Хадж и его трансформация в исламе: Историко-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Ханмагомедов, Ярахмед Магарамович

  • Ханмагомедов, Ярахмед Магарамович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 150
Ханмагомедов, Ярахмед Магарамович. Хадж и его трансформация в исламе: Историко-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Махачкала. 1999. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ханмагомедов, Ярахмед Магарамович

ОГЛАВЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.

ХАДЖ В ДОИСЛАМСКОЙ АРАВИИ

1. Социально - экономические и идейные истоки хаджа,

2.Особенности доисламского хаджа

ГЛАВА II.

ХАДЖ В СИСТЕМЕ ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА ИСЛАМА

1. Религиозная реформа Мухаммада и формирование исламского хаджа

2. Хадж: концептуальный анализ важнейших аспектов

3. Особенности паломничества дагестанцев в Мекку в современных условиях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

' БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хадж и его трансформация в исламе: Историко-философский анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Процессы демократизации общественной жизни принципиально изменили отношение общества и государства к религии. В последнее время предпринимаются попытки по-новому взглянуть на роль и место религиозного фактора в системе исторических и культурных ценностей. Религия, как важная составная часть культуры, рассматривается в качестве духовной и социальной силы, укрепляющей устои общественных отношений, в особенности в сфере нравственности.

Крупномасштабное возрождение ислама в регионах его традиционного распространения требуют постоянного изучения, а также анализа и переосмысления некоторых прежних взглядов и научных подходов. Актуальной задачей является расширение тематики и аспектов исследований в соответствии изменением роли и места религии в современном общественном сознании.

Одним из наиболее характерных проявлений процессов возрождения в сфере религии, на наш взгляд, является повышение интереса к обрядовой стороне ислама, а также к основам вероисповедания. Наиболее наглядно оба эти аспекта проявляются в сфере хаджа - мусульманского паломничества в Мекку. За последние годы наблюдается беспрецендентное возрастание количества российских паломников. Анализ динамики роста числа посетивших Мекку показывает, что за последние 6-7 лет только в Дагестане количество совершивших хадж увеличилось в 15-16 раз. Причины столь резкого увеличения числа паломников, на наш взгляд, следует искать не только в сфере их религиозного мировосприятия, но и в области социально-экономической.

Широкое исследование проблематики мусульманского паломниче- / ства в Мекку, на наш взгляд, предполагает необходимость акцентации

внимания на религиозно-мировоззренческом, догматическом, политическом, социально-экономическом, морально-психологическом и иных аспектах.

Изучение данного вопроса невозможно без научного анализа наиболее широко употребляемых, в том числе и в научной литературе терминов. Дело в том, что многие из них лишь в последние годы стали активно входить в практику, и характер их интерпретации может оказывать существенное влияние на полноту и корректность исследований в данной сфере.

Об актуальности исследования вопросов хаджа свидетельствуют проблемы и суждения в области религиозного мировоззрения, нередко перенимаемые и отдельными исследователями проблем религиозного сознания. В этой связи следует указать на широко распространенное среди мусульман мнение о том, что совершаемые ими обряды хаджа установлены Мухаммадом в соответствии с нормами Корана. Между тем, многие из этих обрядов на самом деле бытовали до возникновения ислама. Иными словами, хадж по своей сути, содержанию и масштабам - уникальное явление, уходящее своими корнями в доисторические времена, именуемые в мусульманской терминологии "джахилией". На наш взгляд, и сам этот термин, как и период истории, обозначаемый им, сегодня нуждаются в уточнении и конкретизации. При этом критического анализа требуют как точки зрения некоторых мусульманских богословов на этот счет, так и мнения ряда отечественных и зарубежных исламоведов.

В современных условиях следует глубже и всесторонне проанализировать и степень влияния хаджа на социально-экономические и политические процессы в регионах распространения ислама. В этом смысле достаточно вспомнить массовые выступления дагестанских мусульман в июле

1991 года с требованиями увеличить квоты для совершающих хадж и возместить часть расходов из государственного бюджета.

В данной работе хадж рассматривается и анализируется в двух важнейших, на наш взгляд, аспектах: с одной стороны, он выступает как один из столпов ислама, с другой - как историческое явление и религиозный институт, оказывающий значительное влияние на социально-экономические и политические процессы в мусульманском мире.

Хадж следует рассматривать как особую, не имеющую аналогов, классическую форму паломничества. Уникальность его заключается в ряде отличительных черт, которые и выделяют его как среди других столпов ислама, так и из числа различных форм паломничества, практикуемых в других религиях. Так, одной из главных особенностей хаджа является сочетание единства времени и места совершения, что санкционировано шариатом как непременное условие данного атрибута веры.

В специальном рассмотрении, на наш взгляд, нуждается и социально-экономический аспект хаджа. Так, к примеру, в научной литературе до сих пор нет четко сформулированных обоснований в пользу допустимости совмещения паломниками хаджа с торгово-коммерческой деятельностью. Причем общественное мнение относительно этого широко распространенного явления весьма поляризовано и неоднозначно. Необходимо также провести анализ концепций хаджа с точки зрения теоретиков различных течений и школ ислама. Исследование упомянутых проблем имеет не только научное значение, но может представить и практический интерес.

Таким образом, значительные изменения, происшедшие в общественном сознании в связи с возрождением ислама, активизацией религиозного фактора, усиления его влияния на различные стороны жизни

дагестанского общества в целом предопределили направление нашего научного поиска, а указанные выше обстоятельства, связанные с актуальностью исследования различных аспектов хаджа, обусловили и выбор темы данной диссертации.

Проблемы вероучения и культа ислама на протяжении длительного времени были в центре научных интересов многих исследователей. Но эти исследования зачастую стимулировались нуждами политической конъюнктуры как средневековой Европы, противостоящей исламскому миру, так и партийными установками в СССР. Если попытаться вкратце суммировать негативные особенности европейского исламоведения, то, прежде всего, следует подчеркнуть, что они были порождены религиозной нетерпимостью, неприятием и пренебрежительным отношением к исламу, Корану и личности Мухаммада. Верно пишет в этой связи О.Г. Большаков: "Европейская наука за полтора столетия прошла большой путь от взгляда на Мухаммада как на лжеучителя, наущаемого дьяволом, ... до признания ислама религией, равной христианству и иудаизму" [49:9].

