Традиции жанров драматургии русского предромантизма в пьесах Н.В. Гоголя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Нечипоренко, Наталья Валентиновна

  • Нечипоренко, Наталья Валентиновна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2012, Казань
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 166
Нечипоренко, Наталья Валентиновна. Традиции жанров драматургии русского предромантизма в пьесах Н.В. Гоголя: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Казань. 2012. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Нечипоренко, Наталья Валентиновна

Введение.

Глава 1 Поэтика Н.В.Гоголя и русский предромантизм к проблеме генезиса мировоззрения писателя).

1.1.Своеобразие русского предромантизма в русской литературе к началу XIX века.

1.2.Жанры предромантической драматургии.

Общая характеристика.

1.3.Влияние предромантической поэтики на литературно-эстетические взгляды Н.В.Гоголя.

Глава 2 Традиции жанра комической оперы в драматургии Н.В.Гоголя.

2.1.Предромантические мотивы сюрприза и подделки («Владимир третьей степени»,

Тяжба»,«Игроки»).

2.2.Тематика русской комической оперы ХУШвека в драматургии Н.В.Гоголя.

2.3.Явление «комической интриги» в драматургии Н.В.Гоголя.

Глава 3 Традиции предромантических жанров лирической трагедии и шутотрагедии в гоголевской драматургии.

ЗЛПроблема Страсти и Суда(«Альфред», драматическая поэма «Ганц Кюхельгартен», «Театральный разъезд.»).

3.2Шутотрагедия как итог драматургической поэтики предромантизма:

Ревизор» Н.В.Гоголя и «Подщипа» И.А.Крылова.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции жанров драматургии русского предромантизма в пьесах Н.В. Гоголя»

Литературоведение конца XX - начала XXI века представило самые разные направления изучения личности и наследия Н.В.Гоголя, показало продуктивные возможности новых современных подходов к произведениям писателя, открыло для анализа и интерпретации новые аспекты поэтики Гоголя, его художественной философии. Гоголь и русская эмиграция, Гоголь и христианство, Гоголь и современная Россия, Гоголь в культурном пространстве XXI века - эти и многие другие направления исследований свидетельствуют о непреходящей современности произведений писателя. Можно утверждать, что в начале XXI века, противоречивом, переходном периоде для нашей истории и культуры, мы во многом заново открываем для себя Гоголя. Действительно, ряд исследований творчества Н.В.Гоголя последних десятилетий свидетельствует о все возрастающем интересе к ^ генезису поэтики великого писателя и эволюции его художественного мышления, эстетических взглядов.

На фоне многообразия исследований и концепций наиболее нам важны три тенденции:

1. изучение мировоззрения Н.В.Гоголя как подвижной системы, органично сочетающей и интерпретирующей все уровни предшествующей традиции;

2. исследование творчества писателя в аспекте традиций зарубежной литературы. Например, немецкие ученые рассматривают традиции германской демонологии в творчестве Н.В.Гоголя (сборник «Немецкоязычное духовное наследие в мировой культуре», 2011 и некоторые другие исследования). Недавно вышедшая монография Е.Дмитриевой «Гоголь в западноевропейском контексте: между языками и культурами» (2011) посвящена проблемам взаимосуществования и взаимодействи-различных языков, стилей, культур и вероисповеданий в поэтике Н.В.Гоголя

3. активное и многоплановое использование современным литературоведением данных таких наук, как религиоведение, герменевтика, культурология, христианская экзегетика при изучении творчества и мировоззрения писателя (например, сборник «Гоголь как герменевтическая проблема», 2009).

Все обозначенные нами тенденции, существующие на данный момент в гоголеведении, непосредственно подводят и к изучению такой важной области, как «Гоголь и русской литературы XVIII века».

Приход Н.В .Гоголя в русскую литературу в первые десятилетия XIX века обусловил сложность и многогранность его художественной и поэтической системы. Все больший интерес ученых вызывает диалог Н.В.Гоголя с различными литературными системами и направлениями конца

XVIII - начала XIX века. (Например, С.А.Васильев исследует творческий «диалог» «Мертвых душ» Н.В.Гоголя со стилем Державина)[Васильев 2007]

В литературоведении уже устойчиво определились представления о синкретизме данной литературной эпохи, сосуществовании и взаимном влиянии таких литературных направлений, как классицизм, сентиментализм, предромантизм, ранний романтизм и ранний реализм. Смена культурной парадигмы в этот период порождает синкретический характер и художественных систем таких авторов, как Г.Р.Державин, Н.М.Карамзин,

A.Н.Радищев, И.А.Крылов, В.А.Жуковский. Уже сформировалось устойчивое мнение о творчестве М.Н.Муравьева, К.Н.Батюшкова, Н.И.Гнедича, Г.П.Каменева как предромантическом. Высказаны аргументированные суждения о предромантическом характере творчества

B.А.Озерова и П.А.Катенина. Уточняются в этом направлении представления о художественном методе М.М.Хераскова и И.А.Крылова. Ученые выделяют предромантический этап в эволюции творчества не только Н.М.Карамзина, Г.Р.Державина, А.Н.Радищева, но и В.А.Жуковского, А.С.Пушкина.

Становление Гоголя как писателя происходило в первые десятилетия

XIX века, как раз в период, когда предромантизм как совокупность явлений проявлялся в творческих системах многих авторов и был одной из ведущих тенденций в литературной жизни. Особенно ярко переходный характер эпохи, синкретизм жанров и стилей виден в драматургии русского предромантизма этого времени. Влияние традиций жанров драматургии русского предромантизма на пьесы Н.В.Гоголя - практически не исследованная область в современной науке.

Рассматривать своеобразие драматургии писателя не представляется возможным без опоры на теорию, методологию и поэтику русского предромантизма вообще и систему жанровых модификаций предромантической драматургии, в частности. При этом следует заметить, что рассмотрение поэтической системы Гоголя в ее связи с предромантической эстетикой не противоречит устоявшейся в литературоведении традиции соотносить тип художественного мышления писателя с романтическим типом. Более того, именно этот факт доказывает влияние предромантической эстетики на формирование мировоззрения писателя и его эстетических взглядов.

Прямыми предшественниками Гоголя в русском театре были как раз драматурги предромантического направления, прежде всего: Вл.А.Озеров и И.А.Крылов, чьи пьесы в первые десятилетия XIX века пользовались на отечественной сцене очень большой популярностью («Димитрий Донской» и «Фингал» Вл.Озерова, «Илья-Богатырь» И.Крылова).

Актуальность избранной темы исследования обусловлена рядом факторов: а) все большей востребованностью исследования переходных эпох историко-литературного процесса с точки зрения взаимодействия традиций и новых тенденций; б) усиливающейся в последние десятилетия тенденцией исследовать творчество Н.В.Гоголя не как статичную художественную систему, а как развивающуюся и подвижную структуру в ее взаимосвязях с философской, эстетической, художественной мыслью эпохи.

Цель данной работы - выявление и анализ восприятия, трансформации и эволюции жанровых реликтов драматургии русского предромантизма в пьесах Н.В.Гоголя.

Поставленная цель определила следующие задачи:

1. выявить типологические черты русского предромантизма и сферы его влияния на литературную ситуацию начала XIX века - период начала литературной деятельности Н.В.Гоголя;

2. рассмотреть жанровое своеобразие драматургии русского предромантизма, выделить в ней лидирующие и наиболее значимые в последующем литературном развитии жанры;

3. исследовать влияние предромантической эстетики и поэтики на мировоззрение Н.В.Гоголя;

4. проанализировать уровни проявления и трансформации традиций жанра комической оперы в пьесах Н.В.Гоголя;

5. исследовать особенности жанров лирической трагедии и шутотрагедии и изучить эволюцию поэтики данных жанров в драматических произведениях Н.В.Гоголя;

6. определить общее своеобразие жанровых традиций драматургии русского предромантизма в драматических произведениях Н.В.Гоголя, с точки зрения их изменения и развития в новом контексте.

Степень научной разработанности проблемы. Исследовательская проблема «Н.В.Гоголь и русская литература XVIII века» не принадлежит к числу всесторонне и равномерно изученных. Наиболее представлены к настоящему времени три аспекта: «Гоголь и барокко» (Ю.Барабаш, Ю.В.Архипова, Н.В.Хомук) [Барабаш 1995; Барабаш 2004; Архипова 2001; Архипова 2005; Хомук 2000] «Гоголь и классицизм» (Р.М.Гафаров) [Гафаров 1996] «Гоголь и сентиментализм» (В.Ш.Кривонос) [Кривонос 2006; Кривонос 2009]. Между тем, влияние ближайшего к писателю по времени контекста предромантизма осталось пока неисследованным, путь Гоголя наиболее часто соотносят только с романтизмом (Ю.В.Манн, А.М.Гуревич,

И.В.Карташова). Оговоримся, что в последние годы намечены отдельные подступы к данной проблеме.

Например, в диссертации И.Д.Немировской «От русской комической оперы к «раннему» водевилю: генезис, поэтика, взаимодействие жанров (середина XVIII в. - первая треть XIX в.)» уже высказана мысль о влиянии жанра комической оперы как жанра предромантической драматургии на формирование жанров русской драматургии XIX века [Немировская 2008] Комическая опера к началу XIX века существовала как особый целостный жанр, в связи с чем и писатели зачастую обращались к элементам поэтики данного жанра предромантической драматургии, замечает исследовательница. Н.В. Гоголь не случайно, например, использует солдатскую песню из комической оперы М.М.Хераскова «Добрые солдаты» в своей неоконченной комедии «Игроки», указав в ремарке «На известный припев известной песни».

