Развитие жанра пейзаж в китайской масляной живописи XX - начала XXI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Цзян Дэсай

  • Цзян Дэсай
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 135
Цзян Дэсай. Развитие жанра пейзаж в китайской масляной живописи XX - начала XXI века: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2017. 135 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Цзян Дэсай

Содержание

Введение 3

Глава 1. Формирование жанра пейзаж в современной китайской масляной живописи 15

1.1. История и особенности становления пейзажной масляной живописи в изобразительном искусстве Китая 15

1.2. Развитие китайского пейзажа в контексте русско-китайских культурных отношений 27

1.3. Взаимодействие России и Китая в области художественного образования в ХХ - начале XXI столетия 33

Глава 2. Традиции и новаторство в сложении современного китайского пейзажа в технике масляной живописи 41

2.1 . Реальное и идеальное в современной пейзажной масляной живописи Китая 41

2.2. Влияние традиционной китайской живописи на современную масляную живопись Китая 50

2.3. Соотношение традиционных приемов и образов с реалистическими тенденциями в развитии современной китайской живописи в жанре пейзаж 60

Глава 3. Особенности развития китайского пейзажа в технике масляной живописи во второй половине ХХ - начале XXI века 71

3.1. Символы современного Китая в китайской масляной пейзажной живописи 71

3.2. Искусство художника У Гуаньчжуна в контексте развития жанра пейзаж в китайской живописи 84

3.3. Пейзажисты Гуйлиня 100

3.4. Творчество мастеров группы «Южный пейзаж» как воплощение взглядов современных художников на эволюцию пейзажа в Китае 111

Заключение 120

Библиография 122

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие жанра пейзаж в китайской масляной живописи XX - начала XXI века»

Введение

Диссертация посвящена изучению вопросов становления пейзажа в китайской масляной живописи, творчеству отдельных мастеров и профессиональным объединениям художников, представляющих этот жанр в современном китайском искусстве.

Актуальность исследования. Благодаря освоению техники масляной живописи, насчитывавшей в Европе и России не одно столетие, в Китае произошло сложение оригинального стиля пейзажной живописи маслом. Несмотря на то, что развитие техники масляной живописи в китайском искусстве оказалось теснейшим образом связано с европейскими реалистическими традициями, мастера Поднебесной создали свою особую версию реалистического пейзажа в этой живописной технике. Особенность китайского пейзажа в технике масляной живописи связана с сохранением традиционного для Китая философского понимания природы, проявляющегося не только в композиционно-образном решении картин китайских художников, но в самом процессе создания произведений. К сожалению, в современном мировом искусствознании сложилась ситуация, при которой произведения китайских художников, созданные в традициях реалистического искусства, анализируются без учета этой специфики, что приводит к недопониманию, а в отдельных случаях отрицанию явлений, закономерных для искусства этой страны. В современном китайском искусстве в настоящее время происходят процессы, связанные с самоидентификацией, сопоставлением опыта китайских живописцев с мировым культурным наследием, что проявляется в обращении к национальным традициям и частичному отказу от приемов, привнесенных из Европы. Особенно ярко это

проявляется в искусстве пейзажа, который с одной стороны, своими традициями понимания природы и ее связи с человеком уходит вглубь тысячелетий, с другой стороны, заимствует опыт реалистического пейзажа, пришедший из Европы и России. Данное диссертационное исследование призвано рассмотреть особенности развития жанра пейзаж в искусстве масляной живописи в Китае; выявить роль западной традиции в эволюции китайского пейзажа; определить национальные корни и дать характеристику современного китайского пейзажного искусства; обратиться к творчеству ярчайших представителей этого жанра в современной живописи Китая. Исследование вопросов развития китайского пейзажа в технике масляной живописи обогатит представление о китайском искусстве в российском искусствознании и восполнит пробелы, существующие в вопросах изучения развития современного реалистического искусства в контексте взаимоотношений Востока и Запада.

Состояние и степень изученности проблемы. Искусству китайского пейзажа посвящено множество работ, опубликованных как в Китае, так и за его пределами. Китайской живописи посвящены труды П.А.Белецкого, Е.В.Виноградовой, В.Л.Сычева, М.А.Неглинской, С.Н.Соколова-Ремизова, Е.В.Завадской, Л.И.Кузьменко, а также китайских искусствоведов Линь Му, Линь Фэньмяня, Ван Фэя, Ли Юй, Пан Гункая, Сюй Бэйхуна, Сюй Фугуаня, Чэн Дали, Юань Сяодуна и др. Среди трудов по теории китайской живописи следует отметить исследования Юй Цзяньхуа, Юнь Наньтяня, Дун Цичана, Ли Лайюаня, Линь Фэнмяня, Сюй Цзуляна, У Хунфу и др. Особый интерес представляют труды самих художников, например, «Сборник исследований Чжао Ванъюня»,

«Антология искусства Ши Лу» и др. В основном эти труды посвящены традиционному пейзажу, известному в России как «горы-воды», имеющему долгую историю развития и хорошо развитию символику. Кроме того, имеющиеся труды позволяют проследить изменения оценки и значения творчества представителей китайской живописи в различные периоды времени. Однако вопросам развития реалистического китайского пейзажа, сложившегося относительно недавно, посвящено значительно меньше трудов. Совершенно не освещенной как в китайском, так и европейском искусствоведении оказывается китайский пейзаж второй половины ХХ - начала XXI столетия, созданный в технике масляной живописи. Отдельные публикации, как правило, посвящены творчеству крупных мастеров или выставкам, происходившим в разное время в Китае. Таким образом, практически не существует работ, глубоко и комплексно рассматривающих процессы, происходящие в искусстве масляной живописи в жанре пейзаж в контексте эволюции китайского искусства. Данная работа является первой попыткой комплексного исследования заданной темы.

Объект исследования - китайская живопись.

Предмет исследования - произведения китайских художников в жанре пейзаж в масляной живописи ХХ - начала XXI столетия.

Хронологически предпринятое нами исследование ограничено второй половиной ХХ - началом XXI века - временем интенсивного развития китайского пейзажа в технике масляной живописи, появления различных творческих объединений,

работающих в жанре пейзаж и активной популяризацией их деятельности через выставки и публикации.

Цель исследования - рассмотреть эволюцию реалистического пейзажа в масляной живописи Китая ХХ - начала XXI века.

Задачи диссертационной работы:

1. Осуществить сбор, систематизацию и анализ библиографического и иллюстративного материала, показывающего пути развития китайского пейзажа в XX -начале XXI века.

