Художественный образ Великой китайской стены в произведениях живописи XX и XXI веков: к проблеме сосуществования и взаимодействия традиций гохуа и пластического языка европейского изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук У Сяолинь
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 279
Оглавление диссертации кандидат наук У Сяолинь
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Великая стена Чанчэн как феномен культуры Китая
1.1. Уникальность Стены как объекта художественного изображения
1.1.1. История возведения Чанчэн
1.1.2. Великая стена Чанчэн как очаг китайского зодчества
1.1.3. Символика образов Великой стены
1.2. Образ Великой стены в произведениях китайских художников
1.2.1. Чанчэн в картинах традиционной живописи гохуа
1.2.2. Великая стена в творчестве мастеров масляной живописи
Глава 2. Произведения иностранных художников, посвященные Великой Китайской стене
2.1. Изображение гор в европейской живописи как разновидность пейзажного жанра
2.2. Чанчэн в поэтическом восприятии россиян
2.3. Интерпретации образа Великой стены в композициях современных российских мастеров искусства
2.4. Чанчэн в творчестве живописцев разных стран
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Альбом иллюстраций
Приложение 2. Перечень художников, создававших произведения о стене Чанчэн
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Образы природы Китая в живописи китайских и российских художников (конец XIX – начало XXI вв.)2023 год, кандидат наук Ми Цяомин
Чанъаньская и Хуантуская школы живописи в художественной эволюции традиционной китайской живописи второй половины XX - начала XXI века2015 год, кандидат наук Ли Дэцзя
Развитие жанра пейзаж в китайской масляной живописи XX - начала XXI века2017 год, кандидат наук Цзян Дэсай
Проблемы становления и развития станковой живописи в китайском искусстве XX века2019 год, кандидат наук Му Кэ
Творческое содружество Дэн Шу и Хоу Иминя и его значение в контексте развития китайского изобразительного искусства второй половины XX - начала XXI века2017 год, кандидат наук Чжао Пэн
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный образ Великой китайской стены в произведениях живописи XX и XXI веков: к проблеме сосуществования и взаимодействия традиций гохуа и пластического языка европейского изобразительного искусства»
ВВЕДЕНИЕ
Диссертация посвящена исследованию художественных изображений Великой китайской стены (по-китайски - Чанчэн - длинная стена) - памятника мирового культурного наследия, выполненных местными мастерами: 1) тушью в традициях гохуа, 2) масляными красками, с подражанием гохуа и 3) созданных китайскими и иностранными художниками в свободной манере европейской живописи. В китайском искусствоведении произведения, написанные масляными красками, независимо от их национального происхождения и эстетической направленности, обозначаются термином - юхуа.
Несмотря на древнее бытование в китайском искусстве жанра шаньшуй («горы и воды»), систематическое изображение Чанчэн началось только в 1930-х годах в связи с подъемом национального самосознания, вызванного вооруженной борьбой с японскими оккупантами1. Единичные изображения Великой стены европейскими художниками можно встретить в наследии художников-путешественников середины XIX в. С 1930-х годов со времени второй азиатской экспедиции Н.К. Рериха и по настоящее время, особенно в период проведения игр XXIX Олимпиады в Пекине (2008), эта тема получила заметное развитие среди иностранных художников и, в первую очередь, российских, что укрупняет характер исследования примерами творческого взаимодействия и взаимообогащения в сфере искусства .
Актуальность диссертации обусловлена потребностью комплексного исследования нового, интенсивно распространяющегося в искусстве явления — художественного изображения Великой китайской стены, ставшей ведущим символом преобразований древней страны, зримым образом ее экономического и культурного преуспеяния. В связи с политикой открытости, проводимой
1 Первая победа китайской армии над японцами произошла в провинции Шаньси на участке Чанчэн Пиньсиньгуан, когда было уничтожено более 1000 солдат, 100 автомобилей, было изъято около 1000 винтовок, множество пулеметов и большое количество военного снаряжения.
2 На сегодня диссертанту известно около 200 произведений искусства (живописи, графики и прикладного творчества). Часть из них включена в Приложения 1 и 2 представленной диссертации.
руководством КНР, Чанчэн посещают и изображают живописцы разных стран, привнося свои содержательные смыслы и творческие приемы в интерпретации художественного образа величественного сооружения, внесенного в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (1987) и причисленного к Новым Чудесам Света.
Необходимость систематизации и научного анализа произведений, вовлеченных в общемировой контекст, также определяет актуальность диссертации. Подтверждением ее является и факт украшения государственных и иных общественных сооружений (аэропортов, гостиниц, станций метрополитена, торговых комплексов, школ) монументальными панно на тему Великой стены.
Актуальность настоящего исследования обусловлена и распространением пленэрной живописи и порождаемой в связи с этим творческой конкуренцией между авторами произведений, несущих в себе образ Стены как художественный знак, наполненный нравственно-философским содержанием, традиционным для национальной живописи жанра шанъшуй, и произведений, отражающих непосредственные эмоционально-эстетические переживания от соприкосновения с подлинными панорамами Чанчэн языком реалистического искусства в различных его стилистических проявлениях.
Однако до последнего времени перечисленные аспекты оставались вне предметного интереса науки об искусстве, что влекло образование лакун в искусствознании. Предпринятое исследование призвано актуализировать проблему изучения художественно-образного содержания как отдельных произведений живописи, посвященных изображению Великой стены, так и целостных явлений, связанных с новой идейной парадигмой жанра шанъшуй и разнообразными творческими откликами художников-иностранцев на тему Чанчэн.
Состояние и степень изученности проблемы. Художественное своеобразие произведений живописи, посвященных изображению Великой китайской стены, до настоящего момента не являлось предметом специального научного исследования. Между тем, достаточно подробно описана история ее
возведения с III в. до н.э. и до середины XVII в. (Ван Голян, Ду Джи, Шоу Пенфэн, В. Г. Белозерова, JI. С. Васильев, М. В. Крюков, В. В. Малявин, М. А. Неглинская, М. В. Сафронов, М. Леве, П. Эбри) [6, 9, 33, 34, 36, 68, 83, 96, 191], определены археологические аспекты (Хуан Вэнь) [160], углубленно изучены фортификационные качества стены (Мяо Жуньлянь, М. Л. Титаренко, М. Леве) [34, 133], отмечены ее архитектурно-строительные достоинства (Ли Шум, Ло Чжэвэнь, М.Е.Кравцова) [32, 112, 117], подчеркнута идейная значимость постройки для самосознания китайского народа (Дон Яохуа, Ли Фэшань, Н. А. Спешнев) [50, 95, 110], дана общекультурная оценка (Д. Н. Воскресенский, К. И. Голыгина, А. И. Кобзев, М. Е. Кравцова, М. Леве, М. Л. Титаренко, С. П. Фиджеральд) [14, 16, 30, 32, 34, 65].
Немаловажное значение для диссертанта имели трактаты-наставления древних китайских мастеров, сосредоточенные в книге «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» [49], труды современных авторов, посвященные гохуа (Е. В. Завадская, Е. В. Виноградова, Н. А. Виноградова, А. И. Кобзев, М. Е. Кравцова, В. В. Малявин, Т. А Пострелова, М. Леве, Ан Синь, Чжан Анчжи, Бо Шэнь, Ван Линьсюнь, Ли Гунмин) [3, 11-13, 21-25, 30, 32, 34. 40, 79, 81, 85, 103], а также китайской масляной живописи юхуа и ее представителям (Н. А. Виноградова, М. А. Неглинская, Т. А Пострелова, К. И. Разумовский, Е. П. Яковлева, Ай Чжунсинь, Ван Фэй, Гао Минлу, Гуань Сино, Жуань Жунчунь, Ли Миньюй, Ли Тяньсян, Лю Никан, Лю Чунь, Люй Пэн Чэнь, Ма Идань, Нин Бо, Пань Яочан, Си Хуавэй, Чжэн Вэй, Чжао Ли Чэн Ифэй, Чэнь Чжэнвэй, Юй Дин и Юй Юанькан) [12, 13, 36,41-43, 72, 73, 78].