Еще одно интересное для нашего исследования наблюдение сделано в статье Б.М.Петрова « Н.В.Гоголь, П.Мериме и оссианизм в малороссийской литературе» [Петров 2009] Автор доказывает близость сюжета повести «Тарас Бульба» и «Маттео Фальконе» П.Мериме сюжету поэм Оссиана, прослеживает влияние оссианизма на формирование художественного мышления писателя. Оссианизм, как известно, отвечал духу предромантизма и повлиял на становление такого жанра драматургии предромантизма, как лирическая трагедия.

Тем не менее, в данных работах не исследовано системно влияние традиций жанров драматургии предромантизма на пьесы Н.В.Гоголя, не решен вопрос о влиянии эстетической системы предромантизма на взгляды и художественное мышление писателя. Это доказывает новизну нашего подхода.

Методология исследования. Методологической основой диссертации послужили принципы системного подхода к явлениям литературы и культуры, сравнительно-исторического литературоведения, получившие развитие в трудах А.Н.Веселовского, М.М.Бахтина, М.П.Алексеева,

В.А.Западова, Ю.В.Стенника, Н.Д.Кочетковой, Т.В.Федосеевой и ряда других ученых. Мы опирались также на исследования ученых по теории и истории отечественной драматургии (конца XVIII - начала XIX веков): это -- Б.В.Варнеке, А.С.Архангельский, В.А.Бочкарев, Ю.В.Стенник, А.А.Аникст, В.Е.Хализев, М.В.Строганов, Т.В.Федосеева, И.Д.Немировская и др. Приоритетны были для нас и работы, посвященные вопросам поэтики предромантизма: труды А.А.Веселовского, П.ванТигема, Р.Нойхойзера, В.А.Западова, Ю.Д.Левина, В.Н.Аношкиной, К.Крейчи, В.Шредера, А.И.Разживина, Л.Суханека, М.Б.Ладыгина, Т.В.Федосеевой, В.А.Лукова и И.В.Вершинина, С.А.Сионовой, Л.А.Капитановой, Н.Г.Литвиненко, И.Г.Гаврилковой и др.

В нашей диссертационной работе используются данные: историко-типологического, сравнительно-типологического, историкофункционального, биографического методов, а также элементы системного подхода.

Объектом исследования послужили: а) пьесы Н.В.Гоголя разных периодов творчества: комедии «Ревизор» (1836), «Женитьба» (1833-1841), «Игроки» (1842), незавершенные пьесы «Владимир третьей степени» (1832-1834), «Альфред» (1835), б) так называемые «драматические отрывки» и «отдельные сцены»: «Тяжба» (1840), «Отрывок» (1840), «Утро делового человека» (1836), «Лакейская» (1839-1840), в) произведения писателя с характерной доминантой драматического начала: «Ганц Кюхельгартен» (1829), «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1842), «Развязка «Ревизора»» (1846), а также, при анализе предшествующего контекста, пьесы отечественных драматургов-предромантиков в жанрах комической оперы, лирической трагедии и шутотрагедии.

Предмет исследования - процесс изменения и эволюции реликтов жанров русской предромантической драматургии в пьесах Н.В.Гоголя.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее наблюдения, выводы, как и полученные в ходе исследования результаты могут быть затем использованы и развиты при изучении: поэтики жанров драматургии предромантизма, влияния традиций предромантизма в творчестве писателей последующего времени, а также при дальнейшем рассмотрении художественных особенностей драматургии Н.В.Гоголя.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мировоззрение и творчество Н.В.Гоголя активно предрасположены к восприятию влияний предшествующей литературной традиции предромантизма, к их трансформации и дальнейшему развитию.

2. Наиболее существенную роль в пьесах Н.В.Гоголя и в его произведениях с доминирующей драматической природой сыграли элементы предромантических жанров: комической оперы, лирической трагедии и шутотрагедии.

3. Как в русском предромантизме идет взаимопроникновение различных жанровых форм (лиризация драматических жанров и драматургизация лирики), так и в пьесах Гоголя происходит взаимодействие разных уровней: идейно-мифологического, структурно-композиционного, мотивно-тематического.

4. В драматургии Гоголя частотно наблюдаются характерные для предромантической поэтики:

- трехуровневое видение мира (Прошлое - Настоящее - Идеал) (как в незавершенной лирической трагедии «Альфред» или в драматической поэме «Ганц Кюхельгартен»);

- рассмотрение единой мифологической составляющей исторического прошлого с установкой на смешение / синтез различных культур;

- соотнесение идеи писателя- мессии с категориями «игры» и «ужасного»; в реликтовом влиянии жанра шутотрагедии эти полярные полюса сходятся, образуя единую новую поэтику абсурда.

Практическая значимость диссертации видится нам в том, что содержащиеся в ней наблюдения и конкретный анализ произведений могут быть использованы в практике вузовского преподавания при разработке курсов по истории русской литературы и драматургии конца XVIII - начала XIX века, разработке специальных курсов по драматургии Н.В.Гоголя, а также в процессе последующего углубленного научно-теоретического и научно-практического изучения творчества Н.В.Гоголя, при создании соответствующих учебных программ и пособий.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены в докладах на внутривузовских, региональных, зональных, международных конференциях: «XXXI Зональная конференция литературоведов Поволжья» (16-17 мая, 2008 г., г.Елабуга), Международная научно-практическая конференция «Гоголь и мировая культура. Проблемы психологии понимания» (29-31 мая 2009 г., г.Самара), УП-я Республиканская научно-практическая конференция

Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день») (25-27 января 2010 г., г.Казань), У-ая Международная научно-практическая конференция «Проблемы изучения русской литературы XVIII века» (1-2 октября 2011 г., г.Самара), 1-я Региональная конференция «Гоголь в XXI веке», посвященная 200-летию Н.В.Гоголя (24-25 ноября, 2009г., г.Набережные Челны), Всероссийская научная конференция «Литературные чтения в усадьбе Боратынских» ( 24-25 апреля 2009г., г.Казань). Опубликовано семь статей по теме диссертационного исследования, в том числе - три статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура работы определяется предметом исследования, логикой изложения материала и соответствует сформулированным целям и задачам.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Нечипоренко, Наталья Валентиновна

Заключение

Итак, как показало наше исследование, многоаспектное влияние драматургии русского предромантизма на взгляды и творчество Н.В.Гоголя очевидно. При этом объясняется оно целым комплексом факторов: а) историко-биографических (в т.ч. - родная писателю украинская культура как хранительница традиций литературы XVIII века: от религиозной поэтики позднего барокко до фольклорно-игровой поэтики предромантизма); б) историко-литературных (драматурги русского предромантизма -прямые предшественники Гоголя, как его представлений о театре, так и выхода его произведений на театральную сцену; предромантические жанры комической оперы, лирической трагедии и шутотрагедии как лидеры, определяющие лицо догоголевской драматургии конца XVIII - начала XIX веков). Важно здесь и то, что Гоголь, увлекаясь театром еще в Нежинской гимназии, участвовал в постановках пьес современных ему драматургов, среди которых были В.А.Озеров и А.И.Писарев, в чьем творчестве ярко проявились черты предромантизма; в) литературно-эстетических (представления о роли писателя-мессии (гения) в трехуровневой системе истории и культуры (Прошлое - Настоящее - Идеал), идея поиска общей мифологической основы различных национальных культур мира, модификации игровой поэтики как одной из основ театральной эстетики рубежа XVIII-XIX веков и т.д.).

Далее следует обратить внимание на четыре общих момента:

А) В первую очередь, традиции предромантической художественной системы в поэтике Гоголя проявились на уровне усвоения писателем фольклорных традиций. Если романтики проявили исследовательский этнографический интерес к фольклору, постоянно соотнося это со своей концепцией трагедии личности в истории, то для предромантиков и для Гоголя народное творчество было интересно с точки зрения идеи «всеобщности», которую сравним: хорошо известные Гоголю драмы начала XIX века: «Вельзен, или Освобожденная Голландия» Ф.Глинки, «Михаил, князь Черниговский» С.Глинки - и эксперимент самого драматурга: «Театральный разъезд»),

Г) гротескно-пародийный, в контексте поэтики шутотрагедии (через проблему «типизации абсурда» в «Ревизоре» и «Театральном разъезде»).

Два последних момента восходят у Гоголя-драматурга также к характерной для предромантизма проблеме противостояния / взаимодействия абсолютных метафизических начал Добра и Зла в нравственной натуре человека (например, как в пьесе В.Т.Нарежного «Димитрий Самозванец», 1804). В таких контрастных мирах странствует Ганц Кюхельгартен; как высшую цель - преодолеть эту оппозицию - ставят перед собой герои лирической трагедии «Альфред». Метафизическое Зло, кроющееся в нравственной ущербности людей, побеждает мир в системе «ревизорских» текстов («Ревизор», «Развязка Ревизора», «Театральный разъезд»). можно рассматривать как способ преодоления трагичности и катастрофичности бытия.