Политика царской России в значительной степени также несла на себе отпечаток антиисламизма. Определенные перегибы, ненаучный подход к изучению ислама отмечались и в советский период. В нашей стране вплоть до 60-х годов в исламоведении научный анализ подменялся исторически необоснованной критикой ислама, а некоторые исследования объявляли Мухаммада не реально существующей личностью, а "мифическим персонажем, в соответствии с этим и Коран из исторического источника превращается в позднюю фальсификацию" [49:9].

При достаточно высоком уровне развития исламоведения в советский период наблюдался крен в сторону одностороннего, чаще всего атеистического подхода к изучению ислама, его догматики, культа и

других институтов. Зачастую это приводило к необъективности и искаженным представлениям об исламе, о его месте и роли в обществе.

В процессе работы над диссертационным исследованием нам не удалось обнаружить как в западном, так и в отечественном исламоведе-нии полномасштабной отдельной работы, всецело посвященной анализу хаджа. Исключение в этом плане составляют такие работы мусульманских авторов, как "Манхадж ал-муслимин" (Путь мусульман) Абу Бакра ал-Джазаири [36]; "Булуг ал-Мурад" (Достижение заветной цели) Ибн Хаджар ал-Аскалани [50]; Далил ал-хадж ва ал-му'тамар ва заир масжид ар-расул (Путеводитель для совершающих хадж и умру и посетителей мечети пророка) [64]; "Ал-Манасик ли-л-му'тамар ва-л-хаджи" (Обряды для совершающего умру и хадж) Джасима ал-Йасин [66]; "Особенности паломничества пророка" Мухаммада-ибн Джамиль Зину [116]; "Фаридат ал-Хадж" (Предписания хаджа) Абд ар-Разака Науфал [121]; "Та'рих джазират ал-араб ал-кадим ва сира ан-набавийа Мухам-мад" (Древняя история Аравийского полуострова и биография пророка Мухаммада". Абдаллаха ал-Усмайн [135]; Хадж и Умра (Пер. с ар. А. Воронина) [146]; "Хакикат ал-Хадж" (Истина о хадже) Вахида ад-Дин [148]; "Ва аззин фи-н-нас би-л-хадж" (И возвести среди людей о хадже) [164]; "Ал-иститаат - фи-л-хадж" (Возможности для совершения хаджа) Мухаммада Бакра [170]; "Сакит 'ани-л-хадж ва сакит 'ани-л-хак" (Тот, кто молчит о хадже и тот, кто молчит о правде) Фахми Хувейда [188], посвященные как целиком, так и различным аспектам хаджа. Но и в них мы находим много противоречивых сведений о доисламском и современном хадже.

Большой интерес для нашего исследования представляет сочинение историка конца VIII - начала IX века Хишама ибн Мухаммада ал-Калби "Китаб ал-аснам" (Книга об идолах) [10]. Оно содержит легенды и предания о возникновении у арабов идолопоклонства, сведения о

многих общеаравийских и племенных идолах, описание жертвоприношений, обрядов доисламского хаджа.

Особое место в этом множестве трудов занимает работа аш-Шах-растани (XII в.) "Китаб милал ва-н-нихал" (Книга о религиях и сектах) [32], посвященная описанию религиозных верований и обрядов доисламских арабов. Заслуживают внимания и сведения об идолопоклонничестве и идолах, содержащиеся в сочинении более позднего мусульманского автора ал-Фахри (XV в.) "Китаб талхис ал-байан фи зикр фирак ахл ал-адйан" (Краткое разъяснение к перечню последователей разных вер) [30].

В предлагаемой работе использовалась обширная отечественная и зарубежная историческая, философская и религиозная литература. Привлечен ряд источников и исследований по мусульманскому праву, такие, как "Ал-фикх ал-ислами ва адиллатух" (Исламское право и его предписания) Вахбы аз-Захили [53]; "Шариат и его социальная сущность" Г.М.Керимова [89]; "Мусульманское право" Л.Р.Сюкияйнен [132]; "Изложение начал мусульманского законоведения" Н.Торнау [138]; "Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии" Л.В.С.Фан ден Берг [141]. Прежде всего, проведенный нами анализ культовой практики опирается на кора-нические тексты и хадисную литературу, на литературу по мусульманской экзегетике, средневековые арабские хроники, публикации в зарубежной прессе. При исследовании коранических текстов о хадже использований ряд источников по мусульманской экзегетике, т.е. комментариев к Корану (Мохи ад-Дин Ал-Араби. "Тафсир ал-кур'ан ал-карим" (Комментарий к благородному Корану) [1, 2]; "Мавахиб ал -Джалил мин тафсир ал-Байдави" (Прекрасные дары из тафсира Байда-ви) [14]; Джалал ад-Дин Ал-Махалли, Ас-Суйути. "Тафсир ал-Джалалайни" [15]; Мухаммад Фахд Абд ал-Баки. "Ал-Му'джам ал-

муфахрис ли алфаз ал-Кур'ан ал-карим" (Конкорданс к Корану) [18]; Абу Аля Маудуди "Тафхим ал-Кур'ан" (Понимание Корана) [106]; Му-хаммад Садик. Мухаммад Юсуф. "Тафсири Хилол" (Комментарий Корана) [119].

Анализ хадисной литературы и привлечение обобщенного на этой основе материала к объекту исследования позволили в значительной степени конкретизировать соответствующие коранические тексты, выявить ряд новых подходов, а также глубже понять эволюцию обрядов хаджа вплоть до так называемого "прощального паломничества" 632 года. В этом плане значительный интерес представили работы известных средневековых авторов (Абу Дауд. "Сунан" (Сунны) [3]; Ибн Ма-жда. "Сунан" (Сунны) [8]; Ан-Навави, Мохи ад-Дин. "Рийад ас - Сали-хин" (Сады благонравных) [20]; "Сахих ал-Бухари" (Сахих Бухари) [23]; "Сунан ат-Тармизи" (Сунны Тирмизи) [25]; "Сахих Ибн Хаббан" (Сахих Ибн Хаббана) [26]; Ас-Суйути, Джалал ад-Дин. "Шарх ас-Сунан ан-Насаи" (Комментарий к Суннам Насаи) [27].

При исследовании темы нами также был привлечен ряд исторических работ мусульманских авторов, содержащих сведения о различных аспектах теории и практики хаджа. При этом отбирались и подвергались подробному анализу в основном те сочинения, которые отличаются наличием фактических данных и обнаруживают оригинальный подход к освещению рассматриваемой нами проблемы. К их числу, прежде всего, относятся: "Тарих ар-русул ва-л-мулук" (История пророков и царей) ат-Табари [28, 29], "Ал-Камил фи-т-тарих" (Совершенная книга истории) Ибн ал-Асира [6, 7], "Ал-Бидайа ва-н-нихайа" (Начало и конец) Ибн ал-Касира [31] и "Китаб футух ал-булдан" (Книга завоевания стран) Ал-Балазури [5].

