Общее, особенное и единичное в системе взглядов на женщину в аврааматических религиях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Гаджимурадова, Гюльнара Ильясбековна

  • Гаджимурадова, Гюльнара Ильясбековна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 140
Гаджимурадова, Гюльнара Ильясбековна. Общее, особенное и единичное в системе взглядов на женщину в аврааматических религиях: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Махачкала. 2005. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гаджимурадова, Гюльнара Ильясбековна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ВЗГЛЯДЫ НА ЖЕНЩИНУ В БИБЛЕЙСКИХ

ИСТОЧНИКАХ.

§ 1. Иудейское начало канонизации аврааматических взглядов на женщину.

§ 2. Трансформация иудейских взглядов на женщину в христианстве.

ГЛАВА II. РЕКОНСТРУКЦИЯ БИБЛЕЙСКИХ КАНОНОВ О

ЖЕНЩИНЕ В ИСЛАМЕ.

§ 1. Возникновение ислама - объективная предпосылка изменения взглядов на женщину.

§ 2. Единство и различия исламской реконструкции библейских взглядов на женщину.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Общее, особенное и единичное в системе взглядов на женщину в аврааматических религиях»

Актуальность исследования. Настоящее время характеризуется процессами активного возрождения религии. Растет процент верующих среди молодежи, причем основную часть верующих составляют женщины. В этой связи вопрос об отношении религии к женщине остается очень актуальным. Прежде всего, важность проблемы заключается в определении положения, которое занимает женщина в социальном организме, и при этом возникает объективная необходимость исследования противоречий, проявляющихся между принципами религиозной регламентации жизни женщины и ее естественным стремлением к обеспечению максимального равноправия в современном человеческом обществе.

В процессе исторического развития взгляды на женщину изменялись сообразно степени ее социального статуса и социальной зависимости, проистекающей из зависимости экономической. Поэтому с учетом того, что религия на протяжении многих веков являла собой способ выражения реальных повседневных потребностей человека, осмысление вероучения о женщине, его трансформация в аврааматических религиях представляется весьма важным.

Преемственность религиозных мировоззренческих систем обусловливалась закономерностями развития самого общества, и этот объективный процесс мало зависел от воли отдельных личностей. Аврааматические религии характеризуются внутренней генетической связью, признанием единственности и истинности общего бога, проистекающим, бесспорно, из основных догматов и мировоззренческих представлений иудаизма. Возникшие позже христианство и ислам формировали принципы собственного монотеизма, как, впрочем, и взгляды на женщину, именно на этой вероучительной базе. Между тем, при общности единого аврааматического бога, иудаизм, христианство и ислам признают только своего бога, отвергая истинность других. И только совпадающее в них отношение к женщине, отводимая ей роль в обществе свидетельствуют о едином источнике их происхождения.

Все три Священных Писания - Танах (Тора, Небиим, Хсубим), Новый Завет и Коран — примерно одинаково регламентируют жизнь женщины, как существа, подчиненного мужчине. В этой связи изучение общего, особенного и единичного о взглядах на женщину в аврааматических религиях представляет большую научную и практическую ценность, чем и обусловлен выбор темы данного диссертационного исследования. Ее актуальность определяется еще и тем, что комплексное изучение проблемы религии и женщины на основе сравнительно-сопоставительного и философского анализа, обобщения теоретического и эмпирического материала позволяет глубже раскрыть сущность вероучения аврааматических религий о женщине, проследить ключевые этапы его эволюции.

При этом следует также заметить, что научные исследования указанной проблематики в нашей стране раньше служили конъюнктурным задачам антирелигиозной пропаганды, преимущественно были направлены на выработку теоретических и прикладных рекомендаций в области освобождения сознания людей от религиозных взглядов, разрушения и преодоления религиозного мировосприятия, что не могло не отразиться на их объективности и степени научной ценности.