Для прояснения вопросов, объединенных проблемой взаимодействия национальных культур, освоена необходимая информация из авторефератов диссертаций и научных публикаций российских и китайских исследователей, посвященных изобразительному искусству Китая второй половины XX в. (Е. В. Виноградова, Ван Фэй, Гуань Сино, Чжу Гуан, Чэнь Чжэн Вэй, Нин Бо, Си Хуавэй и др.) [8, 11, 38, 48, 66]; из статей российских и китайских художников и искусствоведов, размещенных в сборниках научных трудов Института живописи,
скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина «Вопросы художественного образования» (отв. ред. проф. И. А. Бартенев) и «Из истории художественной школы» (сост. Е. М. Елизарова), а также в сборниках РГПУ имени А. И. Герцена «Традиции художественной школы и педагогика искусства» (науч. ред. Н. Н. Громов) и «Искусство и диалог культур» под редакцией П. А. Кудина и С. В. Анчукова.
Отдельные эпизоды создания художественно-образной иконографии Великой стены почерпнуты из интервью автора с китайскими художниками (указать китайцев), а также мастерами петербургской школы российской реалистической живописи - В. А. Ледневым, В. А. Кузмичевым, А. А. Васильевой, О. В. Шаюновой и др.
Базовые теоретические категории - художественный образ, тема, сюжет, жанр, традиции скорректированы в соответствии с трактовкой их в российских изданиях таких авторов, как В. В. Ванслов, В. Власов, К. Горанов, М. С. Каган, С. Т. Махлина, Н. А. Яковлева, Сюй Чэня, Хэ Яньчжэ, Хуан Цзунсяня и др.
О Великой китайской стене издано немало путеводителей, альбомов, кино-и телефильмов. Только на сюжет популярной легенды «Девушка Мэн Цзян» в разное время вышло три киноверсии (последняя - 1986). В прокат выпущены научно-познавательный фильм «Великая китайская стена» (1981), сериалы «Великая китайская стена» (1988), «Записки о Великой китайской стене» (1988) и документальный фильм «Наблюдая за Великой китайской стеной» (1991).
Популяризация образа Стены осуществляется через тиражируемые воспроизведения картин в стиле гохуа. Это «Великая китайская стена» Цянь Сунъеня (рис. 10), «Великая китайская стена в наши дни» Чжао Ванъюня (рис. 2), «Великая стена в лучах солнца» Гуань Шаньюэ (рис. 4), «Великая китайская стена» У Гуаньчжуна (рис. 7). Репродукции этих работ распространяются по многим странам.
Помимо изображений Чанчэн в традиционной живописи, ее образ широко известен, благодаря картинам, выполненным в технике масляных красок юхуа. Это «За пределами древней Великой китайской стены» Ши Лу (рис. 39), «Великая
китайская стена. Бадалин» Лю Хайсу (рис. 36), «Взгляд в прошлое» Чжан Цзюня и другие.
Получили множественное воспроизведение мазаичное панно Чжан Дина «Панорама Великой китайской стены на горах Яныпань» (рис. 51, 52), украшающее главный вестибюль пекинской станции метро Сичжимэнь и фреска Ден Шу Великая Китайская стена (рис. 53). Гобелен «Великая китайская стена» (10x5 м), сотканный по проекту Ли Линпань, вывешен в интерьере Зала отдыха в здании ООН в Нью-Йорке (рис. 54). Панно получило известность среди дипломатов и общественных деятелей многих стран.
На разных языках мира печатается не мало художественных альбомов с изображением Великой стены. Высокой коллекционной ценностью обладают произведения народного прикладного творчества. Из поколения в поколение передаются вырезанные из бумаги рисунки, новогодние лубочные картинки, вышивка, ковры, тиснение по коже и другие артефакты. Почтовые марки с изображениями Великой китайской стены также представляют собой предметы искусства и коллекционирования.
В 1927 г. впервые сформировалась объединенная китайско-иностранная «Северо-западная научно-исследовательская экспедиция». Во Внутренней Монголии, Синьцзяне и других местах были найдены относящиеся к временам правления династий Цинь и Хань руины Великой стены. Таким образом, к видимым объектам Чанчэн, имеющим протяженность свыше пяти тысяч километров, археологи добавили участки и фрагменты стен, скрытые от глаз людей «пылью веков».
Во время сопротивления японским захватчикам, вслед за широким распространением «Марша добровольцев» (год написания 1932, слова Тянь Ханя, музыка Не Эра), к Великой китайской стене, как символу нации, было привлечено внимание народа, поднявшегося на отпор врагу. «Вставай, кто рабства больше не хочет, из нашей крови и плоти построим новую Великую стену» — так звучал призыв песни, ставшей государственным гимном Китайской Народной
республики. При официальных церемониях он звучит по всему миру .
В сентябре 1994 г. Дэн Сяопин в обращении к стране сказал: «Любить Китай, значит, восстанавливать Великую китайскую стену». Эти слова стимулировали интерес к Стене и желание охранять и реставрировать ее. Чувство народной гордости, идейной и материальной поддержки со стороны руководящих органов страны позволило придать исследованиям Стены более профессиональный научный уровень. Этот процесс сопровождается следующими особенностями.
Во-первых, количество научных трудов, посвященных Стене в виде диссертаций по проблемам археологии, технологии, реставрации, истории, бытования Чанчэн в образах устного и музыкального фольклора и т. д., заметно увеличилось. Согласно неполным статистическим данным издано около ста монографий и художественных альбомов.
Во-вторых, выпущен ряд трудов, посвященных изучению материальной культуры и духовной среды исторических эпох — времени возведения Стены.
В-третьих, расширился кругозор и, помимо традиционных трудов, рассматривающих Великую стену с точки зрения политологии, военного дела, истории, появились работы, в которых исследование предпринято с точки зрения культурологи, эстетики, сравнения архитектурных особенностей Стены с памятниками зодчества других стран.
В-четвертых, непрерывно возникают организации, добровольно исследующие Стену, активизируются мероприятия созданного «Научного общества Великой китайской стены». Выпускается альманах «Изучение Великой китайской стены» и другие печатные издания. В последние десятилетия были организованы научные симпозиумы «Великая китайская стена — Шаньхайгуань» (1990), «Великая китайская стена - Цзяюйгуань» (1992), «Великая китайская стена в Пекине» (1993). Открытый в 1994 г. Международный научный симпозиум
3 Резолюция о гимне КНР была принята 27 сентября 1949 г. на первом пленарном заседании Народного собрания республики.
«Великая китайская стена. Первый созыв» приветствовал появление на местах музеев Великой китайской стены.
Диссертантом проанализированы монографии, проливающие свет на прямые и косвенные вопросы исследования, а также статьи и устные выступления китайских художников, авторов произведений, изображающих Великую стену Чанчэн: Чжан Чуинь, Лун жуй, Бай Юй и другие.
Изучение статистически представительного количества произведений, изображающих Чанчэн (100 иллюстраций в Приложении 1), позволяет оценить не только уровень их художественного исполнения, но и выявить формы сосуществования канонов древнего жанра шаныиуй в условиях обновления темы и внесения в сюжетную ткань изображений башен и гребней Стены.
Важной особенностью видоизмененного жанра шаныиуй является его ведущее положение в спектре идейно-творческого функционирования искусства. Помимо личного откровения художника, его интереса и вдохновения, при создании картин на тему Чанчэн, обновление жанра происходит и под влиянием социального заказа, в котором сливаются интересы общества и государственной власти. Среди факторов, определяющих эстетическую ценность Стены, не последнее место занимает духовный драматизм ее истории. В ней отразились частые невзгоды и испытания, выпавшие на трудовой народ Китая, с преодолением которых формировался его национальный тип мышления и миросозерцания.
Эмпирическая основа исследования
В пейзажах, запечатлевших Чанчэн, под покровом внешних образов таится философская и морально-этическая сущность китайского менталитета, основанного на буддизме, конфуцианстве и даосизме, распознание которых позволяет сформулировать национальные особенности искусства.
Значение Великой стены, как исторического памятника культуры, не изменилось и с позиций художественного восприятия ее нужно рассматривать как монументальное произведение искусства, стоящее в одном ряду с мировыми достижениями в области архитектуры и строительства [109].