В отечественной русской и советской востоковедческой литературе проблем хаджа в той или иной степени касались В.В. Бартольд

(Ислам) [44]; Е.А. Беляев (Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье) [47]; В.М. Борисов (Арабское средневековье и ислам) [51]; М.В.Вагабов (Мусульманский хадж) [163]; Г.М. Керимов (Шариат и его социальная сущность) [89]; Л.И.Климович (Курбан-байрам: праздник жертвоприношения и паломничества мусульман в Мекку) [91]; И.А. Крывелев (История религий) [96]; И.П. Петрушевский (Ислам в Иране VII-XV вв.) [124]; М.Б. Пиотровский (Коранические сказания) [125]. Выявление и систематизация данных из указанных исследований позволили нам глубже понять и осмыслить отдельные аспекты изучаемой проблемы.

Историко-этнографическая проблематика культа Каабы и хаджа нашла непосредственное отражение в работах таких зарубежных исследователей, как А. Мец (Мусульманский Ренессанс) [39]; И.Гольдциэр (Культ святых в исламе. Мухаммеданские эскизы) [61]; Г.Э. Грюнеба-ум (Классический ислам) [63]; И.Шах (Суфизм; Мыслители Востока) [72, 73]; А. Массе (Ислам) [104]; Дж.С.Тримингэм (Суфийские ордены в исламе) [139]; М. Хортен (Религиозные представления современных мусульман) [190]. Ценные сведения по истории, географии, этнографии, социально-политическому устройству государств Аравийского полуострова содержит работа Ж.Пирен "Открытие Аравии" [68], в которой обобщены данные греческих и других авторов о Мекке, Каабе и хаджу к ней с V в. до н. э. по XIX век.

В советской исторической литературе проблемы исламского культа вплоть до середины 80-х годов рассматривались с точки зрения теории и практики атеистического воспитания. И только со второй половины 80-х годов появляются работы, в которых дается более глубокий анализ различных аспектов исламского вероучения. В этом смысле внимания заслуживает работа Л.И. Климовича "Книга о Коране" [90], в которой анализу первого столпа ислама посвящен отдельный раздел.

В последние годы определенный вклад в исследование проблем исламоведения внесли и дагестанские исследователи. В 1995 г. появляется диссертационное исследование З.С. Арухова "Концепция джихада в раннем исламе", целиком посвященное джихаду, являющемуся, по мнению ряда богословов, шестым столпом ислама. В работе С.М. Саи-дова "Культ святых и особенности его проявления в исламе" отдельный параграф посвящен культу Каабы и хаджу. Указанные исследования в той или иной степени соприкасаются с областью нашего научного поиска. Но в них остались незатронутыми такие вопросы, как происхождение и сущность обрядов хаджа, их анализ с точки зрения мусульманского права, социально-экономические и политические аспекты исследуемого нами явления.

Проведенный анализ показывает, что проблема мусульманского культа, в частности такого его важного элемента, как хадж, изучены как в отечественной, так и в зарубежной ориенталистике недостаточно. Более того, до сих пор вопрос о месте хаджа с точки зрения шариата и четырех мазхабов суннизма в отечественной и зарубежной (западной) исторической литературе не рассматривался. Это обстоятельство также явилось одной из причин, предопределивших выбор настоящей темы в качестве диссертационного исследования.

Основные цели и задачи исследования состоят в следующем:

- обобщить и систематизировать представления о месте и роли Каабы и хаджа в системе догматики и культа ислама;

- провести сравнительный анализ и выявить особенности доисламского языческого и собственно исламского хаджа;

- проследить процесс трансформации обрядов хаджа и роль Му-хаммада в формировании основ хаджа в период раннего ислама;

- провести комплексный анализ особенностей хаджа в единстве и диалектической связи исторического, философского, социально-экономического и политико-правового аспектов;

- выявить и проанализировать особенности функциональных нерелигиозных сфер, исторически связанных с культом Каабы и хаджем;

- дать сравнительный анализ ваххабитской и суфийской концепций хаджа;

- выявить некоторые особенности процесса паломничества в Мекку мусульман из Дагестана в современных условиях.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- впервые предпринята попытка на основе комплексного анализа различных аспектов воссоздать целостную картину хаджа как религиозного, социально- экономического и политического института;

- хадж рассматривается в единстве исторического, догматического, культового, социально-экономического и политико-правового аспектов;

- в центр внимания введены в диссертации такие проблемы, как: допустимость торгово-коммерческой деятельности во время хаджа; политический аспект хаджа; анализ обрядов исламского паломничества через призму теоретической базы религиозно-правовых школ в исламе, не получившие достаточно адекватного отражения в отечественных научных исследованиях;

- критическому анализу подвергаются причины и условия негативных, противоречащих предписаниям и запретам ислама проявлений в период хаджа, а также рассматриваются проблемы безопасности паломников;

- вводится в научный оборот ряд новых источников и литература по теме исследования, доступ к которым у отечественного читателя был ограничен.

Научно-практическая значимость настоящего исследования заключается в следующем:

- во-первых, основные выводы диссертации могут представить интерес для научных и учебных заведений при разработке и преподавании соответствующих дисциплин, в том числе при исследовании различных аспектов истории ислама и норм мусульманского вероучения;

- во-вторых, материалы и выводы диссертации могут быть использованы в практике совершающими хадж как при его организации, так и в период совершения соответствующих обрядов;

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляет научный принцип историзма и диалектический подход к явлениям и процессам общественного развития.

Диссертация выполнена на кафедре основ религиоведения Дагестанского государственного университета. Некоторые результаты исследования легли в основу докладов на научно-теоретических конференциях Дагестанского госуниверситета в 1996-1999 гг. По теме диссертации опубликованы четыре статьи.

Структура работы обусловлена целью исследования и построена по проблемному принципу. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Во введении внимание привлекается к сложности и устойчивости религиозных факторов на современном этапе, обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности проблем, формулируются цели и задачи диссертации, раскрывается ее научная новизна и практическая значимость, методологическая база, а также структура работы.

Первая глава "Хадж в доисламской Аравии" состоит из двух параграфов. В первом параграфе рассматриваются социально-экономические и идейные предпосылки возникновения хаджа, анализируются истоки этой обрядности. Второй параграф посвящен выявлению особенностей выполнения обрядов доисламского хаджа.

