Традиции импровизации в современной академической музыкальной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Сердюков, Александр Александрович
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 184
Оглавление диссертации кандидат наук Сердюков, Александр Александрович
Оглавление
Введение
Глава 1. Явление импровизации в свете истории её форм
1.1. Возникновение понятия и исторические формы
устной музыкальной культуры
1.2. Импровизация в ХУШ-Х1Х вв
1.3. Виртуозные парафразы и транскрипции
в контексте культа интерпретации XX века
Глава 2. Музицирование в академическом музыкальном
обучении ХХ века
2.1. Осознание необходимости «креативных» методик
в музыкальной образовательной системе XX века
2.2. Импровизация в методиках творческого развития
на начальном этапе музыкального обучения
2.3. Музыкальная импровизация в системе зарубежного музыкального воспитания академического направления XX века
Глава 3. Импровизация в публичном исполнительстве ХХ-ХХ1 вв
3.1. Импровизация на концертной сцене XX столетия
3.2. Импровизация на рубеже XX - XXI вв.:
классический репертуар в современном формате
3.3. Музыкальная импровизация в свете информационных технологий
Заключение
Библиография
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Обучение студента основам джазовой импровизации на аккордеоне в образовательном процессе вуза2023 год, кандидат наук Бажилин Николай Романович
Каденция в фортепианном концерте эпохи венского классицизма: Историко-источниковедческий анализ2005 год, кандидат искусствоведения Фоменко, Елена Станиславовна
Современное клавесинное исполнительство: инструментарий, техника игры, творческие школы, исторические ориентации2020 год, кандидат наук Калентьева Наталья Вадимовна
Искусство импровизации в джазе последней трети XX столетия: к проблеме звукоидеала2007 год, кандидат искусствоведения Шулин, Вячеслав Валерьевич
Фортепиано в джазе на рубеже XX-XXI веков: истоки, тенденции, индивидуальности2014 год, кандидат наук Лубяная, Елена Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции импровизации в современной академической музыкальной культуре»
Введение
Актуальность темы исследования. Тема диссертационного исследования «Традиции импровизации в современной академической музыкальной культуре» представляется актуальной в силу характерного «всплеска» на рубеже XX - XXI веков интереса слушателей и музыкантов к импровизации на концертной сцене, к созданию и исполнению парафраз и транскрипций, имеющих импровизационную природу. Эти преобразования нарушили главную системообразующую традицию академической музыкальной культуры, которой на протяжении длительного периода была «скриптуальная» концепция - опора на письменный текст (нотную запись) произведения. В его звуковом воплощении господствовала жесткая установка на соблюдение абсолютно неизменной языковой конструкции. Варьированию в этой исполнительской традиции подлежала исключительно интонационная сторона музыкальной формы - свобода исполнителя допускалась в тембровой, динамической, темповой системах, в артикуляционном расчленении текста. Умение музыканта-исполнителя «одухотворить» тождественный авторский текст общепризнанных шедевров «интонированием», «произнесением» получило наименование «исполнительской интерпретации» с фиксированным специфическим значением этого широкого философского понятия. Фактически академическая музыкальная культура ХХ столетия прошла под знаком этой исполнительской традиции, альтернативой которой были импровизационная культура джаза, сохраняющиеся устные фольклорные формы, алеаторические техники авангардизма.
На протяжение ХХ века велись напряжённые споры о мере свободы «произнесения», авторского текста, которые постепенно теряли остроту - к концу столетия музыканты окончательно осознали свое право на индивидуальность и современность «интонирования». Но все компоненты письменно зафиксированного авторского текста - мелодика, гармония, метро-ритм и
3
фактура - оставались и остаются нерушимыми. Так смоделировано и обучение на всех ступенях музыкального образования. Хотя в сфере детской музыкальной педагогики ХХ века творческое развитие, музицирование, импровизация находили систематическое отражение и в отечественной, и зарубежной образовательной практике.
Сегодня инструменталисты академической традиции демонстрируют свободу и фантазию в отношении к скриптуальному источнику, исполняя свои импровизационные вариации-стилизации. Правда, зачастую они «дистанцируются» от традиционного формата выступления - креативные способности играющие музыканты демонстрируют в шуточном, комедийном ключе. Денис Мацуев представляет в TV передачах импровизации в духе Шопена, Чайковского, Рахманинова на мелодии популярных детских песенок. Импровизации на темы академического репертуара играют джазовые музыканты - Даниил Крамер, Жан-Жак Лусье, Эльдар Джангиров, Кармен Вранье. Слушатели охотно принимают парафразы классики знаменитого комического дуэта Игудесмана и Джу, назвавшего свой первый концерт с импровизациями на Моцарта созвучно «Маленькой ночной серенаде» «Eine kleine Nacht Mare» (Маленький ночной кошмар). Количество шуточных ансамблей, играющих классику в иронических и гротескных переложениях и импровизациях, постоянно и неуклонно растёт.
Распространяется также смешанный стиль serio и buffa. Французский скрипач Жиль Апап импровизирует каденцию в Концерте Моцарта в разных стилях, включая совершенно чуждые Моцарту элементы «фольк». Джазовый пианист Даниил Крамер играет импровизацию рондо alla turca Моцарта, а Аркадий Володось записывает свою импровизацию моцартовского турецкого рондо, и её уже исполняют современные пианисты виртуозы как письменный текст - например, Юйя Вонг.
Творческая свобода исполнителя, его умение варьировать жанр и стиль образуют новый ракурс оценок-предпочтений современной публики. Но это
4
не впервые в истории музыкальной культуры. В различные эпохи европейского публичного исполнительства приоритеты публики в оценках артиста менялись. В разные времена восхищением отмечались: виртуозная техника владения инструментом, мастерство спонтанной фантазии (импровизации музыкальных композиций), интонационная выразительность трактовки произведений-шедевров.
Установка на оценку творческого потенциала - умение создавать музыку - в разные периоды истории была чрезвычайно распространенной, и она образует актуальный ракурс рассмотрения феномена импровизации в культурно-историческом аспекте.
И. С. Бах поражал воображение современников своей фактурной фантазией и мастерством формы, «импровизационно» играя свои хоральные вариации. Бетховен пленял венцев не виртуозным владением фортепиано, но своими композициями, для которых преобразовывал звучание инструмента и приемы игры на нем. Паганини, Лист, Шопен выступали на сцене, изумляя не просто техникой, но и композиторскими новшествами, творческой выдумкой. Продуманный до деталей записанный и изданный текст шедевра в эпоху романтизма сосуществовал с импровизационными опусами - вариациями, переложениями, транскрипциями, парафразами и т. п.
Культ именно исполнителя-интерпретатора - сравнительно исторически недавнее явление. Ещё во второй половине XIX столетия исполнитель и композитор неразделимы и, композиторы восхищают слушателей авторством опусов, выступая как их исполнители. Можно перечислить имена различных музыкантов, играющих и сочиняющих музыку: Брамс, Лист, Венявский, Чайковский, Рубинштейн, Грюнфельд, Падеревский, Крейслер, Сарасате, Го-довский, Рахманинов.
Музыкантов-исполнителей в это время серьёзно обучали теории (гармонии, контрапункту, форме), нацеливая на сочинение музыки - особенно, в России, которой была остро необходима национальная композиторская шко-
5
ла. В этой традиции воспитывались студенты фортепианных факультетов консерваторий и в XX веке - Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Щедрин и многие другие их менее знаменитые сокурсники. Естественно, что они играли на инструменте, в том числе, свои сочинения, радуя слушателей композиторскими премьерами. Хотя именно в первой четверти XX столетия уже отчетливо складывается приоритет интерпретации в исполнительской культуре - на сцене и в обучении.
