Чанъаньская и Хуантуская школы живописи в художественной эволюции традиционной китайской живописи второй половины XX - начала XXI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Ли Дэцзя

  • Ли Дэцзя
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 293
Ли Дэцзя. Чанъаньская и Хуантуская школы живописи в художественной эволюции традиционной китайской живописи второй половины XX - начала XXI века: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2015. 293 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ли Дэцзя

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Изобразительное искусство Китая в свете национальных философских и эстетических воззрений

1.1. Философские и духовно-эстетические истоки китайской живописи

1.2. Взгляд на взаимосвязь искусства и времени сквозь призму развития

академии художеств Сианя

Выводы по главе 1

Глава 2. Чаньаньская школа традиционной китайской живописи

в контексте взаимосвязи традиций и инноваций

2.1. Возникновение и развитие Чанъаньской школы традиционной китайской живописи во второй половине XX века

2.2. Чаньаньская школа живописи - ее основатели, ученики

и последователи

2.3. Теоретические установки представителей Чанъаньской школы

на трансформацию искусства гохуа в новую эпоху

2.4. Художественный стиль представителей Чанъаньской школы

Традиционной китайской живописи

Выводы по главе 2

Глава 3. Особенности творчества художников Хуантуской школы традиционной китайской живописи

3.1. Хуантуская школа традиционной китайской живописи и культура

«Лесового плато»

3.2. Лю Вэньси и его произведения «Четыре поколения» и «Хозяева желтой земли»

3.3. Ян Личжоу и китайская традиционная живопись: живописи идей «Се-и»

и ее современная форма

Выводы по главе 3

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Чанъаньская и Хуантуская школы живописи в художественной эволюции традиционной китайской живописи второй половины XX - начала XXI века»

ВВЕДЕНИЕ

Диссертация посвящена изучению художественной эволюции традиционной китайской живописи во второй половине XX - начале XXI в., получившей свое воплощение в творчестве художников - представителей Чанъаньской и Хуантуской школ, отображающих на своих произведениях природу «Лесового плато», культуру и нелегкий крестьянский труд народа, проживающего на северо-западе Китая.

Актуальность исследования объясняется необходимостью восполнения пробелов в знании художественной эволюции теории^ и истории традиционной китайской живописи во второй половине XX - начале XXI в. Эта тема нова для российского искусствознания и ее исследование, безусловно, обогатит представления о китайской живописи. Кроме того, развитие России и Китая в XX в. имело много сходных моментов, и опыт китайских художников, отвечающих своим искусством на тематические и стилистические запросы общества, соединяя в своем творчестве исконно национальные и европейские традиции, также представляет интерес. Изучение истории изобразительного искусства родины автора диссертации также связано с ростом национального самосознания китайского народа, с повышением интереса к собственной истории и культуре.

Интерес к проблеме исследования обусловлен ее малоизученностью, отсутствием специальных исследований, посвященных комплексному историко-искусствоведческому изучению новых направлений в традиционном китайском изобразительном искусстве, возникших во второй половине XX в. - Чанъаньской и Хуантуской школ живописи.

Произведения китайских художников - представителей Чанъаньской и

Хуантуской школ традиционной китайской живописи, демонстрирующие

изменение тематического содержания произведений, особенности композиции,

технологических методов их создания, являют собой не только историко-

культурную, но и художественно-эстетическую ценность. Поэтому исследование

творчества художников - представителей этих школ призвано заполнить пробел в

з

изучении путей развития традиционной живописи Китая во второй половине XX - начале XXI в.

Состояние и степень изученности проблемы

Для исследования процессов художественной эволюции традиционной китайской живописи гохуа во второй половине XX - начале XXI в. на примере двух живописных школ Северо-Западного Китая использовались многочисленные источники по художественной культуре и истории Китая, привлекались сведения из истории и философии искусства.

На сегодняшний день существует значительный теоретический материал по китайскому искусству, а также по проблемам китайской живописи (работы таких исследователей, как П. А. Белецкий, Е. В. Виноградова, В. Л. Сычев, М. А. Неглинская, С. Н. Соколов-Ремизов, Ван Фэй, Ли Юй, Пань Гункай, Сюй Бэйхун, Сюй Фугуань и др.).

Вопросами китайской традиционной живописи гохуа занимались такие российские исследователи, как Н. А. Виноградова, Е. В. Завадская, Л. И. Кузьменко, а также китайские искусствоведы Линь Му, Линь Фэнмянь.

Пытались осмыслить и обобщить современное положение и новые тенденции современного развития китайской традиционной живописи гохуа такие ученые, как Е. В. Виноградова, С. Н. Соколов-Ремизов, В. Л. Сычев, Юань Сяодун, Пань Гункай, Чэн Дали и др.

Вопросам теории китайской живописи посвящены исследования Юй Цзяньхуа, Юнь Наньтяня, Дун Цичана, Ли Лайюаня, Линь Фэнмяня, Сюй Цзуляна, У Хунфу и др.

В настоящее время существуют также работы, посвященные Чанъаньской и

Хуатуской школам традиционной живописи (например, сочинения Чжао

Чжэньчуаня, Чэнь Шоусяна, Шэн Чэна, Ван Лусяна). Однако следует отметить,

что исследования творчества художников Чанъаньской и Хуатуской школ, как

правило, посвящены лишь одному определенному аспекту изучаемой проблемы.

Таким образом, практически не существует работ, глубоко и комплексно

рассматривающих эволюцию традиционной китайской живописи гохуа во второй

4

половине XX - начале XXI в. с точки зрения живописных школ Северо-Западного Китая. Данная работа является первой попыткой комплексного искусствоведческого исследования этой темы.

Источниками исследования в первую очередь послужили произведения художников - представителей Чанъаньской и Хуантуской школ традиционной китайской живописи.

Для раскрытия особенностей художественного творчества представителей Чанъаньской и Хуантуской школ были изучены труды наиболее выдающихся деятелей творческих коллективов данных направлений, критические статьи теоретиков искусства, а также мемуары родных и друзей художников. Особую ценность представляют труды самих художников, например, «Сборник исследований Чжао Ванъюня» [160], «Антология искусства Ши Лу» [115], «Очерки о Хуантуской школе живописи» [156].

Важную роль для оценки творчества представителей Чанъаньской и Хуантуской живописных школ играют критические статьи известных теоретиков искусства. К наиболее ранним статьям можно отнести работу основателя китайского модерна в искусстве, выдающегося художника и педагога Сюй Бэйхуна (1895-1953) под названием «Живописец Чжао Ванъюнь, описывающий нужды народа» [166], опубликованную в 1936 г., и статью главы Научно-исследовательского института дуньхуановедения, известного художника Чан Шухуна под названием «Народный художник: воспоминания о живописце Чжао Ванъюне» [195], изданную в 1994 г. Благодаря данным критическим очеркам можно проследить изменения оценки и значения творчества представителей Чанъаньской и Хуантуской школ в различные периоды времени.

Объект исследования - художественная эволюция традиционной китайской живописи во второй половине XX - начале XXI в.

Предмет исследования — Чанъаньская и Хуантуская школы традиционной китайской живописи во второй половине XX - начале XXI в.

Цель диссертации - выявить стилистические особенности живописи

художников - представителей Чанъаньской и Хуантуской школ традиционной

5

китайской живописи и их влияние на изобразительное искусство Китая во второй половине XX - начале XXI в.

Задачи исследования:

• рассмотреть историю и этапы формирования духовной идеологии традиционной китайской живописи;

• исследовать взаимосвязь эволюции искусства традиционной китайской живописи и времени посредством знакомства с историей развития, педагогическими и художественно-творческими концепциями Художественной академии Сианя;

• изучить историю возникновения и развития Чанъаньской и Хуантуской художественных школ традиционной китайской живописи;

• исследовать теоретические исходные положения Чанъаньской и Хуантуской художественных школ традиционной китайской живописи;

• проанализировать художественно-выразительные, композиционные и технологические особенности произведений основателей, учеников и последователей Чанъаньской и Хуантуской художественных школ традиционной китайской живописи;

• представить стилистические особенности произведений художников — представителей Чанъаньской и Хуантуской художественных школ традиционной китайской живописи и создать альбом произведений;

• определить место и роль Чанъаньской и Хуантуской художественных школ традиционной китайской живописи в искусстве и культуре Китая во второй половине XX - начале XXI в.