В контексте разворачивающегося в настоящее время диалога различных религий, культур и цивилизаций особое значение приобретает обеспечение адекватного научного освещения подлинных истоков формирования статуса женщины в условиях возрождения религиозной практики и ее влияния на современные общественные отношения, в том числе семейно-брачные, социальные, правовые.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации состоит в том, чтобы на основе первоисточников - Танаха, Талмуда, Евангелия, Корана - а также трудов отечественных и зарубежных религиоведов проанализировать общее, особенное и единичное в аврааматических взглядах на женщину, их изменения в исторической ретроспективе и влияние на современную жизнь религиозных общин. В соответствии с целью диссертации поставлены следующие задачи:

-проанализировать материалы, проливающие свет на зарождение аврааматических взглядов на женщину;

-изучить особенности религиозной среды и преемственность учения о женщине в аврааматических религиях;

-рассмотреть некоторые проблемы методологических подходов к изучению причин религиозной дифференциации по половому признаку;

-проследить особенности реконструкции библейских канонов о женщине в социальной доктрине ислама;

-оценить единство и различие исламской реконструкции библейских взглядов на женщину.

Источники, степень разработки и историография проблемы. Главнейшими источниками в первую очередь являются священные книги аврааматических религий — Танах, Талмуд, Новый Завет, Коран, а также богословские сочинения, в которых рассматриваются ключевые положения иудаизма, христианства и ислама.

Статус женщины в аврааматических религиях многими исследователями признается одной из серьезных проблем, причем ее важность в равной мере имеет значение как для самих женщин, так и для специалистов в области защиты женских прав, современной цивилизации в целом. Данному вопросу посвящено достаточно много научных исследований. Наряду с разносторонним анализом различных аспектов аврааматических религий, в них в той или иной степени рассматривется и женская проблематика в ее историческом развитии. Широкую известность

1 о получили труды таких отечественных ученых, как В.Рожицын , А.Гарнак ,

1 Рожицын В. Раннее христианство в освещении современников. М.-Л., 1926.

2 Гарнак А. Сущность христианства.// Общая теория европейской культуры. СПб., 1911. Т.У.

В.В.Бартольд1, И.Д.Амусин2, С.И.Ковалев3, Н.И.Голубцова4, Г.М.Лившиц5, М.Шахнович6, И.Крывелев7, М.Беленький8, Б.Пальвановой9, М.В.Вагабов10, Л.Х.Авшалумова11, Л.И.Климович12, Л.И.Шайдуллина13 и др. Эти и другие исследования касаются не только общих теоретических проблем, но и состояния прав и свобод женщин в отдельных регионах мира с преимущественным распространением той или иной веры.

В настоящее время наблюдается возросший научный интерес к женской проблематике, поэтому предпринимаются попытки исследовать данный вопрос с разных точек зрения: критической и апологетической. В этом отношении характерны работы западных исламоведов, уделяющих религиозной дифференциации по половому признаку большое внимание.

Среди них выделяются исследования, посвященные истокам аврааматизма, зарождению и развитию христианства и ислама, а также раскрывающие роль основателей этих вероучений в формировании новых взглядов на место женщины в семье и обществе. Авторы этих трудов по-разному интерпретируют вероучительные источники, но их выводы, в целом, идентичны. Большой вклад в сравнительное изучение религиозных

1 Бартольд В.В. Сочинения. Т.VI. М., 1966.

2 Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1975.

3 Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. М.-Л., 1964.

4 Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. М., 1967.

5 Лившиц Г.М. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967.

6 Шахнович М. Реакционная сущность иудаизма. М., 1960. Его же: Закат иудейской религии. Л., 1965.

Крывелев И. Книга о Библии. М., 1959.

8 Беленький М. Что такое Талмуд?. М., 1963. Его же: Иудаизм. М., 1966.

9 Пальванова Б. Женщина и ислам. Ашхабад, 1965.

