Традиционная китайская живопись: культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Яковлева, Наталья Фёдоровна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат наук Яковлева, Наталья Фёдоровна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
§1.1 Понятие «традиционная живопись» и его место в
"категориальном ряду культурологии
§ 1.2 Традиционная живопись как феномен культуры Китая
§ 1.3. Периодизация развития китайской живописи с древности по настоящее время
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ И ЕЁ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КИТАЯ
§ 2.1. Жанровое богатство и техническое своеобразие традиционной
китайской живописи
§ 2.2 Символизм традиционной китайской живописи
§ 2.3. Роль традиционной живописи в современной культуре Китая
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Хронология китайских династий
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Чанъаньская и Хуантуская школы живописи в художественной эволюции традиционной китайской живописи второй половины XX - начала XXI века2015 год, кандидат наук Ли Дэцзя
Трансформация художественной культуры Китая в период республики (1912-1949 гг.)2023 год, кандидат наук Люй Чао
Образ реки Хуанхэ в китайской живописи (2-ая половина XX – начало XXI вв.)2024 год, кандидат наук Хуан Юаньпэн
Развитие жанра пейзаж в китайской масляной живописи XX - начала XXI века2017 год, кандидат наук Цзян Дэсай
Художественный образ Великой китайской стены в произведениях живописи XX и XXI веков: к проблеме сосуществования и взаимодействия традиций гохуа и пластического языка европейского изобразительного искусства2014 год, кандидат наук У Сяолинь
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционная китайская живопись: культурологический анализ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств социокультурного и общенаучного плана: огромным гуманистическим потенциалом искусства Востока, возрастанием интереса к разнообразию культурных типов и ростом межкультурных коммуникаций в современном мире. Под влиянием процесса глобализации культурное поле человечества подвергается всё большей трансформации и унификации, а сохранение этнического своеобразия и ценностей традиционных культур становится всё более острой проблемой. В этой связи жизненную важность приобретает обращение к классическим духовным ценностям, гуманистическому потенциалу культуры.
Традиционная китайская живопись - один из самых древних и жизнеспособных видов искусства в мире - представляет интерес для исследователей с точки зрения выявления мировоззренческих и идейных установок предыдущих исторических эпох, анализа процессов взаимодействия традиционного и инновационного, толерантного диалога и взаимного обогащения культур Востока и Запада. Живопись как вид изобразительного искусства, заключающийся в передаче зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность, принадлежит к художественной культуре, которая неразрывно связана со всеми сторонами жизни человека и со всеми сферами бытия социума (экономикой, политикой, этикой и т.д.). Художественная культура фиксирует достижения общества в его материальном и духовном творчестве, отражает своеобразие исторического развития нации, является богатейшим источником знаний о культуре, её структуре и функциях, потенциале развития. При этом традиционная художественная культура всё чаще используется в качестве условия патриотического воспитания, неисчерпаемого источника идей для культурных индустрий, этнокон-солидирующего фактора.
Пример бережного отношения к традиционному культурному наследию показывает современный Китай. Руководство КНР уделяет большое внимание наращиванию «мягкой силы» государства, т.е., способности добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и
привлекательности, а не принуждения. В качестве средств «мягкой силы» наряду с дипломатией, экономической и гуманитарной помощью, научными и образовательными программами обмена, Китай использует моральные ценности и привлекательность своей традиционной и современной духовной и материальной культуры.
Важным методом наращивания «мягкой силы» выступает культурное строительство, осуществляемое путем превращения культурной индустрии в опорную отрасль народного хозяйства, активного вывода китайской культуры за рубеж, интеграции китайского культурного наследия в мировую культуру, повышения разнообразия культурной продукции под знаменитым лозунгом «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Культура в Китае расценивается как пульс нации и духовный очаг народа. Реализация культурной политики в Китае ориентируется на служение народу и нацелена на построение социалистической культуры - национальной, научной и массовой, вбирающей все традиционные достижения и ориентированной на модернизацию, на весь мир и будущее. Осуществление стратегии «выхода китайской культуры вовне» способствует формированию имиджа КНР как крупной культурной державы. Успехи Китая в этом направлении заслуживают внимательного изучения и заимствования лучших достижений.
Степень научной разработанности проблемы. В западной, российской и китайской научной литературе к настоящему времени накоплен достаточный материал по общим проблемам диссертационного исследования.
Теоретический фундамент исследования составляют труды общей культурно-цивилизационной и теоретико-методологической направленности Н.Я. Данилевского, Б.С. Ерасова, М.С. Кагана, Э. Кассирера, К. Леви-Стросса, Э.С. Маркаряна, П.А. Сорокина, А. Тойнби, Э. Шилза, О. Шпенглера, Л. Уайта, Т. Элиота, К.Г. Юнга и др.
Философско-культурологический аспект развития социума разрабатывался в трудах таких учёных, как В.Г. Афанасьев, Т.И. Заславская, Э.А. Орлова, Ж.Т. Тощенко, А.К. Уледов, Г.П. Щедровицкий, В.А. Ядов и др. Важное теоретико-методологическое значение для диссертационного исследования имеют работы общего характера о закономерностях протекания и регулирования культурных процессов, развитии и функционировании куль-
туры в различных социальных контекстах, позволяющие выявить специфику живописи как культурного феномена. Среди них труды таких авторов, как Е.Я. Александрова, М.М. Бахтин, В.П. Визгин, П.С. Гуревич, Вяч. Вс. Иванов, В.Ж. Келле, Ю.М. Лотман, В.М. Межуев,
Е.М. Мелетинский, Т.Н. Попова, К.Э. Разлогов, В.Н. Топоров и др.
Осмыслению общей картины культуры Китая, закономерностей её функционирования и развития посвящены исследования В.А. Абрамова, H.A. Абрамовой, В.М. Алексеева, В.Г. Бурова, Ф.С. Быкова, J1.C. Васильева, Е.В. Васильченко, А.Ф. Лосева, А.Е. Лукьянова, В.В. Малявина, О.С. Прокофьева, М.И. Артамонова, Т.Б. Араповой, М.Н. Кречетовой, В.П. Стужина, Ю.Г. Шапиро, И.А. Чжен, Л.Е. Янгутова и др.
Существенными для данного исследования являются проблемы функционирования художественной культуры, которые в своё время рассматривались такими исследователями, как Е.Б. Витель, B.C. Игнатов, A.A. Петров,
A.Н. Семашко. Рассмотрение генезиса китайской художественной культуры невозможно без обращения к проблематике преемственности и традиции, при рассмотрении которых автором использованы идеи В.М. Алексеева, П.А. Белецкого, H.A. Виноградовой, Ю.В. Ивановой, М.Е. Кравцовой, O.A. Осиповой, В.Д. Плахова, A.M. Позднеева.
Китайская традиционная живопись получила достаточно широкое освещение в научной и популярной литературе. Среди зарубежных источников следует отметить издания на английском (таких авторов, как L. Ashton, D. Clarke, С. Clunas, R. Goldwater, R.L. Hobson, F.D. Murphy, M. Prodan, G. Rowley, M. Sullivan, M. Tregear, C. Williams, W.Y. Willetts) и китайском языках (Ди Чэнгуан, Ли Ли, Пэн Дэ, Сян Цюхуй, Фан Лили, Хан Цзянь, Хуа Мэй, Цзинь Чжилинь, Чжан Цычжи, Чжан Яньюань, Чжан Яцин).
Среди отечественных исследований живописи Китая наибольший интерес представляют произведения В.Г. Белозеровой, H.A. Виноградовой,
B.В. Евсюкова, Е.В. Завадской, М.Е. Кравцовой, В.В. Малявина, Т.А. Постреловой, в которых представлена история развития живописи, её изобразительные особенности, дан обзор творчества выдающихся художников Китая разных эпох.
Отдавая должное огромной научной и практической значимости работ, касающихся различных аспектов китайской культуры, следует отметить, что традиционная китайская живопись изучалась в основном в историко-искусствоведческих работах, нередко фрагментарно, в узких аспектах. Это свидетельствует о необходимости целостного культурологического исследования традиционной китайской живописи, тенденций её эволюции и роли в современном обществе.
Актуальность темы и недостаточная разработанность её культурологических аспектов определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.
Объектом исследования выступает традиционная живопись Китая.