Методологические основания и методика исследования

Методологической основой исследования является традиционный историографический метод, позволяющий объяснить процессы становления и развития теории и практики традиционной живописи Китая в середине XX и начале XXI в. При анализе и интерпретации изобразительных материалов применялся сравнительно-типологический метод, а также метод аналогий,

позволяющие использовать для объяснения другие культурные традиции. Выявлению закономерностей внутренней организации сюжетных композиций способствует структурно-семиотический метод. Сравнительно-генетический подход позволил определить внутренние связи и взаимодействия, формировавшие в середине XX и начале XXI в. своеобразную изобразительную традицию в традиционной живописи Китая.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

• обобщен широкий спектр историко-художественных материалов, проясняющих процесс трансформации взглядов на развитие традиционной китайской живописи в середине XX и начале XXI в.;

• охарактеризована духовная идеология традиционной китайской живописи эпох, предшествующих изучаемому в данной работе периоду, и выделены особенности стилевого своеобразия каждого исторического периода;

• изучена история становления и развития Чанъаньской и Хуантуской школ традиционной китайской живописи;

• исследована в комплексе творческая, научная, педагогическая и общественная деятельность китайских художников - представителей Чанъаньской и Хуантуской школ традиционной китайской живописи;

• представлена систематизация процесса развития традиционной китайской живописи во второй половине XX - начале XXI в. на основе конкретного художественного материала;

• показаны художественно-стилевые особенности живописи китайских художников - представителей Чанъаньской и Хуантуской школ;

• выявлены изменения тематического содержания произведений, особенностей композиции, технологических методов их создания художниками Чанъаньской и Хуантуской школ;

• вводится в научный оборот обширный круг источников по истории китайского традиционного искусства, фотографий произведений живописи второй половины XX - начала XXI в.

• обобщены результаты авторского исследования произведений традиционной китайской живописи непосредственно в музейных коллекциях, на художественных выставках, в мастерских живописцев.

Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена

изучением трансформации теоретических основ и творческой практики

I

традиционной китайской живописи гохуа во второй половине XX - начале XXI в., нашедших отражение в деятельности художников - представителей Чанъаньской и Хуантуской школ. Особенности стиля, художественного творческого метода, композиции произведений, иконографии изображений, техники живописи изучаемых школ могут быть введены в научный обиход искусствоведения. Диссертация содержит положения, которые могут по своей актуальности получить дальнейшую еще более глубокую разработку в последующих историко-искусствоведческих, художественно-культурологических и теоретико-композиционных исследованиях.

Практическая значимость диссертации

Материалы диссертации важны для изучения традиционной живописи Китая второй половины XX - начала XXI в. Они могут быть использованы при подготовке обобщающих научных работ, программ и учебных курсов по истории искусства, художественной педагогике, а также в исследованиях, посвященных отдельным аспектам художественной культуры Китая. Методика работы с произведениями живописи, апробированная на работах художников — представителей Чанъаньской и Хуантуской школ традиционной китайской живописи, может быть применена при изучении и систематизации произведений аналогичных художественных школ.

Рекомендации по использованию результатов исследования

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы:

• на учебных занятиях в высших учебных заведениях художественного и художественно-педагогического профиля не только в КНР, но и в России;

• при разработке проектов и программ конференций по вопросам

истории изобразительного искусства и художественного образования Китая;

8

• при создании учебно-методических пособий для китайских студентов как раздел истории традиционной живописи Китая;

• на семинарских занятиях со студентами иностранцами по проблемам взаимовлияния изобразительного искусства России и Китая;

• в организации и проведении выставок китайских художников.

Положения, выносимые на защиту:

• В искусстве северо-запада Китая в районе «Лесового плато» во второй половине XX - начале XXI в. получили свое развитие Чанъаньская и Хуантуская школы традиционной китайской живописи, оказавшие в целом значительное влияние на живопись Поднебесной. Особенности стиля, композиции произведений, иконографии изображений, техники живописи изучаемых школ обусловлены общей культурной обстановкой и мировоззрением общества изучаемого периода.

• Анализ стилистических элементов, композиции произведений, иконографии изображений и техники живописи китайских художников — представителей Чанъаньской и Хуантуской школ позволяет выделить и охарактеризовать сформировавшуюся изобразительную традицию, опирающуюся на национальное своеобразие китайской традиционной живописи, но берущую все лучшее от западной масляной живописи. Художники названных школ создали новый творческий метод, новое направление традиционной живописи гохуа — «Деревни и пустоши», изображали природу северо-запада Китая, многовековую культуру народа, населяющего «Лесовое плато», тяжелый труд крестьян, возделывающих землю провинции Шанси.

• Произведения художников - основателей, учеников и последователей Чанъаньской и Хуантуской школ традиционной китайской живописи отразили основные идеалы эпохи, связанные с революционными преобразованиями в обществе, военными действиями китайско-японской войны, с восстановлением разрушенного войной хозяйства, а в дальнейшем с древней культурой, первозданной природой и нелегким трудом людей, населяющих

сельскохозяйственный район, расположенный на северо-западе Китая.

9

• Исторической ролью Чанъаньской школы живописи является реформирование и обновление традиционной китайской живописи гохуа, выражение современного содержания посредством новых приемов и методов. В то же время представители Хуантуской школы уделяют больше внимания продолжению и развитию традиций и канонов китайской живописи, созданию истинно народных произведений, свою задачу видят в глубоком познании традиционного народного искусства. К тому же важным отличием Хуантуской школы живописи является то, что это единственное академическое направление в китайской живописи.

• Важной заслугой деятелей Чанъаньской школы живописи является создание нового направления живописи гохуа - «деревни и пустоши». Основным жанром произведений художников стал пейзаж, претерпевший ряд изменений благодаря деятельности мастеров Чанъаньской школы. Так, они обратились к пейзажной живописи для выражения политико-исторического содержания, включили в ландшафты изображения людей. В творчестве деятелей Хуантуской школы, напротив, можно проследить доминирование портретной живописи, выражающей чувства людей Лессового плато и отличающейся глубоким психологизмом.

Достоверность результатов проведенных исследований и обоснованность научных положений обеспечивается методологической целостностью диссертации, учитывающей традиционные и современные методы искусствоведческого исследования, опорой на обширный фактологический материал, включающий значительный объем художественно-творческих, научно-исследовательских и документальных источников, и его анализом, проведенным в соответствии с выбранными методами исследования.

Апробация исследования

Материалы диссертации регулярно обсуждались на заседаниях кафедры

художественного образования и декоративного искусства РГПУ им.

А. И. Герцена. Основные положения исследования нашли отражение в 10

научных статьях (5,4 п.л.) и докладах диссертанта на международных научною

практических конференциях: IV Международная межвузовская научно-практическая конференция «Искусство и диалог культур» (СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, март 2010), V Международная межвузовская научно-практическая конференция «Искусство и диалог культур» (СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, март

2011), Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественная педагогика в XXI веке» (СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, апрель

2012).

Структура диссертации

Диссертация представлена в двух томах: «Чанъаньская и Хуантуская школы живописи в художественной эволюции традиционной китайской живописи второй половины XX - начала XXI века» и «Приложение». Первый том представлен на 218 страницах и состоит из введения, трех глав, поделенных на разделы, заключения и библиографии на русском (114 наименований) и китайском (118 наименований) языках.

Второй том представлен в виде альбома, включающего 110 сюжетов, сравнительную таблицу и карты изучаемого района КНР.

ГЛАВА 1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КИТАЯ В СВЕТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ФИЛОСОФСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ

Чувство прекрасного вдохновляло художников на протяжении многих веков. Красоту нельзя объяснить, но ее можно передать эстетически, духовно почувствовать. Человеку близок духовный мир, дух стал одной из художественных тем. На картине художники изображают восприятие явлений таким образом, чтобы духовное и предметное сливались воедино. Важно сосредоточиться на главном, отстраниться от второстепенного, настроить дыхание в творческом процессе для того, чтобы передать чувство прекрасного.

Люди восприимчивы и чувствительны к прекрасному в природе и в человеке. Когда мы наслаждаемся искусством или слушаем музыку, по-настоящему выдающиеся произведения всегда вызывают чувство потрясения. Причина этого - особый творческий язык, средства выражения, используемые художниками. Раскрывая людям волшебство эстетики, творцы вовлекают зрителя в резонанс, дарят ему духовные переживания. В этом процессе взаимодействия воплощается главное предназначение искусства. С точки зрения психологии, современные люди в состоянии осознать красоту природы ближнего своего. Слияние человека с природой, забота о развитии культуры и духовности позволит нам создать новый мир, великое единство человечества и сбалансированную гармонию людей и окружающей их жизни.

