Неакадемическое исполнение академической музыки: актуальные тенденции последней трети XX - начала XXI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Веревкина, Юлия Владимировна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 149
Оглавление диссертации кандидат наук Веревкина, Юлия Владимировна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Взаимодействие академической и неакадемической традиций в музыкальной культуре второй половины XX- начала XXI веков
1.1. Осмысление понятия «middle culture» в современной науке: терминология, критерии оценки
1.2. Исторические предпосылки соединения академической и неакадемической традиций
Глава II. Концерт в условиях современной
культуры
2.1. Признаки новой концертной
ситуации
2.2. Систематика концертных форм
Глава III. Особенности бытования неакадемических интерпретаций классики
3.1. Формы адаптации академического произведения к новой концертной традиции
3.2. Полексический комплекс
Заключение
Список литературы
129
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Влияние массовой культуры на современное скрипичное исполнительское искусство2018 год, кандидат наук Будагян Регина Робертовна
Традиции импровизации в современной академической музыкальной культуре2017 год, кандидат наук Сердюков, Александр Александрович
Классическая музыка в современной массовой культуре России2012 год, кандидат культурологии Журкова, Дарья Александровна
Музыкальные шедевры прошлого в интертекстуальном пространстве сочинений второй половины XX – начала XXI веков2022 год, кандидат наук Изергина Алина Рашитовна
Виртуозность как феномен в истории фортепианной культуры2015 год, кандидат наук Мурадян, Галина Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Неакадемическое исполнение академической музыки: актуальные тенденции последней трети XX - начала XXI века»
ВВЕДЕНИЕ
В концертной практике последней трети XX - начала XXI веков наряду с традиционными академическими моделями исполнения важное место занимают новые - неакадемические. В 1970-е годы на стыке этих культурных традиций рождаются многочисленные альтернативные формы концертного представления музыкальной классики. Их количественное нарастание позволяет говорить о формировании нового пласта - «middle culture», - демонстрирующего мощную тенденцию в современной музыкальной культуре, тенденцию, которая воздействует как на исполнительское творчество, так и на слушательские практики. Метафорическое определение «middle culture», а также его синоним «серединная культура» стали сегодня научными терминами и активно употребляются в культурологических, музыковедческих работах Г. Ганса, А. Цукера, В. Сырова конца 1990-х - начала 2000-х годов. Приведем на наш взгляд наиболее удачное определение В. Сырова. Ученый называет «middle culture» новой интегральной культурой, «где стирается барьер между элитарным и массовым, где интеллектуализм классической традиции объединяется с горячими потоками «низких» жанров, позволяя человеку вновь обрести целостность и полноту бытия» [152, 288].
Проблема неакадемического исполнения академической музыки мало изучена в отечественном музыкознании, не подвергнуты углубленному анализу многие блестящие интерпретации, ставшие сегодня классикой, исполнительское творчество в целом не в должной мере соотнесено с богатейшей палитрой многообразных и разноречивых художественно-эстетических поисков своего времени. Это обедняет наши представления о музыкальной культуре эпохи как целостном явлении, образованном из сложного сплетения разных традиций. Многие ключевые понятия, среди которых «концерт», «концертная ситуация» нуждаются сегодня в новом осмыслении и провоцируют постановку огромного числа вопросов. Обозначенные процессы требуют пристального внимания, чем обусловлена актуальность темы исследова-
ния.
Материал исследования составили аудио, видеозаписи концертных выступлений В. Спивакова, П. Гута, Д. Баренбойма, Г. Кремера,
A. Игудесмана, Р. Джу, А. Нетребко, Дж. Моррисона, Б. Макферрина, Дж. Стивина, Ж. Люсьера, «Quintessence Saxophone Quintet», «King Singers»;
B. Мэй, Р. Клайдермана; «PAGAGNINI», «MozART GROUP», «Терем-квартета», «In-temporalis» и многих других. Несмотря на принадлежность к разным национальным культурам, опору на несхожие художественные принципы и прочие различия, творческие опыты названных музыкантов имеют много общего. Большинство исполняемых ими сочинений относятся к академической сфере, в то время как сценические апмлуа, исполнительский состав, способы переработки композиторского текста, место проведения, атмосфера концерта и другие показатели, определяют иную форму музицирования и даже иную социокультурную среду.
Цель работы - на избранном материале раскрыть суть и направленность новаторских поисков музыкантов, специализирующихся на неакадемическом исполнении академических произведений, в контексте художественной культуры последней трети XX - начала XXI веков. Для ее реализации поставлены следующие задачи:
- осмыслить отношение современной науки к понятию «middle culture» и выявить ее исторические предпосылки;
- определить место «middle culture» в современной концертно-исполнительской практике, охарактеризовав особенности ее бытования, специфику концертного ритуала;
- создать типологию концертных форм, возникших на пересечении академического и неакадемического музицирования;
- обозначить некоторые важные для неакадемического исполнения формы адаптации академической музыки;
- выявить лексические особенности исполнительских интерпретаций.
Методология исследования. Цель и задачи работы определили ис-
4
пользование комплексной методологии, сочетание музыкально-исторического и аналитического методов исследования. Необходимость представить панорамную картину современного концертно-исполнительского искусства актуализировала метод культурно-исторического анализа. Для понимания динамики смыслового и композиционно-драматургического развития интерпретируемых сочинений использовались сравнительный, структурно-функциональный методы. При очерчивании новых типов концертных форм автор применял слуховой и зрительный анализ.
Источниковедческую базу диссертации составили научные разработки отечественных ученых, связанные со следующей проблематикой:
- музыкальная культура второй половины XX - начала XXI веков и шире - культура постмодернизма (труды А. Цукера, С. Савенко,
A. Селицкого, Н. Маньковской, В. Бычкова, в которых разбираются признаки взаимодействия элитарного и массового);
- проблема понимания концерта в XX веке, особенности новой концертной ситуации (исследования Е. Дукова, М. Катунян, Е. Зинькевич, Н. Поспеловой, где обнародованы признаки, не соответствующие традиционным представлениям о преподнесении музыки);
- композиторское творчество и акциональное искусство (работы Ю. Холопова, О. Манулкиной, Д. Житомирского, О. Леонтьевой, К. Мяло, М. Ньюмана, в которых немало интересных примеров, связанных с введением в музыкальное искусство нехудожественных эллементов);
- проблема полистилистики (материалы А. Шнитке, М. Арановского,
B. Сырова, где выявлены признаки сочетания самых разных стилей в контексте композиторской техники, в культурологическом значении и в сознании воспринимающей музыку аудитории).
Степень исследованности проблемы. Учитывая характер поставленной проблемы, его определенную теоретическую самостоятельность пред-
ставляется важным очертить степень ее изученности в различных источниках.
Первую группу составляют работы, посвященные проблеме неакадемического исполнения академической музыки. Современная литература об исследуемом явлении немногочисленна. Она практически исчерпывается небольшим, носящим обзорный характер очерком Т. Тэйлора «Музыка и музыкальная практика постмодернизма» [217]; культурологической диссертационной работой Д. Журковой «Классическая музыка в современной массовой культуре России» [45]. Отдельные важные положения изложены в диссертации Е. Сим [141], где творчество музыкантов ансамбля русских народно-академических инструментов рассматривается как образец культуры постмодернизма.
В работе американского искусствоведа Т. Тэйлор анализируются некоторые важные для нашего исследования тенденции, связанные проявлениях постмодернизма в концертной практике конца XX - начала XXI века, с изменением образа исполнителя академической музыки. Но важные составляющие нового исполнительского стиля здесь лишь намечены. Кроме того, автор избирательно рассматривает творчество американских музыкантов.
В диссертации Д. Журковой поднимается вопрос о новых формах бытования классической музыки, исследуется процесс их интеграции в современную массовую культуру, обусловленной мощным развитием технологий и средств массовой коммуникации, глобализацией потребительских рынков. Автор исследует саму повседневность и современные коммуникационные процессы, сопровождаемые классической музыкой; явления массовой, и прежде всего визуальной, культуры, в которых содержатся образы классической музыки - коммерческую рекламу, музыкальные клипы, интернет-сайты, телевизионные программы, телевизионные сериалы, теле- и кинофильмы. Один из параграфов работы посвящен современному филармоническому концерту и роли новых технических средств в его пространстве.
