Типы и функции палимпсеста в юмористическом фэнтези (на материале произведений Терри Пратчетта) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат наук Крюкова Екатерина Викторовна

  • Крюкова Екатерина Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.08
  • Количество страниц 251
Крюкова Екатерина Викторовна. Типы и функции палимпсеста в юмористическом фэнтези (на материале произведений Терри Пратчетта): дис. кандидат наук: 10.01.08 - Теория литературы, текстология. ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет». 2021. 251 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Крюкова Екатерина Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПАЛИМПСЕСТА: ПРЕДЫСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

1.1. Исторические предпосылки к формированию теории палимпсеста

1.2. Теория палимпсеста в литературоведении ХХ-ХХ1 вв

1.3. Теория «белого знания» и «повествовательной причинности» у Терри Пратчетта

ГЛАВА 2. ТИПЫ ПАЛИМПСЕСТА В ЮМОРИСТИЧЕСКОМ ФЭНТЕЗИ ТЕРРИ ПРАТЧЕТТА

2.1. Юмористическое фэнтези и его признаки

2.2. Уровень интриги

2.2.1. Пародия как основа функционирования палимпсеста в юмористическом фэнтези

2.2.2. Контаминация как вспомогательный механизм реализации палимпсеста в юмористическом фэнтези

2.3. Уровень персонажа

2.3.1. Вампиры

2.3.2. Игорь

2.4. Уровень вербализации

ГЛАВА 3. ФУНКЦИИ ПАЛИМПСЕСТА В ЮМОРИСТИЧЕСКОМ ФЭНТЕЗИ ТЕРРИ ПРАТЧЕТТА

3.1. Когнитивные основы порождения и восприятия палимпсеста

3.2. Функционирование палимпсеста на рецептивном уровне

3.2.1 Удовольствие от узнавания

3.2.2 Трансформация «горизонта ожидания»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСТОЧНИКИ И СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типы и функции палимпсеста в юмористическом фэнтези (на материале произведений Терри Пратчетта)»

ВВЕДЕНИЕ

Межтекстовое взаимодействие как один из главных факторов литературного процесса описывалось еще нормативной поэтикой, а затем и литературоведением посредством целого набора категорий - от известных со времен античности подражания и соревнования до появившейся в XX в. интертекстуальности, которая вывела на первый план идею о том, что любой текст может быть прочитан как продукт трансформации других текстов.

Однако на современном этапе появилась необходимость по-новому осмыслить механизм реализации межтекстовых связей, с учетом всех достижений литературной теории и практики, что позволяет сделать, на наш взгляд, концепция литературного палимпсеста, являющаяся результатом эволюции взглядов на место текста относительно других текстов, начиная еще с эпохи античности. И, действительно, античные категории риторического подражания и состязания, а позднее петрарковская идея порождения «одного из многого» стали необходимыми этапами развития представлений о межтекстовом взаимодействии. Однако важнейший виток происходит в XX в., который характеризуется новым поворотом в литературоведении. На место позитивизма XIX в., почти не интересовавшегося тем, как «сделан» текст, приходят три школы, сфокусировавшиеся именно на этой проблеме: немецкоязычная стилистическая критика, русский формализм и англо-американская новая критика. Начиная с идей формалистов, затронувших вопрос реактуализации старых моделей, продолжая учением М. М. Бахтина о диалогизме культур и литературы, в частности, и далее теорией интертекстуальности, предложенной Ю. Кристевой, ХХ в. задал важнейшие векторы развития литературоведения, которые помогли сформировать современный подход к изучению такого сложного явления, как текст, и его места среди других текстов.

Концепция литературного палимпсеста, выдвинутая Ж. Женеттом в программной работе «Палимпсесты: литература во второй степени» (1982) как некая реакция на неоднозначность и даже противоречивость появившихся со временем трактовок интертекстуальности, призвана, на наш взгляд, более точно описать процессы взаимодействия текстов на современном этапе развития литературы. Палимпсест, используемый изначально в источниковедческом смысле как текст, написанный на пергаменте поверх уже имеющегося текста, нанесенного, в свою очередь, поверх другого текста и т.д.1, по нашему мнению, как нельзя лучше описывает происходящее сейчас в культуре и литературе, в частности.

Последние годы характеризуются устойчивым интересом различных видов эстетической деятельности к переосмыслению наследия прошлого с точки зрения современных взглядов и ценностей. Безусловно, осмысление прошлого всегда имело место как часть развития человеческого общества, однако сейчас процесс этот приобретает новые формы и проявляет себя во всем разнообразии культурных практик. Выходящие с заметной регулярностью ремейки известных фильмов и песен, экранизации различных литературных произведений, целые книжные серии, «дописывающие» истории сказочных или литературных героев, прекрасно иллюстрируют идею того, что созданное ранее и существующее сейчас неразрывно связаны, и даже самые современные тексты (в широком смысле) эксплуатируют то, что уже было придумано раньше, пополняя его «новой жизнью».

Нельзя при этом не отметить взаимоприникновение различных видов эстетической деятельности. Сначала, благодаря развитию технологий и массовой культуры, литература «проникла» на экран. Сейчас же можно наблюдать обратный процесс, когда литература стала включать в себя кинотексты или даже тексты телевизионные. Здесь сразу стоит оговориться, что не любой

1 Палимпсест // Словарь античности: пер. с нем. / отв. ред. B.И. Кузищин. М.: Прогресс, 1989. С. 407.

литературный текст попадет на экран телевизора или кинотеатра, как и не любой фильм будет «увековечен» в литературе. Массовая культура стала огромной силой в формировании взглядов и вкусов человека и одновременно следствием выбора аудитории. Остается и закрепляется в сознании то, что запомнилось, «зацепило», то, что стало частью культуры и сохранилось в ней как представление, концепт, разделяемый ее носителями. Безусловно, все это требует описания для литературы, что и призвана сделать, как мы считаем, теория палимпсеста.

Здесь также стоит добавить, что слово «палимпсест» стало использоваться в последние годы гораздо чаще, что можно объяснить значимостью данного понятия для современных реалий. Появляется все больше исследований, рассматривающих палимпсест применительно к самым разным культурным практикам, среди которых не только литература, но и архитектура, музыка, философия, перевод и др. Палимпсесту также посвящен образовательный ролик TED, набравший почти два миллиона просмотров на платформе Youtube2.

Стоит также добавить, что не случайно теория литературного палимпсеста оказалась близка к моменту своей концептуализации именно сейчас. Процессы, происходящие в литературе, накопились в значительной степени и требуют своего теоретического осмысления и описания в контексте новой неклассической художественности, когда произведение - это не просто текст, но акт коммуникации, для которого необходимо воспринимающее, чувствующее сознание. Палимпсест, прекрасно вписывающийся в эту новую парадигму, требует комплексного рассмотрения. Здесь нельзя обойтись без анализа исторических предпосылок формирования теории палимпсеста, обращения к нарратологии, акцентирующей коммуникативный аспект повествовательного текста, а также когнитологии, позволяющей описать суть ментальных процессов, стоящих за реализацией модели палимпсеста.

2 McCaw N. Who IS Sherlock Holmes? URL: https://www.youtube.com/watch?v=I8992A5oAWM (accessed 05.04.2021).

Не последнюю роль для исследования имеет использование юмористического фэнтези в качестве материала. Этот малоизученный корпус текстов являет собой прекрасную манифестацию принципа палимпсеста в современной литературе. Т. Пратчетт, фактически сформировавший юмористическое фэнтези в его нынешнем виде, сознательно обращался к этому принципу при написании книг, не раз говоря об этом в интервью и эссе, что стало для нас ценным источником при проведении исследования.

Степень разработанности темы. Несмотря на то, что Ж. Женетт впервые упоминает палимпсест как принцип прочтения литературы еще в статье «Пруст-палимпсест», вошедшей в двухтомную монографию «Работы по поэтике. Фигуры» (1972), более детально эта идея была представлена только в «Палимпсестах» 1982 г., которые и заложили основы теории литературного палимпсеста. Рассуждая о литературе «во второй степени», т.е. в первую очередь, современной литературе, Ж. Женетт отмечает, что она интерпретирует модель, представленную в романе М. Пруста «В поисках утраченного времени» (19131927), где в качестве слоев выступают всевозможные отсылки к классической литературе прошлого3. В форме такого палимпсеста М. Пруста Ж. Женетт видит «характерную черту одновременно письма ... , структуры его произведения и его видения людей и вещей; ... ею организованы в одно и то же время пространство

4

мира и пространство языка» .