Произведения, изображающие ее, составляют обширную и художественно осмысленную иконографию уникального памятника, образ которого отражен во многих видах и формах искусства — в литературе, поэзии, музыке, танце, кино и телевидении, в народных промыслах и т. д., включая различные стили национального и европейского изобразительного искусства. Такая обширная художественная практика взывает к упорядоченному ее изучению, к выявлению родовых признаков новых жанров, к уточнению эстетических критериев современного искусства и художественного образа Чанчэн в частности. Кроме того, масштабы нового художественного явления подводят к необходимости объяснения исторической обусловленности его возникновения.
Объект исследования - современная живопись Китайской Народной Республики в контексте взаимодействия с российской и другими школами живописи.
Предмет исследования - художественный образ Великой китайской стены в произведениях живописи XX и XXI вв.
Цель диссертации - исследовать проблему сосуществования и взаимодействия традиций гохуа и пластического языка европейской живописи на примере художественной иконографии Великой китайской стены, как историко-искусствоведческой целостности.
Задачи исследования:
- освоить фактологическую, источниковую и историографическую базу исследования;
- выявить закономерности сложения эпического образа Великой китайской стены в границах традиционного пейзажного жанра шанъшуй.
- осуществить анализ совместимости традиций национального искусства и новшеств, воспринятых из европейской изобразительной культуры.
- выдвинуть и подтвердить гипотезу зарождения нового жанра живописи «чанчэн» в контексте китайского искусства, имеющего перспективу развития и эстетического совершенствования в живописи других национальных школ.
- определить степень влияния других областей искусства, связанных с воплощением художественного образа Великой стены (литература, театр, устный и песенный фольклор) на изобразительную иконографию Чанчэн;
- изучить опыт иностранных живописцев, участвующих своими произведениями в создании художественного образа Великой китайской стены.
- сформировать целостное историко-искусствоведческое представление о роли и значении темы Чанчэн в изобразительном искусстве Х1Х-ХХ1 вв.
Источниками исследования являются художественные, литературные и документальные материалы. Первую группу составляют произведения изобразительного искусства китайских и иностранных художников, входящие в фонды государственных и частных музеев Пекина, Шанхая, Сычуаня, Ганьчжоу, Гонконга, в собрания коллекционеров, находящиеся в собственности авторов и общественных учреждений, а также воспроизведенных в печатных изданиях и на сайтах Интернета.
Вторую группу образуют труды по общим вопросам истории китайского, российского и европейского искусства, монографии, статьи, альбомы и каталоги, посвященные живописцам, запечатлевшим в художественных образах Великую китайскую стену
Материалы диссертации включают в себя проверенные данные, полученные в результате самостоятельно проведенной работы - бесед с художниками и сбора фотоматериалов.
Теоретико-методологическая основа исследования определяется идеями, разработанными в таких гуманитарных науках как искусствоведение, философия искусства, эстетика, теория анализа художественного произведения, культурология и история Китая.
Ключевой идеей диссертации является понимание того, что живописная иконография Великой стены обладает художественно-выразительными особенностями, позволяющими относить ее как к наследию традиционного жанра шанъшуй, так и к новациям, связанным с европейской системой живописи.
Методы исследования включают принцип комплексного подхода к проблеме, заявленной в диссертации; он состоит из общенаучных и искусствоведческих методов исследования, междисциплинарного анализа и сравнительного изучения искусствоведческой, культурологической и исторической литературы. Историко-проблемный метод обозначил поле исследования, определил его структуру и очертил круг источников; сравнительно-исторический метод позволил выявить общее и особенное в традициях национальной живописи. Метод художественно-стилистического анализа использован при детальном изучении произведений искусства, составляющих обширный фонд изображений Великой китайской стены, созданных как китайскими мастерами, так и зарубежными живописцами. Метод типологизации позволил выявить основные типы художественно-образного решения пейзажных композиций в гохуа и в живописи маслом юхуа. Метод интервью, опросов и дискуссий позволил в процессе диалогов с китайскими и российскими художниками получить данные «из первых рук» о произведениях искусства, их происхождении и судьбах.
Научная новизна исследования:
- диссертация является первым монографическим исследованием на заявленную тему;
- впервые произведения изобразительного искусства, посвященные Великой китайской стене, представлены как самодостаточное и значимое современное явление китайской и мировой живописи;
- в искусствоведческом исследовании впервые проведено сопоставление произведений, посвященных Чанчэн, исполненных тушью в традициях гохуа и новациях юхуа, т. е. в русле европейской живописи маслом;
- впервые осуществлен анализ ментального компонента художественного изображения Великой стены, обусловленной конфуцианским учением, философией даосизма и местной традицией буддизма — не ослабевающего фундамента духовной жизни китайского народа;
- впервые выдвигается идея о признании самодостаточного творческого явления - изображения Великой китайской стены - новым жанром «чанчэн» (Великая стена), органично встроенным в жанровую систему китайской живописи, наряду с такими жанрами как шаныпуй («горы и воды»), хуаняо («цветы и птицы»), мэйхуа («цветы сливы»), линмао («пух и перо»), сечжао (изображение человека) и т. д.
Положения, выносимые на защиту:
- образ Великой стены является одним из универсальных художественных образов в искусстве Китая, наиболее интенсивно и ярко развиваемый в современной живописи;
- в китайском изобразительном искусстве образы Чанчэн имеют философские, эстетические, социальные, этнопсихологические предпосылки и являются продолжением глубокой национальной традиции жанра шанъшуй в живописи гохуа;
- изображение Великой китайской стены стало темой творчества иностранных художников, интегрирующей духовные устремления современного мирового искусства;
- совокупность произведений, изображающих Великую стену, при всем многообразии пластического языка можно гипотетически рассматривать как становление нового жанра, имеющего устойчивое тематическое содержание и родственные сюжетно-композиционные решения.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы служат основой формирования целостного представления об исследуемом явлении, могут способствовать углубленному пониманию эстетических достоинств произведений изобразительного искусства, воплотивших образ Великой китайской стены, преемственность традиций и результаты творческого взаимообогащения различных художественных школ. Диссертация открывает перспективы дальнейших исследований сложения и распространения новых или видоизмененных жанров в современном художественном процессе.
Практическая значимость
Материалы диссертации можно использовать в высших и средних специальных учебных заведениях при чтении курсов по теории и истории искусства, культурологии, технологии живописи и психологии творчества. Они могут предоставить теоретическую и практическую помощь художникам, обратившимся к теме Великой стены, музейным работникам и искусствоведам-ученым составят познавательную часть знакомства с одним из чудес мировой художественной культуры.
Рекомендации по использованию результатов исследования
Идеи, факты, справочный и иллюстративный материал диссертации могут быть составной частью учебных курсов, имеющих отношение к истории изобразительного искусства и курса лекций по культурологии. Они могут быть востребованы при издании путеводителей для туристов по маршрутам, пройденных художниками-авторами произведений, посвященных Великой китайской стене.
Достоверность научных результатов и основных выводов исследования
обеспечивается опорой на теоретические положения российской и китайской науки в области методологии исследования, полнотой собранного материала, включающего значительный объем художественных произведений, широкий круг публикаций и, в отдельных случаях, авторские комментарии живописцев к своим работам.
Апробация исследования.
Рукопись диссертации поэтапно обсуждалась на кафедре рисунка факультета изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена. Материалы исследования были доложены на VII и VIII Международных межвузовских научно-практических конференциях «Искусство и диалог культур» (Санкт-Петербург, 2013, 2014). Опубликовано десять статей в сборниках научных трудов, в том числе четыре из Перечня рекомендуемых научных журналов и изданий. Общий объем опубликованного материала - 4,75 печатных листа.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, поделенных на разделы, заключения, библиографии на русском, китайском и английском языках (всего 207 наименований) и двух приложений, подтверждающих основные положения и выводы исследования: приложение 1 - Альбом иллюстраций, включающий 100 изображений, и приложение 2 — Указатель имен художников (60 единиц). Основной текст составляет 150 е., общий объем диссертации 278 с.