2. Определить сходства и различия в традициях европейской и китайской живописи. Выявить особенности взаимоотношений европейского и китайского пейзажа в технике масляной живописи во второй половине XX - начале XXI века. Показать значение учебных заведений (европейских, русских, китайских) в развитии пейзажа в искусстве современного Китая. Определить значение пейзажа в технике масляной живописи в культуре современного Китая и найти его место в истории мирового реалистического искусства.

3. Проследить творческие биографии китайских художников, посвятивших себя жанру пейзаж и реалистической масляной живописи. Выявить роль отдельных мастеров в становлении современного китайского пейзажа в искусстве масляной живописи. Ввести в научный оборот произведения китайских художников, работающих в жанре пейзаж в технике масляной живописи. Проанализировать композиционные, колористические и образные особенности этих произведений.

4. Проанализировать деятельность современных творческих коллективов Китая, занимающихся искусством реалистического пейзажа в технике масляной живописи и определить их место в культуре Китая.

Методология исследования. Методы исследования выбраны с целью получения объективных результатов и решения поставленных задач. В работе был применен эмпирический метод сбора и изучения материала. Для выявления достижений китайских мастеров пейзажа, работающих в технике масляной живописи были использованы: сравнительно-исторический, культурно-

исторический методы, а также методы классификации, систематизации, синтеза и прогнозирования дальнейшего развития жанра пейзаж в искусстве масляной живописи.

Сравнительно-исторический метод используется в диссертации для того, что бы выявить причины формирования и развития реалистического пейзажа в китайской живописи. Особенности развития масляной живописи Китая в ХХ - начале XXI в. рассматриваются в контексте развития реалистического пейзажа в России и Западной Европе. Такое сравнение позволяет: выявить степень влияния европейского искусства, в том числе и русского реалистического искусства на современное китайское искусство; определить, каким образом жанр реалистического пейзажа в Китае приобретает популярность среди художников; как осуществляется подготовка художников-пейзажистов в учебных заведениях Китая; рассмотреть как этот жанр в современном реалистическом китайском искусстве реагирует на традиционную живопись «горы-воды»; каким образом китайские художники раскрывают красоту и философию родной природы, опираясь на

традиции европейской и русской реалистической школы; насколько художественные сообщества китайских пейзажистов по задачам и характеру деятельности сопоставимы с европейскими объединениями художников; показать какие темы, помимо образов природы, характерны для китайского пейзажа в технике масляной живописи. Исследование материалов по истории развития жанра пейзаж в искусстве Китая в ХХ столетии позволяет выявить основные этапы формирования пейзажа в китайской масляной живописи и охарактеризовать их специфику. Через сопоставление символического и реалистического в искусстве Китая оказывается возможным выявление специфики передачи форм и образов в китайской живописи. Анализ особенностей культурных традиций Китая, в контексте которых существует и развивается современный пейзаж в технике масляной живописи, позволяет раскрыть художественные законы и правила, характерные исключительно для китайской живописной традиции. Систематизация основных произведений художников Китая, работающих в жанре пейзаж в технике масляной живописи, позволяет в будущем говорить о возможности разработки алгоритма анализа произведений этого жанра в китайской масляной живописи.

Источники исследования. Источниками исследования в первую очередь послужили произведения художников. В ходе выполнения работы были изучены и многочисленные документы из фондов архивов, библиотек и музеев. В работе были использованы произведения живописи и их фотографии, результаты выполненных автором натурных исследований. Для решения поставленных задач было важно использовать не только труды китайских и русских искусствоведов, но и взять интервью у ныне здравствующих

китайских художников, а также собрать и проанализировать работы китайских пейзажистов. Кроме того, к исследованию были привлечены труды по истории и философии Китая.

Систематизация и анализ обширного фактического материала, позволили в целом разрешить задачи, поставленные перед настоящим исследованием. Изучение ряда произведений, рассмотрение творческих биографий и анализ деятельности творческих объединений позволили коснуться более широкого круга вопросов, представляющих интерес с точки зрения музейного дела и художественной педагогики.

Новизна исследования состоит в следующем:

1. обработано и систематизировано большое количество исторического материала по формированию и дальнейшему развитию пейзажа маслом в реалистической масляной китайской живописи; обобщены историко-художественные материалы, проясняющие процесс трансформации взглядов на развитие пейзажной живописи Китая в XX и начале XXI в., выявлены изменения тематического содержания, особенностей композиции, художественных методов создания произведений художниками современного пейзажа; введен в научный оборот в российском искусствознании обширный круг источников по современной китайской пейзажной живописи в технике масляной живописи; обобщены результаты авторского исследования произведений китайской живописи непосредственно в музейных коллекциях, на художественных выставках, в мастерских живописцев.

2. сопоставлены традиции пейзажной живописи «горы-воды» и современной реалистической масляной живописи в китайском искусстве; раскрыты особенности реализации темы

«пейзаж» в современной китайской масляной живописи; выявлена роль российских и европейских художественных традиций в становлении реалистического пейзажа в китайской масляной живописи;

3. введены в научный оборот в российском искусствознании произведения современных китайских художников, работающих в жанре пейзаж в современной масляной живописи; представлен ряд современных китайских художников-реалистов, работающих в технике масляной живописи; произведения современных художников исследованы как с позиций европейского реалистического искусства, так и точки зрения специфики понимания образа природы, характерного для китайской традиции; исследована творческая, научная, педагогическая и общественная деятельность отдельных китайских художников, представляющих жанр пейзаж в китайской масляной живописи;

4. рассмотрены региональные школы современной пейзажной масляной живописи; выявлены художественно-образные особенности произведений, являющихся яркими примерами существования современных школ пейзажа в китайской культуре и названы их региональные отличия; рассмотрена история становления группы «Южный пейзаж» в современной пейзажной живописи Китая, проанализированы произведения китайских художников - представителей этой группы;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые в русском и китайском искусствознании продемонстрированы особенности трансформации теоретических основ и творческой практики традиционной китайской живописи в условиях развития реалистического пейзажа в XX - начале XXI в.

Представители современного искусства Китая создали свой особенный стиль в пейзажной масляной живописи. Иконография изображений, техническое исполнение произведений и т.д., проанализированные в диссертационной работе, будучи введенными в научный обиход в современном искусствоведении, позволят снять имеющееся в европейской науке недопонимание особенностей китайского реалистического искусства. Диссертация содержит положения, которые могут по своей актуальности могут получить дальнейшую, еще более глубокую разработку в последующих историко-искусствоведческих, художественно-культурологических и теоретико-композиционных исследованиях.