Дальнейшая разработка теории литературного палимпсеста связана, прежде всего, с отечественным литературоведением. Ю. В. Шатин предпринимает палимпсестный анализ «Капитанской дочки» А. С. Пушкина (а позже поэмы Вяч. Иванова «Младенчество»), где в качестве претекста повести рассматривается анонимный роман «Ложный Петр III, или Жизнь, характер и злодеяния бунтовщика Емельяна Пугачева» (1809). Ю.В. Шатин делает вывод о том, что «одним из главных принципов поэтики Пушкина является принцип

"3

Genette G. Palimpsests: Literature in the Second Degree, University of Nebraska Press, 1997. 490 p.

4 Женетт Ж. Фигуры. В 2 т. Т. 1 / пер. с франц. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. С. 262.

ориентированности на тексты других писателей ... на совокупность мотивировок, ... сюжетные блоки, на ряд персонажей»5 и т.п., а значит, позволяет рассуждать о креативном палимпсесте А. С. Пушкина как о «художественном вымысле иного, более высокого качества»6.

Ценный вклад в развитие концепции внес В. И. Тюпа, рассмотрев понятие палимпсеста с позиции нарратологии при анализе романа «Доктор Живаго» Б. Пастернака. Рассуждая о нарративной стратегии «Доктора Живаго», В.И. Тюпа отмечает тексты жития св. Георгия, а также былин о Егории Храбром как «концептуально значимую палимпсестную основу» 7 произведения, а также выделяет палимпсестную семантику имен в романе8. В.И. Тюпа также указывает на то, что Петербургский мегатекст являет собой «семиотическое образование палимпсестного характера»9. Особенно важным в этой связи нам кажется вывод о том, что «Доктор Живаго» является частью палимпсестного ряда художественного дискурса о художнике, актуализируя новую «рему» присутствия художника в мире в качестве неотстранимо причастного «доктора»10.

Палимпсесту как одному из организующих принципов поэтики посвящены также работы других отечественных ученых, среди которых О. А. Проскурин, С. И. Николаев, О. В. Федунина, А. С. Янушкевич и др. Кроме этого, стало появляться все больше работ, применяющих теорию палимпсеста к другим культурным практикам, таким, как перевод, музыка, архитектура и др.

Актуальность исследования обусловлена тем, что палимпсест как принцип прочтения текста представляется крайне многообещающим интерпретационным подходом, который позволяет раскрыть механизм реализации межтекстового

5 Шатин Ю.В. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина в русской исторической беллетристике первой половины XIX века. Новосибирск, 1987. С. 55.

6 Там же. С. 5.

у

Тюпа В.И. Нарративный палимпсест // Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении: коллективная монография / под ред. В. И. Тюпы. М.: 1п1хаёа, 2014. С. 273.

8 Там же. С. 281-287.

9 Там же. С. 293.

10 Там же. С. 296-297.

взаимодействия, избегая неоднозначности, свойственной интертекстуальности. Немаловажным остается и тот факт, что появление массовой культуры, особенно кинематографа и телевидения, наложило отпечаток на способы трансляции культурного знания. Литература стала более визуальной, благодаря экранизациям, и более многослойной, поскольку сама стала переосмысливать тексты не только литературные, но кинематографические и телевизионные. При этом важнейшая роль отводится реципиенту, поскольку любое повествование по природе своей представляется нарративным и всегда направлено на кого-то11. В связи с этим, теорию палимпсеста мы рассматриваем в контексте нарратологии, что дает возможность осмыслить произведения в рамках современной художественной парадигмы, когда литературный процесс демонстрирует черты «творческого усвоения коммуникативной природы искусства»12.

Актуальность исследования связана и с его научной новизной. Несмотря на то, что палимпсесту как интерпретаторской тактике посвящается все больше исследовательских работ, а научный интерес к нему только усиливается, понятие это еще не до конца терминологически оформлено, а некоторые из аспектов палимпсеста не изучены вовсе. Так, в нашей работе мы демонстрируем, что теория палимпсеста формировалась постепенно и является закономерным результатом развития всей поэтики. При этом метафора многослойности памяти, как культурной, так и личной человеческой, является важным компонентом теории палимпсеста и заслуживает концептуального оформления, что мы и делаем в нашей работе, в частности, с опорой на малоизвестную теорию «белого знания» и «повествовательной причинности» современного британского писателя Т. Пратчетта. Органически связанная с метафорой «волшебного котла» Дж. Р. Р. Толкина, она позволяет нам определить палимпсест как иерархию не только проступающих друг через друга текстов, будь то разные версии одного

11 Тюпа В.И. Введение в сравнительную нарратологию / В.И. Тюпа. М.: Intrada, 2016. С. 6.

12

Тюпа В.И. Неклассическая художественность // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной: Intrada, 2008. С. 139.

текста или тексты, пересекающиеся в едином нарративном пространстве, но и читательских представлений о них, которые многослойны сами по себе.

Кроме этого, мы впервые делаем попытку разработки типологии палимпсеста. Исходя из того, что палимпсест выступает как принцип организации нарративной структуры произведения, мы выделяем три уровня его функционирования: уровень интриги, уровень персонажа и уровень вербализации наррации. Немаловажной новаторской частью работы является и то, что мы описываем приемы, которые легли в основу их функционирования в юмористическом фэнтези.

Поскольку реализация палимпсеста неизбежно связана с коммуникативным аспектом повествовательного текста, мы также описали роль когнитивных механизмов, лежащих в его основе, с точки зрения как порождения, так и восприятия, что делается в литературоведении впервые. Определив функции палимпсеста в рецептивном аспекте, мы продемонстрировали, как палимпсест воспринимается читателем и воздействует на него, расширив таким образом знание о способах реализации коммуникативной природы литературы.

В добавление ко всему сказанному, новым является и материал исследования - серия юмористического фэнтези Терри Пратчетта «Плоский мир» ('^БС^^гМ"). Палимпсестность представляется нам неотъемлемой характеристикой юмористического фэнтези, а значит, позволяет изучить способы ее реализации с максимальной глубиной. Стоит также отметить, что в работе был проведен анализ аутентичных англоязычных текстов, что сделало возможным обойти упрощения или «темные места», неизбежные при обращении к переводам.

Предметом исследования является палимпсест как теоретический концепт, а его объектом стали типы и функции палимпсеста в юмористическом фэнтези.

Цель диссертационного исследования заключается в выделении и анализе типов и функций палимпсеста в юмористическом фэнтези Т. Пратчетта, для чего в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

1) изучить предпосылки формирования теории палимпсеста и развитие концепции палимпсеста на современном этапе;

2) прояснить значимость теории «белого знания» и «повествовательной причинности» Т. Пратчетта для теории палимпсеста;

3) определить признаки юмористического фэнтези во взаимосвязи с палимпсестностью;

4) выделить и подробно охарактеризовать типы палимпсеста в юмористическом фэнтези и приемы, лежащие в основе их функционирования;

5) используя достижения когнитологии, описать основы порождения и восприятия палимпсеста;

6) с учетом проведенного исследования, раскрыть механизм функционирования палимпсеста на рецептивном уровне.

Материалом исследования являются англоязычные произведения современного британского писателя Терри Пратчетта из серии «Плоский мир» ("Discworld"). При этом особый фокус мы делаем на подцикле о ведьмах, где принцип палимпсеста проявляет себя наиболее ярко. Таким образом, основным материалом нашего исследования послужили романы "Wyrd Sisters" («Вещие сестрички») (1989), "Witches Abroad" («Ведьмы за границей») (1992), "Lords and Ladies" («Дамы и Господа») (1993), "Maskerade" («Маскарад») (1995) и "Carpe Jugulum" («Карпе Югулум. Хватай за горло») (1999).

Основными методами исследования являются сравнительный, структурно -системный, а также методы нарративного, композиционного, интертекстуального, социокультурного и герменевтического анализа. При исследовании текстов также используются методики сплошной выборки и группировки материала, анализа дефиниций и переводческих эквивалентов.