Предметом исследования является историко-культурное своеобразие традиционной живописи Китая.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе культурологического анализа процесса развития традиционной китайской живописи выявить её жанровое, содержательное и символическое своеобразие, место в традиционной культуре Китая, а также степень влияния на современную культуру. Достижению этой цели способствовало решение следующих задач:
1. На основе сопоставления различных подходов к изучению традиционной живописи и её соотнесения со смежными категориями культурологии осуществить концептуализацию данного понятия и определить особенности его культурологического анализа;
2. выявить роль традиционной живописи в социокультурной системе Китая путем анализа её социальных функций и факторов, предопределявших её развитие;
3. проанализировать основные этапы эволюции традиционной китайской живописи в их соотнесённости с социокультурным контекстом;
4. систематизировать и обобщить представления о жанровом богатстве и техническом своеобразии традиционной китайской живописи, выявить их историческую и социокультурную обусловленность;
5. охарактеризовать символическое содержание традиционной китайской живописи на основе компаративистского анализа представлений о символе в европейской и китайской науке;
6. обосновать значимость традиционной живописи для современной культуры Китая.
Теоретическую основу исследования составляют:
- антропологическая концепция культуры (Р. Бенедикт, П.С. Гуревич, К^Леви-Стросс, Б. Малиновский, М. Мид, Э.Б. Тэйлор, 3. Фрейд);
- структурный функционализм (Р. Мертон, Т. Парсонс);
- теории социальной и культурной динамики (К. Манхейм, А. Моль, Л. Морган, И. Пригожин, П. Сорокин, В. Тернер, Э. Тейлор, С. Хантингтон);
- концепция диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, A.B. Ахутин);
- семиотическая концепция культуры (В.В. Иванов, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, A.M. Пятигорский, В.Н. Топоров);
- концепции социального и культурного пространства (П. Бурдьё, М. Фуко, Б.А. Серебренников, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман);
- концепции коммуникативного действия и жизненного мира (Э. Гуссерль, А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, Н. Луман, Ю. Хабермас).
Методологическую основу исследования составляют системный, сравнительно-исторический, ретроспективный, структурно-функциональный подходы. Системный подход дал возможность раскрыть целостность традиционной китайской живописи как уникального социокультурного явления, выявить его взаимосвязь с историей Китая. Сравнительно-исторический подход позволил осуществить комплексный историко-культурологический анализ традиционной китайской живописи, определить тенденции её эволюции, выявить основные природные и социальные факторы, влияющие на процесс становления и развития китайской живописи. Сравнительно-исторический подход использован при сравнении различных научных концепций, стратегий. Ретроспективный подход позволил через оценку событий истории Китая выявить причины трансформации китайской живописи, понять особенности творчества выдающихся китайских художников. Структурно-функциональный подход дал возможность рассмотреть исследуемый фено-
мен с точки зрения его структуры, функций, воздействия на социокультурную среду.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, компаративистский, структурно-функциональный, историко-генетический методы.
Научная новизна исследования.
1. Доказана продуктивность культурологического подхода к изучению традиционной китайской живописи, позволяющего рассматривать её инте-гративно, как поле производства культурных благ;
2. определена роль китайской традиционной живописи в истории Китая как средства социальной коммуникации, этнической интеграции, инструмента самореференции и саморепрезентации социума;
3. выделены ключевые этапы генезиса китайской живописи в контексте развития культуры: доканонический, канонический и постканонический;
4. уточнена специфика ведущих жанров традиционной китайской живописи; охарактеризованы их художественные особенности, технические приёмы и социокультурная обусловленность;
5. на основе сравнительного анализа концепций символа европейских и китайских авторов выявлено символическое содержание традиционной китайской живописи как семиотической системы;
6. обоснована значимость для современной культуры Китая традиционной китайской живописи как квинтэссенции культурной традиции;
7. в научный оборот вводятся источники на китайском и английском языках, переведённые автором.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Культурологический подход к изучению традиционной китайской живописи позволяет рассматривать её интегративно, как поле производства культурных благ, способствующее формированию культурно-ценностных императивов, трансляции этнической культуры, обеспечению устойчивости социальных систем и консолидации китайского этноса.
2. Уникальность культурного феномена традиционной китайской живописи, сформировавшейся под влиянием комплекса природных и социо-
культурных факторов, проявляется в сочетании художественного совершенства, исторической глубины и гуманистической направленности. Это позволяет ей на протяжении многих веков выступать одной из существенных детерминант жизненного мира китайского этноса; важнейшим средством социальной коммуникации и интеграции, социализации и культурного воспроизводства.
3. Содержанием ключевых этапов генезиса китайской живописи (дока-нонического, канонического и постканонического) выступает соответственно: возникновение предпосылок создания живописного канона; его формирование и совершенствование; выход художественного творчества за пределы канона и переход канона в снятое состояние, оказывающее неявное, опосредованное воздействие на творчество современных художников. Анализ творчества художников разных поколений позволяет выявить непосредственную связь истории живописи со становлением социокультурных практик и династийной историей Китая. Анализ традиционной китайской живописи в русле культурной динамики позволяет считать её средством визуальной интерпретации социокультурных процессов, инструментом самореференции и саморепрезентации социума.
4. Анализ жанров и технических особенностей традиционной китайской живописи позволяет взглянуть на неё с точки зрения морфологии культуры. Ведущие жанры традиционной китайской живописи («горы и воды», «цветы и птицы», «животные», «портрет») социокультурно обусловлены. Формирование художественных особенностей и технических приёмов китайской живописи испытывало существенное влияние мировоззрения и культуры повседневности.
5. Сравнительный анализ концепций символа в европейской и китайской науке позволяет выявить символическое содержание традиционной китайской живописи, отвечающее архетипам жизненного мира китайского этноса и связанное с традиционным для Древнего Китая анимистическим и космогоническим мировоззрением, даосскими, буддистскими и конфуцианскими реминисценциями. Символическая глубина традиционной китайской живописи позволяет рассматривать её как сложную семиотическую систему, предполагающую небходимость интерпретации.
6. В современной культуре Китая традиционная живопись продолжает выполнять значимую роль, выступая неиссякаемым источником культурных смыслов, инновационных технологий и культурных индустрий. В условиях накопления стилевого разнообразия в современном изобразительном искусстве и нарастания ризомности глобализирующейся культуры традиционная китайская живопись сохраняет свою роль квинтэссенции классической эстетики, этических идеалов и культурного наследия Китая в целом.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят вклад в научное осмысление современных проблем взаимодействия культур, культурных индустрий, региональных практик КНР, дополняют и расширяют методологический потенциал культурологии в исследовании художественной культуры. Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть полезны для историков, искусствоведов, социологов, востоковедов и других специалистов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности привлечения его материалов, основных положений и выводов к подготовке научных работ по истории, востоковедению, искусствоведению, эстетике. Материалы диссертации могут служить основанием для создания обобщающих трудов и учебных пособий по истории Китая, культурологии, мировой художественной культуре. Ряд материалов может стать важной составляющей при подготовке общепрофессиональных и специальных учебных курсов по теории межкультурной коммуникации, социологии культуры для студентов культурологических, искусствоведческих, страноведческих и других гуманитарных специальностей. Содержание диссертационного исследования может найти широкую сферу применения в музейной и художественной практике, в экскурсионной деятельности при краеведческих и художественных музеях, в сфере культурного туризма.
Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры теории и истории культуры, искусств и дизайна Забайкальского государственного университета. Основные положения и результаты диссертационного исследования получили отражение в выступлениях автора на международных и межвузовских научно-практических конференциях и в публикациях соответствующих
сборников: «Молодая наука Забайкалья» (Чита, 2007); «Лингвистическое образование в контексте XXI века (Чита, 2007); «Лингвистика и межкультурная коммуникация в современном мире (Чита, 2007, 2009, 2010, 2011); «Межнациональные и межконфессиональные отношения в условиях глобализации» (Улан-Удэ, 2012); Межвузовском научно-методическом семинаре «Иностранные языки в высшей школе: проблемы, опыт, перспективы» (Чита, 2007).
По теме диссертационного исследования опубликовано 11 научных работ общим объёмом 3,71 печатных листа, в том числе 3 - в журналах из перечня ВАК.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
§ 1.1 Понятие «традиционная живопись» и его место в категориальном
ряду культурологии
Как культурный и социальный феномен, живопись выступает объектом изучения многих наук. В зависимости от точки зрения можно выделить несколько основных подходов к изучению живописи:
Исторический подход акцентирует внимание на истории развития живописи, фиксирует этапы ее развития во времени, последовательность разработки различных методов, становления школ живописи, анализирует источники, повествующие о событиях, связанных с ее развитием.
Биографический подход нацелен на изучение биографий художников, исследует фактологическую информацию, позволяющую выявить психологический тип личности художника в его исторической, национальной и социальной обусловленности. Этот подход помогает воссоздать творческий путь художника, выявить его вклад в развитие искусства в контексте общественной деятельности, культуры и быта эпохи.