Вторая глава "Хадж в системе вероучения и культа ислама" состоит из трех параграфов. В первом параграфе прослеживается эволюция обрядов языческого хаджа и их последующая трансформация в широкомасштабную систему догматики и культа ислама. Хронологически

он завершается 632 годом. Второй параграф посвящен анализу важнейших аспектов хаджа. Здесь же рассматриваются ваххабитская и суфийская интерпретации хаджа с точки зрения их социально-политических и правовых особенностей. Третий параграф посвящен анализу паломничества мусульман из Дагестана на современном этапе.

В заключении приводятся основные выводы диссертационного исследования. Работа завершается перечнем использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Ханмагомедов, Ярахмед Магарамович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комплексное исследование широкого круга первоисточников, произведений средневековых и поздних авторов, специальной литературы мусульманских и западных востоковедов позволило выявить наиболее важные проблемы генезиса, эволюции, окончательного формирования и функционирования одного из столпов ислама - хаджа.

Анализ исследованного материала позволяет сделать ряд основополагающих выводов:

Прежде всего следует отметить, что в практике паломничества в Каабу у арабов имело место смешение различных форм обрядности: каждое племя справляло культ на свой манер; благочестие сочеталось с безнравственными формами и способами отправления культовых действий; политеизм соседствовал с идолопоклонничеством; культ Каабы содержал также элементы иудаизма и христианства и т.д. Вполне естественно, что такое состояние не могло удовлетворять запросам и требованиям новой, претендующей изначально на строгий монотеизм, религии. Для ислама культ Каабы и хадж нуждались в реформировании и унификации, что и было сделано в результате ряда преобразований.

Исламизация мекканского языческого комплекса святынь, в своей совокупности составляющих объект языческого хаджа, главным образом, заключалась в "превращении" библейского патриарха Авраама, его сына Измаила, жены Агарь в арабизированных персонажей с соответствующим изменением их имен: Ибрахим, Исмаил и Хаджар и в их локализации к этим святыням. Соответственно в основу обрядов хаджа была положена имитация паломниками деяний и образа действия этого семейства.

Следует отметить, что, в отличие от христианства, воспринявшего и включившего иудейский Ветхий Завет (Танах) в основу своего вероучения в

неизменном виде, ислам, включая библейскую мифологию в свою религиозную систему, избрал иной путь: в первом случае христианство адаптируется под иудаизм посредством слияния воедино священных источников (Ветхого и Нового Заветов) и, соответственно, основ вероучения; во втором - ислам, в данном конкретном случае в вопросе хаджа, напротив, адаптирует библейские мифы и легенды под свое вероучение, выхолостив при этом иудейское содержание, как в смысле топонимики, так и принадлежности указанных действующих лиц к иудаизму вообще.

Вследствие такой метаморфозы, согласно мусульманским источникам, как название некоторых объектов хаджа, так и начало возникновения его обрядности (обход Каабы, посещение горы Арафат и Муздалифы) возводятся к временам сотворения мира и человека, с подробностями жизнеописания Адама и Евы и их потомков.

Процесс исламизации обрядов хаджа начинается вскоре после хиджры (переселение Мухаммеда со своими сподвижниками в Медину ) и, в основных своих чертах, завершается в 632 г., когда пророк во время " прощального паломничества" окончательно установил ритуал хаджа.

Первым реальным действием явилось установление киблы на второй год хиджры. Мухаммад на практике религиозной жизни иудаизма и христианства, очевидно, понял и осознал реальное место и фундаментальное значение культа в религиозной системе. Именно поэтому, на наш взгляд, в мединский период он стал уделять значительное внимание этой стороне своего вероучения. И, несомненно, довольно скоро убедился в отсутствии иной реальной альтернативы Каабе, кроме как в установлении его культа и непременном и беспрекословном признании его всеми арабами.

Очевидно, что в этот период Мухаммад провозглашает новые кораниче-ские откровения, смысл которых заключался в необходимости реформирования культовой системы Каабы и хаджа для приведения их в соответствие с ко-

раническими идеями и включения в его ритуал новых обрядов с одновременным отказом от некоторых языческих элементов.

Исламский хадж, в отличие от джахилийского, это, прежде всего, религиозный культовый институт. Такой статус хаджа сформировался и утвердился в результате превращения Каабы в общемусульманскую святыню и реформ обрядовой практики, проведенные Мухаммадом, который санкционировал при этом все свои преобразования от имени единого для всех мусульман Бога -Аллаха. Таким образом, консолидация арабов вокруг единого Бога в едином доме этого Бога - Каабе, в отличие от прежней рассредоточенности идей и помыслов различных племен, поклонявшихся своим идолам, многократно повышает престиж и значение Каабы и хаджа к ней. Однако по своему функциональному значению он далеко выходит за рамки культового объекта.

Проведенный анализ показал, что Кааба и хадж представляют собой также совокупность экономического, политического, идеологического и правового аспектов деятельности, которые ни в коей мере не вписываются в их сакральное предназначение. В этом также следует признать уникальную, беспрецедентную особенность Каабы и хаджа. Кааба выступает консолидирующим ядром мусульманского мира. Ни одна иная святыня и форма паломничества не активизирует духовную и материальную сферы жизнедеятельности верующих как этот важнейший объект паломничества.

В основной своей функции - культовой - исламский хадж представляет из себя реформированную, освобожденную от ряда языческих элементов, строго унифицированную, детально разработанную систему, возведенную в одну из пяти важнейших обязанностей мусульманина.

Чрезмерная политизированность хаджа, особенно в последние десятилетия, и ряд других факторов обусловливают массу значительных, порою крайне негативных проявлений непосредственно в Мекке - в самом сердце исламского мира (бунты, кровавые столкновения, гибель людей в результате эпидемий и аварий и т.д.).

Некоторую неясность и путаницу в интерпретацию того или иного обряда хаджа или отдельных его элементов вносят четыре официально признанных суннитских и один шиитский мазхаб. Однако они носят чисто догматический характер и противоречия на этой основе среди мазхабов фактически не возникают.

Тем не менее, серьезные разногласия выявил анализ суфийской и ваххабитской концепций хаджа. В их интерпретациях этой формы паломничества обнаруживаются положения, в корне противоречащие канонам ортодоксального ислама, а также нормам шариата, что нередко приводило в прошлом к кровавым столкновениям между приверженцами различных течений и группировок в исламе.