Методологической основой исследования явились труды Ж. Женетта, Ю. В. Шатина, В.И. Тюпы и др. отечественных ученых в области теории палимпсеста. Кроме того, мы использовали в работе теорию «белого знания» Т. Пратчетта. При описании признаков юмористического фэнтези, важных для теории палимпсеста, мы опирались на работы отечественных и зарубежных исследователей в этой области, среди которых Ц. Тодоров, Е. М. Мелетинский, Е. Н. Ковтун, М. А. Штейнман, Дж. Клут, Бр. Аттебери, К. Мэнлав, Д. Лэнгфорд, Г. Габеркорн и нек. др. При анализе типов палимпсеста и приемов, лежащих в их основе, мы обращались к работам М. М. Бахтина, П. Рикёра, Ю. Н. Тынянова, О. М. Фрейденберг, В. И. Тюпы, В. И. Новикова и др., уделяя особое внимание анализу нарративных структур. Выделяя функции палимпсеста, мы использовали работы рецептивной школы, а именно Х. Г. Яусса, В. Изера, а также исследования в области когнитологии Дж. Лакоффа, Р. Д'Андрейда, П. Стоквелла, Е. В. Лозинской, О. Н. Иванищевой, В. Г. Зусмана и др.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке целостной концепции литературного палимпсеста с описанием его типологических разновидностей и функций, что способствует развитию теоретического знания о механизме межтекстового взаимодействия. Несмотря на то, что материалом исследования послужило юмористическое фэнтези, представленную модель можно применить к широкому кругу произведений.

Научно-практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использовать их при разработке и подготовке лекционных и семинарских занятий по теории и истории литературы, а также в изучении современной зарубежной литературы.

На защиту выносятся следующие новые и содержащие элементы новизны основные положения:

1) Концепция литературного палимпсеста постепенно вырабатывалась на протяжении всей истории поэтики и берет свое начало еще в категориях риторического подражания и состязания.

2) Палимпсест представляет собой иерархию не только проступающих друг через друга текстов, будь то разные версии одного текста или тексты, пересекающиеся в едином нарративном пространстве, но и читательских представлений о них, которые многослойны сами по себе. Последние можно выразить термином «белое знание» Т. Пратчетта по аналогии с «белым шумом» и могут быть основаны не только на литературных, но и любых других источниках, представленных в массовой культуре.

3) Представляя собой принцип организации нарративной структуры произведения, палимпсест реализуется на трех уровнях: уровне интриги, уровне персонажа и уровне вербализации наррации.

4) Существует три плана функционирования палимпсеста на когнитивном уровне: непосредственно сам источник, который закрепляется в культуре и становится узнаваемым, затем представление, «память» о нем как часть интертекстуального тезауруса читателя, и его присутствие в читаемом тексте.

5) Кроме креативной когнитивной стратегии палимпсеста, можно говорить о рецептивной когнитивной стратегии, оперирующей, в первую очередь, художественными концептами, которые включены в ассоциативную сеть культуры и поэтому узнаваемы для читателя.

6) Функционирование палимпсеста на рецептивном уровне начинается с первичной «радости узнавания», за которой следует «разрушение» горизонта ожиданий, что способствует преодолению «шаблонизированности» читательского сознания и восприятия, а также достижению нового понимания текста.

7) Палимпсестность является имманентной характеристикой юмористического фэнтези.

Что касается структуры работы, то диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, а также список источников и литературы (250 единиц).

Апробация работы состоялась на заседаниях кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ, а также конференциях, среди которых II Международная научная конференция в рамках конкурса по устному переводу МГУ "Cosines Pi 2018" (сентябрь 2018 г.), IX Международная научная конференция МГУ «Русский язык и культура в зеркале перевода» (апрель 2019 г.), XIV Межвузовская научно-практическая конференция РГГУ «Перевод - мост между мирами» (май 2019 г.), IV Международная научно-практическая конференция КФУ «Переводческий дискурс: междисциплинарный подход» (апрель 2020 г.).

Отдельные положения диссертации представлены в следующих работах автора.

В изданиях, рекомендованных ВАК:

1) Крюкова Е.В. Из истории концепции литературного палимпсеста: теория «белого знания» и «Б-пространства» у Терри Пратчетта // Новый филологический вестник. 2020. № 2(53). С. 48-57. DOI: 10.24411/2072-93162020-00030.

2) Крюкова Е.В. Прием контаминации в реализации принципа палимпсеста (на материале произведений Т. Пратчетта) // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020. № 2. С. 94-102. DOI: 10.28995/2686-7249-2020-2-94-102.

3) Крюкова Е.В. К вопросу о рецептивной стороне палимпсеста (на материале произведений Т. Пратчетта) // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение.

Языкознание. Культурология». 2020. № 9. С. 179-187. DOI: 10.28995/26867249-2020-9-179-187.

В изданиях с индексацией в РИНЦ:

1) Крюкова Е.В. Палимпсест в переводческой перспективе (на материале произведений Терри Пратчетта) // Косинус Пи. Материалы II Международной научно-практической конференции в рамках конкурса переводчиков / Под ред. М. Э. Конурбаева. М.: Макс Пресс, 2018. С. 47-58.

2) Крюкова Е.В. Принцип палимпсеста в переводе художественного текста (на материале произведений Терри Пратчетта) // Русский язык и культура в зеркале перевода. М.: Высшая школа перевода МГУ, 2019. № 1. С. 136-145.

3) Крюкова Е.В. Особенности перевода макаронической игры в палимпсестных текстах // Переводческий дискурс: междисциплинарный подход. Материалы IV Международной научно-практической конференции КФУ. Симферополь, 2020 . С. 177-182.

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПАЛИМПСЕСТА: ПРЕДЫСТОРИЯ И

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Теория литературного палимпсеста, несмотря на относительно недавнее время своей концептуализации, прошла долгий путь развития и уходит своими корнями еще в эпоху античности. Интерпретация палимпсеста на современном этапе была бы невозможна без обращения к более ранним теориям, из которых постепенно начинает вырисовываться идея связанности текстов друг с другом, непреходящей многослойности культурной и литературной памяти, находящая свое отражение в произведениях литературы.

1.1. Исторические предпосылки к формированию теории палимпсеста

Идея неизолированности текстов и включенности нового произведения в систему уже созданных текстов рассматривалась еще эйдетической поэтикой, первоначально на материале поэзии: «произведение рождается из поэзии как некой стихии и возвращается в нее уже как в систему упорядоченных каноном

13

текстов» . Прежде всего, речь идет об известных со времен античности категориях подражания и соревнования, которые закладывают основы для дальнейшего формирования понятия палимпсеста.

Сущность творчества долгое время передавалась через понятие «делать», заложенное в самом термине «поэтика» (от древнегреч. "poieо" - «делать»,

13

Махов А.Е. Европейская поэтика: темы и вариации // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: энциклопедический путеводитель. М.: Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. С. 9.

«создавать»), и понятие «подражания», входящее в две основные античные концепции творчества - аристотелевской и платоновской. Аристотель отождествлял все словесное творчество с подражанием, а Платон находил «подражание в большинстве поэтических жанров (поэт подражает, когда говорит от другого лица, - во всех видах драмы и отчасти в эпосе)»14 и трактовал лишь дифирамб как «простое повествование»15. Иными словами, здесь мы впервые сталкиваемся с концепцией мимесиса-подражания (от гл. "mimeomai" -«изображать, воспроизводить» для обозначения воспроизведения сложной, в первую очередь, звуковой формы), на которую опираются литературные теории Платона и Аристотеля.

Развиваясь, теория подражания начинает подразумевать не только аристотелевское подражание человеческим действиям-поступкам и характерам или платоновское подражание божественным идеям, но, что особенно важно в контексте нашего исследования, и подражание поэтам-предшественникам, например, Гомеру, о чем говорит, в частности, Филодем16. Такая концепция поэтического мимесиса далее используется в риторике через адаптацию александрийских «канонов» лучших авторов для того или иного жанра и стиля. Гораций, в свою очередь, указывает на то, что у автора есть два выхода: либо «следуй» традиции, либо «измышляй» нечто собственное - "Aut famam sequere,

1 7

aut sibi convenientia finge" (119) , где под следованием подразумевается

подражание, а глагол "sequor", часто встречающийся в словосочетании «следовать

18

по следам (vestigia)», становится его устойчивой метафорой : подражатель с почтением «следует» за автором-образцом, стараясь попадать в его «следы». При

14 Там же. С. 33-34.

15 Цит. по: Махов А.Е. Европейская поэтика: темы и вариации // Указ. соч. С. 33.

16 См.: Гринцер Н. П. Античная поэтика // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: энциклопедический путеводитель. М.: Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. С. 73; Лозинская Е. В. Подражание // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: энциклопедический путеводитель. М.: Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. С. 368-387.

1 7

Horatius. De Arte Poetica Liber. URL:

http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:text:1999.02.0064 (accessed 15.03.2021).