ГЛАВА 1. ВЕЛИКАЯ СТЕНА ЧАНЧЭН КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ КИТАЯ
1.1. Уникальность Стены как объекта художественного изображения
1.1.1. История возведения Чанчэн
Начало китайской государственности датируется 221 г. до н.э., когда Чжэн, правитель небольшого царства Цинь, завоевал соседние мелкие царства и объявил себя императором под именем Ши Хуанди. Властитель прославился жестокостью. По его распоряжению были заживо погребены 460 ученых конфуцианцев, тем самым было приостановлено распространение учения Конфуция, называемого в народе «Бестронным королем»4.
В 213 г. до н.э. Ши Хуанди приказал уничтожить исторические хроники всех завоеванных государств. Вся литература, кроме книг по медицине, гаданию, земледелию и лесному хозяйству, была запрещена.
Но начались и позитивные изменения жизни. Была принята единая мера весов, унифицированы размеры повозок и ширина дорожной колеи. Велось масштабное строительство. Проложено 6500 км дорог, а также построен ряд каналов общей протяженностью 2000 км [34].
Традиция приписывает первому императору реализацию еще одного грандиозного проекта, который в дальнейшем воплотился в национальную трагедию и гордость Китая - строительство знаменитой Великой китайской стены.
4 В одном из устных преданий говорится: «Не он ли на колеснице шествует по великой стене в страже несменной?! Не его ли кони следуют по следам белого коня великой стены? Кто его видел? Кто уследил его подъёмы и спуски? Поверившие сердцем за белым конем пройдут стремнины и горы. Не предрешим ход коня». Для понимания синкретического характера религии наибольший интерес представляют групповые иконы, на которых показаны основные представители «трех учений» — Юй-хуан (даосизм), Гуан-юй (конфуцианство) и Будда (буддизм). Кроме них на групповых иконах изображались божества других основных культов - культа предков, сил природы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Жанр пейзажа в масляной живописи Нового Китая (1949 - 2023): проблема национального своеобразия"2024 год, кандидат наук Лю Цзыюй
Влияние и роль Санкт-Петербургской академической художественной школы в формировании и развитии современной китайской реалистической живописи2019 год, кандидат наук Цзинь Лихуа
Образ реки Хуанхэ в китайской живописи (2-ая половина XX – начало XXI вв.)2024 год, кандидат наук Хуан Юаньпэн
Образы женщин в живописи Китая и России: иконография социальных, эмоциональных и гендерных репрезентаций второй половины XX - начала XXI. Изобразительные и художественно-выразительные средства2023 год, кандидат наук Юй Вэй
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук У Сяолинь, 2014 год
Список использованной литературы
Литература на русском языке:
1. Алексеев, В. М. Китайская народная картина / В. М. Алексеев. - М.,
1966.
2. Алексеев, В. М. Китайская поэма о поэте. Стансы Сыкун Ту /
B. М.Алексеев.-Пг., 1916.-С. 10.
3. Аньчжи, Ч. История китайской живописи / Ч. Аньчжи ; пер. с анг.
C. Демина. - Ростов н/Д. : Феникс ; Краснодар : Неоглори, 2008. - 350 е., [2] с ил.
4. Бежин, Л. Е. Под знаком «ветра и потока». Образ жизни художника в Китае III-VI веков / Л. Е. Бежин. - М. : Глав. ред. восточной литературы изд-ва «Наука», 1982.-221 с.
5. Белецкий, П. А. Китайское искусство / П. А. Белецкий. - Киев, 1957.
6. Белозерова, В. Г. Общество и государство в Китае : XVII научная конференция : Ч. 2 / В. Г. Белозерова ; Ин-т востоковедения РАН. - М. : Учреждение РАН Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012.- 385 с. - Ученые записки.
7. Бесчастнов, Н. П. Графика пейзажа : учеб. пособие для студентов вузов / Н. П. Бесчастнов. - М. : Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 301 с.
8. Ван, Ф. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса : дис. ... канд. искусствоведения / Ван, Фэй. - МГАХИ им. В. И. Сурикова. - М., 2008.
9. Васильев, Л. С. Проблема генезиса китайского государства / Л. С. Васильев. - М., 1992.
10. Васильева, А. А. Акварель, живопись, графика. Альбом произведений / А. А. Васильева ; вступ. ст. М. Ю. Германа. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - 138 с. : ил.
11. Виноградова, Е. В. Живопись гохуа в Новом Китае (О традиции и новаторстве) : автореф. дис.... канд. / Е. В. Виноградова. - М., 1961.
12. Виноградова, Н. А. Искусство средневекового Китая / Н. А. Виноградова. - М., 1962.
13. Виноградова, Н. А. «Цветы - птицы» в живописи Китая / Н. А. Виноградова. - М., Белый город, 2010.
14. Воскресенский, Д. Н. «Странные люди» («Цижень») и роль индивидуальности в китайской культуре (ХУ1-ХУШ вв.) / Д. Н. Воскресенский. -Труды межвузовской научной конференции по истории литературы зарубежного Востока. -М., 1970.
15. Герман, М. Ю. Алена Васильева: достоинство традиции. Альбом : Алена Васильева. Акварель, живопись, графика. Альбом произведений / М. Ю. Герман ; вступ. ст. М. Ю. Германа. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013.- 138 с.: ил.
16. Голыгина, К. И. Великий предел. Китайская модель мира в литературе и культуре (I - XIII вв.) / К. И. Голыгина. - М., 1993.
17. Горанов, К. Художественный образ и его историческая жизнь / К. Горанов. -М. : Искусство, 1970
18. Гуань, С. Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Гуань, Сино. - Алт. гос. ун-т. - Барнаул, 2009.
19. Дао дэ Цзин. Перевод Ян Хин-шуна. Древнекитайская философия / ДаодэЦзин.-М., 1972.-Т. 1.-С. 115-138.
20. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко ; Ин-т Дальнего Востока. - М. : Вост. лит., 2006. - Т. 5 : Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. — 2009. - С. 340— 344.
21. Егорова, И.Н. В.А. Леднев - художник-педагог. Т. 65. Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. 1: Сб. науч. тр. / РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб: Фонд поддержки образования и творчества в области культуры и искусства. - СПб, 2005. - С. 7-10.
22. Завадская, Е. В. «Беседы о живописи» Ши-тао / Е. В. Завадская. - М.,
23. Завадская, Е. В. Живопись гохуа в первой четверти XX в. - Движение «4 мая» 1919 г. в Китае / Е. В. Завадская. - М., 1971.
24. Завадская, Е. В. Мудрое вдохновение / Е. В. Завадская. - М., 1983.
25. Завадская, Е. В. Ци Байши / Е. В. Завадская. - М., 1982.
26. Завадская, Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая / Е. В. Завадская. -М. 1975.
27. Каган, М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М. С. Каган. - Л. : Изд-во «Искусство», 1972. - Ч. I, II, III. - 440 с.
28. Китайская живопись кистью. Энциклопедия [под ред. Вив Фостер]. -М. : АРТ-РОДНИК, 2007. - 224 с.
29. Китайская философия. Энциклопедический словарь. - М., 1994
30. Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / Сост., пер.
B. В. Малявина. -М., 2004, - С. 290-297.
31. Кобзев, А. И. Духовная культура Китая : энциклопедия в 5 т. / А. И. Кобзев ; гл. ред. М. Л. Титаренко ; Ин-т Дальнего Востока. - М. : Вост. лит., 2006. - Т. 6 (дополнительный). Искусство. - 2010. - С. 133-136.
32. Кравцова, М. Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая : учеб. пособие / М. Е. Кравцова. - СПб. : Изд-во «Лань», «ТРИАДА», 2004. - 960 е.: ил.+ вклейка (32 е.).
33. Крюков, М. В. Китайский этнос на пороге Средних веков / М. В. Крюков, В. В. Малявин, М. В. Софронов. - М., 1979.
34. Леве, М. Китай династии Хань. Быт, религия, культура / М. Леве ; пер. с англ. С. Федорова. - М. : ЗАО Центрполиграф, 2005. - 224 с.
