что проблема адаба - свода правил морали, нравственности, этики - занимает огромное место «в системе ценностей ислама, в исламском образе жизни... Адаб всегда сопутствует, существует, бытует вместе с понятиями веры и ислама - преданности Всевышнему. Недостаточно будет сказать, что они разные стороны одной медали, даже две ипостаси одного явления, понятия. Их можно понять и представить лишь в форме сообщающихся сосудов, содержимое их всегда

на одном уровне: степень имана полностью должна соответствовать степе-

12

ни адаба, и наоборот» .

В теологической литературе понятия имана и адаба исследуются в единстве и взаимозависимости. И в то же время по этике ислама написано много трудов, а общие принципы адаба конкретизированы в отдельных сочинениях13.

12 Хайбуллаев С.М. Духовная литература аварцев. С. 215.

13 Абу Хамид аль-Газали. Воскрешение науки о вере. - М.: Наука, 1981; Абу Хамид аль-Газали. Наставление правителям. - М.: Ансар, 2007; Абдуллах ибн Макафа. Малая книга правил воспитания юношества. - М., 1998; Ибрагим бин Абдулазиз аль-Ибрагим. Уроки духовного воспитания. - М., 2000; Марван Ибрагим аль-Кайси. Исламская мораль. - М.: Андалус, 2005; Шейх Мухаммад аль-Газали. Нравственность мусульманина. - Киев, 2006; Шейх Юсуф Карда-

Цели и задачи исследования данной работы продиктованы необходимостью создания развернутой картины морально-нравственных принципов ислама, нашедших отражение в аварской духовной литературе конкретной исторической эпохи, в частности ХУШ-Х1Х вв., а также введение в научный оборот новых, ранее неизвестных произведений духовного жанра, созданных в исследуемый период. Для достижения этих целей на основе анализа существующей духовной литературы, ее богатства и многообразия необходимо решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать и описать общие принципы морали и нравственности в вероуставе мусульман, определить место и роль адаба в системе исламских ценностей.

2. Проследить общественно-политические, культурные и нравственно-этические особенности аварской культурной среды ХУШ-Х1Х вв.

3. Проанализировать особенности творчества аварских авторов ХУШ-Х1Х вв. Абубакар-хаджи Аймакинского, Хасана Кудалинского Старшего, Абдурахмана-хаджи Согратлинского, Али-Гаджи из Инхо и выявить их приоритеты в области нравственности, раскрыть значимость анализируемых произведений.

4. Выявить степень отражения и характер проблем морали и нравственности в духовной литературе аварцев ХУШ-Х1Х вв. с точки зрения ее жанровой разновидности.

Объектом исследования являются теологические труды, поэтические сборники, отдельные стихотворные произведения аварских авторов, представителей духовной литературы ХУШ-Х1Х вв.

Предметом исследования является проблема нравственности в духовной литературе аварцев ХУШ-Х1Х вв.

Теоретической и методологической основой диссертации являются работы отечественных и зарубежных литературоведов, историков, куль-

ви. Дозволенное и запретное в исламе. - Казань, 2004; Гюльчур М.К. Культура поведения в исламе. - М., 2008; Богучарский Е.М. Мусульманский этикет. - М.: Рипол классик, 2010; Рамаза-нов К. Этика мусульманина. - Махачкала: Нуруль иршад, 2011 и др.

турологов и теологов, в которых исследуются различные аспекты духовной литературы разных народов.

В освещении общих и специальных вопросов использованы труды отечественных и зарубежных востоковедов - В.В. Бартольда, И.Ю. Крач-ковского, А. Крымского, И.М. Филынтинского, А. Меца, Г.Э. фон Грюне-баума; ученых-религиоведов - Ю.А. Михайлова, Ф.Р. Мухаммада, М.Т. Степанянца, М.К. Гульчура, А. Зарринкуба; мусульманских богословов -А.Х. аль-Газали, М.И. аль-Кайси, аль-Муадади, А. ибн Мукафы; специалистов по мусульманской культуре - историков М.А. Абдуллаева, А.Г. Агае-ва, Г.-Э. Алкадари, А.Р. Шихсаидова, Т.М. Айтберова, А.Р. Бамматовой и др.