Социологический подход выявляет социальные взаимоотношения в художественных группах, отношения художника со зрителем и их социальные отношения в целом. Понимание тончайших сложных и глубоких способов, которыми жизнь художника отражает контекст социального опыта, является основой социологического подхода.
Этический подход обращает основное внимание на выявление нравственности человека, его мудрости и образованности, изучает систему моральных и нравственных норм в жизни и творчестве художника. Это находит выражение в символике китайской живописи, в которой каждый предмет живой и неживой природы аллегорически олицетворяет те или иные качества человеческого характера. Этический подход акцентирует внимание на главных человеческих ценностях, воплощенных в произведениях китайских художников.
Этнографический подход направлен на изучение живописи как свидетельства жизни народа на определенном этапе исторического развития, культурно-бытовых особенностей, материальной и духовной культуры этноса.
Эстетический подход к живописи нацелен на выявление законов, норм, форм и типов развития эстетического в живописи, на воплощение в ней основных эстетических категорий (прекрасное, возвышенное, трагическое), анализирует сущность и формы прекрасного в художественном творчестве и выразительность этих форм. Эстетический подход к живописи выявляет источники красоты в мире, позволяет судить о том, каким образом красота являет себя человеку.
Психологический подход исследует причины и закономерности возникновения и трансформации психических явлений, а также особенности психических состояний (эмоции, чувства) и психических свойств человека (характер, темперамент), связанных с процессом создания и восприятия произведений искусства.
Педагогический подход выявляет принципы обучения живописи, основные формы художественного образования, накопления и передачи опыта в художественных школах, ключевые этапы развития личности художника, способы его приобщения к общекультурным ценностям, содержание и тенденции видоизменения художественных канонов и классических трактатов по живописи.
Искусствоведческий подход направлен на изучение изобразительного искусства, художественной критики, совокупности вопросов формы и содержания художественных произведений, а также художественной культуры в целом.
Культурологический подход акцентирует внимание на роли живописи в культуре и культуры в живописи, изучает общие закономерности развития живописи, целостно и всесторонне анализирует феномен живописи как важный элемент культуры той или иной эпохи. Реконструирует, объясняет и прогнозирует культурные процессы, связанные с развитием живописи.
Признавая научную ценность всех подходов, наиболее соответствующим нашим целям и задачам мы считаем культурологический подход, который позволяет на основе исторического и теоретического анализа многоас-
пектно выявить своеобразие китайской традиционной живописи в контексте культуры средневекового и современного Китая.
Культура в XX в. выступает как предмет и область глобального научного рассмотрения, содержанием которого становится генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, который исторически раскрывает себя в процессе культурного наследования, внешне сходного, но радикально отличного от существующего в мире живой природы. «Культура», как известно, - весьма многозначное понятие, имеющее разнообразные трактовки, в том числе процессуальные (способ жизнедеятельности) и предметные (определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность). Понятие культуры употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей, наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (художественная культура, культура быта, труда); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей.1
Нам близко понятие культуры, данное социологом Питиримом Сорокиным (1889 - 1968). Культура определяется им как «носитель надорганиче-ских ценностей, поддерживаемый непрекращающейся деятельностью и взаимодействием человеческих поколений, что является одним из факторов сол
циального развития» . К феномену надорганики помимо науки, философии, религии, искусства, этики и языка, Сорокин относит разнообразные процессы социального взаимодействия, продукты их взаимодействия, социальные институты, а также объекты материальной культуры. П. Сорокин рассматривает их с точки зрения культурной составляющей. Проводники, то есть «языки, как устные так и письменные, жесты и пантомима, музыка и другие значимые звуки, живопись и скульптура и такие материальные объекты, как орудия, машины, оружие, одежда, здания, памятники... - короче, все материаль-
1 Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учебное пособие. - М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. - 164 с.
2 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Со-гомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. С. 158-159
14
ные явления, значимые для взаимодействия людей, являются носителями социокультурных явлений»3.
Благодаря символическим проводникам материальной культуры, по мнению Сорокина, осуществляется накопление и передача культурных ценностей, коллективного опыта и знаний через пространство и время. Вырабатываемые культурой нормы и образцы регулируют деятельность, поведение и общение людей, способствуют воспроизводству определенного типа общества.
Одной из форм существования культуры является культура традиционная. Она определяет многие аспекты жизни этноса, в том числе формы хозяйственной деятельности, обычаи, тип семьи, особенности социализации детей, архитектуру, способы освоения окружающего пространства, фольклор. Традиционная культура - это сложный феномен, включающий наиболее устойчивые и ценные для большинства социальных групп этноса материальные и духовные компоненты. Традиционность определяет как содержание культурного наследия, так и механизмы его передачи.
Понятие «традиционная культура» трактуется различным образом. Рассмотрим социально-философский, социологический, социогуманитарный и культурологический подходы к трактовке традиционной культуры.
Согласно социально-философскому подходу, традиционная культура понимается как механизм воспроизводства социума, его норм и социальных институтов. Критерием разумности и обоснованности норм выступает длительность их существования, то есть проверка временем. Фольклорно-мифологические формы и ритуалы являются главными формами трансляции традиционной культуры. Воспроизведение образцов становится обычаем и постепенно утрачивает свою сакральность. Развитие культуры традиционных этносов протекает медленно, консервативно, экстенсивно.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Жанр хуа-няо в китайской живописи гохуа XIX - XXI веков2018 год, кандидат наук Чжи Лун
Динамика традиций и новаций в художественной культуре Китая в период 1949-2008 гг.2011 год, кандидат культурологии Юань Сяодун
Калмыцкое изобразительное искусство Х1х_ начала ХХ вв. Опыт историко-культурной реконструкции2011 год, доктор искусствоведения Батырева, Светлана Гарриевна
Классическая китайская живопись жанра "цветы и птицы" периодов Юань, Мин и Цин: истоки, эволюция, художественные особенности и векторы развития2019 год, кандидат наук У Гуаньюй
Авторский стиль в современной живописи Китая: культурологический анализ2013 год, кандидат наук Хань Бин
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Яковлева, Наталья Фёдоровна, 2013 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.
2. Абаев Н.В. Человек и природа в даосизме и буддизме // Общественные науки за рубежом. Сер. 9. Востоковедение и африканистика. М., 1981. № 2. С. 213-217.
3. Абрамова H.A. Китайская культура и ее трансляция в социокультурное пространство России // Гуманитарные и социоэкономические науки. 2010. №3 С. 75-80.
4. Абрамова H.A. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие: (социально-философский аспект). Чита: ЧитГТУ, 1998. 303 с.
5. Абрамова H.A., Морозова B.C. Некоторые категории традиционной китайской культуры в современных интерпретациях: ценностный аспект // Вестник Читинского государственного университета, 2007. № 2 С.114-120.
6. Абрамова, H.A. Политическая культура Китая. Традиции и современность. М.: «Муравей», 2001. 320 с.
7. Абулайти Махэсути. Буддийская монументальная живопись на территории Западного Китая. Диссертация... канд. искусствоведения 17.00.04. СПб, 2008.
8. Алексеев В.М, Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М.: Наука, 1966. 260 с.
9. Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов A.C. Срединное государство: Введение в традиционную культуру Китая. М.: Изд. Дом «Муравей», 1998. 287 с.
10. Антология даосской философии/ Сост. В.В. Малявин, Б.Б. Виногрод-ский. М.: Т-во «Клышников-Комаров и К.», 1994. 446с.
11. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. 728 с.
12. Арапова Т.Б. Китайские расписные эмали. Собрание Гос. Эрмитажа. М., 1988.
13. Арапова Т.Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа. Конец XVII -первая треть XVII в.: Альбом-каталог. Л., 1977.
14. Арапова Т.Б., Кудрявцева Т.В. Дальневосточный фарфор в России XVII-XX вв. Каталог выставки. Л., 1994.
15. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. 240 с.
16. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. - Л.: ЛКИК. - 1977.-84 с.
17. Арутюнов С.А. Народы и культуры. М.,1989. 247с.
18. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография. -1981.-№2. С. 97-98.
19. Ащепков Е.А. Архитектура Китая. М.,1959. 540 с.
20. Ащепков Е.А. Об особенностях садово-парковой архитектуры Китая //Архитектура стран Юго-Восточной Азии. Очерки. М., 1960. С. 7-32.
21. Бадмаев П.А. Россия и Китай. - СПб. - 1995. 104 с.
22. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. -294 с.
23. Баллер Э.А. Социальный процесс и культурное наследие. - М.: Наука, 1987. 159 с.
24. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. - М.: ИД «Муравей -Гайд», 1999. 304 с.
25. Бежин JI.E. «Под знаком ветра и потока»: Образ жизни художника в Китае в III-VI вв. - М.: Наука, 1982- 221 с.
26. Бежин JI.E. Се Линъюнь. М., 1980.
27. Белецкий П.А. Китайское искусство: очерки. - Киев: Изомузгиз, 1957. -164 с.
28. Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур. - М.: Российский Гос. Гуманит. Ун-т, 1998 - 241 с.
29. Белозерова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007.
30. Белозерова В.Г. Китайский свиток. М., 1995.
31. Белоусов, С.Р. Конфуцианство и модернизация Китая // Проблемы Дальнего Востока. - 1989. - №5. - с. 15-28.
32. Бердяев H.A. Письмо 13-е о «культуре» // Философия неравенства. -М., 1990.-247-261.
33. Библер B.C. Культура: Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. - 1989. - №6 - с 31 -42.
34. Бичурин H .Я. (о. Иакинф). Общественная и частная жизнь китайцев. -Пекин: Издательство пекинской духовной миссии, 1911.
35. Бог - человек - общество в традиционных культурах Востока: сборник статей и эссе / под ред. М.Т. Степанянц. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. 224 с.
36. Богачихин М.М. Ветры-воды. Фэн шуй практический. М., 2000.
37. Большой энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. 2-е изд., перераб. И доп. М.: «Большая российская энциклопедия», 1998. 1456 с.
38. Боревская Н.Е., Торопцев С.А. Китайская культура во времени и пространстве. М.; ИД «Форум», 2010. - 480 с.
39. Борисенко И.В., Ген Ю.П. Национальный образ как культурный феномен // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № U.c. 1014.
40. Борухович В.Г. В мире античных свитков / под ред. Э.Д. Фролова. -Саратов, Изд. Саратовского университета, 1976. - 213 с.
41. Буров В.Г. Китай и китайцы глазами российского ученого. - М.: ИФРАН, 2000. 206 с.
42. Буров В.Г. Современная китайская философия. М.: Наука, 1980. 310 с.
43. Ван Вэй (699-759). Радости сельской жизни. Четвертое стихотворение. Перевод А. Гитовича. - В кн.: «Три танских поэта». М., 1960.
44. Ван Вэй. Тайны живописи / Пер. с кит. В.М. Алексеева // В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. М.: Восточная литература, 2003. Книга 2. С . 48-50.
45. Ван И. Секреты портрета / Пер. с кит. К.И. Разумовского // В.В. Малявин. Китайское искусство. М., 2004. С. 309-310.
46. Ван Мэн, Волна глобализации и строительство культурной державы. Пер. с кит. С. Торопцева // Проблемы Дальнего Востока. 2004. №2. 7 с.
47. Ван Цзянь. Отражение философии даосизма в живописи Китая. Диссертация ... кандидата философских наук, 09.00.13. Чита, 2012.
48. Васильев JI.C. Культурно-религиозные традиции стран Востока. - М.: Наука, 1976. - 327 с.
49. Васильев JI.C. Проблемы генезиса китайской мысли: Формирование основ мировоззрения и менталитета. - М.: Наука, 1989. - 309 с.
50. Васильев, JI.C. История религий Востока (религиозно - культурные традиции и общество). М.: Высш. шк., 1983. - с. 23.
51. Васильев, JI.C. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. -484 с.
52. Васильев, JI.C. Этика и ритуал в трактате «Ли Цзи». Л.: Просвещение, 1976.315 с.
53. Викторов В.В. Культурология. / В.В. Викторов. - М.: Издательство «Экзамен», 2002. - 544 с.
54. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное. Пер. с нем. -М.:ИНИОН РАН, 1994. - 350 с.
55. Виноградова Н. А. Живопись гохуа в новом Китае. М., 1961.
56. Виноградова Н. А. и др. Традиционное искусство Китая: Терминологический словарь. М., 1997.
57. Виноградова Н. А. Китайские сады, М., 2004.
58. Виноградова Н. А., Каптерева Т.П. Искусство средневекового Востока. М., 1989.
59. Виноградова H.A. «Горы-воды» в живописи Китая. Альбом. М., ООО «Белый город», 20011. 47 с.
60. Виноградова H.A. «Цветы-птицы» в живописи Китая. - Санкт-Петербург: Белый город, 2009 г.- 48 с.
61. Виноградова H.A. Искусство Китая. - М.: Изобразительное искусство. 1988.-254 с.
62. Виноградова H.A. Искусство средневекового Китая. М., 1962. 104 с.
63. Виноградова H.A. Китайская пейзажная живопись. - М. Изд. «Изо» -1972.-368 с.
64. Виноградова H.A. Малая история искусств. Искусство стран Дальнего Востока. - Виноградова H.A. - М.: Искусство, 1979. - 372 с.
65. Виноградова H.A., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. Художественное оформление. - М.: Издательство «Эллис Лак», 1997.-360 с.
66. Виногродский Б.Б. Китайские благопожелательные орнаменты. М., 2003.
67. Витель Е. Б. Инверсия смыслов в художественной культуре XX века: от антропоцентризма к «Новой художественной реальности» (на материале творчества Д. Шостаковича). Дисс. докт. культурологии (24.00.01). - Кострома, 2010.
68. Витель, Е.Б. О стилевом плюрализме художественной культуры XX века и кризисе классической философии // Концепция образования в искусстве и науке. - М., 2012. - С. 90-98
69. Власова В.Б. Традиция как социально-культурная категория // Философские науки - 1980, № 4 - 35.
70. Воронин С.Н. Китайская пейзажная живопись как средство самосовершенствования личности // Философия образования. - Новосибирск, Специальный выпуск, № 1, 2007. - 316 с.
71. Воронин С.Н. Классическая китайская пейзажная живопись как выражение гармонии личности художника и мира. Автореф. на соиск. ...к. искусствоведения. - Барнаул, 2009. - 24 с.
72. Всеобщая история архитектуры, т. 9, раздел «Архитектура Китая».
73. Всеобщая история искусств. Т 2, Искусство средних веков, книга вторая, под ред. Веймарна Б.В. и Колпинского Ю.Д., М., «Искусство», 1961. 524 с.
74. Всеобщая история искусства. М., 1961. Т. 2, кн. 2.
75. Вяткин Р. В. Музеи и достопримечательности Китая. М.,1962
76. Ганевская Э.В., Дубровин А.Ф., Огнева Е.Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура северного буддизма IX-XIX вв. из собрания ГМВ. М., 2004.
77. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Космо - Психо - Логос. - М.: Изд. Группа «Прогресс» - «Культура», 1995 - 480 с.
78. Гельбрас, В.П. Тридцатилетие эпохи «реформ и открытости» в Китае. Мировая экономика и международные отношения. 2009. - № 6. - с. 73 -83.
79. Герасимов А.Е. Китайские ковры. Производство и анализ символики китайских ковров. Харбин, 1931.
80. Главева Д.Г. Философия Восточноазиатского региона (Китай, Япония, Корея) и современная цивилизация // Восток. - 1999. - с. 149-157.
81. Глухарева О., Денике Б. Краткая история искусств Китая. М.; Л., 1948.
82. Го Жо Сюй. Записки о живописи: что видел и слышал. - М.: Наука, 1978.-238 с.
83. Го Си. Высокое послание лесов и потоков / Пер. с кит. С. Кочетовой // Мастера искусств об искусстве. М., 1965. Т. 1. С. 80-99.
84. Гобачев Б.Н. Русско-китайский разговорник. М.: Рус.яз., 1994. 528 с.
85. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М.: Наука, 1992. 424 с.
86. Григорьева Т.П. Человек и мир в системе традиционных китайских учений. // Проблема человека в традиционных китайских учениях. / Отв. ред. Т.П. Григорьева - М.: Главная редакция восточной литературы, изд-во «Наука», 1983.-с. 6-32.
87. Громова Е.И. Развитие культуры межнациональных отношений. Ульяновск, 2006.
88. Гуревич П.С. Культурология. Учебник 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Гардарики», 2000 - 280 с.
89. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов. 2-е изд. - М.: «Аспект - Пресс», 1995 - 288 с.
90. Давыдов Ю.Н. Культура, природа, традиция // Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978 с. 41-60.
91. Дагданов Г. В. Чань-буддизм в творчестве Ван Вэя. Новосибирск, 1984.
92. Дао и логос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: Монография / С.Е. Ячин и др. - Владивосток: Издательство Дальневосточного федерал. Ун-та, 2011. - 324 с.