Фигура исполнителя с репертуаром выдающихся авторов, господствующая в концертной практике и обучении музыканта по сей день, начала утверждаться во времена Антона Рубинштейна. Ориентировочно с 20-х по 80-е гг. ХХ века отчетливо обозначается концепция интерпретации неизменного текста сочинения, которая оттеснила музыканта, импровизирующего (спонтанно создающего) музыкальный опус на концертной эстраде. Практика импровизации на концертной сцене начала возрождаться в начале где-то 90-х гг. ХХ века и распространяться в нынешнем столетии.
Но она не исчезала в годы даже самого ярко выраженного культа интерпретации скриптуального текста. Часто играл импровизации в своих сольных концертах Владимир Горовиц (из которых записана и издана была одна «Кармен» Бизе). Современник Рихтера и Гилельса венгерский пианист Дьёрдь Цифра был знаменит своими безумными импровизационными фантазиями на темы Шопена во всем мире. Современная история импровизации академической музыки на концертной сцене и интереса публики к способности играющего музыканта создавать текст освещается в настоящем исследовании.
Проявление интереса к импровизации на концертной сцене со стороны современной слушательской аудитории обуславливает актуальность рассмотрения феномена обучения импровизации, ее существования в качестве учебной дисциплины системы музыкального воспитания исполнителей. В
последней трети XX - начале XXI века в современной системе музыкального
6
образования можно выделить два основных направления, имеющих принципиально разные подходы к процессу обучения. Первое ориентировано на подготовку музыканта-профессионала, второе связано с воспитанием музыканта-любителя.
Профессиональное направление в отечественной академической традиции существует в рамках профессионально-специализированного курса, оно подразумевает три ступени обучения: школа-колледж-консерватория. Программа всех звеньев этой цепи, выстроенная по принципу усложнения, в своей основе ориентирована на скриптуальную концепцию - воспроизведение нотных текстов произведений композиторов.
Второе направление нацелено на свободно-творческое музицирование и опирается на традиции, связанные с импровизацией - в условиях сегодняшних предпочтений музыкальной культуры приобретает все большее значение, ширится и круг его приверженцев. В России и за рубежом открываются различные школы-студии, учебные курсы любительского музицирования, разрабатываются методики развития творческих способностей учащихся, а на базах детских музыкальных школ и школ искусств открываются классы композиции, основ сочинения, джазовые отделения.
Импровизация в диссертации рассматривается как одна из форм композиции, сочинения музыки, которую отличает принципиально творческая природа - создание индивидуального смыслового, образного «высказывания». Импровизация же представляет собой комбинирование музыкально-языковых элементов по известной модели - в связи с чем и возникают в импровизационной стихии жанры переложений, обработок и парафраз. Комбинаторика определяет природу импровизации, её креативную стихию. Это подсказывает актуальный ракурс в диссертации - рассмотрение компьютерных технологий, применяемых для создания музыкального текста, сочинения музыки, что позволяет в новом свете увидеть принципы построения музыкальной композиции средствами комбинаторики. В исследовании рассматри-
7
вается история форм компьютерного моделирования процесса сочинения музыки, а также сущность компьютерных программ (музыкальных конструкторов) для создания популярной массовой музыки людьми, не имеющими музыкального образования.
Существование различных тенденций неизбежно порождает исследовательский интерес к импровизации, к неразрывно связанным с ней культурным процессам в динамике исторического развития. Обстоятельная характеристика и анализ в диссертации позволяют рассматривать импровизацию как значимый феномен современной музыкальной культуры, охватывающий такие сферы, как музыкальное исполнительство, музыкальное образование, композиторское творчество.
Объектом настоящего исследования, таким образом, является феномен импровизации в современной академической музыкальной культуре, рассмотренный в свете наблюдения его исторических форм.
Предмет изучения составили исторические модели развития видов импровизации в академической музыке в свете трансформации слушательских предпочтений и практика импровизации в обучении. Специальное внимание уделено моделированию творческого процесса компьютером.
Цель исследования состоит в том, чтобы, проследив модели феномена в европейской истории, рассмотреть возрождение импровизации в современной академической музыкальной культуре и определить её практическое значение в современной концертной и дидактической среде.
Задачи исследования:
- рассмотреть и осмыслить современные формы музыкальной импровизации академической традиции в разных пластах музыкальной культуры;
- сформулировать основные принципы импровизации в сопоставлении с композиторской техникой и проследить исторические формы их взаимодействия;
- проанализировать приемы создания импровизационных текстов современными исполнителями как операции владения музыкальным языком в проекции текстовых единиц;
- рассмотреть в историко-культурном аспекте дидактические принципы развития навыков импровизации в системе музыкального воспитания;
- оценить современные методики обучения импровизации в отечественной и зарубежной системе академического музыкального образования на примерах учебных пособий;
- охарактеризовать комбинаторную природу импровизации и возможности алгоритмической формализации элементов музыкального языка в свете появления и развития компьютерных технологий.
Материалом исследования послужили аудио- и видеозаписи выступлений современных исполнителей с импровизацией в академических музыкальных стилях и жанрах, научные и педагогические труды, статьи, очерки, критические обзоры, методические пособия по импровизации, а также разнообразные ресурсы сайтов сети Интернет. В связи с устной природой феномена импровизации и отсутствием письменных текстовых образцов, материалом для анализа импровизационных выступлений современных исполнителей послужили слуховые расшифровки автора настоящего исследования.
Методологию исследования составил исторический метод, позволивший рассмотреть исследуемый феномен в контексте культурно-исторических метаморфоз, смены слушательских предпочтений, а также современный музыковедческий подход к анализу музыкального языка.
Степень изученности проблемы. В научных исследованиях, посвящён-ных импровизации, рассматриваются, в основном, сущность и формы джазовой импровизации, историко-культурный и теоретический аспект этого вида творческой деятельности. Частично в литературе описываются формы импровизации в дидактической сфере. Импровизация как комбинаторика с ис-
пользованием цифровых технологий освещена очень скупо - в основном, в сугубо информационной плоскости.
Исследование феномена импровизации как альтернативы письменной традиции музыкальной культуры академической направленности сегодня еще не получило подробного теоретического освещения. Концепция настоящего исследования разрабатывалась в опоре на научные труды Б. В. Асафьева, Б. Л. Яворского, Л. А. Баренбойма, Г. М. Когана, М. С. Друскина, Е. В. Назайкинского, А. М. Меркулова, Г. Р. Тараевой, Р. Х. Зарипова, Г. И. Шатковского, С. М. Мальцева, А. Л. Маклыгина.
Большое внимание проблеме приобретения и развития навыков импровизации в системе музыкального обучения уделяется в высказываниях и предложениях Б. В. Асафьева и Д. Б. Кабалевского, продолженных в работах известных исследователей и педагогов Л. В. Горюновой, Г. И. Шатковского, Б. И. Шеломова, М. Т. Картавцевой, А. Л. Маклыгина, С. М. Мальцева. Конкретные методики изложены в работах Г. И. Шатковского, А. Л. Маклыгина, С. М. Мальцева, О. П. Булаевой, О. А. Геталовой, И. М. Бриля, Е. Д. Лернера, О. Хромушина, из зарубежных - К. Орфа, З. Кодая. Исследованию проблем обучения импровизации посвящены диссертации В. Г. Коваленко, В. О. Усачевой, Т. А. Дмитриевой, Л. Н. Мун, Б. Р. Иофиса, Н. Л. Сродных, И. В. Овчарова, докторская диссертация С. М. Мальцева, кандидатская и докторская диссертации И. М. Красильникова.