В освещении литературоведческой стороны вопроса диссертант руководствовался научно-теоретическими положениями, разработанными в трудах таких известных исследователей, как акад. Г.Г. Гамзатов, Б.М. Магомедов, С.М. Хайбуллаев, Ч.С. Юсупова, 3.3. Гаджиева, С.Х. Ахмедов, А.Т. Акамов, Т.Ш. Биттирова, Г.Г. Зайнуллин, и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что в ней впервые на обширном научно-практическом материале рассматриваются вопросы этики, морали и нравственности в духовной литературе аварцев ХУШ-Х1Х вв. Постановка проблемы в таком разрезе и в такой полноте -новое явление в дагестанском литературоведении, так как до сих пор нет самостоятельного, целостного труда по этой теме ни в одной из национальных литератур Дагестана. А успешное разрешение данной научной проблемы способно стимулировать ее исследование как в литературах народов Дагестана, так и Северного Кавказа в целом.

В работе в научный оборот впервые вводятся новые литературно-культурные материалы и произведения духовной литературы, представляющие значительный интерес для современной филологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Аварская духовная литература представляет собой обширный пласт художественной культуры народа. Она включает в себя такие жанры, как поэтические проповеди, назидания, мавлиды, религиозные трактаты и др.

2. В отличие от светской, аварская духовная литература дооктябрьского периода создавалась усилиями мусульманских богословов и играла важную роль в укреплении нравственно-этических воззрений в обществе.

3. Излагая художественным языком вероустав мусульманина и соответствующие ему нормы морально-этического поведения, аварские авторы

XVIII века Абубакар-хаджи Аймакинский, Хасан Кудалинский Старший и другие в своих просветительско-дидактических сочинениях самых разных жанров стремились укреплять нравственно-этические нормы в обществе, вооружать его членов всем комплексом религиозных знаний.

4. Основные нормы этики и морали, которыми должен руководствоваться каждый человек в повседневной жизни, получили дальнейшее развитие в творчестве таких представителей аварской духовной литературы

XIX в., как Абдурахман-хаджи Согратлинский, Али-Гаджи из Инхо и др.

5. Центральное место в творчестве представителей аварской духовной литературы ХУШ-Х1Х вв. занимал жанр поэтической проповеди, который нес в себе большой эмоциональный заряд, влиявший на умы и сердца слушателей и читателей.

Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертационная работа содержит собой богатый, интересный материал в области изучения истории аварской литературы, дагестанской общественно-философской мысли и др. Материал диссертации, выводы, содержащиеся в ней, могут быть использованы для создания спецкурсов как в религиозных, так и в светских учебных заведениях, а также в воспитательных целях в современном обществе.

Результаты исследования морально-нравственных принципов ислама вооружат рядовых граждан, специалистов-религиоведов, деятелей культа,

педагогов знаниями в области исламской этики для практического руководства в своей повседневной жизнедеятельности.

Материал, привлеченный для анализа в данном исследовании, расширит фактологическую базу родной литературы, откроет широким кругам читателей сокрытое от них художественное наследие, ценное по своему содержанию и художественным качествам.

Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждалось на заседании отдела литературы Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН. Основные положения и научные результаты исследования нашли отражение в монографии «Проблемы морали и нравственности в духовной поэзии аварцев» (М.: Тарих, 2008), в авторских книгах «Пророк Мухаммад» (М., 2005. На авар, яз.), «Праведные халифы» (М.: Тарих, 2006. На авар, яз.), «Имам Шамиль» (М.: Тарих, 2008. На авар, яз.), в статьях, тезисах, выступлениях на региональных и республиканских научных мероприятиях.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 176 наименований. Общий объем диссертации 152 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Гамзаев, Магомед Алиевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С тех пор как человек осознал себя частью социума, у него возникла необходимость регулирования отношений с себе подобными, будь то семья, коллектив, общество в целом. Исторически так сложилось, что правила этих отношений формировались стихийно, в виде неписаных законов, принципов, правил поведения, приличия, этикета, то есть нормативной этики. Сосредотачивались они в основном вокруг естественных, жизненных проблем, связанных с понятиями добра, зла, блага и вреда, дозволенного и запрещенного, красивого и уродливого, одобряемого осуждаемого, с поведением в той или иной ситуации, без нарушения при этом общественного равновесия и комфорта.

При суммировании этих вопросов необходимо отметить, что люди стремились найти ответы на насущные вопросы: как жить? чем заниматься? от чего следует отказаться, чтобы не создавать дискомфорт окружающим? Общественная оценка была определяющим критерием моральности или аморальности поведения индивидуума. Даже у первобытных народов существовало табу, или запрет на те или иные действия, могущие опорочить человека, вызвать протест или осуждение племени. Таким образом, постепенно, в течение веков формировалось моральное сознание, обязательное для каждого члена общества.