Анализ динамики паломничества дагестанцев в Мекку на современном этапе обнаружил, что снятие всевозможных ограничений, связанных с религиозной жизнью и деятельностью людей, в том числе и представленная неограниченная свобода въезда и выезда из страны, в совокупности с происходящим глубоким социально-экономическим и общественно-политическим кризисом, который закономерно влечет за собой рост религиозности масс, явились главными факторами перманентного роста количества паломников в Мекку.

И, наконец, исследование проблем хаджа, на наш взгляд, можно было бы продолжить в следующих мало изученных направлениях: сравнительный анализ мировоззренческого и культового аспектов хаджа с различными формами паломничества в других религиях; социально-психологические и географические аспекты хаджа; хадж как фактор консолидации мусульманского мира: реальность и проблемы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ханмагомедов, Ярахмед Магарамович, 1999 год

БИБЛИОГРАФИЯ

I. ИСТОЧНИКИ

1. Ал-Араби, Мохи ад-Дин.. Тафсир ал-кур'ан ал-карим, Т.1. - Байрут, 1981/1401.-779 с.

2. Ал-Араби, Мохи ад-Дин. Тафсир ал-кур'ан ал-карим, Т.2. - Байрут,1981/1401. - 880 с.

3. Абу Дауд. Сунан. Т.2. - Дар ихйа' ас-суннат ан-набавиийа [Б.г.] - 334 с.

4. Ал-Арбаин ан-нававиййа фи-л-ахадис ас-сахиха ан-набавиййа [Б.м.г.] 76 с.

5. Ал-Балазури, Аби Хасан. Футух ал-Булдан. - Дар ал-кутуб ал - 'илмиййа. -Байрут, 1983/1403.-460 с.

6. Ибн ал-Асир. Ал-камил фи-т-та'рих. Ли-л-имам Аби ал-Хасан Али бен Абд ал-Вахид ас Сайбани. Т. 1. - Байрут, 1978/1398.-432 с.

7. Ибн ал-Асир. Ал-камил фи-т-та'рих. Т.2. - 420 с.

8. Ибн Мажда. Сунан. - Дар ихйа' ал-кутуб ал-арабиййа [Б.г.] - 1067 с.

9. Источник Замзам сквозь века / Ар-Рабита ал-исламиййа: Исламская лига, Мекка: 1989/1409. -№ 293. - С. 38-42.

10. Ал-Калби, Хишам ибн Мухаммад. Книга об идолах (Китаб ал-аснам).- М.: Наука, 1984. - 64 с.

11. Коран /Пер. с араб. акад. Н.Ю. Крачковского/. -М.: СП. ИКПА, 1990,- 512 с.

12. Коран законодательная книга мохаммеданского вероучения /Пер. и комент. к пер. Г.С. Саблукова/- Казань, 1899.-275 с.

13. Коран /Пер. с араб. М.-Н.О. Османова/. - М.: Ладомир, Восточная литература, 1995.-576 с.

14. Мавахиб ал - Джалил мин тафсир ал-Байдави. - Байрут: Дар Лубнан, 1984/1404-835 с.

15. Ал-Махалли, Джалал ад-Дин. Ас-Суйути, Джалал ад-Дин. Тафсир ал-Джалалайни. - Байрут, 1990/1410. - 611 с.

16. Муслим. Ал-Джами' ас-Сахих. В 8-ми т. Т.4. - Ал-Кахира, 1383. - 212 с.

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Мухтасар Сахих ал-Бухари. - Ар-Рийад: Мактабат ал- муаййад,1992/1412. -591 с.

Мухаммад Фахд Абд ал-Баки. Ал-Му'джам ал-муфахрис ли алфаз ал-Кур'ан ал-карим. - Байрут: Дар ал - ма'руфа, 1992/1412. - 950 с.

Ал-Му'джам ал-муфахрис ли алфаз ал-хадис ан-набавиййа Нашир ад-дуктур А.И. Винсинк, Т.1. - Истанбул: Дар ад-да'ва, 1988. - 545 с.

Ан-Навави, Мохи ад-Дин. Рийад ас - Салихин. - Муску, 1993. - 562 с.

Ан-Навави. Сады благонравных. /Пер.с араб. Арухова З.С./ - Махачкала: Фонд нар. дипломатии, 1993. - 80 с.

Сахих ал-Бухари би хашийат ас-Сануди. Т.1. - Дар ихиа' ал-кутуб ал-арабиййа. [Б.г.]. - 343 с.

Сахих ал-Бухари. Т.2. - Стамбул, 1981. - 260 с.

Социологическое исследование. 1996 г. /Результаты хранятся на кафедре основ религиоведения/.

Сунан ат-Тармизи.Т.3. -Хумс, 1966/1386. - 436 с.

Сахих Ибн Хаббан Т.5. - Байрут: Дар ал-кутуб ал-аламиййа, 1987/1407. - 328 с.

Ас-Суйути, Джалал ад-Дин. Шарх ас-Сунан ан-Насаи. Кн. 3-4. - Байрут, 1967. - 630 с.

Ат-Табари, Абу Джа'фар Мухаммад бну Джарир. Та'рих ал-умам ва-л-мулук. Т.1. -Байрут, 1988/1408. - 579 с.

Ат-Табари. Та'рих ал-умам ва-л-мулук. Т.2. - 715 с.

Ал-Фахри, Али ибн Мухаммад ибн Абдаллах. Китаб талхис ал-байан фи зикр фирак ахл ал-адйан /Краткое разъяснение к перечню последователей разных вер/. -М.: Наука, 1988. - 170 с.

Ал-Хафиз, Ибн Кассир. Ал-бидайа ва-н-нихайа Т. 1-2. - Байрут: Мактабат ал-Ма'ариф, 1990/1411.-359 с.

Аш-Шахрастани ибн Абу ал-Карим. Книга о религиях и сектах. - М.: Наука, 1984.-270 с.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. -Сочинения, изд.2, Т.21. - 745 с.

34. Яровой-Равский. Паломничество (хадж) в Мекку и Медину [Б.м.г.] - 156 с.

П. МОНОГРАФИИ

35. Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли в досоветском Дагестане. - Махачкала: Дат. кн. изд-во, 1986. - 175 с.

36. Абу Бакр Джабар ал-Джазаири. Манхадж ал-муслимин. Китаб акаид, ва адаб, ва ахлак, ва ибадат ва муа'малат. [Б.г.м.] - 543 с.

37. Абу Бакр Джабар ал-Джазаири. Акидат ал-му'минин, 1990/1411 [Б.м.] - 394 с.