18

Kaminski N. Imitatio auctorum // Historisches Wörterbuch der Rhetorik. - Tübingen: Niemeyer, 1998. - Bd. 4. - Col. 238.

этом сам Гораций, черпая вдохновение в греческом языке и греческих образцах, указывает и на идею новизны организации материала, возрождение «старых» форм (греческих лирических размеров) в новом языковом субстрате (латинском языке), что уже свидетельствует о новой рефлексии по отношению к взаимосвязям между текстами до и после. Именно это, риторическое подражание становится важнейшим базисом для дальнейшего формирования концепции палимпсеста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Крюкова Екатерина Викторовна, 2021 год

Источники

1. Аль-Фараби. Логические трактаты. - Алма-Ата, 1975. - 672 с.

2. Гримм Я., Гримм В. Спящая красавица // Гримм Я., Гримм В. Сказки братьев Гримм / пер. с нем. / под общ. ред. Я. Короновского. - Прага : Изд. Артия, 1963.

- 276 с.

3. Перумов Н. Я люблю гномов, а они любят пиво // Мир за неделю. - 2000. - №4.

- С. 319-321.

4. Перро Ш. Сказки / под ред. М. Петровского. - Санкт-Петербург : Академический проспект, 2000. - 376 с.

5. Платон. Теэтет // Платон. Собр. соч. В 4 т. Т.2. - Москва: Мысль, 1993. -С. 192-274.

6. Пратчетт Т. Ведьмы за границей / пер. с англ. П. Киракозова под ред. А. Жикаренцева. - Москва : Эксмо, 2019. - 416 с.

7. Пратчетт Т. Дамы и Господа // Пратчетт Т. Ведьмы за границей. Дамы и Господа / пер. с англ. Н. Берденникова под ред. А. Жикаренцева. - Москва : Изд-во «Эксмо», СПб.: Изд-во «Домино», 2003. - С. 419-845.

8. Пратчетт Т. Маскарад. Carpe Jugulum. Маскарад / пер. с англ. С. Увбарх, Н. Берденникова, А. Жикаренцева. - Москва : Эксмо, 2021. - 640 с.

9. Пратчетт Т. Мрачный Жнец / пер. с англ. Н. Берденникова под ред. А. Жикаренцева. - Москва : Эксмо, 2004. - 416 с.

10.Пратчетт Т. Последний континент / пер. с англ. С. Увбарх и А. Жикаренцева. -Москва : Изд-во Эксмо; СПб.: Изд-во Домино, 2005. - 480 с.

11. Пратчетт Т. Стража! Стража! / пер. с англ. Б. Жужжунава. - Москва : Издательство «Э», 2018. - 480 с.

12. Сенека. Нравственные письма к Луцилию / перев., примеч., подг. изд. С. А. Ошерова / отв. ред. М. Л. Гаспаров. - Москва : Изд-во «Наука», 1977. - 384 с.

13. Bram Stoker's Dracula. Columbia Pictures, 1992.

14. Cinderella. Walt Disney Productions, 1950.

15. Dracula. Universal Pictures, 1931.

16. English Fairy Tales / Retold by Flora Annie Steel. Macmillan & Co., 1918. - 256 p.

17. Mary Poppins. Walt Disney Productions, 1964.

18. Matheson R. I am Legend. Tor Books, 2007. - 320 p.

19. Modern Classics of Fantasy / ed. by G. Dozois - St. Martin's Griffin, 1997. - 647 p.

20. Perrault Ch. The Fairy Tales of Charles Perrault / introd. by Th. Bodkin / transl. by R. Samber, J. E. Mansion. - Lector House, 2019. - 110 p.

21. Pratchett T. Carpe Jugulum. - Corgi Books, 1999. - 425 p.

22. Pratchett T. Guards! Guards! - Corgi Books, 1989. - 432 p.

23. Pratchett T. Lords and Ladies. - Corgi Books, 1993. - 382 p.

24. Pratchett T. Maskerade. - Harpertotch, 1995. - 358 p.

25. Pratchett T. Monstrous Regiment. - Corgi Books, 2003. - 494 p.

26. Pratchett T. Reaper Man. - Corgi Books, 1992. - 287 p.

27. Pratchett T. The Last Continent. - Corgi Books, 1998. - 416 p.

28. Pratchett T. Thief of Time. - Harpertorch, 2001. - 378 p.

29. Pratchett T. Thud! - Harpertorch, 2005. - 398 p.

30. Pratchett T. Witches Abroad. - Corgi Books, 1992. - 286 p.

31. Pratchett T. Wyrd Sisters. - Corgi Books, 1989. - 332 p.

32. Rice A. The Vampire Chronicles. - Knopf, 1976-present. - 1280 p.

33. Shelley M. Frankenstein: The Original 1818 Text. - Reader's Library Classics, 2021. - 222 р.

34. Sleeping Beauty. - Walt Disney Productions, 1959.

35. Snow White and the Seven Dwarves. - Walt Disney Productions, 1937.

36. Stableford B. The Empire of Fear. - Carroll & Graf Pub, 1991. - 390 p.

37. Stoker Br. Dracula. - Dover Publications, 2000. - 336 p.

38. Strieber Wh. The Hunger. - Gallery Books, 2007. - 384 p.

39. Tolkien J.J.R. The Hobbit or There and Back Again. - HarperCollins Children's Books, 2013. - 365 p.

40. Tolkien J.J.R. The Lord of the Rings. The Fellowship of the Ring. - HarperCollins, 2012. - 531 p.

41. The Blues Brothers. - Universal Pictures, 1980.

42. The Wizard of Oz. - Metro-Goldwyn-Mayer, 1939.

43. Washington I. Rip Van Winkle / Pictures and decorations by N. C. Wyeth. -Philadelphia : David McKay Company Publishers, 1921. - 86 p.

Справочная и учебная литература

44. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. -Москва : УРСС, 2004. - 571 с.

45. Гаспаров М. Л. Пародия // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 19. -Москва, 1975. - С. 225.

46. Гопман В.Л. Фэнтези // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.М. Николюкина. - Москва : Н.П.К. Интелфак, 2001. - С. 1162.

47. Гринцер Н. П. Античная поэтика // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: энциклопедический путеводитель. - Москва : Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. - С. 73- 87.

48. Гуревич П.С. Психологический словарь. - Москва : ОЛМА, 2007. - 800 с.

49. Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е.С. Кубряковой. - Москва : МГУ, 1996. - 245 с.

50. Кривонос В.Ш. Пародия // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - Москва : Издательство Кулагиной - Intrada, 2008. - С. 159.

51. Лозинская Е.В. Когнитивное литературоведение // Западное литературоведение XX века: энциклопедия / гл. науч. ред. Е.А. Цурганова. -Москва : Intrada, 2004. - С.182.

52. Лозинская Е. В. Подражание // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: энциклопедический путеводитель. - Москва : Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. - С. 368-387.

53. Ляпушкина Е.И. Введение в литературную герменевтику. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2002. - 94 с.

54. Махов А.Е. Европейская поэтика: темы и вариации // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: энциклопедический путеводитель. -Москва : Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. - С. 7-72.

55. Махов А. Е. Немецкая поэтика // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: энциклопедический путеводитель. - Москва : Изд-во Кулагиной - Шгаёа, 2010. - С. 235- 284.

56. Махов А. Е. Средневековая латинская поэтика // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: энциклопедический путеводитель. -Москва : Изд-во Кулагиной - 1п1хаёа, 2010. - С. 87-113.

57. Минералова И.А. Детская литература: учеб. пособие для студ. вузов / И.А. Минералова. - Москва : Владос, 2002. - 176 с.

58. Можаева А. Б. Испанская поэтика // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: энциклопедический путеводитель. - Москва : Изд-во Кулагиной - Шгаёа, 2010. - С. 192-235.

59. Новиков В. И. Литературная пародия: учеб.-метод. пособие по курсу «Теория литературы». - Москва : Фак. журн. МГУ, 2019. - 36 с.

60. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - Москва : Изд-во Кулагиной - 1п1хаёа, 2008. - 358 с.

61. Словарь античности: пер. с нем. / отв. ред. В.И. Кузищин. - Москва : Прогресс, 1989. - 704 с.

62. Тамарченко Н.Д. Структура произведения // Теория литературы: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко - Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - Москва : Академия, 2004. - С. 172-263.

63. Теория литературы: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко - Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - Москва : Академия, 2004. - 512 с.

64. Тюпа В.И. Неклассическая художественность // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - Москва : Изд-во Кулагиной - Intrada, 2008. С. 139-141.