Искусству клавирной импровизации посвящены старинные трактаты К. Ф. Э. Баха, Я. Адлунга, Г. Зорге. Импровизационные виды творчества средних веков и эпохи Возрождения исследуются в работе М. А. Сапонова. Рассмотрению импровизации на основе basso continuo посвящено исследование М. И. Катунян. Как одно из проявлений импровизационной культуры периода венского классицизма рассматривается зона каденции в диссертационном исследовании Е. С. Фоменко. Значительный раздел в книге Е. и П. Баду-
ра-Скода посвящен исследованию, с последующими рекомендациями, как
10
следует писать каденции к концертам В. А. Моцарта. Изучение каденций солиста на рубеже XVIII - XIX веков представлено в исследованиях А. М. Меркулова. Трактовка транскрипции как разновидности импровизации в данной работе опирается на исследования и диссертации Б. Б. Бородина А. В. Дубовик, Н. П. Иванчей, В. Г. Коваленко, Г. М. Когана, Н. В. Прокиной, Л. И. Ройзмана.
Базой для осмысления принципов, лежащих в основе создания электронных музыкальных текстов, послужили исследования в области имитации творческого процесса машиной Р. Х. Зарипова, а также изучение принципов работы современных программных секвенсоров, позволившие раскрыть комбинаторную природу феномена импровизации.
Пониманию автором роли и местоположения, сохранения и развития феномена импровизации в современной музыкальной культуре академического направления способствовали отдельные высказывания, рецензии, критические отзывы и статьи, интервью, подробно освещаемые в разделах данного исследования.
Научная новизна. В настоящем исследования впервые представлены:
- подробные описания, анализ и оценка характерных тенденций импровизации в современной академической музыкальной культуре;
- сформулированы закономерности смен слушательских предпочтений и требований к исполнителю на разных исторических этапах;
- четко определены в истории классико-романтической эпохи двойственные основы импровизации - как предформы техники письменной композиции и как устной презентации сложившихся приемов письма;
- декларирована принципиальная комбинаторная природа импровизации, отличающая этот вид творчества от композиции;
- объяснена в связи с обнаженной комбинаторикой практика цифровых технологий создания музыкального текста.
Теоретическая значимость исследования состоит в актуальном взгляде на комбинаторную природу музыкального творческого процесса, на роль музыкальной импровизации в актуализации, «осовременивании» исторических стилей классического репертуара.
Практическая значимость обусловлена возможностью включения материалов по современной академической импровизации в учебные курсы по истории современной музыкальной культуры, а также перспективой инновационных подходов в практической методике обучения импровизации на разных уровнях системы музыкального образования.
Апробация результатов исследовательской работы осуществлялась в ходе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова; содержание диссертации было изложено в докладах на международных и всероссийских конференциях (Санкт-Петербург, Новосибирск, Тамбов, Ростов-на-Дону). Основные положения исследования опубликованы в ряде российских научных изданий, три из которых в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертации связана с логикой рассмотрения феномена исполнительской импровизации академического направления на концертной сцене и в обучении. Во введении обосновывается постановка проблемы и освещается степень её разработанности. Основная часть состоит из 3 глав: в двух из них (второй и третьей) рассматривается «Музицирование в академическом музыкальном обучении ХХ века» и «Импровизация в публичном исполнительстве XX-XXI вв.». Первая глава носит обзорный характер и рассматривает «Явление импровизации в свете истории её форм». В Заключении делаются выводы о закономерности возрождения интереса к импровизации в исполнительстве и новых дидактических подходах. Помимо Библиографии приводится Приложение с перечнем ссылок для прослушивания образцов
импровизации на современной концертной сцене.
12
Глава 1. Явление импровизации в свете истории её форм
В музыкантской среде слово «импровизация» употребляется с различными оттенками. С одной стороны, так обозначается умение музыканта в исполнении (за инструментом или в пении) варьировать музыкальный текст, совершать с ним какие-то творческие звуковые «манипуляции». С другой, этим выражением принято обозначать форму концертного выступления, особое умение артиста создавать музыкальное произведение непосредственно во время исполнения. Импровизационные формы определяют джаз, представляющий в определенном смысле альтернативу академической традиции публичного исполнительства, которую определяет интерпретация - интонационное воспроизведение неизменного письменного текста.
В последние десятилетия можно наблюдать нарушение этой господствующей формы, возвращение на концертной сцене к романтической практике импровизации. Такая форма профессиональной презентации исполнителя отвечает новым запросам слушательской аудитории, которую впечатляет не глубокий и тонкий интерпретатор, а блистательный виртуоз. Новый поворот в слушательских установках образует выраженный интерес к способности музыканта спонтанно создавать собственный вариант текста с узнаваемым обликом автора широко известных шедевров. Точнее, его стоит назвать возвращением романтической традиции создания исполнителем технически эффектных текстов, демонстрирующих творческую фантазию и совершенное владение музыкальным языком. При предельных формах скорости и сложности фактуры, кстати, сохраняются тончайшие краски владения инструментом, выработанные эпохой интерпретации.
Эти новые тенденции в академическом музыкальном исполнительстве побуждают более пристально рассмотреть в первой главе смысл и значение понятия «импровизации», её исторические формы и механизмы осуществле-
ния. Это позволит более точно оценить новые проявления традиций импровизации в современной культуре и составить прогнозы развития явления.
1.1. Возникновение понятия и исторические формы устной музыкальной культуры
Понятие «импровизация» сегодня трактуется неоднозначно, обозначая две принципиально различные формы исполнительского акта: музицирование в современных жанрах и стилях и творчество, имитирующее исторические модели устной (дописьменной) традиции. В обиходе гуманитарных наук понятие импровизации как способности творить произведение в устной стихии (без нотной записи) постепенно распространилось на все виды бесписьменной музыкальной деятельности, включая фольклор и древние музыкальные культуры. Если по отношению к классико-романтическим стилизациям и джазу употребление понятия импровизации естественно и органично, то в обозначении фольклорных форм сотворения текста (и их имитаций) это исторически условный перенос позднего выражения, связанного с определенными формами музицирования.
Исследователи проблем происхождения музыки, отмечают ее импровизационную природу, утверждая, что вся музыкальная культура, начиная с древних времен, основана на искусстве импровизации, что музыка различных этносов также рождается в процессе импровизации [Зуева, 2002; Музыкальный словарь Гроува, 2001; Богатырёв, 1971]. Действительно, ранние или фольклорные образцы музыки создавались в процессе спонтанного порождения текста, что называют импровизацией в современном значении этого понятия. В более точном употреблении здесь уместно только понятие устного творчества, соответствующее исторической логике.
Понятие «импровизация» восходит к латинскому improvisus (неожиданный, внезапный) и в похожей лексической форме есть в других европейских языках - французском (improvisation), итальянском (improvvisazione).