Б) Взгляды Гоголя на историю также испытали влияние эстетики предромантизма. Как и в художественном мире предромантиков, в творчестве писателя историческое время предстает как система разных уровней, где переплелись прошлое, настоящее и будущее, подвластное воле поэта-гения.

В) Особенный интерес Гоголя к эпохе средневековья объясняет функционирование в эстетической системе писателя категории «ужасного/страшного», имеющей предромантические (готические) корни.

Г) Восходит к предромантизму и такой уровень литературно-эстетических взглядов Гоголя, как игровая поэтика. Игра-обман прочно вошла в систему организации интриги пьесы, как и игра-перевоплощение героя, граничащее с утратой реальности и близкое к сумасшествию.

Влияние системы драматургии предромантизма на художественный мир Н.В.Гоголя особенно ярко прослеживается в его драматических произведениях, в силу обозначенных нами выше причин. Среди жанров предроман-тической драматургии лидирующие позиции заняли: комическая опера, лирическая трагедия и шутотрагедия. Именно в этих жанрах обозначился переходный характер поэтической и эстетической системы драматургии предромантизма, происходили размывание жанровых границ и трансформация жанровых форм. Жанр комической оперы наиболее был связан с фольклорными традициями, игровой поэтикой, в жанре лирической трагедии нашли отражение представления предромантиков об истории и историческом прошлом народов, а шутотрагедию можно считать итоговым синтетическим жанром, вобравшим в себя и черты комической оперы, и лирической трагедии (в аспекте абсурдизации).

Элементы поэтики комической оперы, лирической трагедии и шуто-трагедии мы находим как в пьесах Н.В. Гоголя, так и в его произведениях характерной драматической природы («Ганц Кюхельгартен», «Театральный разъезд.»).

Уже на локальном тематическом уровне прослеживается сходство драматических произведений Н.В.Гоголя и пьес писателей-предромантиков. Представим это соотношение в следующей таблице:

Протекающая тема произведений Пьесы драматургов-предромантиков Пьесы Н.В.Гоголя

Авантюрно-плутовская традиция и тема «игры мошенничества» комические оперы: М.А.Матинского - «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1781), И.А.Крылова -«Кофейница» (1804), Г.Р.Державина - «Дурочка умнее умных» (1803) незавершенная комедия Н.В.Гоголя «Владимир третьей степени» (1832-1834), драматические сцены: «Тяжба» (1840), «Утро делового человека» (1836), комедия «Ревизор» (1836)

Тема обмана как завершающего интригу начала и первой ступени осмысления аб-сурдизации мира комические оперы: А.О.Аблесимова - «Мельник-колдун, обманщик и сват» (1779), Я.Б.Княжнина - «Несчастье от кареты» (1779) и «Сбитенщик» (1784), М.А.Матинского -«Санкт-Петербургский гостиный двор» (1781) комедия Н.В.Гоголя «Игроки» (1842), драматические сцены: «Утро делового человека» (1836), «Отрывок» (1840)

Любовно-авантюрная тема и проблема случая в мире (в т.ч. - через игровую ситуацию «женитьбы») комические оперы: М.А.Матинского - «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1781), Н.А.Львова -«Сильф, или Мечта молодой женщины» (1790), А.О.Аблесимова - «Мельник-колдун, обманщик и сват» (1779) комедия Н.В.Гоголя «Женитьба» (1833-1841)

Тема мифологии исторического прошлого в различных национальных культурах пьесы: Вл.А.Озерова -«Фингал» (1805) и «Дмитрий Донской» (1806), Г.Р.Державина - «Евпрак-сия» (1808), «Василий Темный» (1808), «Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи»(1805) незавершенная драма Н.В.Гоголя «Альфред» (1835)

Проблема личностной рефлексии и страдания в истории трагедии: Г.Р.Державина -«Ирод и Мариамна» (1807), Вл.А.Озерова - «Поликсена» (1809) драматическая поэма Н.В.Гоголя «Ганц Кюхель-гартен»(1829)

Тема абсурдизации мира и человека шутотрагедия И.А.Крылова «Подщипа, или «Трумф» (1800) пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор» (1836)

Традицию жанров драматургии предромантизма можно увидеть у Гоголя и на мотивном уровне:

А) Мотивы сюрприза и подделки, характерные для жанров комической оперы и шутотрагедии, проявляют себя во взаимодействии на таких уровнях драматического произведения, как: организация сценического действия, тип драматического персонажа.

Гоголь, как и драматурги-предромантики, создает пары персонажей-злоумышленников, чей злой умысел ведет к «комической» катастрофе, использует мотивы сюрприза и подделки и в сатирических целях. Но при этом у него мотивы сюрприза и подделки подготавливают «мультимиражность» интриги - с одной стороны, и с другой стороны уже затрагивают характерную проблему абсурдизации мира (в том числе - и через смешение мотивов торжества и наказания порока в финале пьесы).

Б) Мотивы неосуществимой мечты и «обманутого обманщика» также функционируют на уровне комической интриги и подготавливают знаменитое гоголевское открытие - «миражную интригу».

В) Мотив мечты Гоголь ис- пользует вместе с игровыми принципами комической оперы, все «перемешивает», подчиняя и мечты героев низким бытовым интересам, как и в целом - внутренней, психологической характеристике персонажей.

Традиция бытописания жанра комической оперы реализовалась в пьесах Н.В.Гоголя на уровне изображения жизни купеческого, мещанского сословия и быта чиновников и фольклорных обрядов. При этом, однако, введение в пьесы фольклорных обрядов (например, свадебных - в комедии «Женитьба») служит не только бытописательной типизации, но и затрагивает проблему абсурдизации жизни. Свойственная фольклору игра языковыми пластами приобретает у Гоголя свойство «диалога абсурда».

В аспекте проблемно-тематическом Гоголю-драматургу важна центральная для жанра предромантической лирической трагедии проблема Страсти / Суда. Она находит решение в следующих аспектах:

- религиозном (писатель остается верен востребованной предроманти-ками древнерусской идее нравственной ответственности и служения);

- историософском (как и предромантики, Гоголь обращается к поиску единых мифологических основ для мировых культур («Альфред»);

- «лирико-идиллическом» (он связан с предромантической «слезной драматургией» - ср. в «драматической поэме» «Ганц Кюхельгартен»), а в жанре шутотрагедии:

- гротескно-пародийном (Гоголь использует прием пародии и абсурдизации, типичный для жанра шутотрагедии: пародия на любовную сюжетную линию, с принципом абсурдизации связаны мотив еды, поэтика «миражного» финала).

Проблема Суда в пьесе Н.В .Гоголя «Театральный разъезд» восходит к актуальной для литературы предромантизма проблеме поэта-мессии, способного увидеть мир в его динамике и пересоздать его.

На итоговом жанровом уровне мы можем заключить следующее:

1. Традиции жанра комической оперы реализуются в драматургии Н.В.Гоголя на нескольких уровнях: мотивном, тематическом и на уровне комической интриги. Типологическое сходство мотива сюрприза и подделки проявляется в организации комической интриги, ее усложненной структуры, в расстановке действующих персонажей - введении персонажей-злоумышленников, двойственном характере финала. Тематика жанра комической оперы используются Гоголем с характерным для писателя смысловым приращением: фольклорный обряд становится и средством показать аб-сурдизацию жизни, игровая поэтика комической оперы помогает писателю смешать «высокое» с «низким», игра стилистическими пластами ведет к «диалогу абсурда». Известная «миражная интрига» пьес Н.В.Гоголя восходит к комической интриге, важные показатели которой находим в пьесах Н.В.Гоголя: мотив неосуществимой мечты, тему случая, явление плутовства-интриганства;

2. В драматургии Н.В.Гоголя, через связь с жанром лирической трагедии, отражены и такие показательные для предромантической эстетики и философии позиции, как трехуровневое видение мира (находит воплощение в триаде прошлое-настоящее-идеал в исторической драме, изображение героя между мечтой о высшем назначении и земным счастьем (драматургическая поэма «Ганц Кюхельгартен»), идея писателя-мессии, способного к духовному преобразованию мира (пьеса «Театральный разъезд после представления новой комедии»), диалог разных культур, выражающийся в столкновении язычества и христианства (пьеса «Альфред»). Связь с жанром лирической трагедии возможно рассматривать на уровне дихотомии Страсть/Суд в историософском и религиозном вариантах. Гротескно-пародийный аспект решения данной дихотомии можно увидеть в контексте жанра шутотрагедии, где ярко используются приемы абсурдизации и пародии, близкие драматургии Н.В.Гоголя.

Выявленные нами элементы поэтики жанров драматургии предромантизма в пьесах Н.В.Гоголя позволяют выйти на проблему «Гоголь и предромантизм» и при подведении итогов анализа эстетической системы писателя.

1. В драматургии Гоголя мы не видим характерное для романтизма двоемирие, писатель представляет трехуровневое видение мира (представление исторического времени в драме «Альфред»):Прошлое-Настоящее-Идеал

2. При рассмотрении проблемы истории писатель исходит из идеи комплексного рассмотрения мифологического прошлого народов, установка на смешение культур своеобразно преломляется в изображении языческой и христианской традиции («Альфред», «Ганц Кюхельгартен»)

3. Активизация и трансформация авторского начала в пьесах гоголя связаны с предромантической идеей писателя-мессии («Театральный разъезд после представления новой комедии»).