Практическая значимость. Практическая ценность работы определяется тем, что сформулированные в диссертации положения могут быть использованы при разработке программ лекционных и практических курсов по истории и теории изобразительного искусства, эстетике, культурологии и других учебных дисциплин, а также в подготовке экскурсионных проектов, и в некоторой степени при проведении природоохранных мероприятий. Результаты исследования могут быть полезны для проведения научных изысканий, посвященных перекрестным проблемам искусства Китая, России и Европы.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы в разработке программ обучения искусству пейзажной живописи в учебных заведениях как в России, так и Китае, экскурсионной и выставочной деятельности, при исследовании вопросов развития современного искусства.

Материалы диссертационного исследования могут быть введены в программу учебных (лекционных и практических) занятий в высших учебных заведениях художественного и художественно-педагогического профиля в Китае и в России, с целью изучения вопросов взаимовлияния русского и китайского искусства, а также использованы при разработке учебно -методических комплексов, связанных с вопросами масляной живописи.

Положения, выносимые на защиту:

1. В искусстве Китая в XX - начале XXI в. получил свое развитие жанр пейзаж, выполненный в технике масляной живописи. В своем развитии пейзаж в этой технике вобрал в себя традиции европейского реалистического пейзажа и присущее китайской культуре философское понимание природы с его символической основой, своеобразным художественным решением и цветопередачей. Это сочетание традиционного и привнесенного породило в живописи Поднебесной особый зрительный ряд, не имеющий аналогов в мировом искусстве.

2. Особенности стиля, композиции произведений, иконографии изображений, техники живописи в искусстве пейзажной масляной живописи Китая обусловлены общей культурной обстановкой и мировоззрением современного китайского общества.

3. Анализ сюжетов, композиции, колорита и т.д. произведений китайских художников - представителей пейзажной масляной живописи позволяет выделить и охарактеризовать сформировавшуюся изобразительную традицию, сочетающую в себе национальное своеобразие китайской традиционной живописи

и лучшее, что было заимствовано в реалистическом искусстве Европы и России.

4. Исторической ролью современной пейзажной живописи маслом является реформирование и обновление традиционной китайской живописи, выражение современного содержания посредством новых приемов и методов. В то же время представители этого жанра в искусстве Китая уделяют больше внимания продолжению и развитию традиций и канонов китайской живописи.

Достоверность результатов и обоснованность научных положений обеспечивается методологической базой проведенного исследования, в основу которого были положены современные методы искусствоведческого анализа, опорой на обширный фактологический материал, включающий значительный объем художественно-творческих, научно-исследовательских и документальных источников.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли свое отражение в публикациях автора в научных изданиях.

1. Цзян Дэсай. Исторические аспекты развития жанра «Пейзаж» в китайской живописи маслом// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 172. С. 139 - 145.

2. Цзян Дэсай, Коляда Е.М. Особенности развития жанра пейзаж в китайской живописи начала XXI века// Научное мнение. 2015. № 7-1. С. 95-98.

3. Цзян Дэсай. Творчество современных китайских художников группы «Южный пейзаж» // Научное мнение. 2015. № 8-1. С. 186-190.

4. Цзян Дэсай. Творчество китайского художника XX века У Гуаньчжуана// Научное мнение. 2015. № 9-1. С. 109-116.

5. Цзян Дэсай. Влияние китайской традиционной живописи на китайской масляную пейзажную живопись// Литература и искусство. 2017. № 13. (китайское издание).

6. Цзян Дэсай. Повествовательные пейзажи - социальные проблемы в китайском современного пейзаже// Литература и искусство. 2017. № 14. (китайское издание).

Кроме того, материалы диссертации были представлены на научных конференциях «Искусствознание в и художественная педагогика в XXI в.» и «Искусство и диалог культур».

Глава 1.

Формирование жанра пейзаж в современной китайской масляной живописи

1.1. История и особенности становления пейзажной масляной живописи в изобразительном искусстве

Китая.

Считается, что впервые масляная живопись пришла в Китай в XVI веке благодаря западным миссионерам [27, 28]. Долгое время китайские мастера не придавали ей большого значения. По-настоящему она получила развитие в Китае только в последние сто лет. Начиная со второй половины XX века, масляная живопись уже стала одной из самых важных техник китайской живописи [1, 21]. Пейзаж, исполненный в технике масляной живописи в последние годы стал очень популярен среди художников и коллекционеров Китая. Работы китайских пейзажистов в этой технике хорошо известны за рубежом [21].

В Китае первый пейзаж, выполненный маслом, относят к кисти неизвестного художника XVIII столетия, который писал картины «на экспорт» [27, 28]. В конце XVIII века город Гуанчжоу, находившийся на Юге провинции Гуандун, являлся единственным торговым портом того времени, это было место, где раньше всего были налажены отношения между Востоком и Западом. В окрестностях Гуанчжоу собирались художники, освоившие акварель, масло и другие пришедшие с запада материалы для живописи и графики, чтобы изображать на картинах особенности местной жизни и обычаи людей и продавать их на экспорт в Европу и Америку. Такие произведения историки искусства прозвали

«экспортные картины». Подавляющее большинство авторов таких картин не оставили настоящих имен, поскольку они были лишь исполнителями, не имевшими какого-то положения в обществе. А те, кто оставил свое имя, например, Линьгуа (Ламгуа, Lamgua,1801-1860), Синьгуа (Sungua, его деятельность 1830-1870) и подобные им, брали псевдонимы, которые было удобно запоминать иностранцам. Есть только несколько таких живописцев, чей жизненный и творческий путь исследовался, ими были Гуань Цзолинь (его деятельность 1825-1860), известный под псевдонимом Спойлум (Spoilum) и Гуань Цяочан (1801-1860), прославившийся под псевдонимом Ламгуа (Lamgua). Вслед за развитием морских торговых отношений между Китаем и Западом, по данным литературных источников, во времена Цин среди импортных товаров, приходивших в Гуанчжоу, была и масляная живопись. Эти картины, пришедшие с Запада, вероятнее всего стали образцом техники для художников, которые потом писали «экспортные картины». Западные художники сыграли ключевую роль в развитии художественного движения «экспортных картин». Наиболее значимым в этом процессе был английский художник Джордж Чиннери (George Chinnery) (1774-1852).

Джордж Чиннери окончил Королевскую академию искусств в Англии, бывал в Макао, Гуанчжоу и Гонконге, где также писал картины и брал к себе учеников, достигших 27 лет. Из всех художников, писавших «экспортные картины», особенно выделялся Гуань Цяочан, который был учеником Чиннери [27, 28].

