Менталитет калмыцкого этноса: историко-культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Тюмидова Марина Егоровна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 180
Оглавление диссертации кандидат наук Тюмидова Марина Егоровна
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКИМ МЕНТАЛИТЕТ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Менталитет: теоретический дискурс и социокультурный феномен
1.2. Специфика этнического менталитета
ГЛАВА 2. ПРИРОДНЫЕ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ МЕНТАЛИТЕТА КАЛМЫЦКОГО ЭТНОСА
2.1. Природно-хозяйственные основания специфики менталитета калмыцкого этноса
2.2. Исторические условия формирования и эволюции менталитета калмыков
ГЛАВА 3. РЕЛИГИОЗНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ МЕНТАЛИТЕТА КАЛМЫКОВ
3.1. Религиозные представления в системе менталитета калмыков
3.2. Отражение менталитета в системе воспитания и гендерных отношений калмыцкого этноса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков2005 год, доктор философских наук Бичеев, Баазр Александрович
Этнокультурные ценности калмыков2007 год, кандидат философских наук Бадмаева, Цаган Аркадьевна
Ламаизм в социокультурном пространстве этноса2002 год, доктор культурологии Дарбакова, Валентина Петровна
Калмыцкое изобразительное искусство Х1х_ начала ХХ вв. Опыт историко-культурной реконструкции2011 год, доктор искусствоведения Батырева, Светлана Гарриевна
Буддизм махаяны в Республике Калмыкия: Философско-культурологический анализ2001 год, доктор философских наук Наднеева, Кермен Анджукаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Менталитет калмыцкого этноса: историко-культурологический анализ»
Введение
Актуальность избранной проблемы связана с определением вектора дальнейшего развития историко-культурологического знания, в котором значительное внимание уделяется изучению менталитета вообще и этнического менталитета, в частности. Перспективным направлением в этом отношении является прогнозирование и проектирование социокультурных процессов с учетом многополярности и изменчивости современного мира, а также трансформации традиционных механизмов социокультурной регуляции.
Актуальность исследования проблемы менталитета обусловлена необходимостью понять общество, в котором живешь, понять специфику истории этноса, и тем самым и осознать себя. Процессы этнокультурного возрождения народов, «этнического ренессанса», возрождения интереса современного человека к своим историческим и этническим корням, в том числе к константам собственно этнического мировоззрения, требуют внимательного, объективного, научного анализа.
Современный мир, находящийся под влиянием растущей глобализации, сталкивается с новыми вызовами, в числе которых угрозы этнической идентичности, нивелирование этнокультурных различий, навязывание стандартов массовой глобальной культуры, распространение унифицированных моделей образа жизни и мыслей. Таким образом, современные процессы изменения ценностей и установок этнических групп, помещенных в контекст глобализирующегося мира, ставят под вопрос само существование этносов в качестве стабильных и устойчивых социальных образований. В этой ситуации изучение ментальных оснований бытия этноса выступает объективным условием становления и развития культуры народов. Исследование менталитета в качестве концептуальной модели, отражающей
взаимодействие архаического ядра этнической памяти и современных
3
механизмов социокультурной регуляции этничности, позволяет найти выход из кризисного состояния этносов.
Проблема этнического менталитета является достаточно актуальной в сложных условиях современной социокультурной реальности. Сложные социально-экономические, этнополитические процессы, которые происходят в России, в ее регионах, в том числе и на Юге России, привлекают общественное внимание к острым проблемам, связанным с психологией, самосознанием этносов, которые проявляются в сфере межэтнических и межнациональных взаимоотношений. Культурное многообразие, особенности этнокультурной самоидентификации обуславливают, как теоретический, так и практический интерес к данной проблеме. Российское многонациональное государство нуждается в современных концепциях социально-политического, экономического и культурного развития. Вместе с тем строительство сильного, конкурентоспособного Российского государства невозможно без учета интересов ее регионов с самобытной культурой. Изучение этнических менталитетов способствует строительству новой модели Российской государственности. Без учета менталитета не может быть эффективной национальной политики.
В этой связи обращение к социокультурным, религиозно-мировоззренческим, ценностным основаниям бытия калмыцкого этноса представляется весьма актуальным. Обращение к менталитету калмыцкого этноса позволит лучше понять своеобразие и сущность культуры калмыков, поскольку национальные и этнические культуры в конечном результате представляют собой внешнее проявление внутренней скрытой сущности — менталитета наций и этносов.
Калмыкия выделяется своим особым географическим положением и
этнокультурной спецификой. Калмыцкий этнос является единственным в
Европе монголоязычным народом, исповедующим буддизм. Предками
калмыков, как известно, являются средневековые ойраты Джунгарии
(географическая и историческая область на северо-западе Китая). Корни
4
самобытной культуры ойратов восходят к истории древних народов Центральной Азии, Индии и Тибета. В начале XVII в. калмыки, совершив трансконтинентальный переход из азиатского мира в европейский, вошли в состав Российского государства. Было создано Калмыцкое ханство, в границах которого сформировалась особая монголоязычная общность на ойратской этнической основе - калмыки.
Степень изученности проблемы. Следует отметить, что проблема менталитета нашла отражение в целом ряде работ в различных областях социального и гуманитарного знания.
Специальные исследования в изучении менталитета и ментальности осуществлены: Ф. Арьесом, П. Бёрком, Ж. Ле Гоффом, Ж. Дюби, Дж. Лакоффом, Л. Леви-Брюлем, К. Леви-Стросом, К.А. Левинсоном, У. Раульфом, и др.1
Отечественная общественная мысль имеет давние традиции философского осмысления проблематики менталитета. Хотя сам термин «менталитет» не применялся, но вопросы национального характера, вбирающие в себя проблему менталитет, ставились в XIX-XX вв. в дискуссиях о перспективах развития российского многонационального государства (Н.А. Бердяев, К.Д. Кавелин, Н.О. Лосский, П.Н. Савицкий, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Н.С. Трубецкой, Э. Хара-Даван и др.).
Глубокие исследования менталитета и ментальности отражены в
1 Арьес Ф. История ментальностей // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996; Бёрк П. Сила и слабости ментальностей // Там же; Ле Гофф Ж. Ментальности; Двусмысленная история // Там же; Дюби Ж. История ментальностей // Там же; Левинсон К.А. История ментальности в Европе. Очерки по основным темам // Там же; Раульф У. Рождение понятия. Разговоры о «ментальности» во времена дела Дрейфуса // Там же; Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994; Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2011 и др.
трудах А.Я. Гуревича2, И.Г. Дубова3, В.П. Кожевникова4, В.И. Курашова5, Б.В. Маркова6 и др. Активное обсуждение данной проблемы прослеживается в российской научной периодике7.
В то же время проблема менталитета калмыков практически не исследована. При этом следует отметить труды российских дореволюционных ученых, в которых содержатся ценные наблюдения о национальном характере калмыцкого народа (П.С. Паллас, И.И. Лепехин, Н. И. Нефедьев, И.А. Житецкий и др.) 8.
2 Гуревич А.Я. Исторический синтез и «Школа «Анналов». М., 1993.
