Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Чомаева, Мадина Назировна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чомаева, Мадина Назировна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПЕДАГОГИКЕ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА.:.
1.1. Проблема семейного воспитания детей в антологии. педагогической мысли.
1.2. Развитие культуры и его влияние на семейное воспитание.
1.3. Тенденции и характерные особенности карачаевской семьи.
ВЫВОДЫ.
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ КАРАЧАЕВЦЕВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
2.1. Традиции семейного воспитания.
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы.
2.3. Программа спецкурса «Семейное воспитание и этнокультурные традиции: взаимосвязь и взаимообусловленность».
ВЫВОДЫ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Проблема воспитания семьянина в этнопедагогике карачаевцев: Ист.-пед. исслед.1996 год, кандидат педагогических наук Кущетерова, Фьюза Таубатыровна
Традиционная педагогическая культура карачаевского народа: История, теория, практика2002 год, доктор педагогических наук Батчаева, Халимат Хаджи-Муратовна
Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника2005 год, кандидат педагогических наук Урусова, Зурият Магометовна
Семейное воспитание в этнокультурных традициях карачаевского и ногайского народов2005 год, кандидат педагогических наук Байрамукова, Аида Николаевна
Преемственность этнокультурных традиций межпоколенных отношений в педагогике карачаевского народа2000 год, кандидат педагогических наук Боташева, Халимат Хасановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания»
В настоящее время на общемировом уровне наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть неповторимость и уникальность своей культуры и психологического уклада, ростом осознания своей принадлежности к определенному этносу - национального самосознания и идентичности.
Кризисные явления в духовной сфере, размывание целостных ориентации и в обществе, и в семье требует осмысления особенности воспитания личности в условиях быстро меняющихся общественных отношений, диктует необходимость изучения роли этнокультурной воспитательной среды, механизмов трансляции этнокультурных ценностей в этом процессе.
Семья является одним из главных социальных институтов, призванных обеспечить воспитание человека с высоким уровнем этнического самосознания и идентификации, а также сохранения и развития традиционных этнических культур.
Формирование этнокультурного человека, сочетающего в себе системные знания в области национальной культуры и позитивное эмоциональное отношение к ней, гармоничное национальное самосознание, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к межэтническому и межкультурному диалогу, возможно лишь при функционировании традиционной системы домашнего воспитания. Материнский язык народное творчество, в частности, фольклор, мифология, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, игры и другие средства воспитания, используемые народами, их национальные духовно-нравственные ценности формировали у подрастающих поколений на всем протяжении истории лучшие человеческие качества.
Семья является тем уникальным социальным институтом, посредником между человеком и государством, транслятором фундаментальных, общечеловеческих, национальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на такие процессы как: воспитание и образование подрастающего поколения, развитие национальной культуры и языка, формирование целостной личности, демографические изменения, здоровье общества, становление гражданских отношений.
Поэтому сегодня актуальной проблемой является не только определение социальной роли семьи в обществе, но и раскрытие ее педагогического потенциала.
В народной педагогике реально действующим центром воспитания является семья. Именно в ней, а также в роду, во многих случаях функционирующим как «большая семья» сосредоточено основное богатство содержания, форм и методов национальной системы воспитания. Под ее влиянием мировоззрение народа, его философия становится достоянием подрастающих поколений уже в раннем возрасте.
Семья всегда была и остается важнейшим источником развития общенациональных форм сознания. Она выступает культурным, ценностным, информационным пространством, во многом уже с ранних лет предопределяющим формирование личности ребенка. Семья является ядром любой национальной системы воспитания. Проникновение во внутренний мир народа и его представителей возможно только на основе изучения традиционной педагогической культуры.
Большое внимание вопросу этнонационального в динамике культуры уделяли философы - О.Шпенглер, Н.А.Бердяев, К.Ясперс, Э.Реган, А.Швейцер, Н.Розов. Развитию теоретико-методологических вопросов изучения этнокультуры посвящены работы в области теории культуры, освещающие в то же время некоторые этнические аспекты (А.И.Арнольдов, М.М.Бахтин, Л.Н.Гумилев, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, А.Тойнби и др.). В этносоциологии проблемы развития культуры народов страны рассматриваются Б.В.Арутюняном, М.Н.Губогло, Л.М.Дробижевой, С.С.Савоскул, А.А.Сусоколовым и др.
Методологические основы исследования психологии народов содержатся в трудах Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, В.С.Соловьева, Г.Г.Штепа, К.Г.Юнга. Изучению этнических отношений и межэтнического взаимодействия посвящены работы А.О.Бороноева, Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева, С.И.Королева, Н.М.Лебедевой и др. Различные аспекты этнической психологии раскрываются в исследованиях В.С.Агеева, А.А.Деркач, В.С.Мухиной, В.Д.Попова, Г.В.Старовойтовой, В.А.Тишкова и др.
Существует значительное количество публикаций, рассматривающих проблемы этнического самосознания с философских позиций. К ним относятся работы Г.Г.Дилигенского, И.С.Кона, Б.В.Поршнева, К.Н.Хаби-буллина и др.