Следом за увеличением количества торговых портов, художники «экспортной живописи» появились в Шанхае и других портовых городах. Они создавали в основном произведения в жанре

пейзаж, выбирая для работы технику масляной живописи. В направлении «экспортной живописи» известны следующие произведения, уровень которых относительно высок: «Виды китайской деревни» (1790) и «Американское торговое судно терпит крушение в водах Японии» (ок. 1798), написанные Спойлума (Гуань Цзолинь); «Древний храм на берегу реки» (середина 19-го века) и «Одно из министерств торговли в Гуанчжоу» (ок. 1835), принадлежащие кисти Ламгуа (Гуань Цяочана); «Район 13 новых министерств торговли в Гуанчжоу» (ок. 1855) и «Вид на верфь Вампу» (ок.1850) кисти мастера Синьгуа; «Вид издалека на крепость Виктория» (ок. 1854) Юйгуа (Yugua, Yougua, его деятельность 1840-1880), «Вид на набережку Вайтань на реке Хуанпу» (60-е годы 19-го века) работы художника Чжоугуа (его деятельность 1850-1885), а также работы без установленного авторства, такие как «Пожар в районе 13 министерств в Гуанчжоу. Квадриптих» (1822), «Вид южного залива Макао» (ок. 1830), «Район торговых министерств Гуанчжоу» (ок. 1830), «Южный залив и гавань Макао» (ок.1830), «Город Гуанчжоу» (1865) и другие. В конце XIX века, с появлением фототехники, направление «экспортной живописи» постепенно стало отходить на второй план.

В начале XX века, большое количество молодых людей отправлялись в Японию и страны Европы, чтобы учиться живописи. Однако в это время западная живопись уже шла по пути эксперимента. Направления модернизма соперничали с работами художников академистов. Находясь за рубежом, ученики с Востока столкнулись с новыми тенденциями в мировом искусстве и были поставлены перед своеобразным выбором. Так, например, Сюй Бэйхун (1895-1953) и многие его сторонники строго

придерживались курса реалистической живописи западной академической школы, а Линь Фэнмянь (1900-1991), Лю Хайсу (1896-1994) и некоторые другие мастера были склонны подражать мастерам европейского модернизма. Возвращаясь на Родину эти мастера привносили в культуру и искусство Китая теорию и практику западной живописи и методику ее преподавания. Под влиянием художественной деятельности и преподавательской практики Линь Фэнмяня, Сюй Бэйхуна и Лю Хайсу, в Китае были основаны первые государственные специализированные академии художеств, что сыграло важную роль в развитии китайского изобразительного искусства. Многие из этих мастеров активно экспериментировали в области пейзажного жанра, отдавая предпочтение техники масляной живописи, что было не случайным. Пейзаж стал важным предметом изображения для художников, учившихся за границей [27].

Сюй Бэйхун придерживался принципа реализма, который нашел воплощение в его пейзажах «На дороге к храму Цзиминьсы» (1930), «Заснеженный пейзаж» (1936), «Лес в Гималаях» (1940), а также написанные с натуры виды Гуйлиня являются самыми важными его работами в этом жанре. Сюй Бэйхун считается первым значительным живописцем, работавшим в жанре пейзаж в масляной технике [26, 32, 34]. Янь Вэньлян (1893-1988) в своих произведениях «Церковь Святого Марка в Венеции» (1930), «Каналы Венеции» (1930), «Колизей в Риме» (1930), «Торговые кварталы района Путо» (1933) и других стремится к реализму и, одновременно с этим, пишет под влиянием импрессионизма. Пейзажная живопись художника Чжоу Бичу (1903-1995) является образцом импрессионизма. На типичном для Ли Жуйняня (1910-

1985) произведении под названием «Шторм» (1946) мы видим вздымающиеся от ветра облака, сильный дождь, под которым еле идет увязший в грязи человек. Эта картина стала своеобразным символом непростой ситуации в стране, отразившейся на человеческой судьбе. Лю Хайсу питал особую страсть к постимпрессионизму, в его пейзажах несложно увидеть влияние Сезанна и Ван Гога, например, в картинах «Цяньмэнь в Пекине» (1922), «Вид на Жуйси»(1931). Художница Гуань Цзылань (19031986) одна из первых кто в Китае писал картины, находясь под влиянием западной школы фовистов, ее картина «Вид на озеро Сиху» (1929) написана широкими мазками. Художник Ни Идэ (1901-1970) любил изображать городские пейзажи. Излюбленным приемом для него было нанесение черного контура. Вышедший из под его кисти пейзаж Шанхая вызывал у людей ассоциации с манерой живописи французского художника Альберта Марке (1875 - 1947) [4, 45].

После основания Китайской народной республики и вплоть до конца культурной революции, подвергшиеся сильному влиянию политики, разнообразные направления модернизма в искусстве Китая, были отвергнуты и рассматривались как продукт западной буржуазии, за что и были осуждены. Искусство стало служить средством пропаганды и построения социализма. Поскольку пейзажная живопись не могла пропагандировать государственную идеологию, ей не уделяли особого внимания. В это время в пейзажной масляной живописи в качестве изобразительных приемов в основном использовался как метод реализм, большая часть пейзажей имела сильно политизированный сюжет. «Золотой океан» (1956) У Цзоженя (1908-1997), «Путь на Урумчи» (1954) Ай

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Цзян Дэсай, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ай Чжун. О красоте масляной живописи. Журнал Мэйшу (Изобразительное искусство). 1962.

2. Алпатов М.В. Исаак Ильич Левитан (1861-1900) Очерк творчества. -М.-Л.: Искусство, 1975.

3. Анализ и интерпретация произведения искусства. Москва: Высшая школа, 2005. 551 с.

4. Андреева О.М. Мировая художественная культура: учеб. Издание. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 347 с.

5. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие: монография. М.: Наука, 1989. 247 с.

6. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. М: Муравей-Гайд, 1999. 303 с.

7. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. / Сост. В.М.Володарский, 2-е изд. М.: Республика, 1998. 446 с.

8. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества: монография. М., 1989. 607 с.

9. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: монография. М.: «Искусство», 1994. 544 с.

10. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: «Политиздат», 1975. 399 с.

11. Борев Ю. Б. Культура и массовая коммуникация М.: «Наука», 1986. 304 с.

12. Бычков, В. В. Эстетика: учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. 556 с.

13. Бродский Исаак Израилевич: Альбом. Л.: Художник РСФСР, 1988. 41 с.

14. Бурова Г.К., Гапонова О.И., Румянцева В.Ф. Товарищество передвижных художественных выставок : в 2-х т. М., 19521959 гг.

