Традиции в современной культуре калмыцкого этноса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Улинова Инна Хонгоровна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 216
Оглавление диссертации кандидат наук Улинова Инна Хонгоровна
2.3. Традиционные аспекты культуры калмыцкого этноса в сфере культурных индустрий
2.4. Общероссийская аксиологическая основа современной культуры Калмыкии
16
36
1.3. Основные этапы историогенеза калмыцкой культуры
1.4. Духовные основы калмыцкой культуры
65
46
161
Заключение
194
Список источников и литературы
197
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Генезис и специфика культуры Калининградской области2019 год, доктор наук Шахов Вячеслав Александрович
Ламаизм в социокультурном пространстве этноса2002 год, доктор культурологии Дарбакова, Валентина Петровна
Калмыцкая народная песенная поэзия: традиция, современное состояние и формы бытования2017 год, кандидат наук Коваева, Баир Макаровна
Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков2005 год, доктор философских наук Бичеев, Баазр Александрович
Этнокультурные доминанты в формировании эстетики калмыцкого народного костюма2008 год, кандидат философских наук Батырева, Кермен Петровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции в современной культуре калмыцкого этноса»
Введение
Актуальность темы исследования. В современном глобализирующемся мире, когда под угрозу тотальной унификации попало множество разнообразных культур, остро встает вопрос сохранения их уникальности и своеобразия. Одной из форм реакции традиционных культур на глобализацию стала локализация, представляющая собой комплекс процессов, выраженный в стремлении многих культур к сохранению своей специфики, к восстановлению утраченных или постепенно «растворяющихся» традиционных аспектов, к реконструкции основных этапов собственного культурогенеза, включая цепочки их исторической преемственности и взаимопереплетения. Здесь же необходимо упомянуть тягу локальных культур к формированию этно-традиционных брендов, узнаваемых образов, перечней знаковых явлений и памятников, туристических маршрутов, при помощи которых данные культуры получают возможность сохранять свой неповторимый облик, позиционируя себя на арене мировой глобалистики. При этом культуры, как большие, так и малые, получают возможность вхождения в глобальное пространство с учетом реалий современности, при некотором сохранении своих неповторимых особенностей.
Важно указать, что оба явления - как глобализация, так и локализация - в своих крайних формах ведут к отрицательным последствиям: с одной стороны, угрожая смешением культурного множества в некую гомогенную массу, с другой стороны, нередко провоцируя такое явление как архаизация культуры, сопровождаемое идеализацией некоего историко-генетического состояния определенной культуры, как правило, относимого к до-модернизационному традиционному укладу, с попытками его неизменного сохранения.
Отмеченная ситуация, дополняемая такими процессами как вестерниза-ция, урбанизация и увеличение роли информационной составляющей культуры, ставит проблему выявления и сохранения традиционных основ различных локальных культур в глобальном мире, с учетом реалий современности и особенностей процессов культурогенеза, суть которых сводится к противоречивому
3
единству сохранения, воспроизводства, развития и постоянного обновления культуры. Данные культурогенетические закономерности позволяют говорить о том, что в каждой культуре существует некая традиционная «сердцевина», представляющая собой череду культурогенетических напластований или взаимосвязанных между собой «временных колец» дополняющих и видоизменяющих друг друга. Указанный традиционный центр, морфогенез которого никогда не пребывает в состоянии полной стагнации, формирует индивидуальность и неповторимость всех локальных культур.
Фиксация данного традиционного центра при всей своей кажущейся простоте являет собой достаточно сложный вопрос, особенно в контексте тех локальных культур, историогенез которых носит сложный и «многослойный» характер. Названное обстоятельство делает проблему выявления их традиционных основ достаточно трудной задачей. Тем не менее, в контексте перечисленных выше современных процессов, ведущих к резким изменениям локальных культур (в том числе культур, отличающихся этно-традиционным и территориальным своеобразием), становится актуальной потребность в изучении их традиционных основ, включая вопросы выявления, изучения историогенеза и современного состояния традиций, а также поиска стратегий сохранения, трансляции и путей обновления данных культур. Решение указанной задачи может способствовать не только сохранению своеобразия данных культур, но и их дальнейшему развитию без утраты и искажения системообразующих традиционных элементов.
Одной из этно-традиционных культур, являющихся органической частью богатой полирегиональной культуры России, является культура калмыцкого этноса. Данная культура прошла долгий путь развития, содержащий множество разнообразных и дополняющих друг друга культурогенетических периодов, включая взаимодействие с культурами различных этносов, процесс ее вхождения и интеграции в общероссийское национальное пространство, а также участие в сложных модернизационных процессах современности. Соответственно,
как и в случае со многими другими этно-традиционными и локальными культу-
рами, в рамках калмыцкой культуры нашли свое проявление процессы трансформации ее традиционных основ, сопровождаемые освоением различных инноваций, обогащающих, усложняющих и адаптирующих традиционную сферу культуры к современным условиям.
Кроме того, в контексте современного массового сознания существует большое количество стереотипов и ожидаемых образов, определяющих восприятие культуры калмыков в достаточно упрощенном виде, во многом нивелирующем сложный историогенез данной культуры и логику ее внутренней организации. При этом нивелирование восприятия определенной локальной культуры на массовом уровне, как правило, сопровождается проникновением данных симптомов и в ее внутреннее пространство, что неизбежно ведет к упрощению самой культуры. Учитывая эти обстоятельства, актуальной становится задача выявления и изучения традиционных аспектов культуры калмыков, включая ее историогенез, процесс интеграции в культуру России, а также современное состояние, с учетом этнического и национального уровней.
Реализация указанной задачи имеет достаточной высокий потенциал в сфере поддержания и сохранения культуры, особенно с учетом высокого фактора влияния «гуманитарных технологий», при помощи которых можно популяризировать и прививать традиционные комплексы культуры ее носителям.
Степень научной разработанности темы исследования. Представленная тема включает несколько теоретических аспектов, каждый из которых формировал общую основу для генерализующего культурологического исследования. Работа построена как на собственно культурологических научных трудах, так и на достижениях социо-гуманитарных дисциплин, относящихся к области культуроведения, в рамках которых различные дисциплины так или иначе затрагивают сферу культуры, но с учетом собственных дисциплинарных границ, интересов и исследовательских задач. Названный уровень, по мнению Л.М. Мосоловой и И.М. Быховской, несомненно, необходим, поскольку в рамках частных наук, затрагивающих тот или иной сегмент культуры, накапливается соответствующее отраслевое знание. Однако нацеленность на практику и
5
особый акцент на фактографичность, представляющую собой фундамент для теоретического осмысления реальности культуры, делает уровень общей генерализации знания о ней в данных сферах менее выраженным1. В частности, представленное исследование опирается на труды, созданные в рамках истории культуры, этнографии, искусствоведения и фольклористики.
Отдельный аспект исследования связан с предлагаемыми в современной науке теоретико-методологическими основаниями в решении проблемы куль-турогенеза, включая вопросы соотношения традиций и инноваций в данном процессе. Анализу данной проблематики посвящены работы В.М. Массона,
A.Я. Флиера и А.В. Бондарева. Кроме того, в изучении отмеченной области необходимо отметить работы Э.С. Маркаряна, а также В.С. Степина. Вопросы соотношения традиций и инноваций в развитии культуры, включая ее этно-региональные вариации, раскрываются в работах М.С. Кагана, С.Н. Иконниковой, И.В. Кондакова, Л.М. Мосоловой и С.Т. Махлиной. Разработке основ архитектонического подхода в изучении развития культуры в целом и культурного наследия, в частности, посвящены труды И.В. Кондакова.
Вопросам изучения этнических культур, включая проблему анализа их традиционных аспектов, а также проблему этногенеза, посвящены труды Л.Н. Гумилёва, В.А. Тишкова и С.А. Арутюнова.