Оно вошло в активное употребление в европейской художественной культуре в первой половине XIX века в различных видах искусства - литературе (поэзии), театре, танце, музыке. Именно в это время подобная форма представления артиста в публичном выступлении приобрела значительный вес. Поэты, а за ними музыканты (в основном, композиторы-пианисты), профессионально чрезвычайно умелые, демонстрировали удивительные способности порождать свое творение буквально «на глазах» у публики. Это способствовало широко распространенному мнению, и даже убежденности в том, что исполнитель-импровизатор наделен особым дарованием. Сегодня такая позиция по-прежнему не теряет своей силы - достаточно устойчиво сохраняется представление, что искусство импровизации доступно единицам с особой составляющей таланта, что импровизирующий музыкант-профессионал способен чуть ли не на трансцендентном уровне воплощать в звуке свои музыкальные фантазии.
Истоки такой трактовки сакральности творческого акта восходят к самой далекой древности. В античности феномен творчества был связан с двумя антагонистическими атрибуциями - «божественной» и «демонической». Такие идеи, порожденные мистицизмом и верой в духовные истоки творческого начала, в конечном счете, понижают или вовсе нивелируют индивидуальные способности самого художника. Например, Платон считал, что поэт может сочинить только то, что продиктовали ему музы, а Демокрит и вовсе полагал, что великим поэтом может быть тот, кто впал в безумие. Непостижимость и непознаваемость творческого акта декларировал Иммануил Кант; схожие идеи выдвигали Шопенгауэр и Шеллинг. По их мнению, творческий процесс протекает безотчетно, следовательно, творческий акт не может быть объектом изучения в силу духовности его процесса. Результатом творчества является произведение искусства, вышедшее из-под пера гения.
Возникнув в глубокой древности, музыка была связана с исключительно устной формой творчества. В отношении устной культуры часто употреб-
15
ляемой понятие импровизация означает фактически вариативную в своей основе природу порождения текста. С этих позиций создаваемую традиционными культурами музыку во всех уголках земного шара (не только в европейской истории) можно трактовать как импровизацию в современном понимании этого слова.
Тем не менее, следует различать эти явления, т.к. под музыкальной импровизацией сегодня принято понимать спонтанный процесс создания авторских текстов исторически недавней художественной ориентации. Само слово уверенно вошло в лексикон в начале XIX века как обозначение особой формы сценической, концертной деятельности исполнителей. В отношении ранних и средневековых образцов музыкального творчества его применение условно в силу исторического несоответствия, так как возникло оно для обозначения способности фактически композиторов (не анонимных авторов традиционной музыки).
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Импровизация в музыке: сущность, структура, методы формирования и профессионального совершенствования в процессе музыкальных занятий: на материале учебной работы в классах эстрадно-джазового искусства2011 год, кандидат педагогических наук Овчаров, Игорь Владимирович
Импровизационность как фактор композиторского мышления: На примерах клавирных произведений барокко1999 год, кандидат искусствоведения Скрипниченко, Николай Васильевич
Акустическая гитара в диалоге с академической и джазовой традициями2012 год, кандидат наук Якименко, Нина Сергеевна
Влияние массовой культуры на современное скрипичное исполнительское искусство2018 год, кандидат наук Будагян Регина Робертовна
Неакадемическое исполнение академической музыки: актуальные тенденции последней трети XX - начала XXI века2012 год, кандидат наук Веревкина, Юлия Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сердюков, Александр Александрович, 2017 год
Библиография
Адамян, 1963 Адамян А. А. Эстетика Рамо // Вопросы теории и эстетики
музыки. Вып. 2. - Л.: Музгиз, 1963. - С. 255-264.
Арнонкур, 2005 Арнонкур Н. Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки. - Сумы, 2005. Электронный. ресурс. Режим доступа:
http://royallib.com/book/arnonkur_nikolaus/muzika_yazikom_ zvukov_put_k_novomu_ponimaniyu_muziki. html (дата обращения: 27.04.2016г.)
Аракелова, 2012 Аракелова А. О. О реализации дополнительных предпро-
фессиональных общеобразовательных программ в области искусств: в 2 ч.: монография: сборник материалов для детских школ искусств / Авт.-сост. А. О. Аракелова. - Москва: Минкультуры России, 2012.-Ч. 1. - 118 с.
Арутюнов, Аверкин, 2016
Асафьев, 1971
Асафьев, 1973
Арутюнов В. О., Аверкин А. Н. Моделирование музыкального творчества при помощи генетических алгоритмов на базе платформы GENOM // Программные продукты и системы - Тверь, 2016. - № 2 (114). - С. 201 - 208. Электронный ресурс. Режим доступа:
http: //www.swsys.ru/index.php?page=article&id=4169&lang= (дата обращения: 12.12.2016г.)
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Изд. 2-е. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с., 1 л. портр.: нот. ил.
Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей / Б. В. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М., Л.: Музыка, 1973. - 144 с.
Алекссеев, 1974
Анфилов, 1963
Анфилов, 1963
Арановский, 1998 Аргамаков, 1914 Асафьев, 1952 Асафьев, 1952 Асафьев, 1973
Бадура-Скода, 1972
Алекссеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководство по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX века). Хрестоматия. - Киев: «Музична Украша», 1974. - 163 с. Анфилов Г. Замысел Рудольфа Зарипова // Физика и музыка. - М.: Детгиз, 1963. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.theremin.ru/archive/anfilov_zaripov.htm (дата обращения: 27.08.2016)
Анфилов Г. Композитор как живописец (О синтезаторе АНС и его создателе Евгении Мурзине) // Физика и музыка. - М.: Детгиз, 1963. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.theremin.ru/archive/murzin.htm (дата обращения: 27.08.2016)
Арановский М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства. - М.: Музыка, 1998. - 342 с.
Аргамаков К. А. Искусство импровизации / К. А. Аргамаков // Муз. альманах. - М., 1914. - С. 112-116. Асафьев Б. В. Избранные труды. - М.: Изд-во Академии наук СССР , 1952. Т. 3.
Асафьев Б. В. Избранные труды. - М.: Изд-во Академии наук СССР , 1952. Т. 4.
Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей / Б. В. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.; Л.: Музыка, 1973. - С. 3136.
Бадура-Скода Ева и Пауль. Интерпретация Моцарта: [Пер. с нем. Ю. А. Гальперн] / под редакцией Л. Баренбойма и Л. Гаккеля. - М., Музыка, 1972. - 373 с.
Баренбойм, 1979 Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. Исследование.
Изд. 2-е, доп. - Л.: Советский композитор, 1979. - 352 с. Богатырев, 1971 Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. -
М.: Искусство, 1971. - 511 с. Бородин, 2006 Бородин Б. Б. Феномен фортепианной транскрипции: опыт
комплексного исследования: дисс. ... доктора искусствоведения. - М., 2006. - 434 с.
Борухзон, Волчек, 1996
Бриль, 1985
Бузони, 1912
Булаева, Геталова, 1999
Булаева, Геталова, 1999
Борухзон Л. М., Волчек Л. Л. Азбука музыкальной фантазии: пособие для детей младшего и школьного возраста по развитию творческих навыков. - СПб.: Композитор, 1996. 43 с.
Бриль И. М. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано. Учебное пособие / ред. Ю. Н. Холопова; Предисл. Ю. Саульского; Предисл.авт. - М.: Советский композитор, 1985. - 112 с.
Бузони Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства. - СПб.: Изд. Андрея Дидерихс, 1912. - 55 с.
Булаева О. П., Геталова О. А. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь I: Магия интервалов. Ритмические импровизации. - СПб.: Композитор, 1999. -29 с.