С зарождением и становлением различных форм религии, наряду с нормативной этикой, формировалось нравственное богословие, определившее отношение человека к Богу, его место в жизни.

Нравственное богословие исходило из божественного происхождения морали, ее непререкаемости и универсальности, обязательности и ответственности человека за добросовестное следование принципам морали или нарушение их.

Мораль и религия как две формы общественного сознания связывались в крепкий узел, где их составные части взаимообуславливались, взаимообъяснялись, взаимоопределялись. Прослеживая идеологию различных конфессий в их исторически последовательном развитии, нетрудно заметить в них тесное переплетение, слияние религиозных и нравственных начал.

Ислам, будучи самой молодой и последней по времени религией, естественно, вобрал в себя древние верования племен Аравийского полуострова, а также достижения предыдущих конфессий, в частности иудаизма и христианства. Но в то же время в нем уделяется пристальное внимание проблемам морали и нравственности. Этим ислам существенно отличается от других конфессий. «Ислам - религия активного социального действия. Каждый мусульманин стремится вести не только праведный образ жизни, но и преобразовать для этого общественную среду вокруг»215.

Все этические понятия, термины, категории, существующие в действительности, разъяснены и обоснованы в Священном Коране, в Сунне пророка, в его хадисах, затем они детализированы в теологической литературе, морально-нравственных уставах.

В основе исламской морали лежат вера в единого Аллаха, его пророков и посланников, в писание. Нравственность определяется искренним служением Всевышнему, покорностью и абсолютным соблюдением Его предписаний. На это способен человек морально устойчивый, нравственно совершенный. И поэтому в исламе вера человека связывается с его нравственностью.

Каждый пророк, посланник, ниспосланный народу, должен был разъяснять людям сущность писаний Всевышнего. Наиболее подходящим средством для этого являлись проповеди, с которыми посланники прямо и непосредственно обращались к своей пастве.

Великолепное ораторское мастерство, проповедническая деятельность были присущи всем известным пророкам, халифам, имамам, святым, мусульманским ученым. Для наставления верующих на путь истины они использовали каждую возможность.

Образцом совершенного проповедника в исламе является пророк Мухаммад, который заложил основы этой формы религиозного образования, просвещения, воспитания мусульман. С тех пор создание проповедей стало хорошей традицией в исламской практике. И в настоящее время высшая должность священнослужителя в мечети называется «имамом-хатибом» - «имамом-проповедником». Он должен не только руководить молитвами, но и произносить проповеди, наставляя мусульман на путь благочестия и благонравия.

После повсеместного утверждения ислама в Дагестане в XV в. местные богословы стали создавать труды, в которых в конспективной форме излагались основные каноны религии. Каждое последующее поколение теологов разъясняло, комментировало эти основы, расширяя их границы и содержание, включая все больше и больше знаний об исламе. Но они не ограничивались этим, а параллельно в стихотворной форме создавали проповеди, поучения, назидания на актуальные темы ислама. Выбор же поэтической формы творчества объяснялся стремлением облегчить восприятие текста слушателем и читателем, сделать его удобным и легким при заучивании.

Свою деятельность ученые считали делом богоугодным, направленным на нравственное совершенствование общества, повышение телогиче-ских знаний его членов. В творчестве каждого дагестанского теолога, начиная со средних веков и по настоящее время, можно обнаружить хотя бы несколько образцов таких проповедей. Все известные в народе ученые творили в этом жанре. Особенно плодотворно реализовали себя авторы духовной литературы XVIII-XIX вв.: Абубакар-хаджи Аймакинский, Хасан Кудалинский Старший, Сайд Араканский, Абдурахман-хаджи Сограт-линский, Али-Гаджи из Инхо и др.

В исламе господствует культ науки, знаний. Самым престижным для мусульманина является звание «алима» - «ученого». Ему созвучно другое емкое слово - «амил» - «совершенный, идеальный человек». К нему примыкает слово «адил» - «дисциплинированный, собранный человек». Всякий, кто берется за наставление людей на верный путь, должен быть «муршидун камилун» - «совершенным наставником», чьи слова соответствуют делам.

И в этом плане также сопоставляются религиозные и нравственные качества, потому что они неотделимы друг от друга. Истинная вера должна проявляться в высокой морали и нравственности.

И поэтому композиция проповедей, поучений, назиданий, обращений дагестанских ученых традиционно состоит из двух частей. В первой части содержатся вероустав, каноны, догмы ислама, его обрядность и ритуалы. Во второй - морально-нравственные нормы, обусловленные ими, например: какого поведения, облика, характера должен быть человек, претендующий на звание праведного мусульманина.