Различные этапы историогенеза калмыцкой культуры освещаются в трудах В.В. Батырова, Н.Я. Бичурина, К.И. Костенкова, В.Л. Котвича, К.Н. Максимова, П.Г. Немашкалова, Н.А. Нефедьева, М. Новолетова,
B.Т. Тепкеева, У.Э. Эрдниева.
Изучение общих и частных сторон повседневной и праздничной культуры осуществляется в трудах В.П. Большакова и В.Д. Лелеко. Особенности традиционной культуры калмыцкого этноса, включая ее повседневную и праздничную составляющие, а также фольклор, раскрываются в работах
1 См.: Мосолова Л.М. Общекультурная и гуманитарная подготовка в системе непрерывного педагогического образования // Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). - СПб. : Образование, 1994. - С. 88-105; Быховская И.М., Александрова Е.Я. Культурологические опыты / Министерство культуры РФ ; Российская академия наук ; Российский институт культурологии. - М. : Наука, 1996. - С. 31-42.
Ц.А. Бадмаевой, Т.Г. Басанговой, В.В. Батырова, В.М. Болдыревой, Б.Я. Владимирцова, У.Д. Душана, Т.С. Есеновой, И.А. Житецкого, В.Л. Котвича, К.Н. Максимова, С.В. Мирзаевой, П.И. Небольсина, Н.А. Нефедьева, Ц-Д. Номинханова, С.З. Ользеевой, П.С. Палласа, Ж.Н. Сарангаевой, Э.Э. Ухтомского, Т.И. Шараевой, У.Э. Эрдниева.
Знаковые аспекты, включая семиозис различных проявлений традиционной культуры, рассматриваются в работах Г.Д. Гачева, С.Т. Махлиной и Ю.М. Лотмана. Знаковая сторона традиций культуры калмыцкого этноса отражена в работах многих исследователей (Т.И. Шараевой, Ж.Н. Сарангаевой и других), поскольку изучение истории и богатой феноменологии традиций калмыцкой культуры практически всегда предполагает рассмотрение указанного компонента.
Различные аспекты процесса распространения буддизма махаяны в отдельных регионах России, включая территорию современной Калмыкии, а также специфика других традиционных верований в культуре калмыцкого этноса раскрыты в трудах А.С. Агаджаняна, Э.П. Бакаевой, Ф.А. Бюлера, В.П. Васильева, Б.Я. Владимирцова, Т.В. Ермаковой, Н.Ф. Исаковича, М.Б. Марзаевой, К.А. Наднеевой, П.И. Небольсина, С.Ф. Ольденбурга, Е.П. Островской, А.М. Позднеева, О.О. Розенберга, Ф.И. Щербатского.
Изучение потенциала «гуманитарных технологий» и культурной политики, в целом, в вопросах их влияния на традиционные культуры является предметом научного интереса Л.М. Мосоловой, О.Н. Астафьевой, Х.Г. Тхагапсоева.
Изучению проблемы сохранения и развития традиционных аспектов этнических культур в сфере культурных индустрий посвящены работы И.В. Малыгиной, И.В. Леонова, В.Л. Соловьевой.
Различные аспекты диалогичной природы культуры получили фундаментальную разработку в трудах М. Бубера и М.М. Бахтина.
Анализ сложившейся в современной науке ситуации показывает, что, несмотря на накопленный объем эмпирических и теоретических исследований,
комплексное осмысление традиционных аспектов современной культуры кал-
7
мыцкого этноса в отечественной культурологической науке, за исключением культуроведческих локаций рассматриваемой проблематики, не проводилось. Так, критикуя распространенную традицию отраслевого, преимущественно описательного и фрагментарного изучения различных граней культуры, Э.С. Маркарян отмечал, что при таком подходе «реальные связи, существующие между различными компонентами культурно-исторического процесса, во многом разрываются и игнорируются. Причем вычленяемые сферы и аспекты культуры обычно изучаются сами по себе, без должного учета реальных связей даже в тех случаях, когда ставится задача общей характеристики той или иной культурно-исторической системы»2. Также данную тенденцию фиксирует Л.М. Мосолова, указывая, что в настоящее время преобладают публикации «об отдельных явлениях этнической и региональной культуры, исследованных с позиций исторического, филологического, музейного или географического кра-еведения»3. Соответственно, данное диссертационное исследование призвано способствовать заполнению существующих научных пробелов в изучаемой области посредством реализации теоретико-методологических возможностей культурологии в интеграции и генерализации знания, накопленного в рамках культуроведения.
Объект исследования - современная культура калмыцкого этноса.
Предмет исследования - традиционные основы современной культуры калмыцкого этноса.
Цель исследования - выявить историко-генетические основания, формы сохранения и пути актуализации традиций в современной культуре калмыцкого этноса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
2 Маркарян Э.С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур // Методологические проблемы исследования этнических культур : материалы симп. - Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1978. - С. 7.
3 Мосолова Л.М. Культурологическая регионалистика: актуальность и направления развития // Перспективы исторической и региональной культурологии в современной России : сб. науч. ст. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. - С. 103.
1. Раскрыть механизмы преобразования традиционной сферы калмыцкой культуры с учетом взаимодействия традиций и инноваций в сложных процессах культурогенеза.
2. Соотнести развитие традиционного комплекса культуры калмыцкого этноса с преобразованиями ее ценностно-смыслового ядра, с влиянием и изменением доминирующих видов деятельности, с воздействием вмещающего ландшафта и историко-культурной зоны, религиозным фактором, политико-идеологическими процессами, а также с процессами урбанизации и модернизации.
3. Обозначить основные этапы историогенеза калмыцкой культуры с учетом качественных трансформаций ее традиционных основ.
4. Определить роль и место буддийских традиций в современной калмыцкой культуре.
5. Выявить и изучить традиционные аспекты повседневной и праздничной культуры калмыцкого этноса, включая их преобразования в современных условиях.
6. Раскрыть основные тенденции и сферы сохранения, воспроизводства и обновления традиционных аспектов культуры калмыцкого этноса в деятельности культурных индустрий.
7. Охарактеризовать общероссийскую аксиологическую основу современной культуры Калмыкии.
Методы исследования. В работе использован комплекс общенаучных и культурологических подходов и методов, позволяющий обобщить и осмыслить богатый научный и эмпирический материал, связанный с проблемой изучения традиционных основ современной калмыцкой культуры.
В изучении преобразований традиционных аспектов калмыцкой культуры используется архитектонический подход, раскрывающий данный вопрос с позиции понимания культуры как сложноорганизованной и динамичной целостности, генезис которой составляют процессы напластования различных состояний ее истории, каждое из которых обусловлено преобладанием опреде-
9
ленных ценностно-смысловых доминант и соответствующими конфигурациями культурного наследия.
В выявлении зависимостей традиционных основ культуры калмыцкого этноса от фактора доминирующего вида деятельности, влияющего на весь строй культуры и изменяющегося в ходе истории, используется деятельност-ный подход.
В анализе ценностно-смысловых доминант культуры калмыцкого этноса применяется аксиологический подход, позволяющий отслеживать соотношение различных феноменов культуры с ее аксиосферой в различные периоды истории.
В изучении знаковой природы традиций в культуре калмыков применяется семиотический метод, позволяющий акцентировать внимание на знаково-информационных основах культуры как системе «надбиологических программ», а также позволяющий анализировать процессы порождения и трансформаций знаково-смыслового содержания традиций.
В вопросах изучения динамики культуры калмыцкого этноса, включая преемственность исторических форм его культуры и их преобразований используется историко-генетический метод. В сопоставлении различных форм традиций на тот или иной момент культурогенеза применяется сравнительно-исторический метод.
Источниковую базу исследования составили тексты, формирующие основу культуры калмыцкого этноса, включая героический эпос Джангар, благо-пожелания и другие фольклорные источники: пословицы, песни, сказки, приметы.