В работе Е. Сим «Современное исполнительство на русских народно-
6
академических инструментах: совершенствование и китч (на примере Санкт-Петербургского ансамбля "Терем-квартет")» рассматриваются сценические, исполнительские приемы, примеры интерпретаций современного коллектива, не имеющего определенной стилевой принадлежности. Эти факты оказались полезными для данного исследования, где во главе угла стоит промежуточное направление исполнительской практики и особенности музицирования, обеспечивающие ему этот статус. Е. Сим делает упор на обозначении инструментального состава ансамбля: народно-академический. Для нашего исследования этот коллектив интересен, так как придает черты русской народности исполняемым обработкам академических произведений. Поэтому творчество знаменитого квартета рассматривается нами под другим ракурсом.
Важная информация почерпнута из работ А. Цукера [180], В. Сырова [152], А. Мешковой и А. Коробовой [98], посвященных музыкальным явлениям, в первую очередь композиторской практики, в которых соединяются принципы академической и неакадемической традиций. В них обозначены существенные для диссертации закономерности новой концертной ситуации, затронута проблема обновления концертного ритуала. Вместе с тем, характерные особенности новой исполнительской практики рассмотрены фрагментарно, многие проблемы, среди которых специфика свободного интерпретирования композиторского текста, особенности концертного ритуала в данных исследованиях скорее обозначены, чем раскрыты.
Так, в книге А. Цукера «И рок, и симфония...» фигурируют исполнители, стоявшие у истоков тенденции к единению разных музыкальных культур (Д. Эллингтон, трио «Emtrson, Lake and Palmer» и др.), в нашем же исследовании приведена концертная жизнь музыкантов более позднего поколения, функционирующая в наши дни. В. Сыров также изучает взаимодействие массовой и элитарной культур, в связи с чем приводит используемый нами термин «middle culture». Автор исследует феномен шлягера и шедевра, выявляет
их общие качества. В настоящей диссертации во главе угла стоит не рожде-
7
ние произведения, а «активная» исполнительская интерпретация, в результате которой происходят подобные процессы: музыкальный шедевр наделяется свойствами шлягера. В учебном пособии А. Мешковой и А. Коробовой «Массовая музыкальная культура XX века» приведены факты обращения представителей масскульта к переработке произведений академического происхождения. В нашем исследовании не только упомянуты известные имена авторов новых версий музыкальной классики, их интерпретации проанализированы и систематизированы.
Таким образом, можно сказать, что предпринятый в данной работе комплексный анализ новой исполнительской культуры ранее не становился темой самостоятельного исследования и не получил детального освещения.
Во вторую группу вошли труды о музыке в контексте культуры второй половины XX - начала XXI века, где музыка включена в сложный художественный процесс, проводятся параллели между различными направлениями, видами искусств. Ряд работ отмечен повышенным вниманием к изучению игровых форм, в частности арт-практик, повлиявших на новое исполнительское творчество. В первую очередь, следует назвать фундаментальное исследование О. Манулкиной [90] об американской музыке XX века, где почетное место занимает деятельность композиторов, реализующих свои произведения экстраординарными способами представления; работа С. Савенко [134], поднимающая вопросы индивидуального стиля в музыке поставангарда, что оказалось полезным для исследования способов современного преподнесения академической музыки; статьи М. Катунян [61-63] о современных игровых формах.
Важную для исследования группу источников составляют работы, посвященные теоретическому и историческому осмыслению понятия «middle culture», ее академической и неакадемической составляющих, а также других понятий, возникших в процессе развития сложных взаимоотношений этих культур. Определение «middle culture», а также его синонимы «mediocre»,
«mid» «третья», «интегральная» активно употребляются в культурологиче-
8
ских и музыковедческих работах. Г. Дж. Ганс [210] использовал словосочетание «middle culture», характеризуя формы взаимодействия популярной и «высокой» музыки в американской культуре. Понятие «исполнительская практика middle culture» образовалось в связи со сложившейся в культуре обстановкой, не вписывающейся в традиционные рамки элитарного и массового искусства. Вопрос аннигиляции понятий «элитарное» и «массовое» стал наиболее остро обсуждаться в науке второй половины XX века, когда расширение академического пространства и нейтралитет полярных полюсов стали
концепцией творческого метода.
В социокультурных исследованиях, а также аналитических работах музыковедов стали применяться обозначения тех или иных феноменов, указывающих на объединение противоположных культурных сфер в единое музыкальное пространство. Все они послужили основанием для введения термина, характеризующего исполнительскую позицию, балансирующую между академическим и неакадемическим музицированием.
Проблеме социокультурного осмысления составляющих понятие «middle culture» - «высокого» и «низкого» искусства, терминологии, критериям оценки в разные периоды посвящены работы социологов, культурологов, философов Д. Макдональда [212], который ввел в научный обиход термин «массовая культура»; Э. Шилза [216], обнаружившего пласт произведений, занимающий промежуточное положение, в связи с чем возникло понятие «средняя» (mediocre) культура; Р.Брауна [204], продвигающего идею равноправия всех культур; Р. Ная [213], утвердившего термин «популярные искусства», и др.
Проблема музыковедческого анализа новой исполнительской практики балансирующей на грани «академической» и «неакадемической» культуры, опирается на исследования В. Сырова [149; 152] о свойствах произведений академического и неакадемического творчества и «третьего», «серединного», «промежуточного» пласта; М. Бонфельда [16], опирающегося на такие понятия, как «эзотерическая» и «общительная» культура; А. Дукера [179; 180],
9
исследовавшего «третье течение», арт-рок, «третье направление». Также необходимыми для изучения оказались работы Е. Зинькевич [50] и С. Савенко [133] о применении принципов джазовой и рок культуры в академической оперно-симфонической традиции, их стилевой адаптации к классике и академическому авангарду. В статьях Т. Левой [77], И. Барсовой [11] характеризуется культурная ситуация конца XX века, намечаются признаки нового музыкального мышления. Для обозначения форм бытования классики в современной культуре И. Барсова предлагает широкое толкование понятия «переложение» музыкального произведения, подразумевая под переложение для других форм музицирования, на другой социальный состав слушателей.
Исполнительская практика «middle culture» считается сравнительно новой, однако многие, характерные для нее тенденции возникли в более ранние исторические периоды. Для осмысления исторических предпосылок автором диссертации были использованы работы Р.Грубера [29], М. Харлапа [171], А. Сохора [147], исследовавших ранние формы музицирования, тенденцию возвращения к которым обнаруживает данное исследование; К. Зенкина [48], охарактеризовавшего ситуацию становления концерта.
Исследуемое явление - новая исполнительская практика неразрывно связано с общекультурными особенностями постмодерна. Автор диссертации опирается, в первую очередь на фундаментальные труды Н. Маньковской [92], В. Бычкова [19], посвященные рассмотрению философских концепций, творческих методов постмодернизма, его эстетических категорий и паракате-горий, с помощью которых становится возможным вписать исследуемое нами явление в современную культурную ситуацию, охарактеризовать его. Для анализа интерпретаций классики современными исполнителями важными оказались выводы из работы В. Пигулевского [120], в которой ученый всесторонне рассматривает категорию «ирония».
Для понимания закономерностей нового исполнительского мышления
значимы творческие идеи музыкального концептуализма, минимализма. Их
изучению посвящены работы Ю. Холопова [173] о специфике «индивидуаль-
10
ных проектов»; H. Дроздецкой [34] о понимании творческого процесса в условиях концептуализма; А. Кром [73] о поисках американских минималистов; В. Конен [70] об африканской барабанной технике, являющейся предвестницей «рока», которая легла в основу минималистских композиций.
Немало накоплено к сегодняшнему дню разного рода трудов об эклектике, полистилистике, интертекстуальности. Среди важнейших назовем работы о феномене полистилистики А. Шнитке [188; 189], М. Арановского [9], В. Медушевского [95]; исследования Д. Тиба [157; 158], где рассматриваются особенности эклектики и интертекстуальности.