93. Дао-Дэ Цзин / перевод Малявина В.В. - Серия: Китайская классика: новые переводы, новый взгляд. - М.: Восточная литература, 2004 г. -542 с.
94. Даосизм. «Дао дэ цзин» // Пер. Е.А. Торчинова. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. 288 с.
95. Дебен-Франкфор К. Древний Китай. М., 2002.
96. Денике Б.П. Китайская архитектура. М., 1935.
97. Дмитриева Н. А. В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет. - М.: Издательство: «Прогресс. Традиция», 2009. 584 с.
98. Древние культуры Китая. Палеолит, неолит и эпоха металла. Новосибирск, 1985.
99. Дуайт Д. Основы китайской живописи. Энциклопедия. - Санкт-Петербург: Арт-Родник, 2007 г. 256 с.
100. Дун Ци-чан. Око живописи / Пер. с кит. С. Кочетовой // Мастера искусств об искусстве. М., 1965. Т. 1, С. 103-110.
101. Дунь Моли. «Этико-ритуальные учения традиционной культуры Китая». - Автореф. на соиск.. .к. культурологи. - М.: 2002. - 24 с.
102. Духовный опыт Китая / сост., пер., коммент., В.В. Малявина. - М.: Астрель: ACT. 2006. - 397 с.
103. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). - М.: Наука, 1990 - 207 с.
104. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. - СПб., 1994. 240 с.
105. Ермаков М.Е. Религии Китая. Хрестоматия. - СПб.: Санкт-Петербургский Университет: «Евразия», 2001. 512 с.
106. Ефимов B.C., Лаптева A.B., Барцев С.И., Кучерова В.В., Миркес М.М. Возможные миры. Инициация творческого мышления. Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1993. 132 с.
107. Жизнь национальностей. 1995. № 6. с. 36-37.
108. Завадская Е.В. Беседы о живописи. - М. «Наука» - 1978. - 215 с.
109. Завадская Е.В. Восток на Западе. - М.: Наука, 1970. 127 с.
110. Завадская Е.В. Ихэюань - сад, творящий гармонию // Сад одного цветка. М., 1991. С. 235-244.
111. Завадская Е.В. Китай // История эстетической мысли. М., «Наука», 1985. Т.2. с 30-35.
112. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. - М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1977. 168 с.
113. Завадская Е.В. Морфология китайской живописи // Китай: Искусство и государство. - М.: Наука, 1973. - С. 346-354.
114. Завадская Е.В. Мудрое вдохновение Му Фу. М. «Наука»,1983. 184 с.
115. Завадская Е.В. Художественный образ утопической мысли. // Китайские социальные утопии. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987, 312 с. с ил. С. 158-171.
116. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.,1975. 440 с.Китайские памятники мирового наследия. Пекин, 2003.
117. Завадская Е.В. Эстетический канон жизни художника - фэнлю (ветер и поток) // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. С. 82-89.
118. Завадская, Е.В. Ци Бай-ши. М., «Искусство», 1982. 287 с.
119. Зверева, Г.И. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире. М., 2003. 301 с.
120. Згура В.В. Китайская архитектура и ее отражение в Западной Европе. М., 1929.
121. Зенгер Харро фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Том 1.-М.: Изд-во Эксмо, 2004. 959 с.
122. Зенгер Харро фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Том 2. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. 512 с.
123. Зи Нэйли. Три начала и шесть отношений феодального общества и комбинация общества. Пекин: Изд-во китайского народного университета, 2004.
124. Иванова Ю.В. Социокультурная динамика и традиции этноса 7 В 2-х частях. - Чита: Изд-во ЗабГПУ им. Н.Г. Чернышевского, 2003.
125. Иванова Ю.В. Этнос: социокультурная динамика и традиции. Диссертация... д.филос.н. (социальная философия - 09.00.11). М.: МГУ, 2000. 349 с.
126. Иванова Ю.В., Иванова З.Я. Этнические процессы в контексте диалога культур. М.: Диалог - МГУ, 1999. 170 с.
127. Игнатов B.C. Художественная культура России XIX - XX в.в. М.: РГО-ТУПС. 2006. 176 с.
128. Искусство Китая. М., 1988.
129. Искусство стран Востока. М., 1986.
130. История искусства зарубежных стран. Средние века, возрождение. Под ред. Несселыитраус, Ц.Г. М., Издательство «Изобразительное искусство», 1982. 562 с.
131. История китайской живописи: Чжан Аньчжи - Москва, Неоглори, 2008 г. 352 с.
132. История китайской философии: пер. с кит. B.C. Таскина. М.: Прогресс, 1989.
133. История Китая. - М.: Изд-во Московского Университета: Оникс 21 век -751 с.
134. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991. 559 с.
135. К проблеме категорий традиционной китайской культуры (Круглый стол). - Народы Азии и Африки, № 3, 1983. - С. 26-30.
136. Кабузин В.М., Новгородская Н.Ю. Российское Приамурье и империя Цин. // Проблемы Дальнего Востока. - 1984, №4 - с. 199-201.
137. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Университет, 1996. - 216 с.
138. Каменарович И.А. Классический Китай. - М.: Вече, 2006. - 278 с.
139. Каптерева Т.П., Виноградова H.A. Искусство средневекового Востока. М., 1989.
140. Карапетьянц A.M. Первоначальный смысл основных конфуцианских категорий. -М.: «Наука», 1980.
141. Карапетьянц A.M. Человек и природа в конфуцианском четверокнижии // Проблема человека в традиционных китайских учениях. / Отв.ред. Т.П.Григорьева - М.: Главная редакция восточной литературы, изд-во «Наука», 1983. с. 192-206.
142. Кашина Т. Керамика культуры Яншао. Новосибирск, 1977.
143. Кирьякова A.B. Теория ориентаций личности в мире ценностей. Оренбург: Южный Урал, 1996. 188 с.
144. Китай. Ежемесячный журнал. №3 (77), 5 (79), 6 (80), 10 (84). 11 (85) Ноябрь, 2012/ISSN 1005-5010. Издательство «Жэньминь Хуабао».
145. Китай на пути модернизации и реформ 1949-1999. Титаренко M.JI. -М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 735 с.
146. Китайская геомантия. Сб. ст., СПб., 1998.
147. Китайская живопись. - Санкт-Петербург: Феникс, Неоглори, 2008. 160 с.
148. Китайская народная картина няньхуа из собрания Гос.Эрмитажа: Каталог выставки. СПб., 2004.
149. Китайская Народная Республика в 2005г. Политика, экономика, культура / РАН. Институт Дальнего Востока. М., 2005.
150. Китайская философия и современная цивилизация. Сборник статей. М., Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 1997. 192 с.
151. Китайские социальные утопии. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987, 312 с. с ил.
152. Классическая живопись Китая. Репродукции. Авт. сост. JI. А. Шмоти-кова. М., «Изобразительное искусство». 1981. 51 с.
153. Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.,1994.
154. Кобзев А., Торчинов Е., Коркевич А., Янгутов Л. Словарь китайской философии и культуры (конфуцианство, даосизм, буддизм) // Проблемы Дальнего Востока, 1993, № 2.
155. Кобзев А.И. Методологическая специфика традиционной китайской философии. // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М, 1987.
156. Кобзев А.И. О философско-символическом смысле образов природы в китайской поэзии // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М. Наука. 1983, с. 140-152.
157. Кобзев А.И. Проблема природы человека в конфуцианстве (от Конфуция до Ян Ванмина). // Проблема человека в традиционных китайских учениях. / Отв. ред. Т.П. Григорьева - М.: Главная редакция восточной литературы изд-во «Наука», 1983 с 207 - 230.
158. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М. Наука, 1994. - 432 с.
159. Кобзев, А.И. Особенности философской и научной методологии в традиционном Китае. М., 1982.
160. Ковалевский Я.В. Мир пространства в пейзажной живописи средневекового Китая (X-XIVbb.). Автореф. на соиск...к. искусствоведения. - Барнаул, 2009 - 29 с.
161. Кочетова С.М. Фарфор и бумага в искусстве Китая. M.; JL, 1956.
162. Кравцова М.Е. Искусство Китая. СПб., 1998.
163. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. - СПб.: Лань, ТРИДА, 2004. - 960 с.
164. Кравцова, М.Е. История культуры Китая. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, 2003. 415 с.
165. Кречетова М.Н. Резной камень Китая в Эрмитаже. М., 1960.
166. Кривцов В.А. Эстетика даосизма. M., 1993.
167. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века. М., 1984. 346 с.
168. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979. 338 с.
169. Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров H.H. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. -М., 1983. 416 с.
170. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870-1900.- М.: Изобразительное искусство, 1994. - 272 е.: ил.
171. Кузьменко Л.И., Сычев B.JI. Искусство Китая. М., 1990.
172. Культурология. История мировой культуры / Под. ред. проф. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, Юнити, 1998 -600 е.: ил. цв.
173. Культурология. XX век. Словарь. - СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
174. Культурология. - Ростов-на-Дону: изд. Феникс, 1998 - 576 с.
175. Кучинская Т.Н. «Социокультурное пространство» в научном дискурсе: к проблеме концептуализации понятия / Казанская наука. 2011. № 9. С. 138-144.
176. Кучинская Т.Н. Социокультурная идентичность Китая в эпоху глобализации / Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 14. С. 149-153.
177. Лакшана-сутра / Пер. с кит., предисл. и ком. М.Е. Кравцовой // М.Е. Кравцова. Китайская версия буддийской канонической «Сутры о признаках» («Лакшана-сутры»). К исследованию категории «власть» в буддийской культуре, ж. «Восток», 1998. №1.
178. Леонард М. О чем думают в Китае. / Марк Леонард, пер. с англ. И. Кузнецова. - М.: ACT МОСКВА, 2009. - 222 с. (Philosophy).
179. Ли Бо (701-762). Белая цапля. Перевод А. Гитовича. - В кн.: «Три тан-ских поэта». М., 1960.
180. Ли Кань. Книга о бамбуке / Пер. с кит. Е.В. Завадской // Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.,1975., С. 354-357.
181. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки (1968-1992) - С.-Петербург: «Искусство - СПб», 2000. - 704 с.
182. Лоу Цинси. Традиционная архитектура Китая. Пекин, 2002.
183. Лукин A.B. Дискуссии о роли традиционной культуры в КНР (80 - е гг.) // Общество и государство в Китае. - М.: Наука, 1990.
184. Лукьянов А.Е. Лао-Цзы и Конфуций: Философия Дао.- М.: Восточная литература РАН, 2001 - 384 с.
185. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке: (Древний Китай и Индия). - М: Изд-во ун-та дружбы народов ,1989. - 186 с.
186. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева H. М.: Искусство, 1976. 376 с.
187. Малявин В. В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. М.,1987.
188. Малявин В.В. Китай в XVI - XVII веках. Традиции и культура. - М.: Искусство, 1995.-288 с.
189. Малявин В.В. Китайская мудрость в постмодернистский век: возвращение традиции? // Проблемы Дальнего Востока. 1995. № 5. С. 106-115.
190. Малявин B.B. Китайская цивилизация. М., 2000.
191. Малявин В.В. Китайское искусство. - М. «Издательство ACT», 2004. -432 с.
192. Малявин В.В. Книга мудрых радостей. М., 1997
193. Малявин В.В. Молния в сердце. - М. «Издательство ACT», 1997.- 368 с.
194. Малявин В.В. Небо на земле: символизм даосской литургии // Храм земной и храм небесный. М., 2004. Т.1. С. 541-579.
195. Малявин В.В. Синкретические религии в Китае в XX в.: традиционное и посттрадиционное // Религии мира: история и современность. - М.: Наука, 1989.-120 с.
196. Малявин, В.В. Буддизм и китайская традиция (к проблеме формирования идеологического синкретизма в Китае). М., 1983.
197. Малявин, В.В. Китайская цивилизация. М., «Дизайн. Информация. Картография», «Астрель», ООО ACT. 2001. 632 с.
198. Малявин, В.В. Сумерки Дао: Культура Китая на пороге Нового времени. М.: ИПЦ Дизайн. Информация. Картография; ООО «Издательство Астрель; ООо Издательство ACT, 2003. - 436 с.
199. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). - М.: Мысль, 1983. - 284 с.
200. Мартынов A.C. Конфуцианская личность и природа. // Проблема человека в традиционных китайских учениях. / Отв. ред. Т.П. Григорьева - М.: Главная редакция восточной литературы, издательство «Наука», 1983. - с. 180-191.
201. Мартынов A.C. Несколько замечаний о комплексе «Небо-Земля» в китайских художественных, политических, философских текстах. Литература стран Дальнего Востока. - М.: Наука, 1979. - 352 с.
202. Мартынов, A.C. Государственное и этическое в императорском Китае. М., 1988. 283 с.
203. Маслов A.A. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуал. - М.: Алетейя, 2003 - 187 с.
204. Мастера искусств об искусстве, т. 2. - М, 1995.
205. Материалы по истории ключевых народов в Китае III - V вв. - М.: Наука, 1983.
206. Медведева И.А. Детерминизм. Новейший философский словарь. Под ред. A.A. Грицанова. - Мн.: Книжный Дом, 2003.
207. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. 408 с.
208. Мкртычев Т.К. Буддийское искусство Средней Азии (1-Х вв.). М., 2002.
209. Мокроусов А. Музыка молчания, или Время зеркал. - Иностранная литература. № 12, 1999. - С. 65-75.
210. Морозова B.C. Интерпретация понятия «региональная культура» через призму современной китайской методологии / Вестник читинского государственного университета. 2011. № 8. С. 35-40.
211. Морозова B.C. РФ и КНР: межкультурное взаимодействие в контексте трансформации региональной культуры (на примере Забайкальского края) / Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 2. С. 135-140.
212. Мудрость Конфуция. - Санкт-Петербург: Олма Медиа Групп, 2011 г. 448 с.
213. Муриан И.Ф. Картина Лян Кая «Поэт Ли Бо» // Сокровища искусства стран Азии и Африки. Вып. 2. М., 1976. С. 87-98.
214. Муриан И.Ф. Китайская раннебуддийская скульптура IV-VIII вв. в общем пространстве «классической» скульптуры античного типа. М., 2005.
215. Муриан И.Ф. Китайский народный лубок. М., 1960.
216. Муриан И.Ф. My Ци. «Птица багэ на старой сосне» // Сад одного цветка. М., 1991. С. 131-143.
217. Мутер Р. Всеобщая история живописи. - Санкт-Петербург: Эксмо, 2007 г.- 1008 с.
218. Неглинская М.А. Китайские расписные эмали в коллекции Гос. Музея искусства народов Востока. М., 1995.
219. Неглинская М.А. Китайские ювелирные украшения периода Цин (XVII - начала XX веков). История, семантика, эстетика. М., 1999.
220. Николаева Н. С. Художник, поэт, философ Ма Юань и его время. М.,1968.
221. Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1999. - 896 с.
222. Осенмук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж. М., 2001.380 с.
223. Пивоваров Д.В., Андрусенко В.А., Донковцев Г.П. Религиозная символика. - Оренбург, ОТТПР, 1995. - 340 с.
224. Пин Пинфань. Художественная интерпретация традиционной живописи Китая в декоративном убранстве интерьеров пригородных дворцов Санкт-Петербурга: автореф. дис...к. искусствоведения. - Санкт-Петербург, 2009. 23 с.
225. Погребенные царства Китая / Пер. с англ. А. Чекмарева. М. 1998.
226. Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве (Хуайнаньцзы). М.: Изд-во МГУ, 1979. - 243 с.
227. Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X-XIII вв. М., гл. редакция Восточной литературы. Изд-во «Наука», 1976. 256 с.
228. Пострелова Т.А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура в XX в. М.,1987.
229. Прокофьев, О.С. Современное искусство социалистических стран Востока. М., Изд-во Академии художеств СССР, 1961. 70 с.
230. Пять веков классического дальневосточного пейзажа 16-20 вв. Из собраний Гос. музея искусств народов Востока, Гос. Эрмитажа и Киевского гос. Музея западного и восточного искусства. Каталог. Автор вступ. Статьи и составитель Л.Е. Бадылкин. М., 1980.
231. Разумовский К.И. Китайские трактаты о портрете. Д., 1971.
232. Рорти Р. Философия и зеркало природы. - Новосибирск: НГУ, 1997. -320 с.
233. Россбах С. Фэн-шуй. Китайское искусство композиции. Львов-Киев, 1995.
234. Роули Дж. Принципы китайской живописи / Дж. Роули - М.: Наука, 1989.- 158 с.
235. Руа Клод. Ключи к Китаю. - М.: Изд-во восточной литературы, 1955.
236. Рубин, В.А. Идеология и культура древнего Китая. М., 1985. 163 с.
237. Садохин, А.П., Грушевицкая, Т.Г. Культурология. Теория культур. М.: 2004. 365 с.
238. Самосюк К.Ф. Го Си. Л.,1978.101 с.