15. Валентин Серов (1864-1911): Альбом. /Авт. вступ. статьи и сост. Сарабьянов Д.В. Л.: Аврора, 1987. 270 с.

16. Валиахметов, М. Ф. История пейзажного жанра [Электронный ресурс]/Ц^: http://www.newclassics.ru

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Ван Пин. Русская Художественная эмиграция в Китае в первой половине ХХ в. Автореф. на соиск. уч. степени канд. иск. по спец. 17.00.04. 2007 г.

Варламова, Е. Н. Пейзаж в русской живописи ХУШ—XIX веков. М.: «Изобразительное искусство», 1989. 71 с.

Ванслов, В. В. О традициях и новаторстве в искусстве // Проблема наследия в теории искусства М.: «Искусство», 1984. 280 с.

Ванслов, В. В. Эстетика и изобразительное искусство. Статьи о произведениях и художниках М.: Памятники исторической мысли, 2007. 344 с.

Ван Фэй. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса. Автореф. на соиск. уч. степени канд. иск. по спец. 17.00.04. 2008 г.

Ван Юн. История обмена китайского и зарубежного искусства. Чанша: Хунанское педагогическое издательство. 1998. 379 с.

Васильев Л.С. Роль традиций в истории и культуре Китая. Сб. статей / АН СССР, Ин-т востоковедения / Под ред. Л.С.Васильева. М.: Наука, 1972. 376 с.

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. 844 с.

Васильев Л. С. Этика и ритуал в традиционном Китае. Сб. статей / АН СССР, Ин-т востоковедения / Под ред. Л.С.Васильева. М.: Наука, 1972. 376 с.

Виноградова Н.А. Сюй Бэйхун. М., 1990.

Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. М.,1972.

Виноградова Н.А. Искусство Китая. М., 1989.

Галушкина А.С. Сергей Васильевич Герасимов. Л.: Художник РСФСР, 1964. 45 С.

Гарнышева Г.А. Борис Владимирович Иогансон. Пермь, 1961. 11с.

Герасимов С.В. Об искусстве. О традициях и новаторстве. Сб. статей. М.: Молодая гвардия, 1973. 63 с.

Глухарёва О.Н. Сюй Бэй-хун. М.: Изогиз, 1957. 14 с.

33. Глухарёва О.Н., Деннике Б.П. Краткая история искусства Китая. М.-Л.: Искусство, 1948. 211 с.

34. Глухарева О.Н. Сюй Бэй-хун. М., 1957.

35. Глухарева О.Н. Искусство народного Китая. М., 1958.

36. Глухарёва О.Н. Постоянная выставка китайского искусства. Путеводитель. / Государственный музей восточной культуры. М.: Искусство, 1958. 87 с.

37. Глухарёва О.Н., Деннике Б.П. Краткая история искусства Китая. М.-Л.; Искусство, 1948. 212 с.

38. Го Жо-сюй. Записки живописца: что видел и слышал. / Пер. с кит. К.Ф.Самосюк. М.: Наука, 1978. 240 с.

39. Горкин, А. П. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: «Росмэн», 2007.

40. Грабарь, И. Э.История русского искусства. том 1Х (книга первая). М.: «Наука», 1965. 610 с.

41. Гнедич, П. П. Шедевры русской живописи. М.: «Белый город», 2006. - 567 с.

42. Громов, Е. С. Начало эстетических знаний: Эстетика и искусство. М.: «Советский художник», 1983. - 335 с.

43. Гуревич, П. С. Культурология: учебное пособие. М.: «Знание», 1998. - 228 с.

44. Гуань Сино. Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций. Автореф. на соиск. уч. степени канд. иск. по спец. 17.00.04. 2009 г.

45. Даниэль С.М. Русская живопись: Между Востоком и Западом. - СПб.: Аврора, 1999. - 340 е., ил. (Национальные школы живописи).

46. ДейнекаА.А. Жизнь, искусство, время. Лит.-худож. наследие. /Сост. и авт. вступ. статьи В.П.Сысоев. Л.: Художник РСФСР, 1974. - 342 с.

47. Долгополов, И. В. Мастера и Шедевры в 3-Х томах Т 3 М.: «Изобразительное искусство», 1988. - 784 с.

48. Дмитриева, Н. А. О прекрасном [Текст] / Н. А. Дмитриева. М.: Искусство», 1960. - 95 с.

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В.Бондаревд. М.: Центрполиграф, 2003.-315 е.: ил.

Жу Чун. План демонстраций. Пекин: Китайская академия искусств, 2000.

Завадская Е.В. Восток на Западе. -М.: Наука, 1970. 127 с.

Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975. -439 е.: ил.

Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М., 1975.

Завадская Е.В. Ци Байши. М., 1982.

Завадская Е.В. Беседы о живописи Ши Тао. М., 1978.

Изобразительное искусство Китая. Альбом / Сост. и авт. вст. Статьи О.Н.Глухарёва. -М.: ИЗОГИЗ, 1956. 148 е.: ил.

Иогансон, Б.В. [Электронный ресурс] URL:

http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=show

page&pid=113

Искусство Китая. Государственный музей искусства народов Востока. М.: Союзрекламкультура, 1990. - 47 с.

Искусство Советского Союза.: Альбом издание второе [Текст] / Вступ. ст. Г. А. Недошивина, худ. ред. Н. А. Кутовой; - Л.: «Аврора», 1982. - 688 с. ил.

Иткина, Л. Пейзажная живопись XVIII—первой половины XIX века [Текст] / Л. Иткина; - М.: «Изобразительное искусство», 1984. - 42 с. ил.

Ильина, Т. В. История искусств. Отечественное искусство [Текст]: Т. В.

Ильина Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Высш. шк.», 2000. - 407 с.

Каган, М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

Каган, М. С. Системный подход и гуманитарное знание: монография. Л.: Издательство ЛГУ, 1991. - 383 с.

Каган, М. С. Философия культуры [Текст]: монография / М. С. Каган. СПб.: ТК «Петрополис», 1996. - 415 с.

66. Каган, М. С. Эстетика как философская наука: Унив. Курс лекций: монография. СПб.: ТК «Петрополис», 1997. - 543 с. ил.

67. Каганович A.JI. Андрей Андреевич Мыльников Andrey Mylnikov. Альбом. - 2-е изд. - Л.: Художник РСФСР, 1986. -281 с.

68. Капица, Ф.С. История мировой культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа http:/vladbiblioteka.com/isnoria-mirovoy-kultury/ vladbiblioteka.com/isnoria-mirovoy-kultury/ 202. html

69. Кеменов, В. С. История русского искусства. Т-IX (книга первая). М.: Наука, 1965. - 586 с.