10 Вагабов М.В. Отношение мусульманской религии к женщине. М., 1962. Его же: Пережитки ислама и пути их преодоления. М.-Л., 1966. Его же: Ислам и женщина. М., 1967. Его же: Ислам и семья. М., 1980. Его же: Ислам, женщина и семья. Махачкала, 1994. Его же: Основы мусульманского семейного права. М. 1997.

11 Авшалумова Л.Х. Именем бога Яхве. (Что говорит иудейская религия о женщине?) Махачкала, 1967. Ее же: Положение женщины в иудаизме.// Очерки по научному атеизму. Сборник Дагестанского госуниверситета. Махачкала, 1967. Ее же: Иудаизм и его особенности в Дагестане. Махачкала, 1997.

12 Климович Л.И. Ислам и женщина. М., 1958

13 Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. М., 1978. представлений о женщине внесли Дж.Клоснер, 'Дж.Бартон2, К. Норт3, Дж.Шахт4, А.Триттон5, У.Уолкер6, У.Уибке7, У.Уотт8, М.Пой9 и др. Сбалансированным подходом к изучению проблемы, научным и богословским обоснованием религиозной толерантности характеризуются работы М.Форварда10 и Р.Фрилинга11, переведенные недавно на русский язык.

Работы отдельных авторов однозначно защищают религиозный статус женщины, считая, что он наиболее полно отражает сущность их социальной роли и не видят необходимости в ее изменении. Это касается трудов таких исследователей, как Дж.Янг12, Л.Ахмед13, С.Али14, Ф.Хитти15, Х.Сервер16, Ф.Мернисси17, Б.Филипс18 и др. В этом ряду выделяется острополемичная апология С.ал-Бахнасави19, который идеализирует положение мусульманки, превозносит исламскую концепцию женщины, а другие аврааматические религии с их взглядами на данный вопрос подвергает необоснованной критике.

I Klausner J. From Jesus to Paul. N.Y., 1945. fy

Burton J. The Collection of the Quran. Cambridge, 1977.

3 North C. An outline of Islam. L., 1952.

4 Schacht J. The Origins of Muhammadan Jurisprudence. Oxford, 1950.

5 Tritton A. Muslim Theology. L., 1947. Его же: Islam. L., 1957.

6 Waiker W. A History of the Christian church. N.y., 1959.

7 Wiebke W. Women in Islam: From Medieval to Modern Times. Princeton, 1993. Q

Watt W. Muslim-Christian Encounters: Perceptions and Misperceptions. L., 1991.

9 Poya M. Women, Work and Islam. L., 1999.

10 Форвард M. Мухаммад. Краткая биография. M., 2002. Его же: Иисус. Краткая биография. М., 2003.

II Фрилинг Р. Христианство и ислам. М., 1997.

12 Янг Дж. Христианство. М., 2003.

13 Ahmed L. Women and Gender in Islam. New Haven, Yale University Press, 1922.

14 Ali S. The Spirit of Islam. L., 1922.

15 Hitti Ph. History of the Arabs. L., 1946.

16 Serwar H. Philosophy of the Quran. Lahore, 1955.

17 Mernissi F. Women and Islam: An Historical and Theological Enquiry. Oxsford, 1993.

18 Филипс Б. Эволюция фикха. Исламский закон и мазхабы. Пер. с англ. Т.В.Гончаровой. Киев, 2001.

19 Ал-Бахнасави С. Статус женщины в исламе и мировых законодательствах. Баку, 2002.

На защиту выносятся основные положения работы:

1.Анализ исторического и теологического материала, имеющего отношение к формированию религиозных взглядов на женщину.

2.Результаты исследования концепции взглядов на женщину в библейских источниках.

3.Результаты анализа преемственности и различия иудейского учения о женщине в христианстве.

4,Оценка особенностей реконструкции библейских канонов о женщине в социальной доктрине ислама.