Булаева О. П., Геталова О. А. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь II: Лад. Мелодия. Тональность. - СПб.: Композитор, 1999. -21 с.
Булаева, Геталова, 2000
Булаева,
Геталова, 1999 Булаева О. П., Геталова О. А. Учусь импровизировать и
сочинять. Творческая тетрадь III: Гармония. Аккомпанемент. - СПб.: Композитор, 1999. -28 с.
Булаева О. П., Геталова О. А. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь IV: Остинато. Импровизация в разных жанрах. Импровизация-сказка. -СПб.: Композитор, 2000. - 51 с.
Булаева,
Геталова, 2002 Булаева О. П., Геталова О. А. Учусь импровизировать и
сочинять. Творческая тетрадь V: Золотая секвенция. Песня. Модуляция. Буквенное обозначение аккордов. Новые гармонические краски. - СПб.: Композитор, 2002. -51 с.
Бялый И. Из истории фортепианного трио: Генезис и становление жанра. - М., 1989. - 91, [2] с.: нот. ил. Бурякова Л. А. Педагогические системы «творческого пробуждения» личности в музыкальном образовании Франции: дисс. ... канд. пед. наук. - Ростов-на Дону, 2002. - 181 с.
Вергасова О. М. Использование интерактивного оборудования в учебном процессе // Молодой учёный (Спецвыпуск). - Казань: «Молодой учёный», 2015. -№ 11. 1 (91. 1). - С. 59 - 61. Ветлугина, 1968 Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М.:
Просвещение, 1968. - 415 с.
Бялый, 1989
Бурякова, 2002
Вергасова, 2015
Ветлугина, 1967 Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание и развитие
ребенка: автореф. дис. ... доктора пед. наук. - М., 1967. -46 с.
Геза, Зичи Зичи Геза. Википедия. Электронный ресурс. Режим
доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/3HHH, Геза (дата обращения: 21.06.2016) Володось, 2005 Володось А. Отчего гибнет классическая музыка
(Интервью с И. Овчинниковым). // Газета. № 233. 2005-12-08г. URL: http://www.gzt.ru/culture/2005/12/07/211005.html (дата обращения: 25.02.2016) Выготский, 1997 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском
возрасте. - Санкт-Петербург: Союз, 1997. - 144 с. Выготский, 1987 Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский;
под ред. М. Г. Ярошевского. - Москва: Педагогика, 1987.
- 344 с.: ил., портр.
Герцман, 2006 Герцман Е. Курс «Formation musicale» во французской
системе музыкального воспитания и образования // Как преподавать сольфеджио в XXI веке. - М.: Издательский дом «Классика - XXI», 2006. - С. 173-191. Гинзбург, 1984 Гинзбург Г. Р. Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост.
М. Яковлев. - М.: Сов. композитор, 1984. - 288 с.: нот ил., 17 л. ил.
Гнесина, 1973 Гнесина Е. Ф. О Рахманинове // Воспоминания о
Рахманинове: в 2-х т. / сост., ред. 3. Апетян. Изд. 4-е, доп.
- М.: Музыка, 1973. Т. 1. - С. 208-214.
Голубицкий, 2013 Голубицкий С. История падения музыки от Адриана Ле-
веркюна до Дэвида Коупа // «Компьютера». 19. 12. 2013. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.computerra.ru/90320/istoriya-padeniya-muzyiki-
164
о1-аёг1апа-1еуегкуипа-ёо-ёеу1ёа-коира/ (дата обращения: 11.10.2016)
Гольденвейзер, 1966
Горюнова, 1989
Горюнова, 1989
Гроув, 2001
Гольденвейзер А. Б. Тридцать две сонаты Бетховена: Исполнительские комментарии. / Сост., ред., авт. Д. Благой. - М.: Музыка, 1966. - 288 с.: нот. ил. Горюнова Л. В. Говорить языком самого предмета. Теоретические основы учебника «Музыка»: Пособие для учителя. - М.: Прометей, 1989. - 143 с. Горюнова Л. В., Маслова Л. П. Урок музыки - урок искусства: Книга для учителя. - М.: Изд. «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. - 104 с. Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ., ред. и доп. Л. О. Акопяна. - М.: Практика, 2001. - 1095 с. Дмитреева, 2005 Дмитреева Т. А. Развитие креативности подростка в процессе обучения импровизации: дис. к. ... пед. н. - М., 2005. - 214 с.
Друскин М. С. Клавирная музыка. Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии ХУ1-ХУШ веков. - Ленинград: Музгиз, 1960. - 284 с., 16 л. ил.: нот.ил. Дубовик А. В. Фантазии на оперные темы в фортепианном творчестве Ф. Листа / Лекция по курсу «История и теория фортепианного искусства». - Л.: ЛОЛГК, 1985. - 64 с.: нот. ил.
Еленина Е. Вдохновленным должен быть тапёр // Вакан-сия.ги. 4.11.2009. - СПб., 2009. Электронный ресурс. Режим доступа: ЬЦр://врЬ.уасат1а.ш/тёех.рЬр?ас:=т1:о&81:огу=3486 (дата обращения: 23.08.2016)
165
Друскин, 1960
Дубовик, 1985
Еленина, 2009
Жаркова, 1998
Зарипов, 1960
Зарипов, 1983
Захаров, 1962
Зуева, 2002 Иванчей, 2009
Иофис, 2006
Жаркова О. С. Проблема универсальной (полифункциональной) подготовки учителя музыки на современном этапе: Джазовое музицирование как компонент учебной работы в музыкально-исполнительских классах. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 22 с. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/problema-universalnoi-poПfцnktsюnalnoi-podgotovki-ucЫtelya-muzyki-na-sovremennom-etape-dz (дата обращения: 9.06.2016) Зарипов Р. Х. Об алгоритмическом описании процесса сочинения музыки // Докл. АН СССР. 1960. Т. 132. № 6. С.1283 - 1286.
Зарипов Р. Х. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. - М.: Наука, 1983. - 232 с. Захаров Н. Несколько слов о музыке и о методе музыкального ученья в России // Музыкальное наследство. Т. 1. - М.: Музгиз, 1962. - 622 с.
Зуева Т. В. Русский фольклор: словарь-справочник. - М.: Просвещение, 2002. - 334 с.
Иванчей Н. П. Фортепианная транскрипция в русской музыкальной культуре XIX века. Автореф. дис. канд. иск-ния. - Ростов-на Дону, РГК, 2009. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/fortepiannaya-transkriptsiya-v-russkoi-muzykalnoi-kulture-xix-veka#ixzz4C0ZzGv3T (дата обращения: 18.06.2016) Иофис Б. Р. Формирование умений импровизации и сочинения музыки у будущих учителей в процессе профессиональной вузовской подготовки. Автореф. дис.
канд. пед. наук. - М., 2006. Электронный ресурс. Режим доступа: Мр://паика-реёа2оака.сот/реёа2оака-13-00-08М188ейас1уа-&гт1гоуате-итету-1тргоу17а:8п-1-8осЫпетуа-ти7ук1-и-ЬиёшсЫЬ-исЫ:е1еу-у-рго:ве88е-pгofessiona1noy-уuzoуskoy-podgot#ixzz420kfsJi3 (дата обращения: 23.06.2016)
Кабалевский, 1965 Кабалевский Д. Б. Главное - любить музыку. - М.:
Советская музыка, 1965. - №6. - С. 5-8.