70. Киселев М. Коровин. Альбом. М.: Белый город, 2001. 110 с.

71. Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера /Сост., пер. с кит. и англ., вступ.ст., очерки и комм. В.В.Малявина. М.: «ОАО Люкс»: «Издательство Астрель»: «Издательство ACT», 2004. - 432 с.

72. Китайское эстетическое воспитание 20 века. /ред. Пань Яочан.

— Шанхайское издательство квалификации и живописи, 1999. (первое издание).

73. Кичигин М.А., Кузнецова-Кичигина В.Е. Русские художники в Китае. / Сост. и автор вступ. ст. Т.А.Лебедева. Ярославль: Изд. Александра Рутмана, 2004. - 173 е., ил.

74. Коллекция современной российской живописи: Каталог. Китай, Тяньцзинь: «Цзясюи», 2002. - 106 е., ил. (на китайском и русском языках).

75. Кононенко, Б. И. Культурология в терминах, понятиях, именах. Справочное пособие. [Текст] / Сост. Б. И. Кононенко;

- М.: «Щит - М», 1999. -405 с.

76. Кравченко КС. Сергей Васильевич Герасимов. М.: Сов. художник, 1985.-237 с.

77. Кравченко, А. И. Культурология: Словарь [Текст] / А. И. Кравченко; -М.: «Академический проспект», 2000. - 670 с.

78. Краткий словарь современных понятий и терминов [Текст] / Сост. и общ. ред. В. А. Макаренко; - 3-е изд., дораб. и доп. -М.: «Республика», 2000. 669 с.

79. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка. [СПб.: «Норинт», 1998. - 1536 с.

80. КравцоваМ.Е. История культуры Китая. 2-е изд. СПб.: Лань, 1999. -415 с.

81. Крадин Н.П. Харбин русская Атлантида. - Хабаровск: Издатель Уваров А.Ю., 2001. - 352 е., ил.

82. Кривцов В.А. Эстетика даосизма. М.: ПОО «Фабула», 1993. -165 с.

83. Кривцун, О.А. Искусство и мир человека: искусство в формировании духовного мира человека [Текст] / О. А. Кривцун. - М.: «Знание», 1986. - 112 с.

84. Кривцун, О.А. Эволюция художественных форм: культурологический анализ [Текст] / О. А. Кривцун; - М.: «Наука», 1992. - 301 с.

85. Кудинова Т.Ю. Русские в Китае. // Вестник ДВО РАН. Владивосток, 1996.

86. Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940. Кн.1, 2. М.: «Наследие», 1994.

87. Купцов И.И. Константин Мефодьевич Максимов. Л.:Художник РСФСР, 1984.- 136 с.

88. Лейкинд ОЛ., Махров К.З., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья. 1917-1939. Биографический словарь. — СПб.: Изд. «Нотабене», 1999. 720 с.

89. Левит, С. Я. Культурология. XX век. Антология [Текст] / Гл. ред. и сост. С. Я. Левит; - М.: «Юрист», 1995. - 703 с.

90. Леонова НТ. Евсей Моисеенко. Л.: Лениздат, 1989. - 269 с.

91. Ли Япин. Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР. Автореф. на соиск. уч. степени канд. иск. по спец. 17.00.04. 2008.

92. Лукьянов А.Е. Лао-Цзы и Конфуций: Философия Дао. — М.: Наука, Изд. фирма «Восточная литература», 2000. 383 с.

93. Лю Синь. Южный выбор - обзор выставки «Южный пейзаж -мои субтропики, 2002 год» // Обозреватель изобразительного искусства. №4. 2003.

94. Люй Пэн. История искусств Китая XX века. Пекин: Издательство Пекинского университета. 2007. 1066 с.

95. Лю Чунь. История китайской масляной живописи. Пекин: Китайское молодёжное издательство. 2005. 462 с.

96. Лясковская, О. А. Пленэр в русской живописи XIX века М.: «Искусство», 1966. - 316 с. ил.

97. Максимов К.М.: Выставка произведений «В Китае. 1956-58». Живопись и рисунок. / Каталог. М.: МОСХ, 1960. - 15 е., ил.

98. Малявин В.В. Китайское искусство. -М.: ОАО Люкс, 2004. 178 е., ил.

99. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: Астрель, 2001. -627 е., ил.

100. Малявин В.В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 1992. - 335 е., ил.

101. Малявин В.В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин. — М.: Молодая гвардия, 2008. 451 с.

102. Мальцева, Ф. С. Мастера русского пейзажа [Текст] / Ф. С. Мальцева; -М.: «Галактика», 1999. -234 с.

103. Медкова, Е. С. Русский национальный пейзаж. Две пространственно-временные модели Институт Художественного Образования Российской Академии Образования. Электронный научный журнал "Педагогика искусства" [Электронный ресурс] URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1 -2009/medkova-model_05_03_2009.htm

104. Мелихов Г.В. Российская эмиграция в Китае (1917-1924 гг.) М.: Институт Российской истории РАН, 1997. - 245 с.

105. Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П.Чистяков теоретик и педагог. - М.: Изд. Академии художеств СССР, 1953. - 229 е., ил.53 .Молева Н.М., Белютин Э.М.

106. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX веков. — М.: Искусство, 1967. - 564 с.

107. Морозов, А. И. Поколение молодых. Живопись советских художников 1960 - 1980-Х годов. [Текст] / А. И. Морозов; -М.: «Советский художник», 1982. 175 с.

108. Морозов, А. И. Соцреализм и реализм [Текст]/А. И. Морозов;

- М.: «Галарт», 2007. - 271 с.

109. Мочалов, Л. В. Развитие жанров в советской живописи. Л.: «Художник», 1979. -320 с.

110. Неклюдова, М. Г. История русского искусства. В 2т. Т.2. Искусство второй половины XIX века. М.: «Изобразительное искусство», 1980. - 288с.

111. Нестеров, М. В. Давние дни: Встречи и воспоминания [Текст] / В. М.

112. Нестеров, сост. Подгот. Текста Т. Ф. Прокопова; Вступ. ст. В. Н. Хмары. - М.: «Русская книга», 2005. - 560 с. ил.

113. Нестерова Е.В. Русские художники духовной миссии в Пекине. // Зарубежные художники и Россия. 4.2. СПб.: Академия художеств, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е.Репина, 1991. -С. 24-30.

114. Николай Рерих = Мко1ау Roerich: Альбом репрод. / Сост. и авт. вступ. статьи Л.В.Короткина. Л.: Аврора, 1976. - 16 е., ил.