Подобная же структура характерна для проповедей и поучений, созданных алимами других народов, исповедующих ислам. В этом плане они составляют типологически общую систему. Национальное своеобразие составных частей определяется языком, на котором они созданы, и своеобразием художественного мышления их авторов. Темы, сюжеты, образы этих произведений схожи, ибо в их основе лежат одни и те же источники: Священный Коран, Сунна пророка, его хадисы, основы шариата.

В данной диссертации проанализированы тематика, проблематика, образный мир поэтических сочинений, теологических трактатов аварских поэтов и теологов ХУШ-Х1Х вв. Их лейтмотивом является идея о необходимости духовного самоочищения, самосовершенствования, воспитания в себе позитивных качеств, добродетелей, преодоления соблазнов дьявола, пороков своего необузданного тела, постоянная борьба с самим собой во имя идеалов добродетельной нравственной жизни, освоения моральных качеств и ценностей, направленных на достижение идеала. В рассматриваемых в работе произведениях также названы конкретные пороки, свойственные человеку, и указаны пути избавления от них. Главную задачу своего творчества аварские авторы исследуемого периода видели в воспитании благоверного, благочестивого, нравственно совершенного мусульманина.

Наряду с поэтическими произведениями малого формата ученые Аварии ХУІІІ-ХІХ вв. создали развернутые крупные произведения поэмного масштаба, в которых разъясняются основы и обязанности мусульманской морали и нравственности с точки зрения вероустава ислама. Полнотой освещения этих принципов характеризуются произведения Абубакар-хаджи Аймакинского, Хасана Кудалинского Старшего, Али-Гаджи из Ин-хо и других авторов их плеяды, которые по своим поэтическим характеристикам можно отнести к сочинениям этико-дидактического жанра.

Таким образом, в духовной литературе аварцев ХУІІІ-ХІХ вв. развернуто представлена этика мусульманина, исходя из его вероубеждений. Она вооружала слушателя и читателя необходимыми знаниями нравственного, поведенческого содержания, наставляла их на путь истины, предостерегала от заблуждений и соблазнов. Эта литература содержит в себе большой воспитательный потенциал, весьма ценный и необходимый особенно в период идейного разброда и вседозволенности, утраты морально-нравственных ориентиров.

Известный современный теолог, шейх Мухаммад Насир ад-дин аль-Альбани пишет: «Ключ к возрождению торжества ислама предполагает претворение в жизнь полезного знания и совершения благочестивых и правильных дел»216. Этим целям в наибольшей степени соответствует ду

216 Шейх Мухаммад Насир ад-дин аль-Альбани. Разъяснение основополагающих вопросов по исламу. - М.: Зул-ль-Факар, 2005. С. 4. ховная литература на морально-нравственные темы, в которой сосредоточен большой и незаменимый воспитательный потенциал. Поэтому эта литература будет всегда востребована обществом.

Ислам обладает ценностями, необходимыми для любого общества, любого народа, стремящегося жить по человеческим законам. Знание этих ценностей, использование их в повседневной человеческой деятельности обогатит духовный климат современной цивилизации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гамзаев, Магомед Алиевич, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

Абубакар ал-Аймаки. Васиййа // Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. - Ф. 14. Оп. 2.-№653.

Абубакар ал-Аймаки. Маджма'ал-авбаш // Рук. фонд ДГУ. - № Р-

131.

Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний Саййида Абдурах-мана, сына устада шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1997.

Абдурахман-хаджи Ас-Сугури. Ал-Машраб ан-Накшбандийа («На-кшбандийское направление») / пер. с араб. А.Р. Наврузов. - Махачкала, 2011.

Аварские пословицы и поговорки / записали Заирбег и Сайд Алиха-новы / сост., коммент., послесл. С. Алиханова. - Махачкала: Эпоха, 2012. Али-Гаджи из Инхо. Произведения. - Махачкала, 2001. - На авар. яз. Алиханов М. В горах Дагестана. - Махачкала: Эпоха, 2005. Антология аварской литературы. - Махачкала, 1933. - На авар. яз. Гамзат Цадаса. Избранное. - Махачкала, 2007. - На авар. яз. Дугричилов М.М. Сказания о Дагестане. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2000.

Ислам. Краткая энциклопедия. - М.: Наука, 1991. Каталог печатных книг и публикации на языках народов Дагестана / сост. A.A. Исаев. - Махачкала, 1980.