Кроме того, в ходе работы над диссертацией привлекались материалы Национального музея Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова, Музея ойрат-монгольской кочевой культуры, Калмыцкой государственной картинной галереи.
Отдельную группу источников представляет продукция современных культурных индустрий, в той или иной мере транслирующих традиционные основы калмыцкой культуры.
Также в работе использовались статистические данные по Всесоюзным и Всероссийским переписям населения, а также статистические исследования специалистов Калмыцкого научного центра РАН.
Положения, выносимые на защиту.
1. Культурологическая генерализация материала, накопленного в сфере изучения традиций в культуре калмыцкого этноса на уровне культуроведения, позволяет раскрыть механизм преобразования традиционной сферы калмыцкой культуры с учетом взаимодействия традиций и инноваций в сложных процессах культурогенеза.
2. Историогенез традиций калмыцкой культуры носит сложный характер, обусловленный смещениями деятельностных оснований, сменой историко-культурных зон пребывания, взаимодействием различных этнокультурных факторов, высокой степенью актуальности фольклорной и религиозной составляющих, а также высокой степенью влияния контекстуальных политико-идеологических процессов, урбанизации и модернизации. Современная культура калмыцкого этноса содержит проявления всех пластов ее историогенеза, включая комплекс традиций, архитектоника которого, будучи исторически изменчивой, сохраняет во времени устойчивые инвариантные начала.
3. К основным этапам историогенеза калмыцкой культуры, сопровождаемым качественными трансформациями ее традиционных основ, относятся: джунгарский период; период переселения и вхождения в состав Российского государства, включая хронологические рамки существования Калмыцкого ханства; XIX век, связанный с частичным переходом к оседлости; 20-е - 30-е гг. XX века, сопровождаемые коллективизацией, резким изменением хозяйственного строя, искоренением религиозных оснований и шаманизма, началом доминирования оседлости, а также модернизацией и созданием Калмыцкой АССР
(ныне Республика Калмыкия); период депортации; советский этап после реаби-
11
литации с продолжающейся модернизацией культуры; современный период. Данные этапы, включая переходные фазы между некоторыми из них, формируют целостную многослойную структуру историогенеза калмыцкой культуры, включая ее современное состояние, традиционная составляющая которой обнаруживает проявление всех указанных слоев культурогенеза, взаимопроникающих и взаимодополняющих друг друга.
4. Значимыми сферами сохранения и бытования традиционных основ культуры калмыцкого этноса на современном этапе являются сфера религии, повседневная и праздничная составляющие, а также сфера культурных инду-стрий и репрезентации калмыцкой культуры в диалоге с другими культурами.
5. Присутствие буддийских традиций в культуре калмыцкого этноса носит устойчивый характер, проявляясь на уровне ценностно-смысловой и поведенческой сферы, включая праздничную и повседневную составляющие культуры. При этом в Республике Калмыкия созданы условия для взаимодействия и популяризации различных верований и религий в рамках единого российского суперэтноса.
6. Повседневная и праздничная культура современного калмыцкого этноса содержит традиционную составляющую, преобразования которой характеризуются сильной подверженностью инновационным процессам, а также соприсутствием различных исторически сохраняемых форм традиций и их фрагментов. Преобразование традиций в современных условиях имеет внутреннюю логику и является отражением воздействия комплекса историко-культурных процессов и обстоятельств на современный образ жизни калмыков.
7. Культурные индустрии являются значимым фактором сохранения, воспроизводства и обновления традиций культуры калмыцкого этноса, претерпевшей качественные трансформации в XX - XXI вв. Традиционные аспекты калмыцкой культуры тиражируются в сувенирной продукции, в сфере организации и проведения массовых мероприятий, в сфере экранных и печатных медиа, моды, телевидения и рекламы, в индустрии туризма и досуга, в сетевых электронных коммуникациях. Трансляция традиционных основ культуры в контексте
12
культурных индустрий сопряжена с рядом позитивных и негативных тенденций, связанных, в первую очередь, с формализацией и визуализацией традиций, а также с направленностью культурных индустрий на массового потребителя и получение прибыли. Деятельность культурных индустрий нуждается в научных рекомендациях и экспертных оценках, которые позволят придерживаться аутентичных традиционных основ в представленной сфере.
8. Анализ общей социокультурной ситуации в Калмыкии, с опорой на статистические данные о миграционных процессах, составе населения и его языковых параметрах, данные социологических опросов калмыцкой молодежи, направленных на установление предпочтения форм идентичности и традиционных ценностей, учет специфики информационного фона в республиканских СМИ и состава организаций, деятельность которых направлена на популяризацию различных этнических культур, позволяет охарактеризовать общероссийскую аксиологическую основу современной культуры Калмыкии, выраженную в глубокой интегрированности в общенациональный российский диалог, основанный на единстве и взаимодополняемости культур, в открытости к взаимодействию с культурными субъектами регионов, при сохранении внутреннего этно-традиционного многообразия.
Научная новизна.
1. Комплексное исследование историогенеза традиций в культуре калмыцкого этноса, включая ее современное состояние, позволило проследить реализацию процесса их постоянных трансформаций и архитектонических преобразований на фоне взаимодействия с инновациями как необходимой составляющей культурогенеза.
2. Историогенез (включая современное состояние) традиционного комплекса культуры калмыцкого этноса раскрыт на фоне анализа ряда факторов, оказывающих непосредственное влияние на данный процесс, с учетом изменения степеней их влияния на калмыцкую культуру.
3. На основании анализа различных параметров культурогенеза обозначены основные этапы историогенеза калмыцкой культуры, сопровождаемые качественными трансформациями ее традиционных основ.
4. Буддийские традиции в современной калмыцкой культуре проанализированы с учетом их преобразований и различных уровней интегрированности в мировоззренческую, ценностно-смысловую, семейно-обрядовую, праздничную и поведенческую сферы.
5. Выявление и изучение традиционных аспектов повседневной и праздничной культуры калмыцкого этноса на уровне этно-традиционной кухни, семейного воспитания, свадебного обряда и некоторых праздников позволило раскрыть логику преобразований традиций в современных условиях, включая фактор соприсутствия их видоизмененных и исторически сохраняемых форм.
6. Осуществлено рассмотрение деятельности культурных индустрий в вопросах трансляции традиций культуры калмыцкого этноса.
7. Общероссийская аксиологическая основа современной культуры Калмыкии раскрыта на уровне анализа различных сфер республиканской культуры и статистических данных, отражающих состояние данных сфер.
Теоретическая и практическая значимость. Содержание и результаты диссертации могут быть использованы в рамках изучения истории и современного состояния культуры калмыцкого этноса, а также культуры Республики Калмыкия, как на региональном, так и на общероссийском уровне, в частности при разработке учебных курсов по истории традиционных культур России.
Основные положения и результаты исследования могут быть использованы государственными и муниципальными органами в ходе осуществления государственно-культурной политики. Кроме того, результаты исследования могут способствовать развитию экспертной деятельности в сфере оценки продукции культурных индустрий, транслирующих традиции культуры калмыцкого этноса и Республики Калмыкия.
Апробация результатов исследования. Результаты авторских исследований были представлены на международных, всероссийских научных конфе-
14
ренциях и семинарах: «Подготовка преподавателей гуманитарных дисциплин и управленческих кадров для работы в полиэтнической среде» (Элиста, 2006); «Философия и проблемы гуманитарного образования в условиях обновления общества» (Элиста, 2006); «Народы Калмыкии: проблемы национального самосознания и толерантности» (Элиста, 2008). Материалы диссертации вошли в лекционный курс «История корпоративной культуры», а также спецкурс «Корпоративная культура в Республике Калмыкия: сущность, проблемы, перспективы», читаемые автором для учителей г. Элисты и администрации Республики Калмыкия.