65. Цурганова Е.А. Забалуев В.Н. Английская поэтика // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: энциклопедический путеводитель. -Москва : Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. - С. 284-309.

66. Шатин Ю.В. Структура художественная // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - Москва : Изд-во Кулагиной - Intrada, 2008. - С. 255.

67. Alexander M. A Companion to the Folklore, Myths & Customs of Britain. - BCA, 2002. - 368 р.

68. Barthes R. Texte // Encyclopaedia universalis, 1973. - P. 78.

69. Bauer B. Aemulatio // Historisches Wörterbuch der Rhetorik / Hrsg. von G. Ueding. - Tübingen: Niemeyer, 1992. - Bd. 1. - Col. 141-187.

70. Briggs K. Black Annis // Briggs K. Encyclopedia of Fairies. - Pantheon Books, 1976. - P. 24-25.

71. Dundes A. Little Red Riding Hood: A Casebook. - Madison: University of Wisconsin Press, 1989. - 264 p.

72. Furetiere A. Dictionnaire universel : 2 vol. - La Haye; Rotterdam: Arnout: Reinier Leers, 1690. - Vol. 1. - 828 p.

73. HarperCollins Bible Dictionary, Revised Edition / еd. by P. J. Achtemeier. -HarperSan Francisco, 1996. - 1280 р.

74. Holub R. Reception Theory: School of Constance // The Cambridge History of Literary Criticism. Vol. 8. From Formalism to Post structuralism / ed. by Raman Selden. - Cambridge University Press, 2008. - P. 319-346.

75. Kaminski N. Imitatio auctorum // Historisches Wörterbuch der Rhetorik. -Tübingen: Niemeyer, 1998. - Bd. 4. - Col. 238-285.

76. Kingdoms of Sorcery / ed. by L. Carter. - Doubleday and Company Garden City, 1976. - 218 p.

77. Koch J. T. Celtic Culture: A Historical Encyclopedia. - ABC-CLIO, 2006. - 2128 p.

78. Longman Dictionary of English Language and Culture. - Pearson Education Limited, 2006. - 1620 p.

79. Richelet P. Dictionnaire françois. - Genève: Widerhold, 1680. - 561 p.

80. Storytelling. An Encyclopedia of Mythology and Folklore / ed. by J. Sherman. -Sharpe Reference, 2008. - 666 p.

81. Supernatural Fiction Writers / ed. by E. F. Bleiler - New York: Scribner's, 1985. -1169 p.

82. The Cambridge Companion to Fantasy Literature / ed. by E. James, F. Mendelsohn. - Cambridge University Press, 2012. - 268 p.

83. The Encyclopedia of Fantasy / ed. by J. Clute and J. Grant. - Orbit, 1999. - 1079 p.

84. The Greenwood Encyclopedia of Folktales and Fairy Tales, vol. 1-3 / ed. by D. Haase. - Greenwood Press, 2008. - 1160 p.

85. The Greenwood Encyclopedia of Science Fiction and Fantasy: Themes, Works, and Wonders / ed. by G. Westfahl. - Greenwood Publishing Group, 2005. - 1395 p.

86. The Ultimate Encyclopedia of Fantasy / ed. by P. D. London. - Carlton, 2006. -304 p.

87. Weinberg B. A History of Literary Criticism in the Italian Renaissance. 2 vol. - The University of Chicago Press, 1961. - 1184 p.

Научно-критическая литература

88. Арнольд, И. В. Основы научных исследований в лингвистике / И. В. Арнольд.

- Москва : Высшая школа, 1991. - 140 с.

89. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - Москва : Прогресс, 1989. - С. 413-423.

90. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - Москва : Прогресс, 1989. -С. 384-391.

91. Барт Р. Текстовый анализ одной новеллы Эдгара По // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - Москва : Прогресс, 1989. - С. 424-461.

92. Барт Р. Удовольствие от текста // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - Москва : Прогресс, 1989. - С. 462-518.

93. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -Москва : Худож. лит., 1975. - 504 с.

94. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. - Москва : Искусство, 1979. - С. 361-373.

95. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. Т.6. - Москва : Русские словари, 2002. - 505 с.

96. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. Т.5.

- Москва : Русские словари, 1996. - С.159-206.

97. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: опыт философского анализа // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. - Москва : Искусство, 1979. - С. 281-307.

98. Бахтин М. М. Слово в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики.

- Москва : Худож. лит., 1975. - С. 72-232.

99. Веселовский А.Н. Избранное: на пути к исторической поэтике. - Москва, 2010.

- 687 с.

100. Вулис А. Серьезность несерьезных ситуаций: сатира, приключения, детектив. - Ташкент, 1984. - 271 с.

101. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: очерки русской литературы ХХ века. - Москва : Наука, 1993. - 304 с.

102. Гроссман Л. Пародия как жанр литературной критики // Бегак Б., Кравцов Н., Морозов А. Русская литературная пародия. - Москва - Ленинград, 1930. - С. 39-48.

103. Добровольская О. Фэнтези и фольклор // Литература. - 1996. - №43. -С. 11-13.

104. Женетт Ж. Фигуры. В 2 т. / пер. с франц. - Москва : Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - 944 с.

105. Зусман В.Г. Диалог и концепт в литературе: литература и музыка. -Нижний Новгород : Деком, 2001. - 167 с.

106. Иванищева О.Н. Актуализация фоновых знаний носителя языка в художественном тексте // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - № 1. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. - С. 152-156.

107. Иваньшина Е.А. Метаморфозы культурной памяти в творчестве Михаила Булгакова. - Воронеж, 2010. - 428 с.

108. Иваньшина Е. А. Слово в «Мастере и Маргарите» // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: материалы IX Международной научной конференции / отв. ред. А.Д. Черенкова. - Воронеж : ВГПУ, 2017. -С. 231-239.

109. Исаев С.Г., Владимирова Н.Г. Актуальная поэтика: смена художественной парадигмы. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2017. - 482 с.

110. Квинси Т., де. Исповедь англичанина, любителя опиума. - Москва : Ладомир; Наука, 2000. - 422 с.

111. Ковтун Е.Н. «Истинная реальность» fantasy. - Вестник МГУ. Серия 9. Филология. - 1998. -№ 3. - С. 106-115.

112. Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (на материале европейской литературы первой половины ХХ века). - Москва : Изд-во МГУ, 1999. - 308 с.

113. Ковтун Е.Н. Фантастика как объект научного исследования: проблемы и перспективы отечественного фантастоведения // Русская фантастика на перекрестье эпох и культур: материалы Международной научной конференции 21-23 марта 2006 г. - МГУ, 2007. - С. 20-38.

114. Козьмина Е.Ю. Жанровые трансформации в авантюрно-философской фантастике ХХ века: дис. ... д-ра. филол. наук: 10.01.08 / Козьмина Е.Ю. -Москва : РГГУ, 2017. - 430 с.

115. Красных В.В. От концепта к тексту и обратно // Вестник МГУ. Серия «Филология». - 1988. - № 1. - С. 53-70.

116. Кристева Ю. Избранные труды: разрушение поэтики. - Москва : «Российская политическая энциклопедия» (РОС-СПЭН). - Сер.: Книга света, 2004. - 656 с.

117. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. - Москва : Прогресс, 2000. - C. 427437.

118. Кристева Ю. Революция поэтического языка. // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. - 1994. - № 5. - С. 44-62.

119. Кристева Ю. Семиотика: исследования по семанализу / пер. с фр. Э.А. Орловой. - Москва : Академический проект, 2013. - 285 с.

120. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм (очерки исторической поэтики): монография. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. - 317 с.

121. Лозинская Е. В. Когнитивное литературоведение: авторы, методы, перспективы // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. - 2010. -№ 1. - Москва, 2010. - C. 192-225.

122. Махов А.Е. Проблема подражания образцам в поэтологии французского классицизма // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. - 2020. -№3 (43). - С. 9-26.

123. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - Москва : Изд. фирма «Восточная литература» РАН, Школа «Языки русской культуры», 1995. - 408 с.

124. Милостивая А.И. Палимпсест речемыслительных практик коммуникантов в художественном переводе (на материале фрагмента романа «Улисс» Дж. Джойса и его переводов на русский язык) // Translata-2014: Book of Abstracts (Innsbruck, October 30 - November 1, 2014). - Innsbruck: University of Innsbruck, 2014. - P. 157-162.

125. Неёлов Е. М. Еще раз о жанровой специфике фантастической литературы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. -Петрозаводск, 2008. - № 1 (91). - С. 100-105.