В настоящее время процессы глобализации, коммерциализации искусства

оказали глубокое воздействие на эстетику китайской живописи. Люди уделяют

все больше внимания различным видам китайской традиционной культуры:

изучают Китай, восхищаются каллиграфическими работами на выставках,

слушают народную музыку, анализируют памятники материальной культуры,

исследуют народные нравы и обычаи. Китайское изобразительное искусство,

благодаря специфике формы и языка выражения, пользуется все большей

популярностью и у специалистов-коллекционеров, и у простых людей. Глубокие

12

культурные традиции китайского народа и особая эстетика китайской живописи, специфическое законы искусства и его самобытный смысл вызывают особое отношение, не только стимулируют интерес к китайскому искусству и культуре, но и мотивируют художников на плодотворное творчество.

Целью настоящей главы диссертации является теоретическое осмысление процесса эволюции искусства традиционной китайской живописи в свете национальных философских и эстетических воззрений, а также выявление взаимосвязи искусства и времени.

Для осуществления заявленной цели необходимо решить следующие задачи:

• изучить влияние философии, эстетики и идеологии на становление и развитие китайской живописи;

• проанализировать основные этапы развития живописи как части китайской национальной культуры;

• обозначить стилевое своеобразие китайской живописи в различные исторические периоды;

• провести сравнительный анализ китайского и западного изобразительного искусства;

• определить тенденции преемственности и новаторства в китайской живописи гохуа;

• выявить влияние философских и эстетических воззрений на отдельные школы живописи (Чанъаньскую и Хуантускую школы);

• провести ретроспективный анализ развития Академии художеств Сианя;

• определить вклад сотрудников Академии художеств Сианя в развитие китайской живописи и установить перспективы современного развития Академии.

1.1. ФИЛОСОФСКИЕ И ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ

В настоящем разделе диссертации говорится о том, что идеология искусства прежде всего предполагает отношение людей к теме, заявленной в произведении искусства, к форме и стилю произведения, к выраженной в нем идейной оценке, к возможности наслаждения результатами творчества. Конечно, проблема идеологии в искусстве касается также и функциональных знаний людей относительно искусства вообще и произведений искусства в частности.

В Китае о связи идеологии и искусства можно начинать говорить применительно к патриархальному строю: именно во времена прямого наследования, когда кровные узы имели огромное значение, и стала формироваться эта взаимосвязь, которая постоянно находится в развитии. В период аграрной экономики идеология искусства не зависела от смены власти при императорском дворе. Хотя династии, сменяя друг друга, вносили изменения во все сферы жизни общества, искусство тем не менее находилось в процессе естественной эволюции. При главенствующей роли одного идейного направления в искусстве сосуществовало несколько идейных течений. В процессе их развития, подъемов и спадов происходили перемены в искусстве от простого к более сложному и разнообразному.

В период между династиями Тан (618-907) и Сун (960-1279)

сформировалась группа художников из народа, заявившая об особом культурном

представлении о красоте и изяществе. Начиная с династий Юань (1279-1368) и

Мин (1368-1644) в обществе, сдерживаемом патриархальными устоями,

зародилась идеология искусства низших слоев общества. Несмотря на свое

происхождение, она является одним из средств выражения искусства, всех его

видов и форм, каждая деталь которого очень значима. В то же время другие

идейные слои общества продолжали следовать ортодоксально-патриархальному

пониманию прекрасного. Эти две идеологии в искусстве — низших слоев общества

и аристократии - естественным образом составили единое целое идеологии

14

китайского искусства того периода. Взаимно проникая и обогащая друг друга, эти направления естественным образом создали особый синтез в идеологии китайского искусства в целом [133, с. 16].

Китайская философия, начав формироваться в доциньскую эпоху, имеет длительную историю. От других мировых философий ее отличало высокое развитие. В доциньскую эпоху появились понятия небожителей, ци, Великого предела, инь и ян, дао, движения и пауз, бытия и небытия, постоянных изменений, формы и содержания и другие важные философские категории, ставшие базой для развития китайской философии после династий Цинь (246-207 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Достаточно высокий уровень развития мировой науки и технологий в период существования феодальных обществ способствовал дальнейшему развитию китайской философии. В китайском феодальном обществе учение о религии хотя и было популярным, но не было господствующим. Китайская философия всегда придерживалась конфуцианства, продолжая традиционную концепцию велений неба, основное внимание уделяла миру реальному, а не потустороннему, делая упор на нравственности и образовании.

Некоторые положения идеологии философского материализма претендуют на абсолютную непогрешимость, подвергая критике религиозные представления о мире. Но на Западе теология в средние века занимала главенствующее место, философия была рабом теологии, материалистические идеологии могли лишь прикрываться религиозными одеждами либо существовать в форме противопоставления религии.

В доциньское время в философских работах и трактатах конфуцианские,

даоские, моисские и многие другие философы рассматривали божественное в

качестве теоретической основы этических учений. В послециньское время за

основу было выбрано конфуцианство; во времена неоконфуцианства, в эпохи Сун

(960-1279) и Мин (1368-1644) ощутимым становится сочетание онтологии,

гносеологии и учения о дао и дэ. В китайской философии гносеология постепенно

знакомится с учением о дао и дэ, связывая нравственность и этику с

самовоспитанием; традиционное мышление обогащается ясной диалектикой, для выражения своих диалектических идей многие философы используют богатую терминологию. Китайские философы рассматривают эволюцию Вселенной как ряд рождений и процесс превращений; небо и землю, все сущее на земле они представляют как единство противоречий, в котором все отличается друг от друга и в то же время взаимосвязано. Такие своеобразные категории китайской философии, как, например, дао, ци, Великий предел, инь и ян и многие другие, их глубокое понимание явились результатом и отражением мудрости китайских идеологов. На протяжении длительной истории развития китайской философии эти категории непрерывно наполнялись новым содержанием, обогащались и наделялись новым смыслом, вокруг этих категорий происходили жаркие дискуссии, что не могло не способствовать непрерывному повышению уровня теоретической мысли китайской философии.

Китайская философия исследует согласие людей и неба. В этом заключены две важные идеи. Во-первых, люди должны жить в гармонии с окружающей средой, бережно сохраняя естественное равновесие с существующим вокруг них миром. Во-вторых, люди должны блюсти верность своей истинной природе. Таковы требования к эстетическим устремлениям китайского искусства наивысшей пробы.

В Китае существует своя эстетическая идеология, отличная от западной.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ли Дэцзя, 2015 год

БИБЛИОГРАФИЯ

На русском языке

1. Алексеев, В. М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях / В. М. Алексеев. - М.: Наука, 1966. - 260 с.

2. Ан, С. А. Человек в пейзажной живописи Китая: монография / С. А. Ан. - Барнаул; Пекин : Алт. гос. пед. академия, 2010.-201 с.

3. Бегин, Ж. За стенами Запретного города / Ж. Бегин, М. Доминик; пер. с фр. - М.: ACT Астрель, 2003. - 144 с.

4. Бежин, Л. Е. Под знанием «ветра и потока». Образ жизни художника в Китае 3-6 вв. / Л. Е. Бежин. - М.: гл. ред. вост. лит. «Наука», 1982. - 221 с.

5. Белецкий, П. А. Китайское искусство: Очерки / П. А. Белецкий. - Киев: Изомузгиз, 1957. - 162 с.

6. Белозерова, В. Г. Искусство китайской каллиграфии / В. Г. Белозерова. - М.: Рос. гос. гуманитар, ун-т, 2007. - 481 с.

7. Белозерова, В. Г. Китайский свиток / В. Г. Белозерова. - М.: РИО ГосНИИР, 1995.-272 с.

8. Белозерова, В. Г. Чжан Лунянь - «посол» искусства китайской каллиграфии на Западе / В. Г. Белозерова // Восток = Oriens: Афро-азиатские общества: история и современность, 2006 (3). - С. 47-57 .

9. Боревская, Н. Е. Китайская культура во времени и пространстве / Н. Е. Боревская, С. А. Торопцев; Рос. АН, Ин-т Дальнего Востока. - М.: ФОРУМ, 2010.-478 с.

10. Ван, Ф. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса: автореф. дис.... канд. / Ван Фэй. - М., 2008. - 22 с.

11. Ван, Вэй. Тайны живописи. Китайское искусство / сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. - М.: «ОАО Люкс», 2004. - 432 с.

12. Виноградова, Е. В. Живопись гохуа в Новом Китае / Е. В. Виноградова. -М., 1961.-125 с.