35. Лукичева, П. Произведение Чжан Да-цяня «Горы Лушань» Общество и государство в Китае : XXXII научная конференция / П. Лукичева ; Ин-т востоковедения ; сост. и отв. ред. Н. П. Свистунова. - М. : Вост. лит., 2002. —
C. 315-320.
36. Неглинская, М. А. Общество и государство в Китае : XII научная конференция / М. А. Неглинская. ; Ин-т востоковедения РАН. - М. : Вост. лит., 2011. - (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН). Вып. 3. - С. 412-421.
37. Никольская, JI. А. Тянь Хань и драматургия Китая XX в. / Л. А. Никольская. -М., 1980.
38. Нин, Б. Китайские выпускники института имени И. Е. Репина -носители и продолжатели традиций ленинградской академической художественной школы : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 / Нин Бо. - Санкт-Петербург. -2010.-27 с.
39. Остроумова-Лебедева, А. П. Автобиографические записи / А. П. Остроумова-Лебедева. - М., 1951. - Т. 3.
40. Пострелова, Т. А. Академия живописи в Китае в X XIII вв. Материалы и исследования / Т. А. Пострелова. - М., Глав, изд-во восточной литературы. Изд-во «Наука». - 1976.
41. Пострелова, Т. А. К вопросу о становлении реалистических тенденций в живописи Китая в первой половине XX в. - XXIX Герценовские чтения. Научный атеизм, этика, эстетика. Науч. докл. / Т. А. Пострелова. - Л., 1977.
42. Пострелова, Т. А. Роль советского изобразительного искусства в становлении реалистической живописной школы Китая в 1930-х годах. XXX Герценовские чтения. Научный атеизм, этика, эстетика. Науч. докл. / Т. А. Пострелова. - Л., 1977.
43. Пострелова, Т. А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура XX в. / Т. А. Пострелова. - М., 1987.
44. Рерих, Ю. Н. История Средней Азии. В 3 т. / Ю. Н. Рерих. - М. : МЦР, Благотвор. фонд им. Е. И. Рерих, Мастер-Банк, 2004. - Т. 1.
45. Рифтин, Б. Л. Сказание о Великой стене и проблема жанра в китайском фольклоре / Б. Л. Рифтин. -М., 1961.
46. Рихард, X. Искусство нового класса / X. Рихард ; пер. с нем. - М. : «Прогресс». 1978. - 228 с.
47. Роули, Дж. Принципы китайской живописи / Дж. Роули. - М. : Наука,
48. Си, X. Композиционно-образные и нравственно-эстетические основания творчества в подготовке магистров художественного образования : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 / Си, Хуавэй. - Санкт-Петербург, 2008.
49. Слово о живописи из Сада с горчичное зерно. - М., 1969.
50. Спешнев, Н. А. Китайцы : особенности национальной психологии / Н. А. Спешнев - СПб. : КАРО, 2012.-336 с.
51. Сунь-Цзы. Искусство войны / Пер. с кит. Н. И. Конрада. — М. : Полиграфцентр. - 2013.
52. Тайны живописи «U» (Китайский катехизис) / Введение, перевод, примечания и подбор иллюстраций академика В. М. Алексеева. - «Восток» ; Кн. 3. -М. -ПГ. : «Всемирная литература», 1923.
53. Тарасов, Ю. А. Голландский пейзаж XVII века / Ю. А. Тарасов. - М. : Изобразит, искусство, 1983.
54. Тэйлор, Э. Первобытная культура / Э. Тейлор. - М. : Гос. соц.-экон. изд-во, 1939. - Главы XV-XXI (Анимизм).
55. У, С. Великая китайская стена в мироздании жителей Поднебесной / У Сяолинь // Традиции художественной жэжшколы и педагогика искусства. Вып. XIV : Сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; [Науч. ред. : канд. искусствоведения, проф. Н. Н. Громов]. - СПб. : ЗАО «Полиграфическое предприятие №3», 2011. - С. 84-89.
56. У, С. Великая китайская стена в произведениях современной живописи КНР / У Сяолинь // Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. XIII : Сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; [Науч. ред. : канд. искусствоведения, проф. Н. Н. Громов]. - СПб. : ЗАО «Полиграфическое предприятие №3», 2011. - С. 85-97.
57. У, С. Великая Китайская стена на полотнах Н. К. Рериха / У Сяолинь
// Вестник Орловского государственного университета. — СПб., 2013. — № 5. —
154
С.327-329.
58. У, С. Великая стена в картинах современных китайских живописцев. -Общество. Среда. Развитие / У Сяолинь. - СПб. : ЦНИТ «Астерион», 2013. -С. 34-38.
59. У, С. Гимны в красках о Великой китайской стене и их авторы-живописцы современного Китая / У Сяолинь // Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. XIV : Сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; [Науч. ред. : канд. искусствоведения, проф. Н. Н. Громов]. -СПб. : ЗАО «Полиграфическое предприятие № 3», 2012. - С. 72-97.
60. У, С. Изображение Великой Китайской стены (Чанчэн) как новый жанр искусства современного Китая / У Сяолинь // Научное мнение. Научный журнал.-СПб., 2013.-№ 11.-С. 145-151.
61. У, С. Образ Великой китайской стены в живописи Н. К. Рериха. -Искусство и диалог культур : VII Междунар. межвузовская науч.-практ. конф. Вып. 7 : Сб. науч. тр. / под ред. С. В. Анчукова, Т. В. Горбуновой. - СПб., 2013. -С. 268-270.
62. У, С. Образы Великой Китайской стены в композициях современных российских художников // Научное мнение. Научный журнал. СПб., 2013. — № 12. -С. 158-162.
63. У, С. Русские поэты и Великая китайская стена. - Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. XIV : Сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. нн-т им. А. И. Герцена; [Научн. Ред. : канд. искусствоведения, проф. Н. Н. Громов]. - Санкт-Петербург : ЗАО «Полиграфическое предприятие №3», 2012.-С. 141-144.
64. У, С. Художественный образ Великой китайской стены в творчестве живописцев-иностранцев. - Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. XIV : Сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; [Научн. ред. : канд. искусствоведения, проф. Н. Н. Громов]. - Санкт-Петербург : ЗАО «Полиграфическое предприятие №3», 2012. - С. 98-106.
65. Фиджеральд, С. П. Китай : Краткая история культуры / С. П. Фиджеральд. - СПб. : Евразия, 1998.
66. Чэнь, Ч. В. Китайская реалистическая живопись XX века : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Чэнь Чжэн Вэй ; ГУК «ГРМ». - СПб, 2006. -18 с.
67. Шмониевский, Б. Ш. Образ льва в изобразительном искусстве Китая: связующее звено между Востоком и Западом (от Хань до Цин) // Синологи мира к юбилею Станислава Кучеры. Собрание трудов / Редкол. : А. Кобзев и др. - М. : Ин-т востоковедения РАН (ИВ РАН), 2013. - (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН). Вып. 11.).- С. 456-468.
68. Эбри, П. Иллюстрированная история Китая / П. Эбри. - СПб. : Питер, 2009.-352 с.
69. Эстетика : Сб. ст. - М., 1968.
70. Яковлева, Н. А. Анализ и интерпретация произведения искусств / Н. А. Яковлева. - М. : Высшая школа, 2005.
71. Яковлева, Н. А. Жанры русской живописи. Основы теории и методологии системно-исторического анализа / Н. А. Яковлева. - Л. : Типография Ленуприздата, 1986. - 84 с.
72. Яковлева, Е. П. Китайские выпускники мастерской М. П. Бобышова -преемники традиций ленинградской художественной школы / Е. П. Яковлева, Нин Бо // Традиции художественной школы и педагогика искусства. - Вып. XII : сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. / Науч. ред. Н. Н. Громов. - СПб. : Полиграфическое предприятие № 3, 2010. - С. 26-34.
73. Яковлева, Е. П. Ли Тяньсян - выпускник Ленинградского института имени И. Е. Репина (к вопросу о советско-китайских художественных связях) / Е. П. Яковлева, Нин Бо // Восток - Запад на берегах Невы : материалы III междунар. науч.-практ. конф. «Рериховское наследие». - Т. III. ; Ч. I. - СПб. : Рериховский центр СПбГУ, 2007. - С. 276-283.