239. Светлый источник. Средневековая поэзия Китая, Кореи, Вьетнама: Составление Е. Дьяковой / Послесловие и примечания И. Смирнова - М.: Правда, 1989.
240. Се Хэ. Записи о классификации старой живописи / Пер. с кит. С. Коче-товой // Мастера искусств об искусстве. М. Т. 1. 1965., С. 63-65.
241. Се Хэ. Шесть законов живописи / пер. с кит. В.В. Малявина // В.В. Малявин. Китайское искусство. М., 2004. С. 283-284.
242. Семашко, А.Н. Методологические проблемы изучения функционирования и развития художественной культуры // Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. -М., 1980.-с. 112-119
243. Серова С.А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI - XVII вв.) - М.: Наука. Главная редакция Восточной литературы, 1990.
244. Сидихменов В.Я. Маньчжурские правители Китая. Гл. редакция Восточной литературы. Изд-во «Наука», 1985. 304 с.
245. Сидихменов, В.Я. Китай, страницы прошлого: «Три учения» или «Три религии». М., 1978.
246. Скарпари Маурицио. Древний Китай. Китайская цивилизация от неолита до эпохи Тан. М., 203. 291 с.
247. Слово о живописи из сада с горчичное зерно / Пер. с кит., предисл. и ком. Е.В. Завадской. М., 1969. 515 с.
248. Слово о живописи из сада с горчичное зерно / пер. с кит., предисл. и ком.Е. В. Завадской. -М.: Издательство: В. Шевчук, 2001. 512 с.
249. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984. 1660 с.
250. Современная китайская живопись «гохуа». Каталог выставки. Выставка. Москва. 1957. Каталог (Предисл. Ван Мэньпоу), М., 1957. 20 с.
251. Соколов-Ремизов С.Н. Литература - каллиграфия - живопись: к проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. М.,1985. 309 с.
252. Соколов-Ремизов С.Н. Литература-каллиграфия-живопись к проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. М., 1985. 309 с.
253. Спирин А.Г. Человек, культура, традиция // Традиция в истории культуры. -М.: Наука, 1978. с. 5-14.
254. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / сост., ред. Вступ. ст. Б.С. Ерасов - М.: Аспект пресс, 1998, 556 с.
255. Стиль, традиция в развитии культуры / Редколлегия: Е.Я. Зазерский (отв. ред.) и др. - Л.: ЛГИГ, 1989. 172 с.
256. Су Ши. Заметки о передаче души / Пер. с кит. С. Кочетовой // Мастера искусств об искусстве. М. 1965. Т. 1. С. 100-102.
257. Тань Аошуан. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 240 с.
258. Теоретическая культурология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. - 624 с. (Серия «Энциклопедия культурологии»)
259. Тертицкий К. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. Часть 1. М., 1994. 248 с. Часть 2. М. ,1994. 347 с.
260. Титаренко М.Л. Взаимодействие восточной и западной цивилизаций -условие прогресса человечества // Проблемы Дальнего Востока, 1991 - № 1: с. 53-60.
261. Ткаченко Т.А. Культура Китая: Словарь - справочник / Г.А. Ткаченко -М.: Изд. Дом: «Муравей-Гайд», 1999. 383 с.
262. Тодоров Ц. Теории символа / Перев. С фр. Б. Нарумова. М.: Дом Интеллект. Книги, Русское феноменологическое общество, 1999. - 408 с.
263. Топоров, В.Н. Праздник // Мифы народов мира. В 2 т. - Т.2, С. 330-331.
264. Торчинов Е.А. Даосизм и китайская культура: проблема взаимодействия (по материалам зарубежных исследований). - Народы Азии и Африки, № 2, 1982. С. 155-168.
265. Торчинов Е.А. Даосский проект глазами синолога начала третьего тысячелетия // Материалы VI международной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия «Simposium». Вып.ЗО. - СПб.: Санкт - Петербургское философское общество, 2003. - с. 148-158.
266. Торчинов, Е.А. Даосизм: Опыт, историко-религиозные описания, _ СПб. 1993.-448 с.
267. Традиционная китайская культура на Тайване. Живопись. М., 1996.
268. Тэрнэр, В. Символ и ритуал. М., 1983.
269. Федоренко Н.Г. Памятники китайской литературы, 1978, 319 с.
270. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
271. Фицджералд С.П. Китай, краткая история культуры / Пер. с англ. Р.В. Котенко; Науч. Ред. Е.А. Точинова. - СП.б.: Издательство «Евразия», 1998 - 456 с, ил.
272. Флиер А .Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект 2002; Екатеринбург, Деловая книга, 2002. 492 с.
273. Хорунженко K.M. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Изд-во: «Феникс», 1997. - с. 131.
274. Хуан Юэ. Фазы живописца / Пер. с кит. В.М. Алексеева // В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. М., 2003. Книга 2. С. 29-47.
275. Цай Юн. Слово о письме. Фигуры силы / пер. с кит. В.В. Малявина // В.В. Малявин. Китайское искусство. М., 2004. С. 266-276.
276. Цао Чжао. Основы оценки древностей / пер. с кит. В.В. Малявина //
B.В. Малявин. Китайское искусство. М., 2004. С. 331-342.
277. Цзин Хао. Ода о том, как рисовать горы и воды / Пер. с кит. В.М. Алексеева // В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. М.: Восточная литература, 2003. Книга 2. С . 50-54.
278. Цзян Ци. Рецепт портрета / пер. с кит. К.И. Разумовского // В.В. Малявин. Китайское искусство. М., 2004. С. 311-329.
279. Цюй Лэй Лэй. Искусство китайского рисунка кистью. - Санкт-Петербург, Ниола-Пресс, 2008. 128 с.
280. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.: Высшая школа, 1981.374 с.
281. Человек и духовная культура Востока. Научное издание. - М.: Институт дальнего Востока РАН, 2003.
282. Чжан Янь-юань. Записки о прославленных художниках разных эпох / Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.,1975.
C. 335-339.
283. Чжао Ли, Юй Дин. История китайской живописи 1542 - 2000. - Ху-нань, 2002;
284. Чжао Синьсинь. Искусство буддийских каменных пещер Северного Китая. Диссертация ... кандидата искусствоведения, 17.00.04. - Москва, 2012.
285. Чжу Цзин-сюань. Записи о прославленных художниках династии Тан / Пер. с кит. В.В. Малявина // В.В. Малявин. Китайское искусство. М., 2004. С. 382-406.
286. Чунхуэй Ли. Взаимодействие и диалог культур Центральной Азии (на примере изобразительного искусства). Автореф. на соиск...к.филос.н.. Чита, 2007. - 24 с.
287. Чунхуэй Ли. Об особенностях и преимуществах китайской традиционной живописи / Русское и китайское изобразительное искусство в контексте времени (Материалы международной научно-практической конференции). - Чита: ЗабГПУ, 2004. - С.32-37.
288. Чэнь Чжэнвэй. Китайская реалистическая живопись XX века. Диссертация ... к. искусствоведения (17.00.04). - СПб, 2006. - 170 с.
289. Шапиро, Ю.Г. Культура и искусство Китая. JL, 1959.
290. Шацкий, Е. Утопия и традиция. - М.: Прогресс; 1990. 454 с.
291. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966.
292. Ши-тао. Беседы о живописи монаха горькая тыква / Пер. с кит., пре-дисл. и ком. Е.В. Завадской // Е.В. Завадская. «Беседы о живописи» Ши-тао. М., 1978. 205 с.
293. Шицзин. Книга песен и гимнов / Перевод с кит. А. Штукина; подгот. Текстов и вступ. ст. Н. Федоренко; коммент. А. Штукина. - М.: Худож. лит. 1987. 351 с.
294. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т 1, 2.
295. Энциклопедия нового Китая: Пер. с англ. - М.: прогресс, 1982 - 509 с.
296. Эренгросс, Б.А. Мировая художественная культура. М., 2001.
297. Юй Ши-нань. О сущности письма / пер. с кит. В.В. Малявина // В.В. Малявин. Китайское искусство. М., 2004. С. 285-287.
298. Ян Цзин-цзэн. О художнике письма / Пер. с кит., предисл. и ком. В.М. Алексеева / В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. М., 2003. Книга 2. С. 55-88.
299. Янгутов JI.E. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь -Улан-Удэ, 1998.
Литература на иностранных языках.
300. Альбом: Сюй Бэй-хун. Живопись - Пекин: Народное издательство, 1960.
301. Ван Лиинь. Даосский оттенок в воззрении жизни и смерти среди людей южного перевала. Китайский даосизм. - 2005. - №3.