Кабалевский, 2005 Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке?: кн.
для учителя / Д. Б. Кабалевский; авт. вступ. ст. И. В. Пигарева. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.: ил.
Кабалевский, 1974 Кабалевский Д. Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы (экспериментальная): Вып. 1. Первый класс / Д. Кабалевский. - М.: НИИ школ МП РСФСР, 1974. - 60 с.
Кабалевский, 1994 Кабалевский Д. Б. Третий класс. Предварительные
замечания // Программы для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Музыка, 1994. Электронный ресурс. Режим доступа:
1Шр://\\\^^11^.т/ргеу1е\у/1763507/ра^е:3/#3 (дата обращения: 16.05.2016)
Как учить детей
музыке, 2009 Как учить детей музыке. Высказывания выдающихся
отечественных и зарубежных музыкантов, педагогов, ученых. Документы. Сост., Ю. Лихачев. - СПб.: Композитор, 2009. 40 с.
Картавцева, 1978 Картавцева М. Т. Развитие творческих навыков на уроках
сольфеджио. - М.: Музыка, 1978. - 72 с.: ил., нот.
167
Катуар, 1937 Катуар Г. Л. Музыкальная форма. Ч. 1 Метрика. - 2-е изд.
/ Под ред. Д. Кабалевского, Л. Мазеля и Л. Половинкина. -Москва: Музгиз, 1937. - 108 с.
Катунян, 2003 Катунян М. И. Импровизация на основе basso continuo //
Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения: Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. - М., МГК, 2003. -Сб. 37. - С. 131-147. - 235 с.
Коваленко, 1995 Коваленко В. Г. Импровизация как форма музыкальной
деятельности /историко-культурный и дидактический аспекты. Автореф. дис. канд. иск-ния. - Ростов-на Дону, РГК, 1995. - 24 с.
Коган Г. Исполнение догматическое и творческое. Роль импровизационного начала. // Коган Г. Работа пианиста -М.: Классика-XXI, 2004. - С. 191-196. Коган Г. Избранные статьи. М., 1972. - Вып. 2. - 264 с. Козырев Ю. П. Импровизация - путь к музыке для всех // Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 2. - М.: Сов. композитор, 1985. - С. 252-271.
Колесникова, 1999 Колесникова Г. И. Музыкально-творческое развитие
старших дошкольников средствами русской народной музыки: дисс. ... канд. пед. наук. - Екатеренбург, 1999. -200 с.
Коган, 2004
Коган, 1972 Козырев, 1985
Красильников, Глаголева, 2005
Красильников И. М., Глаголева Н. А. Творческие задания для работы в «музыкальных конструкторах» // Музыка и электроника: Музыка в школе (объединенный выпуск). -2005. №1. С. 26 - 29.
Красильников, Глаголева, 2004
Красильников, 1997
Красильников, 2007
Кузнецов, Артемьева, Дубинина, 2009
Леонтьева, 1984 Лернер, 2006
Лившиц, 2003 Лубяная, 2014
Красильников И. М., Глаголева Н. А. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы). - М.: Ижица, 2004. - 96 с.
Красильников И. М. Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах (кибордах): дисс. . канд. пед. наук. - М., 1997. - 173 с.
Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования: дисс. ... доктора. пед. наук. - М., 2007. - 494 с.
Кузнецов В. Б., Артемьева О. Г., Дубинина С. Е. Подбираю на рояле. Практический курс гармонии для младших классов детских музыкальных школ и детских школ искусств. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Композитор, 2009. - 72 с.
Леонтьева О. Т. Карл Орф. - М.: Музыка, 1984. - 348 с. Лернер Е. Д. Сольфеджио, которое мы можем потерять // Как преподавать сольфеджио в XXI веке. - М.: Изд. дом «Классика-ХХ1», 2006. - С. 21-28.
Лившиц Д. Р. Феномен импровизации в джазе. Автореф. дис. канд. иск-ния. - Нижний Новгород, 2003. - 25 с. Лубяная Е. В. Фортепиано в джазе на рубеже XX - XXI веков: истоки, тенденции, индивидуальности: дис. ... к. искусствоведения. - Ростов-на Дону, РГК, 2014. - 171 с.
169
Маклыгин, 1997 Маклыгин А. Л. Импровизируем на фортепиано.
Элементарная гармония. Учебное пособие для музыкальной школы. Выпуск I. - М.: Престо, 1997. 33 с.
Маклыгин, 1999 Маклыгин А. Л. Импровизируем на фортепиано.
Фактурные рисунки. Выпуск 2. - М.: Престо, 1999. 32 с.
Мальцев, 1993 Мальцев С. М. Музыкальная импровизация как вид
творческой деятельности: Теория, психология, методика обучения: диссертация ... доктора искусствоведения. -Санкт-Петербург, 1993. - 382 с.
Мальцев, 1976 Мальцев С. М. Нотация и исполнение // Мастерство музыканта исполнителя// Вып. 2. - М.: Советский композитор, 1976. - С. 68-104.
Мальцев, 1991 Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации.
- М.: Музыка, 1991. - 88 с., нот. ил.
Мальцев, 1992 Мальцев С. М. Творческое развитие юного пианиста.
Вступление [Электронный ресурс] / автор методики, сценарист и режиссер-постановщик фильма Сергей Мальцев. СПб., 1992. URL: https://vk.com/video-11486210 162183451 (дата обращения: 20.12.2016).
Мальцев, 1992 Мальцев С. М. Начальное обучение [Электронный ресурс]
/ автор методики, сценарист и режиссер-постановщик фильма Сергей Мальцев. СПб., 1992. URL: https://vk.com/videos-11486210?z=video-11486210 162183450%2Fpl -11486210 -2 (дата обращения: 20.12.2016).
Мальцев, 1992 Мальцев С. М. Знакомство [Электронный ресурс] / автор
методики, сценарист и режиссер-постановщик фильма Сергей Мальцев. СПб., 1992. URL: https://vk.com/videos-
11486210?z=video-11486210 162183449%2Fpl -11486210 -2 (дата обращения: 20.12.2016).
Мальцев С., Розанов И. Учить искусству импровизации. -М.: Сов. музыка, 1973. - № 10. - С. 62-64. Мерке Э. Первые уроки джаза. Практическое пособие по джазовой импровизации на фортепиано. - СПб.: Композитор, 1996. - 18 с.
Меркулов А. М. Каденция солиста XVIII - начала XIX века // Сетевой журнал «Старинная музыка», 2009. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.myflute.ru/library/literatura/literatura 223.html?te mplate=85 (Дата входа: 11.11.2016)
Милъштейн, 1972 Мильштейн Я. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критики и воспитания исполнителей // Мастерство музыканта исполнителя. - М.: Советский композитор, 1972. - С. 3-56.
Миронов,
Мацуев, 2016 Евгений Миронов и Денис Мацуев открыли «Ночь кино» у Большого театра. Репортаж телеканала «RT» [Электронный ресурс]: https: //www. youtube.com/watch?v=GOA 18HiBYzw (дата обращения: 24.12.2016).
Миронова, 1995 Миронова Н. Московская консерватория. Истоки
(Воспоминания и документы. Факты и комментарии). -М.: Изд-во: МГК им. П. И. Чайковского, 1995. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.mosconsv.ru/ru/book.aspx?id=127532&page=127 593 (дата обращения: 14. 05. 2016)
Мальцев, Розанов, 1973
Мерке, 1996 Меркулов, 2009
Мун, 2001 Мун Л. Н. Импровизация как вид творческой деятельности
в теории и практике музыкального образования: дис. ... к. пед. н. М., 2001. 171 с.