3 Ментальность россиян. Под общ. ред. Дубова И.Г. М., 1997; Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 20-29.
4 Кожевников В.П. Ментальность Российской цивилизации. М., 1998.
5Курашов В.И. Философия и российская ментальность. Учеб. пособие. Казань, 1999.
6 Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб., 1993.
7Губанов Н.И., Н.Н. Губанов Н.Н. Менталитет: сущность и функционирование в обществе // Вопросы философии. 2013. №2. С.2-32; Золотухин В.М., Родионов А.В. Социально-философский и социокультурный аспекты российской ментальности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 29-1. С. 1724; Данилевич А.И. Концепт как средство репрезентации национально-культурной ментальности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 29-2. С. 95-99; Горбенко А.Ю., Дёмкина Е.В. Генезис и сущность понятий «ментальность», «социальная ментальность» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 4 (169). С. 1522; Юревич А.В. Базовые компоненты национального менталитета // Вестник РАН. 2013. Т.83. № 12. С.1083-1091 и др.
8 Паллас П. С. Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санкт-Петербургской императорской академии наук: В 5 кн. Репринтное издание 17731778 гг. СПб., 2007; Лепехин И.И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году. Часть 1. СПб., 1771; Нефедьев Н.Н. Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте. СПб., 1834; Житецкий И.А. Астраханские калмыки. (Наблюдения и заметки). Астрахань, 1892; Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884-1886 гг. Репринтное издание М., 1983
Из этнографических работ советского периода можно отметить исследования У. Душана, Э.П. Бакаевой, Э.-Б. М., Гучиновой, А.Г. Митирова, Д.Д. Шалхакова9, в которых описываются обряды и обычаи калмыцкого этноса, взгляды на семью и брак.
Большое значение имеют исследования ученых в постсоветский период, в которых рассматриваются те или иные особенности менталитета калмыков. Из исследований калмыцких авторов можно выделить работы Б.А. Бичеева10, где автор исходит из положения о том, что политическая, военная и культурная история калмыков во многом отлична от истории других монгольских народов. Б.А. Бичеев обосновывает особую роль буддизма в формировании менталитета калмыков.
Калмыцкий исследователь С. Минаев опубликовал несколько интересных статей, которые передают особенности представлений калмыков о себе. Автор, в частности, пишет о калмыцком идеале женщины и непосредственно о национальном характере калмыков11. Он выделяет следующие черты менталитета калмыков: экстравертность, рационализм,
9 Душан У. Обычаи и обряды дореволюционной Калмыкии // Этнографический сборник. -№ 1. Элиста, 1976; № 5. Элиста, 1988; Его же. Историко-этнографические заметки о Эркетеневском улусе Калмыкии // Этнографические вести. Элиста, 1973. С. 31-107; Бакаева Э.П., Гучинова Э.-Б.М. Традиционные представления о жизненном цикле и их отражение в свадебной обрядности // Обычаи и обряды монгольских народов. Элиста, 1989. С.3-16; Митиров А.Г. Обычаи и обычное право калмыков в трудах дореволюционных исследователей России // Калмыковедение: вопросы историографии и библиографии. Элиста, 1988; Шалхаков Д.Д. Семья и брак у калмыков (XIX - начало XX вв.). Историко-этнографическое исследование. Элиста, 1982.
10 Бичеев Б.А. Дети Неба - Синие Волки. Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков. Элиста, 2005; Бичеев Б.А. Этнообразующие доминанты духовной культуры западных монголов (ойратов). Элиста, 2003.
11 Минаев, С. Национальный характер калмыков [Электр. ресурс] . URL: http://www.nutug.ru/kulitura/minaev7.htm; Минаев, С. Четыре типа калмыцкой красоты [Электр. ресурс]. URL: http://www.nutug.ru/kulitura/minaev6.htm
максимализм, индивидуализм, энергичность, оптимизм, стремление к славе, гордость, этизм.
Интерес представляет и этнопсихологическое диссертационное исследование З.С. Бадмаевой «Национально-психологические особенности калмыков»12. В этнопедагогике проблематика этнопсихологических особенностей калмыков исследована О.Д. Мукаевой13. К взгляду «снаружи» на калмыцкий национальный характер можно отнести работу психолога В.Г. Крысько14.
Влияние социокультурных и природно-географических факторов на формирование менталитета калмыцкого народа рассмотрено в работах калмыцкого историка Е.В. Дорджиевой15, которая попыталась рассмотреть влияние менталитета калмыков на события, связанные с их откочевкой в Джунгарию в 1771 г.
Менталитет калмыков в евразийском контексте рассматривается в монографии философа Л.Б. Четыровой «Российские калмыки: очерки по истории, культуре, буддизму и языку». Автор отмечает, что «своеобразие ментальности российских калмыков определяется, с одной стороны, неотрадиционализмом их культуры, с другой - опытом их успешной
12 Бадмаева З.С. Национально-психологические особенности калмыков. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 1997.
13 Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики: избр. соч. по этнопедагогике калмыков. Элиста, 1995; Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. В 2 ч. Элиста, 1999.
14 Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2002.
15 Дорджиева Е.В. Влияние социокультурных факторов на формирование менталитета калмыцкого народа // Гегярлт: научно-теоретический журнал. Элиста, 1998. № 2. С. 9-16; Дорджиева Е.В. Природные и географические факторы в истории Калмыкии в XVII-XVIII вв. // Вестник Калмыцкого университета. Серия: История. Экономика. Право. Вып. 1.-Элиста: изд-во КГУ, 2000. С. 29-35; Дорджиева Е.В. Исход калмыков в Китай в 1771 году. Ростов-на-Дону, 2002.
аккультурации в российской культуре»16.
В коллективной монографии калмыцких ученых В.Н. Бадмаева, Н.Ц. Манджиева и М.С. Уланова «Духовная культура калмыцкого этноса (опыт этнофилософского исследования)»17 менталитет рассматривается в контексте исследования этнической философии калмыков, ее историко-культурного осмысления. Значительное внимание в работе уделено отражению калмыцкого менталитета в этнической картине мира и влиянию на него буддизма.
Среди зарубежных исследователей следует отметить работы В. Сандерленда, Э. Холланда, М. Ходарковского, где рассматриваются историко-культурные аспекты вхождения калмыцкого народа в состав российского государства в контексте теории фронтира и имперской политики, а также вопросы возрождения буддизма в современной Калмыкии18.
Таким образом, можно отметить, что все имеющиеся научные данные о специфике менталитета калмыков достаточно фрагментарны и не систематизированы. Выявление целостной картины менталитета калмыков является насущной необходимостью современного историко-культурологического дискурса.
16 Четырова Л.Б. Российские калмыки: очерки по истории, культуре, буддизму и языку. Самара, 2016. С. 141.
17 Бадмаев В.Н., Манджиев Н.Ц., Уланов М.С. Духовная культура калмыцкого этноса (опыт этнофилософского исследования). Элиста, 2012.