Особый пласт исполнительских интерпретаций связан с игровым, комическим переосмыслением академических шедевров. При исследовании данных произведений мы опирались принципы, изложенные в труде Й. Хейзинги [172]. А также на закономерности смеховой культуры, обозначенные в музыковедческой науке. В частности, на работы А. Дукера [181], Д. Присяжнюк [126], М. Бонфельда [17] и Б. Дземидока [33]. В них подробно анализируется проблема реализации комического, эффект «снижения» и эффект «обманутого ожидания»; объясняется понятие «логическое алогизма»; характеризуются жанры, в которых они проявляются. Кроме того, крупный блок исследований, привлекаемых в диссертации, составляют источники об игровых формах, основанных на принципах акционального искусства. Исследуя проблему игровой специфики концертной практики «middle culture», автор опирается на труды М. Переверзевой [113; 114], исследовавшей игровую стихию Дж. Кейджа. Сведения о творческих концепциях композиторов поставангарда, постмодернизма почерпнуты из трудов В. Мартынова [93] о новом понимании композитора и его опуса, Т. Чередниченко [183] о соединении развлекательного и назидательного направления в едином произведении; М. Катунян [61] о творчестве В. Екимовского. Для осознания феномена инструментального театра, имеющего непосредственное отношение к исполнительской «middle culture», мы использовали сведения их трудов
С.Саркисян [137] об идеях основоположника инструментального театра -М. Кагеля; В. Петрова [117] об основных закономерностях этого жанра.
Отдельную группу источников составляет литература о концертной ситуации, сложившейся в конце XX столетия, когда многие явления перестали вписываться в традиционную систему «элитарное-массовое». Выявляя закономерности новой концертной ситуации, особенности бытования концерта, мы опираемся на работы Е. Дукова [39], подробно исследовавшего западноевропейскую концертную жизнь; Е. Зинькевич [50], указывающей на особое значение визуализации музыкального процесса, повышению игровой сущности, выходу за рамки традиционной художественности. Проблеме обновления концертного ритуала, формированию иных функций внутри триады «композитор-исполнитель-слушатель», особого слушательского восприятия посвящены исследования Н. Поспеловой [123], М. Катунян [63].
Для изучения лексических закономерностей исполнительских интерпретаций оказалось необходимым привлечь источники о музыкальных джаз-, рок-, поп-, этно-, хип-хоп- культурах. Среди них работы В. Гуменной [30] о танцевальных ритмах Латинской Америки, Л. Мельник [96] о возникновении и характерных чертах хип-хопа.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что новая исполнительская практика впервые подвергается специальному исследованию в аспекте претворения в ней важнейших тенденций культуры последней трети XX - начала XXI века. Музыкальные интерпретации, балансирующие на грани академической и неакадемической традиций рассмотрены как образцы воплощения идеалов «middle culture». В диссертации впервые представлена попытка классифицировать ее концертные формы. Для адекватного понимания форм бытования исполнительских интерпретаций впервые выдвинуто и обосновано положение о полилексическом комплексе. Благодаря детально раскрытым влияниям художественных направлений эпохи, неакадемическое исполнение академической музыки предстает не просто мощной тенденцией, но и новым пластом современной музыкальной культуры.
В работе также существенно дополнены представления о формах адаптации классического шедевра к новой концертной традиции, в частности, раскрыты новые для академического искусства формы - кавер-версии, ремиксы.
Теоретическая значимость обусловлена возможностью применения материалов, аналитических наблюдений, теоретических положений и обобщений, содержащихся в работе для дальнейшего изучения исполнительской практики «middle culture», заслуживающей обстоятельного монографического исследования, а также для осмысления наследия многих новых современных исполнительских стилей.
Практическая ценность. Результаты работы могут быть использованы в учебном процессе - в вузовских курсах истории современной музыки, истории исполнительства. Работа также может оказаться полезной музыкантам-практикам.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова и была рекомендована к защите ..... 2012 г. Ряд
положений работы отражен в сообщении на научной конференции «Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: образование, творчество, управление карьерой» (Ростовская государственная консерватория (академия) им. C.B. Рахманинова). Основные положения изложены в 4 публикациях.
Структура работы. Диссертация включает основной текст (введение, три главы, заключение), библиографический список (217 источников).
Во Введении содержится постановка проблемы, раскрыты ее актуальность и научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методологическая основа, охарактеризован материал, представлен подробный обзор литературы по основным направлениям, имеющим отношение к теме работы.
Задача первой главы, «Взаимодействие академической и неакадемической традиций в музыкальной культуре второй половины XX - на-
13
чала XXI веков», состоит в том, чтобы раскрыть непосредственные истоки новой культурной традиции неакадемического исполнения академической музыки, а также обозначить основные этапы развития научного взгляда на данное явление. В главе два раздела.
В первом разделе «Осмысление понятия «middle culture» в современной науке: терминология, критерии оценки» освещается сравнительно новый для отечественного музыковедения термин «middle culture», раскрываются особенности его научного толкования во второй половине XX столетия, объясняется причина обращения к нему автора диссертации.
Во втором разделе «Исторические предпосылки соединения академической и неакадемической традиций» выявлены истоки исследуемого явления; творческие поиски исполнителей соотнесены с современными им композиторскими новациями.
Вторая глава «Концерт в условиях современной культуры» характеризует новую концертную ситуацию, в которой существенные ранее различия между академическим и неакадемическим искусством - формы бытования музыки, отношения внутри триады автор-исполнитель-слушатель, способы исполнения, имидж исполнителя и другие - теряют свою актуальность.
В первом параграфе «Признаки новой концертной ситуации» обозначаются тенденции обновления академического концертного ритуала. Основные признаки обновления концертной ситуации связаны с установками постмодернизма. Влияние их на академическую концертную практику привело не только к изменениям, касающимся образа, функций, типовых свойств исполнителя, в новой концертной ситуации теряется незыблемость содержания опуса.
Во втором разделе «Систематика концертных форм» предпринята попытка систематизировать концертные формы новой исполнительской практики.
В третьей главе «Особенности бытования неакадемических интерпретаций классики» выявляются основные формы адаптации академиче-
14
ского произведения к новой концертной традиции, характеризуются некоторые лексические закономерности интерпретаций.
В первом разделе «Формы адаптации академического произведения к новой концертной традиции» рассматриваются академические формы адаптации - аранжировка, транскрипция, парафраза, версия, и неакадемические -кавер-версия, ремикс. В самом широком смысле искусство интерпретации можно разделить на исполнения, в которых варьируются динамика, темп, артикуляция, но сохраняется замысел композитора, и исполнения, основанные на существенном отклонении от авторского замысла, переработке материала. Последние наиболее интересны для данного исследования.
Второй раздел «Лексические закономерности» рассматривает составляющие сложного лексического комплекса в современных интерпретациях в свете преломления в них полистилистики.
В Заключении подводятся итоги исследования.
ГЛАВА I ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И НЕАКАДЕМИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ
1.1. Осмысление понятия «middle culture» в современной науке: терминология, критерии оценки
Понятие «middle culture» имеет широкое толкование. С одной стороны, в него входят любые художественные реалии, балансирующие на грани академического и неакадемического искусства и, соответственно, включающие в себя не только музыкальные практики. С другой, под определением «middle» часто понимают соответствующую область только музыкального искусства. Оно зачастую рассматривается в контексте постмодернизма и включает в себя широкий круг явлений, связанных с нарушением всевозможных норм и канонов, размыванием границ между академической и неакадемической традициями, формированием новых видов творческой деятельности.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Музыкальное направление classical crossover в современной аудиовизуальной культуре2013 год, кандидат наук Данько, Леонид Игоревич
Фортепианное исполнительство в современной культуре Санкт-Петербурга: институционально-морфологический аспект2016 год, кандидат наук Карабанова, Анастасия Александровна
Основные тенденции становления музыки письменной традиции для балалайки1998 год, кандидат искусствоведения Кулибаба, Сергей Иванович
Фольклорные и неофольклорные стилевые тенденции в музыке отечественных композиторов для баяна2006 год, кандидат искусствоведения Михайлова, Алевтина Анатольевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Веревкина, Юлия Владимировна, 2012 год
Список литературы.
1. [Б. А.] Альтернативная музыка. [Электронный ресурс] // Энциклопедия Кругосвет. URL:
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/ALTERNATIVNAY
A__MUZIKA.html (дата обращения: 13.01.2012).