13. Виноградова, Е. В. Современное прикладное искусство Китая / Е. В. Виноградова; Акад. наук СССР. Ин-т китаеведения. - М.: Изд-во вост. лит., 1959.-63 с.

14. Виноградова, Н. А. Искусство Китая. Альбом / Н. А. Виноградова. - М. : Изобразит, искусство, 1988. - 250 с.

15. Виноградова, Н. А. «Цветы-птицы» в живописи Китая / Н. А. Виноградова. - М.: Белый город, 2009. - 48 с.

16. Виноградова, Н. А. Искусство средневекового Китая / Н. А. Виноградова. - М.: Академия художеств, 1962. - 102 с.

17. Виноградова, Н. А. Искусство стран Дальнего Востока / Н. А. Виноградова. - М.: Искусство, 1979. - 373 с.

18. Виноградова, Н. А. Китайская пейзажная живопись / Н. А. Виноградова. - М.: Изобразит, искусство, 1972. - 160 с.

19. Виноградова, Н. А. Пань Тяныноу и традиции живописи гохуа / Н.А.Виноградова. - М.: НИИ теории и истории изобразит, искусств, 1993. — 132 с.

20. Виноградова, Н. А. Секреты мастерства китайских художников рубежа Х1Х-ХХ веков традиционного направления / Н. А. Виноградова // Предмет архитектуры: искусство без границ: сб. науч. работ. - М.: Прогресс-традиция, 2011.-С. 346-353.

21. Виноградова, Н. А. Сто лет искусства Китая и Японии / Н. А. Виноградова. - М.: НИИ теории и истории изобразит, искусств Рос. акад. художеств, 1999. - 252 с.

22. Виноградова, Н. А. Сюй Бэйхун: [Альбом репрод.] / Н. А. Виноградова.

- М.: Изобразит, искусство, 1980. - 64 с.

23. Виноградова, Н. А. Традиционное искусство Китая. Терминологический словарь / Н. А. Виноградова, Т. П. Каптерева, Т. X. Стародуб.

- М.: Эллис Лак, 1997. - 360 с.

24. Виноградова, Т. И. О разнице в употреблении слов ту и хуа в профессиональном и народном искусстве / Т. И. Виноградова // XXXV НК ОГК. -М., 2005. - С. 250-256.

25. Виногродский, Б. Б. Китайские благопожелательные орнаменты: Избр. лекции и пер / Б. Б. Виногродский. - М.: Гермитаж-Пресс, 2004. - 64 с.

26. Всеобщая история искусств. Т. 6; кн. 2. Искусство 20 века / под общ. ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. - М.: Искусство, 1966. - 848 с.

27. Выставка произведений китайского художника г-на Хань Цзинтина. -Бэйцзин, 2007.

28. Вэй, X. Подготовка художника-дизайнера в современном Китае: традиции и инновации: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Вэй Хао. — Санкт-Петербург, 2009. - 22 с.

29. Вэнь, У. Живопись и каллиграфия Китая / У. Вэнь. - Днепропетровск: Юникон ЛТД, 2004. - 44 с.

30. Гордиенко, А. Н. Китай: история, культура, искусство иллюстрированная энциклопедия / А. Н. Гордиенко, П. Е. Куделев, О. В. Перзашкевич. - М.: Эксмо, 2008. - 155 с.

31. Глухарева, О. Н. Искусство народного Китая: Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство / О. Н. Глухарева. - М.: Искусство, 1958. - 227 с.

32. Глухарева, О. Н. Краткая история искусства Китая / О. Н. Глухарева. — М.; Л.: Искусство, 1948. - 211 с.

33. Го, Ж. С. Записки о живописи: что видел и слышал / Ж. С. Го; пер. с кит. - М.: Наука, 1978. - 240 с.

34. Гуань, С. Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Гуань Сино. - Барнаул, 2009. - 19 с.

35. Гультяева, Г. С. Китайская народная картина няньхуа XX века. Типология жанров и эволюция: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09. - Санкт-Петербург, 2007. - 22 с.

36. Джекобсон, Д. Китайский стиль / Д. Джекобсон; пер. с англ. — М. : Искусство - XXI век, 2004, - 240 с.

37. Дорохова, М. А. История культуры: конспект лекций / М. А. Дорохова.

- Саратов: Научная книга, 2008. - 126 с.

38. Жегал, М. Дж. Воздействие художественной культуры стран Дальнего Востока на европейский модерн (живопись, графика): автореф. дис. ... канд. / Жегал Ми Джа. - М., 1999.

39. Завадская, Е. В. «Беседы о живописи» Ши-тао / Е. В. Завадская. - М.: Наука, 1978.-208 с.

40. Завадская Е. В. Мудрое вдохновение: Ми Фу, 1052-1107 / Е. В. Завадская. - М.: Наука, 1983. - 200 с.

41. Завадская Е. В. Ци Бай-ши / Е. В. Завадская. - М.: Искусство, 1982. -

287 с.

42. Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая / Е. В. Завадская. - М.: Искусство, 1975. - 439 с.

43. Завадская, Е. В. Человек — мера всех вещей. О живописи хуаняо (цветы и птицы) Ци Байши / Е. В. Завадская // Проблема человека в традиционных китайских учениях: науч. изд. - М.: Наука, 1983. - С. 112-130.

44. Искусство как сфера культурно-исторической памяти: сб. статей. — М.: Рос. гос. гуманитар, ун-т, 2008. — 394 с.

45. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. — М.: Сов. Энциклопедия, 1962. — Т. 1,2.- 696 с.

46. Кверфельдт, Э. К. Предмет в китайском искусстве / Э. К. Кверфельдт. — Л.: тип. им. Ив. Федорова, 1937. - 35 с.

47. Кверфельдт, Э. К. Черты реализма в китайском искусстве: науч. изд. / Э. К. Кверфельдт. - Л.: б. и., 1937. - 28 с.

48. Китайская живопись: альбом / худ. А. Киричек; ред. О. Кох-Коханенко.

- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 159 с.

49. Китайская живопись кистью: энциклопедия (путеводитель по основам китайской живописи для начинающего художника) / под ред. Вив Фостер; пер. с англ. - М.: АРТ-Родник, 2007. - 224 с.

50. Китайские трактаты о портрете. - Л.: Аврора, 1971. - 73 с.

51. Китайское изобразительное искусство: По материалам Выставки 1950 г. в Москве / сб. ст. - М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1952. - 128 с.

52. Китайское искусство: принципы. Школы. Мастера / сост., пер. (с англ. и кит.), вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. - М.: Астрель и др., 2004. - 429 с.

53. Кравцова, М. Е. История культуры Китая / М. Е. Кравцова. - СПб, 2003.-415с.

54. Кравцова, М. Е. Мировая художественная культура: учеб. пособие. История искусства Китая / М. Е. Кравцова. - Санкт-Петербург и др.: Лань ТРИАЛА, 2004. - 960 с.

55. Кравченко, К. С. У китайских друзей / К. С. Кравченко. - М.: Сов. художник, 1959. - 103 с.

56. Кузьменко, Л. И. Искусство Китая: Путеводитель / Л. И. Кузьменко. -М.: Сов. художник, 1980. - 10 с.

57. Кузьменко, Л. Е. Пейзаж в свитке Лан Шинина «Ледовые забавы» (из собрания Государственного музея искусства народов Востока) / Л. Е. Кузьменко // Проблема человека в традиционных китайских учениях: науч. изд. — М.: Наука, 1983.-С. 105-111.

58. Кузьменко, Л. И. Искусство Китая: Краткий науч.-попул. очерк-путеводитель по постоян. экспозиции музея / Л. И. Кузьменко, В. Л. Сычев. — М.: ВРИБ «Союзрекламкультура», 1990. - 46 с.

59. Кузьменко, Л. И. Цзян Шилунь Кит. традиц. живопись «гохуа»: Кат. выст / Л. И. Кузьменко. - Омск: Омский обл. музей изобразит, искусств, 1989. — 9 с.

60. Купер Р. Шедевры искусства Китая / Р. Купер, Дж. Купер; пер. с англ. — Минск : Белфакс, 1997. - 128 с.

61. Ли, Дж. Китайская живопись: техника рисования. Инструменты. Сюжеты / Ли, Дж; пер. с фр. - М.: Контэнт, 2010.-109 с.

62. Ли, Ф. Китайская пейзажная живопись жанра «горы-воды» («шаныпуйхуа»): эволюция и некоторые параллели: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Ли Фанпин. - М., 2003. - 20 с.

63. Ли, Я. Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Ли Япин. - Санкт-Петербург, 2008. -19 с.