Коран / перевод с арабского и комментарий М.-Н.О. Османова. - М.: Ладомир, 1999.

Мавлиды / сост. С.М. Хайбуллаев. - Махачкала, 1997. - На авар. яз.

Магомедов Р. Духовное сокровище гидатлинцев. - Махачкала, 1994.

- На авар. яз.

Поэзия газавата / сост. С.М. Хайбуллаев. - Махачкала, 1997. - На авар. яз.

Проповеди и турки / сост. С.М. Хайбуллаев. - Махачкала, 1997. - На авар. яз.

Рассказы из Корана. - М.: САД, 2006.

Сады праведных. Из слов господина посланников / сост. Мухиддин Абу-Закария бин Шариф ан-Навави. - М.: Бадр, 2002.

Сайд из Аракани. Блестящие мысли в секретах сборников касыд // Рук. фонд ИИАЭ РАН. - Ф. 14.-Оп. 1.-№621.

Сиражудин из Обода. Бустан Аваристан. - Темир-Хан-Шура, 1908. -На авар. яз.

Старший Хасан из Кудали / сост. М. Халималов. - Махачкала, 2008.

- На авар. яз.

Толкование Священного Корана на арабском и русском языках / пер. Сумайя Мухаммад Арифа и Абдель Салям эль-Манен. - Каир, 2000.

Ученые / сост. С. М. Хайбуллаев. - Махачкала, 1998. - На авар. яз. Хасан Хильми Афанди. Хуласат-уль-адаб. - Махачкала, 2005. Хуласат ал-Маваиз / сост. Абдулла-хаджи из Чоха. - Темир-Хан-Шура, 1908. - На авар. яз.

Чанка из Батлаича. Стихи. - Махачкала, 1991. - На авар. яз. Чиркеевский М. Стихи. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977. - На авар. яз.

Монографии, исследования

Абашилов A.A. Согратлинский говор. - Махачкала, 2007. - На авар.

яз.

Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана XIX и начала XX в. - Махачкала, 1963.

Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. - Махачкала: Юпитер, 1993.

Абдуллаев М.А. Деятельность и воззрения шейха Абдурахман-хаджи и его родословная. - Махачкала, 1994.

Абдуллаев М.А. Абдурахман-хаджи Сугури. - Махачкала, 2002.

Абдуллаев М.А. Средневековая арабо-мусульманская культура и ее влияние на Дагестан. - Махачкала: Эпоха, 2005.

Абдуллах ибн Макафа. Малая книга правил воспитания юношества. -М., 1998.

Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний. - Махачкала: Даг-книгоиздат, 1997.

Абуль Аль-Аля Аль-Маудуди. Основы ислама. - М.: Сантлада, 1993.

Абу Хамид аль-Газали. Воскрешение науки о вере. - М.: Наука, 1981.

Абу Хамид аль-Газали. Наставление правителям. - 3-е изд. - М.: Ан-сар, 2007.

Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Возрождение религиозных наук: В 10 т. - М.: Нуруль Иршад. 2007. - Т. 1.

Агаев А.Г. Магомед Ярагский. - Махачкала, 1998.

Айтберов Т.М. Шабан-кади из селения Обода. - Махачкала, 2006.

Акамов А.Т. Суфийские художественные традиции в кумыкской литературе и творчество Абдурахмана из Какашуры. - Махачкала, 2003.

Акамов А.Т. Духовная литература кумыков (XVII - нач. XX в.). -Махачкала: ДНЦ РАН, 2008.

Алибекова П.М. Жизнь и творческое наследие Дибир-кади из Хунза-ха. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2009.

Алкадари Г.-Э. Асари-Дагестан. Махачкала: Юпитер, 1994.

Аль-Албани М.Н. Разъяснение основополагающих вопросов по исламу. - М.: Зул-ль-Факар, 2005.

Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству. - М., 2005.

Арабская средневековая культура и литература. - М.: Наука, 1978.

Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. История и современность. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.

Бамматова А.Р. Этическая мысль народов Дагестана и современность. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1982.

Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. - М.: МГТУ, 1992.

Биттирова Т.Ш. Религиозная культура и литература карачаево-балкарцев. - Карачаевск, 1999.

Биттирова Т.Ш. Духовная литература карачаевцев. - Черкесск, 2002.

Богучарский Е.М. Мусульманский этикет. - М.: Рипол классик, 2010.

Булатов Б.Б., Лугуев С.А. Духовная культура народов Дагестана в XVIII-XIX вв.: аварцы, даргинцы, лакцы. - Махачкала, 1999.