- (Мастера мировой живописи)в\.Никонова ИИ. Михаил Васильевич Нестеров. М.: Искусство, 1984. -222 е., ил.

115. Никифоровская И.В. Иосиф Александрович Серебряный. Л.: Художник РСФСР, 1976. - 65 е., ил. .

116. Николаева Н.С. Ци Бай-ши. М., 1958.

117. Нин Бо. Китайские выпускники института им. И.Е.Репина -носители и продолжатели лениградской академической художественной школы. Автореф. на соиск. уч. степени канд. иск. по спец. 17.00.09. 2010 г.

118. Никулина, О. Р. Природа глазами художника. Проблемы развития современного пейзажа [Текст] / О. Р. Никулина, -М.: «Советский художник», 1982. - 175 с.

119. Новейший философский словарь [Текст] / Сост. А. А. Грицанов. Минск: Издательство «В. М. Скакун», 1998. - 896 с.

120. Новоуспенский, Н. Н. А. Ф. Васильев [Текст]: альбом/Авт. вступ. ст. и сост. Н. Н. Новоуспенский; - М.: «Изобразительное искусство», 1991 . - 102 с.

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

Образ родины. Живопись мастеров Российской Федерации 1960 - 1980-Х гг. Т.1-2 / авт. текста В. А. Леняшин, сост. Е. В. Можуховская. Л.:Художник», 1982. 270 с.

Осенчук В. В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун (ХП-ХШ вв.) в Китае. М.: Смысл, 2001. 384 с.

Отдел редакции изобразительных искусств Китая. Открытие в столице крупномасштабной выставки пейзажа «Южная мечта -10 лет «Южного пейзажа»» // Изобразительное искусство Китая. № 1. 2011.

Пань Гункай. 60 лет китайского изобразительного искусства.1949-2009. Альманах в 6 томах. Пекин: издательство Жэньмин. 2009.

Пань Чжэнсян. От конфронтации до блока: китайско-советские отношения в 50, 60 годах 20 века. Докторская диссертация, 1994.

Пастон, Э. В. Василий Дмитриевич Поленов [Текст]/Э. В. Пастон; Л.:«Художник РСФСР», 1991. 192 с.

Пейзаж [электронный ресурс]/ URL: http: //© ArtSeven.Ru -Oil Painting Gallery. All Rights Reserved/.

Передвижники: Альбом / Авт.-сост. Рогинская Ф.С. М.: Арт-Родник, 1997. 176 с.

Петров, В. Исаак Левитан: Альбом [Текст] / В. Петров; М.: Издательство «Белый город», 2000. 64 с.

Пилипенко, В. Н. Пейзажная живопись. СПб.: Художник России», 1993. - 208 с.

Полевой В.М. Двадцатый век: Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М.: Сов. художник, 1989. -452 с.

Полевой В.М. Искусство как искусство: (Без предубеждений и поучений). М.: Изд. Дом, 1995. — 206 с.

Популярная художественная энциклопедия [Текст] / Под ред. В. М. Полевого; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986. Том 1. 476 с.

Проблемы изучения истории российского зарубежья: Сб. статей. М., 1993. 50 с.

135. Проблемы преподавания живописи и рисунка: Сб. науч. трудов./ Сост. Е.М.Елизарова. Науч. ред. проф.

A.А.Мыльников, О.А.Еремеев. СПб.: Ин-тим. И.Е.Репина, 1994. 83 с.

136. Пророкова С.А. Исаак Ильич Левитан. Киев: Радянска школа, 1990.179 е., ил. Репин И.Е. Далёкое и близкое./ Вступит.статья К.И.Чуковского, 9-е изд. - Л.: Художник РСФСР, 1986. - 487 е., ил.

137. Ракова, М. М. История русского искусства: в 3 т. Учебник/ НИИ теории и истории изобраз. Искусств Акад. Художеств СССР; Отв. Ред.: М. М. Ракова, И. В. Рязанцев.- 3-е изд., испр. и доп.-М.: «Изобразительное искусство», 1991.- 508 с.

138. Распертова С.Ю. Современные культурные стратегии китайской народной республики в практике международного взаимодействия. Автореф. на соиск. уч. степени канд. иск. по спец. 24.00.01. 2011 г.

139. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисования. Русская и советская школа рисунка. М.: Просвещение, 1982. 240 с.

140. Роули Дэю. Принципы китайской живописи. / Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера. / Пер. с англ.

B.В.Малявина. -М.: Изд. Астрель, 2004. С. 78-244.

141. Руднев, В. П. Словарь культуры ХХ века. М.: «Аграф», 1999. 384 с.

142. Русакова А.С. Роль художественных традиций в китайском плакате конца 20 - начала 21 в. Автореф. на соиск. уч. степени канд. иск. по спец. 17.00.04. 2012 г.

143. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Середина девятнадцатого века. Под ред. А.И.Леонова. М.: Гос. Изд. Искусство, 1958. 779 с.

144. Русский Харбин./ Сост., предисл. и коммент. Е.П.Таскиной -М.: Изд-во МГУ, 1998. 272 с.

145. Русские художники. Энциклопедический словарь. СПб.: АЗБУКА, 1998. 864 с.

146. Сазонова К.К. Пётр Тимофеевич Фомин. Л.: Художник РСФСР, 1984. 223 с.

147. Самосюк К.Ф. Го Жо-сюй "О трех школах в пейзажной живописи" и "О различии между стилями Хуана и Сюя". /В кн. Гос. Эрмитаж, Культура и искусство Индии и стран Дальнего Востока. Л., 1975.

148. Сарабъянов Д.В. Валентин Серов: Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство. Л.: Аврора, 1982. 380 с.

149. Сарабъянов Д.В. История русского искусства. II половина XIX века: Курс лекций. М.: Изд. МГУ, 1989. 384 с.

150. Сарабъянов Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX века. - М.: АСТ-пресс: Галарт, 2001. - 301 е., ил.

151. СеверюхинД.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции (19171941). Биографический словарь. СПб: Издательство Чернышева, 1994. — (Справочники по русскому искусству)

152. Серикова, Т. Ю. Архетип в пейзаже [Электронный ресурс] URL: http://archvuz.ru/2010_4/1

153. Си Цзинчжн. Русско-советская история искусства. Тяньцзинь. 2000. Си Цзинчжи. Берёзовая роща вдали. Гуансиское издательство «Художество», 2002. (первое издание).

154. Си Цзинчэюи. Шестнадцать лекций по русскому искусству. -Издательство Цихуаского университета, 2005. (первое издание).