64. Линь, Ю. Китайцы: моя страна и мой народ / Линь Юйтан ; пер. с кит. — М., 2010.-335 с.

65. Лубо-Лесниченко. Китай на Шелковом пути: Шелк и внешние связи древнего и раннесредневекового Китая. — М.: Наука, 1994.

66. Малявин, В. В. Китай в ХУ1-ХУП. Традиция и культура / В. В. Малявин. - М.: Искусство, 1995. - 287 с.

67. Меньшикова, М. Л. Сокровища древнего искусства Китая: из собрания шанхайского музея / М. Л. Меньшикова. — Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. - 39 с.

68. Место и функция национальных художественных традиций в современном искусстве: По материалам сов.-кит. науч. конф. (Пекин, 1—4 сент. 1989 г.). - М.; Б. и., 1991.-201 с.

69. Михайлова, О. В. Каталог Выставки произведений китайской традиционной живописи «Гохуа»: [Цзян Ши-лунь] / О. В. Михайлова. — Новосибирск: Б. и., 1983. - 11 с.

70. Муриан, И. Ф. Декоративная основа дальневосточной живописи тушью / И. Ф. Муриан // Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки. - М., 1969. - С. 30-79.

71. Мухаметзянов, Р. Р. Проблема типологии культуры древнего и средневекового Китая в российской историографии XIX - XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.09 / Мухаметзянов, Р. Р. - Казань, 2004. - 22 с.

199

72. Неглинская, М. А. Выставка китайских авангардистов «Китай...Вперед!» / М. А. Неглинская // 39-я НКОГК (Ученые записки Отдела Китая; вып. 1). - М., 2009. - С. 362-373.

73. Неглинская, М. А. Мир на свитке / М. А. Неглинская // Азия и Африка сегодня. - 1990 (3). - С. 64-65.

74. Неглинская, М. А. Об актуальных тенденциях современного китайского искусства и перспективах его изучения / М. А. Неглинская //сб. 40-й НКОГК (Ученые записки Отдела Китая; вып. 2). - М., 2010. - С. 403-414.

75. Неглинская, М. А. Современная живопись Китая / М. А. Неглинская // Художник, 1989 (4). - С. 39-43.

76. Неглинская, М. А. Шинуазри в Китае: цинский стиль в китайском искусстве периода трех великих правлений (1662-1795): монография / М. А. Неглинская. - М.: Спутник, 2012. - 476 с.

77. Николаева, Н. С. Художник, поэт, философ Ма Юань и его время / Н. С. Николаева. - М.: Наука, 1958. - 128 с.

78. Пострелова, Т. А. Академия живописи в Китае в Х-ХШ вв. / Т. А. Пострелова. - М.: Наука, 1976. - 240 с.

79. Пострелова, Т. А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура 20 в.: науч. изд. / Т. А. Пострелова. - М.: Наука, 1987. -262 с.

80. Проблема человека в традиционных китайских учениях: сб. ст. - М.: Наука, 1983. - 264 с.

81. Разумовский, К. И. Китайские трактаты о портрете / К. И. Разумовский. - Л.: Аврора, 1971. - 73 с.

82. Разумовский, К. Выставка китайской живописи / К. Разумовский, А. Стрелков // Искусство, 1934 (5).

83. Редкие китайские народные картины из советских собраний. Альбом / сост. и авт. предисл. Б. Л. Рифтин, Ван Шуцунь; пер. с кит. Б. Л. Рифтин. - Л.: Аврора; Пекин: Народное искусство, 1991. - 220 с.

84. Роули, Дж. Принципы китайской живописи / пер. с анг. и послесл.

B. В. Малявина. - М.: Наука, 1989. - 158 с.

85. Самосюк, К. Го Си / К. Самосюк. - М.: Искусство, 1978. - 101 с.

86. Самосюк, К. Ф. Эстетический феномен китайской живописи / К. Ф. Самосюк // Возвращение Будды. Памятники культуры из музеев Китая. Каталог выставки. - СПб., 2007.

87. Се, Хэ. Шесть законов живописи / пер. с кит. В. В. Малявина // Китайское искусство. - М.: Изд-во Астрель, 2004. - С. 283-284.

88. Слово о живописи из Сада с горчичное зерно / пер., предисл. и коммент. Е. В. Завадской. - М.: Наука, 1969. - 518 с.

89. Современная китайская живопись: из кол. нац. галереи Китая; Кат. выст. - М.: ВРИБ «Союзрекламкультура», 1987. - 45 с.

90. Современное изобразительное искусство Китая: Кат. выст. / пер. с кит. - M.: МК СССР, 1984. - 32 с.

91. Соколов-Ремизов, С. Н. Восемь янчжоуских чудаков: из истории китайской живописи XVIII в. / С. Н. Соколов-Ремизов. - М.: Гос. институт искусствознания, 2000. — 349 с.

92. Соколов-Ремизов, С. Н. Живопись и каллиграфия Китая и Японии на стыке тысячелетий в аспекте футурологических предположений: между прошлым и будущем / С. Н. Соколов-Ремизов. - M.: URSS ЛИБРОКОМ, 2009. - 252 с.

93. Соколов-Ремизов, С. Н. «Интерпретация классиков» («Фангу») как художественный метод в китайской классической живописи / С. Н. Соколов-Ремизов // Проблема человека в традиционных китайских учениях: науч. изд. -М.: Наука, 1983. - С. 130-140.

94. Соколов-Ремизов, С. Н. К вопросу о структуре канона в классической живописи Дальнего Востока / С. Н. Соколов-Ремизов // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. - М., 1978.

95. Соколов-Ремизов, С. Н. Литература - каллиграфия - живопись: к проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока /

C. Н. Соколов-Ремизов. - М.: Искусство, 1985. - 311 с.

201

96. Соколов-Ремизов, С. Н. От средневековья к Новому времени: Из истории живописи Китая и Японии конца XVII - начала XIX в. / С. Н. Соколов-Ремизов. - М.: Гос. ин-т искусствознания, 1995. - 229 с.

97. Соколов-Ремизов, С. Н. Современная традиционная живопись Китая. Основные тенденции развития / С. Н. Соколов-Ремизов // Искусство, 1988. - № 9.

98. Сторожук, А. Г. Три учения и культура Китая: конфуцианство, буддизм и даосизм в художественном творчестве эпохи Тан / А. Г. Сторожук. — Санкт-Петербург: Типография «Береста», 2010. - 551 с.

99. Стужина, Э. П. Китайское ремесло в XVII - XVIII вв. / Э. П. Стужина. -М.: Наука, 1970.-264 с.

100. Сычев, В. JI. Изобразительное искусство в поисках путей обновления // Литература и искусство КНР 1976-1985 / В. Л. Сычев. - М.: Наука, 1989. -С. 163-195.

101. Сычев, В. Л. К вопросу о происхождении и значении жанра «цветы и птицы» в китайской живописи / В. Л. Сычев // Проблема человека в традиционных китайских учениях: науч. изд. - М.: Наука, 1983. - С. 99-105.

102. Сычев, В. Л. Проблемы китайского изобразительного искусства в освещении китайской печати / Культура КНР на современном этапе: Сб. ст. / В. Л. Сычев. - М.: Наука, 1985. - С. 111-117.

103. Сюй, Б.-Х. Китайская живопись / Сюй, Бэй-Хун. - М. : Б. и., 1934. -С. 11-20.

104. Титаренко, М. Л. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т.: Искусство / М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. - М.: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 2010. - Т. 6. - 1031 с.

105. Хуан, Юэ. Фазы живописца / пер. с кит., предисл. и ком. В. М. Алексеева // Труды по китайской литературе: в 2 кн. - М., 2003. — Кн. 2. — С. 29-47.

106. Цюй, Л. Л. Искусство китайского рисунка кистью / Цюй Лэй Лэй; пер. с англ. - М.: Ниола-Пресс, 2008. - 128 с.

107. Чжан, Я. Записки о прославленных художниках разных эпох / Чжан Яньюань. - М., 1975. - С. 335-339.

108. Чжан, Яньюань. Записи о знаменитых художниках всех времен // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. В. В. Малявина. -М., 2004.-С. 290-297.

109. Чжу, Г. Китайское искусство на современном международном художественном рынке: автореф. дис.... канд. / Чжу Гуан - М., 2008.

110. Чэнь, Ч. Китайская реалистическая живопись XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Чэнь Чжэнвэй - Санкт-Петербург, 2006. - 25 с.

111. Шапиро, Ю. Г. Культура и искусство Китая. Для детей сред. Возраста / Ю. Г. Шапиро. - Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1959. - 48 с.