74. Яковлева, Н. А. Реализм в русской живописи. История жанровой системы / Н. А. Яковлева. - М. : Белый город, 2005.
75. Яковлева, Е. П. Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха / Е. П. Яковлева. - Самара : Изд-во «АГНИ», 1996. - 272 с.
76. Яковлева, Н. А. Художественный образ как основа жанровой типологии искусства / Н. А. Яковлева // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. - СПб. ; КультИнф.
77. 100 чудес света. - М.: Эксмо, 2013.
Литература на китайском языке
78. Ай Чжунсинь. Китайские картины маслом в начале пятидесятых и шестидесятые годы // Искусство [Пекин]. - 1989. - № 11. - С. 4-9.
£Ф11. Ж+^Ш&тЧ+^ФШЙ®. 1ЬЖ: 2Ж 1989.
79. Ан Синь. История китайского искусства. - Шанхай : «Народное изд-во», 1997.
ФШ^тШ^. ±25: ИБШШЬ, 1997
80. Бай Сюэши. Новый пейзаж. - Тяньцзинь : Изд-во «Искусство», 2006.
йяе. шткшшк 2006
81. Бо Шэн Ни. История искусства Китая. Руководство по изучению. -Шэньси : Изд-во «Народное искусство», 2000.
шш. 2000
82. Ван Венхуа. Сборник произведений современных художников Китая. -Изд-во «Каллиграфия и живопись Китая». 2010.
ФШШ^тШ. 2010
83. Ван Голян. Исследование истории Великой стены. - Шанхай : «Торговый музей печатных книг», 2004.
гшт. Ф±Ш: 2004
84. Ван Ли. Новые достижения Юй Бэня. - Гонконг : «Вэньхуэй бао».
85. Ван Линьсюнь. Основы истории изобразительных искусств Китая. -Изд-во «Литература и изобразительное искусство», 2003.
ФШМЖ&ЯЗ. 2003
86. Ван Синь. Традиционная живопись тушью. - Шаньдун : Изд—во «Изобразительное искусство», 1991.
Ш. ШЖМЖЖЛйй, 1991
87. Ван Хуайцинь. Альбом живописи. - Гуанчжоу : Изд-во «Искусство Линьяна», 1999.
шт. Г'>Н: ншзж 1999
88. Ван Хуаншэн. Изобразительное искусство Юй Бэня - душа местной культуры. - «Хуацяо», 1995.
ЩФ. ТФЕЖё^Й&^ЮйЯ, 1995
89. Ван Чжун. Китайское современное искусство. - Пекин : Искусство,
2002
5.М. ФНШ^гЖ Ш2002
90. Ван Шулян, Чжан Юйхуа. История прикладного и изобразительного искусства Китая. - Чунцин : Издательство Чунцинского университета, 2010.
гэдя зкжгё. ФШх^М^А. 2010
91. «Великая стена». - Пекин : Редакция культурных изданий о Великой стене, 1980
-Ш. £«^¡£»±,1980
92. Гао Ман. Очерк о русском искусстве. - Пекин : Народная литература,
шш. хттшштъя. Е^ЛЗ*, 2005
93. Гао Минлу. История современного китайского искусства. - Шанхай : Изд-во «Народное искусство», 1991.
ЙШ*. ±Ш: ЙЙА^, 1991
94. Гуань Шаньюэ. Живопись. - Пекин : Изд-во «Живопись Китая», 2004.
ШШ. ФШШ, 2004
95. Дон Яохуа. Великая Стена - символ этнического самосознания // «Великая Стена», 1991. -№ 1.
шмф. ш - ктшш. / шт% №1 жж, 1991
96. Ду Джи. Китайская национальная история. - Сычуаньское издательство, 1988.
ШШЩ. 1988
97. Жуань Жунчунь, Ху Гуанхуа. История новейшего изобразительного искусства Китая. — Тяньцзинь : «Народное изобразительное искусство», 2005.
ШШ, ШФ. ^ЛКМЖЩКК, 2005
98. Избранные картины У Гуаньчжуна. - «Народное искусство», 1979. 1ШФЩ&. Ш: 1979
99. История живописи Китая, иллюстрации и комментарии. - Шанхай,
1981.
ФЩ&Щ&В5. ±Ш: 1981
100. Картины Бай Сюэши. - Пекин : Изд-во «Китайское народное изобразительное искусство», 2002.
ЙВ^Ш. ^ 2002
101. Китайский художник Цянь Сунъянь. - Изд-во «Ронг Бао Чжай», 1999.
Ф тшт&ш. ш: 1999
102. Ли Гунмин. Искусство Китая. - Хунань : «Изобразительное искусство», 2004.
здвд. *те11жж»±, 2004
103. Ли Гунмин. Основы истории изобразительных искусств Китая. -Хунань : «Изобразительное искусство», 2004.
здвд. Фтш&т. 2004
104. Ли Кэжань. - Пекин : Изд-во «Наследие», 1990.
105. Ли Луншэн. История прикладного и изобразительного искусства Китая. - Аньхой : Изд-во «Изобразительное искусство», 2000.
фш 2ооо
106. Ли Миньюй. Комментарии к китайской современной живописи. -Фуцзинь : Искусство, 2003.
ШМгЖ гЖ 2003
107. Ли Тяньсян. Изучение живописи с натуры. - Тяньцзинь : Народное художественное издательство, 1980.
тэт. ъш: 1980
108. Ли Тяньсян, Чжао Юпин. Пейзаж. - Фуцзинь : Искусство, 2001.
тэт, шш. м*. ым-, г^щи, 2001
109. Ли Фушунь. Искусство Китая. - Ляонин, Изд-во «Изобразительное искусство», 2000.
тШШ. xL^r: ürtStiJKtfc, 2000
110. Ли Фэшань. Великая Стена - исторический символ национальной интеграции народов Китая // «Великая Стена», 1991. - № 2.
тШШ. 4Ш - ФШШШ^ЙЩ^ШШ. // ^ШЮТ № 2. dkm,1991
111. Ли Чжуцзииь, Ван Циньли. История китайской современной живописи. - Шанхай, 2004
^Ш, ЗЕШй. ±М, 2004
112. Ли Шум. Экономические факторы строительства Великой Стены // «Исторические исследования», 1988. - № 6.
тш. I. // №6 , 1988
113. Ли Юй. История китайского искусства. - Ляонин : Изд-во «Изобразительное искусство», 1980.
ФШМ^АЭД. xLT3: АЙМЖНЖ!, 1980
114. Ли Юй. Основы истории изобразительных искусств Китая // «Народное изобразительное искусство», 1957.
тш. ФШ1ШМ. , 1957
115. Линь Юань Цян. Восточные эпизоды. - Лицзян : «Издательский дом»,
1998.
шт. шяш. гетш1жш±, 1998
116. Ло Вэнь. Великая стена. - Пекин : Изд-во «Реликвии культуры», 2008
\т. Ш: 2008
117. Ло Чжэвэнь. Великая китайская стена. Цзюйюнгуань и Бадалин. -Изд-во «Памятники культуры», 1957.
ЛШШ ШЙЯ 1957
118. Ло Чжэвэнь. Великая китайская стена. - Изд-во «Памятники культуры», 1980.
ТзЖШ. Ш: ЗШ£№*±, 1980
119. Ло Чжэвэнь. Великая стена. - Цинхуа : Изд-во Ун-та Цинхуа, 2008.
Ш. Ж»±, 2008
120. До Чжэвэнь. Цзябао. Великая стена. - Пекин, 1980. wmx. ЛЖШ. Ш: 1980
121. Лу Шибай. Живопись. - Пекин : Изд-во «Живопись Китая», 1990. -
64 с.
ШЪЙ. ШШ. ФШ®, 1990
122. Лун Жуй. Живопись. - Пекин : Изд-во «Изобразительное искусство Китая», 2011.
ЯЯяШШ. ^З&ФШЗЖ 2011
123. Лю Хайсу. Живопись. - Пекин : Изд-во искусств и ремесел, 2002.