Муравьева, 2007 Муравьева И. Russia на рояле. Пианист Константин
Щербаков о новом феномене пиратства в сфере рекорд-индустрии. // «Российская газета». Федеральный выпуск № 4324 24.03.2007. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rg.ru/2007/03/24/sherbakov.html (дата обращения: 12.09.2016)
Мурадян, 2014 Мурадян Г. В. Виртуозность как феномен в истории фортепианной культуры: дис. ... к. искусствоведения. - Рос-тов-на Дону, РГК, 2014. - 200 с.
Назайкинский, 1982
Никитин,1981
Никитин,1982
Овчаров, 2011
Полозов, 2000
Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. -М.: Музыка, 1982. - 319 с., нот.
Никитин А. А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов. Автореф. дис. ... к. искусствоведения.
- Вильнюс, 1981, - 23. с.
Никитин А. А. Начинающий джазовый пианист: Методические рекомендации для педагогов ДМШ. Часть 1. - Хабаровск, 1982. - 36 с.
Овчаров И. В. Импровизация в музыке: сущность, структура, методы формирования и профессионального совершенствования в процессе музыкальных занятий: дис. ... к. пед. наук. - Белгород, 2011. - 150 с.
Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании: дис. ... кан. искусствоведения.
- Новосибирск, 2000. - 238.
Полозов, 2015 Полозов С. П. Информационный подход в исследовании
музыкального искусства: дис. докт. иск-ния. - Саратов, СГК, 2015. - 408 с.
Прокина, 1987 Прокина Н. В. Жанр свободной транскрипции в творчестве Рахманинова // Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры (Генезис и эволюция жанров. Своеобразие творческой личности): Сб. научных трудов. -М.: МГК, 1987. - С. 42-51. - 161 с.
Прокина, 1988 Прокина Н. В. Фортепианная транскрипция: проблемы
теории и истории жанра: дис. ... кан. искусствоведения. -М.: МГК, 1988. - 198 с.
Пресман, 1973 Пресман М. Л. Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов // Воспоминания о Рахманинове: в 2-х т. / сост., ред. З. Апетян. Изд. 4-е, доп. М.: Музыка, 1973. Т. 1. С. 148-207.
Протопопов, 1930 Протопопов С. Элементы строения музыкальной речи.
Под ред. Б. Яворского. М.: Музыкальный сектор, 1930. -176 с.
Рабинович, 1970 Рабинович Д. А. Портреты пианистов. - 2-е изд. - М.: Сов.
композитор, 1970. - 280 с.
Рогожникова, 2009
Ройзман, 1973
Рогожникова Е. Компьютер выпускает альбом классической музыки // «LIVEJOURNAL». 22. 10. 2009. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //laewerwyn.livej ournal .com/9025 .html (Дата входа: 24.08.2016)
Ройзман Л. И. О фортепианных транскрипциях органных сочинений старых мастеров // Вопросы фортепианного
исполнительства. Вып. 3. - М.: Музыка, 1973. - С. 155177. - 231 с.: нот. прим., фото. Рубинштейн, 1974Рубинштейн А. Г. Лекции по истории фортепианной
литературы. Редакция и комментарии С. Л. Гинзбурга. -М.: Музыка, 1974. 109 с.
Рубинштейн, эл. ресурс
Сапонов, 1982
Сохор, 1965
Сродных, 2000
Сысоев, 2013
Рубинштейн А. Г. «Исторические концерты» и «Лекции». Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,2157.0.html Сапонов М. А. Искусство импровизации.
Импровизационные виды творчества в
западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. - М.: Музыка, 1982. - 78 с. Сохор А. Н. О специфике самодеятельного искусства // Проблемы музыкальной самодеятельности. - Л.: Музыка, 1965.
Сродных Н. Л. Джазовая импровизация в структуре профессиональной подготовки учителя музыки. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеренбург, 2000. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-dzhazovaya-improvizatsiya-v-strukture-professionalnoy-podgotovki-uchitelya-muzyki#ixzz420sfuihU (Дата входа: 11.11.2016).
Сысоев А. Ю. Феномен свободной импровизации в музыке XX века. Автореф. дис. канд. иск-ния. - М., 2013. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/fenomen-svobodnoi-improvizatsii-v-muzyke-xx-veka#ixzz3xue0bSBR
174
Тараева, 2007
Тараева, 2013
Тарасова, 1988
Теплов, 1904
Теплов, 1947
Томский, 2014
Турова, 2005
Тюлин, 1962, 1969
Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. - М.: Классика - XXI, 2007. В трех книгах + CD. Тараева Г. Р. Семантика музыкального языка: конвенции, традиции, интерпретации: дис. докт. иск-ния. - Ростов-на-Дону, РГК, 2013. - 411 с.
Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 173 [2] с.: ил.
Теплов Н. Г. Акробатство в музыке [Текст]: отдельный оттиск [Виленский Вестник. - Орловская губ., с. Струково. 1904. №237. С. 3 - 25] // Homo Musicus: Альманах музыкальной психологии. - М.: Изд-во Моск. гос. консерватории, 2001. - С. 214-223. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. -М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. - 335 с.
Томский И. А. Творческая // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12217 (дата обращения: 19.10.2016)
Турова В. Скорость - сестра таланта. Аркадий Володось в Доме музыки. Газета «Коммерсантъ», № 233 (3317), 10. 12. 2005. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/Doc-y/634192 (дата обращения: 16.09.2016)
Тюлин Ю. Строение музыкальной речи. - Л.: Музгиз, 1962. - 208 с.; 2-е изд. - М.: Музыка, 1969. - 173 с.
Тютюнникова, 2009
Тютюнникова, 1999
Усачева, 2002
Фейнберг, 1969
Фоменко, 2005
Харъкин, 1992
Хотунцов, 2005
Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи.: творческое музицирование, импровизация и законы бытия / Т. Э. Тютюнникова. - 2-е изд. - М.: URSS: ЛИБЕРКОМ, 2009. - 261 с.: ил.
Тютюнникова Т. Э. Концепция творческого обучения Карла Орфа: История, теория, методика. Дис. канд. иск-ния. - М., 1999. - 199 с.
Усачева В. О. Импровизация и сочинение музыки как творческий метод развивающего обучения детей: автореф. дис. ... к. пед. наук. - М., 2002. - 34 с. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. -изд. 2-е, доп. -М.: Музыка, 1969. - 598 с.
Фоменко Е. С. Каденция в фортепианном концерте эпохи венского классицизма: автореф. дис. ... к. искусствоведения Санкт-Петербур, 2005. Электронный ресурс. Режим доступа: http : //cheloveknauka.com/kadentsiya-v-
fortepiannom-kontserte-epohi-venskogo-klassitsizma (дата обращения: 12.09.2016).
Харькин В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика / В. Н. Харькин; под ред. В. А. Сластенина, Ю. П. Сокольникова; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. - М.: МИП NB Магистр, 1992. - 159 с.: ил.
Хотунцов Н. Музыканты о музыке: век XX. - СПб.: Композитор, 2005. - 160 с.
Хромушин, 2001 Хромушин О. Н. Джазовое сольфеджио: 3-7 классы
детской музыкальной школы (2-я редакция) - Санкт-Петербург: Композитор, 2001, 2002. - 56 с.