2. [Б. А.] Аналитическая статья о российском хип-хопе. [Электронный ресурс] // danse DB. URL: http://dancedb.ru/hip-hop/education/article/13/ (дата
обращения: 15.01.2012).
3. Адорно Т. В. Введение в социологию музыки // Избранное:
Социология музыки - СПб. : Унив. кн., 1998. - С. 7 - 190.
4. Акопян К. 3., Захаров А. В., Кагарлицкая С. Я. Массовая культура: учеб. пособие для вузов. - М. : Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - 303 с.
5. Амрахова A. J1. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов). - Баку :
Элм, 2004.-308 с.
6. Анохина С. В. Полистилистика в музыкальной культуре постмодернизма. Дисс. канд. культурологии. - Краснодар, 2009. - 165 с.
7. Ансамбль русских народных инструментов «Style-Quartet» [Электронный ресурс]. URL: http://www.style-quartet.ru/novosti.html (дата
обращения: 16.01.2012)
8. Арановский М. Г. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича и некоторые аспекты музыкальной семантики // Вопросы теории и эстетики музыки: сб. ст. // ред.-сост. В. С. Фоджи - JL : Музыка. - 1977. - вып.15. - С 55-94.
9. Арановский М. Г. Симфонические искания. - JI. : Советский
композитор, 1979. - 288 с.
10. Баева A.A. Оперный театр И.Стравинского и современная режиссура // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации
музыки XX века. мат. науч.-практич. конф. - М. : ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2002. - С. 7 - 19.
11. Барсова И. А. Из элиты в массы: особые случаи // Искусство XX века: Элита и массы: Сб. ст. / ред-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева. -Н. Новгород: изд-во Нижегород. гос. консерватории им. М. И. Глинки, 2004. -С. 219-229.
12. Барт Р. Б. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М. : Прогресс, 1989.-616 с.
13. Баскова Н. В. Вопросы интерпретации камерной музыки Н. Рославца (на примере Фортепианного трио №3, 1921 г.) // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки XX века. Матер, науч.-практич. конф. - М. : ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2002. С. 147— 161.
14. Бедерова Ю. П. Ухо-глаз, острая медицинская проблема [Электронный ресурс] // Русский Телеграф 19 октября 1997. URL: http://www.proarte.ru/ru/komposers/music-articles/telegraphl997/1997071.htm (дата обращения: 13. 12.2011).
15. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд. - СПб. : Норинт. С. А. Кузнецов. 1998. - 1536 с.
16. Бонфельд М. III. Элитарное и массовое: компромиссы и конфликты // Искусство XX века: Элита и массы: сб.ст. / ред.-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева - Н. Новгород: изд-во Нижегород. гос. консерватории им. М. И. Глинки, 2004. - С. 5-11.
17. Бонфельд М. Ш. XX век: смех сквозь жанр. // Искусство XX века: Парадоксы смеховой культуры: сб. ст. / ред.-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева - Н. Новгород: изд-во Нижегород. гос. консерватории им. М. И. Глинки, 2001. С. 117-125.
18. Булез П. Ориентиры I: Избранные статьи / пер. Б. М. Скуратова. -М. : Ad Marginem, 2004. - 199 с.
19. Бычков В. В. Эстетика. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с.
20. Варез Э. Освобождение звука / пер. А. Маклыгиной // Композиторы о современной нотации: Хрестоматия / сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. - М. : НИЦ «Московская консерватория». 2009. С. 7-33.
21. Васькин В. А. «Импровизация versus композиция?» Несколько штрихов к двум отечественным концепциям импровизационной деятельности // Теоретические концепции XX века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки: Мат. Всерос. науч. конф.: сб. ст. / ред.-сост. Б. А. Шиндин. - Новосибирск. Новосиб. гос. консерватория
им. М. И. Глинки, 2000. - С.152-160.
22. Вермайер А. Назад в массы - или конец элитарности в современной музыке // Искусство XX века: Элита и массы: сб.ст. / ред.-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева - Н. Новгород : изд-во Нижегород. гос. консерватории им. М. И. Глинки, 2004. С. 36-42.
23. Воинова 3. В. Хэппенинг и его теоретики // Современное буржуазное искусство. Критика и размышления: сб. ст. / ред. И. А. Бобыкина -М.: Сов. Композитор, 1975.-С. 176-214.
24. Высоцкая М. С. Композитор Фарадж Караев: к поэтике индивидуального стиля, или размышления на тему // Музыковедение. - 2008. -№ 7.-С. 50-55.
25. Высоцкая М. С. Логика парадокса в инструментальном театре Фараджа Караева // Музыковедение. - 2009. -№1. - С. 24-29.
26. Гильдинсон Л. К. К проблеме единства стиля в произведениях А. Шнитке 70-х г // Советская музыка 70 - 80-х г. Стиль и стилевые диалоги. ГМПИ им. Гнесиных: сб. тр. / отв. ред. В. Б. Валькова. - М. : ГМИ им. М. Ф. Гнесиных - 1986. - С. 80-105.
27. Головинский Г. Л. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX-XX веков. Очерки. - М. : Музыка 1981.-279 с.
28. Григорьева Г. В. Современная музыка в аспекте «нового эклектизма» // Музыка XX века: Московский форум: сб. тр. Вып. 25 / МДОЛГК им. П. И. Чайковского. - М. 1999. - С.52-58.
29. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. М. : Музгиз, 1956. -4.1 .270 с.
30. Гуменная В. М. Жанр бамбуко в музыкальной культуре Колумбии. Ростов н/Д : Изд-во Ростовской государственной консерватории
им. С. В. Рахманинова, 2008. - 44с.
31. Данилова А. В. Джон Кейдж и художественная культура 19501960-х годов // Музыка США: вопросы истории и теории : сб. ст. / ред.-сост. М. В. Переверзева - М : МГК, 2008. - Вып. 1.- С. 5-16.
32. Демешко Г. А. Проблема диалога в музыкальной теории и практике XX века // Теоретические концепции XX века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки: Мат. Всерос. науч. конф.: сб. ст. / ред.-сост. Б. А. Шиндин. - Новосибирск. Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2000. - С. 99-107.
33. Дземидок Б. О комическом. - М. : Прогресс, 1974. - 224 с.
34. Дроздецкая Н. К. Джон Кейдж: Творческий процесс как экология
жизни. - М. : Петит, 1993. - С. 75-99.
35. Дубин Б. В. Классическое, элитарное, массовое: начало дифференциации и механизмы внутренней динамики в системе литературы // Новое литературное обозрение, 2002. - № 5 (57) - С. 6-23.
36. Дубинец Е. А. Джон Кейдж: Искусство избавления от клея // Made in USA: музыка это все, что звучит вокруг. - М. : Композитор, 2006. -416 с.
37. Дубов М. Э. Джон Кейдж. Фортепианное творчество. Идеи // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки XX века. Материалы науч.-практической конференции. - М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2002. - С. 31-36.
38. Дуков Е. В. Бал в культуре России XVIII-XIX веков // Бытовая музыкальная культура: история и современность: тез. докл. науч. конф. / ред.
A. М. Цукер и др. - Ростов н/Д : РГК, 1995. - С. 53-56.
39. Дуков Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры. -М.: Классика-ХХ1, 2003.-256 с.
40. Дьячкова JI. С. Второй концерт для скрипки с оркестром А. Шнитке: к проблеме скрытых планов, скрытых смыслов // Альфреду Шнитке посвящается. / ред.-сот. А. В. Богданова - М., 2001. - Вып. 2 - С. 82-100.
41. Егорова О. Ю. Мультимедиа-проект в музыке: «Два текста Даниила Хармса» В. Кузнецова. [Электронный ресурс] // Израиль XXI. Музыкальный журнал. Официальный сайт. URL: http://www.21 israel-music.com/Multimedia.htm дата обращения: 16.01.2012).
42. Ерохин В. A. De música instrumentalis: Германия. 1960-1990 . Аналитич. очерки. - М. : Музыка, 1997. 400 с.
43. Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и общество. - СПб.: Алтейя, 2005.-300 с.