В разработке этнических проблем семейного воспитания мы опирались на труды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко, В.А. Сухо-млинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, И .Я. Яковлева, Н.М. Охотникова, Г.Т. Тимофеева, а также на современные исследования. Это труды по общим вопросам педагогики (В.П. Борисенков, Б.З. Вульфов, Т.С. Комарова, В.М. Коротов, Г.Б. Корнетов, Б.Т. Лихачев, С.В. Мягченков, В.И. Петрова, Ю.П. Сокольников), исследования по проблемам этнопедаго-гики (И.А. Арабов, Р.И. Байчорова, Х.Х-М. Батчаева, Б.М. Борлакова, Г.Н. Волков, А.Г. Гашимов, М.Б. Гуртуева, В.Г. Закирова, А.Э. Измайлов, Б.А. Кадыров, Ф.Т. Кущетерова, Ш.А. Мирзоев, А.И. Мусукаев, Г.В. Муха-метзянова, З.Г. Нигматов, К.Б. Семенов, Э.И. Сокольникова, М.И. Стельма-хович, С.Б. Узденова, Я.И. Ханбиков, А.Ф. Хинтибидзе, В.К. Шаповалов, И. А. Шоров), труды, посвященные истории, культуре и быту народов Северного Кавказа, Карачаево-Черкесии (У.Д. Алиев, Е.П. Алексеева, Х.Х. Биджи-ев, М.Д. Каракетов, А.И. Караева, М.А. Мизиев, К.Т. Лайпанов, В.П. Невская,
Р.А-К. Ортабаева, Е.Н. Студенецкая, К.М. Текеев, М.А. Хубиев, К.И. Чомаев, И.М. Шаманов, Ф.С. Эфендиев).
В то же время, как показало исследование, несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам этнопедагогики, этнокультурные, этно-педагогические процессы, происходящие в России и ее регионах, в частности, на Северном Кавказе, изучены недостаточно. Особенно это касается этнопедагогики карачаевского народа.
В то же время, как показало исследование, несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам этнопедагогики, этнокультурные процессы, происходящие в России и ее регионах, в частности, на Северном Кавказе, изучены недостаточно. Это касается, в том числе этнопедагогики карачаевского народа.
Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия между:
- отмечаемой тенденцией к повышению статуса этнонациональных культур в общецивилизационном масштабе и недостаточным научно-практическим обеспечением наблюдаемого процесса как в теории педагогики, так и в практике воспитания и образования;
- воспитательной функцией семьи по приобщению к общечеловеческой и этнонациональной культуре подрастающего поколения и отсутствием знаний механизмов трансформации этих ценностей;
- объективной социальной потребностью в формировании подрастающих поколений как носителей этнических культур в системе семейного воспитания.
В связи с этим возникает проблема: каковы основные условия, способствующие сохранению и развитию этнокультурных традиций карачаевского народа в семейном воспитании.
Цель исследования - раскрыть процесс сохранения и развития этнокультурных традиций карачаевцев в семье.
Объект исследования - этнокультурные традиции воспитания в педагогике карачаевского народа.
Предмет исследования - преемственность процесса развития этнокультурных традиций в условиях семейного воспитания.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что сохранение и развитие этнокультурных традиций в семейном воспитании осуществляется успешнее, если:
- овладение духовным опытом предшествующих поколений и трансформация этнических ценностей педагогики народа будет происходить адекватно социально-личностным потребностям;
- этнокультурные традиции карачаевского народа будут рассматриваться в контексте возрождения духовных ценностей локальной и обогащение общечеловеческой культур;
- на основе системного подхода и аксиологической интерпретации сущности традиционной педагогической культуры карачаевской семьи будет выявлен ее воспитательный потенциал для повышения эффективности семейной практики воспитания в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;
- личностно-развивающий потенциал этнокультурных традиций будет признан как нравственная ценность народа, стимулирующая становление гуманной личности;
- при эффективном взаимодействии образовательных учреждений и семьи.
В соответствии с проблемой, объектом предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать сущность этнокультурных традиций, влияние их на развитие семьи как на локальной и общечеловеческой культурной ценности.
2. Раскрыть содержание этнокультурных традиций в семейной педагогике карачаевского народа.
3. Раскрыть особенности функционирования преемственности этнокультурных традиций в условиях семейного воспитания.
4. Выявить основные условия сохранения и развития этнокультурных традиций в карачаевской семье.
5. Разработать научно-методические рекомендации по использованию национальных традиций в общеобразовательных учреждениях и семье.
Методологическую основу исследования составили: исторический подход к изучению национальных культур, современные философские концепции о единстве национального, межнационального и общечеловеческого; аксиологический подход, согласно которому человек является высшей ценностью социального развития; культурологический подход, рассматривающий этническую культуру как органическую часть общечеловеческой культуры, раскрывающий культурообразующую функцию социальной среды; личностно-деятельностный подход к изучению образовательно-воспитательного процесса, позволяющий творческое овладение духовно-ценностным опытом предшествующих поколений.
В процессе исследования в соответствии с задачами использовались методы:
- теоретические - логико-исторический педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемы; теоретическое обобщение результатов исследования с учетом всех факторов и конкретных условий;
- изучение ретроспективной информации по теме; теоретический анализ и обобщение литературных педагогических, этнографических, исторических источников по педагогической культуре карачаевцев;
- сбор текущей информации: педагогический анализ и оценка; наблюдение, педагогическое интервью, сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение фактического материала, беседы со студентами и родителями;
- статистическая обработка экспериментальных данных.
Базой исследования явился естественно-географический факультет Карачаево-Черкесского государственного университета. Основные этапы исследования.
Первый этап (1997-2000 гг.) - изучение и анализ философской социологической, этнографической, этнопедагогической, этнопсихологической, лингвистической, фольклорной и художественной литературы. Выявление уровня разработанности проблемы; определение цели, задач, гипотезы исследования. Сбор материала по теме исследования.