4. Обращение Гоголя к категории «ужасного» связано как с общим характерным для предромантизма увлечением мифологией средневековой культуры, так и конкретнее - с готической предромантической традицией (драматическая поэма «Ганц Кюхельгартен»)

Предромантическая игровая поэтика пронизывает художественную структуру пьес Гоголя: это и игровой характер комического в пьесах, и игра как тема пьесы («Игроки»), а также «играющие» персонажи, игра языковыми стилистическими пластами, и игра-пародия и др. Через реликтовое влияние шутотрагедии выходит это и к проблеме абсурдизации мира («Ревизор»).

Кроме того, ряд характерологических черт русского предромантизма и сохраняется в поэтике Гоголя, и трансформируется. Специфика восприятия Гоголем предромантической традиции в следующем:

1. Характерный для предромантизма принцип игры в художественной системе Гоголя соотносится с религиозным видением фольклорной тематики (эссе, жанр лирической трагедии), явлением бытовой авантюрной интриги традиции жанра комической оперы). Предромантические оппозиции (мечта - человек - реальность) уступают место множественности контрастных начал: «мультимиражность» интриги, абсурдизация в философско-этической проблематике.

2. Основополагающая для русского предромантизма идея оптимизма (жизнь как свет и гармония) под влиянием религиозно-философских воззрений писателя трансформируется в его учение о всеобщности / соборности мира.

3. Представления предромантиков о смешении / синкретизме разных уровней времени преобразуются в творчестве Гоголя в идеи взаимодействия двух уровней мифологического историзма - языческого и христианского (традиции жанра лирической трагедии).

4. Предромантический принцип человека-гения, управляющего системой троемирия, развивается в творчестве Гоголя в представления о трагедийности мира, кризисе мироздания, мотивам двойничества и сумасшествия (традиции жанров комической оперы и шутотрагедии

Данная работа показала значимость традиций предромантизма в поэтике Н.В.Гоголя, расширила представления о генезисе литературно-эстетических взглядов, художественных средств и приемов писателя, его творческого мира. Рассматривая творчество великого писателя в контексте традиций предромантизма, мы не только не умаляем его индивидуальных, авторских открытий, его гениальности, но и подчеркиваем то глубокое смысловое наращение в традицию, вклад в развитие художественной мысли и становление русской литературы и культуры в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Нечипоренко, Наталья Валентиновна, 2012 год

1. Гоголь Н.В. Полн.собр.соч: в 14 т. / Н.В.Гоголь. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1932-1952.

2. Гоголь Н.В. Собр.соч.: в 6 т. / Н.В.Гоголь. -М.: Худож.лит.,1959.

3. Гоголь Н.В. Собр.соч.: в 8 т. / Н.В.Гоголь. М.:Худож.лит.,1984.

4. Гоголь Н.В. Собр.соч: в 7 т. / Н.В.Гоголь. М.: Худож.лит., 1984.

5. Аблесимов А.О. Мельник-колдун, обманщик и сват / А.О.Аблесимов // Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII -начала XIX века. Л.: Советский писатель, 1990. - С.191-221.

6. Белинский В.Г. Русский театр в Петербурге / В.Г.Белинский // Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: в 13 т. М.: АН СССР, 1955. - Т. 6. - С.76-89.

7. Вересаев В.В. Гоголь в жизни / В.В.Вересаев // Собр.соч: в 3 т. М.: Правда, 1990. - Т.З. - С.317-517.

8. Державин Г.Р. Атабалибо, или разрушение Перуанской империи / Г.Р.Державин // Державин Г.Р. Сочинения: в 9 т. / С объяснит.примеч. Я.К.Грота. СПб.: Изд.Император.Акад. наук, 1864 - 1883. - Т.4. - СПб., 1864 - С.473-512.

9. Державин Г.Р. Дурочка умнее умных / Г.Р.Державин // Державин Г.Р. Сочинения: в 9 т. / С объяснит.примеч. Я.К.Грота. СПб.: Изд.Император.Акад. наук, 1864 - 1883. - Т.4 - СПб., 1864. - С.513-579.

10. Державин Г.Р. Евпраксия / Г.Р.Державин // Державин Г.Р. Сочинения: в 9 т. / С объяснит.примеч. Я.К.Грота. СПб.: Изд.Император.Акад. наук, 1864 - 1883. - Т4. - СПб., 1864. - С.293-381.

11. Державин Г.Р. Ирод и Мариамна / Г.Р.Державин // Державин Г.Р. Сочинения: в 9 т. / С объяснит.примеч. Я.К.Грота. СПб.: Изд.Император.Акад. наук, 1864 - 1883. - Т4. - СПб., 1864. - С.211 - 293

12. Державин Г.Р. Темный / Г.Р.Державин // Державин Г.Р. Сочинения: в 9 т. / С объяснит.примеч. Я.К.Грота. СПб.: Изд.Император.Акад. наук, 1864 - 1883. - Т4. - СПб., 1864. - С.381- 472.

13. Княжнин Я.Б. Избранные произведения / Я.Б.Княжнин / Вступ.ст. Л.И.Кулаковой. Л.: Советский писатель, 1961. - 770 с.

14. Княжнин Я.Б. Несчастье от кареты / Я.Б.Княжнин // Русская драматургия XVIII в. -М.: Современник, 1987. С.65-72.

15. Крылов И.А. Собрание сочинений: в 2 т. / И.А.Крылов. М.: Худож.лит., 1956.

16. Крылов И.А. Собрание сочинений: в 2 т. / И.А.Крылов. М.: Художественная литература, 1969.

17. Львов H.A. Сильф, или Мечта молодой женщины / Н.А.Львов // Львов H.A. Избр.соч. СПб.: Пушкинский дом, 1994. - С.202-252.

18. Матинский М.А. Санкт-Петербургский Гостиный двор / М.А.Матинский // Русская комедия и комическая опера XVIII века. М.: Искусство, 1950. - С.45-125.

19. Народный театр / Сост., вступ.ст., подгот.текста и коммент. А.Ф.Некрыловой, Н.И.Савушкиной. М.: Сов.Россия, 1991. - 544 с.

20. Озеров В.А. Фингал / В.А.Озеров // Литературные памятники. Л.: Наука, 1983. - С.56-72.

21. Озеров В.А. Трагедии. Стихотворения / В.А.Озеров / Вступ.ст. И.Медведевой. Л.: Искусство, 1960. - 294 с.

22. Попов М.И. Анюта / М.И.Попов // Русская драматургия XVIII века. М.: Современник, 1987. - С.118-135.

23. Чернышевский Н.Г. Записки о жизни Н.В.Гоголя / Н.Г.Чернышевский // Полн.собр.соч. М.: Гослитиздат, 1947. - Т.З. - С.527-528.1.. Научно-теоретическаялитература

24. Алексеев М.П. Первое знакомство с Данте в России/М.П.Алексеев//От классицизма к романтизму: из истории международных связей русской литературы.-Л.:Наука, 1970.-С.6-62.

25. Аникст A.A. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга: История учений о драме / А.А.Аникст. М.: Наука, 1967. - 455 с.

26. Архипова A.B. О русском предромантизме / А.В.Архипова // Русская литература. 1978. -№ 1. - С. 14-25.

27. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М.М.Бахтин. М.: Худож.лит., 1975. - 504 с.

28. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / М.М.Бахтин. -М.: Худож.лит., 1986. 543 с.

29. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М.Бахтин. М.: Худож.лит., 1990. - 541 с.

30. Белый А. Мастерство Гоголя / А.Белый. М.: МАЛП, 1996. - 351 с.

31. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литературы / П.Н.Берков. -Л.: Худож.лит., 1981.-495 с.

32. Бухаркин П.Е. Проблема комического в русской комедии середины XVIII века/П.Е.Бухаркин// XVIII век.Сб.18/ Рос. АН, Ин-т рус.лит.(Пушкин.дом).- СПб. Наука, С.-Петерб.изд.фирма,1993.-C.313-321.

33. Вайскопф М.И. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст / М.И.Вайскопф. М.: РГГУ, 2004. - 686 с.

34. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века (Историко-проблемный очерк просветительской мысли) / А.П.Валицкая. М.: Искусство, 1983. - 238 с.

35. Вацуро В.Э. Готический роман в России / В.Э.Вацуро. М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 544 с.

36. Васильев С.А. "Стилевые тради- ции Г.Р.Державина в русской литературе XIX начала XX века/ С.А.Васильев - Москва: Изд-во Лит.ин-та, 2007. - 256 с.

37. Вершинин И.В. Предромантизм в Англии / И.В.Вершинин, В.А.Луков. -Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. 320 с.

38. Вершинин И.В. Предромантические тенденции в английской поэзии

39. XVIII века и «поэтизация» культуры / И.В.Вершинин. Самара: Изд-во СамГПУ, 2003.-354 с.

40. Вершинин И.В. Предромантизм и романтизм / И.В.Вершинин, Вл.А.Луков. Самара: Изд-во СамГПУ, 2006. - 232 с.

41. Веселовский А. Западное влияние в новой русской литературе / А.Веселовский. М., 1916. - Изд. 5-е, доп. - 259 с.

42. Виноградов И.А. Гоголь-художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания / И.А.Виноградов. М.: Русское слово, 2000. - 267 с.

43. Виролайнен М.Н. Исторические метаморфозы русской словесности / М.Н.Виролайнен. СПб.: ТИД Амфора, 2007. - 495 с.