302. Ван, Хуэй лай. Чжунго цзяоюй фачжаныии (История развития образования в Китае). - Тяньцзинь дасюэ чубаньшэ, 2000.
303. Конфуций. «Луньюй. Цзылу» (Сборник речений и поступков), см.: Ян, Босюань // «Луньюй ичжу» (Пояснения к Луньюй). - Изд-во Чжунхуа, 1980.
304. Ashton L. Chinese art. Hesperides, 2006.- 176 р.
305. Chinese fine arts. - Beijing: Culture and Publishing House, 1999. 179p.
306. Clarke D. Chinese Art and Its Encounter With the World. Hong Kong University Press, 2011. 259 p.
307. Clunas C. Art In China. Oxford University Press. 1997.
308. Goldwater R. Symbolism. London. 1979.
309. Hobson R. L. The Romance of Chinese Art. Authorities Various Authorities Kessinger Publishing, 2010. 286 p.
310. Prodan M. An introduction to Chinese art. Spring Books, 1966. 220 p.
311. Sullivan. M. The Arts of China. Berkeley, Los Angeles, London. University of California Press, 1984. 278 p.
312. Sullivan M., Murphy F. D. Art and Artists of 20th Century China. Berkeley, Los Angeles, London. University of California Press, 1996. 354 p.
313. Tregear M. Chinese Art. Thames & Hudson, 1997. 216 p.
314. Williams, C. Chinese symbolism and Art motifs. North Clarendon, Tuttle publishing. 2006. 448 p.
315. Willetts W. Y. Foundations of Chinese art from Neolithic pottery to modern architecture. McGraw-Hill, 1965. 456 p.
316. Ли Цзи (Записки о ритуале) Шисань цзин чжушу. Пекин, 1957.
317. Китайская народная картина: Альбом (на англ. яз.). Л.: Аврора, 1998.
318. Мэнцзы. «Перевод и комментарии к Мэнцзы», см.: Ян Босюань. - Изд-во «Чжунхуа», 1960.
319. Hanying cidian / Beijing waiguoyu daxue yingyuxi cidian zubian - Beijing: Waiyu jiaxue yu yanjiu chubanshe, 1997. (A Chinese-English dictionary). Хань ин цыдянь / Бэйцзин вайгоюй дасюэ инюйси цыдяньцзучжи - Бэйцзин: Вайюй цзяо сюэ юй яньцзю чубаныпэ, 1997. (Китайско-английский словарь).
320. Xiandai hanyu cidian, 2000. Сяньдай ханьюй цыдянь. [Современный китайский словарь], 2000. - кит.яз.
321. Ян Дефэн. Взаимодействие китайского языка и культуры. Пекин: Изд-во Пекинского университета, 2000.
322. Лян Цюаньчжи. Гуцзинь чжунвай цзежи дацюань (Описание древних и современных праздников). - Шанси, 1985. - С. 142-145.
323. Хоу Цзэй, Фан Личжу. Мещанство и святость. - Тяньцзинь: Тяньцзинь-ское народное издательство, 2001.
324. Хуан Цзинлюэ. Похороны и мавзолеи. - Шанхай: Шанхайское народное издательство, 1998.
325. Хэ Бин. Похоронная культура национальности Хань в провинциях Цзянсу и Чжэцзян. - Пекин. Издательство Центрального национального университета, 1995.
326. Чжунго дабайкэ цюаныиу. Цзяоюй. Китайская энциклопедия. Образование. - Пекин-Шанхай: Чжунго дабайкэ цюаныпу Чубанынэ, 1985.
327. Ши Сяоцзин. ЛюЧжунъюй. Говор о даосских обычаях. Шанхайское издательство словарей и книг. - 2003.
328. Xu huadang. Zhongguo shenlong yishu. Tianjin renmin meishu chubanshe (quanguo youxiu chubanshe). Сюй хуадан. Чжунго шеньлун ишу. Тяньцзинь жэньминь мэйшу чубанынэ (чуань го ёусиу чубаныпэ).
329. Янь Годун. Китайская культура. К. - Т. 2007 - № 4.
330. Ян Хин шун. Из истории китайской философии. М., 1956.
Интернет источники.
331. Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы. ULR: http://www.-kuchakning.ru| show book .php?book=38969 (дата обращения 29.05.2010).
332. Ma Жэнь. Изображение Коммунистической партии Китая: общие характеристики. Пекин, 2003. URL:-www.cnki.com.cn.
333. http://zhidao.baidu.com/question/34588409.html? si=44. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http;// www.zgddhj .спАКитайские художники.
334. Исаев, А. Китай: модернизация современности. А. Исаев/ / [электронный ресурс] www/ archive, travel./ru.
335. История китайской живописи [Электронный ресурс] Синий Феникс Режим доступа: http://www.bluefenix.ru/category-178/category-240.html, свободный - Загл. с экрана.
336. Китайская живопись и каллиграфия [Электронный ресурс] / Популярная каллиграфия / Режим доступа: http://www.callig.ru/node/594A свободный - Загл. с экрана.
337. Символика цвета [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://photonik.ru/compozy/148-simbol, свободный - Загл. с экрана.
338. Кань Тай Кеунг [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://alisan.com.hk/Kan_Tai_Keung.html, свободный - Загл. с экрана.
339. Телевидение КНР: сорок славных лет [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://asiapacific.narod.ru/countries/china/tv china.htm, свободный -Загл. с экрана.
340. Очень красиво [Электронный ресурс] / - Режим доступа:
http://cctv.cntv.cn/lm/arts_russian/01 /index.shtml свободный - Загл. с экрана.
341. Краткие правила приема иностранных учащихся в Цзилиньский Анимационный институт [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://new.ildh.com.cn/link/index.php?m=content&c-index&a-show&catid=27 &id=54 свободный - Загл. с экрана.
342. Самые дорогие художники Китая или как продать картину за $65 млн [Электронный ресурс] /' - Режим доступа: http://sadpanda.сп/archives/18349 свободный - Загл. с экрана.
343. Китайский музей комиксов и анимации | MVRDV [Электронный ресурс] / - Режим доступа:
http://theroom.ru/ru/architects/proiect/kitaiskii muzej komiksov i animacii mvrdv_629/ свободный - Загл. с экрана.
344. Постановление Главной канцелярии Госсовета КНР «О графике праздничных дней в 2013 году» [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://visitdalian.ru/novosti-dalianja/593-Postanovlenie-Glavnoiy-kancelyarii-Gossoveta-KNR-O-grafike-prazdnichnyh-dneiy-v-2013-godu свободный -Загл. с экрана.
345. 798 Art Zone [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.798art.org/ свободный - Загл. с экрана.
346. 798 Art Zone, введение [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.798art.org/organization706.html свободный - Загл. с экрана.
347. Golden Monkey King Award [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.cicaf.com/global/contest/content/2013-01/08/content_4553767.htm свободный - Загл. с экрана.
348. The 2013 9th China International Cartoon & Animation Festival Industry Exhibition [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.cicaf.com/global/exhibition/content/2013-01/08/content_4553812.htm свободный - Загл. с экрана.
349. About CICAF [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.cicaf.com/global/index.htm свободный - Загл. с экрана.
350. Animation industry trade fair opening cartoon online transactions more convenient [Электронный ресурс] / - Режим доступа:
http://www.cicaf.com/xwzx/content/2013-04/26/content_4713474.htm свободный - Загл. с экрана.
351. CNTV Россия [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.cntv.ru/culture/art/index.shtml свободный - Загл. с экрана.
352. Crystal CG [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.crystalcg.com/en/
353. The Hurun Research Institute today released the Hurun Art List 2013 [Электронный ресурс] / - Режим доступа:
http://www.hurun.net/usen/NewsShow.aspx?nid=447 свободный - Загл. с экрана.
354. Сунь Синыпэн. Становление и развитие телевидения Китая. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.ipk.ru/index.php?id=1675
355. Сайт художественного района М50 в Шанхае [Электронный ресурс] / -Режим доступа: http://www.m50.cn/ свободный.
356. Familiar pattern: How tradition has influenced artist Kan Tai-keung [Электронный ресурс] /' - Режим доступа: http://www.scmp.com/lifestyle/fashion-watches/article/1075322/familiar-pattern-how-tradition-has-influenced-artist-kan свободный - Загл. с экрана.
357. Шанхайская медиагруппа, Шанхайское телевидение [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.stv.sh.cn/ свободный - Загл. с экрана.
358. Чжан Цзэ-дуань [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http^/www.synologia.ru/a/^bKaH Цзэ-дуань свободный - Загл. с экрана.
359. Blueheronarts [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.youtube.com/user/blueheronarts/ свободный - Загл. с экрана.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.