18 Khodarkovsky M. Between Two Worlds: The Kalmyk Nomads and the Russian State. Ithaca: Cornell University Press, 1992; Khodarkovsky M. Russia's Steppe Frontier. The Making of a Colonial Empire. Bloomington: Indiana University Press, 2004; Khodarkovsky M. Bitter Choices: Loyalty and Betrayal in the Russian Conquest of the North Caucasus. Ithaca: Cornell University Press, 2011; Sunderland W. Taming the Wild Field: Colonization and Empire on the Russian Steppe. Ithaca: Cornell University Press, 2004; Holland E.C. Competing Interpretations of Buddhism's Revival in the Russian Republic of Kalmykia // Europe - Asia Studies. Vol. 67. № 6, August 2015.
Объект исследования - менталитет как социокультурный феномен.
Предмет исследования — историко-культурологические аспекты менталитета калмыцкого этноса.
Цель работы: дать историко-культурологический анализ феномена менталитета калмыцкого этноса.
Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
- проанализировать динамику дискурса по проблеме менталитета;
- рассмотреть феномен этнического менталитета;
- выявить роль природно-хозяйственных и культурно-исторических факторов в формировании менталитета калмыцкого этноса;
- охарактеризовать генезис религиозно-философских основ менталитета калмыцкого этноса;
- исследовать отражение менталитета в системе воспитания и гендерных отношений калмыцкого этноса.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- осуществлен историко-культурологический анализ содержания этнического менталитета;
- проведено комплексное исследование менталитета калмыцкого этноса, его социокультурных основ;
- обоснованы причины возникновения и развития особенностей менталитета калмыцкого этноса;
- исследованы природно-хозяйственные основания специфики менталитета калмыцкого этноса;
- рассмотрены исторические условия формирования и эволюции менталитета калмыцкого этноса;
- проанализированы религиозно-философские представления в системе менталитета калмыков;
- исследовано отражение менталитета в системе воспитания и гендерных отношений калмыцкого этноса.
Научная новизна работы раскрывается в положениях, выносимых на защиту:
1. Сложность и многоаспектность проблемы менталитета обуславливает разнообразие подходов к пониманию его сущности, структуры, методов исследования. В понимании феномена менталитета важную роль играют исследовательские концепции, которые интерпретируют его сущность в социальном, историческом, философском, психологическом, культурологическом и других аспектах. При этом, понятие «менталитет» не имеет достаточной категориальной определенности, несмотря то, что выступает предметом исследования практически всех социогуманитарных наук.
Менталитет можно охарактеризовать как культурологическую категорию, отражающую систему элементов духовной жизни, мировосприятие, глубинный психологический слой социальных общностей, которые формируются под воздействием исторических реалий, социокультурных и религиозных институтов, природной среды обитания и определяют систему ценностей, культурные практики, духовное творчество, практическую деятельность.
2. Существенное влияние на формирование менталитета калмыцкого
народа оказала природно-географическая среда степного пояса Евразии.
Степь с ее особенностями климатических условий, уникальным природно-
географическим ландшафтом повлияла на образ жизни, культуру,
миропонимание этноса. Калмык-кочевник в степи стал частью природы,
действовал в соответствии с устоявшимися природными ритмами и циклами.
Эти обстоятельства степного «месторазвития» обусловили «коэволюцию»
менталитета калмыков и послужили фоном для развития таких особенностей,
как созерцательность и символичность кочевого мышления, коллективизм,
мобильность, сдержанность в проявлении чувств. Кочевое хозяйство оказало
влияние на повседневную жизнь и быт калмыков-номадов, на их менталитет,
хозяйственную культуру, на особенности этнической картины мира. Калмык-
11
кочевник должен был вырабатывать в себе умение адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам внешнего мира.
3. Необходимо отметить влияние на менталитет калмыков исторически сложившихся обстоятельств. Среди исторических факторов, которые повлияли на формирование менталитета калмыцкого этноса, наиболее ключевыми представляются: этногенез ойратов, период Монгольской империи, добровольное вхождение и развитие народа в составе Российского государства, принятие буддизма, создание и существование в течение более ста лет государственного образования - Калмыцкого ханства, драматические события ХХ века (революции, войны, репрессии и депортация), возрождение автономии республики. В ходе исторического пути формировалась идентичность этноса, его представления о государстве и власти, Родине и патриотизме. Менталитет современного калмыцкого этноса характеризуется сочетанием различных типов мышления, ценностей и норм культур Востока и Запада, что придает ему глубинный евразийский характер.
4. Существенную роль в формировании менталитета калмыцкого
народа сыграли религиозные воззрения, состоящие из синтеза древнего
языческо-тенгрианского компонента и буддизма. В основе первого
находились обожествление природы и почитание духов предков, стремление
знать и чувствовать дух природы, жить в гармонии с ней, подчиняться ее
ритму, радоваться ее многоликой красоте. Добуддийские верования в
течение ряда столетий влияли на формирование менталитета народа. При
этом доминирующим элементом в религиозно-мифологической картине мира
калмыков был буддизм. Принятие буддизма тибетского направления явилось
ключевым пунктом, определившим всю дальнейшую историю калмыцкого
этноса и формирование его менталитета. Буддизм явился важнейшим
средством самоидентификации калмыцкого народа в инокультурном и
иноконфессиональном окружении. Он выступил точкой опоры для всей
системы ценностей этноса, на базе которой происходило формирование
права, образования, форм политической жизни, этико-эстетических взглядов,
12
искусства и литературы. Благодаря ценностям буддизма, буддийской философии у калмыков стали вырабатываться такие черты этнического менталитета, как стремление к образованию, неприхотливость, умеренность, самоограничение в желаниях, адаптивность, открытость к диалогу и восприятию иных культур и этносов.
5. Калмыцкий менталитет нашел свое отражение в системе воспитания и гендерных отношений этноса. В героических песнях эпоса «Джангар» воплощено этико-этническое понимание человека, то есть те стороны и ценности человеческой экзистенции, которые обладали в глазах калмыков аксиологическим потенциалом, моральной приемлемостью, расценивались как нравственный идеал. В этническом сознании калмыков мужчина предстает как защитник, добытчик, хозяин; его авторитет в семье непререкаем. В эпосе «Джангар» мужские персонажи, в первую очередь -воины и патриоты, выступают защитниками слабых и обездоленных. С одной стороны, они мужественны, проявляют воинскую доблесть, презрение в смерти, силу воли, непримиримость к врагу, с другой - милосердие и снисходительность, благородство, глубоко почитают и выполняют заветы дружбы, обладают чувством гордости и собственного достоинства, неукоснительно отстаивают честь семьи и рода. В «Джангаре» нашли отражение главные ценности женщины: забота о семье, воспитании детей, нравственный образ жизни. Особым уважением у калмыков пользовались такие качества женщины, как остроумие, мудрость, умение примирить враждующих.
При этом здесь отсутствует жесткая гендерная иерархия. Гендерные отношения в калмыцком обществе следует рассматривать в контексте монгольского философского учения «арга билиг». Учение «арга билиг» основывается на идее гармонии противоположных и в то же время взаимообуславливающих друг друга начал, оно имеет много общего с китайским учением об Инь и Янь, гегелевским диалектическим законом единства и борьбы противоположностей.