44. Воропаев В.А. Гоголь над страницами духовных книг / В.А.Воропаев. -М.: Академия, 2002. 484 с.

45. Гаврилкова И.Н. Предромантизм в русской поэзии конца XVIII начала

46. XIX веков: Автореф.дисс. . канд.филол.наук / И.Н.Гаврилкова; Мос-ковск.пед.гос.ун-т. М., 2003. - 20 с.

47. Гуревич A.M. Романтизм в русской литературе / А.М.Гуревич. М.: Просвещение, 1980. - 103 с.

48. Жирмунский В.М. Английский предромантизм / В.М.Жирмунский // Жирмунский В.М. Из истории западно-европейских литератур. Л.: Наука, 1984.-С. 149-174.

49. Замалеев А.Ф. История русской культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. -262 с.

50. Западов В.А. Литературные направления в русской литературе

51. XVIII века / В.А.Западов. СПб.: ИМА-Пресс, 1995. - 79 с.

52. Зорин А. «Вслед шествуя Анакреону.» / А.Зорин // Цветник: русская «легкая поэзия» конца XVIII начала XIX века.- М., 1987.- С.5-53.

53. История романтизма в русской литературе (1790-1825) / Отв.ред.: А.С.Курилов. М.: Наука, 1979. - 312 с.

54. Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике. К.Н.Батюшков. Н.И.Гнедич / В.Н.Касаткина. М.: Изд-во Московск.обл.пед.ин-та, 1987. -88 с.

55. Кашина Н.В. Жанр как эстетическая категория / Н.В.Кашина. -М.: Знание, 1984.-64 с.

56. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма (Эстетические и художественные искания) / Н.Д.Кочеткова. СПб.: Наука, 1994. -340 с.

57. Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. / Л.И.Кулакова. Л.: Просвещение, 1968. - 343 с.

58. Ладыгин М.Б. Предромантизм в мировой литературе / М.Б.Ладыгин. М., 2000.-368 с.

59. Левин Ю.Д. Оссиан в русской литературе: конец XVIII первая треть

60. XIX веков / Ю.Д.Левин. Л.: Наука, 1980. - 204 с.

61. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера -история / Ю.М.Лотман. - М.: «Языки русской культуры», 1996. - 448 с.

62. Лотман Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX столетия / Ю.М.Лотман // Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту: Тартус.ун-т, 1973. - С.42-74.

63. Луков Вл.А. Предромантизм / Вл.А.Луков. М.: Наука, 2006. - 683 с.

64. Луков Вл. А, Вершинин И.В. Предромантическая «поэтизация» в английской культуре XVIII века//ХУ Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сб. статей и материалов.-М.: МПГУ, 2003.- С.49-51.

65. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа / Ю.В.Манн. М.: Советский писатель, 1987. - 319 с.

66. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. / Ю.В.Манн. М.: Худож.лит., 1988. - 2-е изд., доп. - 413 с.

67. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме / Ю.В.Манн. M.: «Coda», 1996.-474 с.

68. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма / Ю.В.Манн. М.: Наука, 1976. -376 с.

69. Мильдон В.И. Эстетика Гоголя / В.И.Мильдон. М.: ВГИК, 1998. - 127 с.

70. Немировская И.Д.От русской комической оперы к «раннему» водевилю: генезис, поэтика, взаимодействие жанров (середина XVIII в. первая треть Х1Хв.): Дис. . докт. филол.наук / И.Д.Немировская; Москва, 2009. -361 с.

71. Пашкуров А.Н. Категория Возвышенного в поэзии русского сентиментализма и предромантизма: Эволюция и типология / А.Н.Пашкуров. Казань: Изд-во Казанск.ун-та, 2004. - 212 с.

72. Петров A.B. Становление художественного историзма в русской литературе XVIII века / А.В.Петров. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. - 286 с.

73. Позднев М.М. Театр Плавта. Традиции и своеобразие//Плавт. Собр.соч: в 3 т.-М.: Терра, 1997.-Т.1.-С.5-17.

74. Разживин А.И. «Чародейство красных вымыслов» Эстетика русской предромантической поэмы / А.И.Разживин. Киров: Изд-во Вятск.гос.пед.ун-та, 2001. - 96 с.

75. Савельева Л.И. Приемы комизма у Плавта.-Казань: Изд-во Каз.ун-та, 1963 .-77с.

76. Сазонова Л.И. Память культуры: наследие средневековья и барокко в русской литературе нового времени/Л.И.Сазонова.-Москва: Рукописные памятники Древней Руси.-2012.-472с.

77. Соловьева H.A. Англия XVIII века: разум и чувство в художественном сознании эпохи. -М.: Формула права, 2008. -271с.

78. Стенник Ю.В. Эстетическая мысль в России XVIII в. / Ю.В.Стенник // XVIII век. Л.: Наука, 1986. - Сб. 15. - С.34-46.

79. Федосеева Т.В. Развитие драматургии конца XVIII начала XIX века (Русский предромантизм) / Т.В.Федосеева. - Рязань: Изд-во Ря-занск.гос.ун-та им. С.А.Есенина, 2006. - 256 с.

80. Федосеева Т.В. Теоретико-методологические основания литературы русского предромантизма / Т.В.Федосеева. Москва: МГОУ, 2006. - 158 с.

81. Хализев В.Е. Драма как явление искусства / В.Е.Хализев. М.: Искусство, 1978.-240 с.

82. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры / Р.Ф.Юсуфов. М.: Высшая школа, 1970. - 234 с.

83. Янушкевич A.C. Проблема жанрово-родовых синтезов в аспекте исторической поэтики / А.С.Янушкевич // Проблема литературных жанров: Сб.науч.тр.: в 2 т. / Под ред. А.С.Янушкевича. Томск, 1999. - Т.1. - С.65-78.

84. Schröder W. Die Präromantiktheorie eineEtappe in der Geschichte der Literaturwissenschaft? / W.Schroder // WeimarerBeiträge. - 1966. - H. 5/6. -S.723-765.

85. Suchanek L. Preromantyzm w Rossji / L.Suchanek. Krakow: NaklademUni-wersytetuJagiellonskiego, 1990. - 164 s.

86. Tieghem van P. Le preromantisme. Etudes d'histoire litteraire Europeene / P.vanTieghem. Paris, 1924. - 300 s.

87. I. Научно-критическая литература

88. Адаме В. Идиллия Н.В.Гоголя «Ганц Кюхельгартен» в свете его природо-описаний / В.Адамс. Тарту: Научная литература, 1946. - 50 с.

89. Алексеев М.П. Драма Гоголя из англосаксонской истории / М.П.Алексеев // Гоголь: Материалы и исследования. M.-JI.: АН СССР, 1936. - Т.2. -С.242-285.

90. Аникст A.A. История драмы на Западе в первой половине XIX века: Эпоха романтизма / А.А.Аникст. М.: Наука, 1980. - 343 с.

91. Архипова Ю.В. «Ревизор» как барочная комедия / Ю.В.Архипова // Дер-гачевские чтения. 2000. Русская литература: национальное развитие и регион. Особенности. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та , 2001. - 4.1. — С.12-17.

92. Архипова Ю.В. Художественное сознание Гоголя и эстетика барокко: Автореф. дисс. . канд. филол.наук / Ю.В.Архипова; Уральский гос. ун-т им.А.М.Горького. Екатеринбург, 2005. - 22 с.

93. Асеев Б.Н. Русский драматический театр XVII-XVIII веков / Б.Н.Асеев -М.: Искусство, 1958. 432 с.

94. Асеев Б.Н. Русский драматический театр. От его истоков до конца XVIII века / Б.Н.Асеев. М.: Искусство, 1977. - 575 с.

95. Барабаш Ю.Я. Гоголь и традиции староукраинского театра (два этюда) / Ю.Я.Барабаш // Н.В.Гоголь и театр: сб. докладов. М.: Книжный дом Университет, 2004. - С.25-39.

96. Барабаш Ю.Я. Почва и судьба. Гоголь и украинская литература: у истоков / Ю.Я.Барабаш. М.: Наследие, 1995. - 223 с.

97. Барсукова Е.В. Жанровая трансформация античной «драмы рока» в русской драматургии XVIII-XIX веков: Автореф.дисс. канд.филол.наук / Е.В.Барсукова; Омск.гос.ун-т. Омск, 2008. - 32 с.

98. Белинский В.Г. О русской пове- сти и повестях г.Гоголя («Арабески» и «Миргород») / В.Г.Белинский // Собр.соч.: в 9 т. М.: Ху-дож.лит., 1976. - Т. 1. - С. 181 -232.

99. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. / П.Н.Берков. Л: Наука, 1977.-456 с.

100. Берков П.Н. Русская комедия и комическая опера XVIII века / П.Н.Берков. М.; Л.: Искусство, 1950. - 736 с.

101. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII-XVIII вв. / В.А.Бочкарев. М.: Просвещение, 1988. - 256 с.

102. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия второй половины XVIII века: Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков / В.А.Бочкарев. Куйбышев: Изд-во Куйб.пед.ин-та, 1982. - 90 с.

103. Бочкаревские чтения: Материалы XXX Зональной конф. литературоведов Поволжья 6-8 апреля 2006 года / Отв. ред.: О.М. Буранок. Самара: Изд-во СамГПУ, 2006. - Т. 2. - 456 с.