5.Результаты исследования единства и различия исламской реконструкции библейских взглядов на женщину.

6.Результаты анализа методологических подходов к научному изучению общего, особенного и единичного о взглядах на женщину в аврааматических религиях.

Научная новизна. В диссертации обосновывается новый подход к сравнительному исследованию статуса женщины в аврааматических религиях, прослеживаются эволюционные проявления правового и социального статуса женщины в иудаизме, христианстве и исламе, показан характер его исторических интерпретаций. Проанализированы формы преемственности и различия библейских канонов о женщине в вероучительных системах христианства и ислама, объективные предпосылки изменения взглядов на женщину в конкретно исторических социально-политических условиях.

Теоретическую и методолигическую основу исследования составляют научно-философские принципы историзма, диалектико-материалистическая теория познания. В качестве основополагающих теоретических принципов использованы идеи и концепции отечественных и зарубежных ученых по проблемам религиоведения и философской антропологии. Объект исследования - общее, особенное и единичное в аврааматических взглядах на женщину. Предмет исследования объективные условия возникновения и изменения женской проблематики в аврааматических религиях.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и полученные результаты могут быть использованы в процессе межрелигиозного диалога, а также в идеологическом обосновании религиозной толерантности, в процессе преподавания таких дисциплин, как «религиоведение», «философия религии», «философия культуры». Выводы диссертации могут представить интерес и для практических работников социальной сферы, специалистов государственно-правовой области.

Структура и объем диссертации. Структура исследования обусловлена его целью и задачами. Работа состоит из введения двух глав (четыре параграфа), заключения и библиографии. Объем диссертации - 137 страниц компьютерного набора текста (шрифт Times New Roman, размер 14), через полтора интервала, из них библиографический корпус - 7 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Гаджимурадова, Гюльнара Ильясбековна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время ислам проявляет мощную религиозную активность, следовательно, становится существенным фактором современной истории. Его духовные основы приобретают большую прочность и влияние на общественные процессы, в том числе и на женский вопрос. В этих условиях, как никогда прежде, весьма актуальна подготовка платформы для плодотворного диалога между религиями и мировоззрениями, а это возможно только путем научного исследования общих моментов и различий между ними.

Библию и Коран, в первую очередь сближает то особенное значение, которое они придают личности Авраама, объединяющего все три религии. Все ветхозаветные пророки и центральная фигура христианства Иисус занимают видное место в Коране. Сам Мухаммад, создавший предпосылки для формирования исторического сознания арабов и их органическое вхождение в мировую человеческую генеалогию, признавал его выдающуюся роль: «Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом предавшимся и не был из многобожников. Самые близкие к Ибрахиму люди, конечно, те, которые за ним последовали, и этот пророк и те, которые уверовали»1. Главная претензия ислама к иудаизму и христианству заключается в том, что они якобы исказили Священное Писание - тезис, обосновывающий различия между ними. Несмотря на это, догматика всех трех религий осталась неизменной, что препятствует взаимопониманию между ними. Следовательно, возникает насущная необходимость в объективном анализе содержания этих догматов с целю углубления позитивности многовекового религиозного опыта человеческого сообщества. Только таким путем можно минимизировать негативные следствия существующих различий. В современной богословской литературе предпринимаются отдельные попытки такого анализа, но они,

1 Коран. III, 60(67)-61(68). преимущественно отражают сущность религиозной конкуренции, нежели религиозного сотрудничества и взаимодействия: «Энергичному, хотя и застрявшему в рационализме исламскому духу, его тяге к научному познанию мира, по-настоящему способно противостоять только новое, просветленное христианство, а отнюдь не христианство «догматизированное», утратившее веру в возможности человеческого разума»1.