Методологической основой исследования выступили: принципы историзма и научной объективности, которые позволили всесторонне рассмотреть исследуемый предмет, учитывая конкретную историческую ситуацию; принцип детерминизма, помогающий выявить зависимость менталитета от объективных исторических, социальных, природно-географических и культурных факторов; принцип относительности, способствующий учету общечеловеческого характера менталитета разных народов. Диссертационное исследование основывается на нарративном подходе, позволяющем описать и раскрыть специфику этнического менталитета.
В работе также использованы диалектический метод к анализу социокультурных процессов и явлений; исторический и структурный анализ; методы культурной географии, позволяющие изучать пространственную дифференциацию культуры, её выраженность в ландшафте и связь с географической средой, а также отображение географического пространства в самой культуре.
В процессе подготовки диссертации автор опирался на идею о единстве гуманитарных и общественных наук. В соответствии с этим принципом исследование проводилось на стыке нескольких научных дисциплин (истории, культурологии, философии, психологии) с использованием в качестве методологической основы работы принципа комплексного междисциплинарного подхода к изучению социокультурных феноменов.
Хронологические рамки исследования детерминированы особенностями этногенеза калмыцкого народа. Нижняя граница исследования определена началом XVII века, временем вхождения в состав Российского государства. Верхняя граница исследования включает современный период, поскольку генезис менталитета этноса представляет собой перманентный процесс, отражающий, в том числе, и его современное бытие.
Территориальные рамки настоящего исследования определены границами калмыцких территорий в составе российского государства.
Источниковая база исследования включает следующие материалы, отражающие специфику менталитета калмыцкого этноса:
Калмыцкие историко-литературные памятники ХУП-Х1Х вв., переведенные на русский язык с тодо бичиг19.
Историко-этнографические исследования дореволюционных ученых -(Бентковский И.В., Бичурин Н.Я. (Иакинф), Бюлер Ф.А., Георги И.Г., Голстунский К.Ф., Дуброва Я.П., Житецкий И.А., Крылов А.Л., Лепехин И.И., Львовский Н.В., Небольсин П.И., Нефедьев Н.А., Новолетов М.Г., Паллас П. С., Позднеев А.М., Попов А.В., Прозрителев Г.Н., Смирнов П., Страхов Н.И. и др.).
Фольклорные источники: калмыцкие пословицы, поговорки, легенды, сказки. Особого внимания здесь заслуживает калмыцкий народный эпос «Джангар».
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что содержание данной работы может быть использовано в ходе дальнейшего изучении менталитета калмыцкого этноса. Материалы диссертации могут быть востребованы историками, культурологами, философами, этнологами и т.д. Результаты, полученные в диссертации, позволяют уточнить содержание, структуру и функции этнического менталитета, определить его место в системе понятий теории и истории культуры.
Практическая значимость работы. Материалы и результаты диссертации могут найти применение при разработке и чтении общих и
19 «Сказание о дербен-ойратах, составленное нойоном Батур-Убуши Тюменем», «Сказание об ойратах» Габан Шараба, «История калмыцких ханов», «История рабджамбы Зая-пандиты» Раднабхадры, Монголо-ойратские законы 1640 года, дополнительные указы Галданхунтайджи и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дондук-Даши, письма калмыцких ханов XVIII века, хранящиеся в Национальном архиве Республики Калмыкия и др.
специальных лекционных курсов по истории, культурологии, социологии, психологии, философии в высших учебных заведениях. Диссертация может стать источниковедческой базой для последующей научной разработки истории и культуры калмыцкого этноса.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре философии и культурологии Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова.
Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 15 статьях, опубликованных в научных журналах и сборниках научных трудов, из них 4 - в журналах, включенных в перечень ведущих научных изданий, утвержденных ВАК РФ.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Калмыцкая народная песенная поэзия: традиция, современное состояние и формы бытования2017 год, кандидат наук Коваева, Баир Макаровна
Буддийское духовенство в социально-политической истории Калмыцкого ханства: XVII-XVIII вв.2004 год, кандидат исторических наук Курапов, Андрей Алексеевич
Калмыки в российско-тибетских отношениях в конце XIX - первой четверти XX в.2010 год, кандидат исторических наук Очирова, Баира Владимировна
Развитие духовной культуры калмыцкого народа в конце XVIII - XIX вв.2009 год, кандидат исторических наук Мучаева, Ирина Ивановна
Добуддийские верования калмыков: исследование и опыт реконструкции2006 год, доктор исторических наук Бакаева, Эльза Петровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тюмидова Марина Егоровна, 2018 год
Список использованных источников и литературы:
Источники:
1. Бадмаев Н. «Домашне-религиозный быт приволжских калмыков» // Астраханский вестник. - 1898. - № 3006. - С. 2-3
2. Бакунин В.М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступки их ханов и владельцев. - Элиста, 1995.-153 с.
3. Батур-Убуши Тюмень, 1969 - Батур-Убуши Тюмень. Сказание о деребен-ойратах, составленное нойоном Батур-Убуши Тюменем // Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. - Элиста: Калм. кн. изд., 1969. - С. 13-48.
4. Бентковский И. В. Женщина-калмычка Больше-Дербетского улуса в физиологическом, религиозном и социальном отношении // Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. - Ставрополь, 1869. -Вып. 2. - С. 141-167.
5. Бентковский И.В. Женщина-калмычка Большедербетовского улуса в физиологическом, социальном и религиозном отношениях // Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. - Ставрополь, 1870. -Выпуск 3. - С. 95-119.
6. Бентковский И.В. Женщина-калмычка Большедербетского улуса в физиологическом, религиозном и социальном отношениях // Опальные: Русские писатели открывают Кавказ. Антология: В 3 т. - Т. 2. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. - С.450-468.
7. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия ло настоящего времени. 2-е издание. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. - 128 с.
8. Бюлер Ф.А. Кочующие и оседло-живущие в Астраханской губернии инородцы // Отечественные записки. - 1846. - Т. XLVП. - Кн. 7. - С. 1—28; Кн. 8. - С. 59—125; Т. ^ШП.- Кн.10.- С. 57—94; Т. ^ГХ. Кн. II. - С. 1—44.
9. Габан Шараб. Сказание об ойратах // Калмыцкие историко-
162
литературные памятники в русском переводе. - Элиста, Калм. кн. изд., 1969. -С.140-158.
10. Голстунский К.Ф. Монголо-ойратские законы 1640 г. Дополнительные указы Галдан-хунтайджия и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дондук-Даши. СПб.: Имп. Акад. наук: , 1880. - 144 с.
11. Джангар. Калмыцкий народный эпос. - Элиста, 1989. - 363 с.
12. Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии до издания закона 15 марта 1892 года // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. - 1899. - Т. XV. - Вып. 1-2. - 240 с.
13. Дуброва Я.П. Быт калмыков ставропольской губернии. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. - 181 с.
14. Житецкий И.А. Астраханские калмыки. (Наблюдения и заметки). -Астрахань, Тип. «Астраханского листка», 1892. - 210 с.