Хромушин, 1998 Хромушин О. Н. Учебник джазовой импровизации для
ДМШ. - Санкт-Петербург: Северный олень, 1998. - 56 с.
Ципин, 2011 Вечер композитора-пианиста. Электронный ресурс. Режим
доступа: http: //mj cc. ru/news/vecher-kompozitora-pianista-improviz/ (дата обращения: 8.07.2016).
Чернова, 2003 Чернова В. И. Учимся импровизировать и подбирать на
слух. Практический курс на материале эстрадно-джазовой музыки. - Новосибирск: «Окраина», 2003. - 68 с.
Чехов, 1976 Чехов А. П. Тапёр. Сочинения в 18 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. - М.: Наука, 1976. -Т. 4. [Рассказы. Юморески], 1885 - 1886. - С. 204-208. Электронный ресурс. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/chekhov/texts/sp0/sp4/sp4-204-.htm (дата обращения: 16.07.2016).
Чугунов, 1988 Чугунов Ю. Н. Гармония в джазе. Учебно-методическое
пособие для фортепиано. Издание третье, переработанное. - М.: Советский композитор, 1988. - 152 с.
Шатковский, 1986
Шатковский, 1989
Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования: метод. разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ / авт.-сост. Г. И. Шатковский. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. - 91 с.
Сочинение и импровизация мелодий: метод. разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ / авт.-сост. Г. И. Шатковский. - М.: Тип. АгроНИИТЭИПП, 1989. - 88 с.
Шайхутдинова, 2008
Шайхутдинов, 2001
Швейцер, 1964
Шеломов, 1977
Школяр, 1999
Шонберг, 2003
Шуман, 1972
Яворский, 1908
Шайхутдинова Д. И. Основы импровизации и подбор аккомпанемента. Практическое учебное пособие для учащихся музыкальных школ. Издание второе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 54 с.
Шайхутдинов Р. Р. Фортепианная школа Г. Р. Гинзбурга в свете современных тенденций развития пианизма: авто-реф. дис. канд. иск-ния. - Магнитогорск, 2001. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.dissercat.com/content/fortepiannaya- shkola- g-r-ginzburga-v-svete-sovremennykh-tendentsii-razvitiya-pianizma (дата обращения: 17.05.2016). Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах: [Пер. с нем] / Послесл. М. С. Друскина. - М.: Музыка, 1964. - 725 с., 11 л. ил.: нот ил.
Шеломов Б. И. Импровизация на уроках сольфеджио. -Ленинград: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1977. - 96 с.: нот. ил.
Школяр Л. В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе: В системе развивающего обучения: дис. ... доктора пед. наук. - Москва, 1999. - 348 с. Шонберг Г. Великие пианисты / Гарольд Шонберг [Пер. с англ. В. Бронгулеева]. - М.: Аграф, 2003. - 402, [1] с., [6] л. портр.
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. // Альбом для юношества. - М.: Музыка, 1972. - 73 с. Яворский Б. Л. Строение музыкальной речи. Материалы и заметки. - М.: тип. Г. Аралова, 1908. - 28 с.
178
Bach, 1753
Bach C. Ph. E. Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen. Teil 1. Berlin, 1753. Vorrede.
Bartok - Reschofsky,
1913
Bartok - Reschofsky. Zongoraiskola. Budapest, Rozsavolgyi & C. 1913.
Bartok - Reschofsky,
1913
Borris, 1953
Czovek, 1966
Halm, 1928
Heilbut, 1961
Irmer, 1958
Klavierlesebuck, 1956
Bartok - Reschofsky. Zongoraiskola. Klavierschule. -Zenemukiado Vallalat, Budapest. 1954. - 70 p. Borris S. Das grosse Spielbuch. Eine neuzeitliche Klavierschule. Leipzig, Edition Peters, VEB Messe- und Musikaliendruck. O. J. 1953. - 43 S.
Czovek E. Zongoraiskola I. Aszerkesztesben kozremukodott. Dobsay Laslo. Budapest. Zenemukiado, 1966. Halm A. Klavierubung. Ein Lehrgang des Klavierspiels nach neuen Grundsatzen, zugleich erste Einfuhrung in die Musik. Erster Band.Zweite, wesentlich umgearbeitete Ausgabe und erweiterte Auflage. Kassel, Barenreiter-Ausgabe [1928]. Heilbut P. Die Liederfibel Neue Klavierschule fur Kinder. Ein Weg zum Erlernen des Klavierspiels und des gemeinsamen Musizierens am Klavier, Zurich Hug und C, 1961. Irmer O. Ein Weg zum Musizieren am Klavier. I Teil. Methodisch geordnete Beisppielsamlung fer den ersten Anfang. Eine neue Art Klavierschule. II Teil. Ein Lese- und Spielbuch durch die Klange. Rodenkirchen/Rhein. P. J. Tonger Musik-verlag. O. J. 1958.
Klavierlesebuck, herausgegeben von der Abteilung Musikerzieher der Garl-Maria-von-Weber-Hochschule. Dres-
den B. I. Gerstenberg E. Kinder-, Jugend-, Volkslieder und Volkstanze. B. II. Other Th. Kleine Stucke des klassischen Erbes. B. III. Other Th. Kleine Stucke des klassischen Erbes. B. IV. Other Th. u. s. w... Lehrheft zum B. II - VII. Leipzig, VEB Friedrich Hofmeister Musikverlag, 1956. Kodaly, 1943 Kodaly Z. 333 olvasoggakorlat. Budapest. Maggar Korus,
1943.
Lasson, 1969 Lasson G. Methode de mecanisme preparatoire du pianiste.
Paris, Edition Rideau Rouge, 1969. Loebenstein, 1927 Loebenstein F. Der erste Klavierunterricht. Ein Lehrgang zur
ErschlieBung des Musikalischen im Anfangsklavierunterricht. Ausgabe A fer Lehrer. Ausgabe B-Notenheft fur Schuler. Berlin, Ch. Friedrich Vieweg, 1927.
Martenot M. Principes fondamenteaux d'éducation musicale et leur applicatioin. Paris, Edition Magnard, 1952. Martenot M. Quelques principes fondamenteaux d'education musicale inspires des methods d'education nouvelle La musique dans l'education. Conference internationale Bruxelles, 1953 Unesco (Paris, Armand Colin, 1955). Methode Martenot L'etude vivante du piano. Technique liee a l'interpritation par Madeleine et Ginette Martenot. Paris, Henry Lemoine et C Tome I, degre preparatoire, 1967. Volume II A, degre elementaire, 1968. Volume II B, degre elementaire, 1970.
Mehegan John. TONAL AND RHYTHMIC PRINCIPLES. Jazz improvisation I. Copyright 1984, 1959 by Watson-Guptill Publications. Revised edition published 1984 in New York by Watson-Guptill Publications, a division of Billboard Publications, Inc., 1515 Broadway, New York, NY 10036
180
Martenot, 1952 Martenot, 1953
Martenot, 1967
Mehegan, 1984
Reinecke, 1891 C. Reinecke. Zur Wiederbelebung der Mozart'schen Clavier-
Conzerte. Leipzig, 1891. Sorge, 1767 Sorge G. A. Anleitung zur Fantasie, oder zu der schönen
Kunst, das Clavier, wie auch andere Instrumente aus dem Kopfe zu spielen. S. 1. 1767.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.