Второй этап (2000-2003 гг.) - был посвящен проверке и обобщению результатов опытно-экспериментальной работы, разработке теоретических выводов и практических рекомендаций.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- раскрывается сущность и содержание этнокультурных традиций карачаевцев, их взаимосвязь и взаимообусловленность с педагогической культурой соседних горских народов;
- определяется роль современной карачаевской семьи в сохранении и развитии этнокультурных традиций;
- выявляются основные педагогические условия, способствующие развитию и функционированию этнокультурных традиций карачаевского народа.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
- выявлен на основе системного анализа и аксиологической интерпретации воспитательный потенциал педагогической культуры карачаевского народа, имеющей целью для повышения эффективности семейной практики воспитания в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;
- доказано реальное функционирование этнокультурных традиций в современной карачаевской семье и теоретически обоснованы ее особенности, которые служат базой для сохранения и передачи ее другим поколениям;
- осуществлено теоретическое воссоздание традиционной системы воспитания карачаевцев, показан генезис ее идеалов, традиций, обычаев, обрядов, а также содержание, организационные формы и их преемственность в современных социокультурных и этнокультурных условиях. Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что его результаты способствуют пополнению теории и практики современной этнопедагогики новым фактическим материалом самобытной системой семейного воспитания карачаевского народа; они могут быть использованы родителями в деле совершенствования семейного воспитания, а педагогами образовательных учреждений в педагогическом просвещении родителей, в организации процесса воспитания в национальной школе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью методов исследования его цели и задачам, наличием многообразного материала, почерпнутого из научно-литературных, архивных источников, из реальной современной практики воспитания подрастающих поколений, сочетанием обобщения этой практики с опытной работой.
На защиту выносятся следующие положения:
- в современном педагогическом арсенале карачаевского народа очень много инвариантных историко-культурных традиций, используемых в процессе интериоризации собственной культуры, как в условиях семейного воспитания, так и в образовательных учреждениях;
- преемственность этнокультурных традиций обеспечивается при континуальном сохранении исторически принятого функционального их назначения и наличия в них ценностных ориентаций, гармонируюнарода, сформировавшее систему приоритетных ценностей и ставших частью ее менталитета; - эффективность сохранения, развития и функционирования этнокультурных традиций находится в непосредственной зависимости от совершенствования этнокультурной направленности содержания образовательно-воспитательного процесса, создание целостной педагогической системы на базе консолидации семьи, общеобразовательных учреждений общественности в этом направлений. Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные в ходе исследования данные обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских научных и научно-практических конференциях: Карачаевск (1997-2000); Элиста (1999); Стерли-тамак (2000); Невинномысск (2001); Сочи (2003).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества: На материале Карачаево-Черкесии2005 год, кандидат педагогических наук Абитова, Фарида Викторовна
Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников2001 год, кандидат педагогических наук Койчуев, Айтек Алим-Джашарович
Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев2003 год, кандидат педагогических наук Узденов, Альберт Магометович
Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика: На примере адыгского, балкарского, карачаевского народов2000 год, доктор педагогических наук Семенов, Курман Борисович
Трудовое воспитание в карачаевской народной педагогике2004 год, кандидат педагогических наук Байрамкулова, Аминат Хутовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Чомаева, Мадина Назировна
Выводы:
Формирование человека культуры, формирование духовной личности, воспитание личности в рамках этнокультурных традиций предполагает развитие духовных потребностей в самопознании, рефлексе, общение с родными, друзьями, природой.
Цель образования человека культуры включает и практическую подготовку к жизни в определенном культурном пространстве. Молодой человек готовится к жизни в условиях рыночного хозяйствования, диалога культур и народов, межнационального общения, религиозности и т.д. Адаптация к этим условиям жизни требует от молодежи много, одним из требований является владение языками, навыками общения, знания праздников, обычаев, этнокультурных традиций, умение вести здоровый образ жизни, умение создавать и приумножать благополучие семьи и собственной страны.
Преемственность этнокультурных традиций в семейном воспитании находится в тесной зависимости от окружающих социокультурных условий.
Использование этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе должно носить не эпизодический характер, а стать частью целостной воспитательной системы и осуществляться постоянно. При этом крайне важен вдумчивый отбор этнокультурного материала включаемого в учебно-воспитательные системы с учетом современных реалий.
Задачей гуманистического воспитания является формирование социально активной личности, человека, ориентированного на определенную систему ценностей, идеалов и действующего в соответствии с этой ориентацией.
О подлинной культуре любого народа можно говорить лишь в том случае, если ее ценности проявляются в единстве, комплексно. У горцев есть вековые традиции сообщения новым поколениям с ранних лет традиций национальной культуры и всех замечательных событий в ней в качестве вдохновляющего примера, и о горьких - в качестве предупреждения о возможности отрицательных последствий неправильного поведения. Включение подрастающего поколения в процесс овладения национальной культурой предполагает не только их сохранение, но и развитие.
В данной главе освещены вопросы организации эксперимента, его цели и задачи, способы и методы интериоризации этнокультурных традиций в русле диалога культур, то есть усвоения прошлого опыта культуры для создания новой собственной культуры, вписывающейся в новый социум, содержащей этнокультурные факторы.
Изучение опыта работы педагогических коллективов, школ, ВУЗов с родителями показало, что в совместной работе школы, ВУЗа и семьи характерной чертой является направленность на повышение уровня их педагогической культуры, в то же время как в условиях демократизации жизни общества максимально реализовать практически потенциал семьи, заложенный в прогрессивных традициях семейного воспитания, не всегда реализуется, поэтому было проведено анкетирование родителей, студентов, при этом, наряду с изучением их представлений о роли этнокультурных традиций у молодого поколения решались задачи интериоризации общечеловеческой культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях радикальных экологических, социально-политических и культурных преобразований последнего десятилетия XX века в государственной системе образования России наметились тенденции возрождения народных, традиционных форм воспитания подрастающего поколения. Очевидно, что возрождение России невозможно без национальной ориентации, без учета этнопсихологических особенностей народов, изучения богатого педагогического опыта, накопленного в результате многовековой практики воспитания.
Педагогическое этнокультурное наследие содержит веками апробированные средства гармоничного существования человека в социуме и природе. При условии включения в универсальное культурное пространство, эт-нопедагогические знание становится в наше время способом не только интеграции личности в мировое целое, но и раскрытия феномена этнической культуры.