15. Житецкий И.А. Очерки быта Астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884 - 1886 гг. - М: Типография М.Г. Волчанинова, 1893. - 114 с.
16. Их Цааз («Великое уложение»). Памятник монгольского феодального права XVII в. Ойратский текст. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1981. - 147 с..
17. Калмыцкие народные сказки. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1982. 156 с.
18. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году. Часть 1. - СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1771 г. - 562 с.
19. Лунный свет. Калмыцкие историко-литературные памятники. Перевод с калмыцкого. Редактор-составитель А.В. Бадмаев. Элиста. Калмыцкое книжное издательство, 2003. - 477 с.
20. Львовский Н.В. Калмыки Большедербетовского улуса Ставропольской губернии. - Казань: Казань типо-лит. ун-та, 1893.-119 с.
21. Монголо-ойратские законы 1640 года, дополнительные указы
163
Галданхунтайджия и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дондук-Даши. - СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1880. - 143 с.
22. Небольсин П.И. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. - СПб.: Тип. К.Крайя, 1852. - 192 с.
23. Нефедьев Н.А. Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте. - СПб.: Тип. К.Крайя, 1834. -290 с.
24. Паллас П. С. Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санкт-Петербургской императорской академии наук: В 5 кн. Репринтное издание 1773-1778 гг. - СПб.: Альфарет, 2007.
25. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи /П ер. с нем. - СПб.: АН, 1773. - Ч. 1. -657 с.; 2-е изд. - СПб.: АН, 1809,- Ч. I,-657 с.
26. Письменные памятники по истории ойратов XVII-XVIII веков / Сост., перев. со старописьм. монг., транслит. и коммент. Санчирова В.П. - Элиста: КИГИ РАН, 2016. - 270 с.
27. Позднеев А.М. Астраханские калмыки и их отношение в России до начала нынешнего столетия // Журнал министерства народного просвещения. 1886. - Ч . 244. - С. 140-171
28. Попов А.В. Краткие замечания о приволжских калмыках // Журнал Министерства народного просвещения. 1839. Ч. XXII. - № 4 .- С .17-44.
29. Прозрителев Г.Н. Военное прошлое наших калмыков. 1812-1912 гг. Ставрополь: Тип. губернского правления, 1912. - 350 с.
30. Раднабхадра. Лунный свет. История рабджамбы Зая-пандиты. Перевод с ойратского Г.Н. Румянцева и А.Г. Сазыкина; транслит. текста, предисл., коммент., прим. и указатели А.Г. Сазыкина. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. - 176 с.
31. Родники народной мудрости. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1984. - 112 с.
32. Сказание о дербен-ойратах, составленное нойоном Батур-Убуши
Тюменем // Калмыцкие историко-литературные памятники в русском
164
переводе. - Элиста, Калм. кн. изд., 1969. - С.13-48.
33. Смирнов П. Путевые записки по Калмыцким степям Астраханской губернии. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. - 247 с.
34. Сокровенное сказание монголов: Анонимная монгольская хроника 1240 г. - Элиста: Калм. кн. изд., 1990. - 280 с.
35. Сусеева Д.А. Письма хана Аюки и его современников (1714-1724 гг.): опыт лингвосоциологического исследования. Элиста: АПП «Джангар», 2003. - 456 с.
36. Сутра под названием «Ключ разума» (перевод ойратской рукописи) // Моп§оНса-Ш. Посвящается К.Ф. Голстунскому. СПб., 2001. - С. 49-53.
Литература:
37. Абаева Л.Л. Традиционное мировоззрение монгольских народов в локусе пространства и времени // Евразийство и мир. 2013. Т.1. - № 1. - С. 5664. Абаева Л.Л. Человек в контексте шаманских и неошаманских этнокультурных традиций монгольских народов // Власть. 2012. - № 1. - 127130.
38. Абаева Л.Л., Жуковская Н.Л. Традиция и модернизация в истории буддизма // Религии мира. Ежегодник 1983. - М.: Восточная литература, 1983. - 225 с.
39. Абдулатипов Р.Г. Мой калмыцкий народ. М., 2006. - 160 с.
40. Александров Н.А. Калмыки. Степи. - М.: Изд. книгопродавца А.Я.Панафидина. 1901. - 61 с.
41. Александрова Ю.И., Кирдина С.Г. Типы ментальности и институциональные матрицы: мультидисциплинарный подход // Социс. 2012. № 8. - С. 3-13.
42. Амур-Санан А. Мудрешкин сын. Роман-хроника, повести. - Элиста. Книжное издательство. 1987. - 367 с.
43. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-
политический феномен // Социально-политический журнал. 1997. №3 . -
165
С.16-27.
44. Арьес Ф. История ментальностей // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М.: РГГУ. 1996. - С. 26-29.
45. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. - М.: Философское общество СССР, 1991. - Т.3: Социокультурный словарь. - 471 с.
46. Бадмаев В.Н. Национальная идентичность в поликультурном пространстве Юга России. - Элиста: Изд-во КалмГУ, 2012. - 78 с.
47. Бадмаев В.Н. Феномен национальной идентичности (социально-философский анализ). - Волгоград-Элиста: Изд-во КИСЭПИ, 2005. - 280 с.
48. Бадмаев В.Н., Манджиев Н.Ц., Уланов М.С. Духовная культура калмыцкого этноса (опыт этнофилософского исследования). Издательство Калмыцкого государственного университета. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2012.
- 186 с.
49. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки.
- Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. - 128 с.
50. Бакаева Э.П. Добуддийские верования калмыков. - Элиста: АПП «Джангар», 2003. - 358 с.
51. Бакаева Э.П. Об особенностях современной религиозной ситуации в Калмыкии (Буддизм и «посвященные») // Этнографическое обозрение. - 2004.
- №3. - С.23-38.
52. Бакаева Э.П., Орлова К. В., Хишигт Н., Энхчимэг Ц. Буддийская традиция в Калмыкии и Западной Монголии: сакральные объекты. - М.: Наука - Вост. лит., 2015. - 231 с.
53. Барсукова Е.Н., Романенко И.Б. Социокультурная идентичность и национальный менталитет: урбантропологический подход // Общество. Среда. Развитие. - 2012. - № 4 (25). - С.193—197
54. Бартольд В.В. Калмыки // Собрание сочинений. Т^. - М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1968. - С.538-540.
55. Беликов Т.И. Калмыки в борьбе за независимость нашей Родины. XVII-
166
нач. XIX вв. Элиста, 1965. - 179 с.
56. Белокуров А.А. Мировоззрение кочевника Евразии как фактор формирования традиционного культурного ландшафта Евразии//Мир науки, культуры и образования. - 2008. - №1(8). - С. 32-34.
57. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. - М.: Аспект-пресс, 1996. -169 с.
58. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: Философское общество СССР, 1990.
- 246 с.
59. Бичеев Б. А., Кукеев А. Г. О религиозных представлениях древних тюрков и монголов // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2011. - № 2. - С. 75-77.
60. Блок М. Феодальное общество. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. — 504 с.
61. Босхамджиева С.Н. Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (на материале эпоса «Джангар»): Диссертация на соиск. уч. степ. канд. фил. наук.