38. Адаб ал-муслимин фи-л-адат ал-муасира. - Сурийа: Мактаб ал- Газали, 1988/1408. - 199 с.

39. Адам Мец. Мусульманский Ренессанс. - М.: Наука, 1966. - 458 с.

40. Ал-Ашкари, Мохаммед Сулейман. Познакомиться с исламом. - М.: Изд-во "Иман", 1995 -48 с.

41. Авшалумова Л.Х., Вагабов М.В. История религий. Курс лекций. - Махачкала: ИПЦДГУ, 1996.-273 с.

42. Атеистический словарь. - М.: Политиздат, 1983. - 559 с.

43. Балтанова Г.Р. Ислам в СССР: анализ зарубежных концепций. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. - 147 с.

44. Бартольд В.В. Ислам. Собр. соч. в 9-ти томах, Т.VI. - М.: Наука, 1966. - 784 с.

45. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. - М.: Изд-во МГТУ, 1992. -144 с.

46. Беляев Е. Происхождение ислама: Хрестоматия. 4.1. -М., Л.: Московский рабочий, 1931 - 184 с.

47. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. - М.: Наука, 1965.-280 с.

48. Большаков О.Г. История халифата. [Ислам и Аравия (570-633)]. Т.1. -М.: Наука, 1989.-312 с.

49. Большаков О.Г. История халифата. Т.2. [Эпоха великих завоеваний (633-656)].-1993-294 с.

50. Булуг ал-Мурад. Мин адиллати ал-ихкам. Та'лиф ал-Хафиз Ибн Хаджар ал-

51.

52,

53,

54

55,

56

57,

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

Аскалани. -Ал-Мадинат ал-мунаввара, 1991/1411 - 319 с.

Борисов В.М. Арабское средневековье и ислам. -М., 1968 - 84 с.

Вагабов М.В. Ислам и проблемы формирования атеистического мировоззрения молодежи. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. - 120 с.

Вахба, аз-Захили. Ал-фикх ал-ислами ва адиллатух. Т.З. - Димашк, 1989/1409 -733 с.

Васильев JI.C. История религий Востока. - М.: Высшая школа, 1983. - 368 с.

Васильев A.M. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудитов в Аравии (1744/45-1818). М.: Наука, 1967. - 262 с.

Волкова Е. Аравия и Магомет. - М., 1901 - 126 с.

Винклер Г., Нибура К., Генрих Ш. История человечества / Пер. под ред. проф. Бартольда В.В./ - С.-Петербург: Просвещение, 1904. - 733 с.

Всеобщая история с IV столетия до нашего времени [Сост. Э.Лависс и А. Рамбо. Пер. - В. Неведомского]. - М.: Типография Л.И. Мамонтова, 1897. -820 с.

Взгляд на ислам. - М.: ПК "Сантлада", 1992- 43 с.

Гаджиев С.М. Коран без чудес. -Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1982. - 96 с.

Гольдциэр И. Культ святых в исламе (Мухаммеданские экскизы). М.: Гос. антирел. изд-во, 1938. - 180 с.

Гольдциэр И. Лекции об исламе. - М.: Изд-во И. Бараганского, 1912. - 63 с.

Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. - М.: Наука, 1988. - 216 с.

Далил ал-хадж ва ал-му'тамар ва заир масжид ар-расул. - Ар-Рийад, 1413. -63 с.

Дух Хасан. Маза на'рифу 'ани-л-Кур'ан ва-л-хадис, ва-л-ислам. - Ал-Кахира [Б.г.]. -175 с.

Джасим бну Мухаммад ал-Йасин. Ал-Манасик ли-л-му'тамар ва-л-хаджи. -Ал-Кувейт: Дар ад-да'ва, 1987/1407 - 264 с.

Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М.: Политиздат, 1990. -288 с.

Жаклин Пирен. Открытие Аравии. - М.: Наука, 1970. - 359 с.

69. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. - М.: Политиздат, 1989. -352 с.

70. Житие пророка Мухаммеда. -М.: ПК "Сантлада", 1992. - 99 с.

71. Ибн ал-Араби. Мекканские откровения. (ал-Футухат ал-Маккийа). Пер. с араб. А.Д. Кныша. - Спб.: Центр "Петербургское Востоковедение", 1995. -288 с.

72. Идрис Шах. Мыслители Востока. (Перевод с английского). - "Лориэн", фирма С.Е.Т., 1994.-192 с.

73. Идрис Шах. Суфизм. -М.: - Клышников, Комаров и К., 1994. - 448 с.

74. Ирвинг В. Жизнь Магомета. - Махачкала: Дат. кн. изд-во, 1991. -240 с.

75. Ирвинг Т.Е., Ахмад X., Ахсан М.М. Коран. Основные учения. (Перевод Филина К.) - Исламабад: Всемирный исламский университет, 1994. - 227 с.

76. Иллюстрированная история религий. /Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей/. -[б.м.г.] -416 с.

77. Ислам в СССР. -М.: Мысль, 1983. -173 с.

78. Ислам и атеизм в вопросах и ответах. - Ташкент: Узбекистан, 1986. - 251 с.

79. Ислам. Историографические очерки. - М.: Наука, 1991. - 232 с.

80. Ислам. [Краткий справочник. 2-е изд-е., дополн.]. - М.: Наука, 1986. - 139с.

81. Ислам. Энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991. - 315 с.

82. История о пророках. Книга первая. - М.: ПК "Сантлада", 1992 - 133 с.

83. История Востока. Т.2: Восток в средние века -М.: Издательская фирма "Восточная литература", 1995. - 716 с.

84. Кавказские горцы: Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.1,2. -М.: МНТПО "Адер", 1992 с.

85. Калинина Т.М.Сведения ранних ученых Арабского Халифата. -М.: Наука, 1988.-180 с.

86. Камилов М. Пять основ ислама. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997. - 87 с.

87. Каратеев М.Д. Магомет и ислам [Арабески истории. Кн.1. Русский взгляд]. -М., 1994-432 с.

88. Кастри Анри, де. Ислам и христианство в эпоху завоеваний и владычества у арабов. [Пер. с фр. Умат-ГиреяМецхал]. - Петроград, 1915 -47 с.

89. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. -М: Наука, 1978. - 223 с.

90. Климович Л.И. Книга о Коране. -М.: Политиздат, 1986. - 270 с.

91. Климович Л.И. Курбан - байрам: праздник жертвоприношения и паломничества мусульман в Мекку. - М.: ГАИЗ, 1933. - 80 с.