104. Бродецкий А.Н. Немая сцена в «Ревизоре» / А.Н.Бродецкий // Интеграция науки и искусства. М.: Искусство, 2004. - С.263-273.

105. Бродский Н.Л. История стиля русской комедии XVIII века / Н. Л. Бродский // Искусство. 1923. - №1. - С.22-35.

106. Бродский Н.Л. Комментарии / Н.Л.Бродский // Крылов И.А. Полн.собр.соч. М.: Гослитиздат, 1946. - Т.2. - С.754-761.

107. Булич H.H. Очерки по истории русской литературы и просвещения с начала XIX века: В 2 т. / Н.Н.Булич. СПб.: Типогр.Стасюлевича, 1902— 1905.

108. Булич H.H. Сумароков и современная ему литературная критика / Н.Н.Булич. СПб: Тип.Э.Праца, 1854. - 290 с.

109. Варнеке Б.В. История русского театра / Б.В.Варнеке. 4.1: XVII и XVIII век. - Казань: Типо-литография Императорского университета, 1908.-361 с.

110. Варнеке Б.В. История русско- го театра XVII-XIX века. Изд.3-е. / Б.В.Варнеке. М.; JI: Искусство, 1939. - 361 с.

111. Варнеке Б.В. История русского театра. Изд. 2-е, доп. / Б.В.Варнеке -СПб.: Academia, 1913. 704 с.

112. Взаимодействие жанров, художественных направлений и традиций в русской драматургии XVIII-XIX веков: Межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред.: H.A. Буранок. Куйбышев: Изд-во Куйб.пед.ин-та, 1988. - 131 с.

113. Виницкий И.Ю. Русская «меланхолическая школа» конца XVIII -начала XIX веков и В.А.Жуковский: Дис. . канд.филол.наук / И.Ю.Виницкий; Московск.гос.пед.ун-т. М., 1995. - 258 с.

114. Виноградов И.А. Гоголь-художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания / И.А.Виноградов. М.: Русское слово, 2000. - 267 с.

115. Виноградская H.JI. Структура диалога в драматургии Н.В .Гоголя (комедия «Женитьба»): Дис. . канд. филол.наук / Н.Л.Виноградская; Москва, 2006.-176 с.

116. Виролайнен М. Н. Мифы города в мире Гоголя / М.Н.Виролайнен // Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. СПб.: Амфора, 2003. - С.360-372

117. Виролайнен М.Н. Ранний Гоголь: катастрофизм сознания / М.Н.Виролайнен // Театр. 2002. - № 4. - С.31-33.

118. Владимирова Т.Л. Римский текст в творчестве Н.В.Гоголя. Монография / Т.Л.Владимирова. Томск: Изд-во Томск.пед.ун-та, 2010. - 176 с.

119. Вопросы литературы. 1996. - № 5.

120. Воронова Л.Я. Г.Р.Державин и литература его времени в оценке А.С.Архангельского / Л.Я.Воронова // Г.Р.Державин в новом тысячелетии: материалы междунар.научн. конф. Казань, 2003. - С.28-31.

121. Воропаев В. «Горьким словом моим посмеются.»: О духовном смысле комедии «Ревизор» / В.А.Воропаев // Литература в школе. 1996. - № 2. - С.22-28.

122. Воропаев В.А. Духом схимник сокрушенный. Жизнь и творчество Гоголя в свете Православия / В.А.Воропаев М.: «Акад.проект», 1994.-432 с.

123. Воропаев В.А. Над чем смеялся Гоголь. О духовном смысле комедии «Ревизор» / В.А.Воропаев // Православная беседа. 1998. - № 2. - С.44-47.

124. Воропаев В.А. Полтора века спустя: Гоголь в современном литературоведении / В.А.Воропаев // Москва. 2002. - № 8. - С.219-225.

125. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр второй половины XVIII века / В.Н.Всеволодский-Гернгросс. М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 374 с.

126. Гарин И.И. Загадочный Гоголь / И.И.Гарин.- М.: Терра-Книжный клуб, 2002. 640 с.

127. Гафаров P.M. М.В.Ломоносов и Г.Р.Державин в творческом восприятии Н.В.Гоголя: Автореф. дис. канд.филол.наук / Р.М.Гафаров; Московский пед.гос.ун-т. М., 1996. - 15 с.

128. Гиппиус В.В. Гоголь / В.В.Гиппиус. Л.: Изд-во «Мысль», 1924. - 227 с.

129. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока / В.В. Гиппиус. М.,Л.: Наука, 1966.-348 с.

130. Гоголевский сборник. СПб-Самара: Изд-во СамГПУ, 2005. - Вып.2. -360 с.

131. Н.В.Гоголь как герменевтическая проблема: К 200-летию со дня рождения писателя/О.В. Зырянов, В.Ш.Кривонос, Е.К.Созина и др.; под общ. ред. О.В.Зырянова.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2009.-348с.

132. Гоголь как явление мировой литературы: Сб.ст. по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В.Гоголя. М.: ИМЛИ РАН, 2003. - 326 с.

133. Гоголь Н.В.: История и современность. К 175-летию со дня рождения / Сост.: В.В.Кожинов, Е.И.Осетров, П.Г.Паламарчук. М.: Сов.Россия, 1985.-496 с.

134. Гоголь: история и современность. М.: Прогресс, 1985. - 321 с.

135. Гольденберг А.Х. Фольклор- ные и литературные архетипы в поэтике Н.В.Гоголя: Автореф. дисс. . докт.филол.наук / А.Х.Гольденберг; Волгоград, 2007. 40 с.

136. Греков В.Н. «Странное чудовище» «Женитьбы» (комментарий к театральной эстетике Гоголя) / В.Н.Греков // Россия и мир: вчера, сегодня, завтра. М.: Эксмо, 2004. - С.224-242.

137. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя / Г.А.Гуковский. M.-JL: Наука, 1959. -307 с.

138. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века / Г.А.Гуковский. М.: Просвещение, 1998. - 350 с.

139. Державин и культура казанского края: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 265-летию со дня рождения Г.Р.Державина (г.Лаишево, 26-28 июня 2008 г.). Казань: Изд-во Ка-занск.ун-та, 2008. - 236 с.

140. Дмитриева Е.Е. Н.В.Гоголь в западноевропейском контексте: между языками и культурами./Е.Е.Дмитриева.-М: ИМЛИ им.А.М.Горького РАН, 2011-392с.

141. Еремин М.А. Внутренний мир драматургии Н.В.Гоголя: Автореф. дис. .канд.филол.наук / М.А.Еремин; Самарский гос.пед.ун-т. Самара, 2004. -22 с.

142. Еремин М.А. Пародийные черты внутреннего мира гоголевской драматургии / М.А.Еремин // Смех в литературе. Самара: Сам.ГУ, 2004. -С.53-58.

143. Жуков A.C. Трагическое и ужасное в повестях Гоголя: Автореф.дисс. канд.филол.наук / А.С.Жуков; Самарский гос.пед.ун-т. Самара, 2007. -23 с.

144. Западов В.А. Поэтический путь Державина / В.А.Западов // Державин Г.Р. Стихотворения / Вступ.ст. и прим. В. А. Западова. Л.: Худ. лит., 1981.-С.З-18.

145. Завьялова Е.Е. «Виртуальные» образы в поэме Н.В.Гоголя «Ганц Кюхельгартен» / Е.Е.Завьялова // Предромантизм и романтизм в мировой культуре. Материалы науч.-практ.конф., поев. бОлетию проф.И.В.Вершинина. Самара: Изд-во СамГПУ, 2008. - Т.2. - С.33-158.

146. Западов A.B. Комическая опера / А.В.Западов // Западов A.B. История русской литературы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. - Т. 4. - С.284-295.

147. Захаров K.M. Мотивы игры в драматургии Н.В.Гоголя: Автореферат дис. .канд. филол.наук / К.М.Захаров; Саратовский.гос. ун-т. Саратов, 1999.- 17 с.

148. Золотусский И.П. Гоголь / И.П.Золотусский. М.: Молодая гвардия, 1984.-527 с.

149. Золотусский И.П. Гоголь в Диканьке / И.П.Золотусский. М.: Алгоритм, 2007. - 240 с.

150. Иваницкий А. Архетипы Гоголя / А.Иваницкий // Литературные архетипы и универсалии. М.: Арт-пресс,2001. - С.248-292.

151. Изергина Н.П. Литературно-эстетические взгляды Н.В.Гоголя: Авто-реф.дисс. канд. филол.наук / Н.П.Изергина; Казанский государственный университет. Казань, 1955. - 25 с.

152. История русского драматического театра: В 7 т. / Гл. ред.:Е.Г. Холодов; Т.М. Родина, Т.М. Ельницкая, Н.Т. Литвиненко и др. М.: Искусство, 1977.-Т. 2: 1801-1825.-555 с.

153. История русской драматургии: XVII первая половина XIX века / Под. ред. Ю.К.Герасимова, Л.М.Лотман, Ф.Я. Приймы. - Л.: Наука, 1982. -533 с.

154. История русской драматургии: XVII первая половина XIX века / Ред.: Л.М.Лотман, Ю.В.Стенник и др. - Л.: Наука, 1982. - 352 с.

155. История русской литературы: В 3 т. / Гл. ред.: Д.Д. Благой. М.; Л: АН СССР, ИМЛИ им. A.M. Горького, 1963. - Т. 2: Литература первой половины XIX века. - 918 с.