По теме диссертации опубликовано 7 статей (общий объем 3,29 п.л.), в том числе 6 - в изданиях, включенных в Перечень ВАК России.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав по четыре параграфа, заключения, списка источников и литературы. Общий объем диссертации 216 страниц, список источников и литературы включает 204 наименования.
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения традиций в современной культуре калмыцкого этноса
1.1. Традиционные и инновационные аспекты культурогенетических процессов
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Этнокультурные ценности калмыков2007 год, кандидат философских наук Бадмаева, Цаган Аркадьевна
Менталитет калмыцкого этноса: историко-культурологический анализ2018 год, кандидат наук Тюмидова Марина Егоровна
Формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку2005 год, кандидат педагогических наук Бадмахалгаева, Нина Михайловна
Этномузыкальная картина мира в творчестве калмыцких композиторов2021 год, кандидат наук Тюмбеева Гиляна Эрдмтаевна
Вынужденные переселения и этническое самосознание: На примере этнополитической истории калмыков в XX веке2004 год, доктор исторических наук Гучинова, Эльза-Баир Мацаковна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Улинова Инна Хонгоровна, 2020 год
Список источников и литературы
1. Абаева Л.Л. Эволюция традиционных верований и культов монголоязычных народов (XVI - XX вв.) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук : 09.00.06 / Л.Л. Абаева. - Москва, 1992. - 26 с.
2. Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа / Г.О. Авляев. - Элиста : Калмыц. кн. изд-во, 2002. - 327 с.
3. Агаджанян А.С. Буддийский путь в XX веке : религиозные ценности и современная история стран тхеравады / А.С. Агаджанян. - Москва : Восточная литература, 1993. - 295 с.
4. Альбедиль М.Ф. Буддизм: религия без бога / М.Ф. Альбедиль. - Санкт-Петербург : Вектор, 2013. - 256 с.
5. Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1. Философия древности и средневековья, ч. 1 / ред.-сост. В.В. Соколов. - Москва : Мысль, 1969. - 576 с.
6. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов ; отв. ред. Ю.В. Бромлей. - Москва : Наука, 1989. - 243 с.
7. Астафьева О.Н. Культурная политика государства: вопросы о реально существующем и потенциально возможном / О.Н. Астафьева // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 3. - С. 50-58.
8. Ахиезер А.С. Россия. Критика исторического опыта : социокультурная динамика России. В 2 т. Т. 2. Теория и методология / А.С. Ахиезер. - Новосибирск : Сибирский хронограф, 1998. - 600 с.
9. Бадгаев Н.Б. Религиозная лексика в калмыцком героическом эпосе «Джан-гар» / Н.Б. Бадгаев // Вестник Калмыцкого института гуманитарного исследования РАН. - 2014. - № 4. - С. 113-118.
10.Бадмаева Ц.А. Философско-культурологический анализ традиционной калмыцкой культуры / Ц.А. Бадмаева. - Элиста : Калмыц. гос. ун-т, 2006. -147 с.
11.Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / А.К. Байбурин. - Санкт-Петербург : Наука, 1993. - 239 с.
12.Байбурин А.К. У истоков этикета : этнограф. очерки / А.К. Байбурин, А.Л. Топорков. - Ленинград : Наука, 1990. - 167 с.
13.Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии : Историко-этнографические очерки / Э.П. Бакаева. - Элиста : Калмыц. книж. изд-во, 1994. - 128 с.
14.Бакаева Э.П. Исследования по истории буддизма в Калмыкии на современном этапе / Э.П. Бакаева // Вестник Калмыцкого института гуманитарного исследования РАН. - 2014. - № 3. - С. 72-88.
15.Бакаева Э.П. Этническая специфика калмыцкого буддизма / Э.П. Бакаева // Новый исторический вестник. - 2011. - № 29 (3). - С. 16-24. - URL: http://nivestnik.ru/2011_3/07_bakaeva_2.shtml (дата обращения: 01.10.2019).
16.Баллер Э.А. Культура и мораль / Э.А. Баллер, С.М. Косолапов. - Москва : [б. и.], 1979. - 62 с.
17.Басангова Т.Г. Вербальный компонент праздника Цаган Сар («Белый месяц») у калмыков / Т.Г. Басангова // Новые исследования Тувы. - 2015. - № 1. -С. 50-59.
18.Батырева С.Г. Культурное наследие и туризм : войлок в современной художественной практике Калмыкии / С.Г. Батырева, К.П. Батырева // Вестник Калмыцкого университета. - 2017. - № 35 (3). - С. 18-25.
19. Батыров В.В. Очерки истории традиционной культуры калмыков последней трети XVIII - первой половины XIX вв. (По материалам фондов Национального архива Республики Калмыкия) / В.В. Батыров. - Элиста : КИГИ РАН, 2014. - 250 с.
20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - Москва : Искусство, 1986. - 445 с.
21.Беликов Т.И. Калмыки в борьбе за независимость нашей Родины / Т.И. Беликов. - Элиста : Калмиздат, 1965. - 179 с.
22.Беллон М.А. Культура питания : понятие, особенности ценностных смыслов / М.А. Беллон // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2018. - № 2 (35). - С. 59-64.
23.Беллон М.А. Культура питания как воплощение ценностных смыслов / М.А. Беллон // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2019. - № 1 (38). - С. 103-108.
24.Бергер Дж. Искусство видеть / Дж. Бергер ; пер. с англ. Е. Шраги. - Санкт-Петербург : Клаудберри, 2012. - 184 с.
25. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - Москва : Моск. филос. фонд, 1995. - 323 с.
26.Бернюкевич Т.В. Буддизм в работах русских философов к. XIX - первой половины XX вв. / Т.В. Бернюкевич // Известия Иркутского государственного университета. - 2007. - № 1. - С. 214-224.
27.Бичеев Б.А. Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков : дис. ... доктора филос. наук : 09.00.13 / Б.А. Бичеев. -Ставрополь, 2005. - 381 с.
28.Болдырева В.М. Эркетеневские калмыки : субэтнические особенности культуры (на материале ритуала жертвоприношения огню) / В.М. Болдырева // Известия Алтайского государственного университета. - 2009. - № 4-2. -С. 22-27.
29.Большаков В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) / В.П. Большаков. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 112 с.
30.Бондарев А.В. История и основные направления развития отечественных теоретических исследований культурогенеза : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / А.В. Бондарев. - Санкт-Петербург, 2008. - 253 с.
31.Бондарев А.В. Отечественная культурогенетика : истоки, развитие и современное состояние (вместо предисловия) / А.В. Бондарев // Культурогенез и культурное наследие / науч. ред., сост. А.В. Бондарев. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2014. - С. 7-28.
32. Бондарев А.В. Теоретико-методологические подходы к изучению памятников культурного наследия (на примере дворцово-паркового ансамбля Царского Села) / А.В. Бондарев, И.В. Леонов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 6 (86). - С. 78-87.
33.Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. - Москва : Республика, 1995. - 464 с.
34. Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее : материалы Междунар. форума, 20-23 сентября 2015 года / редкол. : Б.К. Салаев и др. - Элиста : Изд-во Калм. ун-та, 2016. - 170 с.
35.Буддизм в Калмыкии // Золотая обитель Будды Шакьямуни. - Элиста, 2005. -URL: http://khurul.ru/ (дата обращения: 23.09.2019).
36.Быховская И.М. Культурологические опыты / И.М. Быховская, Е.Я. Александрова ; Министерство культуры РФ ; Российская академия наук ; Российский ин-т культурологии. - Москва : Наука, 1996. - 115 с.
37.Бюлер Ф.А. Очерки Восточной Сибири. Ламаизм и Шаманство / Ф.А. Бюлер // Отечественные записки. - Санкт-Петербург, 1859. - Т. CXXV. - С. 201-258.