В рамках межрелигиозного диалога одной из заинтересованно обсуждаемых тем является проблема статуса женщины. Если иудаизм и христианство представляют женщину в качестве орудия искушения и первоисточником грехопадения, то ислам далек от такого ее восприятия. Ислам уравнивает женщину и мужчину в вопросах, связанных с соблюдением чистоты, как внешней, так и внутренней. В своем учении о женщине ислам исходит из принципа взаимодополняемости полов, что видно из Корана. Хотя они были изгнаны из рая «будучи врагами друг другу», их соединение на земле оказалось неизбежным и необходимым. Совместная жизнь мужчины и женщины в браке также отличает исламское вероучение от иудаистского и христианского, особенно от последнего, где брак является таинством, совершаемом на небесах. Исламский брак земной, реальный с четким разграничением супружеских отношений в семейном быту и праве о наследовании, поэтому семейно-брачные отношения являются неотъемлемой частью религиозного права, хотя здесь и просматривается некоторая двойственность положения мужчины и женщины. Например, женщина может наследовать своему мужу и детям, но в меньшем размере, чем мужчина, что объясняется особыми материально-экономическими обязательствами последнего, как покровителя, защитника и кормильца семьи.

Ключевые положения библейского учения о женщине наложили неизгладимый отпечаток на все три религии. В их основе - непоколебимость

1 Фрилинг Р. Указ. соч. С. 99. принципа подчиненности женщины мужчине, причем иудаизм и христианство обосновывают данный тезис, умозрительно, исходя из Священного Писания, отводящего женщине роль виновницы грехопадения, ислам исходит из экономических посылок, которые также обозначены в Коране — преимущество мужчины освящено божественной санкцией, потому что он тратит из своего имущества на выкуп за жену, на материальное обеспечение семьи и т.д. Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что экономические принципы, на которых строилась мусульманская семья, даже с их явным перевесом в пользу мужчины, не вступали в противоречие с традиционной патриархальной системой, которая находила поддержку в лице религиозно-политической власти.

Генетическая связь аврааматических религий и, прежде всего, сам факт их последовательного возникновения на смежных территориях не стали побудительными мотивами для устранения догматических различий. Соглашаясь в общем, что женщина подчинена мужчине, благодаря божественной санкции, все указанные религии выработали собственные конкретные формы обособления женщины от общественной жизни. Иудаизм считает единственным назначением женщины рождение детей и ведение домашнего хозяйства. Христианство, помимо этого, отводит им ведущую роль в уходе за больными, заботе о детях и нищих. Ислам изолирует женщину от внешнего мира, допуская при этом и полигамию.

Аврааматические религии, за исключением, может быть, иудаизма, претендуют на глобальность своих учений, следовательно, они нуждались и нуждаются в модернизации толкования религиозных принципов половых различий. Религия как одна из форм общественного сознания ограничивает взаимодействие людей, оставляя неизменными установленные некогда отношения к женщине, семье, детям, распределение социальных ролей. Ни в одной из этих религий, как показывает проведенный анализ, не обеспечивается подлинное равенство между верующими - мужчиной и женщиной. Запрет на межконфессиональные браки, освященный божественной санкцией и свойственный всем аврааматическим религиям, наиболее ярко демонстрирует то общее в них, которое одновременно ведет к различению и разъединению. Аврааматический прозелитизм - это неослабевающая межрелигиозная конкуренция, которая доминирует в сознании верующих, значительно более терпимо относящихся к различию человеческих характеров, чем к расхождению во мнениях.

В этом отношении различия во взглядах на женщину весьма показательны: вряд ли мусульманин сможет убедить христианина в том, что, например, многоженство, является актом, освященным божественной санкцией, или иудей приверженца ислама в том, что единственно верным является иудейский закон о наследовании женщины мужчине. В сознании каждого из них основанные на истории догматы его веры приобретают характер всеобщности и исключительной истины. В современных условиях теория и практика прозелитизма представляются нереальными и должны уступить место прогрессивному диалогу. Можно также полагать, что в гражданском обществе наибольшее внимание заслуживают только те религиозные обязанности, которые проистекают из прав и обязанностей приверженцев иных религий.