156. Карташова И.В. Гоголь и романтизм / И.В.Карташова. Калинин: Изд-во Калининск.гос.ун-та, 1975. - 190 с.

157. Киселев B.C. Творческая судьба сборника Н.В.Гоголя «Арабески» / В.С.Киселев // Литература в школе. 2006. - № 10. - С.8-13.

158. Кнышева Д.В. Фольклорные традиции в русской комической опере последней трети XVIII века: Дис. . канд.филол.наук / Д.В.Кнышева; По-волжск.гос.соц.-гум.академия. Самара, 2012.- 170 с.

159. Коровин В.И. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове / В.И.Коровин. -М.: Просвещение, 1996. 187 с.

160. Котляревский H. Н.В.Гоголь (1829-1842) / Н.Котляревский. Пг., 1915. - 233 с.

161. Кривонос В.Ш. Воля и доля в поэме Пушкина «Цыганы» и в повести Гоголя «Тарас Бульба» / В.Ш.Кривонос // Гоголь: Проблемы творчества и интерпретации. Самара: Изд-во СамГПУ, 2009. - С. 180-198.

162. Кривонос В.Ш. Гоголь: Проблемы творчества и интерпретации / В.Ш.Кривонос. Самара: Изд-во СамГПУ, 2009. - 420 с.

163. Кривонос В.Ш. Происшествие «прошедшего века» (XVIII век в повести Гоголя «Портрет») / В.Ш.Кривонос // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. СПб - Самара: Изд-во СамГПУ, 2006. - С. 199-207.

164. Кузнецова Н.В. Жуковский и Гоголь. Диалог об искусстве в переписке писателей: Автореф. дисс. . канд.филол.наук / Н.В.Кузнецова; Тверск.гос.ун-т. Тверь, 2006. - 22 с.

165. Кузовкина Т. Функция Булга- ринского подтекста в произведениях Гоголя 1842 года / Т.Кузовкина // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. Bbin.IV (Новая серия). Тарту, 2001. -С.185-203.

166. Кузьмина В.Д. Русский демократический театр XVIII в / В.Д.Кузьмина М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 208 с.

167. Кузьмина Е.И. Неоклассицизм как литературно-эстетическое явление рубежа XVIII-XIX веков: Автореф. дис. канд.филол.наук / Е.И.Кузьмина; Оренбургский гос.пед.университет. Оренбург, 2001. -22 с.

168. Кукушкина Е.Д Комическая опера H.A. Львова «Сильф, или Мечта молодой женщины» / Е.Д.Кукушкина // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л.: Изд-во Ленингр.гос.пед.ин-та им.А.И.Герцена, 1980. - Вып.4. - С.48-54.

169. Кукушкина Е.Д. Драматургия русской комической оперы XVIII ве-ка.Дисс. .канд филолог. наук/Е.Кукушкина.-Л.: ЛГУ, 1980.-182с.

170. Кукушкина Е.Д. Комическая опера XVIII века / Е.Д.Кукушкина // История русской драматургии XVII первая половина XIX в. - Л.: Наука, 1982. - С.234-273.

171. Купцова О.Н. «Ревизор»: «явление последнее» (о театральной истории «немой сцены) / О.Н. Купцова // Н.В.Гоголь и театр. Сб. докладов. М.: Книжный дом «Университет», 2004. - С. 182-193.

172. Ладыгин М.Б. Концепция мира и человека в литературе предро-мантизма / М.Б.Ладыгин // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М.: Мос.гос.пед.ин-т, 1982. - С.34-55.

173. Лазарчук P.M. Литературная культура последней трети XVIII века (Диалог столицы и провинции): Автореф. дисс. . докт.филол.наук / P.M. Лазарчук; ИР ЛИ РАН. СПб., 2000. - 55 с.

174. Лаппо-Данилевский К.Ю. Литературная деятельность Н.А.Львова: Дис. . канд.филол.наук / К.Ю.Лаппо-Данилевский; ИРЛИ АН СССР. Л., 1988. - 222 с.

175. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь / Ю.М.Лотман. М.: Просвещение, 1988. - 352 с.

176. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начала XIX в.) / Ю.М.Лотман. - СПб.: Искусство, 1994.-399 с.

177. Лотман Ю.М. Избранные статьи / Ю.М.Лотман. М.: Мысль, 2001. -559 с.

178. Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII начала XIX века / Ю.М.Лотман // Из истории русской культуры (XVIII - начало XIX века). - М.: Искусство, 1996. - С. 13-349.

179. Луков В.А. Русский оссианизм: трагедия В.А.Озерова «Фингал» / В.А.Луков // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Самара: Изд-во «НТЦ», 2007. - Вып.13. - С.306-313.

180. Манн Ю.В. Постигая Гоголя / Ю.В.Манн. М.: Аспект Пресс, 2005. -206 с.

181. Маркович В.М. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» / В.М.Маркович // Анализ драматического произведения: Межвуз.сб. / Под ред.проф.

182. B.М.Марковича. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - С.135-163.

183. Маслобойникова Н.В. Вопросы поэтики шутотрагедии И.А.Крылова «Трумф» / Н.В.Маслобойникова // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. СПб-Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2005. - Вып.11.1. C.35-40.

184. Материалы XXXI Зональной конференции литературоведов Поволжья: в 3 ч. / Предисл. А.М.Калимуллина. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008. - 356 с.

185. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя / С.И.Машинский. М.: Худож.лит., 1973. - 403 с.

186. Медведева И.Н. Владислав Озеров / И.Н.Медведева//Озеров

187. B.А. Трагедии. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1964. - С.3-43.

188. Мир романтизма: Материалы междунар. науч. конф., посвященной 85-летию . Н.А.Гуляева. Тверь, 9-11 февраля 1999. Тверь: Изд-во Тверск.гос.ун-та, 1999. - 239 с.

189. Михед П.В. Н.В.Гоголь в Гимназии высших наук к.Безбородько (Проблемы изучения) / П.В.Михед // Гоголевский сборник. СПб-Самара: Изд-во СамГПУ, 2003. - С.219-228.

190. Н.В.Гоголь и театр. М.: Книжный дом «Университет», 2004. - 370 с.

191. Набоков В. В. Николай Гоголь / В.В.Набоков // Набоков В.В. Лекции по русской литературе / Пер. с англ. М.: Изд-во Независимая газета, 1998. - С.29-134.

192. Назиров Р.Г. Гоголь и английский готический роман / Р.Г.Назирров // Гоголевский сборник. СПб-Самара: Изд-во СамГПУ, 2003. - С. 17-24.

193. Немецкоязычное духовное наследие в мировой культуре: К 60-летию д-ра филолог, наук Ю.Л.Цветкова/Отв. Ред. И.С.Киселева, П.В.Николаева.-Иваново: Изд-во Иван.гос. ун-т, 2011.-376с.

194. Немировская И.Д. Творчество А. И. Писарева и историко-литературный процесс первой трети XIX века. Монография. / И.Д.Немировская. Самара: Изд-во СамГПУ, 2008. - 305 с.

195. Падерина Е.Г. Истоки и структура мотива дело=карты в «Игроках» Гоголя / Е.Г.Падерина // Гоголевский сборник, СПб-Самара: Изд-во СамГПУ, 2005. С. 123-140.

196. Падерина Е.Г. Старое и новое в непревзойденной гоголевской развязке «Игроков» (Гоголь и Лесаж) / Е.Г.Падерина // Вопросы литературы. -2008. № 2. - С.50-65.

197. Патапенко С.Н. Иван Хлестаков как человек играющий /

198. C.Н.Патапенко // Н.В.Гоголь и театр. Сб. докладов.- М.: Книжный дом «Университет» 2004. С. 157-167.

199. Пашкуров А.Н. Жанровые осо- бенности поэзии М.Н.Муравьева: Дис.канд. филол.наук / А.Н.Пашкуров; Казанск. ун-т. Казань, 1997. -269 с.

200. Пашкуров А.Н. Эволюция русской «слезной драматургии» в конце XVIII начале XIX вв. / А.Н.Пашкуров // Ученые записки Казанского государственного университета. - Т. 152. - Казань: Изд-во Казанск.ун-та, 2010. -С.22-32.

201. Петров A.B. Об историческом сознании писателей русского предро-мантизма / А.В.Петров // Предромантизм и романтизм в мировой культуре. Материалы науч.-практ.конф., поев. 60-летию проф.И.В.Вершинина. -Самара: Изд-во СамГПУ, 2008. Т. 1. - С.38-44.

202. Петров Б.М. Н.В.Гоголь, П.Мериме и оссианизм в малороссийской литературе/Б ,М.Петров//Мир романтизма:Сб.научн.трудов к 95-летию со д.р. проф.Н.А.Гуляева.-ТверыТв.ГУ, 2009.- С. 106-125.

203. Пляшко JI.A. Город. Писатель. Время. Нежинский период жизни Н.В.Гоголя / Л.А.Пляшко. Киев: Наукова думка, 1985. - 112 с.

204. Предромантизм и романтизм в мировой культуре: Материалы науч.-практ. конф.: в 2т. Самара: Изд-во СамГПУ, 2008.

205. Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Межвуз.сб. науч.трудов. СПб, Самара: Изд-во «АсГард», 2011. - Вып.15. - 469 с.