44. Житомирский Д. В., Леонтьева О. Т., Мяло К. Г. // Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. / ред. Д. В. Житомирский. - М. : Музыка, 1989. - 303 с.
45. Журкова Д. А. Классическая музыка в современной массовой культуре России Автореф. дис. ... канд. культурологии - Москва 2012.
46. Загидуллина М. В. «Новое дело» интеллигенции или Хождение в народ-2 // Знамя. - 2003. -№ 8 - С. 185-194.
47. Зенкин К. В. Джон Кейдж и «час нуль» культуры // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения: Материалы науч. конф. / ред. Ю. Н. Халопов,
B. С. Ценова, М. В. Переверзева - М. : МГК, - Сб. 46. - 2004. - С. 67-79.
48. Зенкин К. В. Музыка быта и ее жизнь в контексте культуры романтизма // Бытовая музыкальная культура: история и современность: тез. докл. науч. конф.: / ред. А. М. Цукер и др. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 1995. - С. 43-45.
49. Зиммель Г. Из «Экскурса о социологии чувств». / Пер. с нем. К. А. Левинсона // Новое литературное обозрение. - 2000. - №43. - С. 5-13.
50. Зинькевич Е. С. Массовое и элитарное: взаимопревращения? // Искусство XX века: Элита и массы: сб.ст. / ред.-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева - Н. Новгород : Изд-во Нижегород. гос. консерватории им. М. И. Глинки, 2004.-С. 92-103.
51. Иванчей Н. П. Фортепианная транскрипция в русской музыкальной культуре XIX века. Автореф. дис. ... канд. иск. - Ростов-на-Дону 2009.
52. Ивашкин А. В. Беседы с А. Шнитке. М.: Классика - XXI, 2003. -
304 с.
53. Ивашкин А. В. Музыка как большая сцена. Беседы с Маурицио Кагелем. // Сов. Музыка. - 1988. - №8. - С 116-123.
54. Идлис Ю. Б. Кому нужна классическая музыка? [Электронный ресурс] // Полит. Ру. URL: http://www.polit.ru/culture/2005/05/l 7/classmusic.html (дата обращения: 20.01.2012).
55. Изотова Е. А. Проблема прочтения авторского текста (на примере сочинения В. Тарнопольского «Чевенгур») // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки XX века. Материалы научно-практической конференции. - М. : ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2002.-С. 162-171.
56. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М. : Интрада, 1996. - 256 с.
57. Ингарден Р. В. Исследования по эстетике - М. : Изд-во Иностранной литературы, 1962. - 572 с.
58. Ионин Л. Г. Социология культуры. Путь в новое тысячелетие. -М. : Логос, 2000.-432 с.
59. Казанцева Л. П. Концертная программа как фактор детерминации
содержания музыкального произведения [Электронный ресурс] //
133
Астраханская песня. Государственный фольклорный центр. Официальный сайт. URL: http://www.astrasong.ru/index.php/science/article/407/ (дата обращения: 21.01.2012).
60. Каптерев А. И. Мультимедиа как социокультурный феномен: [учеб. пособие] / А. И. Каптерев; МГУК, Кафедра виртуальных коммуникаций. - М. : ИПО Профиздат, 2002. - 224 с.
61. Катунян М. И. Екимовский. Поставангард глазами композиторов / Музыкальная академия. - № 3-4, 1998. - С. - 119-125.
62. Катунян М. И. Между хепенингом и ритуалом. Переписка Георга Пелециса и Владимира Мартынова. // Музыкальная жизнь. - 1999. - № 2. - С. 5-8.
63. Катунян М. И. На границе реального и виртуального: хепенинг, игровая структура, мультимедиа // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве: сб. статей / сост. А. М. Цукер, ред. А. Я. Селицкий. - Ростов н/Д.: РГК им. C.B. Рахманинова, 2005 - С. 294-307.
64. Катунян М. И. Уникальный эксперимент со временем. - На материале интервью с А. Мустоненом, Т. Гринденко, А. Любимовым, В. Мартыновым, С. Губайдуллиной, Г. Канчели и других. // Музыкальная академия. 1999. - № 3. - С. 1-9.
65. Клюевская Е. В. «Застольная музыка» Г. Ф. Телемана и традиции бытового музицирования в Германии XVIII века // Бытовая музыкальная культура: история и современность: тез. докл. науч. конф. /ред. А. М. Цукер и др. Ростов н/Д: РГК, 1995. - С. 38-40.
66. Кнабе Г. С. Диалектика повседневности // Вопросы философии. 1989.-№5. - С. 26-46.
67. Кондаков И. В. Прорыв к полистилистике: творчество Альфреда Шнитке и искусство XXI века // Общественные науки и современность. -2006. -№ 1.-С. 147-159.
68. Кондратьева С. Н. О развитии средств музыкальности в фольклоре. // Фольклор. Поэтическая система / отв. ред. А. И. Баландин. - М. : Наука, 1977.-С. 160-163.
69. Конен В. Д. К истории афро-американской музыки // История и современность. Л. : Наука, 1981.-С. 185-196.
70. Конен В. Д. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века. -М. : Музыка, 1994.-160 с.
71. Константинов А. Мы распространяем русскую культуру через детские умы иностранных подданных [Электронный ресурс] // Театр+ . Официальный сайт. URL: http://www.teatragency.ru/news/5 (дата обращения: 20.02.2012).
72. Корниенко М. С. Авангард на дефиле [Электронный ресурс] // Ростовская государственная консерватория (академия) им. С.В.Рахманинова: Официальный сайт. URL: http// http://www.rostcons.ru/library_r/stud_147.htm (дата обращения: 13.01.2012).
73. Кром А. Е. Элитарное и демократическое в эстетике и практике американского музыкального минимализма. // Искусство XX века: Элита и массы: сб. статей. / ред.-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева. - Н. Новгород : Изд-во Нижегород. консерватории им. М.И. Глинки, 2004. - С. 201-208.
74. Куделькина П. С. Инструментальное событие сердца. [Электронный ресурс]. Wordman. Официальный сайт. URL : http://www.wordman.ru/publ/quartru_sobytie_serdca/l-1 -0-75 (дата обращения: 11.01.2012)
75. Культурология XX век. Энциклопедия/ Под. ред. С.Я. Левит. -Спб.: Ун. книга, ООО Алетейя, 1998. - В 2т. - 703 с.
76. Левашев Е. М. Проблемы редактирования, реставрации и реконструкции музыкальных произведений на материале творчества русских композиторов XVII-XX веков: Науч. докл. на соиск. учен, степени д-ра искусствоведения. - М., 1994.
77. Левая Т. Н. Время и пространство поздней советской музыки // Поиск смысла. Русская культура и мир: тез. докл. участников межд. науч. конф. / Отв. ред. К. 3. Акопян,- Н. Новгород : НГПИИЯ им. Н. А. Добролюбова, 1994. - С. 294-295.
78. Левина Е. А. От элитарного к массовому: два пути // Искусство XX века: Элита и массы: сб.статей. / ред.-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева -Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. консерватории им. М. И. Глинки, 2004,-С. 175-186.
79. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М. : МГУ, 1981. —
584 с.
80. Летов С. Актуальный перформанс «Коллективных действий» [Электронный ресурс] // Поездки за город. Том 4. Официальный сайт URL: / http://www.letov.ru (дата обращения: 11.01.2012)
81. Летов С. Ф. Актуальный перформанс «Коллективных действий» // Поездки за город - Том 4. URL: http://www.letov.ru. (дата обращения: 10.02. 2012)
82. Лианская Е. Я. Повар, время, народ и любовники (Времена года Л. Десятникова и А. Керниса) // Искусство XX века: Элита и массы: сб.статей. / ред.-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева - Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. консерватории им. М. И. Глинки, 2004 - С. 167-174.
83. Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года Учебник. - Ч. 1. - М. : Музыка, 1983. - 696 с.
84. Лигети Д. Форма в новой музыке. // Дьердь Лигети. Личность и творчество: сб. ст. / ред.-сост. Ю. Крейнина. - М. : Российский институт искусствознания, 1993 -С. 140-172.
85. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. // Под ред. А. П. Горкина, 2006. 584 с.
86. Лобанова М. Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. - М. : Сов. композитор, 1990. - 312 с.