155. Синьяк, П. Сюжет в живописи [Электронный ресурс] URL: http: //www. artbazar. com.ua/pub/pub_04. php

156. "Слово о живописи из сада с горчичное зерно". Перевод с китайского Е.Завадской. М., 1969.

157. Соболевский Н.Д. К.М.Максимов. Л.: Художник РСФСР, 1962. - 66 с.

158. Соколов-Ремизов С.Н. К проблеме изучения классического наследия дальневосточной живописи. М., 1972.

159. Сокольникова, Н. М. История изобразительного искусства: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 2 т. Т. 1. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 304 с.

160. Сокольникова, Н. М. История изобразительного искусства [Текст]: учебник в 2 томах/Н. М. Сокольникова, Т-2 - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 217 с. ил.

161. Станкевич Н.И. Б.В.Иогансон. 1893 1973. - Л.: Художник РСФСР, 1978. 40 с.

162. Степанская, Т. М. Искусствоведение [Текст]: учебное пособие для студентов бакалавриата по направлению «Искусство» / Т.М. Степанская, Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. 30 с.

163. Степанская, Т. М. Введение в историю искусств [Текст]: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. 100 с.

164. Стасевич, В. Н. Пейзаж. Картина и действительность [Текст]: Пособие для учителей, / В. Н. Стасевич; - М.: «Просвещение», 1978. - 176 с.

165. Стернин Г.Ю. Илья Ефимович Репин = 11уа Repin: Альбом. Л.: Художник РСФСР, 1985. - 255 с.

166. Су Линь. Китайская масляная живопись XX века. Альманах в 4 томах. Наннин: Гуансиское художественное издательство. 2001.

167. Су Люй. 5 лет: о «Южном пейзаже» // Китайская живопись. № 4/ 2007. С. 7-8.

168. Су Люй. «Южный пейзаж» - все эти годы, все эти люди, все эти дела // Китайская живопись. № 2. 2011. С. 15.

169. Су Люй. «Южный пейзаж» - очень притягательная концепция // В поиске искусства. № 4. 2004.

170. Су Цзинчжи. История русского и советского искусства. -Тянцзинское издательство «Народное художество», 2000. №1.

171. Таскина Е.П. Неизвестный Харбин. Русский Харбин на рубеже XX в. и в 20-е гг. М.: Прометей, 1994. - 159 с.

172. Три века русской живописи. Иллюстрированное издание. СПб.: Изд. Китеж, 2003. 511 с.

173. Тянъ Баогуо. Культурный обмен между Китаем и СССР в 1930 годах.

174. У Гуаньчжун. Красота формы в живописи. //Мэйшу (Изобразительное искусство). № 5. 1979.

175. У Гуаньчжун. Об эстетике абстрактного. //Мэйшу (Изобразительное искусство). № 11. 1980.

176. У Гуаньчжун. Содержание определяет форму? //Мэйшу (Изобразительное искусство). № 3. 1981.

177. Фёдор Решетников: Альбом репродукций. / Авт. сост. Б.В.Вишняков. М.: Изобразительное искусство, 1982. 231 с.

178. Федоров-Давыдов, А. А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки [Текст] / А.А. Федоров-Давыдов; - М.: «Искусство», 1975.- 739 с. ил.

179. Федоров-Давыдов, А. А. Русский пейзаж XVIII - начала XX века. М.: «Советский художник», 1986. - 304 с.

180. Федоров-Давыдов, Исаак Ильич Левитан. М.: «Искусство», 1966. 404 с.

181. Ху Гуанхуа. Китайская масляная живопись династии Мин и Цин. Чанша: Хунанское художественное издательство. 2001. 133 с.

182. Художественное пространство. Пекин: Китайский университет науки и технологий, 2011.

183. Цзинчжи. Искусство России и Восточной Европы. Издательство Китайского народного университета, 2004. (первое издание).

184. Чень Чжэнвэй. Китайская реалистическая живопись ХХ века. Автореф. на соиск. уч. степени канд. иск. по спец. 17.00.04. 2006 г.

185. Чижмак, М. Государственный Русский музей. Т-10 [Текст] / авт. Текста. М. Чижмак; ООО Издательство «Директ -Медиа», М.: 2011. 95 с.

186. Чэнъ Жуйлинъ. Искусство русского авангарда. Гуансиское издательство «Художество», 2001.

187. Чжан Аньчжи. «История китайской живописи». / Пер. с англ.

188. Чжу Гуан. Китайское искусство на современном международном художественном рынке. Автореф. на соиск. уч. степени канд. иск. по спец. 17.00.04. 2008 г.

189. Чэнь Вэньхуа. Выставки русской живописи в Китае. Автореф. на соиск. уч. степени канд. иск. по спец. 17.00.04. 2008 г.

190. Чень Мей Фен. Советско-китайские культурные связи и судьбы изобразительного искусства в Китае (1920-1970 гг.) Автореф. на соиск. уч. степени канд. иск. по спец. 17.00.12. 1995 г.

191. Чэнь Чуаньси. История китайской живописи жанра "горы-воды. Цзянсу. 1988.

192. Чистяков Павел Петрович. Выставка произведений и учебных работ его учеников: Каталог. М.: Просвещение, 1955. 111 с.

193. Щербакова Г. Художник-атташе. //Художник №8,1990 -М.: Союз художников РСФСР, 1990. С. 36-43.

194. Шмотикова Л.А.Классическая живопись Китая. Альбом. М., 1981.

195. Шубина С.А.Русская православная миссия в Китае 18 -начало 20 вв.). Автореф. на соиск. уч. степени канд. иск. по спец. 07. 00. 02. 1998 г.

196. Шувалова, И. Н. И. И. Шишкин [Текст] / альбом, серия «Русские живописцы Х1Х в.»/Авт.- сост. И. Н. Шувалова; Л.: «Художник РСФСР», 1990. 212 с.

197. Щепановская, Е. М. Архетипы России [Электронный ресурс] URL: http ://www. kafedramtai. ru/almanac/177-2010-05-10-13-18-36.html

198. Юн Цзян. Исследование средств выразительности современных художников-пейзажистов. Вспоминая выставку «Южный пейзаж, 2010» // Галерея изобразительного искусства Китая. № 9. 2011.

199. Ягодовская, А. О. О пейзаже [Текст] / А. О. Ягодовская; М.: «Советский художник», 1963. 73 с.

200. Янь Шуфан. Культурные индустрии как механизм реализации ценностных идей китайской культуры. Автореф. на соиск. уч. степени канд. культ. по спец. 09.00.12. 2011 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.