206. Проблемы изучения русской литературы XVIII века: От классицизма к романтизму / Отв. ред.: В.А.Западов. Л.: Наука, 1983. - 234 с.

207. Разживин А.И. Трагедия В.А.Озерова «Фингал». К проблеме художественного метода драматурга / А.И.Разживин // Взаимодействие жанров, художественных направлений и традиций. Куйбышев: Изд-во Куйб.гос.пед.ин-та, 1988. - С.58-67.

208. Родина Т.М. Русское театральное искусство начала XIX века / Т.М.Родина. М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 320 с.

209. Розов В.А. Традиционные ти- пы малорусского театра XVII-XVIII вв. и юношеские повести Н.В.Гоголя. Сб.статей и речей / В.А.Розов. -Киев, 1911. С.99-169.

210. Русская драматургия и литературный процесс: Сб.научных трудов / Инт рус.лит.(Пушкинский Дом); Самарск.пед.ин-т им.В.В.Куйбышева. Л.; Самара, 1991.-271 с.

211. Русские драматурги. Монографические очерки в 3 т. / Под ред. Г.П. Макогоненко. М.; Л.: Искусство, 1959. - Т.1. - 490 е.; Т. 2, 1961. -392 е.; Т. 3, 1962.-463 с.

212. Сапченко Л.А. «Памятник» и «живая картина» в творчестве Гоголя и Карамзина / Л.А.Сапченко // Н.В.Гоголь и театр: Третьи Гоголевские чтения: Сб.докл. -М.: Книжный дом «Университет», 2004. С.193-203.

213. Сербул М.Н. Ранний русский водевиль: Истоки и формирование жанра / М.Н.Сербул // Проблемы литературных жанров. Томск: Изд-во Томск.гос.ун-та, 1987. - С.33-34.

214. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира / И.З.Серман. -Л.: Наука, 1973.- 115 с.

215. Сиповский В.В. Из истории русской комедии XVIII века (К литературной истории «тем» и «типов») / В.В.Сиповский // Изв. Отд. Рус. Яз. и словесности Росс.академии наук. 1917. - Т.22. - Кн.1. - С.205-274.

216. Смолина К.А. Русская трагедия. XVIII век. Эволюция жанра / К.А.Смолина. -М.: Изд-во ИМЛИ РАН, 2001. 123 с.

217. Соловьева H.A. Английский предромантизм и формирование романтического метода/Н.А.Соловьева.-М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.-146с.

218. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Эпоха классицизма / Ю.В.Стенник. Л.: Наука, 1981.-209 с.

219. Степанов А. Психология мелодрамы / А.Степанов // Драма и театр. -Тверь: Изд-во Тверск.гос.ун-та, 2001. С.38-56.

220. Супронюк O.K. Н.В.Гоголь и его нежинское литературное окружение: Автореферат дис. .канд.филол.наук / О.К Супронюк; АН СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом). Д., 1990. - 25 с.

221. Татьянин День: Сб. статей и материалов VII Республиканской науч.-практ. конф. «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин День»), поев. .Т.А.Геллер (25-27 января 2010 года, Казань.). Казань: Изд-во ТГГПУ, 2010. - Вып.7. - 396 с.

222. Федоров В.И. От классицизма к романтизму. Формирование нового художественного стиля. Поиски нового поэтического содержания и форм его выражения / В.И.Федоров // История романтизма в русской литературе (1790-1825). -М.: Наука, 1979. С.42-70.

223. Федосеева Т.В. Жанр трагедии в творчестве Державина 1800-х годов / Т.В.Федосеева // Державин и культура казанского края: Материалы Все-росс.науч.конф. . (Лаишево, 26-28 июня 2008г.). Казань: Изд-во Ка-занск.ун-та, 2008. -С.210-218.

224. Федосеева Т.В. Художественная функция иронии в «восточной повести» И.А. Крылова «Каиб» / Т.В.Федосеева // Филологические науки. -2005.-№ 1. С.77-86.

225. Хомук Н.В. Художественная проза Н.В.Гоголя в аспекте поэтики барокко: Автореф.дис. .канд.филол.наук / Н.В.Хомук; Томск.гос.ун-т. -Томск, 2000. 19 с.

226. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь, величие писателя / М.Б.Храпченко. М.: Советский писатель, 1980. - 454 с.

227. Шахматова Т.С. Традиции водевиля и мелодрамы в русской драматургии XX начала XXI веков: Автореф. дис.канд.филол.наук / Т.С.Шахматова; Казанск.ун-т. - Казань, 2009. - 25 с.

228. Шульц С.А. Мифологизм Н.В.Гоголя: Автореферат дис. .канд.филол.наук / С.А.Шульц; Ростовский гос. ун-т. -М., 1998.-24 с.

229. Янбухтин И.Р. Философские аспекты творчества Н.В.Гоголя. Историко-философский анализ. Автореф. Дис. .канд. филос. Наук/ И.Р.ЯнбухтищМГУ им.М.В.Ломоносова.-М., 2000.-17с.1.. Справочно-библиографическая и учебно-методологическая литература

230. Аношкина В.Н. Предромантизм как переходное явление / В.Н.Аношкина // История русской литературы века. 1800-1830-е годы: В 2-х ч. / Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. 4.1. - М.: Владос, 2001.- С.44-53.

231. Библейская энциклопедия в 2-ух книгах/Репринт.изд. 1891г.- М.: NB-press: Центурион АПС, 1991.

232. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы / Ю.Б.Борев. М.: ООО «Астрель», 2003. - 575 с.

233. Буранок О.М. Методика изучения русской литературы XVIII века в вузе: Учеб.-метод. пособие / О.М.Буранок. М.; Самара: Изд-во НТЦ РАН.- 224 с.

234. Буранок О.М. Русская литература XVIII века: учеб.-ме тод.комплекс / О.М.Буранок. М.: Флинта, Наука, 1999. - 390 с.

235. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы / Под ред.: В.Н.Аношкиной, С.М.Петрова. -М.: Просвещение, 1989. 445 с.

236. Литературный энциклопедический словарь/Под ред. В.М.Кожевникова иП.А.Николаева.-М.:Сов.энциклопедия,1987.-750с.

237. Литературный энциклопедический словарь / Под ред.: В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. М.: Сов.энцикл., 1987. - 750 с.

238. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред.: А.Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1980.

239. Новейшая философская энциклопедия: в 4 т. / Под ред.: В.С.Степина. -М.: Мысль, 2001.

240. Пашкуров А.Н., Разживин А.И. История русской литературы XVIII века: Учеб. для студ.высш.учеб.заведений: в 2 ч. / А.Н.Пашкуров, А.И.Разживин. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2010-2011.

241. Соколов Б.В. Гоголь. Энциклопедия / Б.В.Соколов. М.: Алгоритм, Эксмо, Око, 2007. - 736 с.

242. Шульц С.А. Гоголь. Личность и художественный мир: Пособие для учителей / С.А.Шульц. М.: Интерпракс, 1994. - 276 с.1. V. Интернет-ресурсы:

243. Гончарова О.М. Власть традиции и «новая Россия» в литературном сознании второй половины XVIII века Электронный ресурс. / О.М.Гончарова. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/natsionalnaya. , свободный - Проверено: 08.06.2012.

244. Ерофеева Н.Е. «Урок дочкам» И.А.Крылова: жанр комедии «урока» Электронный ресурс. / Н.Е.Ерофеева. Режим доступа: http://www.zpu-¡оигпа1.ги/е., свободный - Проверено: 09.06.2012.

245. Иванов Д. Прагматика пародии в «Превращенной Дидоне» С.Н.Марина и «Подщипе» И.А.Крылова Электронный ресурс. / Д.Иванов. Режим доступа: http://www.ut.ee/cno/statia.htrnl.свободный -Проверено: 09.062012.

246. Копенкина У.А. Проблема автора в драматургии Н.В.Гоголя: Автореф. дис.канд.филол.наук Электронный ресурс. / У.А.Копенкина; Саратов: Изд-во Сарат.гос.ун-та. Режим доступа: http://www.sgu.ru/files/nodes/70649., свободный - Проверено: 09.06.2012.

247. Манн Ю.В. «Умнее я ничего не читывал по-русски». О пьесе Гоголя «Театральный разъезд после представления новой комедии» Электронный ресурс. / Ю.В.Манн. Режим доступа: lseptember.ru/article.php.свободный - Проверено: 08.06.2012.

248. Мусий В. Мотив странничества в поэме Н.В.Гоголя «Ганц Кюхель-гартен» Электронный ресурс. / В.Мусий. Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/socgum/Gstud/2009/., свободный - Проверено: 08.06.2012.

249. Рюпина С. В. Мотивы власти в прозе Н.В. Гоголя: Автореферат дис. . канд. филол.наук Электронный ресурс. / С.В.Рюпина; Саратов, 2005. -Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/., свободный Проверено: 09.06.2012.

250. Тарасова Е.К. Н.В.Гоголь в немецкоязычном литературоведении Электронный ресурс. / Е.К.Тарасова. Режим доступа:http ://samlib.ru/t/tarasowab/gogolx.свободный Проверено:0906.2012.

251. Федулова О.В. Гоголь и Ирвинг: Автореф. дис. .канд. филол.наук Электронный ресурс. /О.В. Федулова; Тверь, 2005. Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/201002., свободный - Проверено: 09.06.2012.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.