126. Нестерова Е.А. Вещи и природные объекты в мире фэнтези («Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкиена, «Бесконечная история» М. Энде): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08. - Москва, 2018. - 256 с.

127. Николаев С.И. Русский литературный палимпсест XVIII века: перспективы исследования // Труды отделения историко-филологических наук 2007. Российская академия наук. Отделение историко-филологических наук / отв. ред. академик А.П. Деревянко. - Москва : Наука, 2009. - С. 462-467.

128. Панофски Э. Idea. - Санкт-Петербург : Аксиома, 1999. - 227 с.

129. Потанина Н.Л. Актуальные способы конструирования текста в современном западноевропейском романе // Неофилология. - 2018. - Т. 4. - № 13. - С. 3038.

130. Пропп В.Я. Кумулятивная сказка // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. - Москва, 1976. - С. 241-257.

131. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки // Вопр. поэтики. Вып. XII. -Гос. ин-т истории искусств. - Ленинград : Academia, 1928. - 152 с.

132. Проскурин О.А. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. - Москва : Новое литературное обозрение, 2001. - 462 с.

133. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности: пер. с фр. / общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - Москва : Издательство ЛКИ, 2008. - 240 с.

134. Рикёр П. Время и рассказ: в 2 т. - Москва; Санкт-Петербург : Университетская книга, 1998-2000. - 537 с .

135. Сегал Д. Пути и вехи. Русское литературоведение в двадцатом веке. -Москва : Водолей, 2011. - 280 с.

136. Степанов Ю.С. Мыслящий тростник: книга о «Воображаемой словесности». - Москва, 2010. - 168 с.

137. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / пер. с фр. Б. Нарумова. - Москва : Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1997. - 144 с.

138. Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (введение в тему) // Топоров В.Н. Миф, ритуал, символ, образ: исследования в области мифопоэтического. - Москва, 1995. - С. 259-367.

139. Тынянов Ю. Н. О пародии // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - Москва, 1977. - С. 284-310.

140. Тюпа В. И. Введение в сравнительную нарратологию / В. И. Тюпа. -Москва : Шгаёа, 2016. - 148 с.

141. Тюпа В.И. На пути к исторической нарратологии // Новый филологический вестник. - 2020. - № 3 (54). - С. 32-54.

142. Тюпа В. И. Нарративная интрига «Доктора Живаго» // Новый филологический вестник. - 2013. - № 2 (25). - С. 72-91.

143. Тюпа В. И. Нарративный палимпсест // Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении: коллективная монография / под ред. В.И. Тюпы. - Москва, 2014. - С. 270-287, 392-307.

144. Тюпа В.И. Палимпсестное прочтение художественного текста // «Учености плоды»: сб. к 70-летию профессора Ю. В. Шатина / под ред. С. Ю. Корниенко и О. С. Ласкиной. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. - С. 10-22.

145. Фатеева Н. А. Поэт и проза: книга о Пастернаке. - Москва, 2003. - 400 с.

146. Фокина О. В. Интертекстуальность СМИ как когнитивно-вербальный феномен // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. -№ 6 (2). - Нижний Новгород: ННГУ, 2011. - С. 699-703.

147. Фомин К. А. Концепция рецептивной эстетики Ханса Роберта Яусса как принцип конституирования и динамики литературной традиции // Вестн. Том.

гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2015. - №2 (30). - С. 169— 176.

148. Фрейденберг О.М. Происхождение пародии // Труды по знаковым системам. Т. VI. - Тарту, 1973. - С. 490-497.

149. Фуксон Л.Ю. Комическое литературное произведение. - Кемерово, 1993. -95 с.

150. Хомич Э.П. Фольклорный палимпсест детской литературы (к интерпретации понятия) // Устная история (Oral History): теория и практика : материалы всерос. науч. семинара (Барнаул, 25-26 сентября 2006 г.) / Барнаул. гос. пед. ун-т, Лаб. ист. краеведения / сост. и науч. ред. д-р ист. наук Т. К. Щеглова. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2007. - С. 318-321.

151. Шатин Ю.В. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина в русской исторической беллетристике первой половины XIX века. - Новосибирск, 1987. - 100 с.

152. Шатин Ю.В. Минея и палимпсест // Ars interpretanda сб. статей к 75-летию Ю.Н. Чумакова. Новосибирск, 1997. - С. 222-225.

153. Шкловский В. Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля // Шкловский В. О теории прозы. - Москва : Советский писатель, 1983. - С. 2467.

154. Шкловский В. «Тристрам Шенди» Стерна и теория романа. - ОПОЯЗ, 1921. - 38 с.

155. Шоу Г. Египетские мифы: от пирамид и фараонов до Анубиса и «Книги мертвых» / пер. с англ. М. Сухотиной; науч. ред. В. Солкин. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2021. - 240 с.

156. Эйдемиллер И.В. Мир фэнтези // Звезда. - 1993. - № 10. - С. 205-207.

157. Эйхенбаум Б. Теория «формального метода» // Эйхенбаум Б. Литература: теория, критика, полемика. - Ленинград : Прибой, 1927. - С. 116-148.

158. Элиот Т.С. Назначение поэзии. - Киев - Москва, 1997. - 350 с.

159. Янушкевич А.С. Философия и поэтика лермонтовского палимпсеста // Мир Лермонтова / под ред. М.Н. Виролайнен и А.А. Карпова. - Санкт-Петербург : Скрипториум, 2015. - С. 27-41.

160. Ackerman R. The Myth and Ritual School. - Routledge, 2002. - 252 p.

161. Attebery B. Strategies of Fantasy. - Indiana University Press, 1992. - 152 p.

162. Barthes R. Sollers écrivain. - Seuil, 1979. - 88 p.

163. Bauschatz P. The Well and the Tree: World and Time in Early Germanic Culture. - The University of Massachusetts Press, 1982. - 256 p.

164. Chapelain J. Préface // Chapelain J. La Pucelle, ou, La France délivrée. - Paris: Marpon et Flammarion, 1891. - T. 1. - P. XXXVIII-LXVIII.

165. Darnton R. Peasant Tell Tales: The Meaning of Mother Goose // Darnton R. The Great Cat Massacre and Other Episodes in French Cultural History. - Basic Books, 1984. - P. 9-74.

166. D'Andrade R. A Folk Model of the Mind // Cultural Models in Language and Thought / ed. by D. Holland and N. Quinn. - Cambridge: Cambridge UP, 1987. -P. 112-148.

167. Deleuze G., Guattari F. Rhizome. - Paris, 1976. - 74 р.

168. Fokkema D. Literary History. Modernism and Postmodernism. - Amsterdam, Philadelphia : John Benjamen Publ.Comp., 1984. - 71 р.

169. Génetiot A. Le classicisme. - Paris : Quadrige, 2005. - 475 p.

170. Genette G. Palimpsests: Literature in the Second Degree. - University of Nebraska Press, 1997. - 490 р.

171. Haberkorn G. Cultural Palimpsests: Terry Pratchett's New Fantasy Heroes // Journal of the Fantastic in the Arts. - 2007 - Vol. 18. - No. 3 (71). - P. 319-339.

172. Hutton P.H. The New Science of Giambattista Vico: Historism in its Relations to Poetics // Journal of Aesthetic and Criticism. - 1972 - No. 30. - P. 155-165.

173. Iser W. Der implizite Leser: Kommunikationsformen des Romans von Bunyan bis Beckett. - München, 1972. - 420 s.

174. Jauss H.R. Literaturgeschichte als Provokation. - Frankfurt am Mein, 1970. -14 s.

175. Kunstmann H. Die Genese des Vampirs aus der griechischen Mythologie // Jahrbuch der Brüder Grimm-Gesellschaft. - N. 2 - Kassel, 1992. - S. 181-188.

176. Lakoff G. Women, Fire and Dangerous Things: What Categories Reveal about the Mind. - Chicago : The University of Chicago Press, 1990. - 632 p.

177. Manlove C. Modern Fantasy: Five Studies. - Cambridge University Press, 1975.

- 308 p.

178. Manlove C. The Fantasy Literature of England. - London : Palgrave Macmillan, 1999. - 222 p.

179. Monk C. Parody as an Interpretative Response to Grimm's Kinder- und Hausmärchen. - Dunedin : Dep. of German, Univ. of Otago, 1998. - 135 p.

180. Navarrete I. Orphans of Petrarch: Poetry and Theory in the Spanish Renaissance.

- Berkeley, 1994. - P. 70-71.

181. Pigman G. W. Imitation and the Renaissance Sense of the Past: The Reception of Erasmus' Ciceronianus // The Journal of Medieval and Renaissance Studies. - 1979.