112. Элгер, Д. Абстрактное искусство / Д. Элгер. - М.: Taschen / Арт-Родник, 2009. - 96 с.

113. Юань, Сяодун. Традиционные принципы китайского искусства и новая китайская живопись / Юань Сяодун // Вопросы культурологии: науч.-практ. и метод, журн. - М.: Панорама, 2004. - С.115-120.

114. Юй, А. Традиции академического рисунка в художественно-педагогическом образовании России и Китая: (сравнительный анализ): автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.02 / Юй Аньдун. - Санкт-Петербург, 2007. - 24 с.

На китайском языке

115. Антология искусства Ши Лу / под ред. Е Цзяня и Ши Даня. — Изд-во народного изобразит, искусства Шэньси, 2003.

((ът^ШМ) - 2003^4Я „

116. Ань Лань. Собрание сочинений по живописи. Гонконг: Гонконгский филиал Китайского книгоиздательства, 1977.

Ш ШШШ» , 1977о

117. Ван Боминь. История китайской живописи. Издательство Восточно-

китайского педагогического университета, 1983.

, 1983°

118. Ван Лусян. Великодушный и щедрый духовный дом: краткое обсуждение Чжао Ванъюня. Издательство народного изобразительного искусства, 2006.

тшттшиш—шшшт , АЙН^ШЙ^Ь 20060

119. Ван Ляонин. Великая гора, непоколебимо возвышающаяся в вечности: Столетняя годовщина со дня рождения Чжао Ванъюня // Составители Хэ Пин, Яо Хэ. Столетие Чжао Ванъюня. Издательство народного изобразительного искусства Шэньси, 2007.

i4?^ »ЖдШАШ-, mf, Ш

Ш^Ш^» , 2007о

120. Ван Ляонин. Высшее проявление культуры в вещах и жилище - это лишь естественный облик: Вторичное знакомство с искусством китайской живописи гохуа художника Чжао Ванъюня // Изобразительное искусство, 1992.

if^ и-

дам^фшиг^шшя» , ШШ «1Ш> . 1992о

121. Ван Хунцзянь. Художественный очерк. Издательство высшего образования, 1994.

ЗЕ««Ш , i1994о

122. Ван Чжун. Добавление новой выдающейся главы в историю китайского искусства // Изобразительное искусство, 2004.

где , ШШ «1Ш> , 2004о

123. Ван Чжэнь. Собрание сочинений Сюй Бэйхуна. Шанхай: Издательство каллиграфии и живописи Шанхая, 2005.

гж Cflitlii)) > ±Ш«ЖШ±,2005о

124. Ван Юаньци (династия Цин). Записки Западного окна // Исследования китайской живописи. Пекин: Издательство народного изобразительного искусства Пекин, 1962.

[ВДзешр тштт , ш «ФШИтю > mi*

125. Вэнь Идо. Легенды и стихи. Шанхай: Издательство Восточно-китайского педагогического университета, 1997. 208 с.

иЫШ)) , Р208, ФЖ^Шс^ЖШ:, 1997о

126. Вэнь Цанлин. Впечатление от Ян Сяояна // Газета развития западных районов, 2006.

um® тттш)), шш шдагзш*, 20060

127. Гао Цзюйхань. Живопись идей се-и - одна из причин упадка поздней китайской живописи // Мир литературы и науки, 1987.

¡иши 1щм—^тттшшшшм^-)), шш (czm > i9870

128. Гуань Синь. Третья всекитайская выставка гохуа - духовный декаданс живописи се-и // Современная живопись Китая, 2007.

Ш -

, Шп «МН^ФШШ , 2007о

129. Дай Синьцзюнь. Душа, закаленная Желтой землей - Мастер Лю Вэньси и его творчество «Желтой земли» // Изобразительное искусство Сибэя, 2008.

mim т±тш—

> ш «юыш>> 2оо8„

130. Дань На. Философия искусства. Издательство народной литературы,

1983.

ft№ > 1983o

131. Дун Цичан (династия Мин). Живописные указания // Сборник сочинений по древнекитайской живописной теории. Издательство народного изобразительного искусства, 1999.

«i» , ШШ ((ФШ^ШгШШ)) , ЛИ1#ШШЫ999.

132. Дэн Цяобинь. Звуки живописи и безмолвие поэзии. Шанхай: Издательство Шанхайского института общественных наук, 1993. 265 с.

ШШ (ШРШ^ЗсРт , Р265, 1993о

133. Дэн Цяобинь. Эстетика поэзии династий Тан и Сун. Издательский дом Цилу, 1993. С. 16-17.

шш тшш)), Р1б-п, шзо

134. Е Лан. Общий очерк истории китайской эстетики. Шанхай: Народное издательство Шанхая, 2003. С. 193.

иШ «ФШИЗДАШ Р193, ±®ЛйЖШЬ,2003.

135. Изобразительное искусство. Ассоциация китайских художников, 2003.

«и» ^ттшш^лоозо

136. Кан Ювэй. Жилище отшельника, скрытое в картине. Шанхай: книгоиздательство Чансин.

тш (шмиш),

137. Конфуций. Беседы и суждения. Пекин: Издательство горы Яныпань,

2002.

{Т&Ш) , ;ШЗ^ЖЖМ±,2000о

138. Лан Шаоцзюнь. Сохранение и развитие: высокопарные рассуждения о китайской традиционной живописи XX столетия. Издательство Академии художеств Китая, 2001.

шшш (ъ&тт—

^«ЙФШШША» , ФШИ^^ШЛйй, 2001 о

139. Лань Чжунминь. Плодородные земли свободного искусства // Шестьдесят пятая годовщина со дня основания Академии художеств Чжэцзяна. Издательство Академии художеств Чжэцзяна, 1993.

шш <т> тш сшт^^Фшил+г»> яетиж^

РЗпЖШ±, 1993 о

140. Ли Ваньцай. Альбом картин Ши Тао. Цзилинь: Издательство изобразительного искусства Цзилиня, 1996.

тш 1Шш\т , 19960

141. Ли Кучань. Сборник иллюстраций человека с горы Бада. Издательство

ЖунБаочжай, 1998.

ШШ «ЛА^ЛИЛ» 1998о

142. Ли Лайюань, Линь Му. К вопросу об историческом развитии живописной теории древнего Китая. Шанхай: Издательство народного изобразительного искусства Шанхая, 1997.

143. Ли Сун. Мечты о познании провинции Чжэзцян // Шестьдесят пятая годовщина со дня основания Академии художеств Чжэцзяна. Издательство Академии художеств Чжэцзяна, 1993.

ш тттшю , шш , к

ЖШ±» 1993 о

144. Ли Сун. Суждения Ли Кэжаня об искусстве. Издательство народных искусств, 2008. С. 125.

Ш ИРЩШЪЯ) > Р125,Л^2т£Ж»±,2008о

145. Ли Юй. Тезисы по истории китайского изобразительного искусства. Предисловие. Ляонин: Издательство изобразительного искусства Ляонина, 1984. С. 6-7, 9.

({^ШШЛШ-Шт , Р6,7,9, 1984о

146. Ли Юнцяо. Лучшее из художественных суждений Чжан Дацяня. Издательство Хуачэн, 1998.

т^гтшт , ъштк, 1998»

147. Линь Му. Авангард популярных идейных течений в мире живописи XX столетия: К вопросу об искусстве Чжао Ванъюня. Издательство народного изобразительного искусства Шэньси, 2004.

*мс «20тштхшштшш.— гшт^-ЕЯ)), 2004,

148. Линь Му. Исследования китайской традиционной живописи гохуа XX века. Издательство изобразительного искусства Гуанси, 2000.

«20ЮЙФШИ0Ш > ГШИЯЖШЬ 2000о

207

149. Линь Фэнмянь. Новая теория китайской живописи гохуа // Обсуждение искусства на озере Сиху: Собрание сочинений по искусству Линя Фэнмяня и его коллег. Издательство Академии художеств Китая, 1999.

(ФЭ^ВМ) > ШШ -

шшштшшхш} i999o

150. Лу Синьхуа. Поэзия кисти и туши: выход за пределы // Сборник картин Фана Цзичжуна. Издательство Жун Баочжай, 2006.

Fïïm ттшт шшшп , « {Ш&мм-т , 2006.

151. Лу Чжэньхуа. К вопросу о Хуантуской школе живописи // Изобразительное искусство Сибэя, 2004.

т±шжт , «юы»», 2004о

152. Лю Вэньси. Творческие штрихи // Газета Жэньминь жибао, 2002.