38.В Калмыкию с «Неизвестной Россией»! // ВКонтакте. - 2006-2019. - URL: https://vk.com/neizvestnach_08 (дата обращения: 30.09.2019).
39.Васильев В. Буддизм, его догматы, история и литература. Ч. 1. Общее обозрение / Сочинения В. Васильева. - Санкт-Петербург : в типографии Императорской Академии наук, 1857. - 356 с.
40.Васильев В. Религии Востока : конфуцианство, буддизм, даосизм /
B. Васильев // Журнал Министерства народного просвещения. - Санкт-Петербург, 1873. - Четвертое десятилетие, Часть CLXVI, март. - С. 240-310.
41.Васильев Д.В. Становление Калмыцкого ханства как субъекта Российской Империи. XVII - первая половина XVIII в. / Д.В. Васильев // Известия Самарского науч. центра Российской академии наук. - 2015. - Т. 17, № 3 (2). -
C. 351-357.
42.Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм /
B. Виндельбанд // Культурология. XX век : антология / гл. ред. и сост. серии
C.Я. Левит. - Москва, 1995. - С. 57-66.
43.Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский героический эпос / Б.Я. Владимирцов. - Москва ; Петроград : Гос. изд-во, 1923. - 254 с.
44. Владимирцов Б.Я. Образцы монгольской народной словесности / Б.Я. Владимирцов. - Ленинград : Ин-т живых вост. языков, 1926. - 202 с.
45.Волгин В.Л. По итогам переписи населения / В.Л. Волгин // БумбинОрн : ин-форм. агентство Республики Калмыкия. - Калмыкия, 2006. - URL: http://www.bumbinorn.ru/common/1138960206-po_itogam_perepisi_naselenija.html (дата обращения: 16.10.2019).
46.Вопросы истории ламаизма в Калмыкии : [сб. ст.] / Калм. НИИ истории, философии и экономики ; редкол. : Жуковская Н.Л. (отв. ред.) и др. - Элиста : КНИИИФЭ, 1987. - 130, [2] с.
47.Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос : Национальные образы мира / Г.Д. Гачев. -Москва : Акад. Проект, 2007. - 511 с.
48.Гачев Г.Д. Ментальности народов мира / Г.Д. Гачев. - Москва : Алгоритм : Эксмо, 2008. - 544 с.
49.Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия. Космос кочевника, земледельца и горца / Г.Д. Гачев. - Москва : Институт ДИДИК, 1999. -368 с.
50.Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Общие вопросы (Русский. Болгарский. Киргизский. Грузинский. Армянский) / Г.Д. Гачев. - Москва : Советский писатель, 1988. - 445 с.
51.Георгиева Т. Русская повседневная культура. Обычаи и нравы с древности до начала Нового времени / Т. Георгиева. - Москва : Ломоносовъ, 2015. - 224 с.
52.Гердер И.-Г. Идеи к философии истории человечества / И.-Г. Гердер ; пер. и примеч. А.В. Михайлова ; отв. ред. А.В. Гулыга. - Москва : Наука, 1977. -703 с.
53.Гумилёв Л.Н. Каспий, климат и кочевники / Л.Н. Гумилёв, А.А. Алексин // Труды общества истории, археологии и этнографии. - 1963. - T. I (36). -С. 41-55. - URL: http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article50.htm (дата обращения: 01.09.2019).
54.Гэсэр. Бурятский героический эпос / пер. с бурятского С. Липкина ; сводн. текст Н. Балдано. - Москва : Художеств. лит., 1968. - 280 с.
55. Давидович В.Е. Сущность культуры / В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов. - Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 1979. - 263 с.
56.Джамбинова Н.С. Духовно-религиозные топонимы Калмыкии: семантический и структурно-словообразовательный аспекты / Н.С. Джамбинова // Вестник Калмыцкого университета. - 2017. - № 35 (3). - С. 76-82.
57.Джангар. Калмыцкий народный эпос / пер. С. Липкина ; вступ. ст. О.И. Городовникова ; предисл. Б.К. Пашкова. - Элиста : Калмыц. кн. изд-во, 1977. - 384 с.
58. Джунджузов С.В. Калмыки на Южном Урале в XVIII - начале XX века: проблемы ассимиляции, аккультурации и сохранения этнической идентичности / С.В. Джунджузов, С.В. Любичанковский // Былые годы. - 2017. - Т. 46, вып. 4. - С. 1194-1206.
59.Дильтей В. Собрание сочинений в 6-и тт. Т. 1. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и философии / В. Дильтей ; пер. с нем. под ред. B.C. Малахова. - Москва : Дом интеллектуальной книги, 2000. - 762 с.
60.Доманин А.А. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники / А.А. Доманин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Центрполиграф, 2014. -428 с.
61.Душан У.Д. Избранные труды / У.Д. Душан ; сост. Батыров В.В., Шарае-ва Т.И. - Элиста : КИГИ РАН, 2016. - 376 с.
62.Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX -первой половины XX века (Россия и сопредельные страны) / Т.В. Ермакова ; Российская академия наук ; Институт востоковедения. Санкт-Петербургский филиал. - Санкт-Петербург : Наука, 1998. - 344 с.
63.Ермакова Т.В. Классический буддизм / Т.В. Ермакова, Е.П. Островская. -Санкт-Петербург : Азбука-классика ; Петербургское Востоковедение, 2004. -256 с.
64. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма : по материалам коротких рассказов IV - VI вв. / М.Е. Ермаков. - Санкт-Петербург : Андреев и сыновья, 1994. -238 с.
65.Есенова Т.С. Очерки по лингвокультуре калмыков / Т.С. Есенова. - Элиста : Изд-во Калмыц. гос. ун-та, 2012. - 158 с.
66.Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни : пять лекций по буддизму / С.Ф. Ольденбург, Б.Я. Владимирцов, Ф.И. Щербатской, О.О. Розенберг. -Самара : Агни, 1998. - 192 с.
67.Житенев Т.Е. Буддизм в России : вехи истории / Т.Е. Житенев // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2011. - № 7. - С. 192-202.
68.Житецкий Ир.А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884-1886 гг. / Ир.А. Житецкий; Известия Императорского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии. Т. LXXVII, вып. 1. Труды Этнографического Отдела. Т. XIII, вып.1. - Москва : Типография М.Г. Волчанинова, 1893. - II, 103 с.
69.Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. 1635 - 1758 / И.Я. Златкин. -Москва : Наука, 1983. - 333 с.
70.Зыкин А.В. Место и роль языка в структуре традиционной культуры (на материале коренных этносов Южной Сибири) : дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01 / А.В. Зыкин. - Санкт-Петербург, 2019. - 440 с.
71.Игнатович А.Н. Буддизм в Японии : очерк ранней истории / А.Н. Игнатович. - Москва : Наука, 1987. - 314 с.
72.Идентичность как навигатор сознания : монография / Х.Г. Тхагапсоев, Л.М. Мосолова, И.В. Леонов, В.Л. Соловьева. - Санкт-Петербург : Астерион, 2016. - 170 с.
73.Измайлова Э.В. Виртуальная свобода взамен традиционных ценностей / Э.В. Измайлова // Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия : сб. науч. тр. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 246-253.
74.Иконникова С.Н. Диалог о культуре / С.Н. Иконникова. - Ленинград : Лениз-дат, 1987. - 205 с.
75.Иконникова С.Н. «Защитный пояс» культуры и стратегии отношения к детству / С.Н. Иконникова // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2018. - № 4 (37). - С. 56-59.
76.Иконникова С.Н. Основные векторы самоотождествлений в формировании культурной идентичности / С.Н. Иконникова, И.В. Леонов // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2019. - № 2 (39). -С. 6-10.