- N 9. - P. 155-177.

182. Pratchett T. Imaginary Worlds, Real Stories // Folklore. - 2000. - Vol. 111. -No. 2. - P. 159-168.

183. Pratchett T., Simpson J. The Folklore of Discworld. Transworld, 2008. - 386 p.

184. Riffaterre M. Compulsory Reader Response: the Intertextual Drive // Intertextuality: Theories and Practice / ed. by M. Worton and J. Still. - Manchester University Press, 1990. - P. 56-78.

185. Riffaterre M. La trace de l'intertexte // La Pensée: Revue du rationalisme moderne. - 1980. - Vol. 215. - P. 4-18.

186. Riffatere M. Semiotique intertextuale: l'interpretant // Revue d'Esthetique. -1972. - N 1-2. - P. 128-150.

187. Riffaterre M. Semiotics of Poetry. - Bloomington : Indiana University Press, 1978. - 213 p.

188. Rudler G. Les Techniques de la critique et de l'histoire litteraire. - Oxford : Imprimerie de l'Universite, 1923. - 204 p.

189. Schlobin R.C. Review of "A Short History of Fantasy" by Farah Mendlesohn and Edward James // Journal of the Fantastic in the Arts. - 2011. - Vol. 22. - No. 2 (82). - P. 292-298.

190. Smith K. P. The Postmodern Fairytale: Folkloric Intertexts in Contemporary Fiction. - Palgrave Macmillan UK , 2007. - 198 p.

191. Stockwell P. Cognitive Poetics: An Introduction. - Routledge, 2002. - 193 p.

192. Zuber R. La critique classique et l'idée d'imitation // Revue d'Histoire littéraire de la France. - 1971. - Vol. 71, N 3. - P. 385-399.

193. Zipes J. The Trials and Tribulations of Little Red Riding Hood. - Psychology Press, 1993 - 408 p.

Электронные ресурсы

194. Аристофан. Лягушки [Электронный ресурс] // Аристофан. Комедии. Фрагменты / пер. Адр. Пиотровского, отв. ред. М. Л. Гаспаров. - Москва : Ладомир, Наука, 2008. - Электр. дан. - Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1468088063, свободный. Загл. с экрана. -Данные соответствуют 15.03.2021.

195. Большой латинско-русский словарь [Электронный ресурс]. - Электр. дан. -Режим доступа: http://linguaeterna.com/vocabula, свободный. Загл. с экрана. -Данные соответствуют 25.07.2019.

196. Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / гл. ред. С. А. Кузнецов. - Электр. дан. - Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ. - Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=контаминация&all=x, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 20.02.2020.

197. Борхес Х.Л. Вавилонская библиотека [Электронный ресурс]. - Электр. дан. -Информационно-справочный портал LIBRARY.RU. - Режим доступа: http://www.library.ru/lib/book.php?b_uid=42, свободный. - Загл. с экрана. -Данные соответствуют 29.03.2020.

198. Будур Н. В. Сказочная энциклопедия. - Москва : Олма-Пресс, 2005. [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Google Books. - Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=_X49ywrpGS8C&pg=PA454#v=onepage&q&f= false, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 14.06.2019.

199. Воронцова Т. Подлинная история Красной Шапочки [Электронный ресурс]: статья / Литература. - 2002. - № 44. - Электрон. журнал - Режим доступа: https://lit.1 sept.ru/article.php?ID=200204404%20%D0%98%D 1 %81 %D 1 %82%D 0%BE%D 1 %87%D0%BD%D0%B8%D0%BA: %20http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-ger/voroncova-podlinnaya-istoriya-krasnoj-shapochki.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 19.06.2020.

200. Кремнева А.Н. Интертекстуальность как одна из форм межтекстового взаимодействия: когнитивно-семиотический аспект (на материале английского языка). Автореферат дис.... д-ра. филол. наук: 10.02.04 [Электронный ресурс] - Барнаул, 2019. - Электр. дан. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/intertekstualnost-kak-odna-iz-form-mezhtekstovogo-vzaimodeistviya-kognitivno-semioticheskii/read, свободный. -Загл. с экрана. - Данные соответствуют 25.09.2020.

201. Мифологический словарь [Электронный ресурс] / гл. ред. Е.М. Мелетинский. - Москва : Советская энциклопедия, 1990. - Электр. дан. - Режим доступа: http://myths.kulichki.net/enc/item/f00/s27/a002745.shtml, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 21.06.2020.

202. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. [Электронный ресурс] - Москва, 1991. - Электр. дан. - Режим доступа: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/myths-of-the-world/index.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 21.06.2020.

203. Морозова С.В. Культура античного средиземноморья [Электронный ресурс] // Морозова С.В. и др. Культурология: уч. пособие для студентов всех специальностей. - Москва : МГУП, 2010. - Электр. дан. - Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook158/01/part-005.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют15.03.2021.

204. Мультран [Электронный ресурс] - Электр. словарь - Режим доступа: https://www.multitran.com, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 25.07.2019.

205. Невский Б. Терри Пратчетт. Демиург Плоского мира [Электронный ресурс] // Мир фантастики. - Электр. журнал - Режим доступа: https://www.mirf.ru/book/terry-pratchett, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 20.02.2020.

206. Пиндар В. Истмийские песни 2, 5 [Электронный ресурс] // Пиндар В. Оды. Фрагменты. - Москва : Наука, 1980. - Электр. дан. - Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/pindar/pindar01.htm, свободный. - Загл. с экрана. -Данные соответствуют15.03.2021.

207. Савицкая Т.Е. Фэнтези: становление глобального жанра [Электронный ресурс] // Культура в современном мире. - 2012. - № 2. - РОСИНФОРМКУЛЬТУРА.

- Режим доступа: http: //infoculture.rsl .ru/donArch/home/KVM_archive/articles/2012/02/2012-02_r_kvm-s3.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 23.032021.

208. Толкин Дж. Р. Р. О волшебных сказках [Электронный ресурс] // Толкин Дж. Р. Р. Приключения Тома Бамбадила и другие стихи из Алой Книги: стихи и повести / пер. с англ. - М.: 1992. - Электр. дан. - Режим доступа: http://fairypot.narod.ru/story/Tolkien.htm, свободный. - Загл. с экрана.

- Данные соответствуют14.06.2019.

209. Толкин Дж. Р. Р. Хоббит [Электронный ресурс] / пер. с англ. К. Королев. -AST Publishers, 2013. - Элекронная библиотека ЛитРес. - Режим доступа: https://www.litres.ru/dzhon-tolkin/hobbit-150515/chitat-onlayn/, платный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют14.06.2019.

210. Толковый словарь иностранных слов Л.П. Крысина [Электронный ресурс]. -Москва : Русский язык, 1998. - Словари и энциклопедии на Академике. -Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/52163/donnerwetter, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 25.07.2019.

211. Федунина О.В. Три Ларисы в русской литературе («На ножах» Лескова, «Бесприданница» Островского и «Доктор Живаго» Пастернака) [Электронный ресурс]. - Гостиная. - 2016. - №83. - Электр. журнал. - Режим доступа: http://gostinaya.net/?p=12688, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 29.03.2020.

212. Фрейд З. Заметки о «Вечном блокноте» [Электронный ресурс] // Фрейд З. Психоаналитические этюды. - Одесса, 1926. - Электр. дан. - Режим доступа: https://freudproject.ru/?p=1565, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 22.03.2021.

213. Шекспир В. Макбет / пер. А. Радловой [Электронный ресурс] // Шекспир В. Избранные произведения / ред. текста, вступ. статья и комм. А. А. Смирнова.

- Ленинград : Худ. литература, 1939. - Библиотека Максима Мошкова -Режим доступа: http://lib.ru/SHAKESPEARE/shks_mcbeth5.txt_with-big-pictures.html, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 22.03.2019.

214. Штейнман М.А. Поэтика английской иносказательной прозы XX века (Дж.Р.Р.Толкиен и К.С.Льюис) [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05. - М.: 2000. / М.А.Штейнман; РГГУ. - Электрон. дан.

- Режим доступа: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/, свободный.

- Загл. с экрана. - Данные соответствуют 22.03.2019.

215. Aarne-Thomson-Uther Classification of Folk Tales [Electronic Resource]. - Online

- Available at: http://www.mftd.org/index.php?action=atu&act=select&atu=410, free. - Accessed 12.06.2019.