мхш ((Ш&т)), шш «АЙНm», 2002о

153. Лю Вэньси. Творчество для народа // Изобразительное искусство Сибэя, 2004.

мхш с^айшш» » шш атьш)), 2004о

154. Лю Силинь. Посмотри наверх - увидишь стелу, посмотри вдаль -увидишь облака: характеристика Чжао Ванъюня // Музей изобразительных искусств Китая. Издательство изобразительного искусства Китая, 2006.

тшш mt-Ш, —

мш^тп , ш «ФШИМЗД» , фшияжшь 20060

155. Мэн Сиань. Хуантуская школа живописи, достойная великой эпохи // Газета Жэньминь жибао, 2004.

жш , тш «айвж» > 2004о

156. Очерки о Хуантуской школе живописи / под ред. Лю Вэньси. - Изд-во народного изобразит, искусства Шэньси.

(*±im» ш - ад о

157. Пань Гункай. Дорога современного китайского изобразительного искусства: «самосознание» и «четыре великих принципа» // Исследования литературы и искусства, 2007.

шш , шш , 2007

о

158. Пань Гункай. Записки Пань Тяныпоу об искусстве. Чжэцзян: Издательство народного изобразительного искусства Чжэцзяна, 1997. С. 19-20.

шш »^т^т , Р19,2о,»1Л^11^жш±, 1997 „

159. Пань Тяныпоу. Записки о мире живописи павильона Тинтянь. Шанхай: Издательство народного изобразительного искусства Шанхая, 1980. 89 с.

тшшттт то,

160. Сборник исследований Чжао Ванъюня. Научно-исследовательский институт литературы и искусства Шэньси. Ведущий специалист: Чэн Чжэн. Пекин: Изд-во народного изобразит, искусства Пекина, 2008.

(ЩйШ^) ШШуСШШШ ^ЖШ-.ШШ ЛяСАКИЖЖШ* 2012^8Я

161. Современный педагогический диалог китайских преподавателей высших художественных учебных заведений школы Шили о пейзажной живописи. Издательство изобразительного искусства Хэбэя, 2000.

2оооо

162. Су Ши. Записки об удивительном. Юй Цзяньхуа. Сборник суждений по живописной теории. Китайское книгоиздательство, 1957.

¿5Ш №Жй» , ШФЗсШ «ФШИ1ШШ)) , Р454, ФФШ, 1957с

163. Сун Чжунфу. История Сибэя с древнейших времен до наших дней. Издательство Ланьчжоуского университета Ганьсу, 2005.

ШШ , 2005о

164. Сунь Веньчжун. Использование кисти и туши в современной

пейзажной живописи. Издательство исследований литературы и искусства, 2002.

СЭД^ШЖИ^ФОД^ШёШ > 2002о

165. Сунь Мэйлань. Возвышаясь над горными вершинами. Оценка поздних работ мастера Ванъюня // Мир китайской живописи. Издательство Сюэюань, 2006.

«даии-

Ш^Ш^Й-Ш , Ш «ФШй» , 2006о

166. Сюй Бэйхун. Живописец Чжао Ванъюнь, описывающий нужды народа,

1936.

167. Сюй Бэйхун. Значение и тенденции китайского искусства. 1994. Рассуждения о живописном наследии, 1950. Возрождение китайского искусства, 1948. Собрание избранных произведений по китайскому изобразительному искусству XX века. Шанхай: Издательство каллиграфии и живописи Шанхая, 1999.

штп сфшг^шйшшй», 19940 ашжгтш)), 19500

Щ^ФШад» , 1948о «И+«2ФШ11ЖЗСШ , ±шяж»±,

1999 о

168. Сюй Фугуань. Дух китайского искусства. Издательство Восточно-китайского педагогического университета, 2001.

шжт «фи^шф» , 2001 о

169. Сюй Цзулян. Избранные переводы классической живописной теории Китая. Издательство изобразительного искусства Ляонина, 1985.

тт , 1985,

170. Сюй Шучжи. Протокол речи Чжао Ванъюня на художественной конференции. 1981.

ша даш^имш^жша», 1981.

171. Сюэ Юннянь. Беседа о живописи идей се-и // Художники гохуа, 2006.

итш», шш m mm » 20060

172. Сяо Хуажун. История теории китайской классической поэзии. Издательство Восточно-китайского педагогического университета, 2005. 75 с. ШШ «ФШ^Ш^М» , Р75,

173. Ту Ли. Вопросы современного контурного рисунка // Новое изобразительное искусство, 2003.

^^^ШШЛ'ЖШ , ШШ Ш1Ш> 2003о

174. Тянь Чжунли. Новое издание портретной живописи се-и. Издательство Педагогического университета Синань, 2004.

штшцшмт)), ®шге^ж»±,2оо40

175. У Сянынэн. Учебный диалог о монохроматической портретной живописи. Издательство изобразительного искусства Хэбэя, 2000.

(отАШ^Мтё)), 2ооо0

176. У Фэнчжэнь. К вопросу о Хуантуской литературной школе // Вестник Педагогического университета Шэньси, 2007.

тш > шш тшшх^ш)> 2007 <,

177. У Хунфу. Исследование китайской живописной теории. Издательство Пекинского университета, 1983. С. 15.

ШШШ (ФШШ1Я) Р15» 1983о

178. У Юймин. Сборник комментариев Четырех ванов144 живописной теории. Издательство народного изобразительного искусства Чжэцзяна, 1994.

лад тшшт , шелруёяшшь 1994,

179. Украшение стихами Го Можо картины Чжао Ванъюня и Гуань Шаньюэ «Горный городок Сунъя» // Полное собрание сочинений Го Можо. Литературная статья 2. Издательский дом народной литературы, 1982.

ШЗ^&МЙ. шя «шёшш mw, ж тш±т-х¥т2)),

1982°

144 Четыре вана — четыре выдающихся художника-пейзажиста начала династии Цин — Ши Минь, Ван Цзянь, Ван Юаньци и Ван Хуэй.

180. Фан Цзичжун. Суждения Фана Цзичжуна об искусстве. Издательство Жун Баочжай, 2006.

ША {Ш&ШЮ > ¡£ЗШШШЬ,200бо

181. Фань Бо. Эстетическая история китайской каллиграфии и живописи. Цзилинь: Издательство изобразительного искусства Цзилиня, 1998. С. 230.

ШШ ((ФШШШШ)) , Р230,1^||^ЖШ±, 1998с

182. Фань Вэньлань. История Китая с древнейших времен до наших дней. Т. 2. Издательство народного изобразительного искусства, 1998.

ШХШШ «ФШШ1» Шим, ЛИ№ЖШ±1998.

183. Фэн Сюйминь. Наблюдения неба со дна колодца // Новое изобразительное искусство, 2003.

ЩШ «4Ш5Ш , ШШ ШШ)) , 2003с

184. Хуан Мяоцзы. Характер человека. Характер живописи // Газета Дагун бао, 1981.

МШ ((Апп'Ииа)) , ШШ 1981с

185. Хэ Жунминь. Беседа о живописном деле. Издательство народного изобразительного искусства Шэньси, 2001.

ШШШ И&Шт) , ИЛЕШ^ЖШ:, 2001с

186. Хуан Цзюйшэн. Очерк китайской живописи. Издательство изобразительного искусства провинции Хунань, 1998.

{ФШШшШтЬ} , 1998с

187. Цай Юаньпэй. Избранные произведения Цай Юаньпэя по эстетике. Издательство Пекинского университета, 1983.

ШтпШ ((ШтпШШХШ)) , 1983с

188. Цзун Байхуа. Зарождение художественной мысли Китая. Полное собрание сочинений Цзун Байхуа. Аньхой: Просвещение Аньхоя, 1994.

«ФШ^йсmzmtk)) > рз2б, ^мшжш±л9940

189. Цзун Байхуа. Прогулки в области эстетики. Шанхай: Народное издательство Шанхая, 1981.

тшт > _шл^ж»±, 1981 о

190. Цзэн Чанцю. Традиционная культура Китая. Издательство Центрального южного университета. 2004.

шш а^ттши , ФШ^жшь 2004.

191. Цин Суннянь (династия Цин). Обсуждение живописи в саду Июань //Избранные работы по теории китайской живописи. Издательский дом изобразительного искусства Цзянсу, 2000.

«Шт&й» ШШ <*ШШт&ШЮ > ГЕ^МйШ, 2000о

192. Цинь Чжунвэнь. Обсуждение вопросов творчества гохуа // Изобразительное искусство. 1955.