77.Иконникова С.Н. Российская культурология в новой парадигме модернизации / С.Н. Иконникова, И.В. Леонов // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2018. - № 4 (37). - С. 6-10.
78.Имкенова А.Б. Этническая идентичность калмыков / А.Б. Имкенова. - Элиста : Джангар, 1999. - 91 с.
79. Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени / соч. Монахом Иакинфом. - Санкт-Петербург : Тип. Мед. департ. М-ва внутренних дел, 1834. - 268 с.
80. История культуры повседневности / под ред. В.П. Большакова, С.Н. Иконниковой. - Москва : Проспект, 2016. - 496 с.
81.Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство. - [2010]. - URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-07.pdf; https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/ Documents/Vol4/ pub-04-09.pdf (дата обращения: 01.10.2019).
82.Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 1. Историографический очерк, проблемы современной методологии. Закономерности культуро-генеза, этапы развития культуры традиционного типа - от первобытности к Возрождению / М.С. Каган. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2003. - 368 с.
83.Каган М.С. Синергетическая парадигма - диалектика общего и особенного в
методологии познания разных сфер бытия / М.С. Каган // Синергетическая
204
парадигма: Нелинейное мышление в науке и искусстве : [сб.]. - Москва, 2002. - С. 28-50.
84.Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание : избр. ст. / М.С. Каган. - Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1991. - 384 с.
85.Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган ; Акад. гуманитар. наук. -Санкт-Петербург : Петрополис, 1996. - 416 с.
86.Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - Санкт-Петербург : Петрополис, 1997. - 205 с.
87. Калмыцкая степь Астраханской губернии по исследованиям Кумо-Манычской экспедиции. - Санкт-Петербург : Издание Министерства государственных имуществ, 1868. - [36], [76], 171 с., с илл. и карт.
88.Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе / сост. А.В. Бадмаев ; Калм. науч.-исслед. ин-т яз., литературы и истории. - Элиста : [б. и.], 1969. - 203 с.
89.Кангельдиев А.Н. Проблемы образования при межкультурном диалоге в контексте глобализации / А.Н. Кангельдиев // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2013. - Т. 13, № 6. - С. 88-91.
90.Кануков Х.Б. Будда-ламаизм и его последствия / Х.Б. Кануков. - Астрахань : : [Калмиздат «Красный калмык»], 1928. - 94 с.
91.Козин С.А. Сокровенное сказание / С.А. Козин. - Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1940. - 619 с.
92. Комментарий к Степному Уложению (Конституции) Республики Калмыкия / [Б.А. Азукаева и др.] - Элиста : Изд-во Калмыц. ун-та, 2014. - 165 с.
93. Кондаков И.В. Архитектоника культурного наследия / И.В. Кондаков // Куль-турогенез и культурное наследие / науч. ред., сост. А.В. Бондарев. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2014. - С. 533-544.
94. Кондаков И.В. Архитектоника русской культуры / И.В. Кондаков // Общественные науки и современность. - 1999. - № 1. - С. 159-172.
95.Кондаков И.В. Культурное наследие в России : конструирование памяти /
И.В. Кондаков // Мир культуры и культурология : альманах Научно-
205
образоват. культурологич. о-ва России. - Санкт-Петербург, 2013. - Вып. III. -С. 88-110.
96. Кондаков И.В. Цивилизационная идентичность России : сущность, структура и механизмы / И.В. Кондаков // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. IV. - С. 282-304.
97. Кондаков И.В. Цивилизационный дрейф постсоветской России / И.В. Кондаков // Мир культуры и культурология : альманах Научно-образоват. культурологич. о-ва России. - Санкт-Петербург, 2016. - Вып. V. -С. 144-158.
98. Концепция государственной национальной политики Республики Калмыкия : утв. распоряжением Правительства Республики Калмыкия N 65-р от 27 марта 2018 г. // Некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс. - [2018]. -URL:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW393;n=3735 9#03853683258965914 (дата обращения: 01.10.2019).
99.Костенков К.И. Исторические и статистические сведения о калмыках, кочующих в Астраханской Губернии. С картою Калмыцкой степи / К.И. Костенков. - Санкт-Петербург : Издание Министерства Государственных Имуществ, 1870. - 170 с.
100. Котвич В.Л. Джангариада и джангарчи / В.Л. Котвич // Филология и история монгольских народов : памяти акад. Б.Я. Владимировцова. - Москва, 1958. - 348 с.
101. Котвич В.Л. Среди монгольских племен / В.Л. Котвич // Восток : журнал литературы, науки и искусства. - Москва ; Петроград, 1923. - Кн. 2. - С. 118125.
102. Кравцова М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова. - Санкт-Петербург : Лань, 1999. - 416 с.
103. Кукеев А.Г. К вопросу о современном состоянии буддизма в Калмыкии / А.Г. Кукеев // Научная мысль Кавказа. - 2011. - № 1, ч. 2. - С. 123-126.
104. Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма / отв. ред. У.Э. Эрдниев. - Элиста : Изд-во КНИИ, 1980. - 180 с.
105. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре / В.Д. Лелеко. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2002. - 320 с.
106. Лелеко В.Д. Пространство повседневности как предмет культурологического анализа : дис. ... доктора культурологии : 24.00.01 / В.Д. Лелеко. -Санкт-Петербург, 2002. - 321 с.
107. Леонов И.В. Морфогенез гештальтов мира-как-истории в номадических, земледельческих и ремесленных культурах / И.В. Леонов // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 9. - С. 92-97.
108. Леонов И.В. Этно-традиционный сувенир в пространстве массовой культуры / И.В. Леонов, В.Л. Соловьева // Вестник Санкт-Петербургского государственного инситута культуры. - 2019. - № 1 (38). - С. 93-98.
109. Лихачёв Д.С. Заметки о русском / Д.С. Лихачёв. - 2-е изд., доп. - Москва : Советская Россия, 1984. - 64 с.
110. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала : сб. тр. / К. Лоренц ; пер. с нем. и предисл. А.И. Фета ; редакция А.В. Гладкого ; примеч. А.И. Фета и А.В. Гладкого. - Nykoping (Sweden) : Philosophical arkiv, 2016. - 633 с.
111. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур / Ю.М. Лотман // Языки культуры и проблемы переводимости / отв. ред. Б.А. Успенский. -Москва, 1987. - С. 3-11.
112. Лугарёв П. Материалы для истории калмыков / П. Лугарёв ; предисл. А. Лебедев. - Казань : Типо-литография Императорского Университета, 1910. - 69 с.
113. Луман Н. Самоописания / Н. Луман. - Москва : Логос : Гнозис, 2009. -320 с.
114. Максимов К.Н. Калмыкия на защите Отечества / К.Н. Максимов // Oriental Studies. - 2015. - № 2. - С. 64-70.
115. Малыгина И.В. Идентификационный потенциал праздничной культуры / И.В. Малыгина, В.В. Артюшкина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 6 (74). - С. 31-38.
116. Малыгина И.В. Мировые тенденции и российская специфика динамики этнокультурной идентичности / И.В. Малыгина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 5 (73). - С. 4253.
117. Марзаева М.Б. О роли буддийской конфессии в развитии современной калмыцкой культуры / М.Б. Марзаева // Научная мысль Кавказа. - 2011. -№ 1, ч. 2. - С. 126-130.
118. Маркарян Э.С. Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи / Э.С. Маркарян ; отв. ред. и сост. А.В. Бондарев. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив : Университетская книга, 2014. - 656 с.
119. Маркарян Э.С. Понятие культура в системе современных социальных наук / Э.С. Маркарян. - Москва : Наука, 1973. - 30 с.
120. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука : (логико-методологический анализ) / Э.С. Маркарян. - Москва : Мысль, 1983. - 284 с.
121. Массон В.М. Культурогенез Древней Центральной Азии / В.М. Массон. -Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. - 384 с.