^Jlill. 2002
124. Лю Цян. История династии Юань. - Чжунхуа, 1977.
1977
125. Лю Чжипин, Ван Ци Мин. Краткая история китайских жилых зданий. - Город Жилой Сад : Изд-во «Китайское строительство», 2000.
эд¿я, ^щ. Фвшшж^^-да^ш^^.Фшшш.гооо
126. Лю Яньшао. Комментарии к картинам. - Шанхай : «Изобразительное искусство», 2002.
ШР'Р. ШШ. ±Ш: Jt^ffiJKtfc, 2002
127. Ma Идань. Техника живописи маслом. - Чунцин : Изд-во Юго-запад, пед. ун-та, 1998.
Ц1-Я. ЙЖЙЩ.Ж^, 1998
128. Мао Цзэдун. Избранные стихотворения. - Изд-во «Народная литература», 1986.
ХЖ: 1986.
129. Мао Цзэдун. Стихотворения. - «Qingping Le Liupanshan». - 1935. - 10.
)f - 1935. - 10.
130. Мао Цзяньбо, Цзян Инь. Характеристика картин Ши Тао. - Синлинь : «Xiling Press», 2006.
, ЪШШШ^. 2006
131. Мао Яо. Западное искусство. - Хайкоу : «Хайкоу Пресс», 1989. Ш^ТIt. 1989
132. Материалы по культуре и истории. Избранное. - Пекин : Изд-во Комитета по культуре и истории, 1979.
, 1979
133. Мяо Жуньлянь. Исследование Великой стены в районе Пекина. [Библиографический указатель]. - Изд-во «Знание», 2009.
тшш. шящки, 2009
134. Очерки по истории китайского искусства. - Шанхай : Изд-во «Народное искусство», 2005.
Ф1ШШ. ±Ш: КЙИЖШЖЙ, 2005
135. Пань Яочан. История новейшего изобразительного искусства Китая. -Пекин : Изд-во Пекинского ун-та, 2005.
1Я1. ФШзШГСИЯА. 2005
136. Ронг Бао Чжай. Живопись У Гуаньчжуна. - Изд-во «Жунбаочжай»,
1987.
ЛЗЭФШШ. it*.: жШ^ШЪк, 1987
137. Сборник древних китайских стихов и песен. - Цзянси : «Народное изд-во», 1988.
ФШ^ШШйа ЯМ: 1988
138. Словарь китайской живописи (1542-2000). - Чанша : Хунанское
искусство, 2002.
^ЛФШ® (1542-2000). : 5ЙШ"2Ж 2002
139. Современные художники Китая [Альбом]. - Гуанси : «Изобразительное искусство», 2009.
ФШШШШШШ. ГШ: И^ЙЖ^ЙЖ, 2009
140. Су Линь. Ресурсы китайской живописи в XX веке. - Гуанси : Искусство, 2001.
ть. гт: 2001
141. Су Ши. Су Ши цзи (сборник стихов Су Ши). - Пекин, 1981.
mi. itn. 1981
142. Сюй Фу Гуан. Духовное наследие Китая. Коммерческое издание. Commercial Press. - № 12. - 2010 .
ФИда. If^tt, 2010
143. Сюй Чэнь. История живописи Китая. - Изд-во «Культура и изобразительное искусство», 1998.
шт. AttETfcfcbJKtt, 1998
144. Сюй Шу Тин. История китайской живописи. - Изд-во «Народное искусство», 2003.
ШЪШ. Ш: 2003
145. Избранная современная китайская живопись. Подбор Чжан Сюэ-фу. -Шанхай, 1959.
ЗДГСФШШЗЗШ. ±Ш, 1959
146. Тан Цяофу, Альбом живописи. — Изд-во «Изобразительное искусство Сычуаня», 2005.
147. Тянь Цзыбин. История прикладного и изобразительного искусства Китая. - Издат. центр «Восток», 2009.
тш. ±М: кигжжжй, 2009
148. Тянь Цзыбин. История современного западного изобразительного искусства. - Шанхай : «Народное изобразительное искусство», 2009.
тш. ±М: 2009
149. У Гуаньчжун. Автобиография. - Изд-во «Народная литература», 2004. 1ШФ. ШЗФШНЙЬ. ЛШМ^ЩЙ, 2004
150. У Гуаньчжун. «Живопись» [Альбом]. - Тяньцзинь : «Народное искусство», 1985.
Л53Ф. 1ШФ1Ш. 1985
151. У Гуаньчжун. Живопись. — Цзянси : «Изобразительное искусство».
2008.
ШЗФ.ШЯ*. 2008
152. У Гуаньчжун. Картины маслом с натуры [Альбом]. - Шанхай : «Народное изобразительное искусство», 1979.
1ШФ. ±.М: ASH^ttíilRtt, 1979
153. У Гуаньчжун. Хуйхуа юй цзифа (Живописное искусство, управляемое техническим мастерством). — Пекин, 1996.
ЛЗЗФ. 1996
154. У Сянсян. Великая стена. - Тайбэй : Центр, книж. изд-во, 1957. тш. Ш. Sib: ШФ4Ш, 1957
155. У Фэй. Искусство Дин Шаогуана. - «Университет Зеленого острова»,
ш.ттшж. 2000
156. Хао Чжихуэй. Ли Кежан : Живопись. - Тяньцзинь : Изд-во «Древняя книга», 2009.
*ЯЖКЙ1:, 2009
157. Хоу Жэньчжи. Теория и практика исторической географии. - Шанхай : Народное изд-во, 1979.
ШШ. лкшлка, 1979
158. Хоу Иминь, Ли Хуацзы. Китайская стенопись за последние сто лет. -Пекин, 2004.
£-38, ИЖ, 2004
159. Хуан Вэйюй. Юй Бэнь и его картины маслом. - Гуанчжоу : «Изобразительное искусство Гуанчжоу», 1995.
Г'Щ2Ж 1995
160. Хуан Вэнь. «Обзор археологических данных». - Коммерческое издание, 1948.
ш. 1948
161. Хуан Мэнтянь. Собрание картин Юй Бэня. - Гуанчжоу.
ЙК^.ТГ'М
162. Хуан Цзунсянь. Основы изобразительных искусств Китая. - Изд-во пед. ун-та Юго-Западного Китая, 1993.
ШШП. 1993
163. Хэ Яньчжэ. История живописи Китая. - Изд-во «Изобразительное искусство провинции Хэбэй», 2005.
«Вй. 2005
164. Цао Пэн. Методы пейзажной живописи гохуа. - 2004.
т. АТКШЙЗЙ. ЛЭКЩЛИ:, 2004
165. Цень Сунъень. Живопись. - Пекин : Изд-во искусств и ремесел, 2006. - 246 с.
Шъ.ШШ. Ш: ЪЯМШ, 2006
166. Цзоу Инь. Теоретические основы китайской живописи гохуа. -Цзянсу : «Изобразительное искусство», 2005.
Wik. ЯЖ: , 2005
167. Китайская национальная живопись. Выставка сегодняшних мастеров. -Пекин, 1990.
ФЩШШ®. ЛШФЗШЗЕЛ. Ш, 1990
168. Цзян Хун. Известные произведения истории живописи Китая. - Изд-во Ун-та Фудань, 2006.
тя. 2006
169. Цинь Ган. История Хань и межэтнических отношений. - Сычуань : «Этническое изд-во», 1988.
ÜT. ИЛ1: ШЩИ, 1988
170. Чжан Ин. Китайские культурные традиции. — Изд-во «Академическое», 1979.
ЗКЙ. jfti^, 1979
171. Чжан Ли. Юань Юнфу. - Шанхай : Изд-во «Художественное образование», 2008.
2008
172. Чжан Лунсинь. Новая стенопись. - Тяньцзинь : Народ, изд-во «Изобразительное искусство», 2009. - 40 с.
gfcfeSr «rSÜ. 2009.-40с.
173. Чжан Фуе. Краткая история зарубежного прикладного и изобразительного искусства. - Изд-во «Высшее образование». 2001.