216. Abbott W. T. White Knowledge and the Cauldron of Story: The Use of Allusion in Terry Pratchett's Discworld. MA thesis. - East Tennessee State University, 2002 [Electronic Resource]. - Digital Commons at East Tennessee State University -Available at: http://dc.etsu.edu/etd/630/, free. - Accessed 14.06.2019.

217. Baudelaire Ch. Les Fleurs du Mal [Electronic Resource]. - The Project Gutenberg, 2012 - Available at: http://www.gutenberg.org/files/6099/6099-h/6099-h.htm, free.

- Accessed 29.03.2020.

218. Cambridge Dictionary [Electronic Resource]. - Online Dictionary. - Available at: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english-russian/force_2, free. -Accessed 20.06. 2019.

219. Castelow E. The Origins of Fairies [Electronic Resource] // Historic UK. -Available at: https://www.historic-uk.com/CultureUK/The-Origins-of-Fairies/, free. - Accessed 19.06.2020.

220. Collins Dictionary [Electronic Resource]. - Online Dictionary. - Available at: https://www.collinsdictionary.com, free. - Accessed 22.07.2019.

221. Enright J. Crescent Blues, 10 October, 2001[Electronic Resource]. - The L-Space Web. A Terry Pratchett / Discworld Fan Site. - Available at: http://www.co.uk.lspace.org/about-terry/interviews/crescentblues.html, free. -Accessed 25.07.2020.

222. Enright J. Million Article, 22 Oct. 1999 [Electronic Resource]. - The L-Space Web. A Terry Pratchett / Discworld Fan Site. - Available at: http://www.lspace.org/aboutterry/ interviews/million.html, free. - Accessed 25.06.2018.

223. Ferraro S. Novels You Can Sink Your Teeth Into [Electronic Resource] // The New York Times Magazine, October 14, 1990. - The New York Times Magazine Online. - Available at: https://www.nytimes.com/1990/10/14/magazine/novels-you-can-sink-your-teeth-into.html?pagewanted=all&src=pm, free. - Accessed 22.06.2020.

224. Horatius. De Arte Poetica Liber [Electronic Resource]. - Perseus Digital Library. -Available at: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:text: 1999.02.0064, free. -Accessed 15.03.2021.

225. How Vampires Work [Electronic Resource] // How Stuff Works. - Online. -Available at: https://science.howstuffworks.com/science-vs-myth/strange-creatures/vampire3.htm, free. - Accessed 22.06.2020.

226. Hunt-Anschütz A. What is Wyrd? [Electronic Resource] // Cup of Wonderro -No. 5. - October, 2001. - Online. - Available at:

http://www.wyrdwords.vispa.com/heathenry/whatwyrd.html, free. - Accessed 23.07.2019.

227. James M. Mischievous Fairy Folk [Electronic Resource] // Telling History. -Online. - Available at: http://www.tellinghistory.co.uk/resources/mff.htm, free. -Accessed 21.06.2020.

228. Macmillan Dictionary [Electronic Resource]. - Online Dictionary. - Available at: https://www.macmillandictionary.com, free. - Accessed 25.07.2019.

229. Majstorovic I. Remembering Sir Terry Pratchett on the Fifth Anniversary of his Passing [Electronic Resource] // SciFi Radio. March 12, 2020. - Online Radio. -Available at: https://scifi.radio/2020/03/12/remembering-sir-terry-pratchett-on-the-fifth-anniversary-of-his-passing/, free. - Accessed 12.01.2021.

230. McCaw N. Who IS Sherlock Holmes? [Electronic Resource]. - YouTube. -Available at: https://www.youtube.com/watch?v=I8992A5oAWM, free. -Accessed 05.04.2021.

231. Metherell-Smith S.J., Andrews D. Terry Pratchett: Carpe Discworld [Electronic Resource] // Crescent Blues. - Vol. 2, Issue 4.1 - 1999. - The L-Space Web. A Terry Pratchett/Discworld Fan Site. - Available at: http://www.lspace.org/about-terry/interviews/crescentblues.html, free. - Accessed 07.07.2020.

232. Moore D. Die Flabbergast [Electronic Resource]. - YouTube. - Available at: https://www.youtube.com/watch?v=y9tb05DMlqg, free. - Accessed 25.07.2019.

233. Not in Kansas Anymore [Electronic Resource] - TV Tropes - The Pop-Culture Wiki. Available at: https://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/NotInKansasAnymore, free. -Accessed 20.06.2019.

234. Online Etymology Dictionary [Electronic Resource]. - Online Dictionary. -Available at: https://www.etymonline.com/word/witch#etymonline_v_10798, free. - Accessed 20.03.2019.

235. Oxford English Dictionary [Electronic Resource]. - Online Dictionary. - Available at: https://en.oxforddictionaries.com/definition/weird, free. - Accessed 23.07.2019.

236. Polidori J.W. The Vampyre [Electronic Resource]. - London : Sherwood, Neely and Jones Paternoster Row, 1819. - The Project Gutenberg. - Available at: https://www.gutenberg.org/files/6087/6087-h/6087-h.htm, free. - Accessed 24.07.2019.

237. Pratchett T. A Slip of the Keyboard: Collected Nonfiction [Electronic Resource]. -Transworld, 2014. - 384 p. - Google Books. - Available at: https://www.google.ru/books/edition/A_Slip_of_the_Keyboard/671lMXMAzakC? hl=ru&gbpv=1&printsec=frontcover, free. - Accessed 26.03.2021.

238. Quote Investigator [Electronic Resource]. - Online. - Available at: https://quoteinvestigator.com, free. - Accessed 21.06.2020.

239. Rip Van Winkle [Electronic Resource] // Encyclopedia.com. - Online Encyclopedia. - Available at: https://www.encyclopedia.com/arts/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/rip-van-winkle, free. - Accessed 21.02.2021.

240. Rhodes J. For Those Red Slippers, There's No Place Like Home [Electronic Resource] // Smithsonian - January 2009. - Smithsonian Magazine Online. -Available at: https://www.smithsonianmag.com/arts-culture/for-those-ruby-red-slippers-theres-no-place-like-home-130170740/?no-ist, free. - Accessed 20.06.2019.

241. Skakespeare W. A Midsummer Night's Dream [Electronic Resource] // The Complete Works of William Shakespeare. - The Web's First Edition Of Complete Works of William Shakespeare. - Available at: http://shakespeare.mit.edu/midsummer/index.html, free. - Accessed 20.06.2019.

242. Skakespeare W. The Tragedy of Macbeth [Electronic Resource] // The Complete Works of William Shakespeare. - The Web's First Edition Of Complete Works of William Shakespeare. - Available at: http://shakespeare.mit.edu/macbeth/full.html, free. - Accessed 20.06.2019.

243. Tehrani J.J. The Phylogeny of Little Red Riding Hood [Electronic Resource] // PLoS ONE. - 8(11). - 2013: e78871. - Online Journal. - Available at: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0078871, free. - Accessed 20.06.2019.

244. The Annotated Pratchett File, v 9.0 [Electronic Resource]. - The L-Space Web. A Terry Pratchett/Discworld Fan Site. - Available at: https://www.lspace.org/books/apf/, free. - Accessed 20.06.2019.

245. Virgil. The Aeneid [Electronic Resource]. - The Project Gutenberg, 2008. -Available at: https://www.gutenberg.org/files/227/227-h/227-h.htm, free. -Accessed 29.03.2020.

246. What would we Do without the Three Good Fairies [Electronic Resource] // Oh my Disney Official Site. - Online. - Available at: https://ohmy.disney.com/movies/2014/03/19/what-would-we-do-without-the-three-good-fairies/, free. - Accessed 07.07.2020.

247. White C.A. A Conversation With Terry Pratchett [Electronic Resource] // The Internet Writing Journal, April 2000. - Online Journal. - Available at: http://www.writerswrite.com/journal/apr00/pratchett.htm, free. - Accessed 14.06.2019.

248. Words from the Master [Electronic Resource]. - The L-Space Web. A Terry Pratchett/Discworld Fan Site. - Available at: https://www.lspace.org/books/apf/words-from-the-master.html, free. - Accessed 14.06.2019.

249. Urban Dictionary [Electronic Resource]. - Online Dictionary. - Available at: https://www.urbandictionary.com, free. - Accessed 24.07.2019.

250. 9 Things You Didn't Know About Sleeping Beauty [Electronic Resource] // Oh my Disney Offcial Site - Online. - Available at: https://ohmy.disney.com/movies/2015/06/13/10-things-you-didnt-know-about-sleeping-beauty/, free. - Accessed 20.02.2020.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.