Принимая какую-либо аврааматическую религию, человек связывает себя определенными обязанностями по отношению к нему, его догматам, будучи уверенным в их правоте, и не претендуя на право их модификации. Точно так же обстоит дело с особенностями учения о женщине в каждой из этих религий, в том смысле, что верующий добровольно лишает себя права судить, справедливы эти взгляды или нет, представляет женщина ценность или ущербна с момента творения мироздания и человека. В то же время ни одна из указанных религий не оставляет места для плюрализма и со всей строгостью относится к вероотступничеству. Что касается современного феминистского движения в мире, то за исключением более или менее стройных теоретических концепций, реальными достижениями оно не выделяется в ряду других общественных движений, так как следование религиозной морали более достойным устремлением, чем попытки что-либо изменить в религиозной системе социальных ролей мужчины и женщины.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гаджимурадова, Гюльнара Ильясбековна, 2005 год

1. Авшалумова Л.Х. «Именем бога Яхве.» (Что говорит иудейская религия о женщине?). Махачкала, 1967.

2. Авшалумова Л.Х. Положение женщины в иудаизме.// Очерки по научному атеизму. Сборник Дагестанского госуниверситета. Махачкала, 1967.

3. Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. Махачкала, 1997.

4. Ал-Бахнсави С. Статус женщины в исламе и мировых религиях. Баку, 2002.

5. Ал-Газали Абу Хамид. Наставление правителям. М., 2004.

6. Ал-Исфахани А. Книга песен. Пер. с араб. А.Б.Халидова, Б.Я.Шидфар. М., 1980.

7. Ал-Куфи Й. Китаб ал-харадж. Пер. с араб, и комм. А.Э.Шмидта. СПб., 2001.

8. Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1975.

9. Ан-Навави М. Сады праведных. М., 2002.

10. Ю.Апокрифы древних христиан. Сост. Свенцицкая И.С., Трофимова М.К. М., 1989.

11. П.Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982.

12. Ахметханова П. Как относится ислам к женщине. М., 1972.

13. Бартольд В.В. Сочинения. Т.VI. М., 1966.

14. Н.Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959.

15. Беленький М.С. Что такое Талмуд. М., 1970.

16. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. М., 1957.

17. Беляев Е.И. Арабы, ислам и арабский Халифат в раннее средневековье. М., 1965.

18. Бертельс Е.Э. Избранные труды: суфизм и суфийская литература. М., 1965

19. Библия. Канонические книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Синодальное издание.

20. Болыпаков О.Г. История халифата. T.I. М., 1989.

21. Буасье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV в. М., 1892.

22. Вагабов М.В. Женщина и религия. Махачкала, 1959.

23. Вагабов М.В. Отношение мусульманской религии к женщине. М., 1962.

24. Вагабов М.В. Ислам и семья. М., 1980.

25. Вагабов М.В. Ислам, женщина и семья. Махачкала, 1994.

26. Вагабов М.В. Основы мусульманского семейного права. Махачкала, 1997.

27. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990.

28. Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Махачкала, 2004.

29. Византийские легенды. Сост. Полякова C.B. М., 1994.

30. Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. М., 1954.

31. Винников И.Н. Коранические заметки.// Исследования по истории культуры народов Востока. Сборник в честь академика И.А.Орбели. М.-Л., i960.

32. Гаркави А.Я. Сказания еврейских писателей о хазарах. СПб., 1874.

33. Гарнак А. Сущность христианства.// Общая теория европейской культуры. Т. 5. СПб., 1911.

34. Гече Г. Библейские истории. М., 1990.

35. Гегель Г. Работы разных лет. В 2-х тт. М., 1970.

36. Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. М., 1967.

37. Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб., 1912.

38. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987.

39. Григас В. Права христиан на Востоке по мусульманским законам. СПб., 1865.

40. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.

41. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М., 1986.

42. Грязневич П.А. Развитие исторического сознания арабов (VI-VIII вв.).// Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982.

43. Донини А. У истоков христианства. М., 1989.

44. Древе А. Миф о Христе. М., 1923.

45. Древс А. Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем. М., 1930.

46. Дубнов С.М. Краткая история евреев. СПб., 1912.

47. Жебелев С.А. Евангелия канонические и апокрифические. Пг., 1919.

48. Журавский A.B. Христианство и ислам. М., 1990. 49.3ерига ди Г. Христиане и язычники. М., 2002.

49. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. Пер. с араб. Н.А.Гайнуллин. М., 2002.

50. Иманзаде С. Религия ислама и женщина. Баку, 1958.

51. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1990.

52. Каждан А.П. От Христа к Константину. М., 1965.

53. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М., 1966.

54. Картленд Б. Таинство любви сквозь призму истории. Пер. с англ. Е.В.Нетесовой. М., 2001.

55. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.5 7. Керимов Г.М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.

56. Климович Л.И. Ислам и женщина. М., 1958.

57. Кпимович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986.

58. Юиочевский В. Жития святых как исторический источник. М., 1871.

59. Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. Л., 1964.

60. Коран. Пер. Крачковского И.Ю. М., 1963.

61. Коран. Пер. Османова М.-Н. М., 1994.

62. Косвен М.О. Матриархат. М.-Л., 1948.

63. Косидовский 3. Сказания евангелистов. М., 1987.

64. Кремер А. Мусульманское право. Ташкент, 1888.

65. Крывелев И.А. Христос: миф или действительность? М., 1987.

66. Крымский А. Семь спящих отроков эфесских. М., 1914.

67. Кубланов М.М. Восникновение христианства. Эпоха, идеи, искания. М., 1974.

68. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984.

69. Ленцман Я.А. Происхождение христианства. М., 1958.

70. Лившиц Г.М. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967.

71. Лукиан. Избранное. М., 1987.74.Массэ А. Ислам. М., 1963.

72. Мень А. Таинство, слово, образ. Л., 1991.

73. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1966.

74. Негря Л. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в У-УП вв. М., 1981.

75. Очерки истории арабской культуры У-ХУ вв. Отв. ред. Большаков О.Г. М., 1982.

76. Пальванова Б. Женщина и ислам. Ашхабад, 1965.

77. Пальмов М. Идолопоклонство у древних евреев. СПб., 1897.

78. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ вв. Л., 1966.

79. Пиотровский М.Б. Пророческое движение в Аравии УП в.// Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

80. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

81. Полонская Л., Вафа А. Восток: идеи и идеология. М., 1982.

82. Притчина Е.А. Женщина и религия. М. 1960.

83. Ранович А.Б. Очерк истории древнееврейской религии. М., 1937.

84. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М.,1990.

85. Ранович А.Б. Античные критики христианства. М., 1990.

86. Ранович А.Б. О раннем христианстве. М., 1959.

87. Резван Е.А. Адам и бану Адам в Коране (к истории понятий «первочеловек» и «человечество»).// Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

88. Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. М., 1988.

89. Ризванов М.Р. Пророк Мухаммад. Западноевропейские тексты и комментарии к ним. Махачкала, 2004.

90. Робертсон А. Происхождение христианства. М., 1959.

91. Робертсон Дж. Евангельские мифы. М., 1923.

92. Рожицын В. Раннее христианство в освещении современников. M.-JL, 1926.

93. Розенталь H.H. Социальные основы языческой реакции императора Юлиана.// Известия АН СССР. Серия истории и философии. 1945. Т.2. №5.

94. Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. М., 1988.

95. Спасский A.A. Эллинизм и христианство. Сергиев Посад, 1913.

96. Старкова К.Б. «Странствие Авраама».// Палестинский сборник. С., 1986, 28(91).

97. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв. М., 1982.