Обычаи и традиции являются составной частью исторически сложившейся культуры того или иного народа. Они затрагивают все без исключения стороны жизни общества: взаимоотношения людей, отношения человека к обществу, к труду, к семье, к другим народам и т. д.
Участвуя в формировании мыслей и чувств людей, зачастую являясь побудительными мотивами действий, обычаи и традиции как бы аккумулируют жизненный опыт и идеи всех предшествующих поколений, именно в семье.
Важно отметить также, что подавляющее большинство обычаев и традиций семейного воспитания являются общечеловеческими нормами, т.е. они были и присущи семейной педагогике почти всех народов.
Результаты историко-педагогического анализа семьи и семейного воспитания карачаевского народа позволяет констатировать, что совершенствование семьи как ячейки общества происходит непроизвольно в соответствии с объективным ходом общественного развития:
- любое общество заинтересовано в совершенствовании семьи, ибо она формирует личность, необходимую для общества;
- именно семья, положительно действует на сохранение и развитие этнокультурных традиций;
- именно в семье наиболее прочно сохранились духовно-нравственные принципы, культуры этноса.
Многие моральные ценности в этнопедагогике карачаевцев, определяющие поведение человека принципами «Тау адет», имеют, как правило, общечеловеческий характер. Изучение философских, педагогических исследований, также культуры этноса показало, что преемственность национального в карачаевской педагогике обнаруживается в том, что многие почитаемые в глубокой древности обычаи и традиции не потеряли в народе свою значимость и сегодня. Более того, наблюдается тенденция не только к воскрешению отдельных норм, утерявших свой образ в массовом сознании, но их сохранение и развитие:
- осуждение безбрачия;
- культ мужского пола, уважение к главе семьи;
- добрачное целомудрие;
- многодетность;
- бережное отношение мужа к жене;
- невозможность брака без родительского благословения;
- уважение к труду, культ труда;
- забота родителей о детях и взрослых детей о престарелых родителях.
Одна из самых актуальных проблем в социокультурной жизни каждого народа - развитие национальной модели образования и воспитания и ее основы - национальной школы. Самый главный отличительный признак национальной системы воспитания и основного звена - родной язык, его приоритет в современный период. Без языка - нет нации, народа. Именно в этом отражена душа народа, его самобытность, многовековой опыт, мудрость. Именно фольклор транслирует, нравственные устои, традиции, духовные ценности, историческую память своего народа.
Невозможно возрождение национальной культуры вне возрождения традиционной культуры воспитания. Народная педагогика - основа основ в национальном возрожденческом движении. Для широкого внедрения идей народной педагогики и современную практику воспитания необходимо поднятие на новую ступень семейное воспитание - как одно из средств в сохранении национального.
Мудрые мысли, раскрывающие пределы воспитания, воззрения и поучения, отразились в передаваемых от поколения к поколению произведениях народного творчества: героический эпос о нартах - энциклопедия народной мудрости, где каждая страница отражает идеи и опыт народного воспитания; «Тау адет» - свод устных правил и обычаев, которыми руководствовались в своей жизни наши предки; историко-географических песнях; народной лирике (бешик джырла, ийнарла, юоуле); пословицах (нарт сезле); поговорках (нарт айтыула); сказках (таурухла); благопожеланиях (алгъыш); прокли-наниях (къаргъыш). Они составляют золотой фонд народной педагогики.
Народная педагогика карачаевцев имеет все основания дополнить современную семейную педагогическую теорию. Современная теория гуманистической педагогики, обогащенная народным опытом воспитания, дает возможность значительно повысить аспект сохранения духовно-нравственных основ человека культуры.
Педагогическое наследие карачаевского народа, являющееся составным элементом культуры всего человечества, досталось нам далеко не в полном виде. В этом повинны не только стихийные бедствия, наводнения, землетрясения, ураганы, но в гораздо большей степени сами люди. Сейчас, когда происходит переосмысление сложившейся единой системы воспитания, поиск новых подходов и концепций, попытка возрождения и развития культуры воспитания, на наш взгляд, является ценным начинанием, она позволит взять на вооружение все полезное из народного опыта. В этом смысле усиление роли семьи, традиции, смысла и значения отчего дома, домашнего очага, возрождение памяти к предметам, трепетных чувств к кровным родственникам, будут способствовать становлению гуманистической концепции воспитания. При этом важно не превратить традиционную культуру народов КЧР в догмат, а, критически осмыслив, сообразно современным потребностям, использовать ценные идеи и опыт нашей действительности. Это позволит сочетать мудрость предшествующих поколений с культурными достижениями современности.
На основе выше изложенного сделаны следующие выводы:
1. Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи складывалась на протяжении всего процесса формирования народа. Она приобрела свой самобытный этнический облик, сохранив общие черты с северокавказскими педагогическими культурами, сочетая в себе лучшие традиции прошлого и настоящего, этнического и общечеловеческого, собственно педагогического и достижения других наук.
2. В современных условиях нестабильности в обществе и кризисных явлениях в семье традиционная педагогическая культура, являясь средством самосохранения любой этнической группы, выступает как определяющее звено эффективности воспитательного процесса. Приобщения подрастающего поколения к традиционной системе воспитания помогает сформировать высоконравственный тип личности.
3. Преемственность этнокультурных традиций в семейном воспитании находится в тесной зависимости от окружающих социокультурных условий.
4. Использование этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе должно носить не эпизодический характер, а стать частью целостной воспитательной системы и осуществляться постоянно. При этом крайне важен вдумчивый отбор этнокультурного материала включаемого в учебно-воспитательные системы с учетом современных реалий.
Проведенное исследование выявило и некоторые вопросы, требующие дальнейшей специальной разработки.
Модифицируются национальные системы образования, что повышает актуальность изучения проблем функционирования регионально-этнической культуры в учебно-воспитательных системах, разработки принципов отбора дидактического материала, включаемого в содержание образования и воспитания.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чомаева, Мадина Назировна, 2004 год
1. Абдоков С.А. Политическая культура: этносоциальные и экологические аспекты. М.: 1993, - 174с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1982. - 223 С.