87. Лотман Ю. М. О природе искусства // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. - М. : Гнозис, 1994. - С. 432-438.
88. Ляленкова Т. Б. Проект «Игры без слов» [Электронный ресурс] // Радио Свобода. Официальный сайт. 1ЖЬ: http://www.svobodanews.ru/content/Transcript/417224.html (дата обращения: 11.01.2012).
89. Мазиков А. А. Фортепианное исполнительское искусство в культурном пространстве постмодернизма // автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. искусствоведения. - СПб, 2008.
90. Манулкина О. Б. От Айвза до Адамса: американская музыка XX века. - С-Пб. : Издательство Ивана Лимбаха, 2010. - 784 с.
91. Маньковская И. Б. Материалы к лексикону неклассической эстетики // КорневиЩе-2000: Книга неклассической эстетики: сб.ст. / ред.
B. В.Бычков, И. Б. Маньковская. - М. : Изд. ИФ РАН, 2000. - 333с.
92. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб. : Алетейа, 2000. -348 с.
93. Мартынов В. И. Конец времени композиторов / Послесл. Т. Чередниченко. - М. : Русский путь, 2002. - 296 с.
94. Медведева М. В. Аранжировка как вид творческой деятельности (к проблеме обучения) // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли: сб. тр. / отв. ред. В. А. Лапин / - Л. : ЛГИТМиК, 1989. -
C.47-61.
95. Медушевский В. В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Сов. музыка. - 1979. - №3. - С. 30-39.
96. Мельник Л. В. Особенности молодежных субкультур на примере хип-хопа. Автореферат, дисс. канд. фил. наук. Ростов-на-Дону, 2007.
97. Ментюков А. П. Музыкальное интонирование как деятельность // Теоретические концепции XX века: Итоги и перспективы отечественой музыкальной науки: Мат. всерос. науч. конф. / ред.-сост. Б. А. Шиндин. -
Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2000. - С. 236244.
98. Мешкова А. С., Коробова А. Г. Массовая музыкальная культура XX века. (Краткое изложение курса): [учеб. пособие]. - Екатеринбург : УГК им. М.П. Мусоргского, 2004. - (Учебное пособие для вузов) 99 с.
99. Мироненко Я. П. К критериям дифференциации традиций в музыкальном фольклоре // Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики: Мат. Всерос. науч. конф. / Краснодар, гос. акад. культуры, Моск. пед. гос. ун-т и др. / отв. ред. Н. Н. Гаврюшенко-Краснодар: изд-во. Краснодарской гос. акад. культ., 1997. - С.25-27.
100. Можейко М. А. Постмодернизм // Постмодернизм. Энциклопедия. / Под. ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск : Интерпрессервис : Кн. дом, 2001. 1038 с.
101. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения /ред. Н. Шахназарова М. : Музыка, 1986. - 574 с.
102. Музыкальный энциклопедический словарь. / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М. : Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.
103. Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Г. В. Келдыш. - В 6 т. - М., 1973-1982. Т.З - 1976.
104. Мурзина Н. В. Монтажная брейкинг-форма Ч. Айвза в диалоге с художественными поисками века // Искусство XX века: диалог эпох и поколений сб. ст. / ред.-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева - Н.Новгород : Изд-во Нижегород. Коне. им. М. И. Глинки, 1999. - С.98-113.
105. Мухаринская JI. И. Проблемы формирования лада в свете истории мышления. Тезисы. Размышления // Народная музыка: История и типология (Памяти профессора Е.В.Гиппиуса, 1903-1985): сб. науч. тр. / ред. Е. Ю. Хваленская.-Л.; ЛГИТМИК, 1989.-С. 18-32.
106. Неизвестный Э. И. Гений на рынке искусств // Искусство кино -1989. - № - 12. - С. 6-7.
107. Ницше Ф. Полн. собр. соч. Т. III. М. : ЕССЕ HOMO, 1911. - 408 с.
138
108. Орлов Г. А. Древо музыки. Вашингтон: Н. Jl. Frager & СПб: «Советский композитор», 2005. - 368 с.
109. Паганини в стиле CROSSOVER [Электронный ресурс] // Vardan Marcos. Официальный сайт. URL : http://www.marcos-art.ru/tvorl.htm (дата обращения: 25.02.2012).
110. Панфилов О. М. Смех в эпоху постмодерна. // Искусство XX века: Парадоксы смеховой культуры: сб. ст. / Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева -Н. Новгород: НТК им. М. И. Глинки, 2001. - С. 287-293.
111. Парин А. А. Дон Жуан - Да Понте - Моцарт. «Опера опер» на сценах Запада в наши дни // Культура. - 1991.-7 дек.
112. Переверзев Л. Б. О непрерывности музыки // Ровесник. - 1976. -
№ 10.
113. Переверзева М. В. Джон Кейдж. Жизнь, творчество, эстетика. Монография. М: Русаки, 2006.-С. 235-238.
114. Переверзева М. В. Жизнь Кейджа: факты, даты // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения: Материалы науч. конф.: сб. ст. / ред.-сост. Ю. Н. Холопов, В. С, Ценова, М. В. Переверзева. - М.: МГК, 2004. -С 126-141.
115. Переверзева М. В. Хэппенинги Джона Кейджа [Электронный ресурс] // Outsider abstr adjournal, 2006. Официальный сайт. URL: /http://www/aposition.org/musart3/cage.htm (дата обращения: 5.02.2012).
116. Петров В. О. «Европеры» Джона Кейджа: к определению концепции цикла // Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов: сб. статей по мат. науч. конф. / гл. ред. Л. В. Саввина. -Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. - С. 176-189.
117. Петров В. О. Инструментальный театр: генезис, становление, основные закономерности // Художественное образование: преемственность и традиции: Сб. статей по мат. Всерос. Науч.-практич. Конф., к 95-летию Саратовской государственной консерватории им Л.В. Собинова. / ред.-сост. - Саратов, СГК, 2008. - С. 60-68.
118. Петров В. О. Мультимедийное событие в музыкальном искусстве XX века // MusStudent. Официальный сайт. URL:
http://musstudent.ru/biblio/60-dialogicheskoe-prostranstvo-muzyki-v-menjajushhemsja-mire-2009/120-v-o-petrov-multimedijjnoe-sobytie-v-
muzykalnom-iskusstve-xx-veka .(дата обращения: 30. 12. 2011).
119. Петров В. О. Хеппенинг в искусстве XX века. [Электронный ресурс] // Астраханская государственная консерватоия. Официальный сайт. URL: http://www.astracons.ru/kamerton5_5a.html (дата обращения: 11.01.2012).
120. Пигулевский В. О. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму: Научно-популярное издание. - Ростов н/Д: Фолиант, 2002. -418 с.
121. Поздеева Р. П. Музыкально-педагогические концепции XX века. К вопросу о преподавании современной гармонии // Теоретические концепции XX века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки: Материалы Всерос. науч. конф. / ред. Б. А. Шиндин. - Новосибирск : Новосиб. гос. коне. им. М.И. Глинки, 2000. - С. 138-402.
122. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. / Под. ред. М. Попова. - М. : И. Д. Сытин, 1907. - 458 с.
123. Поспелова Н. И. Эстетические маргиналии «видимой музыки». В поисках нового синтеза // Искусство XX века: Элита и массы: сб. ст. / ред,-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева - Н. Новгород : изд-во Нижегор. гос. консерваторияим. М. И. Глинки, 2004. - С. 104-120.
124. Прейсман Э. М. Русский камерный оркестр конца XVIII - первой половины XIX веков и музыка быта // Бытовая музыкальная культура: история и современность: тез. докл. науч. конф. /ред. А. М. Цукер и др. -
Ростов н/Д: РГК, 1995. - С. 61-64.
125. Приданова Е. В. Музыка для «большинства» или массовая музыка? Ч. Айвз об истине в искусстве // Искусство XX века: Элита и массы: сб. ст. / ред.-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева - Н. Новгород - изд-во Нижегор. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2004. - С. 194-201.
126. Присяжнюк Д. О. Жанр бурлески: «перевертыши кривозеркалья» // Искусство XX века: Парадоксы смеховой культуры: сб. ст. / ред.-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева - Н. Новгород: НГК им. М. И. Глинки, 2001. - С. 126-135.