ШШвШШШт . ШШ , 1955о

193. Цюй Цзянь, Ян Бинь. К вопросу о пространственной структуре традиционной китайской живописи // Вестник Северо-западного университета, 2001.

ш , ШШ 2001 о

194. Цянь Му. Введение в историю китайской культуры. Коммерческое книгоиздательство, 2002.

ш > ш&яш,2002о

195. Чан Шухун. Народный художник: воспоминания о живописце Чжао Ванъюне, 1994.

{-^тТАКШЖ-гВтШШ^) яш.

196. Чжан Ван. Суждения Лу Синя об изобразительном искусстве. Популярное книгоиздательство, 1948.

шш тттм , тъ*

197. Чжан Чжунли, Цзун Вэньцзюй. Очерк культуры Китая и стран Запада. Тяньцзинь: Издательство Тяньцзиньского университета, 2002.

зк&як «ФШ^Ш^» , 2002о

198. Чжан Ябинь. Художественный дух «Хуантуской школы живописи» // Изобразительное искусство Сибэя, 2004.

213

МШ > ШШ , 2004с

199. Чжан Яньюань (династия Тан). Записки о знаменитых художниках разных эпох: Методы кисти художников Гу, Лу, Чжан, У. Пекин: Издательство народного изобразительного искусства Пекин, 1963.

[Ш]Шш «М^Шй-тШРШ^ЯШ ША&ШШШ, 1963с

200. Чжан Яньюань. Записки о знаменитых художниках разных эпох. (Коммент. Юй Цзяньхуа). Издательский дом изобразительного искусства Цзянсу, 2007.

шш, штшт <ш-^ша», ш»^жш±,2007о

201. Чжан Яньюань. Описание живописных шедевров минувших лет. Рассуждения о живописи. Пекин, Издательство народного изобразительного искусства, 2005.

шш ш^шатй-м]» зьж, 2005с

202. Чжао Ванъюнь. Живописные заметки о путешествии в Сибэе. Чэнду: Восточное издательство Чэнду, 1943.

ттъ «шьштшш», 1943с

203. Чжао Цюаньли. Техники туши // Обзор изобразительного искусства,

2003.

шит «ш^ш, шш тямю ,2003.

204. Чжао Чжэньчуань. Сборник репродукций современных мастеров Китая: Чжао Ванъюнь. Издательство народного изобразительного искусства, 2006.

МШИ ((^ШШМШШШШ-ШШъ)) , 200бо

205. Чжао Чжэньчуань. Хронология художественных работ Чжао Ванъюня. Сборник репродукций современных мастеров Китая: Чжао Ванъюнь. Издательство народного изобразительного искусства, 2006.

ШШИ , {^т&ШШШШ-ШШ^)) , ЛйНЯЖШЬ

, 2006с

206. Чжоу Цзиинь. Избранные работы по теории китайской живописи.

214

Издательский дом изобразительного искусства Цзянсу, 1998.

тяш «фвишш)), гши^шшь 19980

207. Чжоу Чангу. К вопросу о практическом использовании и исследовании техник кисти в современных портретах в стиле гохуа // Сборник трудов по портретной живописи Чжэцзянской школы живописи. Издательство Академии художеств Китая, 2006.

шш® йттшштшшАШ±штттт)) шш тюжштх

ЙШ» ФИ^^^ЖШ±,2006о

208. Чжу Чанвэнь (династия Сун). Каллиграфия (Том 3). Пять законов владения кисти // Собрание сочинений по живописи. Пекин: Издательство народного изобразительного искусства Пекин, 1962.

ттттш (#н) шш», шш шшш>>,

ШЬ 1962 о

209. Чжэн Учан. Полная история китайской живописи гохуа. Шанхай: Издательство каллиграфии и живописи Шанхая, 1985.

. ÜÍIítíili, 1985o

210. Чэн Дали. Пристальное внимание к духу современной живописи идей се-и // Музей изобразительных искусств Китая, 2007.

тш шшш) > шш <<ФШ1Ш£>>, 2оо7а

211. Чэн Чжэн. Автобиография Чжао Ванъюня // Симпозиум художников Чанъаня по китайской традиционной живописи гохуа. Издательство народного изобразительного искусства Шэньси, 1997.

шш тшъшю , шш «^фшишш» , üakí^íbíií, 1997

о

212. Чэн Чжэн. Тезисы конференции по Хуантуской школе живописи // Изобразительное искусство Сибэя, 2004.

ШШ т±ШШШ<к%£ЙШЮ > ШШ «Шк1Ш> , 2004с

213. Чэнь Люйшэн. Возрождение духа живописи идей се-и // Газета

«Изобразительное искусство», 2004.

{шшщжпт > ш тш)>, 2004о

214. Чэнь Хуэй. Основные элементы китайского искусства гохуа // Обзор изобразительного искусства, 2009.

JSlÉ: > ШШ ((ШШШ)) , 2009,

215. Чэнь Шоусян. Книга о живописи Жун Баочжай. Раздел пейзажей. Произведения Чжао Ванъюня. Издательство Жун Баочжай, 1992.

шш тшт^^тя-тт^т 19920

216. Шао Дачжэнь. Реализм и Китай XX столетия. Просвещение Хэбэя,

2006.

ЙШЙ, Ш^^ои+Й^ФШ» , тти&ть 2006

о

217. Ши Тао (династия Цин). Записи речей Ши Тао о живописи. Исследования китайской живописи. Пекин: Издательство народного изобразительного искусства Пекин, 1962.

((ШтгШ)), ш «Фшш^т , лжлй^ШШЬ i9820

218. Шуй Тяньчжун. Вступление монохроматической живописи в XXI век // Исследования изобразительного искусства, 1999.

шлягшаюжм*, шш тш%)), i9990

219. Шуй Тяньчжун. История, искусство и человек. Издательство изобразительного искусства Гуанси, 2001.

ШЗЁ. , 2001 о

220. Шуй Тяньчжун, Лан Шаоцзюнь. Собрание избранных произведений по китайскому изобразительному искусству XX века. Издательство каллиграфии и живописи Шанхая, 1999.

шш , 1999.

221. Шэн Чэн. Избранные картины, написанные под впечатлением от

путешествий // Материалы культуры и истории Шэньси: Мастер китайской

традиционной живописи Чжао Ванъюнь. Народное издательство Шэньси, 1994.

216 |

ш {шшжштт , ш {шх&ш—

Ш1Шг№Ш^>> , КШЛЙЖШЬ 1994о

222. Юань У. Портреты, выполненные монохроматической живописью. Пекин: Издательство прикладных искусств Пекина, 2005.

ш ьтмт^)), 4№х2^жш±,2005о

223. Юй Цзяньхуа. Избранные сочинения Юй Цзяньхуа по изобразительному искусству. Издательство изобразительного искусства Шаньдуна, 1986.

(штшшзст ,

224. Юй Цзяньхуа. История китайского изобразительного искусства. Нанкин: Издательство Юго-восточного университета, 2009.

, ЗШЛ^ШШЬ 2009о

225. Юй Цзяньхуа. История китайской живописи гохуа. Шанхай: Коммерческое книгоиздательство Шанхая, 1926.

, 1926о

226. Юй Цзяньхуа. Сборник суждений по живописной теории. Издательство народного изобразительного искусства, 1986. С. 286-287.

«Фтшгшт , Р286-287,ЛйИ*ЖШ±, 1986.

227. Юнь Наньтянь (династия Цин). Живописная теория Наньтяня // Собрание сочинений по живописи. Пекин: Издательство народного изобразительного искусства Пекин, 1962.

тшшш «шшш», ш шшш» , 19б20

228. Юнь Сюэмэй. Живописная теория Хуан Биньхуна. Народное издательство Хэнаня, 1999.

«пшют , мшлйшшь 19990

229. Ян Сяоян. От реализма к живописи идей се-и: к вопросу о духовных поисках в китайском искусстве живописи се-и // Сфера нового искусства, 2005 о

шш икцттж—, ш ттт ,

2005 с

230. Ян Чжэнь. Сборник картин Яна Личжоу. Издательство изобразительного искусства Аньхоя, 2013.

шт тшшт^ш)), шшшш, 2013.

231. Ян Чжэньюй. На пути к изображению // Новое изобразительное искусство, 2003.

«щшшзйф» , шш «шда > 2ооз0

232. Ян Чэнинь, Линь Вэнься. Пань Тяньшоу. Пекин: Издательство Китайского народного университета, 2003.

шт. »ят , 2ооз0

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.