3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и Свободы. М.: Аргументы и факты, 1993. - 607 с.
4. Айтматов Ч. Статьи, выступления, диалоги, интервью. М., 1979. С. 27-29.
5. Акбашев А. X. Народная педагогика в деятельности учителя. Черкесск, 1994,-14 с.
6. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. -М., 1971.-201 с.
7. Алексеева Е. П. Карачаевцы и балкарцы. — Древний народ Кавказа. М.: АО «Бриз», 1993,- 87 с.
8. Алексин А.Г. Глядя в глаза. Сборник. М.: Педагогика, 1990.- 271 с.
9. Алиев У. Д. Карачай. Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. — Черкесск, 1991, — 320 с.
10. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. М.: Знание Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - С. 35-37.
11. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -429 с.
12. Арабов И.А. Воспитание семьянина, традиции и современность. Душанбе, 1991.-255 с.
13. Арабов И.А. Изучение курса этики и психологии семейной жизни. Учебное пособие. Душанбе, 1991.
14. Арабов И.А. На пороге семейной жизни. Душанбе, 1990.
15. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции семьянина. Карача-евск, 1996.-101 с.
16. Арабов И.А. Сущность нравственной подготовки старшеклассников к семейной жизни. В сб.: Воспитательные возможности семьи. М.: 1981.- С. 7-9.
17. Арнольдов А.И. Введение в культорологию. М.: Народная академия культурных и общечеловеческих ценностей, 1993.
18. Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. JI., 1967.
19. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.
20. Байбурин А.К., Топорков A.JI. У истоков этикета. JI., 1990.
21. Баллер Э.А. Коммунизм. Культура. Человек. М.: Просвещение, 1984. -23 с.
22. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. -194 с.
23. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.-211 с.
24. Бардиан A.M. Воспитание детей в семье. Психолого-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1973.-208 с.
25. Барский В. Культура добрачных отношений // В сб. Культура семейных отношений. М.: Знание,1980. С. 25-31.
26. Батчаева Х.Х-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). Казань: Изд-во Казанского Университета, 2002.- 417.
27. Батчаева Х.Х.-М. Нравственное воспитание в карачаевской народной педагогике. Карачаевск, 2001. - 303 с.
28. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Наука, 1990. С. 85.
29. Бестужев-Лада И. В. История твоих родителей. М.: Просвещение, 1988.- 112с.
30. Бестужев-Лада И. В. Семья вчера, сегодня, завтра. М.: Знание, 1979. -96 с.
31. Библер B.C. Диалог культур: Опыт определения // Вопросы философии- 1989.-№ 6.
32. Библер B.C. От науконаучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. М., Культура, 1990. - 291 с.
33. Биджиев X. X. Тюрки Северного Кавказа: Болгары, хазары, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы; вопросы истории и культуры. Черкесск, 1993,-374 с.
34. Благой Д.О. О традициях и традиционности / Традиции в истории культуры. М.: Наука, 1978. - С. 28-36.
35. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ «Учитель», 1999. - С. 257.
36. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБ-КИЕА Ставрополь: кн. изд-во, 1992. 132 с.
37. Вагабов М.В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980. - 72 с.
38. Вентцель К.Н. Свободное воспитание и семья (Свободное воспитание 1912-1913).-№ 1.-С. 55, с. 58.
39. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. М.: Новь, 1999.-С. 337.
40. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. - 167 с.
41. Вопросы археологии и традиционной этнографии Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1987,- 152 с.
42. Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983. Гранин Д. Милосердие. В кн.: Перестройка семье, семья - перестройке. М., 1990. Из традиционной этнографии народов Карачаево-Черкесии. Сб. статей. Черкесск, 1993.
43. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X-XIII вв. СПб., 1994.-238 с.
44. Гачев Г.Д. Наука и национальная культура. Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1992.-156 с.
45. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. - 27-35.
46. Гете И.В. Собр. соч. в 13-ти тт. Т. 9. М., Л., 1932. С. 23.
47. Голлерштейн JI.C. Педагогика в контексте древнерусской культуры //Советская педагогика. 1983. - № 8.
48. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974.-270 С.
49. Горький М. Собр. соч. Т. 25. М., 1953. С. 113-114.
50. Гранкин А.Ю. Семейная педагогика в России во второй половине XIX века начале XX века. - Пятигорск, 1996. - 84 С.
51. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Педагогика, 1991. - 232 с.
52. Грйненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Юрайт, 1999.-669 с.
53. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера человека. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.
54. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Нальчик, Эльбрус, 1997.- 251 с.
55. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. М., 1851.-С. 213-214.
56. Дашдамиров Нация и личность. Баку: Элм, 1976. - 40 с.
57. Демков М.И. Курс педагогики. Ч. 1. М., 19912. - С. 61.
58. Джанибеков С.Ю. Использование национальных традиций и обычаев горцев в воспитании школьников // Фольклорно-литературные и языновые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа Ч.П. Черкесск, 1994, - 9 с.
59. Дрожиева JI.M. Национальное самосознание в динамике культуры //Нация и культура. Таллин, 1985. - С. 45-48.
60. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990. —147 с.
61. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с.
62. Злобин Н.С. Духовное производство и культура // Вопросы философии.- 1980.-№9.-С.128.
63. Иванов С.М. Семейная педагогика. Чебоксары, 1994. - С. 3-9.
64. Из этнографии народов Карачаево-Черкесии. Сб. статей. Черкесск, 1993.
65. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. 253 с.
66. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.
67. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. -М., 1988. с. 28, 33.
68. Кавказ: Проблемы культурно-цивилизационного развития: Всероссийская научно-практическая конференция Кавказ-регион /Ростов-на-Дону, 22-23 дек. 1999. Р-н-Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2000. - 192 с.
69. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа).- М.: Политиздат, 1974. 328 с.
70. Казанов Х.М. Национальный характер. Нальчик: КБИПК, 1994.
71. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб., 1915. С. 711.
72. Караева А. И. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1990.
73. Каракетов М. Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М.: Наука,1995, 344 с.
74. Карачаевцы: историко-этнографический очерк. /В.П. Невская, И.М. Шаманов, Е. П. Алексеева и др. Черкесск, 1978, - 336 с.
75. Кваша Б.Ф. Ценностные основы семьи. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД Росси, 1997. - 252 с
76. Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания. Мн.: Нар. асвета, 1980,-256 с.
77. Кавалевский М.М. Закон и обычаи на Кавказе. М., 1890. - Т.1.
78. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. - 297 с.
79. Концепция обновления и развития национальных систем в Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1994.
80. Коркмазов А.Ю. Гуманизм и социальная справедливость в национальных отношениях на Северном Кавказе. Ставрополь, 1992. 158 с.
81. Коркмазов А.Ю. Этнические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь: Из-во Ставр. ун-та, 1994, 184 с.
82. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа // Исследования и материалы. М., 1961.
83. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа // Сов. этнография, 1946, №2, с. 109-144.
84. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1994. - 200 с.
85. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли // АБКИЕА, 1974. 740 с.
86. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. - 140 с.
87. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник. -М.: Академия, 1999.-231 с.
88. Культура и быт народов Северного Кавказа (1917—1967). М.: Наука, 1968,- 345 с.
89. Культура семейных отношений. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Знание, 1985,- 176 с.
90. Кущетерова Ф.Т. Воспитание семьянина в народной педагогике карачаевцев. Монография. Ставрополь, 2000. 188 с.
91. Культура, искусство, образование: Материалы научно-практической конференции. Редкол.: акад. Ю.Т. Круглов отв. ред. - М, 1996. - 110 с.
92. Культурология. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998.
93. Лайпанов К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. Черкесск, 2000.
94. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение /Послеслов. Е.С. Буха. М.: Педагогика, 1991. - 174 с.
95. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. - 182 с.
96. Лернер И.Я. Педагогическое сознание явление действительности и категория науки. - СПб., 1985. -№3. - С. 52-57.
97. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. -192с.
98. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. -№ 4. - С. 6.
99. Личность. Культура. Общество / Научно-практический журнал. Вып. 1. М., 1999.-288 с.
100. Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика. Москва-Вологда, 1997. - 191 с.
101. Лосский Н.О. Характер русского народа: В двух кн.-М.:Ключ, 1990.
102. Макаренко А. С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1988.- 269 с.
103. Макаренко А.С. Сочинения / Ред. И.А. Каиров. 2-ое изд. Т. 4. Книга для родителей. Лекции о воспитании детей. Выступления по вопросам семейного воспитания. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1957. - 552 с.
104. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. С. 66.
105. Меретуков М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем // Культ и быт адыгов. Майкоп, 1981. С. 138-139.
106. Мижев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. - 199 с.
107. Мизиев И. М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII-XVIII в.в. Важнейшие этнологические аспекты. Нальчик; Нарт, 1991.- 191 с.
108. Миллер В. Из области обычного права карачаевцев // ЭО. -1902. №1-2.
109. Мирзоев Ш. А. Народная педагогики Дагестана. Махачкала, Дагучпед-гиз, 1985.— 125 с.
110. Моль А. Социодинамика культуры. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1973. -406 с.
111. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста: Джангар ,1995.- 155 с.
112. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: Дис. канд. пед. н. -Казань, 1990. 198 с.
113. ИЗ. Мусукаев А.И., Перинц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992. - 239 с.
114. Мухаметзанова Г.В., Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа. Казань, 1994. - 114 с.
115. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей.- Адыгейский госпединститут. Сборник статей. Вып. I. Майкоп, 1957.- С. 20-36.
116. Нигматов З.Г. Гуманитческие традиции народной педагогики и воспитательный процесс. Казань: ИССО РАО, 1998 - 130 с.
117. Николаев В.А. Русская народная педагогики (пособие к спецкурсу). -Орел, 1993.-88 с.
118. Новый быт новые обычаи. Ставрополь, 1977. - 158 с.
119. О гуманизме в науке и культуре. М., 1982.
120. Ортабаева Р.А.-К. Мижаев М.И. и др. Пословицы и поговорки народов Карачаев-Черкесии. Черкесск, 1990. - 280 с.121.0сузова Н. Развитие и воспитание личности // Педагогика. 1998. -№ 3. - С. 124-125.
121. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Черкесск. 1967, Т. 1.
122. Педагогический словарь. / Под ред. Каирова и др. -М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. Т.2. - 766 с.
123. Педагогические идеи К.Д. Ушинского. М.: Знание, 1971. - 77 с.
124. Просветители Кавказа. Ставрополье913. - 102 с.
125. Разов В.Н. О некоторых элементах национальной психологии // Вестник МГУ. Философия. - №2.
126. Рогалева Г. Социальная и культурная среда школ в мультикультурном регионе // Новые ценности образования. М., 1996. - С. 66-68.
127. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. С. 137, с. 223.
128. Роль национального языка и культуры в формировании и развитии личности. Тезисы докладов и выступлений на региональной научно-практической конференции. Нальчик, 1993.
129. Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Черкесск, 1986.- 173 с.
130. Российская педагогическая энциклопедия. 4.1. -М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. 607 с.
131. Рубинштейн М.М. Общественное или семейное воспитание. М., 1916. -С. 21, с. 24.
132. Рубинштейн М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. М., 1927.-С. 80.
133. Русская школа: Духовно-нравственные проблемы воспитания / Сост. Погодина Я.Г. М.: Русское слово, 1996. - 217 с.