127. Прокина Н. Ф. Фортепианная транскрипция. Проблемы теории и истории жанра. Автореф. дис. ... канд. иск. -М., 1986.
128. Путечева О. А. Тенденция визуализации музыки в последние десятилетия XX века («инструментальный театр») // Проблемы истории и теории музыкального исполнительства: Мат. веер, науч.-практич. конф. -Краснодар : Эоловы струны, 2001. - С. 10-13.
129. Райе М. Израиль XXI века: на пути к синтезу? [Электронный ресурс] // Музыканты о классической музыке и джазе. URL: http://www.all-2music.com/rais_israel.html (дата обращения: 29.01.2012).
130. Райх С. Моя жизнь с технологиями // Композиторы о современной композиции: Хрестоматия / сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. -
М., 2009. - С. 289-301.
131. Румянцев С. Ю. Место в культуре - место в практике // Советская
музыка, - 1984.-№10.-С. 10-15.
132. Савенко С. И. Карлхайнц Штокхаузен // XX век. Зарубежная музыка: очерки, документы - М. : Музыка, 1995. - Вып. 1. - С. 11-36.
133. Савенко С. И. Постмодернизм: между элитой и массами // Искусство XX века: Искусство XX века: Элита и массы: сб.ст. / Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева - Н. Новгород : Изд-во Нижегор. гос. консерватории
им. М. И. Глинки, 2004. - С. 43-53.
134. Савенко С. И. Проблема индивидуального стиля в музыке поставангарда // Кризис буржуазной культуры и музыка: сб. ст. / сост. А. А. Фарбштейн. - Л. : Музыка, 1983. -Вып.5. - С. 96-112.
135. Сапонов М. А. Менестрели: очерки музыкальной культуры западного Средневековья. - М. : Преет, 1996. - 360 с.
136. Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика / пер. с англ. М. Н. Рудковской и В. А. Ерохина. - М. : Музыка, 1987. - 296 с.
137. Саркисян С. К. Инструментальный театр в свете концепции М.Кагеля и вне ее // Музыкальная культура в Федеративной Республике Германия: сб. ст./ ред. Ю. Дибелиус - Кассель, 1994. - С. 381-389.
138. Селиванов В. В. Мобильный контент и авторское право // Юридическая компания АйТи-Леке. Официальный сайт. URL: http://www.it-lex.ru/article/copyright/ (дата обращения^ 1.01.2012).
139. Селицкий А. Я. Николай Каретников. Выбор судьбы - М. :
Композитор, 2011 - 336 с.
140. Сиднева Т. Б. Возможна ли истина в искусстве? (в диалоге с Гадамером) // Искусство XX века: Элита и массы: Сб.ст. / ред.-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева - Н. Новгород : Изд-во Нижегор. гос. консерватории им. М. И. Глинки, 2004. С. 104-121.
141. Сим Е. Б. Современное исполнительство на русских народно-академических инструментах: совершенствование и китч (на примере Санкт-Петербургского ансамбля «Терем-квартет»). Автореф. дис. канд. иск. - С-Пб, 2008.
142. Скорнякова М. Г. Реформа театрального пространства (Эксперименты Луки Ронкони) // Западное искусство XX век: Между Пикассо и Бергманом: сб. ст. / ред.-сост. П.Батракова, М. А. Бусев, Л.В.Кириллина и др. - СПб. : РАН. Государственный институт искусствознания министерства культуры РФ; Дмитрий Буланин, 1999. -С.99-128.
143. Словарь иностранных слов. / Под. ред. Н. Г. Комлев. - М. :
ЭКСМО - 2006. - 672 с.
144. Словарь музыкальных терминов. «Музыкальный словарь в раскрасках» / Под. ред. Л. В. Михеевой - М. Советский композитор, 1984 [Электронный ресурс] // URL: http://www.bibliotekar.ru/slovar-muzika/69.htm (дата обращения: 14.12.2011).
145. Сокальский П. П. Русская народная музыка, великорусская и малорусская в ее строении мелодическом и ритмическом и отличие ее от основ современной и гармонической музыки. - Харьков : А. Дарре, 1888. -368 с.
146. Соколов А. С. Музыкальная композиция XX века: диалектика
творчества. - М. : Музыка, 1992. - 230 с.
147. Сохор А. Н. О современных задачах социологии музыки // Вопросы социологии и эстетики музыки : сб. ст. / ред.-сост. Д. Г. Дараган. -Л. : Сов. композитор, 1980. - Т.1. - С. 281-294.
148. Сохор А. Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Вопросы социологии и эстетики музыки : сб. ст. / ред.-сост. Д. Г. Дараган. -Л. : Сов. композитор 1983, Т.З. - С. 129-142.
149. Сыров В. Н. Жизнь музыкального шедевра в изменяющемся мире. Диалог или потребление? // Искусство XX века. Диалог эпох и поколений. - Н. Новгород: изд-во Нижегор. гос. консерватория им. М. И. Глинки , 1999. - Т.2 - С. 205-221.
150. Сыров В. Н. О многообразии «музыкально-творческих видов» [Электронный ресурс] // URL: Musstudent.ru. Официальный сайт. URL:
http://musstudent.ru/biblio/63-gohman-elena-vladimirovna/113-demchenko-a-i-
elena-gohman (дата обращения: 11.01.2012).
151. Сыров В. Н. Стилевые метаморфозы рока. СПб. : Композитор,
2008.-312 с.
152. Сыров В. Н. Шлягер и шедевр (к вопросу об аннигиляции понятий) // Искусство XX века: Элита и массы: сб.ст. / ред.-сост. Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева. - Н. Новгород: изд-во Нижегор. гос. консерватории им. М. И. Глинки, 2004. - С. 280-288.
153. Тараева Г. Р. Бытовая музыка и семантический тезаурус эпохи // Бытовая музыкальная культура: история и современность: тез. докл. науч. конф. /ред. А. М. Цукер и др. - Ростов н/Д: РГК, 1995. - С. 19-21.
154. Тарнопольский В. Г. Опера «Три сестры» как опыт интерпретации литературной классики // Современное исполнительство: к проблеме интерпртеации музыки XX века. Материалы научно-практической конференции. / ред.-сост. И. М. Ромащук и др. - М. : ГМПИ им. M. М. Ипполитова-Иванова, 2002. - С. 172-180.
155. Тарнопольский В. Г. Травма постмодерна // Постмодернизм в контексте современной культуры: Материалы международной научной конференции в рамках русско-французского проекта «День музыки Паскаля Дюсапена в Москве» / Ред.-сост. О. В. Гарбуз. - М. : Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2009. - С. 89-95.
156. Теория современной композиции: [учеб. пособие] / Гос. инст. искусствознания, Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского / отв. ред. В. С. Ценова. - М. : Музыка, 2005. - 423 с.
157. Тиба Д. Введение в интертекстуальный анализ музыки. - М. : МГК, 2002, - 44 с.
158. Тиба Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: опыт интертекстуального анализа. Дисс. канд. иск. Рукопись. - М., 2003.
159. Тимофеев Я. В. Апокалипсис от граммофона // Известия. — 2011 — 15 сентября.
160. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. И. Ушакова - М. : Гос. ин-т «Сов. энцикл»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
161. Тоффлер Э. Шок будущего. - М. : ACT, 2001. - 560 с.
162. Трофимова Е. И. Стилевые реминисценции в русском постмодернизме 1990-х годов [Электронный ресурс] // Русский журнал. Официальный сайт. URL: http://old.russ.ru/culture/20020427jr.html (дата обращения: 4.01.2012)
163. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. - М. : МГУ, 1993. - 248 с.
164. Умецкая М. Н. Маленький храм изящных искусств [Электронный ресурс] // «Костер» август 2000 года. Официальный сайт koster.ru. URL: http://www.kostyor.ru/petersbourg/peterl4.html (дата обращения: 11.12.2011).
165. Ухов Д. П. Рок музыка. Взгляд из 80-х // Иностранная литература.
- 1982.-№4.-С. 228-238.
166. Ухов Д. П. Самостоятельный проект augenohr («глаз-ухо») в жанре инструментального театра. Классика нового музыкального жанра в Москве. [Электронный ресурс] // Extrasond. Официальный сайт. URL: http://www.cosmus.ru/stat/Duet_iz_germanii_v.html (дата обращения: 12.01.2012).