Вагидов A.M. Поиск продолжается. - Махачкала: Дагкнигоиздат,

2000.

Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974.

Гаджиева 3.3. Аварская элегическая лирика. - Махачкала, 2002.

Гаджиева 3.3. Тажудин из Батлаича (Чанка). - Махачкала, 2004.

Гаджиева 3.3., Гаджиахмедова М.Х. История аварской советской литературы. 20-50-е годы XIX в. - Махачкала, 2005.

Гаджилова Ш.М. Арабоязычная дагестанская литература и творчество Фахруддина из Аргвани. - Махачкала, 2007.

Гайнутдинова А.Р. Образы пророков в Коране. - М.: Муравей, 2002.

Гамзаев М.А. Пророк Мухаммад. - М., 2005. - На авар. яз.

Гамзаев М.А. Праведные халифы. - М.: Тарих, 2006. - На авар. яз.

Гамзаев М.А. Имам Шамиль. - М.: Тарих, 2008. - На авар. яз.

Гамзаев М.А. Проблемы морали и нравственности в духовной поэзии аварцев. - М.: Тарих, 2008.

Гамзатов Г.Г. Гамзат Цадаса. Жизнь и творчество. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1973.

Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрского периода. -М.: Наука, 1982.

Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982.

Гамзатов Г.Г. Дагестан: духовное и художественное наследие. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.

Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. - М.: Наследие, 1996.

Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. XVIII-XIX вв. Махачкала: ДНЦ РАН, 2000.

Гарбузова B.C. Поэты средневековой Турции. - Л., 1963. Гизбулаев М.А. Абубакар-хаджи Аймакинский. Жизнь, творчество и научное наследие. - Махачкала: RIZO-PRESS, 2005.

Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (6001258). -М.: Наука, 1986.

Гусейнов A.A. Краткая история этики. - М.: Мысль, 1987.

Гусейнов Г.И. Гасан Алкадари. - Махачкала: Мавел, 2001.

Гюльчур М.К. Культура поведения в исламе. - М., 2008.

Доного Х.-М. Нажмудин Гоцинский. - М., 2011.

Дробницкий О. Понятие морали: историко-критический очерк. - М.,

1974.

Еремеев Д. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. - М., 1990. Жирков Л. Старая и новая аварская песня. - Махачкала, 1926. Зарринкуб А.Х. Исламская цивилизация. - М.: Андалус, 2004. Ибрагим бин Абдулазиз аль-Ибрагим. Уроки духовного воспитания. -М., 2000.

Иванов В. История этики древнего мира. - Л., 1980. Иванов В. История этики средних веков. - Л., 1984.

Карпов Ю.Ю. Взгляд на горцев. Взгляд на горы: Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2007.

Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе: В 6 т. - М.; Л.: АН СССР, 1960. - Т. 6.

Крачковский И.Ю. Над арабскими рукописями. - М.: Наука, 1960.

Крывелев И. История религий. - М.: Наука, 1985.

Крымский А. История арабов и арабской литературы: светской и духовной. -М., 1911.

Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религии народов Дагестана: история и современность. - Махачкала, 2001.

Лугу ев С. А. Культура поведения и этикет дагестанцев XIX - начала XX в. - Махачкала, 2006.

Магомедов Б.М. Очерки дореволюционной аварской литературы. -Махачкала, 1961.

Магомедов P.M. Дагестан. Исторические этюды. - Махачкала: Даг-книгоиздат, 1975.

Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.

Марван Ибрагим аль-Кайси. Исламская мораль. - М.: Андалус, 2005.

Массэ А. Ислам: Очерк истории. - М., 1963.

Меджидов Ю., Абдуллаев М. Али Каяев. - Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1993.

Мец А. Мусульманский ренессанс. - М.: ВиМ, 1996.

Михайлов Ю.А. Пора понимать Коран. - М.: Ладомир, 2007.

Мухаммад аль-Газали. Нравственность мусульманина. - Киев, 2006.

Мухаммад Ф.Р. Исламская культура. - М.: Андалус, 2006.

Нахибашев Ш. Узун-хаджи из Салта. - Махачкала, 2007.

Нешев К. Этика счастья. - М., 1969.

Панова В. Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммада. - М.: Политиздат,

1990.

Рамазанов К. Семь лучей солнца. - Махачкала, 2007.

Рамазанов К. Исламская этика. - Махачкала, 2007.

Рамазанов К. Этика мусульманина. - Махачкала: Нуруль иршад,

2011.

Саид-афанди аль-Чиркави. Сокровищница благодатных знаний. - 2-е изд.-М., 2003.