98. Стошкус С. Этикет в развитии общества.// Этическая мысль. М., 1988.

99. Султанова Р.И. Об изучении начальной стадии ислама.// Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987.

100. Сюкияйнен Л.Ю. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

101. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.

102. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850.

103. Тюменов А.И. Евреи в древности и в средние века. Пг., 1922.

104. Уотт М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

105. Уотт М., Какиа П. Мусульманская Испания. М., 1976.

106. Филипс Б. Эволюция фикха. Исламский закон и мазхабы. Пер. с англ. Т.В.Гончаровой. Киев, 2001.

107. Флавий И. Иудейские древности. В 2-х тт. М., 1996.

108. Форвард М. Мухаммад. Краткая биография. М., 2002.

109. Форвард М. Иисус. Краткая биография. М., 2003.

110. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М., 1993.

111. Фрилинг Р. Христианство и ислам. М., 1997.

112. Фролова Е.А. Ранний ислам, его социальная сущность и историческая роль.// Наука и религия. №10. 1971.

113. Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1986.

114. Хрестоматия по исламу. М., 1994.

115. Церен Э. Библейские холмы. М., 1985.

116. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. М., 1990.

117. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.

118. Шахнович М. Реакционная сущность иудаизма. М., 1960.

119. Шахнович М. Закат иудейской религии. JL, 1961.

120. Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура: из истории культуры доисламской Аравии. М., 1976.

121. Янг Дж. Христианство. М., 2003.

122. Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979.

123. Ярославский Е.М. Библия для верующих и неверующих. М., 1977.

124. Ahmed L. Women and Gender in Islam. New Haven, Yale University Press, 1922.

125. Alfoldi A. A Conflict of Ideas in the Late Roman Empire. Oxford, 1952.

126. Ali S.A. The Spirit of Islam. L., 1922.

127. Baldwin B. Studies in Lucian. Toronto, 1973.

128. Bowersock G.W. Roman Arabia. L., 1983.

129. Bowker J. Voices of Islam. Oxford, 1995.

130. Bultmann R. Die Geschichte der synoptischen Tradition. B., 1963.

131. Burton J. The Collection of the Quran. Cambridge, 1977.

132. Crone P., Cook M. Hagarism. Cambridge, 1977.

133. Dibelius M. Die Formgeschichte des Evangeliums. Tubingen, 1966.

134. Hitti Ph. History of the Arabs. L., 1946.

135. Hirschberg J.W. Judische und Christliche Lehren im vor- und fruhislamischen Arabien. Krakow, 1939.

136. Hoffmann E. Piatonismus und Christliche Philosophie. Stuttgardt, 1960.

137. Klausner J. From Jesus to Paul. N.Y., 1945.

138. Lapidus I. A History of Islamic Societies. Cambridge, 1988.

139. Mernissi F. Women and Islam: An Historical and theological Enquiry. Oxford, 1993.

140. North C.R. An outline of Islam. L., 1952.

141. Parrinder G. Jesus in the Quran. Oxford, 1995.

142. Poya M. Women, Work and Islam. L., 1999.

143. Schacht J. The Origins of Muhammadan Jurisprudence. Oxford, 1950.

144. Serwar H.G. Philosophy of the Quran. Lahore, 1955.

145. Spellberg D.A. Politics, Gender, and the Islamic Past: The Legacy of A'isha bint Abi Bakr. N.Y., Columbia, 1994.

146. Stowasser B.F. Women in the Quran, Traditions, and Interpretation. N.Y., 1994

147. Tritton A.S. Muslim Theology. L., 1947.

148. Tritton A.S. Islam. L., 1957.

149. Walker W. A history of the Christian church. N.Y., 1959.

150. Watt W.M. Muslim-Christian Encounters: Perceptions and Misperceptions. L., 1991.

151. Wiebke W. Women in Islam: From Medieval to Modern Times. Princeton, 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.