134. Руссо Ж.Ж. Эмиль или о воспитании. СПб., 1911. С. 23.
135. Рюриков Ю. Б. Любовь и. семья на сломе времен. В кн.: Перестройка -семье, семья перестройке. М., 1990.
136. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М.: Институт практической психологии, 1996. - 343 с.
137. Сафаров Н.С. Прогрессивыне идеи и традиции народной педагогики Узбекистана. Ташкент: Фан, 1989. - 96 с.
138. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: «Речь», 2000. -282 с.
139. Свадебная обрядность у народов Карачаево-Черкесии: Традиционное и новое, Черкесск, 1988.— 162 с.
140. Семенов К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкесии о воспитании детей в семье. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1997. - 200 с.
141. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: История, теория, практика (на примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). Майкоп: АТУ, 2000. - 307 с.
142. Семейное воспитание. Словарь. Ред. сост. В.В. Кумарин. М.: Педагогика, 1972.- 141 с.
143. Скворцов Л.В. Культура и самосонание. М.: Политиздат, 1989. - 319 с.
144. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983.-231 с.
145. Смирнова Я. С. Современная свадьба у народов Карачаево-Черкесии. //Полевые исследования ИЭАН СССР. 1975.
146. Современная семья: проблем, решения, перспективы развития. М., 1992.-213 с.
147. Социальная психология / Под ред. А.В Петровского. М.: Просвещение, 1987.-223 с.
148. Спиркин А.Г. Человек. Культура. Традиции / Традиции в истории культуры. М.: Наука, 1978. - С. 5-14.
149. Субботский В.М. Золотой век детства. М: «Знание», 1981. - 95 с.
150. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских. Харьков, 1881.-С.66.
151. Стельмахович М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопе-дагогики украинского народа. Ивано-Франковск, 1989. - 380 с.
152. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. - С. 25.
153. Сухарев И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений, М., 1976.
154. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. Избр. пед. соч. Т. 3. -М.: Просвещение, 1981.
155. Студенецкая Е.Н. Культура и быт карачаевцев: очерки истории Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1957. - Т.1.
156. Тайчинов Н.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения / Под ред. Т.И. Волкова. Сыктывкар: Ассоциация «Народная педагогика», 1994. - 120 с.
157. Толстой JI.H. Педагогические сочинения / Сост. И.В. Вейкшан. М.: Педагогика, 1989. - 544 с.
158. Толстой Л.Н. Собр. соч. М. Т. XVIII С. 217.
159. Традиция в истории культуры. М.: наука ,1978. - 259 с.
160. Узденов A.M. Запреты в нравственном воспитании карачаевской молодежи. Карачаевск: Изд. КЧГУ, 2003. 147с.
161. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая жизнь в Кара-чае и Черкесии (1917-1991 гг.). Пятигорск ,1997.
162. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: Прогресс, 1980. - С. 165183.
163. Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л., 1948. Т. 3. - С. 497.
164. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании /Собр.соч. М.-Л.: изд. АПН РСФСР, 1948, т.2, С.69-167.
165. Ушинский К.Д. Родное слово /Собр.соч. М., - Л., изд. АПН РСФСР, 1948, т.2., С.554-574.
166. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. -Т.1.- 260 с.
167. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении /Собр.соч. М.-Л., изд.АПН РСФСР, 1948, т.2., С.333-361.
168. Философия культуры: Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана и др. СПб.: Изд-во С.-П. ун-та, 1995. - 312 с.
169. Философский энциклопедический словарь. -М.: Инфра,1998.-575 с.
170. Франк С. Духовные основы общества. М., 1992. - 102 с.
171. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Наука, 1986. - 94 с.
172. Францев Г. Культура // Философия энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1983.
173. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1986.
174. Ханбиков Я.И. Народные традиции и воспитание / ВКИ: Вопросы нравственного воспитания учащихся. Казань, 1974. - С. 3-27.
175. Харчев А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат, 1990. - 220 с.
176. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы.- М.: Просвещение, 1978.-201 с.
177. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Народ, педагогика, 1993. - 132с.
178. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1971,- 561 с.
179. Христова Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики. //Сов. Педагогика. 1989. - №7. - С. 103-106.
180. Христова Е.Л. Изучение народной педагогики межнаучная проблема. /Новые исследования в педагогических науках. - 1988. - №2. - С. 16-19.
181. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде. М.: Педагогика, 1990.- 174 с.
182. Чомаев К. И. О природе этнических предубеждений. // Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972. - С. 150-175.
183. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа // Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972, - С. 85-150.
184. Чомаева М.Н. Семья как институт социализации. СГПИ, 2000. С. 187.
185. Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских горцев. Махачкала, 1929.
186. Шаманов И. М. Брак и свадебные обряды карачаевцев в XIX нач. XX вв. // Археология и этнография Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1978.
187. Шаповалов В.К. Высшее образование в системе культуры. Ставрополь, 1996.-95 с.
188. Шаповалов В.К. Этнокультурное направленность Российского образования. М.: МПООН, 1997. - С. 53.
189. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. - С. 343.
190. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М. ,1992.
191. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, Адыгское отд. Краснодарского кн. изд-во, 1989.-335 с.
192. Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1987. - 235 с.
193. Этнические формы в жизни общества: Сборник статей. М.: Институт этнологии и антропологии, 1991. - 288 с.
194. Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде: Сборник статей. -М.: Наука, 1991. -316 с.
195. Этнопедагогика / Под ред. Г.Н. Огородникова. М., 1981. - 110 с.
196. Этнос, культура и образование в контексте современных социально-педагогических реформ. Карачаевск: КЧГПУ, 1998. - 202 с.
197. Этносы и этнические процессы: Сборник статей. М.: Наука ,1993. -180 с.
198. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999.-304 с.
199. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности //Социальная психология. -JI.: Ленздат, 1979.
200. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976. - 180 с.
201. Яковлев И.Я. Моя жизнь. Чебоксары ,1997. - 693 с.
202. Янкова З.А. Семья как базисная подсистема общества. М. ,1995. -156 с.1. Диссертации, авторефераты
203. Алексеева С.А. Место этнических традиций в цивилизованном процессе: Дис. . канд. филос. н. М., 1996. - 198 с.
204. Апенина Р.А. Социальная природа традиций и их роль в жизни общества: Дис. канд. филос. н. М., 1976. - 176 с.
205. Альшевская Л.А. Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы: Дис. . канд. пед. н.-Минск, 1993.- 185 с.
206. Анаркулов Х.Ф. Кырзызские народные подвижные игры, физические упражнения и современность: Автореф. дис. . д-ра пед. н. М., 1993. -38 с.
207. Арсалиев Ш. М.-Х. Этнопедагогика чеченцев (в связи с проблемой общности народных педагогических культур вайнахов): Дис. . д-ра пед. н.-М., 1999.-317 с.
208. Афанасьев И.Н. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания: Дис. канд. пед. н. М., 1995. - 186 с.
209. Баймурзина В.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики: Дис. .-д-ра пед. н. Казань, 1988. -400с.
210. Байчорова Р.И. Использование прогрессивных педагогических традиций народов Карачаево-Черкесии в подготовке старшеклассников к семейной жизни: Автореф., дисс. канд. пед. н. М., 1991. -48 с.
211. Барболина А.А. Этнопедагогические средства формирования национального самосознания учащихся (на примере школ Таймыра): Дис. . канд. пед. н. М., 1996. - 126 с.
212. Борлакова Б.М. Формирование у старшеклассников потребностей в создании семьи и воспитание детей: Дисс. канд. пед. н. Карачаевск, 2000. - С. 90-93 с.
213. Бугаева A.JI. Традиционная педагогическая культура народов Севера: Автореф. дис. .докт. пед наук. М., 1997. - 40с.
214. Вызова В.М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания: Автореф. дис. д-ра псих. н. СПб, 1996.-35 с.
215. Гармаева М.Н. Национальное самосознание как феномен культуры: (На материале истории Бурятии): Дис. .канд. филос. наук. М.,1994. - 157с.
216. Давлекамова Г.В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе: Дис. . канд. пед. н. Астрахань, 1998. - 200 с.
217. Данилов Н.А. Место и роль ценностных ориентации в системе мировоззрения: Дис. канд. филол. наук. М., 1990. - 186 с.
218. Землянских С.Д. Культура как общесоциологическая категория: Дис. . канд.филос. наук. -М., 1985.
219. Иванова Т.В. Формирование педагогической культуры в учебном процессе (на материале дисциплин пед. цикла): Дис. . канд. пед. н Луганск, 1991.-215 с.
220. Кадыров Б.А. Традиционная педагогическая культура узбекского народа: Дис. док. пед. наук. Термез, 1991. - 360 с.
221. Калантаров А.А. Этнопедагогика как средство формирования культуры семейного досуга: Дис. канд. пед. н. СПб., 1992. - 193 с.
222. Манонов А. Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджиксской народной педагогики: Дис. . канд. пед. н. -М., 1992.-204 с.
223. Мартемьянова Л.П. Этнос как референтная группа: социально-философский анализ: Дис. канд. филос. н. -М., 1991. 136 с.
224. Минаваров А.К. Педагогические условия повышения эффективности семейного воспитания (на примере узбекской семьи): Дис. .д-ра пед. н.-Ташкент, 1989.-391 с.
225. Михайлов Н.В. Нация как субъект культуры: Дис. . канд. филос. н. -М., 1994.- 124 с.
226. Овлякулиев Е. Формирование национального самосознания: (Социально-философский анализ): Дис. д-ра филос. н. М., 1993. - 405 с.
227. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Дис. . канд. психол. н. -М., 1994. 156 с.
228. Сафин A.M. Основы традиционного воспитания в башкирской народной педагогике: Автореф. дис. д-ра пед. н. Челябинск, 1995. - 48 с.
229. Сафронова Т.А. Социальные процессы развития этнокультурной среды (на материале Саратовского Поволжья): Дис. . канд. социол. н. Саратов, 1995.-212 с.
230. Седова Н.Н. Этническое и социальное в мировоззрении личности: Дис. . д-ра филос. н. Волгоград, 1991. -305 с.
231. Селистрару Н.В. Этнопедагогика молдаван (в связи с проблемой взаимодействия народной педагогики с педагогической наукой). Дис. . д-ра пед. н. в виде науч. доклада. М., 1997. - 56 с.
232. Семенков В.Е. Самоопределение человека в этнокультурном типе: Дис. . канд. филос. н. СПб., 1992. - 152 с.
233. Снежкова И.А. Формирование этнического самосознания детей и юношества: Дис. канд. пед. н. -М., 1983. -233 с.
234. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX- XX вв.): Дис. .докт. пед. наук. М., 1998. - 358с
235. Станчинский Г.А. Теоретические основы этнической педагогики: Дис. . д-ра пед. н., СПб., 1998. 443 с.
236. Стельмахович М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопе-дагогики украинского народа: Дис. д-ра пед. н. Киев, 1989. - 407 с.
237. Тахтаев Б.Д. Методологические проблемы исследования традиций: Дис. . канд. филос. н. М., 1993. - 139 с.
238. Хасанова Г.Ф. Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования: Автореф. дис . д-ра пед. н. Казань, 1999. - 39 с.
239. Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление: Дис. д-ра филос. н. Челябинск, 1984. - 304 с.
240. Чагай Л.П. Национальное самосознание личности: (сущность, противоречия, проблемы формирования): Дис. .докт. филос.наук. -М.,1992.-208с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.