- Элиста, 2001. - 153 с.
62. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. - 412 с.
63. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество - это народы. - М.: Мысль, 1990. - 391 с.
64. Викторин В.М. Государственное управление межэтническими отношениями на примере Республики Калмыкия // Вестник экспертного совета. - №2 (2). - 2015. - С. 59-64.
65. Викторин В.М. Полиэтничный юг России и общая номадология: миграции, потестарно-политическая традиция и этнокультурная специфика // Материалы российской научной конференции с международным участием «Кочевые народы Юга России: исторический опыт и современность». Элиста, 2016. - С. 249-254.
66. Владимирцов Б.Я. Работы по истории и этнографии монгольских народов. М.: Восточная литература, 2002. - 557 с.
67. Воронина Н.И., Новикова Н.Л. Национальный менталитет как
167
действующий и системообразующий фактор культуры // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. - Т.19. - № 2-1. - С. 8-11.
68. Вундт В. Психология народов. М.: Эксмо, 2002. - 864 с.
69. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. -544 с.
70. Гачев Г. Д. Ментальность или национальный космо-психо-логос // Вопросы философии. - 1994. - № 1. - С. 25 - 33.
71. Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия - космос кочевника, земледельца и горца. М., 1999. - 367 с.
72. Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Менталитет: сущность и функционирование в обществе // Вопросы философии. - 2013. - № 2. - С. 2232.
73. Губанов Н.Н. Формирование, развитие и функционирование менталитета в обществе. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум» 2014. - 214 с.
74. Гудков Л. Русский неотрадиционализм // Негативная идентичность. -М.: НЛО, 2004. - С.650-687.
75. Гумилев Л.Н. География этносов в исторический период. - Л.: «Наука» Ленинградское отделение, 1990.- 279 с.
76. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. -496 с.
77. Гуревич А.Я. Исторический синтез и «Школа «Анналов». - М.: Индрик Год, 1993. - 320 с.
78. Далай Ч. Ойрад монголын туух. Тэргуун боть. - Улаанбаатар, 2002.
79. Дашковский П.К. К вопросу о соотношении категорий «менталитет» и «ментальность»: историко-философский аспект // Философские дескрипты. -Вып.2. - Изд-во Алтайского гос.ун-та, 2002. - 36-40.
80. Додонов Р.А. Теория ментальности: учение о детерминантах мыслительных автоматизмов. - Запорожье: Тандем-У, 1999. - 264 с.
81. Додонов Р.А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. - Запорожье: РА «Тандем-У», 1998. -191 с.
82. Дорджиева Е.В. Влияние социокультурных факторов на формирование менталитета калмыцкого народа // Гегярлт: научно-теоретический журнал. -1998. - № 2. - С. 9-16.
83. Дорджиева Е.В. Природные и географические факторы в истории Калмыкии в XVII-XVШ вв. // Вестник Калмыцкого университета. Серия: История. Экономика. Право. - Вып. 1. - Элиста: Изд-во КалмГУ, 2000. - С. 29-35.
84. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 20-29.
85. Душан У. Обычаи и обряды дореволюционной Калмыкии // Этнографический сборник. - № 1. - Элиста: Изд-во КНИИЯЛИ, 1976. - С.19-20.
86. Душан У. Историко-этнографические заметки о Эркетеневском улусе Калмыкии // Этнографические вести. Элиста: Изд-во КНИИЯЛИ, 1973. - С. 31-107
87. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 года // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 1991. - С. 48-59
88. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М.: Канон, 1996. -431 с.
89. Жаксыбеков А.С., Нуржанов А.А., Кадиркулова Г.К. Культ Тенгри у древних тюрок // Вестник Академии знаний. - 2013. - № 1 (4). С.- 160-164.
90. Жидков В.С., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности. -СПб.: Алетейя, 2001. - 636 с.
91. Жура В.В. Психо-когнитивные аспекты изучения эмоций в современных зарубежных психологических и лингвистических исследованиях / Язык и эмоции: личностные смыслы и доминанты в речевой деятельности: сб. науч. тр. // Волгоград: Изд-во ЦОП «Центр», 2004. - С. 177183.
92. Забелина Н.А. Менталитет и ментальность [Электронный ресурс] // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2007. №1. - Режим доступа: http://tl-ic.kursksu.ru/pdf/001 -04.pdf
93. Захаров Б.А. Исторические и культурные условия формирования менталитета калмыцкого народа // Культура монголоязычных народов в глобализирующемся пространстве: Материалы Международного научного форума. - Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2012. - С. 99-108.
94. История Калмыкии с древнейших времен до наших дней. В 3 томах. -Элиста: Издательский дом «Герел», 2009. - Т.1. - 846 с.
95. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. - 255 с.
96. Кавелин К.Д. Быт русского народа. М. Едиториал УРСС, 2011. - 104 с.
97. Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования, 2004. №1. - С.45-53.
98. Касавин И.Т. Человек мигрирующий: онтология пути и местности // Вопросы философии. 1997. - № 7. - С.74-84.
99. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994. - 591 с.
100. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. - М.: Прогресс, 1987. -384 с.
101. Кибасова Г.П. Этническое пространство. Волгоград, 2003. - 334 с.
102. Ключевский В. О Сочинения: В 9-ти т. Т. I. Курс русской истории. Ч. I. - М.: Мысль, 1987. - 432 с.
103. Кобякова Т.И. Язык, ментальность, концепт как основа языкового сознания личности // Язык и культура. - 2012. - № 1-2. - С. 212-217
104. Кожевников В.П. Ментальность Российской цивилизации. - М.: ООО «Минос», 1998. - 278 с.
105. Козловский В.В. Понятие ментальности в социологической перспективе // Социология и социальная антропология. Межвузовский сборник. - СПб.: Алетейя, 1997. - С.31-44.
106. Колмакова Е.А., Соломина Н.В. К вопросу о соотношении понятий
170
«национальное самосознание», «менталитет» и «национальный характер» // Успехи современной науки и образования. - 2017. - №7. - С. 224-226.
107. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. - М.: ЧеРо, 2003. - 349 с.
108. Корсакова Л. Е. Религиозная доминанта финно-угорской культурной ментальности // Финно-угорский мир. - 2013. - № 2. - С.98-102.
109. Крадин Н.Н. Кочевые общества: проблемы формационной характеристики. - Владивосток: Дальнаука, 1992. - 240 с.
110. Крысько В.Г. Этническая психология. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
111. Кукоба О.А. Природа и структура этнического менталитета // Философия и общество. - 2004. - №4. - 98-105.
112. Куприянов А.И. Историческая антропология: Проблемы становления // Исторические исследования в России: тенденции последних лет. - М.: АИРО-ХХ, 1996. - С.366-385.
113. Курашов В.И. Философия и российская ментальность. Учеб. пособие. -Казань: КГТУ, 1999. - 306 с.
114. Курбанмамадов П. Национальный менталитет в структуре эстетической культуры // Activity of welfare institutes in a modern sociocultural situation: theory and practice problems: materials of the II scientifi c conference on April 22-23, 2014. - Prague : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». 2014. - С.43-46
115. Кургузов В.Л. Менталитет и идентичность как аксиологические основания культурного потенциала и объекты системного анализа // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2012. - №1. -С.130-142.