167. Ухов Д. П. XX век и границы музыки // Теоретические концепции XX века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки: Мат. Всерос. науч. конф.: сб. ст. / ред.-сост. Б. А. Шиндин. - Новосибирск. Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2000. - С. 84-87.
168. Ушаков Д. Н., Даль В. И. Большой Энциклопедический словарь.
- М. : dicView, 2000. -1000 с.
169. Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст: сб. ст. / Отв. ред. А. В. Рубцов, сост. А. А. Сыродеева. - М. :Традиция, 1996. -288 с.
170. Философский словарь : Сокр. пер. с нем. / Общая ред. и вступит, статья М. М. Розенталя. М. : Иностр. лит., 1961. - 717 с.
171. Харлап М. Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. С. 221-273.
172. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М. : Прогресс Академия, 1992. - 464 с.
173. Холопов Ю. Н. Новые формы Новейшей музыки // Оркестр: Сборник статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой : сб. ст. / ред. Г. И. Лыжов, Д. Р. Петров, С. И. Савенко. - М. : МГК, 2002. - С. 381382.
174. Холопова В. H. Борис Тищеико: рельефы спонтанности на фоне рационализма // Музыка из бывшего СССР: сб. ст. / ред.-сост. В. С. Ценова. Вып.1.-М. : Композитор, 1994. - С. 56-71.
175. Хорошайло Г. В. Обработки народных песен для хора a cappella в отечественной музыкальной культуре XX века и творчество A.B. Михайлова. Автореф. дис. ... канд. иск. - Ростов-на-Дону 2005.
176. Хрущева Н. Б. Рондо в кубинском стиле // С.-Петербургские
ведомости. -№ 128 - 16.07.2007.
177. Цветкова О. Ю. Музыкально-теоретические концепции XX века: о термине «редактирование» // Теоретические концепции XX века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки: Мат. Всерос. науч. конф.: сб. ст. / ред.-сост. Б. А. Шиндин. - Новосибирск. Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2000. - С. 445-456.
178. Циммерман Б. А. Будущее оперы. Некоторые размышления о необходимости нового понимания оперы как театра будущего // Композиторы о современной нотации: Хрестоматия / ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. - М. : МГК, 2009. - С. 97-106.
179. Цукер А. М. Барочная модель в современной массовой музыке // Цукер А. М. Единый мир музыки: Избранные статьи. Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. C.B. Рахманинова, 2003. - С. 360 -372.
180. Цукер А. М. И рок, и симфония... - М.: Композитор 1993. -
304 с.
181. Цукер А. М. Особенности музыкального гротеска // Советская
музыка. - 1969. -№10. - С. 42-45.
182. Цукер А. М. Отечественная массовая музыка: 1960-1980-е годы: [учеб.-метод, пособие.] Ростов н/Д: РГК им. Рахманинова, 2008. - 93 с.
183. Чередниченко Т. В. Музыкальный запас: Александр Бакши /[Электронный ресурс] // Журнальный зал. Официальный сайт. URL: http://magazines.russ.rU/nz/2000/6/chr.html (дата обращения: 21.12.2011)
184. Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его
времени. - М.: УРСС. 2000. - 280 с.
185. Чигарева Е. И. Семантика сонатной композиции в инструментальных концертах Моцарта // Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр: сб. ст. / отв. ред. JI. В. Александрова. -
Новосибирск, 1994.-С. 95-116.
186. Шабунова И. М. «Музыкальные кунсты» в домашнем обиходе русского дворянства // Бытовая музыкальная культура: история и современность: тез. докл. науч. конф. /ред. А. М. Цукер и др. - Ростов н/Д:
РГК, 1995.-С. 56-59.
187. Шевлякова JL Д. Светский быт Возрождения и «Драма на музыке»: пути взаимной адаптации // Бытовая музыкальная культура: история и современность: тез. докл. науч. конф.: /ред. А. М. Цукер и др. -Ростов н/Д: Изд-во Ростовск. гос. Консерв. им. С. В. Рахманинова, 1995. -С.32-35
188. Шнитке А. Г. Полистилистические тенденции современной музыки // Музыкальная культура народов. Традиции и современность: сб. ст. / ред. Я. В. Фунтикова. - М. : Сов. композитор , 1973. - С. 289-291.
189. Шнитке А. Г. Статьи о музыке. / Ред. А. В. Ивашкин. М. :
Композитор, 2004.- 408 с.
190. Шопенгауэр А. Полн. собр. соч. T. I. М. : Вильдье, 1923. - 394. с.
191. Шульгин Д. И. Признание Эдисона Денисова. По материалам
бесед. М. : Композитор, 1998. 483 с.
192. Шульгин Д. И. Современные черты композиции Виктора Екимовского: Монографическое исследование. - М. : ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, 2003. - 569 с.
193. Шульгин Д. И., Шевченко Т. В. Творчество-жизнь Виктора Екимовского. Монографические беседы. - М. : ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, 2003.-209 с.
194. Щербаков В. Д. Интерпретация пространственно-временных отношений в музыке XX века // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки XX века. Материалы научно-практической конференции. / ред.-сост. И. М. Ромащук и др. М. : ГМПИ им. M. М. Ипполитова-Иванова, 2002. - С. 75 - 85.
195. Щербакова Н. В. Полистилистика в музыкальном искусстве // Регионология. - 2008. - N 2. - С. 333-335.
196. Щербакова Т. А. Музыка быта - мифологическая почва искусства // Бытовая музыкальная культура: история и современность: тез. докл. науч. конф. /ред. А. М. Цукер и др. - Ростов н/Д: РГК, 1995. - С. 21-24.
197. Энциклопедии рока, джаза, поп-музыки Кирилла и Мефодия 98. [Электронный ресурс]. URL : http//mega.km.ru/rock/. (дата обращения: 11.01.2012).
198. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Архетип и символ. - М. : Ренессанс, 1991. - С. 97-128.
199. Юсупова И. Р. Композитор должен уметь все // Музыкальная академия, - 2007. - №2. - С. 16-24.
200. Якоб А. Концепция и функция юмора у Арнольда Шенберга - о трех сатирах ор.28 // Искусство XX века: Парадоксы смеховой культуры: сб. ст. / Б. С. Гецелев, Т. Б. Сиднева - Н. Новгород: изд-во Нижегород. гос. консерв. им. М. И. Глинки, 2001. - С. 80-89.
201. Besseler H. Das musikalische Hören der Neuzeit.- Berlin, 1959.
202. Boulez P. Aléa // La Nouvelle Revue Française. - 1957. -№ 59.
203. Brown R. В. Up from Elitism. The Aesthetics of Popular Fiction // Studies in American Fiction. August. - 1983.
204. Brown Ray B. The Hero in Transition. Bowling Green. Ohio. - 1983.
205. Cage J. Symposium. -London. - 1971.
206. Cage J.: Writer / Ed. by R. Kostelanetz. - New York.- 1999.
207. Eggebrecht H. Funktionale Musik // Archiv für Musikwissenschaft. -
1973.
208. Enciklopedie jazzu a moderni popularni hudbi. - Praha. -1980.
209. ForumKlassika.ru [Электронный ресурс] URL :
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=28022 (дата обращения: 11.01.2012).
210. Gans H. J. Popular culture and high culture: an analysis and evaluation of taste. New York, NY Basic Books 1999. Pages - 248.
211. Kostelanetz R. John Cage. N-Y. - 1970.
212. MacDonald D. A Theory of Mass Culture // Mass Media and Mass
Man. N.Y.- 1968.
213. Nye R. Unembarassed Muse: The Popular arts in America. N. Y. -
1970.
214. Nyman M. Experimental Music: Cage and Beyond. London. - 1999.
215. Schuller G. Musings: the Musical Worlds of Gunther Schuller: a Collection of His Writings. New York. - 1986.
216. Shils E. Mass culture Revisited. N. Y. - 1971.
217. Taylor T. D. Music and Musical Practices in Postmodernity. -Postmodern Music / Postmodern Thought. Ed. by J. Lochhead and J. Auner. N. Y. and London. - 2002.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.