92. Кдимович Л.И. Ислам. Очерки. - М.: Наука, 1965. - 334 с.

93. Климович Л.И. Обряды, праздники и культ святых в исламе. - Грозный, 1958. -64 с.

94. Колб Ф. История человеческой культуры. [Б.м.г.1 - 1140с.

95. Крывелев И.А. История религий. В 2-х т. Т.1. -М.: Мысль, 1988. - 445 с.

96. Крывелев И.А. История религий. Т.2. - 382 с.

97. Курбанов М.М. Душа и память народа: жанровая система табасаранского фольклора и ее историческая эволюция. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1996. 224 с.

98. Кутб, Сеййид. Будущее принадлежит исламу. - Махачкала: Изд-во "Бадр", 1997.-360 с.

99. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М.: Изд. фирма "Восточная литература", 1995.-312 с.

100. Мавлютов P.P. Ислам. -М.: Политиздат, 1974. -158 с.

101. Магомедов Абу-Бакр. Справочник совершающих хадж: книга о смысле жизни. Изд-е 2-ое, доп. - Махачкала, 1996. - 125 с.

102. Макатов И.А. Культ "святых" - пережиток прошлого. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1962. -34 с.

103. Матн ал-луга (энциклопедия современного арабского языка). Т.2. - Байрут: Дар мактабат ал-хаййа, 1957/1377. - 440 с.

104. Массэ А. Ислам. Очерки истории. - М.: Наука, 1982. - 191с.

105. Маудуди, Абу Аля. Жизненная миссия пророка. - М.: ПК "Сантлада", 1992. -29 с.

106. Маудуди, Абу Аля. Тафхим ал-Кур'ан. - Кувейт, 1978/1398 - 264 с.

107. Маудуди, Абу Аля. Ислам сегодня. - М.: ПК "Сантлада", 1992. - 37 с.

108. Маудуди, Абу Аля. Давайте быть мусульманами. - Исламабад: Международный фонд "Икра", 1997 - 312 с.

109. Маудуди, Абу Аля. К пониманию ислама. - Исламабад: Международный исламский университет, 1994. - 132 с.

110. Медведко Л.И., Германович A.B. Именем Аллаха: Политизация ислама и ис-ламизация политики. - М.: Политиздат, 1988. - 255 с.

111. Меркулов К.А. Ислам в мировой политике и международных отношениях. -М.: Международные отношения, 1982 -320 с.

112. Микульский Д. Арабский Геродот [Б.м.г.] - 218 с.

113. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. - М.: Наука, 1991.- 189 с.

114. Михайлова И.Б. Средневековый Багдад. -М.: Наука, 1990. - 157 с.

115. Мустафа М. Спор с безбожником. -Минск. [Б.г.] - 79 с.

116. Мухаммед ибн Джамиль Зину. Особенности паломничества пророка. [Б.м., б.г.] - 34 с.

117. Мухаммед ибн Джамил Зину. Путь спасшей группы и победоносной общины.

- Б.: Шарг-Гарб, 1996. -120 с.

118. Мухаммед ибн Джамиль Зину. Столпы ислама и веры. - М.: ПК "Сантлада", 1992.-157 с.

119. Мухаммад Садик. Мухаммад Юсуф. Тафсири Хилол. (Комментарий Корана).

- Ташкент, 1992. - 143 с.

120. Мухаммад Ахмад Башил. Газват Бадр ал-Кубра. - Дар ал-фикр, 1394/1974. -324 с.

121. Науфал, Абд ар-Разак. Фаридат ал-Хадж. - Байрут, [Б.г.] - 46 с.

122. Негря Л.В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V-VTI вв. -М.: Наука, 1981.-160 с.

123. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. -М.: Политиздат, 1990. - 495 с.

124. Петрушевский И.П. Ислам в Иране VII-XV вв. -Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1966. -400 с.

125. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. - М.: Наука, 1991 .-217 с.

126. Пиотровский М.Б. Мухаммед, пророки, лжепророки, кахины. // Ислам в истории народов Востока. -М.: Наука, 1981.-С.9-18.

127. Правила организации паломничества. - Королевство Саудовской Аравии, 1994.-76 с.

128. Прозоров С.М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии. - М.: Наука, 1980 - 247 с.

129. Ар-Рази, Мухаммад бен Аби Бакр. Мухтасар ас-сихах. - Лубнан: Дар ал-Фикр, 1981/1401 - 542 с.

130. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. - Махачкала, 1997.-287 с.

131. Смирнов A.B. Великий шейх суфизма. - М.: Наука, 1993. - 328 с.

132. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1986. -256 с.

133. ат-Тамими, Мухаммад ибн Сулейман. Книга единобожия. - Омск: Изд-во Абилова, Зейналова, 1997. - 250 с.

134. Тайсир ал-Азиз ал-Хамид фи шарх китаб ат-тавхид. Та'лиф аш-шейх Сулейман бну Абдуллах. - Бейрут, 1990/1410. - 781с.

135. Та'рих джазират ал-араб ал-кадим ва сира ан-набавийа Мухаммад. Та'лиф ад-дукгур Абдаллах ас-Салих ал-Усмайин. - Ап-Мамлакат ал-Арабийат ас-Сау'дийа, 1990/1410.-111 с.

136. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории С.-П.: Ювента, 1995. -477с.

137. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. -М.: Политиздат, 1986. -576 с.

138. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. - Спб.: МНТПО "Адер", 1991.-651 с.

139. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. -М.: Наука, 1989. - 328 с.

140. Ал-Умар, Абд ар-Рахман бин Хаммад. Религия истины Ислам. - Ташкент, 1993.-62 с.

141. Фан ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. /Пер. с голландского проф. В. Гиргас) -

С.-Петербург, 1882. - 87 с.

142. Фатхи Якан. Ислам: идеи, движения, перемены. -М.: ПК "Сантлада", 1992. -64 с.

143. Фурати. Кырк сюаль. Сорок вопросов иудейских ученых пророку Мухамма-ду. - Казань: Типограф, импер. ун-та, 1889. - 81с.

144. Хадж. Паломничество в Мекку /Пер. с ар. и составление З.Арухова и А. Даге-стани/. - Махачкала: "Наш Дагестан", 1992 - 12 с.

145. Хаджетлаше М.Б. Шрутел - Ислам. Сущность догматического вероучения кратким объяснением богослужения и религиозных обрядов. В 4-х ч. 4.2. -Париж, Изд-во журнала "Мусульманин", 1912. - 170 с.

146. Хадж и Умра. /Пер. с ар. А. Воронина. Каир, 1991. - 81 с.