122. Массон В.М. Феномен культуры и культурогенез древних обществ /
B.М. Массон // Археология культуры и культурная трансформация. Археологические изыскания. - 1991. - № 1. - С. 5-10.
123. Махлина С.Т. Знаки, символы и коды культур Востока и Запада /
C.Т. Махлина. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2018. - 472 с.
124. Махлина С.Т. Палех вчера и сегодня / С.Т. Махлина // Петербургские искусствоведческие тетради. - Санкт-Петербург, 2017. - Вып. 43. - С. 70-85.
125. Махлина С.Т. Семиотика искусства буддизма в Калмыкии / С.Т. Махлина // Обсерватория культуры. - 2012. - № 5. - С. 45-49.
126. Махлина С.Т. Семиотика культуры повседневности / С.Т. Махлина. -Санкт-Петербург : Алетейя, 2009. - 231 с.
127. Мацакова (Болдырева) В.М. Об одной из особенностей развития культуры багутов Калмыкии на современном этапе / В.М. Мацакова (Болдырева) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Обществ. науки. - 2010. - № 2. -С. 35-39.
128. Методологические проблемы исследования этнических культур : материалы симп. / редкол.: И.А. Барсегян, Э.С. Маркарян (отв. ред.) ; Академия наук СССР. Секция теоретических проблем истории культуры Научного совета по истории мировой культуры, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Академии наук армянской ССР. - Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1978. - 124 с.
129. Минаев И.П. Буддизм. Исследования и материалы / И.П. Минаев. -Санкт-Петербург : тип. Императорской Академии Наук, 1887. - 280 с.
130. Мирзаева С.В. О некоторых буддийских чертах сказочного фольклора калмыков / С.В. Мирзаева // Проблемы этнической истории и культуры тюр-ко-монгольских народов. - 2015. - № 3. - С. 196-204.
131. Мосолова Л.М. Общекультурная и гуманитарная подготовка в системе непрерывного педагогического образования / Л.М. Мосолова // Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). - Санкт-Петербург, 1994. - С. 88-105.
132. Мурахтанов А.В. Понятие традиции в социальных науках : содержание, структура, значение / А.В. Мурахтанов, Т.Л. Воротилина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2002. - № 1. - С. 53-58.
133. Мялль Л.Э. «Аштасахасрика Праджняпарамита» : терминологический анализ санскритского и тибетского текстов : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.11 / Л.Э. Мялль. - Москва, 1973. - 22 с.
134. Наднеева К.А. Буддизм в контексте культуры России / К.А. Наднеева. -Москва : Новый Хронограф, 2005. - 100 с.
135. Наднеева К.А. О некоторых аспектах национального и регионального в духовной культуре Республики Калмыки / К.А. Наднеева // Народы Калмыкии : перспективы социокультурного и этнического развития : сб. науч. тр. / отв. ред. проф. А.Н. Овшинов. - Элиста, 2000. - С. 92-100.
136. Намруева Л.В. Молодежь и возрождение этнической культуры в Калмыкии / Л.В. Намруева // Вестник Калмыцкого института гуманитарного исследования РАН. - 2012. - № 4. - С. 76-80.
137. Намруева Л.В. Молодежь Калмыкии: выбор идентичности / Л.В. Намруева // Этносоциальные процессы на юге России: способы регулирования : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Майкоп, 21-22 ноября 2017 года / Адыгейский гос. ун-т. - Майкоп, 2017. - С. 72-74.
138. Немашкалов П.Г. Образ «своего-чужого» во взаимоотношениях прихода и членов причта Кавказской епархии в первой половине XIX века / П.Г. Немашкалов // Вестник Калмыцкого университета. - 2017. - № 35 (3). -С. 55-61.
139. Нил (Исакович Н. Ф.). Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири / соч. Нила, архиеп. Ярославскаго. -Санкт-Петербург : в Тип. Трусова, 1858. - [6], 386 с.
140. Новолетов М. Калмыки. Исторический очерк / М. Новолетов. - Санкт-Петербург : Тип. В. Демакова, 1884. - 79 с.
141. Номинханов Ц.-Д. Очерк истории калмыцкой письменности / Ц.-Д. Номинханов. - Москва : Наука, 1976. - 140 с.
142. Нуксунова А.М. Возрождение бытового калмыцкого языка и буддизма как факторы этнической самоидентификации современной калмыцкой молодежи (по материалам социологического исследования) / А.М. Нуксунова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 10. - С. 67-76.
143. Нусхаева Б.Б. Население Республики Калмыкия по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г: основные характеристики / Б.Б. Нусхаева // Вестник Калмыцкого института гуманитарного исследования РАН. - 2012. - № 2. - С. 128-133.
144. Нусхаева Б.Б. Представления молодежи Республики Калмыкия о семье и браке / Б.Б. Нусхаева // Вестник Калмыцкого института гуманитарного исследования РАН. - 2012. - № 1. - С. 100-104.
145. Нусхаева Б.Б. Современная семья Республики Калмыкия : анализ структуры и число детей в семье / Б.Б. Нусхаева // Вестник Калмыцкого института гуманитарного исследования РАН. - 2016. - № 1 (23). - С. 271-276.
146. О государственных языках Республики Калмыкия и иных языках в Республике Калмыкия : Закон Республики Калмыкия № 93-V-3 от 15.12.2014 // Официальный интернет-портал правовой информации. - Москва, [2014]. -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0800201412190014 (дата обращения: 01.10.2019).
147. Обермиллер Е.Е. Доклад о нирване / Е.Е. Обермиллер ; публ. М.Н. Кожевниковой // Буддизм в России. - 2001. - № 34. - С. 67-72.
148. Ользеева С.З. Калмыцкие народные традиции (на калмыцком и русском языках) / С.З. Ользеева. - Элиста : Джангар, 2017. - 480 с.
149. Омакаева Э.У. Калмыцкий язык: история и современность / Э.У. Омакаева // Калмыки. - Москва : Наука, 2010. - С. 375-382
150. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. - Москва : АСТ, 2002. - 509 с.
151. Основы буддийского мировоззрения (Индия. Китай) / В.И. Рудой и др. -Москва : Наука, 1994. - 239 с.
152. Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса / сост. Павлом Небольсиным : Прил.: 1. Карта. 2. Изображение тамог. - Санкт-Петербург : тип. К. Крайя, 1852. - [4], 192 с.
153. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Часть первая / П.С. Паллас. - Санкт-Петербург : при Императорской Академии Наук, 1773. - 657, [117] с.
154. Перспективы исторической и региональной культурологии в современной России : сб. науч. ст. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. - 276 с.
155. Подробные сведения о волжских калмыках / собр. на местах Н. Нефедьевым. - Санкт-Петербург : тип. К. Крайя, 1834. - VIII, 290 с.
156. Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу / А.М. Позднеев. - [Репринтное изд.] - Элиста : Калм. кн. изд-во, 1993. - 512 с.
157. Позднеев А.М. Ургинские хутухту / А.М. Позднеев. - Санкт-Петербург : Тип. Пантелеевых, 1880. - 84 с.
158. Попов А.В. Грамматика калмыцкого языка, сочиненная А. Поповым /
A.В. Попов. - Казань : Университетская типография, 1847. - IX, 390 с.
159. Пятигорский А.М. Избранные труды / А.М. Пятигорский ; сост., общ. ред. Г. Амелина. - Москва : Школа «Языки русской культуры», 1996. - 590 с.
160. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии / Ю.Н. Рерих ; пер. с англ. Н.Н. Зелинского ; предисл. А.П. Окладникова, В.Е. Ларичева ; вступ. ст.
B.Е. Ларичева ; коммент. С.И. Тюляева. - Хабаровск : Кн. изд-во, 1982. -303 с.
161. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт ; общ. ред. и предисл. А.Ф. Зотова ; сост. А.П. Полякова, М.М. Беляева. - Москва : Республика, 1998. - 413 с.
162. РОО Калмыцкое землячество «Джунгария» // ВКонтакте. - [2006-2019]. -URL: https://vk.com/djungaria (дата обращения: 30.09.2019).
163. Сагалаев А.М. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал / А.М. Сагалаев, И.В. Октябрьская ; отв. ред. И.Н. Гемуев. -Новосибирск : Наука, 1990. - 209 с.
164. Санчиров В.П. Формирование этническое общности ойратов - предков калмыков / В.П. Санчиров // Калмыки. - Москва : Наука, 2010. - С. 12-35.
165. Сарангаева Ж.Н. Эмблематические характеристики гостеприимства в калмыцкой лингвокультуре / Ж.Н. Сарангаева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 9-10 (104). -
C. 148-153.
166. Сартикова Е.В. Этапы развития национальной школы в Калмыкии (19932003 гг.) / Е.В. Сартикова // Вестник Калмыцкого института гуманитарного исследования РАН. - 2009. - № 2. - С. 42-46.
167. Свиридова Л.О. Интерпретация мифотворчества в современной культурологической мысли / Л.О. Свиридова // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2018. - № 2 (35). - С. 25-28.
168. Скородумова О.Б. Национально-культурная идентичность в условиях становления общества знания / О.Б. Скородумова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2012. - № 1 (5). - С. 47-54.
169. Советские традиции, праздники и обряды : Опыт, проблемы, рекомендации : сб. / сост. М.Д. Довбуш и др. - Москва : Профиздат, 1986. - 333 с.
170. Современные модели развития культурных индустрий в регионах России : сб. науч. ст. / отв. ред. М.Л. Магидович. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 418 с.
171. Сокровенное сказание монголов / пер. с монг. Ч.-Р. Намжилова ; вступ. ст. М. Хомонова ; пер. на рус. С.А. Козина. - Улан-Удэ : Бурятское кн. изд-во, 1990. - 316 с.
172. Соловьёв В.С. Оправдание добра / В.С. Соловьёв ; отв. ред. О.А. Платонов. - Москва : Ин-т рус. цивилизации : Алгоритм, 2012. - 656 с.
173. Степин В.С. О «генах культуры» и главной задаче философии и социально-гуманитарных наук / В.С. Степин // Экология и жизнь. - 2012. -№ 11 (132). - С. 4-12.
174. Степин В.С. Программирующие функции культуры в человеческой жизнедеятельности / В.С. Степин // Культурогенез и культурное наследие / науч. ред., сост. А.В. Бондарев. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитар. инициатив, 2014. - С. 91-121.
175. Сусеева Д.А. Калмыцкий язык и языковая ситуация в Калмыкии : прошлое и настоящее / Д.А. Сусеева // Вестник Калмыцкого государственного университета. - 2018. - № 37 (1). - С. 107-120.
176. Теория культуры / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 592 с.
177. Тепкеев В.Т. Калмыки в Северном Прикаспии во второй трети XVII в.: проблемы политических взаимоотношений / В.Т. Тепкеев. - Элиста : Джан-гар, 2014. - 448 с.
178. Тишков В.А. Реквием по этносу : Исследования по социально-культурной антропологии / В.А. Тишков. - Москва : Наука, 2003. - 544 с.
179. Тишков В.А. Что есть Россия? / В.А. Тишков // Вопросы философии. -1995. - № 2. - С. 3-17.
180. Торчинов Е.А. Религии мира = Religions of the world : Опыт запредельного : Трансперсональные состояния и психотехника / Е.А. Торчинов. - Санкт-Петербург : Петербург. востоковедение, 1997. - 382 с.
181. Тхагапсоев Х.Г. Культурологическая наука на парадигмальных разломах : избр. тр. / Х.Г. Тхагапсоев. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. - 231 с.
182. Тэрнер В. Символ и ритуал / В. Тэрнер ; сост. В.А. Бейлис и автор пре-дисл. - Москва : Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1983. - 277 с.
183. Ухтомский Э.Э. От Калмыцкой степи до Бухары / Э.Э. Ухтомский. -Санкт-Петербург : Типография Князя В.П. Мещерского, 1891. - 213 с.
184. Фельдман И.А. Кухня народов СССР / И.А. Фельдман. - Киев : Час, 1990. - 432 с.
185. Флиер А.Я. Инновационный потенциал культурогенетики и ее функции в системе гуманитарного знания / А.Я. Флиер, А.В. Бондарев // Проблемы культурогенеза и культурного наследия : сб. ст. к 80-летию Вадима Михайловича Массона. - Санкт-Петербург, 2009. - С. 25-35.
186. Флиер А.Я. Культурогенез / А.Я. Флиер. - Москва : Рос. ин-т культурологии, 1995. - 128 с.
187. Флиер А.Я. Культурогенез в истории культуры / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 1995. - № 3. - С. 137-148.
188. Флиер А.Я. Культурология для культурологов : учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей
культурологии / А.Я. Флиер. - Москва : Академический Проект, 2000. -496 с.
189. Флиер А.Я. Структура и динамика культурогенетических процессов : ав-тореф. дис. ... д-ра философ. наук : 24.00.01 / А.Я. Флиер. - Москва, 1995. -34 с.
190. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон ; пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. - Москва : АСТ, 2003. - 603 с.
191. Хлебников В. Утес из будущего / В. Хлебников. - Элиста : Калмыц. кн. изд-во, 1988. - 268 с.
192. Художественная культура в докапиталистических формациях : структурно-типологическое исследование / науч. ред. М.С. Каган. - Ленинград : ЛГУ, 1984. - 304 с.
193. Ху Яньли. Специфика глобализационных процессов в культуре Китая : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Яньли Ху. - Владивосток, 2016. -232 с.
194. Шараева Т.И. «И откуда ваши сваты?» (реалии и ментальные образы пространства в свадебном обряде калмыков) / Т.И. Шараева // Новые исследования Тувы. - 2019. - № 3. - С. 135-148.
195. Шараева Т.И. Образы божеств в декоративно-прикладном искусстве калмыков : Зеленая Тара / Т.И. Шараева // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2017. - № 3 (31). - С. 84-92.
196. Шараева Т.И. Обряды жизненного цикла у калмыков (XIX -начало XXI века) : автореф. дис. ... канд. истор. наук. 07.00.07 / Т.И. Шараева. - Москва, 2010. - 26 с.
197. Шараева Т.И. Свадебная обрядность / Т.И. Шараева // Калмыки. -Москва, 2010. - С. 249-270.
198. Шарманджиев Д.А. О ценностных представлениях населения Республики Калмыкия : поколенческие предпочтения / Д.А. Шарманджиев // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2011. - № 2. -С. 172-175.
199. Шелупенко Н.Е. Взаимодействие традиций и новаций в контексте современного развития национальных культур / Н.Е. Шелупенко // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. - 2015. -№ 2 (24). - С. 91-99.
200. Шовгурова А.С. Калмыцкая кухня. Традиции и современные блюда / А.С. Шовгурова, В.А. Вяткина. - Элиста : Калмыц. кн. изд-во, 1986. - 85 с.
201. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории : Гештальт и действительность / О. Шпенглер ; вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. - Москва : Эксмо, 2006. - 800 с.
202. Эрдниев У.Э. Калмыки : историко-этнографические очерки / У.Э. Эрдниев, К.Н. Максимов. - Элиста : Калмыц. кн. изд-во, 2007. - 428 с.
203. Юнг К.Г. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. -2-е изд. - Москва : Когито-Центр, 2010. - 352 с.
204. Я живу в России : Республика Калмыкия // Facebook. - 2019. - URL: https://www.facebook.eom/federalpress/.518/ (дата обращения: 30.09.2019).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.