Саидов М.-С.Д. Дагестанская литература ХУП-Х1Х вв. на арабском языке.-М.: ИВ Л, 1960.

Соковин В. О природе человеческого общения: опыт философского анализа. - Фрунзе, 1974.

Усахов М.-Р.У. Аварская литература: история развития. - Махачкала, 2006. - На авар. яз.

Филыптинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры. - М.: Наука, 1971.

Филыптинский И.М. История арабской литературы V - начала X в. -М.: Наука, 1985.

Хайбуллаев С.М. О дореволюционной аварской литературе. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1974.

Хайбуллаев С.М. Духовная литература аварцев. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1998.

Хайбуллаев С.М. Поэтическая летопись Кавказской войны. - Махачкала, 2005.

Хайбуллаев С.М. История аварской литературы ХУП-Х1Х вв. - Махачкала, 2007.

Хайбуллаев С.М. Махмуд из Кахабросо. - Махачкала, 2008. Халидова М.Р. Устное народное творчество аварцев. - Махачкала,

2004.

Хизбулаев М. Абубакар-хаджи Аймакинский. - Махачкала, 2005.

Шейх Юсуф Кардави. Дозволенное и запретное в исламе. - Казань,

2004.

Шигабудин М.Ш. Аул Обода. - Махачкала, 1999. Шихсаидов А.Р., Тагирова H.A., Гаджиева Д. Арабская рукописная книга в Дагестане. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2001.

Шишкин А. Человеческая природа и мораль. - М., 1979. Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма. Становление и развитие жанра. -М.: Наука, 1989.

Юсупова Ч.С. Аварский романтизм: конец XIX - начало XX в. - Махачкала, 2000.

Юсупова Ч.С. Махмуд из Кахабросо. Высший духовный подвиг. -Махачкала, 2003.

Юсупова Ч.С. Али-Гаджи из Инхо: жизнь и творчество. - Махачкала,

2005.

Юсуфов Ю.Х. Духовное родство. - Махачкала, 2005. Языджы С. Основы исламских знаний. - М.: САД, 2007.

Диссертации и авторефераты диссертаций Биттирова Т.Ш. Духовно-культурные основы карачаево-балкарской литературы: Автореф. дис. ... докт. филолог, наук. - Махачкала, 1999.

Гаджилова Ш.М. Историко-культурные предпосылки становления и развития арабоязычной дагестанской литературы и творчество Фахрудина из Аргвани: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Махачкала, 2006.

Зайнулин Г.Г. Татарская богословская литература XVIII - начала XX веков и ее стилеязыковые особенности: дис. ... докт. филол. наук. - Казань, 1999.

Испагиева Б.Г. Реалистические тенденции дореволюционной аварской поэзии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Махачкала, 1973.а

Хайбуллаев С.М. Проблема генезиса и закономерности формирования дореволюционной аварской литературы: автореф. дис. ... докт. филол. наук. - Тбилиси, 1974.

Сборники, словари, каталоги

Абдурахман-хаджи Сугури / сост. М.А. Абдуллаев. - Махачкала,

2005.

Духовная литература: аспекты изучения: Тезисы докладов Международной конференции от 27 апреля 2010 года. - Махачкала, 2010.

Духовная поэзия Омар-хаджи Зиявуддина Дагестани: исследования и тексты / сост. A.M. Муртазалиев. - Махачкала, 2010.

Историко-литературное наследие Гасана Алкадари: Сб. науч. ст. / сост. Г.М.-Р. Оразаев. - Махачкала, 1988.

Каталог печатных книг и публикаций на языках народов Дагестана. (Дореволюционный период) / сост. A.A. Исаев. - Махачкала, 1989.

Литература Востока в средние века: тексты. - М.: МГУ, 1996.

Микаилов Ш.И. Краткая история аварской литературы // Антология аварской литературы. - Махачкала, 1933. - С. 7. - На авар. яз.

Поэзия газавата / сост. С.М. Хайбуллаев. - Махачкала, 1997. - На авар. яз.

Ободинские ученые / сост. С.М. Хайбуллаев. - Махачкала, 2007. - На авар. яз.

Пиотровский М. Ислам, вера и образ жизни // Ислам. Краткий справочник. - М.: Наука, 1983.

Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1989.

Словесная культура Дагестана: логика формирования, опыт тысячелетия // Школа и проекты академика Г.Г. Гамзатова. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2006.

Суфизм в контексте мусульманской культуры. - М.: Наука, 1989.

Уроки нравственного прозрения. - М.: Педагогика, 1983.