147. Хайам О. Рубайат. Душанбе: Ифрон, 1965. -95 с.

148. Хан, Вахид ад-Дин. Хакикат ал-Хадж. - 1987/1407, [Б.м.] - 120 с.

149. Ал-Хазим, Салих ан-Насер. Ал-Фикх. - Ал-Рийад, 1991/1411 .-71с.

150. Цветков П. Исламизм. В 4-х т. Т.З. - Ашхабад, 1912-1913. - 552 с.

151. Череванский Вл. Мир ислама и его пробуждение. 4.1. -СПб., 1901. -255 с.

152. Шекихачева М.Ш. Путевые заметки паломника. - Нальчик: Эл-Фа, 1996. -112 с.

Ш. СТАТЬИ

153. Абубакаров Х.-М. Медицинское обслуживание паломников во время совершения хаджа и умры. // Ассалам. - 1998 - № 9.

154. Абубакаров Х.-М. Рассуждения о паломничестве. // Ассалам - 1997 - № 5.

155. Авшалумова Л.Х. Библия и Коран. // Ислам в Дагестане (межвуз.сборник). -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1994. - С. 13-23.

156. Амир, Мухаммад Абдул Азиз. Лийушахид манафи' лахум. // Ал-Муджтахид. - 1995-№176.-С. 40-43.

157. Асиятилов С.Х. Дагестану грозит нравственная катастрофа. // Ассалам - 1998 -№12.

158. Батыр-Хаджи. Не повторить ошибок и упущений. // Исламские новости. -1992-№9.

159. Брагин Р.Х. Слово о хадже. //Ал-Байан. - 1995 -№ 3.

160. Брагин Р.Х. О чем поет муэдзин под сводами Каабы. // Ал-Байан. - 1995 - № 3.

161. Бурба Г. Что же такое черный камень Каабы? // Наука и религия. - 1984 -№12. - С.12-14.

162. Вагабов М.В. Начало распространения ислама в Дагестане. // Ислам в Дагестане (межвуз. сборник). - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1994. - С. 4-12.

163. Вагабов М.В. Мусульманский хадж. // Дат. Правда. - 1991- 22 июня.

164. Ва аззин фи-н-нас би-л-хадж. //Ал.Ислах. - 1992. - № 190. - С.28-29.

165. Валькова Л.В. Место Саудовской Аравии в мусульманском мире.// "Исламский фактор" в международных отношения в Азии. - М.: Наука, 1987. -191 с.-С. 102-113.

166. Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX в.). // Вопросы истории. - 1995. - № 9. - С. 130-142.

167. Игнатенко A.A. Политика государственного терроризма и исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке. // "Исламский фактор" в международных отношениях в Азии. - С. 48-59.

168. Идолопоклонничество ли обряды хаджа. (Перевод с ар. Ш.Батукаева). // Исламские Новости. - 1992. -№ 9.

169. Ионова А. Исламский взгляд на проблему человека в условиях рыночной экономики. // Вопросы экономики. - 1993. -№ 8. - С. 134-144.

170. Исмаил, Мухаммад Бакр. Ап-иститаат - фи-л-хадж. // Ал-Муджтахид. - 1995. -№176.-С. 20-22.

171. Климович Л.И. Ислам и национальные традиции. // Наука и религия. - 1965. -№11.-С. 29-32.

172. Королевство Саудовская Аравия. // Ассалам. - 1998 - №5, №17.

173. Кузнецов И. Российский путь в Аравию. // Арабский мир. -1993 -№7. - С. 3-4.

174. Курбан Байрам. // Исламские новости. - 1990 - № 3.

175. Малашенко А. Исламское возрождение. Дагестанский вариант. // Исламские новости - 1992 - № 30.

176. Мурад Хаджи Коркмас. Записки паломника. // Ассалам - 1995 - № 2; № 4.

177.

178.

179.

180.

181.

182.

183.

184.

185.

186

187

188

189

190

191

192

Набиев А. Возгласы министра "Аллаху Акбар!" ... и хадж. // Исламские новости.-1991 -№№6-7.

Небренчик С.М. Мусульманский Восток и русская армия. // Военно-исторический журнал. - 1995 -№4. - С. 37-42.

Несколько слов о хадже. // Ассалам. - 1998 - № 9.

Официальное послание посольства Королевства Саудовской Аравии. // Ассалам-1995-№6.

Почему необязательно ходить в Мекку. // Наука и религия - 1965 - №11 -С. 48-49.

Путь истины. // Дагэкспресс - 1997 - № 9.

Раймунд Оли, Янина Маркевич. Черный ислам. // Наука и религия - 1991 - № 11- С.48-49.

Серебрякова М.Н. О некоторых представлениях, связанных с семейно-обрядовой практикой сельских турок. // Символика крестов и ритуалов народов зарубежной Азии. -М.: Наука, 1980. -С. 165-177.

Талибов И. Источник Замзам сквозь столетия. // Исламские новости - 1991 -№ 12.

Танаев Б. Святой Коран и тайна железа. // Исламский миропорядок. - 1997 -№32.

Токарев В. Хадж: традиция и современность. // Азия и Африка сегодня. -1987 - №5 - С.53-54.

Фахми Хувейд. Сакит 'ани-л-хадж ва сакит 'ани-л-хак. // Ап-араб - 1979 - № 251-С. 37-39.

Хадж из года в год (материалы круглого стола). // Ассалам - 1998 - № 6.

Хортен М. Религиозные представления современных мусульман. // Атеист. -М, 1930. - № 57 - С.87-128; № 58 - С. 111-159.

Шарипова P.M. Движение исламской солидарности. Основные теоретические концепции. // Исламский фактор в международных отношениях в Азии. - С. 60-66.

Шихсаидов А.Р. Книга ат-Табари "История посланников и царей" о народах Северного Кавказа. // Памятники истории и литературы Востока. - М.: Наука,

1986, С. 66-89.

193. Этика паломничества. // Нурул Ислам. - 1997 - № 3.

IV. АВТОРЕФЕРАТЫ

194. Арухов З.С. Концепция джихада в раннем исламе. - Махачкала: 1995. - 20 с.

195. Макатов И.А. Преодоление пережитков культа "святых" в процессе атеистического воспитания. М.: Мысль, 1965. - 17 с.

196. Саидов С.М. Культ святых и особенности его проявления в исламе. - Махачкала, 1997.-24 с.

197. Ханбабаев K.M. Критика исламской концепции свободы воли. - Баку: 1986. - 20 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.