116. Лебон Г. Психология народов и масс. - М.: Академический проспект, 2014.- 238 с.
117. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.- 607 с.
118. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,
171
2001. - 512 с.
119. Ле Гофф Ж. Ментальность: двусмысленная история // История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в образах и рефератах. - М.: Институт всеобщей истории РАН, Росс. госуд. гуманитарный ун-т, 1996. - С. 40-43
120. Леруа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294 - 1324). Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. - 544 с.
121. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Даръ, 2005. - 335 с.
122. Липкин С. Предисловие // Джангар. Калмыцкий народный эпос. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1989. - 363 с.
123. Макарихина О.А. История терминов в истории гуманитарной науки (на примере термина «этнос») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2009. - №1. С.146-152.
124. Манджиев Н.Ц. Кердата и кердатинцы. - Элиста: АПП «Джангар», 2004.- 528 с.
125. Манкевич Д.В. Менталитет и ментальность: к вопросу о характере и содержании понятий // Ретроспектива: всемирная история глазами молодых исследователей. - 2005. - № 1. С. 12-18.
126. Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. - СПб.: С-Петербург. гос. ун-т, 1993. - 229 с.
127. Ментальность россиян. - М.: АСТ, 1997.- 479 с.
128. Минаев С. Национальный характер калмыков [Электронный ресурс] // Официальный сайт Калмыцкого общественного фонда «Национальное достояние». - Режим доступа: http://www.nutug.ru/kulitura/minaev7.htm;
129. Минаев С. Четыре типа калмыцкой красоты [Электронный ресурс] // Официальный сайт Калмыцкого общественного фонда «Национальное достояние». - Режим доступа: http://www.nutug.ru/kulitura/minaev6.htm
130. Митиров А.Г. Истоки. - Элиста Калмыцкое книжное изд-во, 2002.- 288 с.
131. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. - М.: НИ Большая
172
Российская энциклопедия, 2000. - Т. 1: А-К. - 672 с.; - Т. 2: К-Я. - 720 с.
132. Михайлов Г.И. Актуальные проблемы изучения литератур монгольских народов // Проблемы алтаистики и монголоведения. Вып. 1. -Элиста: КНИИЯЛИ, 1974. - С. 116-122.
133. Михайлов Г.И. Некоторые замечания о словах боо и удган // Вестник института КНИИЯЛИ. №12. - Элиста, 1975. - С.92-96.
134. Монгольский мир: между Востоком и Западом / под ред. Ю.В. Попкова, Ж. Амарсаны. Новосибирск: Автограф, 2014. - 351 с.
135. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. - М.: Политическая литература, 1955. - С.350-352
136. Монтескье Ш. О духе законов // Антология мировой философии. В 4-х томах. М.: Мысль, 1970. - С. 536-545.
137. Некрич А. Наказанные народы. - Нью-Йорк: Хроника, 1978. - 170 с.
138. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. - М.: Мысль. 2010. - Т.2. -634 с.
139. Номадология // Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/New_Dict/529.php
140. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. - Пг.: Время, 1922. - 38 с.
141. Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. М.: Наука, 1967. - 479 с.
142. Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. - М.: Наука, 1970. - 432 с.
143. Пальмов Н.Н. Очерки истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1992. - 158 с.
144. Пальцев А.И. Менталитет и ценностная ориентация этнических общностей (на примере субэтноса сибиряков). - Новосибирск: Сибирское таможенное управление, 2001.-140 с.
145. Пантин И.К. Национальный менталитет и история России // Вопросы философии. - 1994. - № 1. - С.29-33.
146. Паршин П. Штейнталь Хейман. [Электронный ресурс] // Энциклопедия Кругосвет: универсальная онлайн-энциклопедия. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/SHTENTAL_HEMA N.html
147. Первая конференция калмыцкой молодежи в Нью-Джерси // Хальмг унн. Калмыцкая правда. Общественно-политическая газета. 28 июля 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://halmgynn.ru/1947-pervaya-konferenciya-kalmyckoy-molodezhi-v-nyu-dzhersi.html
148. Петрова И.А., Кибасова Г.П. Этническое и социальное в российской истории // Философия социальных коммуникаций. - 2006. - №1. - С. 95-101.
149. Петрова Е.И. Геопространственные и геополитические основания российской ментальности // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012: Материалы Международной научной конференции «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе». - Т.1. - Новосибирск: СГГА, 2012. - С. 126-130.
150. Полежаев Д.В. Ментальность и менталитет как часть и целое // Психология Петербурга и петербуржцев за три столетия. СПб.: Нестор, 1999. - С. 138-141.
151. Поливанов Е. Д. Введение в языкознание для востоковедных вузов. -Л.: Ленинградский восточный институт, 1928. - 220 с.
152. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. - 348 с.
153. Пушкарёв Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки // Отечественная история. - 1995. - №3. - С.158-166.
154. Решетов А. М. Этнопсихология и смежные науки // Советская этнография. - 1983. - №4. - С.68-75
155. Романенко В., Никитина Г. Менталитет и религия [Электронный
ресурс] // Электронный научный семинар. - Режим доступа:
174
http://www.elektron2000.com/node/674
156. Романова А.П. Проблема религиозного в современном религиоведении. - Астрахань: Изд-во АГУ, 2000. - 374 с.
157. Романова А.П., Якушенков С.Н., Хлыщева Е.В., Топчиев М.С. Чужой и культурная безопасность. - М.: РОССПЭН, 2013. - 215 с.
158. Российская ментальность (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 1994. - №1. - С. 25-53
159. Руднев А. Д. Материалы по говорам восточной Монголии. - СПб.: Типография Киршбаума, 1911. - 157 с.
160. Рудой В.И., Островская Е.А.-младшая. Учение об историческом времени и обществе. М.: РУДН, 2002. - 65 с.
161. Рыбаков С.Е. Философия этноса. - М.: ИПК Госслужбы, 2001. - 360с.
162. Санчиров В.П. Монгольское завоевание Южной Сибири в начале XIIIвека и вхождение ойратов в состав государства Чингис-хана // Монголоведение, №2. Сборник научных трудов. - Элиста: АПП «Джангар», 2004. С. 179-192.
163. Седова Н.Н. Человек - этнический. Волгоград, 1994. - 82 с.
164. Секацкий А. Три шага в сторону. Роман-эссе. СПб.: Амфора, 2000. -278 с.
165. Сергеев В.С., Сергеев Б.В. Уголовное и гражданское право калмыков XVII-XIX веков. Историко-правовые очерки. - Элиста: АПП «Джангар», 1998. - 221 с.
166. Смирнов А.В. Коллективное когнитивное, бессознательное и его функции в логике, языке и культуре // Вестник Российской академии наук. -2017. - Том 87. - № 10. - С. 867-878.
167. Современная западная философия: Словарь. - М.: Изд-во политической литературы , 1991. - 414 с.
168. Соловьев С. М. Сочинения. В 8 т. Книга I. Т. 1-2. - М.: Мысль, 1988. -800 с.