Устар Ободияв / сост. С.М. Хайбуллаев. - Махачкала, 2004.

Хайбуллаев С.М. Литературное наследие Сайда Араканского // Сайд из Аракани: Биографические очерки / сост. М.Т. Тагиров. - Махачкала: Эпоха, 2005.-С. 124-131.

Хафиз Умар-хаджи из Миатли / сост. С.М. Хайбуллаев. - Махачкала, 1996. - На авар. яз.

Этика и технология приобретения знаний / сост. М.А. Омаров, М.О. Каримов. - Махачкала: Ихсан, 2008.

Статьи в периодической печати

Акамов А.Т. К вопросу о некоторых аспектах духовной литературы кумыков // Материалы VIII конференции молодых ученых. - Нальчик: КБНЦ РАН, 2007. - С. 43-45.

Акамов А.Т. Средневековый общетюркский литературный язык «тюрюо» в системе духовной литературы кумыков // Материалы I международной научно-практической конференции: Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. - Чита: За-6ГГПУ, 2007. - С. 308-310.

Акамов А.Т. Общетюркские художественные традиции в духовной литературе кумыков // Материалы V международной фольклорной конференции: От общего тюркского прошлого к общему тюркскому будущему. -Баку, 2007. - С. 29-32.

Акамов А.Т. Просветительские идеи в духовной литературе кумыков // Материалы международной научно-практической конференции: Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании (III Акмул-линские чтения). - Уфа: БГПУ, 2008. - С. 109-112.

Бекизова Л.А. Этнокультурный генезис духовности адыгов (черкесов) // Горизонты современного гуманитарного знания. К 80-летию академика Г.Г. Гамзатова. - М.: Наука, 2008. - С. 277-287.

Вагидов A.M. Национальная литературная классика - феномен духовного и художественного наследия народов Дагестана // Горизонты современного гуманитарного знания. К 80-летию академика Г.Г. Гамзатова. -М.: Наука, 2008. - С. 244-247.

Гамзаев М.Г. Мавлиды и аварская духовная литература // Истина. -2004. - 22 октября. - На авар. яз.

Гамзатов Г.Г. К вопросу о национальных традициях духовной литературы в Дагестане // Вестник Дагестанского научного центра. - Махачкала, 2001. - №10. - С. 126-129.

Гамзатов Г.Г. Духовное и художественное наследие народов как объект осмысления и освоения // Словесная культура Дагестана: логика формирования, опыт тысячелетия. Школа и проекты академика Г.Г. Гамзатова. - Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2006. - С. 232-245.

Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности // Горизонты современного гуманитарного знания. К 80-летию академика Г.Г. Гамзатова. -М.: Наука, 2008. - С. 526-538.

Исаев A.A. Вопросы этики в работе Г. Алкадари «Асари Дагестан» // Историко-литературное наследие Гасана Алкадари. - Махачкала, 1988. С. 121-124.

Испагиева Б.Г. Некоторые мысли о прошлых аварских поэтах // Дружба. 1973. - №3. - С. 102-108. - На авар. яз.

Муртазалиев A.M. Инонациональные традиции в духовной поэзии Омар-хаджи Зиявуддина Дагестани // Вестник ДНЦ РАН. - Махачкала, 2006.-№23.-С. 122-129.

Хайбуллаев С.М. Духовная поэзия - неотъемлемая часть культурного наследия народов Дагестана // IV Всесоюзная конференция востоковедов: Восток: прошлое и будущее народов (новые подходы в теории и методиках востоковедных исследований). Тезисы докладов и сообщений. -М.; 1991.-С. 283-284.

Хайбуллаев С.М. Аварская литература на арабском языке // Истина. 2009.-№13.-С. 30-34.

Ханбабаев K.M. Традиции духовной литературы лезгин в XX в.: задачи изучения // Материалы Всероссийской научной конференции: XX столетие и исторические судьбы национальных художественных культур: традиции, обретения, освоение. 11-16 октября 2000 г. - Махачкала, 2003. -С. 422-428.

Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. - Махачкала, 2001. - С. 4-5.

Шихсаидов А.Р. Духовная элита Дагестана X-XV веков // Горизонты современного гуманитарного знания. К 80-летию академика Г.Г. Гамзатова. - М.: Наука, 2008. - С. 705-722.

Интернет-ресурс

Биттирова Т.Ш. Художественные параметры карачаево-балкарской духовной поэзии. - Режим доступа: www.zapravakbr.ru (26.03.09) - Загл. с экрана.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.