^ЩХ^МЖЙ^. 1ЬЖ: , 2001
174. Чжан Хуай Линь. Поваренная книга китайской истории искусств. -Аньхой : Изд-во «Изобразительное искусство», 2004.
Ш: H^ffiJfitt, 2004
175. Чжан Хун. Предки ханьцев. - Изд-во «Культурные и исторические знания», 1987.
Ж®. ШМ1987
176. Чжан Чанхун. Основы истории древних изобразительных искусств Китая. - Шанхай : Изд-во Шанхайского ун-та, 2007.
Ж-tett. 2007
177. Чжан Янь Фэн. История китайского искусства. - Пекин : Изд-во Пекинского ин-та языка и культуры, 2000.
itatttffiJRtt, 2000
178. Чжан Яньюань. Ли дай мин хуа цзи (Записки о знаменитой живописи-графике в череде эпох). - Шанхай, 1964.
ъттъ. тъъшш. ±ssajjKtt, 1964
179. Чжао Ли. История китайского искусства. - «Высшая школа», 2007.
МБЖШйМ:, 2007
180. Чжао Ли, Юй Дин. История китайской живописи 1542-2000. - Пекин,
2002.
ШШ ФЭ/Й®Ш¿ 1542-2000.2002
181. Чжоу Ван. У Гуанчжу. - Цзянсу : Народное изд-во. 2011.
ЛЕЕ. 1ШФ. JTOASÜJJKtt , 2011
182. Чжоу Цзи Ци. Краткая история китайского искусства. — Цинхай, «Народное изд-во», 1985.
MiM. фшнтш^. шш: xsajjistt, 1985
183. Сорок лет Китайской центральной художественной академии. Избранные произведения ведущих преподавателей. - Пекин, 1990.
Ш: 1990
184. Чжэн Цянь Кунь. История китайской архитектуры. Хунань. Издательство Хунаньского университета (University Press). (2007-04).
юздо. ш-. 2007-04
185. Чу Найчжэн. Живопись. - Тяньцзинь : Изд-во «Изобразительное искусство», 1987.
гЖ 1987
186. Чэн Ифэй. Избранные произведения китайской реалистической живописи : Альбом. - Тяньцзин : Искусство, 2005.
ffifcHS. ЯШ: z^tUMi, 2005
187. Чэн Пэн. Русское и советское искусство XX века. - Пекин : Изд-во культуры и искусства, 1997.
1№ М&ШЪЯ. 1997
188. Шан Ган. История прикладного и изобразительного искусства Китая. - Изд-во «Высшее образование», 2007.
Фшшвшш^^шгж тттг ,2007
189. Шао Ю. Краски Великой стены. Живопись гохуа. - 1988. МШЙИШ. ФШ®, 1988
190. Ши Лу. Альбом живописи. - Пекин : Изд-во «Изобразительное искусство Китая», 2002.
ЪШШШ. ФШ2Ж 2002
191. Шоу Пэнфэй. История исследований Великой стены. — 2003.
шт~х. 2003
192. Чэнь Цзин, Ян Ни. Иллюстрированная культура Китая. Искусство бумаги. -Цзилинь : «Народное изд-во», 2010.
ше. ШЙФШЗ^Ь^тШ. ^»АКШШЯ:, 2010
193. Юань Юнфу. Живопись. - Шанхай : «Восточное изд-во», 2003. ЖШШШ. ±М: 2003
194. Юй Бэнь. Живопись. - Пекин : Изд-во «Изобразительное искусство Китая», 1982.
ШЖ. ЖШ., 1982
195. Юй Юанькан. Иллюстрированный альбом истории китайской масляной живописи. - Шеньян : Изд-во «Изобразительное искусство провинции Ляонин», 2000. — 65 с.
¿Ш: 2000
196. Ян Женькай. Китайская традиционная живопись. - Шанхай : Наука,
1990.
ШШ. ±Щ: 1990
197. Ян Юань Шан. Дин Шаогуан [Альбом]. - Юньнань : Изд-во «Изобразительное искусство», 1996.
ШЯШ. ТШШШ. ^Ш: 1996
198. Ян Ян. Методы анализа пейзажной живописи Ли Кежана. — Цзянсу : Изд-во «Изобразительное искусство», 1998.
шш. ^т&шшямш. 1998
199. Картины Хэ Хайся. - Пекин : Изд-во «Китайское народное изобразительное искусство», 2004.-413 с.
^рШШЙ». ИЖ: ФЕШ^Т^, 2004
Литература на английском языке
200. Craig Clunas. Art in China. - Oxford, 2007.
201. Wu Hung. The Wu Liang Shrine : The Ideology of Early Chinese Pictorial Art. Stanford, 1989.
Интернет-ресурсы
202. Александр Пушкин. «Письмо Онегина к Татьяне» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.stihi-XIX-XX- vekov/ru/pusshkin544.html (20.02.2012)
203. Chinese Great Wall Paintings, China Great Wall Art Scrolls, Pictures, Images [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://www.inkdancechinesepaintings.com/chinese-great-wall-paintings.html
204. ЛЩРЭД (Социальная сеть) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.people.com.cn
205. Ш^^^МШШШ (Сье Сюэвень. Настенная роспись) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.5846.fjao.com
206. Поэзия. Александр Пушкин - Лирика. Стихи. Поэмы. Сказки. Биография [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.stihi-XIX-XX-vekov/ru/pusshkin544.html
207. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. - Полезные материалы. Статьи - рисуем... [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://risuem.ucoz.ru/publ/2-1 -0-8
Приложение 1. Альбом иллюстраций
Монголия
Шаньси
Г
Натягивать тетиву Ба-да-линв ц310йюнгуань I
ляонин \
-тхень-унь •
Цинь-шан-пинь
/
*
Ч
• ТА
ШШ / л/^ Ш~М1 цинь-шан-пинь 4 Чжан-цзя-коу ^ ш -НН А^уУЛ »"Тк.
(' / Лу Шанхай гуан
Л ! .-чИ 4
, * \Тяньцзинь
Г Провинции хэбэй^ ^
* *
\
*
г
I
Шаньдун
Великая китайская стена. На схеме красным цветом обозначены участки, наиболее часто изображаемые художниками. Зеленым - музеи Великой
китайской стены.
Изображение Великой китайской стены в традициях гохуа
Рис. 1. Чжао Ван Юнь. Великая стена. 1934. Бумага, тушь, 75x131.
Источник: Чжао Ван Юнь. «Путешествия, впечатление, тщательно подобранные
картины».
Рис. 2. Чжао Ван Юнь. Стена. 1934. Бумага, тушь, 75x131.
I* * Ь к \ I
г шг
Рис. 3. Фу Баоши, Гуань Шаньюэ. Красивейшие горы и реки. 1959.
Бумага, тушь, 700x500. Пекин. Большой зал коллекции китайской живописи.
Рис. 4. Гуань Шаньюэ. Великая стена в лучах солнца. 1978.
Бумага, тушь, 76x150. Источник: «Гуань Шаньюэ. Живопись». Пекин. Изд-во «Живопись Китая». 2004.
Рис. 5. Лун Жуй. Осень на Великой китайской стене. 1990. Бумага, тушь, 123х248.
Источник: «Лун Жуй. Живопись». Пекин. Изд-во «Изобразительное искусство
Китая». 2011.
Рис. 6. Лун Жуй. Дух китайской стены. 2005. Бумага, тушь, 290x470.
Рис. 7. У Гуаньчжун. Китайская стена. 2000. Бумага, тушь. 40x90.
Источник: «Гуаньчжун. Живопись». Цзянси. «Изобразительное искусство». 2008.
Рис. 8. У Гуаньчжун. Старое дерево и Великая стена. 1978.
Бумага, тушь, 70x85.
Рис. 9. Лу Шибай. Китайская стена. 1985. Бумага, цветная тушь, 40x70.
Источник: «Лу Шибай. Живопись». Пекин. Изд-во «Живопись Китая».
1990,- 64 с.
Рис. 10. Цень Сунъень. Великая китайская стена. 1984. Бумага, цветная тушь, 54><78.
Источник: «Цень Сунъень. Живопись». Пекин. Изд-во искусств и ремесел. 2006. -
246 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.