169. Степун Ф. А. Мысли о России // Современные записки. - Париж, 1928. -
175
№28. - С.365-392.
170. Султанов К.В., Романенко И.Б. Социокультурная идентичность молодежи как философская проблема // Общество. Среда. Развитие. - 2012. -№ 1. - С. 116-120
171. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (К методологическим проблемам этнографии) // Вопросы философии. - 1964. -№ 2. - С. 43-54.
172. Токвиль А. Демократия в Америке. Пер. с франц. - М.: Прогресс, 1992. - 554 с.
173. Толстых А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. -СПб.: Алетейя, 2000. - 288 с.
174. Убушаев В.Б. «Всех калмыков переселить...» в Сибирь. (О депортации калмыцкого народа в сибирские регионы: 1943-1957 гг.). - Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2014. - 656 с.
175. Уланов М.С. Буддизм в Калмыкии на рубеже ХХ-ХХ! вв.// Регионология. - 2006. - №2. - С.232-238.
176. Уланов М.С. Буддизм в социокультурном пространстве России (социально-философский анализ). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. доктора философ. наук. Ростов-на-Дону, 2010. - 54 с.
177. Уланов М.С. Буддизм и православие в цивилизационном пространстве России: истоки толерантности // Философские науки. - 2013. - №2. - С.115-122
178. Уланов М.С. Евразийство, православие и буддизм // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - №3. - С.62-65.
179. Уланов М.С. Основные категории буддийской культуры в контексте компаративистики // Каспийский регион: политика, экономика, культура. -2014. - №2. - С. 286-293.
180. Уланов М.С. Распространение и становление буддизма в Калмыкии: социально-философские аспекты // Регионология. - 2007. - №4. - С. 277-285.
181. Уланов М.С. Этические нормы буддийской культуры // Известия
176
высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия «Общественные науки». - 2008. - №1. - С.30-32.
182. Усенко О.Г. К определению понятия «менталитет» // Русская история: проблемы менталитета. - М.: Институт российской истории РАН, 1994. - С. 3-7.
183. Февр Л. Бои за историю. - М.: Наука, 1991.- 529 с.
184. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - М.: Прогресс, 1977. - 488 с.
185. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Республика, 1993.- 448 с.
186. Хара-Даван Э. О кочевом быте // Известия Калмыкии. - №53. - 21 ноября
187. Хлыщева Е.В. Культурные модели развития общества в глобализирующемся мире. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 133 с.
188. Хромова Е. Б. О некоторых подходах к исследованию феномена «менталитет» в социально-гуманитарном знании // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2017. - № 1. - С. 224233.
189. Хубиева З. А. Менталитет как социально-философская проблема // Вестник Вятского государственного университета. - 2017. - №4. - С.11-14.
190. Хухэ М. Степная культура в контексте развития кочевых народов // Молодой ученый. 2012. - №3. - С.477-479.
191. Церенов В.З. Нить созвучий. Литературные этюды. М., 2006. - 319 с.
192. Церенова Ж.Н. Концепт «кочевье» в калмыцкой, русской и американской лингвокультурах. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Волгоград, 2005. - 28 с.
193. Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в составе России: проблемы политических взаимоотношений. - Элиста: АПП «Джангар», 2007. - 462 с.
194. Чаадаев П.Я. Философические письма // Чаадаев П.Я. Сочинения. - М.: Правда, 1989. С.15-138.
195. Четырева Л.Б. Калмыки между Востоком и Западом // Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация. - Новосибирск: Нонпарель, 2010. - С.292-352.
196. Четырова Л.Б. Калмыцкий Базар - первая столица калмыков. - Самара: ООО «Книжное издательство», 2017. - 140 с.
197. Четырова Л.Б. Российские калмыки: очерки по истории, культуре, буддизму и языку. Самара: Издательство «Самарский университет», 2016. -188 с.
198. Чижова В.М. Антропологическая парадигма отечественного естествознания и медицины. - Волгоград, ВОЛГГАСА, 2001. - 184 с.
199. Чурин В.В. Этнос, нация, цивилизации как категории социальной философии // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Философские науки». - 2011. - № 2 (4) 2011. - С. 1825.
200. Шалхаков Д.Д. Семья и брак у калмыков (XIX - начало XX вв.). Историко-этнографическое исследование. Элиста: Калм. книж. изд-во, 1982.86 с.
201. Шарафутдинова А. Г. Тенгрианство, его сателличество и депаганизация в новых и новейших религиях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. -№ 151.- С. 154-164
202. Шарманджиев Д.А. Идеал человека у калмыков: традиции и система воспитания. Элиста: Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, 2013. - 200 с.
203. Шарманджиев Д.А. О духовных истоках семейного воспитания у калмыков // Вопросы культурологии. - №11. 2008. - С.25-28.
204. Шевяков М.Ю., Горина Т.С. Категория «менталитет» в современном гуманитарном знании: учебно-методическое пособие. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2012. - 76 с.
205. Шерстова Л.И. Ментальность и этногенез: методологические подходы
178
// Вестник Томского государственного университета. История. - 2009. - №2. -С. 30-33
206. Шовунов К.П. Калмыки в составе Российского казачества (вторая половина XVII-XIX вв.). - Элиста: Джангар. 1992. - 320 с.
207. Штейнталь Г. Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения // Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 1. - М.: Просвещение, 1964. - С.127-135.
208. Щученко В.А. Менталитет русской культуры: актуальные проблемы его историко-генетического анализа // Русская культура: теоретические проблемы исторического генезиса. - СПб.: СПбГУКИ, 2004. С.5-37.
209. Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. - 3-е изд. -Элиста: Калм. кн. изд-во. 1985. - 282 с.
210. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994. - 129 с.
211. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Архетипы и символ. - М.: Ренессанс, 1991.- 304 с.
212. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: «Университетская книга», ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. - 720 с.
213. Юнг К.Г. Психология и религия // Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.
214. Юревич А.В. Базовые компоненты национального менталитета // Вестник РАН, 2013, том 83, № 12. - С.1083-1091.
215. Янгутов Л.Е. Буддизм в социокультурной традиции России // Вестник Бурятского государственного университета. - 2016. - №6. - С. 108-119.
216. Khodarkovsky M. Where Two Worlds Met: The Russian State and the Kalmyk Nomads, 16-1771. Ithaca: Cornell University Press, 1992. - 278 s.
217. Khodarkovsky M. Russia's Steppe Frontier. The Making of a Colonial Empire. Bloomington: Indiana University Press, 2004. - 290 s.
218. Khodarkovsky M. Bitter Choices: Loyalty and Betrayal in the Russian Conquest of the North Caucasus. Ithaca: Cornell University Press, 2011. - 200 s.
219. Sunderland W. Taming the Wild Field: Colonization and Empire on the Russian Steppe. Ithaca: Cornell University Press, 2004. - 239 p.
220. Holland E.C. Competing Interpretations of Buddhism's Revival in the Russian Republic of Kalmykia // Europe - Asia Studies. Vol. 67. № 6, August 2015. -Pp. 948-969.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.